Сообщение по теме традиции празднования рождества. Рождественские традиции, обряды и приметы

Рождество Христово
(традиции празднования)

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Евангелие так изображает это величайшее, всерадостное и чудесное событие: «Я возвещаю вам , - говорит Ангел вифлеемским пастухам, - великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение

В этот день произошло великое для всего христианского мира событие - рождение Иисуса Христа в Вифлееме (Иисус в переводе с еврейского означает «спасение»). Все христиане убеждены, что Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. Ветхозаветные пророки предсказали место и время рождения Спасителя мира - 5508 от сотворения мира. Так, 7 января (25 декабря по старому стилю) - это день рождения Сына Божьего на земле. С этого дня начинается отсчет времени. Согласно преданию Евангелия, мать Иисуса Христа Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа появиться всему населению на перепись. Поскольку на перепись населения Римской империи собралось очень много людей, Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега, а потому им пришлось искать убежище в небольшой пещере, где из-за плохой погоды обычно прятались пастухи. Там Мария и родила Сына Божия. Тогда ангел спустился с неба и сообщил пастухам, которые в этот момент не спали, что Бог родился. Пастухи первые пришли поклониться младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда . Ориентируясь на нее, в пещеру с Марией и Иисусом Христом пришли трое мудрецов (волхвов), и принесли Богу подарки: золото, ладан и смирну. Золото символизировало царскую власть, ладан - волю Божию, смирна - судьбу пророка. Кстати, именно с тех давних времен пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку.


Традиция отмечать это событие как праздник появилась значительно позже. Одно из первых упоминаний о дне празднования рождения Иисуса Христа датируется четвертым веком. Исходя из исторических данных, ученые сделали вывод о том, что Иисус родился не в зимнее время, а дата 25 декабря была выбрана из-за того, что, начиная с этого момента, увеличивается световой день. У язычников этот день именовался как праздник «Рождение Солнца Непобедимого», а после принятия в Риме христианства стал днем рождения Христа – «Рождения Солнца Правды». Еще существует несколько других теорий, каждая из которых по-своему объясняет выбор именно этого дня для празднования появления на свет сына Божьего.


Император Аврелиан ввёл официальный культ Непобедимого Солнца, учреждая бога солнца в качестве главного божества империи. На посеребрённой бронзовой монете римской чеканки (274-275 годы) Аврелиан в своей короне с солнечными лучами

Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь Праздник Рождества отмечают 7 января по новому стилю (что и соответствует 25 декабря по старому Юлианскому календарю, которого эти Церкви придерживаются). Этот праздник приходит к людям морозной ночи в час полуночной храмовой службы в сиянии свечей, в свете звезд и громком пении хора. Звуки детских голосов, славословят Бога, как ангельский глас, наполняют торжеством Вселенную. Небо и земля славят Рождество Христово. На земле, хотя бы ненадолго, воцаряется мир, а сердца наполняются доброй волей. В пределах предпразднества и попразднества праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней. В последний день перед праздником совершается навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), свидетельствующее об особенной важности наступающего торжества, ибо навечерия бывают только перед важнейшими праздниками. В Православной Церкви в навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей. По традиции, берущей свое начало в языческих временах, в Сочельник запрещено вкушать пищу до первой звезды. Именно поэтому празднование Рождества Христова начинается с восходом вечерней зари, которая, согласно легенде, возвестила всему миру о времени рождения Сына Божьего. Сам день Рождества Христова во плоти, как важнейший и торжественнейший. В этот день, по гласу Церкви, "всяческая радости наполняются. Ликуют Ангели вей на небеси, и радуются человецы: играет же вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста и царствует Христос во веки ".


Рождество - великий день всего христианского мира - издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом - Святками. Святочные обряды со временем превратились в рождественские. Рождество православная семья ждала весь год, подготовка была к нему основательной. Шесть недель до Рождества постились, ели рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака; кто по беднее - селедку, сома, леща. В России было много любой рыбы. Зато на рождество все ели свинину.

В украинской культуре Рождество начинают праздновать шестого января, в Свят вечер . Вечерняя трапеза становиться окончанием строгого предрождественского сорокадневного поста. За столом принято собираться всей семьей сразу же после появления первой звезды в небе, которая символизирует Вифлеемскую звезду, оповестившую пастухов о рождении Иисуса. Обязательно на столе наличие двенадцати блюд - в честь двенадцати апостолов. Основным блюдом на постном столе является кутя, которая представляет собой пшеничную или рисовую кашу смешанную с маком, изюмом, медом и орехами, а также узвар – сваренный из сухофруктов компот. Седьмого числа в гости ходят только к родственникам, а также колядовать.


Вечерняя трапеза на Святвечер, 6 января.
Обязательно на столе наличие двенадцати блюд - в честь двенадцати апостолов

В России перед Рождеством шестого числа наступает сочельник, его названия произошло от особой пищи, которую по традиции едят в этот день. Сочиво состоит из вареной пшеницы и меда. После восхода первой звезды все садятся за стол, накрытый двенадцатью постными блюдами, и в торжественной тишине ужинают. Для русского народа одним из самых веселых периодов в году являются Святки, во время которых проходят массовые гуляния, игры, поятся песни, все веселятся и шутят. Также в это время молодые девушки гадают, считается, что именно на Рождество можно наиболее точно предсказать свое будущее.


В большинстве стран христиаского мира (католического, протестанского и некоторых православных церков) Рождество празднуют 25 декабря в соответствии с новым григорианским календарем. Религиозное празднование начинается в ночь с двадцать четвертого на двадцать пятое декабря с полуночной мессы. Несмотря на некукю схожесть в праздновании Рождества в странах Европы и Америки, особенности разных культур и народов дополняют его своими неповторными красками. Например, многие американцы, чьи предки переселились в Америку из Польши, до сих пор хранят свои традиции. Перед Рождеством 24 декабря они раскладывают сено на полу и под скатертью. Это должно напоминать им о постоялом дворе, хлеве и яслях, где был рожден Иисус. Строгий пост в этот день до первой звезды. Вечером, как только восходит первая звезда, начинается традиционный польский предрождественский ужин. Свекольный суп, разнообразная рыба, капуста, грибы и "сладкое мясо" (не настоящее мясо, а сладость из меда и мака) - традиционные блюда для такого праздника. Правда, мясные блюда можно будет есть лишь на само Рождество – 25 декабря.

Американцы с венгерскими корнями уделяют большое внимание церковной службе и пению в рождественский вечер и день. Пожалуй, больше, чем любые другие американцы, откуда бы ни были их предки. Вечером они собираются в своих дворах вокруг наряженных елок и ждут появления первой звезды. После этого готовят обильно приправленную пищу: рулеты с грецкими орехами и маком, вареники с медом и маком, бисквиты с тмином, кунжутом и анисом.

На юге США Рождество празднуют особенно шумно: с фейерверками и салютом. Ранние поселенцы поздравляли так своих соседей. Так же считалось, что таким образом изгоняются злые духи.


Совсем другая традиция на холодной Аляске. В рождественскую ночь группы мальчиков и девочек с фонариками в руках носят из дома в дом большую картонную звезду, украшенную кусочками цветной бумаги. На следующий день дети переодеваются в свиту царя Ирода и пытаются убить младенца Иисуса, инсценируя, таким образом, события двухтысячелетней давности.

Чрезвычайно крепки и красочны традиции празднования Рождества в Украине. В некоторых регионах Украины существует традиция украшать стол Дидухом , снопом пшеницы или овса специальной формы: с четырьмя ногами и большим количеством узлов, символизирующий благополучие на следующий год. Как в старину, многие к Рождеству пол в деревенских избах покрывают свежим сеном, а стол - соломой, на которую затем стелят скатерть и ставят угощение. Все это напоминает, что Спаситель родился не в царских чертогах, а в овечьем хлеву и был положен в ясли на солому. Утром 7 января вся семья или несколько представителей идут в церковь на праздничную молитву, а возвращаясь из церкви, люди радостно здороваются: - «Христос родился!» Им отвечают - «Славьте его!» Начиная с вечера 6 января, всюду ходят христославы (колядники) с «Вифлеемской звездой». На палке закреплялась большая звезда из золоченой бумаги, украшается фонариком, бумажными гирляндами, иногда иконой Рождества, Спасителя или Божией Матери, затем с этой звездой поющие рождественские гимны обходят окрестные дома. Такие посещения называются колядованием .


Колядники

Древним рождественским обычаем в Украине было (да и часто остается) хождение с вертепом . Вертеп представлял из себя небольшой короб, изображающий пещеру, где, по преданию, родился Христос. Этот короб был миниатюрным кукольным театром, в котором народные умельцы играли целые спектакли на тему Рождества. В XIX веке во многих городских домах вошло в моду делать для детей маленький домашний вертеп. Его ставили под елку. Кукол искусно изготавливали из бумаги, ваты, воска, наряжали в парчовые и шелковые кафтаны. Здесь были и восточные волхвы, и ангелы, которые славословили, но центром композиции неизбежно были Мария с Иосифом, склонившиеся над яслями с Божественным Младенцем. В западных и южных областях Украины такой вертеп нередко устанавливали в церкви. В последнее время традиция сооружения вертепа под елкой стала возрождаться, куклы для него можно приобрести даже в магазине.


Вертеп

Колядовать ходили и ряженые - они в ролях разыгрывали рождественские рассказы, а кроме того и другие христианские сюжеты, которые пользуются неизменным успехом в народе. К ним обычно входили Коза, Ирод, Пастухи, Цари, Жиды и даже Смерть. Смерть - это вообще экстравагантный персонаж. Ночью как увидишь, то можно испугаться. Все имеют маски и никогда не узнаешь, знакомые под ними или нет. А вот с Жидами следует быть особенно аккуратными, а то выманит у Вас все деньги. Переходя от дома к дому с известием вифлеемских пастырей, ряженые прославляли пришествия в мир Спасителя, который показал единственный путь к настоящему счастью - через любовь к ближним, отверз двери милосердия и сострадания.


Участники театрализованных рождественских вертепов и колядок

Несмотря на особенности традиций празднования Рождества у разных народов, в нынешнее время практически всех их объединяют некие общие символы . К таковым относятся и традиция дарить на Рождество подарки, и обязательный персонаж праздника – Санта-Клаус (у нас Дед Мороз), и рождественская елка, украшенная игрушками и гирляндами. Практически повсеместно на Рождество вешают праздничные венки и колокольчики, а также зажигают рождественские свечи. В этот светлый праздник все люди славят Христа, приветствуют друг друга: «Христос родился!», а родным и близким посылают рождественские отркрытки.

Узнайте еще о праздниках Нового года и Рождества Христова:

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Один из самых великих праздников христианского мира - день появления на свет Сына Божьего, младенца Иисуса. В чём отличие православной традиции от католической? Откуда взялся обычай наряжать рождественскую ёлку? Как проходит празднование Рождества в разных странах? Обо всём этом пойдёт речь в данной статье.

История Рождества

История празднования Рождества начинается с рождения маленького Иисуса в палестинском городе Вифлееме.

Преемник Юлия Цезаря, император Август, повелел произвести всеобщую перепись населения в своём государстве, в которое тогда входила и Палестина. У евреев в те времена существовал обычай вести учёт по домам и родам, каждый из которых относился к определённому городу. Поэтому Дева Мария вместе с мужем, старцем Иосифом, вынуждены были покинуть галилейский город Назарет. Им пришлось отправиться в Вифлеем - город рода Давида, к которому принадлежали они оба, для того, чтобы их имена внести в список подданных кесаря.

В связи с приказом о переписи все гостиницы в городе оказались заполнены. Беременной Марии вместе с Иосифом удалось отыскать ночлег в известняковой пещере, куда пастухи обычно сгоняли скот. В этом месте в холодную зимнюю ночь и был рождён маленький Иисус. За неимением люльки Пресвятая Дева спеленала сына и уложила в ясли - кормушку для скота.

Первыми, кто узнал о рождении Божьего Сына, стали пастухи, сторожившие неподалёку стадо. Им явился Ангел, который торжественно объявил о появлении на свет Спасителя Мира. Взволнованные пастухи поспешили в Вифлеем и нашли пещеру, в которой ночевали Иосиф и Мария с младенцем.

В то же время с востока на встречу со Спасителем торопились волхвы (мудрецы), давно ожидавшие его появления на свет. Яркая звезда, которая внезапно зажглась в небе, указала им путь. Поклонившись новорождённому Сыну Божьему, волхвы преподнесли ему символические дары. Долгожданному рождению Спасителя возрадовался весь мир.

Католическое и православное Рождество: традиции празднования

История не сохранила сведений о точной дате рождения Иисуса Христа. В древние времена первые христиане считали датой празднования Рождества 6 (19) января. Они полагали, что Сын Божий, искупитель человеческих грехов, должен был родиться в тот же день, что и первый грешник на Земле - Адам.

Позднее, в IV столетии, указом римского императора Константина Рождество было велено праздновать 25 декабря. Это подтверждало предположение, что Сын Божий был зачат в день приходившийся на 25 марта. Кроме того, в этот день римляне некогда отмечали языческий праздник Солнца, которое теперь олицетворял Иисус.

Разница во взглядах православной и католической церквей на дату празднования Рождества возникла в результате введения в обиход в конце XVI века Многие православные и восточнокатолические церкви продолжали считать днём рождения Иисуса Христа 25 декабря по старому, юлианскому, календарю - соответственно, теперь они праздновали его 7 января по новому стилю. Католическая же и протестантская церкви избрали иной путь, объявив днём Рождества 25 декабря по новому календарю. Так закрепилось расхождение в традициях католиков и православных, которое существует до сих пор.

Обычаи православного Рождества: Рождественский пост

В те времена существовала традиция наряжать ель блестящими мелочами, фигурками из цветной бумаги, монетами и даже вафлями. К XVII веку в Германии и Скандинавии украшение ёлки превратилось в неизменный обряд, символизирующий празднование Рождества.

В России этот обычай возник благодаря Петру Первому, который велел подданным украшать дома в святочные дни еловыми и сосновыми ветвями. А в 1830-х годах в домах петербургских немцев появились и первые целые ёлки. Постепенно эту традицию подхватили и коренные жители страны с присущим русским широким размахом. Ели начали устанавливать повсеместно, в том числе на площадях и улицах городов. В сознании людей они стали прочно ассоциироваться с рождественским праздником.

Рождество и Новый год в России

В 1916 году празднование Рождества в России было официально запрещено. Шла война с Германией, и Святейший Синод счёл рождественскую ёлку "вражьей затеей".

С образованием Советского Союза людям снова разрешили ставить и наряжать ёлки. Однако религиозное значение Рождества сместилось на второй план, а его обряды и атрибуты постепенно впитал в себя Новый Год, превратившийся в светский семейный праздник. Вифлеемскую семиконечную звёздочку на верхушке ели сменила пятиконечная советская звезда. Выходной в день Рождества отменили.

После того как распался СССР, особых изменений не произошло. Самым значимым зимним праздником на постсоветском пространстве по-прежнему остаётся Новый Год. Рождество начали широко отмечать относительно недавно, в основном - православные верующие, живущие в этих странах. Тем не менее, в рождественскую ночь в храмах проводятся торжественные богослужения, которые напрямую транслируются по телевидению, празднику также был возвращён статус выходного дня.

Праздник Рождества в США

В Соединённых Штатах Америки традиции празднования Рождества стали приживаться довольно поздно - с XVIII века. Пуритане, протестанты и баптисты, которые составляли большую и самую влиятельную часть переселенцев в Новый Свет, долгое время сопротивлялись его празднованию, даже введя за это штрафы и наказания на законодательном уровне.

Первая американская рождественская ель была установлена перед Белым домом только в 1891 году. А ещё через четыре года 25 декабря было признано общенациональным праздником и объявлено выходным днём.

Обычаи празднования католического Рождества: украшение домов

В США к Рождеству принято празднично наряжать не только ёлки, но и дома. Вдоль окон и под крышами развешивают иллюминацию, сверкающую всеми цветами радуги. Гирляндами украшают также деревья и кусты в саду.

Перед входными дверями хозяева дома обычно выставляют светящиеся фигуры животных или снеговиков. А на саму дверь вешается из еловых ветвей и шишек, перевитых лентами, дополненный бусами, колокольчиками и цветами. Такими венками также украшают внутренне убранство дома. Вечнозелёная хвоя - олицетворение торжества над смертью - символизирует счастье и благополучие.

Обычаи празднования католического Рождества: семейный вечер

Принято, чтобы на празднование Рождества Христова большая семья в полном составе собиралась в доме родителей. Перед началом праздничного ужина глава семейства обычно читает молитву. Затем каждый съедает по кусочку освящённого хлеба и выпивает по глотку красного вина.

После этого можно приступать к трапезе. Традиционные блюда, которые готовятся в честь празднования Рождества, свои в каждой стране и регионе. Так, в США на стол обязательно подаётся суп из бобов и капусты, домашние колбасы, рыба, картофельный пирог. Англичане и шотландцы к этому дню непременно фаршируют индейку, готовят пирог с мясом. В Германии традиционно готовят гуся и варят глинтвейн.

Обычаи празднования католического Рождества: подарки и гимны

После щедрого и сытного праздничного ужина все обычно начинают вручать друг другу подарки. А малыши готовят "рождественские носки", которые развешивают у камина: наутро Санта-Клаус непременно оставит там для них сюрприз. Часто дети оставляют под ёлкой лакомства для Санта-Клауса и его оленя, чтобы те в Рождество тоже не были голодными.

Празднование Рождества Христова в небольших американских городках сохранило также ещё одну приятную традицию. Рождественским утром люди ходят в гости друг к другу и поют старинные песни, посвящённые этому празднику. Дети, наряженные ангелами, исполняют рождественские гимны, прославляют Бога и рождение младенца Иисуса Христа.

Рождество – особенный светлый празник, исполненный радости и ожидания чуда! Его с нетерпением ждут и , и взрослые. Рождество дарит нам покой, умиротворение, надежду и веру в прекрасное будущее. Это семейный праздник, его отмечают в теплом семейном кругу. Рождество – время забыть старые обиды, простить и попросить прощения у тех, кого мы могли обидеть, поблагодарить всех, кто был добр к нам или просто был рядом, кто поддерживал нас и верил в нас. Это время пожелать друг другу воплощения всех мечтаний и надежд.

Знаем ли мы рождественские традиции и обычаи?

Рождество – это великое событие для всего христианского мира, праздник рождения Иисуса Христа. От этого дня начался отсчет времени. Я расскажу вам об украинских рождественских традициях и обычаях, хотя, я думаю, они идентичны у всех православных христиан. Важно помнить о них.

Рождеству предшествует четырехнедельный пост с 27 ноября до 6 января. В это время выполняли все домашние дела: приводили в порядок жилище, делали косметический ремонт, украшали стены росписями, рушниками, раскладывали ковры. Красный угол всегда украшали особенно торжественно зажженной свечей и лампадой. Здесь размещали главный символ всех зимних праздников – дидух (сноп из колосков пшеницы и ржи, собранных во время жатвы). Зерна дидуха сохраняли до весны и добавляли их в посевной материал для хорошего урожая. С Рождеством связано много народных примет. Если в первые три дня праздника появляется иней на деревьях, то будет хороший урожай хлеба. Будет богатый урожай зерновых и травы пышными, если на Рождество глубокий снег. Если на небе много звезд, то порадует урожай ягод. Если же на Рождество тепло, то весна будет холодной.

Традиции празднования Рождества передавались из поколения в поколение. У наших дедушек и бабушек обязательным было выстилание пола сеном, а на стол клали солому, что было символом ясел, в которые положили новорожденного Христа. Важной составляющей празднования Рождества было раздача милостыни. Этот процесс дарил радость и праздничное настроение не только тем, кто получал милостыню и имел, таким образом, возможность отпраздновать Рождество, но и тем, кто ее давал. Святой обязанностью и большим счастьем было принять в своем доме бедного или сироту, и что очень важно, их не только принимали в доме, но и относились как к члену семьи, как к родному.

Празднование Рождества начиналось с появлением первой звездочки на небе 6 января. На стол подавали праздничный ужин, который традиционно состоял из 12 блюд. Количество явств на столе имеют существенное значение, они символизируют 12 апостолов, которые были первыми учениками Христа. Ужин начинался с молитвы, которую произносила вся семья вместе. Хозяин садился за стол первым, он всем раздавал традиционную кутью, после нее следовали другие блюда: узвар, борщ, голубцы, вареники с картошкой, грибами, капустой, творогом, капуста тушеная, маринованные грибочки, селедочка, пампушки и прочее. Ассортимент блюд для разных регионов Украины может отличаться, но важно их количество и то, что они были постными. Мясные блюда пробовали на следующий день (7 января) после возвращения из храма.

Как готовить настоящую и очень вкусную кутью, делится со зрителями известный украинский кулинар Алла Ковальчук.

Самыми яркими рождественскими традициями можно с уверенностью назвать вертеп и колядки. Самым почетным в вертепе было ношение восьмиконечной Вифлеемской звезды, которую делали из позолоченной бумаги и украшали фонариком, готовили также маски животных.

В вертепе могло быть неограниченное количество действующих лиц, все были ярко наряжены, они разыгрывали представления, иллюстрирующие рождение Иисуса Христа и библейские истории. Пели колядки и рождественские песни. Колядовать могут все: дети, взрослые, юноши, девушки. Хозяева раздавали колядникам угощение и подарки.

Вот такие украинские и сейчас соблюдаются во многих семьях, особенно в селах. Это невероятно красивое, завораживающее, волшебное действо – празднование Рождества.

Мира, добра, счастья, здоровья всем и Божьей милости!

Наверное, наиболее известной колядкой для украинцев является песня «Добрий вечір тобі!»

Добрий вечір тобі, пане господарю, радуйся,

Застеляйте столи, та все килимами, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
Та кладіть калачі з ярої пшениці, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
Бо прийдуть до тебе три празники в гості, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А перший же празник: Рождество Христове, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А другий же празник: Святого Василя, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.
А третій же празник: Святе Водохреща, радуйся,
Ой, радуйся, земле, Син Божий народився.

А сейчас предлагаю вашему вниманию колядки українською мовою .

Українські колядки для дітей

Коляду для вас співаю,
Дай вам боже урожаю,
Щедрих нив, садів квітучих,
Зірку в небі на Святвечір
Для дорослих и малечі.
Коляда моя лунає,
Увесь світ з Різдвом вітає.

Коляд, коляд, колядниця.
Добра з медом паляниця.
А без меду не така,
Дайте, дядьку, п’ятака.
Як не дасте п’ятака,
Візьму бика за рога.
Не давайте копійки,
Бо порвуться кишеньки,
Будьте, люди, гонорові!
Дайте гроші паперові.

Ой радуйся земле! Коляда іде!
Святий вечір, добрий вечір!
Коляда іде, всім дари везе.
Всім дари везе, нам слово каже,
Нам слово каже, що весь світ сяє.
Земле, земле, одчиняй двері.
Одчиняй двері, бо твій князь їде!

Добрий вечір тобі, пане господарю!
Винеси ти нам ковбасок пару,
Ой походи коло пічки,
Пошукай нам перепічки.
Винеси сала, не скупися,
Щоб ячмінь твій уродився,
Щоб нажали сто кіп жита,
Щоб сім`я була вся сита!
Щоб скотинка водилася,
Щоб пшениця родилася,
Щоб у хаті всього мали –
Колядників пригощали.

Я маленький пастушок,
Загорнувся в кожушок,
На скрипочці граю,
Вас всіх вітаю.
А ви, люди, чуйте,
Коляду готуйте –
Яблучка, горішки
Дітям на потішки.

Колядин, колядин,
Я у батька один.
Мені не дивуйте,
Ковбасу лаштуйте.
Колядин, колядин,
Я у мами один.
Несіть мені пиріжок,
Та й положіть у мішок.
Колядин, колядин,
Я в бабусі один.
По коліна кожушок,
Дайте дядку пирожок.
Колядин, колядин,
А я в дядька один,
У порватім кожушку,
Несіть мені пампушку.

Дай, Боже, вечір добрий!
Дайте пиріг довгий.
А хоч коротенький,
Так мачку повненький,
Без ручок, без ніжок,
Щоб не побіг у сніжок!
Та не ламайте,
Та по цілому давайте.

Ой на річці, на Йордані,
Там Пречиста ризи прала,
Свого сина сповивала,
На ялині колихала.
Прилетіли три янголи,
Взяли Христа під небеса.
Всі небеса розтворилися,
Всім святим поклонилися.

Маленький Ісусик не спить, не дрімає,
Своїми рученятами весь світ обіймає.
І вашу хатину, і вашу родину,
І всю Україну – Христос ся рождає!

Ой ішла Колядка
Вулицями в місті,
У стічках сріблястих,
В світлому намисті.
Іскорки веселі
На сніг розсипала,
„Божий син родився!” –
Усіх сповіщала.

В гарну днину, в добрий час
Із Різдвом вітаєм Вас,
Із Вечерею Святою, веселою колядою.
Хай колядочка лунає

У Вифлеємі –
В стайні на сіні –
Христос родився
Всім на спасіння!
Люди, радійте,
Христа вітайте,
Божому сину
Славу віддайте!
Слава на небі
Богу Святому,
На землі спокій
Роду людському!

Ой, Ісусе любий, кращий, як ті квіти,
Пригорни до себе нині українські діти.
Щоби були добрі, щоби були щасні,
І розумні, і здорові, мов ті квіти красні.
Ти, Дитино Божа, на пахучім сіні,
Дай нам щастя й кращу долю рідній Україні!

Небо ясні зірки вкрили,
Нашу землю освітили.
Снігом білим спорошило,
Нам дорогу помостило.
Добрий вечір господарю,
Ми принесли Богу дари.
Наши пісні гарні дари
Рожденному для похвали.
Боже благий, Боже щирий,
Пошли же нам рік щасливий.

Ой, у полі, полі
Ой, у полі, полі
Самітня хатинка.
Там Спаситель народився -
Божая дитинка.
Пастушки у полі
Ягнят стерегли.
Як почули про Ісуса -
До ясел прибігли.
Прибігли, прибігли,
Та й стали питати,
Чи дозволить Божа Мати
Ісуса вітати.
Ісусе, Ісусе,
Рожевий квіточку,
Даруй літа щасливії
В рідну хатиночку.

Десь падає сніжок тихенько
Плеяда зірочок засяяла маленьких
В грубці потріскують полінця
Ангелики враз стали на колінця
Ісусика вони вітають
І чемно рученьки складають
І ми спішімо привітати
І найцінніші дари дати
І віру, і любов свої
Даруємо Дитяточко тобі
Христос народився!

Сніжинко-сніжинонько,
Лети на Вкраїноньку,
Стелись полем рясно,
Щоб родило красно!
Стелися стежинами
Помежи хатинами,
Ходять гості дорогі,
Носять з щастям пироги.
Стелися порошею,
Думами хорошими.
Замітай — звеселюй
Душу і оселю!

Святий вечір а я йду, сидить заєць на льоду.
Я його і став питати куди йти колядувати.
Він мені і показав ще й вушками помахав:
„Іди, іди туди де добрі люди, де добрий господар,
Де добра господиня дають дітям щедрий дар”
Добрий вечір. Христос народився! Славити Христа!

В завершении замечательный ролик от украинской певицы Тины Кароль. Он ярко демонстриует, как проходят колядки в Украине. Вот такие рождественские традиции и обычаи у нашего народа!

Как правильно отмечать Рождество Христово. Чего нельзя делать. Христианские традиции и обычаи. Приметы на Рождество. Как поздравить с Рождеством Христовым.

В ночь с 6 на 7 января весь православный мир отмечает Рождество Христово - один из самых главных христианских праздников.

Это праздник, символизирующий обновление. Ведь именно рождение Христа провозгласило для человечества новую, светлую эру. Не случайно даже было установлено новое летоисчисление - от Рождества Христова.

Рождение во плоти Иисуса Христа от Девы Марии - это одно из чудес, явленных Господом человечеству. Поэтому и в праздник Рождества Христова все ожидают чуда и молятся за то, чтобы следующий год был лучше и счастливее уходящего.

Этот светлый праздник в православии входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным .

Празднование Рождества начинается 6 января с появлением на небосводе первой звезды. Как известно, после рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов.

всё про Рождество Христово

Канун Рождества называется Сочельник . В русском языке название произошло от слова «сочиво». Оно обозначает замоченные зёрна пшеницы - прообраз хорошо знакомой нам кутьи. Православные христиане отмечают рождественский Сочельник 6 января.

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве.

Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается...» - один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение - богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год - на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие: его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название.

Что приготовить на Рождество:

На рождественском столе принято ставить 12 блюд, а украшает стол Кутья. 6 января кончается пост и начинается Сочельник.

Каждая хозяйка предпочитает свой рецепт приготовления Кутьи. Рецептов существует великое множество. Самый простой: берут крупу и замачивают ее на ночь, после варят до готовности и добавляют всякие сладости. Так к примеру можно взять рис мед и мармелад, так же пшено мак и мед, некоторые даже варят кутью из перловой и пшенной крупы. Можно добавлять в Кутью мармелад или же цукаты.

Также на рождественском столе принято подавать Узвар – компот из сухофруктов.

В сам день Рождества верующие празднуют и пируют - «разговляются», уже разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу.

Традиционными на рождественском столе являются разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подаются и запечённые птица и рыба, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняют и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовят запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовят разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым.

Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год - всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки принято гадать . В некоторых деревнях на Святки жгли солому - по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда.

Чего нельзя делать на Рождество:

Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду - «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Народная пословица гласит: Кто в Рождество скотину забьет - тот через три года умрет.

Нельзя давать в сочельник под Рождество взаймы то, что связано с огнем, например, огниво, спички, зажигалку, ведро угля или дров и т. д., иначе вас постигнет несчастье.

Никогда не шейте, не мойте голову, не стирайте и не давайте взаймы в трехдневные святые праздники (Рождество, Пасха и Троица), иначе наживете себе слез и нищеты.

В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук. Не стригут волосы и не прядут шерсть. Не стирают и не кипятят белье. Верующие всю грязную работу к этому дню должны закончить еще в Чистый четверг, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть.

За рождественский стол нельзя садиться в траурной, то есть в черной одежде - беду накличете.

Если в этот светлый день в вашем дворе завоет собака, то быть беде. Чтобы от нее отвязаться, нужно тут же подойти к собаке, отвязать ее и сказать: «Как тебя веревка не держит, так бы и беда за мой дом не держалась!».

Не покупайте 8 января, на второй день Рождества, веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников. Не варите и не ешьте в этот день кисель, чтобы не зазвать в дом покойника.

Девятого января, в третий день Рождества, до заката ни в коем случае не рубите дрова.

Что нужно делать на Рождество:

Согласно народным поверьям, чтобы ваши родные люди были счастливы и здоровы в течение целого года, в праздник Рождества Христова 7 января попросите самого старшего члена семьи угостить всех родственников молоком. Поднося кому-то молоко, он должен каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь».

Накануне Рождества в прежние времена выносили и оставляли еду для нуждающихся людей или раздавали угощенье - считалось, что таким образом все умершие предки, не успевшие поесть перед своей смертью, утоляли свой голод. Еду после праздничного застолья не убирали со стола, чтобы и души мертвых родственников откушали праздничной пищи, и за это они будут о вас молиться.

В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляют ведро на мороз, а утром ставят на огонь и говорят: «Лед растает, вода закипит, а у [такого-то] по мне душа заболит». Воду эту дают мужу умываться или в виде чая/супа, а также стирают в ней белье мужа. Святая рождественская вода всегда помогает женской беде.

Просите у Бога под Рождество то, что очень нужно. Просите семьдесят семь раз - и вам будет дано. Кто в Рождество в три часа ночи попросит о чем-либо Бога, тому это будет дано.

Если в Рождественскую ночь высмотреть в небе летящую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

7 января в мороз выскочите на улицу налегке и, как только на теле выступят мурашки, скажите: «Как пупырышек много на моей коже, так чтобы и денег было столь много у меня тоже».

Приметы на Рождество:

♦ Если к вам в дом первым заявится человек в пьяном виде, весь предстоящий год будет в шуме и ссорах. Если ваш порог первой перешагнет женщина, то это к сплетням и неудачам. Если мужчина или мальчик - к благополучию. Если старик или старушка - к долгой жизни. Если к вам в окно постучится птица - к удивительной новости. Если к вам придет нищий или нищенка - к потере и нужде. Если появятся несколько человек сразу - к богатой жизни.

♦ Если к вам под Рождество утром первым зайдет мужчина, надевайте в этот день однотонную одежду, если женщина - цветное платье, чтобы весь год прошел благополучно.

♦ Когда семья сядет за стол под Рождество и при появлении первой звезды начнет вечерять, то незамужняя девушка или неженатый парень из этой семьи, взяв первый не постный кусок в рот, должен держать его на языке и не глотать, пока, выйдя на улицу, случайно не услышит от проходящих мимо людей какое-нибудь имя. Считалось, что такое же имя будет у жениха или у невесты. Люди говорят, что эта примета сбывалась не раз.

♦ Огурцы будут крепкими и хрустящими, если вы засолите их именно в тот день недели, в какой было Рождество в этом году. Хорошая хозяйка для этой цели хранит в укромном месте соль, взятую в Чистый четверг.

♦ Хорошая, добрая примета, если во время рождественского застолья домашний кот сидит под столом - это означает, что в этом году из всех сидящих за столом никто не умрет.

♦ Если утром в Рождество к вам зайдут двое, то в вашем доме не будет смерти, развода и разлук в течение года.

♦ Если в вашем доме в этот день кто-нибудь что-то разольет или разобьет, то весь год для вашей семьи будет неспокойным.

♦ Если человек, идущий в церковь на Рождество, споткнется, то через двенадцать лет, день в день, он заболеет. Чтобы этого не случилось, нужно тут же сказать: «Не к дьяволу, а к Богу иду, Он меня и спасет».

♦ Девятого января обязательно навестите своих кумовьев и родителей.

♦ Ребенок, который 10 января самостоятельно сделает первые шаги, будет здоров, красив и проживет долгую жизнь.

♦ Если больной человек громко чихнет в третий день Рождества, то он скоро выздоровеет и проживет еще долго. Если человек, который тяжело болен, заговорит в этот день о блинах или лошадях, то он скоро отойдет в мир иной.

♦ Десятого января не ставьте опару или квашню.

♦ Одиннадцатого января не подавайте мужу полотенце, иначе он станет распускать руки.

♦ После того, как вам 11 января постучат в дверь или позвонят, сразу же не открывайте. Подождите, когда постучат или позвонят во второй раз, иначе вы в дом болезнь пригласите.

♦ Если Рождество Христово выпадает на понедельник, то в этот год много мужчин умрет. Если Рождество Христово совпадает со вторником, к столу зовут четное число гостей, чтобы не пригласить в дом нищету. Если Рождество Христово выпадает на субботу, то в этот год преставится много стариков, не дожив до следующего Рождества.

♦ Если повитуху звали к роженице и та рожала дитя на Рождество, то бабка-повитуха ни за что не брала даже копеечки за свои труды, мало того, она была обязана стать младенцу крестной матерью. Этот обычай никогда не нарушался, старые люди знали: кто возьмет за роды деньги, то потратит их на гроб для себя.

Поздравления с Рождеством Христовым:

♦ С Рождеством! Со светлым Днём!
Пусть в этот день везёт во всём!
Пусть радость в дом заглянет ваш,
Машина новая ‒ в гараж,
Работа прибыльная ‒ в дом,
И деток много-много в нём!

♦ Пускай рождественское чудо
Одарит вас своим теплом,
Пусть никогда не будет худо,
Встречайте каждый день с добром!

♦ Зажглась звезда добра и волшебства ‒
Счастливого святого Рождества!
Пусть Бог хранит, и люди помогают!
Пусть звёздный свет в душе не угасает!
Пусть счастьем и богатством полон дом!
Любви, здоровья, мира! С Рождеством!

♦ Пусть ночь искрится волшебством,
Несётся ввысь снежинок стая.
Вас поздравляем с Рождеством,
Улыбок, радости желаем.
Поток божественной любви
Струится пусть чудесным светом,
И вас Господь благословит
Здоровьем, счастьем и успехом!

♦ Мы вам желаем в Рождество
Улыбок, искреннего смеха,
Здоровья крепкого, успеха
И много доброго всего.
Пускай играет в сердце кровь,
И радость длится бесконечно.
И да пребудут с вами вечно
Надежда, вера и любовь!

♦ Поздравляю тебя с Рождеством
И хочу от души пожелать,
Чтобы счастьем была жизнь полна,
Чтоб невзгод и печалей не знать!
Я желаю тебе, чтоб исполнились
Все надежды твои и мечты,
Чтобы чистой любовью и нежностью
Наслаждаться всегда могла ты!

♦ Пусть в светлый праздник Рождества
Исполнится всё то, о чём мечтали!
Пусть в доме будет много радости, добра,
А сердце пусть не ведает печали!
Желаю много сказочных чудес,
Тепла любви, душевной чистоты!
И пусть снежинки падают с небес,
Храня покой небесной красоты!

♦ Вот и снова Рождество ‒
Сил Небесных торжество!
В этот день Христос пришёл,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму!
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой!

♦ Свечей мерцанье греет дом
И золотом искрится,
Когда волшебным Рождеством
Господь на свет явится!
За нас Он жизнь свою отдал ‒
Должны об этом помнить,
И что народу завещал ‒
Старательно исполнить!
Пусть охраняет ваш покой
От ставень до порога
Долготерпивая любовь,
Простая вера в Бога!

♦ Зажглась звезда ‒ Христос родился ‒
И мир любовью озарился!
Пусть счастье входит в каждый дом!
С прекрасным светлым Рождеством!

♦ Сегодня к нам Христос явился,
Чтоб научить Любви людей.
Друзья, давайте все отметим
И станем хоть чуть-чуть добрей!

♦ Пусть снежинка звенит,
Возвещая рожденье,
И восторгом наполнит
Твоё настроенье!
Ведь сегодня Спасенья,
Любви торжество ‒
Наступает святого
Христа Рождество!

♦ Когда снега укроют землю,
И Рождество наступит вновь,
Бокал за счастье поднимите,
За мир, за дружбу, за любовь!
И чтоб без горя и сомнений
Прожить Вам много светлых дней!
Сберечь уют, покой семейный
И уважение друзей!

♦ С добрым светлым Рождеством,
Что уже стучится в дом!
Распахните шире двери
Вы Любви, Надежде, Вере!
Меховые ёлочки
Пахнут на весь дом,
Каждая иголочка
Шепчет: "С Рождеством!"
Пусть обиды и потери
Улетают, как листва!
Пусть войдёт удача в двери
В светлый праздник Рождества!

♦ Примите поздравленья в Рождество!
Пусть в вашей жизни чудо приключится!
Пусть радость, вдохновенье и добро
Сумеют в вашем доме поселиться!

♦ Сегодня ‒ День Рождения Христа ‒
Несётся по планете весть благая!
Желаю в этот праздник Рождества
Согласия и радости без края!

♦ С новогодним настроеньем!
С новогодним угощеньем!
С новогодним торжеством!
Со счастливым Рождеством!
Пусть в семье всё будет ладом,
И удача будет рядом!
Пусть здоровье будет добрым,
Счастье ‒ светлым, бесподобным!

♦ Рождество пришло в ваш дом,
Счастье разлилось кругом!
Пусть улыбки в нём витают,
И еще я вам желаю:
Доброты и красоты,
Чтоб сбывались все мечты,
Пусть здоровье не подводит,
И удача пусть заходит!

Похожие публикации