Дразнилки для начальной школы. Дразнилки и дурацкие стишки в ссср

Акулина с высока

Задушила гусака.
Гусак пищит,
Сто рублей тащит.

Анна - банна,
Нога деревянна,
Блин толстой,
Погоняй, не стой.

Алка -- скакалка.

Анна-ванна, гуталин,
На носу горячий блин.

Пошла Нюра по воду,
Завязала голову,
А как Миша-господин
Хотел вытащить один,
А как Манька на подмогу -
Оторвали Нюрке ногу.

Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: «Вкусно!»

Валя - дура, в лес подула,
Шишки ела, нам велела.
Мы не хочим, мы хохочем:
"Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!".

Валька - модница,
Огородница!

Варвара -
Выше амбара!

Галка-палка,
Галка-скакалка

Дунька - вздунька,
Вздуй огня,
Поцелуй меня.

Зинка - корзинка,
Спереди резинка,
Сзади барабан -
По всем городам.

Инка-свинка,
Инка-картинка

Катя, Катя, Катерина,
Нарисована картина,
А с картины на портрет,
Лучше Кати нашей нет.

Катерина - котенок,
Жирный поросенок,
С горки катился,
Салом подавился.

Лидка - улитка,
Вытяни рога,
Дам тебе хлеба,
Кусок пирога.

Тетушка Маланья -
Голова баранья,
Блин толстой,
Каравай пресной.

Нинка - корзинка!
Спереди резинка,
Сзади барабан,
Играет таракан.

Ольга - дура,
В лес подула,
В лес пошла,
Грош нашла,
Мыльца купила,
Рыльце умыла.

Поля, Поля, Полагея,
По три пуговки на шее,
По четыре на боку,
Полон нос табаку.

Сонька - дура,
Сонька - дура,
Полюбила штукатура,
Штукатур не дурак,
Купил Соньке колпак,
Соня стала надевать,
Штукатура целовать.

Таня - сметана,
Кошечка бежала,
Сметану слизала.

Фекла, Фекла
Блины пекла,
Сковородник уронила,
Себе голову разбила.

Шура - дура,
В лес подула,
Кору ела,
Нам велела,
Мы не ели.

По именам мальчиков

Алеша-белеша

Стоит три гроша:
Шейка - копейка,
Алтын - голова,
По две денежки нога -
Вот и вся ему цена.

Алешка гожий,
Обшитый кожей.

Алешка-картошка,
Завелася вошка.

Алешкина мать
Собиралась умирать.
Умереть не умерла,
Только время провела.

Андрей - воробей,
Чушка-пичушка,
На ходу лягушка.

Андрей-бармалей
Сделал шапку из гвоздей.
Идет хвалится,
Гвозди валятся.

Алешка - лепешка
Мать - картошка,
Отец - огурец.

Алеша - три гроша,
Шейка - копейка,
Алтын - голова,
По три денежки - нога,
Спина да брюшина -
Четыре алтына.

Алеха - Алексей,
Полна пазуха мышей.

Андрей - воробей,
Не клюй конопель:
Конопли трещат,
Воробьи пищат.
Не клюй песка,
Не марай носка.

Андрей - воробей,
Не клюй песок,
Не тупи носок.

Андрей - воробей,
На повети спал,
Воробьев таскал.

Антон - еж!
Куда ползешь?
Заползешь в яму -
Не выползешь.
Антон баню продает,
Антониха не дает,
Антонята плачут,
По испани скачут.

Аркашка - таракашка,
Аркан - таракан.

Антошка - картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.

Борис - барбарис,
Председатель жирных крыс!

Борис - предводитель дохлых крыс.
А жена его, Лариса, - замечательная крыса.
А сынок его, Иван, - замечательный болван.

Борька - Борис
На ниточке повис!
Ниточка трещит,
А Боречка пищит!

Буратино - длинный нос,
Подковыривал навоз!

Борька - Борис
На ниточке повис!
Ниточка трещит,
А Боречка пищит!

Борька - Борис
На базаре прокис!
Снес морковку на базар,
На базаре не берут,
Борьку за уши дерут.

Борька косой
Поехал по соль,
Соли не купил,
А кобылу уложил.

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Съел качан капусты,
Зарычал: «Как вкусно!»

Как у Ваньки на носу
Ели черти колбасу.

Гена-пена, дай полено,
Нечем печку растопить!
А из печки дым идет,
Гена барышню ведет.

Иванушка-дурачек
Повадился в кабачок,
Тятька придет -
Тебе накладет.

Иван - болван
С колокольни упал,
Три года катился,
Пылью подавился.

Васька - Васюк,
Полетай на сук,
Там кошку дерут,
Тебе лапку дадут.

Васька - Васенок,
Худой поросенок,
Завяз в траву,
Кричит: «Мяу»
Не вылезу!»

Вася косой,
Не бегай полосой,
Бегай жердочкой,
Тряси мордочкой.

Витя-титя - карапуз
Съел у бабушки арбуз,
Бабушка ругается,
Витя отпирается.

Витя, Витя - королек!
Мама тити не дает!
Витя плачет и орет -
Всех на фабрику зовет!

Вовка - морковка,
Спереди винтовка,
Сзади барабан -
По всем городам!

Как горный орел
На вершине Кавказа,
Сидит наш Вован на краю унитаза!

Гришка - ярыжка,
Голая лодыжка.

Гришка, Гришка
Украл топоришко,
Побег на ярышко;
Побег к брату,
Украл хату;
Побег к отцу,
Украл овцу.

Гришенька-дурачок
Повадился в кабачок,
Там его били,
Его колотили
В четыре дубины,
Пята - осина -
По бокам возила.

Ехал наш Данила
На сивой кобыле;
Кобыла упала,
Шкура не пропала:
Изо шкуры - сапожки,
Из копыт - гребешки,
Из хвоста дергало,
В скрипочку играло.

Караул! Караул!
Дядя Митя утонул!
Ни в болоте, ни в реке,
Просто в кислом молоке.

Из-за лесу, из-за гор
Идет дедушка Егор.
Его девушки любили,
Кашей масленой кормили;
Каша масленая, ложка крашеная,
Ложка гнется, Нос трясется, Душа радуется.

Наш Егорка - богатырь,
На носу вскочил волдырь.

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
В окошко не гляди,
Девчонок не дразни.

Коля, Коля, Николай,
Бросил шапку на сарай,
Шапка вертится,
Коля сердится.

Нету у Луки
Ни соли, ни муки,
Ни масла на блины.

Ох, дедка Мартын,
Не ходи-ко на тын:
Там погода велика,
Занесет старика, -
Ребятишкам будет жалко -
Чаще будут бить их палкой.

Мироновы дети
Сидят на повети,
Плетут лапоточки.
Кому лапоточки?
Барину толстому -
Мирону Красному.

«Мишка - медведь,
Научи меня реветь».
- «Я умею, да не смею,
Я хозяина боюсь».

Петька-петух
На завалинке протух,
Яичко снес,
На базар его понес,
На базаре не берут,
Петьку за уши дерут.

Неотвожа, красна рожа,
На татарина похожа.
Семьсот поросят
Все на...(имя) висят.

Обзывала хвост поджала
И под лавку убежала,
А под лавкой крокодил
Тетю-мотю проглотил.

Петька - дурак,
Курит табак,
Дома не ночует,
Спички ворует,
Девчонок целует,
Его мама ищет,
А он по помойкам свищет.

Саня - дурачок,
Купил тальянку
С кулачок,
Забрался в ямку,
Дует в тальянку.

Сенька - монах
В кашемировых штанах,
Кто за ниточку потянет,
Кто родителей помянет.
Поминайте рабу,
Серу мышь во гробу.

Сеня-безеня,
Вез бабу на санках,
Санки - скок,
Сеньке - в лоб!

Сергей - воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу садятся.

Сергей - бергей,
Красный нос,
У попа пирог унес,
Он пошел на базар,
Всем торговкам рассказал.

Федя - медя
Съел медведя!
Упал в яму,
Крикнул маму.

Филин нос
Под печкой рос!

Юрка, Юрчонок,
Белый поросенок!

Дразнилки - маленькие рифмованные стишки. В детской среде дразнилки помогают ребенку разобраться с обидчиком не кулаками, а словом.

Тем, кто громко плачет посвящается:

Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можешь простудиться.

- Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!

Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин!

Для детей, не любящих делиться:

Жадина-говядина,
Турецкий барабан...
Кто на нем играет?
(имя ребенка) - таракан.

Жадина-говядина,
Пустая шоколадина!

Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибися о скамейку.

Жадина, жадина,
Жадина-говядина!

Ты сорока-белобока,
Твоя тетка кривобока,
Обзывайся целый век!
Я - хороший человек.

Того, кого обманули:

Обманули простака -
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятый хвост -
Погоняй на покос.

Тили-тили-тесто,
Жених и невеста!
Ноги в пуху -
Поклонись жениху!
Ноги в тесте -
Поклонись невесте!

Ябеда, ябеда!
Ябеда-корябеда!

Ябеда-корябеда,
Соленый огурец,
На полу валяется,
Никто его не ест.

Ябеда соленая,
На горшке вареная,
Шишками обитая,
Чтоб не была сердитая!

Вор, вор!
Не ходи ко мне на двор:
Тебя кони залягают,
А коровы забодают.

Трус, трус-боягус!
На войне сражался:
Как увидел пулемет -
Сразу испугался.

Моряк с печки бряк -
Растянулся, как червяк!

Именные дразнилки:

Аркашка-промакашка,
Cаша-каша-промакаша.
Антошка-картошка.
Cвета-конфета.
Ленка - грязная коленка.
Аркашка - таракашка.
Васька-кот блин пек.
Танюшка - лягушка.
Валя - краля.
Лиза - подлиза.
Нинка - корзинка.
Олежка- тележка.
Маша - простокваша.

Лиза-подлиза
Упала с корниза.

Ленка-пенка, колбаса,
На веревочке оса.
А оса шевелится,
Ленка скоро женится.

Леня, Леня-требуха
Съел корову и быка,
Семьсот поросят,
Бочку борщу
И кричит: "Я есть хочу!"

Борис-барбарис
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

Ксеня, Ксеня, колбаса,
Жарена капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: "Вкусно".

Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста
И сказала: "Вкусно".

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.

Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается!
- Это, бабушка, не я!
Это - кошечка твоя!

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома не гуляй.
К тебе девочки придут,
Поцелуют и уйдут.

Антошка-картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок,
Голова с локоток.

Володя-Володей,
Полна шапка сухарей,
Сухари горячие,
Три копейки сдачи.

Ванька-встанька-карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба!

Дашка-пышка
На улицу вышла,
На лавочку села,
Комарика съела.

Лешка-лепешка,
Голова с лукошко,
Шапка колышком,
Ноги бревнышком.

Федя-медя-требуха,
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят -
Только хвостики висят.

Федя-редя
Съел медведя.
Утром рано
Съел барана,
На закуску
Съел лягушку!
Хотел волка,
Да неловко.
Хотел гуся,
Да боюся!

Федот худ,
Голова с пуд,
Нос крючком,
Хохол клочком.

Хотел Федя
Учить медведя,
А ему медведь:
"Федь, не сметь!"

Федот с вершок,
Голова с горшок,
Нашел палку,
Убил галку.
Галка плачет,
Федя скачет.

Cел Олежка на быка,
В лес поехал по дрова,
А дрова сгорели,
Олега волки съели.

Мишка-плишка-коротышка,
На носу большая шишка!

Как у Сани на носу
Ели свиньи колбасу,
Ели, ели три недели,
Ели, ели - не доели.

Миша-Мишенька, медведь,
Научи меня реветь!
Если не научишь,
По уху получишь.

Толик-кролик
Сел на столик
И поехал на войну,
Дрался, дрался,
Напугался,
И кричит: "Домой хочу!"

Николай-басурай,
Полезай на сарай,
Там комарика дерут,
Тебе лапку дадут.

Ленчик-пончик,
Съел батончик,
Поросенка и быка,
Выпил банку молока,
Еще сотню съел хлебоа\в,
Три корзины пирогов.

Миронушка-Мирон,
Полна пазуха ворон.
Голова - копейка,
Соломенная шейка,
Нос крючком,
Волоса клочком.
Мирон ворона купил
Три копейки заплатил.

Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин.

Сергей-воробей
На коне катался,
На березу налетел,
Без шапки остался.

Cережка-карежка,
Соломенная ножка,
Сам с вершок,
Голова с горшок.

Сергей-воробей
Продавал червей.
На тарелочке носил,
Три копейки просил.

Петька-петух
На завалинке протуз\х,
Яичко снес,
На базар понес.
На базаре не берут,
Петьку за уши дерут.

Витя-титя-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается;
Витя отпирается:
- Это, бабушка, не я,
Это рыжая свинья!

Соня-засоня,
Куколка-балетница,
Воображуля, сплетница!

Сережа оглянулся,
Пузырем надулся,
А пузырек-то в лесок,
Скачет, скачет по грибок.

Мишка-плишка-лебеда
Не годится никуда:
Нос картошкой,
Глаза плошкой,
Рот до самых до ушей -
Хоть завязочки пришей!

Васька-Васюк,
Полезай на сук.
Там кошку дерут -
Тебе лапку дадут.

Гена-пена, дай полено.
Нечем печку растопить!
А из печки дым идет,
Гена барышню ведет.

Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей за сани.
Ваню сани не везут -
Только денежки берут.

Едет Ваня на быке,
Балалаечка в руке,
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала.

Борька косой
Поехал на соль,
Соли не купил,
А кобылу утопил...

Ванюшка бедный
Нашел кувшин медный,
Пошел по водицу,
Нашел рукавицу!

Баба Mаланья,
Голова баранья,
Глазки человечьи,
А лицо овечье,
Ноги козлячьи,
Руки медвежачьи.

Никита-волокита,
Купил лошадь без копыта,
А Фома-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Зацепился за пенек,
Простоял весь денек;
Зацепился за кочку,
Простоял всю ночку.

А наш Саша заболел:
Аппетиту нету -
Три кастрюли супу съел,
Сто одну котлету!

Гришка-воришка
Украл топоришко,
Полез в окошко,
Упал в лукошко.

Настя-Настенька,
Шубка красненька,
Шапка боброва,
Сама черноброва.

На береу лез Денис,
На веревочке повис,
А все думали: качели -
И качались две недели.

Таня-баня шла по броду,
Решетом носила воду.
Мыла-мыла в избе пол,
Приморозила подол.

Ерема песенки поет,
На спине Фому везет.
А Фома кричит: "Ха-ха!
Съел Ерема петуха!"

Сема-Ерема,
Сидел бы дома.

Федот в саду
Полол лебеду,
Ловил пичужку,
Поймал лягушку.

Игорь-дрыгарь
Упал с небес
Со всего размаха,
Разорвал рубаху.

По Волге по реке
Плывет Пашка на ведре.
Он не правит, не гребет,
Только песенки поет.

Уж ты, Мишенька-медведь,
Научи меня реветь.
Я умею, да не смею,
Я хозяина боюсь.

Федот-криворот
Упал у ворот.
Упал в кадушку,
Раздавил лягушку.
Упал на мяту,
Раздавил хату.

Фома-требуха
Съел корову и быка,
Девяносто утят,
Пятьдесят поросят,
Сухарей кадушку,
Соленую лягушку!

Тах-тах-тарарах,
Едет Филя на волах,
Сухарики в головах.
Сухарики точатся,
Филе кушать хочется.

Федорок с вершок,
Голова с горшок,
Шапка колышком,
Ножки бревнышком.

Cтепанушка-Степан,
Наизнанку кафтан,
Шпака новая с пером,
Рукавички с серебром.
Ходит он, семенит,
Колокольчиком звенит.

Наша Паша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется -
Как пузырь, надуется.

Ерема, Ерема,
Сидел бы ты дома.
Строгал бы ты стружки,
Ребячьи игрушки.
Твоя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочку клала!

Андрей-ротозей,
Не гоняй голубей:
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Крыша ломается,
Хозяин ругается.

Ванечишка-чишка
Наврал три мешка,
Стали мять - пудов пять,
Стали весить - пудов десять!

Ах ты, Левка-требуха!
Съел корову да быка,
Овцу-яловицу,
Свинью пакостницу,
Пятьдесят поросят -
Одни ножки висят.
Пришел капрал,
Остатки побрал,
А за ним Елизар -
Все чистенько подлизал.

Алеша-белеша
Стоит три гроша.
Сам с кувшин,
Голова с аршин.

Cенька-безенька,
Серый селезенька,
Полетел в озерушко,
Замутил там донышко.

Ерема, Ерема,
Сидел бы ты дома,
Строгал бы стружки -
Ребячьи игрушки,
А твоя жена
На базар бы отвезла.

За рекой у колышка
Стоит Миколушка,
Шапка с замочком,
Гармошка с колокольчиком.
А в кармане таракан,
Бьет-играет в барабан.

Едет Сидор на быке,
Березиночка в руке,
Березиночка упала,
Быку ножечку сломала.

Из-за речки, с-под канавки
Скачет Ванечка по травке,
Ножки длинные, кривые,
Лапки липовы худые.

Маленький хлопчик,
Голова со снопчик,
Нос с локоток,
А ума с ноготок.

Дуня-пышка
На улицу вышла,
На кочку села,
Комарика съела.

Вор-мошенник
Украл квашенник,
Бабка увидала,
Тестом закидала.

Ванюшка бедный
Нашел горшок медный,
Отдал молодице,
Пошел за водицей.

Ерофей-Ерофейка
Подпоясан коротенько.
Ходит бревнышком,
Нос веретенышком,
Коротенькие ножки,
Со скрипом сапожки.

  1. Молчанки
  2. Я боюсь Бабу-Ягу!!!
  3. Небылицы-перевёртыши

Дразнилки: история и виды дразнилок, 32 дразнилки на разные качества характера. Ответы на дразнилки. Рассказ «Саша — дразнилка».

Дразнилки постоянно встречаются в общении детей. Хотя взрослые часто говорят детям, что нельзя высмеивать другого человека, но дразнилки всё равно остаются с нами много лет и сохраняются в детской субкультуре. Почему? Что такое «дразнилки — ответы»? Могут ли дразнилки научить чему-то полезному для жизни? Давайте вместе попробуем разобраться.

Дразнилки

В этой статье Вы найдете:

  • виды дразнилок,
  • история дразнилок,
  • ответы на дразнилки,
  • коллекция дразнилок на разные качества характера человека,
  • рассказ «Саша — дразнилка».

Дразнилки: виды дразнилок

Дразнилки бывают разные.

Первый вид — это дразнилки – издёвки – это дразнилки к именам, в которых дети поддразнивают друг друга. Такие дразнилки есть и на имена девочек, и на имена мальчиков. Издевка – это обидная шутка, насмешка.

В самых распространенных дразнилках на имена две строчки: первая – это строчка с именем, вторая – рифма к ней (Рыжий – бесстыжий, Архип – старый гриб).

Второй вид — дразнилки – поддёвки. Поддевки рассчитаны на простачков. Поддевки состоят из вопросов и ответов. Сначала игрок просит повторить за ним слово, затем из диалога получается шутка.

Например, покажут ребенку бумажку на земле и спрашивают: «Твой талон?». Если ребенок нагнется чтобы посмотреть, что это, то ему кричат: «Спасибо за поклон!» (это дразнилка прошлых лет, когда были талоны).

Или дразнилки с вопросами, требующие внимательности к своим словам:

— Давай я тебе буду рассказывать, а ты добавляй: «И я».
— Я пойду в лес.
— И я.
— Я срублю дерево.
— И я.
— Я вырублю колоду.
— И я.
— Я замешу свиньям.
— И я.
— Они будут есть.
— И я.

— Скажи: «Арбуз».
— Арбуз.
— Ты – карапуз!

— Скажи: «Шило!».
— Шило.
— У тебя на носу мыло!

— Скажи: подушка!
— Подушка.
— Ты скользкая лягушка.

— Скажи: «Лес»!
— Лес!
— Твой брат балбес!

— Скажи: «Овес»!
— Овес.
— Хвать тебя за нос! (хватают за нос)

Скажи «ватрушка»!
- Ватрушка.
- У тебя в руках лягушка!

Скажи: «Матрешка!»
— Матрешка!
— Здравствуй, внучка бабки Ёжки!

Скажи: «Вкусны да сладки!»
-Вкусны да сладки!
— Тараканьи лапки!

Третий вид — дразнилки про качества характера человека. Их придумывают и передают друг другу сами дети во дворах. Эти дразнилки воспитывают, учат быть щедрыми, честными, справедливыми и добрыми, смелыми.

Дразнилки про качества характера:

Дразнилка для невнимательного человека:

Пучеглазая сова –
Глаза-то по ложке,
Не видит ни крошки!
Гляди прямо-
Впереди-то яма!

Дразнилка для слишком доверчивого человека

Обманули простака –
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.

Дразнилки для плакс

Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.

— Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
— Три пятачка!

Плакса, плакса,
Три копейки вакса!

Дразнилки для ябед

Ябеда –корябеда.
Турецкий барабан.
Кто на нем играет?
Саша (имя ребенка) – таракан!

Ябеда – корябеда,
Солёный огурец.
На полу валяется,
Никто его не ест!

Ябеда солёная,
На горшке варёная,
Шишками обитая (другой вариант – картошкою набитая)
Чтоб не была сердитая!

Дразнилка для хвастуна, который хвастается обновкой или ведет себя высокомерно по отношению к другим детям:

Моряк – с печки бряк!
Растянулся как червяк!

Или:
Воображуля первый сорт,
Куда едешь – на курорт?
Шапочка с помпончиком,
А едешь под вагончиком! (под вагончиком раньше ездили беспризорники)

Командир полка –
Нос до потолка
Уши до дверей,
А сам, как воробей!

Фу-ты. Ну-ты,
Ножки гнуты.
Руки – в боки,
Глаза – в потолоки!

Если водящий нарушает правила игры и догоняет постоянно только одного игрока из всех, то ему кричат:

— За одним не гонка,
Поймаешь поросенка.

Или:
— За одним не гонка!
Человек не пятитонка!

Дразнилка для невежливого (не сказал «спасибо»):

Дядя хрюша - повторюша,
А по имени Индюша.
Все тарелки облизал,
А спасибо не сказал!

Дразнилки про трусость

Трус-трус- боягус!
На войне сражался.
Как увидел пулемёт-
Сразу испугался!

Уж ты, Васенька (имя ребенка), дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой на бережок.
Тебя мышка съест,
Либо ласточка,
Либо серенький волчок
Из-за кустичка,
Либо белая собачка
Из-под мостичка.

Дразнилки для жадин

Жадина – говядина,
Соленый огурец.
На полу валяется,
Никто его не ест.

Жадина – говядина,
Пустая шоколадина.

Жадина – говядина,
Соленый огурец,
Сосисками набитая,
Оттого сердитая!

Дразнилка о грусти:

Что ты, Вася – Василек (имя ребенка)
Хмуришься, не весел?
Ясны очи опустил,
Голову повесил!

Дразнилка для человека, который всё время кричит:

Затеши полено,
Клади на колено,
Порыкивай
Да покрикивай!

Дразнилка для человека, который вмешивается в разговор других людей:

Впереди не суйся,
Сзади не пихайся,
В середину не касайся,
Вслед не давайся

Дразнилки: история дразнилок

Чтобы понять дразнилки, надо знать и понять их историю. Дразнилки существуют с очень давнего времени и до наших дней дошли дразнилки почти ко всем русским именам.

В дразнилке отражено очень древнее, архаичное явление – причинение ущерба личному имени.

Цитирую: «Словесные манипуляции с личным именем с целью причинения вреда, ущерба его носителю отражают особенности архаического сознания, не проводящего четкого различия «между словами и вещами », с позиций которого личное имя оценивается не как условный различительный знак, а как заместитель лица, полностью тождественный его носителю, что определяло различные запреты с употреблением личных имен в речи». (С.Н. Смольников. Антопонимы в детской дразнилке//Русская культура нового столетия. Проблемы изучения, сохранения и использования историко – культурного наследия. – Вологда: Книжное наследие, 2007). Многие ученые считают, что дразнилки и другие обидные двустишия существуют с тех времен, когда люди пытались испугать противника словами или жестами.

Дразнилки чаще всего не являются характеристикой человека, а приписывают ему «антиповедение», которое не поощряется в социуме.

Дразнилка — это мир небылицы и фантазии, а не отражение реального мира. Герой дразнилки живет «в другом мире» — «мире наоборот», «мире небылиц» и часто описывается так, как будто он не является человеком: «Алешка – лепешка. Мать- картошка», «Анна – банна, нога деревянна», «Коля – Коля – Николай, сядь под лавку да залай».

Дразнилки: особенности дразнилок

Дразнилки, издёвки и другие подобные устойчивые тексты в фольклористике называются «детская сатирическая лирика» (термин был введен Г.С. Виноградовым).

В дразнилках обычно имя человека или характеристика поведения рифмуется с созвучным словом: Андрей – воробей, Лена – пена, Светка – пипетка, Федя – бредя, Мишка – еловая шишка, Игорёнок – поросёнок –невоспитанный ребенок, плакса – вакса, ябеда – корябеда, рёва – корова. Обычно в дразнилках называется тот признак человека, который не нравится дразнящему (очки, рыжие волосы, фигура, имя, характер человека).

Очень часто дразнилки становятся почти традиционными и устойчивыми, которые знают многие поколения. Они определяют значение имени в данной культуре, восприятие имени носителями культуры («Коля-Коля-Николай, сиди дома не гуляй»; «Андрей – воробей, не гоняй голубей»). Часто дети изменяют текст дразнилки или придумывают свои тексты, вводя в дразнилку строчки из песен, скороговорок и приговорок, сказок, загадок: «Лидка – улитка, вытяни рога. Дам тебе хлеба, кусок пирога».

Дразнилка всегда произнотся нараспев и громко , смакуя слова. Часто с безопасного расстояния и хором (чтобы убежать, если что).

Дразнилка – это небылица по смыслу. В ней не важна логика или соответствие реальности, а важна рифма.

Чаще всего дразнилки встречаются в общении детей с 6 до 12 лет. Дразнилки, поддевки, издевки чаще используются мальчиками. Девочки больше предпочитают молчанки, мирилки или считалки. В общении старших дошкольников тоже встречаются дразнилки — особенно устойчивые традиционные дразнилки и дразнилки, которые высмеивают качества характера (жадина – говядина, ябеда –корябеда и другие). Дети сами через дразнилку «воспитывают» сверстика и учат его быть справедливым и честным.

Дразнилки и мирилки относятся к ситуативному фольклору. Часто они использовались просто ради смеха, иногда для того чтобы высмеять какое-то качество (жадность, ябедничество), а иногда – чтобы привлечь к себе внимание. Дразнилки часто позволяют обойтись без драки, особенно если на дразнилку есть ответ другой дразнилкой. Если дразнилка смешная и необидная — то можно посмеяться вместе с дразнящим. Или даже придумать еще другие варианты дразнилки. Но если дразнилка злая, обидная, агрессивная, то она требует ответа на нее.

Если Вашего ребенка дразнят дразнилками: фольклорные ответы на дразнилки — «антидразнилки».

Нужно уметь с юмором воспринять дразнилку, ответить на нее достойно – улыбкой или другой более смешной и ёмкой рифмой или дразнилкой, не обидеться. Это своеобразная «школа жизни», умение ответить на «удар».

Очень важно научить детей, как отвечать на дразнилку. Правильный ответ на дразнилку возвращает обиду к обидчику . Это очень важный жизненный навык – не обижаться, воспринимать всё с юмором, легко, не воспринимая поддразнивание как нападение. Этот навык тоже тренируется в ответах на дразнилки. Научите этому детей, придумайте с ребенком свой ответ на дразнилки на основе тех ответов, которые даны ниже.

Если обидная дразнилка будет повторяться изо дня в день и останется без ответа, то она может повлиять на самооценку Вашего ребенка и его взаимоотношения со сверстниками. Ведь иногда дразнилки (если ситуация не была решена и осталась сильная обида на дразнящего) остаются с ребенком на всю его жизнь и мешают ему стать яркой личностью.

Конечно, ребенок может промолчать в ответ на дразнилку, прийти и расплакаться дома. Конечно, Вы можете его пожалеть, поругать дразнящего и сами поговорить с обидчиком и сказать ему, чтобы он перестал дразнить Вашего малыша. Но …но это не даст малышу возможности получить жизненный урок и научиться отвечать на поддразнивание и поддевки.

Лучше научить ребенка, как правильно реагироввть на дразнилку. А реагировать нужно легко и весело – емкой рифмующейся формулой, отточенной поколениями. Придумайте вместе с ребенком свои достойные ответы на дразнилки. Попробуйте — это очень весело. Не обязательно придумывать обидные варианты, вполне достаточно придумать яркую образную фразу — ответ. А потом помириться с помощью

Вот примеры бытующих в детской среде фольклорных ответов на дразнилки — как идеи для Вашего творчества.

Я хотя и воображала,
Да никого не обзывала!

Не суй свой нос
В чужой вопрос,
А то вопрос
Откусит нос.

Касса закрыта —
Ключ у меня.
Кто обзывается –
Сам на себя!

Обзывай меня сто лет,
Все равно ты старый дед.

На каждый роток
Не накинешь платок!

Я тебя не слушаю,
Посолю и скушаю.

Хоть горшком назови,
Только в печь не сади!

От тебя отстало,
Ко мне не пристало!

Обзываешь ты меня, переводишь на себя.
Кто так обзывается, тот сам так называется.
Обзывай меня хоть год,
Все равно ты бегемот.
Обзывай меня хоть век,
Все равно я человек.

Шел-шел крокодил,
Твое слово проглотил,
А моё оставил –
И печать поставил!

Мели, Емеля, твоя неделя.

Был бы я (была бы я), да очередь твоя!

Сам такой же десять раз

Сказать «Я твоё зеркальце» и показать обзывающему открытую ладонь, чтобы он как будто увидел своё отражение в ней.

Кто чем обзывается, тот тем и называется!

Обзывай меня весь век,
Все равно, я человек.
Мне дразнилки не пристанут,
Тебе на ворот привяжут.
По деревне поведут –
Много песен напоют.

Обзываешь ты меня,
Переводишь на себя.

Как лучше всего реагировать, если тебя дразнят, Ваш ребенок поймет из замечательного рассказа Н.М. Артюховой «Саша- дразнилка»

Учимся отвечать на дразнилки

Саша — дразнилка

Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.

О чем ты плачешь, Лялечка? - спрашивал папа.
- Меня Саша дразнит!
- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
- Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.

У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.
- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

О чем ты плачешь, Сашенька? - спросила мама, входя в комнату.
- Меня Лялька обижает! - ответил Саша, всхлипывая. - Я ее дразню, а она не дразнится!

Обсудите этот рассказ и придумайте, как еще Ляля могла бы ответить на другие слова Саши (если он забрал у нее игрушку или кинул в нее мячик — придумайте те ситуации, которые были в опыте Вашего ребенка или аналогичные им по смыслу).

Как помочь ребенку — и тому, кто дразнит, и тому, кого дразнят дразнилками

советы детского психолога из телепередачи «Наши дети»

— кого и почему дразнят дети?
— чем могут помочь родители своему ребенку, если его дразнят дети?


Еще о взаимоотношениях детей: "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Дразнилки небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Изучив детские дразнилки, взрослые смогут более полно понять своего малыша: какие пороки ему более неприятны. Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Литературные дразнилки объективны, их автор обращается к этому жанру не для посрамления конкретного ребенка, а для изображения недостатков, свойственных в той или иной степени всем детям.

Дразнилки (по "Толковому словарю русского языка" В. И. Даля это слово Тамбовской губернии ) - это выражения, которыми умышленно сердили кого-либо. " Бабка-ежка, костяная ножка!.." Дразнилки сложены почти на все русские имена: " Федя - бредя, съел медведя…" и т.д. Но чаще дразнилки высмеивают: жадных ребят, хвастунов, воображал, трусов.
Достается плаксам и ябедам "Ябеда-корябеда, соленый огурец!". Не только взрослые учат ребят уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки. Ну а если дразнят не по делу, всегда можно ответить отговоркой: "Кто как обзывается, тот так и называется!", "Шел -шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил и печать поставил!" или "Твое слово съела корова, а мое оставила!".

Как правило дразнилки переходит из поколения в поколение, от старших ребят во дворе, от старших братьев и сестер, от ровесников. Родители, как правило, не помнят таких детских шалостей, а иногда и вовсе считают их глупыми, обидными и непристойными, хотя сами будучи детьми даразнили друг друга "Рёва-корова", "Обманули дурака, на четыре кулака!" или "Обзываешь меня, а переводишь на себя!"
Ответ на дразнилку может быть разным, например "Сам такой же десять раз". Можно еще проще - «сам дурак». «Кто так обзывается, тот сам так называется». Или «я зеркальце» и показать ему ладошку, чтобы он как бы увидел свое отражение. Или человек говорит кому-то «Дурак, идиот», а ему в ответ - «Очень приятно, рад познакомиться», то есть его же обида ему же и возвращается. Это, в принципе, такой навык защиты и, действительно, очень неплохой. Это одна из рекомендаций детям, которые подвергаются обструкции, - дать ответ в смешной, юмористической, такой легкой форме, не воспринимая это как личностную нападку. Такую разновидность детского фольклора, как дразнилка, и некоторые писатели причисляют к низкому жанру и относятся к ней негативно. То ли дело, нежная колыбельная или какая-нибудь милая считалка! Однако уже самый поверхностный лингвистический анализ обнаруживает родство дразнилки с почтенной литературной эпиграммой. Задача всех этих текстов - уязвить оппонента, выставив его в смешном свете. Дразнилка всегда произносится нараспев (так смакуется рифма, от которой дети получают особенное удовольствие). Всегда громко. Во-первых, чтобы все слышали. Во-вторых, в словесный поединок лучше вступать с безопасного расстояния, а то ведь и сдачу получить можно.

Прозвища и дразнилки

Прозвища являются наиболее ранним по времени появления видом детского сатирического фольклора. В Древней Руси они заменяли фамилии, которые часто и восходят к прозвищам. Обычай давать прозвища сохранялся вплоть до середины XIX века. Важной особенностью прозвищ является ярко выраженная экспрессивность. Она представляет собой сохранившийся до наших дней пережиток охранительной магии.

По-видимому, именно экспрессивно-оценочные прозвища стали основой дразнилок. На них впервые обратил внимание Г.С. Виноградов в статье «Детская сатирическая лирика» (1925). Исследователь показал, что дети используют в основном эпитеты, которые выполняют функцию приложений. Они создаются на основе как внешних созвучий (Петька – петух, Мишка – медведь, Сережка – серый), так и по внутреннему сходству (Верка– вертихвостка).

На их основе в детской среде возникли рифмованные прозвища типа «Дразнило – собачье рыло», которые и стали одним из ранних типов дразнилок. Г.С. Виноградов показал, что ни по содержанию, ни по форме дразнилки и прозвища существенно не отличаются. Различие между ними в том, что прозвище прикрепляется к имени как устойчивый эпитет, а дразнилка не закрепляется за отдельным лицом и применяется в подходящем случае.

Дразнилки по форме представляют собой краткие, «в основном однострофные произведения юмористического, реже сатирического характера» (Сл., с. 67). Комическое строится на абсурдности изображенной ситуации:

Вася, Васенок,

Худой поросенок

Залез в траву,

Кричит «Мяу!»

Существуют различные взгляды на происхождение дразнилок. Г.С. Виноградов показал, что многие дразнилки произошли из песен юмористического характера, встречавшихся в обрядах и исполнявшихся во время различных ритуалов. Действительно уничижение является одним из видов величания.

Дразнилки имели четко выраженный функциональный и однонаправленный характер, они должны были посрамить противника словом. Подобная традиция сохранилась и в наши дни, она используется, когда нужно осмеять представителей других этносов или национальностей, профессий, жителей других мест.

Интересное предположение о происхождении дразнилок содержится в исследовании Б. Сикимич, посвященных сербохорватским народным дразнилкам. Она усматривает в текстах относительно позднего происхождения фрагменты разнообразных текстов: молитв, бранные переделки, представляющие собой трансформацию общеизвестного текста молитвы с элементами проклятия; использование элементов католических молитв, трансформацию праславянской молитвы «Отче наш».

Другим источником исследовательница называет различные религиозные (христианские, мусульманские) тексты, «которые находятся в прямой корреляции с «более старыми» магическими текстами и тем самым, вероятно, продолжают ряд трансформаций этих текстов».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что, независимо от конкретного материала, ученые едины в мнении о вторичном происхождении дразнилок из фольклора взрослых или литературных источников.

Если предполагать сходство между дразнилками и насмешками, как это делает А.Н. Мартынова, к той же группе произведений можно отнести прозаические и рифмованные ответы на поддразнивания, остроты, мирилки, попрошайки, оправдки, юмористические стихи о днях недели. Очевидно, что основой для их объединения является общий функциональный признак.

Поводом для создания дразнилки может быть не только особенность внешнего облика, физический недостаток, проступок, но и просто встреча или событие из школьной жизни. Рыжих

Кого я вижу?

Собаку рыжу!

Рыжий, красный – человек опасный!

Часто в дразнилках отражаются социальные отношения, характерные для определенной местности или населенного пункта. Так, в Каинском уезде Томской губернии дети православных, или «мирских», – препираются с детьми старообрядцев, или «кержаков», в случае ссоры следующим образом: «Ты кержак-лешак. – А ты – миршина. – На том свете тебя посадят на вершину».

В местностях с разным населением широко распространено поддразнивание лиц другой национальности. В двадцатые годы О.И. Капица отмечала, что больше всего текстов посвящалось татарам и немцам, затем цыганам, молдаванам, украинцам. Татар дразнили следующим образом:

Татар – якши

Купи лапши,

Купи вина -

Напой меня.

О цыганах сочинили такую дразнилку:

Цыган поменяй,

Моя лошадь без хвоста,

Что ни день – то верста.

«Именные дразнилки» часто использовались, чтобы поддразнить, поиздеваться над их носителями. «Иногда эти песенки бывают невинного характера, в них выявляется естественное для детей, как и для взрослых, желание посмеяться, сострить, но часто они имеют и определенную цель – обидеть и поиздеваться над избранной жертвой», – замечает О.И. Капица. Мальчика по имени Жорж школьники дразнят:

Вот Жорж Горман,

Нос оторван,

Вместо носа – папироса,

Вместо пуза – два арбуза.

Дразнилка была широко распространена в школе во второй половине XIX века. Школьникам того времени было хорошо знакомо имя Жоржа Бормана, владельца кондитерской фабрики. Школьникам начала XX века оно уже ничего не говорило и подвергалось искажению или замене на созвучное.

Кроме индивидуальных существовали и дразнилки, направленные против определенной группы ребят, например, учеников приготовительного класса: «Приготовишки – мокрые штанишки» или первоклассников, учащихся реального училища: «Первоклассники – колбасники». Соответственно и гимназистов называли «Гимназисты скандалисты» или:

Синяя говядина по грошу на пуд,

Которую собаки не жрут.

Кадетов дразнили за военную выправку: «Кадет – на палочку надет». Институток за их известное пристрастие к сладостям и всяким лакомствам:

Институтки – точно утки,

Что найдут – то и сожрут,

А наевшися – не в меру

Отравляют атмосферу.

Приведенные примеры отражают исконную вражду между учебными заведениями разного типа, существовавшими в царской России.

В одной из ленинградских школ девочки дразнили мальчиков:

Завтра праздник, воскресенье,

Дадут девочкам печенье,

А мальчишкам – кулаки,

А на второе – червяки.

Основываясь на анализе 200 собранных дразнилок, О.И. Капица отмечает, что больше всего встречается дразнилок на имена, причем мужские преобладают над женскими. Из мужских имен чаще всего в дразнилках встречаются Иван, Егор, Николай, Алексей, а из женских – Катерина и Дуня. Рифмовка имен обычно следующая: «Андрей – воробей», «Антошка – недопечена картошка», «Фома – большая крома», «Мишка – еловая шишка», «Егор – без обор», «Маша – каша», «Зинка – корзинка».

Одно имя в дразнилке легко заменяется другим, требуется только сохранять рифму:

Васька-Васюк,

Полезай на сук,

Там кошку дерут,

Тебе лапку дадут.

Распространение прежде всего «именных дразнилок» подтверждается и наблюдениями Г.С. Виноградова, полагавшего, что «формулы осмеяния» обычно связаны с созданием имен-прозвищ: маменькин сынок, сорока, плакса. Возникают и другие дразнилки – ябеда-корябеда, жадина-корядина.

Вариативность адресата Б. Сикимич называет одной из важнейших особенностей дразнилок и приводит такой пример: «Латинянин хвостатый, завтра ты у меня сдохнешь, тяжело той руке, которая тебя потащит, тяжело той лопате, которая тебя будет закапывать». Она также полагает, что дразнилки, связанные с личными именами, «часто включают зоонимический код» («курица», «козленок», «коза», «осел») и строятся на мотивах антиповедения («запачканности», физического наказания). Последние явно перешли из взрослого фольклора: «Кире в палку играет, кобыла у него метнулась, бурдюк у нее лопнул».

Реже осмеиваются физические недостатки или черты характера, поводом создания дразнилки иногда служит внешность. Высокий, малорослый, косой, хромой, толстый, худой, рыжий, плешивый, заика – все эти недостатки вызывают появление в соответствующих случаях дразнилок. Большое количество текстов относится к рыжим. Часто встречается в записях песенка, в основу которой положен сюжет дразнилки:

Рыжий красного спросил:

«Где ты бороду красил?»

– Я не краской,

Не замазкой,

Я на солнышке лежал.

В ряде случаев воспроизводится утрированный портрет:

Анна – балана,

Голова – оловянна.

Нос крючком,

Ротик ящичком.

Иногда высмеивается не только один член семьи, но и все родовое сообщество:

Сидор баню продает,

Сидориха не дает,

Сидорята верещат -

Под угор баню тащат,

В «дразнилке-посрамлении» (термин Г.С. Виноградова) осмеиваются трусость, воровство, неряшество, зависть и другие недостатки, вызывающие осуждение в детской среде:

Гришка, Гришка,

Украл топоришко,

Побег к брату -

Украл хату.

Побег к отцу -

Украл овцу.

Предметом осмеяния становятся и различные свойства характера, вот как подсмеиваются над напыщенными и гордыми:

Фу-ты, ну-ты

Сани гнуты,

Руки в боки,

Глаза в потолок…

Часто высмеиваются обжоры:

Требухан, требухан

Съел корову да быка,

Пятьдесят поросят,

Девяносто утят.

Дети не любят, когда их дразнят женихом и невестой. Такое поддразнивание производится хором и часто доводит до слез тех, на кого оно направлено. Обычно оно происходит с помощью особых песенок:

Тили, тили тилишок,

Иванушка – женишок.

Тили, тили тесто,

Машенька – невеста.

Распространение дразнилок. Настоящие детские дразнилки лишены «национальной или религиозной окраски, что говорит о возможной древности их мотивов». Можно сделать и другой вывод: дразнилки существуют давно, их можно считать традиционными, некоторые исследователи называют их сложившимися, или «готовыми», указывая на формульный характер произведений.

Новые дразнилки появляются по определенным поводам, обычно они свидетельствуют о творческом потенциале его сочинителя. «Едва ли встретится какой-нибудь приметный случай, подходящий повод, который затруднит найти бойкое словцо, легкую рифму, вряд ли выищется интересующее ребят событие дня, отражения которого не нашлось бы в готовой песенной форме или не родилась бы новая». Так, мальчугану, упомянувшему, что к обеду дают щи с картошкой, дают прозвище «пшик-картошки», приехавшего из Псковской губернии прозывают «скопской» и «скоподырь». Мечтавшего стать капитаном мальчика дразнили:

Палеган, палеган,

Аржана лепешка.

Капитан, капитан,

Рваные штанишки.

Любопытны рассуждения О.И. Капицы о характере дразнилок, посвященных отдельным занятиям и профессиям: «тут достается всем: и сапожнику, и портному, и мяснику, и мельнику».

Сапожники-безбожники

Сидят у кабака,

Оборваны, обшарпаны,

С бутылкою в руке.

Портной-швец,

Не хочешь ли щец?

Портной-портняжка,

Не хочешь ли кашки?

Посвященные лицам разных профессий дразнилки называются прозвищами-прикладками: столяр – «сосногрыз», лакей – «лизоблюд», паны – «на двоих штаны», баре – «по грошу пара», маляр – «мазун-повозун» и т. д.

Осмеянию подвергались и лица духовного звания. О них говорят:

У попов глаза завидущие.

Руки загребущие.

По Псковской улице

Едет поп на курице,

Попадья на петухе,

Попаденок на свинье.

Переделки дразнилок. Выше говорилось о возможности перенесения некоторых элементов дразнилок в песенки, при котором получается связанный текст. Девочку любительницу кошек, прозвали «Кошкина мать», а к этому прозвищу присоединили строки из известной частушки:

Кошкина мать

Собиралась умирать,

Умереть не умерла -

Только время провела.

Импровизация дразнилок встречаются у детей во всех социальных группах, как в городе, так и в деревне. Если импровизация «хороша, складна, подходяща, т. е. отвечает общей потребности заинтересованной группы», то она сохраняется, переходя от одних к другим, замечает О.И. Капица.

Песенная форма дразнилок обуславливается манерой исполнения, они произносятся 1 (скандируются) речитативом, поэтому строки обязательно рифмуются и подчиняются внутреннему ритму. Возможно развитие рифмованной строки в двустишие:

Миколай-Николай

Толоконце подай.

Мишка-кубышка,

Около уха шишка.

Затем трех и четырехстишия:

Иван-болван

С колокольни упал.

Три года катился

И то не убился.

Иногда дразнилка развивается в целую песенку:

Гриша, Гриша,

Сидел бы ты дома,

Точил бы веретена.

У тебя жена-то пряха,

По ниточке пряла,

Корову купила,

Корова-то с кошку Надоила с ложку,

Корова-то пропала -

Кузьму поклепали.

«Приведенная дразнилка, как и многие другие, заимствована детьми у взрослых – содержание таких дразнилок часто выходит из круга детских интересов, большинство же всецело детского содержания», – замечает О.И. Капица. Таковы, например:

Плакса – Олекса,

Удой молочка

Из подойничка.

Вася, Васенок,

Худой поросенок,

Завяз в траву -

Кричит: «мяу,

Не вылезу».

Детские дразнилки бывают направлены на решение ряда конфликтных ситуаций, возникающих во время игры. Если ребенок не хочет что-то давать, обычно, ему угрожают, говорят о физическом наказании: «Послала меня мать, чтобы ты дал мне немного мака. Если не дашь немного мака, то станет у тебя рука вот такая».

Б.Сикимич пишет: «Ребенку, который портит игру, адресуется настоящее проклятие». Приводимые ею фольклорные тексты она предлагает считать полноценными магическими формулами, на что указывает и их синтаксис: «Пойдешь вокруг или стороной? Если стороной, пусть тебя муравей убьет веткой. Если вокруг, пусть тебя убьет муравей рукой».

Среди других особенностей дразнилок – использование преувеличений (гипербол), преуменьшений (литот), развернутых сравнений, определений-приложений.

Поддевки введены в научный оборот Г.С. Виноградовым, он же предложил их первую классификацию. Поддевки, по терминологии исследователя, представляют одну из разновидностей произведений детского смехового творчества. Один из детей, шутки ради, чтобы посмеяться, «поддевает» своего собеседника и ставит его в смешное положение, «поддетый» может оказаться неопытным новичком, не знающим этой шутки:

– Федя, скажи «поп».

– А че? Ну, скажу: поп.

– Твой отец клоп.

– Сто да сто – сколько?

– Двести.

– Сиди дурак на месте.

Иногда поддевки сопровождаются действиями. Один мальчуган схватывает другого за нос и настойчиво спрашивает:

– Дуб или вяз?

– Тяни до губ.

После этого ответа вопрошающий тянет нос книзу, в случае же ответа «вяз» – кверху, «до глаз».

«Витька, у тебя под ногами мох!» – Витька смотрит себе в ноги. Ему говорят: «Не кланяйся, я не Бог».

Определение поддевки мы также находим у Г.С. Виноградова: «поддевка представляет собою или искусственный диалог, где следует ожидать возможности быть пойманным (поддеться на слове) совершенно неожиданно для себя».

Разновидность дразнилок сохранилась и в наши дни, замечает О.Ю.Трыкова. Игровой характер создается диалогической формой, носящей обязательный характер:

– Скажи: клей.

– Выпей баночку соплей! (Трык., с. 40.)

В создаваемой игровой ситуации собеседник заманивается в словесную «ловушку» и своеобразным образом высмеивается. Отсюда и происходит другое название рассматриваемой формы, которую Г.С. Виноградов называет «заманками». Одно лицо направляет разговор, другому остается пассивная роль повторяющего условленную фразу или слово. «Некий мальчик обещает другому что-то рассказать, но с условием, чтобы тот на все, что он будет говорить, отвечал: «и я».

– Я пойду в лес.

– Я срублю дерево.

– Я вырублю колоду,

– Я замешу свиньям. -

– Они будут есть. -

Приведем и другой вариант:

Говори за много «как».

– Пошла баба в кабак.

– Нализалась пьяная.

– Пришла домой.

– Мужик стал ее бить.

– А вот так] (Следует удар в спину.)

В качестве сопоставительного материала О.И. Капица приводит немецкую поддевку:

Ich bin in der Walde gegangen.

Ich nehme ein Axt mit.

Ich hau ein Eich ab.

Ich mach einem Sautrog draus.

Es fressen sieben Saue.draus.

(«Я пошел в лес». – И я. – «Я взял с собой топор». – И я. – «Я срубил дуб». – И я. – «Я сделал из него свинье корыто». – И я. – «Семь свиней стали есть из него». – И я.).

Современные дети называют подобное явление «заманкой», полагая, что завлекают собеседника в словесную игру и насмехаются над ним. Уже четырех-пятилетние дети, вступая в детский коллектив, способны на подобные розыгрыши.

Роль заманок. Традиционно подшучивания и розыгрыши в виде словесной игры достаточно распространены. Они играют важную роль в развитии ребенка. Прежде всего через них происходит обучение речи, повторяются определенные слова и вносятся коррективы, направленные на устранение ошибок произношения или неправильного использования словоформ. Словесная ситуация демонстрируется с разных сторон, как в статике, так и в динамике.

Заманки использовались и для привития определенных навыков. Они являлись элементом общения детей с взрослыми, входили как в повседневный быт, так и в праздничные игры. Взрослый стремился побудить ребенка к активному действию, заставить критически относиться к любому высказыванию или событию. Так, предложив ребенку залезть под стол, затем начинали с ним такую беседу/разговор:

– Мама у тебя есть?

– Папа у тебя есть?

– А ум у тебя есть?

– Был у тебя ум, не сел бы под стол.

Во время подобных шуток или розыгрышей также прививались некоторые практические навыки; дети обучались отличать животных, имитируя их повадки.

«Структурообразующим элементом диалога «заманки» является рифма к повторяемому слову, преобразующая диалогическую ситуацию, переводящая его в новое качество», – отмечает М.П. Чередникова. Она также устанавливает, что гротесковое начало прослеживается не во всех текстах.

Перспективы развития дразнилок . Стойкость стилистических конструкций, позволяет, по мнению Г.А. Барташевич, создавать новые произведения или варьировать уже известные. Как бы развивая ее наблюдения, О.Ю. Трыкова замечает, что в дразнилку активно проникают новые образы, понятия, иногда даже весьма

– Скажи: какое небо голубое!

– Какое небо голубое!

– У голубых всегда такое!

Часто дразнилки создаются на основе готовых форм для передразнивания.

Взаимодействие жанровых форм. М.И. Мельников отмечает, что под воздействием профессиональной поэзии и частушек в дразнилки проникли элементы считалочной поэтики. Он приводит следующий пример:

Витя-титя-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Витя отпирается.

О.Ю. Трыкова усматривает взаимодействие современной дразнилки с народной песней. Б. Сикимич выделяет форму детской песенки, адресованной животным, где содержатся элементы дразнилки и проклятия, она приводит несколько примеров, где встречаются разные птицы и животные: «Проклятая коза, блаженная овца, Бог тебе дал, чтоб хвост у тебя таким и остался».

Приведем пример дразнилки, представляющей собой интересный случай приспособления к новой среде широко распространенной в крестьянском детском обиходе песенки:

Завтра праздник, воскресенье,

Нам лепешек напекут,

И помажут, и покажут,

А покушать не дадут.

Взаимовлияние дразнилки и считалки часто происходит под воздействием средств массовой информации. Так можно объяснить и использование в считалки строчек из рекламы:

Кошка сдохла, хвост облез -

Получился Анкел Бене!

Иногда игра словами встречается в анекдоте: «Крокодил Гена и Чебурашка идут через стройку. Чебурашка говорит: «А вон человеки работают». Крокодил Гена говорит: «Не человеки, а люди». Чебурашка говорит: «А вон один люд в яму упал».

Прояснение вопросов бытования дразнилок и специфики их перехода из взрослой в детскую среду помогут определить некоторые особенности организации детской среды. Так, М.П. Чередникова приводит следующий анекдот, который создается на основе противоречия, возникающего между разными возрастными группами и, следовательно, порождающего комическую ситуацию:

Подходит бабушка к парню и спрашивает:

– Скажи, сынок, как пройти на улицу Ленина?

– Во-первых, не сынок, а хиппи. Во-вторых, не пройти, а прогреметь костями. В-третьих, не на улицу Ленина, а на хипп-штрасс Ленина.

– Слушай, хиппи, как прогреметь костями на хипп-штрасс Ленина?

– Что, хиппуешь, плесень?

Процесс словотворчества, постоянно происходящий в дразнилках, несомненно может стать предметом изучения лингвистами. Правда, некоторые специалисты неоднозначно относятся к использованию бранных выражений, встречающихся в дразнилках.

Интересны и процессы взаимосвязи с литературными жанрами . Дразнилку активно использовали С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Э.Э. Мошковская, К.И. Чуковский, Э.Н. Успенский, Д. Хармс. Широкое распространение в детской среде получают и литературные образы, среди них, как отмечает О.Ю. Трыкова, «лидирует» дядя Степа Михалкова:

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Из книги Поэтика и семиотика русской литературы автора Меднис Нина Елисеевна

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

О смысловых обертонах арзамасского прозвища Пушкина «Имя Пушкина в связи с “Арзамасом”, равно как и кличку его “Сверчок” (заимствованную из стиха баллады “Светлана” – “Крикнул жалобно сверчок”), мы находим в документах, относящихся ко времени окончания Лицея», –

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги автора

Имена-прозвища Древние люди считали имя важной частью человеческой личности и предпочитали хранить его в тайне, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать для наведения порчи (подобно тому, как использовали для этого остриженные волосы, клочки одежды,

Похожие публикации