Поощрение ребенка. Мотивация к хорошему поведению

Поощрение ребенка – как это делать правильно? Метод «кнута и пряника» знаком каждому. Не только родителям непослушных чад, но и политикам, управленцам, большим и малым начальникам.

Но как быть с детьми, когда чрезмерное поощрение или наказание могут серьезно подпортить их характер и повлиять на дальнейшую жизнь?

Как правильно поощрять ребенка? Вопрос не из простых. Опытным путем вам придется нащупать персональную границу, за которой начинается откровенное балование.

Каждый карапуз индивидуален. Кого-то похвала мотивирует, заставляет гордиться собой, подкрепляет уверенность в себе. Других, наоборот, расслабляет, мол, дело сделано, родные довольны, можно отдыхать.

Порой недостаток поощрения сказывается плачевно на формировании личности ребенка . Малыш растет с заниженной самооценкой, уверенный в том, что родители им недовольны и вообще «хотели девочку».

Других такой же недостаток будет мотивировать, он породит амбициозность, лидерские качества, выносливость, терпение, азарт и трудолюбие.

Поэтому, перед тем, как рассуждать о правильных методах поощрения, нужно разобраться в собственном ребенке. Понаблюдать, как он реагирует на словесную похвалу, мотивирует ли его обещание сладостей и подарков, не спадает ли его энтузиазм после получения награды?

Правила поощрения ребенка словами

1. Хвалите за дело . Слова одобрения чудодейственны лишь тогда, когда направлены на конкретный поступок. Ребенок сам завязал ботинки? Вот умница! Помог маме сделать влажную уборку? Какой молодец!

Нашел папины очки под диваном? Сыщик! Не испугался американских горок? Храбрец!

Но просто за то, что он есть, весь такой замечательный, красивый и любимый, хвалить не нужно. Просто поцелуйте его и обнимите – он знает о вашей любви.

2. Вредная похвала несет обратный эффект . Если вы постоянно твердите без повода, что ваш ребенок – самый замечательный, умный и трудолюбивый, то заставите его усомнится в собственном совершенстве.

Чадо растеряется, смутится и начнет вам доказывать, что не такое уж оно чудесное. И ждите плохого поведения.

3. Единственный ребенок в семье часто вырастает эгоистом именно потому, что все добрые слова мира направлены на его персону. Особенно усердствуют бабушки и дедушки, почитая и балуя обожаемого внучка.

Если малыш чрезмерно возгордился, попробуйте поставить его на место. Не нужно сравнивать его с другими, но вот с ним самим – вполне педагогично. «А вчера у тебя получилось гораздо лучше, может, попробуешь еще?».

4. Не оценивайте личность, оценивайте результат . Вместо того, чтобы то и дело восклицать «Ах, ты будешь ученым, такой умненький!» или «Вырастешь настоящим спортсменом, мой силач», обращайте внимание на содеянное. «Вот я столько раз отжаться не могу, и как у тебя получилось?

Ты, наверное, много тренировался?», «Какой интересный рисунок, столько разных цветов и такие четкие детали, и зайчик очень похож на зайчика, как настоящий!».

5. Не делайте вывод, давайте намеки и описывайте свои ощущения. В правильной словесной похвале важно, как вы строите предложение.

Сделайте упор на свои чувства («Мне так приятно было зайти в твою чистую, прибранную комнату!»), а уж ребенок сам додумает за вас и в следующий раз постарается не разочаровать.

6. Иногда уместная похвала вдруг становится неуместной. Так, если малыш двух лет отроду впервые справился с молнией на куртке, его надо поощрить. Но не стоит хвалить дошкольника за то, что он одевается сам. Ведь это естественный процесс, и здесь похвала даже унизительна.

Другие виды поощрения и подводные камни, с ними связанные :

1) Деньги – плохой мотиватор для хороших дел. Просто потому, что помощь маме по хозяйству не должна превращаться в зарабатывание 100 рублей на мороженое.

Если вы хотите одарить чадо финансами, сделайте это по случаю праздника, а не за мытье посуды.

2) Частые подарки за хорошее поведение делают из детей великолепных манипуляторов. А еще они учатся у родителей азам подкупа. Все-таки даже шоколадка за полчаса тишины в поликлинике – это взятка «должностному лицу».

3) Желание получить заслуженный приз за чудесное поведение делает детей льстецами и подхалимами. Их помощь – неискренняя, дела выполнены кое-как, и от своего творчества и труда они получают мало удовольствия.

4) Выдумайте свою систему поощрения . Можно наклеивать на стенд в прихожей какие-нибудь красные и зеленые яблочки. В конце недели вместе подсчитывайте наклейки и «покупайте» на них билет в зоопарк или кино.

Превратите хорошее поведение и помощь по дому в увлекательный процесс: дети очень гордятся, когда напротив их имени появляется еще одна поощрительная звездочка.

5) Снимите с себя должность «зубной феи». Придумайте персонажа, который будет одаривать малыша за отважные и правильные поступки. Иногда такое поощрение необходимо в разрешении сложных психологических зажимов.

Так, если ребенок боится ходить на горшок «по-крупному», помимо сказкотерапии можно использовать систему наград и словесных дифирамбов. Это именно та ситуация, когда поощрения не будет много, а любое наказание и порицание – под запретом.

Придумайте волшебную мышку, которая будет приносить подарки каждый раз, когда ребенок наполнит горшок.

Хвалите его усердно и исправно, восторгайтесь творческим подходом и красотой полученного произведения.

Воспитание ребенка – процесс длительный и весьма сложный. Мало кто из нас может похвастаться тем, что он отлично воспитал своего ребенка. Педагоги считают, что воспитания ребенка – процесс сложный, а система поощрения занимает в нем далеко не последнее место. Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как правильно поощрять ребенка.

Воспитание ребенка – процесс длительный и весьма сложный. Мало кто из нас может похвастаться тем, что он отлично воспитал своего ребенка. Педагоги считают, что воспитания ребенка – процесс сложный, а система поощрения занимает в нем далеко не последнее место. Почти все родители уверены в том, что похвала позволяет ребенку убедиться в родительской любви, обрести уверенность в своих силах и заряжает оптимизмом. Принимать ли тот или иной хороший поступок ребенка как обычный и не подчеркивать его, или, наоборот, специально его отметить и поощрить. Как правильно поощрять детей в семье?

Поощрение - одно из важных средств воспитания. Подчеркивая нечто хорошее в детях, выражая им доверие, одобрение, благодарность, мы вызываем в них чувство удовлетворенности своими действиями, укрепляем веру в свои силы, воодушевляем на новые хорошие дела.

Применяя поощрение, придерживайтесь разумной меры. В некоторых семьях мало поощряют детей, стараясь больше воздействовать на них наказаниями, строгостью. Но такой подход подавляет в детях веру в свои силы, делает их замкнутыми, грубыми. В других семьях, наоборот, слишком увлекаются поощрениями.

Во-первых, не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение ребенка. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый» -пытается опровергнуть похвалу своим поведением.
Поэтому похвала всегда должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Во-вторых, не хвалите ребенка за естественные вещи. Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

В-третьих, не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Если ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то полностью поменяет характер поведения - из «творчества» превратится в «зарабатывание денег».

Какие возможны формы поощрения детей:

Поощрять детей можно одобрением. Оно может быть выражено не только словами «хорошо», «правильно», «молодец». Приветливо взгляните на ребенка, одобрительно улыбнитесь, погладьте по голове-и он почувствует, как вы довольны его трудом, поведением.

Выражение благодарности, признательности за хорошую работу, поступок. Благодарность может носить личный характер: «Спасибо, Саша, ты сегодня хорошо мне помог» - или общественный, когда педагог на классном собрании выражает благодарность ученику или группе учеников за работу, выполненную для всего коллектива.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

И главное, не забывайте о том, что для ребенка по-настоящему важно. Ведь, кроме словесного поощрения, существует добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение - словом, все то, на чем строится настоящий язык любви и доверия…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно подготовить ребенка к школе.

Многие родители знают, что надо заранее готовить детей к школе, и успешно справляются с этим делом. Главное для ребенка (будущего первоклассника) – быть активным, сообразительным, ра...

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 2. Если есть сомнение наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всяк...

Путем поощрения и наказания родители оказывают влияние на своего ребенка. Таким образом они показывают свое отношение к поступкам, которые малыш совершил. Поощрение детей – довольно действенный метод воспитания, в результате которого у ребенка появляется стимул вести себя хорошо. Если он совершил хороший поступок, не забудьте его похвалить. Однако, прибегать к поощрениям надо в меру, иначе его избыток может оказать пагубное влияние на формирование ребенка, как личности. Зачем поощрять и как хвалить ребенка?

Ребенок сделал что-то хорошее? Значит необходимо его поощрить. Но как сделать это правильно?

Похвала и наказание

По совету психологов, часто хвалить ребенка не стоит, иначе это может привести к развитию негативных черт характера, малыш может стать капризным, эгоистичным и инфантильным. Есть мамы и папы, для которых поощрение и материальная награда - схожие понятия. Они стремятся заполучить детское послушание при помощи денег. Поощрение оказывает сильное влияние на поведение и способствует быстрому приобретению хороших навыков малыша. Однако не любое поощрение приведет к пользе, как и не всякое наказание нанесет вред.

В воспитании приемы не делятся на плохие и хорошие, а бывают уместные и неуместные. Существует два вида поощрения и наказания: материальное и психологическое. В настоящее время предпочтение отдается материальной форме поощрения и наказания, т. е. «куплю игрушку – не куплю игрушку».

Это распространено и в семье, и в школе. К психологическим методам прибегают не часто. Они характеризуются взаимодействием и взаимоотношением людей, для которых свойственно проявление одобрения (внимания малышу, сопереживания ему, поддержки, веры и прочее) и наказания (огорчения, обиды, равнодушия, сердитости, в некоторых случаях гнева). При применении психологических приемов потребуется затратить намного больше душевных сил, а также прибегнуть к актерскому мастерству. Как писал А. С. Макаренко, для того, чтобы стать учителем, необходимо уметь говорить фразу «Подойди сюда» с 20 различными интонациями в голосе. Если использовать лишь материальные методы поощрения и наказания, человек вырастет зависимым, с низким самоконтролем, действующий по ситуации: «Накажут – не накажут». Для человека, воспитанного на психологических методах воздействия, главным фактором, контролирующим поведение, будет совесть.


Психологический метод наказания наиболее сложен, так как благодаря ему ребенок должен понять, что он сделал проступок. А родителям в этом случае необходимы актерские навыки

Отсюда можно сделать вывод, что похвала может оказаться как полезной, так и вредной в процессе воспитания. Во избежание многих ошибок, необходимо усвоить некоторые простые правила, благодаря которым вы научитесь правильно применять методы поощрения.

Чем можно поощрять ребенка?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Для различных ситуаций есть много эффективных методов одобрения крохи. Как поощрять ребенка в семье? Психологи рекомендуют следующие формы поощрения:

  1. Обычная похвала. Это наиболее известный широко применяемый способ, при котором влияние оказывается с помощью слов. Это означает, если малыш повел себя хорошо, родителям нужно поддержать его, похвалить, одобрить действия. Похвала сопоставима с действием наркотика, так как ребенок, который привык, что его хвалят, постоянно будет ощущать в этом потребность. Слишком частая похвала может нанести вред. Необходимо соблюдать следующие ограничения:
    • не хвалите кроху ни за его собственные достижения (например, за красоту, здоровье, ум, силу и тому подобное);
    • поощряйте за одно конкретное достижение только один раз;
    • не хвалите ребенка из жалости;
    • не поощряйте, чтобы понравиться.
  2. Ласка. Это тоже достаточно эффективный метод, для которого характерны поцелуи, объятия, ласковые поглаживания по спине и голове. Иногда они более действенные, чем простые слова. Данные меры обычно используют в воспитании маленьких детей.
  3. Совместные игры и развлечения. Это довольно интересный метод, к которому обычно прибегают, если хотят заставить малыша что-то сделать. Например, «мы пойдем гулять, если ты приберешь в комнате».
  4. Снятие ограничений. Когда более взрослые дети совершают добрые поступки, оказывают помощь взрослым, в качестве награды можно расширить их права или убрать запреты на некоторые действия. Например, если малыш в школе получает отличные оценки, ему можно разрешить ложиться спать на часок позже.
  5. Получение вознаграждения. Помочь заставить детей совершать нужные поступки могут различные игрушки, сладости или другие поощрения. Недостаток этого метода состоит в том, что часто дети начинают требовать такие вознаграждения за каждый совершенный поступок.

Вознаграждение, выдаваемое деньгами или конфетами могут испортить ребенка. В дальнейшем ему не захочется делать свои обязанности просто так. А сладкое в большом количестве вообще вредно

Для достижения большего результата, нужно применять разные формы поощрений. При этом необходимо учитывать возраст малыша и его психологические особенности.

Родительские ошибки при поощрении детей

Ранее было уже сказано, что слишком частое использование похвалы может негативно сказаться как на ребенке, так и на ваших с ним отношениях. Убедитесь, что вы не допускаете следующих ошибок во время общения с малышом:

  1. Случается так, что из-за желания оставить приятное впечатление или получить вознаграждение, дети отличаются хорошим поведением только в присутствии других людей. Чаще всего это является последствием чрезмерной похвалы родителями или бабушками: «Ты у нас самая красивая на свете!».
  2. Бывает, что некоторые дети начинают манипулировать взрослыми. Это происходит по вине родителей из-за частого «подкупа» малышей разными вознаграждениями за каждый совершенный поступок. Например, когда ребенок дал поиграть свою игрушку братику или сестренке, родители спешат наградить его, купив ему новую.
  3. Родители совершают ошибку, когда расхваливают свое дитя и принижают достоинства других деток. Например: «Ты нарисовал машинку намного лучше, чем Ваня». Не стоит этого делать, будет правильнее, если вы скажите малышу, что с каждым достижением он становится все умнее и опытнее.

Хвалить ребенка надо только за его поступки, при этом нельзя сравнивать с другими детьми. Даже если у малыша не очень получилось, но он очень старался, найдите маленький повод похвалить, может в этот раз он написал упражнение (хоть и с ошибками), но более ровным почерком?

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения должны быть грамотно применены, и выглядеть искренне, иначе кроха может не правильно их понять. Как же необходимо хвалить ребенка? Приведем некоторые рекомендации, которых желательно придерживаться при воспитании детей:

  1. Каждую похвалу малыш должен заслужить справедливо. Не надо его хвалить за обычные поступки, свойственные в его возрасте: малыш не в первый раз сам надел кофту или завязал ботинки. Наоборот, необходимо отметить его значительные достижения: малыш донес маме сумку или красиво нарисовал рисунок.
  2. Будет лучше, если вы похвалите не самого дитя, а его правильный поступок. Например, если малыш убрал игрушки в комнате, не нужно ему говорить: «Какой ты у меня умница». Здесь предпочтительнее сказать: «После твоей уборки в комнате стало намного чище. В ней так приятно находиться». Общая фраза тоже не подойдет, к примеру: «Какой прекрасный рисунок». Лучше заострите внимание на деталях, которые вам пришлись по душе больше всего: красивых цветах, веселых медвежатах и т. д.
  3. Чаще всего дети не нуждаются в похвале или награде, им важнее достичь удовлетворения от самой проделанной работы. В таком случае родителям надо выразить чувства малыша и оказать ему поддержку в стремлении к совершенствованию. «Я так рада, что ты смог научиться кататься на велосипеде. И ты очень доволен. Теперь можно попробовать покататься вместе».

Наверняка, каждая семья создает свои индивидуальные правила поощрения и похвалы. Важно помнить, чтобы они способствовали крепким взаимоотношениям между членами семьи и не мешали воспитанию ребенка.

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).


Некоторые родители организовывают список дел для ребенка. В случае выполнения всех пунктов в конце недели (дня, месяца) ребенка ждет награда

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

  • Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • На доске не пишите больше 5 пунктов.
  • В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
  • У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
  • Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
  • За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
  • В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
  • Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше. К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
  • Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?


Вознаграждение деньгами, например, за учебу может навредить ребенку. Он будет стараться получать побольше отметок, но качество учебы по трудным предметам может снизиться

Насчет денежного метода имеется неоднозначное мнение. Сторонники данного способа говорят о том, что если выплачивать каждую неделю ребенку небольшие суммы за хорошие отметки или за другой поступок, то это побуждает его к дисциплине. Противники, напротив считают, что получение малышом денег за повседневные дела, приводит к тому, что он оценивает лишь внешний результат.

Некоторые психологи сомневаются в пользе денежных вознаграждений. Как считают специалисты, домашнюю работу дети должны выполнять просто так. Если вы хотите научить малыша распоряжаться финансами, лучше подождать, пока он немного вырастет. Школьнику в младших классах можно уже давать немного денег на карманные расходы.

Если метод денежного вознаграждения вам не подходит, родители с большим опытом советуют заменить его альтернативным способом. Например, вместо монет, можно выдавать цветные бусинки, красивые пуговицы. Можете разработать с малышом свою систему оплаты, где, например, вымытая посуда будет приравниваться к двум пуговицам.

Чтобы у крохи появилось желание продолжать двигаться, за неделю он должен получить весьма стоящее вознаграждение. Наградой может послужить совместное посещение кинотеатра, цирка или детского развлекательного центра.

Зачем, за что и как хвалить ребенка? В любом случае, выбор всегда остается только за родителям. При выборе не забывайте учитывать индивидуальные качества вашего дитя. Какой способ вы ни выбрали, не увлекайтесь излишней похвалой и наградой, иначе это может превратиться в родительскую обязанность.

Как поощрять ребенка? Большинство психологов утверждают, что зачастую родители делают это неправильно. Поэтому малыш может вырасти капризным эгоистом. Давайте разбираться вместе, используя распространенные методы.

Похвала

Психологи рекомендуют не хвалить самого ребенка, вынося одобрение только поступкам или действиям. Но давайте поставим себя на место отпрыска. Представьте ситуацию: стремясь угодить родителям, малыш убрался в комнате или вымыл посуду.

Что будет чувствовать ребенок, если не похвалить его самого? Правильно, горечь и обиду. Ведь комната или посуда не стали чистыми по мановению волшебной палочки. Кто-то же приложил для этого усилия? Он сам! А заслуженной награды не получил.

Поэтому оставляем психологов самих копаться в своих рекомендациях, и от души хвалим своего отпрыска за каждое положительное действие.

Важно! Ребенка невозможно перехвалить. Он будет рад любым добрым словам со стороны родителей. Особенно, если заслужил.

Ласка

Такие простые действия, как поглаживания по голове или спинке, поцелуи и объятия, могут творить чудеса в процессе воспитания. Только не перебарщивайте с таким поощрением, иначе после каждого положительного действия чадо будет бегать к вам за наградой.

Кстати, не забывайте к ласке добавлять похвалу. Это нужно для того, чтобы ребенок понимал, за что его поощряют.

Немного поразмыслив, возникает другой вопрос: что делать с подростками? Дети такого возраста частенько весьма негативно относятся к «телячьим нежностям». Как быть?

Оказывается, выход есть. Как бы ни было печально, но многие подростки большую часть времени проводят в интернете. И там у них очень популярен мем, который называется обнимашки. Используйте его в общении с ребенком. Он не требует поглаживаний или поцелуев, да и вообще довольно шуточный.

Но, если вместо ласки сказать отпрыску: «Да ты молодчина, иди обнимашки!», то поверьте, эффект будет поразительный. Чадо ощутит свою нужность, и будет гордиться, что родители с ними на одной волне.

Совет. Покопайтесь в интернете и выучите несколько слов из подросткового сленга. Это весьма пригодится вам в общении с ребенком. Только не используйте подобные фразы во всеуслышание или на людях. Дети стесняются таких родителей. А вот тет-а-тет - всегда, почаще и к месту.

Снятие запретов

Конечно же, в разумных пределах. Расширение прав не должно становиться вседозволенностью. Это уже не поощрение, а разнузданность. Как делать правильно?

Например, за какой-нибудь положительный поступок (помощь по домашним хлопотам, правильное решение проблемы, выполнение домашнего задания) можно разрешить ребенку лечь спать немного позднее обычного времени. Но только здесь и сейчас, то есть сегодня, а не каждый день.

Малышу 2-4 лет рекомендуется позволить посмотреть больше мультфильмов. Чаду лет 5-7 можно разрешить купить что-либо в магазине самостоятельно, без помощи взрослых. Подростку - прийти домой с прогулки чуть позднее, чем положено. Но не забывайте золотое правило: поощрение хорошо тогда, когда оно одноразовое! Не стоит вводить снятие запретов на постоянной основе.

Совет. Прежде, чем поощрять ребенка подобным образом, изучите его привычки и желания. К сожалению, многие родители практически не знакомы с собственным чадом.

Совместное времяпрепровождение

Как ни грустно это звучит, но современный ритм жизни не позволяет родителям проводить с ребенком много времени. А иногда бывает еще хуже: папа в «танчиках», мама в социальных сетях, ребенок играет сам с собой.

Используйте в качестве поощрения совместные игры, занятия. Только не обучающие! Это должны быть именно игры, чтение книг, просмотр мультиков.

Для детей постарше правильным поощрением будет прогулка в парке, на детской площадке, катание на роликах вместе с родителями.

Подросткам подойдет совместный поход в кино, зоопарк, на аттракционы. Включайте фантазию, интересуйтесь у отпрыска, чем бы он хотел заняться вместе с вами.

Финансовое вознаграждение

Современные родители используют этот вид поощрения чаще всего. Вместо карманных денег ребенку выдается определенная сумма денег за положительные действия или поступки. Например, за уборку в доме или хорошую учебу.

Здесь психологи особенно активно стучат себя пятками в грудь, доказывая, что так делать нельзя! Но давайте уже посмотрим правде в глаза: без денег сейчас никуда и нигде. Особенно, если родители друзей или одноклассников просто дают своим детям деньги без повода. Вам нужна зависть вашего ребенка по отношению к окружающим? Нет? Значит, идем в ногу со временем, и поощряем отпрыска материально.

Но есть некоторое важные нюансы, которые следует соблюдать, используя денежный эквивалент похвалы:

  1. Сумма должна быть соразмерна поступку. Нельзя давать за мытье посуды 500 рублей, а за уборку комнаты 50.
  2. Об этих деньгах родители должны забыть. Ребенок имеет полное право воспользоваться ими по собственному усмотрению. Нельзя говорить, к примеру: «Это тебе на новые ботинки.»
  3. Установите ограничение. Например, за пятерку 10 рублей, но не более 100 рублей в неделю. Иначе чадо замучает учителей желанием отвечать у доски. Или вообще возьмет педагога в долю.

В противном случае, если платить ребенку за любую мелочь (надевание колготок или подметание пола), то можно добиться совершенно противоположного эффекта. Чадо будет требовать законное денежное вознаграждение постоянно и в возрастающих объемах.

Совет. Вот только не надо сейчас про ценность учебы и багаж знаний. Нынешняя реальность не позволит быть сытым и одетым, опираясь только на знания. И в магазинах за учебу не продают еду. Просто подходите к финансовому поощрению с осторожностью и тщательно все обдумав. Но не исключайте полностью.

Подарки

Принцип действия такого поощрения сродни описанному в предыдущем пункте. Разница только в том, что деньги заменяются сладостями, игрушками, гаджетами, одеждой. Пресловутые психологи практически в один голос утверждают, что так поступать нельзя. Осмелюсь поспорить.

Ребенку важна не сама покупка или вожделенный предмет. Кто не сталкивался с ситуацией, когда игрушка-поощрение забывалась через 10 минут после покупки? Малышу нужно именно родительское одобрение сделанного поступка. Пусть даже это будет коробочка сока или упаковка фломастеров.

Приведу пример из собственной жизни. Сыну в 4 года был куплен леденец на палочке. Просто так, без повода. Размахивая конфетой во время прогулки, он ее уронил и даже не заметил. Через пару дней абсолютно такой же леденец был куплен в качестве поощрения за вытирание пыли на своем столе. И точно также конфета благополучно улетела на землю во время прогулки. О, что это было за горе! Слезы лились такие, что любой крокодил бы умер от зависти. «Мамуля, ну я же его заслужил! Я убирался, так старался!»

Естественно, сопли и слезы были вытерты, и третий леденец был торжественно вручен опечаленному ребенку. А вы говорите - не стоит поощрять чадо подарками.

Не выдавайте поощрения авансом. Ребенок уже в шестимесячном возрасте прекрасно умеет манипулировать взрослыми. Поэтому никогда не хвалите и не награждайте малыша заранее. У отпрыска должен быть стимул, а не желание получить свое любой ценой.

Не делайте соревнований между детьми за поощрение. Например, если один хорошо учится, а второй не имеет таких успехов, то исключите награду за отличные оценки из детской жизни. От слова совсем. Дух соревнований должен быть здоровым, а не обидным. Запомните это. Либо награждайте обоих детей независимо от полученных результатов, чтобы не посеять между ними вражду. Правда, тогда это нельзя назвать поощрением.

В финансовом виде награды есть интересная деталь. Кроме поощрения должны быть штрафы. За хорошие оценки - платим, за плохие - вычитаем. Очень удобно вести подсчет в специальной таблице. Ребенок научится считать свои карманные деньги, заодно вести учет. Это умение здорово пригодится во взрослой жизни.

Теперь вы знаете, как поощрять ребенка. Не скупитесь на похвалу, тогда ваше чадо станет нормальным человеком с прекрасным характером. Кстати, иногда ребенку бывает достаточно ободряющей улыбки родителя вместо материального вознаграждения. Так зачем изобретать велосипед?

Видео: поощрение как метод воспитания детей

(12 голосов : 4.17 из 5 )

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Наказание

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики” , никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы . Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен . О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают ; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным .

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать :

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрение

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу , и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях . Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды . Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее : «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания , проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Ольга Ребещенкова

Похожие публикации