Рождество Христово: как празднуют православные. Рождество Христово: традиции и история праздника

Все православные люди России в ночь с шестого на седьмое января отмечают праздник Рождества Христова. В России, как известно, в начале 20 века церковь не стала переходить с Юлианского на новый григорианский календарь. Поэтому календарь на тринадцать дней отличается от календаря, который используется всеми остальными христианами во всем мире. И само празднование Рождество Христово в России, как праздник, существенно отличается от празднования во всем остальном христианском мире.

7 января, по Юлианскому календарю, в небольшом городке Вифлееме, произошло величайшее событие - в мир родился Богомладенец, Иисус Христос. Сын Божий появился на свет сверхъестественным образом от Богородицы Девы Марии.

Придя на нашу землю, Христос совершенно не был встречен каким-либо почетом, богатством или знатностью. У Него даже не было колыбели, как у обычных детей, не было у Иисуса и пристанища - Он родился в пещере за городом и был положен в ясли, куда обычно кладут корм для животных.

А первыми гостями появившегося на свет божественного младенца стали не вельможи и цари, а обыкновенные пастухи, которым о Рождестве Христовом возвестил Ангел. Об этом имеется запись в самых различных трактовках Библии.

И именно пастухи первыми поспешили придти и поклониться новорожденному пришедшему в мир Спасителю. В это время с Востока, с дарами Царю Мира, шли древние мудрецы (волхвы). Они также ждали, что в ближайшее время на землю должен прийти Царь Мира, а путь в Иерусалим им указала чудесная звезда.

Мудрецы принесли Младенцу дары: ладан, золото и смирну. Дары эти имели очень глубокий смысл: золото волхвы принесли Младенцу как Царю в виде дани, ладан именно как Богу, а смирна была принесена ими человеку, который должен умереть (в те далекие времена смирной помазывали умерших людей).

Святая церковь поет о том, что творение Божие встречало Спасителя: Матерью Господа стала Дева Мария, ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп.

Рождество Христово завершает святая Четыредесятница (сорокадневный Рождественский пост), накануне этого великого праздника всегда соблюдается очень строгий пост. После Рождества наступают двенадцати дневные святки, в течение которых и отмечается праздник.

Римско-католическая церковь и все основные протестантские церкви во всем мире празднуют Рождество Христово 25 декабря по современному григорианскому календарю.

Иерусалимская, Русская, Сербская, Афон и Грузинская православные церкви, а также восточно-католические и древневосточные церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю ("старый стиль"), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Болгарская, Элладская православные церкви празднуют Рождество Христово 25 декабря по новоюлианскому календарю, который полностью совпадает с григорианским календарем.

В Армянской церкви, как в древней Церкви, Рождество Христово празднуется 6 января в один день с Крещением Господним.

Сегодня Рождество в нашей стране считается нерабочим, праздничным днём, отмечается официально, но празднование проходит достаточно скромно. Причины здесь различны.

После встречи Нового года у людей просто обычно не остаётся денег на празднование Рождества, на поездки к друзьям и родственникам и на подарки.

К тому же, как ни грустно это осознавать, православная церковь очень сосредоточена на строгих канонах и правилах, и вообще не слишком активно поддерживает свой контакт с народом.

Вот Католическая церковь занимает иную позицию, она намного больше участвует в жизни всего общества, и это даёт свои результаты. Родители во всех католических странах всегда покупают детям подарки на Рождество, так что им не нужно объяснять, что наступило Рождество Христово и кто такой Иисус Христос.

Православная церковь до сих пор очень часто призывает верующих отказаться от традиций, давно сопровождающих праздник Рождества: гаданий, колядования, игр, и отмечать его именно по церковному. Иногда православные священники вообще пытаются объяснять людям, что вообще не надо праздновать Новый год, а только Рождество, что вызывает сильное удивление даже у верующих людей.

Менее радикальные и более мудрые представители церкви хорошо понимают, что Дед Мороз, хотя и является языческим персонажем, обязателен для этого праздника, конечно именно для детей.

А зачем не праздновать Новый год? Нужно просто вернуть людям изначальное Рождество. Конечно, это не получится сделать быстро.

Но все равно, в последние годы изначальный смысл Рождества Христова вспоминает всё больше наших соотечественников. Мы посещаем церковь, дарим друг другу подарки, ходим в гости, готовим рождественские блюда, и даже колядование и святочные карнавалы уже тоже возрождаются.

И есть стародавнее поверье, что все желания, загаданные нами в ночь Рождества, обязательно сбудутся.

В ночь с 6 на 7 января миллионы православных христиан во всем мире отмечают один из главных церковных праздниковсветлое Рождество Христово, которое входит в число так называемых Господских двунадесятых праздников.

© Sputnik / Александр Лыскин

Репродукция иконы "Рождество Господа Иисуса Христа". XV век

Рождество Христово

Согласно пророкам, Христос был рожден в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира в царствование императора Августа (Октавия). События Рождества Христова отражены в Евангелиях от Луки и Матфея.

Как сообщают евангелисты, Дева Мария и ее муж Иосиф, жившие в городе Назарет (он существует в Израиле и в наши дни), пошли в Вифлеем, чтобы принять участие в обязательной переписи населения Римской империи. Император Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. Перепись велась по коленам, племенам и родам, а каждое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места. У Девы Марии и Иосифа таким городом был Вифлием, куда они и отправились, чтобы внести свои имена в список подданных кесаря.

© Sputnik / В. Робинов

Икона "Рождество Христово"

В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых о его рождении известил ангел. Матфей упоминает и о чудесной звезде, которая привела к младенцу Иисусу волхвов, поднесших дары — золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну.

Прослышав о рождении Иисуса, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, и опасавшийся его как соперника своему царствованию, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

История праздника

В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца" (от марта).

Праздник Рождества Христова отмечается в разные даты христианскими церквями из-за различий в юлианском и григорианском календарях.

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря,но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

В 1582 году западные европейцы провели реформу, перейдя на григорианский календарь, который был введен в России лишь в 1918 году. Однако, Русская православная церковь этого не признала и продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.

Рождественский пост

Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Молдова отмечает Рождество дважды

Молдова — православная страна, однако в ней переплелось множество различных культур. Отмечают здесь с размахом и католическое Рождество — 25 декабря, и "традиционное" православное — 7 января.

© Sputnik / Мирослав Ротарь

Две даты празднования Рождества Христова — по новому и по старому стилю — закреплены в республике на законодательном уровне. Различия в юлианском и григорианском календарях и стали причиной того, что в правительственном праздничном календаре появилось два Рождества.

Молдавские традиции на Рождество

Колядки и прочие зимние песнопения — наследие славян, которые славили в эти дни бога Коляду, хотя слово "колядка" в молдавском языке звучит как "колинда" — от римских календ, священных дней. Один из главных атрибутов колядок — коза.

© Sputnik / Максим Богодвид

Колядующие обычно ходят по дворам с котомками, куда складывают полученные от хозяев дары. По поверью, кто щедро одарит колядующих, к тому в Новом году придут удача и достаток. Традиционный дар — хлеб, символ достатка. Возглавляет их переодетый в козла мужчина. На его голове — рога, поверх одежды — овечий тулуп, вывернутый наизнанку.

Козел олицетворяет нечистую силу: он прыгает вокруг прохожих, пугает их. Другой ряженый несет в руках специально изготовленный к этому празднику национальный инструмент "бугай". Остальные колядующие звенят колокольчиками. В народной памяти хранятся сотни рождественских мотивов. Среди них своеобразные кричалки — "урэтурь" и "стригэтурь", в которых звучат пожелания счастья, здоровья, урожайного года.

Колядки обязательно сопровождаются еще одним характерным для праздника элементом — звездой. Несут ее дети. В центре звезды помещают икону с ликом младенца Иисуса, колядующие поют о появлении на небе звезды, возвестившей о рождении Сына Божьего и приведшей трех восточных королей к месту его рождения. Большинство колядок начинаются словами: "Восходит высоко звезда". Эта традиция также тесно переплетается с язычеством.

Детям дарит подарки Мош Крэчун, аналог Деда Мороза и Санты Клауса. Многие этнологи сравнивают его с языческим богом славян Карачуном. Однако в молдавских легендах это добрый старик. Вместе с ним приходит поздравлять детей Алба ка Зэпадэ (Белоснежка или Снегурочка). Им пытается помешать ведьма Хырка, аналог Бабы Яги. Как правило, в селах разыгрываются разнообразные сценки с масками этих персонажей.

Рождественский стол в Молдове

Рождество в Молдове отмечают с размахом. После поста столы ломятся от лакомств. Но даже праздничное застолье не обходится без обрядовых традиций. В Рождество на праздничном столе обязательно должны быть блюда из свинины, символизирующие богатство и достаток в доме. Традиционно подают свиное жаркое и колбасы, голубцы, холодец (студень), рыбу, хлеб, фрукты, сласти и напитки, а также мамалыгу и кутью (толченая пшеница с изюмом, орехами и медом).

Блюд должно быть семь, девять или 12. Считается, что эти числа имеют магическое значение.

Пожалуй, значимость такого праздника, как , вряд ли стоит кому-то доказывать. Ведь даже тот факт, что в большинстве стран мира официальное летоисчисление ведётся не как-нибудь, а именно от Рождества Христова, говорит о его важности и социальной значимости. Праздник Рождества любим во всём мире, а в России его любили особенно – пока не произошли определённые политические события.

В Древней Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, и случилось так, что он совпал с языческим славянским праздником Святок. Начинался этот праздник в последние дни декабря, а заканчивался в один из первых дней января. Именно с тех времён до сих пор сохранились многие интересные и увлекательные обряды: весёлые пиршества, прогулки ряженых, гадания, колядки и т.д. Сегодня в эти дни у нас отмечаются новогодние праздники.

Вообще празднование Рождества Христова в России существенно отличается от того, как его отмечают в остальном христианском мире.

Перед наступлением праздника взрослые рассказывали детям, как к родившемуся в пещере Иисусу пришли волхвы, чтобы поклониться ему и подарить подарки. И с самого раннего возраста дети впитывали вековые традиции, христианские ценности и народную мудрость.

А самым любимым символом рождества была елка. Оказывается, традиция наряжать елку на Рождество пришла к нам из Германии,

Справедливости ради стоит напомнить, что Пётр приказал всего лишь украшать церкви и здания еловыми ветками, а не рубить сами деревья, однако позже появилась традиция украшать сладостями и игрушками именно целое вечнозелёное дерево.

В ночь перед Рождеством торжественные Богослужения происходили по всей стране, а с утра начиналось прославление Христа: люди ходили по домам с «Вифлеемской звездой», пели гимны во славу Иисуса и Девы Марии.

Интересный момент: перед Рождеством, в Рождественский сочельник , до появления на небе первой звезды было принято не садиться за стол и ничего не есть.

Не менее интересный обычай – колядование, хотя его связывают не столько с христианскими, сколько с языческими традициями. Коляда в славянской религии был символом поклонения Солнцу, дающему процветание всему живому; веселью, плодородию, богатому урожаю и счастливому браку – вечным человеческим ценностям.

Когда как раз в это время на Руси стали праздновать Рождество, коляды слились с ним – получился своеобразный гибрид религий, однако постепенно большинство языческих символов было вытеснено под влиянием христианской церкви.

Что означало колядовать, сегодня точно никто не скажет, однако мы всегда склоняемся к тому объяснению, которое дал Н.В. Гоголь в известном произведении «Ночь перед Рождеством»: это значит петь у дверей или под окном дома колядки. Хозяева дома за это бросают колядующим в особый мешок каравай хлеба, пироги, сладости, колбасу или даже немного денег – кто что сможет и захочет.


Церковь пыталась запретить колядки, но они оказались живучими; правда, сегодня в колядках мало что осталось от языческих обрядов: в них поётся про младенца Иисуса Христа, про пожелания счастья и здоровья хозяевам дома, и вообще эти песнопения носят очень позитивный характер.

С сочельником также было связано много разных народных примет. Например, если в сочельник всё небо усеяно звёздами – жди богатого урожая гороха, хорошего приплода домашнего скота, много ягод и грибов в лесу. Если деревья покрыты инеем – будет много хлеба, если метёт метель – будут роиться пчёлы.

Если вдоль дорог много высоких сугробов, то будет буйно колоситься рожь, а если снега на полях лежат ниже дороги – жди неурожая.

В ночь на Рождество верёвками связывали ножки столов – чтобы не убегал домашний скот; вечером не кормили кур, чтобы они летом не разгребали грядки; туго мотали пряжу в клубки – чтобы уродилась хорошая капуста.

На юге России до сих пор сохраняются обычаи перед Рождеством жечь костры. Этот обычай восходит и к языческим, и к христианским традициям: связан с Колядой и пастухами, которые разводили костры в ночь, когда родился Христос.

Рождества ждали весь год, потому что второго такого праздника, шумного, весёлого и радостного, в России просто не было. Рождественские подарки детям, нарядная ёлка, девичьи гадания, которые были очень весёлыми и забавными, а иногда завораживающими и таинственными – всё это было возможно только один раз в году.

У крестьянских девушек существовало интересное гадание, когда они устраивали под своей кроватью импровизированный колодец из поленьев, и, ложась спать, говорили такие слова: «Суженый, приди по воду». Вообще способов увидеть суженого было достаточно много, и конечно, именно это гадание было у девушек самым любимым.

На Рождество устраивались карнавалы и маскарады, ходили ряженые, пели песни, плясали, водили хороводы – хотя эти традиции тоже не приветствовались православной церковью. Было также принято делать визиты соседям и знакомым, приглашать гостей и устраивать смотрины невест.

В честь Рождества Христова в России возводилось много храмов и монастырей.

Самым известным из них стал московский храм Христа Спасителя , основанный по указу императора Александра I в Рождество 1812 года, в благодарность за победу над Наполеоном и всей французской армией. К сожалению, всем известно, какая судьба постигла этот величественный храм в 30-е годы XX века, однако сегодня он отстроен вновь, и выглядит ещё лучше прежнего. Именно в храме Христа Спасителя сегодня проходит главная Рождественская служба страны.

После революции 1917 года Рождество в России праздновать запретили. Даже упоминать о нём было запрещено; и детей, и взрослых лишили рождественской ёлки. Те, кто не хотел забыть народные традиции, тайно приносили домой еловые веточки, однако за это можно было жестоко пострадать, особенно в 30-е годы – можно было даже попасть в лагерь и не вернуться оттуда. Рождественские традиции постепенно были забыты, а новые поколения даже не знали о них.


В середине 30-х годов было снова разрешено ставить ёлку, однако не упоминать о празднике Рождества Христова – теперь его заменил Новый год. В Советском Союзе получилось так, что многие атрибуты Рождества перешли к празднику Нового года, хотя этот праздник полностью советский.

Когда СССР прекратил своё существование, главным праздником остался Новый год, однако начали праздновать и Рождество, хотя это делали немногие.

Надо сказать, что на Рождество Христово в России всегда готовили обильный стол. Было очень много мясных блюд: заливное, студень, молочный поросёнок с кашей, свиная колбаса и свиная голова с хреном, жаркое, жареный гусь; рыбные блюда; блины, медовые пряники, сладости и напитки.

В день 7 января со светлым праздником Рождества Христова поздравляют близких, родных и друзей, знакомых и даже незнакомых людей. В Европе, например, Рождество считается семейным, закрытым праздником, а в России принято приглашать всех желающих, и со всеми делиться радостью.

Сегодня Рождество в нашей стране отмечается официально, и считается нерабочим, праздничным днём, но всё проходит достаточно скромно. Причины здесь могут быть разными.

После встречи Нового года у людей не остаётся денег на празднование Рождества, поездки и подарки.

К тому же православная церковь сосредоточена на строгих правилах и канонах, и не слишком активно контактирует с народом. Католическая церковь занимает другую позицию, больше участвуя в жизни общества, и это даёт свои результаты. Родители в католических странах всегда покупают детям подарки на Рождество, так что им приходится объяснять, что это за праздник и кто такой Иисус Христос.

Православная церковь часто призывает отказаться от народных традиций, которые давно сопровождают праздник Рождества: колядования, гаданий и игр, и отмечать его торжественно, по церковному. Иногда православные священники пытаются прямо объяснять людям, что Новый год праздновать не надо, а только Рождество, что вызывает удивление даже у религиозных людей.

Более мудрые представители церкви понимают, что Дед Мороз, хотя и считается языческим персонажем, стал неотъемлемой частью праздника, особенно для детей.

К чему призывать не праздновать Новый год? Просто нужно вернуть людям Рождество, а это не получится сделать быстро и сразу.

И всё-таки в последние годы смысл праздника Рождества Христова вспоминает всё больше россиян. Люди посещают церковь, дарят друг другу подарки, ходят в гости, готовят традиционные рождественские блюда, и даже традиции колядования и святочных карнавалов тоже возрождаются.

А ещё есть поверье, что желания, загаданные в Рождественскую ночь, обязательно сбываются.

Гатаулина Галина
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна


Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января.

На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским (новый стиль), ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь (старый стиль), применяемый с 45 столетия до нашей эры.


В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому.

Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю.

Развитие иконографии Рождества Христова

Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.


Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. А начиная с VI столетия уже сформировалась та иконография Рождества Христова, которая останется до XXI века.

Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи.


Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова


На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество – это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине.

Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.


Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу".


Рождество Христово на полотнах старых мастеров

Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись.


Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.



Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события.


Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где
на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами.


Яркий свет, идущий от Младенца, который озаряет Мадонну и ангелов, усиливает ощущение Его божественности. А поющие ангелы, держащие лист с нотами, предают полотну Яна Калькара торжественность.



Есть в году день, когда в мире наступает беспредельная радость. Кажется, что небеса опускаются, и в них растворяется все земное. В едином порыве ликуют ангелы и радуются люди. Причину этой радости более двух тысяч лет назад возвестил Ангел вифлеемским пастухам: «Благовествую вам, что ныне во граде Давидовом родился Сын Божий – Спаситель мира». Это событие положило основу спасения человечества воплотившимся Христом.

История появления праздника
Из Евангельской истории известно, что Богородица накануне рождения Сына пришла в Вифлеем. Вместе с обручником своим Иосифом она участвовала в переписи граждан. Вифлеем – город маленький, в гостинице мест для всех не хватало. Поэтому Мария и Иосиф остановились на ночлег в пещерке. Таких мест в тех краях было много – туда пастухи загоняли на ночь скот. В ту же ночь и родился Христос. Младенца положили в ясли – кормушку для скота. Первыми воплотившемуся Богу поклонились пастухи.

Также поклониться Спасителю пришли волхвы. Эти мудрецы жили далеко на востоке. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе путеводную звезду, отправились за ней. Эта звезда в христианской истории называется Вифлеемской. Волхвам пришлось пересечь границы нескольких государств, прежде чем они пришли к бедным вифлеемским яслям. Богомладенцу мудрецы принесли в дар золото, ладан и смирну.

Эти подарки, которые получили название «Дары волхвов» , имеют глубокое символическое значение:
золото – символизировало, как приношение Царю, ведь Иисус воплотился, чтобы стать царем земным;
ладан – священнический символ, ведь своим земным служением Христос стал Первосвященником;
смирна – ею помазывали тело умершего человека, в рождественской истории она стала символом и указанием на искупительную жертву Христа за все человечество.

Впервые этот праздник христиане стали отмечать только в IV веке. До этого событие появления на свет Христа упоминалось первыми христианами в день Богоявления. Под воздействием эллинской культуры и верований, эти два праздника были разделены. Рождество значительно превзошло по значению Богоявление и практически сразу стало вторым христианским праздником после Пасхи.

На Руси Рождество ждали особенно. Сначала праздновали его, а потом встречали Новый год. Поэтому у христиан принято наряжать елки именно к Рождеству. В 1918 году Россия перешла на григорианское летоисчисление. Церковь продолжала и продолжает жить по юлианскому, старому календарю. Из-за этого сначала приходит Новый год и только потом Рождество.

Рождественский сочельник
День накануне праздника называется Рождественским сочельником. Это очень строгий постный день. Христиане стараются не вкушать пищи до самого вечера. Земля готовится встретить Божественного Младенца. Но по современной традиции поститься можно только до того момента, как после Литургии Сочельника на центр храма будет вынесена свеча и споют тропарь Рождеству.


Вечер этого дня называется Святым. Его традиционно проводят в кругу самых близких людей. За стол садятся с первой звездой. Она символизирует собой Вифлеемскую, приведшую волхвов к родившемуся Христу. Хозяйки к Святвечеру готовят двенадцать постных блюд. Скоромное разрешается есть только на следующий день. 12 число символическое – это и 12 месяцев года, и 12 апостолов, и 12 главных праздников Церкви. Главное лакомство – кутья. Под тарелку с ней кладут немного сена в напоминание о том, что Христос родился не в хоромах, а в бедных яслях.
Кутья – блюдо из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом и орехами. Только с XVI века в него стали добавлять мак, а еще позднее – изюм. Современные хозяйки вместо меда добавляют халву или сахар. От этого вкус кутьи улучшается, но несколько теряется ее символическое значение. Так как мед – самый чистый на земле продукт. А Богу, как известно, отдается лучшее.


За трапезой пьют узвар. Принято варить к святой вечере постный борщ, готовить салаты с постным маслом, вареники с постной начинкой, пироги, рыбные блюда.
Празднование Рождества
В Церкви, кроме Пасхи, есть 12 самых больших праздников. Их называют двунадесятыми и самый главный среди них – Рождество. Празднуют его до Крещения. То есть, от 7 по 17 января. Этот период называется Святками. Рождества ждут и взрослые, и дети. Оно приносит много радости, веселья, сладостей. В доме царит ощущение уюта и покоя, а сердце согревает надежда, что будущее обязательно будет светлым.

Верующие люди встречают праздник в храме. В ночь на Рождество во всех церквах происходят праздничные службы. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Нужно помнить, что Господь благодарит человека за каждое, самое малое усилие, которое тот за Него делает. В этот праздник даже звезды на небосклоне ведут себя особенно, а утром солнце играет разными цветами.

Традиции праздника
С Рождеством связано много народных традиций. Большинство из них Церковью признаются. Накануне, в Сочельник, наряжают елочку. Ее верхушку венчает звезда – символ Вифлеемской. Свечи на елочке напоминают о неземном свете, исходящем от пещерки, в которой родился Иисус. Под елочку кладут коробки с подарками всем членам семьи. Кроме елочки, в домах и храмах сооружают вертеп – символическую пещерку с родившимся Христом и объемными фигурками людей, которые Его окружали.

Главное действо праздника – колядование. Колядовать могут все – и взрослые, и дети. Раньше города мало напоминали нынешние мегаполисы, поэтому люди ходили от дома к дому и славили родившегося Христа, отчего их называли христославами. Тех, кто принес радостную весть в дом, принято одаривать – сладостями, фруктами, деньгами – кто чем может.

В Рождественские дни принято ходить друг к другу в гости и обмениваться подарками. Очень полезно и правильно с христианской точки зрения посещать больных и страждущих. Особенно этого праздника ждут дети. Если у вас есть возможность, подарите радость ребенку из приюта или больному мальчику или девочке. Обездоленных людей не так мало в наше время – стоит только захотеть сотворить им добро. Обязательно нужно бывать на богослужении в храме.
Но есть традиции, которые Церковь категорически отвергает, как языческие. Например, гадания. Предугадывать будущее – грех, потому что этим человек отсекает участие Бога в своей жизни и Его заботу о себе. В любой момент Господь волен изменить ход событий.
Подарок на Рождество

Пришедшие к новорожденному Христу волхвы с дарами положили начало традиции дарить на Рождество подарки, особенно детям. В сознании человека Рождество – это праздник осуществления мечты. Поэтому подбирать подарок нужно тщательно. Он необязательно должен быть дорогим. Для человека важно прикосновение чуда к его жизни. Узнайте, о чем мечтает или мечтал в детстве тот, кого вы хотите одарить. Подарок не всегда может вызвать восторг. Намного важнее – тронуть сердце человека, заставить его поверить в чудо. Традиционно к Рождеству дарят сладости. И не только детям.
Рождество празднуют долго. Самое важное, что должен вынести из этих дней любой человек – это саму суть рождения Святого Младенца, который отдал свою жизнь заплатив за наши грехи. Тем самым дал нам возможность исправить свои ошибки и помириться с Богом!

Приметы на Рождество Христово

Ясная погода на праздник Рождества сулила хороший урожай летом и осенью.

Если на Рождество была оттепель, то это к плохому урожаю.

Снежная метель на Рождество Христово было знаком к хорошему урожаю пшеницы и хороший знак для пчеловода.

Если на Рождество небо было звездное, то год будет урожайным на грибы и ягоды, а также ожидался в такой год большой приплод скота.

Ну а если праздник Рождества был теплым, то ждали холодной весны.

Если в этот день шел снег, да еще и хлопьями - это к хорошему урожаю хлеба.

А есть еще одна примета, которой доверяют и сейчас, то есть, как проведешь Рождество, таким и будет год. Поэтому Рождество Христово всегда стремились провести в любви, мире и благополучии, со щедрым рождественским столом. Обязательно на столе должно было быть 12 постных блюд, тогда весь год в доме будет достаток, да и год будет щедрым.

Нельзя ни в коем случае ссориться в день Рождества Христова, так как весь год можно провести в разногласиях.

РЕЦЕПТЫ БЛЮД ДЛЯ СОЧЕЛЬНИКА

КАК ПРИГОТОВИТЬ КУТЬЮ

Перебранный и промытый рис залить водой и довести до кипения
Слить на сито, пролить холодной водой и снова варить до готовности в большом количестве воды
Снова откинуть на сито, остудить и переложить в посуду
Выбрать стакан ягод без сиропа из варенья, добавить немного кипяченой воды
Смешать с рисом, верх загладить ложкой и слегка присыпать сахаром
КАК ПРИГОТОВИТЬ СОЧИВО

СОЧИВО ИЗ РИСА
Полтора стакана риса промыть, отварить в большом количестве воды до готовности
Слить на сито, остудить
Один стакан орехов (миндаль, грецкие) размельчить и добавить 5 – 6 ложек меда, немного кипяченой теплой воды
Один стакан изюма промыть в нескольких водах, отварить
Все смешать, если нужно добавить еще меда.
СОЧИВО ИЗ РИСА С СУХОФРУКТАМИ
В большом количестве воды отварить 1,5 стакана хорошо промытого риса, сцедить на сито, остудить
100 г сухофруктов сварить в сахарном сиропе (1,5 ст. сахара на 2 л воды), сцедить, остудить
В глубокой миске смешать рис с сухофруктами, добавить процеженного отвара (взвара)
КАК ПРИГОТОВИТЬ КОЛЯДКИ

Это маленькие пирожки, которые готовили специально к этому дню, это очень древние изделия из пресного теста.
Колядки готовились обязательно из восьми компонентов – ржаная мука, вода, простокваша, молоко, масло, сметана, соль и начинка.
Тесто для них готовилось так – 2 стакана ржаной муки (или смесь ржаной и пшеничной муки) просеять, смешать со смесью воды, молока, простокваши, сметаны в любых соотношениях, 2 столовых ложки сливочного масла, соль.
Замесить тесто, дать ему полежать 30 минут, раскатать колбасками, нарезать небольшими кусочками, слепить шарики и раскатать скалкой блинчики.
Выложить на них начинку, свернуть и защипить края.
Чтобы корочка после выпечки была мягкой, смазать маслом или смесью топленого масла со сметаной.
Начинки для колядок делались из творога, пшенной каши, моркови, сушеных грибов, картофельного пюре.

Похожие публикации