Что такое детский дом? Детские дома.

ДЕТСКИЕ ДОМА, в России учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей. Создавались со 2-й половины 1918 года вместо воспитательных домов и детских приютов. Основные задачи детского дома - психолого-педагогическая реабилитация детей, их социализация, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. В отличие от других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах не осуществляется обучение детей; учащиеся посещают школу по месту жительства.

Одним из первых детских домов был открывшийся в 1918 Коллектор (Москва), преобразованный в 1919 в Детский городок имени III Интернационала; включал в себя несколько детских домов различных типов и школу. В 1917 - 1-й половине 1918 детские дома находились в ведении Наркомата социального обеспечения, затем Наркомпроса. К началу 1930-х годов в СССР существовали следующие типы детских домов: дошкольные (для детей 3-7 лет), работавшие по принципу детского сада «полного дня»; школьные (для детей 8-15 лет); смешанные (для детей 3-15 лет); пионер-дома - в них принимались только пионеры 12 лет из других детских домов; детские городки для детей 3-15 лет и старше. Функционировали также кооперативные детские дома для детей работающих родителей, которые создавались на средства профессиональных и общественных организаций; большого распространения не получили. После 1945 в стране действовали 4065 детских дома. Кроме учреждений традиционных типов создавались специальные детские дома для детей, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны. С 1946 детские дома находились в ведении Министерства просвещения РСФСР, с 1992 - Минобразования России.

В 1960-80-е годы в системе детских домов сложилась тяжёлая ситуация, связанная с их недостаточной материально-технической обеспеченностью и формализмом в организации жизнедеятельности детей. Работа детских домов, как правило, была рутинной и малосодержательной, за исключением отдельных детдомов (Боринского детского дома Липецкой области, Яснополянского детского дома Тульской области, ряда детских домов Московской области). Этот же период характеризуется возрастанием численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением состава осиротевших детей, что было вызвано неблагоприятными социальными тенденциями в развитии общества. Среди детей, содержавшихся в детских домах, лишь 4-7% составляли дети-сироты. Свыше 70% детей имели родителей, лишённых родительских прав. Наметилась также тенденция к увеличению численности детей, оставленных матерями после рождения.

Деятельность детских домов начала перестраиваться после принятия в 1987 постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и создания Советского детского фонда имени В. И. Ленина (1987; с 1992 - Российский детский фонд). В 1990-е годы функционировали дошкольные, школьные, смешанные детские дома, детские городки (первые - в Свердловской области), семейные детские городки (первые - в Омске и Ульяновске); семейные детские дома, дома детства (город Новокузнецк Кемеровской области), детские деревни - SOS (Мурманская, Московская, Орловская, Ленинградская области), начали возрождаться приходские детские дома, создаваемые религиозными организациями (христианский сиротский дом в Санкт-Петербурге, детская христианская община в Читинской области и др.).

Система детских домов (начало 21 века) включает: дошкольные, смешанные, санаторного типа (для детей 3-18 лет, нуждающихся в длительном лечении), детские дома-школы (создаются с 1998), специальные (коррекционные) детские дома для детей с нарушениями в психофизическом развитии. В 2006 в Российской Федерации функционировали 2 160 детских дома (200 тысяч воспитанников). Детские дома находятся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (их два - Ивановская школа-интернат для детей-сирот имени Е. Д. Стасовой и Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот в городе Евпатория, Крым) и органов управления образования субъектов Российской Федерации (например, московскими детскими домами ведает Московский департамент образования). Детские дома (интернаты) для детей с умственными или физическими нарушениями находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития России.

За рубежом первые попытки организации государственной заботы о покинутых детях принадлежат римскому законоведу Юлию Павлу, советнику императора Септимия Севера (конец 2 - начало 3 века). Первые детские дома для подкидышей (брефотрофии) были созданы в Кесарии епископом Василием Великим (начало 4 века). В Европе первый детский дом был открыт в 787 при Миланском соборе в Италии. В начале 14 века в Европе насчитывалось около 30 детских домов; большинство находились в ведении братства ордена Святого Духа.

Во Франции первый государственный детский дом был открыт в 1640 году в Париже священником Венсаном де Полем; в Великобритании - в 1739 в Лондоне на средства купца Т. Корама; наибольшую известность получил открытый доктором Т. Д. Бернардо комплекс детских домов Степни-Хаус (1867, район Лондона). В Германии известны детские дома «для нравственно заброшенных детей» «Ам-Урбан» (основан в 1824 в Целендорфе) и комплекс детских учреждений - от ясель до общежития для подростков - «Руммельсбург» (1884, предместье Берлина). В Скандинавских странах детские дома были небольшими; дети жили в них непродолжительное время до передачи на воспитание в семьи. Своеобразным детским домом в Восточной Европе был «Бакуле-устав» (2-я четверть 19 века, Прага), принимавший как здоровых детей, так и детей с физическими недостатками. Первый детский дом в США открыт в 1729 (город Новый Орлеан, штат Луизиана), крупнейшим детским учреждением был приют «Нью-Йоркское детское убежище» (1865, Нью-Йорк).

В Великобритании, США, ФРГ помещение ребёнка в детский дом рассматривается как крайняя мера. Детские дома в этих странах с начала их организации работают по системе «замещающей семейной заботы».

Лит.: Штейнгауз М. Детский дом в Праге (Чехословакия) // Детский дом. 1929. №6. С.53-57; Горшкова Е. А. Опыт работы зарубежных детских домов: история и современность. М., 1990; Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993; Детский дом на рубеже веков. М., 2001.

В. В. Беляков, Е. А. Горшкова.

У этих малышей еще есть шанс попасть в настоящую семью. Фото Reuters

С сентября 2015 года российские детские дома должны начать работать по новым правилам. Постановление правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», было подписано Дмитрием Медведевым еще 24 мая 2014 года. Приступили к его исполнению в сентябре 2015. Так что же предстоит осилить руководителям детских домов и их куратору - Минобрнауки РФ?

Новый документ меняет идеологию детского дома. Отныне эти заведения рассматриваются как временное жилье перед устройством воспитанников в приемные семьи. Как пояснил «НГ» директор Центра развития социальных проектов, руководитель портала «Усынови.ру» Армен Попов, он разговаривал со многими руководителями детских домов, многие этого постановления давно ждали. Хотя оно потребует от администраций детских домов много усилий по реорганизации. И прежде всего – работы с самими воспитателями. Им-то как раз перестроиться сложнее всего. Почему? Попробуем разобраться.

Постановление уводит нас и от самого названия «детский дом». Новое название звучит хоть и формально, но гораздо оптимистичней – Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Получается, что главная задача персонала детского дома – пристроить ребенка в семью. «Название меняет функции персонала бывшего детского дома, – считатет Попов, – теперь работа его сотрудников ориентирована на то, чтобы подготовить ребенка к семейным условиям и передать его на воспитание приемным родителям. Если сиротство ранее было у нас «пожизненным», то теперь ребенок получает шанс для получения семейного воспитания. Это меняет работу не только персонала детского дома, но и органов опеки. Они начинают работать и с кровной семьей. Не было этого постановления – органы опеки стремились прежде всего защитить ребенка от плохих родителей, в том числе и лишив их родительских прав. Теперь они стремятся временно ограничить нерадивых отцов и матерей в правах на ребенка, для того чтобы успеть за это время помочь им исправить возникшую неблагополучную ситуацию. Если проанализировать, – замечает Армен Попов, – куда бегут дети из детских домов, то в 90% случаев они бегут к родным маме с папой. Какими бы те ни были. Поэтому крайне важно сохранить для ребенка общение с кровными родственниками, если общение с ними, конечно же, не угрожает жизни ребенка».

Согласно постановлению, группа детского дома теперь будет состоять не более чем из восьми разновозрастных детей. Каждую группу предписано вести ограниченному числу педагогов, чтобы у детей возникало чувство привязанности к определенному взрослому. Помещения, в которых проживают дети, должны быть устроены по квартирному типу, а личные вещи должны по возможности приобретаться с участием детей и все время находиться в открытом доступе. Встречи детей с потенциальными усыновителями или опекунами могут проходить не менее трех раз в неделю. При наличии родственников администрация обязана организовывать общение детей с ними и работать над возвращением воспитанников в родные семьи.

«Что особенно важно, – отмечает Армен Попов, – дети в этих новых домах будут жить в разновозрастных группах. Это сохранит многие родственные связи: братьев и сестер не будут разлучать. И это поможет собрать детей не по возрастным особенностям, а по интересам и по духу. Тогда старшие смогут заботиться о младших, и это тоже будет способствовать социализации этих детей». Одни и те же воспитатели, согласно комментарию Армена Попова, будет с ребенком на протяжении всей его жизни в детдоме, и днем и ночью (если, конечно же, вдруг не случится усыновление ребенка). А такие дети, которые останутся в детдоме, к сожалению, были, есть и будут. Есть детишки, рассказывает Армен Попов, которые даже в силу своего характера или психологических особенностей организма не могут жить в семье. Их, конечно, мало, но они есть. Еще довольно большая категория детей в детдоме - это дети-инвалиды. Ну и, конечно же, организация детского жилого пространства по образу квартиры, пусть и в условиях бывшего детдома, с гостиной, спальнями и кухней тоже решает многие проблемы адаптации детдомовских детишек к нормальной жизни. Ведь, что греха таить, после обычного сиротского учреждения мы получаем практически «инопланетян», не знающих, как подойти к газовой плите и заплатить за коммуналку.

«Главное, чтобы новое постановление не послужило сигналом к каким-то формальным действиям, – боится Армен Попов. – Переобустроить детские дома, превратив одну большую казарму в несколько маленьких, – это, конечно, совсем не то, к чему призывает правительство».

А как вообще обстоит дело с усыновлением в стране после выхода всем памятного закона Димы Яковлева, попросили мы рассказать нашего эксперта. Как пояснил Армен Попов, брать в свои семьи сирот российские граждане стали больше. И что еще сильно радует, не только здоровых детей. Это, конечно, настоящий родительский подвиг.

Кстати, тот факт, что иностранцы хотели брать из детского дома только детей-инвалидов, по мнению Попова, не соответствует действительности. Просто наши детские дома рекомендовали им усыновлять тех детей, от которых обычно отказываются российские родители. «Это какой-то феномен: почти все родители, ожидающие ребенка, мечтают о мальчике. Но вот усыновить хотят девочку до года. Почти все…»

В основном, конечно, сегодня детей берут в приемную семью под опеку. То есть за ребенком остается статус сироты, а приемные родители получают на него пособие. «Материальная составляющая для граждан нашей страны – вещь серьезная. Родители у нас – люди ответственные: они понимают, что после того, как ребенок вырос, лучше, если у него будет квартира от государства. Статус сироты помогает эту льготу сохранить.

Геннадий Прохорычев, Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области. Все фото - из личного архива Г.Л. Прохорычева.

Детский омбудсмен во Владимирской области Геннадий Прохорычев в самом начале нашего общения признался в том, что долго не хотел возвращаться к теме насилия и жестокого обращения в сиротских учреждениях. Но нашумевший случай в омской школе-интернате, где четверо подростков избивали своего сверстника, снимали это на смартфон и выкладывали видео в сеть, побудил Геннадия Леонардовича заново осмыслить проблему насилия и даже посмотреть на нее сквозь призму собственного сиротского прошлого, которое представлено в фотографиях из его личного архива.

— Расскажите, какие виды насилия бывают в детдомах, приютах и других сиротских учреждениях? Объясните, пожалуйста, механизмы возникновения ситуаций насилия.

— Случаи деструктивного, жестокого поведения, разнообразные формы насилия по отношению к детям (в том числе и в кровной, и в замещающей семье) распространены в современном обществе. Сообщения о них регулярно попадают в СМИ. В любой образовательной организации независимо от организационной формы — колония для несовершеннолетних преступников, школа закрытого типа, детский дом, коррекционная школа-интернат, реабилитационный центр (приют) для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, дом ребенка, детское отделение психиатрической больницы, школа, кадетский корпус, загородный лагерь — могут возникнуть ситуации насилия и так называемой дедовщины.

Насилие в детских домах было всегда, еще во времена Советского Союза. Внутренняя социальная структура таких учреждений — конечно, не всех — строилась по модели отношений преступного мира и в соответствии с «зоновскими» правилами поведения. Вопросы дисциплины в детском доме отдавались на откуп взрослым ребятам, что поддерживало дедовщину и насилие старших над младшими. Были и такие случаи, когда воспитатели избивали детей, считали это правильным и необходимым воспитательным моментом.

Утренняя гимнастика. Специально для Уполномоченный по правам ребенка предоставил свои детские фотографии.

Приведу примеры из своего детства. В дошкольном детском доме с детьми от 3 до 7 лет за любую провинность воспитанников клали на перекладину кровати и били палкой. Голыми ставили в угол на соль или гречку. Наказывали едой. Кололи руки иглой тем детям, у которых номера на одеялах отрывались. Как на зоне, у меня был номер 73, а у моего брата-близнеца — 89. Номера очень часто отрывались. Поэтому упомянутые экзекуции мы испытывали на себе не раз.

Но самый бесчеловечный «воспитательный» прием был другим, он назывался «профилактическим мероприятием» для тех, кто плохо себя вел. Выбирался ребенок, которого заставляли мазать лица других детей отходами человеческой жизнедеятельности.

Перед приездом какой-либо комиссии нас раздевали догола, осматривали на предмет синяков, чтоб мы — не дай Бог! — не сказали, что это вызвано действиями воспитателей.

Самоподготовка.

Когда ребенок не знает других методов воспитания, и у него нет опыта отношений любви и добра, он считает, что так и устроен мир, что это норма поведения взрослых людей. Мы, дети, привыкли к насилию со стороны взрослых, считая, что так и должно быть. И эта подмена, происходящая в сломанном сознании ребенка, — самая страшная, которую во взрослой жизни очень сложно исправить.

Когда нас переводили в школьный детский дом, я спрятался под кровать, чтобы меня не увезли. Я не знал ничего, кроме моего детского дома, меня пугали перемены. Особенность детского восприятия, заложенная природой, — принимать все за чистую монету. Ребенок может выжить и привыкнуть к невыносимым условиям существования и неприемлемым способам общения со взрослыми или сверстниками. Что-то подобное происходит в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, пренебрегают основными потребностями ребенка и систематически истязают своих детей.

— Геннадий Леонардович, что происходит в российских детдомах сейчас, есть ли проблемные учреждения в той же Владимирской области?

— Ситуация с насилием различается в зависимости от региона РФ. Например, за Уралом детских домов все еще очень много, и в них достаточно много детей. Там ситуация меняется очень медленно, и все проблемы, которые были в советских детских домах, существуют и сегодня.

В столовой.

До недавнего времени во Владимирской области было 22 детских дома. В каждом воспитывалось более 100 детей. Но с развитием института приемной (замещающей) семьи и системы усыновления количество детских домов сократилось. В настоящее время их осталось всего десять. Это маленькие, устроенные по семейному типу учреждения. В них есть все для полноценного развития ребенка, материальная база очень хорошая. В каждом — от 15 до 40 детей, всего по области 280 воспитанников.

Тяжелых случаев насилия во Владимирской области не было давно. Но случаи жестокого обращения и насилия в подростковой среде все же есть. Как правило, они скрываются руководителями учреждений, чтобы избежать скандала. Довольно часты случаи, когда старшие отнимают деньги или просто понравившуюся вещь у младших, посылают их за сигаретами, понуждают ребенка что-то сделать вместо себя; дети воруют. По сути, дедовщина в детских домах продолжает существовать, она пока не побеждена.

— А с чем вы связываете позитивные изменения?

— В первую очередь, с увеличением количества усыновлений и развитием института замещающих семей. Многие дети, оставшиеся без попечения родителей, минуют детские дома и находят новых родителей. И это правильно.

Октябрьское мероприятие.

Ужесточение уголовного наказания за преступления против жизни и половой неприкосновенности несовершеннолетних также дает результат и помогает предупреждать преступное поведение. Организация профессиональной переподготовки специалистов стала системным явлением в педагогической практике.

Открытость детских домов для некоммерческого сектора и тех НКО, которые работают в сфере защиты детства, во многом меняет воспитательную практику детского дома и психологический облик сотрудников учреждений. Важно также и изменение национального законодательства в пользу реорганизации системы детских домов, их внутреннего содержания и обеспечения, переосмысления методических практик и системы подготовки кадров, соответствующих новым реалиям и вызовам современной России.

— Каковы, на ваш взгляд, эффективные инструменты предотвращения жестокого обращения?

— Во-первых, это ответственное, неравнодушное отношение губернатора области, а также регионального правительства к этой проблеме. Губернатор должен иметь реальную картину происходящего в регионе. И самое главное — должен иметь искреннее желание менять существующий порядок вещей в лучшую сторону, тотально бороться с насилием в сиротских учреждениях.

Во-вторых, профессиональный и ответственный директор детского дома. Все очень просто, но вместе с тем и непросто. Ребенок переступает порог образовательной организации, в данном случае детского дома, и всю полноту ответственности (в том числе и уголовной) за жизнь, здоровье, воспитание и образование несет руководитель. Он должен хорошо понимать, что за его спиной негласно стоит следственный комитет и прокурор, которые в случае противоправных действий в учреждении определят меру ответственности руководителя.

«Делаем вид, что смотрим телевизор. А на самом деле — он выключен».

Поэтому директор — главная фигура, которая может остановить насилие в своем учреждении. Персональная ответственность директора очень велика. Он должен знать, что происходит в детском доме, каковы тенденции и перспективы развития детского коллектива, и при необходимости вмешиваться, корректировать. Планы воспитательной работы должны быть ясными, конкретными и эффективными.

В-третьих, это подготовленный педагогический коллектив единомышленников, который не должен работать формально, для галочки. Коллектив, который постоянно ищет новые педагогические подходы, методики, инструментарий для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Основной задачей педагогов и воспитателей должна быть подготовка ребят к самостоятельной жизни в качестве сознательных взрослых, ответственных за себя и за свою будущую семью и детей.

Чтобы остановить дедовщину, директор и педагогический коллектив должны 24 часа в сутки находиться в стенах учреждения и знать, что в нем происходит, какие настроения среди воспитанников. Знать о каждом все: о его семье и родителях, состоянии здоровья, сильных и слабых чертах характера, сфере интересов, наклонностях, о том, при каких обстоятельствах он оказался в детском доме, есть ли травмирующие эпизоды в его семейной истории. Это необходимо, чтобы выстроить образовательную и воспитательную траекторию реабилитации и предупредить возможные риски развития деструктивного поведения.

«Слушаем радио».

Ни в коем случае нельзя выстраивать воспитательный процесс на основании принципа «старший все может» и за дисциплину отвечает он, перекладывая тем самым свою ответственность по поддержанию дисциплины в детском доме на плечи старших ребят. Старших нужно мотивировать на создание позитивной среды на основе ученического самоуправления. Необходимо выстроить воспитательную траекторию настолько четко и интересно, чтобы у ребят не оставалось свободного времени для деструктивного поведения.

Мой жизненный опыт подсказывает, что человек должен работать в детском доме по призванию. Идеалом в этом отношении для меня служит подвиг Януша Корчака, который не оставил сирот в тяжелый момент их жизни и пошел вместе с ними в газовую камеру. Это образ полной отдачи всего себя нуждающимся детям.

— Есть ли положительные примеры сиротских учреждений, в которых буквально на ваших глазах решилась проблема насилия?

— Да, это было в школьном детском доме, где я воспитывался. Нас было 140 ребят. Находился детдом в развалинах монастыря. Директор ничего не знал о том, что происходит в коллективе. А происходило многое из того, о чем мы говорили выше. Старшие развлекались, натравливая на нас овчарку Эльзу, а мы убегали. Они вешали в церкви кошек и собак, сдирали с них шкуры, а нас заставляли смотреть. Если кто-нибудь плакал, мазали лицо кровью убитых животных и били. Заставляли выпрашивать сигареты и деньги у селян. В Пасху требовали идти на кладбище в ночное время и собирать оставленную людьми на могилах родственников еду, отбирали новогодние подарки, принуждали драться между собой, а проигравшие должны были добежать по тонкому льду на другой берег пруда. Много чего еще было…

Дежурные по кухне.

И вот пришел в наш детских дом новый воспитатель-мужчина и практически сразу поменял существующие нормы: стали праздноваться дни рождения, появились занятия фотографией, музыкально-поэтические вечера при свечах и так далее. К нам стали приезжать специалисты из кинологического клуба служебного собаководства, мы стали ездить на экскурсии в другие города и ходить в походы.

Новому воспитателю не раз приходилось проявлять твердость характера и бороться с дедовщиной и насилием в детской среде. Помню яркий случай, когда воспитатель на спор пробежал десять километров с одним из старших ребят, чтобы доказать ему, что способный обижать тех, кто слабее, сам является слабаком. И доказал: тот старший нас больше не трогал.

Я до сих пор благодарен этому воспитателю, мы общаемся и дружим. Это — невымышленный пример неравнодушного взрослого человека, который поменял жизнь сирот в отдельно взятом детском коллективе. Низкий поклон ему и пожелания здоровья и всего самого светлого.

  • Добавить в избранное 1

это воспитательное учреждение, которое создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством РФ.

Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей. Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов не должно превышать 12 человек.

На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица: находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми; имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание; лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей; являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы (см.: постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 (ред. от 11 мая 2007 г.) "О детском доме семейного типа").

Уже осенью этого года в России такое понятие, как «детский дом» исчезнет. В сентябре в стране запускается программа реорганизации подобных учреждений. Они станут социальными организациями и обратят внимание на профилактику сиротства, а также семейного неблагополучия.Сказка, а не реформа. Однако из-за бюджетного дефицита все задуманное может так и остаться лишь на бумаге.

Детдом нового типа

С вступлением в силу закона о реорганизации планируется не просто сократить количество детских домов, но и поменять саму их концепцию. Детский дом нового типа будет выглядеть, как обычный жилой дом, где в каждой квартире живут семьи из воспитателя и прикрепленных к нему воспитанников. Ранее такая система действовала только в некоторых частных детских домах. Рабочий вариант названия детского дома - Центр помощи.

«Мы сейчас имеем детский дом как образовательную организацию. Изменения предполагают, что теперь мы получим социальное учреждение, которое занимается всем спектром работы с категорией детей-сирот и тех, кто остался без попечения. Не только их содержанием, но и всеми остальными проблемами: помощь кровным семьям, их сопровождение. Например, есть неблагополучная семья, родители ведут асоциальный образ жизни. Проверка заходит, детей изымают и в детский дом. Традиционно родители лишены прав, все формально законно. Но, может быть, лучше поработать с семьей, оказать ей помощь, в том числе и ресурсную?», - говорит министр образования Карелии Александр Морозов.

В учреждениях дети будут проходить реабилитацию. Проживание там временное - пока ребенок не найдет себе семью. Кроме того, разрешено бесплатное проживание в детских учреждениях воспитанников до 23 лет.

Регионы в дефиците

В настоящее время в России более 80 тысяч детей находятся в детских домах. Для реорганизации детских домов свои усилия объединили Минздрав, Минобрнауки и Министерство труда и социальной защиты, что в принципе бывает не часто. Главная цель детских учреждений - возвращение в родную семью или поиск приемных родителей и опекунов. Хороший опыт переходу детских домов к новому типу есть, однако, по мнению экспертов, процесс вряд ли пройдет гладко.

По словам президента благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, постановление правительства разрабатывалось в благополучный период. Сейчас, в условиях бюджетного дефицита, регионам трудно найти средства для переоборудования детских домов и обучения персонала.

Есть и противодействие: содержание ребенка в детдоме для государства в разы дороже, чем в приемной или профессиональной семье, - немало руководителей учреждений привыкли рассматривать воспитанников как ресурс.

«Процесс постепенного закрытия советских детских домов шел сам по себе из-за демографических причин, однако резко ускорился в последние два-три года. Заявленный государством приоритет семейных форм устройства сирот сначала совпал с трендом оптимизации бюджетных учреждений. Повлиял ли на это «закон Димы Яковлева» (внутри страны надо было показать хорошую статистику) или общая задача реструктуризации образования и здравоохранения, но для чиновников на местах сокращение числа детдомов стало плюсом в отчетности. В последний год, очевидно, свою роль играет и кризисная экономия», - сказала в интервью Ведомостям Елена Альшанская.

По мнению специалистов, главная проблема в том, что один неверный стимул для чиновника - коррупция - сменяется другими неверными стимулами - экономией и отчетностью. Органы опеки порой раздают детей в семьи почти не глядя, а неподготовленные родители затем возвращают их обратно.

Однако однозначные выводы делать пока рано. Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2015 года. Соответственно, у регионов еще есть переходный период до января 2016-го.

Марина Староверкина

Похожие публикации