Как переписать финансовый сценарий. Практика доводит до совершенства

Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».

Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Упражнение «Твои убеждения о людях»

Пошаговая инструкция:

  1. Возьми листок и ручку.
  2. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

6. Шестая?

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Твои убеждения о себе

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Родительские послания и сценарии жизни

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Упражнение «Мои сценарии»

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Итак, последнее слово дописано, точка поставлена - сценарий лежит перед вами. Конечно, вам хочется рассказать об успехе всему миру, вы уже готовитесь разослать подписанные копии всем из списка контактов, но позвольте дать вам короткий совет: не стоит. Все авторы знают, что писательский труд - это переписывание. Роберт Родат (Robert Rodat) создал 11 черновиков «Спасти рядового Райана», прежде чем показать его Paramount для первичного обсуждения. Известные авторы Джоан Дидион (Joan Didion) и Джонн Грегори Данн (John Gregory Dunne) 29 раз переписывали потрясающий «Близко к сердцу» с Мишель Пфайффер и Робертом Редфортом. М. Найт Шьямалан десять раз полностью переписал «Шестое чувство» (каждый раз начиная с чистого листа, вручную на листах блокнота). Даже романист Владимир Набоков утверждал: «Я переписал - может быть несколько раз - каждое слово из когда-либо опубликованных мной работ. Мои карандаши сильнее ластиков».

Для большинства профессионалов киноиндустрии самым серьезным поводом отказать в приеме сценария будут ваши слова: «Возможно, это еще стоит переписать, но что ты про это думаешь?». Конечно, чудеса случаются и история может быть спасена, изредка найдется действительно крепкая структура и живые персонажи, достигшие максимума своего драматического потенциала с первой попытки. Но это всего лишь исключение и еще одна причина для того, чтобы писатели развивали дисциплину, сглаживая углы и добиваясь совершенства.

Не имеет значения, сколько раз вы переписали каждую строчку в своем первом черновике. Неважно проводили ли вы чтения по ролям, удаляли ли лишнее, полируя все ваши диалоги. Кое на что вы закрыли глаза, приближаясь к завершению работы, не так ли? Не выброшены лишние сцены и не добавлены нужные, сюжетные «дыры» проигнорированы, диалоги оставлены неидеальными? Этот сценарий, которому потребовалось столько времени для рождения, все еще просто незаконченный первый черновик. Отправьте его сейчас и окажете величайшую медвежью услугу и себе, и своей истории. Второго шанса не будет.

Вместо этого отложите черновик на неделю - другую. Сходите в кино. Возьмите отпуск. Прочтите книгу. Влюбитесь. Займитесь всем тем, что вы отложили ради написания сценария. Вернитесь обновленным и проверьте: какие чувства текст вызывает у вас сейчас - с новой перспективы. Поставьте себя на позицию рецензентов. Их беспокоит только одно - будет сценарий замечательным или нет. Не хорошим. Не возможно хорошим, если его еще раз переписать. Это должен быть великий сценарий, или он не пройдет.

На самом деле, даже если это отличный сценарий, даже если его купят - ему все еще предстоит череда переписываний, часто еще и кем-то кроме вас. Но уже сейчас вы можете сделать так, чтобы количество правок было минимальным. Начните со структуры. Как хороший садовник, отбросьте сухие ростки и убедитесь, что уделили внимание всему важному, расставьте по местам все нужное. Вернитесь к началу, если вы находите свой финал не выдерживающим критики. Убедитесь, что конец соответствует ожиданиям зрителей, или найдите повод для несоответствия. Устраните «дыры» в сюжете, изучите визуальную или метафорическую ценность подтекста, услышьте каждую произнесенную вслух строку.

Диалоги всегда можно сократить, проходы и переходы между сценами - очистить, действия - выразить точнее. Есть ли у актеров физическая необходимость вести все эти бесконечные диалоги? Можно ли поместить сцены в более интересные локации? Не будет ли трудно смотреть фильм из-за идущих один за одним ночных эпизодов? Не слишком ли затянуты сцены от первого лица с главным героем? Будьте хладнокровны и расчетливы, устраняя лишние камеры, сцены или действия актеров. Сделайте сценарий чистым и удобным для чтения.

Теперь, держа это напутствие в уме, прочтите наши 10 способов переписывания сценария.

1. Если конфликт персонажей кажется слабым…

Проследите за главным героем и его оппонентом. Посмотрите на их взаимодействие, реакции и разнящееся поведение. Проверьте, что повествование о них соответствует сюжетной линии, что каждый играет свою роль и находится в постоянном конфликте с другим. Всем ли ясны их ставки? Растут ли ставки со временем? Достаточно ли они высоки? Каждый ли из них упорно достигает своей цели? Ясны и убедительны ли их мотивы? Насколько они правдоподобны и интересны как противники? Есть ли у них необходимые навыки и правдоподобные ограничения? Почему нам не все равно кто из них победит, а кто проиграет?

2. Если главный герой кажется скучным…

Достаточно ли сильная у него мотивация? Есть ли у него убедительные личные проблемы (предыстория) в дополнение к основной теме повествования? (Подумайте о сильной второстепенной линии). Есть ли читаемый подтекст в том, что персонаж говорит и делает, поддерживает ли он загадку и интерес к герою, заставляет ли нас сопереживать ему?


3. Если история постоянно кажется плоской…

Слишком много повествования будет замедлять историю. Вырежьте все, что написано для создания настроения или описания окружения, если это может быть выражено в действии. Отбросьте диалог, если нужную информацию можно донести с помощью поступка, а не рассказать. При этом сильные диалоги могут спасти даже катастрофически слабые эпизоды. Динамика сцены должна быть такой, чтобы актеры могли импровизировать диалог, если вы его им не напишите. Ну и, наконец, прислушайтесь к себе: не вызывают ли некоторые сцены ощущения, что мы это уже где-то видели?

4. Если в сюжет невозможно поверить…

Действуют ли герои в соответствии с тем, кто они есть или кем хотят казаться? Существуют ли спецэффекты, соответствующие тону повествования? Есть ли достоверные причины и следствия развития сцены? Перепроверьте, что воспоминания, сны, склейки и/или повествование используются именно в качестве выразительного инструмента - не стали ли они просто «костылями» для разваливающейся истории? (Подсказка: если вам нужны подобные приемы для рассказа вашей истории, поищите «дырку» в своем сюжете).


5. Если диалоги звучат заезжено…

Проверьте, что у каждого персонажа свой голос. Не «застряли» ли герои, разглагольствуя об увиденном или собственной истории? Попробуйте передать переживания персонажей и их историю в действиях. Героя легче выразить через его поведение. Ну и, наконец, не придется ли зрителю «выпытывать» историю из ваших персонажей? Есть ли у них, что рассказать?

6. Если сцены и персонажи кажутся скучными…

Можете ли вы удалить часть сцен или объединить несколько героев в одного? Получилось ли наделить второстепенных персонажей собственным голосом? Не затянуты ли сцены? Чем экономнее сцена, тем меньше déjà vu - «я это уже где-то видел или слышал» - будет в ней.

7. Если сценарий кажется переполненным разговорами…

Как много слов можно выбросить из каждой сцены или из каждого обмена репликами? (Подсказка: выбросьте так много, как сможете, не лишая сцену смысла). Реакция актера - например, приподнятая бровь - часто может заменить диалог. И потом, если героиня ставит на стол стакан воды, неужели ей действительно нужно говорить: «Вот твоя вода»?!

8. Если вы не устояли перед соблазном поруководить прямо на страницах…

Убедитесь, что указания камере необходимы, а описания сцен не включают точные описания гардероба и декораций (для этого есть настоящие профессионалы). Вы уверены, что все вводные указания для актеров необходимы? Если да, то ваша сцена написана недостаточно понятно.

9. Если сценарий слишком длинный…

Вам нужны все эти дополнительные истории? Не появились ли повторы? Не появился ли еще один персонаж с той же целью, что и предыдущий? Вы удалили указания для камеры, музыкальные сигналы и другие элементы, отвлекающие от драматических событий истории? Самые впечатляющие сценарии содержали по 100 - 130 страниц (что превратилось примерно в 1 минуту экранного времени на страницу). Ваш может быть длиннее или короче, если его размер может оправдать его качество.

10. Если сценарий слишком короткий…

Ваша история или ее герои, может быть, недостаточно проработаны? Поможет ли второстепенная история, например, рассказывающая больше подробностей о личных взаимоотношениях главного героя? Может быть, вы перестарались с переписыванием, выплеснув ребенка вместе с грязной водой? Убедитесь, что вы не пожертвовали сложностью персонажа, личными мотивами и яркими увлекательными сценами ради скорости развития сюжета.

Когда закончите с этим, соберите впечатления от пары близких друзей (друзей, а не коллег - писателей, которые могут быть ревнивы или хотеть стать соавторами). Выслушайте их. Это не означает, что вы должны с ними соглашаться. Если они полюбят вашу историю, если им не захочется поменять ни единого слова - отполируйте ее еще один раз, пока вы не сможете сказать: «Этот сценарий уже не будет лучше, он может стать только другим». И вот тогда остановитесь.

Задумывались ли вы о том, что многие события, происходящие в вашей жизни, счастье, успех, интересы и отношение к людям могут зависеть от ценностей, наставлений и запретов, переданных вам родителями и близкими людьми, и от ваших решений, принятых в детстве?

Это действительно так. Ребёнок пишет свой жизненный сценарий примерно до 7-и лет, а вся его последующая жизнь является воплощением этого сценария. В результате может получиться комедия, трагедия или мелодрама, а возможно даже «кино не для всех». Всё зависит от совокупности посланий.

Сегодня я расскажу о том, какими бывают жизненный сценарии, и как переписать свой жизненный сценарий, если он Вам не нравится!

ВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий может быть выигрышным в случае, когда жизнь главного героя состоит из циклов, в которых герой достигает своей цели, и это делает его счастливым. Например, Фёдор мечтал совершить кругосветное путешествие, и, осуществив мечту, чувствует удовлетворение. Выигрышный сценарий положительно влияет на жизнь человека и не требует корректировок.

ПРОИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Сценарий считается проигрышным, если тот же Фёдор отправился в кругосветное путешествие, но пройдя пару-тройку километров, понял, что ему слишком давит на плечи рюкзак, мучает жажда, да и вообще он предпочёл бы смотреть на мир по системе «всё включено». В проигрышном сценарии герой никогда не достигает своей цели, или, достигая её, обычно чувствует себя несчастным.

БЕЗВЫИГРЫШНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Третий вид жизненных сценариев - безвыигрышный. Здесь главный герой реализует свои мечты, планы, цели только частично, никогда не срывая «джек-пот». В таком сценарии Фёдор мечтает о большом путешествии, но боится рисковать, и поэтому вместо кругосветки раз в год отправляется на 2 недели в пансионат в Геленджике. То есть, Фёдор вроде бы и путешествует, но не совсем так, как хотел бы. В последствии, Фёдор может сожалеть, что так и не реализовал мечту всей жизни из-за своих опасений.

Если ваш жизненный сценарий безвыигрышный или проигрышный, вы устали от неудач и мечтаете достичь успеха, вам необходимо осознать все установки, которые мешают вам выигрывать.

Только осознав свой жизненный сценарий, его можно переписать!

Проанализировав, в каких сферах жизни «проигрываете», вы сможете перестроить своё поведение и начать побеждать.
Если всё так просто, спросите вы, почему бы не сделать это прямо сейчас?

Проблема в том, что большинство людей не осознают, что живут по сценарию, потому что на этапе его формирования, в детстве, могли принимать родительские установки без критики, не обдумывая. Так же могут забываться и собственные решения, которые приводили к определённым последствиям и установкам. Поэтому, для того, чтобы осознать и изменить жизненный сценарий, часто требуется специалист, который увидит и поможет вам проанализировать повторяющиеся закономерности в вашей жизни.

Однако, уже сейчас я дам инструмент - практическое задание, которое позволит вам увидеть свой сценарий.

В прошлой статье я говорила о том, как влияют на жизненный сценарий и давала инструкцию по выявлению разрушающих родительских посланий. Сейчас Вам понадобится перечень этих посланий для осознания Вашего жизненного сценария.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Возьмите лист бумаги и ручку.
2. Вспомните значимые повторяющиеся ситуации из вашей жизни.
3. Подумайте, чем эти ситуации похожи, что может их объединять? Думайте именно о своих чувствах, мыслях и действиях в этих ситуациях.
4. Если вы выделили несколько типов похожих ситуаций, значит вы нашли несколько сюжетных линий.
5. Теперь направьте внимание на те линии, которые вы хотите изменить.
6. Рассмотрите каждый тип похожих ситуаций отдельно, сравнив их с записаными родительскими посланиями и вашими выводами из событий далёкого прошлого, которые могли привести к повторяющемуся циклу событий.
7. Теперь вы можете делать выбор осознанно и предотвращать повторение своих мыслей и действий, ведущих к проигрышу.

Помните, у каждого из нас сценарий уникален и у разных людей понятия о счастье и победе могут быть диаметрально противоположными, поэтому судить о том, какой ваш сценарий - проигрышный или выигрышный, можете только вы!

На работе невыносимо, приходишь домой – конфликт. Началась сплошная полоса препятствий. «Черная!» – скажете вы. Проходит время, жизнь начинает налаживаться. «Белая полоса» – теперь думаете вы. Вот и получается, жизнь – сплошная череда меняющихся полос.

А задумывались ли вы, с какого момента начинается «черная полоса» невезения?

Анализировали ли вы, что явилось катализатором, запустившим цепь неприятных событий? И от чего зависит ее длительность?

4 года назад в моей жизни случились сразу несколько следующих друг за другом и сильно расстроивших меня событий. Оказавшись в «черной полосе», мне сложно было оценить ситуацию со стороны. Боль, злость обида – меня преследовали типичные признаки синдрома «жертвы». Уже не вспомню, какое из событий привело меня к осознанному взгляду на свою жизнь, но однажды утром я проснулась с острой потребностью изменить себя.

Я испытала, с одной стороны, облегчение. Я чувствовала, это было правильное решение. С другой, страх перед изменениями.

Что менять? С чего начать?

К счастью, мне повезло, и мое желание быстро нашло отклик во внешнем мире. Я люблю читать, поэтому, зайдя на книжный портал, сразу заметила книгу Стивена Кови – «7 навыков высокоэффективных людей», которая кардинальном образом поменяла мое мировосприятие. Теперь, когда в моей жизни возникает трудноразрешимая ситуация и появляется потребность в совете, я покупаю первую книгу, на которой останавливается взгляд.

«7 навыков высокоэффективных людей» была одной из первых книг, которая привела меня к осознанию того, что я уже давно недовольна своей жизнью. Коучинговый подход стал плавно интегрироваться в мою жизнь. Я начала задавать себе открытые вопросы, требующие развернутого ответа.

Помню, первый вопрос, который я себе задала: «Почему ты недовольна своей жизнью?».

Ответы на него я сознательно решила зафиксировать на бумаге, чтобы не упустить важные мысли.

«Я-неудачница», «я завидую чужим удачам», «я не люблю просыпаться рано утром», «устала от людей». Разные некрасивые мысли возникали в голове и переносились на бумагу, но в итоге я написала фразу, которая мне внутренне очень откликнулась. «Оно!» – подсказала мне интуиция. «Я ненавижу свою работу и впустую трачу жизнь». Опять повторное облегчение. Вдруг я поняла, что поменяв сферу профессиональной деятельности на более интересную, я наполню свою жизнь множеством событий и новых знакомств.

Сегодня, работая с другими людьми, я иду на самую глубину, чтобы дойти до основного утверждения, с которого начинаются все изменения. Одного вопроса «почему ты недоволен своей жизнью?» недостаточно. Нужно задавать себе много уточняющих вопросов. Так родилось упражнение «почему?»

Упражнение «Почему?»

Крайне редко получается сразу выявить основную причину недовольства своей жизнью. Поэтому вопросов, начинающихся с «почему», может быть много, пока не дойдете до правильного ответа. Давайте рассмотрим на примере:

Почему я недоволен/на своей жизнью? – Потому что у меня нет денег.

Почему нет денег? – Потому что мне не везет.

Почему тебе не везет? – Потому что меня не ценят.

Почему тебя не ценят? – Потому что нет результатов.

Почему нет результатов? – Потому что я не хочу их достигать.

Почему не хочешь достигать? – Я устал от своей работы.

Почему устал от работы? – Она больше не приносит мне радости.

«Работа больше не приносит радости» скорее всего отправная точка.

Предупреждаю сразу, ответы могут быть и неосознанными. Когда включается синдром «жертвы», мы еще и винить мир во всех бедах начинаем. Основная задача – докопаться до сути. Когда уйдет раздражение и желание обвинять окружающих, придет конструктивный ответ.

Важно ориентироваться на внутренние ощущения и дойти до корневой причины недовольства своей жизнью. Все проблемы связаны с четырьмя сферами жизни: семьей, работой, личной жизнью или духовной сферой . Определения у всех разные, поэтому нужно выбрать утверждение, которое находит максимальный внутренний отклик.

Утверждение есть, теперь рождается идея для нового жизненного сценария. Вы составляете план того, что нужно сделать в самом ближайшем будущем. Я советую написать сначала укрупненно, а затем уже перейти к деталям. Расскажу о хитрой технике планирования результатов, которую заимствовала у коллеги. Давайте разберем на конкретном примере.

Укрупненный и детальный планы действий.

Представим, что глобально вам нужно:

  • Найти новую работу;
  • Повысить квалификацию;
  • Заняться спортом;
  • Правильно питаться;
  • Обеспечить жизненный баланс.

Вы получили план с пунктами назначения, но маршрут к ним пока не проложен. И это как раз основная причина, почему не реализуется то, что запланировали. А теперь план, который обеспечивает действия.

Что нужно, чтобы найти новую работу?

А) определиться с профессиональной целью: когда? – дата;

Б) посмотреть вакансии – (дата);

В) изменить резюме – (дата);

Г) составить сопроводительное письмо (дата);

Д) отправить работодателям (дата).

Что нужно для того, чтобы повысить квалификацию:

А) определить приоритет, какие навыки нужно усилить (дата);

Б) выбрать курс (дата);

В) зарезервировать место, внести предоплату (дата).

Важны конкретные действия + сроки реализации. Когда начнете? Когда закончите?

С работой пример понятен. Бери и действуй, будь проактивным.

А вот как быть, если основная причина недовольства жизнью – отсутствие «второй половины». В этом случае планирование цели и активностей заключается в том, что вы воздействуете на нее не напрямую, а косвенно. Все действия направляете не на конкретный объект, а на мероприятия, которые создадут условия для обретения вами «второй половины».

Подумайте о том, что может способствовать встрече с вашим человеком. Возможно – состояние внутреннего баланса. Если его нет, нужно создать. Тогда ответьте на вопрос: «Что вам нужно для баланса и равновесия?». Может быть курсы эмоционального интеллекта? Возможно пора найти время для хобби? Или поработать с имиджмейкером? Может принять приглашение посетить какое-то мероприятие? Или переехать в другой город? Важно максимально задействовать интуицию и творческое мышление. А затем масштабные цели превратить в целенаправленные действия.

Таким образом, понимание того, что нужно изменить, а также прописанный план действий, запускают позитивный сценарий жизни. Устойчивая «белая полоса» жизни обеспечивается каждодневными достижениями, большими и малыми, которые обязательно будут.

Не забывайте праздновать маленькие и большие победы! Себя и мир очень важно благодарить.

Желаю вам написать свой позитивный сценарий и жить в устойчивой «белой полосе»!

Похожие публикации