К какому виду относится стоунхендж. Стоунхендж в англии

Этот памятник доисторической архитектуры сложен в виде круговой ограды из двух типов обтесанных каменных глыб, которые доставляли с Презелийских гор к месту строительства в течение нескольких столетий. А Презелийские горы находятся более чем в 200 км от Стоунхенджа.

И тут возникает законный вопрос: как наши доисторические предки сумели перетащить неподъёмные глыбины на такое огромное расстояние, да и, собственно, зачем? Предположений существует превеликое множество.



Согласно старинной кельтской легенде, Стоунхендж сотворил волшебник Мерлин. Это он, великий кудесник, собственноручно перенёс громоздкие каменные глыбы из Ирландии и крайнего юга Англии в местечко Стоунхендж, что расположено к северу от городка Солсбери, в графстве Уилтшир, и возвёл там пережившее века святилище - самый знаменитый на Британских островах, да и во всём мире, мегалит.

Стоунхендж - история

Стоунхендж , напомним, представляет собой двойную круговую ограду из установленных вертикально крупных камней. Ограду эту археологи называют кромлехом. И построена она была, по их мнению, между III и II тысячелетиями до Рождества Христова - в пять больших по времени этапов.

Ещё в 1136 г. английский хронист Джеффри Монмутский свидетельствовал, что «каменья сии были завезены издалека».

Как происходило строительство мегалита

Мы же с вами, полагаясь на данные современной геологии, в одном можем согласиться с ним вполне:

  • Часть глыб для строительства мегалита действительно была каким-то образом доставлена с запада, но никак не из ближайших к Стоунхенджу каменоломен.
  • Помимо того, 80 т менгиров, или обработанных каменных блоков, которые следом за тем устанавливали в вертикальном положении, завезли из южных областей Уэльса, расположенного в западной Англии (в частности, из Пембрукшира). И было это уже на втором этапе строительства, т.е. во второй половине III тысячелетия до н.э. Из Презелийских каменоломен, на юго-западе Уэльса, так называемые синие камни перевозили в Стоунхендж по воде - во всяком случае, так предполагает известный английский археолог, профессор Ричард Аткинсон. А более точно - по морю и рекам в глубь страны.
  • И наконец - завершающий отрезок пути, «парадный», который спустя несколько столетий, в 1265 г., получил название, сохранившееся до наших дней, правда, в несколько ином значении: «авеню».

И тут уже действительно впору восхититься силой и долготерпением древних.

Не меньшее восхищение вызывает и мастерство каменотёсов. Ведь большая часть кровельных плит знаменитого дольмена, как ещё называют мегалитические сооружения типа Стоунхенджа, весят несколько тонн, а вес многих опор составляет нескольких центнеров.



Но нужно было ещё найти подходящие глыбы, перевезти их к месту будущей постройки и установить в строго определённом порядке. Словом, строительство Стоунхенджа, выражаясь современным языком, было равносильно трудовому подвигу.

Камни Стоунхенджа

В самом деле, при строительстве Стоунхенджа использовались камни двух разновидностей: крепкие валуны - так называемые эоловые столбы - из эйвберийского песчаника, из которых складывали трилиты - те же дольмены, или вертикальные каменные блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг всего сооружения; и более мягкие долериты, входящие в состав рудных и угольных пластов.

Это похожая на базальт магматическая порода синевато-серого оттенка. Отсюда и его другое название - синий камень.

Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического сооружения.

Хотя синие камни Стоунхенджа не очень высоки, именно в них, полагают археологи, заключён тайный смысл всего сооружения.

Споры ученых

Первое, на чём единодушно сошлись археологи, так это на геологическом происхождении долеритов: их родина - Презелийские горы. А вот по поводу того, зачем древним предкам кельтов понадобилось ворочать долеритовые валуны, мнения учёных разошлись. Споры, главным образом, вызывал вот какой вопрос: действительно ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбы к месту постройки мегалита или же камни смещались сами по себе - по мере смещения ледников в четвертичный период, т.е. задолго до появления человека?



Конец спорам был положен лишь совсем недавно. На международной конференции гляциологи огласили результаты своих многолетних исследований, сводившихся к тому, что в районе Стоунхенджа крупных ледниковых подвижек никогда не было.

Так что археологи уже могли вести раскопки в полной уверенности, что перемещение мегалитических глыб - дело рук человека. Но ответов на многие другие вопросы пока не найдено.

Этапы строительства Стоунхенджа

От Презелийских гор до Стоунхенджа по прямой - 220 км. Но, как известно, прямой путь не всегда самый короткий. Так и в этом случае: с учётом непомерной тяжести «груза» приходилось выбирать не самый короткий, а наиболее удобный путь.

К тому же надо было построить соответствующие транспортные средства.

Известно, что в новом каменном веке люди умели выдалбливать из стволов деревьев челны, - они-то и были главным транспортным средством. Действительно, недавно археологи обнаружили остатки древнего тримарана, состоявшего из трёх семиметровой длины долблёных челнов, скреплённых поперечинами.

Таким тримараном вполне могли управлять с помощью шестов шестеро человек. А что до четырёхтонных каменных глыб, тем же шестерым гребцам было под силу погрузить их на тримаран при помощи рычагов. Морской путь вдоль пологих берегов Уэльса был самый удобный, да и укромных бухт, на случай непогоды, там было предостаточно.

Однако часть пути приходилось преодолевать по суше. И тут уж требовались сотни пар рук. Первым делом «груз» надо было перевалить на салазки и тянуть их по очищенным от сучьев стволам деревьев, уложенным поперёк пути, наподобие катков. Каждую глыбу тащили не меньше двух десятков человек .

И ещё одна немаловажная деталь: во избежание осенних и весенних штормов камни перевозили с начала мая до конца августа. При этом требовалось не только огромное число рабочих рук, но и смётка, поскольку единственными орудиями в те далёкие времена были деревянные шесты, каменные топоры и рычаги, не считая деревянных же катков и челнов. Незаменимым подспорьем, кроме того, служили ремни - кожаные, льняные или конопляные.

Колесо тогда ещё не было известно. Лошадей люди также пока не научились приручать. А значит, не было и повозок - они появились много позже, в бронзовом веке. Между тем в качестве тягловой силы люди нового каменного века уже широко использовали быков. Да и сами люди были объединены в хорошо организованное сообщество.



Люди, отправлявшиеся добывать камень, безусловно, руководствовались неким великим побуждением: камнедобытчики знали - если вернутся не с пустыми руками, то их ждут почёт и слава, поскольку и они вносят свою посильную лепту в строительство святилища. А это, в свою очередь, означало, что они выполняют священную миссию. Для юношей, к примеру, такой поход был своего рода испытанием, предшествующим посвящению в мужчины.

Нетрудно догадаться, что путь камнедобытчиков был долог и труден. Некоторые из них погибали по дороге. Особенно опасным был водный путь - главным образом из-за штормов, встречных ветров и течений. Тем более что челны продвигались вперёд очень медленно: ведь управлялись они, как мы помним, с помощью шестов или примитивных гребков. Впрочем, наземный путь также требовал колоссальных усилий. Оно и понятно: передвигать многотонные каменные глыбы по суше куда труднее, чем по воде.

Осенью синие камни наконец доставляли по реке к месту, расположенному в трёх километрах от Стоунхенджа, - и камнедобытчики возвращались домой. А «груз» оставался на берегу до следующего лета: камни устанавливали неизменно в день летнего солнцестояния. Тогда-то, собственно, и заканчивался долгий «священный путь».

В день церемонии, до восхода солнца, завершался последний этап: к Стоунхенджу по специальной дороге - «авеню» - направлялась торжественная процессия. Дорогу эту, шириной четырнадцать метров, с обеих сторон окаймляли рвы и насыпи. Она тянулась вверх дугой, облегчая подъём на священный холм, и вела строго на восток - туда, где всходит солнце.

Некоторые камни в Стоунхендже образуют прямые ряды, направленные в стороны восхода и заката солнца и луны . Вероятно, для древних это имело жизненно важное значение: они должны были точно знать дни, когда следовало поклоняться духам усопших предков.

Как мы уже знаем, перевезённые в Стоунхендж долериты использовались при строительстве первой ограды - её возвели около 2500 г. до Рождества Христова. К тому времени Стоунхендж уже считался древним памятником. Пятью веками раньше святилище обнесли рвом, оградив его с внешней стороны земляным валом шириной около 100 м.

Во время третьего этапа строительства - около 2000 г. до Рождества Христова - в Стоунхендже были установлены огромные трилиты. Тогда же на место строительства доставили 30-тонные эоловые столбы - их пришлось перетаскивать за 30 км от Стоунхенджа.



Самый же грандиозный этап строительства начался с доставкой синих менгиров. К тому времени долеритовый пояс, так и не законченный, был разрушен - вероятно, для того чтобы уступить место другому сооружению, для возведения которого требовалось куда больше усилий.

Так, за какие-нибудь четыре сотни лет синие камни исчезли вовсе. Однако около 2000 г. до Рождества Христова они оказались на прежнем месте. И сегодня как раз по ним-то мы и можем судить о том, каким был Стоунхендж в первозданном виде.

Впрочем, далеко не все археологи полагают, что долериты, как строительный материал, исчезли на целых четыреста лет. Их следы были обнаружены в других монументальных сооружениях того времени: например, на горе Силбери, самом высоком искусственном холме времён нового каменного века, находящимся в 40 км к северу от Стоунхенджа. На его-то вершине и был обнаружен обломок долерита, который, судя по всему, когда-то был частью кромлеха.

Тайна Стоунхенджа

Когда начали детально изучать Стоунхендж и окружающие его земли, выяснилось, что под следами современной цивилизации в районе «Священного Ландшафта» скрываются еще более древние сооружения.

К северу от Стоунхенджа, в районе Огборн возле населенного пункта Авебури, обнаружен еще более грандиозный объект. Это гигантский круг, ограниченный каменным частоколом из вертикально стоящих монолитных плит В середине большого круга находятся еще два, тоже очерченных камнями. Основной круг пересекает аллея, тоже отмеченная каменными глыбами.

С обеих сторон она рассекает все сооружение, как бы выходя на противоположный край большого кольца. Контуры колец из каменных глыб хорошо просматриваются несмотря на то, что на древнее сооружение наложился жилой массив. Некоторые камни в Авебури по своим размерам превосходят глыбы Стоунхенджа, площадь, занимаемая кольцами, также несравнимо больше.

Стоунхендж - Силбери Хилл - Авебури образуют равносторонний треугольник, сторона которого равняется 20 километрам. Видимо, все три объекта составляли единое целое, углы которого связаны между собой Ученые установили, что холм и сооружения Авебури воздвигнуты за 2000 лет до Стоунхенджа.



И опять появляются догадки, гипотезы , предположения. С какими, например, древними символами связаны круги и аллеи Стоунхенджа? Нашелся и аналог. Более всего сооружение напоминает древний символ, существующий в Египте и поныне, змея (символ мудрости) пересекает солнечный диск. Огражденная камнями аллея пересекает большой круг (символизирующий солнечный диск), отороченный частоколом камней.

Подлинную сенсацию в последние годы произвела необычайная активность НЛО именно в этом районе и появление большого количества пиктограмм на хлебных полях.

Соблазнительно предположить, что жители далеких миров напоминают нам о себе и об историческом значении Стоунхенджа.

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом "чуде света" почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты
Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты
Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги "Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века" утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая "рабочая" версия.

Версия № 3. Мерлин
В Средние века была популярна легенда, изложенная в "Истории бриттов" Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, "сработанная" в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество "сенсационных" фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая "база": якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный "центр древней цивилизации", "наследие великих предков", "памятник человечества", ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой "духовности"».

Версия "горячая", но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория
На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем .

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики
В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс
Четырехлетнее исследование , проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. "Дискотека"
Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя "дискотека".
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж "уже не тот", но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Источник фото: id.wikipedia.org

Стоунхендж — мегалиты

Стоунхендж в Великобритании — самое удивительное из дошедших до наших дней доисторическое мегалитическое сооружение из камня. Находится в поле, расположенном в 13-ти км от небольшого поселка Солсбери. «Каменное ограждение»- так можно перевести название Стоунхендж. Лондон от него расположен в 130 км на юго-запад. Территория относится к административному округу Уилтшир. Он состоит из круга, вокруг которого расположены 56 небольших погребальных «лунок Обри» (по имени исследователя XVII века).

Одна из самых известных версий, что по ним могли рассчитывать лунные затмения. Позднее в них стали закапывать кремированные человеческие останки. В Европе дерево с незапамятных времен ассоциировалось с жизнью, а камень — со смертью.

Строение Стоунхенджа

В центре мегалита располагается так называемый алтарь (6-ти тонный монолит из зеленого песчаника). На северо-востоке — семиметровый Пяточный камень. Есть еще Камень-плаха, называющийся так из за цвета выступающих на нем окислов железа. Последующие два кольца состоят из огромных твердых глыб голубого цвета (кремнистый песчаник). Завершает сооружение кольцевая колоннада с лежащими сверху горизонтальными плитами. В целом сооружение состоит из: 82-х мегалитов весом 5 тонн; 30-ти блоков, вес каждого 25 тонн; 5-ти трилитов, каждый весом по 50 тонн. Все они образуют арки точно указывающие на стороны света.

Этот памятник доисторической архитектуры сложен в виде круговой ограды из двух типов обтесанных каменных глыб, которые доставлялись с Презелийских гор к месту строительства на протяжении нескольких веков. А Презелийские горы расположены более чем в 200 км от Стоунхенджа.

И тут возникает закономерный вопрос: как наши древние предки смогли перетащить неподъемные глыбы на такое большое расстояние, да и, собственно, зачем? Предположений на этот счет существует множество.

Миф о постройке Стоунхенджа

По древней кельтской легенде, Стоунхендж был сотворен . Это он, великий маг, собственноручно перенес громоздкие каменные глыбы из Ирландии и крайнего юга Англии в местечко Стоунхендж, что находится к северу от городка Солсбери, в графстве Уилтшир, и возвел там святилище, которому суждено было пережить столетия - самый известный на Британских островах, да и во всем мире, мегалит.

Стоунхендж, напомним, представляет из себя двойную круговую ограду из установленных вертикально крупных камней. Эта ограда археологами называется кромлехом. И, как считают они, построена она была, между III и II тысячелетиями до Рождества Христова - в 5 больших по времени этапов.

Назначение

Положение всех блоков, вертикальной опоры и перекрытия точно ориентированы по положению солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния. Две внутренние «подковы» — на восход и закат солнца в период летнего и зимнего солнцестояния. Как видно, строители придавали этому огромное значение, но смысл и цель сооружений для ученых пока остаются неизвестными. Исследователи не уверены в том, что это сооружение служило астрономической лабораторией. Более вероятно использование его как религиозного центра. В середине расположен алтарь из зеленого камня. Другие блоки, находящиеся во внутреннем круге, называются «синими камнями».

Еще существует мнение, что Стоунхендж это посадочная площадка для инопланетных кораблей, а приверженцы существования параллельных измерений считают, что здесь открывается портал в иные миры. На отдельных наскальных рисунках возрастом 5 000 лет найденных в 14 км от Аддис-Абебы якобы имеются изображения, которые похожи на каменные глыбы Стоунхенджа. На одном таком древнем рисунке над центром каменного изваяния изображение напоминает взлетающий НЛО.

Английский архитектор XVII столетия Иниго Джонс, изучая мегалит, пришел к выводу, что строение сооружения напоминает архитектуру античных времен и предположил, что это развалины древнеримского храма. По еще одной версии, на территории Стоунхенджа погребена языческая царица Боадицея, сражавшаяся с римлянами. В связи с чем появилось мнение, что в Стоунхендже хоронили и вождей древних племен.

Поздней учеными была предложена версия, что Стоунхендж был возведен для того, чтобы точно предсказывать время лунных и солнечных затмений, а также дат начала полевых работ. Доказательством может служить тот факт, что в день летнего солнцестояния во время восхода Солнца его луч проходит точно посередине этого каменного сооружения. Но, к такой версии отрицательно относятся скептики, которые утверждают, что навряд ли было оправдано вкладывать столько сил и средств, для постройки обыкновенного календаря.

Однажды во время экскурсии мальчик случайно зацепил куском проволоки один камень и упал без чувств. После чего ребенок в течении долгого времени не мог прийти в себя и на целых шесть месяцев утратил способность шевелить руками и ногами.

При фотосъемке Стоунхенджа в 1958 г. фотограф наблюдал поднимающиеся столбы света над громадными камнями. А в 1968 г. один очевидец рассказывал, что видел огненное кольцо, которое исходило от каменных глыб, в котором находился яркий светящийся объект. 1977 год — удалось заснять на видеокамеру эскадру неопознанных объектов над мегалитом, и этот видеофильм демонстрировали по всем каналам британского телевидения. Любопытно, что во время наблюдений за НЛО у очевидцев вышел из строя компас и сломался переносной телевизор.

В районе Стоунхенджа исследователи неоднократно слышали щелкающие звуки и странное жужжание неизвестного происхождения. Многие их ученых утверждают, что причина такого рода явлений может заключаться в сильном магнитном поле, распространяющемся вокруг Стоунхенджа. Интересно, но стрелка компаса, которая должна показывать на юг, постоянно поворачивается к центру сооружения в независимости от того, в какой стороне мегалита остановиться.

Еще одна загадка Стоунхенджа касается возведения мегалита над точками пересечения подземных рек. Под Стоунхенджем находятся огромные запасы подземных вод. Наличие их можно объяснить расположением каменного сооружения в болотистой местности, но как объяснить, каким образом древним людям удалось точно расположить мегалит, остается загадкой.

Нет объяснений еще одному странному явлению. Если постучать по одному из камней определенным образом, то звук распространится на все камни, хотя они между собой не связаны.

Стоунхендж — компьютерная реконструкция

Аверуби и Силбэри Хилл

При исследовании Стоунхенджа рядом были обнаружены еще более древние сооружения – огромный круг, выложенный при помощи каменных вертикальных плит – Аверуби и Силбэри Хилл - рукотворный курган конусообразной формы, высотой 45 м. Изучая эти сооружения пришли к любопытному выводу, что все они связаны между собой, составляя единое целое. Такое заключение ученые сделали на основании того, что между Стоунхенджом, Аверуби и Силбэри Хиллом расстояние составляет по 20 км, а сами они располагаются так что находятся в углах равностороннего треугольника.

Откуда доставляли камни

1136 год — хронист из Англии Джеффри Монмутский свидетельствовал, что «каменья сии были завезены издалека». Мы же, основываясь на данных современной геологии, в одном можем согласиться с ним вполне: часть глыб для возведения мегалита в действительности была неким образом доставлена с запада, но никак не из ближайших к Стоунхенджу каменоломен. Кроме того, 80 тонн менгиров, или обработанных каменных блоков, которые в след за тем устанавливались в вертикальном положении, завозили из южных областей Уэльса, который расположен в западной Англии (в частности, из Пембрукшира). И происходило это уже на втором этапе строительства, т. е. во второй половине III тысячелетия до н. э.

Из Презелийских каменоломен, на юго-западе Уэльса, так называемые синие камни перевозились в Стоунхендж по воде - так, по крайней мере, предположил знаменитый английский археолог, профессор Ричард Аткинсон. А более точно - по морю и рекам в глубь государства. И наконец - завершающий отрезок пути, «парадный», который через несколько веков, в 1265 году, получил название, дошедшее до нашего времени, правда, в несколько ином значении: «авеню». И тут уже в действительности впору восхититься силой и долготерпением древних.

Строительство Стоунхенджа

Не меньше восхищает и мастерство каменотесов. Ведь большая часть кровельных плит легендарного Стоунхенджа, весят несколько тонн, а вес многих опор составляет несколько центнеров. Но необходимо было еще отыскать подходящие глыбы, перевезти их к месту будущего строительства и установить в строго определенном порядке. Так, строительство Стоунхенджа, выражаясь современным языком, было равносильно трудовому подвигу.

В действительности, при строительстве Стоунхенджа использовали камни 2-х разновидностей: крепкие валуны - так называемые эоловые столбы - из эйвберийского песчаника, из которых складывались трилиты - те же дольмены, или вертикальные каменные блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг всего сооружения; и более мягкие долериты, которые входят в состав рудных и угольных пластов. Долерит - это похожая на базальт магматическая порода синевато-серого оттенка. Отсюда и его второе название - синий камень. Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического сооружения.

Хоть синие камни Стоунхенджа не очень высокие, именно в них, по мнению археологов, заключается тайный смысл всего сооружения.

Первое, в чем были единодушны археологи, так это на геологическом происхождении долеритов: их родина - Презелийские горы. А вот на счет того, зачем древним предкам кельтов понадобилось перетаскивать долеритовые валуны, мнения исследователей расходятся. Споры, в основном, вызывал вот какой вопрос: в действительности ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали каменные глыбы к месту возведения мегалита или же камни могли смещаться сами по себе - по мере смещения ледников в четвертичный период, т. е. задолго до появления человека? Прояснить ситуацию смогли не так давно. На международной конференции гляциологи огласили результат своих многолетних исследований, сводившихся к тому, что в районе Стоунхенджа крупных ледниковых подвижек никогда не было. Однако ответов на многие другие вопросы пока не найдено.

Расстояние от Презелийских гор до Стоунхенджа по прямой - 220 км. Однако, как известно, прямой путь не всегда бывает самым коротким. Так и в этом случае: учитывая непомерную тяжесть «груза» пришлось воспользоваться не самым коротким, а наиболее удобным путем.

Ко всему необходимо было построить соответствующие транспортные средства.

Известно, что в новом каменном веке человек мог выдалбливать из стволов деревьев челны, - они-то и были основным транспортным средством. В действительности, сравнительно недавно археологами были обнаружены остатки древнего тримарана, состоявшего из трех семиметровой длины долбленых челнов, которые скреплялись между собой поперечинами. Таким тримараном вполне могли управлять при помощи шестов шестеро человек. А что до четырехтонных каменных глыб, тем же шестерым гребцам было под силу погрузить их на тримаран с помощью рычагов. Морской путь вдоль пологих берегов Уэльса был самым удобным, да и укромных бухт, на случай непогоды, там было достаточно.

Но часть пути было надо преодолевать по суше. И тут уж требовались сотни пар рук. Первым делом «груз» следовало перевалить на салазки и тянуть их по очищенным от сучьев стволам деревьев, уложенным поперек пути, наподобие катков. Каждую глыбу тянули не менее 20-ти человек.

Вначале Стоунхендж был кладбищем

При раскопках в отдельных районах рва были обнаружены кости крупных животных, а в некоторых местах останки сожженных человеческих трупов. И хоть начальная цель возведения этого сооружения как и прежде остается тайной, антропологи утверждают, что в период до появления первых каменных глыб, памятник был местом упокоения останков. Сейчас известно о захоронениях по крайней мере 64 людей эпохи неолита в Стоунхендже.
В большинстве своем обнаруженные останки, были пеплом. Но, в 1923 г. археологами был обнаружен скелет обезглавленного англосаксонского мужчины, датируемый 7 столетием н. э. Потому как мужчина был казнен, возможно предположить, что он был преступником, но захоронение его в Стоунхендже заставило археологов считать, что он мог относиться к королевской династии.

Множество загадок хранит в себе древний Стоунхендж. Ни на одном из камней нет надписи, рисунка или какой-либо пометки. Ученым трудно за что-то уцепиться. Остается только строить версии и выдвигать гипотезы и предположения. Следует заметить, что такого рода сооружения из каменных глыб можно встретить по всей Европе и на отдельных островах, хотя по своим масштабам они конечно уступают Стоунхенджу.

Стоунхендж ежегодно посещают 1 миллион туристов, но он так и остается загадкой. Ученые относят его строительство ко временам неолита, но первое упоминание об этом «чуде света» почему-то встречается только в XI веке нашей эры.

Кто построил?

Версия № 1. Кельты

Долгое время ученые считали, что Стоунхендж построили кельты. Однако сегодня эта версия опровергнута. Не сходятся датировки. Первая кельтская археологическая культура (гальштаттская) появилась в IX веке до нашей эры. Тогда как официально принятые сегодня датировки постройки Стоунхенджа сводятся к тому, что последний этап его строительства приходится на XI век до нашей эры.

Версия № 2. Древние бритты

Если не кельты, то кто? Профессор Майкл Пирсон (Шеффилдский университет), руководитель десятилетнего исследовательского Stonehenge Riverside Project и автор книги «Стоунхендж: исследование величайшей тайны каменного века» утверждает, что мегалитический комплекс построили древние бритты, представители племен, живших на Британских островах в конце Бронзового века, во времена неолита. Сегодня это самая «рабочая» версия.

Версия № 3. Мерлин

В Средние века была популярна легенда, изложенная в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Она заключается в том, что мегалитический комплекс был перенесен из Ирландии волшебником Мерлином. Легендарный маг таким образом исполнил волю Аврелия Амбрози (дядя короля Артура) об увековечивании 460 британских вождей, вероломно убитых саксами во время переговоров. С тех пор бритты называли этот комплекс «Пляска великанов».

Версия № 4. Мистификаторы

Существует также версия, что Стоунхендж - мистификация, «сработанная» в XX веке. В 2013 году в Интернете стала популярной статья, доказывающая, что знаменитый монолит бронзового века был построен между 1954 и 1958 годами.

В качестве доказательства автор материала приводит множество «сенсационных» фотоматериалов, где какие-то люди при помощи кранов устанавливают мегалиты в землю. Приводится и теоретическая «база»: якобы Министерство обороны Великобритании скупало земли в районе Стоунхенджа и проводило там военные учения вплоть до Второй Мировой.

Во время войны территории близлежащих сел были выселены и якобы и сегодня находятся под властью военных структур. Автор пишет: «На территории, охраняемой британским военным ведомством, осознанно и целенаправленно был возведен данный «центр древней цивилизации», «наследие великих предков», «памятник человечества», ставший важнейшим культовым центром не менее целенаправленно насаждаемой «духовности"».

Версия «горячая», но безосновательная. То, что в ней выдается за сооружение Стоунхенджа - всего лишь его реставрация. О ней мы ещё расскажем.

Зачем строили?

Версия №1. Обсерватория

На сегодняшний день общепризнанной является версия о том, что Стоунхендж - древняя обсерватория. Авторство этой версии принадлежит профессору астрономии Бостонского университета Джеральду Хокинсу. В конце 1950-х годов он ввел в компьютер координаты плит и прочие параметры Стоунхенджа, а также модель движения Солнца и Луны.

В 1965 году ученый написал книгу «Расшифрованный Стоунхендж», где привел доказательства того, что Стоунхендж позволял предсказывать астрономические явления, являясь при этом обсерваторией, вычислительным центром и календарем.

Другой известный астроном, Фред Хойл, также занимался проблемой Стоунхенджа и установил, что строители мегалитического комплекса знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года.

Версия № 2. Модель галактики

В 1998 году ученые-астрономы воссоздали компьютерную модель первоначального вида Стоунхенджа и пришли к выводу, что каменная обсерватория является ещё и моделью Солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно представлениям древних, солнечная система состоит из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, еще одна - между орбитой Марса и Юпитера.

Версия № 3. Ритуальный комплекс

Четырехлетнее исследование, проведенное австрийским Институтом археологической разведки и виртуальной археологии Людвига Больцмана, установило, что Стоунхендж - не одиноко стоящий мегалит, а часть огромного ритуального комплекса из 18 частей, расположенных в районе 12 квадратных километров от Стоунхенджа.
Изыскания проводились при помощи дистанционного зондирования и других передовых геофизических методов.

Версия № 3. «Дискотека»

Пожалуй, самой оригинальной версией предназначения Стоунхенджа (если не брать в расчет инопланетную базу для гуманоидиов), является версия о том, что Стоунхендж - древняя «дискотека».
Профессор Руперт Тилл, эксперт по акустике и музыкальным технологиям из Хадерсфилдского университета провел исследования и пришел к выводу, что исполинские камни комплекса являются идеальными звукоотражателями. Если их установить в определенном порядке, они могут давать интересные акустические эффекты.

Конечно, свои опыты (после компьютерного моделирования) Руперт Тилл проделывал не в Англии, а в штате Вашингтон, где есть точная копия мегалитического комплекса. Эта версия, хотя и кажется странной, не исключает предыдущую - на капище могли проводиться ритуальные танцы под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Как строили?

Пролить свет на то, как был построен Стоунхендж, ученым помогло изучение материалов, из которых он состоит. Комплекс сложен из трёх типов камней:

1) Долерит («синий» камень, точнее, серый с синеватым оттенком песчаник)
2) Риолит
3) Вулканический туф.

Камни этих пород встречаются только в горах Уэльса (210 км от Стоунхенджа, а с учётом особенностей рельефа - 380 км).

По мнению исследователя Стоунхенджа Ричарда Аткинсона, камни везли на деревянных салазках по бревнам. Проведенные эксперименты показали: 24 человека могут перемещать таким способом груз в одну тонну со скоростью полтора километра в день.

Большая же часть пути проходила по воде. Скорости перемещения способствовало и то, что камни обрабатывали ещё до их перемещения на место, используя для этого как каменные инструменты, так и температурную обработку.

По словам Джеральда Хокинса, для установки блоков сначала откапывалась яма по размеру, три стенки которой были отвесными, а одна с углом в 45 градусов, использовавшаяся в качестве приемного пандуса.

Перед постановкой камня стенки ямы обкладывали деревянными кольями. Благодаря им камень скользил вниз, не осыпая землю. Оббитые в форме тупого конуса нижние части блоков можно было поворачивать по своей оси даже после того, как земля была утрамбована.

Что осталось от Стоунхенджа?

Если посмотреть на картину Джона Консебля, написанную им с натуры на территории Стоунхенджа в 1835 году, мы увидим груды сваленных камней. Именно так легендарный мегалитический комплекс выглядел вплоть до начала XX века. С тех пор он, как мы знаем, изменился. Не все об этом знают, но Стоунхендж подвергся серьезной и долгой реставрации.

Первый её этап прошел ещё в 1901 году. Реконструкция продолжалась вплоть до 1964-го, причем информация о работах тщательно скрывалась. Когда о ней стало известно широкой общественности, это породило многочисленные нападки общественности и прессы. Возмущаться было от чего. По сути, комплекс был отстроен заново. Реставраторы с помощью подъемных кранов ставили мегалиты и перемычки, укрепляли камни, бетонировали их основания.

В общем и целом, Стоунхендж «уже не тот», но об этом не принято упоминать в буклетах. Иначе бы этот самый известный (но далеко не уникальный) мегалитический комплекс не обеспечивал приток в 1 миллион тысяч туристов в год.

Стоунхенджем в наши дни называют древнее сооружение, представляющее из себя комплекс каменных блоков, ограниченных земляным рвом. По краям рва располагаются два земляных вала - внутренний и внешний. Последний, собственно, и является границей всего этого комплекса. Находится данное рукотворное творение в 130 километрах юго-западнее Лондона. Территория принадлежит административному образованию (унитарной единице) Уилтширу.

Стоунхендж, по одной из версий, неразрывно связан с друидами

От Стоунхенджа отходит так называемая авеню - это тянущаяся в сторону реки Эйвон параллельная пара рвов. Рвы, с обеих сторон, ограничены валами и имеют длину порядка 3-х километров. Всё это едва различимо на местности, но видимо когда-то выглядело масштабно и величественно.

Каменные сооружения комплекса (мегалиты или трилиты), а также отдельные грубо-обработанные камни (менгиры) представляют из себя известковый песчаник сероватого цвета. В то же время часть камней меньшего размера отличается по цвету. У них голубоватый оттенок, и они являются ничем иным как кремнистым песчаником. Последний твёрже известкового песчаника и имеет более приятный эстетический вид.

Всё это каменное великолепие образует кромлех - несколько концентрических окружностей (окружностей, имеющих общий центр) из грубо-обработанных камней. Вернее это когда-то были окружности, сейчас от них остались только жалкие остатки.

Наружная окружность, в своё время, состояла из 30 вертикально-стоящих сероватых камней. Высота каждого из них 4,1 метра, ширина 2,1 метра, вес одного камня примерно 25 тонн. На эти многотонные глыбы были уложены каменные горизонтальные перекрытия. Каждое из них покоилось на двух вертикальных камнях, в плоских вершинах которых были сделаны специальные выступы высотой 20 сантиметров.

В перекрытиях соответственно находились углубления. Посредством этого незамысловатого технического решения и собиралась очень крепкая конструкция из вертикальных и горизонтально-лежащих на них камней. Горизонтальные камни или перемычки имели следующие размеры: длина 3,2 метра, ширина 1метр, толщина 0,8 метра. Образованный таким образом круг составлял в диаметре 33 метра. В наши дни осталось 13 вертикальных камней и 6 перекрытий.

Стоунхендж (вид сверху)

Внутри этого рукотворного круга имелся другой круг из 30 голубых камней. Они значительно уступали в размере серым камням наружного круга и не имели перекрытий. В наши дни их осталось не больше десяти.

Голубые камни окружали пять огромных трилитов, расположенных в виде подковы. Каждый из них представлял из себя две серые вертикальные глыбы с лежащим на них перекрытием. Вес одной такой глыбы 40 тонн. В то же время размеры у трилитов разные. Высота центрального трилита 7,3 метра, высота крайних трилитов 6 метров. Своим основанием эта своеобразная подкова была направлена к авеню.

На сегодняшний день картина имеет следующее содержание: в нормальном состоянии сейчас находится три боковых трилита. Центральный, самый высокий трилит остался в виде одного вертикального камня. В таком же состоянии находится крайний левый от него трилит. Между ними лежат остатки от 15-ти голубых камней. В своё время они также в виде подковы ограждали центральную часть кромлеха. Среди них возвышался 6-ти тонный алтарный камень как раз напротив самого большого центрального трилита. На данный момент времени он уже не высится, а пребывает в горизонтальном положении. Тем не менее эта глыба не потеряла своего величия даже в таком непрезентабельном виде.

Всё это каменное образование окольцовано двумя окружностями ям. В наши дни это естественно не глубокие ямы, которыми они когда-то являлись, а едва различимые впадины на почве. Ближняя к кромлеху окружность состоит из 30 ям - их называют Z-лунками. В следующей окружности также насчитывается 30 углублений. Они носят названия Y-лунки. В те далёкие времена, когда весь комплекс сооружений выполнял свои функции, над этими ямами возвышались длинные деревянные столбы.

То же самое можно сказать и о третьей окружности ям. Она расположена совсем недалеко от внутреннего вала и состоит из 56 ям. Это так называемые лунки Обри. Открыты они британским писателем и антикваром Джоном Обри (1626-1697) в 1666 году. В честь данного уважаемого господина и получили своё название.

Как раз на пересечении лунок Обри, напротив друг друга, находятся два кургана. В них нет никаких захоронений. К слову сказать, на всей территории Стоунхенджа не смогли найти человеческих останков, кроме одного тела. Это так называемое «тело лучника». Обнаружено оно во рву и датируется 780-700 годом до н. э.

Интерес также представляют из себя два опорных камня. Они, как и курганы, лежат на пути лунок Обри. Ещё в XIX веке камней этих было четыре, сейчас осталось два. Данные глыбы чётко соответствуют сторонам света.

Заключительным штрихом к данной экспозиции являются два серых камня. Один находится опять же на пути лунок Обри, как раз напротив аллеи, уходящей к реке Эйвон. Он представляет из себя лежащую монолитную глыбу длиной 4,9 метров и носит название камень-эшафот. Второй камень расположен на самой аллее и на одной линии с камнем-эшафотом. Он стоит вертикально и обозначается как пяточный камень. Высота его достигает 6 метров.

Вот собственно и весь Стоунхендж. Какие-то каменные глыбы, ямы, рвы - что к чему. Однако интерес к этому удивительному сооружению древности огромен. Он уходит в глубь веков, а первое упоминание о нём датируется XII веком. Люди, описавшие это своеобразное сооружение, являлись священнослужителями и историками Британии - это Гиральд Камбрийский (1146-1223) и Гальфрид Монмутский (1100-1155). Об этом извещает нас современная официальная история Соединённого Королевства.

Именно Гальфрид Монмутский связал Стоунхендж с легендарным британским героем древности Мерлином. Последний, судя по легендам, был могущественным волшебником и наставником короля Артура . Он перенёс Стоунхендж с земли возле Днепровских порогов на луга Англии. На новом месте гранитное сооружение и застыло в своём величии.

В дни летнего и зимнего солнцестояния лучи достигшего зенита Солнца пробивались точно между вертикальными камнями самого большого 7-ми метрового трилита, развёрнутого широкой стороной в сторону алеи. В эти мгновения, на стоящих рядом людей находило озарение: им открывались сокровенные тайны бытия, они получали руководство к будущим действиям и великим свершениям, направленным на благо государства.

Стоунхендж ассоциировался с рыцарями круглого стола, которые были равны между собой, но признавали первенство короля Артура. Видимо под ним и подразумевался самый большой трилит. Образы остального воинства, связанного узами чести и дружбы, запечатлелись в каменных глыбах, неразрывно соединённых мощными перекрытиями.

Все глыбы имеют нестандартные формы и отличаются друг от друга. В древние времена это конструктивное решение лишний раз подчёркивало индивидуальность каждого человека, его уникальность, а мощные связующие перекрытия - преданность общей идее и цели. Ну а уж алтарный камень в центре кромлеха был ничем иным как чашей Грааля , добыть которую мечтали многие рыцари круглого стола.

Столь красивая легенда скорее всего не отвечала истинному положению вещей, так как наравне с ней существовали и другие не менее красочные повествования, пытающиеся также объяснить как создание, так и саму суть Стоунхенджа.

В частности комплекс из камня считали могилой Боудикки. Эта женщина являлась женой вождя племени иценов Прасутага. Ицены представляли из себя одно из племён бриттов (кельтов), населявших юго-восточную область Британии во времена римского владычества. Прасутаг возглавил войну против Рима, но был убит. Его дело продолжила жена.

Наместник Римской империи в Британии Гай Светоний Паулин (являлся претором с 58 по 62 годы) двинул против Боудикки свои легионы. В жестокой битве ицены были разбиты. Воинственная и мужественная женщина не захотела сдаваться в плен римлянам. Она приняла яд. Случился данный трагический факт в 61 году.

Похороны Боудикки представляли из себя роскошное зрелище. В последний путь её провожали и римляне, и ицены, и другие племена бриттов. Где захоронено её тело - неизвестно. Отсюда и легенда, повествующая о том, что специально для бесстрашной женщины, в знак уважения к ней, римляне построили обширное каменное захоронение - Стоунхендж.

Есть и ещё одна легенда. Создателями Стоунхенджа она называет друидов. Последние являлись носителями древних знаний у кельтских племён. Информацию прошлого друиды передавали устно, из поколения в поколение, в виде поэм или сказаний. Создать лирическое произведение дано не каждому. Здесь нужен особый дар, даже талант.

Отсюда и обособленность друидов. Они представляли из себя отдельную касту, объединяющую людей одарённых, не лишённых творческой жилки. По нынешним временам их можно назвать интеллигенцией кельтских народов.

Именно они и поострили Стоунхендж. Он служил местом сбора этой интеллектуальной творческой элиты. Местом, где друиды обменивались бесценной информацией, соревновались в талантах, выбирали из своей среды лучших. Странная конструкция данного сооружения осталась великой тайной: друиды не раскрыли её никому. Не смогли разгадать тайну и многие поколения, живущие позже тех древних интеллектуалов, и она навсегда канула в лету.

Все эти легенды, скорее всего, не имеют ничего общего с реальностью. К тому же, посредством радиоуглеродного метода доказано, что Стоунхендж построили примерно 3500 лет до н. э, когда не было ни друидов, ни Мерлина. Он функционировал почти 2,5 тысячи лет и был заброшен только где-то в 1100 году до н. э.

Какие функции выполняло данное сооружение, какой несло смысл - тайна за семью печатями. Также неясно - кто воздвиг все эти каменные глыбы, и откуда их доставили к месту строительства.

На Солсберийской равнине, где и находится Стоунхендж, нет осадочных горных пород песчаника. Вся эта местность покоится на известняковом основании. Песчаник, а тем более голубой, присутствует на пологих склонах Кембрийских гор Южного Уэльса. Это 200 километров напрямую до Солсберийской равнины.

Путь далёкий и трудный, но ближе соответствующей породы нигде нет. Значит в те далёкие времена люди доставляли голубой камень именно из Южного Уэльса. Каким способом осуществлялась транспортировка неясно. Скорее всего по морю, вокруг полуострова Корнуолл, или часть пути проходила через Бристольский залив, а оставшиеся 80 километров до долины - волоком на специальных салазках по суше.

Что же касается серого песчаника, то его залежи присутствуют в 30 километрах от Стоунхенджа. Именно из этих мест огромные многотонные глыбы и доставляли на Солсберийскую равнину. Задача нелёгкая, но древние люди с ней справились блестяще и установили величественные монументы, которые и в наши дни поражают воображение и вызывают множество вопросов.

Вопрос первый - не являлся ли Стоунхендж местом массовых захоронений людей. Нет не являлся. Ещё во времена короля Якова I Английского (1566-1625) на территории данного каменного сооружения производили раскопки. Человеческие останки найдены не были. Нашли только коровьи рога, кости животных, осколки глиняной посуды.

Буквально через 45 лет после этих исследований в Стоунхендже появился Джон Обри. Он обнаружил 56 ям, но больше ничего интересного не нашёл. Уже после него во рву, на большой глубине, раскопали останки мужчины. При нём нашли колчан со стрелами, на которых не было наконечников. Зато на отдельных костях скелета отчётливо проглядывались глубокие борозды. Такие следы могли оставить именно наконечники от стрел.

Их почему-то не нашли возле трупа. Скорее всего смертоносные стрелы извлекли из тела после убийства. Мёртвого мужчину бросили в ров, может даже присыпали землёй. В таком положении он и пролежал две с половиной тысячи лет.

Вопрос второй - не являлся ли Стоунхендж астрономической обсерваторией древних людей. Нет не являлся. Об этом говорит хотя бы тот факт, что место, где расположен кромлех, никак не соответствует местоположению наблюдательного пункта за движением космических тел.

Любой из нас согласится, что подобные объекты сооружаются на возвышенностях, чтобы обзору ничто не мешало. Стоунхендж расположен на склоне очень пологого холма. Его даже не попытались построить на вершине. То есть люди однозначно не ставили перед собой задачу связывать эту постройку с бескрайними просторами Космоса.

Ну и наконец третий вопрос - может быть Стоунхендж представлял из себя мощный генератор энергии. На это косвенно указывает по крайней мере аллея, ведущая прямо к реке. Ведь вода является основой всего, и именно благодаря ей в наши дни вырабатывается электричество.

Здесь однозначного ответа нет. Современный человек слишком мало знает о древних цивилизациях и о тех способах, которые они использовали для получения необходимой для нормальной жизнедеятельности энергии.

Одним словом, домыслов и предположений может быть великое множество. К слову сказать, на данный момент времени существует порядка 200 различных теорий, пытающихся объяснить суть Стоунхенджа, его предназначение, и что вообще он значил для наших далёких предков.

Как бы там ни было, а люди уже с середины XVIII века вплотную занимались изучением Стоунхенджа. Большую работу проделал Уильям Стьюкли (1687-1765) - британский археолог. Именно он являлся ярым сторонником версии, что данный каменный комплекс воздвигли друиды. Им даже была написана книга: «Стоунхендж - храм британских друидов».

Археолог рассматривал данное образование как центр духовности, как усилитель тех процессов, которые нескончаемо идут в подсознании человека. Именно благодаря каменным изваяниям осуществлялась тонкая связь между прозаическим бытием и внутренним миром людей. Результатом этого являлись величайшие художественные произведения, рождённые просветлённым разумом в глубинах человеческого мозга.

Уже с начала XIX века на Стоунхендж смотрели более прозаически. Кромлех стал приобретать статус туристического центра. Всё больше и больше путешественников считали своим долгом заглянуть сюда на огонёк. Естественно люди не ограничивались прозаическим осмотром каменных глыб. Каждый из них считал своим долгом отколоть кусочек песчаника себе на память.

Так как голубые камни обладали большей твёрдостью, то страдали в основном их серые коллеги. Они катастрофически стали уменьшаться в размерах, а затем и падать на земную твердь. Но в конце концов печальная участь коснулась и голубых собратьев. Те вдруг, по непонятным причинам, проявили поразительную способность к исчезновению. Скорее всего дельцы от строительства нашли способ использовать эти глыбы в каких-то коммерческих целях.

Конец всему этому безобразию положил 1901 год. Именно тогда начались работы по реконструкции Стоунхенджа. Эта деятельность сразу охладила туристический пыл, так как было категорически запрещено брать что-либо с территории кромлеха. Глыбы же стали поднимать по мере возможности и штукатурить.

Вся эта деятельность шла ни шатко ни валко, с большими перерывами, до 1964 года. Именно этой датой и ограничиваются восстановительные работы. И вот уже более 50 лет Стоунхендж радует туристов своим видом.

Радовать-то радует, но тайн не раскрывает. Возраст его вроде как определён - по крайней мере так заявляют официальные источники, что же касается истинной сущности этого строения, то на суд читателей выносится довольно жизнеспособная и оптимальная теория. Она, к тому же, проверена на практике, так что имеет полное право на существование.

Всё упирается в те религиозные и мистические обряды, которые испокон веков совершали жрецы и шаманы различных языческих народов. Общим у всех у них являлись заунывные молитвы, осуществляемые под методичный и размеренный барабанный бой.

В результате подобных манипуляций, присутствующей паствой постепенно овладевал религиозный экстаз. Люди теряли своё Я, погружались в состояние прострации. В их мозгах начинали возникать различные видения, не имеющие ничего общего с существующей реальностью. Иными словами человек впадал в состояние изменённого сознания.

Именно в эти моменты в его мозгу открывались глубины подсознания, через которые начинала течь информация, но не посредством мыслей, а в виде образов и красочных видений. Всякое логическое мышление уходило на задний план, затухало, а разум становился открытым для величайших откровений, текущих с невидимых высот в жаждущий истинных знаний человеческий мозг.

Если рассматривать данное явление с общепринятой научной точки зрения, то можно со всей ответственностью сказать, что в подобных ситуациях наблюдаются все признаки резкого возрастания активности альфа-ритма человеческого мозга. Серое вещество начинает излучать альфа волны, частота которых лежит в диапазоне от 7 до 14 герц.

Именно альфа-ритм и доминирует в мозгу человека в то время, когда тот находится в состоянии изменённого сознания. Источником энергии таких волн является геомагнитное поле Земли, имеющее неразрывную связь с Космосом. В последнем как раз и содержится зашифрованная Вселенская информация.

Альфа-ритм её расшифровывает, и сознание человека озаряется теми знаниями, которые никогда бы не были получены посредством напряжённой работы мысли и логическими умозаключениями.

Всё вышеизложенное - отнюдь не тайна за семью печатями. Возникает только вполне закономерный вопрос: при чём тут барабаны, жрецы и шаманы. А при том, что именно они и активизируют альфа волны.

Монотонная барабанная дробь, опять же заунывные монотонные молитвы воздействуют на человеческий мозг и вынуждают его генерировать соответствующие частоты, лежащие в диапазоне от 7 до 14 герц. Для того, чтобы эффект был максимально эффективным, лучше всего находиться в замкнутом пространстве, которое могло бы отражать и усиливать соответствующую звуковую какофонию. Тогда результат от состояния изменённого сознания был бы гораздо более высоким и продуктивным.

Именно таким замкнутым пространством и являлся в глубокой древности Стоунхендж. Люди находились на площадке, ограждённой каменными глыбами. За ними высились три частокола из деревянных брёвен. Вся эта конструкция способствовала усилению монотонных ритмов. Присутствующие, под бой барабанов и заунывные молитвы жрецов, впадали в прострацию. Посредством этого они и получали высшие откровения и бесценные знания, касающиеся тайн бытия.

Любое утверждение требует доказательств, в противном случае оно будет выглядеть самонадеянно и даже смешно. Ну что же, такое доказательство есть. Предоставил его фермер Алрой Уилсон из штата Колорадо (США). На своей ферме он построил Стоунхендж-копию. Именно здесь американские исследователи и провели соответствующие испытания. Правда они использовали не настоящие барабаны и молитвы, а звукозапись, но это никак не повлияло на чистоту эксперимента.

Присутствующие, находящиеся в центре Стоунхенджа-копии, очень быстро потеряли ощущение реальности и впали в состояние транса. Те ощущения, которые они испытали, невозможно описать словами. Это были яркие образы и видения величайших тайн, надёжно укрытых от трезвого и рационального человеческого разума в глубинах мироздания. Единственное - эта информация не поддавалась расшифровке, так как для этого нужны специальные знания и опыт.

Древние жрецы обладали такими знаниями и опытом. Обладали ими и все те, кто регулярно присутствовал на подобных сборищах в Стоунхендже. Главным же, в этом слиянии с Вселенским разумом, было общение с душами умерших людей. Именно от них живущие получали бесценные советы и руководство к действиям, дающим возможность жить в счастье и согласии друг с другом.

Прошли века, представители той далёкой цивилизации исчезли с лица земли по неизвестным причинам. Может быть они достигли такого духовного совершенства, что перешли в другое измерение, где совсем иной мир и иные человеческие ценности. Может наоборот - деградировали, нарушив какие-то незыблемые законы и правила.

Им на смену пришли совсем другие люди. Они не знали истинную сущность Стоунхенджа, не представляли для чего нужны эти каменные глыбы. Их образ мышления не позволял раскрыть тайну серых и голубых камней. Догадки и предположения основывались на собственном историческом и жизненном опыте, но он не имел ничего общего с исторической судьбой той древней неизвестной цивилизации.

Игра в снежки
Пока учёные ломают головы над тайнами Стоунхенджа, школьники нашли ему отличное применение

Нынешний век стал переломным в раскрытии тайны Стоунхенджа. Но опять же всё упирается в рационализм и стереотипность мышления современного человека. Над умами довлеют научные знания, отрицающие любые доводы и аргументы, лежащие за рамками их компетентности. Люди же, в силу своей доверчивости, безоговорочно верят науке и ищут привычные решения, доступные их пониманию и мировоззрению.

Пройдёт видимо ещё много лет, прежде чем человечество осознает истинную сущность вещей, а заодно и безоговорочно примет те доводы и аргументы, которые исследователи предоставляют на суд общественности, пытаясь доказать подлинное предназначение Стоунхенджа. Пока же идут бурные дебаты и споры, что тоже неплоха - ведь именно в споре рождается истина.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий

Похожие публикации