Как приучить ребенка к горшку: все методы и способы. Можно ли приучить к горшку в год

Многие молодые мамочки не знают как приучить к горшку ребёнка в полтора года . И не зря. Медики утверждают, что оптимальное время для высаживания 18–24 месяца. А более поздний или ранний возраст обучения может породить немало проблем, связанных с приучением к туалетной процедуре.

Учтите, кроха готов осваивать гигиеническую принадлежность если:

  • Промежуток между мочеиспусканием составляет 2 часа и более;
  • Понимает значение слов «писать, какать»;
  • В случае «аварии» выражает не довольствие, пытается стянуть мокрые штанишки, требует сменить мокрую одежду;
  • Пробует самостоятельно одеваться и раздеваться.

Как правильно приучить к горшку ребенка в полтора года: пошаговая инструкция

  1. Когда вы видите, что бутузик готов к высаживанию - начинайте активно действовать. Откажитесь от использования памперсов хотя бы в домашних условиях. У вас под рукой всегда должна быть сменная одежда. А также нелишним будет запастись сухой ветошью для ликвидации «аварий». Приучать маленького к туалету желательно в летнее время года. Во-первых, летом на карапузике минимум одежды. А во-вторых, вы будете успевать подавать малышу туалетную принадлежность.
  2. Познакомьте бэбика с новым аксессуаром. Лучше всего проводить знакомство с гигиеническим сосудом, когда человечек находится в хорошем и весёлом расположении духа. Подходящим моментом может стать время после еды, обильного питья или сна. Не спешите сразу взгромождать дитя на сосуд. Пускай сначала обвыкнется. Расскажите ему, что это за неведомая вещица, для чего она предназначена, как ей пользоваться.
  3. Усаживайте кроху не спеша. Ни в коем случае не нужно кричать и заставлять, это только отпугнёт топтуна. Первый раз, возможно, ничего не получиться. Но это не повод расстраиваться или высказывать крохе своё не довольствие. А если даже у ребятёнка вышло справить нужду в положенное место, не устраивайте из этого события митинга с громкими возгласами «Браво! Молодец!». Просто спокойно похвалите малыша и скажите, что он всё сделал правильно.
  4. Составьте режим. Приучайте кроху справлять нужду примерно в одно и то же время. Например, обязательные «писи – каки» перед прогулкой и после неё. А также перед сном и после пробуждения.
  5. Ни в коем случае не превращайте туалетную принадлежность в предмет для игр. А также не стоит приобретать гигиенический аксессуар со всякого рода наворотами (рулями, мигалками, музыкой и т. д.). Горшочек должен быть прост и удобен, а погремушки и пикалки, будут только отвлекать малого от основного действа.
  6. Постепенно начинаем приучать малыша ходить на прогулку без подгузника. При этом не забываем, класть в сумку для прогулок сменную одежду, салфетки и сухую пелёнку. Прогуливаясь, постоянно спрашивайте кроху, не хочет ли он «пи-пи» или «а-а». Если заметили, что бутуз замолкает или начинает дуться, немедля бегите в кустики. Если всё же аварии избежать не удалось, объясняйте карапузику: «Хороший мой ты намочил штанишки, давай, когда ты захочешь «пи-пи» ты скажешь мне об этом и мы лучше польём кустики или сходим на горшочек». Каждый раз, когда человечек попросился в туалет, не забывайте хвалить его.
  7. И последнее, что нужно сделать - это отказаться от ночного памперса. Главное здесь - приучить малыша ходить на горшочек до того, как ложиться спать и после пробуждения. Поначалу придётся подстилать под простыню впитывающую пелёнку. Но со временем ваш малышок станет проситься и будет будить вас, чтобы пойти справить нужду.

Нет ничего сложного в приучении малыша к горшочку. Придерживаясь выбранной модели и методике воспитания , вы достигнете желаемого результата. Главное - запастись терпением и не ждать молниеносных результатов. На всё нужно время. Поверьте, если вы не будите торопить событий, а прислушаетесь к своему сыну (дочке), вскорости вас уже не будет интересовать вопрос, как научить малютку ходить в детский туалет.

Как приучить ребёночка ходить на горшок в 1 год и 6 месяцев

Итак, когда исполняется ребенку 1 год и 6 месяцев встаёт вопрос как приучить к горшку кроху правильно и не испугать. И первое, что нужно сделать - это определить готов ли карапузик к новому для него действу на психологическом и физиологическом уровне. Не так давно большинство педиатров советовали приучать кроху к гигиенической принадлежности чуть ли не с момента, когда малышня начинает держать спинку и самостоятельно сидеть.

Но последние исследования на тему: «Какой возраст считается самым оптимальным и как приучать ребёнка ходить на горшок» показали, что в 1 год и 6 месяцев карапузик полностью готов к обучению. И именно этот возраст является оптимальным для приучения к гигиенической процедуре. Тем не менее, остаётся открытым вопрос для родителей как ребенка в 1 год и 6 месяцев приучить к горшку?

Обучаем правильно

  • Первым делом приобретите подходящий туалетный аксессуар. Он должен быть удобным и устойчивым без всякого рода выкрутасов. Отличным вариантом станет простая, удобная в использовании модель со спинкой и крышкой. Причём выбирая сосуд, стоит обратить внимание на форму изделия. Например, девочке подойдёт модель правильной округлой формы. А для мальчиков лучшим вариантом станет горшочек с продолговатым углублением ближе к спинке.
  • Не стоит сразу же после приобретения затаскивать бутуза на вещицу. Пускай крошка привыкнет к новому аксессуару. Так сказать, познакомиться с ним поближе. Для начала, лучше будет рассказать малому, что эта за вещица, и для чего она предназначена. Расскажите, какие привилегии у него появятся, когда он начнёт им пользоваться (сухие штаны, уважительные взгляды взрослых, возможность гулять на улице без обязательно возвращения домой для переодевания и т. д.).
  • Когда малыш обвыкнется, начинаем пробовать высаживать его на горшочек. Заставлять ребёнка не стоит. Это может обернуться против вас и только затянет процесс приучения. Первые несколько дней высаживайте маленького на детский туалет одетым, параллельно рассказывая,как это хорошо иметь свой туалет и т. д. Далее, наблюдаем за реакцией. Если маленькому комфортно, и он не боится новой вещицы, начинаем высаживать на сосуд по прямому назначению. Не кричите на топтуна, если у него что-то не получается. А вот за любую успешную попытку непременно хвалите.
  • А если всё же так вышло, что маленькому не понравилось сидение на горшочке? Тогда убираем сосуд с поля зрения на несколько дней. А затем, когда топтун будет прибывать в хорошем настроение, попробуем повторно познакомить его с гигиенической принадлежностью.
  • Когда у карапуза уже начинает получаться испражняться в свой туалет, постепенно избавляемся от памперсов. Сначала отказываемся от ношения подгузников дома во время бодрствования. Затем перестаём одевать памперс на прогулки и только после этого отказываемся от подгузников во время ночного сна. На этот период у мамочки всегда под рукой должны быть запасные комплекты одежды, сухие пелёнки и детские влажные салфетки.
  • Желательно чтобы время обучения припадало на тёплое время. Но когда ваш маленький подаёт все признаки того, что готов ходить в туалет самостоятельно - не стоит оттягивать момент, даже если он припадёт на зиму. Единственный нюанс зимнего приучения - это то, что прогулки на свежем воздухе без памперса всё же придётся отложить до лета.

Как видите, приучить ребенка ходить на горшок в 1 год и 6 месяцев не так уж и сложно. А руководствуясь нашими подсказками, любой родитель без труда сможет научить своего карапузика этому простому, но такому необходимому, гигиеническому ритуалу.

Как приучить ребёнка к горшку в 1 год и 3 месяца, что особенного в этом возрасте? Когда дочурка стала «болтать», я четко осознала, что пора уже вспоминать, как правильно приучать ребенка к горшку.Честно признаться это уже не первая моя попытка научить своё чадо проситься на горшок.

Как приучить ребёнка к горшку в 1 год и 3 месяца

У нас это происходило так. С утра (6.00-6.30) надеваем после сна и сидения на горшке первую пару колготок. Минут через 10 они уже мокрые. Поскольку наша принцесса на грудном вскармливании, писает она каждые 40 минут примерно.

Теорию того как научить ребенка проситься на горшок я отлично помнила, но практика в этот раз оказалась иной. Первоначально (когда дочурка ходила по дому в подгузниках) я думала, что 7 пар штанишек нам хватит. В первый же день «голопопости» уже в 11 часов менять ребенка было просто уже не во что, и мы снова надевали подгузник. Через неделю подобных мучений дочурка стала озвучивать свои «Ка-ка». Вот и частичный ответ на вопрос: » Как научить ребенка проситься на горшок».

Дотянув до зарплаты, купили нашей крохе ещё 4 пары. Если бы это происходила летом, то данного кол-ва нам, скорее всего, хватило бы,на весь процесс, но сейчас уже не лето, и постиранные вещи не сохнут за часик.

В общем, мамочки, если вы твердо решили, что с сегодняшнего дня вы начинаете процесс того, как приучить ребёнка к горшку в 1 год и 3 месяца, вам понадобятся минимум 20 колготок (у нас их 25, включая ажурные варианты «на выход») и штук 10 штанишек. Будьте готовы к тому, что и трусишек вам понадобиться столько же, чтоб не гонять стиральную машинку с одними колготками. Бодики тут не совсем уместны. Они хороши для деток в подгузниках. На период приучения ребенка к горшку колготки и футболки удобнее.

Что еще? Складывать на полочку наглаженные колготки, штанишки и трусишки наверно пока смысла нет, если вы не любитель ежечасно залезать в ящики комода. Поставив перед собой цель, и зная как научить ребенка ходить на горшок на ночь подгузник мы все же надевали, а утром, меняя его, я говорила: «Давай-ка снимем подгузник. Писаный. Ой, фу…такая большая девочка и писаный подгузник». Буквально через 2 дня, утром она повторила: «Фу-фу». Теперь это «Фу-Фу» у нас связано не только со сменой подгузника. Снятие мокрых трусишек озвучивается так же.

Как правильно приучать ребенка к горшку


Способов как научить ребенка проситься на горшок, достаточно много, я опишу вам 3 метода достойных внимания, а не бредовые теории,
не совместимые с практикой. Вот они:

  • Я использую метод «мокрых колгот». Как показывает моя практика данный метод самый эффективный.
  • Следующий метод назовем «Мишка ходит на горшок»
  • Пример сверстников и родителей

Приучение ребенка к горшку лучше начинать с метода мокрых колготок.

С какого возраста приучать ребенка к горшку по данному методу? Он для деток, возраст которых близок к 2 годам, но каждая мама сможет внести коррективы, зная своего карапуза. Первым делом ещё вечером перед сном поясните вашему малышу, что он уже достаточно взрослый и с завтрашнего дня подгузник днем больше не нужен. Проговорить эту информацию можно несколько раз, так, чтоб ребенок вас «услышал». Утром, снимая подгузник «попрощайтесь» с ним и демонстративно вместе отнесите в мусор. В процессе того, как вы стараетесь научить ребенка ходить на горшок, важно, чтобы каждое утро начиналось данного ритуала. Сажайте малыша полусонного, чтобы не пропустить ответственный момент. Дети оправляются в подгузник, едва проснувшись.

Частая ошибка мам, что им жалко тормашить полусонного малыша, а потом они недоумевают, когда их чадо ничего не делает в горшок. Ради интереса возьмите подгузник в руку, если он слегка горячий, значит момент упущен.

В течении дня колготки будут мокрыми снова и снова. Не торопитесь их мгновенно снимать. Здесь важно ощущение дискомфорта. Только не стоит этого делать слишком назидательно. Просто сейчас вы очень сильно заняты (даже если это не так), а вот минут через 10 сможете вернуть карапузу ощущение сухости и комфорта. Каждую смену колготок акцентируйте внимание, что так попе хорошо. Ожидается, что через неделю карапуз если и не станет ходить на горшок, то снимать штанишки перед мокрыми делами точно будет.

Игрушки могут помочь вам в процессе приучения ребенка к горшку

Как научить ребенка ходить на горшок используя игрушки

Есть малыши, которые не неизвестным причинам просто до истерик ненавидят горшок, и ни за что даже садиться на него не хотят. Если карапуз достаточно взрослый, чтоб играть с игрушками, на помощь можно призвать мишку. Если любимая игрушка у малыша машинка, она не подойдет. Где-то за неделю начните «подкладывать» мягкую игрушку. Когда ваше сокровище с ней свыкнется, начните с того, что по утрам…..мишка ходит на горшок. Садитесь рядом, немного подождите, пока мишка все сделает, затем подбрасывайте его вверх, обнимайте, целуйте (эмоционально) и хвалите. Позвольте вначале ребенку тоже хвалить и подбрасывать Мишутку за хождения в нужное место. Только потом предложите и ему делать делишки в нужное место, сказав, что его вы точно так же подбросите и поцелуете. Чтобы научить ребенка проситься на горшок данным способом, перед процессом хорошенько напоите ребенка и выжидайте момент.

Прятать наглаженные штанишки в ящик наверно нет смысла, пока идет процесс приучения к горшку

Как приучить ребенка к горшку на примере.

Замечали, что детки знакомых, пойдя в садик, очень быстро осваивают горшок? Все дело в примере сверстников. Если у вас среди знакомых есть детки-сверстники, которые сами исправно ходят на горшок, приглашайте их в гости. Если у вас есть домашняя кошка, покажите, что даже Мурка писает на свой горшочек. Подойдут мультики (поищите в сети) показывающие, что и как нужно делать в веселой манере.

Надеюсь мой опыт в том, как приучить ребёнка к горшку в 1 год и 3 месяца окажется вам полезным. Если статья понравилась не забывайте делиться ею в социальных сетях, сохранять на своей странице.

Главное, не отступайте! Запаситесь терпением, а не ждите, пока ребенок в возрасте 3-4 лет сам сообразит, что пора бы уже…

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку . Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи , ;
  • нервные тики , логоневрозы ;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энкопреза , гиперактивности мочевого пузыря .

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость – малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный .

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.

Психологи считают, что 1,5 года – подходящее время, чтобы приучить ребёнка к горшку. Многие мамы начинают обучение раньше, с 8–10 месяцев, но чаще всего попытки оказываются безуспешными.

Знакомство с новым приспособлением у одних деток происходит спокойно, привыкание проходит быстро, без капризов. С другими малышами мамам приходится «воевать», подкупать, применять хитрость, чтобы заставить чадо справить нужду в горшок. В чём причина? Узнайте мнение психологов и опытных мамочек.

Почему ребёнок не хочет ходить на горшок

Многие мамы знают, сколько нервов приходиться тратить, чтобы добиться результата. Проходит битый час, малыш сидит на горшке, но толку нет. Затем маленький упрямец встаёт и благополучно писает (ходит «по-большому») в штанишки. Одни детки расстраиваются из-за этого, другие спокойно реагируют, а есть и такие, которые с довольной улыбкой смотрят на расплывающееся мокрое пятно.

Как тут не вспылить! Но нервничать, кричать, тем более, шлёпать по попе нельзя: может развиться упрямство, обида на маму, отвращение к горшку или панический страх перед обязательной процедурой.

Почему же так происходит? Что мешает малышу спокойно сходить «по-большому» или «по-маленькому» не в штанишки?

Причин несколько:

  • раннее начало обучения. В 6–8 месяцев детки не могут контролировать процесс мочеиспускания или дефекации;
  • мочевой пузырь, кишечник ещё достаточно слаб, опорожнение происходит в разное время. «Поймать» момент нереально, по часу держать кроху на горшке тоже нельзя;
  • ребёнок плохо понимает, где какая часть тела, не может по просьбе родителей указать пальчиком на попу или низ живота;
  • неправильный подбор полезного приспособления. Музыкальный горшок, ёмкость в форме машинки или самолёта отвлекает, сбивает с толку. Детки принимают горшок за новую игрушку, обращаются с ней соответственно. Иногда пластик передавливает, «режет» ножки, что мешает процессу. Подходящий размер приспособления также важен;
  • недостаточный уровень физического и психического развития. Если деткам комфортно в грязных штанишках, зачем проситься на горшок? Только по достижении определённого уровня, осознания процесса попытки будут успешными;
  • проблемы с функционированием мочевыводящей системы, нервные расстройства, отставание в физическом и психическом развитии;
  • обычное упрямство. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются родители подросших деток, после полутора лет. Капризуля обиделся на родителей, решил показать своё «Я». В 1,5 – 2 годика отказом демонстрирует своё недовольство, привлекает внимание к своей персоне. Понадобится терпение, внимание к ребёнку. Если не получается справиться с маленьким упрямцем, обратитесь за помощью к опытному психологу.

Как понять, что малыша пора приучать к горшку

К полутора годам уровень физического и психического развития позволяет деткам понять, чего от них хотят взрослые. Родителям важно знать, какие признаки говорят о готовности перехода к новому этапу.

Не упустите момент, если:

  • за 2 – 2,5 часа подгузник остаётся сухим;
  • кишечник ребёнка достаточно окреп, мочеиспускание/опорожнение происходят с одинаковыми промежутками;
  • малыш понимает, что означают слова «какать» и «писать»;
  • ребёнок может показать, что он хочет в туалет «по-маленькому» или «по-большому»;
  • ребёнок подражает взрослым, пытается раздеваться и одеваться;
  • важный момент – осознание частей тела. По просьбе родителей сын или дочка должны сразу показать часть тела, которую назвали, в том числе, область гениталий;
  • малышу должно быть некомфортно в мокрых штанишках или грязных памперсах, ребёнок должен просить (словом или жестом) сменить испачканную одежду.

Возьмите на заметку:

  • родители и детки должны быть морально готовы к новому этапу. Если есть важные дела, которые мешают уделить процессу достаточно внимания, подождите месяц-другой;
  • летом обучение проходит проще: дома тепло, легче снимать штанишки или можно вообще оставить малыша в одних трусиках;
  • если сын или дочка болеют, отложите начало обучения;
  • резкая смена обстановки нередко травмирует детскую психику. После переезда на новую квартиру подождите пару месяцев, путь маленький человечек освоится.

Психологи и опытные мамочки рекомендуют проявить терпение, меньше расстраиваться, если у малыша не всё получается. Даже если несколько дней подряд упрямец категорически отказывается садиться на горшок, кричит, злится, это не значит, что так будет продолжаться всегда.

Помните! Все детки начинают пользоваться полезным приспособлением: одни раньше, другие позже в зависимости от индивидуальных особенностей. Не устраивайте войну: проиграют обе стороны.

Выбор нужного приспособления

При выборе полезного приспособления учтите рекомендации:

  • покупайте простую модель без лишних «наворотов», иначе естественный процесс рискует превратиться в увлекательную игру, но без нужного для вас результата;
  • девочкам больше подходит круглая форма, мальчикам – с небольшим выступом спереди;
  • выбирайте качественный пластик. Экономить нельзя: дешёвые изделия часто содержат токсичные компоненты;
  • ёмкость должна быть устойчивой, подходящей по размеру, края – достаточно широкие, чтобы не давить нежную кожу. Помните: при обучении сын или дочка проведут здесь немало времени, комфорт обязателен.

В период привыкания к новому процессу чаще напоминайте, что горшок не игрушка. Если малыш балуется (надевает ёмкость на голову, ездит по комнате, как на машинке), вовремя остановите баловство. Не смейтесь, не позволяйте этого делать родственникам. Неправильная реакция вызывает замешательство у деток: почему нельзя баловаться с новой вещью, если всем весело?

Самый эффективный метод

Глядя на другого ребёнка, успешно пользующегося горшком, всем видом показывающего: «Я уже взрослый», – малыш непременно захочет сделать также. Если детки понимают, чего от них хотят, к полутора годам им несложно повторить те же действия.

Вспомните ясельную группу. Даже самые маленькие быстро понимают, как пользоваться новым приспособлением. «Пример друга» справедливо считается самым быстрым способом приучения к «взрослому способу» справить нужду.

Вы считаете, что дочка или сын достаточно подросли, чтобы начать обучение? Действуйте правильно, меньше отчаивайтесь, если ребёнок не сразу поймёт, что он должен делать.

Полезные советы:

  • купите горшок, поставьте на видное место. Чадо непременно заинтересуется, что за вещь появилась дома;
  • объясните, для чего нужен новый предмет, расскажите, что все взрослые детки писают и какают не в штанишки, а «вон-туда, в эту дырочку». Разрешите посидеть, если ребёнок просит, но насильно не заставляйте;
  • покажите, как проситься (словами или жестами). Детки быстро запоминают обозначение процесса, усердно кряхтят, желая привлечь внимание, заслужить похвалу;
  • обстановка дома должна быть спокойной: стресс отрицательно влияет на возможность расслабиться;
  • уберите ковры, на кровать постелите большую клеёнку, сверху – пелёнку, чтобы перед мочеиспусканием малыш мог ходить без памперсов;
  • на протяжении нескольких дней следите, когда происходит мочеиспускание/дефекация. В большинстве случаев позывы появляются через небольшой промежуток после еды. Задача родителей – поймать момент, чтобы детки долго не сидели на горшке, быстро помочились или сходили «по-большому»;
  • памперсы надевайте только для сна, дома пусть ребёнок носит только трусики, иногда ходит без них. Малыш должен понять, как происходит мочеиспускание/опорожнение кишечника, знать, как выглядят половые органы, откуда бежит моча. Следите, чтобы детки не уделяли гениталиям слишком много внимания;
  • обычно внимательные родители быстро понимают, что через минуту-другую произойдёт мочеиспускание или дефекация. Действуйте без промедления, сразу усадите чадо на горшок: дёргать нельзя, чтобы не испугать. Отвлеките, чтобы малыш посидел спокойно, хотя бы несколько минут. Если вы успели, обязательно похвалите сына или дочку, покажите, что находится в ёмкости после его усилий. Скажите, что штанишки теперь сухие, как у взрослых.
  • первое время незадолго до предполагаемого опорожнения кишечника или мочевого пузыря снимайте трусики, чтобы уловить момент;
  • каждое удачное «попадание» сопровождайте похвалой, говорите, что чадо взрослеет. Можно сделать небольшой подарок;
  • при неудаче ни в коем случае не ругайте деток, откажитесь от обидных слов. Унижать, показывать грязные/мокрые штанишки членам семьи, доводить ребёнка до истерики нельзя. Кроме отвращения к ненавистному предмету, появятся психологические проблемы, неврозы, нарушение сна;
  • говорите, что вы расстроены, если малыш забыл вовремя попроситься писать, но сдерживайте явное разочарование;
  • насильно усаживать, стоять надзирателем нельзя. Психологическое/физическое давление мешает расслабиться, детки нервничают, сходить «как взрослые» вряд ли получится;
  • нельзя устраивать из простого процесса «концерт». Выставлять на всеобщее обозрение писающего малыша также не стоит: создайте спокойные условия для естественного процесса.

Как приучить проситься в туалет ночью

Чаще всего днём детки просятся, а по ночам время всё равно писают в кроватку. Полностью контролировать мочеиспускание у спящего чада сложно.

Если вы решили полностью отказаться от подгузников, приготовьтесь к бессонным ночам на протяжении определённого периода. Но небольшая жертва того стоит. Вы заметите, когда сын или дочка ворочаются, кряхтят, собираются писать. Осторожно разбудите, посадите на горшок.

Результат, конечно, появится не сразу: обязательно запаситесь терпением. Никогда не дёргайте чадо (нельзя резко прерывать сон), доставайте ребёнка из кроватки осторожно, чтобы не напугать маленького человечка. Постепенно у него выработается привычка крутиться, показывать, что пора писать. Рано или поздно чадо начнёт проситься в туалет и ночью.

Все родители проходят через такой сложный этап развития ребёнка, как приучение к горшку. В полтора года наступает самый подходящий момент для перемен. Ребёнок ощущает себя достаточно «взрослым». Чем меньше капризов, тем проще проходит обучение.

Прислушайтесь к советам, учтите индивидуальные особенности вашего чада. Раньше или позже (необязательно в 1,5 года), всё детки понимают, как пользоваться горшком. Не огорчайтесь, если дочка или сын мочатся в штанишки, когда другие малыши уже просятся: мягко, деликатно продолжайте обучение. При стойком неприятии полезного приспособления обратитесь за помощью к детскому психологу.

Видео — советы по приучению ребенка к горшку:

Мама, собираясь с маленькой донкой в поликлинику, спрашивает у нее:

— Давай сходим на дорожку?

— На дорожку? Давай!

Мать приносит горшок, девочка удивленно:

— Мама! Ты же сказала — на дорожку!!!

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что одной из «глобальных» проблем, волнующих всех родителей детей в возрасте от 0 до 3 лет, является приучение своего «цветочка» к горшку.

Немаловажным фактором является и общественное мнение. Бабушки в один голос утверждают, что в их время дети в 1 год уже вовсю справляли свои нужды исключительно на горшок. Есть и некоторые современные мамочки, которые рассказывают всем, что уже с первых дней жизни приучают своих детей ходить на пеленку, в раковину, тазик и так далее: кто во что горазд.

Не скрою, и на меня в свое время «давило» общественное мнение, и мне очень хотелось быть образцово-показательной мамочкой, у которой дети с первых месяцев жизни были бы с горшком «на ты»! Поэтому, вооружившись инструкцией по раннему высаживанию на горшок, я вплотную занялась приучением нашего старшего сына Дениса к этому занятию месяцев с четырех.

Раннее высаживание ребенка подразумевает, конечно, не усаживать ребенка на горшок в прямом смысле этого слова, а предлагать ему сделать «свои дела», удерживая его над раковиной или тазиком — там, где маме удобнее.

Для начала предлагается сопровождать определенные действия своего малыша соответствующим «пи-пи» или «а-а». А когда он начнет соотносить ваши звуки с действием, переходить к следующему шагу — самому высаживанию. При этом надо придерживаться следующих правил.

1. Высаживать ребенка нужно после каждого сна, вне зависимости от того, проснулся он мокрым или сухим.

2. Высаживать при проявлении им беспокойства.

3. Высаживать по собственному требованию, если вам это нужно, например, перед прогулкой.

4. Высаживать, если малыш давно не писал и вам кажется, что уже пора.

Стоит заметить сразу, что наши «пи-пи» и «а-а» Денис никак не воспринимал, сколько бы мы ему не «пиликали». Сынишке это казалось просто забавным. Еще с рождения мокрые пеленки не вызывали у него никакого беспокойства. К тому же сидеть «раскорякой» на руках у мамы ему очень не нравилось, и он категорически отказывался это делать. Мы нашли компромисс — он делал все лежа на одноразовую пеленку. Не стоит и говорить, какая это была тренировка для мамы и окружающих близких: поймать тот момент, когда ребенок наконец-то захочет «справить свою нужду».

В 8 месяцев мы начали осваивать горшок. Надо сказать, сидеть на нем ребенку нравилось, и «все дела» он туда делал, как надо. Мы, конечно, расслабились — ура! Наши старания увенчались успехом. Денис на горшок не просился, но мы успевали посадить его в нужное время. Мы даже брали с собой горшок, когда ездили с малышом на юг. (Денису был 1 год и 1 месяц.)

Однако не тут-то было: в 1 год и 2 месяца сын категорически отказался садиться на горшок. Он просто перестал это делать! Не сидел на нем ни минуты. Денису стало неинтересно сидеть и чего-то ждать (даже если и подождать-то надо было всего пару минут). Все это повергало меня в большое уныние, так как я не могла найти причины такого поведения. Ведь мы Дениса не ругали, не заставляли.

И в результате, он снова начал ходить на горшок только в 2 года. (Спасибо нашим воспитателям в детском саду за выдержку и терпение!)

Поэтому я пришла к выводу: природу не обманешь! Ведь не зря существуют установленные специалистами физиологические нормы (по Е. Комаровскому).

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22 до 30 месяцев (говорят, у девочек — пораньше, у мальчиков — попозже).

3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

В общем, лучше, чем пишет доктор Комаровский, и не скажешь: «Дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано».

Со своей младшей дочерью Танюшей мы все учли. До 1,5 лет мы к ней с этим вопросом и не приставали. Мы, конечно, купили ей горшок, показали и поставили возле туалета (в туалете у нас просто нет места). Не разрешали ей с ним играть, давая понять, что горшок — это не игрушка. Это специальное приспособление для соответствующих нужд.

К слову, я вообще не очень понимаю производителей, которые делают горшки в виде машин, животных и т.п. Где здесь логика? Дети тут же начинают с этим играть, но, простите, как можно в игрушку писать или какать? Никому же не пришло в голову делать унитазы в виде машинок или еще чего-нибудь?

Мы периодически обращали внимание Тани на то, как Денис пользуется горшком и для чего это делает. Предлагали ей самой посидеть, но она не хотела сидеть на горшке ни секунды, однако мы и не настаивали.

Через какое-то время мы стали замечать, что Танюшка пытается самостоятельно сесть на горшок. В один из дней (Тане уже было почти 1 год и 7 месяцев) я, поняв, что она хочет в туалет, посадила ее на горшок. На этот раз она не стала упираться и сделала «свои дела». Вид у нее был после этого очень удивленный. А мы ее очень- очень за это похвалили! И рассказали все в присутствии Тани бабушке и дедушке. Они тоже ее очень и очень хвалили! Через некоторое время мы повторили «успех». Теперь я уже пыталась предугадать, когда должно все случиться, и предлагала дочери сесть на горшок.

Не прошло и месяца, как Танюшка стала не просто пользоваться горшком, но и проситься на него. (Кстати, все свои «горшечные» позывы она обозначала одним словом «ка-ка».)

Какие тут можно сделать выводы?

1. У каждого ребенка — свое время. Он сам подскажет, когда будет готов. Просто создавайте для этого соответствующие условия.

2. Если вы начали приучать к горшку (с добровольного согласия ребенка), то делайте это в системе, каждый день, а не от случая к случаю. Не буду утверждать, что это надо делать всегда после еды, сна и т.п. Вы лучше знаете своего ребенка, его биологические ритмы и физиологические особенности.

3. За каждый «успех» хвалите ребенка! Похвала — лучший стимул! За неудачи ругать не стоит. Ребенок не сразу научается полностью контролировать свои физиологические потребности. Это все равно что ругать только что родившегося ребенка за то, что он не умеет ходить.

И последнее. Существует много споров вокруг того, влияет ли пользование одноразовыми подгузниками на процесс приучения к горшку. Если честно, я никакой взаимосвязи не вижу. Мы пользовались и тканевыми подгузниками (позднее надевали обычные трусики), и памперсами. Не могу сказать, что использование памперсов как-то замедлило процесс. Когда и Денис, и Таня уже начали активно пользоваться горшком, мы все равно на ночь для подстраховки надевали им одноразовый подгузник. Так они все равно перед сном обязательно ходили на горшок и с утра, как просыпались, просились в туалет. Подгузник при этом мог остаться абсолютно сухим.

Еще раз повторю: у каждого ребенка — свое время!

Похожие публикации