Чему учат советские и современные мультфильмы. Чему учат мультфильмы? Екатерина Кокшарова, семейный психолог

Чему учат советские и современные мультфильмы? Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно. Сравним воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных (созданных после 1991 г.) полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов. Наполнение советских мультиков Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью. В качестве критериев оценки советских мультфильмов возьмем воспитательный потенциал по направлениям воспитания и основным задачам; направления и задачи могут быть дополнены – мы возьмем только некоторые из них. Для решения этих задач подберем соответствующие мультфильмы (см. таблицу). Советские мультфильмы по содержанию соответствуют возрасту детей, просты и понятны для восприятия, герои мультфильмов говорят на хорошем красивом языке, их поступки можно брать в качестве понятного детям примера или антипримера. Таким образом, советские мультфильмы способствуют наиболее общим задачам воспитания, а значит, могут быть активно использованы как в образовательной программе ДОУ, так и в домашних условиях. Наполнение современных мультиков Современные же мультфильмы сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др. Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка, суд на преступником, любовно-эротическую составляющую. Так, например, в мультфильме «Акулья история» показывают смерть акулы и церемонию похорон: погребение, отпевание, выражение соболезнований. Или в «Планете сокровищ» происходит страшное убийство в открытом космосе. А в «Шреке3» смерть короля-жабы показана долго и весьма детально. В «Мадагаскаре» пингвины захватывают теплоход и берут в заложники капитана, звонко ударяя его по лицу. Там же бабушка остервенело бьет льва. Король в «Шреке2» нанимает киллера для убийства избранника своей дочери. А чего стоит сцена в кабаке с пьяными героями сказок и трансвеститом («Шрек3»)! В «Алеше Поповиче и Тугарином Змее» весь сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все, начиная от бабы Яги и заканчивая правителем – Князем. Домашние питомцы из «Сезона охоты-2» устраивают своеобразные собачьи пытки. Все эти сюжетные линии никак не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. Эстетическая составляющая современных мультфильмов тоже находится на низком уровне: герои зачастую просто некрасивые. Тот же Шрек – разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Нинзя? Мультфильм «Черепашки-нинзя» можно отнести к жанру «мультфильм ужасов», для этого есть классический набор наведения ужаса (ночь как основное время действия, битвы трехтысячелетней давности, проклятия, бессмертие, живые статуи с красными глазами, монстры, выходы в иные миры, бесконечные битвы, погони, драки, ограбления, убийства, прыжки с высотных домов и др.). Современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих мультфильмах: «сопляк», «тупой», «этот куст похож на толстую бабу», «не тыкай в меня своей грязной, зеленой сосиской!», «тренинг по целованию задниц», «дурак», («Шрек»), «закидать лектора какашками” («Мадагаскар») «валите отсюда!», «будь он проклят» («Тачки»), «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты2»). Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «лузеры», «мне хана», «козырно», «прикольно», «шизовое местечко», («Мадагаскар»), «втюрился» («Тачки»), «офигительность» («Сезон охоты2»). Но кроме этого в современных мультфильмах часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «хочешь обладать ею?», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шреки»), «любовнички развлекаются» («Акулья история»), «брачный ритуал», «у вас интим?» («Сезон охоты2»). А в мультфильме «Делай ноги» мудрец пингвиньей колонии по имени Ловелас заявляет, что «вынужден удалиться на свое ложе для любовных утех». Порой встречаются откровенные ошибки: в «Алеше Поповиче» произносится слово «ихняя», а сам богатырь пишет с ошибками: «сабрать». Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей. Воспитательный аспект мультипликации Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этот способ – агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдается повышение жестокости и агрессивности. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») – назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») – самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») – трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») – эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. Эти герои становятся «друзьями» детей (и в виде игрушек в том числе), именно они становятся ориентирами для подражания и образцами поведения. Один из любимых героев детей – Шрек неоднократно истерично заявляет: «Мне все равно, что обо мне подумают люди. Буду делать, что хочу!». Князь из «Ильи-Муромца» постоянно подчеркивает свой статус: «Я князь: что хочу, то и ворочу», а также ходит по столу, засыпает лицом в тарелке. А молодая девица Забава – капризная и ленивая, ездит на шее у собственной горбатой бабушки. А ведь для детей главный герой мультфильма – безусловно положительный герой. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», ребенок еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что герой делает «хорошо», а что – «плохо». Поэтому все, что делает любимый герой, ребенок воспринимает как должное. Современные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые юмористические. Но юмор, представленный в мультфильмах, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»); птичка отвлеклась и врезалась в стену («Шрек3»). Юмористически обыгрываются унизительные ситуации: поцелуй в пятую точку («Шрек»); князь, император и другие представители правительства постоянно наступают то в экскременты, то в ведро («Илья Муромец»); в «Мадагаскаре» зебра дарит жирафу ректальный термометр, который тот сначала берет в рот, потом с отвращением плюет. И все эти ситуации показаны с претензией на юмор. Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение: рыгание, пукание (все «Шреки»); осел скидывает одеяло с обнаженного Шрека и восклицает: «О! Прикупил бы ты себе пижамку!» («Шрек2»); женские трусики, брошенные льву восторженными поклонниками («Мадагаскар»). Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Таким образом, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже – антивоспитательным потенциалом, дезориентируя ребенка. Советские мультфильмы более просты и понятны детям, дошкольникам легче разобраться в них, что развивает мышление детей. Современные же мультфильмы – чересчур сложные, в них даже взрослому человеку порой трудно разобраться. Такие сложности не развивают мышление ребенка, а приводят к поверхностному бездумному восприятию. В советских мультфильмах звучит правильная, красивая речь, которая передает гамму чувств, эмоций героя. В современных мультфильмах одинаковые голоса, низкий уровень речевой культуры, бедность речи. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию, а современные – его отставанию. Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Современные же напоминают штамповку жанра: похожие сюжеты; похожие герои, которые говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, прыгают, падают; похожие звуки. В современных мультфильмах много агрессии и раздражения, причем часто они творятся положительными героями. Дети через мультфильмы получают положительные эмоции, радуются, сопереживают, плачут. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения». Поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся. Мультфильмы «играют важную роль в формировании представлений и мире». Для детей искусство – это форма познания и освоения мира, это старший товарищ, который показывает, «что такое хорошо, а что такое плохо», какие последствия, наказания могут последовать за неправильными действиями, какие положительные результаты – за правильными действиями. Ребенок через мультфильмы учится, узнает много нового: новые явления, названия, слова, юмористические ситуации. Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Поэтому, выделяя любимых мультипликационных героев, дети начинают подражать им, вести себя, как они, говорить их языком, применять знания, полученные в мультфильме. Они начинают просить у родителей вещи с изображением любимых героев, посвящают им первые школьные сочинения. Несомненно, что для эффективного воспитания ребенку нужно предоставить хорошие образцы для подражания. Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух одновременно. Поэтому мультфильм обладает мощнейшим воспитательным потенциалом и является одним из авторитетных и эффективных наглядным материалом. Но поскольку зачастую современные педагоги и родители к мультфильмам относятся недостаточно серьезно, недооценивая их влияние на ребенка, то складывается ситуация, когда ребенок смотрит все подряд. А ведь мультфильм может способствовать формированию личности ребенка, а может и, наоборот, препятствовать. Если мультфильм содержит антивоспитательный потенциал или же не адекватен возрасту ребенка, то влияние мультфильма все равно будет, и оно может привести совсем не к намеченным результатам. Негативные влияния средств медиа-среды на детей, которые еще не умеют критически относиться к феноменам внешнего мира, могут быть опасны. Чтобы негативные влияния нейтрализовать или же вовсе не допустить, а положительные влияния усилить, необходимо ввести мультфильмы в фактор «целенаправленных воспитателей». Для этого нужно оценить воспитательный потенциал мультфильмов и целенаправленно их использовать, введя мультфильмы как дополнительное средство формирования каких-либо качеств в программы детских учреждений, а также дать рекомендации родителям для домашнего обучения. А также выявить негативный потенциал, чтобы родители оградили ребенка от него или научились с ним работать, выявляя суть этого негативного. Если мультфильмы не перевести в разряд целенаправленных и контролируемых воспитателей, то они будут влиять на ребенка хаотично и негативно. Мультфильмы содержат воспитательный потенциал, который способствует или препятствует познавательному, эстетическому, эмоционально-образному развитию дошкольников и младших школьников. Это касается всех мультфильмов. Большинство советских мультфильмов содержат воспитательный потенциал, который можно целенаправленно использовать для обучения и воспитания, современные мультфильмы содержат чаще всего разрушающий антикультурный потенциал, не удовлетворяющий решению воспитательных задач особенно нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Трудно представить себе детство без мультфильмов. Прекрасные советские мультики, красивые и добрые, до сих пор с удовольствием смотрят и взрослые, и дети. Но меняются поколения, меняются интересы. И наши дети с таким же удовольствием смотрят фильмы при Машу и Медведя, свинку Пеппу, Барбоскиных. А вот мнения взрослых на современные мультики часто расходятся. Одни считают их бессмысленными и вредными, другие не видят в них ничего опасного для детской психики и нравственности. Чему же учат современные мультфильмы? Полезны они для детей или вредны?

Семейный психолог Марина Азарова считает, что в большинстве анимационных фильмов есть свои плюсы и минусы.

Маша и Медведь

За семь лет своего существования сериал стал популярен не только в России, но и по всему миру. Мультфильм не раз признавали лучшим, у него много международных наград. Но в нашей стране его восприятие до сих пор неоднозначно.

С одной стороны, мультфильм отличается красивым исполнением в художественном плане. Ведь в нем медведи похожи на медведей, волки на волков, зайцы на зайцев (хотя и в немного карикатурном виде).И он развивает чувство юмора.

С другой стороны, пример Маши воспитывает в детях эгоизм и чувство вседозволенности. Медведь, олицетворяющий любого взрослого, выполняет все прихоти Маши и прощает ей все проступки. Практически все неуправляемые и капризные дети, которых приводят к психологу, являются большими поклонниками Маши.

Поэтому, чтобы избежать негативного влияния просмотра этого мультфильма, нужно вместе с ребенком анализировать поступки Маши, выясняя, где она поступила грубо и сделала больно Медведю. И желательно смотреть не больше одной серии в день.

Барбоскины

Эта семейка очень похожа на обычную семью, где мама с папой вечно заняты на работе, а у деток разные характеры, что и служит постоянным источником всяческих столкновений и интересных событий. В чем же плюсы и минусы этого мультика?

Фильм прекрасно нарисован, характеры персонажей переданы в их внешности. Жизнь Барбоскиных почти не отличается от жизни большинства семей, поэтому ребенок по сути погружен в привычную для него реальность. Ему интересны события и переживания героев, он учится сопереживать.

Но, к сожалению, и хулиган и двоечник Дружок, и эгоистичная Лиза, и легкомысленная блондинка Роза почему-то из серии в серию не меняются к лучшему.Кажется, к концу серии все посмеялись над Дружком и пристыдили его, а в следующей серии он опять совершает отнюдь не хорошие поступки.

Поэтому, обсуждая с ребенком очередную серию, следует указать ему на хорошие и плохие поступки героев. Можно спросить, хотел ли бы он быть похожим на Дружка или Розу и почему. Такой ненавязчивый анализ поможет малышу во многом разобраться.

Фиксики

В основу приключений семейки фиксиков легла повесть Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Фильм познавательный, в каждой серии происходит поломка какого-нибудь прибора, которую успешно устраняют человечки-винтики. Они же учат, как правильно ухаживать за различными устройствами. Ребенок подсознательно учится бережно относится ко всему, что его окружает. Фиксики очень дружны, они всегда готовы помочь друг другу и Дим Димычу.

Но видеть их может только мальчик. При появлении взрослых друзья таинственно исчезают. Ребенок может понять, что вполне возможно скрывать правду от родителей. Впоследствии он начнет скрывать гораздо более важные вещи. А двойная жизнь подростков ни к чему хорошему не приводит.

Поэтому с ребенком нужно дружить, независимо от того, какие мультики он смотрит. Тогда он привыкнет обсуждать с родителями свои успехи и неудачи, а взрослые будут в курсе его .

Свинка Пеппа

В этом известном британском сериале наш семейный психолог плюсов вообще не выделила. В нем нет ни сюжета, ни морали. Герои просто страшноватые в художественном отношении, через слово хрюкают. Конец каждой серии вызывает почти истеричный смех. И, к сожалению, дети часто начинают копировать и этих «героев».

В последнее время многие думают, что мультфильмы не дают ничего хорошего, ребенка надо изолировать от телевизора и не давать его смотреть как можно дольше. Это совсем не так. Живем мы не в каменном веке, в любом случае ребенок должен адаптироваться к происходящему в мире, быть в курсе, что происходит вокруг. Мультфильмы и телевизор вредят только когда их слишком много. Они и взрослому могут навредить, «наградив» бессонницей, головной болью и плохим вниманием.

При правильном подходе мультики развивают фантазию ребенка и знакомят с новыми областями жизни. Вместе с героями мультфильмов маленький зритель учится справляться со сложностями, дружить, преодолевать препятствия, вырабатывать жизненную позицию и принципы, а также делать выводы.

Вместе весело шагать по просторам

Возьмите за правило смотреть мультики вместе с детьми. Когда ребенок смотрит мультфильм в первый раз в одиночестве, он может неправильно понять происходящее и даже испугаться. Смотрите, обсуждайте, отвечайте на вопросы ребенка.

Желательно, чтобы мультфильм не был длиннее 10−15 минут. Этого времени хватит, чтобы ребенок сконцентрировался на происходящем и не отвлекался. Когда мультик закончился, поговорите с ребенком об увиденном: спросите, что и кто понравился в мультфильме и почему, на чьем месте хотел бы оказаться ребенок.

Начинайте совместный просмотр мультфильмов с хорошо продуманным и логичным сюжетом. Такие мультики легко воспринимаются, запоминаются, а затем пересказываются. Это как маленькая сказка. Попробуйте пересказать мультфильм, в котором каждую минуту меняется сюжет, что-то стреляет, взрывается и превращается — это даже взрослому не под силу. Начните с легких для понимания мультфильмов, про них легко говорить. Спустя какое-то время после просмотра попросите ребенка пересказать любимые моменты. Такие беседы чрезвычайно полезны для развития памяти, речи и навыков анализа и пересказа.

Всех доверчивей и строже в этом мире доброта

    Про дружбу, хорошие отношения, любящую семью, умение прощать и не обижаться по мелочам рассказывают такие мультипликационные фильмы, как «Мама для мамонтенка», «Крошка енот», «Тимка и Димка», «Грибок-теремок», «Цветик-семицветик», «Приключения кота Леопольда».

    Желание заниматься спортом, добиваться спортивных успехов, умение упорно тренироваться и не сдаваться прививают такие мультики, как «Топчумба», «Футбольные звезды» или «Как утенок-музыкант стал футболистом».

    Бороться с ленью, любить учиться, развивать любознательность, трудиться и доводить любое дело до конца научат любимые многими поколениями «В стране невыученных уроков», «Остров ошибок», «Приключение точки и запятой», «Баранкин, будь человеком!» и многие другие.

    Жить дружной семьей, в каждом дне находить радость, быть терпеливыми в учебе и изобретательными в играх, любить родителей, идти к ним за помощью и советам, а также дружить с братьями и сестрами учат такие современные мультипликационные сериалы, как «Три кота».

    Развивают фантазию и воображение, учат находить скрытый смысл и считывать историю из нелинейного сюжета мультфильмы «Ежик в тумане», «Пластилиновая ворона», «В синем море, в белой пене» или «Падал прошлогодний снег».

    Петь и танцевать вместе с героями мультиков лучше всего под запоминающиеся на всю жизнь «Бременских музыкантов», «Летучий корабль» или забавную «Капитошку».

    Не бояться быть не таким, как все, отличаться от других и при этом верить в добро и уметь дружить — все это отлично показано в таких мультфильмах, как «Тринадцатый» или всеми любимом музыкальном «Голубом щенке».

    Объединять визуальный и аудио ряд, представлять уже однажды услышанное в виде цветной картинки помогают мультфильмы, снятые по любимым детским стихам. «Мойдодыр», «Путаница», «Муха-Цокотуха» Корнея Иванович Чуковского, «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» или «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина — после их просмотра обязательно поговорите с детьми, так ли они представляли главных героев, когда вы вместе читали книги.

Когда и как смотреть?


Изображения пресс-служба «СТС Медиа»

Психологи рекомендуют отвести определенное время для ежедневного просмотра телевизора. К примеру, 30 минут в день — тогда ребенок не будет уговаривать включить мультики раньше или расстраиваться, когда вы скажете, что пора заканчивать. Желательно не делать этого перед сном, потому что из-за новых эмоций и впечатлений маленький зритель может перевозбудиться и не заснуть. Составьте расписание так, чтобы потом можно было, например, пойти гулять: и настроение хорошее, и время для обсуждения увиденного будет.

Составьте вместе с ребенком расписание мультфильмов на неделю. Спросите у него, какие любимые мультики он хочет пересмотреть, а сами предложите новые для просмотра, разучите веселые песенки… А главное, все делайте вместе: смотрите, обсуждайте, радуйтесь и получайте удовольствие от детства.

Каков процент родителей, не позволяющих своему малышу смотреть мультики? Наверное, не слишком большой, очень уж хочется взрослым иногда и отдохнуть, и своими делами без «помощи» малыша заняться. Но даже те родители, которые строго дозируют количество мультяшности в жизни детей, частенько совершают одну ошибку - они не смотрят мультфильмы со своими отпрысками. Портал сайт усадил перед экраном педагога-психолога Елену Попову, чтобы вместе разобраться, чему же учат детей самые популярные сейчас мультики?

Эксперт: Елена Попова, педагог-психолог, стаж работы - 5 лет.

Как мать восьмилетнего мальчика и практикующий детский психолог, о современных мультфильмах я знаю не понаслышке. И хотя их принято ругать: дескать, они и глупые, и вредные, я скажу так - есть, конечно, мультфильмы неоднозначные, но будут они во вред или на пользу, полностью зависит от взрослого, который смотрит мультфильм вместе с ребенком, - уверена Елена Попова. - Да-да, именно так. Нельзя просто включить мультик ребенку и уйти в другую комнату. Если вы хотите знать, какие мысли и какие идеи пробуждаются в вашем ребенке во время просмотра, вы не только должны смотреть мультфильмы вместе, но и обсуждать то, что вы увидели.

Выбирая мультфильм или пытаясь скорректировать выбор ребенка, прежде всего помните, что большинство анимационных фильмов имеют четкую ориентацию на возраст аудитории. Если вы слышите повторяющиеся слова, фразы, диалоги - значит, вы точно смотрите мультфильм для самой юной аудитории. Для них характерны простые диалоги, простые сюжеты, простая и понятная анимация. И мораль, если она предусмотрена авторами, также вполне однозначна.

Вполне возможно, что вам этот мультфильм не понравится, но это нормально. Мультик должен нравиться и быть понятным трехлетнему ребенку. Именно в этом возрасте я советую начинать знакомство чада с миром мультфильмов, - отвечает Елена на извечный родительский вопрос: «Когда же можно пускать ребенка к экрану?»

Мультфильмы для самых маленьких

«Лунтик и его друзья»

  • Хронометраж : 5 минут.
  • Производство : Россия.
  • О чем мультфильм . Главный герой этого мультипликационного сериала - странное существо, лунная пчела по имени Лунтик. У Лунтика открытый добрый характер, благодаря чему у него очень много друзей. А поскольку Лунтик еще и любознательный - с ним происходят разные приключения. Он заботливый и благодарный приемный сын в семье пчел бабушки Капы и дедушки Шера.

Комментарий эксперта :

Мультфильм про Лунтика я считаю идеальным для маленьких детей. Он в равной степени позитивный и поучительный. Там нет подводных камней и многозначности, детям этого и не нужно. К примеру, если вредные гусеницы (тоже герои «Лунтика») поступают плохо - они получают оценку своему поведению и даже чему-то учатся, становятся лучше. Если же друзья по какой-то причине поссорились, то надо помириться, и так далее. В «Лунтике» все просто и понятно.

«Свинка Пеппа» / Peppa Pig

  • Хронометраж : 5 минут.
  • Производство : Великобритания.
  • О чем мультфильм . Свинка Пеппа живет в большом доме вместе со своими мамой, папой и младшим братишкой Джоржем. С ними происходят разные истории, которые, впрочем, всегда заканчиваются хорошо.

Комментарий эксперта :

В мультфильме очень простая анимация, очень простые сюжеты. Сам мультик добрый, декларирует семейные ценности: жить одной семьей, защищать малышей, не смеяться над теми, кто не похож на тебя. Всему этому учит свинка Пеппа.

Но есть в этом мультипликационном сериале и такие моменты, которые нужно объяснять и корректировать. Например, Пеппа и члены ее семьи весело похрюкивают и валяются в грязи (все-таки они свиньи и им можно), но, кроме этого, они могут не скрывать метеоризма за столом. И, конечно, это недопустимо. Поскольку дети склонны копировать поведение своих любимых героев, задача взрослого объяснить, что так делать нельзя. Объяснить: возможно, в мире, где живут свиньи, это нормально, но для людей это неприемлемо.

«Фиксики»

  • Хронометраж : 6 минут.
  • Производство : Россия.
  • О чем мультфильм . Если вы не знаете, кто такие Фиксики - это значит, что вам больше 18 лет и у вас нет детей. Потому что уж дети-то точно знают, кто эти загадочные существа и чем они знамениты. Это маленькие человечки, которые тщательно скрывают свое существование от всех, кроме одного счастливчика - мальчика по имени Дим Димыч. Фиксики обожают чинить все, что сломано, и с легкостью могут объяснить даже ребенку, как устроены разные механизмы, которых так много в каждом современном доме.

Комментарий эксперта :

Отличный познавательный мультфильм, в котором зла просто не существует: в сериале нет ни одного плохого героя. Кроме того, что маленькие зрители узнают природу вещей и явлений (ток, микроволны и прочее), они учатся ценить чужой труд, понимают, что нельзя обманывать или делать свою работу кое-как. И взрослым такой мультфильм посмотреть не помешает.

«Робокар Поли и его друзья»

  • Хронометраж : 11 минут.
  • Производство : Южная Корея.
  • О чем мультфильм . В мире, где живут обычные дети, обитают «живые» машинки-трансформеры, которые придут на помощь любому, кто окажется в беде.

Комментарий эксперта :

В фильме яркая, сочная анимация, простые сюжеты и диалоги, а также очень понятные персонажи. Фильм рассказывает о взаимовыручке, о дружбе, о смелости.

Мультфильмы для детей постарше

К 8–10 годам дети начинают хорошо различать иронию в мультфильмах. До этого возраста они воспринимают сарказм за чистую монету. Для мультипликационных сериалов, ориентированных на эту аудиторию, характерны более сложные сюжеты и графика. Ну и, конечно, другое качество юмора.

Герои мультфильмов не всегда получают желаемое, но они не унывают. Дети смеются во время просмотра мультфильмов, и это очень хорошо, поскольку юмор - это единственная вещь, которая позволяет пережить действительно тяжелые моменты. Смеясь над героями, вместе с героями дети учатся относиться к себе с самоиронией, а к жизни - позитивно.

«Время приключений» / Adventure Time with Finn & Jake

  • Хронометраж : 22 минуты.
  • Производство : США.
  • О чем мультфильм . В волшебной стране Ууу живет мальчик-подросток Финн. Его пес Джейк обладает суперспособностью менять форму и размер своего тела, кроме этого он старше да и, откровенно говоря, мудрее своего хозяина. Вдвоем Джейк и Финн сражаются с монстрами, злодеями и спасают принцесс.

Комментарий эксперта :

Мультфильм «Время приключений» хорош тем, что учит добиваться поставленных целей. Даже если что-то не получилось с первого раза, нужно набраться терпения, приложить усилие, вооружиться смелостью.

Многим взрослым, воспитанным на другой культуре и эстетике, мультфильм может показаться пугающим. Там много несимпатичных, отвратительных и мерзких персонажей. Однако современные дети не видят в этом проблемы. Рассуждая о внешности главного героя, они говорят: «Внешность - не самое главное. Да, он некрасив, зато он смелый». Этот мультик делает наших детей отважнее. Обратите внимание, что в мультике присутствуют шутки сексуального характера.

«Барбоскины»

  • Хронометраж : 5 минут.
  • Производство : Россия.
  • О чем мультфильм . Пять щенков (почему-то разных пород) живут с двумя работающими родителями и стареньким дедушкой. Старшая Роза - типичный подросток, модница и «воображуля». Двое следующих ребят, тоже подростки, мальчики Дружок и Гена. Один обожает спорт, а вот учиться, наоборот, не любит. Другой - ходячая энциклопедия, грезит о Нобелевской премии. Следующая девочка - Лиза - очень ответственная, но может ябедничать. Самый младший ребенок - Малыш, его все любят и оберегают.

Комментарий эксперта :

В мультфильме очень хорошо прописаны персонажи: каждый ребенок в этой семье является отражением своих ровесников.

Барбоскины - это очень современная семья с работающими родителями и всеми вытекающими из этого последствиями. Дети большую часть времени предоставлены себе, и поэтому с ними приключается всякое. Несмотря на то, что у детей разные интересы и характеры, когда случается настоящая неприятность, они объединяются и сообща решают проблему. Как правило, все проблемы дети успевают решить до прихода родителей. Неработающий дедушка им в этом помогает. Родители же дают оценку решениям или поступкам детей, объясняя, что сделано правильно, а что - нет. На примере Барбоскиных дети учатся быть самостоятельными и отвечать за свои поступки.

«Мои маленькие пони. Дружба - это чудо» / My Little Pony: Friendship Is Magic

  • Хронометраж : 22 минуты.
  • Производство : США, Канада.
  • О чем мультфильм . Красивая сказка о сказочном мире, в котором живут пони. У каждого жителя Понивилля свой характер, свой редкий неповторимый дар. Пинки Пай - веселая, ее дар - Элемент Гармонии Смех. Пони Эпплджек является носителем Элемента Честности, и так далее.

Комментарий эксперта :

Интересные диалоги, отменная прорисовка, харизматичные персонажи - все это делает мультфильм популярным не только у маленьких девочек. Фильм пропагандирует дружбу и взаимовыручку. У мультфильма практически нет негативных сторон.

Единственное, что можно отметить - чрезмерная эмоциональность героев. В Понивилле принято резко и категорично демонстрировать свои эмоции, отчего пони кажутся взбалмошными, капризными, порой плаксивыми. А в нашей культуре это не приветствуется. Русский ребенок, который возьмет поведение пони для копирования, сможет почувствовать болезненное несовпадение между желаемой и реальной реакцией на свою «открытость».

«Сорвиголова Кик Бутовски» / Kick Buttowski: Suburban Daredevil

  • Хронометраж : 22 минуты.
  • Производство : США.
  • О чем мультфильм . Мальчик-подросток Кик Бутовски мечтает стать лучшим в мире каскадером. И каждый свой день он совершает какие-то невероятные трюки. Мультфильм яркий, динамичный, наполнен юмором. Чему он может научить? В первую очередь целеустремленности, умению дружить, взаимовыручке и смелости.

Какой ребенок не любит смотреть мультики? И какая мама не любит те прекрасные минуты, когда малыш притих у экрана телевизора, и можно наконец-то налить себе чашку чаю или даже накрасить ногти? Но за все, как известно, приходится платить, и недооценивать воспитательное – или антивоспитательное – влияние анимации никак нельзя. «Комсомолка» вместе с детским и семейным психологом, психотерапевтом Полиной Зелексон выясняла, насколько велик может быть вред от просмотра детских мультсериалов.

Стоит разделять понятия мультсериалов и анимационных фильмов, - отмечает Полина Зелексон. – Анимационные фильмы – это в большинстве случаев зрелище для всей семьи, и они имеют законченный сюжет и некие цели. А вот смотреть вместе с ребенком мультсериалы взрослым обычно терпения не хватает. А зря. Ведь они отражают проблемы определенной возрастной категории детей и могут стать сигналом того, что ребенку чего-то не хватает в реальной жизни.

МАША И МЕДВЕДЬ

Сюжет: Главные персонажи мультсериала: Маша – очень озорная и любопытная девочка, обожающая игры и сладости, и Медведь – бывший цирковой артист, ушедший на покой и увлекающийся рыбалкой и пчеловодством. Маша часто приходит в гости к Медведю, и он ухаживает за ней, словно заботливый отец – но при этом всегда страдает от ее проделок. Мультсериал очень привлекателен своей яркостью, красивой графикой и отличной подборкой музыки – поэтому на первый взгляд кажется родителям просто идеальным вариантом просмотра для любимого чада .

Маша и Медведь - Первая встреча. Подпишись на Машу в Инстаграм: http://instagram.com/mashaandthebear/ Маша и Медведь ВКонтакте - http://vk.com/mashaimedvedtv Masha And The Bear Facebook - http://facebook.com/MashaAndTheBear Все серии Маша и Медведь: http://goo.gl/zPQaY9

Комментарий специалиста

Маша – это настоящий хаос. Она – воплощение эгоцентризма, она, ничуть не переживая, нарушает все границы Медведя. И для ребенка 3-5 лет такое поведение в принципе нормально, хотя и не приветствуется. А вот если дети продолжают смотреть этот мультсериал в более старшем возрасте, и Маша для них при этом остается безусловно положительной героиней – это уже повод для беспокойства. Поэтому смотреть «Машу и Медведя» лучше вместе с взрослыми, с вдумчивым и критическим подходом. Если сценаристы не прописали в мультфильме мораль, это придется сделать за них, постоянно объясняя ребенку, в чем Маша не права и как неприятно или даже больно может быть Медведю от ее шалостей.

Чему хорошему может научить:

Маша – девочка, безусловно, творческая и креативная. Вдохновленный мультиком ребенок может не только НАтворить, но и СОтворить немало интересного – главное, направить энергию в нужное русло; - В мультсериале можно найти полезные с бытовой точки зрения моменты: к примеру, в одной из серий Маша наелась конфет и у нее заболели зубы – многие дети после этого начинают с большей охотой пользоваться зубной щеткой.

Чему плохому может научить:

Веселиться так же, как Маша – мечта любого ребенка. Тем более, что и способы указаны прямо в мультфильме – надо просто больше шуметь, прыгать по кроватям и диванам, кричать, смеяться и не слушаться; - Девочка не проявляет никакого почтения и уважения к Медведю, воплощающему образ отца или деда, он не является для нее авторитетом. При этом за нарушение социальных норм обычно не следует никакого наказания. Странно после просмотра такого мультика требовать от ребенка послушания; - Маша редко кому-то сочувствует, для нее важна только она сама – это делает ребенка эгоистичным и не дает ему научиться чувствовать чужую боль, как свою; - Очень быстрая смена картинок в мультфильме может привести к логоневрозу у самых маленьких зрителей, поскольку когнитивная информация не успевает усваиваться.

СМЕШАРИКИ

Сюжет: «Смешарики» - так создатели сократили словосочетание «смешные шарики» - российский мультипликационный сериал. Возраст главных «детских» персонажей – 13-14 лет, однако наибольшим успехом «Смешарики» пользуются у самых маленьких зрителей. Герои сказки живут в своем мире большим дружным коллективом, занимаются повседневными делами, а иногда попадают в необычные или даже критические ситуации.

Смешарики. Мир без насилия. Другие уши. Мы разные и это здорово! Интересней будет подружиться! Новая серия поучительных мультфильмов от Смешариков научит детей терпимости. Следи за нами в Твиттере https://twitter.com/TVSmeshariki

Комментарий специалиста

«Смешарики» - яркий, достаточно красивый мультфильм. Изначально предполагалось, что он будет рассчитан на подростков – об этом свидетельствует и возраст персонажей, но быстро стало ясно, что наибольшим успехом мультик стал пользоваться у дошкольников. Однако многие темы, поднимаемые в мультсериале, остались подростковыми – к примеру, отношения между Нюшей и Барашем. Но в целом «Смешарики» - один из наиболее удачных примеров современной анимации.

Чему хорошему может научить:

В мультсериале достаточно много поучительных историй – дается информация о здоровом образе жизни, труде, творчестве, выборе профессии, науке и человеческих отношениях; - В «Смешариках» нет отрицательных персонажей (по крайней мере, среди главных героев) и нет откровенного насилия.

Чему плохому может научить:

Нередко герои не извлекают никаких уроков из произошедших событий: например, в одной из серий Копатыч не может устоять перед медом, даже если ему становится от него плохо – но вместо того, чтобы показать, как нужно обуздывать свои желания, серия заканчивается тем, что герой в очередной раз объедается, и ему приходится вызывать врача; - В мультсериале встречаются жаргонные слова и эвфемизмы ругательств (елки-иголки, дурочка из переулочка); - Несмотря на отсутствие отрицательных персонажей, однозначно положительных героев в мультфильме тоже нет. А ведь ребенку, в отличие от взрослого, ищущего психологизм и развитие характера в персонажах, нужен яркий пример для подражания – и все.

ЛУНТИК

Сюжет: Лунтик – создание с четырьмя ушами, родившееся на Луне и упавшее с нее на Землю. Теперь он живет на лесной поляне возле пруда вместе с разными насекомыми. С ним и с его друзьями постоянно происходят различные истории, и за их приключениями с удовольствием смотрят дети.

Лунтик и его друзья - Две башни. Лунтик.Развивающие игры - http://bit.ly/luntik_games Официальный сайт - http://luntik.ru/ Детская социальная сеть - http://world.luntik.ru/ ******************************************************************

Комментарий специалиста

Мультсериал «Лунтик» - добрый и поучительный. В нем показывается, как решаются различные конфликты – а значит, мультфильм несет воспитательную функцию. Но интересно его смотреть только самым маленьким – для школьников он уже чересчур наивен.

Чему хорошему может научить:

Лунтик – очень добр, отзывчив и всегда готов прийти на помощь тем, кто в ней нуждается; В мультсериале есть поучительные истории, из которых можно сделать выводы – что нужно быть вежливым, извиняться, когда виноват, исправлять свои ошибки и не жадничать; - Нет жестокости, крови и пошлости.

Чему плохому может научить:

Некоторые шалости все же остаются безнаказанными – например, герои раз за разом выходят гулять ночью.

БАРБОСКИНЫ

Сюжет: «Барбоскины » - российский анимационный сериал о многодетной семье антропоморфных собак. Каждый выпуск имеет собственный сюжет, а местом действия является квартира Барбоскиных в городском многоквартирном доме и придомовая территория с детской площадкой.

Барбоскины - Фейерверк. Название: Барбоскины - 80 Серия. Фейерверк (мультфиль

Комментарий специалиста

«Барбоскины» - не лучший пример семьи. Отсутствие родительского контроля, появление родителей только тогда, когда надо кого-то отругать или что-то купить – такую модель семьи здоровой не назовешь. Да и между собой персонажи по-настоящему не дружат – важнее всего оказывается подшутить над кем-то, иногда даже жестоко подшутить. Поэтому, даже несмотря на жизненность и поучительность ситуаций, однозначно полезным этот мультсериал назвать сложно.

Чему хорошему может научить:

Большинство ситуаций в мультфильме очень жизненные и действительно могут помочь разрешить проблемы и конфликты; - Присутствуют понятные детям юмористические сценки (нечто вроде «Ералаша»).

Чему плохому может научить:

В мультсериале как норма преподносится отдаленность родителей от своих детей. Отец семейства вечно работает или читает газету, мама мечтает о сцене. Времени на общение с детьми у них нет, максимум, что они могут сделать – наказать или дать денег; - Братья и сестры постоянно ссорятся, дерутся, кричат – в мире жить у них не получается. Каждый член семьи – сам за себя, и никто не гнушается даже обманом, шантажом, ябедничеством и угрозами; - В «Барбоскиных» много стереотипов. К примеру, модница и футболист – обязательно глупенькие, а отличник читает учебники даже в каникулы и ничего не понимает в реальной жизни.

ФИКСИКИ

Сюжет: «Фиксики» - один из немногих современных мультсериалов, созданных по мотивам книги. Основой для этого мультика послужила повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Мультсериал рассказывает о семье Фиксиков – маленьких человечков, живущих внутри техники и исправляющих ее поломки, а также о восьмилетнем мальчике ДимДимыче и его родителях.

Комментарий специалиста

Пожалуй, «Фиксики» - это наилучшая модель семьи в современной анимации. Кроме того, мультсериал очень познавательный – каждая серия рассказывает о каком-нибудь всем известном предмете. И не просто рассказывает, а объясняет, как он устроен, легко рассказывает о сложном. Конечно, совсем маленькие зрители вряд ли смогут понять все, о чем говорится в мультсериале, но для детей от 4-5 лет он будет очень полезен. Чему хорошему может научить:

- «Фиксики» - самая настоящая энциклопедия, благодаря которой ребенок в доступной форме разъясняется принцип действия самых разных приборов и гаджетов – а заодно и техника безопасности при работе с ними; - Мультсериал очень добрый, и в нем качественно проработаны и роли родителей, и роли детей – и у людей, и у фиксиков; - Мультик ненавязчиво говорит о необходимости бережного обращения с природой и окружающей средой.

Чему плохому может научить:

Сломанные вещи или приборы, к сожалению, иногда нельзя починить. А ребенок, искренне верящий во всемогущество фиксиков, может быть недостаточно осторожен с вещами.

MONSTER HIGH (ШКОЛА МОНСТРОВ)

Сюжет: Все началось с серии фэшн -кукол, изображающих детей известных чудовищ. Дети эти не настолько ужасны, как их родители, но переняли от них некоторые «фамильные» черты – например, дочка Дракулы не отражается в зеркале и ей приходится спрашивать подружек о том, как она выглядит, а сын Медузы Горгоны должен всегда ходить в солнцезащитных очках – иначе все вокруг окаменеют. Куклы быстро стали очень популярными, и создатели запустили мультсериал про них, в котором потомки монстров учатся в специальной школе и сталкиваются с такими же проблемами, как и обычные подростки.

Школа монстров/Монстр Хай - Торалей забирает голос Кэтти. Торалей забирает голос Кэтти - "Boo York" - Школа монстров/Монстр Хай Торалей Страйп шатается по Бу-Йорку с Кристаллом Кометы в руках и украденным голосом Кетти Нуар. Как же монстряшки смогут вернуть музыкальный голос Кетти?

Комментарий специалиста

Для детей Monster High – способ приблизиться к страшному. Ведь все в детстве рассказывали друг другу страшилки – а теперь вот играют в куклы и смотрят про них мультики. Но если в подростковом возрасте это нормально, то психике дошкольников и младших школьников увлечение монстрами может нанести вред. Если 6-летняя девочка укладывает любимую куклу вместо теплой кроватки в гробик, а обедать усаживает за обитый черным крепом столик – это не очень хорошо, согласитесь?

Чему хорошему может научить:

- «Школа монстров» учит ценить дружбу и не обращать внимания на различия (иногда весьма серьезные) во внешнем виде. Ведь почти каждый ребенок в чем-то чувствует себя «гадким утенком» - а Monster High демонстрирует, что с проблемами можно справиться, не впадая в отчаяние и не опускаясь до подлости; - Поскольку большинство персонажей – дети героев мифов и литературы, истории о монстрах могут пробудить интерес к первоисточникам и развить любовь к чтению.

Чему плохому может научить:

У детей нивелируется страх смерти. А между тем, страх – один из сильнейших барьеров, помогающих избежать опасности. Взамен этого возникает чуть ли не культ смерти и воспевание гламура загробной жизни; - Хотя мультсериал рассчитан на подростков, его очень любят младшие школьницы. А вот темы, поднимаемые в нем, совсем не детские – очень много внимания уделяется романтическим переживаниям; - Идея толерантности все же проработана не идеально – ведь все героини мультика, как на подбор, стройные длинноволосые красотки с огромными глазами и длинными ресницами, одетые в обтягивающие мини-юбочки.

WINX CLUB (КЛУБ ВИНКС)

Сюжет: Мультсериал повествует о приключениях девушек-фей, которые однажды объединились по воле судьбы, и теперь им приходится постоянно спасать мир от нападения темных сил. А заодно решать свои собственные проблемы – ведь у каждой из фей, как и у любой девушки, есть своя личная жизнь.

Клуб Винкс - Разлив нефти (Видеоклип 1). Винкс возвращаются в Гардению и объявляют, что выступят с концертом. Шесть волшебниц, как всегда,

Похожие публикации