Воспитательные функции детского коллектива. Формы воспитательной работы с детским коллективом в деятельности

Коллектив - не самоцель педагогических усилий. Он фор­мируется воспитателем для создания оптимальной среды (вос­питательного пространства) как инструмент и помощник в фор*-мировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустремленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, других людей.

Технологические правила организации коллективной дея­тельности:

■ гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно
значимая для каждого члена коллектива цель организуе­
мой деятельности;

■ предпочтение коллективным и групповым видам деятель­
ности;

■ активное участие каждого;

■ технологическая организованность (время, место, объем
действий, порядок их выполнения, оснащенность);

■ сочетание традиционности и вариативности в содержании
и формах;

■ организация сменных отношений взаимной зависимости
и взаимного подчинения в групповой деятельности;

■ ориентация на успех и позитивную оценку деятельности
каждого члена коллектива.

В процессе такой деятельности создаются и укрепляются кол­лективные связи, у воспитанников развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистическое сознание находит свое выражение в поступках, поведении.

В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимули­рование деятельности всех членов коллектива и его сплочение: требования, перспективы, параллельное действие, традиции, верный тон.

Это прежде всего система требований. Важно умелое предъявление требований к ученикам в форме убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельно­сти, воспитание ученического актива с помощью консультиро вания, психологической поддержки, обмена опытом, организа­ции и контроля.

Далее, это четкая и увлекательная постановка целей, раскры­вающих перспективы развития и жизни детского коллектива. А.С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости - постановка близких, сред­них и далеких целей.

Жизненная перспектива является одним из важнейших мо­ментов в развитии человека и коллектива. В перспективе выра­жается совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А.С. Ма­каренко справедливо считал одной из важнейших педагогических особенностей перспективы то, что, будучи развернутой перед ребенком как система целей, она увлекает его возможностью до­стигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радост­ное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим деятель­ность ребенка в определенное социально ценное русло.

Под перспективой в конкретном педагогическом плане по-^^ нимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают внут­ренним потребностям развития личности, группы детей, кол­лектива в целом, соответствуют уровню развития его членов - их возрастным и индивидуальным особенностям.

Перспективы, организуемые с целью создания воспитатель­ного коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности:

увлекательность дел, основанных как на непосредственном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в вообра­жении образе совместной коллективной деятельности; общественно полезная ценность задач, целей, конкретных дел;

четкая организация процесса достижения перспективы. Эти перспективы, цели выбираются самими детьми при по­мощи коллективной «разведки» интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на их самостоятельные действия, на инициа­тиву. В результате появляется план конкретных дел. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, нахо­дящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близ­кой перспективой может быть, например, совместная воскрес­ная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-сорев­нование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заин­тересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как соб­ственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы - это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Но если коллектив будет ставить перед собой только ближние перспективы, развитие остановит­ся и начнется распад коллективных отношений.

Средняя перспектива - более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий все­го коллектива по ее достижению. Класс хочет на летних кани­кулах поехать на теплоходе по Волге, но не на родительские день­ги, а заработать их самостоятельно.

Дальняя перспектива - цель, требующая длительного вре­мени и значительных усилий коллектива для своего достижения. Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют ближние перспективы и отдельные средние. Взросление кол­лектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать сис­тему перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из зве­ньев такой системы воспитания школьников могут стать коллек­тивные творческие дела (КТД), включающие коллективную орга­низаторскую деятельность, творческие игры, творческие праздники и т.д. Эти формы организации воспитательной рабо­ты способствуют целостному, многостороннему развитию воспи­танников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитанников всех возрастных групп, способствует развитию отношений товарищеского межвозрастного содружества.

Принцип параллельного действия - влияние на воспитан­ников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом сохраняется и воспитательное влияние педагога. Это воз можно в развитом коллективе, требует педагогического мас­терства, так как имеется опасность использования обществен­ного мнения как: грубой силы и давления на отдельную личность. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и оплачивают коллектив традиции - устойчивые формы кол­лективной жизни, которые эмоционально воплощают нор­мы, обычаи, положительный опыт деятельности, желания воспитанников.

Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, коллективные ценности, украшают жизнь. «Ничто так не скрепляет коллектив, как тради­ция. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой», - считал А.С. Макаренко.

Формирование общественного мнения в коллективе тесно связано с созданием и укреплением традиций.

Макаренко счи­тал наличие традиций характерным признаком третьего этапа развития коллектива. Каждая традиция имеет свое прошлое, большую или меньшую историю. Создание традиций возможно только при условии, что новые поколения воспитанников под­держивают те начинания и ценности, которые складываются на предыдущих этапах развития коллектива. В традициях прояв­ляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделано. Традиции имеют определенную, установившуюся, яркую и со­держательную форму (традиционные вечера встречи выпускни­ков, последний звонок, праздник Дня знаний 1 сентября и др.). Появление новых традиций обогащает и обновляет коллектив­ный опыт, но «изобретать их надо так, чтобы детям казалось, что они изобретают» (А.С. Макаренко). Традиции не должны быть застывшей догмой. Отражая прошлое, традиция вместе с тем должна быть живой, нужной и полезной сегодня.

Развитие коллектива и его нормальное функционирование воз­можно при бодром жизнерадостном тоне и стиле отношений в нем, атмосфере доверия и требовательности, умении критико­вать и правильно воспринимать критику, командовать и подчинять­ся. А.С. Макаренко называл следующие условия правильного тона и стиля в коллективе:

мажор - бодрость, радость, красота;

гордость за свой коллектив и чувство собственного досто­инства;

дружеское единение членов коллектива; активность, проявляющаяся в готовности к упорядочен­ному деловому действию;

привычка к торможению и сдержанности в словах, движе­ниях, эмоциях;

высокая, сознательная дисциплина, но не сводимая только к торможению, проявляющаяся в движении вперед, в стрем­лении к чему-то новому, в преодолении трудностей. В отличие от взрослых коллективов деятельность детских кол­лективов должна быть пронизана элементами игры, красочности и романтики, характеризоваться целеустремленностью, актив­ностью и инициативой воспитанников.

В практике педагогического управления детским коллекти­вом необходимо соблюдать следующие технологические правила.

1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естествен­ным стремлением воспитанников к самостоятельности, незави­симости, желанием проявить свою инициативу и самодеятель­ность; не подавлять, а умело направлять активность ребят, не
командовать, а сотрудничать с ними. Нужно строго дозировать
педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной ре­
акцией воспитанников; при отрицательном восприятии надо не­
медленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо
добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, стави­лись самими ребятами, и к этому их надо готовить.

Коллектив - динамическая система, он постоянно изме­няется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руковод­ство им также не может оставаться неизменным. Начиная как
единоличный организатор коллектива на первой стадии его раз­
вития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет
тактику управления, развивает демократию, самоуправление,
общественное мнение и на высших стадиях развития коллекти­ва вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

3. Высокой эффективности коллективного воспитания педагог
добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей
и других воспитателей, работающих в этом классе, включает кол­лектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество
с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь
с семьей.

4. Приоритет высоконравственных ценностей формируется
педагогом.

5. Коллектив усиливает и ускоряет формирование необходи­мых качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, но опыт товарища, коллективное мнение должны убе-\ить его и выработать необходимую линию общественного по- . ведения.

Вопросы и задания

1. Назовите основные методы и направления деятельности воспи­
тателя по формированию детского коллектива.

2. Как вы думаете, не снижается ли роль и авторитет воспитателя,
когда он передает часть своих полномочий сначала активу, а за­
тем коллективу? Почему вы так считаете?

3. Проанализируйте, какие традиции были в вашей школе. Как вы
к ним относитесь. Почему?

4. В.А. Сухомлинский не во всем был согласен с А.С. Макаренко
в теории и методике воспитания детского коллектива. Прочитай­
те книгу Сухомлинского «Мудрая власть коллектива» и найдите
отличия в подходах. Ваше отношение к этому.

Сущность и содержание воспитания

Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие – формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания – самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности".

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека.

Достижения современной науки, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя. Просветительская ориентация в педагогике уступила место более реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знания как такового в процессе духовного развития личности. В этом тезисе четко отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемому процессу.

Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне самостоятельно, в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений.

К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных".

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание.

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например: разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее для человека - "Я" или "Мы"?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К ним относятся: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; мир жизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; технические средства; культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Методические приемы – это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике.

Закономерности процесса воспитания. Принципы и метапринципы воспитания .

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение, прежде всего, объективных причинно­-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности.

Принципы воспитания– основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема П.в. не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания – принцип его культуросообразности . Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. Ф. Дистервегом.

Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов.

Личностный подход, персонализации педагогического взаимодействия, требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода, индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности.

Метапринципы гуманистического воспитания – это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования.

Все принципы определенным образом соподчинены. Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачевым принцип эстетизации детской жизни, формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности.

Важнейший принцип организации детской деятельности – уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А.С. Макаренко: «…как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами , создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. – в психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации.

Принцип незавершимости воспитания. Принцип вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические П.в., например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная – семейного воспитания, социальная педагогика – социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания . В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив – важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Детство - период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, установления элементарных отношений с миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром.

Социально - личностное развитие ребенка в ДОУ включает развитие его интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности к себе, а также принятия себя, углубление позитивного отношения к миру и приятие других, самостоятельности и автономности. Основной целью социально - личностного развития ребенка остается адаптация к окружающей среде.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение - это движение вместе с ребенком, рядом с ним, иногда чуть впереди ребенка, чтобы помочь ему в познании социальной действительности и окружающего мира.

Цель педагогического сопровождения может быть определена как обеспечение успешного вхождения детей в новую социальную ситуацию. Она учитывает, прежде всего, интересы ребенка и лишь во вторую очередь задачи образовательного процесса.

Важно отметить основания педагогического сопровождения социально - личностного развития ребенка в период детства, к которым мы относим: личностно - ориентированный подход, целостный подход к ребенку, концепцию психологического и психологического здоровья детей, рассматривающую проблему развития личности, парадигму развивающего образования, теорию педагогической поддержки, утверждающую необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности ребенка; проектный подход в организации сопровождения, ориентирующий на создание условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Организуя процесс педагогического сопровождения социально - личностного развития ребенка, педагог должен помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ребенок будет активно мыслить, высказывать, доказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ - ступенька к новому знанию.

Чтобы воспитать педагога, говорил П.П. Блонский, нужно научить его видеть индивидуальные особенности ребенка, замечать, чем каждый отличается от остальных. Детство - единая и многомерная система, определяющая начальный этап становления личности в рамках конкретного социума. Воспитатель должен увидеть мир Детства и Ребенка в нем не как продукт социализации и "научения" со стороны взрослых, а как автономную, уникальную, социально - биологическую и социальную реальность.

Применение педагогических технологий в образовании - это четкое определение педагогом целей и задач взаимодействия с ребенком и пошаговое структурированное определение путей и способов их реализации.

Важно отметить. Чтобы педагог предвосхитил собственный поиск ответа на вопрос как организовать детский коллектив поиском ответа на вопросы что и зачем я собираюсь делать.

Педагог помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, включатся в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой - сохранить свои лучшие индивидуально - неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности поведения.

В новых социально - экономических условиях педагог стремится к созданию условий, в которых ребенок защищен демократически построенным коллективом, приучающим его к социально ответственной свободе и творческому самовыражению.

Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах:

творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Реализация данных принципов осуществляется педагогом, обладающим особым комплексом личностных и профессиональных качеств. Это своего рода педагог - психолог. Подобно театральному режиссеру, создающему концепцию спектакля, педагог - режиссер проектирует развитие детского коллектива как творческого "ансамбля", в котором обеспечивается индивидуальное самовыражение каждого ребенка в общих, интересных, увлекательных для всех детей делах.

Мастерство и профессионализм такого педагога включают умения организовать групповое взаимодействие, определить его содержание, спроектировать личный вклад каждого ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, в достижение коллективного результата, помочь в регулировании взаимоотношении детей, а также анализировать и корректировать происходящее.

Педагог - режиссер является для ребенка источником разнообразного опыта. К такому человеку каждый ребенок охотно обращается за помощью, столкнувшись с проблемами в совместной деятельности. Проявляя полное доверие к детям, воспитатель этого типа тонко чувствует эмоциональный настрой группы, принимает его и становится активным участником группового взаимодействия.

Следует отметить, что в практике дошкольных учреждений наблюдаются разные педагогические взаимодействия, имеющие не одинаковые последствия для развития личности в коллективе.

Рассмотрим модель, в которой педагог занимает позицию субъекта, а ребенок - объекта деятельности. Эту модель чаще называют учебно-дисциплинарной. Организуя взаимодействия с детьми по такой модели, педагог берет на себя роль авторитарного руководителя, требуя от детей выполнение всех заданных им нормативов. Эта модель не позволяет раскрыться каждому участнику коллективной деятельности, индивидуальность ребенка практически не развивается.

Иные последствия для развития личности и коллектива имеет личностно-ориентированная модель, в которой педагог и ребенок выступают равными субъектами взаимодействия. В такой модели отношения строятся на основе взаимопонимания. Демократический стиль руководства детской деятельностью позволяет педагогу оказать помощь каждому ребенку в поиске своего места в коллективной деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Личностно-ориентированная модель взаимоотношений предполагает установку педагога на партнерство в общении, признание им прав детей на собственную точку зрения. Это способствует возникновению коллектива, в котором каждый ребенок чувствует свою защищенность и уверенность в том, что его услышат, поймут и дадут способность самовыразиться. Понимание ценности личности ребенка позволяет педагогу максимально использовать возможности каждого для достижения общезначимой цели. В данном случае коллектив становится условием развития индивидуальной неповторимости личности.

Источником динамичного развития такого коллектива личностей выступает творчество, процесс индивидуальной и групповой самореализации. Задача воспитателя заключается в планировании для каждого ребенка индивидуальной перспективы развития, которая гармонировала бы с творческой жизнью детского коллектива. Важно создавать и поддерживать настрой, при котором индивидуальное творчество перерастает в коллективное, и наоборот.

Развитие педагогом детского коллектива как творческого сообщества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих разновидностей совместной деятельности детей.

Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решений задач, требующих коллективного взаимодействия, сотворчества и сотрудничества.

Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.

На первом этапе, проектируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело.

Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В это день дети занимаются любимыми делами. Регулярность проведения таких дней и устойчивость детских выборов позволяют прогнозировать динамику развития коллективного взаимодействия.

После того как на первом этапе в группе создана психологически благоприятная атмосфера для коллективного взаимодействия, достигнута ее мотивационная обеспеченность, педагог переходит к организации деятельности по совместному планированию и поиску способов достижения общей цели. Для этого воспитатель использует разнообразные методы и приемы.

Эффективным является организация обсуждения детьми содержания предстоящей деятельности способов ее осуществления, прогнозирование промежуточных и конечных результатов, стимулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к самостоятельному решению того, как лучше организовать предстоящее дело, определить последовательность действий и распределить роли. Например, принятие решения о подготовке спектакля или театрализованного представления дает широкую ролевую палитру для проявления детского творчества в соответствии с личными интересами: дети становятся актерами, костюмерами, художниками, гримерами и т.д.

Если дети затрудняются в самостоятельном планировании деятельности, педагог может использовать вопросительный стиль общения с подгруппой. Верно, составленная система вопросов позволяет детскому коллективу самостоятельно определить перспективы предстоящей деятельности "не замечая" помощи педагога.

Активизация коллективного поиска путей и способов исполнения задуманного обеспечивается создаваемыми педагогом проблемными ситуациями, не имеющими однозначного решения (как лучше и интереснее провести День именинника, день открытых дверей для родителей, вечер сюрпризов для малышей). Проводя своеобразные тренинги решения разных задач, педагог тем самым готовит детей к последующей самостоятельной совместной деятельности, сотрудничеству, сотворчеству.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того, чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна выставка личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных способностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Организуя коллективную деятельность, педагог может по-разному объединять детей для достижения общего результата, с учетом опыта их коллективного взаимодействия.

Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом. При этом планирование и совершение действий каждым человеком деятельности происходит автономно. Например, приняв общую цель - сделать пригласительные билеты на концерт для родителей. Ребенок разрабатывает и осуществляет свой вариант оформления такого билета. В результате родители получают приглашение на праздник, а детский коллектив испытывает чувство радости от полученного результата.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совместных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах.

При организации коллективных дел важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способностей к доброжелательному общению и взаимодействию: общительно - дружелюбные, общительно - враждебные, необщительно - дружелюбные и необщительно - враждебные. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности.

При ходе коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, подчеркивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна.

В зависимости от степени развитости коллективных взаимодействий педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора, участника, консультанта.

На стадии становления коллектива педагог выступает в роли организатора совместной деятельности. Воспитатель демонстрирует детям способы планирования и организации совместных действий, создает проблемные ситуации, требующего коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности.

По мере развития детского коллектива педагог переходит на позицию равноправного участника совместной деятельности детей. Общение на равных помогает педагогу вовлечь в коллективную деятельность "изолированных" детей, выявить их достижения, привлечь к ним внимание сверстников.

В коллективе детей, достигнувшим высокого уровня сотрудничества, педагог преимущественно занимает позицию консультанта, сверстника.

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Планирование педагогической деятельности

Цель: составить перспективное планирование по формированию детского коллектива

Исходя из интересов детей и родителей составлено перспективное планирование по данной теме.

Индивидуальные формы работы

Цель: расширить и углубить имеющие положительные интересы у детей, адаптировать к новым условиям в коллективе

Проведя социометрическое обследование и выявив "непринятых", "изолированных" детей, мы начали индивидуальную работу с ними. Проводили индивидуальные беседы по темам: "Как я провел лето", "Моя семья", "Расскажи о своих друзьях" и другие. Беседы помогли мне выявить интересы и склонности ребенка, узнать его, понять его душевный микроклимат, способствовать доверительному отношению между мной и ребенком. Вместе с этими детьми, занимались изобразительной деятельностью (рисование, лепка, оригами, конструирование), которая помогала нам понять ребенка, выявить его интересы, способности, адаптировать к новым условиям. В своей работе мы использовали - трудовые поручения (дежурство по столовой, полить цветы, разложить дидактический материал). Большое значение здесь имеет грамотная организация развивающей среды, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои интересы. Для этого в группе созданы развивающие зоны речевого и математического развития, "уголок психологической нагрузки", игровая зона с набором атрибутов к различным сюжетно - ролевым играм. Это позволяло детям заняться любимыми делами и играми. Но самое главное, мы обеспечивали эмоциональный комфорт ребенка - моральную поддержку, похвалу.

Групповые формы работы с детьми

Цель: объединить детей на основе общих интересов и положительных взаимоотношений в дружный коллектив.

Занятия по нравственному развитию ("Мой друг", "Нет друга - ищи, а нашел - береги", "Дурные привычки", "Позвони другу", "Самый дорогой человек", "Посиделки").

Викторины (по сказкам русских писателей, по сказкам А.С. Пушкина, по стихам К. Чуковского", "Комнатные растения" и др.), КВН.

Игра - тренинг ("Магазин игрушек", "Учим мышонка".

Психогимнастика (этюды, занятия игры).

Совместный труд ("Чистим участок от снега", "Моем игрушки", "Наводим порядок в группе", "Сажаем растения").

Создания ситуаций взаимопомощи ("Друг заболел", "Встречаем новенького").

Коллективные игры (сюжетные, подвижные, словесные ("Волшебные очки", "Подарки", "Царевна Несмеяна", "Зеркало").

Праздники и развлечения ("День рождения группы", "Именины", "Осенины").

Сотворчество родителей и детей

Цель: создать условия для совместного общения детей и родителей подготовительной группы.

Для достижения положительных результатов по формированию доброжелательных отношений в детском коллективе большое значение имеет работа с родителями. Эффективное взаимодействие с родителями было достигнуто на основе личностно-ориентированного подхода. При этом использовались традиционные педагогические приемы:

Индивидуальные беседы с родителями ("С чего начать", "Как и во, что играть с детьми", "Порисуем вместе" и др.)

Анкетирование родителей

Консультации для родителей ("Уроки вежливости", "Научите ребенка дружить").

Посещение семей.

Совместные праздники ("День здоровья", "День рождения группы", "Как на наши именины" и др.).

Родительские собрания ("Детская агрессивность", "Семья вместе и душа на месте).

Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так - это способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

Выделяют массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания, которые имеют свою специфику.

Так, массовые формы работы характеризуются эпизодичностью проведения воспитательных мероприятий и значительным количеством их участников (конференции, тематические вечера, смотры, конкурсы, олимпиады, фестивали, туризм и др). Групповые формы воспитательной работы отличаются продолжительностью, постоянством в определенной группе (диспуты, коллективные творческие дела, кружки, художественная самодеятельность, работа предполагает самостоятельную работу воспитуемого над собой под руководством воспитателя, постепенно переходящую в самовоспитание). Такой педагог, как: - Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

словесные - собрания, сборы, линейки, лекции, встречи, практические - походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, наглядные - музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.

Наиболее эффективными формами воспитания, мы считаем:

формы управления и самоуправления школьной жизнью - собрания, классные часы;

словесно-логические формы - беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания;

трудовая форма положительно воздействует на воспитанников совместная работа. Это разные виды работ в школе: ежедневная уборка, разная помощь нуждающимся;

развлекательная форма - проведение игр;

эффективная форма - это урок. Урок как основная форма воспитания обладает колоссальными возможностями для формирования коллектива. Широкое распространение в начальной школе получили групповые формы учебной работы (класс делится на группы по 3 - 5 человек и каждая группа выполняет свое задание как часть общей работы). Вырабатывается коллективное мнение, учащиеся объединяются коллективной радостью от совместно достигнутого успеха. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей.

Коллективная работа позволяет учитывать суждения, образ мыслей товарищей, сопоставлять их способы познавательной деятельности со своими. Сотрудничество, взаимозависимость в процессе умственной деятельности (работах в парах по проверке домашнего задания, по работе с книгой при закреплении нового материала) ведет к большей осмысленности, осознанности изучаемых понятий, поскольку они рассматриваются с самых различных точек зрения. Все это позволяет каждому ученику проникаться общим настроением. Коллективизм как бы одухотворяет сам процесс работы, выбор наиболее рациональных приемов и методов, ее организацию. Существенно и то, что при коллективной организации обучение перестает быть только предметом индивидуальных забот и становится источником укрепления подлинно коллективистических мотивов поведения.

Ребенка обычно влечет к другому человеку, к группе людей, к коллективу, способному удовлетворить его потребности. Умеренно удовлетворенная потребность, например потребность детей в игре, является основой для возникновения новых потребностей: быть с товарищами, в коллективе, приобрести какие-то навыки и умения, чтобы лучше играть.

В укреплении коллективистических связей и развитии коллективистических отношений большое значение имеет совместное проведение досуга. Совместное проведение досуга приобщает школьников к коллективным переживаниям, действиям, помогает им лучше познакомиться с духовным миром друг друга.

Устойчивой формой коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. является традиция. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделить большие и малые.

Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.

Малые, будничные, повседневные скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям.

Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Традиции - проявление чести детского коллектива, и в этом их особая красота. Они вызывают в детях чувство гордости за свой коллектив.

Принципы формирования традиций в детском коллективе:

Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Диалогичность и полилогичность в общении с учащимися.

Отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Использование чувство юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Помимо форм воспитания, важную роль в формировании коллектива, у учеников играют методы воспитания.

А.С. Макаренко, утверждая гуманистическую направленность методов воспитания, отмечал, что «метод воспитания - это инструмент прикосновения к личности». Как писал В. Сухомлинский, наилучший метод - тот, что идет от души педагога. Он подчеркивал: "Воспитываем мы не теми или иными методами или приемами, а личностью. Без одухотворения живой мыслью и страстью педагога метод остается мертвой схемой».

Под понятием методы воспитания определяется - путь достижения заданной цели воспитания, а также способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них необходимых качеств. Также под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Как считает Ю. Бабанский, говоря о методах воспитания, что это способ взаимосвязанной деятельности воспитателей" и воспитуемых, направленной на решение воспитательных задач.

Он считает, что назначение методов воспитания в сотрудничестве воспитателей и воспитуемых.

В настоящее время наиболее эффективной и удобной для формирования коллектива является классификация Г.И. Щукиной: она включает в себя в единстве:

процессуальную стороны методов воспитания.

Выделяется 3 группы методов:

методы формирования сознания

методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

методы стимулирования поведения и деятельности.

Каждая группа методов и каждый метод имеет свою специфику в области применения.

Методы применяются в комплексе и требуют высокой квалификации.

Знание методов и приемов, умение правильно их применять - это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.

Методы формирования сознания.

Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, чувств, эмоционального переживания требуемого поведения.

Чтобы выработать какое-либо качество, необходимо, чтобы воспитанник хорошо понимал значение этого качества, нравственно был уверен в общественной и личной полезности определенного типа поведения.

Рассказ на этическую тему - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов событий, имеющих нравственное содержание.

Функции: служит источником знаний

обогащает нравственный опыт

служит способом использования положительного примера

в воспитании.

Требования к применению рассказа:

должен соответствовать социальному опыту воспитанников,

сопровождаться наглядностью (иллюстрации, фото, изделия народных умельцев, произведения живописи),

должна быть создана соответствующая эмоциональная обстановка (костер, автобус, весенний сад, музыкальное сопровождение и т.д.),

профессионально изложен

не торопить воспитанников с ответом, дать почувствовать содержание,

должен быть коротким.

Могут быть использованы рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского, стихотворения А. Барто, Е. Воронковой и др.

Этическая беседа - это диалог учителя и детей, предметом обсуждения которого являются нравственные проблемы.

Цель беседы:

Углубление и упрочение нравственных понятий,

обобщение закрепление знаний,

формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Виды беседы: плановые и неплановые.

индивидуальные и групповые

Требования к групповой плановой беседе:

тема - исходя из общего содержания воспитательной работы («Умеешь ли ты дружить?», «Для чего человек учится?», «Имя и прозвище»),

должна носить проблемный характер,

должна быть эмоционально близка воспитанникам,

заблаговременно продумать вопросы,

может быть предварительная подготовка по некоторым вопросам,

подбираются факты, примеры из жизни, наглядность,

примерный сценарий:

вступление,

сообщение конкретных фактов,

обсуждение, анализ с активным участием всех собеседников,

обсуждение аналогичных ситуаций,

обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств,

применение усвоенных понятий при оценке своего поведения и поведения других людей.

дать возможность высказать каждому свое суждение,

направлять беседу в нужное русло, помочь прийти к правильному решению,

временные границы беседы: с младшими школьниками -15-20 мин.

Требования к индивидуальной беседе:

обсуждаемый вопрос должен действительно беспокоить наставника,

тактично объяснить воспитаннику его ошибку,

беседа должна носить задушевный характер,

в присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иронии и высокомерия.

3. В практике воспитания прибегают к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением.

Функции: проектирование в личности воспитанника положительное, вселение веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов.

Правила применения:

Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства и чести.

Показать сущность негативного поступка и его последствий,

Создать стимул, положительно влияющий на поведение, указать пути к исправлению.

4. Внушение - это словесное воздействие одного лица на другого (или группу лиц), которое принимается на веру, не критически.

В.М. Бехтерев определил, что детская внушаемость связана с физиологическими и психологическими особенностями детей:

недостаточной опытностью,

отсутствием прочно сложившегося мировоззрения,

слаборазвитой критической способностью,

особую роль играет и привычное признание авторитетности взрослых, чьи слова и действия служат предметом подражательности и внушения.

Требования к применению внушения:

хорошо знать положительные и отрицательные качества личности ребенка;

распространять на все сферы поведения детей:

снять переживание по поводу взаимоотношений со сверстниками

снять чувство обиды («Он совсем не хотел тебя обидеть, просто так получилось. Вот увидишь, завтра он извинится, скажет, что был неправ»)

использовать только в том случае, когда требуется затормозить какое-либо нежелательное проявление ребенка или наоборот, стимулировать нравственно оправданное поведение;

Бехтерев советует во время внушения держать руку на голове ребенка (так устанавливается физический контакт, сближение с ребенком, это располагает ребенка к сближению).

Положение руки на голове ассоциируется у ребенка с поглаживанием, т.е. с добрым отношением взрослого к нему. Возникает чувство близости, доверия;

должна быть различная обстановка в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка:

мягкий, эмоциональный, чувствительный ребенок - более внушаем в сердечной обстановке

рассудительный, отрицательно настроенный ребенок - легче поддается внушению при волевом внушающем побуждении: «Хватит рассуждать. Садись делать уроки!»

упрямый - требуют косвенного внушения (когда идея, которую необходимо внушить ребенку, завуалирована (рассказ об образцовом поведении другого ребенка).

слова внушения следует произносить четко, убедительно, эмоционально выразительно;

внушающие воздействия следует повторить, но желательно, в новых формулировках;

должен быть контроль за впечатлением, которое произвело на ребенка внушение;

не злоупотреблять внушением, т.к. надо воспитать самостоятельную, творческую личность ребенка.

Методы организации деятельности.

Воспитанность личности характеризуют не понятия и убеждения, а конкретные дела и поступки.

Организация полезной деятельности способствует тому, что воспитанник включается во взаимодействие с большим количеством людей, отношения проявляются в поступках, решении, выборе линии поведения.

К данной группе методов относятся:

поручение,

метод воспитывающих ситуаций,

Метод поручений

приучение к положительным поступкам,

развитие необходимых качеств: ответственности, добросовестности, заботливости, аккуратности, пунктуальности и т.д.

Виды поручений:

посетить больного товарища,

помочь однокласснику в учении,

изготовить игрушки для подшефного детского садика,

украсить к празднику классную комнату и т.д.

Правила применения:

не надо детализировать: что и как,

дать простор самостоятельности, инициативе в выборе содержания, средств деятельности,

контроль с переходом в самоконтроль.

Метод воспитывающих ситуаций - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях

Условия успешного применения:

ситуации не надуманны: отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама она должна быть естественной;

ситуации неожиданны: воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к ней, а если она для него неожиданна, в большинстве случаев соглашается с учителем.

Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при одном важном условии: они должны быть поняты именно как гуманные действия, а не как проявление слабости, неуверенности;

в отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации;

тесно связан со всеми другими методами воспитания.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

побуждающую,

закрепляющую,

контролирующую.

Метод поощрения. Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения.

Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики, захваленные и обойденные общественным вниманием.

Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Метод наказания.

Метод наказания - это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины.

Это психологическое состояние порождает у человека потребность изменить свое поведение. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Виды наказаний:

наложение дополнительных обязанностей,

лишение или ограничение определенных прав,

выражение морального порицания, осуждения.

Формы наказаний:

неодобрение, замечание, предупреждение, порицание, взыскание, отстранение, исключение.

Метод соревнования.

Соревнование - это метод направления естественной потребности обучающихся к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь, человек быстрее осваивает предмет, идет мощная мобилизация всех его сил и умений. Важно правильно организовывать соревнование (цели, задачи, программа, критерии оценок, подведения итогов). Эффективность соревнования повышается, если сама деятельность имеет значимый для личности и группы смысл, если подведение итогов справедливо и победителей чествуют открыто. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии. Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия. Однако формы и методы воспитания нельзя выбирать произвольно. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности форма и, метод воспитания всегда обращены к коллективу, используются с учетом его динамики, зрелости, организованности. Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом - это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда - совсем другое. Это означает, что выбор методов подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее. Методы определяют конкретные пути реализации целей воспитания, повышения эффективности организационных форм.

Таким образом, подводя итог, делаем вывод, что коллектив играет очень важную роль в жизни каждого воспитанника. В нем также удовлетворяются естественные потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных; в коллективе человек может обрести поддержку и защиту, а также признание своих достижений и успехов. Коллектив способен изменять человека. Поскольку ему приходится учиться и жить в окружении других людей, он вынужден приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

  1. Цель воспитания.
  2. Содержание и направленности воспитательных задач.
  3. Возраст учащихся.
  4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
  5. Особенности детского коллектива и его традиций.
  6. Особенности и традиции региона.
  7. Технические и материальные возможности школы.
  8. Уровень профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии. Есть лишь один эффективный путь - это классификация.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

  • по целевой направленности;
  • по позиции участников воспитательного процесса;
  • по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

  • когда нужно решить просветительские задачи;
  • когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;
  • когда организаторские функции слишком сложны для детей;
  • когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;
  • когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

  • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
  • творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
  • коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

  • предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;
  • обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
  • способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
  • эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: Мероприятия -> Игры -> Дела наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения :

  • экспромт;
  • относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации :

  • организуемые одним человеком;
  • организуемые группой участников;
  • организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность :

  • обязательное участие;
  • добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми :

  • «открытые» (для других, совместно с другими);
  • «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания :

  • словесные (конференции);
  • практические (походы);
  • наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности :

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

В заключение можно сделать следующий вывод. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися . В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяя ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу , сущность этой методики составляют тесное сотрудничество , совместная деятельность всех членов коллектива , старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу , отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, стремясь отыскать каждый раз новый вариант.

Похожие публикации