О воспитании эмоций. Эмоциональное воспитание ребенка: правила, ошибки и последствия

Главная мысль консультации заключается в том, что нет определенной инструкции, как воспитать чувства у детей, так как каждый ребенок неповторим и индиводуален. Воспитание чувств происходит не по заранее продуманному плану, а в ситуациях, которые преподносит наша обычная жизнь. И чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Учить детей надо собственным примером, а не нравоучениями. Таким образом, цель воспитания чувств у детей в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров, все они достигли в жизни счастья и успехов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 «Аленушка»

Консультация для родителей

на тему

«Воспитание чувств»

г. Жердевка

2017 г.

Сейчас много рассуждают о воспитании чувств у детей. Но как осуществить такое воспитание? Что конкретно следует для этого предпринять?

Надо сразу признать, что у нас нет точной и проверенной инструкции. Ведь воспитание чувств не пропишешь в форме рецепта на каждый день. Сколько раз в день поцеловать ребёнка, приласкать его, сколько раз нахмуриться и повысить голос. Каждый ребёнок с рождения – индивидуальное и неповторимое создание. То, над чем один малыш смеётся,

другого доведёт до слёз. Некоторые дети с пелёнок отличаются «крутым нравом», а у иных глаза вечно на мокром месте. Кроме того, сама жизнь ежедневно создаёт множество ситуаций, когда нам приходится действовать без подготовки и долгих размышлений. Именно в таких неожиданных ситуациях более всего проявляется наше эмоциональное отношение к ребёнку. И для него в дальнейшем в жизни лучшим уроком становиться наше поведение в таких ситуациях.

В связи с этим можно сделать первый, самый общий, поучительный вывод. Он гласит, что воспитание чувств у ребёнка происходит тогда, когда мы сами этого не осознаём, а не по заранее продуманному плану, когда мы намеренно создаём какую-либо ситуацию в воспитательных целях. Будничная жизнь, в которой мы ведём себя непосредственно, искренне – лучший воспитатель чувств.

Второй поучительный вывод гласит, что чем раньше начинается развитие эмоций, тем лучше. Неверно утверждение, что «чувствам придёт черёд в своё время, такой маленький ребёнок всё равно ничего не понимает и не воспринимает». Ведь уже в три года, когда ребёнок, как правило, готов к поступлению в детский сад и впервые уходит из семьи в «общество», наступает иной этап эмоционального развития и возникают новые требования к воспитанию чувств. Дело не в том, что ребёнок до той поры общался с детьми в яслях в песочнице, у родственников, и т.д., а в том, что до перехода из младенческого в дошкольный возраст он был ещё недостаточно зрелым для общения, совместной игры, понимания другого ребёнка, восприятия его, как настоящего партнёра. Да и понятие будущего для ребёнка слишком туманно – отсюда и естественный «эгоизм» этого периода. Ребёнок, например, ни на минуту не может расстаться с дорогой ему вещью, потому что возможность получить её обратно ему неясна. Отдавая её другому ребёнку, он как бы теряет её навсегда и, естественно, не хочет с этим примириться. А мы терзаемся его эгоизмом. И, как правило, зря, потому что по мере взросления он придет к более правильному пониманию об отношении людей к нему самому. Отсюда третий поучительный вывод: надо учить детей принимать и отдавать, а также делиться тем что имеешь!

Надо помнить о том недостаточно любить ребенка и заботиться о его благе, необходимо любить людей, доверять им, проявлять к ним симпатию. Если мы сами способны на это, то и легко научим и своих детей и внуков.

Мы уже говорили, что нет универсального рецепта для воспитания чувств ребенка, но можно определить несколько правил.

Важно научить детей разделять радость других. Это одна из величайших жизненных ценностей. Кто умеет радоваться за других, будет много радоваться в жизни. Научиться этому просто, каждый день предоставляет множество возможностей. Зачем ждать праздника, чтобы вместе с ребенком приготовить приятные сюрпризы родным? Можно с ним вместе убрать в доме, приготовить ужин, сделать сувенир своими руками. Это будет приятно всем. Ведь сделано это не за награду, а просто так – из любви.

Воспитание чувств – отнюдь не только ласки и нежные вздохи над любимым существом. Любить кого-нибудь – означает предпринимать усилия для его блага, выдерживать и преодолевать неприятности во имя другого. Не следует, конечно, требовать от ребенка доказательств его любви, но надо осторожно и тактично внушить ему, что иногда придется жертвовать своими удовольствиями ради удовольствия других. Шажок на этом пути – угощение своим шоколадом или конфеткой. Потом поможем бабушке сделать покупки и ради этого оторвемся от своей игры, как бы хорошо нам не игралось. С дедушкой поработаем в саду, а папе будем подавать инструменты, которые ему нужны, передадим соседям просьбу мамы, хотя, что и говорить, вместо этих дел время можно провести гораздо приятнее. А уж такую мелкую неприятность, как укол, можно стерпеть из героизма и самоуважения, а не для того, чтобы порадовать маму и папу.

Воспитание чувств у детей дошкольного возраста предполагает закрепление дружеских отношений с другими детьми. Разумеется, дружба в этом возрасте еще непостоянна и неглубока, а ссоры обычное дело. Но именно эта ранняя дружба – основа более глубоких и прочных отношений в школьном возрасте и позже. Хорошо играть с другими детьми – означает вместе проводить время, радоваться, делиться игрушками. Таким путем ребенок осознает великую истину: самая большая радость в жизни – удовлетворение от общего дела, если оно удается. А удается оно лишь тогда, когда каждый вложит в него душу. Не надо высчитывать, кто сделал больше, кто меньше, но подчеркнем, что каждый должен внести свою лепту. Один делает одно, другой – другое, а в результате возникает, например, туннель в песке или удачная игра в дочки-матери.

Говоря о жизненной школе, нельзя забывать еще об одном неисчерпаемом источнике эмоционального созревания: совместные семейные ужины, минуты тепла и уюта, общие праздники. Хорошо, если семья хотя бы раз в день имеет возможность посидеть за столом, не отвлекаясь на рабочие дела или телевизор. Пусть каждый расскажет, как у него прошел день. Не беда, что дети многого не поймут. По тону нашего голоса, по интонации они прекрасно почувствуют нашу радость или огорчение, согласие или несогласие, нашу оценку событий. В эти минуты мы становимся самими собой. И это имеет куда большее воспитательное значение, чем любые мудрые назидания. И вовсе не идеален обычный порядок: ужин, вечерняя прогулка для малышей и марш в постель спать, чтобы взрослые могли хоть минутку отдохнуть. Именно эта совместная минута перед сном необычно важна для воспитания ребенка.

Если нам удается стать свидетелями детских игр в семью, в дочки-матери, мы удивляемся точности, с какой дети копируют наши слова, жесты, хорошие и плохие привычки. Делают это они с большим чувством и техническим совершенством. Ребенок принимает не только наши слова, но и наши убеждения. Дети перенимают не только наше отношение к близким людям, но и к людям вообще. Хороший пример исправит избалованного или эгоистичного ребенка. Стоит всегда помнить, что семейная жизнь чрезвычайно действенное воспитательное средство, и применять его следует разумно.

В процессе совместной семейной жизни с родителями и другими членами семьи вырабатывается отношение детей к еде, удобствам, труду, отдыху. Наши заботы, надежды, планы, беседы за общим столом – неотделимая составляющая воспитания для будущей семейной жизни. Поскольку нично в жизни не проходит бесследно, взаимоотношения повлияют позднее на собственную супружескую жизнь и будущих детей.

Одно из наиболее частых педагогических просчетов, которые допускают добрые любящие родители, - недостаточное внимание к индивидуальности ребенка, его склонностям, качествам, темпераменту, жизненной направленности.

Дети разные. Наше главное правило: если у разных детей надо воспитывать одинаковые положительные качества, чтобы добиться гармонического развития их личности, т.е. достичь единой педагогической цели, - надо с каждым обращаться немного иначе. Если ко всем подходить одинаково, применяя одни и те же воспитательные средства и методы, то кому-нибудь, возможно, это пойдет на пользу, на кого-то не повлияет, а на кого-то повлияет неблагоприятно, если не сказать пагубно.

Каждый ребенок должен узнать и научиться многому: овладеть полезными навыками, научиться поведению в обществе, совместной работе, уважению к хорошим людям, выполнению долга, познать чувство ответственности и т.д. Все это не приходит само собой, но лишь вследствие сознательного целенаправленного воспитания личности при полном уважении индивидуальности ребенка. Цель не в том, чтобы все дети были одинаковыми и одинаково себя вели, а в том, чтобы при всем разнообразии внешних данных и характеров все они достигли в жизни счастья и успехов.


При воспитании советских людей воспитанию чувств уделяется большое внимание. Но при этом не всегда учитывают то, что чувства — это человеческое проявление эмоций, а эмоции неразрывно связаны с активной деятельностью человека. Иногда родители жалуются, что дети их не любят. А ведь это важно не только само по себе.

На основе любви к родителям воспитывается потом и любовь к коллективу, любовь к Родине. Нередко воспитание любви к родителям проводится только путем словесного воздействия. Детям «разъясняют», почему и за что они должны любить родителей. Это, как правило, не дает должного эффекта. Любовь к родителям появится у детей только тогда, когда они будут совершать определенные действия, в которых они проявляют заботу о родителях.

Ведь и сами родители любят детей не только в силу родительского инстинкта, но и потому, что они заботятся о детях. Ребенка надо приучить заботиться о родителях всеми доступными в его возрасте способами. Разумеется, эти заботы должны быть добровольными и радостными. Именно это и укрепит любовь детей к родителям. Любовь к Родине тоже нельзя воспитать одними лекциями.

Эта любовь воспитывается в труде на благо Родины, в заботах об ее благополучии. Любовь к больным также воспитывается в труде на благо больных, в заботах о них. Конечно, интерес к медицине может начаться и умозрительно, но только в практической работе по оказанию помощи больным решится окончательно — полюбит ли человек профессию медика или останется к ней равнодушным. Конечно, чувства — это синтез переживания и понятия, и в воспитании чувств словесному воздействию принадлежит большая роль.

Но первое место принадлежит действиям.
Только при помощи соответствующих действий воспитываются чувства (и моральные, и эстетические, и интеллектуальные). Воспитание эмоций и чувств важно не только для формирования личности человека. Как мы увидим далее, особенности эмоциональной сферы играют большую роль в механизмах заболевания и выздоровления. Поэтому воспитание эмоций и чувств важно для профилактики и терапии.

Патология эмоций может быть связана как с органическими, так и с функциональными поражениями мозга, в особенности его диэнцефальной области. Следует помнить, что изменения настроения могут быть симптомами развивающейся опухоли мозга, сифилиса мозга, предынсультного состояния и т. п. На эмоции также влияют интоксикации, возникающие при различных заболеваниях, изменение потока импульсов от органов при их патологии.

Особенно сильно влияют на эмоции гормоны, и поэтому нередко болезненные изменения эмоций наблюдаются при эндокринных заболеваниях, а также в период полового созревания и в климактерический период.

«Руководство по медицинской психологии»,
И.М.Тылевич

Что такое эмоциональное воспитание?


Эмоциональное воспитание? А что, такое бывает? Некоторые родители даже не догадываются о том, что оно существует, и пускают воспитание чувств ребенка на самотек. В то время как психологи отмечают, что эмоциональная сфера – одна из важнейших составляющих человеческой личности. Страх и восторг, печаль и радость, тоска и воодушевление составляют основу нашей жизни.
Негативные эмоции заставляют человека страдать. Пытаясь избавиться от них, родители прививают детям неправильные схемы реагирования. А ведь именно отрицательные эмоции предупреждают нас об опасности, заставляют быть внимательными, способствуют самосовершенствованию. Чтобы преуспеть в жизни, стать адекватной личностью, нужно научиться правильно понимать эмоциональные сигналы и поступать осознанно.

Положительные эмоции, наоборот, окрыляют. Некоторые взрослые чересчур стремятся к удовольствиям, делают их смыслом своей жизни. Такие правила воспитания превращают отпрысков в требовательных и капризных тиранов. Большинство же людей воспринимают веселье как нечто редкостное, возможное только «по праздникам» и по особому поводу. У них вырастают дети, которые повзрослев, совсем не умеют радоваться просто так.
Эмоциональное воспитание – это приучение ребенка к определенному типу реагирования. Люди не рождаются оптимистами или пессимистами. Если родители склонны видеть в любом событии, прежде всего, хорошее, то и дети весьма вероятно унаследуют оптимистичное мировосприятие. Родители, часто наказывающие детей, строго следящие за их ошибками, провоцируют формирование пессимизма и неуверенности.

Помимо оптимистичного или пессимистичного образа мыслей взрослые показывают детям пример выражения эмоций. В некоторых семьях принято бурно обнаруживать свой гнев, кидаться табуретками и бить посуду. Переняв эти правила воспитания, дети привыкают к постоянным эмоциональным выбросам, становятся неуравновешенными и легковозбудимыми. Впоследствии они начинают целенаправленно искать приключений, чтобы обеспечить себе насыщенную эмоциональную жизнь.
Другие родители подавляют детскую непосредственность, учат детей прятать эмоции от посторонних. Такие малыши вырастают замкнутыми и скрытными. Часто они не могут построить близкие взаимоотношения. Со стороны они выглядят холодными и равнодушными. Окружающим бывает трудно понять их истинное настроение. Подобное эмоциональное воспитание мешает развитию самопринятия и самопонимания ребенка.

Нередки случаи, когда ссоры и споры специально скрываются от детских глаз. Показное благополучие, формальные правила воспитания ведут к эмоциональной незрелости. Не обладая необходимым опытом, малыши теряются, встретив отрицательные эмоции, например, в детском саду. Иногда родственники ругаются при детях, а мирятся «за закрытыми дверями». В этом случае у ребенка так же формируется неадекватное представление об особенностях межличностного общения.
Надеюсь, вы уже убедились в том, что воспитание чувств ребенка – одна из важнейших задач родителей. Предлагаем более подробно проанализировать типичные ошибки, совершаемые взрослыми в этой сфере.

К чему приводит неправильное эмоциональное воспитание?

Слово «воспитание» у большинства детей и взрослых ассоциируется с наказанием и всевозможными запретами. Согласитесь, старшие чаще ругают, а не хвалят. Многие родители вводят бесконечные правила воспитания т.к. считают своим долгом уберечь детей от опасности. Непослушных малышей пугают бабайками и милиционерами. Подросших отпрысков шантажируют и воздействуют бойкотами.
Эмоциональное воспитание, при котором у детей вызывается чувство вины, угрызения совести и другие отрицательные эмоции – это психологическое насилие. Взрослые испокон веков применяют такой способ управления к самим себе и практикуют его на детях. Мы запрещаем себе сладкое, заставляем себя вставать по утрам, плетемся на нелюбимую работу, ругаем себя за невыполненные обещания.

Страх, стыд и чувство вины – надежные и привычные помощники воспитателя. Негативные эмоции действуют всегда, везде и на всех. Нужно только правильно подобрать степень и конкретное средство воздействия. У каждого взрослого человека за плечами большой опыт детских обид и эмоциональных болячек. Поэтому, вырастая, мы продолжаем бояться начальника, скрывать правду от родителей, врать любимым и притворяться хорошими.
Эмоциональное воспитание, опирающееся на психологическое насилие, помогает родителям получить желаемый результат здесь и сейчас. Но что будет с ребенком в недалеком будущем? Отрицательные эмоции делают человека зависимым. Зная определенные болевые точки, можно легко провоцировать его на любые поступки. Сейчас это помогает вам, а потом этим начнут пользоваться друзья, товарищи и просто знакомые.

У ребенка, который слушается, потому что боится, не формируются собственные мотивы и моральное сознание. Желательное поведение, которое поддерживают отрицательные эмоции, существует ровно до тех пор, пока есть опасность наказания. При малейшем ослаблении контроля вступает в силу эффект сжатой пружины. Рано или поздно дите обязательно сделает то, что запрещали.
Насильственная стратегия управления подсмотрена человеком в природе. Именно так вожак стаи добивается уважения со стороны соплеменников. Невыносимые муки голода заставляют хищников охотиться. Страх помогает лучше прятаться и изобретать надежные способы самозащиты. Животные, пренебрегающие отрицательными эмоциями, рискуют быть съеденными.

Цивилизованные люди все реже используют прямые физические угрозы в борьбе за выживание. Человечество изобрело множество способов психологического насилия: моральное унижение, скрытые манипуляции, страх потерять любовь и уважение. Практикуя такое эмоциональное воспитание, мы уподобляемся бабуинам. Но ведь, если человеку дан мозг, нужно его как-то использовать…

Положительные эмоции и их роль в воспитании

Уверенность в том, что мы всегда сможем контролировать своих детей, - большое заблуждение авторитарных родителей. Опираясь на право сильного, взрослые думают, что приучают детей к порядку и дисциплине. Но дети вырастают и вместо благодарности платят родителям той же монетой – настоятельно рекомендуют оставить их в покое и больше не лезть в душу. Надежды себя не оправдали. Воспитание чувств потерпело полное фиаско.
Психологи считают, что подлинное эмоциональное воспитание берет за основу положительные эмоции. Это не значит, что детям нужно позволять стоять на ушах и делать все, что вздумается. Родители должны уметь вызывать у детей интерес, искреннее желание поступать хорошо. А для этого взрослые должны сначала перестроить свое собственное поведение. Нельзя научить детей правильной жизни одними лишь разговорами.

Ненасильственная стратегия воспитания в полной мере учитывает принцип удовольствия. Одно и то же действие можно выполнять потому, что тебя заставили. А можно делать то же самое потому, что ты сам это выбрал, потому, что процесс или результат приносят положительные эмоции. Во втором случае человек сам несет ответственность за свое поведение, старается добиться результата. Даже если этому человеку всего 2-3 года.
Заставляете малыша убирать игрушки? Стараетесь переупрямить подростка? Зачем превращать тихий семейный очаг в поле битвы? Военные действия изматывающие действуют на всех членов семьи. Нужна ли вам победа ценой сломленной воли? Приходилось ли вам когда-нибудь видеть счастье в глазах послушного, образцово-показательного малыша? Любящие родители воспитывают самостоятельную личность, а не свои амбиции.

Поверьте, жизнь – удивительное приключение, в котором всегда есть место веселью и творчеству. Не стоит относиться ко всему слишком серьезно. Представьте себя воздушным шариком и вознеситесь над проблемой. А если ваш воздушный шарик с улыбкой, то любая проблема превращается в интересную воспитательную задачу. И самым правильным ее решением будет то, при котором все максимально довольны.
Положительные эмоции способствуют укреплению иммунитета. Счастливые люди реже болеют. Когда человек испытывает удовольствие, в кровь попадают эндорфины – гормоны радости. Они останавливают старение, улучшаю регенерацию клеток, ускоряют заживление тканей, повышают сопротивляемость организма, противодействуют стрессовым факторам.

Дети, получившие позитивное воспитание чувств, растут уверенными и независимыми. Они не бояться искать и пробовать, стремятся к достижениям и полностью реализуют свои способности. Умные правила воспитания и положительные эмоции обеспечивают развитие толерантности, способности к сопереживанию. Люди, которые умеют радоваться, всегда находятся в центре внимания. К ним тянуться другие, их любят в коллективе.

Как организовать правильное эмоциональное воспитание?

Эмоциональное воспитание, ориентированное на положительные эмоции, осуществить не так уж и сложно. Вам понадобится немного фантазии и знание основных нехитрых правил.

Правило 1. Добровольность и интерес. Правила воспитания не приемлют принуждения. Не насилуйте себя и не заставляйте детей делать что-либо из-под палки. Учитесь находить удовольствие в любом деле. Превратите скучные обязанности в развлечение. Устройте соревнование по поиску парных носков. Тренируйте ловкость, забрасывая грязное белье в корзину с разного расстояния. Помните про роль мотивации, учитесь не принуждать, а создавать потребность. Используйте потенциал совместной деятельности и заинтересованное общение.

Правило 2. Мощь воображения. Позитивные и негативные эмоции напрямую зависят от отношения к деятельности. А свои мысленные установки можно и поменять. Фантазируйте вместе с детьми. Представьте, что вы знакомите инопланетян с земными способами мытья посуды. А, может быть, в результате техногенной катастрофы на планете исчезли современные моющие средства. Вспоминайте бабушкины секреты и несите с улицы песочек. Вообразите, что вы - изобретатели, и вам поручено придумать самый эффективный способ чистки картофеля.

Правило 3. Дочки-матери. Дети обожают командовать. Предложите малышу поменяться ролями. Пусть сегодня он будет взрослым, а вы – несмышленым ребенком. Подходите к своей роли со всей ответственностью – расспрашивайте кроху, что и как нужно делать. Попросите научить вас, например, завязывать шнурки или застегивать пуговки. Исполняя роль взрослого, ребенок абсолютно без всякого эмоционального напряга будет осваивать новые обязанности.

Правило 4. Творческий подход. Дети любят сюрпризы. Детский мозг, не отягощенный стереотипами, испытывает положительные эмоции от всего необычного. Превратите уборку комнаты в увлекательный квест. Пусть ребенок, выполняя задания, разбирает игрушки, поливает цветы, складывает книжки по алфавиту или размеру. Чтобы вас не заподозрили в обмане, придумывайте оригинальные способы выполнения обычных действий. Разработайте новую технологию подметания пола или глажки белья: против часовой стрелки, строго по диагонали, круговыми движениями и т.д.

Правило 5. Эстетическое удовольствие. Приучайте детей к красоте. Эстетические чувства – важная составляющая эмоционального воспитания. Обращайте внимание ребенка на цветочки, ярких букашек, симметричные листочки деревьев, облака интересной формы. Окружайте малыша привлекательными предметами интерьера, сервируйте стол не только к праздникам, воспитывайте вкус в одежде.

Правило 6. Юмор. Старайтесь подмечать комичное. Представьте, как вы выглядите со стоны во время мытья полов. Вообразите на своем месте мартышку или бегемота. Предположите, как это делает королева. Или предложите капризному малышу попробовать лакать молоко, как кошка. Собираясь на улицу, играйте в тайных агентов. Разговаривайте как герой из мультика. Учите детей смеяться над собой и не бояться внешней оценки.

В заключении: Уважаемые взрослые! Переставайте копить негатив. Улыбайтесь чаще! Дарите своим близким положительные эмоции! Соблюдайте позитивные правила воспитания! Пусть эмоциональный опыт ваших детей будет богатым и разнообразным!

Сегодня средства массовой информации ежедневно сообщают нам о катастрофах, стихийных бедствиях, переворотах, эпидемиях, войнах. Все это происходило в обществе и раньше: и в глубокой древности, и в средневековье, и в совсем уж недалеком девятнадцатом веке. Однако радио, телевидение, компьютерные сети сделали такого рода информацию ежедневной и доступной буквально каждому человеку. Поток негативной информации, обрушиваясь на современного человека, вызывает страх перед будущим, неуверенность в своих силах, горечь, тревогу. В его внутреннем мире постепенно водворяется хаос. Поэтому люди так легко верят разного рода целителям и экстрасенсам.

Психологическое воздействие само по себе - это суть работы любого грамотного психотерапевта, который нередко с помощью своих методов возвращает людям уверенность, радость жизни, а значит, и здоровье. Но в руках шарлатанов те же самые методы воздействия становятся разрушительной силой - люди теряют волю, способность принимать самостоятельные решения, отрываются от реальной жизни. В средние века эпидемии психозов охватывали большие массы людей. Не то же ли происходит и сегодня? Мы нередко узнаем о случаях самосожжения, самоуничтожения больших групп людей - все это приметы нездоровья общества в целом.

Что же делать обычным людям, чтобы сохранить душевное равновесие и противостоять враждебным и вредным влияниям? Нужно соблюдать некоторые несложные правила - они относятся к области, которую я бы назвала психологической экологией. В самом деле, мы говорим об экологии воды, почвы, воздуха, но почему-то не заботимся о главном - об экологии человеческой психики, которая в конечном счете определяет и наше самочувствие, и настроение, и отношение к другим людям.

Прежде всего необходимо вспомнить о том, что главное средство воздействия на человека - это слово. Словом можно убить человека, а можно и возродить его к жизни. Вот история одного из моих пациентов. Молодой человек, закончивший среднюю школу, полный сил и энергии, приехал поступать в летное училище, стал проходить медицинское обследование. В рентгеновском кабинете врач произнесла протяжно и многозначительно: "Да-а-а..." Молодой человек насторожился и, выходя из кабинета, спросил, что значит ее реплика. Рентгенолог бездумно ответила, что у него с сердцем не все в порядке. Эта мысль так засела в сознании пациента, что он отказался от всякой мысли о полетах и потратил несколько лет на "уточнение" своего заболевания. У молодого человека начались сердцебиения, неприятные ощущения в области сердца, дрожь в руках и ногах, слабость, хотя серьезных нарушений в работе сердца у него не было. Он много и безуспешно лечился, пока не осознал, что причина болезни - его собственный постоянный страх за свое здоровье. Так одно неосторожно сказанное слово может привести к болезни. Помня об этом, старайтесь не поддаваться внушениям, которые сознательно и бессознательно исходят от других людей в виде тех или иных словесных формулировок.

Лучше всего помогает противостоять чужим влияниям самовнушение, настрой на выздоровление, на борьбу с болезнью (см. "Наука и жизнь" № 9, 1997 г.).

Самовнушение - это внутренняя позиция человека, готовность к определенному действию, ситуации, переживанию. Самовнушение создается определенным настроем мыслей. А каждая возникшая у вас мысль рождает нервный импульс, который реализуется в организме в виде тех или иных биохимических и физиологиче-ских реакций, изменяющих деятельность внутренних органов и систем. Происходит это потому, что любая мысль, образ, воспоминание вызывает эмоции. Все, что окружает нас - звуки, шум, запахи, вибрации, цвета, - всю эту информацию собирает мозг, чтобы использовать как фундамент для наших мыслей и эмоций.

Эмоции - и положительные и отрицательные - могут быть и полезны и вредны для организма. Так, страх может мобилизовать внутренние резервы организма, а может привести к депрессии. Кратковременный страх возбуждает эндокринную систему, заставляет работать надпочечники, побуждая их к выработке стрессовых гормонов, в первую очередь адреналина. В результате меняется весь гомеостаз организма - весь режим его внутренних процессов. Убыстряются сердцебиения, поднимается кровяное давление, учащается дыхание. Все эти изменения помогают организму освободиться от шлаков, токсинов, и он постепенно возвращается в исходное состояние. Но когда страх повторяется часто или продолжается длительное время, организм может исчерпать свои внутренние резервы и перейдет на другой режим работы - развиваются различные заболевания, в первую очередь вегетососудистая дистония, а также колиты, гастриты, нарушения работы щитовидной железы, аллергия. Длительный страх блокирует пути саморегуляции организма, а нарушения развиваются в первую очередь на том участке, который слабее - где тонко, там и рвется.

Таким образом, мысль рождает эмоции, а эмоции приводят к тем или иным сдвигам в работе организма, которые прокладывают дорогу болезни. Поэтому бояться нужно не болезни, а своих мыслей о ней и связанных с этим отрицательных эмоций. Эмоции - это как бы окраска наших мыслей, они усиливают или ослабляют наши внутренние установки. В мозгу существуют центры удовольствия, агрессии и другие, длительное возбуждение которых и создает общий фон эмоциональной окраски. Вспомните - как часто, проснувшись, вы чувствуете себя бодро и весело, несмотря на то, что погода хмурая и множество дел, однако в другой день - несмотря на то, что ничего плохого не происходит, все не так - "встал не с той ноги"... У вас иначе бьется сердце, иной ритм пульса, тонус сосудов, уровень выработки гормонов.

При нормальной нервной регуляции эти изменения помогают организму приспособиться к ситуации и адекватно отреагировать на происходящее, а затем все возвращается "на круги своя". В случае же нарушения регуляции внешние раздражители уже исчезли, а изменение состояния организма - ответ на раздражитель - остается, и человек продолжает чувствовать тревогу, страх, у него комок в горле, спазмы сосудов, учащенное дыхание. Такого рода "зажимы" сказываются на работе внутренних органов и постепенно способствуют развитию так называемых психосоматиче-ских болезней, первопричина которых - в нарушении нервной регуляции деятельности организма.

Таким образом, чтобы быть здоровым, надо научиться управлять своими эмоциями. Воспитание эмоций - непростая задача. Начинать нужно со своих мыслей - в течение дня стараться думать (и говорить) только о хорошем, приятном для вас и окружающих, избегать конфликтных ситуаций, осуждения, перечисления своих обид... Помогает и увлечение каким-то новым для себя делом, а также различные методики самовнушения, аутотренинг, медитация, для религиозных людей - молитвы.

Конечно, в жизни невозможно избежать отрицательных эмоций, и не надо их бояться - это само по себе создает стрессовую ситуацию. Наш организм рассчитан и на периоды отрицательных эмоций, важно только, чтобы они были непродолжительными. Длительные переживания, связанные с потерей чего-либо, разочарование в работе, друзьях, несбывшиеся мечты - все это вызывает избыточное образование в крови веществ, по действию противоположных адреналину, что приводит к засорению организма солями, к вялости, ожирению, снижению тонуса сосудов. Организм постепенно как бы смиряется со своим нездоровым состоянием, принимает болезнь как должное.

Положительные эмоции тоже могут действовать разрушительно - всем известно, что от чрезмерной радости можно получить инфаркт, а любовь может лишить человека сна и аппетита, захватить его настолько, что он действительно заболеет.

Поэтому старайтесь в меру и радоваться и огорчаться, бойтесь слишком раскачать внутренний маятник эмоций. Библейские заповеди не случайно ограничивали человека в его переживаниях, излишние эмоции считались неправедными, высшая гармония - в равновесии чувств. Мы должны властвовать над своими эмоциями, а не они над нами. Только тогда эмоции станут тем рычагом, который поможет нам обрести и сохранить здоровье.


День меркнет ночью, а человек печалью.

С печали не мрут, а сохнут.

Не тот болен, кто лежит, а кто над болью сидит.

Ржа железо ест, а печаль сердце.

Радость прямит, а кручина крючит.

Не тужи: перемелется - все мука будет.

У горькой беды нет сладкой еды.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

Ни радости вечной, ни печали бесконечной.

Час в добре побудешь - все горе забудешь.

Не радуйся, нашедши, не плачь, потеряв.

От радости и старики со старухами помолодели.

Подымешься - дух захватит, опустишься - обухом хватит.

Э. Панченко, врач-психиатр.

«Воспитание всегда означает изменение». Если бы нечего было изменять, нечего было бы воспитывать. Какие же воспитательные изменения должны осуществляться в чувствах? Выше мы видели, что всякое чувство есть тот же механизм реакции, т. е. известного ответа организма на какое-нибудь раздражение среды. Следовательно, механизм воспитания чувств в общих чертах тот же, что и для всех остальных реакций.

Путем связывания тех или иных раздражителей мы можем всегда замыкать новые связи между эмоциональной реакцией и каким-нибудь элементом среды. Первым воспитательным воздействием станет перемена тех раздражителей, с которыми связана реакция. Всякий знает, что в детстве мы боимся не того, чего боимся потом. То, что вызывало страх и пугало, становится безопасным. Зато мы научаемся бояться многих таких предметов и вещей, к которым мы раньше относились доверчиво.

Каким же образом совершается этот перенос страха с одного предмета на другой? Простейший механизм - воспитание условного рефлекса, т.е. перенос реакции на новый раздражитель, который совершается всякий раз, как этот новый раздражитель совпадает с безусловным раздражителем прирожденной реакции.

Если пугающий ребенка факт сопровождается всякий раз другими какими-либо обстоятельствами, то эти обстоятельства сами по себе способны будут впоследствии вызвать в ребенке страх. Ребенок боится зайти в ту комнату, где ему хоть раз пришлось пережить страшное, он избегает тех предметов, которые присутствовали при его испуге. Отсюда первое правило воспитания чувства должно заключаться в следующем. Старайтесь так организовать жизнь и поведение ребенка, чтобы чаще всего сталкивались у него те раздражители, между которыми должно быть создано такое перенесение чувства.

Первоначально ребенок реагирует страхом только на приближение своих личных неприятностей, но допустим, что всякий раз, как грозит какая-нибудь неприятность его близким, матери или сестре, это будет связываться и с личной болью для ребенка. В течение недолгого срока у ребенка замкнется новая связь, и он будет реагировать страхом на приближающиеся неприятности и страдания, которые нисколько не затрагивают его лично, но грозят его близким. Из узкого эгоистического чувства страх может сделаться могучей основой широких и глубоких социальных чувств.

Мы также можем легко вывести из узкого личного круга все эгоистические чувствования, т. е. научить ребенка реагировать гневом не на свою личную обиду, но на обиду своей страны, своего класса, своего дела. И такая возможность широчайшего перенесения чувствований составляет залог воспитания, выражающийся в возможности совершенно новых отношений между индивидом и /104/ средой. Вот почему для педагога не может быть неприемлемых или нежелательных эмоций. Наоборот, он должен всегда исходить из так называемых низших, эгоистических чувствований как самых первичных, основных и сильных и уже на основе их закладывать фундамент эмоционального строя личности.

Поэтому и разделение чувств на низкие и высшие, эгоистические и альтруистические должно отпасть, так как всякое решительно чувство может быть направлено воспитателем в любую сторону и связано с любым раздражителем. Можно научить ребенка бояться как вскочившего у него прыщика или паука на стене, так и бедствий, поражения любимого дела, несчастья, постигающего близких. И то, что здесь сказано о страхе, в равной мере относится ко всему остальному. Другие эмоциональные реакции могут быть связаны с самыми различными раздражителями, и осуществить эту связь можно, только сталкивая в личном опыте ученика различные раздражители.

Иными словами, и здесь воспитательный механизм сводится к известной организации среды. Таким образом, воспитание чувствесть всегда, в сущности, перевоспитание чувств, т. е. изменение в направлении эмоциональной прирожденной реакции.

Есть еще один психологический механизм воспитания чувств, который присущ только эмоциональным реакциям и коренится в особенностях их склада. Этот механізм заключается в том, что не только указанным выше путем может замыкаться связь между реакцией и каким-либо событием. Возможно, чтобы чувство страха, скажем, связалось с таким раздражителем, который не был соединен в опыте с безусловным раздражителем страха, но в опыте ребенка соединялся бы с чувством боли, неудовольствия и т.п.

Достаточно этого для того, чтобы создалась так называемая предупредительная реакция. Так, ребенок в первый раз доверчиво тянется ручками к свету, но, один раз ожегшись, он уже начинает бояться огня и реагирует на его приближение резко выраженным страхом. В данном случае мы имеем замыкание новой реакции не путем установления условного рефлекса, а нечто другое: самостоятельную связь между двумя эмоциями, когда сильно пережитая эмоция боли вызывает эмоцию страха. Другими словами, эмоциональный эффект того или иного события, той или иной реакции оказывается причиной для установления целого ряда других эмоциональных связей. Если вы хотите, чтобы ребенок питал страх к чему-нибудь, свяжите наступление этого с болью или страданием для организма - и нужный страх возникает сам собой.

Эмоции приходится рассматривать как систему предварительных реакций, сообщающих организму ближайшее будущее его поведения и организующих формы этого поведения. Отсюда для педагога открывается в эмоциях чрезвычайно ценное средство воспитания тех или иных реакций. Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, /105/ чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живая боль, живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение.

Эмоциональные реакции оказывают существеннейшее влияние на все формы нашего поведения и моменты воспитательного процесса. Хотим ли мы достигнуть лучшего запоминания со стороны учеников или более успешной работы мысли - все равно мы должны позаботиться о том, чтобы и та и другая деятельность стимулировалась эмоционально. Опыт и исследование показали, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный. Всякий раз, как вы сообщаете что-нибудь ученику, позаботьтесь о том, чтобы поразить его чувство. Это нужно не только как средство для лучшего запоминания и усвоения, но и как самоцель.

Прежнее воспитание бесконечно логизировало и интеллектуализировало поведение, и в результате возникало то страшнейшее «засушение сердца», то полное отсутствие чувства, которое делалось непременной чертой каждого человека, прошедшего такое воспитание. У современного человека все до такой степени автоматизировалось, его единичные впечатления до того соединились с понятиями, что жизнь протекает мирно, не зацепляя и не задевая его психики, и в отношении эмоциональном эта безрадостная и беспечальная жизнь без ярких потрясений, но и без больших радостей создает основу для того мелкого калибра чувств, который в русском литературном языке давно получил название обывательщины или мещанства.

Все мы потеряли вследствие такого воспитания непосредственное чувство жизни, и, между прочим, мертвый, бездушный способ обучения предметам сыграл немалую роль в этом обездушении мира и умерщвлении чувства. Кто из нас задумывался над тем, какой неисчерпаемый источник эмоциональных возбуждений таится в обыкновенном курсе географии, астрономии или истории, если подумать, что преподавание этих предметов должно выйти за пределы сухих логических схем и стать предметом и работой не только мысли, но и чувства.

Эмоция не менее важный агент, чем мысль. Забота педагога должна заключаться не только в том, чтобы ученики продумали и усвоили географию, но и прочувствовали ее. Эта мысль почему-то обычно не приходит в голову, и эмоционально окрашенное преподавание является у нас редким гостем, большей частью связанным с бессильной любовью к своему предмету самого преподавателя, который не знает средств для того, чтобы сообщить ее ученикам, и потому обычно слывет чудаком.

Между тем именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию /106/ ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика. Все остальное есть мертвое знание, убивающее всякое живое отношение к миру. На уроках наших только при преподавании литературы, да и то в незначительной степени, признавалось необходимым в составе воспитательного процесса наличие эмоционального момента.

Греки говорили, что философия начинается с удивления. И психологически это верно в применении ко всякому знанию в том смысле, что всякому знанию должно предшествовать известное чувство жажды. Момент взволнованности, небезразличия должен необходимо служить отправной точкой всякой воспитательной работы.

Лучшим примером такого бесплодного бесчувствия служит маленький комический рассказ Чехова, имеющий глубокий смысл. Там рассказывается о том, как старый чиновник, никогда и нигде не учившийся, из опыта припоминает значение всех знаков препинания; он знает, что перед перечислением бумаг или аттестатов ставится двоеточие, что запятая отделяет фамилию и перечисляемых, другими словами, в его жизни и в опыте всегда были такие моменты, эмоциональный смысл которых обозначался этими знаками. Только восклицательного знака за все годы его работы ему ни разу не пришлось встретить; от жены он узнает заученное ею в пансиону правило, что восклицательный знак ставится для выражения восторга, восхищения, гнева, негодования и прочих чувств. Вот этих-то чувств и не было в жизни чиновника, и чувство бесконечного горя за глупо прожитую жизнь, возмущение и негодование заставляют его первый раз пережить сильный взрыв и в поздравительной книге начальника после подписи поставить три больших восклицательных знака.

Если вы хотите, чтобы ваши воспитанники не повторили жалкую жизнь чеховского чиновника, то заботьтесь о том, чтобы восторг, негодование и прочие чувства не прошли мимо их жизни, чтобы в ней было побольше восклицательных знаков.

Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость только применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференциального исчисления. И там и здесь человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы.

Другой, не лучшей крайностью эмоционального воспитания является чрезмерная и ложно раздутая чувствительность, которую следует отличать от чувства. Под чувствительностью надо понимать такие формы эмоциональных реакций, когда эмоция не связывается ни с каким действием и вся без остатка разрешается в тех /107/ внутренних реакциях, которые ее сопровождают. Джемс в качестве примера ложного чувства называет русских сентиментальных барынь, которые плачут в театре на представлении какой-либо чувствительной драмы и которым не приходит на ум, что их кучера в сорокаградусный мороз мерзнут на улице. Насколько эмоция могущественна и важна для действия, настолько сентимент бесплоден и ничтожен.

Что касается воспитания эмоций в собственном смысле этого слова, насущной педагогической задачей здесь является овладение эмоциями, т.е. такое включение их в общую сеть поведения, когда бы они тесно связались со всеми другими реакциями и не врывались в их течение нарушающим и расстраивающим образом.

Умение владеть своими чувствами психологически не означает ничего другого, как умение владеть их внешним выражением, т. е. связанными с ними реакциями. Поэтому чувство побеждается только через овладение его двигательным выражением, и тот, кто научится не кривиться и не морщиться при отвратительном вкусе, победит и самое отвращение. Отсюда та чрезвычайная власть над воспитанием чувств, которая принадлежит развитию сознательных движений и управлению ими.

«Трус, который примет гордую позу и с воинственным видом смело и открыто пойдет на врага, тем самым уже победил свою трусость». Мы знаем, что такие прославленные храбрецы, как Петр Великий и Наполеон, до припадков боялись мышей или насекомых. Следовательно, чувство страха было им ведомо, эмоциональные реакции были им присущи. Однако в бою они могли без дрожи стоять под пулями, потому что властвовали над своим страхом.

Это владение эмоциями, которое составляет задачу всякого воспитания, может с первого взгляда показаться подавлением чувства. На самом деле оно означает только подчинение чувства, связывание его с остальными формами поведения, целесообразную его направленность. Примером разумного использования чувства могут служить так называемые интеллектуальные чувства: любопытство, интерес, удивление и т.д., которые возникают в непосредственной связи с интеллектуальной деятельностью и руководят ею самым явным образом, хотя сами имеют чрезвычайно незначительное телесное выражение, исчерпывающееся большей частью несколькими тонкими движениями глаз и лица.

Игра, о которой мы говорили как о лучшем воспитательном механизме инстинкта, является вместе с тем и лучшей формой организации эмоционального поведения. Игра ребенка всегда эмоциональна, она будит в нем сильные и яркие чувства, но она же учит ребенка не слепо следовать эмоциям, а согласовать их с правилами игры и с ее конечной целью.

Таким образом, игра представляет собой первые формы сознательного поведения, возникающие на основе инстинктивного и эмоционального. Она - лучшее средство целостного воспитания всех этих различных форм и установления правильной координации и связи между ними. /108/

Похожие публикации