Финансовое обеспечение пенсионных систем в странах ес и в россии. Финансовая грамотность в вузах

Пенсионная система — это совокупность правовых, экономических, организационных институтов и норм, которые имеют целью при определенных условиях материально обеспечивать граждан (обычно пожилых), выплачивая им .

Типы пенсионных систем в мире

В зависимости от участия государства:

  • государственная,
  • частная,
  • смешанного типа.

По принципу накопления:

  • распределительная, или солидарная (пенсионеру платят деньги, которые собирают в виде пенсионных взносов с нынешних работников);
  • накопительная (каждому работнику открывают счет, с него в будущем будут выплачивать пенсию);
  • условно накопительная.

Примерно половина из 176 государств, которые затронуло исследование Всемирного банка, избрали распределительную пенсионную систему. Большинство контролируются властями страны — это позволяет дать минимальные социальные гарантии бедным. Во Франции, в Австрии, Финляндии, Италии и Люксембурге государство обеспечивает 100% пенсионных выплат.

В некоторых странах у человека есть право выбора системы. Например, в Германии действует государственная распределительная, однако есть и добровольные накопительные пенсионные системы; не подлежат обязательному страхованию предприниматели, фермеры и люди творческих профессий.

Компоненты пенсионных систем

  1. Не обеспеченная взносами. Гарантия минимального жизненного уровня даже для тех, кто не работал стандартную пенсию. Есть в 80 странах.
  2. Обязательная и зависящая от доходов. Основана на индивидуальных накоплениях. Отчисления на персональный счет жестко контролируются, они обязательны.
  3. Обязательная и зависящая от сбережений.
  4. Дополнительная добровольная.
  5. Дополнительные виды социальной поддержки (например, пособия в рамках социальных программ).

Пенсионная система России

Благодаря прогрессу в сфере медицины люди живут дольше, доля пожилых среди населения всех стран увеличивается, что требует реформирования пенсионных систем. Они должны менять, причем быстро — только это убережет от дефицита . Зарубежные реформы пенсионных систем предполагают внедрение двух- или трехуровневых систем, то есть отказ от традиционных распределительных.

В России регулярно корректируют пенсионную систему. В 2002 году перешли от солидарной к смешанной. Стали делить обязательные отчисления на базовую (накопительную) и страховую части. Наниматель переводит 22% зарплаты на пенсионный счет сотрудника:

  • 6% отчисляются в бюджет (на основе этой доли формируют фонд для выплаты , гарантированной всем гражданам);
  • 10% перечисляются в бюджет на условно-накопительные счета (тратятся на выплаты нынешним пенсионерам);
  • 6% могут быть переданы любому частному пенсионному фонду либо переведены на счет во «Внешэкономбанке».

В 2014 году введен мораторий на перевод пенсионных отчислений на накопительные счета — платежи приплюсовали к страховой части.

С 2015 года было решено рассчитывать уровень страховой пенсии в баллах (высчитываются на основе количества стажа, размера зарплаты и возраста выхода на пенсию).

Пенсионная система в Беларуси

Пенсионная система Республики Беларусь наследована от СССР и со времен распада Союза изменилась мало.

Законодательство, регулирующие пенсионную ситуацию, — Закон от 17.04.1992 № 1596-ХII «О пенсионном обеспечении», Закон от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании», Закон от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования».

Сейчас действует государственная распределительная пенсионная система (как в Германии и Франции). Накопительного компонента нет, однако один из вариантов реформирования системы — его «надстройка» над уже существующим распределительным блоком. На размер пенсионного обеспечения влияют длительность стажа и , из которой уплачивались страховые взносы. Нынешние пенсионеры получают денежное пособие благодаря работающим согражданам и нанимателям.

Поскольку трудоспособных с каждым годом становится меньше, приходится задумываться о повышении , проводить индексацию пенсионных выплат. Эти меры непопулярные, однако только они позволяют государству предупреждать дефицит бюджета. В будущем, вероятно, многие страны перейдут от распределительных систем к накопительным. При этом ряд экспертов считает, что она будет неэффективной из-за .

В 2016 году решено повысить пенсионный возраст с 55 лет до 58 для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин. Необходимо обеспечить стабильное развитие и , иначе через несколько лет снова понадобится очередное повышение. Постепенное повышение пенсионного возраста продолжиться и в 2017 году, а окончательно завершится во втором полугодии 2022 года.

Пути развития пенсионной системы: экспертное мнение

(публикуемый текст является переработкой выступления на конференции и не полностью совпадает с указанным выступлением)

Что является сегодня основной проблемой в пенсионной системе? Есть вопрос о снижении среднего коэффициента замещения. Есть вопрос об увеличении доли субсидий из федерального бюджета в структуре доходов Пенсионного фонда России (ПФР), то есть, в конечном счете, о несбалансированности бюджета ПФР. Есть вопрос о недостаточном темпе развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ), по крайней мере, в части розницы.

Но, на мой взгляд, все это проблемы второго уровня. А проблема первого уровня – это отсутствие внятной и общепризнанной идеологии развития пенсионной системы , без которой нельзя оценить ни общую успешность пенсионной реформы, ни эффективность работы созданной пенсионной системы; нельзя определить целевые значения тех или иных показателей пенсионного обеспечения ; нельзя, наконец, сказать, куда и как надо развивать эту систему.

Уже не раз говорилось, что пенсионная реформа в бюрократическом плане является сиротой: в России нет федерального органа власти или какой-либо иной организации, которая отвечала бы за судьбу реформы в целом. В той или иной степени пенсионной проблематикой занимаются Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минфин, ФСФР; несут определенную ответственность за пенсии и Государственная Дума, и Президент России, и Правительство; несомненно, важную роль играет ПФР. Но нет органа, наделенного достаточными полномочиями для координации всех участников этого процесса, вырабатывающего общую идеологию и обеспечивающего ее соблюдение всеми остальными. Взаимодействие ведомств по пенсионным вопросам только ленивый не уподоблял басням Крылова – то ли «Квартету», то ли «Лебедю, Раку и Щуке».

В своем выступлении я не пытаюсь предложить целостную концепцию развития пенсионной системы, а всего лишь формулирую несколько важных, на мой взгляд, принципов, которые в этой гипотетической будущей концепции, на мой взгляд, должны найти отражение.

Пенсионные системы бывают государственные и частные, бывают распределительные и накопительные. Совпадают ли эти классификации? Отнюдь нет. Хотя государственные пенсионные системы чаще всего являются распределительными (и сегодня в России такая система – в рамках ПФР – кардинально преобладает); хотя накопительные системы – чаще всего частные (и у нас такая система реализуется в рамках добровольного пенсионного обеспечения через НПФ); - но встречаются и государственные накопительные системы. В том числе система накопительной части трудовой пенсии в России.

государственная

частная

распределительная

ПФР – базовая и страховая часть трудовой пенсии

накопительная

ПФР, ГУК, ЧУК, НПФ – накопительная часть трудовой пенсии

НПФ – негосударственное пенсионное обеспечение

Простейший вопрос: каким должно быть соотношение этих частей, трех подсистем пенсионной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе? К чему надо стремиться? Общепризнанного ответа нет.

Конечно, загадывать на 40-50 лет вперед трудно, вернее, можно, но практически бессмысленно: прогнозируя столь далекое будущее на основании только сегодняшних предпосылок, мы вряд ли сумеем сказать что-то полезное. Если бы в 1967 году лучшие специалисты СССР по пенсионному обеспечению попытались обсудить, какие проблемы будут у российской пенсионной системы в 2007 году, они могли бы напридумывать все, что угодно, но они бы и близко не подошли к тому, что мы реально имеем сегодня. И точно так же наши оценки пенсионной ситуации в 2047 году заведомо условны: будет что-то совсем не то, что мы ожидаем сегодня. Но вот свои пожелания к этому будущему мы высказать можем.

Так вот, на мой взгляд, вектор должен быть направлен в сторону снижения роли и доли распределительной системы (почему – скажу ниже) и повышения доли частной накопительной системы (или систем). Причем перераспределение должно быть весьма значимым: если сегодня суммарная величина пенсий, выплаченных НПФ, составляет менее 1% от суммы трудовых пенсий, выплаченных из ПФР (по итогам 2006 года), то через 30-40 лет эта доля должна подняться хотя бы до 40-50%. Что же до государственной накопительной системы, то она скорее является «демонстрационной моделью» для граждан и предпринимателей, поэтому в долгосрочной перспективе ее масштабы могут быть сокращены в пользу частных накопительных систем.

Однако тенденции, которые мы наблюдаем сегодня, имеют скорее противоположный характер. Я говорю об усилении роли государства в экономике, об уменьшении степени самостоятельности бизнеса, а значит, и о неизбежном укреплении патерналистских настроений населения в пенсионных вопросах. В самом деле, вопрос о пенсиях – это вопрос прежде всего о доверии. Если люди больше доверяют государству, чем частному бизнесу (частным финансовым институтам), или, вернее, если люди не доверяют частным финансовым институтам сильнее, чем они не доверяют государству , - о каком росте частных накопительных пенсионных систем можно вести речь?

Между тем желание переложить все пенсионные проблемы на государство неправильно уже потому, что это экономически неэффективно. Если считать, что государство должно вмешиваться в экономику там и тогда, где и когда наблюдаются «провалы рынка» (market failures), - ситуации, где рыночные механизмы не могут обеспечить эффективное решение возникающих проблем, - то трудовые пенсии «провалом рынка» не являются! Да, социальное обеспечение инвалидов или людей, которые еще по каким-то причинам не работали и не могли заработать себе на пенсию, скорее всего, является «общественным благом» (public good) и должно в таком случае осуществляться государством (хотя в принципе возможна и эффективная частная благотворительность). Но что мешает человеку в стране с развитым финансовым рынком копить себе на пенсию при помощи тех или иных частных финансовых институтов?

Государственную распределительную пенсионную систему легко критиковать с позиций ее объективной несбалансированности в долгосрочном периоде в условиях ухудшающейся демографической ситуации: действительно, при старении населения и повышении коэффициента «демографической нагрузки пожилыми» (то есть соотношения численности пенсионеров и численности работающих граждан) средний коэффициент замещения обречен снижаться, если только не будет повышения налогов или увеличения пенсионного возраста. Но есть и другая линия критики.

С точки зрения работающего человека, он и в распределительной, и в накопительной системе зарабатывает себе некие пенсионные права. Только в одном случае уплаченные пенсионные взносы трансформируются в инвестиции, в финансовые активы (акции, облигации, депозиты и т. д.), за счет которых в будущем будет платиться пенсия, а в другом – возникают обязательства государства (либо государственного пенсионного фонда) по выплате будущих пенсий за счет будущих доходов государства (государственного пенсионного фонда) от будущих поступлений пенсионных взносов. Разница в том, что в накопительной системе эти пенсионные права выражены более эксплицитно, они имеют внятную стоимостную оценку ; и хотя правообладатель (работник) несет соответствующие инвестиционные риски и риски провайдера пенсионных услуг, но эти риски более ясны и более управляемы, в том числе путем диверсификации . Напротив, в государственной распределительной пенсионной системе права достаточно непрозрачны, и к тому же они могут быть в любой момент существенно изменены провайдером (государством) путем законодательного изменения пенсионной формулы, на что «клиент» распределительной системы повлиять никоим образом не может. И вот именно это противопоставление распределительной и накопительной систем надо донести до широких масс населения, чтобы люди могли делать осознанный выбор: доверять ли государству как провайдеру пенсионных услуг или все же поверить частным финансовым институтам.

С этой точки зрения мне видится оптимальной следующая структура пенсионной системы . Распределительный компонент сохраняется, во-первых, для выплаты пенсий как социальных пособий, уравнительных, не связанных с трудовым вкладом, - аналог нынешней базовой пенсии; во-вторых, для выплаты пенсий, связанных с трудовым вкладом и уплаченными пенсионными взносами (аналог нынешней страховой пенсии) для тех, кто сознательно выбрал эту модель. При этом государство, со своей стороны, пропагандирует преимущества частных накопительных систем и не стремится обеспечить экономические преимущества тем, кто выбирает распределительную систему. При этом частный накопительный компонент усиливается и растет опережающими темпами, так как получает моральную поддержку и налоговое стимулирование со стороны государства, а также развивает многообразие своих форм, пенсионных продуктов и методов взаимодействия с клиентами.

Параллельно с этими двумя существует и накопительная государственная система (аналог нынешней накопительной части трудовой пенсии), - по умолчанию обязательная, но не очень масштабная по размеру пенсионных взносов и притом предусматривающая право гражданина отказаться от ее использования и уйти либо в распределительную систему, либо в частную накопительную систему. Администрирование этой системы целесообразно снять с ПФР и поручить какой-либо иной государственной или квази-государственной организации, - условно говоря, пусть она называется «Государственный накопительный пенсионный фонд». Если для кого-то из граждан государственный брэнд является сигналом, повышающим в его глазах надежность накопительного пенсионного института, то грех не предоставить ему такую возможность. Однако эффективность работы такого фонда, скорее всего, по объективным причинам будет ниже эффективности работы его частных собратьев.

Я не предлагаю существенно менять дизайн государственной накопительной системы (хотя это вполне может произойти с течением времени): скорее всего, она будет похожа на нынешнюю систему НЧТП с использованием управляющих компаний – инвестирование осуществляется через частные финансовые институты, пенсии платит государственная структура. При необходимости можно сохранить и государственную УК (в тех же целях создания привлекательной опции для поклонников брэнда «государство»), но только обязав этих поклонников выбирать ее на общих основаниях с другими УК. При этом вопрос, куда в рамках данной классификации относить нынешнюю систему НЧТП с использованием НПФ («деятельность по обязательному пенсионному страхованию») – к государственной или к частной накопительной системе – может дебатироваться, но, на мой взгляд, это все же скорее сегмент частной накопительной системы.

В этой связи необходимо высказаться о предлагаемой системе стимулирования (государственного софинансирования) добровольных пенсионных накоплений граждан, так называемой системе «1000+1000». Законопроект о такой системе по поручению Президента России уже подготовлен Минэкономразвития России и согласовывается с ведомствами. По своей технологии он предполагает осуществление софинансирования на базе системы НЧТП, реализуемой через ПФР: работник пишет заявление работодателю об отчислении части его зарплаты («дополнительные страховые взносы») в ПФР в дополнение к основным пенсионным взносам; эти средства присовокупляются к иным пенсионным накоплениям работника и следуют их судьбе, то есть в следующем году передаются на инвестирование в ГУК, ЧУК или НПФ. В свою очередь, государство, получив информацию об уплаченных за год взносов, переводит на счет такого работника в ПФР сумму, равную его взносам, но не более 10000 рублей. Если же человек, достигший пенсионного возраста, не будет оформлять пенсию, а продолжит работать и платить дополнительные страховые взносы, то государство будет его софинансировать аж в трехкратном размере.

Такой дизайн системы софинансирования объективно наиболее подходит для быстрой реализации наказа Президента, поскольку позволяет использовать уже готовую, отлаженную систему работы ПФР и минимизировать необходимые изменения в законы и подзаконные нормативные акты . Однако, на мой взгляд, в среднесрочной и долгосрочной перспективе этот вариант хуже, поскольку он усиливает государственный компонент в общей пенсионной структуре; вот почему было бы очень хорошо в пределах 1-2 лет «пересадить» этот механизм на платформу негосударственных пенсионных фондов или хотя бы дать гражданам дополнительную опцию на выбор одного из двух вариантов.

Система софинансирования вряд ли позволит привлечь сильно много людей и сильно поднять коэффициент замещения, - по крайней мере, в ее нынешнем дизайне и с верхним ограничением суммы софинансирования 10000 рублей в год. Однако у нее есть несомненное позитивное значение: это дополнительный сигнал со стороны государства населению и бизнесу о том, что оно продолжает заботиться о развитии накопительных пенсионных систем, доверяет им и поддерживает их.

Понятно, что для такой поддержки государство должно быть крепко уверено в надежности НПФ, поэтому частью предлагаемой системы мер должны стать усиление контроля за НПФ (реального, а не только по отчетности), повышение их прозрачности, укрепление диалога между НПФ и госорганами.

Пенсия - это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию - инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др. Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев. Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации. 3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия. Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку - ст. 39, "Конституция Российской Федерации 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Необходимое условие для назначения трудовой пенсии - не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин. Страховой стаж - это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации. 36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственные пенсионные фонды обслуживают свыше 20 млн. граждан России. В негосударственных пенсионных фондах накопительную часть трудовой пенсии формируют свыше 15,44 млн. человек. Почти 6,6 млн. человек накапливают в НПФ пенсию по добровольному (негосударственному) пенсионному обеспечению.

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель. 6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов. Как устроена система обязательного пенсионного страхования? Обязательное пенсионное страхование - это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая - например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами. Застрахованные лица - это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

  • - работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);
  • - самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • - работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • - являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • - священнослужители.

Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования - страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка). Оформить его можно самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве указаны персональные данные и номер персонального счета в ПФР - СНИЛС.

СНИЛС - страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно личное участие. Необходимо заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР. Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги - от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Как там у них?

Еще в начале 2017 года Министр труда и социальной политики Максим Топилин сообщил, что реальные пенсии в этом году в среднем вырастут на 2,1%. Произойдет такой, весьма скромный рост, за счет запланированных индексаций и выплаты в январе единовременных 5 тыс. рублей. Хотя, ожидания россиян тоже далеко не высокие - грезы большинства о достойной пенсии ограничиваются 30 тыс. рублей. Но даже их государство обеспечить не в силах. Теперь вот нас настойчиво убеждают, что накопить на достойную пенсию можно лишь самостоятельно, параллельно уверяя, что россияне и россиянки слишком рано уходят на заслуженный отдых. Мол, постоянно увеличивающаяся продолжительность жизни пенсионеров приводит к росту их количества, а в связи с этим работоспособное население уже не в состоянии содержать неработающих граждан.

В качестве примера россиянам наперебой рассказывают о некоем международном опыте - за границей не принято жить исключительно на государственную помощь и продолжать дальше работать, получая «достойное» пособие. Чтоб понять, о чем все-таки идет речь, Карьерист.ру постарался изучить пенсионные системы самых передовых стран и сравнить их с отечественными нормативами.


Пенсионная система США существенно отличается от российской. Следуя принципам гендерного равенства, американцы и американки уходят на пенсию одновременно, по достижению 65-летнего возраста, при том что средняя продолжительность жизни в Америке достигает 80 лет. Государственная пенсионная система охватывает почти всех трудящихся американцев, которые в течение своего страхового стажа оплачивали страховые взносы. Она обеспечивает им среднюю пенсию, которая в переводе на российскую валюту сегодня составляет около 85 тыс. рублей. Но «фишка» в том, что американская система дает пенсионеру сразу три источника пенсионного дохода - помимо государственной, работающий американец может участвовать в корпоративных и частных системах накопления. Причем корпоративная система накопления организуется по месту трудоустройства, но регулируется также государством.

Для получения права на корпоративную пенсию, в зависимости от компании, достаточно проработать в ней 5-10 лет, делая равные с работодателем отчисления в специальный фонд. При этом будущий пенсионер имеет в таких программах собственный счет, которым он может самостоятельно управлять, выбирая инвестиционные инструменты и самостоятельно неся ответственность за судьбу своих накоплений. Примечательно, что пенсионеры вправе сами определять сумму будущих выплат. Кроме этого, американцы вправе открыть частный счет в финансовой структуре, где объем накоплений обычно ограничивается планкой в 2 тыс. $ в год. За период накопления средства не облагаются налогами, но при обналичивании, подоходный налог все же приходится оплачивать. Снять накопленные средства до достижения 60-летнего возраста невозможно.

Интересно, что общий объем накоплений пенсионеров в США оценивается около 24 трлн $, где только 3 трлн $ находятся под управлением государства - остальными средствами управляют НПФы и прочие финансовые организации.

Дания

Датских пенсионеров по праву можно считать самыми счастливыми пенсионерами планеты - в 2016 году пенсионная система Дании признана самой сбалансированной в мире, по версии Global Pension Index. В рейтинг входит 27 стран, среди которых, вполне ожидаемо, России таки нет. Выходя на пенсию в 67 лет (как мужчины, так и женщины), граждане Дании (а также граждане ЕС и других стран, легально проживающих не территории Дании), имеют право на обычную и полноразмерную пенсию. Для получения обычной пенсии гражданам страны достаточно прожить не территории Дании 3 года в промежутке между 15 и 67 годами (иностранцам - 10 лет). Для получения полноразмерной пенсии, в указанном возрастном промежутке придется прожить уже 40 лет. В противном случае она будет составлять 1/40 от полноразмерной пенсии, пропорционально прожитым в стране годам. Кроме того, датские пенсионеры имеют право на добавочную пенсию - она выплачивается всем, кто работал больше 9 часов в неделю. Все это, плюс надбавки и частные пенсионные программы, позволяют датчанам в среднем получать пенсию, равную 120 тыс. рублей в месяц.

За такое приличное пенсионное содержание будущим пенсионерам приходится немало платить - налоги в Дании обычно составляют 35-50% от заработка, на чем собственно и держится пенсионная система. При этом сама система, помимо государственного фонда, в который идет лишь часть взносов, представлена множеством негосударственных пенсионных фондов, которые большую часть средств пенсионеров вкладывают в рисковые активы. Тем не менее участвуя в их программах пенсионеры очень часто получают пенсию, равную 2,8 тыс. $, что является абсолютным рекордом для ЕС.


Франция

Пенсионная система Франции отличается от большинства систем, представленных в других странах. Как и в России, пенсионными правами обладает каждый француз, преодолевший возрастной ценз (65 для женщин, 67 для мужчин), без привязки к трудовому стажу. Но в отличие от России, она рассчитывается как 50% от зарплаты, получаемой на протяжении 25 наиболее удачных лет, учитывая инфляцию. При наличии трудового стажа 41,5 года, на пенсию можно выйти раньше достижения пенсионного возраста, но не раньше 60 лет. Примечательно, что при наличии стажа в 40 лет, пенсионерам полагается еще и надбавка. Но это все лишь базовая часть французской пенсии, помимо нее государственная пенсионная система предполагает еще и дополнительную часть, которая исчисляется исходя из баллов, полученных после расторжения трудовых отношений с каждым из работодателей, с которым они были на протяжении жизни.

Получается, что в среднем пенсионеры получают пенсии из 3-5 источников. В итоге средняя пенсия во Франции составляет около 70 тыс. рублей, а иногда сумма накоплений и надбавок позволяет пенсионерам получать пенсии даже больше зарплаты работающих людей. Участие в пенсионной страховой системе является обязательным для французов - они ежемесячно уплачивают 16,35% от своей зарплаты. Самозанятым гражданам и частным предпринимателям приходится уплачивать взнос самостоятельно, а вот наемные работники платят его вместе с работодателями в равных долях. Несмотря на существенный размер отчислений, все дополнительные баллы и надбавки позволяют французским пенсионерам получать пенсии, составляющие около 80% от дохода.

Китай

Китайская пенсионная система не отличается демократичностью, даже если сравнивать ее с российской системой. Так, еще совсем недавно правом на пенсии обладали лишь госслужащие и работники государственных корпораций. Рыночные реформы привели к тому, что система пенсий охватила и городских жителей, работающих в частном секторе, благодаря чему к 2007 году пенсию получали уже треть достигших пенсионного возраста китайцев. В 2009 году пенсии начали выплачивать и отдельным категориям сельских пенсионеров, а сегодня пенсионная система уже охватывает около 60% пенсионеров Китая. Остальным приходится довольствоваться заработками на стихийных рынках и содержанием со стороны детей, как это практиковалось на протяжении сотен лет ранее.

Пенсионный возраст, как и в России, составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Если китаец занимается физическим трудом, он выходит на пенсию в 50 лет, что обусловлено высокой смертностью среди таких граждан. Для получения права на пенсию, китайцам необходимо на протяжении 15 лет отчислять 11% от своей зарплаты (8% работник, 3% работодатель). Это дает китайцу право на получение пенсии в размере 20% от средней зарплаты по региону, если он житель города, и 10% от среднего дохода крестьян, если он житель села. В таких условиях, средняя пенсия у китайцев составляет около 10 тыс. рублей.


Великобритания

Пенсионная система Объединенного Королевства существует уже более 100 лет, имеет очень сложную структуру и широкий спектр инструментов. Так, британцы имеют право на получение государственной и страховой пенсий, первую платит правительство, вторую - фонд государственного страхования. Государственная пенсия выплачивается всем гражданам, достигшим пенсионного возраста, который составляет 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Правительство обеспечивает гражданам выплаты в размере пятой части от их дохода. Страховая пенсия также выплачивается за счет взносов, которые работники платят солидарно с работодателем. Она также дает британским пенсионерам около 20% от заработанного дохода. Примечательно, что английская пенсия рассчитывается в недельном выражении и в среднем составляет около 175 фунтов в неделю, что в конечном итоге позволяет пенсионерам получать сумму, эквивалентную 49-50 тыс. рублей в месяц.

Помимо государственного обеспечения, британцы нередко участвуют в корпоративных программах, вкладывают деньги в НПФы и страховые компании. Это позволяет им иметь неплохой ежемесячный доход в старости - как писал британский журнал «Indepenent», средний совокупный доход английских пенсионеров в 2013-2014 году составлял около 398 фунтов, в то время как работающие граждане в среднем зарабатывали 384 фунта.

Германия

Германия построила свою пенсионную организацию в порядке солидарности - молодое поколение финансирует пенсию старого, тем самым получая право на собственную пенсию. В ФРГ успешно действует как правительственная, так и негосударственная системы - без проблем можно участвовать в обеих, но обязательной она считается лишь для граждан, чей доход ниже 3,9 тыс. € (их, кстати, большинство). Взносы в пенсионный фонд для немцев составляют около 19% от их заработка, и работодатель, в отличие от России, оплачивает лишь половину - вторую часть отчисляет работник. Сама пенсия исчисляется с учетом индивидуальных коэффициентов, стажа и других особенностей. Уходя на пенсию в 67 лет, немецкие пенсионеры должны иметь 45-летний трудовой стаж - чем он меньше, тем ниже будет пособие.

При этом пенсии на западе и востоке страны немного отличаются, однако в среднем, в пересчете на отечественную валюту она составляет около 73 тыс. рублей. Россиянам о такой пенсии приходится только мечтать - в 2017 году средняя пенсия в нашей стране должна составить лишь 13,5 тыс. рублей.

Похожие публикации