Про патриархальную культуру и женский мозг. Что такое матриархат? Переход от матриархата к патриархату

Многие люди слышали о феминизме и движении женщин за свои права. И большинство понимает, что причиной этого является патриархальный устой общества, существовавший на земле испокон веков. Об этом в данной статье и хочется поговорить.

О понятии

Сначала обязательно необходимо разобраться в самом понятии. Итак, что такое патриархат? Определение гласит, что это некая форма общественных отношений, в которой представитель сильного пола, т. е. мужчина, играет доминантную роль в семье и государстве. Если рассматривать данное понятие с точки зрения гендерной теории, то тут можно говорить и о том, что это некая форма контроля над по половому признаку. Можно также попробовать охарактеризовать данный устрой одной фразой, которая будет звучать следующим образом: господство мужчин над женщинами.

Немного истории

Желая разобраться в том, что такое патриархат, необходимо немножко окунуться в историю данного вопроса. Большинство ученых склоняются к тому, что все существующие цивилизации были исключительно патриархальными. Однако некие специалисты утверждают, что общества времен неолита и палеолита (а это 5-7 тысячелетия до нашей эры) были вообще гендерно равноправными. Существует также мнение о том, что патриархату предшествовал матриархат (общественный строй, где главенствующие позиции занимали исключительно женщины). Но все же большинство ученых данный факт отрицают, говоря лишь о том, что мужское доминирование - это чуть ли не природный феномен, который и должен определять суть общественных отношений во все времена и во всех нациях.

К слову, об этом говорил и такой философ и социолог, как Гидденс. Он считал, что различия в доминировании, конечно же, были, однако еще никогда не было такого общества, где вся власть принадлежала бы женщинам. Однако тут же он старается несколько смягчить свое мнение, говоря, что это все исходит из естественных функций женского пола. Так как дамы должны вынашивать и рожать детей, присматривая за ними в первые годы жизни, они становятся материально и физически зависимыми от представителей сильного пола. Об этом, к слову, говорит и канадская исследовательница О"Брайен, утверждая, что первичное разделение труда и породило патриархат как единственный возможный для выживания рода строй.

Как же на самом деле?

Итак, что такое патриархат и матриархат? Это в котором главенствующие позиции занимают либо мужчины, либо женщины. Однако правильными ли являются вышеописанные теории - неизвестно, ведь ни одна из них не была официально принятой. Одно можно сказать точно, что еще во времена так называемого традиционного общества было произведено разделение труда, которое, к слову, оказалось далеко не равноценным. За женщиной оставались дом и семья, а также все, что с ними связано. Мужчине же был дан внешний мир со всеми его прелестями - творчеством, образованием, культурой, господством. И с этим поспорить довольно-таки трудно.

Борьба

Истины ради стоит сказать, что эта же тенденция сохранилась и до современности. И хотя о том, что такое патриархат, известно большинству женщин, справиться с данным строем на данный момент практически невозможно. Вековые традиции его существования, а также укоренившаяся тысячелетиями власть мужчин - изменить это все и достичь гендерного равноправия сегодня не только нелегко, но и в принципе невозможно. Первые попытки были сделаны еще таким женским течением, как феминизм (изначально - движение суфражисток). Сегодня же дамы начали бороться уже не за власть, а хотя бы за равенство с мужчинами (гендерная теория), понимая, что это более достижимая и близкая цель.

Области распространения

Зная, что такое патриархат, стоит сказать и о том, что власть мужчин распространена на все элементы общественной жизни. Представитель сильного пола является главным в семье - эта тенденция существует практически у всех народов, вот только у некоторых - с маленькими оговорками. Также исключительно мужчины во всех развитых странах стоят у аппарата власти, женщин в большую политику допускают крайне редко и неохотно. Большинство профессий, преимущественно имеющих давнюю историю - мужские: врач, полицейский и т.д. Распространению патриархата способствует и модель воспитания. Мужчина должен быть сильным, с раннего детства мальчикам внушают, что именно на них все держится. Женщина же может позволять себе различные слабости, зная, что ее всегда поддержит сильное мужское плечо.

Церковь

О том, что такое патриархат, знают не понаслышке и церковные служащие. Никогда еще церковью в какой-либо стране не управляла женщина. Максимум, что им разрешается, - быть настоятельницами монастырей. Главенствующие же позиции в религиозной сфере принадлежат исключительно мужчинам. И если вопросы достигли уже некоторых мирских сфер жизни, таких как семья или политика, то церковь в этом смысле пока остается полностью закрытой.

В православной церкви слово "патриарх" обозначает титул духовного лица, обладающего высшей церковной властью. В России существует Московский (Русский) патриархат, он принадлежит РПЦ - Русской православной церкви, где на данный час главным является патриарх Кирилл. Это более старая по своим традициям церковь, которая длительное время занимала главенствующие позиции еще со времен Киевской Руси. А, например, в Украине есть также и иная церковная организация, которая возникла не так и давно. Это Киевский патриархат, принадлежащий Украинской патриархальной церкви (УПЦ) со своим главой - патриархом Филаретом.

Таки напишу, ибо, судя по откликам, тема не последней важности.

Начну издалека: периодически появляются у меня клиенты - дети авторитарных или просто жестоких родителей. Нормальный запрос: "хочу быть достаточно хорошим для...". То есть, на самом деле, человек приходит не со своей проблемой, а с желанием другого человека.
Первое, что я говорю в таких случаях: авотфиг. Я не работаю с чужими запросами. На первой встрече я всегда проясняю: кто заказчик, кто заинтересованное лицо, кто оплачивает сессии. Не то, чтобы это сильно меняло ход работы, но всегда важно, почему клиент пришел и за чьи деньги.
В случае авторитарных родителей - опять же - стандартная ситуация, что на вопросы типа "А как Вам?", "А что Вы хотите?" человек отвечает "Не знаю", "Не понимаю" и "А как надо?". И месяца два-три уходит как раз на то, чтобы человек откопал в себе хоть что-нибудь, отдаленно напоминающее личность, и услышал ее голос. Пусть тихий, пусть порой сомневающийся и заглушаемый воплями командующих родителей ("мне плевать, что ты хочешь" и "у тебя все равно ничего не получится"), но все-таки хоть какой-нибудь. С ним уже можно работать.
Напоминаю: процесс "до" - два-три месяца, а то и значительно дольше. При этом авторитарные родители ездят по личности человека "всего-то" пятнадцать-двадцать лет.

Патриархальное общество уничтожало самосознание женщин в течение тысячелетий. Очень хорошо то, что происходит с личностью женщины в таком обществе, описал нобелевский лауреат Памук в романе "Красное": Османская империя, средневековье, у женщины умирает муж, за счет которого она существовала (при этом барышня не из последней семьи, дочь очень умного и продвинутого персонажа). Она тут же начинает поиск... правильно, другого мужчины, который придумает, как ей дальше жить. Все, на что она способна, - это просчитать стратегию соблазнения так, чтобы человек и не сорвался, и не "получил свое и сбежал". Она не осознает себя, как нечто отдельное или целостное, - она всего лишь придаток.
Патриархальное общество приучает женщину к месту в иерархии где-то между собакой и лошадью. Она полностью зависит от мужчины, все решения принимает он, все рерсурсы семьи зависят от него. Она принимает одно решение: не принимать никаких решений.
К сожалению, многие женщины в России века двадцать первого пытаются вести себя также, как эта турецкая барышня.

Меня всегда смешила поговорка "муж голова, а жена - шея". Если голова дурная, то никакие бонусы и плюшки шею не спасут - ей будет плохо. И за дурную голову разрубают, ломают и душат как раз шею.
У всех женщин, живущих сейчас в России, за спиной сотни, а то и тысячи лет авторитарного родительства мужского общества, века безответственности, бесправия, безразличия к телесным, физическим и духовным границам. Практически у всех - интериоризированный шовинизм, уверенность в том, что женщина хуже, слабее и глупее мужчины. Легко набить морду обидчику извне. Справиться с раскаленными огромными буквами "ТЫ БЕЗ МУЖЧИНЫ НИЧТО" в собственной голове - практически невозможно без посторонней помощи.
Примеров - бесконечное количество. "Женщина не может быть одна", "Для женщины главное - дети", "Успешные женщины - несчастны", "Либо семья, либо работа" - это пишут и говорят сами женщины, игнорируя все противоречащие примеры.
Именно поэтому порой умницы и красавицы спорят и ссорятся из-за таких мужчин, что волосы дыбом встают. Многовековой страх остаться в одиночестве или умерет старой девой (а в патриархальном обществе женщина без мужа, отца или братьев имеет на выбор четыре профессии: содержантки, проститутки, вдовы на пенсии и нищенки) привязывает женщин к бессмысленным и бесплодным, ограничивающим и унижающих их отношениям.
При этом они еще и пытаются стать этаким угождающим дублем: всегда веселая, всегда красивая, неконфликтная, улыбчивая, всепрощающая, никогда не высказывающая своего мнения, боящаяся оспорить даже самое глупое высказывание своего мужчины (он же боится умных женщин) барышня, которая никогда не устает и всегда хорошо выглядит. Я, когда слышу от старого обрюзгшего мужика, что его жена, которая выглядит на пятнадцать лет моложе него, "уже не то и ее срок прошел" испытываю много чувств. В первую очередь - к самой женщине, которая постоянными компромиссами приучила мужчину, что он - царь и бог в любом виде, а она недостойна его ни при каких обстоятельствах.
Одна из клиенток сказала, что она хотела бы стать для своего мужчины марсианином из романа Бредбери, который превращается в то, что от него хотят видеть. На мой ответ, что он плохо кончил - попал в толпу и попросту разорвался между многочисленными противоречивыми желаниями - она сказала, что ее это не пугает. А ведь стать таким марсианином - личностное самоубийство.
Более того, мужчины сейчас порой сами уже не хотят и не могут нести сто процентов ответственности и принимать все решения (на самом деле это ведь тоже не сахар), они пугаются постоянного угождения и возвеличивания, видят в этом источник проблем и сбегают. А женщина продолжает идти за ними, жалобно спрашивая: "Что я могу сделать, чтобы тебе понравится?", не понимая, что от нее ожидают, что она хотя бы раз попробует сделать то, что понравится ей самой. Это - первый шаг на сложном пути взросления и принятия ответственности.

Феминистки порой и выглядят так ужасно потому, что они - протестующие подростки. Они уже поняли, что "папа не всегда прав", но еще не во всем способны принять ответственность за свои решения, а порой и попросту идут по пути деструкции: частицы "не". "Я не буду готовить!", "Я не буду краситься!", "Я не буду ухаживать за собой!", "Я не буду женственной!", "Я не буду милой!". Здесь еще нет осознания своего "я" - "что я хочу? а чем это может для меня закончиться?" - только протест против. К тому же давно известно, что все, что на самом деле нужно подростку - внимание этого самого папы. Грубо говоря, нет ничего патриархальнее, нежели воинствующая феминистка. За всем, что она делает, стоит "Папа, почему ты меня не любишь?".
Но это хотя бы первый шаг. В Европе, по моим ощущениям, дело уже продвинулось дальше, нежели в Америке или (тут мы вообще в начале пути) России. Там женщины уже позврослели и начали осознавать, что они утащили у мужчин слишком много одеяла и настало время отдавать какую-то часть обратно. В США же, судя по феминистским статьям и законопроектам, барышни пока потрясают отобранным одеялом и радуются, не осознавая, что пытаются построить ту же патриархальную культуру, только наоборот. Ну а в Росии женщины, если продолжить метафору, периодически дергают одеяло, но так пугаются собственной храбрости, что тут же укутывают мужчину по самые уши.

Осознанное родительство и супружество отличается от всех вышеперечисленных вариантов не тем, что женщина (мужчина) готовит или не готовит, убирает или не убирает, работает или не работает. В партнерских отношениях проблемы решаются вместе на основании того, что хочет каждый из участников отношений, а не на основании того, как "надо" и "принято". И внешне эта семья может быть похожа на патриархальную. Но внутренняя атмосфера будет совершенно иной без "жертвенности" и "подчинения обстоятельствам". Это отношения разных - по полу, возрасту, семейной истории и профессиональным навыкам - но равных и уважающих друг друга партнеров.

В общем, какой вывод и о чем было все это "много текста". Патриархальное общество в течение тысяч лет сформировало образ "подчиненной" женщины, который есть в головах даже у очень умных и образованных женщин современности. Терапия этого состояния - на мой взгляд - аналогична той, что ведется с детьми, выросшими с жетскими доминирующими родителями. Просто она более долгая и куда более глубокая. И - вероятно - займет не одну сотню лет, если брать все общество в целом.
Плюсы такой терапии стандартные - человек начинает жить. Не подчиняться, справляться и жертвовать собой, а выбирать, думать и делать так, как он считает нужным. Он обретает самого себя, а ведь на самом деле - это единственное, что у него вообще есть и может быть.

Проверить себя на патриархальную женственность легко: задайте себе несколько вопросов и послушайте внутренние ответы на них: чьи задачи вы решаете в браке? какой у вас образ идеальной жены? насколько вы ему соответствуете и с какими интонациями говорите о своей роли (к примеру "я жена-ехидна - ничего не делаю по дому" - это тоже интериоризированный шовинизм)? знаете ли вы свои плюсы как партнера? какого мужчину предпочитаете видеть рядом с собой? легко ли вам принимать решения или приятней передавать эту функцию кому-нибудь другому? легко ли вам отказаться от своего мнения и желаний, чтобы все были довольны?
и так далее, и тому подобное...

Ответов для этого теста не будет - он открытый. Каждая женщина сама решает, насколько она хочет быть собой и насколько она готова от себя отказаться.

Большое количество людей, которые хоть немного знакомы с историей, хотели бы вернуться к далёким временам, когда царствовал патриархат. Причём этого бы хотели, на удивление, не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола! Сидеть дома, ухаживать за ребёнком и варить борщи – некоторые женщины желают именно этого, но никак не ходить на работу и иметь с мужем равные обязанности и права. Но действительно ли так хорош патриархат, или есть у него свои недостатки? Давайте вместе разбираться.

Что такое патриархат? Патриархат – это форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем власти и авторитета. Отцы в патриархальных семьях обладают властью над женщинами и детьми. По сути, термин «патриархат» означает «власть отца», а женщине отдаётся в таком обществе лишь второстепенная роль. Патриархат в семье значит полная власть и доминирование мужчины. Женщина в патриархальной семье полностью посвящает себя мужу, детям и дому.

Патриархат появился ещё в далёкой древности, когда мужчина считался главой не только семейства, но и целой общины. Лишь в некоторых странах главенствовала женщина. Патриархальные семьи считались, и по сей день считаются, более крепкими и стабильными. Дети в таких семьях вырастают более адаптированными к жизни (по крайней мере, так показывает статистика). Маленькие девочки видят, как отец заботится о семье, и с самого раннего детства берут пример ответственности за своих близких людей. Из мальчиков в таких семьях вырастают настоящие мужчины. В Исламской культуре, где царит патриархат, и вовсе принято, чтобы мать воспитывала детей до 6 лет, а после 6-ти лет отец воспитывал детей. Патриархат в семьях нельзя назвать отрицательным явлением, однако есть и у него свои минусы, которые следует учесть.

Да, с одной стороны, есть в патриархате и плюсы, как например, крепкая полная семья, основной целью которой является достижение благополучия, материального и душевного. Или же чёткое разграничение обязанностей: обеспечение семьи, принятие важных решений - обязанность мужа, быт и дети - заботы жены. Однако и минусов в патриархате не мало. Патриархат, собственно, как и матриархат, это крайность. В первом случае – вся власть у мужчины, во втором – у женщины. О равных правах и обязанностях в патриархате не может быть и места – у всех своё место: мужчины – у власти, женщины – на кухне.

Конечно, это очень грубо сказано, но факт остаётся фактом. В такой семье женщине не удается даже мечтать о любимой работе и карьере. Сидя дома с детьми и занимаясь хозяйством — женщина не получает должного образования, не имеет возможности расширять свой кругозор и жить полноценной жизнью. Её единственный интерес – это муж, дети и домашний уют. В финансовом вопросе она полностью начинает зависеть от мужчины и у неё не может быть своего личного бюджета. По крайней мере, так рассуждают в патриархальной семье. Но согласитесь, так тоже не правильно. В современных семьях всё чаще присутствуют некоторые черты патриархата (реже матриархата), однако большинство семей предпочитает всё же равноправие всякой крайности, будь то патриархат или матриархат.

Какая будет Ваша семья, патриархальная, матриархальная или всё же демократическая, решать только Вам. Однако главное не забывать о роли каждого родителя в семье, и недооценивать (или переценивать) роль одного из родителей нельзя. Всё же семья – это нечто большее, чем власть одного человека. Семья – это объединение двух людей в попытке соединиться в одно целое. Берегите свою семью!

от греч. ????? – отец и???? – начало, власть) – совокупность экономич., обществ. и идеологич. отношений, характеризующихся преобладающей ролью мужчины в семье и обществе. П. возникает в период разложения первобытнообщинного строя; те или иные его элементы в трансформированной форме длительное время сохраняются в классовом обществе. Нек-рые исследователи считают П. универсальным этапом в истории родового общества. (М. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, М., 1953). По мнению других, П. является наиболее распространенной, но не универсальной формой разложения первобытнообщинного строя, т.к. переход к классовому обществу может совершаться и через поздний, развитый матриархат (С. П. Толстов, Древний Хорезм, М., 1948; А. И. Першиц, Развитие форм собственности в первобытном обществе, как основа периодизации его истории, "Сов. этнография", 1955,. No 4). В этом случае такие элементы П., как господство мужчины в семье, счет родства по мужской линии и т.д., возникают лишь на рубеже классового общества или в начальный период его развития. Археологически П. охватывает период от конца неолита до раннежелезного века. В историографии первобытной истории большое значение получил вопрос об историч. соотношении П. и матриархата. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеч. общество изначально было патриархальным. При этом с античности и до сих пор примат П. над матриархатом всегда трактовался сторонниками патриархальной теории как доказательство извечности частной собственности и др. элементов и черт классового общества, моногамной семьи, неравноправия полов. Позднее эта т.н. патриархальная теория развивалась Фомой Аквинским ("De regimine principum", P., 1509), Ж. Боденом ("Le six livres de la r?publique", P., 1576), P. Филмером ("Patriarcha, or the natural power of kings", L., 1680) и др. Эти авторы выводили из изначального П. происхождение гос-ва и теорию "божеств. права королей". В 19 в. англ. историк права Г. Мэн связал П. с родом. По его мнению, развитие идет от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875). Другими наиболее известными представителями патриархально-родовой теории в 19 в. были Фюстель де Куланж ("La cit? antique. ?tude sur la culte le droit, les institutions de la Gr?ce et de Rome", P., 1864), A. Пикте ("Les origines indo-europ?ennes ou les Aryas primitifs...", v. 1–2, P., 1859–63), Э. Тайлор ("Primitive society", в журн. "Contemporary Review", 1873, v. 21–22), Пешель ("V?lkerkunde", Lpz., 1874). В 1877 вышла книга Л. Г. Моргана "Древнее общество" (рус. пер. 1900), в к-рой показывается, что патриархально-родовой строй не был изначальным, а закономерно следовал за периодом господства материнского рода. Однако Морган недооценивал значение перехода от материнского рода к отцовскому, видя в нем гл. обр. изменение счета родства, вызываемое развитием индивидуальной собственности и моногамной семьи. В конце 19 в. и в нач. 20 в. подавляющее большинство бурж. этнографов, стремясь опровергнуть идеи об изначальности и универсальности матриархата, развивали теории о двух путях первоначального развития человечества (матриархальном и патриархальном) или пытались доказать, что патриархат предшествует матриархату. Наиболее известными представителями этих течений являются К. Н. Старке ("Первобытная семья, ее возникновение и развитие", пер. с франц., СПБ, 1901), Э. Вестермарк ("The history of human marriage", Helsingfors, 1889), В. Шмидт и В. Копперс ("Gesellschaft und Wirtschaft der V?lker", Regensburg, 1924), Р. Лоуи ("Primitive society", ?. ?., 1920). Подобные взгляды до сих пор господствуют в бурж. этнографич. лит-ре (J. Steward, Theory of culture change; the methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955). Марксистская теория П. была сформулирована Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва"). Согласно ей, переход от матриархата к П. совершается в результате развития производит. сил и увеличения производительности труда в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Меняется характер разделения труда. Труд женщины ограничивается работой по дому. Осн. участником обществ. произ-ва становится мужчина. Соответственно меняются и социальные отношения: материнское право "меняется отцовским, парный брак – моногамией, "а это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду" (Энгельс?., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 162). Род теряет хоз. единство, осн. экономич. ячейкой становится большая семья. Растет имуществ. дифференциация, возникает патриархальное рабство, зарождается деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древние общества", Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М.–Л.], 1941; Ковалевский М., Первобытное право, вып. 1, М., 1886; Ольдерогге Д. ?., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; Косвен М. О., Переход от матриархата к патриархату, в сб.: Родовое общество. Этнографич. материалы и исследования, М., 1951. Л. Файнберг. Москва.

от. греч. patnr - отец и arxn - власть, букв. - отцевластие) - наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений времени их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществе и семье. Согласно одной из точек зрения (М. О. Косвен), П. является универсальным этапом в истории родового общества. По другой теории (А. М. Золотарев, С. П. Толстов), П. был лишь одной из форм распада первобытнообщинных отношений и поэтому не может выделяться как отдельный этап периодизации. Но обе стороны согласны с тем, что ранее или позднее, при переходе от первобытнообщинного строя к классовому, или уже в последнем, всегда складываются отцовско-правовые отношения и в этом смысле П. универсален. В истории первобытного общества П. следует за матриархатом. Переход к П. совершается в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех формах х-ва: земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы осн. произ-ва и ограничение ее труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), делокализация рода и утеря им хоз. единства при сохранении идеологич. общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальность) и образование больших патриархальных семей, иными словами - смена материнско-родовых отношений патриархаль- ными. В своем дальнейшем развитии П. приводит к росту имуществ. дифференциации, возникновению патриарх. рабства и зарождению деления общества на классы. Вышеизложенная теория П., принятая в сов. науке, была создана Ф. Энгельсом. До этого вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Уже в антич. время Платоном и Аристотелем развивалась мысль о изначальной патриархальности человеческого общества. В ср. века идеи изначального П. придерживались Фома Аквинский, Ж. Бодэн, Р. Филмер и др., к-рым эта, т. н. патриархальная, теория служила для обоснования "божественного права" королей. В 19 в. одним из видных сторонников изначального П. был англ. историк права Г. Мэн, полагавший, что человеческое общество развивается от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган на большом фактич. материале опроверг гипотезу об изначальности патриархально-родового строя, показав, что он не предшествует, а следует за эпохой матриархата. В бурж. науке до сих пор не прекращаются попытки доказать примат П. над матриархатом или, по крайней мере, их равноправие как двух путей первонач. развития человеческого общества. Изначальность П. бурж. этнографы рассматривают как доказательство извечности частной собственности, монотеистич. религии и др. черт, присущих капиталистич. обществу (см. Патриархальная теория). Наиболее видными противниками марксистской теории П. были в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Старке и Э. Вестермарк, позднее - В. Шмидт, П. Шебеста, Р. Лоуи, Дж. Мердок и др. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Переход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Морган Л. Г., Древнее общество..., Л., 1934; Ольдерогге Д. A., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, Тр. Ин-та антропологии, археологии и этнографии, т. 4, М.-Л., 1936; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948. Л. А. Файнберг. Москва.

Похожие публикации