Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами творчества в старшей группе. Конспекты занятий по развитию связной речи

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

Тема: пересказ текста описательного характера с опорой на графические схемы.

Цель: сформировать умение пересказывать текст описательного характера с опорой на графические схемы - части изображения предмета.

Задачи:

Развивать активный и пассивный словарь;

Совершенствовать навыки фонематического анализа;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие тетради на каждого ребенка, контурное изображение березы, ее цветные части.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

У каждого дома

Вдоль нашей деревни

Раскинулись ветви.

Большие деревья.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и назовите деревья, изображенные на них. Выделите в слове последний звук, определите гласный он или согласный.

2. Введение в тему. Работа с однокоренными словами.

- Отгадайте загадку:

Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

О каком дереве сегодня будем говорить? (о березе). Запишите тему занятия в тетрадь.

Отгадайте «заколдованные слова», вставьте в слово - корень «БЕРЕЗ», прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова.

Онька (маленькая береза)

Овый (лист, прут)

Няк (лес, где растут только березы)

под ________ овик (гриб, который растет под березой)

3.Работа с текстом «Береза».

Логопед выставляет контурное изображение березы на доску и просит одного из детей прочитать текст.

Возле нашего дома растет береза.
Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая. С черными пятнами.
Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз.
Листочки у березы круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие.
Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.

Объясните, ребята, что значит:

ГИБКИЕ ВЕТОЧКИ - … (ветки, которые хорошо гнутся);

КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ - … (липкие листочки, как будто намазаны клеем)

Что сначала описывается в тексте? (ствол)

Прикрепите цветное изображение ствола дерева к контурному.

Какой у березки ствол? (стройный, кора гладкая, белая, с черными пятнами)

Что затем описывается у березки? (веточки). Прикрепите цветное изображение веток дерева к контурному.

Какие у березки ветки? (тонкие, гибкие, опущены вниз).

Что описывается затем? (листочки). Прикрепите цветное изображение листьев дерева к контурному.

Какие у березы листья? (круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие).

Что описывается затем? (общий вид: стройная, белоствольная, кудрявая красавица).

Логопед, показывая на части березы, предлагает детям вспомнить имена прилагательные.

Дети записывают в тетрадь части березы и имена прилагательные.

4. Физпауза на общую моторику. «Деревья».

Дети повторяют движения за логопедом.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки.

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки на месте лежат.

5. Пересказ текста с опорой на картинки, графические схемы (части изображения).

Дети пересказывают текст у доски, показывая последовательность пересказа по графическим схемам - частям изображения березки.

6. Итог. Рефлексия.

Что вы узнали сегодня на занятии о березке?

Какое задание было самым интересным?

Если занятие было полезным и вам все понятно – прикрепите на березку зеленый листок.

Если занятие было для вас трудным и многое неясно – красный листок.

7. Домашнее задание. Выучить стихотворение о березе.

Цель:

Обучение детей связной речи по теме: «Домашние животные».

Инсценировка сказки.

Программное содержание:

Коррекционные:

1. Упражнять детей в употреблении существительных в творительном падеже.

2. Развитие речевого дыхания, общей и пальчиковой моторики.

3. Обогащение и активизация глагольного словаря детей.

Образовательные:

1.Уточнение знаний детей о домашних животных и их характерных признаках.

2. Развитие связной речи. Обучение инсценированию сказки.

3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к домашним животным.

Оборудование:

1. Маски животных.

2. Предметные картинки с изображением домашних животных для детей.

3. Игрушка щенок.

4. Кукла Таня.

5. Демонстрационные картинки с изображением домашних животных для логопеда.

6. Массажный мячик.

7. Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы по теме.

2. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением домашних животных.

3. Изготовление масок для инсценировки.

4. Приобретение наглядно-дидактического материала по теме.

5. Подбор музыкального сопровождения.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Дидактическая игра «Вспомни и назови».

3. Загадки.

4. Физминутка «Кошка».

5. Вводная беседа.

6. Чтение сказки.

7. Вопросы к детям после чтения сказки.

8. Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие».

9. Повторное чтение сказки.

10. Инсценировка сказки.

11. Итог занятия.

Ход занятия:

Организационный момент .

Раз – два – три – четыре – пять – становитесь в круг играть.

(Звучит негромкая лирическая музыка.)

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня снова вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сейчас вы сделаете глубокий вдох через нос и вдохнёте в себя свежесть, доброту и красоту. А выдохнете через рот все обиды, злобу и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза.)

А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать его друг другу правой рукой, держа его большим пальцем и мизинчиком - вот так.

(Дети желают друг другу доброго утра.)

Доброе утро, дети. Подходите к столам. Но сядете на свое место тогда, когда услышите название домашнего животного. Слушайте внимательно.

ЖИРАФ, ОЛЕНЬ, ЛИСА, КОРОВА.

Георгий, когда ты сел на свое место? (Когда услышал название домашнего животного.)

1. Дидактическая игра «Вспомни и назови» - уточнять знания детей по теме «Домашние животные».

Каких еще домашних животных вы знаете? (Перечисление.)

(КОРОВА, СВИНЬЯ, КОШКА, СОБАКА, ЛОШАДЬ, КРОЛИК, КОЗА, ОВЦА.)

2. Загадки – упражнять детей в составлении описательных загадок, активизация глагольного словаря детей по теме, развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики пальцев.

Чтобы вспомнить всех домашних животных, давайте будем загадывать загадки. Но сегодня загадывать загадки буду не я, а вы друг другу. У каждого из вас на столах лежат картинки с изображением домашнего животного. Один из вас, кого я назову, должен будет взять свою картинку, встать и рассказать нам, что умеет делать животное, изображенное на вашей картинке, а остальные дети должны внимательно слушать и стараться отгадать. Например: это домашнее животное умеет бегать, мяукать, лакать, прыгать, царапаться. Кто это? (Кошка.)

(Один ребенок загадывает загадку, а остальные отгадывают, логопед на правильный ответ выставляет картинку + пальчиковая гимнастика.)

  • Собака + изображение собаки из пальцев: ладонь вытянута влево, все пальцы прямые, кроме указательного пальца – он согнут.
  • Корова + изображение коровы из пальцев: большой палец и мизинчик прямые, остальные пальцы согнуты в кулак.
  • Лошадь + изображение лошади из пальцев: указательный и средний пальцы прямые бегают по столу, остальные собраны в кулак.
  • Свинья + изображение свиньи из пальцев: поочередное соединение большого пальца со всеми пальцами по порядку, образуя круг.
  • Овца + изображение овцы из пальцев: изображение спирали каждым пальцем по очереди.
  • Кролик + изображение кролика из пальцев: ушки над головой двумя руками и одной.
  • Кошка + изображение кошки из пальцев: упражнение «коготки».

3. Физминутка «Кошка» - координация речи с движением, развитие обей моторики.

Осторожно, словно кошка

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Сяду и в клубок свернусь. (Движения делаются по тексту.)

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

4. Вводная беседа – ввести детей в тему занятия.

- Ребята, давайте вспомним, для чего человек заводит домашних животных? (Ответы детей.) Молодцы, все правильно сказали. А как вы думаете, какое домашнее животное, по вашему мнению, самое нужное и почему? (Ответы детей.) Каждый из вас высказал свое мнение и все ваши ответы можно считать абсолютно правильными. Но, чтобы узнать точный ответ на этот непростой вопрос, я предлагаю вам послушать небольшую сказку.

5. Чтение сказки.

6 . Вопросы к детям после чтения сказки – уточнить полученные знания детей.

О чем эта сказка? (Ответы детей.) Да, правильно, эта сказка рассказывает нам о споре домашних животных, которые никак не могли решить, какое же домашнее животное самое нужное. Кто приехал к бабушке в деревню? Какое животное Таня увидела первым во дворе? (Собака.) Почему собака считала себя самым нужным домашним животным? Что собака сказала? (Я – самое нужное домашнее животное.) Кто затем вступил в спор? (Кошка.) Кошка тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кто следующий вступил в спор? (Корова.) А почему же корова считала себя самым нужным домашним животным? Кто еще считал себя самым нужным домашним животным? (Коза.) Почему коза считала именно себя самым нужным домашним животным? Кто затем вступил в спор? (Кролик.) Почему он считал себя самым нужным домашним животным? Кто еще вступил в спор? (Овца.) Овца тоже считала себя самым нужным домашним животным. Почему? Кого еще мы не назвали? (Свинья.) А почему же свинья считала себя самым нужным домашним животным? Кто же разрешил спор домашних животных? (Конь.) Что он сказал животным? Как вы думаете, конь прав? Животные с ним согласились?

Понравилась вам эта сказка? А хотите стать главными героями этой сказки и показать небольшой спектакль для наших гостей?

Георгий, у тебя будет роль коня. Кем ты будешь? (Конем.)

Лиза, у тебя будет роль кошки. Кем ты будешь? (Кошкой.)

Маша, у тебя будет роль собаки. Кем ты будешь? (Собакой.)

Максим, у тебя будет роль кролика. Кем ты будешь? (Кроликом.)

Антон, у тебя будет роль овцы. Кем ты будешь? (Овцой.)

Владик, у тебя будет роль козы. Кем ты будешь? (Козой.)

Маша, у тебя будет роль коровы. Кем ты будешь? (Коровой.)

Таня, у тебя будет роль свиньи. Кем ты будешь? (Свиньей.)

7.Физминутка. Дидактическая игра: «Большие – маленькие»: дети стоят с закрытыми глазами, логопед называет домашних животных. Если логопед назвал взрослое домашнее животное – дети встают на носочки, руки вверх. Если логопед назвал детеныша - дети приседают. (Сначала ведущий – логопед, затем один из детей.)

Запомнили, кем вы будете? Я предлагаю каждому из вас взять маску своего героя и снова сесть на места.

8. Повторное чтение сказки.

А сейчас вновь послушайте внимательно сказку и запоминайте слова, которые вы должны будете сказать, как главные герои этой сказки.

(Повторное чтение сказки.)

9. Инсценировка сказки.

- Выготовы к выступлению? Молодцы! Будьте спокойны, уверенны в своих силах, я вам помогу. Я буду сказительницей, а вы не забывайте вовремя вступать.

Уважаемые зрители! Перед вами выступают актеры подготовительной компенсирующей группы «Непоседы», предлагая вашему вниманию «Сказку про домашних животных».

(Инсценирование.)

10 . Итог.

Что интересного вы узнали? Понравилось ли вам выступать в роли актеров? Ответьте на вопрос: кто же самое нужное домашнее животное? Спасибо, нашим гостям за внимание и терпение. Спасибо актерам за замечательный спектакль. Большое всем спасибо. Занятие закончено.

Сказка про домашних животных.

Летом Таня поехала к бабушке в деревню. Однажды утром она выглянула из окна. И вот что она увидела и услышала.

Около будки сидела собака и говорила своему щенку:

Я иду на работу, а ты будь послушным и некуда не уходи от дома.

А какая у тебя работа? – спросил щенок.

Самая важная, - ответила собака. – Я охраняю дом, двор, хозяйку и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы плохие мальчишки не залезли в сад, а лиса не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

Ничего подобного, - не согласилась кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей в подвале и на чердаке. Я – самое нужное домашнее животное.

Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. - Что бы вы делали без моего молока, сливок, творога, сметаны и маслица? Я – самое нужное домашнее животное.

Между прочим, мое молоко и полезнее и жирнее. А еще и шерсть я даю и козий пух, - возмутилась коза. - Я – самое нужное домашнее животное.

Ну, уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать, - засуетился кролик в вольере. - А еще я даю мясо, и из моих шкурок шьют шубы и шапки. Я – самое нужное домашнее животное.

Я тоже даю шкуру и много шерсти, – заблеяла овца. – И мясо у меня жирное и вкусное. Я – самое нужное домашнее животное.

Какое свинство, - послышалось хрюканье из свинарника. – Я даю больше всех и мяса и сала. Я – самое нужное домашнее животное.

Из конюшни вышел конь.

Ну, что скажешь, что ты самое нужное животное? – спросила кошка.

Нет, я думаю, что все мы нужны людям, мы все приносим пользу. За это люди и держат нас, и кормят, и ухаживают за нами.

И то верно, - согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, а маленький щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку.

Литература:

  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. - М.,2007.
  2. ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Русская народная сказка в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух»


Тема: Пересказ и инсценировка русской народной сказки в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух».
Цель: Учить детей пересказывать.
Обучающие задачи:
Учить составлять распространенные предложения.
Учить образовывать из слов предметов слова признаки при помощи суффикса.
Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
Развивающие задачи:
Развивать активный предметный и признаковый словарный запас.
Развивать память.
Развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к праздникам.
Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Коррекционные задачи:
Устранять аграмматизмы в распространенном предложении.
Предварительная работа: Беседа о профессии актера в театре.
Словарная работа: лубяная, избенка, кринка, заулочки.

Ход занятия.

I. Организационный момент . (Дети с логопедом заходят в группу)
- Ребята, что необычное вы заметили в группе? (на стульях разложены атрибуты и костюмы героев сказки).
- Ребята, сегодня мы с вами будем участвовать в спектакле по русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» и здесь для вас приготовлены костюмы для выступления. Но сначала, как все актеры театра мы должны познакомиться со сценарием и порепетировать.

II. Основная часть.

Чтение сказки.

Ребята, послушайте русскую народную сказку «Лиса, заяц и петух» в обработке А.Н. Афанасьева.

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна - у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. Идет дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки: «Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорят собаки. - Мы ее выгоним». - «Нет, не выгоните!» - «Нет, выгоним!» Подошли к избенке: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!» А она им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Собаки испугались и ушли.
Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорит медведь. - Я выгоню ее». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Пошли гнать: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык: «Про что, зайчик, плачешь?» - «Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я ее выгоню». - «Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню». Подошли к избенке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Бык испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой: «Кукуреку! О чем, зайчик, плачешь?» - «Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я выгоню». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Подошли к избенке. «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она услыхала, испугалась, говорит: «Одеваюсь...» Петух опять: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она говорит: «Шубу надеваю». Петух в третий раз: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала; а петух стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать.
Вот тебе сказка, а мне кринка масла.
Вопросы.
1. Почему лиса выгнала зайчика?
2. Почему зайчик плакал?
3. Куда зайчик пошел, когда его выгнали?
4. Кто ему сначала пытался помочь?
5. А после собак, кто хотел помочь зайчику?
6. А после медведя, кто хотел помочь зайчику?
7. Затем после быка, кто хотел помочь зайчику?
8. Что отвечала всем лиса?
9. Кого испугалась лиса?
10. Добро или зло победило в сказке?
Динамическая пауза.
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперед)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны)
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок, (наклоны вперед)
Вот и полон кузовок. (вытягивание рук вперед).
Игра-театрализация.
Дети, я предлагаю вам почувствовать себя настоящими актерами.
Сейчас мы распределим роли, и когда я буду рассказывать сказку, которую вы сейчас послушали, вы будете изображать героев. (распределение ролей).
Обыгрывание истории. (Автор взрослый). (Обыгрывание можно повторить, поменяв роли и предложить ребенку быть автором).
Пересказ истории по опорным картинкам.
Детям предлагается серия картинок сказки, но в хаотичном порядке.
Ребята, посмотрите, картинки перепутались, разбейтесь на пары, кто из вас сможет разложить их по порядку, (предложить каждой паре набор картинок).






Дети раскладывают по порядку и рассказывают пересказ по опорным картинкам русскую народную сказку.
III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Что вы сегодня нового узнали? Спасибо вам, ребята, за ваши пересказы.

Подгрупповые занятия по развитию связной речи про­водятся в первом периоде обучения три раза в неделю, во втором и третьем периодах - два раза в неделю. В первом периоде обучения длительность подгруппового занятия со­ставляет 15 минут, во втором и третьем периоде - 20 ми­нут. Это связано с тем, что четырех-пятилетним детям с ОНР трудно сразу войти в предлагаемый в логопедиче­ской группе ритм занятий, им сложно общаться не только с педагогом, но и друг с другом.

Как уже говорилось выше, у детей данной группы, поми­мо нарушений звукопроизношения, отмечается неумение понять обращенную к ним речь и правильно ответить на во­просы, маленький словарный запас, трудности при состав­лении даже простых предложений, аграмматизм в речи. Из-за ограниченности словарного запаса дети широко поль­зуются в своей речи мимикой и жестами. Фразовая речь де­тей непонятна как окружающим, так и их родственникам.

Также большинство детей отличаются эмоциональной неуравновешенностью, снижением внимания, памяти, ре­чевой активности, быстрой утомляемостью.

Логопед делит группу детей на две-три подгруппы, учи­тывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Основная задача логопеда и воспитателей на начальном этапе обучения - создать благоприятную атмосферу на занятиях для детей в каждой подгруппе. Только в этом случае дети будут испытывать эмоциональный комфорт и смогут раскрыть свои творческие, а параллельно и рече­вые возможности. Пока логопед проводит занятия с первой подгруппой, дети другой подгруппы (подгрупп) находятся на занятии воспитателя.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи, помимо пополнения и активизации словарного запаса по каждой лексической теме, логопед учит детей:

Вслушиваться в обращенную к ним речь;

Правильно выполнять простые инструкции;

Отвечать на вопросы по ходу занятия и по содержа­нию прочитанного текста;

Навыкам правильного словообразования и словоиз­менения;



Использовать в речи различные грамматические кон­струкции;

Составлять и распространять простые предложения по следам выполняемых действий, предметным, опорным и сюжетным картинкам;

Объединять простые предложения в короткий рас­сказ;

Составлять линейные пересказы по простым текстам, опорным картинкам;

Составлять пересказы по сериям сюжетных картин;

Составлять рассказы-описания различных предметов с опорой на картинный план.

На подгрупповых занятиях логопед регулярно проводит разнообразные игры на развитие координации движений детей, речевого дыхания и мелкой моторики, а также учит детей работать в группе друг с другом. Проведение специ­альных игр способствует развитию длительного речевого выдоха, точных, четких и синхронных движений пальцев рук, обогащению и активизации словарного запаса детей, а также поддерживает их эмоциональную и речевую ак­тивность.

Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итоговых по лек­сическим темам фронтальных занятий во втором и третьем периодах обучения.

В зависимости от задачи, которую ставит логопед на подгрупповом занятии по развитию связной речи, все за­нятия условно можно отнести к следующим видам:

Составление и распространение простых предложе­ний по предметным и сюжетным картинкам;

Обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначения­ми и предметным картинкам;

Составление линейного пересказа текста по опорным картинкам;

Составление пересказа текста по опорным картин­кам;

Составление пересказа по тексту и серии сюжетных картин;

Составление рассказа по опорным картинкам;

Составление рассказа по сюжетной картине;

Составление рассказа по схематичному рисуночному плану;

Составление рассказов-описаний предметов с опорой на предметные картинки и схематичный рисуноч­ный план.

Несмотря на разнообразие проводимых подгрупповых занятий по развитию связной речи по конспектам данного пособия, их структура одинакова. Она включает три базовые части:

I. Оргмомент

Эта часть занятия помогает логопеду настроить детей на занятие, активизировать их внимание. Для этих целей ча­сто используются игры с мягким мячом среднего размера. Помимо развития внимания к обращенной речи, дети при­обретают умение ловить мяч, понимать вопросы логопеда и быстро отвечать на них.

II. Основная часть занятия

Эта часть занятия является самой информативной. Она состоит из нескольких подчастей (от трех до пяти - в за­висимости от вида проводимого занятия).

Можно выделить следующие подчасти:

Введение в тему занятия

Логопед сообщает детям тему занятия и рассказывает о предстоящей работе.

2. Пальчиковая гимнастика и упражнения на развитие речевого выдоха ( В первом периоде обучения)

В первом периоде обучения логопеду важно развивать у детей длительный речевой выдох. Упражнения по разви­тию речевого выдоха проводятся на каждом подгрупповом занятии. Логопед следит за тем, чтобы в момент выполне­ния упражнений дети не спешили, не раздували щеки и не поднимали плечи.

Упражнения пальчиковой гимнастики традиционно проводятся с параллельным использованием потешек и не­больших стихотворений. Как правило, упражнения вы­полняются сначала пальцами правой руки, затем - левой руки и двумя руками вместе. Логопед следит за четким, точным и правильным выполнением движений.

3. Пальчиковая гимиастика и кинезиологические* упражнения**

Для развития тонких движений пальцев рук, а также развития координации движений, помимо упражнений пальчиковой гимнастики, во втором и третьем периодах обучения используются кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения помогают развить у детей межполушарное взаимодействие, что способству­ет активизации моторных, речевых и творческих способ­ностей детей. Кинезиологические упражнения на заняти­ях с детьми проводятся с одновременным использованием пальцев обеих рук. Логопед должен следить за четким рит­мом, плавностью и координированностью выполняемых движений.

Все предлагаемые упражнения разучиваются в течение одной недели и периодически повторяются как на логопе­дических занятиях, так и на занятиях воспитателей по за­даниям логопеда.

* Кинезиология - наука к аазвитии умствснных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения по­зволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

** Во втором и третьем периодах обучения.

Составление предложений

В этой подчасти занятия логопед знакомит детей с содер­жанием различных текстов, сюжетными и предметными картинами, а также учит составлять различные модели предложений по следам выполняемых действий, по вопро­сам, по предметным и сюжетным картинкам.

Физкультминутка

Логопед проводит физкультминутку на свое усмотре­ние, особенно в случаях повышенной утомляемости и ис­тощаемое™ внимания у детей подгруппы.

6. Составление различных видов пересказов и рассказов

В этой подчасти занятия логопед стремится активизи­ровать полученные детьми на занятии знания и умения. Предлагает составить самостоятельное связное высказы­вание, пересказ или рассказ, с обязательной опорой на кар­тины, картинные или рисуночные планы.

Большая часть подгрупповых логопедических занятий проводится по индивидуальным альбомам по развитию связной речи. После выполнения заданий логопед благода­рит всех детей за старание и выставляет детям в альбомы оценки.

Если ребенок правильно выполнил все задания, логопед закрашивает треугольник с буквой «Л» красным цветом (оценка «отлично»), если ответы ребенка неточные - си­ним цветом (оценка «хорошо»).

Тема: «Весна»

Цель:

Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы

Задачи:

1. Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

2. Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Поведение птиц, животных весной».

3. Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до семи элементов.

4. Развивать общую моторику.

5. Воспитывать доброту, отзывчивость.

6. Формировать правильное отношение к объектам природы.

Оборудование:

Схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, снег, земля, птицы и животные), ландыши из бумаги; магнитофон; диск с записью музыки; контурные изображения подснежников на каждого ребенка.

Организационный момент:

Л: Послушайте внимательно загадку.

Снег снова тает.

День прибывает,

Ночь убывает.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает? (Весной)

Л: Сколько весенних месяцев? Как они называются? Какой месяц самый холодный (теплый)?

Что вы знаете о весне как о времени года?

Д: Весной солнце пригревает и тает снег. На крышах появляются сосульки. Птицы прилетают из теплых краев. В лесу на проталинах появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и появляются листочки.

Л: Вы назвали приметы весны. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.

Основная часть

1. Составление предложений по схемам

Л: Сегодня я к вам пришла с букетом из ландышей – это тоже весенние цветы, они не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ о весне. Вот наш первый помощник первый ландыш-сюрприз. (Логопед размещает на доске схему «солнца»). О чем мы будем составлять предложения?

Д: О солнце.

Л: Какое бывает солнце?

Д: Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

Л: А как солнце светит и греет весной?

Д: Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом.

Л: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Логопед размещает на доске схему «неба»).

Д: О небе.

Л: Что можно сказать про весеннее небо?

Д: Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое.

Л: Что вы можете сказать о снеге весной? (Логопед размещает на доске схему «снега»).

Д: Снег темнеет, тает, превращается в воду.

Л: Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале весны, какими в конце? (Логопед размещает на доске схему «дерева»).

Д: Сначала на деревьях появляются почки, а потом первые листочки.

Л: О чем теперь будем составлять предложение? (Логопед размещает на доске схему «земли»).

Д: О земле.

Л: Что вы можете сказать о земле весной?

Д: Земля освобождается от снега, появляется трава и цветы.

Проведение динамической паузы

Тихо звучит музыка.

Л: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Солнце пригревает. В полях снег тает. Птицы прилетают. Подснежники расцветают. Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы как лучи. Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны. Выполняют резкие взмахи руками как крыльями. Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют руки в виде цветочного бутона.

Л: Пока мы играли, появился новый ландыш со схемой. (Логопед размещает на доске схему «птицы»). О ком мы будем говорить?

Д: О птицах.

Л: Какие изменения происходят в жизни птиц весной?

Д: Птицы прилетают к нам из теплых краев и начинают вить гнезда.

Л: Для чего птицы вьют гнезда?

Д: Чтобы отложить яйца и вывести птенцов.

Л: Как люди могут помочь прилетающим птицам?

Д: Они строят для птиц скворечники.

Л: Что делают животные весной? (Логопед размещает на доске схему «животные»).

Д: Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

2. Развитие психологической базы речи

Логопед собирает букет из ландышей-схем и предлагает детям разместить их на доске в том же порядке. Дети выполняют задание.

3. Составление описательного рассказа по схемам

Л: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про весну, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа.

Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом. Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое. Снег темнеет, тает, превращается в воду. Появляется трава и цветы. На деревьях сначала появляются почки, а потом первые листочки. Птицы прилетают из теплых краев и начинают вить гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Итог занятия

Л: Дети, что вам запомнилось, понравилось?

Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы. Старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам подснежники. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о весне – прекрасном времени года, ее приметах.

прислала

Лукина Т. А.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в
Похожие публикации