Масленица: православная традиция или языческий обряд? Масляная неделя.

В современном сознании Масленица ассоциируется с разгулом, гуляньями…, короче - с «проводами Русской зимы». Но мы мало задумываемся о странном совпадении – Масленица каждый год празднуется в разное время. Это оттого, что (как это не покажется странным) время Масленицы зависит от Церковного календаря.


Каждая их , предшествующих Великому посту, имеет свое наименование. Первая из них – «О Закхее», вторая – «О мытаре и фарисее», третья – «О блудном сыне». Четвертая – . Пятое воскресение, последний день перед Великим постом, посвящено «Воспоминанию Адамова изгнания из рая». Таким образом, последняя неделя перед Великим Постом неделя (или - «седмица», по церковно-славянски) начинается назиданием о Страшном суде, а заканчивается напоминанием об изгнании Адама из Рая и Прощеным воскресеньем, когда все православные просят друг у друга прощение.

Именуется эта, последняя неделя перед Великим постом, в церковном календаре так: «Седмица Сырная (масленица)». Сырная оттого, что уже готовясь к предстоящему Великому посту, нельзя есть мясо, а только сыр, масло, яйца, творог… (кстати, слово «сыр» раньше имело значение "творог". Именно поэтому мы до сих пор творожные оладьи мы называем сырниками. Творог в древности не нагревали для свёртывания, а он свёртывался естественным, т.е. «сырым» способом).

Русский обычай проводить масленичную неделю с блинами вполне соответствует особенностям христианского благочестия. Блины, как праздничное яство, встречается еще в книгах Святого Писания под именем «млинов». В церковно-славянской Библии, во Второй книге Царств (гл.6, стих 19) мы читаем, как царь Давид раздавал их народу по случаю празднества при перенесении кивота Господня: «И раздели всем людям… по сковородному млину». У русских слово «млин» означало изделие из гречневой молотой муки, пекущееся на сковороде, подмазанной маслом, позднее переменилось в «блин».

Но из всех 15 Православных Церквей в таком виде - с праздничным разгулом, с блинами и снежными городками, Масленица существует только в России. Естественная для русских, она неизменно поражала и поражает до сих пор иностранцев, которые не могли постичь ни широты гульбы, ни обычая в конце празднования каяться перед всем миром, ни последующей жестокой строгости поста, который налагали на себя вчерашние буяны.
На Масленице уже не венчаются и не играют свадеб - обрученным придется ждать до окончания Пасхальных праздников.

На принято ходить в гости, звать гостей, угощать бедных, жертвовать нищим. Первый испеченный блин всегда отдавали нищим - на помин души усопших родичей. В дни Масленицы вообще стирались сословные различия. По традиции блинами угощали всех неимущих, странников. Даже к столу в богатом доме обязательно приглашались люди незнатные, бедные. Хождение друг к другу «на блины», - сближало, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. А вот предстоящим Великим постом уже не принято ходить в гости или праздновать дни рождения. Вот и стараются люди посетить родных сейчас, на Масляной.

В последний день Масленицы, в « », в церквах совершается чин прощения: вначале священники просят прощения у прихожан, а те - у батюшек и друг у друга. Не простить нельзя. Принято говорить «Бог простит. И я прощаю. И ты меня прости…»

Русский писатель Иван Шмелев в своем великом произведении «Лето Господне» так вспоминает о Масленице: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... всё и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью…- перед постом… Завтра будет печальный звон. Завтра – «Господи и Владыка живота моего…» будет. Сегодня прощеный день, и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуги, у дворника, у всех. …Падаем друг дружке в ноги. Немножко смешно и стыдно, но после делается легко, будто грехи чистились» .

Стоит нам помнить и слова : «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. …Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина» .

Масленица заканчивается напоминанием о человека – изгнания Адама из Рая. Чем согрешил первый человек? Тем, что, послушав змея-искусителя, съел запретный плод, т.е. нарушил заповедь воздержания - поста. Человек поверил, что в еде, а не в Боге, источник Жизни. Человек решил, что именно земные плоды - дают жизнь, земные утехи - радость, человеческие знания - победу над природой, суетная политическая возня - свободу, равенство, братство… Удовольствия? В детском садике они у меня были одни, в юность – уже другие, в зрелом возрасте – третьи… Если все время гоняться за все возрастающими потребностями, если и впрям следовать рекламному слогану «Бери от жизни все!!!», то логическое завершение этой безумной гонки – смерь от передозировки…

Человек создан по образу и подобию Божию, создан для вечной Жизни. Бог смерти не сотворил. Но когда человек решил, что он сможет прожить и без Бога, то он прервал свою связь с Ним – он лишил себя подлинного Источника Жизни и в мiр пришла смерть. И сегодня мы вынуждены есть, чтобы жить. «Жизнь – способ существования белковых тел» - утверждает либеральная, безбожная философия. Но сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Нет в пище Источника Жизни. Сколько бы я не съел – рано или поздно плотская жизнь придет к своему концу.

Предстоящий и есть поиск Источника Жизни. Если я голоден и не поем, то ведь могу и умереть. …А если поем? Разве не умру? Нет, рано или поздно тело моё умрет. А как же душа? Где источник пищи для неё, источник её вечного существования? Что является условием моего Воскресения?.. К ответу на эти вопросы мы постараемся дойти через пустыню Поста. Великий Пост должен стать моим возвращением к Богу, дорогой домой - обратно в Царство Небесное, к Источнику вечной Жизни – Богу! Только один Бог и есть сама Жизнь, только Он - Источник её и её Творец.

Таким образом, предстоящий Великий Пост - это время, когда человек воздерживаясь от пищи, лакомств, развлечений по-новому узнает их вкус, учиться получать их от Бога, испытывать радость и благодарность. Но самое важное - мы можем понять смысл и цель свой Жизни, можем вновь вернуться к самому Богу, ко всему тому, что Он сотворил для нас. И тогда ясней станут для нас строки Пасхального Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…»

Следующая седмица с 7 по 12 марта - сырная (масленица), последняя перед великим постом. В православном календаре она называется сырной седмицей потому, что по уставу можно вкушать только сыро - молочную пищу яйца и рыбу. В просторечии эта седмица называется масленицей и с ней связаны многочисленные народные традиции. Как православному провести масленицу и подготовиться к великому посту? Об этом советы православных батюшек.

Совет первый: не сжигать чучело (протоиерей Максим первозванский).
Масленичная неделя напоминает нам о близости поста, о необходимости встретить его достойно. Потому понятно, что не надо неистовствовать, напиваться, не надо сжигать чучело. Последнее - всё-таки ритуальное действие. Хотя ему не придают вроде бы особого значения, но на самом деле значение это никуда не уходит. И я бы не советовал православным участвовать в подобном обряде.
А что нужно делать? Ходить друг к другу в гости: "Тёщины Вечера", "золовкины посиделки" и так далее - хорошая традиция, помогающая установить со всеми добрые отношения. Этому блины тоже могут способствовать, но не как языческий символ солнца, а как некая традиция. Блины - это здорово. Особенно для детей: они с нетерпением ждут масленицы, знают, что будет много разных блинов.

Совет второй: повеселиться впрок (протоирей Алексий уминский).
Последняя неделя перед великим постом - время, когда мы прощаемся не только с определённой пищей, но и с разными развлечениями. Развлечения - это же не обязательно что-то греховное, неправильное, нехорошее. У нас в свято - владимирской гимназии в этот период обычно проходят праздничные концерты. Мы словно стараемся с детьми по-хорошему порадоваться и повеселиться впрок. Когда мы вместе сидим за столом, поём песни, во что-то играем, слушаем друг друга - это же работает на созидание, учит нас, в том числе, и любить друг друга. Во время масленицы всё это переживается, мне кажется, особенно остро. Потому что с этим мы тоже расстаёмся, от этого тоже в какой-то мере отказываемся. Чтобы сосредоточиться на боге, научиться любить его.

Совет третий: стать ближе друг к другу (свящ. Виталий Ульянов).
Масленица, которая в церковном календаре называется сырной седмицей, говорит нам, что великий пост совсем близко, вводит нас в него. Уже - запрет на мясную пищу, уже не совершается таинство венчания. В храмах читается покаянная молитва преподобного Ефрема сирина с коленопреклонением.
В воскресенье вечером совершается в храмах чин прощения, чтобы войти в пост, примирившись со всеми. К прощеному воскресению стоит готовиться всю неделю. Ведь традиция ходить к родственникам на блины (с которыми, может быть, и особенно не общались) - это возможность сблизиться, забыть обиды и недовольства, накопившиеся за год.
На праздник масленицы, который организуется нашим приходом, приезжают не только жители усад, но и гости из других городов и даже регионов. Думаю, что людей привлекает не только весёлый концерт, угощение с блинами, сладостями, с кашей на полевой кухне, но и нечто другое: возможность стать ближе друг к другу ….

Совет четвертый: запастись кальцием и примириться (протоиерей Федор кречетов: масленица для православного христианина - премудрое установление святых отцов, подготовка к посту, в том числе и в телесном плане. Например, тот момент, что последнюю неделю перед постом человек употребляет много молочной и рыбной пищи, даёт возможность его организму "Запастись" необходимыми ему кальцием и фосфором, чтобы без вреда для здоровья перенести предстоящий подвиг.
А если говорить в духовном контексте: в семье моих родителей была традиция в завершении масленицы встречаться с родственниками и просить друг у друга прощения, кланяясь до земли. Сейчас это не всегда удаётся: служим в разных храмах … но если не получается сделать это в само прощеное воскресение (хотя это очень желательно), то можно встретиться чуть пораньше - помириться перед постом. Т. е. смысл масленицы в примирении с людьми, для чего и существовал обычай навещать друг друга в этот период, чтобы потом в течение поста принести покаяние и примириться с богом.

Совет пятый: не злоупотреблять (священник Сергий звонарев:
Поскольку эта неделя - подготовительная перед великим постом, хотелось бы напомнить, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.
Во время широких гуляний на масленицу нужно опасаться, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин. Никто не говорит, что надо вообще не посещать гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Важно, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека. Источник. Православие и мир.

Масленица – последняя неделя перед Великим постом. Что можно делать на этой неделе, чего нельзя? Что можно православным, а что – пережиток язычества? На вопросы о масленице отвечают православные священники.

Верующим людям начало Сырной седмицы, или Масленицы, напоминает о том, что уже прошло заговенье на мясо, однако впереди еще есть время, когда на трапезе дозволяется вкушать молоко, сметану, яйца, т.е. все, кроме мяса.

Поскольку эта неделя – подготовительная перед , хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

В языческих представлениях наших далеких-далеких предков была праздником проводов зимы и встречи весны. Зима уходила безвозвратно, навстречу шла весна, новое время года, время обновления природы, обновления чувств.

В языческом мире славян этот праздник особенно ярко отмечался в народной среде: проводились широкие гуляния, водили хороводы, сжигали чучело «масленицы», совершались обряды, имеющие прямое отношение к язычеству. После христианизации Руси с X -го века Церковь непрестанно боролась с этими проявлениями. С тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований.

Во многих местах по-прежнему на Масленицу жгут соломенное чучело. Хотя участники этого действа и не относятся к нему как к языческому обряду, я хотел бы предостеречь православных людей от участия в подобном «веселье».

Необходимо помнить о том, что готовит нас к Великому посту – времени покаяния, размышлений о жизни человека, о том, что нам еще предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы омолодиться душой… Великий пост – время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться того, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

– Власти обещают многочисленные гуляния на масленицу. Можно ли участвовать в них православным?

Никто не говорит, что надо вообще не посещать эти гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Другое дело, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека. Мы же знаем, каким бывает развлечение, выходящее за всякие рамки: употребляется большое количество алкоголя, что влечет к неблаговидным, а часто и безнравственным поступкам, греху.

–В «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова нарисована запоминающаяся сцена народного масленичного гуляния, сразу вспоминается и русская поговорка «не согрешишь, не покаешься». Нужно ли русскому человеку дойти до крайности, чтобы только после этого покаяться?

Если у человека отсутствуютудерживающие его духовные и нравственные скрепы, то он легко впадает в такие недопустимые крайности, о которых впоследствии начинает каяться и сожалеть.

Однако люди меняются, и ментальность наших соотечественников, как мне кажется, отличается от той, что имела место даже сто лет назад. Раньше люди работали до седьмого пота, и в гуляниях не знали устали. Сегодня многие горожане прагматичнее относятся ко всему, и особенно сейчас, во время финансового кризиса, несколько раз подумают, прежде чем решиться спустить часть семейного бюджета на праздник.

Наше общество теряет элементы народной традиционности. В этом есть свои отрицательные и положительные стороны, ведь народная культура и духовность – это не одно и то же. Церковь всячески противостоит потере или ослаблению традиционной духовности, но если в прошлое уходят языческие пережитки – совсем другое дело.

– А что в современном праздновании Масленицы напоминает о язычестве? Выпечка блинов?

– Отношение к блину в языческие времена было, безусловно, отражением языческого мировоззрения. Блин даже внешне, своим золотистым цветом и формой напоминал солнце, поэтому на праздник встречи солнца, на Масленицу, и пекли блины.

Другое дело в христианский период - этот обычай тщательно воцерковлялся, можно сказать, «переваривался» Церковью с тем, чтобы придать ему новый христианский импульс. Со временем употребление блинов, пирогов и всего того, что связано с угощением на Масленицу, потеряло языческую подоплеку. Сегодня мы уже не можем сказать, что православному христианину недопустимо кушать блины только потому, что первоначально такого рода угощения были языческими.

– Что можно сказать про обычай прыгать через костер?

– Такой обычай сохранился далеко не во всех уголках нашей страны, но и он, безусловно, имеет непосредственное отношение к язычеству. Дело в том, что в языческом мире считалось, что прыжки через костер способствуют очищению огнем от каких-то беззаконий, прегрешений, проступков. Язычнику, для того чтобы очиститься, достаточно прыгнуть через костер, который символически опаляет грехи. Но мы прекрасно знаем, что покаяние возможно только в Боге, что только Бог может прощать грехи. Поэтому Церковь настаивает на необходимости прибегать к Таинству покаяния.

Церковь призывала людей идти в храмы и приносить покаяние Богу, а не прыгать через костры, чтобы получить прощение своих грехов и очиститься. То обстоятельство, что этот обычай почти исчез, говорит об успехе церковной проповеди.

Сегодня эта традиция встречается далеко не повсеместно и сохраняется лишь в качестве какой-то народной забавы, демонстрации удали, лихости молодецкой.

– Но соломенное чучело по-прежнему жгут с удовольствием?

– Да, это наиболее сохранившаяся традиция, но сегодня она не опасна для Церкви, потому что для наших современников она также потеряла свою привязку к язычеству. Церковь просит православных людей не участвовать в сжигании чучела Масленицы, чтобы не поддерживать дальнейшего развития этого языческого по своему глубинному содержанию обряда. Впрочем, и среди тех, кто присутствует при этом действии, никто не считает, что он участвует в языческом ритуале. Это дань традиции, прошлому, которая сегодня не имеет отношения к религии и к духовности. Русь пережила это много столетий назад.

Сжигание чучела притягательно своей необычностью. В реальной жизни мы ни с чем подобным не встречаемся, и вдруг, раз в год, на площадях начинают сжигать какое-то соломенное чучело. Людей вообще привлекает все необычное. Ведь и блины можно кушать в другое время года, но в память о наших народных традициях мы совершаем это именно на Масленицу.

– Наверное, эту традицию можно воцерковить и как бы перевести в русло милосердия?

– Конечно. Более того, было бы замечательно, если бы наши власти задумались о том, чтобы этот праздник посвятить помощи неимущим.

Вспомним пример святого князя Владимира, прозванного в народе «Красным солнышком». Он специально посылал по Киеву повозки со снедью и угощениями для раздачи их бедным людям. Почему бы сегодня властям, прежде всего муниципальным, не устроить на протяжении всей Масляной недели выпечку блинов для раздачи их в первую очередь там, где люди элементарно нуждаются в пище – на вокзалах, у теплопунктов, у переходов метро. Там, где всегда много лиц без определенного места жительства, бродяг.

Нравственный эффект и общественный резонанс от такого рода помощи был бы намного выше, чем от всех усилий по организации широкой Масленицы и гуляний. Участники этих гуляний и так способны купить себе не только блины, но и более серьезные вещи. А вот помочь нуждающимся…

Передвижная блинопекарня не является чем-то безумно дорогим, она не требует громадных капитальных вложений. А если бы такую блинопекарню привезли в детский дом и угостили бы детей блинами с вкусной начинкой, какой бы след в душах ребят оставило это угощение и внимание!

Рецепты блинов на Масленицу 2013

Не сжигать чучело

Масленица, которая в церковном календаре называется Сырной седмицей, говорит нам, что Великий пост совсем близко, вводит нас в него. Уже – запрет на мясную пищу, уже не совершается таинство Венчания. В храмах читается с коленопреклонением.

В воскресенье вечером совершается в храмах , чтобы войти в пост, примирившись со всеми. К стоит готовиться всю неделю. Ведь традиция ходить к родственникам на блины (с которыми, может быть, и особенно не общались) – это возможность сблизиться, забыть обиды и недовольства, накопившиеся за год.

На праздник Масленицы, который организуется нашим приходом, приезжают не только жители Усад, но и гости из других городов и даже регионов. Думаю, что людей привлекает не только весёлый концерт, угощение с блинами, сладостями, с кашей на полевой кухне, но и нечто другое: возможность стать ближе друг к другу…

Протоиерей Федор Кречетов

Запастись кальцием и примириться

, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах:

Масленица для православного христианина – премудрое установление святых отцов, подготовка к посту, в том числе и в телесном плане. Например, тот момент, что последнюю неделю перед постом человек употребляет много молочной и рыбной пищи, даёт возможность его организму «запастись» необходимыми ему кальцием и фосфором, чтобы без вреда для здоровья перенести предстоящий подвиг.

А если говорить в духовном контексте: в семье моих родителей была традиция в завершении Масленицы встречаться с родственниками и просить друг у друга прощения, кланяясь до земли. Сейчас это не всегда удаётся: служим в разных храмах… Но если не получается сделать это в само Прощеное воскресение (хотя это очень желательно), то можно встретиться чуть пораньше – помириться перед постом.

Т.е. смысл Масленицы в примирении с людьми, для чего и существовал обычай навещать друг друга в этот период, чтобы потом в течение поста принести покаяние и примириться с Богом.

Священник Сергий Звонарев

Не злоупотреблять

Клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС:

Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

Во время широких гуляний на нужно опасаться, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

Никто не говорит, что надо вообще не посещать гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Важно, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека.

Что ни в коем случае, а что, наоборот, необходимо сделать на масленичной неделе? Рассказывают священники Максим Первозванский, Алексий Уминский, Виталий Ульянов, Сергий Звонарев, Федор Кречетов.

Традиционно неделя перед Великим постом, в народе называемая Масленицей, вызывает множество сомнений - язычество это или православная традиция, нужно ли «оторваться» перед началом строго воздержания, или же уже сейчас надо настраиваться на молитвенный лад, блины - это религиозный символ или же просто замечаетльное лакомство… А вокруг шум, гам, праздничные гуляния. Что делать? Каких правил надо придерживаться в эту предпостную масленичную неделю?

Не сжигать чучело

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник» :

Масленичная неделя напоминает нам о близости поста, о необходимости встретить его достойно. Потому понятно, что не надо неистовствовать, напиваться, не надо сжигать чучело. Последнее – всё-таки ритуальное действие. Хотя ему не придают вроде бы особого значения, но на самом деле значение это никуда не уходит. И я бы не советовал православным участвовать в подобном обряде.

А что нужно делать? Ходить друг к другу в гости: «тёщины вечера», «золовкины посиделки» и так далее – хорошая традиция, помогающая установить со всеми добрые отношения. Этому блины тоже могут способствовать, но не как языческий символ солнца, а как некая традиция.

Блины– это здорово. Особенно для детей: они с нетерпением ждут Масленицы, знают, что будет много разных блинов.

Повеселиться впрок

Протоирей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах :

Последняя неделя перед Великим постом - время, когда мы прощаемся не только с определённой пищей, но и с разными развлечениями. Развлечения - это же не обязательно что-то греховное, неправильное, нехорошее. У нас в Свято-Владимирской гимназии в этот период обычно проходят праздничные концерты. Мы словно стараемся с детьми по-хорошему порадоваться и повеселиться впрок.

Когда мы вместе сидим за столом, поём песни, во что-то играем, слушаем друг друга – это же работает на созидание, учит нас, в том числе, и любить друг друга. Во время Масленицы всё это переживается, мне кажется, особенно остро. Потому что с этим мы тоже расстаёмся, от этого тоже в какой-то мере отказываемся. Чтобы сосредоточиться на Боге, научиться любить Его.

Стать ближе друг другу

Священник Виталий Ульянов, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики Татарстан :

Масленица, которая в церковном календаре называется Сырной седмицей, говорит нам, что Великий пост совсем близко, вводит нас в него. Уже – запрет на мясную пищу, уже не совершается таинство Венчания. В храмах читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина с коленопреклонением.

В воскресенье вечером совершается в храмах чин прощения, чтобы войти в пост, примирившись со всеми. К Прощеному воскресению стоит готовиться всю неделю. Ведь традиция ходить к родственникам на блины (с которыми, может быть, и особенно не общались) – это возможность сблизиться, забыть обиды и недовольства, накопившиеся за год.

На праздник Масленицы, который организуется нашим приходом, приезжают не только жители Усад, но и гости из других городов и даже регионов. Думаю, что людей привлекает не только весёлый концерт, угощение с блинами, сладостями, с кашей на полевой кухне, но и нечто другое: возможность стать ближе друг к другу…

Запастись кальцием и примириться

Протоиерей Федор Кречетов, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах :

Масленица для православного христианина – премудрое установление святых отцов, подготовка к посту, в том числе и в телесном плане. Например, тот момент, что последнюю неделю перед постом человек употребляет много молочной и рыбной пищи, даёт возможность его организму «запастись» необходимыми ему кальцием и фосфором, чтобы без вреда для здоровья перенести предстоящий подвиг.

А если говорить в духовном контексте: в семье моих родителей была традиция в завершении Масленицы встречаться с родственниками и просить друг у друга прощения, кланяясь до земли. Сейчас это не всегда удаётся: служим в разных храмах… Но если не получается сделать это в само Прощеное воскресение (хотя это очень желательно), то можно встретиться чуть пораньше – помириться перед постом.

Т.е. смысл Масленицы в примирении с людьми, для чего и существовал обычай навещать друг друга в этот период, чтобы потом в течение поста принести покаяние и примириться с Богом.

Не злоупотреблять

Священник Сергий Звонарев, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС :

Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

Во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

Никто не говорит, что надо вообще не посещать гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Важно, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека.

Началась сырная седмица (в простонародье - масленица). Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. По слову святителя Тихона Задонского, сырная седмица есть преддверие и начало поста.

Народное название сырной седмицы - масленица или масленая неделя. Сырной или сыропустной эта предпостовая неделя названа потому, что в дни её уже не вкушается мясо, но ещё разрешается вкушение молочных продуктов и рыбы. Это неделя сплошная - пост в среду и пятницу по уставу отменяется.

История возникновения сырной седмицы (масленицы)

Богослужебные особенности сырной седмицы, а также история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица в своих корнях восходит к некоторым языческим обычаям.

Вот что мы читаем в Синаксарии в субботу сырной седмицы всех преподобных отцов, в подвиге просиявших ( от греч. συναξάριον - сборник, собрание трудов греческого богослова и историка Никифора Каллиста Ксанфопула, посвящённое известным праздникам Триоди и изъясняющим каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется).

«О сырной же (седмице) некоторые говорят, что её установил император Ираклий (610 - 641 гг.), - а раньше она была мясоястной, - ибо он, шесть лет воюя с Хозроем I и персами, дал обет Богу: если одолеет их, учредить такую (седмицу), по уставу среднюю между мясоедом и постом, - что и исполнил.

Я же думаю, что, может быть, и так произошло, а может быть, и она была задумана святыми отцами ради некоторого приготовления, чтобы мы, сразу перейдя от мяса и обильной пищи к крайнему воздержанию, не унывали и, кроме того, не повредили телу, но, медленно и понемногу отказываясь от жирной и сладкой пищи, как непривыкшие к узде кони, через отнятие пищи восприняли и удила поста.

Таким образом, как душу (отцы) настроили притчами, так же искусно позаботились и о теле, понемногу удаляя препятствия к посту».

В сочинении преподобного Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII век) говорится о традиции такой мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания - на этой неделе не вкушали мяса, а до 9-го часа не вкушали вообще ничего.

Из этого становится понятно, что у сырной седмицы христианские корни. Откуда же название «масленица»?

В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, поскольку Православная Церковь не всегда могла полностью упразднить народные языческие традиции. Зачастую в силу понимания, что просто запретительными мерами добиться хорошего результата невозможно, и прибегали к практике замещения языческих праздников христианскими, таким образом, стараясь воцерковлять народные обычаи, наполняя их иным, христианским смыслом. Так было и с радоницей, и с русалиями, и с праздником дня зимнего солнцестояния. Точно также и языческую масленицу Церковь приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Благодаря усилиям Православной Церкви масленица лишилась своего прежнего сакрального значения, какое она имела в народе, стараниями Церкви удалось сохранить аскетический настрой сырной (масляной) недели, придав этому настрою особый праздничный характер.

«Весну возвещающая приближися сия, ныне предочистительная седмица всечестная, священных постов, телеса и души всех просвещающая»

По существу, для верующих христианское содержание масленицы - постепенная, мягкая подготовка постом малым, облегчённым к посту строгому. Это неделя плавного перехода к грядущему Великому посту, позволяющая подготавливаясь к нему телесно, одновременно духовно проникаться его скорым приближением.

Обретению соответствующего духовного настроя способствуют и богослужения этих дней, которые также носят предпостовой характер.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о Судном дне, всеобщем последнем и Страшном суде живых и мёртвых (Мф. 25, 31-46). Это Евангельское чтение необходимо для напоминания всем согрешающим, дабы не предавались они беспечности и нерадению о своём спасении в своей надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы ярко изображает последствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и Праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется Правосудным, а Суд Его - праведным.

«Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…»

В службах среды и пятницы сырной седмицы не совершается литургии в силу её торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию. Совершаются только часы, на которых читается назидательная и душеспасительная молитва святого Ефрема Сирина и кладутся земные поклоны. В первый раз эта великопостная молитва читается на вечернем богослужении во вторник. В этой краткой, но такой глубокой молитве звучит просьба человека к Богу об избавлении от терзающих душу страстей, в ней мы просим отнять от нас праздность, уныние, желание властвовать и празднословить, дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви, возможность видеть свои недостатки (грехи) и не осуждать других.

В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.

Заканчивается сырная седмица в воскресный день, когда Церковь приводит на память изгнание прародителей из рая. Его в просторечии называют ещё Прощёным или Прощальным воскресеньем.

«Масленица. Прощёный день в крестьянской семье». Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова

В этот день все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, обещавшего: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

«Сие время есть покаяния, темже благомудренно начнем, братие»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Через многие песнопения сырной седмицы Церковь возвещает нам, что дни этой предочистительной недели и есть уже преддверие покаяния и начало воздержания. Так понимали эту седмицу и святые отцы Церкви.

«Сегодняшний день - преддверие поста. Осквернившийся при входе не достоин войти во святыню », - говорит о неделе, предваряющей Великий пост, святитель Василий Великий в своём слове о посте.

«Сырная (седмица) - предтеча Великого поста », - определяет эту неделю святитель Евстафий, архиепископ Фессалоникийский в слове «Об исправлении монашеской жизни».

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста»

Великий угодник Божий, святитель Тихон Задонский так увещевал свою паству воздерживаться от недостойного проведения в предпостовые и предочистительные дни масленицы:

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно.

Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви?

Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют.

Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию.

Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их.

Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие.

Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего.

Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются.

Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют.

Я ещё раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

«Се предотверзеся покаяния дверь, боголюбцы: приидите убо, потщимся внити тою, прежде даже не заключит сию Христос, яко недостойным нам»

(тропарь из канона понедельника сырной седмицы)

Святая Православная Церковь сырную седмицу называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В христианском смысле последняя подготовительная неделя к Великому посту посвящена одной единственной цели - подготовке к покаянному пути к Богу, прощению обид и примирению со своими ближними. Именно в этом христианская составляющая масленицы, в этом её суть, так ярко выраженная в чтении одной из главных великопостных молитв, побуждающих к покаянию и прощению. И потому, как логическим завершением, сырная седмица или масленица заканчивается так называемым Прощёным воскресеньем.

Масленица - это время, которое мы обязаны посвятить примирению и доброму общению с нашими ближними, родными, друзьями, а также делам милосердия и благотворения. Разумеется, Церковью не отрицается разумное, умеренное веселье на масленицу. Верующие ходят друг к другу в гости, радуют близких своим вниманием и делятся своей радостью, общаются, и конечно, трапезничают: едят блины и копят силы для предстоящего поста. Однако Святая Церковь призывает во всём держаться умеренности, ибо всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, стяжать которые стремится каждый христианин. Своих верных чад она призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть, а тем более в преддверии священного времени Великого поста. Поэтому во время широких гуляний на масленицу каждому христианину нужно опасаться того, как бы это не помешало подготовке к великопостному подвигу, главной задаче этих дней, решать которую и предстоит каждому из нас по мере своих сил.

Первое, к чему нужно стремиться - чтобы наше правильное отношение к сырной седмице или масленице послужило духовной пользе и способствовало нашему духовному росту. Нам необходимо время сырной седмицы, отведённое Церковью для духовной и телесной подготовки, наполнить покаянием, размышлением о своей жизни, о своей душе, избавлению от обид и примирению с ближними. Поразмыслить над тем, что ещё нам предстоит сделать для своего духовного совершенствования, чтобы грядущий Великий пост стал для нас действительно весной покаяния, чтобы мы омолодились душой, чтобы к светлому празднику Пасхи наши души воскресли вместе с Воскресшим Христом Спасителем.

Похожие публикации