Анима и анимус соотносятся как. Архетипы Юнга

Анима и анимус. Многие ли мужчины признают женщину в себе, а женщина мужчину? Я думаю, что сознательно это маловероятно, но все-таки и такое существует. В нашем обществе существует много стереотипов по этому поводу. Часто мужчину, который не стесняется своей «женской части» личности, а осознает ее, обвиняют в гомосексуализме. Это встречается довольно часто. Чтобы лучше разобраться в этом, следует обратиться к К.Г.Юнгу. Психика по Юнгу имеет следующую структуру:

Юнг представлял персону (личность) как самый верхний слой личностного сознательного; Эго - его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного - двойник Я, его тень; следующий слой - душа (Анима и Анимус); самый нижний слой - объективное (самость). Персона - это визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться. Это характер, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Persona - латинское слово, обозначающее маску, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли (сравните русское «Личина, личность»). Эго - центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий. В то же время Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.
Тень - центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и стараемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому, как отражается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Поэтому экстравертированная личность в своем бессознательном интровертирована: робкий человек в своем бессознательном храбр, храбрый - робок, добрый - зол, а злой - добр и т. п. Кстати, термины эксатраверсии и интроверсии ввел тоже Юнг. Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой.
Тень - не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивидууму (и аналитику) к материалу, который обычно недоступен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь, - пишет Юнг, - и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».
Анима и Анимус - это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) - маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном - женщина, а каждая женщина - мужчина.
Анима и Анимус - наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному, так же как персона - к внешней среде, и оказывают большое влияние на поведение Индивидуума.
Самость - архетип целостности личности. «Самость, - пишет Юнг, - означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «сознательное и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».
Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго - центром сознания.
Но в данный момент нас интересует Анима и Анимус.
Разберемся с Анимой поподробнее.

Анима. Центр всей женской энергии внутри человека. Эмоциональная, интуитивная сторона натуры. Все женщины, с которыми какой-нибудь товарищ был знаком в своей жизни, и особенно его мать (Фрейд здесь вообще не рассматривается), способствуют формированию этого образа. В сновидениях женские фигуры могут иметь различные характерные черты знакомых женщин, или же это может быть незнакомая женщина, а также животные, имеющие божественную женственность в мифологии, например, корова.

Анима развивает эмоциональность, сердечность. Все это уравновешивает маскулинноть, агрессивность и т.д.
Анима обязательно проявляется при игнорировании мужчиной своей женской стороны, особенно во второй половине жизни. Если все тот же товарищ «ругается» с Анимой, то некоторые функции внутри него часто ведут благодаря Аниме к сварливости, ригидности и упрямству, а также усталости и безответственности, сочетающихся с тенденцией к алкоголизму. Женские характеристики могут выражаться в иррациональности. Пренебрежение Анимой осложняет отношения мужчины с женщиной.

Например, можно проецировать собственный образ женщины на реально существующую женщину и, таким образом, обломаться в реальном сосуществовании с конкретной дамочкой. С другой стороны, если мужское восприятие женщины формируется как негативное, в частности, он воспитывается жестокой или эмоционально холодной матерью, тогда у мужчины возникнет представление об отталкивающей Аниме. В этом случае мужчина может проецировать данную фигуру на любую другую женщину, хотя при этом он не боится и не избегает всех женщин.

Иногда мужчины проецируют свою Анима на недоступные женские образы, избегая контакта с противоположным полом (художники часто этим балуются, да и вообще творческие личности). Подобное проецирование характерно для рыцарских поисков Прекрасной Дамы (А помните Александра Блока с его «проблемной» Анимой). В этом и других случаях Анима становится феей сновидений, разрушающей настоящие взаимоотношения, затмевая истинные качества другого человека, которые создают иллюзию гермафродитической достаточности и цельности.

Анима открывает свою истинную мудрость только мужчине, который серьезно воссоединился с ней, зная, для чего она существует. Только тогда она способствует наиболее полному раскрытию личности: потенциала, истинной Самости.

Теперь разберемся с Анимус.
Анимус. Представляет мужские черты в характере женщины, правильно интегрируясь, он представляет женщине качества проницательности, самопознания и способности к взвешиванию обстоятельств. Это неотъемлемая часть женского потенциала на удивление. Анимус у мужчин и женщин формируется в ходе контактов с мужчинами и различен у каждого человека, его роли варьируют в иерархии от низшей к высшей ступени, например от героя, с его социально окрашенной ролью, к простому отцу семейства. Если этот архетип развивается в целостной, уравновешенной личности, тогда Анимус выполняет контролирующую роль на уровне глубинного бессознательного. Так как данный архетип является источником некоторых женских взглядов и убеждений, то его характеристикам, при нарушении осознания себя, угрожает опасность остановиться на примитивных стадиях.

То есть Анимус, как и Анима, развиваются, а не остаются в неизменном виде. Это же случается, если женщина пренебрегает своим Анимусом: тогда она становится доверчивой к устойчивым коллективным убеждениям, магическому мышлению и часто становится жертвой насилия. Если её негативный Анимус позднее начинает доминировать в жизни, особенно, если мужчина слишком с ней мягок, тогда женщина становится, упрямой и самоуверенной, считая, что она всегда и во всём права, раздавая указания направо и налево, становится иррациональной: «Я точно знаю...».

Большинство образов Анимуса встречается в сновидениях, развивая мужские, интеллектуальные стороны нашего «бытия» и отношение к миру, без утраты своей истинной женской натуры. Вероятно, по отношению к Анимусу Анима у женщин вырабатывает необходимый феминный антипод.

Как и Анима, Анимус может проецироваться на какое-то лицо с последующим разочарованием: женщина считает, что тот, с которым она живёт, является частью её самой, и это показывает её придурковатость (простите за такое выражение, лучше сказать незрелость), которая часто обусловлена инфантильной привязанностью к матери. Поэтому для мужчины так важно выражать свои мужские позиции в семье. Сновидение может отражать конфликт Логоса (интеллект, сознательный дух) и Эроса (эмоции и бессознательная душа). Только баланс между ними прокладывает путь для интеграции целостного характера.

Анима и Анимус бессознательны и это многое объясняет, однако люди с высоким навыком рефлексии способны осознать женщину или мужчину в себе. Многие духовные учения также пришли к этому. Помните символ тайцзы (инь и ян, в каждом инь есть ян, в каждом ян есть инь), а в йоге есть некие каналы ида и пингала, которые соединяются в серединном канале сушумна. Из бессознательного в сознательное – вот основная цель психологии на мой взгляд. Все это некая двойственность и она стремится к единству, интеграции. Когда соединяется мужское и женское, то получается андрогинность. А правое и левое полушарие? В йоге это соединение частично можно назвать самадхи, в буддизме нирваной и т.д. Происходит соединение, акт любви и тогда человек обретает свою целостность, свою Самость. Ярые противники гомосексуализма часто бессознательно ими являются сами, либо они просто чересчур маскулинны и не могут признать свою женскую слабость (что не является на самом деле слабостью). Женщины борющиеся за свои права, за обладание одинаковости с мужчинами, феминистки, вероятно, ищут свое мужское вовне, забывая, что это можно найти в себе. Но, на мой взгляд, они просто травмированные личности. Женщина, одержимая Анимусом, становится догматичной, фанатичной, фригидной и негибкой. Было бы интересно выслушать сновидения таких женщин. Анима и Анимус также является нашим большим творческим ресурсом. Каждый мужчина в своем бессознательном женщина, а каждая женщина мужчина. Стремитесь к интеграции, единству, осознанности, Самости. Рисуйте, анализируйте свои сны, медитируйте, «активно воображайте», работайте с ассоциациями и м.д.

Анима и анимус – архетипы коллективного бессознательного. Термины «коллективное бессознательное», «архетипы», как и названия последних, были введены Карлом Густавом Юнгом. Для того чтобы разобраться с понятием архетипа, нужно окунуться в аналитическую психологию.

История понятия «бессознательное» уходит ко временам расцвета человеческой мысли, но первым, кто начал его пристальное изучение, был отец психоанализа – . Открытие роли бессознательного в обычной жизни человека считается одним из важнейших достижений психологии.

Бессознательное – это те мотивы, желания, стремления, страхи и другие процессы и явления, которые нами не осознаются. Как показал Фрейд, они могут существенно влиять на нашу жизнь, иногда превращая её в ад.

Коллективное бессознательное и первичный образ

Если Фрейд выделял бессознательное как неосознаваемую область психики, в которой обитают личные стремления, желания, страхи, воспоминания, связанные с индивидуальной историей личности, то впервые заговорил о коллективном бессознательном. В процессе анализа психоаналитики сталкивались с явлениями, которые нельзя было объяснить опытом отдельно взятого человека.

Образы и мотивы, присущие древним культурам, с которыми не мог быть знаком этот человек, вдруг оказывались в его снах или фантазиях. Как же они туда попали? Да и почему различные культуры из века в век, не вступая в прямое взаимодействие, оперировали сходными образами практически одинакового содержания?

Отвечая на этот вопрос, Юнг и ввел понятие «коллективное бессознательное», выделив в психике область, в которой находятся элементы, свойственные всем людям в целом, – производные всей истории человечества, идентичные у каждого из нас.

Элементы, которые находятся в этой области, он назвал или исконными образами. Если попытаться сказать просто, то архетипы – это формы психических содержаний, представления, наполненные энергией, которые закрепились в психике в процессе жизни всего человеческого рода от начала времен и влияют на восприятие человеком реальности, его воображение и мышление. Юнг утверждал, что каждый индивид, какого бы высокого уровня развития он ни достиг, в более глубоких слоях психики содержит все того же архаичного человека.

Итак, мышление, восприятие и воображение регулируются отчасти архетипами. И одними из главных архетипов, оказывающих непосредственное влияние на жизнь человека, стали Анима и Анимус.

Важность образов

Анимус и Анима – сосредоточивающие все, что не соотносится с сознательным образом «я» как мужчины или женщины, – становятся мостом между бессознательным и сознательным. Анима открывает для мужчины путь к туманному, фантазийному, интуитивному, пассивному, к умению наблюдать и делать выводы без достаточных оснований, руководствуясь дымкой предчувствий.

Анимус женщину ведет к точности, знанию, методичности, ясности, активности, пониманию смысла, тщательному анализу. Юнг подчеркивал важность осознания архетипов Анимы и Анимуса. Они обладают большой энергией, поэтому сознательность позволяет использовать её, но если никакого контакта между архетипом и человеком нет, то эта сила бесконтрольна и начинает действовать хаотично внутри бессознательного, подавляя разум.

По предположению Юнга, которое он формулирует в сочинении «Архетип и символ», Анимус – это психическая сущность, проявляющаяся в зависимости от суммы мужских генов в теле женщины. Аналогичная природа и у Анимы в мужчине. Мужчины и женщины отличаются тем, какой набор хромосом представлен в их клетках (у мужчины – XY, у женщины – ХХ). Различие в генах ведет, в частности, к различию в гормональной системе, но не кардинальному, а лишь количественному, что влияет на:

  • Особенности эмоционального поведения.
  • По мнению некоторых неврологов, на развитие мозга (тестостерон, который начинает вырабатываться у мальчиков еще в утробе матери, по их предположениям, стимулирует рост левого полушария, замедляя развитие правого).

В целом, если взять случайно женщину и мужчину из толпы, они не обязательно будут являться выразителями своей половой роли в поведении – фемининность и маскулинность варьируются от человека к человеку. Мужчина может вести себя нежно и заботливо или взбалмошно и истерично, что часто приписывают женщинам, а женщина может быть волевой и страстной натурой или жесткой и деспотичной, что опять же приписывают «типичным» образам хорошего или плохого мужчины.

Коллективное бессознательное в женщине приобретает образ мужчины – Анимуса – и поддерживается теми качествами, которые возникают от её внутренней маскулинности. Фигура, которая играет женскую роль в мужчине, – Анима. Юнг полагал, что эти образы являются суммой всего опыта мужчины и женщины соответственно. Коллективное бессознательное содержит информацию о том, как, каким образом были прожиты жизни представителей разных полов, их характерные, наиболее существенные черты впечатываются в архетипы. Анима и Анимус – выразители всех прошлых женщин и мужчин.

Кроме того, есть еще влияние значимых взрослых, на которых впервые происходит проекция Анимы и Анимуса. После этапа идентификации с родителями архетипы открепляются от родительских фигур, которые, впрочем, оседают в самом архетипе и продолжают оказывать влияние на выбор детей.

Пока мы не интегрировали наших бессознательных «двойников» противоположного пола, мы не достигнем целостности, не сможем проявить все лучшее, что в нас уже заложено. В сказках, фильмах, сериалах – везде обыгрывается мотив «дополнения», будто человек — это половинка, которая нуждается в другой половинке, чтобы стать целым и полноценным. Юнг же утверждал, что мы любим в других уже существующих в нас «двойников», мы их проецируем. Архетипы и есть те, с кем нам действительно нужно соединиться, чтобы стать целыми.

Первичные образы

Если вы – женщина и в снах в детстве видели преследования и угрозы от безликих мужчин, то это был именно Анимус. По мере взросления начинают проявляться его положительные стороны. В снах мы уже уверенные в себе, самодостаточные, сильные, яркие, смелые, воодушевленные – это тоже Анимус, и как тоскливо бывает проснуться без его света, сталкиваясь один на один с реальностью.

Анимус – первообраз мужчины в психической жизни женщины, творческая и производительная сила, разум и дух. Может находиться на четырех этапах развития:

  • Олицетворение власти и силы.
  • Деловитость, планирование, .
  • Ораторство, умение владеть словом.
  • Воплощение смысла, катализатор глубокого погружения в размышления и знания.

Стадии соответствуют разным уровням развития талантов женщины и влияют на все аспекты её жизни. Проекция осуществляется на те фигуры, что подходят под образ, который в данный момент имеет её архетип. Молодая женщина восхищается спортсменами, легендарными героями и т.д. Чуть выше – люди инициативные, увлеченные, творящие.

Дальше начинается интеллектуальная стезя, слово и смысл – проекция осуществляется на профессоров, наставников, на тех, кем женщина может восхищаться в интеллектуальном плане. (Посмотрите на то, кем восхищается женщина, и станет ясно, на каком этапе находится её архетип!)

Когда интеграция не состоялась, Анимус в жизни женщины может проявляться как вздорность, самоуверенность, властность, подавляя фемининность. Если женщина знает ответ абсолютно на все, не дает себе времени подумать, не считается с мнениями других, ей стоит задуматься о том, чтобы наладить диалог со своим архетипом.

Для этого придется постараться разделить личные реакции и те, что поднимаются откуда-то из глубины и к актуальному или индивидуальному опыту вообще не имеют отношения. Последние – реакции Анимуса.

Успешная интеграция характеризуется гармоничным восприятием себя, других людей и мира. Женщина открыта, дружелюбна, активна, обладает энергией, смелостью, задором и умеет защищать свои границы, но уважает границы других людей.

Основная проблема в жизни многих женщин – провести подобную интеграцию, чтобы силы Анимуса можно было пустить на развитие и раскрытие своего потенциала. Если энергия архетипа не используется, психологический потрет личности становится все более тусклым, а её внутренняя жизнь путается и теряется, обрастает неврозами и всяческими проблемами.

Женщина в мужчине

Анима – символ женщины в психике мужчины, соединение чувств, влияющих на понимание мира. У Анимы есть четыре уровня развития.

1. Ева. Характеризуется теплом и заботой при отсутствующем стремлении к духовному росту.

2. Елена. Совершенная, прекрасная, но притягивает как недосягаемый образ, а не реальный человек.

3. Мария. Невинность, непорочность, милосердие, доброта.

4. София. Мудрость, сознательность. Будучи интегрированным, архетип позволяет мужчине свободно творить, создавать и радоваться без желания превзойти или покорить кого-то.

Первый этап соответствует восприятию мужчиной женщины как объекта сексуального желания. Второй – образ женщины дополняется способностью к успеху, самодостаточностью, умом, проницательностью, но отсутствием добродетельности.

Образ Марии соответствует христианскому пониманию Девы Марии, добродетельной, человечной. И на завершающем этапе развития Анима предстает в образе Софии – женщины рассматриваются мужчиной как равные, отдельные от него лица, обладающие и положительными, и отрицательными качествами.

Благодаря становлению архетипа в себе он сам становится полнее, богаче, лучше, видит дальше и больше, осознает скрытое и находит ответы там, где раньше бы развел руками в силу отказа от интуиции, блуждания и воображения. Впрочем, могут быть и негативные последствия: так, при отождествлении с архетипом Анима изнеживает характер мужчины, он становится раздражительным, тщеславным, капризным. Утрата Анимы – безжизненность, отсутствие доброты, понимания, безответственность и косность.

Любовь и проекции

По мысли Юнга, сильное влечение к противоположному полу объясняется архетипами. В «Душе и мифе» он говорит о том, что женская часть мужчины переносится на женщин, с которыми он строит романтические отношения, как и мужская часть женского бессознательного становится образом, проецируемым на мужчину.

Анима и Анимус в виде проекций становятся причинами того, что мы влюбляемся в людей, которых совершенно не знаем. То, что мужчина или женщина говорят о внутреннем мире партнера, обычно основывается на проекции, поэтому является ложным.

Сама проекция осуществляется полностью тогда, когда человек сильно влюблен в партнера. У более холодного проекция не осуществилась, образ партнера однозначен и прост, так как архетипы многосторонние и очень глубокие, они просто не заполняются «простотой», остаются висеть в воздухе.

Какая женщина сможет вынести проекцию образа Анимы? Анимы, которая пленяет мужчину и тянет к себе? Образ женщины должен быть многогранен, загадочен, игрив, он не может быть определен до конца.

Юнг проводит явную параллель с образом, данным в манускриптах Наг-Хамманди: «Я первая и последняя, я чтимая и я хулимая, я блудница и я святая», — который вмещает в себя все: хаос и порядок, святость и блуд, добро и зло, знание и незнание, начало и конец.

Мужчина, на которого прекрасно ляжет образ Анимуса, тоже должен быть не до конца понятен другим. Если в его слова можно вложить что-то еще, какие-то другие смыслы, если он противоречит миру, является неоднозначным героем, то проекция Анимуса придется ему впору.

Проекции могут помочь человеку проявиться, осознать архетип и стать глубже, полнее, интегрировать эти силы и направить их на свое развитие. Раскрытие творческого потенциала, интеллектуальный и духовный рост, гармоничные отношения и жизнь – все это могут обеспечить архетипы. И они же могут поработить, выпить до дна, бросить человека в объятия хаоса, поэтому их важно осознавать и понимать. Автор: Екатерина Волкова

Анима. Анимус (от лат. anima – душа, animus – дух) - термины аналитической психологии Карла Густава Юнга, обозначающие архетипические образы, связанные с женским и мужским началами. Предполагается, что каждый человек воплощает в себе элементы Анимы и Анимуса. Во внутрипсихическом пространстве мужчины есть элементы женского, как и наоборот, женщина может иметь сильно или слабо выраженные черты мужского.

Понятие Архетипа

В аналитической психологии К.Г. Юнга имеется представление о том, что психика человека имеет не только личное бессознательное (по З. Фрейду), но и коллективное бессознательное. Архетипы являют собой элементы нашего коллективного бессознательного, они присущи каждому человеку и являются результатом многовекового опыта предков, это "набор" повторяющихся жизненных ситуаций, событий и переживаний человека, это общие знания Человечества.

Анима Анимус

Под воздействием какой-либо проблемной, кризисной ситуации в личной или социальной жизни, происходит бессознательное "включение" и воплощение соответствующего архетипа (программы).

Иными словами, в некоторых ситуациях мы начинаем реагировать бессознательно, так, как реагировали миллионы людей до нас в похожих ситуациях, ибо все события, происходящие с нами уже были в опыте человечества.

Сюжеты этого коллективного опыта запечатлены в сказаниях, мифах разных народов, в мотивах и сказках, в сновидениях и фантазиях, в образах мировой литературы, живописи.

К. Г. Юнг описал основные архетипы, это: Самость, Персона, Тень, Великая Мать, Дитя, Герой, Мудрец, Божество Солнца, Трикстер, Бог, Смерть, Анима, Анимус...

Теоретически же они могут быть в любых количествах и видах.

Происхождение и содержание архетипов Анимы и Анимуса

Анима и Анимус – древние, наследственно запечатленные в памяти и передаваемые поколениями предков образы женщины и мужчины. Эти образы переносятся нами на других людей, на них основываются наши привязанности и антипатии в области отношений с противоположным полом. В аналитической психологии К.Г. Юнга Анима и Анимус играют важную роль в понимании особенностей психологии мужчины и женщины.

Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине. Анима - чувства, интуиция , способствует созданию настроения. Бессознательная женская сторона личности мужчины.

Анимус - внутренний образ мужчины в женщине, Анимус - разум, рацио, ведет к возникновению мыслей. Бессознательная мужская сторона личности женщины. С помощью Анимы мужчина пытается постичь природу женщины. Благодаря Анимусу женщина пытается понять мужчину. Деление архетипического на мужское и женское условно, так же, как деление, к примеру, энергии Инь Ян строго на мужскую и женскую.

Признание, знакомство и активизация архетипов в душе человека является первым шагом к познанию собственного внутреннего мира, осознавание собственных скрытых мотивов.

Анима

Коллективный образ женщины в мужском сознании, с помощью которого он постигает женскую природу. Этот образ условен, он не представляет собой какую-то одну женщину, хотя понимается и осознаётся через самый первый женский образ - образ матери. В разные времена, в разных культурах женский образ менялся в соответсвии с развитием общества, политики, религии, даже моды . Однако образ Анимы неизменен и является вневременным. Это некий набор характеристик, черт, портретов женщины всех времён и народов. Образ может быть противоречив, т.к. беспристрастен. То, что социумом может отвергаться, как проявление "негативного", архетипически является данностью. Анима невинна и коварна, беззащитна и жестока. Она - Муза, Волшебница, вдохновляющая мужчину, но и Сирена, Русалка, способная его погубить.

Символически Анима связана с землёй и водой - это женское. Молодость, мудрость, власть Великой Матери. Условно говоря, те образы, которые мужчина вобрал, впитал в себя, познал через первых женщин (включая мать), те представления о мире Женщины, которые он носит внутри - это и есть Анима. Женщины, которых мужчина встречает в своей жизни будут лишь её проявлением.

Также Анима помогает или мешает мужчине понимать, управлять своими чувствами, ибо Анима - это женское, это интуитивное, это чувственное и эмоциональное. Мужчина может сочувствовать, понимать окружающих и себя, либо быть захваченным эмоциями, неконтролируемыми вспышками. Всё это - отражение и проявление Анимы. Влияние Анимы на человека может ввести его в состояние психоза, но может помочь проявиться глубокому чувству Любви.

Анимус

Анимус женщины проявляет в ней, прежде всего, её мужские черты. В целом, подобно Аниме мужчины, это понятие включает в себя коллективный образ мужчины, индивидуальные представления женщины о мужских качествах и мужской природе. Так же, как как мать является первым носителем образа Анимы, так и первейшим носителем образа Анимуса для женщины является отец. Далее - множество мужских фигур в жизни женщины. Реальных и привнесённых из культурного наследия человечества - литературы, живописи, кинематогрофа, мифических преданий...

Анимус для женщины служит проводником в социум, проявляет способность познать и принять его законы, выявляет умения или неумение управлять временем и/ли пространством. Активизирует способность решать логические задачи и достигать успеха в разных областях. Проявление Анимуса - это трезвый взгляд на вещи, это символ огня, опора, уверенность и стабильность, это жажда знаний.

В негативном аспекте Анимус может способствовать зависимости от авторитетов, когда отсутствует личностная критичность, которая заменяется на конформность. Опорой может стать не стабильность, ощущаемая внутри, а слепое следование догмам, жестким правилам, подчинение внешним структурам: государство, церковь, СМИ, соседи.

Анимус "передаёт" женщине знания и функции отцовской фигуры, мира мужского: способность взаимодействовать во внешнем мире, это коллективное бессознательное, в то время как Анима воплощает материнские, женские способности ориентироваться в мире внутреннем, это личное бессознательное.

Влияние и использование в жизни

Для того, чтобы бессознательные внутрипсихические структуры не управляли нами в жизни бесконтрольно, важно познавать, понимать, отслеживать и выводить на уровень сознания наши чувства, эмоции, мысли. Чем больше мы имеем информации о себе самих, тем больше у нас возможность жить вполне осознанно, а не автоматически.

Где именно наши мысли, чувства, желания, а где - не наши? Не наши, а усвоенные, некритично принятые в родительской семье, социуме. Где личное, а где навязанное? Действительно нам нравится илинеприятен какой-то человек, или этои чувства лишь проявленние архетипа Анимы, Анимуса?

таро влюблённые

К примеру, страстная любовь, пылкая влюблённость - эмоции, которые проявляются под влиянием Анимы. Но для того, чтобы иметь прочные, здоровые и долгие отношения, чтобы ориентироваться на стабильность, необходимо влияние Анимуса. Насколько он здоров и крепок, чтобы мы могли опираться на него? Насколько чиста и жива Анима, чтобы помогать нам чувствовать, любить, а не утопать в истериках и вспышках гнева? Важно понимать, что как Анима, Анимус, так и все другие архетипы должны проявляться гармонично, чтобы способствовать развитию личности.

Анализ семейных историй, прояснение усвоенных в детстве установок, работа с образами сновидений, символами рисунков, сказками, - всё это помогает знакомству со сферой глубокой внутренней жизни.

Какова Анима, таковы и женщины, каков Анимус, таковы и мужчины в реальной жизни. Работа с образами, с архетипами может помочь "вылечить" их, слабых и больных.

В идеале символический брак Анимы и Анимуса, т.е. гормоничное сочетание мужского природного в мужчине с его Анимой и женского природного в женщине с её Анимусом ведёт к свободному, чистому, незамутнённому восприятию представителей противоположного пола.

Эта же гармония влияет и на дальнейшую реальность, позволяя человеку создавать гармоничные отношения. Мужчине - чувствовать женщину, а женщине - понимать мужчину.

Эта гармоничное проявление архетипов попросту ведёт к счастливым отношениям...

ANIMA – бессознательная женская часть личности мужчины. ANIMA несет в себе закон Эроса и подчиняется ему, поэтому развитие мужской ANIMA обычно отражается в отношении мужчины к женщине.
ANIMUS – бессознательная мужская часть личности женщины. Он подчиняется закону ЛОГОСА.

ANIMA/ANIMUS – АРХЕТИПИЧЕСКАЯ фигура «образа души», она символизирует относящуюся к противоположному полу часть психики, и отражает как наше отношение к этому аспекту нашей души, так и переживание человеком всего того, что связано с противоположным полом.
«Подавление женских черт и наклонностей ведет к тому, что контрсексуальные потребности мужчины аккумулируются в бессознательном, вот почему мужчины выбирают для себя объект любви наилучшем образом соответствующий его собственной неосознанной женственности – т.е. такую женщину, которая без колебания могла принять на себя ПРОЕКЦИЮ его души.
«Образ души» и МАСКА взаимно дополняют друг друга: чем сильнее МАСКА «отрезает» индивида от его естественной, инстинктивной жизни, тем более могущественным становится «образ души» (ANIMA или ANIMUS). Пока эти аспекты бессознательного не интегрированы в сознание – все бессознательное мужчины остается преимущественно женским, а бессознательное женщины – мужским. Так, например, чем сильнее в мужчине ощущается господство МАСКИ, тем глубже в ТЕНИ оказывается ANIMA.

ANIMA воплощает не только инстинктивные соблазны, но и руководящее мужчиной мудрое, светлое начало. Точно также ANIMUS – это не только самоуверенный враждебный «дьявол», но и творящее, производящее существо в форме «оплодотворяющего слова» (logos spermaticus)

И как полноценный мужчина дает жизнь своим творениям благодаря своей внутренней «женственности» — ANIMA, которая становится вдохновляющей его Музой, ANIMUS – внутренний мужской аспект женщины порождает семена творения, способные оплодотворить женский аспект мужчины.
Так между полами возникают не только естественные отношения комплементарности на физическом уровне, но и на уровне таинственного потока образов, протекающего сквозь глубины их души.
(из работ И. Якоби).
«Именно духовность мужчины освобождает его Аниму из оков грубой материи и, соответственно, позитивный Анимус развивает в женщине женственность». (Ривка Шерф Клюгер, «Царица Савская в Библии и легендах»)

Священный брак между небом и землей, трактуется как союз Луны и Солнца. Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а Луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, не явленным феноменам жизни и природы. Будучи пассивным женским принципом, Луна дополняет активную, мужскую роль Солнца.

«Мифология луны – объективный урок женской психологии. Луна со своей противоречивой натурой является в некотором смысле прототипом Индивидуации, прообразом Самости: она – «мать и невеста» солнца, носящая в воздухе «эмбрион», который солнце зачало в ее утробе… Это образ соответствует психологеме беременной Анимы, чьё дитя Самость…
В метафорических описаниях алхимиков ЛУНА – является, прежде всего, отражением бессознательной мужской женственности, но также и основой женской души, в том же смысле, в каком СОЛНЦЕ – основа мужской.

О Солнце, бесплодно ты без моей подмоги,
Как петух без курицы зря сбивает ноги.
Но и я, Луна, зову тебя, Солнце-кочет,
Как курица ждет-квохчет, что петух потопчет.
Впрямь глупцы, кого гордость разделить зазвала
Естества детей, коих Естество связало.
(Михаил Майэр «Убегающая Аталанта», Эпиграмма XXX)

Лунарная Анима у мужчины, солярный Анимус у женщины – оказывают сильное воздействие на сознание.
Солнце персонифицирует женское бессознательное, но это отнюдь не дневное солнце, а соответствует скорее Sol Niger (темное Солнце). Женское солнце – это слепой кот, который пытается ловить воображаемых летучих мышей. Мужчина способен познать свою Аниму только в проективной форме, это же справедливо и для женщины по отношению к ее темному солнцу…» (К.Г. Юнг «Таинство воссоединения»)

«В наши дни, когда стала особенно ясно проявляться темная сторона патриархального мышления, появилась тенденция принижать патриархат и идеализировать матриархат. Однако не следует забывать, что темная сторона матриархата – это хаос, бесформенная топь, жаждущая искупления, бесконечная череда смертей и рождений, из которой не могло бы ничего развиться, если бы не появился Дух. Желанная цель, появляющаяся в мифах, легендах и снах, — это не материнский мир и не отцовский мир, это coniunctio женского и мужского начал».
(Луиджи Зойя, «Созидание души»)

Одна из задач Героя (Эго) заключается в освобождении фемининного (женского) в качестве независимого «Ты» от доминирования матери.

Вариации этой констелляции часто имеют магический, сверхчеловеческий, элементарный характер, и фемининная фигура появляется как нимфа, женщина-змея, кентавр женского пола или принцесса, удерживаемая драконом, которую герой должен освободить.

В любом случае, нормальной задачей героического Эго является спасение фемининного от материнского доминирования. И не имеет значения, остается ли фемининное идентичным матери в первичных отношениях и поэтому неспособным выступать в роли партнера, или мужская Анима все еще находится во власти материнского образа, так что мужчина не способен устанавливать истинные отношения с женщиной.

В обоих случаях и Анима, и фемининное в его трансформативном аспекте должны быть освобождены от матери и ее препятствующего прогрессу элементарного аспекта. Это спасение и освобождение является необходимым условием для иерогамуса с женщиной – счастливой свадьбы между «Я» и «Ты» в качестве «Не-Я». Эта связь является сакральной, потому что создает для обоих партнеров истинную основу для саморазвития, в котором противоположности могут удерживаться и полностью раскрываться.

Итак, освобождение АНИМЫ предполагает сражение с драконом, которого ЭГО также будет бояться.

Этот еще один важный страх фемининного, проявляющийся после страха матери, — страх АНИМЫ, страх трансформации, заставляющей мужчину освободить АНИМУ из плена дракона и столкнуться с независимой инаковостью фемининного.

Во всех случаях, где мужское развитие остается инфантильным из-за материнской фиксации и не достигает «воинственности», необходимой для развития героического эго, всякое требование трансформации и требование развития по направлению к непознанному, прочь от ситуации безопасности, наталкивается на тревоги и защитные механизмы.

АНИМА подталкивает мужчину к приключениям и покорению новых территорий. Но в своей негативной стороне из-за нарушающего покой вдохновения и анимации она также связана с иллюзиями, заблуждениями и безумием, и поэтому представляет опасность. Так же, как не существует героизма без преодоления опасностей, мужское развитие невозможно без погружения в неизбежные опасности, вызванные трансформацией.

Осознание АНИМЫ и «освобождение» от нее – необходимый шаг к целостности индивидуума, при этом требования культурного канона могут вступить в противоречия с ИНДИВИДАУЦИЕЙ.
(Эрик Нойман)

«С точки зрения развития Анимуса, союз с Анимусом вызывает решающее изменение: позитивный Анимус (символическое значение сына) отделяется от женской части психики и начинает править, а женщина отделяется от него. Подтверждением тому служит явление, часто встречающееся в современной женской психологии. Если женщина освобождается от одержимости Анимусом, если она, вместо того, чтобы им быть, соединяется с ним, она осознает свои мужские черты, принимает и развивает свою маскулинность, она вместе с тем становится более женственной, поскольку признанный Анимус больше не подавляет, не извращает и не уничтожает ее женственность.

[У современных амазонок] Анимус не связан с женскими чувствами, а функционирует как автономный мужчина, тогда как женственность остается на животном уровне. В таком случае психологическая девственность становится защитой от женственности, от осознания себя женщиной (вспомним, что библейский термин «познать» обозначает любовные объятия). В современной жизни эта негативная девственность может поддерживаться с помощью бесчисленных сексуальных связей… В других случаях такие женщины сознательно или бессознательно стремятся вернуть себе женственность, но, не будучи способны к женскому подчинению, создают такие условия, в которых мужчина заставляет их подчиниться. Мужчине следует разрушить стену, которую такие женщины возводят вокруг личностного, эротического царства. Таким образом, иногда мужчине приходится использовать хитрость, чтобы победить в женщине «мужчину», чтобы обратиться непосредственно к ней…»
(эссе Ривка Шерф Клюгер, «Царица Савская в Библии и легендах»)

C ильный, можно сказать программный текст про Аниму и Анимус.

Стадии развития Анимы и Анимуса. Их роль в профессиональном становлении человека. Их бессознательное влияние на наше настроение и мотивацию. Игры Анимуса и Анимы в отношениях. Описано живо, конкретно, практически. Сам текст написан профессионалом высшего уровня - Татьяной Ребеко, одним из первых юнгианских аналитиков в России.
И друзья, конечно в тексте есть небесспорные моменты. Поэтому предлагаю извлечь из него прежде всего ценное и полезное. А завтра в 14:00 будем все это обсуждать на нашей встрече, не забудьте записаться -

Архетипы АНИМА И АНИМУС

«Анима» в дословном переводе с латыни означает «душа», тогда как слово «Анимус» - это новояз, который буквально можно перевести как «душ» (душа мужского рода). Юнг полагал, что Анима - это женская часть психики мужчины, а Анимус - мужская часть психики женщины. По сути, и то, и это - архетипы гендера. Анима и Анимус являются во многом неосознаваемыми архетипами.

Юнг полагал, что Анима - это, прежде всего источник чувства и настроения мужчины. «Анима - это персонификация всех женских психологических тенденций в психике мужчины, таких как туманность и расплывчатость чувств и настроений, пророческие наития, восприимчивость к чему-то иррациональному, способность к индивидуальной любви, и, в конечном счете - связь с Бессознательным». Иногда Юнг прямо говорит, что Анима - это архетип, который работает как проводником между сознанием мужчины и его Бессознательном. Он отмечал, что Анима - это эмпирическое понятие, но не давал никакого логического объяснения: «Вопреки часто высказываемому предрассудку, будто речь идет о какой-то теоретической выдумке или, того хуже, о чистой мифологии, я должен подчеркнуть, что понятие Анимы - это чисто опытное понятие, цель которого состоит только в том, чтобы дать имя группе родственных или аналогичных явлений». Эти родственные явления могут быть заполнены разным материалом, но структурно они одинаковы. Таким образом, Юнг вводит понятие Анимы для обозначения сходного опыта. «Анима - это хтоническая («зарытая в землю»), архаическая часть души мужчины. <... > Этот термин не стоит смешивать ни с христианско-догматическим, ни с каким-то другим философским понятием души. Если кто-то желает составить себе сколько-нибудь конкретное представление о сущности того, что выражается этим понятием, то лучше вернуться к античным авторам или классической китайской философии, где Анима понимается как женская хтоническая часть души. Такая отсылка к прошлому всегда, разумеется, сопряжена с опасностью конкретизма, чего я стараюсь избежать. Речь идет не об абстрактном, а об опытном понятии, которому присущ облик, в коем Анима у нас проявляется».

Анима имеет совершенно определенные свойства, которые в целом выражаются в том, что это, прежде всего настроение, чувства и какие-то порывы. Поэтому Юнг иногда говорил, что Анима - это готовность к прыжку. Недаром в старые времена одержимость Анимой называли аниматозностью (раздражимостью, возбудимостью мужчины, когда тот ведет себя как принцесса на горошине и возбуждается на самые разные стимулы - причем сила реагирования в таких случаях неадекватна силе стимула). Если говорить об Аниме как о готовности к реагированию, то нужно отдельно рассмотреть источники образа Анимы. В психике мужчины этот образ сильно смикширован с образом матери, поэтому мужчине трудно разделить где заканчивается мать и начинается Анима. Образ Анимы придает сыну идеализацию матери. Мать для сына имеет совершенно демоническую власть, куда бóльшую, чем власть человеческая. Анима несет эмоции и аффекты. Благодаря Аниме мужчина имеет контакт со своей инстинктивной сферой, которая, разумеется, социально не оформлена - и грубая порода из Бессознательного, попадая в сознание, вызывает какую-то разруху, например в виде вулкана страстей, мыслей или наитий.

Анима - это фактор наибольшей важности в психике мужчины, где всегда действуют эмоции и аффекты. Это довольно «стервозная» часть психики - она усиливает, преувеличивает, подделывает и мифологизирует все эмоциональные отношения к профессии и людям обоих полов. Когда Анима уже в достаточной мере упрочилась, она изнеживает характер мужчины и делает его восприимчивым, раздражительным, капризным, ревнивым, тщеславным и неприспособленным. Был мужик, а теперь «принцесса на горошине» (эту аналогию использует сам Юнг). Люди, оказавшиеся под влиянием чрезмерно развитой Анимы, оказываются пропитанными ею. Они находятся в состоянии недомогания и распространяют это недомогание повсюду, все шире и шире. Полная дисфория, все не то и все не так. И эта Анима начинает раздражать окружающих. «Аниматозные» мужики совершенно невыносимы, а в их окружении чувствуешь себя как на минном поле. Некомфортно.

Юнг считал, что до наступления зрелости (в его понимании это примерно 35 лет) мужчина может без ущерба переносить потерю Анимы. Нужно чтобы мужчина стал мужчиной и справился с задачей обретения своей маскулинности. В случае гомосексуальности у нас происходит полная идентификация с Анимой. Поскольку мужчина через Аниму имеет связь с Бессознательным, то Юнг особо отмечает, что женские атрибуты у мужчины часто можно наблюдать на примере пророков и шаманов. Некоторые шаманы, готовясь к обрядам, рисовали на своей одежде женские груди и говорили высокими женскими голосами, тем самым всячески подчеркивая контакт с Бессознательным. Во всех культурах люди, имеющие какой-то контакт с Бессознательным и способные выносить оттуда какой-то контент, разными способами выдают свою связь с женским (одежды, прически, аксессуары etc). Если посмотреть на иконы, то можно заметить у многих мужчин длинные волосы и отметить общее женоподобие их лиц. Более того - одеяние православного священника скорее можно назвать женским, чем мужским.

Если мужчина не обретает контакт с Анимой до 35 лет, то он утрачивает всякую жизненность и у него наступает то, что Юнг называл «потерей души». При этом важно полностью не идентифицироваться с Анимой. Что касается сексуальности, гармоничным вариантом является латентная бисексуальность («Мужчина, который осознает свою латентную бисексуальность и в гетеросексуальном плане становится намного более изысканным, изощренным и благополучным»). Гомофоб же настолько боится контакта со своей Анимой, что вместе со своим страхом перед гомосексуальной ориентацией он отсекает и какую-то часть своих эмоций и чувств. Если воссоединение с Анимой не состоялось, то у человека возникает потеря жизненности, флексибильности и человечности. Он сталкивается с преждевременным оцепенением и закостенелостью, стереотипией, фантастической односторонностью, становится своенравным и педантичным либо утомленным и неряшливым, с ребяческой склонностью к алкоголизму. Он либо грубеет и превращается в «человека в футляре», либо превращается в «заболоченную лужу». Эти два непродуктивных типажа нередко встречаются в художественных произведениях.

Анима мужчин отчасти смешана с матерью, но иногда проецируется на жену. Если мужчина не вполне осознает свое Аниму и не контактирует с ней на уровне сознания, то он может проецировать на своего партнера свою теневую Аниму - и тогда партнерша станет «носителем порока». Юнг: «Идентификация с социальной ролью - щедрый источник неврозов вообще. Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности (Персоны - Прим. Авт). Уже только попытка этого обыкновенно вызывает бессознательные реакции, настроения, фобии, навязчивые представления, слабости, пороки etc. Социально сильный мужчина в частной жизни чаще всего дитя по отношению к состоянию собственных чувств. Его общественная дисциплинированность, которой он так настойчиво требует от других, в частной жизни жалко буксует. Его «любовь к своей профессии» дома обращается в меланхолию. Его безупречная публичная мораль под маской выглядит поразительно - мы уже говорим не о поступках, а только о фантазиях (впрочем, жены таких мужей могли бы рассказать об этом кое-что еще). Его самозабвенный альтруизм... Его дети смотрят на это иначе». Довольно типичная ситуация в психотерапии - отец клиента был каким-нибудь партийным боссом, выбивающим всем путевки и квартиры, а его собственному ребенку ничего не перепадало - и он чувствовал, словно бы папы и нет вовсе. Сам Юнг описывал одного своего клиента - мужчину, который изначально заявил ему, что пришел на консультацию из-за любознательного интереса к психоанализу. Общаясь с этим клиентом, Юнг понял, что у того, как будто бы не было никаких пороков. Его теоретические знания начали буксовать - и он даже задумался о пересмотре всей своей доктрины. А потом к Юнгу пришла жена этого клиента - и Юнг понял, что всю свою негативную часть этот деятель слил на свою супругу.
Юнг выделяет несколько стадий развития Анимы, которые соответствуют стадиям психического онтогенеза:

1. Анима характеризуется фигурой Евы, которая репрезентирует чисто биологические инстинктивные уровень. Особенно ярко это можно наблюдать на стадии пубертата, когда мальчики особенно активно интересуются порнографией. Отсюда же типичный сюжет с подростками, подглядывающим за взрослыми тетками в бане. Эстетики никакой, зато мясо и биология во всей красе. То же самое с жестким порно - там нет никаких отношений, только куски гениталий в close-up. Если же порнографией интересуется взрослый дядя, это уже должно настораживать - скорее всего, он завис на первой стадии развития Анимы. Когда порно смотрит подросток - это нормально, но если этим же занимается зрелый 30-летний мужчина, вокруг которого огромное количество женщин - это уже, мягко говоря, чудачество. Если порнографией интересуется дядечка в 50 лет - это уже сильно нездоровая ситуация.

2. Романтическая любовь - это уже эстетический уровень. Вспоминаем рыцарские романы со всеми их дамскими платочками. Во главе угла таких отношений эстетика и романтизм. Из этой же серии браки между людьми, между которыми раньше были детские отношения - такие люди сохраняют частичку того наивного романтизма из детства, когда они вместе ходили в одну песочницу. Это очень трогательно и в этом очень много чистоты.

3. Здесь Анима характеризуется фигурой девы Марии. Суть: Эрос и любовь к духовным ценностям в высоком смысле. Не Эрос как плоть, а именно Эрос как любовь. Неисчерпаемая любовь ко всему.

4. Премудрость Божья - здесь уже происходит слияние с Самостью.
Безусловная любовь и способность безусловного принятия всего. В целом это достаточно близко к тому, о чем пишет Эрих Фромм.

Анима часто изображается в виде колдуньи или ведьмы, завлекающей и затягивающей мужчину. Сирены, опять же. Нередко образ Анимы выступает в виде соблазнительницы и искусительницы, которая потом оказывается ведьмой или еще чем похлеще. Отсюда же все сказки, в которых 100-й жених приходит свататься к Принцессе и видит на входе 99 голов, насаженных на колья.

Кроме того, существует понятие позитивной и негативной Анимы. Позитивная Анима ведет мужчину к освоению глубин своего Бессознательного, но она позитивна в смысле своего последействия - мужчина осваивает какую-то область, неведомую ранее. Этакий добрый проводник в Бессознательное. Негативная Анима завораживает мужчину и заводит его в кризисную ситуацию, из которой почти нет выхода. Но такое понимание негативной Анимы небесспорно, поскольку прохождение кризисов предполагает обретение нового опыта - и, соответственно, развитие.

Переходим к Анимусу

Анимус - это мужская часть психики женщины. Юнг говорит, что как бы ни трудно нам было бы понять суть Анимы, еще сложнее понять Анимус. Дело в том, есть представление, что мужчина больше живет в сознании и в рассудке, тогда как женщина - в чувствах. По этой причине мужчина может хотя бы рассудочно понять, что за каша творится с его чувствами и Анимами. Соответственно, перед женщинами стоит на порядок более сложная задача - прочувствовать, что происходит с логосом. Юнг пишет: «Если бы мне нужно было одним словом обозначить то, в чем состоит различие между мужчиной и женщиной в этом отношении, и то, что характеризует Анимус в отличие от Анимы, то я могу сказать одно слово - если Анима производит настроение, то Анимус - мнение. И как настроение мужчин появляется на свет из темных глубин, так же и мнение женщин основывается на столь же бессознательных априорных предпосылках. Мнение Анимуса очень часто имеет характер солидных убеждений, поколебать которые невозможно, либо принципов, которые якобы неприкосновенно общеобязательны. Анализируя мнение, мы первым делом сталкиваемся с бессознательными предпосылками. Эти мнения мыслятся так, словно такие предпосылки существуют». Как это выглядит на практике: женщина берет какую-то априорную предпосылку, неизвестно на чем основанную (например, «Как известно... »), и строит на ней логичную выкладку, которая очень раздражает мужчин. Женщина точно знает, как она дошла до мысли такой. И если на каком- то этапе ее логической дорожке ей укажут на какое-то противоречие, то она легко придет к тому же умозаключению с другой стороны. В действительности же эти мнения женщин не мыслятся, а берутся уже законченными и готовыми - причем до такой степени убедительно, что женщине даже в голову не приходит в них сомневаться. Уж если баба что решила - это будет (при условии, что это ее Анимус). Еще и всех окружающих сагитирует в пользу своей идеи, будь то уринотерапия или моржевание.

Анимус женщины может выхватывать какие-то новые идеи, к которым женщины очень чувствительны. Причем они могут не знать, откуда эти идеи взялись и почему они важны - но они их чувствуют через контакт с Бессознательным.

По аналогии с позитивной и негативной Анимой можно выделить и позитивный и негативный Анимус. Позитивный Анимус ведет женщину к прозрениям и следованию всяким разным вероучениям (смысл которых она может не понимать до конца). А негативный Анимус может, например, заставить женщину служить Сатане - причем и здесь она будет истово верить в то, что поступает верно.

Еще цитата из Юнга: «Анимус принимает форму тайного священного убеждения. Когда такое убеждение проповедуется громким настойчивым мужским голосом, или когда оно навязывается всем окружающим посредством бурных эмоциональных сцен, за этим легко опознается маскулинность, лежащая в основе женщины. Более того, в той женщине, которая выглядит чрезвычайно женственной, Анимус бывает в той же мере жестоким, выказывая неумолимую силу. Совершенно неожиданно это может обнаружиться у женщины вопреки ей самой как что-то упорно настойчивое, холодное, совершенно неприступно замкнутое. Одной из излюбленных тем, которую Анимус повторяет у такого типа женщин: «Единственное, что я хочу в этом мире - это любовь. Но он меня не любит».

Негативный Анимус иногда показывается как демон Смерти (например, Синяя Борода, который убивает своих жен, сующих нос в запретные комнатки). «Негативный Анимус - это полуосознаваемые, холодные, деструктивные размышления». Это то ли чувства, то ли наития - но вот проскочила мысля - и оставила нехороший след в стиле «вряд ли здесь что-то получится». Причем в данном случае женщина не додумывает до конца - в ней говорит не сознание, а Анимус. Особенно охватывают женщину эти размышления тогда, когда она начинает думать о своей женской доле и о чем-то еще подобном. Это - своего рода паутина расчетов и мыслей, заполненных злобой и интригами. Эти мысли вводят ее в такое состояние, что она может даже причинить смерть своим близким. Если женщина охвачена негативным Анимусом, то могут пострадать даже ее близкие. Например, одна из клиенток Юнга, рассматривая картинки Французской Ривьеры, сказала ему: «Когда один из нас умрет, я поеду на Ривьеру». Абсолютно полуосознаваемая вещь. В сознательном виде это бы звучало как «Я хочу, чтобы мой муж умер» или «Мой муж мешает мне жить», либо как «С ним я не могу поехать на Ривьеру, потому что он лежебока». Как только пагубные мысли осознаются, они перестают оказывать негативное влияние. Юнг пишет: «Женщина может загнать в болезнь своих близких, жена - своего мужа, мать - своих детей, пособничая их несчастному случаю и даже смерти». Действительно, часто на прием приходит женщина с жалобами на неприятности у близких, а в ходе терапии выясняется, что эти близкие так или иначе мешают ей жить и наслаждаться жизнью. При этом женщина боится высказать эту негативность в форме «Мне мешает муж/дочь/мама».

Помимо источника мнений Анимус также может выступать в качестве коллективной совести. Мнения Анимуса всегда коллективны и стоят над индивидуальными суждениями.

Если сознание мужчины множественно, а его Анима унитарна, то у женщины все наоборот: ее сознание унитарно (дом-семья-секс - все в одном), а Анимус - множественный. Поэтому женщина может быть влюблена сразу в нескольких мужчин. Если мужчина влюблен в женщину, то она для него и самая умная, и самая красивая, и самая желанная. А женщина может любить 10 мужчин сразу. С одним она ходит на выставки, с другим смотрит фильмы, с третьим спит, от четвертого млеет, а от пятого прѐтся, когда тот на брусьях крутится. Поскольку женщина коллективна, постольку и ее мнения коллективны («Все так говорят», «Все это знают», «Всем известно»). А еще женщина, в известном смысле, более совестлива, потому как она является как бы конденсатом коллективной совести («Так нехорошо поступать»). Идея коллективной совести ей не чужда. Эта своеобразная «судебная коллегия» и есть персонификация Анимуса. «Анимус - это нечто вроде собора отцов или иных авторитетов, которые с кафедры произносят неоспоримые разумные приговоры. Если бросить на дело более пристальный взгляд, то окажется, что эти взыскательные приговоры, видимо, главным образом представляют собой слова и мнения, может быть - бессознательно вычитанные, начиная с детского возраста, из книг, и собранные в канон образцовой истины, правильности и разумности». Это тезаурус предпосылок, которые проявляются везде (например, женщина может сказать: «Так всегда поступали в подобных случаях»). В одном из мест Юнг отмечает, что женщина намного чаще мужчины использует местоимение «Я» (хотя по факту справедливее было использовать местоимение «мы»). С одной стороны Анимус имеет консервативный пласт, опирающиеся на общие мнения и некую консервативную совесть, но Анимус также и реформатор. Женщина, одержимая Анимусом, питает слабость к темным, незнакомым словам, приятнейшим образом заменяющим обычные размышления. Анимус женщины прилипает к величайшим истинам, сказанным полунамѐком, а не прямо и буквально. Настоящие донжуаны умеют нашептать на ушко правильные слова, за которыми ничего не стоит. Если женщина находится в состоянии одержимости Анимой, то единственный способ ее растормошить - это подойти, крепко обнять и уверенно сказать три волшебных слова: «ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО! » Бред бредом, а женщина верит. У интеллектуальных женщин Анимус вызывает страсть к рассуждениям, которые должны быть интеллектуальными и критичными, но которые должны заключаться в том, чтобы второстепенный и неважный момент превращать в абсурдную суть дела (e.g. «Нет, ну ты мне скажи... Зачем ты сказал, что я никогда не готовила такой вкусный винегрет? Да ты меня никогда не любил, никогда не ценил... » etc).

Когда оба партнера заражены Анимой и Анимусом - это то еще кино.

Допустим, она сказала: «Давай пойдем в кино», а он ответил: «Ну». Чем больше мужчина углубляется в свое настроение, тем больше женщине хочется понять, что он имеет в виду своим неответом на ее вопросы. И начинается поочередное сшелушивание эпидермиса, дермы и мышц. Мужчина, не находящийся в состоянии одержимости Анимой не отреагирует на «наезды» женщины и пропустит их мимо ушей. Но если он залип в Анима-настроении, а она - в Анимус-мнениях, то шрапнель полетит во все стороны. Она будет все больше и больше допытываться идеи, а он - все больше и больше уходить в чувства. Причем он не понимает, в какие чувства он уходит, а она - какой его ответ ее удовлетворит. Хотя бы потому, что удовлетворительного ответа тут нет. Потому что чтобы получить ответ, нужно четко сформулировать вопрос, а женщина в данном случае этого сделать не может. И чем больше ее непонимание, тем сильнее нарастает раздражение.
Часто негативный Анимус проявляется в сновидениях, видениях и страхах как демон смерти в виде грабителя или убийцы. И Анима, и Анимус склонны все преувеличивать - просто первая преувеличивает чувства, а второй - идеи (например, идею взлома или насилия). «Пребывая в самой сердцевине женщины Анимус шепчет: «Ты несчастна. Что пользы стараться? Нет смысла что-либо делать - жизнь никогда не изменится к лучшему».

Юнг приводит такое сновидение одной из своих клиенток: «Две замаскированные фигуры карабкаются на балкон и забираются в дом. Они закутаны в черную одежду с капюшоном. Кажется, будто бы они хотят мучить меня и мою сестру. Сестра прячется под кроватью, но они выталкивают ее оттуда метлой и начинают пытать. Теперь наступает мой черед. Главарь толкает меня к стене, делая при этом какие-то магические движения перед моим лицом. В это самое мгновение делает что-то вроде наброска на стене, и я, увидев это, говорю - чтобы выглядеть дружелюбно - «О, как хорошо нарисовано! » Теперь, совершенно неожиданно, у моего мучителя благородное лицо артиста, и он говорит величественно: «Да, кстати» - и начинает потирать свои очки». Что имеем: дура дурой, а сообразила, что надо бы выглядеть дружелюбно, дабы вслед за сестрой не отправили. Бессознательный Анимус в чистом виде. Мужчина не может «выглядеть дружелюбно», он может неожиданно испытать дружелюбие - но вот выглядеть дружелюбно после того, как только что замучили сестру - так он не умеет. Это сновидение Юнг толковал так: эта женщина (а ей было что-то вроде 45 лет) хотела поменять свою профессию и размышляла - не поздно ли перейти в искусство. Ее сестра по факту умерла еще в молодости, но при жизни у нее были какие-то художественные дарования. Это сновидение показывает, что пока она своим умом боится решиться на смену профессии, ее преследует Анимус. Как только она понимает, что она может изменить свою жизнь и поменять свою профессию даже в 45 лет, грабитель- убийца превращается в благородного артиста. Так негативный Анимус может переходить в позитивный (впрочем, возможен и обратный вариант).

Для Анимуса, как и для Анимы, характерна стадиальность развития. Здесь Юнг выделяет четыре стадии:

1. Порно - тут все как с Анимой. Этап представлен физкультурником, мускулистым атлетом и прочими подобными типажами. По этой причине в школе наибольшим спросом пользуются качки (хотя есть и девочки, у которых данный тип вызывает чуть ли не отвращение - в этом проявляется их неосознанный страх попасть под влияние Анимуса). Инстинкт, биология и фиксация на физических данных.

2. Инициатива и способность к планомерным действиям. Девочки из старших классов и студентки младших курсов являются на порядок более способными к планомерным действиям, чем их ровесники противоположного пола. Все аккуратно и целенаправленно записано в тетрадку, все четко и по полочкам.

3. Анимус становится миром и репрезентируется каким-то лицом или духовным учением. Там где в Аниме обретается разлитая и всеобщая любовь, в Анимусе развивается духовность. Там эротичное, а тут - духовное.

4. Слияние Анимы и Анимуса. Анима идет со стороны любви, Анимус - со стороны мнений. И на этой стадии они сливаются воедино. Юнг считал, что в этом смысле мы идем от гермафродита к андрогину.

Анимус и Анима существуют по принципу взаимодополнения, в основе которого лежит архетип Священного Брака (Иерогамуса) - это брак, в котором две противоположности дополняют друг друга и создают абсолютную целостность. Поэтому Юнг предполагает, что любой брак - это попытка воссоздания Иерогамуса, в рамках которого Анимус женщины должен найти контакт с Анимой мужчины.

Похожие публикации