Влияние социальных условий жизни на психическое развитие ребенка. Социальная жизнь

В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, многое другое.

Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития. К ним можно отнести культуру, литературу, искусство, средства массовой информации, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия этих факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но дело-то в том, что природное начало человека всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию искусства, литературы, освоению знаний как технических, так и гуманитарных. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики -- сознания -- сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте.

Биологическая природа человека, строение его мозга, считают исследователи, почти не изменились со времени кроманьонца. Но люди прошлых эпох и мыслили, и чувствовали, и действовали совершенно различно.

Социальная природа сознания, следовательно, заключается в сущности тех общественных отношений, которые человек усваивает в процессе своей деятельности, общения с внешним миром, в процессе воспитательных воздействий. Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественна мышлению. Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое -- атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое -- других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истым парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д.

Можно отметить, что воспитание оказывает влияние на природные качества личности, внося в них новое содержание, адаптируя к конкретным социальным условиям, в которые она включена. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т.д.

Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. Тем не менее среди них имеются и факторы, отрицательно воздействующие на гармоничное развитие личности, на содержание и направленность воспитания. В конце XX в. в России в силу разных исторических причин сложились новые отношения. Назовем некоторые из них.

  • 1. Социально-политические (развал государства и его идеологической основы, разрушение духовно-нравственных ценностей, потеря национальных интересов и культуры, разрушение государственности и законности, бюрократизм, отсутствие четкой концепции образования и воспитания и т.д.).
  • 2. Социально-экономический (развал государственной экономики, снижение уровня материального производства, пренебрежение духовными ценностями, отсутствие материально-технического обеспечения учебных заведений, невозможность приобщения к ценностям духовной культуры у значительной части населения по причине низкого уровня жизни, безработицы и т.д.).
  • 3. Социально-педагогические (резкое снижение, а во многих случаях и отсутствие качественного семейного воспитания, новых воспитательных ориентиров, неподготовленность многих педагогов к работе в новых социально-политических и экономических условиях, тактические просчеты и ошибки в управлении образованием, недостаток педагогического инструментария, методических и технологических разработок в области дидактики, теории и методики воспитания, разрушение традиционной связи “школа-- общественность -- семья-- производство”, невысокий социальный статус труда преподавателя.
  • 4. Социально-психологические (назовем их как производные от вышеназванных): гипертрофированные взгляды на смысл жизни и бытие; искаженные потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, установки на отношения полов и половое поведение и т.д.).

В качестве резюме скажем следующее:

  • 1. Как закон остается объективное существование и влияние на развитие личности вышерассмотренных факторов.
  • 2. Смена эпох социально-экономического и культурно-исторического развития обуславливает изменения содержания социальных факторов.
  • 3. В педагогическом процессе важно понимание и учет влияния этих факторов на личностное развитие, смягчение или нейтрализация их действия через построенную соответствующим образом систему воспитания и развития.
Что из себя представляет процесс формирования личности?

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления .

Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь .

Какие факторы оказывают влияние на личность человека?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци­альные) факторы.

Фактор (от лат. factor — делающий — производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Внутренние (биологические) факторы

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

1) общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов)

2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.)

3) специальные (музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти)

Внешние (соци­альные) факторы

На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

Среда — эта реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека (географиче­ская, национальная, школьная, семейная; социальная среда — обще­ственный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

Всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека .

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно­шений. Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению , незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности .

Организовываем воспитательный процесс

Решающее значение в развитии личности человека играет воспитание. Из экспериментов следует, что развитие ребёнка обуславливается различными видами деятельности. Поэтому для успешного развития личности ребёнка, необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление, систематического контроля над ней и результатами.

Виды деятельности

1. Игра - имеет большое значение для развития ребёнка, она выступает первым источником познания окружающего мира. В игре развиваются творческие способности ребёнка, формируются навыки и привычки его поведения, расширяется кругозор, обогащается объём знаний и умений.

1.1 Предметные игры - осуществляются с яркими привлекательными предметами (игрушками), в ходе которых происходит развитие двигательных, сенсорных и др. умений и навыков.

1.2 Сюжетные и ролевые игры - в них ребёнок выступает в качестве определённого действующего лица (распорядителя, исполнителя, компаньона и т. д.). Эти игры выступают для детей в качестве условий проявления той роли и тех отношений, которые они желают иметь в обществе взрослых.

1.3 Спортивные игры (подвижные, военно-спортивные) - направлены на физическое развитие, выработку воли, характера, выносливости.

1.4 Дидактические игры - являются важным средством умственного развития детей.

2. Учёба

Как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Она развивает мышление, обогащает память, развивает творческие способности ребёнка, формирует мотивы поведения, подготавливает к трудовой деятельности.

3. Труд

При правильной его организации он содействует всестороннему развитию личности.

3.1 Общественно-полезный труд - это труд по самообслуживанию, работа на пришкольном участке по озеленению школы, города, села и т.д.

3.2 Трудовое обучение - направлено на вооружение школьников умениями и навыками в обращении с различными орудиями труда, инструментами, машинами и механизмами, которые применяются на различных производствах.

3.3 Производительный труд - это труд, связанный с созданием материальных благ, организованный по производственному принципу в ученических производственных бригадах, УПК, в школьных лесничествах и т.д.

Заключение

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития обуславливаются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не по отдельности, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов ведущая роль принадлежит воспитанию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Следовательно, этот термин связан с возможностью получения травмы. со своей стороны, в том, что касается общества. Понятно, что человек страдает от ущерба, который имеет свое происхождение по социальной причине. Это означает, что социальный риск зависит от условий окружающей среды, окружающих человека.

Дифференциация возрастов человеческой жизни и в том числе - детства, по мнению Ф. Ариеса, формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества

Экономические условия, отсутствие доступа к семейным проблемам и загрязнение окружающей среды - это лишь некоторые из обстоятельств, которые могут создать социальный риск. Социальный риск обычно рассматривается в отношении группы людей. В соседстве с высоким уровнем проникновения наркотиков и высоким уровнем безработицы соседи будут подвергаться социальному риску. Существуют большие возможности того, что сочетание между незаконным оборотом наркотиков, наркоманией и отсутствием развития в условиях отсутствия безопасности, с случаями грабежей, убийств и т.д.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Другими словами, социальный риск предполагает существование чего-то, что может привести к тому, что группа людей станет маргинальной. Если в общине дети не имеют доступа к школам, эти несовершеннолетние подвергаются социальному риску: они будут расти без необходимой подготовки для интеграции в мир труда и, следовательно, не смогут зарабатывать на жизнь.

Столкнувшись с возможностью социального риска для населения, что неизбежно, необходимо принять более одной меры, причем две крайности - это профилактика и поиск решений. Отправной точкой для всех исследований, связанных с этой темой, всегда должна быть среда воспитания детей; независимо от того, живут ли они с родителями, родственниками или законными опекунами, предосторожностей никогда не бывает достаточно, потому что они могут - и предоставляются - во всех областях.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Педагогики и Психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования

«Влияние среды на развитие личности»

Выполнили: Тишкова А. Д. и Павлова А. В.

Проверила: Бурова Л. И.

Череповец 2010

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений , материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда -- это семья, родственники, друзья.

Для тех детей, которые имеют доступ к школьному образованию, учителя играют фундаментальную роль в выявлении любых аномальных признаков в их развитии, особенно в том, что касается проявлений физической или психологической агрессии. Поскольку психология показывает нам не один раз, первые годы жизни имеют решающее значение в наших собственных, и именно поэтому так важно заботиться о маленьких, чтобы нападать на любую социальную проблему.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими

Часто социальный риск начинается не путем прямой агрессии, такой как сексуальное насилие или физическое насилие, а физическое насилие, и это может иметь худшие последствия, чем любой другой вид вреда. В детстве люди очень зависят от наших старших, не только для того, чтобы накормить нас и защитить нас от внешнего мира, но и показать нам, что наше существование для них важно, что мы родились в месте, где наши наличие имеет значение.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Нэнси Кригер вводит элемент вмешательства, определяя их как факторы и механизмы, посредством которых социальные условия влияют на здоровье и которые могут быть изменены с помощью информационных действий. Тарлов, наконец, предлагает довольно синтетическое определение, понимая их как , в которых происходит жизнь.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок -- обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющего и все мощную личность стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности

«Здоровье - результат общественного производства». Здоровье выходит за рамки биологического вопроса, поскольку оно зависит от того, как общество организовано и живет, включая влияние глобализации. Пауло Бюсс подчеркивает подход социальных детерминант здоровья к решению проблем здравоохранения за пределами технологий, больниц и инфраструктуры здравоохранения.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушителей в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Интервьюируется автор Рита Баррадас Барата, которая рассказывает о своей книге: «Как и почему социальное неравенство плохо для здоровья». На первом круглом столе Всемирной конференции по социальным детерминантам здоровья было подчеркнуто расширение прав и возможностей женщин, забота о сообществе и их развитие в качестве глобальной цели.

Ногейра, Роберто. Социальное обеспечение охватывает весь спектр юридических, организационных и образовательных мероприятий, осуществляемых государственными и неправительственными организациями, а также самими гражданами, направленные на обеспечение определенного уровня жизни людей, семей, социальных групп и предотвращение их маргинализации и социальной изоляции. Это особенно верно для того, чтобы помогать людям, которые временно или постоянно лишены возможности работать, либо посредством собственной некомпетентности в трудных жизненных ситуациях, либо из-за внешних обстоятельств, которые они испытали ухудшение условий их жизни.

Школа, класс, друзья -- следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Что оказывает большее влияние на развитие человека -- среда или наследственность? Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, - социологизаторского) -- среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и - наследственности на развитие человека. Результаты очень противоречивы, что свидетельствует лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%; влияние наследственности, считают сторонники биогенного направления, отнюдь не менее значимо: 80--90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: из факторов умственного развития

Однако стоит отметить, что предлагаемая поддержка и социальная поддержка не могут привести к тому, беспомощность и пассивность, то есть ожидания того, что государство решит все жизненные проблемы для граждан. В сегодняшнем мире помимо традиционных угроз безопасности - политических, военных, природных и т.д. существуют и другие «нетрадиционные» опасности, которые на самом деле угрожают обществам и еще не полностью определены и определены. Они прямо направляются в самую нацию и ее биологические и экзистенциальные основания для существования и, таким образом, представляют собой реальную угрозу государственной безопасности.

64% приходится на наследственные влияния,

16% -- на различия в уровне семейной среды,

3% -- на различия в воспитании детей в той же семье и

17% -- на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Разумеется, наука стремится к точности, это её цель. Но вряд ли даже самые скрупулёзные вычисления будут полностью соответствовать действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

В литературе субъекта эти опасности называются социальными опасностями, в которых можно различать социальные и психосоциальные опасности. Тревожные явления - это также внезапный крах семейных ценностей как первичной социальной единицы и, следовательно, катастрофическая прямота естественного прироста, которая в сочетании с другими социальными угрозами вносит существенный вклад в разрушение современного общества , угрожая нарушить непрерывность национальной жизни.

Каждый день болезнь убивает 8000 человек - почти в три раза больше, чем теракты 11 сентября. По мнению Соединенных Штатов, наркотики также являются оружием массового уничтожения и представляют большую угрозу для американской родины. По мнению одной из величайших польских властей Яна Новака-Иезиорански, социальные проблемы также являются главной проблемой Польши.

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной

Безработица, нищета, бездомность, наркомания, алкоголизм - это социальные опасности, которые вызывают дисфункцию целых социальных групп, которые начинают существовать на полях социальной жизни. Тот факт, что большинство поляков обеспокоены потерей рабочих мест и ухудшением материальных и медицинских условий, свидетельствует о том, что в Польше начинают доминировать социальные угрозы. Все более опасным для поляков является преступление и проблема молодых людей, которые не являются постоянно занятыми.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Защита бытия и социальных связей

Тот факт, что по крайней мере 10 минут поляков являются основной основой их существования, - это социальная служба , которая должна быть достаточной для удовлетворения потребностей очень большой семьи. Учитывая сложную проблему социального обеспечения , важно учитывать, являются ли определенные сообщества особенно уязвимыми для социальных опасностей.

Из-за их профессионального и социального статуса наиболее уязвимыми группами являются люди. Безработица не только влияет на самих себя, но и вызывает негативные явления в местных сообществах; занятых на предприятиях, которые по разным причинам предназначены для ликвидации. Эти люди живут в постоянной опасности, соглашаясь на низкую и нерегулярную заработную плату ; Сохранение работы в , особенно работников здравоохранения, образования, культуры, судебных органов, администрации. С ухудшением материального положения произошло снижение профессионального престижа и социального положения и, следовательно, расширение возможностей для коррупции и преступности среди этих людей; Сохранение работы на ферме из-за плохой ситуации в сельском хозяйстве в стране. Они потеряли работу или не могут их принять. . Принимая во внимание социально-демографический критерий, наименее устойчивым к социальным рискам является.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Многодетные семьи и неполные семьи с преобладанием одиноких матерей; люди с психическими и физическими недостатками; дети и подростки, воспитанные в патологических семьях; Пожилые люди, выжившие из пенсий и пособий по инвалидности ниже минимума; Лица по разным причинам «отклоняются» социально, подвергаются бездомности, алкоголизму, наркомании, проституции и т.д. Наконец, из-за условий жизни и, прежде всего, местных условий, вероятность оказаться в очень сложной жизненной ситуации происходит среди жителей регионов.

Самые бедные экономически; самая высокая безработица; Пострадавшие от стихийных бедствий, экологические. Явление социальных угроз не относится к людям, по крайней мере группе людей или группе людей, с негативным явлением, происходящим с некоторой интенсивностью или кульминацией влияния нескольких детерминант. Определено, что люди, которые функционируют в таких условиях, находятся в «критических жизненных ситуациях». Эти ситуации могут быть диагностированы после накопления следующих синдромов.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интелектуальный уровень ее осуществления

Неспособность удовлетворить основные потребности человека; необходимость принятия решения высокого риска; отказ от существующих механизмов адаптации; разрушение образа жизни; Неспособность стоять отдельно от сложной ситуации. Критические ситуации жизни могут проявляться яростно или длительно в течение более длительного периода и могут быть вызваны как объективными, так и субъективными факторами.

Из жизни человека невозможно избавиться от критических жизненных ситуаций, некоторые из них необходимы для практического преодоления трудностей и стимулирования правильного развития личности. Опасно накапливать всевозможные трудности в жизни человека, особенно когда он или она больше не контролирует происходящие явления или процессы. Кризисы, затрагивающие большие социальные группы , вызывают масштабные, чрезвычайно сложные ситуации в жизни отдельных лиц и семей и разрушают социальные связи, которые угрожают стабильности общества. «социальные проблемы».

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания -- формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли , формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность -- проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой -- вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Людьми родились,но не стали

Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли - не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вымысел - теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспитанный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказывал Э. Кондильяк ещё в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками,5 - медведями, один случай - павианами, другими породами обезьян - не менее 10. Один ребёнок был вскормлен леопардом, один - овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат 2 малышей. Это были девочки,одной из них было лет на вид лет 7-8,другой-года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую - Камалой.

Как ведёт себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причём только ночью. Днём спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка вскоре умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вёл подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года ушло на то, чтобы научить её стоять. Через шесть лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через семь лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а ещё через три года - до ста. Дальше языковой прогресс не пошёл. К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камала по уровню своего развития была как четырёхлетний, если не трёхлетний ребёнок.

Вместо вывода вчитаемся в слова Г. Итарда: «Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожным и неразумных животных…человек всегда только то, что из него делает общество…»

Литература

1) Дружинин В. А. Психология и психодиагностика общих способностей. - М.: Наука,1994.

2) Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е. А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

3) Петровский А. В. ,Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для ВУЗов - М.: Инфра-М,1998. 528с.

4) Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

...

Подобные документы

    Формирование личности посредством эстетической культуры. Анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания младшего школьника. Основные качества эстетической среды, условия её влияния на развитие личности современного младшего школьника.

    реферат, добавлен 23.05.2014

    Понятие социальной среды. Система социальной защиты детей в России. Сущность социального воспитания. Влияние социальной среды на развитие и обучение ребенка. Работа с детьми дошкольного возраста в направлении формирования у них должных социальных качеств.

    курсовая работа, добавлен 05.05.2016

    Процесс развития человека: понятие, результат, противоречия и условия. Роль наследственности и среды в развитии личности ребенка. Воспитание и его влияние на формирование детской личности. Деятельность как важный фактор совершенствования личности ребенка.

    презентация, добавлен 08.08.2015

    Рассмотрение понятия и сущности условия как среды, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Изучение этапов формирования умений исследовательского поиска у старших дошкольников. Влияние предметно-развивающей среды на развитие ребёнка.

    реферат, добавлен 27.03.2014

    Изучение наследственности, среды и воспитания как основных факторов, влияющих на развитие личности. Воздействие социальной среды, окружающей ребенка, на его самоутверждение, становление характера и мировоззрение. Зависимость в отношениях матерей и детей.

    контрольная работа, добавлен 22.06.2011

    Понятие и уровни структурной организации "образовательной среды", ее влияние на развитие личности. Механизм ее самоорганизации. Типология образовательной среды. Задачи психологического сопровождения личностной и профессиональной самореализации студентов.

    курсовая работа, добавлен 27.01.2014

    Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе. Развивающая среда в ДОУ. Художественные средства модернизации развивающей среды. Разработка элементов среды для развития детского изобразительного творчества.

    дипломная работа, добавлен 28.08.2008

    Сущность понятия "социальная педагогика". Принцип гуманизма и педагогическое содержание социальной работы . Формирование здорового работоспособного коллектива как педагогический аспект работы. Влияние включения в виды творчества на развитие личности.

    реферат, добавлен 20.04.2011

    Влияние семьи на развитие ребенка. Формирование мировоззрения и развития личности. Помощь мамы в школьной учебе. Развитие трудолюбия и осознание того, что учеба и знания являются неотъемлемой частью жизни. Понятие о духовном, культурном развитии.

    сочинение, добавлен 07.04.2014

    Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Роль среды в развитии детей. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. Условия, обеспечивающие полноценное формирование личности ребенка. Состав предметно-игровой среды.

Влияние социальных условий жизни на психическое развитие ребенка

Среди внешних факторов, которые влияют на развитие ребенка, важную роль играет окружающая среда, то есть общая ситуация, в которой она развивается, особенно социальные, экологические, культурные условия жизни. Иллюстрацией этого влияния могут быть описаны случаи (Бельгия, Венгрия, Германия, Голландия, Индия), когда развитие маленьких детей происходило не в человеческом обществе, а среди диких зверей. их поведение, несмотря на специфическую человеческую организацию, напоминала поведение животных. Они, как правило, прекрасно лазили и прыгали, лазали, выдавали невнятные звуки, ели, как звери. Далеко не все из них даже после длительных занятий научились говорить.

Социальная среда действует не только как обстоятельство, условие развития, а как его источник, поскольку в нем есть все, чем должен овладеть ребенок. Оно состоит не только из непосредственного окружения ребенка, а составляет единство макросреды (общество как определенная социально-экономическая, социально-политическая и идеологическая система), Стратегическое (национально-культурные, социальные особенности региона), микросреды (непосредственное среду жизнедеятельности: семья, соседи, группы сверстников, культурные, учебно-воспитательные заведения). В разные периоды детства компоненты социальной среды по-своему влияют на психическое развитие личности.

Макросреда влияет на развитие ребенка, и ощутимым влияние элементов среды, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда связывает ребенка с его макросредой. На выбор ближайшего среды влияют индивидуальные и возрастные особенности ребенка, отношение к ней взрослых, товарищей, их значение для ребенка, специфика воспитания. От того, какие люди образуют микросреду ребенка, как они с ней общаются и которые она имеет с ними отношения, зависит, какие свойства личности у нее будут преобладать.

Микросреда действует на ребенка с первых дней его жизни. Это значит, что от опеки взрослых во многом зависит его психическое развитие. Об этом свидетельствуют исследования, наблюдения за развитием детей в разных семьях.

Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении в людьми, побуждает ее искать контакты с взрослыми, делает ее чувствительной к отношениям взрослых, готовой перестроить свое поведение в соответствии с их подсказок, овладеть специфическими человеческими действиями. Лишенные общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, находятся в полусонном состоянии, пассивно реагируют на внешние первичные стимулы. В них запоздалый развитие движений, они отстают в овладении языком, пиддатливиши своих ровесников болезням. Эта патология детского развития охарактеризована как госпитализм.

Госпитализм - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие дефицита воспитания.

Причиной госпитализма является ограниченность микросреды, недостаточность общения детей со взрослыми. Как показали специальные исследования, этот дефицит можно преодолеть целенаправленными индивидуальными занятиями.

На формирование личностных качеств ребенка в значительной степени влияет атмосфера в ее семье: или занимают родители одинаковую позицию; проявляют к ней преимущественно строгость и требовательность или нежность и требовательность; насколько теплые дружеские отношения в семье и т. Жизненным опытом и наукой доказано, что дети, которые воспитываются в доброжелательной, демократичной атмосфере, имеют много преимуществ в своем психическом развитии.

Со вступлением в дошкольное учреждение в микросреду ребенка включается очень важный взрослый - воспитатель. От общения с ним, его поведения тоже зависит психическое развитие, отношения, формирование самосознания дошкольников.

В общем микросреда по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой.

На старте жизненного пути личности находится генетически первичная диада: "мать (важные взрослые) - ребенок". Затем к ней подключается система "сверстник - сверстник", которая видоизменяется в процессе онтогенеза: группа дошкольного учреждения, школьный класс, внешкольное коллектив, студенческая группа, трудовой коллектив, семейное микросреду. Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на ее эмоциональное самочувствие, развитие его личности. Однако ребенок не является пассивным объектом внешних воздействий, она тоже действует, влияет. В этом интерактивном процессе формируются ее специфические человеческие свойства. Важное значение при этом играют ее роль, функция в группе, активность в ней.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие и формирование личности, является воспитание. Воспитание можно рассматривать и как составную часть влияния социальной среды на человека, но вместе с тем это целенаправленная, специально-организованная деятельность, требующая профессиональной подготовки. В процессе воспитания большое значение имеет собственная активность личности, которая является не только объектом, но и субъектом воспитания. Между воспитанием и развитием существует взаимосвязь. Воспитание строится и осуществляется в соответствии с закономерностями физического, психического и личностного развития детей и направляет их развитие.

Таким образом, на процесс развития и формирования личности влияют три ведущих фактора, каждый из которых играет определенную роль. Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития личности в виде задатков и предрасположенностей. Среда является условием и источником развития личности. Воспитание, как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности.

Главным условием развития личности является деятельность - внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Основными видами деятельности ребенка являются игра, труд, учение, а также общение, различные виды занятий школьника (спортивные, художественные) и отношение к ним. На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность в семье, школе, которая ставит ребенка в положение соучастника общественно-значимого дела, ответственного за свою часть работы, побуждает к сотрудничеству, сопереживанию.

Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:

1.В чем состоит различие понятий человек, личность, индивидуальность?

2.Что такое «развитие личности»?

3.Как соотносятся развитие, формирование и социализация личности?

4.Какими факторами обусловливается развитие личности.

5.Охарактеризуйте основные концепции соотношения биологического и социального в развитии человека.

6.Каковы движущие силы развития личности?

7.Назовите закономерности развития личности и дайте им характеристику.

8.Какими факторами обусловливается развития личности?

9.Охарактеризуйте биологические факторы, влияющие на развитие личности.

10.Что такое наследственность?

11.Какие вы можете выделить социальные факторы, влияющие на формирование личности?

12.Как влияет спортивная деятельность на развитие личности? Приведите примеры.

Практическая работа:

Практическая работа № 16. «Я как индивид, личность и индивидуальность».

Напишите мини-сочинение «Я как индивид, личность и индивидуальность».

Задание требует от вас проявления способностей к рефлексии. Тщательно проанализируйте качества своей личности, охарактеризуйте ее направленность, постарайтесь объективно оценить свои достоинства и недостатки с точки зрения будущей профессии - педагога физической культуры. Попытайтесь прокомментировать их (например, совпадает ли ваше мнение с мнением ваших родителей, друзей, педагогов, тренера).

Практическая работа № 17. «Концепции о факторах развития личности».

Познакомьтесь с содержанием основных концепций о соотношения биологического и социального в развитии человека (табл. 16).

Попытайтесь, выступив в двух амплуа (сторонника и оппонента), доказать справедливость и необоснованность данных концепций.

Определите свою позицию по данному вопросу, используя содержание таблицы и информацию, полученную на учебных занятиях.

Практическая работа № 18. «Характеристика концепций соотношения биологического и социального в развитии человека».

I. Повесть Р. Киплинга «Маугли» завершается сценой ухода Маугли к людям. Он уходит к ним с тяжелым сердцем. Что ждет его среди людей? Увидят ли они в нем личность? Сможет ли он свободно развиваться среди них? Напишите продолжение сказки с точки зрения сторонников различных концепций соотношения биологического и социального в развитии человека (табл. 16).

Ознакомьтесь с информацией, взятой из различных источников. На примере представленной информации покажите несостоятельность или справедливость концепций соотношения биологического и социального в развитии человека.

II. 1.Мальчика звали Джон. Ему, как полагают, уже семь лет. Он не умеет говорить, зато способен быстро бегать и легко перемахивать с ветки на ветку. Когда охотники обнаружили стаду обезьян недалеко от озера Танганьика и начали отлов животных, в их руки попал одичалый ребенок, не успевший вовремя спрятаться от звероловов. Тогда Джону было четыре года, из которых, по мнению ученых, большую часть он провел в тропическом лесу среди обезьян. Причина появления его в стаде осталось загадкой. Теперь же новоявленный Маугли попал в детдом столицы Бурунди Бужумбуры, где окружен заботой и вниманием врачей и ученых. Трудно ему дается познания человеческой жизни- и ложка не привычно, и одежда не удобна, и твердая пища не нравиться, хотя зубы у Джона на редкость крепки. А вот посидеть на руках у своих ласковых попечителей он любит. Возвращения к людям проходит медленно и не легко, но ученые не теряют надежды и словно в награду за их кропотливый труд Джон недавно подарил своим воспитателям улыбку. Первую в своей жизни



2. В Текмусе (Канада) стало известно, одна мать держала взаперти на чердаке троих из шести детей на протяжении 11 лет. Она боялась, что владелец дома выгонит ее из квартиры, если узнает, что у нее шестеро детей, а не трое, как она сказала при найме квартиры, дети не умеют говорить и ходить, умственно они недоразвиты. Теперь они взяты на излечения в психиатрическую больницу.

3. В Парагвае живет племя гуайкилов, которые относиться наиболее отсталым среди в настоящее время. Кормятся они в основном медом диких пчел, в поисках пищи ведет кочевой образ жизни не в ступают в контакт с посторонними, имеют крайне примитивный язык. На стоянке, покинутый племенем, французский этнограф Валлар нашел двух летнюю девочку ученый привез ее в Францию и отдал на воспитания своей матери. По прошествии 20 лет она не чего не отличалась по своему развитию от интеллигентных европейских женщин, стало этнографом, изучала французский, испанский и португальский язык.

4. В Индии в 1920 году нашли двух девочек, которые жили в волчьем логове. Их поместили в детский дом. Младшая из них, ей было 2 года, скоро умерла, а старшая которой было 8 лет прожила 18 лет в человеческом обществе. В первое время она вела себя, как волчонок: воду лакала, пищу не брала из рук, а ела с пола, на людей рычала, оскаливала зубы, однажды покусала ребенка, когда он к ней приблизился; по ночам выла, боялась огня, одежду с себя срывала даже в холодное время. Девочка ходила на четвереньках, выпрямляться стала лишь спустя 3 года, а первые навыки ходьбы на носках приобрела к 14-15 годам, но бегала по-прежнему на четвереньках. Первое слово она произнесла спустя 2 года, еще через 2 года знала 6 слов, к 15 годам ее словарь включил в себя 45 слов, а в 16 лет она выучила 100 слов и могла говорить короткими фразами. В 18-летнем возрасте ее умственное развитие находилось на уровне 4-летнего ребенка.

5. Декабрист Батеньков просидел в крепости более двадцати лет, не видя никого, даже коменданта. Он потерял способность говорить и, чтобы не лишился рассудка, читал и перечитывал библию, поставив себе задачей переводить ее мысленно на языки: сначала на русский, на следующий год на французский, затем на латинский. По выходе из заключение он оказался совсем разучившимся говорить: нельзя было ничего разобрать из того, что он хотел сказать; даже его мысли были не понятны. Способности выражаться вернулась к нему мало-помалу. При всем этом он сохранил свое спокойствие, светлое настроение и неисчерпаемую доброту; прибавьте сюда силу воли, которую вы в нем знаете, и вы поймете цену этого замечательного человека.

Практическая работа № 19. «Взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития личности».

Покажите на примере собственного опыта спортивной деятельности взаимовлияние процессов обучения, воспитания и развития личности.

  • АДАПТАЦИЯ
  • ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
  • ЧЕЛОВЕК
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  • ИНДИВИД

Главными компонентами адаптации являются новая социальная среда, новый коллектив, система учебных отношений и новая роль, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на процесс приспособления студентов. Процесс адаптации студентов имеет свои механизмы и осложнения.

  • Профессиональный стандарт педагога и качество подготовки: детерминанты современного образования
  • Формирование валеологической культуры будущих специалистов по социальной работе в вузе
  • Дихотомия социальной ответственности интеллигенции: социокультурный анализ
  • Роль родителей в формировании здорового образа жизни ребенка
  • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

Рассматривая адаптацию как процесс и результат приспособления индивида к среде, необходимо отметить понятие «среда».

Окружающая среда - это:

  • сфера обитания и деятельности человечества;
  • окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

Социальная среда является одним из факторов формирования и развития личности, этот факт признавался всегда. Психологи, социальные работники и педагоги на протяжении веков в процессе развития науки, культуры, общества изучали взаимовлияние и взаимодействие окружающей среды и человека. К. Д. Ушинский считал, что человек формируется под влиянием всего комплекса воздействий, связанных со средой.

Глубокой верой в человека, в его развитие и совершенствование проникнуты идеи русских демократов XIX В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и другие. Известно высказывание Белинского о том, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

Проблема среды широко разрабатывалась во второй половине 20-х – 30-х гг. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий подчеркивали, что нужно изучать все факторы, формирующие индивида: и организованные, и стихийные. Среда и её влияние на человека изучалась и теоретически, и в форме конкретных исследований материальных, жилищных, бытовых и культурных условий жизни людей. Существует зависимость между экономическим и социальным положением семьи и уровнем образования, выявлялись специфические особенности жизни людей и влияние на их развитие. Делались различные попытки вносить в окружающую среду людей определенные изменения. Исследование среды велось с классовых позиций, о чем свидетельствуют термины: пролетарская, рабоче-крестьянская, обобществленная, интеллигентская и другая среда.

Поскольку характер влияния среды зависел от качества, то исследователи тех лет, разрабатывая идеальную модель ее использования, видели среду здоровой, нравственной, целесообразной, рационально организованной и пр. Предполагалось, что эта среда должна питать идеалы, создавать хорошие доминанты, творчество, развивать самостоятельность, активность, вырабатывать навыки разумного дисциплинированного поведения и т. д.

Из выше сказанного И. А. Карпюк и М. Б. Чернова определяют понятие «социальная среда».

Социальная среда – часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и так далее.

Социальная среда – это объективно социальная реальность, представляющая собой совокупность материальных, политических, идеологических, социально-психологических факторов непосредственного взаимодействия с личностью в процессе её жизни и практической деятельности.

Основными структурными компонентами социальной среды являются:

  • общественные условия жизни людей;
  • социальные действия людей;
  • отношения людей в процессе деятельности и общения;
  • социальная общность.

Естественная социальная среда, окружающая человека, является внешним фактором его развития. В процессе социализации личности происходит превращение биологического индивида в социальный субъект. Это многогранный процесс, он непрерывный и продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации индивида происходит во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически на сегоднешний день они не все выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социальной среды условно можно объединить в четыре группы:

  1. Мегафакторы (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
  2. Макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных станах.
  3. Мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
  4. Микрофакторы – факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести:

  • способы вскармливания младенца и ухода за ним;
  • формируемые бытовые и гигиенические умения;
  • стиль и содержание общения;
  • элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур);
  • окружающие человека продукты материальной культуры;
  • методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;
  • последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

В процессе развития индивид ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую.

По мнению И. А. Карпюк и М. Б. Черновой, отношение человека к внешним социальным условиям его жизни в социуме имеет характер взаимодействия. Человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя.

Социальная среда выступает как макросреда (в широком смысле), т.е. социально-экономическая система в целом, и микросреда (в узком смысле) - непосредственное социальное окружение.

Социальная среда является, с одной стороны, очень важным фактором, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Индивид в обществе может занимать одновременно несколько позиций. Каждая позиция предъявляет человеку определенные требования, то есть права и обязанности, и называется социальным статусом. Статусы могут быть врожденными и приобретенными. Статус определяется поведением человека в обществе. Это поведение называется социальной ролью. В процессе становления и развития личности могут освоиться позитивные и негативные социальные роли. Освоением личности ролевого поведения, обеспечивающего ему успешную включенность в социальные отношения. Этот процесс приспособления к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

Таким образом, социальная среда оказывает большое влияние на социализацию личности посредством социальных факторов. Здесь можно выделить тот факт, что человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями видоизменяет, а вместе с тем и развивает самого себя. А способом гармонизации индивида со средой является стратегия социальной адаптации.

Список литературы

  1. Альбуханова- Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Альбуханова-Славская - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
  2. Волков, Г. Д. Адаптация и ее уровни / Г. Д. Волков, Н. Б. Оконская. - Пермь, 1975. - 246 с.
  3. Георгиева, И. А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. / И. А. Георгиева - Л., 1985. - 167 с.
  4. Завьялова, Е. К. Вестник Балтийской педагогической академии / Е. К. Завьялова - СПб., 2001 - 28 с.
  5. Ковалев, А. Г. Психология личности. / А. Г. Ковалев - М.: Мысль, 1973. - 341 с.
  6. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «академия», 2000. - 200с.
  7. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М: Педагогика-Пресс,
Похожие публикации