Что делать с детским воровством. Почему ребенок ворует? Что делать, когда ребенок привлекает внимание воровством

Столкнувшись со столь неловким и даже постыдным явлением, как детские кражи, взрослые начинают паниковать и теряться. Милый малыш вдруг представляется чуть ли не будущим уголовником, к тому же действительность сталкивается со стереотипом, говорящим о том, что берут чужое только ребятишки, воспитывающиеся в не самых благополучных семьях. Но учёные убеждают, что подобные непристойные поступки совершают вполне обеспеченные и окружённые родительской любовью дети. Вот почему необходимо выяснить причины того, что подрастающее поколение идёт на кражу, и что делать, если ребенок ворует, как решить возникшую проблему.

В данном материале речь не идёт о тех ребятах, чьи «воровские наклонности» формируются под влиянием окружающей обстановки. Не стоит даже и думать, что родители, с лёгкостью присваивающие чужую собственность, озаботятся вдруг подобным детским поведением. В зону нашего внимания попадает обычный малыш или школьник, который вроде бы не стеснён в средствах, однако почему-то норовит прихватить игрушку у ровесника, шоколадку в магазине или энную сумму денег из родительского кошелька. И тут стоит учитывать возрастной фактор.

Трёхлетие – важная веха в жизни ребёнка. С этого момента большинство детей уже разделяет понятия «моё» и «чужое», однако преспокойно могут забрать домой куклу из садика или машинку из песочницы. И всё же подобные случаи нельзя назвать воровством, поскольку оценивание своих поступков малышам пока не доступно. Они попросту забирают то, что им понравилось, не осознавая, хорошо ли это либо плохо.

Ребятишки старшего дошкольного возраста уже понимают, что понравившаяся вещь им не принадлежит и брать её нельзя. Однако тут возникает другая проблема – неумение управлять собственными желаниями и страстями. Крадет ли шестилетка в стандартном понимании этого слова? Скорее нет, чем да.

Ассоциировать взятие ребёнком чужих вещей с кражами психологи советуют со старшего школьного возраста, когда подростки присваивают имущество либо деньги осознанно, целенаправленно, «по-взрослому». Однако дожидаться взросления проблемы не следует, поскольку работать нужно уже с начальными попытками воровства. В ином случае психологическая проблема быстро перерастёт в криминальную. Но прежде рассмотрим подоплёку краж у школьников и подростков.

Почему ребенок ворует деньги или вещи?

Взрослые, заметив, что ребенок врет и ворует, нередко начинают приписывать ему разнообразные психические болезни, пытаясь этим объяснить возникшие проблемы. Однако клептомания – патологическая склонность к неконтролируемому воровству – в детском возрасте практически не встречается.

Читайте также: Как научить ребенка дружить с помощью игр?

Чаще всего детские кражи сигнализируют о каких-либо проблемах: в семье, детско-родительских отношениях или в общении с ровесниками либо одноклассниками. Причиной воровства у школьника может быть один из нижеследующих факторов.

Импульсивное воровство

Для ребёнка школьного возраста характерна некоторая импульсивность поведения. Данная особенность может повлиять и на отношение к чужим вещам и деньгам. Проще говоря – дети видят что-то соблазнительное, понимают, что воровать нельзя, однако искушение в итоге преобладает над волей, стыдом и разумом.

Усугубляют проблему и своеобразные соблазны, к примеру, лежащие на всеобщем обозрении денежные средства, какие-либо вещи или продукты. Да и сами родители не без греха: вспомните, как сложно было в детстве устоять перед созревшими в чужом саду яблоками или клубникой.


Протестная кража

Нередко дети воруют по причине «заброшенности», дефицита родительской любви и понимания. Такой ребёнок, ощущая собственную ненужность (реальную или мнимую), может пойти на кражу семейных денег, чтобы привлечь мамино либо папино внимание, заставить взрослых вспомнить о нём и его эмоциональных потребностях.

Кроме того, протест в виде воровства может быть вызван авторитарной воспитательской позицией. Если родители запрещают ребёнку иметь собственные деньги, ограничивают в нуждах и желаниях, тот способен опротестовать свою зависимость с помощью кражи.

Вседозволенность

Обратная сторона – вседозволенность и излишний либерализм в воспитании ребёнка. Родители, убеждённые в том, что нельзя давить на детей (ведь они способны развиваться без нотаций и убеждений), воспитывают вовсе не свободную личность, а безответственного человека.

Сначала ребёнку разрешается брать без спросу чужие игрушки на детской площадке либо в садике, потом взрослые не обращают внимания на принесённый домой телефон или появившиеся у своего чада наличные деньги. Как результат – воровство превращается в черту характера.

Желание самоутвердиться

Психология ребёнка младшего школьного или подросткового возраста такова, что ему крайне важно уважение и признание со стороны сверстников. Вот почему дети, стремясь сойти «за своего», начинают действовать всеми возможными способами, в том числе и неодобряемыми.

К примеру, ребёнок из малообеспеченной семьи не может похвастаться современным смартфоном, как его более богатые одноклассники. Чтобы не стать объектом насмешек или жалости, он может красть наличность (в семье или на стороне) или вещи.

Ещё один способ самоутверждения – завоевание дружбы или расположения значимых ровесников. С этой целью малыш может выкрасть деньги и накупить на них сладостей, а подросток – «подарить» приятелю или подруге какую-либо родительскую вещь.

Вымогательство

Если ребёнок начал воровать, врать, изворачиваться и при этом заметно, что он испытывает явные угрызения совести, можно предположить, что он стал жертвой вымогателей. Часто старшие подростки требуют с младших детей деньги, угрожая избиением либо другими издевательствами.

Читайте также: Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке? Советы психолога

Такая ситуация – не просто повод для серьёзной беседы с маленьким «воришкой», а причина обращения в полицию. Шантажисты могут не ограничиться принуждением к воровству, а заставить ребёнка пойти на более радикальные меры.

За компанию

Иногда ребенок ворует деньги у родителей не по причине острой нужды, а из-за желания пройти своеобразную «проверку» на ловкость, смелость и крутость. Не секрет, что в отдельных подростковых коллективах подобное поведение является не просто одобряемым, а желаемым.

Лидер компании украл телефон и продемонстрировал украденную вещицу своим приятелям? Зависимые от чужого мнение дети с заниженной самооценкой, не желая прослыть слабаками и неудачниками, также идут на противоправные шаги.

Лучшие побуждения

Этот мотив стоит особняком среди других причин детского воровства. Ребёнок становится «воришкой», чтобы сделать подарок близкому ему человеку – например, матери, сестрёнке, другу или подруге. А поскольку в детстве нравственные устои только формируются, сиюминутное желание оказывается сильнее различных правил, советов и родительских установок.


Чего делать нельзя, если ребенок ворует деньги

Начнем с того, какие родительские шаги нежелательны или даже вредны в сложившейся ситуации. Ведь многие взрослые, стремясь донести до ребёнка мысль, что воровать ни в коем случае нельзя, переходят все границы разумного и лишь усугубляют проблему.

  1. Не угрожайте. Нередко родители, заметив, что ребёнок врет и ворует, начинают громко возмущаться подобными «ужасными» проступками. В ход идут угрозы полицией, тюремным заключением и всеобщим позором. Однако дети именно в данный момент нуждаются в поддержке, а не запугивании.
  2. Не вешайте ярлыки. Преступник, воришка, уголовник… Такими эпитетами в сердцах награждают родители нерадивого ребёнка. Конечно, кража – малосимпатичное деяние, однако навешивание ярлыков способно нарушить детскую психику и ожесточить подростка.
  3. Не сравнивайте. Если постоянно убеждать ребёнка в том, что он плох, ужасен, всё время врёт, не таков, как соседский мальчик-лапочка, он станет вести себя ещё хуже. Зачем меняться, если от родителя добрых слов не дождаться? Ну а заниженная самооценка дополнительно может стать причиной воровства – ведь как-то нужно самоутверждаться.
  4. Не разбирайте проблему при свидетелях. Если вы узнали, что ребёнок стал воровать, откажитесь от желания разобраться с негодником в присутствии его приятелей, учителей, родственников. Обсудить кражу нужно наедине, чтобы избежать публичного позора.

И ещё одно важное «НЕ» – не стоит возвращаться к данному прегрешению после того, как ситуация была исправлена, слова были высказаны, а выводы ребёнком сделаны. Самая большая глупость – припоминать проступок, когда чадо получило плохую отметку, отказалось мыть посуду либо убирать в комнате.

Конечно, если речь идет о детях 2−4 лет, то заигранную у друга машинку или пупса трудно назвать сворованными в общепринятом понимании. Часто в этом возрасте дети просто не делят вещи на «свои» и «чужие» и не догадываются, почему одной игрушкой можно смело играть, а чтобы взять другую, нужно просить разрешения.

Однако если ваш ребенок уже имеет некие представления о собственности и знает, что у каждой вещи есть хозяин, его поступок можно идентифицировать именно как воровство. Уже в 4−6 лет подавляющее большинство детей четко понимают, что забирают чужое, и, как правило, осознают, что спасибо им за это не скажут. Однако, даже рискуя быть раскрытыми, они все равно на это идут. Почему? Психологи выделяют три основные причины детского воровства.

  1. Детская импульсивность. Бывает так, что какая-то вещь по тем или иным причинам поражает воображение ребенка и всем его существом овладевает единственная мысль: «Это должно быть моим!» Малыш может понимать, что поступает нехорошо, но как только появится возможность, все равно похитит вожделенный предмет. Также ребенок может украсть и деньги, если увидел игрушку своей мечты в магазине.
  2. Необходимость адаптироваться в новом коллективе. Так малыш пытается завоевать намеченное для себя положение. Например, он может стащить из дома деньги, чтобы купить сладости для друзей и тем самым добиться их симпатии и снисхождения. В этом случае воровство стоит рассматривать как сигнал к тому, что ребенок не умеет общаться, отстаивать свои позиции и не может найти свое место среди сверстников.
  3. Нехватка внимания в семье. Возможно, своровав дорогую для вас вещь, ребенок хочет показать, что нуждается во внимании и ласке. Он готов даже принять наказание, лишь бы стать центральной фигурой в вашей жизни хотя бы на некоторое время. Поэтому неудивительно, что случаи воровства особенно часты в те периоды, когда жизнь семьи резко меняется (развод, переезд, смерть близких) и взрослым попросту некогда заниматься проблемами малыша.
Кстати: причиной детского воровства может быть слишком строгое воспитание, когда родители очень жестко ограничивают покупку недорогих, но статусных для ребенка вещей — жвачки, чипсов со вложенными фишками или киндер-сюрпризов с игрушками модной серии.

Что делать, когда преступление раскрыто

Итак, вы обнаружили пропажу и воришка уже не отпирается от содеянного. Что дальше? Без наказания не обойтись, считают психологи. Но не торопитесь стучать по попе.

Выясните у ребенка, в чем причина его поступка. Если среди его вещей затесалась чужая игрушка, вполне возможно, что он просто обменял ее у друга на свою. А деньги стянул, чтобы сделать вам же подарок к какому-нибудь празднику. Но даже если окажется, что, вытаскивая купюру из кошелька, малыш понимал, что поступает плохо, постарайтесь узнать, на что он собирался ее потратить.

Кстати: если хотите добиться максимальной откровенности, во время разговора ваши глаза должны находиться на одном уровне с глазами ребенка, чтобы он мог почувствовать себя на равных. В этом случае вы скорее услышите истинную причину вместо неуклюжей легенды

Постарайтесь объяснить ребенку, почему он должен будет исправить содеянное и почему будет наказан. Только тогда наказание окажется эффективным и возымеет свое действие. В противном случае дитя не усвоит урока, зато быстро научится выкручиваться и маскироваться.

Наказание обязательно должно быть соразмерно проступку. Во‑первых, необходимо понять, чувствует ли ребенок стыд и раскаяние. Во‑вторых, взвесьте, насколько серьезным был проступок и легко ли его исправить. В некоторых случаях сам процесс исправления уже является хорошим наказанием: например, самостоятельно вернуть украденную игрушку и принести извинения другу — процедура довольно унизительная. После нее, как правило, не требуется никакого дополнительного наказания: маленький человек и так усвоит, что воровать нехорошо.

Обсуждая с ребенком происшедшее, не навешивайте на него ярлыков и не перегибайте палку в обличительной речи , иначе он будет скрывать от вас любое действие, которое сочтет постыдным. А сразу после того, как виновный будет наказан и получит «официальное» прощение, забудьте о случившемся и никогда не припоминайте этого в ссорах. В противном случае весь эффект сойдет на нет — малыш будет думать, что навсегда лишился вашего доверия, и взамен отнимет свое.

Профилактика воровства и опыт родителей

Как сделать так, чтобы ребенок никогда не воровал

Этим вопросом задаются многие родители. Конечно, со стопроцентной гарантией предотвратить детское воровство невозможно, но превентивные меры, безусловно, существуют.

Не провоцируйте! Многие папы и мамы оставляют на виду деньги и драгоценности, будучи уверенными, что их ребенок точно не возьмет ничего без разрешения. Но он еще слабо контролирует себя и порыв бывает сильнее страха перед наказанием. Скорее всего, малыш поддастся соблазну и с большой долей вероятности возьмет то, что само идет к нему в руки. Вывод очевиден: все, что следует спрятать от детских глаз, должно быть спрятано.

Разговаривайте о деньгах. Ребенок может не знать цены деньгам и реальной стоимости вещей просто потому, что ему не приходилось сталкиваться с этим напрямую. То есть вы никогда не доверяли ему в вашем присутствии сделать маленькую покупку — шоколадку или воздушный шарик. Может быть, вы излишне строги с ним и он боится попросить у вас какую-то вещь, которая ему уже по ночам снится. Или, напротив, покупаете ему все, чего бы он ни пожелал, не объясняя, что деньги даются вам трудом, а не падают с неба. Поговорите с ребенком об этом. Если есть возможность, возьмите его хотя бы раз на работу и покажите, чем вы там занимаетесь. Расскажите, на что собираетесь потратить деньги — на отдых, на новые сапоги для вас или велосипед к его дню рождения.

Кстати: если малыш мечтает о какой-то вещи, не заставляйте его ждать эту вещь слишком долго, даже если, на ваш взгляд, все подарки должны быть «вымечтанными».

Развивайте чувство собственности. Бывает так, что ребенок не умеет дифференцировать вещи по принципу «мое» и «чужое», потому что у него нет своих личных вещей. В семье все общее, и даже игрушками ему не разрешают играть по собственному усмотрению: все время предупреждают, чтобы не сломал, не испачкал. Позвольте ребенку распоряжаться личными вещами так, как он считает нужным. Со временем это научит малыша дорожить своим имуществом, и он станет понимать, почему люди расстраиваются, когда у них что-то пропадает.

Детское воровство цифрах

  • 95% детей воровали хотя бы раз в жизни
  • 75% из них делали это только 1 раз
  • 20% магазинных краж происходит импульсивно
  • 5% магазинных краж — попытка привлечь внимание
  • 3% воровавших в детстве становятся настоящими ворами

Реальные истории

Рита, 30 лет, финансовый аналитик:

«Уже перед самой школой в детском саду давали нам подарки в бумажных пакетиках, со всякими конфетами и мандаринками. А мне кроме собственного пакета выдали еще и пакет заболевшей одногруппницы с просьбой передать его ей (мы жили на одном этаже). Я тихо шла домой и по дороге трескала шоколадные конфеты из одного пакета. Дойдя до дому, зашла к соседям и передала именно тот пакет, из которого я слопала все вкусные конфетки, а свой, целый, принесла домой. Естественно, родители соседки потом спросили в садике: «А что это такой подарок в этом году бедный, одни карамельки?» И конечно же, им рассказали, что и шоколадки тоже были. На следующий день меня публично отругали перед всей группой. С тех пор я ни-ни! Боюсь»

Ирина, 43 года, госслужащая:

«В первом классе была у меня подружка Ирка. В школе завтраки были за деньги, а Ирка была из малообеспеченной семьи, и ей деньги возвращали. И говорит мне моя задушевная подружка: «Вот наши мамы таскают такие тяжелые сумки, а была бы у нас лошадь, так она бы возила эти сумищи… Я деньги родителям не отдам, а буду копить на лошадь». А мне денег никто не возвращал — не положено. Но я ведь тоже хотела свою лепту внести! Вот и вытащила из стопочки с маминой зарплатой некоторую сумму и отдала Ирке — на лошадь… Через некоторое время Ирку запалили с деньгами, она раскололась, и мою маму сразу же вызвали в школу. А история о том, как я собиралась лошадь купить, вошла в анналы нашей семьи…»

Игорь, 30 лет, музыкант:

«Мы жили на военной базе, и папа довольно часто ходил на охоту. Пороху было не достать, и отец его вытаскивал из простых строительных патронов. Их я и дернул, пока папа в очередной раз бегал по лесам, — украл 10 000 (!) штук. Отец просто озверел, обнаружив пропажу. Он поставил меня на табуретку и выносил мне мозг часа два, но я уже ничем не мог ему помочь: к тому времени все патроны были давно сожжены на местной свалке. Когда папа узнал и это, он поставил меня на швейную машинку и орал уже мне в лицо. А я вспоминал, как щелкали патроны, и думал, что, когда он уйдет в следующий раз, украду еще больше».

Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль, в данной ситуации, играет реакция родителей. От реакции родителей зависит, повторится ли эта ситуация. Но в любом случае нужно разбираться с причиной. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.

    Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

    Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

    У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

    Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

Мотивы воровства могут быть самыми разными и важно понять причины.

Психологический портрет «воришки»

Исследования психолога Э.Х. Давыдовой, проведенные в семьях ворующих детей, показали, что часто кража - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

М. Кравцова подтверждает, что в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он видит отчужденность, даже враждебность между родителями.

Если составлять психологический портрет ворующего ребенка, то, прежде всего, обращает на себя внимание его доброжелательность по отношению к окружающим и его открытость. Как правило, это неуверенные в себе, уязвимые дети, которым необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких.

Попытки ребенка восстановить утраченную связь с родителями достаточно часто становятся причиной воровства. Ребенок может с помощью кражи добиваться к себе внимания со стороны родителей. Пусть это внимание будет и негативное. Главное, что это внимание ребенок получит.

М.Кравцова отмечает, что эти дети производили впечатление несамостоятельных, инфантильных.

Часто воришек отличает недостаточное развитие воли. Некоторые дети понимают, что совершают нечто предосудительное, некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая "кражи", дети не ставят себя на место "жертвы", не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим "обидчикам".

Поговорим более подробно о причинах детского воровства. От понимания причины в каждом конкретном случае будут зависеть рекомендации родителям и советы по дальнейшей профилактике этих ситуаций.

Каковы же причины детского воровства?

М. Кравцова условно выделяет три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.
3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Опишем более подробно и конкретно наиболее частые причины детского воровства.

1. Одну из причин мы уже описали - неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви , желание привлечь к себе внимание. Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви. Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть даже небольшой повод). Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения , что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа", кражи "на спор" из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком.

Необходимо работать с причиной - а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему "дружба", поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. - всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации. Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка. При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются.

Важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику . "Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил" - рассуждает ребёнок. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие . Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года. Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи). Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия - «мое», трудно постичь понятие - «чужое».

Бывает, что эти понятия не сформировано и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются. В таком случае родителям стоит обратить внимание на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются. Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "Хочу" совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

9. Клептомания . Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

К основным ошибкам в воспитании, способных провоцировать детское воровство можно отнести следующие:

    отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;

    несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

    "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);

    ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";

    тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства - случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку - ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

    Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара - самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

    Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.

    Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

    Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.

    Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.

    Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

    Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

    Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

    Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.

    Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

    Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

    По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

    Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом - например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

    Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

    Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

    Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.

    Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое - чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7-8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.

Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Вот об этом стоит поговорить с родителем, обратившимся по поводу воровства своего ребенка. Эта информация может помочь родителю правильно выстроить свое поведение относительно ребенка, совершившего кражу и предотвратить подобную ситуацию в будущем.

В заключении можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка - это крик о помощи!

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом большинство взрослых на случаи детского воровства реагирует очень остро: растерянность ("Как это могло произойти с моим ребенком?"), паника ("Что подумают окружающие?""", "Я плохой воспитатель…"), желание "наказать так, чтоб неповадно было". Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Термины "кража", "воровство" вообще неприменимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.

Если такое случилось с ребенком, которому еще не исполнилось четырех лет, его проступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать "моя вещь" - "чужая". Ребенок постарше (четыре - шесть лет) уже способен понимать границы собственности. Но ему пока трудно сдерживать свои желания и порывы: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял. Причем ценность вещи при этом для него роли не играет. Взрослые же обычно бывают более шокированы произошедшим, если это дорогая вещь, чем когда речь идет о какой-нибудь мелочи - пластмассовая игрушка, например.

Детям нужно преподавать уроки о личной собственности и что нельзя брать что-либо без разрешения. Дети в возрасте до пяти лет вообще эгоистичны, и зачастую их основная цель найти и взять то, что им хочется. Именно поэтому родители должны приучить ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом.

Существует множество причин, по которым дети могут брать чужие вещи .

Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Видя новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причиной такого поведения является особенность сознания ребёнка-дошкольника: для него такие понятия как "моё", "твое", "чужое" абстрактны и непонятны.
Простой пример: двух - трёхлетний малыш еще не способен понять, что такое собственность и принадлежность, а как следствие этому на прогулке или в гостях ребенок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Ненадо называть его вором, лучше рассказать ему, что это чужая игрушка, и поэтому брать ее нельзя, ведь сам ребенок этого еще не знает и без помощи взрослых не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Ребенок мог захотеть сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову.

Дети могут чувствовать, будто они «нашли» вещь, которая не принадлежит им, а соответственно, они могут оставить ее себе. Родители должны научить своих детей, что «найденные» предметы, не обязательно должны оставаться в их собственности.

Дети могут воровать, чтобы привлечь к себе внимание. Часто, они ищут внимания со стороны не только родителей, но также со стороны сверстников, братьев или сестер. Желая привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи.

Дети учатся на примере взрослых. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или даже из магазина, они являются примером воровского поведения.

Некоторые дети, которые воруют, чувствуют, будто им не хватает чего-то, что есть у других детей. К примеру, у некоторых друзей ваших детей есть карманные деньги. Родители могут не видеть в этом необходимости, или у них нет возможности давать карманные деньги ребенку, поэтому ребенок начинает воровать деньги, чтобы удовлетворить свои потребности.

Некоторые дети воруют, чтобы обрести контроль или власть.

Ребенок может украсть, желая наказать кого-либо или отомстить ему.

Как себя вести, если дошкольник принес домой чужую вещь?

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Например, малыш просто поменялся с другим ребенком. А если игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача? Понятно, что надо вернуть ее на место. Но при этом стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребенка. Или это была именно та вещь, которую он давно хотел иметь?

Как быть, если выяснилось, что игрушка или вещь - собственность другого ребенка? Важно разобраться в нюансах ситуации. Принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Возможно, он хочет обратить на себя внимание этого ребенка. Или таким образом выказывает свою власть над более слабым.

Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена? Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вещь должна быть возвращена, вы осуждаете произошедшее. Вы надеетесь, что ваши сын или дочь уже знают, что это плохой поступок, и не повторят его.

Пожалейте малыша, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку.

Если малыш понимает свою вину, перенесите акцент на переживаниях и чувствах человека, лишившегося любимой вещи, как ему плохо и т. д. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений и публичных разбирательств, лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребенок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять ее домой, чтобы поиграть. Как только ребенок поймет и согласится, что его поведение было неправильным, дайте ему возможности исправиться.

Если ребенок был замечен в краже :

    - не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он "вор".

    Не называйте его вором, не навешивайте ярлыки предсказывая уголовное будущее.

    Не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);

    Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;

    Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех.

    Не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. - это совершенно бесполезно и даже вредно.

    Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.

    Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственны", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

    Что могут сделать родители чтобы предотвратить случаи воровства.

      Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать - это плохо.

      Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.

      Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.

      Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.

      Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.

      Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.

      Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.

    Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить малыша, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.

    Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?

    В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.

  • Похожие публикации