Негативное отношение к себе. Как вести себя с негативно настроенными людьми

Подростки и их негативное отношение к окружающим людям появляется по различным причинам. Это может быть воспитание, нехватка материальных благ, поведение сверстников или взрослых людей. Все эти элементы отношений с окружающим обществом выросший ребенок воспринимает по-своему. Иногда он старается построить правильное общение за счет своего воспитания, но сделать это не удается. Какие же причины наиболее вероятны и как помешать появлению негативного отношения подростка к окружающим людям?

Воспитание и отношения в семье

Наиболее слабой ячейкой общества до сих пор остаются неблагоприятные семьи. Их число постоянно растет, так что появление подростков и их негативного отношения к окружающим людям полностью избежать не удается. К сожалению, не все родители способны дать своему ребенку отличное воспитание. Некоторые даже не стараются сделать этого, считая подростка взрослой сформировавшейся личностью. Конечно, у него есть собственное мнение, тем не менее, дети всегда остаются детьми и требуют к себе максимум внимания и, тем более, поддержки.

К тому же, никогда нельзя забывать, что тяжелые отношения в семье являются первой причиной появления негативного отношения к окружающим. Подросток переживает все скандалы своих родителей острее, чем они полагают. Возможно, он никак не проявляется своего душевного переживания, оставаясь спокойным и невозмутимым. На самом же деле при этом в его сердце кроется обида, так как ребенок желает быть частью здоровой семьи, а не становиться свидетелей ругани и дрязг.

Правда, появление негативного отношения со стороны подростка в этом случае исправить намного проще. Родители должны показать ему свою любовь, тем самым доказав, что семья все равно остается полноценной. Даже при опасности развода ребенок не должен сталкиваться с непониманием или плохим отношением, ведь он не повинен ни в чем.

Отношение сверстников и окружающих людей к подростку

Не редко встречаются неприятные ситуации, когда отношение к человеку строится по его материальной обеспеченности. Из-за этого подросток начинает наращивать негативное отношение к окружающим людям. Они не понимают его, думая о плохом материальном положении, как о признаке невоспитанности или плохих знаний.

В первую очередь подобные ситуации складываются при общении подростка со сверстниками. Часто нехватка денежных средств родителей становится серьезным препятствием даже в дружбе молодых людей. Ребенок не получает дорогостоящей одежды или сотового телефона, в результате чего становится объектом насмешек со стороны остальных детей. Исправить ситуацию несложно, такое негативное отношение исправляется лишь при открытом разговоре с родителями. Они должны показать, что всеми силами стараются исправить материальное положение, но при этом указать на положительные черты подростка, например, ум.

Сложнее складывается ситуация, когда негативное отношение подростков появляется вследствие неправильного отношения со стороны взрослых людей. Иногда это происходит в учебных заведениях, где учителя ужасно относятся к психологической стороне своей работы. Они перестают помнить о душе каждого ребенка, поэтому выказывают свое мнение, которое может стать причиной разногласий. Исправить такие случаи получается только путем выявления причины появления такого отношения. Взрослый человек сам должен исправить общение с подростком, чтобы восстановить душевное равновесие ребенка.

Что такое негативное отношение

Ответы:

прил., употр. сравн. часто Морфология: негати́вен, негати́вна, негати́вно, негати́вны; негати́внее; нар. негати́вно1. Чувства, эмоции и т. д. называют негативными, если они неприятные, тревожные.Весь день я испытывал сплошные негативные эмоции.2. Опыт называют негативным, если он не принёс никакой пользы.3. Оценку, мнение называют негативными, если они отрицательные.Его действиям была дана негативная оценка. | У меня сложилось весьма негативное мнение об этом человеке. | нар.Они негативно оценили деятельность организации. | Чтобы отзываться о человеке негативно, надо иметь основания. 4. Если кто-либо оказывает на вас негативное влияние, значит, это влияние плохое, вредное.Мать пыталась оградить детей от негативного влияния улицы. | нар.Перебои в сети могут негативно сказаться на работе компьютера. негати́вность сущ., ж. Негативное - Человек не будет это делать, но с людьми такими общаться сможет, хоть и через силу. Резко негативное - Человек не понимает людей, которые пьют (курят) и общаться с ними не будет. Компромиссное - Человек думает приблизительно так: "Вы пейте, курите на здоровье, а я не буду" Нейтральное - Человек не сторонник выпить или покурить, но если ему предложат, то он не будет против. Положительное - Человек часто курит (пьёт) , и явно за такой образ жизни

При заполнении различных анкет, в том числе при приеме на работу, нередко просят указать степень увлечения вредными привычками - алкогольными напитками и курением. В числе вариантов ответов можно встретить не только негативный и положительный взгляд, но и такие пункты, как "резко негативное", "компромиссное" и"нейтральное" отношение к спиртному и сигаретам. Знание точного смысла вышеперечисленных понятий поможет человеку не попасть в неловкую ситуацию.

Какие позиции говорят о том, что личность не будет пить и курить ни при каких обстоятельствах

Есть позиции, заняв которые, люди дают окружающим понять, что они не только не страдают алкогольной или никотиновой зависимостью, но и даже изредка не позволяют себе употребить спиртное или выкурить сигарету. К таковым относятся следующие расположения к вредным привычкам:

  • Резко негативное. Такое отношение к алкоголю и курению подразумевает, что человек не только сам не увлекается этим, но и всячески избегает общения с курящими и пьющими личностями. Он не понимает пристрастия к сигаретам и выпивке, воспринимает это как болезнь и в такой компании чувствует себя крайне некомфортно. Если кто-то из родственников зависим от спиртного или сигарет, то личность с такой жизненной позицией примет все возможные меры, чтобы помочь близкому избавиться от алкогольной или никотиновой зависимости.
  • Негативное. Такой подход схож с предыдущей точкой зрения: человек не пьет и не курит, но способен общаться с теми, кто увлекается вредными привычками, хоть такое общение ему и неприятно.
  • Компромиссное. Такое мнение еще называют толерантностью: оно говорит о том, что личность абсолютно спокойно реагирует на то, как ведут себя окружающие. Такому человеку безразлично, курят ли или выпивают его знакомые, коллеги, друзья и родственники. Но сам он, если предложат выпить или закурить, ни при каких обстоятельствах не согласится. Такую позицию занимает большинство людей при приеме на работу, и в дальнейшем этот выбор позволяет им избежать множества проблем.

Таким образом, выбор любого из вышеперечисленных пунктов означает, что сам индивид никогда не будет пить горячительные напитки и курить.

При каком отношении человек может выпить или закурить

В числе позиций, говорящих о том, что личность не испытывает неприязни к вредным привычкам, находятся следующие виды отношений:

  • Нейтральное. Такое положение означает: "Я ни за, ни против". При данном подходе к вредным привычкам личность не является заядлым курильщиком или алкоголиком, но если предложат выпить или выкурить сигарету, то, в зависимости от настроения и текущих обстоятельств, может поддержать компанию. Часто мужчины и женщины указывают, что нейтрально относятся к вредным привычкам, если не хотят говорить правду или если они курят или выпивают, но считают, что зависимости нет.
  • Положительное. Такой точки зрения придерживаются люди, страдающие алкогольной зависимостью, и заядлые курильщики. Если личность курит каждый день или регулярно (чаще 2-3 раз в неделю) употребляет спиртные напитки, то это и есть положительное расположение к вредным привычкам. Чаще всего им необходима помощь врача-нарколога, так как самостоятельно бороться с зависимостью у них не получается.

- Разбираясь в своих проблемах или в проблемах другого человека, очень часто мы сталкиваемся с тем, что человеку не хватает того, что в просторечии называется «любовью к себе». Т.е. некий внутренний конфликт. Также это называют недостатком самопринятия. Вы можете уточнить, как это правильно называется, или - если это разные понятия - чем они отличаются?

Есть некая категория моралистов, немножко далеких от этой темы, которые говорят: зачем любить себя - это же эгоизм. Но вот всё-таки разбираясь, мы понимаем, что эгоизм и любовь к себе это разные вещи. Чем, на ваш взгляд, отличается любовь к себе от эгоизма?

Любовь к себе - это то, что называется самопринятием. Чем лучше человек относится к себе, тем лучше он относится к окружающим. Чем больше он принимает самого себя, тем легче ему бывает принимать других людей, сосредотачиваться на них.

А эгоизм - это когда человеку как раз трудно сосредотачиваться на других людях.

К сожалению, слово «эгоизм» у нас в культуре носит ярко оценочный характер. Считается, что эгоист - плохой человек. Это очень поверхностное суждение. Человек эгоистичен не потому, что он мог бы , а не хочет сосредотачиваться на окружающих. Человек бывает эгоистичен потому, что не может считаться с другими. Эгоист - это психологически истощенный человек. Внутренний ресурс такого человека настолько опустошен, что «эгоист» невольно нацеливает все усилия на поддержание самого себя. Всё его сознание стянуто внутрь, направленно эгоцентрически.

Любовь к себе способствует улучшению отношений с окружающими, а эгоизм - это отсутствие таковых отношений.

- Комплекс неполноценности - это тоже прямое следствие нелюбви к себе?

Тут надо договориться о терминах. Комплекс неполноценности - это вовсе не представление о своих ограниченных возможностях. Мы же видим массу людей, которые очень скромно оценивают свои возможности, но при этом совсем не производят впечатления закомплексованных. Человек, который говорит: «Я так страдаю от своей неорганизованности!», или «В жизни мне так не научиться водить машину!», - вовсе не кажется каким-то проблемным. Наоборот, он выглядит привлекательно.

Что же такое комплекс неполноценности? Это представление человека не о своих достоинствах или недостатках, а о том, чего он в силу них заслуживает, чего он может ожидать за свои достижения или промахи. «Комплекс неполноценности» означает, что человек ожидает (как правило, безотчётно) оценочного отношения к себе. Сделал, добился - ты хороший, молодец. Не сделал, ошибся - плохой. Человек с комплексом неполноценности боится своих недостатков, боится признавать их (даже перед самим собой), так как чувствует, что его правильно будет осудить, высмеять, не посчитаться, не включить в списки, опустить - в общем, подвергнуть остракизму в любой форме.

Комплекс неполноценности - это и есть негативное самопринятие.

- В чем причина нелюбви к себе?

Я бы сказал, что есть две причины нелюбви к себе. Первая - и по важности, и по хронологии, - та, что развивается в детстве, когда еще нет и не может быть никакой любви или нелюбви к себе. Это любовь или нелюбовь родителей к ребенку.

На самом деле, все психически сохранные родители детей любят. Но на любви или нелюбви к себе ребенка сказывается не наша родительская внутренняя душевная кухня, которая никому не видна, не наши глубинные чувства. На самопринятии ребенка сказывается то, что у родителей «на выходе». И когда ребенок видит, что его ругают, им недовольны, ему не сочувствуют, - он неизбежно принимает всё это на свой счёт. У него формируется ощущение, что он всего этого заслуживает. Это и есть негативное самопринятие. Мы-то с вами понимаем, что любим ребёнка, что потому и переживаем за него. Но ему в этот момент этого не видно. Вспомним себя детьми: когда нас ругали, когда нами бывали недовольны, мы чувствовали, что нас именно не любят, и - что самое важное - правильно не любят.

На сознательном уровне ребёнок может обижаться, огрызаться, отшучиваться, но на более глубоком, безотчётном, он быстро привыкает к тому, что настоящего принятия он и его переживания не заслуживают.

Эта первая причина пониженного самопринятия, источник нелюбви к себе сохраняется и работает у нас пожизненно, потому что человек в любом возрасте остается ребенком своего родителя. Даже когда родителей уже нет на свете.

Начиная с подросткового возраста (с переходного), прибавляется второй источник, который мощно влияет на наше самопринятие. Психика так устроена, что люди к окружающим и к себе относятся одинаково. На заре жизни, когда младенец ещё не отличается от детёныша животного (котёнка, щенка, обезьяненка), в его психике ещё нету «Я» и отношения к себе, а есть только «они», окружающие, и отношение к ним. Отношение к окружающим со знаком минус или плюс формируется по очевидному простому механизму. «Хорошие» особи - это те, которые ко мне расположены, делают мне хорошо, кормят меня, гладят, утешают, берут на руки, дают мне блестящее и лакомое, к которому я тянусь.

Понятно, к каким особям развивается отношение со знаком минус.

Позже, по мере формирования «Я», оно нашей психикой расценивается точно по тем же критериям. Мы любим или не любим себя ровно за то же, за что любим или не любим окружающих - за наше социальное лицо, наш социальный образ. И когда этот образ похож на тот образ, который я вчуже осуждаю - «Я» своей психикой также осуждается, расценивается со знаком минус.

- Что такое социальный образ?

Социальный образ - это что я собой представляю по отношению к людям. Насколько я доброжелателен или безучастен, терпим или критичен.

Поскольку мною со знаком плюс воспринимаются только те люди, которые по отношению ко мне доброжелательны, участливы, терпимы, а не критичны и назидательны, то и я сам своей психикой воспринимаюсь со знаком плюс, только если я проявляюсь так же. Если же я проявляюсь негативно, критично, назидательно, протестно - каковы бы ни были причины, как бы я ни был логичен в своей назидательности, неизбежно развивается аутоиммунная агрессия, непринятие себя самого. Когда на меня кто-то кричит, когда меня кто-то ругает, наказывает, лишает, высмеивает, моя психика не разбирается - прав он или нет, - она моментально его отторгает: я это не хочу, я не люблю этого человека. И со мной психика поступает так же отторгающе.

При этом окружающие могут к моей агрессии отнестись вполне принимающе, даже сочувственно, понимая, что я это не я плохой, а мне плохо. Но меня это не спасёт. Человек, который кричит на окружающих, себя не любит, хотя бы даже окружающие реагировали на это с пониманием и с принятием.

- Сейчас много тренингов по повышению самооценки. Чем повышение самооценки отличается от повышения самопринятия?

Вообще это вопрос терминологии. Я не знаю всех на свете тренингов, может, среди них и есть какие-то, созвучные тому, о чем мы говорим, но большинство известных мне тренингов по повышению самооценки носят чисто технический характер. Т.е. они имеют целью развить у человека позитивное представление о своих возможностях. Встать перед зеркалом и говорить: «Я могу, я могу, я могу… Я успешен. Я уверен в себе. У меня точно получится». На мой взгляд, это поверхностные технические усилия, которые не меняют глубинно и долговременно настоящей нашей уверенности в себе, нашей устойчивости, нашего самопринятия.

- Связано ли непринятие себя обязательно с низкой самооценкой? Т.е. ведет ли низкое самопринятие к низкой самооценке?

Тогда надо давать определения - что мы называем самооценкой, а что - самопринятием. Для меня привычна такая терминология: самооценка - это представление человека о своих достоинствах и недостатках; о том, что я могу/не могу, о том, на что я могу рассчитывать, на что - не могу. Самопринятие - это представление не о своих достоинствах и недостатках, а о том, чего я за них заслуживаю.

Можно говорить о такой альтернативе: позитивное и негативное самопринятие. По аналогии с высокой и низкой самооценкой. Негативное самопринятие - это ощущение, что я заслуживаю осуждения и наказания за свои проступки. Позитивное самопринятие - ощущение, что я вследствие ровно тех же проступков и недостатков заслуживаю сочувствия.

- Значит, я вправе сделать вывод, что наша самооценка тоже не зависит от самопринятия, и человек с низким самопринятием может иметь очень высокое самомнение.

Да, вот в этой терминологии, по этим определениям - да, конечно. Человек может быть уверен, что он гениальный шахматист и чемпион мира, и при этом страдать от нелюбви к себе.

- А теперь, если переходить к тому, как же на самом деле можно решить проблему самопринятия, любви к себе. Мы говорили на эту тему с разными людьми, и есть два концептуально разных подхода. Один подход такой, что надо принять себя несмотря ни на что. А второй подход - надо понять: за что ты себя не принимаешь, и это в себе изменить.

Можно ли принять себя, оставаясь негодяем? Допустим, ты какой-то не очень хороший человек. Сможешь ли ты себя принять, несмотря на это? Теоретически возможно ли это? Или нужно измениться, стать лучше, и тогда ты сможешь себя принять в полной мере?

Ответ вытекает из сказанного выше. Позитивное самопринятие - это принципиальное отношение к своим недостаткам как к чему-то такому, чего я себе не выбирал, в чем я не виноват. Это моя беда, проблема, но не вина.

- Есть ли такие качества, с которыми ты себя никогда не сможешь принять полностью?

- Теперь самый главный вопрос: что нужно сделать, чтобы принять себя? Что может сделать сам человек?

Подсказка кроется в понимании истории проблемы. Вот мы сказали, что есть две главных причины, два фактора, которые влияют на наше самопринятие - это отношение с родителями и наша социализация. Вот в этих двух местах и надо лечить.

Первый вопрос: когда, в каком случае надо лечить? Когда человек замечает, что его что-то сильно не устраивает: его внутренний план, его состояние, настроение, его отношение с людьми и с жизнью; когда замечает, что он излишне раздражителен или излишне уверен в себе, или очень часто меняет сексуальных партнеров, или механически занимается нелюбимым делом. В общем, когда какие-то такие важные вещи в жизни не устраивают.

- Чувство вины - это тоже один из признаков негативного самопринятия?

Да. Но чувство вины - это явный такой показатель. А вот остальные показатели, которые я перечислил, они не часто воспринимаются как указание на то, что во мне что-то не то. Когда человеку не нравится работа, или муж, жена, что-то еще - у него очень велик соблазн искать проблемы снаружи. Вместо этого стоит понять, что к этим конкретным житейским неприятностям привели какие-то наши собственные внутренние сложности, которые мы боимся в себе распознать и поэтому не можем с ними справиться. Вот эта боязнь и называется низким самопринятием. Надо повышать самопринятие по двум важнейшим направлениям, которые мы описали.

- Как же лечить отношения с родителями?

Это уже подробно освещено в нашей с вами беседе «Усыновить родителей», но можно в сжатом виде повторить. Логика такая: неуверенность в себе, боязнь ответственности, боязнь, что меня уличат, что меня будут ругать, что меня высмеют - она тянется у нас с детства, как и любая опаска. Жизненный опыт, который в детстве сформировал у нас эту опаску, оказывается прискорбнейшим недоразумением. Когда родители ребенка ругали, ребенок, естественно, считал, что так устроены отношения, так устроена жизнь. Если я опоздал, если я что-то разбил, наврал, получил двойку - конечно же меня будут ругать. Как же может быть иначе?

Может! Это легко понять, представив себе, что если бы наши родители в тот же момент - при том же нашем проступке, при той же двойке, при той же разбитой чашке, просто были бы в гораздо хорошем настроении, они очевидно реагировали бы на тот же эпизод гораздо более добродушно, терпимо.

Значит, оказывается, весь родительский негатив, вся родительская назидательность, критичность, от которой мы в детстве страдали, были проявлением только их состояния, а не нашей вины, не их отношения к нам, не того, как вообще устроены отношения между людьми.

Вот если это по-настоящему взять в голову, если это по-настоящему понять про своих родителей, что оказывается - это им было плохо, а не они плохие, и не мы плохие, - тогда самопринятие мощно повышается. Родительский негатив перестает нашей психикой приниматься на свой собственный счет.

По-настоящему понять это про своих родителей - значит практиковать это понимание деятельно, а не только мысленно. Нужно вести себя по отношению к ним так же, как мы ведем себя по отношению к людям, чей дискомфорт для нас очевиден, которым очень выраженно плохо, у которых это «на лице написано». А как мы ведем себя по отношению к таким людям? Мы начинаем их поддерживать, утешать, опекать, участвовать в их обстоятельствах. Вот весь этот комплекс мер надо направить на родителей. В психологии это называется «усыновить родителей». Если этим заниматься - довольно долго, тут не надо строить иллюзий - самопринятие сильно повышается.

- Спасибо. Как быть со вторым фактором - своим социальным образом?

Тут важна мера нашей доброжелательности в быту - насколько я доброжелателен и участлив по отношению к окружающим. Надо помнить, что в качестве такой доброжелательности нашей психикой засчитываются только те наши проявления, которые трудны. Когда мы доброжелательны в ответ на доброжелательность другого человека - это бартер. Это очень легко, поэтому это нашу психику не тонизирует. А тонизирует, когда мы выносим соседский мусор, например, с лестничной площадки, хотя сосед демонстративно его туда ставит и не думает что будет дальше; когда мы искренне любезны с тем, кто с нами разговаривает сухо, «через плечо».

На что здесь можно внутренне опереться, чтобы не чувствовать себя каким-то лебезящим, «прогнувшимся»? На правильное понимание причин этой сухости, этой пренебрежительности. Это только проявление неуверенности в себе наших партнеров, это их страх прогнуться, страх показаться слабым.

Если ты всё же сам боишься показаться слабым и сам боишься прогнуться, и тебя так травмируют эти проявления соседа, что ты не в силах ответить на них ассиметрично - имеешь право на свои слабости, имеешь право на свою безучастность. Но только не жди тогда, что твоя психика будет в тонусе.

- Получается, что не выйдет полюбить себя, сидя на диване, путем мысленных усилий. Нужны действия - по отношению к родителям нужны действия, причем достаточно длительные, и по отношению к другим людям.

Совершенно верно. Структура психики определяется структурой деятельности.

- Многие люди, страдающие от недостаточного самопринятия, сознательно или неосознанно надеются на то, что любовь какого-то человека, или может быть внимание группы людей поможет им лучше к себе относиться. Кто-то в шоу-бизнес идет для того, чтобы его все полюбили. А кто-то одного человека противоположного пола ищет, надеясь, что это его любовь такая всё пересилит - всё это детство сложное, - и таким образом я смогу себя полюбить. Насколько эти надежды оправданны?

Да, это очень распространенные надежды, но, к сожалению, совершенно иллюзорные. Человек любит или не любит прежде всего себя в отношениях с окружающими. Повторюсь: если он недостаточно участлив, то никакое участие в нем со стороны окружающих его не приподнимет.

- Вот человек надеется на то, что ему поможет высокая оценка окружающих. Он добивается большого успеха в каком-то деле, и его все уважают за этот успех. Он все равно остается со своими проблемами, да?

Можно сказать - да, но это будет немножко схематичным ответом. Потому что если человек добивается какого-то успеха, который имеет общественный резонанс, то значит, у этой деятельности есть какая-то содержательная часть - он что-то такое сделал, что для людей важно и хорошо. И от этого его самопринятие закономерно повысится.

А удовольствие от чужих похвал - это наркотик. От него становится приятно, но только на время, а дальше нужна новая доза, ещё бОльшая.

- А как быть партнёру человека, который недолюбливает себя? Вот кто-то либо полюбил такого человека, либо уже с ним создал семью, и понял, что такая проблема у второго человека - недостаток самопринятия. Он может ему как-то помочь, кроме советов?

Да. Как раз советы могут помочь в последнюю очередь. А в первую очередь вот что. Пониженное самопринятие - это привычное ожидание того, что если я честно тебе всё расскажу - как я сегодня «прокололся», как я куда-то опоздал, кого-то подвел, потерял ключи от квартиры, просидел пол ночи в Интернете… - в общем, если я честно расскажу о своих минусах, то, естественно, ты меня осудишь, хотя бы молча.

Самопринятие такого человека повышается только путем формирования нового жизненного опыта, когда он сталкивается с тем, что в ответ на эти все признания его не осуждают.

- Т.е. дать ему то принятие, которое ему не дали родители.

Совершенно верно. А для этого надо вспомнить, что альтернативой осуждения является сочувствие, когда человек может всё о себе рассказать и встретить только искреннее сопереживание: «понимаю, как тебе от этого тошно», «понимаю, как ты нанервничался», «представляю, как тебе было страшно»…

К современному человеку сама жизнь выдвигает очень высокие психологические требования: умение ориентироваться в напряженных ситуациях, разбираться в людях, творчески осмысливать все происходящее в том числе и отношение к себе . Иногда, кажется, что все случится так, как задолго было предрешено, что от нас мало что зависит, но…

Наши мысли и эмоции тесно переплетены, влияют друг на друга и на наше поведение в целом, задавая тон жизни. На самом деле, многое зависит от того, о чём мы и как думаем. Индивидуальный способ восприятия действительности, характер мышления может как помочь нам справиться с трудной задачей, так и добавить неприятностей. Часто люди не понимают, как именно плохие, пессимистические мысли становятся причиной провала. И не догадываются о том, что это напрямую связано с отношением к себе .

Позитивное и негативное отношение к себе.

Можно представить себе две противоположные модели мышления. В основе первой лежит полный позитив, восприятие мира таким, каков он есть, со всеми аспектами его проявлений. Если человек будет смотреть во Вселенную через призму такого мышления, то его самочувствие от неприятностей не испортится. Другая модель – негативный способ мышления, при котором даже удачи будут расцениваться как случайные, такие, которые не заслуживают внимания.

Мысли с достаточной силой влияют как на психическое, так и на физическое состояние. Размышление о чем-то плохом способно испортить настроение, снизить аппетит, пригласить в постель бессонницу, вызвать депрессию, в конце концов.

Ключевым моментом в процессе осмысления действительности является размышление о собственной персоне, о том, каким персонажем наше «Я» выглядит в сюжете собственной жизни. Ключевым является отношение к себе . Информацию о себе в большой степени мы получаем от окружения, от того общества, в котором непосредственно находимся: наши домашние, коллеги, соседи и просто случайные прохожие – все они своими мнениями и действиями формируют наши мысли о своей личности.

Отношение к себе. Образ своего «Я».

Каждый человек, собственно, имеет три образа своего «Я». Один создается на основании реакций людей, второй – это наше собственное представление о себе, третий – идеальный, таким человек хотел бы быть.

В разные периоды своей жизни, возможно в связи со сменой среды, профессии, других обстоятельств, каждый пересматривает и по-новому оценивает свое поведение, поступки, свое «Я» в целом.

Влияние отношения к себе на жизненный сценарий.

Человек, который думает о себе как о «типичном неудачнике» и искренне верит в свою несчастливую судьбу, даже при благоприятных условиях не может быть счастливым, здоровым, полностью реализованным как личность. Тот, кто считает себя рожденным страдать, обязательно найдет доказательства, подтверждающие такую точку зрения.

Следовательно, удовлетворение или неудовлетворение жизнью зависит от того, как человек воспринимает сам себя, какая мысль о себе пришла ему в голову, как он ее думает и как относится к себе.

Похожие публикации