Вредные привычки у ребенка: разновидности, способы борьбы и профилактика. Вредная привычка сосать предметы

Профилактика вредных привычек у детей дошкольного возраста

Выполнила: Торовина Е.В

Родителей часто беспокоит появление вредных привычек и необычного поведения у детей. Может ли это повредить здоровью и является ли признаком психологических нарушений? Если вы оказались в подобной ситуации, вам поможет понимание того, почему ребенок поступает так или иначе.

Иногда дети просто копируют поведение других, но чаще они обращаются к своим «вредным» занятиям, когда чем-то обеспокоены, несчастны, напуганы, устали, им скучно или хочется спать. Классические вредные привычки детей дошкольного возраста- ковыряние в носу, накручивание и сосание волос, обкусывание ногтей или ритмичные движения попросту помогают им успокоиться и почувствовать себя лучше. В большинстве случаев ребенок со временем просто перерастает все эти привычки. Однако родителям бывает сложно наблюдать за неприятным или странным поведением малыша и реагировать на него спокойно.

Сосание пальцев

Младенцы исследуют окружающий мир, помещая предметы в рот - они сосут собственные пальцы, одеяльца, соски и другие предметы. Сам процесс сосания успокаивает и помогает заснуть. Большинство детей начинает сосать пальцы в первые месяцы жизни и самостоятельно расстается с этой привычкой к году. Но некоторые могут продолжать сосать пальцы, одежду, волосы до четырех-пяти лет, а иногда и дольше. В возрасте пяти лет начинают прорезываться постоянные зубы, и подобная привычка может быть поводом для беспокойства, если нарушает формирование правильного прикуса.

Навязчивое раскачивание или кручение на месте

Некоторые младенцы перед засыпанием мотают головой из стороны в сторону или даже стучатся ею о бортик колыбельки. Как ни странно, но так они укачивают сами себя, а равномерный ритм помогает им быстрее заснуть. Эта привычка порой появляется в возрасте девяти месяцев и уходит в два года. Иногда ребенок таким образом успокаивает себя, даже когда не хочет спать. Если ваш малыш периодически начинает мерно крутить головой или раскачиваться, но при этом не показывает признаков задержки в развитии, вам не о чем беспокоиться. Все эти действия обеспечивают ему психоэмоциональный комфорт.

Нервные тики также встречаются у детей разного возраста и могут производиться любой частью тела. Наиболее распространенный вид - моргание. Если какой-то из нервных тиков «задержался» у вашего ребенка дольше чем на год, это может быть признаком более серьезной проблемы и требует консультации у врача.

Скрип зубами

Медицинский термин для описания этого явления - бруксизм. Проявляется более чем у половины детей, обычно начинается в шесть месяцев при прорезывании зубов, может вернуться опять в пять лет при замене молочных зубов на постоянные и проходит с взрослением. Скрип зубами может быть поводом для беспокойства, только если вызывает стоматологические проблемы. Регулярно посещайте стоматолога и следите за состоянием ротовой полости и формированием прикуса.

Обкусывание ногтей и кутикулы

Почти все дети грызут ногти - эта привычка вызывает кровотечения вокруг ногтя и может способствовать заражению ребенка болезнями «грязных рук». Как и в борьбе со всеми другими вредными привычками, стратегия проста: не привлекать внимание к моментам, когда ребенок грызет ногти, а наоборот - обращать внимание и хвалить его, когда он спокоен и не сует пальцы в рот. Поймайте момент, когда пальцы ребенка не во рту, обратите его внимание на то, как он ловко может делать что-то руками вместо того, чтобы грызть ногти. Например: «Какую красивую машинку ты собрал своими пальчиками!», «Ты чешешь у кота за ухом своими пальчиками, ему нравится!»

Ковыряние в носу

Наверно, эта вредная привычка раздражает родителей больше всего. Ковыряние в носу негигиенично и не принято в обществе. Ребенок начинает ковырять в носу, когда там возникает корочка из отделяемого при простудах и насморках. Обычно ковыряние еще больше раздражает слизистую, образуется новая корочка, и возникает замкнутый круг. Расскажите вашему ребенку, что ковыряние в носу на людях неприемлемо, но он может использовать платок или салфетку, чтобы в носу перестало чесаться.

Накручивание и выдергивание волос

Процесс игры со своими волосами - еще одна из детских техник успокоения. Так же как сосание, она проявляется в младенчестве и исчезает с взрослением ребенка.

Задержка дыхания

Иногда дети задерживают дыхание так долго, что могут потерять сознание на несколько секунд или целую минуту. Это по-настоящему пугает родителей. Такое поведение обычно появляется в возрасте от полутора до двух лет. Из-за нехватки кислорода ребенок может посинеть или сильно побледнеть. Дети задерживают дыхание, когда пытаются вернуть контроль над ситуацией, и все идет не так, как они хотят. Если вы заметили, что ваш ребенок намеренно задерживает дыхание, покажите его врачу. Очень сложно определить, что именно происходит с ребенком, а некоторые виды обмороков могут быть симптомами анемии. В любом случае постарайтесь обеспечить максимально спокойную обстановку для ребенка, не привлекая особенного внимания к тому, что вы встревожены или «это опасно». Ваш испуг может осложнить ситуацию.

Как же бороться с вредными привычками?

Привычки детей - полезные и вредные - родители могут как осуждать, так и поддерживать. Если привлекать слишком много внимания к неприятному или странному поведению ребенка, постоянно делать замечания (якобы для его же блага) - привычка может только усилиться. Лучшей стратегией будет игнорировать «плохое» поведение и прививать ребенку другие, более здоровые привычки (например, не ковырять в носу, а использовать платок и т.п.). Тем более что большинство вредных привычек дети перерастают с возрастом.

Лучшая профилактика вредных привычек у детей - это вовсе не одергивание или нравоучения, а похвала. Хвалите своего ребенка за хорошее поведение - этим вы показываете ему, что вы видите его хорошие поступки, они вам нравятся, и вы хотели бы, чтобы он и впредь поступал именно так.

Если вы видите, что ваш ребенок не грызет ногти, - скажите ему об этом и похвалите его за это. Невозможно отучить кого-то от вредных привычек, пока он сам не захочет это сделать. Девочки сами бросают грызть ногти, если осознают в какой-то момент, что хотят иметь красивые аккуратные ногти. Часто мамы предлагают малышкам накрасить ноготки - цветные и красивые грызть будет просто жалко.

Не пытайтесь изменить все привычки сразу. Начните с самых, на ваш взгляд, тревожных. Выясните, что беспокоит вашего ребенка, внимательно выслушайте все его обиды и жалобы. Постарайтесь устранить причину, из-за которой он так остро нуждается в успокоении. Позвольте ребенку самому принимать решения, давая доступный выбор, например в одежде или еде. Таким образом, ребенок обретет контроль над ситуацией и будет меньше растерян. Переключайте внимание ребенка и помогите ему найти лучшее место и способ делать то, что он хочет. Например, если он испытывает зуд в носу и постоянно ковыряет в нем, помогите ему научиться использовать платок, наносите крем вокруг ноздрей или используйте увлажняющий слизистую носа спрей. Если вы заметили, что ребенок ковыряется в носу на людях, отведите его в ванную, высморкайте его и помойте ему ручки.

Если родителям не нравятся какие-либо вредные привычки, беседа с детьми о них должна быть построена не на осуждении малыша, а на объяснениях в доступной форме, почему то или иное действие нежелательно, негативно влияет на здоровье ребенка, его внешность или портит о нем впечатление. Цель таких бесед - помочь ребенку самому сделать выбор в пользу хорошего поведения, а не заставлять его просто бездумно сделать по-вашему.

Будьте терпеливы, последовательны и со временем вы добьетесь своего.

Уделяйте детям больше внимания и ласки, ведь здоровье вашего ребёнка в ваших руках!

Не злоупотребляйте алкоголем, наркотиками, курением сами!

Отношения с ребенком необходимо строить на твердых правилах, не подверженных изменениям. Он должен точно знать, как вы отнесетесь к тому или иному его поступку и что предпримите в ответ.

Будьте правдивы с ребенком. Если он знает, чувствует, что ему могут солгать, он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.

Постарайтесь научить ребёнка тому, что не все его желания должны быть немедленно удовлетворены.

Не отмахивайтесь от ребёнка, а объясняйте проблему на примерах других, отвечайте на вопросы в корректной форме.

Гуляйте с ребёнком вместе и контролируйте, если отпускаете его одного.

Ведите здоровый образ жизни: чаще гуляйте с ребенком, занимайтесь спортом, выезжайте на природу.

Активно участвуйте в жизни ребенка, соблюдайте семейные традиции.

Будьте внимательными, обращайте внимание на любые изменения в поведении ребёнка.

Сочетание внимательного, заботливого отношения к своему ребенку без излишней навязчивости, с любовью и готовностью помочь, поддержать, воодушевить в трудных ситуациях становится залогом формирования полноценного, душевно здорового, готового и способного помочь окружающим человека.

B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, не искоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.

Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее - несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: "Не вертись", "Вынь палец изо рта", "Не грызи ногти" и т. п.

Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое "неправильное" поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

Рождение ребенка - огромная радость для всей семьи. Ваше маленькое чудо самое-самое замечательное и неповторимое. Ребенок подрастает, и родители начинают замечать, что у него уже появляются свои привычки, некоторые из них не очень хорошие, например:

  • сосание пальца;
  • обкусывание ногтей;
  • ковыряние в носу;
  • выдергивание или кручение волос.

Почему они возникают?

Причин возникновения вредных привычек у детей множество. Иногда они возникают просто от бессознательного желания ребенка подражать кому-то. Поэтому близкие ребенка должны в первую очередь следить за своими привычками и не давать ребенку повода копировать ваши ковыряния в носу или кусание ногтей.

По мнению детских психологов, все детские вредные привычки возникают от недостатка внимания к ребенку в семье. Кроху надолго оставили одного, редко берут на ручки, рано отлучили от маминой груди, ему неуютно, скучно и даже страшно. Чтобы занять себя как-то, ребенок ищет компенсацию и успокоение в доступных для него тактильных ощущениях - сосет палец, теребит ухо, ковыряет пупок, играет со своими половыми органами.

Ребенок привыкает себя успокаивать такими ритуальными действиями, которые постепенно переходят во вредную привычку. Поначалу ребенок, таким образом, утешает себя в мамино отсутствие, а потом, даже если мама рядом с ним, ему уже интересно заниматься собой. Так формируются навязчивые привычки у детей, которые успокаивают ребенка днем, усыпляют ночью, помогают избавиться от страхов.

Часто такая вредная привычка, как сосание пальца, возникает от незрелости биоритмов мозга. Сосательный рефлекс служит нормальному развитию ребенка и если его рано отлучили от груди, то сосание пальца или пустышки до 3-4 лет считается нормальным для таких деток.

В определенной сложной ситуации, испытывая страх, беспокойство или нервозность, ребенок может привязаться к какой-нибудь одной вещи или игрушке и не расставаться с ней, находя успокоение и утешение только удерживая вещь в руках. Часто это происходит, когда ребенок начинает ходить в садик, и мамы рядом нет, а есть только незнакомые люди.

Постепенно ребенок знакомится с окружающими детками и воспитателями и, если со всеми у него устанавливаются дружные отношения, то незаметно и необходимость в «своей» игрушке или вещи отпадает.

Не зря в народе говорят: посеешь привычку – пожнешь характер. Такие вредные привычки у детей возникают при издержках воспитания и, объединяясь одна с другой, формируют уже черты характера ребенка. Поэтому так важно вести профилактику вредных привычек у детей. Тесное общение с ребенком, интерес ко всем его делам, ненавязчивое и незаметное руководство его действиями – вот что поможет ребенку избежать появления вредных привычек, ну а если они уже возникли, то поможет искоренить их.

Как же бороться с вредными привычками у детей?

Однозначно можно ответить, что наказанием и запретами здесь помочь нельзя. Избавиться от вредных привычек непросто и времени на это может уйти немало. Поэтому родителям нужно запастись терпением и убедительно доказать ребенку, что вредно грызть ногти потому, что под ними скапливается очень много грязи и микробов, и все это попадает ему в рот. Маленькому ребенку можно придумать сказку о братьях-пальчиках, девочке рассказать, что руки у будущей женщины должны быть красивыми и ухоженными. Если ребенок сосет палец, то наказывать и ругать его не имеет смысла - ничего не поможет, он будет сосать его уже тайком. Лучше как можно больше уделять ему внимания, отвлекать интересными занятиями и играми или просто приласкать кроху. Если палец у ребенка постоянно в носу, может это говорит о том, что слизистая носа пересыхает и это доставляет ему дискомфорт. Стоит обратиться к врачу за советом.

Ну и еще надо сказать о такой «ужасной» проблеме, как детский онанизм. Многие дети в детстве занимаются «этим» и каждый родитель бывает в шоке, когда видит, как его грудной ребенок трогает себя «там». Но на самом деле ужасно только для нас, взрослых, а маленький ребенок делает это совершенно бессознательно. Для крошки исследовать свои половые органы так же естественно, как и трогать свои ручки, ножки, ушки.

А вот дети постарше могут трогать себя уже осознанно, это может им доставлять удовольствие. И вот тут родители должны быть начеку: не позволять ребенку долго валяться в постели, белье у него не должно быть тесным, регулярно проводить гигиену половых органов, чтобы исключить раздражения и зуд.

Не ругайте ребенка, дайте ему понять, что то, что он делает - естественно, но не должно подлежать огласке и тем более демонстрации. Ну и, конечно, надо привлекать детей к активным занятиям спортом, танцами, которые будут отвлекать их и не оставлять времени для вредных привычек.

В основе всех вредных привычек у детей лежит какая-либо психологическая проблема. Борьба с ними - это борьба с неуверенностью ребенка, его тревожностью. Закомплексованные взрослые вырастают из тех детей, которых в детстве мало любили, мало ласкали и заботились о них. Поэтому так важно, чтобы у вас дома царила мирная, доброжелательная атмосфера любви и согласия, и тогда вы преодолеете любые невзгоды.

Что поможет?

1. Самое главное (и самое сложное) - понять, что символизирует эта привычка, нехватку чего она замещает, что она дает ребенку (чаще всего это успокоение, выражение злости, привлечение внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом и не удовлетворял эту потребность плохой привычкой.

2. Попробуйте уделять малышу больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

3. Важно, чтобы круг действий, которые вы запрещаете ребенку, был небольшим. И чтобы на запретные действия всегда была одна и та же реакция. Пусть в его жизни пока будет как можно меньше неожиданностей.

Виды наказаний:

Каждый конкретный случай стоит проанализировать, а для этого родителям нужно для начала полностью успокоиться – лишь тогда они смогут разобраться в причинах поступка своего ребенка, дать ему оценку, выбрать модель своего поведения и, возможно, вовсе отменить наказание. Иногда отказ от наказания может быть очень полезным – например, когда набедокуривший ребенок сам осознал свою вину и хочет все исправить. Но возможно это лишь в том случае, если малыш способен самостоятельно оценивать свои поступки и делать собственные выводы.
Оценивая поведение детей, взрослые обязательно должны учитывать их возрастные особенности. Например: до трех лет мозг ребенка находится в стадии формирования, и малыш не вполне может контролировать свои эмоции и поведение; кризис двух-трех лет сравним по силе с подростковым; ложь и выдумки для детей пяти-шести лет являются нормой; в четыре-пять лет происходит естественное усиление агрессивности малыша из-за гормонального всплеска – и так далее.
Не менее важно быть постоянно внимательным к ребенку, учитывать его физическое состояние: может быть он "вредничает" неосознанно, просто хочет спать, пить, есть, замерз, или кто-то его обидел.
Ребенку важно иметь такой «кусочек пространства» или такое время, когда можно беспрепятственно «выпускать пар» – шалить, пачкаться, беситься.

Какое наказание эффективно?

Наиболее эффективным является такой вид наказания, при котором ребенок будет охотно своими силами исправлять сделанное им. К примеру, если он разбросал вещи по квартире, нужно убедить его их собрать и разложить по местам (Сказав ему, к примеру, что игрушкам "обидно" валяться на полу, или что бабушка устала, ее нужно пожалеть и убрать все самостоятельно); если испачкал одежду или обувь – убедить его самостоятельно вымыть, почистить или застирать ее, а порванную книжку ребенок может склеить вместе со взрослыми. При этом родители должны не грубо заставлять его, а именно побуждать самого ребенка принять это решение. Также взрослым следует обязательно принимать во внимание его возможности. Если малыш в силах исправить то, что он сделал, он сам признает такое требование справедливым, если это слишком сложная для него задача – взрослым стоит помочь ему.

Вместо наказания можно вместе придумать сказку. Например, про приключения непослушного зайки. В такой форме дети легче усваивают просьбы взрослых и понимают свои проступки.

Можно ли с целью наказания лишать ребенка каких-либо удовольствий?

Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Это метод можно считать вполне приемлемым, особенно если взрослый заранее проговорил с ребенком, за какие «правонарушения» тот будет лишен каких-либо значимых для него привилегий. Сообщать ребенку о таком наказании нужно без раздражения, крика и агрессии – спокойным, вполне доброжелательным тоном.
Ребенок обязательно должен быть сам согласен с наказанием и считать его справедливым. Если же малыш не видит логической связи между своим проступком и лишением, например, лакомства или воскресных развлечений, он затаивает обиду на взрослых, вину же свою признает лишь формально, или не признает вовсе.
И, конечно, ни в коем случае ребенка нельзя лишать еды, прогулок на свежем воздухе, общения с другими детьми.
Если родители наказывают ребенка за то, чего не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним. Родители должны быть последовательны в своих требованиях. А те слова, в которых родители обозначают свои требования, должны быть ребенку понятны.

Правила Д. Добсона, американского семейного психолога, доктора философии, основателя и президента организации «В фокусе семья»:

Сначала установите границы - затем требуйте их соблюдения. Ребенок должен знать, что приемлемо в его поведении, а что - нет. Если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.
- Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, вы должны быть готовы к конфликту. Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.
- Ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный проступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его.
Когда конфликт исчерпан – утешьте ребенка и все ему объясните. Обнимите его, погладьте, скажите, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать за то, что он намочил постель или сломал игрушку, которую вы ему подарили.
Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации. При этом постарайтесь оставаться спокойным

За что ни в коем случае нельзя наказывать:

За естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую - не нарочно), изучает свои половые органы;
- за возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;
- за отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации - не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу;
- за проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестренке (обижает их);
- за неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.

4. Попробуйте придумать новые , которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение - тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

5. Надо сказать, что вредные привычки - это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

6. Ребенку школьного возраста хорошо бы помочь найти друга, если его нет.

7. Нельзя наказывать за вредную привычку, стыдить, слишком часто обращать на нее внимание. И вообще, каждый раз, когда вам удалось не одернуть ребенка, а отвлечь, можно считать маленькой победой.

8. Хорошо бы отказаться от упреков, угроз, наказаний.

9. Не запрещайте злиться и научите ребенка выражать свой гнев.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствия от каких-то других вещей, чтобы это не требовалось делать через вредную привычку.

Такие нарушения и вредные привычки могут быть абсолютно безобидными и проходить сами собой, но они же могут являться и симптомом серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определенного заболевания. Поэтому для начала необходимо тщательно проверить эти симптомы, чтобы установить, хватает ли ребенку внимания и ласки.

Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения.

В возрасте чуть больше года ребенок уже полностью освоил ползание и начинает все лучше и лучше ходить. Постепенно он осваивается, старается найти себя в новых ситуациях. При этом просьбы и приказы взрослых, направленные на наведение порядка, обычно очень скучные, тем более, что творческий беспорядок и выглядит интереснее, и не вызывает необходимости его формировать. У детей развивается вредная привычка разбрасывать свои вещи и игрушки, и родителям в этом случае придет приложить немало усилий, чтобы не допустить в квартире хаоса. Можно предложить малышу поиграть в . Чем больше ребенок сумеет сделать самостоятельно, тем ему будет радостнее, к тому же он начнет учиться убирать вещи за собой.

Постепенно в его сознании будет закрепляться тот факт, что каждый предмет имеет свое собственное место. Очень важно не нарушить это понятие в мозге ребенка и не спровоцировать возникновение такой вредной детской привычки, как стремление к беспорядку, в противном случае искоренить это в дальнейшем будет невозможно. Зачастую взрослые не видят проблем в уборке разбросанных игрушек. Однако случается такое, что довольно послушный ребенок вдруг начинает разбрасывать игрушки и действовать по принципу «Чем хуже, тем лучше».

Как отучить ребенка от вредной привычки и профилактика стремления к беспорядку

Перед тем как бороться с такой вредной привычкой у детей, как стремление к беспорядку, ребенку нужно показать, как он должен себя вести. В этом случае родители должны давать малышу больше свободы и объяснять правила поведения. Если им удастся создать атмосферу заинтересованности, то эти установки станут не только понятными ребенку, но и увлекательными с эмоциональной точки зрения. В доме могут появиться картинки совместного творчества наподобие дорожных знаков. Развешивать их нужно вместе, это поможет ребенку быстро запомнить названия разнообразных предметов.

Любые запреты имеют свою ценность для малыша в случае, если их действие распространяется в том числе и на родителей. Они могут позволить малышу уличить себя в определенной ошибке. Ребенок сам будет объяснять родителям, в чем именно они оказались неправы и тем самым закрепит свои знания. Взрослые сумеют создать условия для того, чтобы сосуществовать с ребенком в одинаковых условиях.

Для профилактики вредных привычек у детей каждый успех малыша должен обязательно замечаться, родителям следует как можно чаще хвалить своего ребенка. Надо отметить, что у детей есть свой собственный мир, воображаемый, который значительно ярче и привлекательнее по сравнению с реальным. В этом мире ежеминутно происходят чудеса, в которые малыш верит. Гораздо проще начать с малышом играть, чем приказывать ему выполнить то или иное действие.

Главное при этом - последовательно вырабатывать у ребенка привычку к порядку, непоследовательность действий с родительской стороны может стать причиной того, что он будет этим заниматься лишь тогда, когда у него вдруг появится желание прибраться в своей комнате.

Вредная привычка у детей дошкольного возраста: искажение речи

Малыша зачастую переполняют различные эмоции, но ему не хватает слов, чтобы их выразить, поэтому подобные словечки в его лексиконе появляются все чаще. Однако родителям не следует обращать внимания на это. Как правило, подобный эффект проходит через несколько месяцев, когда у малыша словарный запас становится более обширным. Если взрослые будут как-то реагировать на появление в лексиконе ненормативных слов, то ребенок сочтет, что таким способом может привлечь к себе дополнительное внимание и справиться с этой привычкой будет значительно тяжелее.

Иногда в жизни здорового ребенка возникает такая вредная привычка, как намеренно или несознательное коверкание слов. Малыш обычно стремиться узнать об окружающем мире как можно больше, понять все те явления и предметы, которые находятся рядом с ним. Родителям нужно потратить много времени, чтобы ответить на все вопросы, возникающие в его голове. Не следует жалеть на это времени.

Предупреждение вредной привычки искажать слова у детей раннего возраста

Для предупреждения этой вредной привычки у детей малышу нужно объяснить, что использовать подобные слова не следует, даже если он очень зол или сердит. Ближе к шести годам ребенок уже в состоянии понять, что есть слова, употребление которых неприлично и недопустимо в обществе. Можно попробовать искоренить такую привычку при помощи игры под названием «Ругаемся овощами», когда малыш вместо ругательств станет употреблять названия овощей. Это не будет резать слух, вместо этого откроются богатые возможности для развития речевых навыков.

Лингвисты и психологи советуют для устранения этой вредной привычки у маленьких детей вспомнить первый год жизни, когда ребенка учили произносить первые слова и фразы. Напевный язык позволяет малышу быстро и хорошо усвоить фонетический склад родной речи. Достаточно говорить подобным образом с ребенком в течение 15 минут ежедневно, и уже через месяц или полтора его речь придет в норму.

Можно попробовать разговаривать с малышом по принципу отраженной речи, когда он немедленно будет повторять то, что говорит ему взрослый. Для этой цели наиболее подойдут скороговорки, рассчитанные специально на детей. Их нужно проговаривать громко и эмоционально, чтобы малыш смог не только правильно повторить, но и уловить основные идеи, которые заложены в данном высказывании.

Ещё один способ устранения этой вредной привычки у детей довольно сложен. Однако его стоит попробовать применить. Надо попросить ребенка нарисовать или пересказать все то, что он увидел или услышал в течение дня, пристально следя за ходом его мыслей. Благодаря этому упражнению в детях пробуждается интерес к общению.

Вредная привычка дошкольников: манипуляции с телом

Ещё одна вредная привычка дошкольников – игры детей со своими половыми органами. Практически с пеленок родители пытаются с этим бороться, однако уже к полутора годам малыш точно знает свою половую принадлежность. Он никак не может понять, почему пальцы в районе паха вызывают у его родителей столько негодования, которое порой переходит в злость. Однако нужно помнить, что все одергивания представляют собой довольно серьезную опасность, так как они откладываются в бессознательной памяти ребенка и являются прекрасной почвой для развития комплексов. Они, в свою очередь, перерастут в трудности во взрослой жизни.

Как только ребенок освобождается от пеленок, он умеет управлять своими руками. Они тянутся туда, где раньше не могли ничего прощупать, например, малыш трогает свои волосики, сосет палец, прикасается к гениталиям или пупку. Для него они являются всего лишь частями тела. Однако бывает, что такая спонтанная игра становится для него ключевым источником приятных ощущений, поэтому интерес усиливается и приобретает осознанные формы. Родителям не следует лишать свое дитя прелести прикосновения материнских рук. Ведь этой вредной привычкой дети дошкольного возраста стараются заменить нехватку ласки.

Как избавить ребенка от этой вредной привычки

Избавить ребенка от этой вредной привычки нужно как можно быстрее. Взрослые должны внимательно следить за гигиеной промежности, менять пеленки как можно чаще, чтобы там не возникал зуд. Стоит отметить, что девочки имеют довольно узкий мочеиспускательный канал, поэтому любая инфекция способна привести к серьезному заболеванию - вульвиту. Он сопровождается болезненным мочеиспусканием, обильными выделениями и зудом. Это заболевание может возникнуть из-за воспалительного процесса, а также стать первым признаком разного рода аллергических реакций организма. Мальчикам в этом плане еще сложнее, ведь им приходится сильно напрягаться, чтобы избавиться от мочи.

Если родители все-таки стремятся отучить своего малыша от манипуляций с собственным телом, его не нужно оставлять в кроватке в одиночестве. Когда его укладывают спать, ручки надо положить поверх одеяла и дать в них мягкую игрушку. В качестве ночной одежды лучше надеть мягкую рубашку до пят вместо пижамы. Одежда должна быть максимально свободной, чтобы она ничего не сжимала и не сдавливала. Застилать кровать накрахмаленным бельем не следует, так как оно может вызвать серьезный дискомфорт. Ребенка не стоит надолго оставлять на горшке и придавать туалету чересчур большое значение.

В более старшем возрасте, когда ребенок уже научится говорить, он может задавать своим родителям множество вопросов относительно своей половой принадлежности, своего появления на свет и т. д.

Перед тем как отучить ребенка от этой вредной привычки, взрослым нужно изучить как можно больше информации по данному поводу и рассказать малышу все максимально правдиво, причем так, чтобы все полученные ответы соответствовали его возрасту.

Родителям необходимо помнить, что малыш с помощью прикосновений к себе исследует свое тело. Этот процесс довольно важный для достижения самостоятельности и формирования индивидуальности. Взрослые должны постепенно и ненавязчиво отучать малыша от такого способа познания своего тела, чтобы он сам не заметил таких действий.

Однако родителям вести себя так, чтобы малыш осознал, что изучение половых органов недопустимо, не следует. Тем более что существуют понятия трехлетнего и семилетнего кризиса. В связи с этим, надо действовать как можно аккуратнее, чтобы не допустить появления резких порывов и не вторгаться в личное пространство малыша. Если попытаться подавить детское любопытство, то это ни к чему хорошему не приведет.

В изучении самого себя малышу можно помочь, так как на этом этапе он знакомится с собой. Как говорят психологи, здесь он должен получить наиболее простые ответы. Может случиться и такое, что ребенка будут беспокоить зуд, боль или же другие симптомы воспалительного или инфекционного заболевания. В этом случае родителям следует обратиться к специалистам, которые займутся лечением болезни. Кроме того, взрослые должны относиться к такому поведению ребенка как к его будущему половому созреванию.

Для устранения этой вредной привычки у детей грамотные родители должны создать в домашних условиях такую обстановку, чтобы ребенок, даже обладая самыми разными привычками, не чувствовал себя ущербным. Если все-таки привычка появилась, то ребенку не стоит лежать в постели без сна в течение долгого времени. Если укрывать его одеялом, то это приведет к усугублению ситуации. Вместо этого малыша можно одеть в теплую свободную одежду. В ней он будет сидеть, играть, ходить и даже спать. Это позволит ему как можно быстрее избавиться от привычки. Необходимо ограничивать его время нахождения на горшке.

Ни в коем случае не следует стыдить или ругать ребенка за то, что он изучает собственное тело. Это может вызвать обратную реакцию и только усилить интерес к этому процессу. Кроме того, бурная реакция родителей на подобную детскую привычку вызовет возникновение психологической травмы, последствия которой будут более серьезными. Она может помешать развитию нормальных отношений с противоположным полом.

Малышу нужно твердо, спокойно и ласково объяснить, что снимать нижнее белье перед другими людьми некрасиво. Этот процесс можно сравнить с высовыванием языка. Если ни один из уговоров не подействует, допустимо переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, подарить ему щенка. Когда родители научатся объяснять и обсуждать со своим малышом все то, что его волнует или интересует, то это станет одним из ключевых шагов в налаживании понимания между ним и взрослыми.

Статья прочитана 5 675 раз(a).

Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы - не конфетки.
Э. Успенский

В кругу дошкольников систематически попадаются дети, у которых имеются признаки нетипичного поведения. Такое поведение в современном обществе является неприемлемым. Действия ребенка характеризуются как привычка.

Привычка – сложившееся действие, выполнение которого при обусловленных причинах стало необходимостью для ребенка. Привычки бываю полезными и вредными.

Привычки, которые относятся к физиологическим потребностям или связанные с гигиеной ребенка, а также аккуратностью могут причинить вред здоровью и общему развитию малыша. Многие из этих привычек обусловлены малым возрастом ребенка и недостаточным развитием. С возрастом наибольшая их часть останется в прошлом или на место плохих привычек придут умения, навыки и осознанное правильное поведение предусмотренное в социальном обществе. Так, малыш, который дома постоянно ходит с соской, в памперсах или сосет палец, при достижении определенного возраста полностью откажется от соски, будет пользоваться туалетом. Но у некоторых детей эти привычки задерживаются и в определенном возрасте классифицируются как вредные.

Вредные привычки - это негативное влечение, ставшее необходимостью, и отражается в действиях, в поведении; привычка часто переходит в черту характера.

Так как формирование вредных привычек проистекает в младшем возрасте, то нужно заниматься воспитанием ребенка с самого раннего возраста. Так как при правильно воспитании ребенку прививаются полезные привычки и для вредных не будет места. Нужно учить малыша аккуратности, организованности и не бросать начатое на полпути, а все доводить до конца.

Такие привычки, с которыми, чтобы справится, нужно сходить к врачу. А именно держание пальца во рту, сосание языка и губы, а также различных предметов одежды, таких как воротник или рукав. Накручивание волос, непроизвольное движение головой или другими частями тела, онанизм. Причины возникновения вышеописанных привычек намного сложнее. Часто эти привычки появляются у детей с грубым и строгим воспитанием. Его оставляли одного в кроватке надолго. Рано переставали кормить грудью и не давали соски. Мало носили на руках, не укачивали перед сном и уделяли мало внимания и любви. Все это считается причинами появления вредных привычек.

Ребенок, на долго оставленный в своей кроватке, испытывает страх или скуку, старается как-то себя занять, теми способами, которые уму доступны в этот момент, например, берет палец в рот или крутит свои волосы, трогает ухо, губы, ковыряет в носу или в пупке. Со временем эти действия становятся привычными для него и переходят в привычку. Вначале он занимается этим из-за отсутствует мамы. Но даже когда мать решит быть с ребенком, она ему будет уже неинтересна. Он будет заниматься самим собой.

Как говорится, произошёл сбой системы. Ребенок природой настроен к постоянному появлению новых впечатлений, различным взаимодействиям с окружающими, что влияет на его развитие. Если бы мама была рядом с малышом. Он был бы спокоен и получал общение и ласку, идущую от матери, и при этом бы развивался. Но мамы не было, и он тем самым как бы возвращается в то состояние, когда он был в животе у нее. Он успокаивает себя сам и замыкается в себе. С этого момента он привыкает быть один, и мама ему будет только мешать в дальнейшем.

Держание пальца во рту, сосание предметов одежды, ковыряние в носу и другие подобные мероприятия отвлекают ребенка от познания внешнего мира, и останавливают его развитие. Пред вами во всей красе вредная привычка. Она является неотложным обрядом самоуспокоения, избавления от страхов, компенсацией внимания, ласки и общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Те дети, которые грызут ногти, губы, кожу на пальцах страдают неуверенностью в себе, его гложет чувство вины. Тем самым он хочет причинить себе боль и как только это происходит он получает удовлетворение.

Нередко бывает так, что вредная привычка, проявляется в повторяющихся движениях. Это связано с невольным замещением природной потребности в ритмичных движениях. Ритмичные движения оказывают содействие дозреванию биоритма мозга, соответствующего возрасту. Для правильно развития малыша необходим, например, сосательный рефлекс. Такое действие, как сосание груди, не только является процессом поступления питательных веществ в организм ребенка. Это еще важный комплекс действий – пищевого, психологического и стимулирующего развитие мозга.

Материнскую грудь обычно сосут до года, но детям, которым требуется продление стимуляции делают это до полутора лет. Ребенок, которого лишили материнской груди, прежде временно, сосет соску или палец до трех-четырех лет, и это является нормальным, при вышеописанных условиях. Ритмичные автоматические действия синхронизируются с биоритмами головного мозга, при переходе от бодрствования ко сну. Вот именно поэтому детей нужно укачивать перед сном. С помощью укачивания даже возможно успокоить боль.

Сосание языка, губы и предметов одежды – это самостимуляция и после года считается свидетельством отсрочки созревания определенных функциональных систем в организме ребенка. Это проявляется у детей, обделенных прикосновениями маминых рук. Поэтому ребенок, привыкает успокаивать и укачивать себя сам. Сосет или теребит что-то, крутит волосы, трет половые органы, пытается качается в постели, чтобы уснуть. Все это всегда растягивается на годы, чтобы восполнить недостающее.

Вредная привычка, часто принимает тяжелые формы выражения, объединяя в один ритуал сразу несколько вредных привычек. Ребенок держит палец правой руки во рту, а левой крутит волосы и прикрывает ей глаза. Когда левую руку убирают и закрепляют на туловище, он сам убирает палец правой руки. Нарушается система, уже одно только действие (сосание пальца) не приносит удовлетворение. Такие виды осложнения могут привезти к неврозу навязчивых состояний или неврастении.

Бывают случаи, когда привычка возникает мгновенно. Это происходит по типу условнорефлекторной связи при замене биологической потребности. Например, если ребенок был лишён общения с матерью, в период кормления грудью, на несколько дней. И когда общение возобновляется при виде мамы, он сразу начинает сосать язык. И такая привычка может быть довольно продолжительный период времени, лучше как можно быстрее обратиться к врачу.

Детский онанизм

Больше всего родителей тревожит детский онанизм. У детей до семи лет он встречается почти у каждого десятого малыша. Бывает, что уже в 6 — 8 месяцев ребенок крепко сдавливает бедра, не реагирует ни на что вокруг него, взгляд направлен в одну точку, лицо краснеет, на лбу выступают капли пота. Когда родители начинают отвлекать ребенка и занимают его другим делом, он негодует. После года онанизм приобретает другие формы. Малыш вертится на стуле, долго сидит на горшке, стискивает одеяло между ног.

Родители совместно с воспитателями детского сада борются с этой проблемой. Взрослые сурово порицают эту вредную привычку. Выдвигают мнение об испорченности ребенка и излишней его сексуальности. Но ведь дитя до 3 лет по сути бесполо. Ребенок в этом возрасте не относит себя к какому-то определенному полу. Это процесс произойдет после трех лет, в ходе становления личности. Ребенок до трех лет даже не думает о том, что он раздражает собственно половые органы.

Мысли ребенка в этом возрасте: родителям он не нравится, обвиняют его поступки, но причины негативной оценки со стороны взрослых ему непонятны. Такие правила, как запрет играть со спичками — он усваивает при первом ожоге или просто при взаимодействии с огнем, он чувствует жар от него и понимает опасность обжечься. Но он не может взять в толк, почему на ковыряние в носу родители реагируют не так, как когда его руки находятся в области паха. Ведь для него эти действия одинаковые. После 3-4 лет ребенок начинает понимать, что делать этого нельзя, но не может от этого отказаться.

Ребенок старается скрывать мастурбацию, притворяется спящим, и ждет, когда родители уснут. Он желает получать удовольствие, несмотря на запрет. А запрет только ухудшает положение дел. Ребенок начинает ощущать вину, чувствует себя неполноценным и испорченным. Поэтому ребенок старается скрыться от всех и это приводит к замкнутости.

Как же помочь ребенку с этой проблемой. Старайтесь не оставлять ребенка, у которого имеется привычка к мастурбации, в кроватке одного. Если он долго не засыпает, расскажите ему сказку, помогите ему уснуть. Не допускайте чтобы он долго лежал в кроватке после того, как проснется, сразу переходите к зарядке и водным процедурам и т. д.

Не разрешайте ребенку долго сидеть на горшке. Если появились острицы, как можно быстрее избавьтесь от них. Не позволяйте ребёнку терпеть, когда он хочет в туалет. Когда он задерживает мочеиспускание происходит напряжение полового члена, чувство тяжести внизу живота это может привести к онанизму. Следите за гигиеной. Следите чтобы ребенок надевал одежду, которая ему не давит. Не нужно давать детям большое количество шоколадок и острой еды.

Не нужно часто качать ребенка на колене, давя ему между ног. А также не стоит садить его себе на шею, на долго. Старайтесь отвлекать его от попыток мастурбации, не привлекая к этому процессу много внимания. Попытайтесь перевести его внимание на какие-то игры или чтение книги. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Следите чтобы ручки ребенка перед и вовремя сна были над одеялом, а не под ним.

Борьба с вредными привычками.

Вредную привычку нужно убирать, спокойно не торопясь и не думать, что, просто сказав ребенку что так делать нельзя все сразу пройдет. Нужно затратить столько же времени на борьбу с ней, сколько она закреплялась. Вредная привычка появилась из-за отсутствия внимания к ребенку, а теперь чтобы ее победить нужно как можно больше внимание уделять своему ребенку. С ним постоянно нужно чем-то заниматься, играть, читать книги. Познакомить его с другими детьми, чтобы они постоянно вместе играли. Сделать так чтобы у него просто не было свободного времени на вредную привычку.

Например, возьмем такую вредную привычку, как грызть ногти. Чтобы избавиться от нее, стоит коротко подстричь ногти. Дать ему погрызть морковку или что-то другое полезное. Можно предложить потереть ладони друг об друга, когда возникает желание грызть ногти. Нужно говорить ободряющие фразы: «Не переживай ты обязательно справишься с этим желание. У тебя все получится». Если у ребенка возникли какие-либо трудности, обязательно нужно ему помочь, чтобы не возникало чувство беспомощности. Родителям прежде всего нужно запомнить, что ногти грызут не уверенные в себе, чтобы избавиться от вредной привычки нужно справиться с неуверенностью и это самое главное. Часто дети, которые грызут ноги впадают в депрессию, таких ребят нужно поддерживать говорить одобряющие фразы и т. д.

При сосании пальца и предметов одежды поможет все то что описано выше. Но стоить заметить, что желание сосать палец и одежду возникает у детей перед сном. То рекомендуется перед сном поиграть в ритмические игры, попрыгать со скакалкой. Можно сделать качели дома и качать ребенка несколько раз в день по 10 минут или купить игрушку качалку. После того как ребенок лег в кроватку можно включить тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки часто возникают у детей, имеющих низкий фон настроения, склонных к депрессии, поэтому чтобы не допустить возникновение вредных привычек или для их устранения стоит поддерживать у ребенка хорошее настроение и не давать ему грустить. Любите своих детей и уделяйте им побольше внимания и все у вас будет хорошо. Желаю вам и вашим детям счастья!

Консультация

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, неискоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.

Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее - несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: "Не вертись", "Вынь палец изо рта", "Не грызи ногти" и т. п.

Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое "неправильное" поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

В возрасте трех с половиной лет Марио неожиданно начал постоянно откашливаться, хотя никогда не жаловался на насморк или кашель. Малыш делал это бессознательно. Как вскоре выяснилось, он неосознанно подражал своей воспитательнице из детского сада, которая из-за своей простуды была вынуждена часто откашливаться.

Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и тревожные для родителей привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребенка на них, постоянно одергивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребенок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.

В раннем детском возрасте и у дошкольников очень часто отмечаются следующие привычки.

Для окружающих наиболее заметной привычкой ребенка является, видимо, сосание пальца. Выше уже говорилось, что сосательная потребность у младенца является физиологической данностью, которая постепенно ослабевает. Однако есть дети, которые до "детсадовского" возраста требуют для засыпания соску или берут в рот палец. Вообще, привычка что-то сосать или жевать у ребенка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому прежде всего родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребенка и устранить ее.

Каким образом можно отучить ребенка от этой привычки? Часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребенком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы ребенок мог успокоиться и заснуть.

Некоторые родители считают, что это непедагогично, что нельзя баловать ребенка, каждый должен засыпать самостоятельно. Для спокойных "беспроблемных" детей это правильно. Однако очень часто за такими аргументами стоит вполне понятное желание родителей побыстрее освободиться вечером от забот и отдохнуть самим. Но если они действительно хотят помочь ребенку избавиться от вредных привычек, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьешься. Ежедневное спокойное и нежное общение с ребенком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым.

В возрасте от двух с половиной до трех лет роль "успокоителя" может сыграть мягкая игрушка, например, плюшевый медвежонок, которого ребенок постоянно берет с собой в постель на ночь. Чем старше ребенок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребенку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей.

Некоторые родители бывают испуганы, когда наблюдают у маленького ребенка отвердение полового члена. Однако это совершенно нормальное явление. Оно вызывается, как правило, непроизвольным механическим раздражением, например при тугом пеленании, под напором мочи или при эпизодических играх с гениталиями. Совершенно естественно, что младенец, едва научившись управлять своими ручками, при освобождении от пеленок начинает трогать недоступные ему прежде части тела, в том числе и пенис, с которым он играет так же, как с ручками и ножками.

Ребенок изучает таким образом свое тело. К тому же, при мочеиспускании и гигиенических процедурах внимание малыша концентрируется на этой области. Иногда дети, находясь в кроватке, возбуждают ритмичными движениями свои гениталии. Они явно испытывают при этом приятные ощущения, сходные с с теми, когда родители берут их на руки и поглаживают.

Все это совершенно естественные вещи, которые не должны быть поводом для беспокойства. Родители не должны принимать каких-то мер, чтобы отучить детей от таких "игр". Не следует все время отнимать руки ребенка от гениталий, ругать или тем более наказывать его. При хорошем контакте с ребенком, когда ему комфортно в семье и он получает достаточное количество духовных импульсов, соответствующих его возрасту, это явление проходит само по себе.

При неблагоприятных условиях для развития ребенка и в случаях, когда его внимание постоянно фиксируется на вредной привычке, приятные ощущения, получаемые ребенком при игре с гениталиями, могут стать для него своеобразным заменителем отсутствующего домашнего тепла или недостаточной родительской заботы. Однако упорное самоудовлетворение, ставшее основным занятием для ребенка, должно насторожить родителей, так как это свидетельство серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром. В таких случаях необходимо обследование ребенка у психолога.

Относительно других вредных привычек у детей раннего и младшего школьного возраста необходимо заметить, что успешно бороться с ними можно, уделяя ребенку больше нежного внимания и одновременно развивая его самостоятельность так, чтобы он ощутил веру в свои силы. Если родители видят, что ребенок не может расстаться с вредной привычкой, например, продолжает сосать палец, необходимо обратить внимание на общение с ребенком и заново посмотреть на его положение в семье.

Чутким отношением к малышу, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания ребенка от вредной привычки. Важно находиться в постоянном контакте с воспитателями детского учреждения, чтобы быть в курсе поведения ребенка в группе. Некоторые чувствительные дети становятся неуправляемыми, когда оказываются рядом с более уравновешенными детьми и ощущают их превосходство. Такие дети особенно страдают от недостатка внимания.

Одни дети склонны к тому, чтобы срывать свои чувства на собственном теле, причиняя себе боль: они рвут на себе волосы, обгрызают ногти. Другие ведут себя агрессивно по отношению к остальным детям, а есть и такие, которые испытывают ночные страхи. Они вскрикивают во сне или просто плохо спят ночью, не могут заснуть или снова мочатся в постель.

В таких случаях родители должны спросить себя: «Хватает ли ребенку внимания в семье?» «Ощущает ли он себя защищенным?» «Уверен ли он в своих силах?»

Как уже говорилось, такие нарушения и вредные привычки могут быть абсолютно безобидными и проходить сами собой, но они же могут являться и симптомом серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определенного заболевания. Поэтому для начала необходимо тщательно проверить эти симптомы, чтобы установить, хватает ли ребенку внимания и ласки.

Самые распространенные из этих вредных привычек - когда ребенок грызет ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызет ручки и карандаши. Можно встретиться и с более экзотическими привычками: некоторые дети кусают щеки изнутри или грызут костяшки на руках. Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях - можно ли научить ребенка контролировать свои действия?

Прежде всего, нужно задать себе вопрос - а когда именно вы заметили, что определенное действие стало уже привычкой вашего ребенка?

Возможно, тогда, когда он пошел в первый класс? Тогда это сигнал, говорящий о том, что он испытывает в школе затруднения, что он не включился по-настоящему в новую для него деятельность. Поэтому ваша задача - выяснить, в чем по-настоящему трудности вашего ребенка.

Привычка грызть ногти, карандаши, ручки, другие твердые предметы - все это может наблюдаться, когда ребенок не чувствует уверенности в себе. Он боится дать неправильный ответ, испытывает сильное напряжение, когда его спрашивают и, тем более, когда вызывают к доске. Может быть, темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый. А ему нужно выполнять задания маленькими порциями, заниматься с более частыми перерывами. Возможно, он что-то плохо усвоил или недопонял и теперь это сказывается.

Что делать?

Важно успокоить ребенка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

Убедитесь сначала, что ребенок усвоил текущий материал, поупражняйтесь с ним, покажите ему самому его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача - сделать ребенка более уверенным в своих силах.

Что очень важно - родители не должны требовать от ребенка "немедленно прекратить". Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребенка, появление тиков.

Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребенка не меняется, следует обратиться к детскому невропатологу или психоневрологу

Бывает и так, что ребенок грызет ногти вовсе не потому, что чем-то встревожен или сильно боится. Некоторые дети грызут ногти, когда чем-то возбуждены или скучают. Кажется, шестилетний ребенок даже не замечает, что делает это. Как помочь ему? Забыть об этом. Большинство детей этого возраста проходят через стадию грызения ногтей. Привлекая внимание ребенка к этому, вы сами создаете проблему из поведения, которое может быть преходящим. Вы же заметили: ребенок не осознает, что грызет ногти. Если вы доведете это до его сознания, его наклонность может перейти в устойчивую привычку.

Оставленные в покое, дети, как правило, перерастают такие привычки. Как только девочка достигнет возраста, когда возникает желание иметь красивые руки, она сама оставит свои ногти в покое. Что касается мальчиков, они в большинстве перестают грызть ногти к 12-ти, самое позднее - к 14 годам.

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ «ЦРР-д/с № 42»

Приймак Н.Н.


Похожие публикации