Тема: "Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек". Лепка из пластилина дымковских игрушек (баран, козлик, лошадка)

Конспект НОД. Комплексное занятие по лепке (по выбору) «Дымковская игрушка» Подготовительная группа

Автор : Литвинова Лариса Владимировна.
Назначение: занятие расчитанно на детей подготовительной группы.Занятие итоговое по теме:"Дымковские игрушки"поэтому решили сделать его итегрированым.
Цель : Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам
Задачи:
o Закреплять представления о процессе создания игрушек
o Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
o Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
o Формировать умение работать с пластилином.
o Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.
Материал к занятию
Иллюстрации «Народная игрушка», дымковские игрушки, пластилин, стеки, доски, салфетки, технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение
Музыкальный центр.

Ход занятия

Звучит пересвист вятских игрушек Дети входят в зал.
1-й ребенок
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое-
Дымково назвали
2-й ребенок
В Дымкове за Вяткою рекой
Драгоценный продолжая труд
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина
Пароходный движется дымок
На столе ещё сырая глина,
Грубый неоформленный комок
3-й ребенок
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит
Хороша игрушка расписная
Вся поет, бесхитростно светла
И видна в ней радость молодая
Ставшая искусством ремесла.
4-й ребенок
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке
Какие чудные зверюшки-
Лошадки, курочки, индюшки
У барыни на коромысле
ведерки синие повисли
А у другой румяной пышки
Под боком милые детишки
5-й ребенок
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи- «Ку- ка- ре- ку»
Воспитатель
Скажите ребята что же это за игрушки такие-– дымковские?
Выходят девочки в костюмах Дымковских барынь и исполняют
«Игрушкины частушки» П. Синявского
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Дымковские барыни
всех на свете краше,
а гусары-баловни
кавалеры наши!

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся
Воспитатель
Понравились вам веселые барыни? А где мы можем познакомиться с другими дымковскими игрушками?
Ответы детей
Воспитатель
Я приглашаю вас на выставку народной игрушки. Здесь представлены игрушки, изготовленные руками народных умельцев.
(дети рассматривают и называют знакомые игрушки)
Воспитатель
А сможете ли вы узнать какая игрушка является дымковской? Давайте проверим….
Д/и «Выбери коня» (из предложенных изображений – филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек – выбрать дымковскую и обосновать выбор)
Воспитатель
Молодцы! С заданием вы справились. Сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Воспитатель
Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание!
(на плакатах – образцы и приемы лепки).

Выбирайте, что хотите слепить.
Воспитатель
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки смогут вас порадовать
Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы на куске пластилина
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Дети заканчивают работу.


Итог занятия
Воспитатель .
Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше все нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- А кто придумал и слепил что-то своё?

Нина Минченко

Я рада представить свою последнюю работу- лепка из пластилина дымковских игрушек. Давно хотелось сделать и вот итог.

Цель: пополнения уголка изобразительной деятельности для знакомства детей с дымковской игрушкой; формировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях.

Лепка из пластилина дымковских игрушек (баран, козлик, лошадка).

Прежде чем начать лепить барашка, рассмотрим, из каких он частей состоит.

Это туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши, рожки.

Лепим самую большую часть игрушки – туловище

1. Скатать шар.

2. Затем, шар, слегка прижимая между ладоней, продольными движениями раскатываем в толстый валик.

Лепим голову и шею из одного куска.

1. Кусок пластилина, продольными движениями, раскатываем между ладонями

2. Затем, слегка прижимая один край, раскатать.

3. Загнуть край в тонкой части валика – это часть и будет голова барашка

Лепим ноги.

1. Раскатать кусок пластилина (продольными движениями) в длинный валик

2. Разделить валик пополам - затем каждую половинку еще пополам. (У каждой ноги для более удобного крепления срез под наклоном). В работе с детьми можно использовать и другую схему лепки. Тогда туловище (оно будет длиннее) с обоих концов надрезают вдоль. Валик загибают дугой, а из надрезанных концов формируют ноги.

Лепим уши и хвостик

1. Скатать 2 одинаковых маленьких шарика.

2. Пальцами сплющить.

3. Нижний край блинчика соединить.

4. Хвостик у барашка -короткий –для этого достаточно раскатать короткий валик и заострить конец валика

Лепим рожки. У этого барашка рожки большие

1. Раскатать два длинных валика (не тонких, чтобы держали форму). Валики с одного конца сделать тоньше.


Соединяем части игрушки.



1. Примазываем ноги к туловищу

2. К голове примазываем рожки

3. Не забываем про уши, челку, хвост для барашка

4. Аккуратно примазать шею к туловищу.

Барашек готов.


По такой же схеме я слепила козлика и лошадку.



Замем вылепленные фигурки загрунтовала на несколько раз белой водоэмульсионной краской. Расписывала гуашью.












Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет о проведении занятия по лепке из пластилина. Наши дети очень любят лепить.

Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка Е. А. Копанова МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка. Лепка является одним из любимых видов.

Лепка из пластилина в подготовительной группе Конспект занятия по лепке будильника из пластилина в подготовительной группе. Цель: тактильно закрепить знания о форме и особенностях будильника.

Готовим соленое тесто: Мука - 300 г (2 чашки) Соль - 300 г (1 чашка) Вода - 200 г (200 мл) Мука: белая пшеничная мука высшего сорта. Соль:.

Задачи для родителей: 1. Учить родителей творческому взаимодействию с детьми, игровым приёмам организации совместного творчества. 2. Учить.

Текущая страница: 5 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Занятие 19. Лепка «Козлик» (По мотивам дымковской игрушки)

Программное содержание. Продолжать учить детей лепить фигуру по народным (дымковским) мотивам; использовать прием раскатывания столбика, сгибания его и разрезания стекой с двух концов(так лепятся ноги). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Показать детям дымковского козлика. Рассмотреть его, выделить характерные особенности: слитная, обтекаемая фигурка. Предложить детям слепить такого же. Объяснить, как можно сделать такую фигурку: сначала отделить от общего комочка небольшую часть глины для лепки головы козлика. Оставшийся комок глины раскатать прямыми движениями ладоней в столбик, согнуть его в дугу. Затем разрезать его с двух сторон стекой и, раздвинув разрезанные концы, вылепить ноги. Спросить у детей: «А как еще можно вылепить ноги?» После этого слепить голову. Прижать ее сверху столбика над передними ногами и, работая пальцами, сгладить места прикрепления головы, затем выполнить детали.

Дети приступают к лепке, а воспитатель наблюдает за их действиями, в случае необходимости помогает, направляет.

По окончании работы рассмотреть с детьми все фигурки, выбрать наиболее красивые. Выставить готовых козликов на подставке-доске для просмотра.

Материалы. Глина, доска для лепки, стеки (на каждого ребенка).

Рассматривать дымковские игрушки, выделять их характерные особенности: слитность, пластичность, изящество, красота.

Занятие 20. Рисование «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная композиция)

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы.

Методика проведения занятия. Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.). Спросить, как называются эти красивые изделия. Предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают глиняные игрушки). Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2–3 дома, 3–4 барышни и более мелкие фигурки).

Дети приступают к рисованию. Воспитатель подходит к каждому ребенку, напоминает о том, что следует подумать о расположении элементов узора, об использовании разных элементов, разнообразных цветов.

По мере готовности изделий дети вместе с воспитателем раскладывают фигурки на большом листе бумаги, создавая картину.

По окончании занятия полюбоваться всем вместе общей композицией. Сказать детям, что в свободное время картину можно дополнить, если у них появятся интересные предложения.

Материалы. Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). Большой лист бумаги для оформления картины.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Расширять представления детей о дымковских расписных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

Занятие 21. Рисование «Девочка в нарядном платье»

Программное содержание. Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения.

Методика проведения занятия. Выбрать из числа детей девочку в простом красивом платье. Рассмотреть ее с ребятами. Уточнить, спрашивая детей, форму платья, головы, рук, ног; их расположение и величину. Предложить детям определить последовательность рисования (все части рисуются простым карандашом, начиная с головы или с платья, а затем раскрашиваются краской). В процессе занятия следить за правильной передачей величины и формы частей. Напоминать приемы рисования простым карандашом и акварелью; добиваться создания крупного изображения.

Материалы. Простой графитный карандаш, краски акварель, альбомные листы, кисти, палитра, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание девочек в разных платьицах. Организация игр с куклами. Во время игр, самостоятельной художественной деятельности предлагать детям составлять изображение человека из прямоугольников и узких полос, изменяя положение фигуры и отдельных ее частей. Дидактическая игра «Одень куклу».

Занятие 22. Рисование «Знакомство с городецкой росписью»

Программное содержание. Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора (в середине большой красивый цветок – розан, с боков – его бутоны и листья), мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

Методика проведения занятия. Показать детям изделия городецких мастеров, спрашивая, как эти вещи украшены. Обратить внимание на красоту изделий: на золотистом фоне – яркие, нарядные цветы. Обратить внимание на цвета росписи (не яркие цвета, а мягкие оттенки), на элементы узора. Предложить показать их в воздухе пальчиком. Предложить детям прорисовать некоторые элементы, показав им последовательность создания цвета. Каждый ребенок рисует, используя элементы и цвета городецкой росписи. Вызвать нескольких детей к доске, предложив каждому показать, как он будет рисовать тот или иной элемент узора.

В конце занятия полюбоваться всеми рисунками.

Материалы. Листы белой бумаги формата А4, гуашь нужных для городецкой росписи цветов (впоследствии учить детей составлять нужные оттенки), кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание изделий городецкой росписи, использование их в интерьере групповой комнаты. Беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве, рассматривание альбомов по народному искусству. При возможности совершить экскурсию в музей народного декоративно-прикладного искусства (краеведческий музей).

Занятие 23. Рисование «Городецкая роспись»

Программное содержание. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить рисовать элементы росписи. Упражнять в составлении оттенков цвета (добавляя в белую краску понемногу краску нужного цвета, чтобы получился нужный оттенок).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми городецкие изделия. Спросить, на каком материале создается роспись (на дереве). Рассмотреть городецкий большой цветок. Он может быть любого светлого оттенка красного, синего, фиолетового цвета. Спросить, как можно приготовить такой оттенок. Уточнить ответы детей. Объяснить и показать, как нарисовать цветок. Если требуется дополнительный показ, осуществить его надо на отдельном листочке. Можно ограничиться частичным показом.

По окончании работы все рисунки собрать для просмотра. Предложить детям выбрать самые красивые цветы. Объяснить, почему цветы получились красивыми: дети старались точно передать форму цветка и его частей, не спешили; ждали, когда высохнут краски и т.п.

Материалы. Изделия городецких мастеров; краски гуашь разных цветов, в том числе и белая; банка с водой, салфетки, палитры, листы для рисования цвета светлого дерева размером 8х8 см, кисти №№ 6, 8 (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с народным декоративным искусством. Рассматривание изделий городецких мастеров, альбомов по декоративно-прикладному искусству.

Занятие 24. Рисование «Как мы играли в подвижную игру „Медведь и пчелы“»

Программное содержание. Продолжать формировать у детей образные представления, воображение. Развивать умение создавать сюжетные композиции, определенные содержанием игры. Упражнять в разнообразных приемах рисования, в использовании различных материалов (сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки). Вызывать радость от созданных образов игры.

Методика проведения занятия. Собрать детей перед началом занятия и спросить, любят ли они играть в подвижные игры, какие игры им особенно нравятся. Если среди названных ребятами подвижных игр нет игры «Медведь и пчелы», напомнить о ней, спросив: «А в какую игру мы играли вчера на прогулке (на физкультурном занятии)?» Предложить детям нарисовать картинки про эту игру; спросить, кто действует в игре и какое животное и каких насекомых нужно нарисовать; как нарисовать медведя, пчел. Показать иллюстрации с изображением животных.

Объяснить детям, что сегодня они будут рисовать сангиной. Сангина – это небольшая хрупкая палочка. Рисовать ей надо легко, чуть касаясь бумаги и совсем не нажимая, иначе она сломается. Держать палочку сангины нужно так же, как держат карандаш.

По окончании работы рассмотреть с детьми все готовые рисунки, обратить внимание ребят на то, как выразительно, красиво выглядит рисунок сангиной: пчелы кажутся пушистыми, мех медведя – настоящим.

Материалы. Альбомные листы, сангина, угольный карандаш, цветные восковые мелки (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей. Чтение книг. Рассматривание иллюстраций.

«Подвижная игра „Кот и мыши“»

Ксюша Н., старшая группа

Занятие 25. Рисование «Создание дидактической игры „Что нам осень принесла“»

Программное содержание. Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности. Учить детей создавать дидактическую игру. Развивать стремление создавать предметы для игр. Вызывать чувство радости от приобретенного умения создавать дидиктическую игру.

Методика проведения занятия. Сказать детям, что в группе много разных игрушек и игр, которые сделали взрослые на фабриках. Но дети и сами могут сделать игру «Что нам осень принесла». Для этого надо на карточках нарисовать разные дары осени. В настольной игре должны быть большие м маленькие карточки. Показать для примера какую-либо похожую игру. Затем спросить, какие дары осени дети знают, как их можно нарисовать.

На маленьких карточках дети рисуют по одному предмету. Большие карты, где надо нарисовать два предмета, лучше дать тем детям, которые более успешно овладели рисованием. Каждый ребенок может успеть нарисовать 2–3 маленькие карточки. Предмет надо нарисовать, легко нажимая простым карандашом, а потом закрасить красками.

По окончании похвалить детей за создание игры, в которую они могут играть сами, а если захотят – подарить такую игру младшим детям.

Материалы. Квадраты белой бумаги больше 20х20 см и маленькие 5х5 см (можно увеличить размер карточки – 24х24 и 6х6 см, простые (графитные) карандаши, краски гуашь, кисть №8, салфетка, банка с водой (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Игры детей в различные настольно-печатные игры. Рассматривание, как они сделаны. Создание изображений грибов, овощей, фруктов на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.

Занятие 26. Аппликация «Троллейбус»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности формы троллейбуса (закругление углов вагона). Закреплять умение разрезать полоску на одинаковые прямоугольники-окна, срезать углы, вырезывать колеса из квадратов, дополнять изображение характерными деталями (штанги).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми игрушку или картинку, изображающую троллейбус, уточнить его форму, ее особенности (скругленные углы), предложить обвести форму руками по контуру. Спросить о приемах вырезывания. Уточнить последовательность работы. В процессе выполнения изображения следить за правильными приемами работы ножницами. Добиваться более точной передачи формы и пропорций частей. Направлять внимание детей на передачу характерных деталей. Тем, кто раньше других закончит работу, предложить дополнить изображение (сделать дорогу, остановку и др.).

Материалы. Игрушка или картинка – троллейбус. Бумага размером 1/2 альбомного листа для фона, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения за транспортом на прогулках, рассматривание иллюстраций, использование игрушечного транспорта в играх.

Занятие 27. Рисование «Автобус, украшенный флажками, едет по улице»

Программное содержание. Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение. Учить красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами. Учить закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета. Продолжать развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других ребят.

Методика проведения занятия. Вместе с детьми обследовать игрушечный автобус с включением движения руки по контуру предмета. Предложить одному ребенку показать у доски, как он будет рисовать автобус. Уточнить последовательность создания изображения: вначале рисуют простым карандашом основные части (вагон, колеса), потом раскрашивают. Напомнить приемы закрашивания рисунков. Сказать, что закрашивать нужно аккуратно, чтобы автобусы были красивые.

Материалы. Простой графитный карандаш, цветные карандаши, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках. Рассматривание иллюстраций, аппликаций, созданных детьми.

«Осень»

Андрей К., старшая группа

Занятие 28. Аппликация «Дома на нашей улице» (Коллективная работа)

Программное содержание. Учить детей передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о величине предметов: высокий, низкий, большой, маленький. Упражнять в приемах вырезывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой, клеем. Воспитывать навыки коллективной работы. Вызывать удовольствие и радость от созданной вместе картины.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми, какие дома они видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Уточнить форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши, балконы). Предложить детям показать на фланелеграфе возможное расположение домов на улице. Затем предложить каждому ребенку выбрать прямоугольник для стены дома, наклеить крышу, окна, двери. Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции (в верхней половине листа), предложить внести соответствующие дополнения. Сказать детям, что на следующем занятии по аппликации они вырежут машины, которые едут по улице, и наклеят их на этой картине.

Материалы. Половина большого листа бумаги (разрезанного по горизонтали), бумага цветная мягких тонов для домов, серая бумага для окон, ножницы, клей, кисть для клея, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулках, экскурсиях. Рассматривание иллюстраций, игрушек.

«Сказочный домик»

Лена С., старшая группа

Занятие 29. Рисование «Сказочные домики»

Программное содержание. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время).

Методика проведения занятия. Предложить детям вспомнить, какие сказочные домики они знают. Дополнить, называя сказочные домики (теремок, рукавичка, кувшинчик, пряничный домик, избушка на курьих лапках). Уточнить форму домиков, части, их расположение. Предложить каждому ребенку подумать, кто какой домик хочет нарисовать и выбрать, чем он будет рисовать. Направлять внимание детей на передачу формы, частей выбранного домика, украшений. В случае необходимости напоминать приемы рисования и закрашивания.

В конце занятия рассмотреть все рисунки, выбрать те, где домик нарисован похожим на описанный в сказке.

Материалы. Фломастеры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, краски гуашь, альбомные листы (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдения на прогулке. Рассматривание домов, украшенных к празднику.

«Теремок»

Женя Д., старшая группа

Вариант. Рисование «В селе (поселке) построены разные дома»

Программное содержание. Учить детей передавать разнообразие сельских домов: высоких и длинных, более низких и узких, одноэтажных. Закреплять умение передавать форму частей домов. Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками (цветными карандашами).

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми наблюдения на прогулках, экскурсиях; показать иллюстрации с изображением сельских старых и новых домов. Уточнить, спрашивая детей, форму и конструкцию домов, их расположение в пространстве. В процессе рисования обращать внимание детей на изображение домов разной величины и разных пропорций. Напоминать приемы рисования цветными восковыми мелками. Если дети будут работать цветными карандашами, побуждать их использовать разные оттенки путем различного нажима на карандаш.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить ребятам выбрать те рисунки, где хорошо нарисованы разные дома.

Материалы. Цветные восковые мелки или цветные карандаши, бумага белая или любого мягкого тона формата А4 (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экскурсия по улицам села (по возможности). Рассматривание иллюстраций, конструктивные игры.

Занятие 30. Лепка «Олешек»

Программное содержание. Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру из целого куска глины, передавая форму отдельных частей приемом вытягивания. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую глиняную игрушку – олешка, обвести ее рукой по контуру, обратить внимание на слитность основной формы и частей. Затем показать, как можно вылепить олешка из целого куска глины, предварительно спросив об этом детей (ранее дети таким способом лепили козлика).

В процессе занятия следить за тем, чтобы дети пользовались правильными приемами лепки. Рассмотреть все готовые работы.

Материалы. Глина, доска для лепки, стека (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание дымковских расписных игрушек. Лепка козлика.

«Городец»

Катя Ш., старшая группа

Занятие 31. Рисование «Закладка для книги» («Городецкий цветок»)

Программное содержание. Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

Методика проведения занятия. Показать детям предметы, оформленные городецкой росписью. Рассмотреть, из чего состоит узор, как он расположен, какие цвета использовали мастера. Объяснить, как можно нарисовать такие цветы, бутоны, листья. Рассмотреть образец узора на полосе. Показать детям приемы рисования. Напомнить приемы смешивания красок для получения разных оттенков.

Рассмотреть все готовые рисунки. Отметить удачно выполненные работы.

Материалы. Изделия с городецкой росписью. Образец узора на полосе. Гуашь красного, синего, зеленого, белого цветов; полоски бумаги размером 7х18 см светлого охристого тона, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Занятия по дымковской росписи.

Технологическая карта

Этапы образовательной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся воспитанников
Ожидаемый результат

предметный
УУД

1. Мотивационно-побудительный
- С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка (сейчас он называется Киров, видно село Дымково). А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто легкой дымкой окутано. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»
- Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети.
- И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
- Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке, затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и волнистыми полосками, клеточками, пятнышками, точками. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе!
- Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку – козлика, как настоящие мастера.
Дети вспоминают историю появления дымковской игрушки.

Дети настраиваются на работу.
Дети знают историю создания дымковской игрушки.

Дети мотивированы на продуктивную деятельность.
К Л П

2. Организационно-поисковый
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку козлика и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить козлика так, как это делают народные умельцы.
Объяснить, как можно сделать такую фигурку: для начала отделить от общего комочка небольшую часть пластилина для лепки головы козлика. Оставшийся комок пластилина раскатать прямыми движениями ладоней в столбик согнуть его в дугу. Затем разрезать его с двух сторон стекой и, раздвинув разрезанные концы вылепить ноги. Спросить у детей: «А как еще можно вылепить ноги?» После этого слепить голову. Прижать её сверху столбик над передними ногами и работая пальцами сгладить места прикрепления головы, затем выполнить детали.
Воспитатель наблюдает за их действиями, в случае необходимости помогает, направляет.

А теперь немного отдохнем.
Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик.
Разсюда, дватуда, повернись вокруг себя.
Разприсели, двапривстали. Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора!

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получился красивый козлик: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы он стал красивым козликом. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Рога и хвост слегка оттягиваем и прищипываем».
Дети рассматривают дымковскую игрушку – козлика.
Определяют, каким способом его нужно лепить.

Ответы детей.

Дети приступают к лепке.

Совместно с воспитателем выполняют физкультминутку.

Дети самостоятельно доделывают козлика.
Зарядились положительными эмоциями.
Определили способ лепки козлика.

Дети знакомы с приемами лепки.

Дети самостоятельно лепят из пластилина дымковскую игрушку.

Дети получили заряд положительных эмоций.

Ребята вылепили из пластилина дымковскую игрушку – козлика.
П К

3. Рефлексивно- корригирующий
Все вылепленные поделки рассмотреть, выделить наиболее удавшиеся.
Выставка и анализ работ.
Дети умеют высказывать своё мнение, охотно вступают в беседу с воспитателем.
Умеют анализировать свои работы.
К Л П

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315Верхний колонтитулНижний колонтитулОсновной текстОсновной текст 2

Цель: Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы, выделять средства выразительности.

Формировать навыки лепки дымковской игрушки, умение передавать характерные особенности (туловище, ноги, хвост, грива, рога и т.д.), выполнять декорацию элементов, использовать стеки для выразительности, различные техники и приемы лепки (приглаживание, вытягивание, защип).

Образовательная область: художественное творчество.

Интеграция образовательных областей:

Социализация: формировать эмоциональный отклик на произведение народного искусства - дымковской игрушки.

Чтение х/л, музыка: воспитывать детей на традиционных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразделимо от народной музыки и устного народного творчества.

Материал: дымковские игрушки, иллюстрации игрушек, слайды-презентация «Дымковская игрушка», СDпроигрыватель с записями русских народных мелодий, пластилин для моделирования, цветной пластилин, дощечки, стеки, салфетки, карточки-схемы, самовар, баранки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.

Ход занятия:

1. Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная, веселая, звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния и приглашает на выставку дымковской игрушки. Воспитатель рассказывает, где игрушки можно встретить в наше время и предлагает познакомиться поближе с промыслом дымковской игрушки, чтобы дети тоже попробовали себя в этом рукоделии и почувствовали себя настоящими мастерами народного промысла.

2. Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.

Просмотр слайдов игрушек с загадками к ним:

«Стоит на стройных ножках-

Вся краса в рожках» (олень)

«Бегут по дорожке борода и рожки» (козлик)

«Что за конь! Только тронь-

С всадником вместе ускачет верст за двести»

Просмотр слайдов с показом последовательности лепки. Проговорить технику последовательности лепки.

3. Пальчиковая гимнастика «На руке у нас 5 пальцев».

4. Выбор понравившейся игрушки. Лепка по схемам индивидуального выбора (оленя, козлика, лошадки, коровы, барашка).

5. Итог. С какими игрушками познакомились?

Как вы считаете, похожа ли ваша игрушка на образец дымковской игрушки на выставке?

Какими получились ваши игрушки?

Воспитатель: После усердной работы вечерком любили мастера попить чай с бубликами. Приглашает на чаепитие детей. Благодарит за работу.

Организация выставки дымковских игрушек детей в группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЛОБОДА ДЫМКОВО

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Стоит на стройных ножках Вся краса в рожках.

козлик Бегут по дорожке Борода и рожки.

лошадка Что за конь! Только тронь- С всадником вместе Ускачет верст за двести..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. .Развивать художественный вкус, творческое воображение. .Выделять характерные особенности роспис...

Похожие публикации