План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия "хлеб - всему голова". Комплексное занятие по развитию речи «О хлебе» (рассматривание предметов)

Наталья Кнурова
Занятие по развитию речи «Хлеб всему голова»

Конспект занятия по развитию речи на тему :

«Хлеб всему голова »

Программное содержание : Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами выращивания хлеба ; воспитывать бережное отношение к хлебу , умение им дорожить; уважать людей труда.

Оборудование : Оформление группы в стиле «выставки» , на центральном столе колосья хлеба ; на небольших разносах земля, проростки, хлебные колосья , мука, тесто, хлеб ; иллюстрации, отображающие процесс выращивания хлеба .

Предварительная работа : Проведены беседы о хлебе , рассматривались репродукции картин; разучивание стихов о хлебе .

Ход занятия:

В группу входят дети, одетые в русские сарафаны и рубахи, воспитатель встречает детей в русском сарафане с караваем в руках.

Воспитатель : Ребята, чувствуете, как у нас в группе аппетитно пахнет хлебом ? Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети : О хлебе .

Воспитатель : Правильно, посмотрите какой он красивый, а теперь понюхайте, как хлеб вкусно пахнет . А кто мне скажет, без чего мы не садимся кушать.

Дети : Без хлеба .

Воспитатель : Не зря говорится «Хлеб всему голова » . А знаете ли вы откуда берется хлеб ?

Дети : Нет

Воспитатель : Вот сейчас я вам покажу и расскажу, откуда берётся хлеб . Воспитатель подводит детей к столу и показывает землю, в которую бросает зерно, и предлагает сделать детям тоже самое.

Воспитатель : Зернышки прорастают, тянутся к солнышку, созревает колос, к осени хлеб поспевает . Умные машины «комбайны» помогают человеку убирать хлеб . Колосья везут на мельницу, где их молотят, затем мелют, чтобы получилась мука.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Мельница» .

Воспитатель : Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльями – то медленно, то быстро.

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай!

Дети выполняют движения под музыку Т. Ломовой «Мельница» .

Воспитатель : Из полученной муки месят тесто и пекут хлеб (Показывает хлеб ) .

1 ребёнок. Вот он – хлебушко душистый ,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, теплый золотистый,

Словно солнцем налитой.

2 ребёнок. В нем – здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло,

В нем земли родимой соки,

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем.

3 ребёнок. Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем , что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

4 ребёнок. Он возращен трудом упорным

Замечательных людей,

Силой он рожден народной

Светлой Родины моей!

5 ребёнок. Каравай земли и неба

На моём столе –

Ничего сильнее хлеба

Не на матушке Земле!

Воспитатель : тяжёл труд хлебороба . Сколько надо работать, чтобы каждый день у нас был свежий хлеб . Мы должны уважать труд этих людей и беречь каждую краюшку хлеба . Хлеб – результат труда многих людей, в хлебе наша сила .

Скажите, пожалуйста, а ваши мамы ставят тесто? Пекут хлеб ?

Ответы детей.

Воспитатель : А что ещё можно испечь из теста?

Ответы детей. (пироги, пряники, булочки и т. д)

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит различная выпечка.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, всё это постряпали ваши мамы, для вас, вот, вот сколько всего можно сделать из теста.

1 ребёнок. Славу хлебу на земле !

Слава миру на земле!

2 ребёнок. Слава тем, кто хлеб растил ,

Не жалел трудов и сил!

3 ребёнок. Слава им, привет от нас!

До свиданья, в добрый час!

Тема : Хлебобулочные изделия .

Цель :

Обучение детей конструированию из природных материалов состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу;

Задачи :

Обучающая : Расширять и обогащать знания детей о колосе и передовая особенности его строения

Развивающая : Развивать любознательность детей, развивать слуховое внимание , мышление, мелкую моторику и развивать эстетическое воспитание.

Воспитывающая : Воспитывать бережное отношения и уважение к людям, вырастившим его, вызывать интерес к коллективному труду.

Интеграция образовательный областей : Художественно - эстетическое, речевое, физическое, познавательное и социально - коммуникативное развитие .

Вид деятельности : познавательная, игровая, ручной труд.

Формы организации : Групповая.

Предварительная работа :

Подбор семян из дыни;

Подготовка картона оранжевого цвета (разрезать его на 4 части)

Подбор загадок, поговорок и пословиц;

Предварительное знакомство детей с загадками и пословицами;

Картина «Уборка урожая» .

Материалы : семена дыни на одного ребенка 11 семян, картон оранжевого цвета, шерстяную желтую нить на каждого ребенка для стебелька, пластилин белого или желтого цвета.

1. Организационный момент.

Воспитатель : Ребята я расскажу вам замечательную историю…

2. Основная часть.

Однажды в поле я была

Колосья вились, как всегда.

Закрыв глаза, я вдруг попала,

В волшебный мир и вдруг узнала :

Что есть такая красота,

Как золотистые луга,

Что радовали глаз всегда.

И запах скошенной травы

Преследовал меня на всем пути .

Как вдруг прислушалась я

Со мной заговорили колосья,

Прося забрать их навсегда.

Пришла домой я, а в руках

Смеялись весело друзья.

Воспитатель вносит в группу вазу с колосками, и показывает детям.

Воспитатель : Скажите ребята, а о чем я с вам рассказала?

Дети : О колосках, поле т. д.

Воспитатель : Про такой колосок есть загадка : «Золотист он и усаст, в сто карманах, сто ребят»

Дети : Колосок (Дети берут в руки колосья пшеницы, рассматривают их)

Воспитатель : Ребята, какого цвета у нас колоски пшеницы?

Дети : Золотого, желтого, коричневого и т. д.

Воспитатель : Потрогайте колосья, какие они на ощупь?

Дети : Шершавые и т. д.

Воспитатель : Поднесите к носикам и вдохните, чем же пахнет?

Дети : Хлебом

Воспитатель :

В каждом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной

И растет под небом светлым

Строен и высок

Словно Родина - бессмертный

Хлебный колосок !

Воспитатель : Зерна пшеницы сеют весной, а созревают они осенью. А вы знаете, какая техника приходит на поля, чтобы убрать урожай?

Дети : Комбайны.

Воспитатель : Правильно ребята. На поля приходят комбайны, срезают колосья, специальные барабаны комбайна молотят колосья, отделяя зерно от колоса, а машины увозят его на элеватор (картина машины с зерном, где зерно сушат и отправляют на хранение или на мельницу, где из зерна делают муку. Муку везут на пекарни, где пекут хлебобулочные изделия , а потом их везут в магазин. (рассказ сопровождается показом иллюстраций) Видите, ребята, сколько труда нужно, для того чтобы вырастить хлеб . Поэтому хлеб надо беречь , нельзя с ним играть.

Воспитатель : А сейчас, ребята, давайте превратимся с вами в зернышки и поиграем.

Физкультминутка :

В землю теплую войду (медленно садятся на корточки)

К солнцу колосом взойду (руки поднимают вверх, медленно тянутся к солнышку)

В нем таких, таких я, (выгибают ладошки и прижимают к себе, указывая на себя)

Будет целая семья (дети берутся за руки)

В поле дружно мы растем (поднимают рук и качают руками в стороны)

Поле наш уютный дом (прижимают ладони к щеке) .

Конструирование из природных материалов

Ребята рассаживаются по своим рабочим местам с приготовленными материалами. Пошагово с воспитателем приклеивают семена дыни пластилином к картону. В последнюю очередь на пластилин прикрепляется шерстяная желтая нитка в виде веточки.

3. Итоги подводим с ребятами :

Что нового вы узнали?

Почему хлеб надо беречь ?

Понравилось ли вам занятие ?

Сюрпризный момент :

Воспитатель : А наши любимые повара испекут из наших колосьев булочки.

Анна Белых
Конспект занятия по развитию речи «Хлеб - всему голова»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» .

КОММУНИКАЦИЯ (РАЗВИТИЕ РЕЧИ )

Тема : «Хлеб - всему голова »

Выполнила : Белых А. В.

Образовательные задачи :

Познакомить детей с новыми пословицами и поговорками русского народа о хлебе ;

Объяснить детям что хлеб является ежедневным продуктом;

Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола ;

Познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий .

Развивающие задачи :

Совершенствовать навыки связного высказывания;

- развивать умение анализировать, сравнивать;

- развивать воображение ;

Продолжать формировать обследовательские и исследовательские действия.

Воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение к хлебу , экономное его использование;

Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материалы и оборудование : плакат с изображением хлебобулочных изделий , зерно, мука, тесто, формы для выпечки хлеба , формочки для печенья, противень, фартуки, салфетки.

Предварительная работа : беседы с детьми о выращивании хлеба , о хлебобулочных изделиях .

Ход занятия.

Ребята, какое сейчас у нас время года (Осень) . А что люди делают осенью? (Собирают урожай) . Правильно ребята, осенью люди собирают урожай. Мы сегодня с вами будем разговаривать о хлебе . А сейчас ребята послушайте стихотворение которое называется «Хлебушко » Н. Семёнова.

Вот он хлебушко душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем , что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ребята, понравилось вам стихотворение? А о чём оно? хлебе ) . А вы ребята любите хлеб ? Какой хлеб вы любите ? (белый, серый, булки и т. д.)

Давайте с вами подумаем и назовём каким бывает хлеб ? (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, серый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.)

Правильно ребята, хлеб бывает разный , но он обязательно вкусный и полезный.

А почему говорят Хлеб- всему голова ? (хлеб это главный продукт на нашем столе) . Вспомните ребята, что вы ели сегодня на завтрак? А вчера? А что вы кушаете на обед?

Ребята меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром и в обед и на ужин? (Хлеб ) .

Правильно, каждый день у нас на столе, и в детском саду и дома есть хлеб .

Ребята назовите хлебобулочные изделия которые вы знаете? Вот сколько много есть хлебобулочных изделий .

Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением. Гостя всегда встречали хлебом и солью . Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе ? (Хлеб всему голова . Без хлеба нет обеда . Будет хлеб , будет песня.) А ещё ребята есть очень много пословиц о хлебе (Без хлеба не вкусно и не сытно. Хлеб батюшка , вода матушка. Хлеб в пути не в тягость .)

А ещё ребята было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота . Во время великой отечественной войны хлеб пекли из шелухи , разной травы. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125 грамм на весь день (показ) . Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб это их жизнь .

Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь , но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать. Ведь хлеб прошёл долгий путь прежде чем появиться на полке в магазине.

Устали? Ну давайте маленечко поиграем, и представим, что мы с вами маленькие зёрнышки.

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает зёрнышко,

Потянулось к солнышку

Светерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет

Потянулся наш росток

Превратился в колосок.

Молодцы ребята, поиграли. А теперь ребята, скажите мне как называют людей, которые выращивают хлеб . (Хлеборобы )

Правильно, всех людей кто выращивает хлеб называют хлеборобами . Скажите, чтобы подготовить землю под будущий урожай, что делает хлебороб ? (Копает землю и т. д.)

Поле большое, наверное какие то машины это делают. Правильно, трактор вспахивает землю, сзади которого прицеплены плуги. (Слайд 1)

А кто работает на тракторе? Тракторист (Слайд2) .

Вот трактора вспахали землю, комки большие, крупные, а зёрнышки маленькие им не уютно там будет. (Показ зёрен) . Что нужно сделать с землёй. (Разбить комки, разрыхлить) .

Землю ребята рыхлят бороной (Слайд) . А потом только специальные машины сеют зерно (Слайд) . Солнышко греет, дождик поливает, и вот наши зёрна превратились в колоски, а колоски созрели. А как хлеборобам узнать , что пора убирать урожай? Посмотрите какое стало поле? (Слайд)

Желтое, золотое, спелое, сухое, колосистое).

Правильно, пора хлеборобам убирать урожай , А какие машины помогают в этом? (Комбайн (слайд) . А кто управляет комбайном. Правильно комбайнёр.

Он идет волну сечёт

Из трубы зерно течёт.

А что рядом с комбайном едет? Грузовая машина. Посмотрите сколько много зерна собрали с поля (Слайд) .Когда идут хлебоуборочные работы люди работают даже ночью (Слайд) .

Ребята а как вы думаете, из зерна уже можно испечь хлеб ? Почему? А из чего можно? (Из муки) . А как зерно превращается в муку? (Его перемалывают) .

А где его перемалывают? (на мельнице (слайд) . Посмотрите, вот такие мельницы были в старину, а сейчас зерно перемалывают вот на таких заводах (Слайд) . Зерно перемололи и получилась мука. Вот посмотрите ребята, вот это мука! (Потрогать) Какая она? И вот только теперь муку отправляют, в магазин, в пекарню, где пекарь выпекает хлеб и разные хлебобулочные изделия .

Вот ребята посмотрите какой долгий путь прошло зёрнышко прежде чем превратиться в муку, а из муки получилось тесто (Показ последовательности) . Теперь наше тесто уложим в форму для выпекания хлеба , и я отнесу его на кухню, где наши повар испекут его, а пока хлеб буде печься мы с вами продолжим.

Устали? Ну давайте мы с вами маленечко поиграем.

Мели мели мельница

Жерновочки вертятся

Мели мели засыпай

И в мешочки набирай.

А теперь ребята мы с вами сами сделаем печенье. Я приготовила для вас специальное тесто, которое не нужно выпекать, его нужно только высушить, а когда оно высохнет, можно раскрасить его красками и играть им. Но есть такое печенье нельзя. У вас у каждого есть по лепёшке теста, нужно формочками вырезать из этого теста печенье и положить на поднос.

Молодцы ребята, сколько много получилось у нас печенья. (Вытереть руки)

А теперь ребята скажите мне о чём мы сегодня с вами разговаривали? (О хлебе , О том как зёрнышко превращается в хлеб .) А почему нельзя выбрасывать хлеб ? (Потому что очень много людей потрудилось, чтобы хлеб попал к нам на стол ).

Понравилось вам занятие ?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Хлеб - всему голова» Конспект интегрированного занятия По образовательной области «Познавательное развитие» Формирование целостной картины мира Тема занятия.

Цели: Закреплять и расширять представления детей о хлебе, как он появляется на столах, какой путь проходит прежде, чем мы его съедим. Воспитывать.

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию «Хлеб - всему голова» в подготовительной группе Задачи: - Совершенствовать знания о хлебе; формировать знания о том, как получается мука; - Активизировать и расширить словарный запас.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с детьми средней группы «Хлеб - всему голова» Конспект непрерывной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию с детьми средней группы общеобразовательной.

Программное содержание

  • Продолжать знакомить детей с хлебом и хлебобулочными изделиями, рассказывать об их свойствах и качествах.
  • Пополнить и активизировать словарь детей за счет прилагательных, подвести к пониманию выражений обобщающего характера: хлеб, хлебобулочные изделия.
  • Развивать внимание, мышление, память, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря.
  • Индивидуальная работа.

Предварительная работа

Просмотр презентации «Хлебный магазин», чтение рассказов, сказок: «Колосок», «Моя мама пахнет хлебом» В. Сухомлинского и др. Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок. Ежедневно обращать внимание детей на то, что хлеб — необходимый им продукт, его надо беречь. Приготовить колосок, зернышки в розетках на каждый стол, хлеб и хлебобулочные изделия, руль и шапочку для игры.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте, дети, загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах — сто ребят». Что это? — Колосок. Вот они колоски пшеницы у меня на столе. Иди, Оля, покажи на колоске, где кармашки, а где «ребятки». Что это за ребятки? — Это зернышки. Правильно, зерна пшеницы. Дети повторяют слова.

Посмотрите, у вас на столах зерна пшеницы, потрогайте их и скажите, какие они? — Маленькие, твердые, гладкие. Раздавите их кубиком. Что получилось? — Мука белая, пшеничная. Дети за воспитателем повторяют ответ. — Что пекут из муки? — Блины, пироги и т. д. А хлеб, который мы каждый день едим, где пекут? — На хлебозаводе. Если дети что-то забыли, воспитатель сам говорит, а дети повторяют. — На этом заводе пекут разный хлеб, а пекут его пекари — это профессия такая. Дети повторяют слова хором и индивидуально. — Потом хлеб привозят в магазин, и мы его покупаем каждый день. Стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришел. Входит помощник воспитателя в роли пекаря, на ней белый колпак.

Пекарь. «Здравствуйте, дети! Я пекарь, я принес вам гостинцы! А какие — отгадайте!

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает... подгорелый! (Хлеб)

Пекарь. Правильно. Это пшеничный, белый каравай. Его я испек, он не подгорел (открывает салфетку и показывает). Такой каравай в праздник подают к столу, чай пить с вареньем. Я его вам оставляю, угощайтесь. До свидания! Дети прощаются с пекарем, говорят «спасибо».

Воспитатель. Катя, расскажи стихотворение.

Катя. Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Воспитатель. Посмотрите на каравай. Расскажем, какой он?

— Какой формы каравай? — Каравай круглый. Настя, попробуй корочку, какая она? — Хрустящая, жесткая.

— Дети, какая у него корочка? — Хрустящая, жесткая, золотистая, румяная. Дети повторяют слова.

Какой каравай внутри? — Белый. Из какой муки его пекли? — Из белой, пшеничной.

— Понюхайте (подносит) хлеб, какой у него запах? — Вкусный, душистый ароматный. Потрогайте пальчиком, какой он? — Мягкий, свежий. Посмотрите сколько дырочек — он ноздреватый, пышный, воздушный, легкий. Дети все слова повторяют за воспитателем, который дает всем по кусочку. — Какой хлеб на вкус? — Вкусный, сладковатый, не черствый, а мягкий, с хрустящей корочкой. Дети эти слова называют сами или повторяют за воспитателем.

— Зачем нужно есть хлеб? — Он полезный, чтобы расти, быть здоровыми, стать сильными.

Воспитатель обобщает: — Это хлеб, круглый каравай, его пекут из белой пшеничной муки, добавляют сахар, дрожжи, яйца. Вот он такой и вкусный: пышный, душистый, мягкий с золотистой, хрустящей корочкой. Кто его съест, станет сильным и здоровым. Мы его поели. Теперь покажем, какими сильными мы стали. Дети встают со стульев и делают движения: руки вверх, в стороны, на бока, наклоны, приседают и садятся вновь. — Молодцы! Открывает еще салфетку. — Пекарь еще что-то принес. Посмотрите! Что это? — Черный хлеб.

Его испекли из других зерен — из ржаных. Растение — рожь, как и пшеница, растет в поле. А мука из зерен ржи — темная, ржаная. Дети повторяют слова.

Попробуем этот хлеб и расскажем о нем, какой он? Дети выявляют качества хлеба, называют их, воспитатель подсказывает точное слово, дети повторяют все новые слова. Воспитатель обобщает все сказанное детьми.

Это ржаной, темный хлеб. Буханка похожа на кирпичик. Корочка у него поджаристая. Хлеб душистый, на вкус кисловатый. Этот вкусный и полезный хлеб надо обязательно есть для крепкого здоровья. Кто про него хочет рассказать как я? 1—2 ребенка повторяют рассказ, но могут и по-своему рассказывать, опираясь на образец воспитателя.

Замечательно! Посмотрите, к нам шофер приехал, привез хлеб и еще что-то. Садитесь в машину, поедем и споем песенку.

К дошколятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь — выбирай!

Играют два раза.

Воспитатель. Очень хорошо! Давайте посмотрим, что еще испек нам пекарь, а шофер привез.

Дети перечисляют все, а воспитатель, указывая на все жестом, называет:

Это хлебобулочные изделия. Дети повторяют словосочетание и хором и индивидуально. Дети, давайте все разложим по полкам: на белую полку — все хлебные изделия, испеченные из белой пшеничной муки, а на коричневую — изделия из ржаной муки. Все правильно, как в магазине.

— Дети, а если хлеб не купили, и он стал черствым, что с ним можно сделать, кого можно им накормить? Дети предполагают, высказывают свое мнение.

Воспитатель. Да, ребята, хлеб нужен всем. Не зря в народе говорят: «Хлеб — всему голова!». Он на столе главный. Повторим пословицу. Дети повторяют хором и индивидуально.

А сейчас все вы будете пекарями. Надевайте колпаки. Будем украшать печенье, испечем его на кухне и угостим всех. (Тесто готовое, формочки для вырезания печенья. Дети украшают свое изделие.)

Управление дошкольного образования Альметьевского муниципального района

Занятие по развитию речи на тему:

«Откуда хлеб пришёл?»

/ старший возраст/

Воспитатель

МБДОУ № 30 «Снегурочка»

Зинкина Н. Г.

Г. Альметьевск, РТ

Программное содержание : Воспитывать у детей любовь к родной

природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям сельскохозяйственного труда. Формировать потребность трудиться. Пробуждать интерес детей к окружающему миру. Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.

Словарная работа: пшеница, рожь, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, уборка, элеватор, мельница, хлеборобы, пекарня, комбайнёр.

Материал к занятию : колосья пшеницы. Иллюстрации с изображением: «Трактор с плугом», «Трактор с сеялкой», «Комбайнёры», «Поле». Мяч /для физкультминутки/. Мука, дрожжи, песок, соль; блюдо, ложка.

Дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»

Предварительная работа : чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, закличек и стихов о хлебе.

Ход занятия :

В : Ребята сейчас мы поиграем в игру. Я вам буду задавать вопросы, а вы отвечайте мне. /Игра «Откуда пришёл хлеб?»/.

Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто её посеял? – Люди. /Хлеборобы/.

А что они делают? – Хлеб убирают.

В : Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Д : О хлебе.

В : Правильно. Говорить мы будем о хлебе. Давайте представим, что мы с вами дома. Наступило утро, вы уже успели проснуться, умыться, может быть сделали зарядку и сели за стол завтракать. Уже завтракать сели наверняка, без этого ни один день не проходит. И что бы вам мама не делала на завтрак: картошку, кашу или чай, на столе обязательно будет хлеб. Черный или белый.

Мы давно привыкли к нему и, наверное, не задумывались над тем, откуда он берётся.

В : Теперь проходите, садитесь на стульчики. Сейчас мы поговорим, откуда хлеб пришёл.

В : Много труда требуется, чтобы хлеб посеять и убрать, прежде чем он окажется у нас на столе в виде мягкого, душистого батона или хлеба.

В : Садитесь поудобние, спинки выпрямили, ножки поставили вмести.

В : Самые первые на поле выезжают, какие машины?/Показ иллюстрации/.

Д : Первыми на поле выезжают трактора.

В : Что тащат трактора за собой?

Д : Трактора тащат за собой плуг.

В : Какую работу выполняет трактор с плугом?

Д : Трактора пашут землю.

В : Повтори Булат, что делает, трактор с плугом?/Ребёнок повторяет предыдущей ответ/.

В : Раздаётся в поле шум. Это трактора плугами пашут мягкий чернозём. Поле вспахано, взборонено-трактора уже тащат по нему что?

Д : сеялки.

В : правильно сеялки, но кто мне скажет полным ответом. Что тащат трактора по полю?

В : Алия повтори.

Д : Трактора по полю тащат сеялки.

В : Из сеялки ровными рядами сыплется в землю отборное зерно. Это сеют нежную пшеницу. /Показ иллюстрации «Посев яровых».

Пройдёт немного время, покажутся колоски пшеницы. /Показ иллюстрации: «Пшеница»/.

В : Ребята, посмотрите у меня в руках сухие колосья пшеницы. Что у меня в руках?

Д : колосья пшеницы.

В : Какие усатые. Здесь домики, а в домиках живут зерна. Из одного зернышка вырастут домики зёрнышек. Посмотрите, в каждом домике зерно, а здесь их много. Хлебное зёрнышко-это чудо. В нём маленьком, слились тут силы: Солнца, Земли и человеческого труда.

В : Пшеничные колоски созрели теперь их надо убрать с поля. Ни днём ни ночью не уходят с полей хлеборобы во время сева и в дни уборки урожая. Есть у нас чудесные машины. Как они называются?

Д : Комбайны. / Показ иллюстрации «Комбайнёры».

В : Комбайны помогают хлеборобам. Только сама машина ничего не сделает, пока не поведёт её по хлебному полю, как корабль по морю, умелая и неутомимая рука комбайнёра.

Ребята, кто управляет комбайном?

Д : комбайном управляет комбайнёр.

В : Камиля повтори, кто управляет комбайном? /комбайном управляет комбайнёр/.

В : Ездит по полю комбайн, скашивает спелые колосья и тут же обмолачивает-отделяет от колосьев зерно. Рядом с комбайном ползёт грузовик с открытым кузовом. Наполнится кузов зерном, отъедет машина, а на её место уже следующая подъезжает. Всё зерно на грузовых машинах везут мельницу.

В : Да. На мельницу. А правильно говорят на элеватор. Давайте все вместе повторим это слово.

Д : Элеватор.

В : Значит, куда везут машины зерно?

Д : Машины зерно везут на элеватор.

В : На элеваторе, что происходит с зерном?

Д : Тут зерно превращается в муку.

В : Ну и это ещё не всё, хлеба ведь ещё нет. Только получилась мука. Муку везут на хлебозавод, где идёт работа дальше.

В : Теперь надо замесить тесто. Вы, наверное, все видели, как это делается, когда мама или бабушка пекли пирожки, пироги. Я вам сейчас покажу. В кастрюлю насыпаю муку, наливаю воду, добавляю сахар, соль и дрожжи. И пошла работа руками. Месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Сейчас я вам показала начало работы с мукой. Если эту работу довести до конца, то из него можно лепить всё, что хочешь, можно птичку. Можно зайца, а можно обычную булку.

В : Сейчас Миша прочитает стихотворение.

Каравай.

Я. Дягутите

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Чёрный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле!

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь,

Если лодырем стану.

Вот увидишь,

Тебе горевать не придёться

… Пусть не плачет мой хлеб

Пусть он только смеется!

В : Спасибо Миша. Понравилось вам стихотворение.

Д : Да.

В : Я хочу вам рассказать, что раньше не было пшеницы. И первым «хлебом» для человека были орехи, жёлуди дуба. Сначала жёлуди вымачивали, так как они горьки, а потом сушили, растирали между плоских камней в муку, из которой готовили лепёшки, кашу. Постепенно люди научились выращивать пшеницу. Много времени прошло с тех пор, много нужно было сделать открытий изобретений, чтобы получить хлеб. Современным хлебом человечество обязано Египту: греки и рем ляна впервые попробовали на берегах Нила, изумительный по вкусу мягкий и пористый хлеб. Где бы не появился человек, он первым делом распахивал землю и сеял зерно.

Физкультминутка.

Игра «Назови, со словом нет». /Учить образовывать существительные в родительном падеже/. Игра проводится с мячом, дети стоят кругом, воспитатель-всередине круга.

Пшеница – нет пшеницы.

Овёс - нет овса.

Сеялка – нет сеялки.

Каравай – нет каравая.

Зерно – нет зерна.

Колос – нет колоса.

Колосья – нет колосьев.

Комбайн – нет комбайнов.

Хлеб – нет хлеба.

Батон – нет батона.

Машина – нет машины.

Рожь – нет ржи.

Мука – нет муки.

В : Отгадай легко и быстр:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый

И бывает… подгорелый!

Д : Хлеб.

В : Молодцы, правильно! Сейчас мы поиграем в игру «Отгадай». Ребята, кто загадает загадку?

Д : Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

/ Хлеб/

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

/Колос/

Мнут и катают

В печи – закаляют.

А потом за столом

Нарезают ножом

/Хлеб/

В : В старину люди сочиняли заклички. Чтобы был хороший урожай пшеницы. Заклички нам прочитают Алмаз и Яна.

Д : Дождик, дождик, пуще –

Дай хлеба гуще!

Дождичек, росе, росе,

Хлебушек, расти, расти!

Мочи, мочи, дождь

На нашу рожь.

На бабушку пшеницу,

На дедушку ячмень

Поливай весь день.

В : По телевизору есть передача «Самый умный». Все наверно её видели Вот сейчас мы тоже поиграем в игру «Самый умный».

Поле, На котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.

Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное поле/.

Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.

Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.

Мука изо ржи. /Ржаная мука/.

Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.

Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.

В : Молодцы! Быстро, а самое главное правильно ответили на все мои вопросы.

В : Сейчас Максим прочитает нам стихотворение, которое называется «Рожь поспевает».

Рожь поспевает.

С. Жупанин.

На горе за рощей

Зреет хлеб хороший:

Зёрна наливаются

В ласковом тепле, Колоски тяжёлые

Наклонили головы

Благодарно кланяются

Матери – Земле.

В : Спасибо, Максим. Следующая игра «Родственные слова»

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

В : Я хочу, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение о хлебе.

На мельнице.

Поглядите, в мешках томится

Золотистая пшеница.

Ветер дует день и ночь,

Хочет мельнику помочь.

Станет всё зерно мукою.

Потечёт мука рекою.

Испекут нам из муки

Булки, плюшки, пирожки.

В : Молодцы, Алия! Спасибо!

В: Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

Ребята что я сказала?

Д : Пословицу.

В :А вы знаете пословицы о хлебе?

Д : Хлеб – всему голова.

Хлеб – наше богатство.

Много снега – много хлеба.

Без хлеба – половина обеда.

Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест.

Хлебушек ржаной – отец наш родной.

С хлебом русский человек – богатырь из века век.

Не трудиться, так и хлеба не добиться.

В : сегодня мы говорили о хлебе: загадавали загадки. Слушали стихи о хлебе, заклички, а сколько много пословиц мы услышали о хлебе. Теперь мы знаем откуда же берётся хлеб. А чтобы вы это запомнили, я приготовила для вас интересное задание.

На столе лежат конвертики, в них картинки; расположите картинки в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол. /Дети выполняют задание/.

В : Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Хочу закончить занятие о хлебе такими словами. А скажет их Рената.

Слава хлебу.

С. Погореловский.

Слава хлебу на столе!

В нём – здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Охраняло, берегло!

Используемая литература:

Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы. – М. , 2006 г.

Журнал «Книжки, нотки и игрушки – для Катюшки и Андрюшки». № 4

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Хлеб»

Цели:

Образовательные: закрепить знания детей, что хлеб - ценнейший продукт питания; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; подбирать слова-антонимы; закрепить словарь по данной теме.

Коррекционные: развивать мышление; развивать память, речь, внимание.

Воспитательные: воспитывать у детей уважение к хлебу и труду людей, его выращивающих;

Ход занятия

1.Организационный момент

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам - хлебом.

2. Беседа о хлебе

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О хлебе.)

Хлебные изделия не только полезны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, и он не приедается.

Какие пословицы Вы знаете о хлебе?

Хлеб - всему голова.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Что посеешь, то и пожнешь.

Пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес- это все зерновые культуры.

Воспитатель загадывает загадку: Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят. (Колос.) Воспитатель с детьми рассматривает колосья.

Из чего состоит колос? (Стебель, зерно, усики.)

Чем похожи колосья ржи и пшеницы? (Хлебные растения, растут в поле, из них делают хлеб.)

Чем отличаются эти колосья? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи - длинные. Из ржи получают муку темную, пекут черный ржаной хлеб, а из пшеничной муки пекут белый хлеб и булочки.)

Где растет хлеб? (В поле.)

- Пшеница бывает озимая и яровая. Озимую сеют осенью, яровую - весной.

Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы.)

- А теперь послушайте, как приходит к нам на стол хлеб.

Прежде чем попасть на стол, хлеб проходит долгий путь от поля до магазина.

На поле выращивают пшеницу и рожь. Из пшеницы обычно делают белый хлеб, из ржи - черный. Сами растения состоят из длинного стебля, листьев и колосков. Вот в колосках-то как раз и находится нужный для хлеба продукт - зерно. Зернышки сажают поздней осенью или ранней весной. Ближе к лету пшеница и рожь всходят, а к приходу осени созревают. Если за ними хорошо ухаживают, если им хватает солнышка и влаги, значит, урожай получится хорошим.

После созревания специальные машины - комбайны, собирают зерно с полей. Затем его нужно смолоть (измельчить). Это делается на мукомольных заводах. После полученную муку обязательно просеивают и расфасовывают по пакетам. Теперь самое время отвезти муку на хлебозавод.

На заводе в муку добавляют определенное количество дрожжей, перемешивают и дают постоять - «подняться», чтобы хлеб получился воздушным. Затем замешивают тесто: в поднявшуюся смесь добавляют соль, сахар, яйца. Все перемешивают, дают еще постоять. Потом режут, выкладывают на противни и - в печку.

Из печки хлеб достают ароматным и румяным, раскладывают по машинам и везут в разные концы города. Вот такой интересный и долгий путь - от колоска к караваю

3. Работа на индивидуальных карточках. «Расставь по порядку»

4. Физкультминутка

Едем в поле. Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали Подпрыгивают,

В яму заехали приседают,

Горки объехали делают повороты вправо и влево.

и на поле приехали.

5. «Какой? Какая?»

- А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой...

Один большой, а другой... и т.д. (толстый, длинный, полный, прямой).

Это большое поле, а маленькое - полюшко.

Это колос, а это маленький...(колосок)

Это пшеница, а это....(пшеничка)

Это кукуруза, а это....(кукурузка)

Это зерно, а это....(зернышко)

Это стебель, а это....(стебелек)

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)

Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)

6. Дидактическая игра: «Подбери слова»

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т.д.

7. «Отгадай, что это?»

Я загадала одно слово, а вы попробуйте отгадать, что это.

Ржаная – это лепешка или хлеб?

Ржаное - это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные - это пироги или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?

8. Грамматическая речевая игра «Придумай слово».

Задание 1 . Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? («хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как?

Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

9. Игра "Цепочка".

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

10. Итог занятия

- Как, вы думаете, надо относиться к хлебу? Почему? Воспитатель читает отрывок из стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»:

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!».

Похожие публикации