Рисунок на тему рукотворный мир. Как объяснить ребенку, что такое объекты природы и предметы рукотворного мира? Мир природы и рукотворный мир

Задачи:

Образовательная:

Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;

Подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.

Развивающая:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.

Воспитательная:

Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.

Демонстрационный материал. Презентация для детей «Интересные предметы». Картинки с изображением дерева и кисти руки; письмо и посылка от Буратино.

Раздаточный материал. Конверты с картинками природного и рукотворного мира; альбомные листы с символом рукотворного и природного мира; цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что к ним в сад приходил почтальон и принес посылку.

Чтобы посылку открыть нужно, отгадать загадку от кого она.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (ответ детей) Слайд 2

Воспитатель открывает посылку, в которой находятся конверты и письмо с заданиями от Буратино.

Задание 1. «Посмотрите и ответьте» (на экране появляется слайд 3) .

Что это? (ответы детей). Почему это природный мир? (ответы детей)

А это что? (слайд 4) Почему все это мы называем рукотворным миром? (ответы детей)

Задание 2. Д/и «На что похоже». Воспитатель называет (показывает слайд 5) объект рукотворного мира.

На кого похожа электричка? Что есть в природе похожее на этот объект? (Ответы детей) Слайд5

На кого похож подъемный кран? подводная лодка? (ответы детей) Слайды 6, 7

Что вам напоминает петушок? птица? стрекоза? (Ответы детей) Слайды 8, 9, 10

Физминутка "Хомка-хомка хомячок" Слайд 11

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответственные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать

(показываем, какой сильный) .

Задание 3. Д/и «Что лишнее? » Слайд 12, 13, 14, 15

Задание 4. Игровое упражнение «Разложи правильно». Воспитатель раздает детям конверты с картинками и просит разложить картинки на природный и рукотворный мир.

Пальчиковая игра «Дружба»

Задание 5. Детям раздают альбомные листы с символом (дерево или кисть руки). Слайд 16. Необходимо нарисовать рукотворный или природный объект.

Дети и воспитатель пишут письмо Буратино, в котором сообщают, что выполнили все его интересные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Интересные, удивительные предметы»

Задачи:

Образовательная:

Формировать представления детей о рукотворном и природном мире;

Подвести детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы.

Развивающая:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность.

Воспитательная:

Вызвать желание у детей исследовать и наблюдать мир природы.

Демонстрационный материал. Презентация для детей «Интересные предметы». Картинки с изображением дерева и кисти руки; письмо и посылка от Буратино.

Раздаточный материал. Конверты с картинками природного и рукотворного мира; альбомные листы с символом рукотворного и природного мира; цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что к ним в сад приходил почтальон и принес посылку.

Чтобы посылку открыть нужно, отгадать загадку от кого она.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? (ответ детей) Слайд 2

Воспитатель открывает посылку, в которой находятся конверты и письмо с заданиями от Буратино.

Задание 1. «Посмотрите и ответьте» (на экране появляется слайд 3) .

Что это? (ответы детей). Почему это природный мир? (ответы детей)

А это что? (слайд 4) Почему все это мы называем рукотворным миром? (ответы детей)

Задание 2. Д/и «На что похоже». Воспитатель называет (показывает слайд 5) объект рукотворного мира.

На кого похожа электричка? Что есть в природе похожее на этот объект? (Ответы детей) Слайд5

На кого похож подъемный кран? подводная лодка? (ответы детей) Слайды 6, 7

Что вам напоминает петушок? птица? стрекоза? (Ответы детей) Слайды 8, 9, 10

Физминутка "Хомка-хомка хомячок" Слайд 11

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответственные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать

(показываем, какой сильный) .

Задание 3. Д/и «Что лишнее? » Слайд 12, 13, 14, 15

Задание 4. Игровое упражнение «Разложи правильно». Воспитатель раздает детям конверты с картинками и просит разложить картинки на природный и рукотворный мир.

Пальчиковая игра «Дружба»

Задание 5. Детям раздают альбомные листы с символом (дерево или кисть руки). Слайд 16. Необходимо нарисовать рукотворный или природный объект.

Дети и воспитатель пишут письмо Буратино, в котором сообщают, что выполнили все его интересные задания.


Наталья Игоревна Костюкова

Тема : «Помогите Незнайке » .

Цель : побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Задачи :

Продолжать знакомить с предметами, необходимыми в быту;

Закреплять знания обобщающих слов;

Развивать навык определять материалы, из которых сделаны предметы.

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» , «Социально - коммуникативное развитие» .

Материалы и оборудование : картинки с изображением цветов и предметов одежды; один большой конверт и два маленьких конверта с условными символами : «рукотворный мир» - человек, «природный мир» - дерево; пенопластовая клумба.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, входит Незнайка здоровается с детьми.

Незнайка . Я пришел к вам в гости с подарком. Принес то, что выросло у меня в саду на клумбе. Они очень красивые, душистые. Что это? (Цветы) . Правильно, это цветы. Вот посмотрите. (Незнайка поочередно устанавливает на клумбу картинки с цветами, задавая вопросы : «Что это? Где растет? Это предмет, сделанный руками человека?» . Затем ошибочно ставит на клумбу картинку с изображением предмета одежды).

Незнайка . Вот какой еще красивый цветочек вырос у меня… Ой, что это такое?

Воспитатель. Ребята, давайте подскажем Незнайке : это цветок? (это не цветок) . Незнайка , наверное ты устал, давайте все вместе отдохнём.

Физкультминутка :

«Как у наших у ребят»

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат :

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают в ладошки :

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.

А потом вприсядочку

Пляшут дети рядышком.

Книзу-кверху, раз-два, раз-два-

Вот так пляшет детвора.

А как пустятся бежать-

Никому их не догнать.

Незнайка . А что это? Для чего это нужно? Откуда этот предмет появился? Это предмет природного мира? Как же мне положить предметы, чтобы опять не перепутать?

Воспитатель. Незнайка , давай будем раскладывать в конверт с деревом предметы природного мира, а в конверт с человеком – предметы, сделанные руками человека.

(все картинки дети раскладывают на две группы : рукотворный мир – одежда, природный мир – цветы).

Незнайка . Вот спасибо, ребята, как хорошо разделили, теперь я могу унести их с собой и больше не перепутать. Досвидания.

Используемая литература : Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий . - М.: Мозаика- синтез , 2009.- 64с.

Тема: Что такое рукотворный мир?

Цель : закрепить умение правильно называть предметы рукотворного мира; учить детей группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета) и понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека.

Ход занятия

Ребята, Незнайка прислал нам письмо:

«Дорогие ребята! Приехать к вам не могу. Напишите мне в письме, что такое «рукотворный мир».

Обратный адрес: Цветочный город, ул. Ромашковая, д. 5, Незнайке.

Да, трудное задание задал нам Незнайка. Трудное потому, что очень длинное письмо надо писать. Разве можно на одном листе бумаги написать, что такое «рукотворный мир»? Это нужен лист длиною в 1 километр.

Ребята, мы не будем писать такое длинное письмо. Предлагаю вам поехать к Незнайке в Цветочный город и рассказать ему о рукотворном мире. Кто готов отправиться в дорогу? (Дети соглашаются.) Для этого нужно нам собраться в далекое путешествие...

Детская игра «Собери рюкзак в дорогу» . На столе лежат карточки с изображением различных предметов. Дети выбирают и рассказывают, зачем нужны эти предметы.

Что мы возьмем с собой в дорогу? (Теплую одежду.)

Для чего нужна теплая одежда? (Чтобы не замерзнуть, спрятаться от дождя, от холода, не заболеть.)

Что еще возьмем с собой в дорогу? (Легкую одежду.)

Для чего нужна легкая одежда? (Вдруг в дороге будет жарко, душно, можно переодеться, чтобы было прохладно.)

Из чего сделана одежда? (Из различных видов ткани.) (Дети раскладывают карточки: брюки, свитер, рубашка, носки, футболка, шорты, платье, плащ и подбирают к ним карточки с изображением различных материалов: шерсть, шелк, хлопок, синтетика.)

Что еще понадобится нам в дороге? (Посуда: кастрюля, миска, чашка, тарелка, ложка и т.д.)

Для чего нужна посуда? (Есть, пить, варить обед.)

Из какого материала изготовлена посуда? (Из стекла, металла, пластмассы и т. д.)

Почему кастрюли делают из металла? (Прочные, удобные.)

Почему тарелки, чашки делают из стекла? (Из этого материала они получаются красивыми и легкими.)

Дети раскладывают карточки с изображением посуды.

Ребята, а если в дороге нас застанет дождь, что нам нужно взять в дорогу? (Резиновые сапоги, плащ, зонт.)

Из чего сделаны эти предметы? (Из искусственных тканей, которые получаются химическим путем: резина, полиэтилен и др.)

Ребята, дорога длинная, трудно в путешествии, когда устают ноги. Что мы должны взять с собой, чтобы удобно было ногам? (Обувь: ботинки, кроссовки, кеды, тапочки и т.д.)

Из какого материала шьют удобную обувь? (Из кожи.)

Дети раскладывают карточки с изображением обуви.

Ребята, как вы думаете, стоит ли брать в дорогу стулья, кровати, кресло, стол?

Дети выбирают карточки с изображением мебели. (Нет, в дороге не нужна мебель.)

А, может, без мебели вообще можно обойтись? (Нет, мебель придумали для удобства: сидеть, спать, складывать вещи в шкаф.)

Из какого материала изготавливают мебель? (Из дерева, из пластмассы, из металла и др.)

Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам в дороге такие предметы, как магнитофон, видеокамера, альбом, краски? (Конечно же, нужны. Магнитофон необходим: будем записывать песни, звуки, а потом слушать. Видеокамера - чтобы записать на пленку, как мы собирались, как ехали и все интересное по пути. Альбом и краски - чтобы нарисовать все увиденное и услышанное в окружающем мире.)

Дети раскладывают карточки с изображением видео- и аудиотехники, предметов изотворчества.

Рюкзак мы собрали, а теперь надо решить, на каком виде транспорта нам удобнее отправиться в дорогу. (Предложения детей)

Молодцы, вы вспомнили много видов транспорта. Но какой же удобнее? Давайте подумаем! Если мы полетим на самолете, то мы с высоты не увидим много интересного. Если поедем на велосипеде, у нас много вещей и ехать будем медленно. Если поплывем на корабле, то будем любоваться только морем. Самый подходящий транспорт - это поезд. Давайте придумаем модель нашего поезда и сами построим его.

Дети становятся изобретателями, рисуют модель, строят поезд.

Наш поезд готов, можно ехать.

Дети исполняют песню «Мы едем, едем, едем...»

А вот и Цветочный город. Вот улица Ромашковая, дом 5.

Здравствуй, Незнайка! Мы долго собирались в дорогу, ехали к тебе и все события записали на видеопленку. Вот что у нас получилось.

Воспитатель с детьми раскладывают карточки, рассказывают о предметах, о их назначении, показывают зарисовки пейзажей. И вдруг Незнайка радуется и говорит:

Теперь я понял: все, что вы мне показали, это и есть рукотворный мир. Это мир, созданный руками человека. Сколько вокруг сделано человеком интересного и полезного! Я все понял: человек творит руками всё то, что облегчает и улучшает его жизнь. Предметы нужны, чтобы питаться, одеваться, спать, ухаживать за собой, чтобы работать, отдыхать, учиться. Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что такое «рукотворный мир»!





3 Цель: Формирование представлений об истории создания предметного мира. Задачи: - учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета); - развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»); - расширять кругозор ребенка; - развивать способность прогнозировать будущее предметов; - воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.
























15 Наиболее эффективные методы и приемы эвристические, познавательные беседы; наблюдения; рассматривание картин, иллюстраций, ТСО; рассказ педагога; чтение художественной, познавательной литературы; создание специальных игровых проблемных ситуаций. элементарный анализ; метод моделирования и конструирования; метод вопросов; метод повторения (прямое применение знаний в сходной ситуации); решение логических задач; эксперименты и опыты.






18


19






22 Предметно – развивающая среда лаборатория «Почемучка», где дети проводят опыты и эксперименты с материалами для ознакомления с их свойствами; центр преобразования «Мастерилка», где собран природный, бросовый материал, ткань, бумага, изобразительные материалы: пластилин, проволока, клей. Здесь дети могут самостоятельно изготовлять поделки, постройки, композиции, игрушки. «Знайки» - это познавательная литература, наглядный материал для накопления опыта; «Игротека» - дидактические игры, подобранные в соответствии с возрастом по различны разделам.





30 Работа с родителями папки-передвижки: - «Моя подружка – игрушка», - «Учите, играя!», - «Пословицы о труде». индивидуальные консультации: - «Какие игрушки нужны детям», - «Организация и проведение дидактических игр с детьми», - «Из чего складывается трудолюбие?». родительские собрания: - «Развивающий предметный мир», - «Развитие творческих способностей ребенка», - «Круглый стол по итогам года». участие в проектной деятельности: - «создание костюмов – пошив русских сарафанов», - «Мой папа – солдат», - «День гения – Очумелые ручки». создание мини-музеев: - «Куклы наших бабушек», - «Прошлое осветительных приборов», - «Необычные свечи и подсвечники», - «Самолеты», «Машины».


31 МБДОУ «Детский сад 46» «Хрустальный башмачок» Пермский край, г.Краснокамск, ул. Садовая, 6 телефон: 8(34273) электронный адрес:

Лариса Соколова

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с предметным и социальным окружением.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности;

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих товарищей.

Развивающие:

Развивать умение определять обобщающее слово для группы предметов;

Обогащать словарный запас.

Обучающие:

Побуждать детей составлять рассказы о предмете с опорой на алгоритм (условные символы: материал, назначение, составные части, принадлежность к природному или рукотворному миру).

Материал: Микрофон; предметные картинки (пальто, рубашка, ботинки, сапоги, огурец, морковь, яблоко, груша, чайник, чашка, стол, стул); две карточки с условными символами: «рукотворный мир» - человек и «природный мир» – дерево, стол, 2 мольберта.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как у нас много в группе гостей, добрых, приветливых лиц. Поздороваемся и подарим им свои улыбки.

(Дети здороваются с гостями.)

Воспитатель: Становись скорее друг, в наш волшебный добрый круг.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Я улыбнусь и передам свою улыбку … (называю имя ребенка, стоящего справа) , он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне.

(Дети по очереди передают улыбки друг другу) . Спасибо. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе работает необычное радио. Послушайте важное сообщение.

Внимание, внимание! Сегодня во время перевозки потерялись разные предметы рукотворного и природного мира. Того, кто их найдет, просим отнести предметы в специально отведенное место: предметы рукотворного мира – к карточке с человеком, а предметы природного мира – к карточке с деревом.

Воспитатель: Ребята, вы ничего не находили? Давайте поищем у нас в группе. Если найдете какие-нибудь картинки, несите сюда.



(Дети находят картинки и садятся на стульчики).

Внимание, внимание! Кто нашел предмет из ткани, у которого есть воротник, рукава, пуговицы, карманы, необходимый для прогулок в холодную погоду?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением пальто, отвечает и показывает картинку.)


Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это пальто. Это одежда.) Отнеси одежду в нужное место.

Куда ты отнесешь одежду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сшил человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из дерева, у которого есть ножки, спинка, на нем можно сидеть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением стула, отвечает и показывает картинку).


Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это стул. Это мебель.) Отнеси мебель в нужное место.

Куда ты отнесешь мебель? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сделал человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из стекла, у которого есть ручка, из него можно пить?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением чашки, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это чашка. Это посуда.) Отнеси посуду в нужное место.

Куда ты отнесешь посуду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Ее сделал человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел круглый сладкий предмет который можно съесть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением яблока, отвечает и показывает картинку).


Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это яблоко. Это фрукт.) Отнеси фрукт в нужное место.

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел длинный сладкий предмет который можно съесть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением моркови, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это морковь. Это овощ.) Отнеси овощ в нужное место.

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из дерева, у которого есть ножки, за ним завтракают, обедают, ужинают?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением стола, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это стол. Это мебель.) Отнеси мебель в нужное место.


Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из стекла, у которого есть ручка, носик, крышка, в него наливают воду?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением чайника, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это чайник. Это посуда.) Отнеси посуду в нужное место.

Куда ты отнесешь посуду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Его сделал человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из ткани, у которого есть воротник, рукава, пуговицы, карманы, который носят мальчики, мужчины?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением рубашки, отвечает и показывает картинку).


Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это рубашка. Это одежда.) Отнеси одежду в нужное место.

Куда ты отнесешь одежду? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Ее сшил человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из кожи, который надевают на ноги?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением ботинок, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это ботинки. Это обувь.) Отнеси обувь в нужное место.

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел желтый сладкий предмет который можно съесть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением груши, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это груша. Это фрукт.) Отнеси фрукт в нужное место.

Куда ты отнесешь фрукт? (К карточке, на которой нарисовано дерево.) Почему? (Это предмет природного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет природного мира? (Его создала природа.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел длинный зеленый предмет который можно съесть?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением огурца, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это огурец. Это овощ.) Отнеси овощ в нужное место.

Куда ты отнесешь овощ? (К карточке, на которой нарисовано дерево.) Почему? (Это предмет природного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет природного мира? (Его создала природа.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Кто нашел предмет из кожи, у которого есть каблук, их надевают на ноги?

(Ребенок, который нашел картинку с изображением сапог, отвечает и показывает картинку).

Повтори, пожалуйста, как называется этот предмет. (Это сапоги. Это обувь.) Отнеси обувь в нужное место.

Куда ты отнесешь обувь? (К карточке, на которой нарисован человек.) Почему? (Это предмет рукотворного мира.) Почему ты думаешь, что это предмет рукотворного мира? (Их сшил человек.)

Воспитатель: Внимание, внимание! Все предметы рукотворного и природного мира найдены. Спасибо всем, кто нам в этом помог: Вере, Юле, Маше, Лизе, Толе, Юле, Маше, Лизе, Святославу, Ане, Кристине.

Радиопередача закончена. Всем спасибо.

Похожие публикации