Развитие познавательной сферы дошкольников родительское собрание. Родительское собрание на тему: «Познавательное развитие старших дошкольников

Ирина Мусурманова
Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ д/с № 56 «Искорка»

Протокол родительского собрания №2

Тема «Развитие познавательно – исследовательской

дошкольного возраста

Логопедическая группа старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Белочка» .

Воспитатели : Клапанюк С. П.

Мусурманова И. П

Протокол родительского собрания №2

Дата проведения :

Присутствовали : 9 человек.

Тема. «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего

дошкольного возраста . Воспитание любознательности средствами природы».

Цель : повышение педагогической компетенции родителей .

Форма проведения : круглый стол.

Повестка собрания :

1. Вступительное слово.

2. Развитие познавательно – исследовательской .

3. Анкеты для родителей .

4. Воспитание любознательности средствами природы.

5. Памятка для .

6. Разное.

1. Вступительное слово. Ирина Павловна поблагодарила родителей за оказанную помощь в проведении дня отрытых дверей и подготовке праздника «Соцветие» ; за постройку снежного городка; за совместное творчество с детьми, рисунки для оформление детского сада.

Познакомила с планом проведения родительского собрания .

1. По первому вопросу выступила Мусурманова И. П. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает познавательную (Приложение №1)

2. Анкета для родителей . (приложение №2) .

3. Клапанюк С. П. провела круглый стол на тему «Воспитание любознательности средствами природы» . (Приложение №3) .

4. Мусурманова И. П. познакомила присутствующих родителей с памяткой по развитию любознательности . (Приложение № 4) Памятки были предложены каждому родителю для работы дома .

5. Сильвия Павловна ответила на вопросы родителей .

Решение собрания :

1. Всем родителям стать активными участниками в создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности у детей .

Срок. Постоянно.

2. Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность дошкольников .

Срок. Постоянно.

3. Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка , отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?» ; за нестандартные вопросы.

Срок. Постоянно.

4. Для достижения положительных результатов в работе с детьми

ежедневно посещать детский сад.

Срок. Постоянно.

Приложение №1.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Китайская пословица гласит :

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Они познают его в игре , в труде, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. Игра и исследовательское поведение взаимно дополняют друг друга. Здесь дошкольник выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности , ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения. Наша задача – не пресекать эту деятельность , а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности , мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру , продуктивную деятельность , вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами , осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается .

Он выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности .

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый , он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие :

- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта : причинно-следственных, родо-видовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

- развитие восприятия , мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов :

Вопросы, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.» . В какую ситуацию попала галка);

Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения) ;

Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

Метод, стимулирующий детей к коммуникации : «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?» ;

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности , суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми , развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей , где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Таким образом, мы выстраиваем занятие так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель придерживался следующей последовательности этапов исследования :

Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями .

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами стали реальные события, происходящие данный период : яркие природные явления (например : листопад) и общественные события (например : предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем : внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?» ). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности .

Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.

Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта ;

Отработка различных приемов развития мысли ребенка : от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности , что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Приложение №2

Анкета для родителей :

1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка ? Если да, то какое?

4. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

Приложение №3.

Воспитание любознательности средствами природы. (Круглый стол) .

Скажите, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка?

Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребёнок был здоров и правильно развивался ?

(Ребёнок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой).

Влияние природы на ребёнка огромно. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции , обостряется восприятие и воображение.

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность , воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей , необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Что же такое любознательность? (высказывания родителей ) .

Любознательность-склонность к приобретению новых знаний, пытливость. («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

У некоторых детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью , их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Что же такое любопытство?

Любопытство-1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. 2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Ребенка интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе : то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к не знакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию , исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности .

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании ребенка, но также и о его творческих способностях.

Задают ли Вам дети вопросы? Какие?

Как Вы думаете, о чем говорят детские вопросы?

высоком уровне развития ребенка ) .

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир , обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.

Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать , но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

А. М. Горький писал : «Сказать ребенку на его вопрос : «Подожди, вырастешь-узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию.

Только ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности.

Быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребёнка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами .

Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Нужно помнить, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему» , тем лучше развит ребенок , тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучия в его развитии .

Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете Вы?

(Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Правильный ответ доставит ему удовольствие. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)

Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать , стараясь повышать уровень любознательности.

Какие факторы способствуют формированию любознательности дошкольника ?

Прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное , оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса.

Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. В процессе проведения опытов дети высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок , которые развивают наблюдательность , учат многогранно и образно воспринимать мир. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком (например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе).

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе . Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность , наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество.

Старайтесь , чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня . А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любимому делу, с которым он соприкоснётся.

Приложение №4.

Памятка для родителей по развитию любознательности .

Внимательно относитесь к детским вопросам.

Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы .

Научите его играть в шашки и шахматы.

Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.

Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.

Проводите постоянные прогулки на природу : в парк, сквер, к водоему, в лес.

Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.

Поощряйте экспериментирование детей .

Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Повестка дня:

  1. Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте – старший воспитатель.
  2. Характеристика возрастных возможностей – педагог-психолог.
  3. Родители – гиды на пути познания – воспитатель.
  4. Мини-анкетирование родителей.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр.

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Ребенок 4-6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, великий психолог Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду.

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.

Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.

При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

  1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.
  2. Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.

Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

  • Как и с кем они разговаривают;
  • Как относятся к людям, к работе, к животным;
  • Чем увлекаются, что любят и не любят;
  • О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

  • О чем говорят родители с детьми;
  • Как родители организуют режим детей;
  • Как и за что поощряют, наказывают;
  • Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

В нашем МДОУ работает команда специалистов, готовых помочь родителям в поисках методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

  1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
  2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
  3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
  4. Как ваш ребенок относится к книгам?
  5. Как часто вы читаете своему ребенку?
  6. Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?
  7. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Решение родительского собрания:

  1. Стараться создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.
  2. Поддерживать тесный контакт с педагогами группы по развитию познавательных способностей детей.
  3. Всегда отвечать на детские вопросы познавательного характера.
  4. Учитывать познавательные и интересы своих детей.
  5. Читать познавательную литературу.

Добрый вечер уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем родительском собрании, тема которого звучит так " Развитие познания дошкольников".

Давайте уважать друг друга и поставим свои телефона на беззвучный режим. Спасибо.

В любой момент к нам зайдет Любовь Ивановна со своей информацией, тогда прервемся и после ее выступления продолжим.

В начале собрание хотелось бы представить вам видео инсценировки сказки "Рукавичка", в которой участвовали наши дети.

(просмотр видео)

Вам понравилась сказка?

Так чему же учит эта сказка?

(Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства.) Развиваем доброту и взаимозаботу.

Давайте вместе построим такой дом:

Стук, стук, стук, стук

Раздается где-то звук.

Молоточками стучат

Строят домик для зверят.

Вот с такою крышей,

Вот с такими стенами,

Вот с такими окнами,

Вот с такою дверью,

Вот с таким замком!

Будем дружно жить мы в нем!!!

Молодцы!

А теперь вернемся к теме собрания "Развитие познания дошкольников" . Что же это такое? Это первостепенное условие формирования у детей потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность. Развитая познавательная деятельность свойственна и взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. А от сюда:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Каким должно быть это отношение? - познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать; - бережным - мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир; - созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту. Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны вспоминать возрастные особенности детей.

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей.

Развита активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы.
В данном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития.

А теперь поиграем в игру, которая называется «Ассоциации».

Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются с этим словом. (Дети, азарт, деятельность, игрушки, действия, роли, правила, куклы…)

Как говорила педагог Д.В.Менджерицкая (специалист в обл. дошкольного образования ): «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». «Игра – путь к познанию окружающего мира».

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т.д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные,дидактические,музыкальные,творческие,познавательные,театрализованные.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Неоконченный рассказ»

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения.
Даём начало рассказа. Необходимо продолжить и закончить рассказ. Участвуют несколько человек, которые по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке.

«Темнело. Шел нудный дождь. По улице шла старушка под большим зонтом. И вдруг…»
(ответы родителей). Молодцы!

Одни игры развивают мышление и кругозор, другие - ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.

Ваши дети посещают детский сад, где познают новое на занятиях проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Однако и вы не должны перекладывать с себя всю ответственность за общее развитие ребенка на педагогов детского сада. Мама и папа должны уделять ребенку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов.

А всё почему? Потому что вы родитель . Кто же такой родитель? Давайте подберем определение к каждой букве этого слова:

Р - решительный, радостный

О - Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый

Д - деловой, думающий, добрый

И - Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный

Т - Темпераментный, терпеливый, толерантный, талантливый

Е - Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь - Добрый, мягкий

Поэтому - просто гуляя с малышом и рассказывая об окружающем мире, отвечая на многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ребенку:

Что это? (машина)

А это что за машина? (грузовая)

Какого она цвета? (красная)

Какого размера? (большая, высокая, крупная)

Для чего она нужна? (перевозить груз)

Что она перевозит? (дрова, металл, мебель …)

Кто её водит? (водитель) и т.д.

Необходимо читать с ребенком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту и другие положительные качества, играть в развивающие игры. Водить в кружки, деятельность которых соответствует интересам и талантам ребенка: рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика, музыка и прочее. Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневные зарядки. Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе.

Дети должны понимать, что:

Мир, окружающий их полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
- мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь и охранять;

Мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.

В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. В 5 лет в основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание.

Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. Например, каждая прогулка у нас начинается с наблюдения за погодой. Описываем ее внешние показатели и сравниваем со вчерашними. Давайте с вами пронаблюдаем за сегодняшней погоде. (обсуждение)

Давайте немного отдохнём и проведем физ.мин.

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в фут бол играл.

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье я тихонько отдыхал.

Молодцы. Присаживайтесь.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!

Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

И вопрос вам, родители. Помните, во что играли вы в своём детстве? Какие познавательные игры были у вас? (выслушиваются ответы родителей)

Вы используете эти игры со своими детьми? (отв.род..)

А сейчас мы поиграем с вами.

Игра «Четвёртый лишний »:

Что лишнее?

  1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель - хвойное дерево)
  2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
  3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)

4) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

Игра "Люди и животные":

Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.

Продолжите фразы: Глупый, как… (утка). Хитрая, как., (лиса). Надутый, как… (индюк). Упрямый, как… (осел). Грязный, как… (поросенок).Небритый, как… (еж) Пучеглазый, как… (лягушка). Трещит, как… (сорока) Воркуют, как… (голубки). Порхает, как … (бабочка) . Молодцы!

При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование вас родителей. Просмотрев ваши анкеты, мы убедились в том, что вы уделяете внимание игровой деятельности детей. Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Давайте еще раз их озвучим - какие? (отв.род.)

На вопрос посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музеи, парки т.п. многие ответили, что редко. И это понятно, т.к. у нас в поселке мало подобных мест. Но есть выход - посетить это в других городах. Интерес к знакомству с такими заведениями необходимо развивать уже,в этом возрасте.

На вопрос про экспериментирование вы ответили, что дети любят работать с водой, песком, снегом. Это замечательно. Продолжайте знакомить их с новыми детскими экспериментами,которые вы можете найти в интернете.

Исходя из полученных результатов, можно предположить, что вы, родители,действительно стараетесь создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимаете участие в детских играх . Игры очень важны для каждого ребёнка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком, продавцом и т.д. Очень популярна и любима детьми сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни.

Совсем недавно я прошла курсы повышения квалификации по теме "Организация развивающих игр", где познакомилась с видео материалом педагога Елены Олеговны Смирновой, которая рассказывала про игру современных детей. Назвала игрой - тяжелый труд для детей, т.к.дети сегодня неправильно играют в сюжетные игры. На самом деле так и есть. Наблюдала такую картину - девочки нашей группы собрались играть в дочки-матери, определили роли, немного погуляли вместе, потом якобы вернулись домой, сели на диван, взяли игрушечные телефоны и начали играть в них. Эта и вся самостоятельная игра. И это не удивительно, т.к.придя домой они видят, что телефон и различные гаджеты являются главной вещью вашего обихода. Поэтому играя с детьми предлагайте им начало сюжета и дайте возможность импровизировать, время от времени контролируя.

Посещайте больше вместе детьми различные места: музеи, выставки, библиотеки, зоопарки, цирк и т.п. Заинтересовывайте их чем-то новым, пополняйте их знания, направляйте. Всегда показывайте,что тоже заинтересованы. Тем самым разовьете в своих детях познавательную активность, которая важна в будущей жизни!

Это что касается нашей темы про развитие познавательной активности.

Также хотелось бы напомнить вам о следующем:

1. Не нарушать режим дня в саду...не опаздывать. 8-00 УЖЕ БЫТЬ В САДУ!

2. Если вы не приходите в сад или задерживаетесь, заранее предупреждать нас об этом, когда выходите с больничного тоже говорить за день до выхода.

3. ЕСЛИ РЕБЁНКА ЗАБИРАЕТЕ НЕ ВЫ, ЗВОНИТЕ И ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЗАРАНЕЕ!!! НЕ СОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ДЕТЕЙ НЕ ОТДАЁМ, БЕЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ОТ ВАС!!!

4. Вовремя оплачивать квитанции об оплате, чтобы не было задолжностей.

5. Если вас просят принести что-либо, приносить без задержек. Если деньги-то под расчет!

6. Время от времени просматривать шкафчик своего ребенка и наводить там порядок. Не нужные вещи там не хранить.

7. Если берете вещи на стирку - приносите замену.

8. Одежда ребенка должна быть по размеру. Обувь тоже. Нужна спорт.обувь. (бел.футболки, черн.шорты, носочки). Пересмотрите вещи и обувь.

9. КГН _ умываться по утрам, ногти, уши.

10. Скоро будет утренник посвященный весеннему празднику. Наряд.

С этого учебного года в нашу работу внесли новую функцию - посещение детей на дому. Целью которого является наблюдение взаимоотношения взрослых и ребенка в домашних условиях. А так же его комната, игровое, рабочее место. Мы уже сходили в гости к Коржову А. и Минасян М. В этом месяце посетим Колтакову Н. и Грехова Г.

Последний семейное задание было изготовление новогодней поделки, с которой вы прекрасно справились.

Следующее задание будет - карточка с цифрой. (из пуговиц)

Их нужно принести до конца февраля.

На наших занятиях мы работаем в рабочих тетрадях, вы можете их посмотреть в конце собрания.

Закончить наше собрание хотелось бы цитатой Вашингтона Ирвинга: " Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга,который без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин."

Всем спасибо за внимание, если у кого-то есть вопросы, вы можете их задать.


Цель. Формирование представления родителей о развитии познавательных (психических) процессах детей 3-4 года жизни Задачи. 1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей. 2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 3-4 лет. 3. Показать на практике примерные задания для развития познавательных процессов детей 3-4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

во 2 младшей группе

Тема: «Развитие познавательных процессов»

МДОУ детский сад «Сказка» р.п. Дергачи

Воспитатели: Балдина Л.В.

Рыскова Л.М.

Дата проведения: 14.10.2016г.

Повестка собрания:

  1. Тренинг с родителями на тему «Развитие познавательных процессов».
  2. Выборы родительского комитета.
  3. Разное (родительская плата, попечительские взносы, одежда детей и обувь, предупреждение о заболеваемости, личные игрушки, деньги, таблетки не приносить).

Цель.

Формирование представления родителей о развитии познавательных (психических) процессах детей 3-4 года жизни

Задачи.

1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей .

2. Расширить знания родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 3-4 лет .

3. Показать на практике примерные задания для развития познавательных процессов детей 3-4 лет .

Родители постепенно подходят , звучит спокойная музыка.

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего – вы родители ,

А все остальное – потом!

Тренинговое упражнение «Клубочек». Воспитатель держит в руках клубочек и предлагает родителям немного рассказать о себе, о том, что они ждут от детского сада, какие пожелания воспитателям они хотели бы озвучить. Сначала воспитатели говорят о себе, наматывают на палец нитку и передают по кругу. В итоге, когда клубок возвращается к воспитателю, получается замкнутый круг.
Воспитатель 1 : Уважаемые родители. Посмотрите, мы с вами тесно связаны, и решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.

Ваши мечты осуществляться, если мы с вами будем работать в тесном контакте.

Мы работаем по программе «От рождения до школы», которая направлена на укрепление здоровья детей и всестороннее развитие подрастающей личности. А также перед нами стоят годовые задачи:

  1. Реализация образовательной области «Познавательное развитие».

Развитие познавательного интереса, интелектуально – творческого потенциала каждого ребенка через использования технологии проектирования, моделирования.

  1. Создание образовательных проектов совместно с родителями воспитанников детского сада, направленных на повышение педагогической компетентности родителей и решение вопросов образования и охраны здоровья детей.
  2. Построение образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих сотворчество взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; проектирование и внедрение в деятельность индивидуальных маршрутов развития детской одаренности.

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.

Игра «Каким я вижу своего ребенка»

Задача игры определить, каким хотели бы видеть своего ребенка родители в будущем . Для этого каждый из них подходит к заранее подготовленной ромашке, в центре ромашки надпись – «Я хочу, чтобы мой ребенок был…» . Ответы родители пишут на лепестках (имеется в виду развитие малыша , например, сообразительным, смышленым, активным, любознательным и т. д.).

Подведение итога :

Воспитатель. Посмотрите на нашу ромашку, чего же родители ожидают от своих детей?

Чтобы они стали: сообразительными, любознательными, умными, творческими, здоровыми и т.д.

Знания об окружающем мире и о себе ребенок получает благодаря познавательным психическим процессам , он усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи.

Слайд 4. « Развитие познавательных процессов в возрасте 3-4 лет ».

Именно о познавательных процессах пойдет речь на нашем мероприятии.

Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, внимание, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность.

Слайд 5 . Первым мы рассмотрим - Внимание - это процесс , при котором происходит отбор нужной информации и непринятие лишней. Внимание в 3-4 года непроизвольное.

Работа с родителями

Слайд 6. Рассмотрите внимательно картинку. Ответы записываются на листке. А теперь расскажите, что на ней изображено :

Кто сидит на плоту? Перечислите! (Вини Пух, Тигруля, пяточёк)

Сколько бревен в плоту? (8)

Что было у героев одето на голове? (пилотки, бандама)

Какого цвета майка у Вини Пуха? (Красного)

Что держит в лапах Тигруля? (Карта и подзорная труба)

Сколько было камышей на картинке? (два)

(После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов) .

Слайд 7 . Пустой (чтобы родители ни на что не отвлекались при ответах) .

Слайд 8. Посмотрите внимательно на другую картинку. Мальчику по имени Ваня приснился сон, в котором как мы видим, присутствовала очень много котят. Помогите сосчитать Вани всех котят. Сколько их? Ответ : 13 (кошка не считается) .

Слайд 9. Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Память, так же как и внимание в возрасте 3-4 лет, не произвольная. Развивается словесная память, в процессе активного освоения речи.

Предлагаю родителям снова всем встать в круг.

Игра «Запрещенное движение» . Родители повторяют за педагогом все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка, кто ошибается, тот садится.

Слайд 10. Мышление – это процесс установления связей между объектами и явлениями окружающего мира.

Работа с родителями

Игра «Что снаружи, что внутри?» Педагог называет пару предметов, а родители говорят , что может быть снаружи, а что - внутри. Дом – люстра - улица; книга – шкаф - картинки; сумка – кошелек - машина; кошелек – деньги - сумка; кастрюля – каша - кухня; аквариум – рыбы - спальня; будка – собака - улица.

Слайд 11. Восприятие – это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

В возрасте 3-4 лет используются простые сенсорные эталоны (геометрические формы, цвета) .

Игра «Волшебный мешочек» . Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «мешочке» .

Педагог предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое мешочка. Родители запускают руки и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения.

Слайд 12. Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Игра «Клякса» . Дополнительно : лист бумаги, кисточка и краски. Родители по очереди подходят к листу бумаги и рисуют по одной детали. Задача первого просто поставить «кляксу» . Следующие должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное.

Слайд 13 . Дети – это наше будущее и каким оно будет, зависит от нас. Развивайте своих малышей сейчас, дальше будут легко!


Светлана Бушуева
Родительское собрание «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома»

Родительское собрание на тему : «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду и дома »

Бушуева Светлана Николаевна

Г. Шадринск, МКДОУ №9

Цель : познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей , мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях .

Подготовительный этап : сбор информации к родительскому собранию , приглашение шеф-повара РЦ Колизей Бушуева В. Н. для проведения мастер-класса для родителей и детей , подготовка атрибутов для экспериментирования (фрукты, фрукты, нарезанные на кусочки, шпажки, салфетки, одноразовые перчатки, фартуки для детей).

Ход родительского собрания:

Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Поддьяков Н. Н. считал, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства , наряду с игрой, а может быть даже главнее, важнее игры.

Организуя условия для детского экспериментирования познанию познания мира .

Вместе со взрослым дети осуществляют опыты и поисковые действия, помогающие понять, например, связи между строением органа и его назначением (зачем растению корень) ; узнать, какие условия жизни нужны растениям и животным : располагать в разных местах по отношению к свету, потребность в определенных световых условиях. С помощью вопросов, обсуждения помогать детям лучше понимать связи между способом поведения живого существа и условиями среды обитания (Почему рыбка плавает? Почему воробей летает? Почему утенок плавает, а цыпленок нет).

Вовлекая детей в познавательные , практические ситуации в центре экспериментирования, педагог помогает им выявлять свойства воды, воздуха, снега, песка, почвы, камней, обсуждать полученные результаты.

Организуя условия для детского экспериментирования , используя метод проектов, моделирование и другие активные методы, воспитатель развивает интерес детей к познанию , умение выделять сходное и различное, помогает дошкольникам систематизировать и обобщить накопленный опыт чувственного познания мира .

В процессе познавательно-исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи , выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений : метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Предлагает детям размышлять о полученных маленьких «открытиях» .

Примерные темы для реализации опытно-экспериментальной деятельности :

«Звуки музыки» .

Цель : упражнять в сравнении звуков по разным свойствам, выделять сходство звучания по высоте в разных музыкальных инструментах, в разных регистрах, различать звуки по тембру, громкости, длительности.

«Занимательная геометрия» .

Цель : создавать условия для познания детьми структуры геометрических фигур, выделения сходства на основе структуры между подобными фигурами (например, треугольники прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, выделения отличий в сходных по структуре фигурах (четырехугольники - ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция) .

«Мои помощники - глаза, уши, нос, язык и руки» .

Цель : помочь старшим дошкольниками осознать возможности использования органов чувств для познания окружающего мира , установить связи между способами познания и познаваемыми свойствами и качествами предметов.

«Волшебные краски» .

Цель : помочь детям понять взаимосвязи цветов в спектре, развивать умение создавать на этой основе новые тона и оттенки цвета.

Для проведения опытов и экспериментов в группе создана «Лаборатория природы» , в которую входят :

Уголок природы (растения, аквариум с водой, календарь природы,

Уголок экспериментирования.

Это то место, где ребёнок может заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью . Одна из главных задач лаборатории природы - научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать, а самостоятельно ставить цели и находить решение. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной со взрослым деятельности (например, на занятии проводили опыт на изучение плавучести разных тел) . Вечером эти сведения дети ещё раз могут проверить самостоятельно в процессе опытной, экспериментальной деятельности в лаборатории природы. Опыты в лаборатории природы проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребёнка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов дети отражают в круговой дискуссии. Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал и что у кого получилось, анализируют полученные результаты. (Игры-эксперименты для совместной и самостоятельной деятельности в планы из программы «Детство » стр. 44 младший возраст, 133- средний возраст, 230-старший возраст).

Следует отметить, что несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома . Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, кухня, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ, о воздухе. Начните экспериментировать, и тогда один опыт повлечёт за собой другой, вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают.

А сейчас, уважаемые родители , мы проведем эксперимент «Узнай на вкус» вместе с детьми. Цель : Упражнять детей в определении вкуса фруктов.

Вам будут предложены кусочки фруктов, название которых вы должны определить по вкусу.

Ход эксперимента. На столе на подносе лежат фрукты, знакомые детям : яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка) . Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек фрукта и просит ребенка определить название фрукта на вкус. Затем находит фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Но кроме это из фруктов еще можно сделать веселое полезное угощение в виде фруктовых канапе и шашлычков, различных молочных коктейлей, а также оформить фруктовую тарелку для украшения праздничного стола.

Сейчас совместно с детьми и шеф-поваром РЦ Колизей Бушуевым Владимиром Николаевичем мы сделаем фруктовое канапе, а также научимся делать молочные коктейли, чтобы порадовать своих маленьких и любознательных детей. (выступление Бушуева В. Н.)

И наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы : Расскажи - и я забуду.

Покажи - и я запомню.

Дай попробовать - и я пойму.

Похожие публикации