Воспитание любознательности и познаватель­ных интересов. Консультация для родителей

Воспитание любознательности и познаватель­ных интересов

Становление речи.

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Ов­ладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих сло­вах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это зна­чит говорить про себя или вслух, а говорить - значит ду­мать. Слово - материальная оболочка мысли. При этом данный тезис справедлив в том случае, в случае если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета͵ который это слово обозна­чает. В случае если ребенок слышит в речи взрослых или сам исполь­зует слова, за которыми не стоят образы, мыслительной де­ятельности не происходит.

После того как ребенок овладевает речью, окружаю­щий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредствен­но видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте (слушает рассказ о полете в космос, о том, как жили люди в старину, и т. п.). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сло­во удваивает мир и позволяет ребенку мысленно опериро­вать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет гра­ницы его познавательной деятельности: он может пользо­ваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрос­лого, объяснение).

Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к ее выразительности, эмоци­ональности, связности.

На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение слова­ря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу; слушать собе­седника, стараться его понять, не перебивать; не переска­кивать с предмета на предмет и т. д.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. В свое время И.М.Сеченов говорил о прирожденном и ʼʼкрайне драгоценномʼʼ свойстве не­рвно-психической организации ребенка -безотчетном стремлении понимать окру­жающую жизнь. И. П. Павлов назвал это свойство рефлексом ʼʼчто такое?ʼʼ. Под влиянием данного рефлекса ребенок знакомится с качествами предметов, ус­танавливает новые для себя связи между ними. Предмет­ная ʼʼисследовательскаяʼʼ деятельность, свойственная ребен­ку раннего возраста͵ развивает и закрепляет познаватель­ное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимает­ся на новую качественную ступень. С помощью речи обоб­щаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на базе не­посредственного восприятия предметов, но и на базе пред­ставлений.

Меняется характер общения ребенка со взрослыми: зна­чительное место начинают занимать личностные и позна­вательные контакты. Общаясь с родителями, другими чле­нами семьи, педагогом, малыш приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.

Любознательность и познавательные интересы представ­ляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характери­зуется как особая форма познавательной активности, не­дифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельно­стью (С.Л.Рубинштейн, Д.П.Годовикова). Любознатель­ному ребенку хочется познавать, а что именно - не столь важно (в данном проявляется недифференцированность лю­бознательности).

Познавательный интерес проявляется в стрем­лении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о ка­чествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся меж­ду ними связи и отношения (Т. А. Куликова). Таким обра­зом, познавательный интерес отличается от любознатель­ности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познавательного интереса - актив­ная мыслительная деятельность. Под влиянием познава­тельного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положитель­ные эмоции - удивление, радость успеха - придают уверен­ность в своих силах.

Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельнос­ти. По этой причине взрослые должны обеспечивать условия для раз­вития такой деятельности. К примеру, ребенок интересуется транспортными средствами. Нужно приобрести для него со­ответствующие игрушки, мастерить с ним какие-нибудь мо­дели, помочь развернуть игру, время от времени принимать в ней участие. Для укрепления интереса следует поддержи­вать разговоры малыша на транспортную тему, вовлекать его в рисование и т. п. Успешная деятельность ребенка яв­ляется стимулом развития познавательных интересов.

Обладая огромной побудительной силой, любознатель­ность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит почитать, рассказать.

Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интере­сов. При этом исследования А.И.Сорокиной, М.М.Рубин­штейна выявили различные мотивы детских вопросов. Ав­торы делят вопросы на две группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим пере­живаниям, установить с ними контакт. К примеру, 4-лет­ний Саша спрашивает отца: ʼʼТы, когда был маленький, боялся ходить в темную комнату?ʼʼ Такие вопросы возни­кают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Οʜᴎ тре­буют особенно чуткого отношения взрослых: важно по­нять, что взволновало ребенка, вникнуть в его пережива­ния, успокоить.

В корне многих детских вопросов лежит познава­тельный мотив: дети задают их в силу своей любо­знательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стре­мятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных интересов служит разно­образный опыт ребенка. Вопросы возникают у него принепосредственном ознакомлении с какими-либо предмета­ми и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений. Пятилетний ребенок задает, к примеру, такие вопросы: ʼʼКак отличить хитрость от обмана?ʼʼ, ʼʼКуда звезды уходят с неба днем?ʼʼ, ʼʼЧто главнее для человека - мозг или сердце?ʼʼ, ʼʼПочему ночью на небе то луна, то месяц?ʼʼ

Что интересует дошкольников? Содержание детских воп­росов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной области знаний, которой бы ни касались вопросы детей. Дети спрашивают об окружающих их предметах, далеких планетах и космосœе, явлениях общественной жиз­ни, природе, происхождении человека и всœего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т.п. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослых стимулирует и его вопросы. Так, за последние пять лет российские дети стали много спрашивать о том, что связано с религией, цер­ковью, обрядами.

С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и ка­чества. Οʜᴎ задают вопросы типа где? кто? что? какой? К примеру, 3-летний Саша спрашивает: ʼʼЭто что? Это кни­га новая? Моя книга?ʼʼ

Детям более старшего возраста (4-4,5 года) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окру­жающем. Их вопросы направлены на уяснение связей, отно­шений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них ана­логии, общего и различного. Вопросы усложняются и выра­жаются в форме зачем? почему? Так, мальчик 4,5 лет спра­шивает: ʼʼПочему сажают одно зернышко, а вырастает це­лый колос? Зачем люди придумали атомную бомбу? Отчего облака движутся?ʼʼ Для детей 5-6 лет типичны цепи вопро­сов о каком-либо предмете или явлении: ʼʼКакие бывают молнии? Почему они разные? Почему от молнии может на­чаться пожар? А ты видела шаровую молнию? Какая она? Она сверкает?ʼʼ.

Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5,5 лет. По­чему в более старшем возрасте количество вопросов начи­нает уменьшаться? У ученых на данный счёт нет единого мне­ния. Одни считают, что у ребенка уже настолько развито мышление, что он стремится собственными силами найти ответ на возникающие вопросы. По мнению других, уменьшение числа вопросов связано с условиями воспитания и обучения: взрослые не поощряют любознательность детей, часто выражают неудовольствие по поводу их вопросов (ʼʼНадоели твои вопросы! Помолчи, ты уже большой, а всœе спрашиваешь и спрашиваешь!ʼʼ). В результате у ребенка раз­вивается представление, что задавать вопросы означает по­казывать свою неосведомленность.

Как отвечать на вопросы детей

В свое время А.М.Горький замечал, что умение тол­ково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Современная наука располагает данными, опираясь на которые педагог может овладеть этим искусством и по­ложительно воздействовать своими ответами на умствен­ное развитие дошкольников. Как же отвечать на вопро­сы ребенка?

Помните, что ребенок задает вопрос не всякому взрос­лому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано на­чинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важ­нейшее требование к ответам на детские вопросы - уважи­тельное, бережное отношение к ним.

- Вникните в мотив вопроса, постарайтесь понять, что побудило ребенка задать его. Часто вопрос по форме по­знавательный, но он служит для ребенка поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию.

На познавательный вопрос нужно отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности, а, напро­тив, разжечь из нее незатухающее пламя. А что гасит дет­скую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее тре­бование - краткость и определœенность ответа. Следует учи­тывать уровень умственного развития ребенка, обращать­ся к его жизненному опыту.

Не бойтесь, в случае если после вашего ответа не всœе будет по­нятно ребенку до конца. Что-то он уяснил, в чем-то ра­зобрался, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Как считает Н. Н. Поддьяков, именно не совсœем отчетливые знания оказывают су­щественное влияние на умственное развитие, порождая у ребенка гипотезы, сомнения, стимулируя его познаватель­ную активность.

Почаще задавайте ребенку встречные вопросы типа: ʼʼА ты как думаешь?ʼʼ, предлагайте подумать вместе, во­влекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилия­ми ищите ответ.

Не подавляйте ребенка ʼʼгрузомʼʼ своих знаний, не то­ропитесь с ответом. Помните, что вы должны дать до­школьнику представление о том, что в мире много источ­ников знаний, которыми ему предстоит овладеть. Пред­ложите вместе поискать ответ в книге, пользуйтесь для этого справочниками, научно-популярной литературой, которой в последние годы выходит очень много, в т.ч. и для детей. Отправляйте малыша за ответом к тому взрослому, который должна быть компетентен в данном вопросœе. Используйте личный опыт других воспитанни­ков группы для обмена мнениями, для коллективного по­иска ответа.

В случае если вопрос ребенка связан с недостатком знаний, со­здайте условия, чтобы пробел был ликвидирован. Для это­го можно организовать наблюдения или почитать ребенку подходящую книгу.

К сожалению, это требование часто не соблюдается, ког­да взрослые отвечают на такие сложные для детей вопро­сы, которые касаются происхождения людей, историческо­го прошлого. Взрослые не всœегда знают об особенностях формирования временных и пространственных представ­лений у дошкольников. В частности, дети не в состоянии понять временную протяженность многих событий, о ко­торых спрашивают. Учитывая это, достаточно ограничить­ся в ответе сообщением отдельных фактов об историчес­ком событии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ заинтересовало ребенка, не пытаясь при этом дать их хронологическую последовательность.

Помните, что в дошкольные годы опасно превратить ребенка во всœезнайку, которому кажется, что он обо всœем слышал, всœе усвоил, а на делœе просто много запомнил, но не понял. В результате у него снижаются острота и новизна восприятия знаний в последующие годы.

Воспитание любознательности и познаватель­ных интересов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Воспитание любознательности и познаватель­ных интересов" 2017, 2018.

Гайсина Люция Габдрахмановна, старший воспитатель
МАДОУ №106 «Забава», г. Набережные Челны, РТ

Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу? Во-первых, необходимо знать факторы, от которых зависит развитие любознательности. К ним относятся эмоциональное самочувствие ребенка, особенности его познавательного развития, среда, которая окружает ребенка дома (здесь имеется в виду игрушки, игры, книжки, а также стиль взаимодействия родителей с ребенком) .

Долгое время малыш не в состоянии ничего себе представить: игрушка, спрятанная у него на глазах, для него исчезает навсегда. Однако наступает пора, и все меняется. Ребенок начинает понимать, что спрятанная игрушка не исчезла. Это изменение означает, что мир для малыша удвоился: один стоит перед его глазами, дает о себе знать звуками, запахами, прикосновениями. Другой, внутренний, психический существует как представление, образ. Этот мир полностью принадлежит ребенку. Это рождение внутреннего мира приходится на возраст 3-4 года. Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений - огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. На этом этапе необходимо осторожно стимулировать познавательное развитие ребенка, не форсировать события, проявлять терпение, давать возможность ребенку заниматься привычными играми, делами. Что можно использовать для развития познавательной активности детей этого возраста? Необходимо увеличить доступную детям «территорию познания».

  • Это могут быть различные прогулки, на которых Вы рассматриваете окружающие предметы, наблюдаете за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле ит. д.) , побуждаете ребенка задавать вопросы, вопросы - это «выходы» познавательной активности (принимаете любые версии его ответов) . Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.
  • Хорошо, ели Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно на познавательные серии) .
  • Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили) : отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т. д.
  • Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим) . Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух - в будке: «Что здесь перепутано?»
  • Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком) . «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали») . Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?» (Варианты ответов - нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.) .

Появление представлений создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления. Ребенок 4-5 лет играет не только с кубиками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема - он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться. Возраст 4-5 лет - возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.

  • Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-разукрашки и т. д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления. Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно.
  • Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть - парк, гаражи, интересное дерево и т. д.
  • Использовать путаницы, нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.
  • Поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.

У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь (развитие пятилетнего ребенка как бы замедляется) . «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира - вот главное приобретение шестого года жизни. Ребенок начинает задумываться. Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т. д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуальные решения. Взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития, у него продолжает преобладать деятельность правого полушария. Это значит, что нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями. Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. (В нашем детском саду каждый родитель может поговорить об этом с педагогами, получить необходимые рекомендации) .

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

Игрушка - важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры, которые отвечают иногда неосознанным, но реальным и очень важным потребностям ребенка. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т. д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры - это элементы знаковой системы) . Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности) . Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения и пауки, мертвецы и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка, чувствительного к дисгармоничному. В таком состоянии трудно малышу быть исследователем и созидателем. Игрушки с заданной программой побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любознательности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.

Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.

«Воспитание любознательности у дошкольников»

МДОУ детский сад комбинированного

вида №20 «Ласточка»

воспитатель: Кошелева Л.А.

п. Запрудня 2013г.

Слайд 1 Сообщение темы консультации Слайд 2 Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Особый вид интереса - интерес к познанию или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у воспитанников постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Слайд 3 Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло. Слайд 4

Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интере с . И хотя их выделение является в значительной степени условным, наиболее характерные признаки каждого из них являются общепризнанными.

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. (не зря ФГОС взял это как один из ориентиров) Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. (пример щенка из «Кто сказал «мяу»?»)

Слайд 5

Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения (Т.Куликова). Познавательный интерес отличается от любознательности широтой захвата объектов, глубиной, избирательностью.Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственного или практического задания.

Теоретический интерес (четвёртый этап развития познавательного интереса) продиктован как стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и их использованием как инструмента познания. (школа и дальнейшая жизнь человека, степень его познания мира)

Ну а познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому педагоги и родители должны обеспечивать условия для развития такой деятельности. Например, подобрать соответствующие игрушки, помочь развернуть игру, время от времени участвовать в ней, поддерживать разговор ребенка на тему, привлекать к рисованию. Успешная деятельность ребенка является стимулом для развития познавательных интересов. Имея большую побудительную силу, любознательность и познавательный интерес заставляют детей активно стремиться к познанию, искать способы приобретения знаний. Ребенок часто спрашивает о том, что его волнует, просит прочитать, рассказать.

Слайд 6

Вопросы ребенка считали основной формой проявления любознательности, познавательных интересов .

Содержание детских вопросов разнообразно. По свидетельству психологов, нет ни одной сферы знаний, которой бы не касались вопросы детей. Так, за последние 5 лет дети стали много спрашивать о религии, церкви, обряды. С течением времени вопрос меняются по форме. Детей 2-3 лет интересует название предметов, их свойства и качества. Они задают вопросы вроде где?, Кто?, Что?, Какой? Детям 4-4,5 лет свойственна активная мыслительная трансформация впечатлений об окружающем мире. их вопросы направлены на выявление связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме почему?, Для чего? Для детей 5-6 лет часто задаваемые вопросы о предметах или явлениях. Пик вопросов приходится на возраст 4,5-5 лет. Почему количество вопросов уменьшается? Однозначного ответа ученые не могут дать. Одни считают, что у ребенка столь уж развито мышление, они пытается сами найти ответы на вопросы. По мнению других, уменьшение количества вопросов обусловлено условиями воспитания и обучения. Взрослые не стимулируют любознательность детей, в основном выражают недовольство по поводу их вопросов. В результате у ребенка возникает впечатление, что задавать вопрос - значит демонстрировать свое незнание.

Умение толково ответить на вопрос ребенка - большое искусство. Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей.

Слайд 7

Обращали ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Малыш рано начинает понимать, что папа, мама, бабушка, дедушка по-разному относятся к его вопросам.

Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно.

Слайд 8

Предложить педагогам поиграть в игру «Вопрос-ответ», ответить на 3 самых популярных вопроса детей.

Слайд 9

Таким образом, Отсюда следующие требования к ответам на детские вопросы.

1. Важнейшее требование - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.

(в конце встречи будут вручены педагогам памятки « Как отвечать на детские вопросы» )

Слайд 10

Представьте такую ситуацию. Мать с дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочка спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребёнка.
2. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?

2. Следующее требование - краткость, ясность, доступность ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника, опираться на его жизненный опыт.

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. (мой личный пример с шахматами?»)

3. Отвечая на детские вопросы, не стремитесь к исчерпывающим и полным ответам, ибо, как писал В. А. Сухомлинсий, «. под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность». Он советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал.

4. Отвечая на вопрос ребенка, побуждайте его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А ты как думаешь сам? »

Слайд 11

Находясь на прогулке в лесу, пятилетняя Леночка увидела красивую бабочку. Мама не знает,как она называется.
Обсуждение.

Слайд 12

Вывод: никогда не считайте постыдным то, чего вы ещё не знаете, можно предложить ребёнку совместно найти ответ в книге или в Интернете, или спросить у более компетентного в этом вопросе человека. (пример проектов)

Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей.

Дети любят экспериментировать.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Слайд 13 Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Загадки учат отыскивать сходство между отдаленными, внешне несходными вещами. Слайд 14 Дети сами с удовольствием могут придумывать загадки, опираясь на свой личный опыт. Посредством загадок развиваются у детей такие навыки как умение анализировать, сравнивать, выделять общие существенные признаки, речь, память, воображение. Слайд 15 Загадки с педагогами (огурец и репа). Слайд 16 Как мы уже отмечали выше, сейчас дети много знаний и информации получают через телевидение и компьютер. Компьютеры прочно вошли жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Интерес малыша с возрастом растет, он хочет сам прикоснуться к святыне. Добро или зло – этот компьютер? Слайд 17 Приобщая ребёнка к компьютеру, соблюдайте требования и правила, чтобы не нанести вред его здоровью. Слайд 18

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. (пример с семьёй Сихварт)

В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.

Консультация для родителей. Воспитание любознательности.
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.
Давайте вместе вспомним, когда вы играли с детьми в лото, домино, складывали пазлы.Можно ответить, что дети этого не просят, а можно вспомнить, сколько раз вы говорили, что вам некогда, иди посмотри телевизор.Все больше родители заняты.Дети начинают раньше взрослеть.Родители уже в средней группе(4-5) спрашивают, когда мы начнем изучать буквы. Кажется без знания букв ребенок вырастет неполноценным. . Хочется задать встречный: «Зачем ребенку буквы в 4 летнем возрасте?» Уверена, родители не скажут, чтобы читал, сидел тихо и с вопросами не приставал. Ребенок может рано научиться читать, будет со временем находить ответы на свои вопросы в книгах, не будет приставать к родителям. Дети в 6 лет не могут запомнить 4 строчки детского стихотворения, порядок месяцев, приметы времен года.О чем говорят родители с детьми? Чаще идут молча, думая о своем. Как важно по дороге с ребенком обращать внимание на все:первые зеленые листочки, одежда прохожих, щебет птиц. Придумывайте загадки с детьми, соревнуйтесь в счете машин. Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.
Дети должны постоянно задавать вопросы и знать, что мама с папой ответят и не будут отмалчиваться.Многие дети на вопрос: «Откуда ты это знаешь?»Отвечают, что смотрели телепередачу.
Как горят интересом глаза детей, когда рассказываешь им про деревья, о жизни растений, о природных явлениях. Чувствуешь себя волшебником при проведении опытов: таяние снега, закрашивание воды, смешивание воды с молоком,гуашью и маслом. Часто дети задают вопрос: «Откуда вы столько знаете?» Значит родители не знают ничего? Нет, просто не хватает времени, нет желания, оставляют разговор на потом. Пока дети не умеют читать, они стараются почерпнуть знания из того, что окружает их. Внимательно слушают, смотрят, спрашивают. Их все интересует. Они развивают свою фантазию, рассматривая рисунки в книге и объясняя их по своему.Не надо родителям исправлять рассказы детей грубо,высмеивать.Пофантазируйте с ними, тактично исправьте.Все насмешки взрослых делают детей неуверенными, скрытными,заставляют замкнуться, дети начинают стесняться фантазировать. Мы, взрослые, перестали сочинять сказки. Слишком рано мы стараемся сделать детей взрослыми, почти с 5 лет начинаем их готовить к школе. Детство –это миг в нашей жизни, а все остальное серьезное и трудовое время. Сейчас все больше родители боятся читать детям – разленится, разучится читать сам.А еще в 20 веке нам так часто читали и бабушка, и мама.Какая любовь, нежность была в их голосе. А потом они просили почитать им.Эти минуты остаются в памяти навсегда. Да, современные дети тянутся больше к компьютеру, игровым приставкам, к телефонам, к телевизорам.Но это взрослые подталкивают их с года жизни, а потом забывают о своих действиях, обвиняя во всем современные технологии.
Уважаемые Мамы и Папы, гуляйте больше с детьми, говорите им обо всем по нескольку раз, загадывайте загадки, считайте все, что видите,слушайте своих детей.Часто дети 6-7 лет не знают, где работают их родители.Не надо думать, что дошкольникам рано это знать, рассказывайте им про свою профессию, чем больше ребенок знает, тем увереннее он чувствует себя.
Мы разные - взрослые и дети, пока они нуждаются в нашем общении не надо их отталкивать, нужно отдавать им все свободное время.
Клишина Валентина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 189 г.Оренбурга.

Похожие публикации