Правила торговли для ип продовольственными и непродовольственными товарами. Ритейл по новым правилам: что изменилось в законе о торговле

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

2. Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именуется - договор).

3. Режим работы продавца - государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Режим работы продавца - организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.

4. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.

При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, медицинских изделий, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81, в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.07.2003 N 421, от 27.03.2007 N 185, от 04.10.2012 N 1007, от 05.01.2015 N 6, от 19.09.2015 N 994)

5. Продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.

7. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.

Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

9. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

10. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

Продавец - индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81; в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1465)

11. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

12. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007, от 23.12.2016 N 1465)

13. Продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны экспортера, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, - на основании разрешения уполномоченного органа.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения.

14. Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

15. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

16. Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).

17. При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации или условиями договора.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1007)

18. Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.

19. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

(п. 19 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2015 N 1406)

20. Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.

При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.

21. Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.

22. Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя.

Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.

Продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.

В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.

23. Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также к условиям доставки товара устанавливаются законодательством Российской Федерации.

24. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

25. При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.

Если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупателем, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в течение определенного договором срока могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от приобретения товара.

26. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.

Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным в настоящем пункте основаниям в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

27. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).

В отношении технически сложных товаров указанное требование покупателя подлежит удовлетворению согласно Перечню таких товаров, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, парфюмерно-косметические изделия, товары бытовой химии и другие товары), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

В случае предъявления покупателем требования об устранении продавцом недостатков товара длительного пользования или замены такого товара покупатель вправе одновременно потребовать предоставление ему на период ремонта или замены товара ненадлежащего качества аналогичного товара надлежащего качества, за исключением товаров по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на которые это требование не распространяется.

28. Продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах появления недостатков товара продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

29. Сроки удовлетворения продавцом требований покупателя, а также ответственность за нарушение этих сроков определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

30. Покупатель вправе предъявить указанные в пункте 27 настоящих Правил требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Если покупатель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки и др.), гарантийный срок исчисляется с даты устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара установить невозможно, гарантийный срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

Для сезонных товаров (одежда, меховые товары, обувь и другие товары) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения покупателей.

В случае если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

31. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81)

Утверждено: Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55

Летом 2016 года Президентом РФ были внесены поправки в законодательство о торговле, призванные ограничить «аппетиты» торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ меняет практику взимания сетями бонусов и создает более или менее сносные условия для ведения бизнеса. Специально для БУХ.1С закон проанализировал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .

Отношения торговых сетей и их поставщиков нельзя назвать в полной мере взаимовыгодными. Скорее, речь может идти о диктате продавцов над производителями и поставщиками, а не о равноправном партнерстве. Пользуясь заведомо более выигрышным положением на рынке, сети беспрепятственно навязывают свою ценовую и ассортиментную политику, особенно не считаясь с интересами контрагентов.

Под видом добровольных платежей поставщики вынуждены оплачивать из собственного кармана всевозможные премии, бонусы и прочие поборы за никому не нужные услуги, якобы оказываемые торговцами в пользу поставщиков. Например, услуги по продвижению товаров, услуги по подготовке, обработке, упаковке и размещению товаров на стеллажах и другие.

В итоге на полках оказывается товар не самых добросовестных и честных производителей, а тех, кто предложит магазину наибольший бонус. Чем выше размер вознаграждения – тем выше шанс продать свой товар. Главный, кто страдает от произвола сетей – это отечественный товаропроизводитель. Именно он часто остается не у дел, поскольку не только не может найти выходы на точки сбыта, но даже если и найдет - не может работать на тех драконовских условиях, которые они предлагают.

Дабы разрешить вышеописанную ситуацию, летом 2016 года Президентом РФ были внесены поправки в законодательство о торговле, призванные ограничить “аппетиты” торговых сетей и снизить издержки поставщиков и производителей. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ меняет практику взимания сетями бонусов и создает для поставщиков более или менее сносные условия для ведения бизнеса. Особенностью закона является то, что он старается не ущемить интересы ни той, ни другой стороны. Магазины продолжат взимать свои бонусы, а поставщики продолжат их уплачивать. Правда, в меньшем размере. Получается, что и волки сыты, и овцы целы.

Что изменилось

Закон устанавливает, что торговая сеть может брать с поставщиков вознаграждение , но с рядом ограничений. Название этого узаконенного бонуса – вознаграждение за приобретение у поставщика определенного количества продовольственных товаров.

Точный размер бонуса подлежит обязательному согласованию сторонами договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Причем совокупный размер всевозможных бонусов законодатель ограничил.

Кстати, вознаграждение за приобретение товаров теперь включает в себя и бонус за их продвижение на рынке. Общая величина бонуса не может превышать 5% от стоимости приобретаемых товаров (часть 4 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности»). Сюда же относится оплата всех логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке продовольствия, приданию ему товарного вида и других подобных услуг. Не учитывается только сумма НДС и акциза. Напомним, по ранее действующим правилам, максимальный размер ретро-бонуса (за приобретение определенного количества товаров) составлял 10% от цены продукции. Причем величина других бонусов вообще не была регламентирована. Таким образом, поборы с поставщиков уменьшились даже не в два раза, а более.

В целях недопущения злоупотреблений со стороны сетей поправки дополняют закон о торговле нормой, раскрывающей содержание услуг по продвижению товаров (пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ). Под ними понимаются реклама товаров в буклетах, СМИ и т.д., осуществление их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовка отчетности, содержащей информацию об этих товарах. Такие услуги включаются в общий пятипроцентный бонус и не оплачиваются сверх данной суммы.

Все прочие выплаты торговым сетям, как бы они не назывались, и на каком бы основании не взимались, теперь прямо запрещаются. Конкретно закон запрещает торговым сетям:

  • взимать плату за право поставок продовольственных товаров в магазины;
  • устанавливать себе вознаграждение за изменение ассортимента продовольственных товаров;
  • взимать плату в счет погашения расходов, не связанных с исполнением договора поставки товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
  • возмещать за счет поставщиков расходы в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары (кроме случаев, когда утрата и повреждение произошли по вине самого поставщика).

Совершение магазинами действий по незаконному взиманию платы и возмещению расходов за счет поставщиков повлечет наложение административного штрафа. Должностные лица (менеджеры, ответственные за заключение и исполнение сделок) будут оштрафованы на сумму от 20 до 50 тысяч рублей. Сами магазины понесут ответственность в виде штрафа в размере от одного 1 до 5 миллионов рублей.

Не получится теперь и уйти от ответственности на том основании, что нарушающий субъект, якобы, не относится к торговой сети. Ранее такая возможность существовала, например, когда владельцами магазина являлись сразу несколько организаций. Теперь для ее исключения статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ конкретизирует и расширяет понятие торговой сети.

Под ней сейчас понимается совокупность двух и более торговых объектов, принадлежащих хозяйствующему субъекту или нескольким субъектам, которые образуют одну группу лиц. Также к сетям отнесены объекты, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Другим ограничением для ритейлеров явилось ограничение сроков оплаты поставленных товаров . Закон устанавливает точные сроки оплаты с учетом срока годности продовольствия. Это сделано с целью пресечения широко практикуемой сейчас возможности беспроцентного кредитования сетей. Например, когда товар отгружается на склады в начале года, а оплачивается только в середине. Или по мере реализации, полной или частичной.

В соответствии с новыми правилами продтовары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее, чем 8 рабочих дней. Продукция со сроком годности от 10 до 30 дней включительно подлежит оплате в срок не позднее 25 календарных дней. Для продовольствия со сроком годности свыше 30 дней и алкогольной продукции крайний срок оплаты - 40 календарных дней.

Эти сроки исчисляются со дня доставки товаров в торговую сеть. Не позднее трех рабочих дней после этого поставщик обязан будет передать документы, относящиеся к поставкам, а торговая сеть обязана их принять.

Также торговым сетям запретили заключать для осуществления торговой деятельности договоры, по которым товар передается для реализации третьему лицу без перехода к нему права собственности на этот товар. В данной сфере запрещаются следующие виды договоров:

  • договор комиссии,
  • договор поручения
  • агентский договор.

Нарушение этого запрета грозит штрафом. Штраф накладывается на должностных лиц в размере от 10 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 4,5 млн рублей.

Одновременно устанавливается запрет на навязывание поставщикам невыгодных условий сделок. Например, под непосредственный запрет попали следующие условия заключаемых сделок:

  • условия о невозможности заключения договоров поставки товаров с другими оптовиками;
  • об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на более выгодных условиях, по сравнению с другими покупателями;
  • о возврате непроданных товаров;
  • о дискриминационном снижении поставщиками стоимости продовольственных товаров;
  • о предоставлении сведений о заключаемых договорах поставки с другими хозяйствующими субъектами;
  • все прочие условия, прямо не относящиеся к предмету договоров.

В том случае, если подобные условия все же были включены в текст договора, они признаются недействующими в соответствующей части с момента совершения сделки.

Поправки увеличили срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о госрегулировании торговой деятельности. Срок увеличен до 1 года. За это время, как полагают законодатели, сети и их поставщиков вполне реально привлечь к ответственности за нарушение антимонопольных правил. Напомним, ранее срок давности по таким нарушениям составлял 2 месяца.

Дополнительной гарантией соблюдения прав поставщиков является расширение полномочий Федеральной антимонопольной службы России . До этого на нее возлагался лишь контроль за соблюдением требований и запретов антимонопольного законодательства. Теперь же служба станет проводить проверки по фактам навязывания поставщикам продовольствия кабальных условий сделок. Подтверждение в ходе проверки подобного факта будет являться основанием для привлечения торговой сети к ответственности в виде штрафа. Также в обязанности ФАС вменяется создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей.

Чего ожидать ритейлерам, их поставщикам и потребителям

Закон заработал с 15 июля 2016 года. С этого времени все вновь заключаемые ритейлерами со своими поставщиками договоры должны соответствовать новым требованиям. Одновременно сохраняют свою силу условия договоров поставки, которые были заключены до вступления закона в силу. Но если стороны до 1 января 2017 года не приведут их в соответствие с новым законодательством, то такие договоры будут признаваться утратившими силу.

Как полагают законодатели, реализация этих поправок на практике сыграет на руку не только отечественным производителям, которые смогут вложить сэкономленные на бонусах средства в развитие бизнеса, но и конечным потребителям. В теории снижение издержек на поборы сетевиков вполне естественным образом может привести к снижению стоимости продовольствия.

Однако, скептики полагают иначе. Закон предлагает меры по защите только поставщиков и производителей. О потребителях он ничего не говорит. Никаких действенных препятствий для повышения розничных цен новые правила не содержат. И если поставщики действительно смогут отстоять свое право на уменьшенные бонусы в суде, или, скажем, в антимонопольной службе, то покупатели никаких преимуществ по сравнению с прежним порядком не получают. Напротив, велика вероятность того, что выпадающие доходы сетей теперь будут компенсированы как раз за счет конечных потребителей.

ЕГАИС, «умные кассы», новые отчеты - к этим и другим новшествам, вступившим в силу с первых чисел января, власти готовили ритейл заранее. Подробности об основных изменениях в сфере торговли и общепита, читайте в статье Петербургского правового портала.

Предпринимателям, работающим в сфере торговли, в этом году придется немало потратиться. Начиная с 1 января 2016 года, им необходимо подключиться к ЕГАИС, позаботиться о закупке контрольно-кассовой техники нового поколения, перейти на новые санитарные правила. Власть, правда, дает бизнесу некоторые поблажки, предоставляя отсрочки по наказаниям и налоговые вычеты.

Статистический отчет об объемах торговли

() До 5 февраля 2016 года микропредприятиям в сфере торговли необходимо сдать специальный в Росстат «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия». Согласно приказу ведомства, отчитываться по новой форме необходимо всем организациям торговли, в том числе реализующим автотранспортные средства, мотоциклы, их узлы и принадлежности, моторное топливо. В то же время физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сдавать такой отчет не должны. Микроорганизациям позволено передавать статистическую информацию в электронном и в бумажном варианте. При этом за несдачу отчета экономическому агенту грозит штраф от 20 до 150 тысяч рублей по статье 13.19 КоАП РФ .

Отчет и уплата налога на коммерческую недвижимость

() В 2016 году налогоплательщики, которые платят налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, обязаны отчитываться перед налоговиками по итогам первого, второго и третьего квартала календарного года. Это предусмотрено поправками в . При этом правила отчетности могут быть отменены по решению властей в каждом конкретном субъекте. Поэтому не исключено, что не всем предпринимателям придется отчитывать перед ИФНС каждые три месяца. Кроме того, как ранее Федеральная налоговая служба, по итогам 2016 года налог на имущество с объектов недвижимости торгово-офисного назначения, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости, придется платить не только собственникам таких объектов, но и организациям, владеющим ими на праве хозяйственного ведения.

Санитарные требования к продуктовым магазинам и кафе

() В 2016 году Роспотребнадзор готовится ввести новые санитарные требования к организациям торговли, реализующим пищевую продукцию. Они заменят пока еще действующие Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли, выпущенные в 2001 году и отредактированные в 2007-ом. Согласно , новые нормы станут обязательными для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых реализацией продуктов питания через магазины, склады, ярмарки, рынки и иные объекты. Причем переходный период для вступления их в силу, пока не запланирован. Среди новшеств от Роспотребнадзора – запрет на размещение в общих складских помещениях непродовольственных товаров и пищевой продукции. Аналогичное требование заработает и для объектов торговли: продавать в одном торговом зале продукты питания и иные товары запретят. Кроме того, все кулинарные изделия должны будут продаваться в упаковке, а пищевые продукты не разрешат паковать под вакуумом. Одновременно вводится запрет на реализацию яиц в отделах, где размещены неупакованные продукты, готовые к употреблению. Еще одно новшество: сотрудникам магазинов и кафе не разрешат больше самостоятельно нарезать торты и продавать их порционно. Обсуждаемые санитарно-эпидемиологические нормы также предусматривают некоторые новые требования к помещениям, где принимаются, хранятся и реализуются пищевые продукты.

Присоединение к ЕГАИС

() Согласно действующей редакции закона № 171-ФЗ о регулировании производства и оборота алкогольсодержащей продукции, с 1 января 2016 года к единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) должны присоединиться:
  • организации, производящие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху (кроме тех, ежегодные объемы производства у которых не превышают 300 тыс. дал указанной продукции);
  • организации, осуществляющие закупки, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также алкоголя для последующей розничной продажи.
[М=134776] Для этого к началу года экономическим агентам необходимо было закупить специальные технические средства фиксации и передачи информации. Подробности о том, какое именно оборудование позволит предпринимателям своевременно и в полном объеме отчитываться перед государством, представлены на официальном сайте системы egais.ru. В связи с расширением списка пользователей ЕГАИС накануне нового года правительство обновило правила функционирования этой системы, а также уточнило, какую информацию необходимо передавать в Росалкогольрегулирование. Так, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи для их последующей розничной продажи, обязаны передавать следующие сведения:
  • данные о налогоплательщике, в том числе ИНН;
  • наименование, вид и код (по классификатору) закупаемой продукции;
  • информацию, содержащуюся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной или к таможенной декларации;
  • номера, даты и время представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об организации/ИП, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции;
  • сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес);
  • данные об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию;
  • сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.
Поскольку розничные продавцы алкогольной продукции отчитываются только по закупкам, а государство хочет усовершенствовать контроль за всем ее оборотом, Росалкогольрегулирование ввело с 1 января 2016 года новую форму журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Этот документ необходимо заполнять организациям и ИП, продающим пиво, сидр, пуаре, медовуху, алкогольную и/или спиртосодержащую продукцию. Сам журнал можно вести в бумажном либо электронном виде, но сведения в него следует заносить не позднее следующего дня после реализации каждой единицы потребительской тары (упаковки) либо по факту вскрытия транспортной тары, используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю. О сроках и периодичности сдачи этого журнала ни в одном законодательном акте пока не сказано. Однако, в своих разъяснениях Росалкогольрегулирование уточняло, что данные из него налогоплательщики должны использовать при заполнении «алкогольных» деклараций, которые сдаются ежеквартально. При этом у инспекторов есть право контролировать порядок ведения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также применять санкции при несоблюдении требований либо отсутствии этого документа. Согласно статье 14.19 КоАП РФ , за нарушение порядка учета продажи спиртных напитков должностных лиц могут оштрафовать на 10-15 тысяч рублей, а юридических – на 150 – 200 тысяч рублей. [М=135018] Что касается штрафов за неподключение к самой ЕГАИС, пункт 4 статьи 2 закона № 182-ФЗ гласит, что за непередачу сведений в нее до 1 июля 2016 года индивидуальных предпринимателей и организации наказывать не будут. Фактически законодатели дали бизнесу отсрочку на полгода для того, чтобы они привыкли к новым требованиям и научились взаимодействовать с системой. Кроме того, в Росалкогольрегулировании , что до 31 марта 2016 года не будут штрафовать организации и ИП за отсутствие необходимого оборудования и соответствующего программного обеспечения.

Новые форматы ценников

() Согласно обновленной редакции постановления правительства о правилах продажи отдельных видов товаров меняются требования к ценникам. Теперь вместе с традиционными бумажными ценниками в магазинах разрешается использовать и электронные, в том числе в виде любых визуально доступных носителей информации – бегущих строк, световых табло, стендов, грифельных досок. В то же время чиновники , чтобы при разносной торговле продавец (его представитель) мог представить прейскурант с указанием наименований и цен на все реализуемые товары.

Доля иностранных работников

() В конце 2015 года правительство выпустило постановление , согласно которому ограничивается доля иностранных работников, которые имеют право работать в сфере торговли. При этом никаких изменений в государственной политике не наблюдается. Как и в 2015 году, в 2016-ом доля иностранных работников не должна превышать 15% общей численности работников, торгующих алкогольными напитками (включая пиво) и табачными изделиями в специализированных магазинах. По-прежнему продавать лекарства в аптеках, а также работать на рынках и в нестационарных торговых объектах иностранным гражданам запрещается.

Рынки в капитальных сооружениях

() С 1 января 2016 года все сельскохозяйственные рынки и сельскохозяйственные кооперативные рынки, работающие в городах с численностью населения свыше 1 миллиона человек, должны «переехать» в капитальные здания и строения. Согласно поправкам к закону о розничных рынках, их расположение во временных сооружениях с начала этого года запрещено. Кроме того, с 1 января управляющие сельскохозяйственными рынками должны оборудовать торговые площади с соблюдением архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил.

Переход на «умные» кассы

() На протяжении всего прошлого года чиновники обсуждали, как наиболее безболезненно перейти на контрольно-кассовую технику нового поколения, оборудованную онлайн-передатчиком информации о совершенных операциях. в декабре о поэтапном переходе на «умные кассы», правительство недавно внесло в Госдуму законопроект , по которому в 2016 г. установка аппаратов, передающих информацию об операциях в реальном режиме, станет делом добровольным. Но уже с февраля 2017 г. предпринимателей могут обязать устанавливать фискальные накопители нового образца. Также через год им придется осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. Новые правила для всех экономических агентов, по закону обязанных пользоваться ККТ, в полной мере заработают уже с 1 июля 2017 года. [М=135052] А к 1 июля 2018 года чиновники собираются перевести на обязательное использование ККТ индивидуальных предпринимателей, применяющий патентную систему налогообложения. С указанной даты им, согласно законопроекту, будет запрещено осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В этом же законопроекте уточняется, что от обязательного применения ККТ освободят следующие виды деятельности:
  • продажу газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота;
  • продажу ценных бумаг;
  • продажу проездных документов (билетов) и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечение питанием учащихся и работников образовательных организаций;
  • торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся здесь торговых точек (магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автофургонов;
  • разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;
  • продажу в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в утвержденном ассортименте;
  • торговлю в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговлю из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • торговлю вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • реализацию предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях;
  • продажу по номинальной стоимости почтовых марок и иных знаков, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Не исключено, что в ходе обсуждения депутаты еще изменят предложенные правительством нормы. Кроме того, им предстоит законодательно утвердить размер налогового вычета на компенсацию расходов предпринимателей на закупку и установку новых касс. По некоторым , он может составить 18 тысяч рублей. Пока власть решает вопросы, связанные с распространением «умных касс» по всей стране, правительство продлило проведение эксперимента, в рамках которого данные о проводимых операциях передаются налоговым органам в электронном виде. Согласно постановлению N 1402 , участникам этого проекта разрешается применять имеющуюся в их распоряжении технику до 31 декабря 2016 года включительно. Несмотря на некоторые поблажки со стороны государства, предпринимателям, работающим в сфере торговли, в этом году делать бизнес будет непросто. Их положение усугубится, если депутаты во время весенне-летней сессии утвердят новые правила для торговцев, по которым сократится количество дней для оплаты поставленных товаров, снизятся ретро-бонусы, а контроль за торговыми сетями ужесточится. Не исключено, что власть примет и другие «жесткие» меры – изменит время продажи алкоголя, запретит продавать сигареты в определенные часы, откажется от круглосуточных магазинов, расположенных в помещениях, где раньше располагались квартиры. Как бы ни менялись события, читатели Петербургского правового портала узнают о них из первоисточников.

Правила торговли. Санкции (постановление Правительства РФ) с дополнениями и изменениями на 2018 год

© Оформление ООО «Издательство АСТ», 2018

Постановление Правительства Российской Федерации
от 19 января 1998 г. № 55

Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации

(в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104, от 06.02.2002 № 81 (ред. 23.05.2006), от 12.07.2003 № 421, от 01.02.2005 № 49, от 08.02.2006 № 80, от 15.12.2006 № 770, от 27.032007 № 185, от 27.01.2009 № 50, от 21.08.2012 № 842, от 04.10.2012 № 1007, от 05.01.2015 № 6, от 19.09.2015 № 994, от 23.12.2015 № 1406, от 23.12.2016 № 1465)

В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила продажи отдельных видов товаров;

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. № 995 «О Правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 43, ст. 4092);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 109 «Об утверждении Правил продажи новых автомототранспортных средств» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 601);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. № 553 «Об утверждении Правил продажи меховых товаров» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 7, ст. 762); постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня

г. № 684 «Об утверждении Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 9, ст. 1006);

г. № 169 «Об утверждении Правил продажи товаров по заказам и на дому у покупателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 9, ст. 761);

№ 595 «О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 21, ст. 2517).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Правила продажи отдельных видов товаров

(в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104, от 06.02.2002 № 81 (ред.23.05.2006), от 12.07.2003 № 421, от 01.02.2005 № 49, от 08.02.2006 № 80, от 15.12.2006 № 770, от 27.03.2007 № 185, от 27.01.2009 № 50, от 21.08.2012 № 842, от 04.10.2012 № 1007, от 05.01.2015 № 6, от 19.09.2015 № 994, от 23.12.2015 № 1406, от 23.12.2016 № 1465)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

2. Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именуется – договор).

3. Режим работы продавца – государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Режим работы продавца – организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.

4. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.

При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется – разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, медицинских изделий, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

(абзац введен постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81, в ред. постановлений Правительства РФ от 12.07.2003 № 421, от 27.03.2007 № 185, от 04.10.2012 № 1007, от 05.01.2015 № 6, от 19.09.2015 № 994)

5. Продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 5 в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.

7. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.

Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

9. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

10. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

(абзац введен постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81; в ред. постановления Правительства РФ от 23.12.2016 № 1465)

11. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – наименование страны происхождения товара;

сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

сведения об основных потребительских свойствах товара; сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита – размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

(п. 11 в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

12. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

(в ред. постановлений Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007, от 23.12.2016 № 1465)

13. Продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны экспортера, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, – на основании разрешения уполномоченного органа.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения.

14. Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

15. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

16. Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).

17. При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации или условиями договора.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

18. Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.

19. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

(п. 19 в ред. постановления Правительства РФ от 23.12.2015 № 1406)

20. Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.

При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.

(абзац введен постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

21. Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.

22. Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя.

Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.

Продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.

В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.

23. Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также к условиям доставки товара устанавливаются законодательством Российской Федерации.

24. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

25. При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.

Если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупателем, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в течение определенного договором срока могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от приобретения товара.

26. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.

Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным в настоящем пункте основаниям в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

27. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).

Многие владельцы бизнеса в России выбирают в качестве основного направления деятельности – реализацию непродовольственных товаров. В связи с этим руководители должны обладать знаниями правил торговли, ответственности и правах. Специфика данного направления требует понимания нюансов и способности применять их на деле.

Как изменились правила торговли в 2019 году, и какие законопроекты вступили в силу, а также другую информацию, касаемо торговли в РФ можно получить у квалифицированных юристов нашего портала.

Воспользоваться консультацией можно 24 часа в сутки на бесплатной основе.

Розничная реализация в РФ продукции непродовольственного назначения регламентируется Законодательством РФ и имеет строгие правила с учетом прав потребителей.

Продажа товаров может осуществляться:

  • с помощью специальных организаций;
  • на специализированных предприятиях;
  • в универсамах;
  • в отделах;
  • в организациях по розничной торговле;
  • в мелкой рознице;
  • в других отведенных местах.

Невзирая на кажущуюся простоту, продажи подчиняются установленным нормам и стандартам на всё пути следования до покупателя. В связи с этим необходимо придерживаться следующего порядка:

  • прием продукции от поставщика, согласно регламенту правил РФ;
  • проверка документов (сертификаты качества, свидетельство на право торговли или производства, декларации и т.д.);
  • хранение продукция, согласно нормам вида продукции;
  • соблюдение технического регламента (сохранность упаковки, укомплектованность, гарантийный срок и т.д.);
  • подготовка товара к реализации;
  • соблюдение условий обслуживания;
  • доставка и транспортировка (наличие клейма, вес, тара и т.п.);
  • соблюдение ответственности за продаваемую продукцию;
  • соблюдение прав потребителей.

Необходимо соблюдать все вышеперечисленные правила, а также многие другие. Таким образом, следует настроить процессы бизнеса таким образом, чтобы они протекали, согласно регламенту и были автоматизированы. Это позволит минимизировать участие в них.

В том случае, если наблюдается нездоровая тенденция на возникновение проблем, то следует пересмотреть сферу, в которой они возникают. Дополнительно можно пригласить бизнес-консультанта для корректировки деятельности фирмы. К подобному решению проблем прибегают достаточно часто, т.к. это снижает риск возникновения неприятных ситуаций, как с потребителями, так и с контролирующими органами. Не редко, консультант помогает увеличить чистую прибыль.

Изменения в правилах торговли

В 2019 году в России правила, регламентирующие деятельность розничной торговли претерпели некоторые изменения. Неизменным осталось обязательное заключение договора при реализации розничной продукции.

В связи с этим, продавец (юр.лицо) выступает, как лицо, которое продает товар. А потребителем являются граждане, приобретающие продукция для личного пользования, т.е. использует товар не для перепродажи. Данное определение прописано в Постановление №81 п.2 и в ГК РФ.

Также не воспрещается реализовывать товарные группы на территории местонахождения потребителя, т.е. за пределами стационарного магазина. В 2019 году в Постановлении №81 включили следующие изменения:

  1. Группа товара, которая запрещена к разносной реализации. На основании п.4 запрещается разносная реализация такой продукции, как мороженное, хмельные напитки и не содержащие алкоголя, кондитерские и мучные изделия, медикаментозные препараты, изделия из драг.металлов, оружие и доп.материалы к нему.
  2. При розничной разносной торговле, организация в лице продавца обязана идентифицировать себя для покупателя. Таким образом, представитель должен иметь при себе «бейдж», в который внесена следующая информация: ФИО продавца, данные организации (наименование, адрес, ИНН), деятельность.
  3. Представитель организации при розничной торговле обязан при себе иметь прайс-лист, заверенный печатью фирмы и подписью руководителя.
  4. Обязательно выдавать товарный или кассовый чек, который подписывается продавцом. Также в чек необходимо внести данные о дате реализации товара, реквизиты организации, номенклатура товарной группы, цена и количество.

В действующих правилах 2019 году на территории России также претерпел изменения п.11.

Теперь продавец обязан извещать потребителя о наличии дефектов в продукции. Ранее допускалось информировании только в устной форме, на основании изменений, необходимо предупреждать и в письменной форме. Например, данные о товаре на ценнике или на прилагаемом информационном листе.

Таким образом, продавец предоставляет точные данные, не нарушая прав покупателя. А покупатель в свою очередь, оплатив такую продукцию, не имеет права предъявлять претензии.

В том случае, если покупатель не был извещен и обнаружил дефект, он вправе потребовать:

  • произвести замену;
  • снизить стоимость;
  • на безвозмездной основе исправить дефект;
  • компенсировать затраты при самостоятельном устранении дефектов.

Заключением договора между продавцом и покупателем является момент, когда покупатель получает товар и чек об оплате. На основании измененных правил 2019 года в п.28, покупатель может предъявлять претензии даже при отсутствии документа об оплате.

Подтверждением заключенного договора могут быть свидетельские показания, запись видеонаблюдения и другое.

Главное изменение, которое вступило в силу в 2019 году, касается и п.33. Он затрагивает в первую очередь сферу продовольственных товаров, которые прежде, чем реализовывать на рынке, необходимо провести санитарную экспертизу.

Правила реализации комиссионных товаров

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами появились за счет распространения торговых точек типа «Second Hand». Законодательством РФ строго регламентируются правила торговли в отношении товарами, бывшими в употреблении. В связи с эти предъявляются следующие требования:

  1. Подготовительный этап. Весь товар должен пройти обязательную процедуру предпродажной подготовки, который заключен в осмотре продукции, сортировки на предмет степени изношенности и проверки качества.
  2. Санитарные нормы. При розничной реализации товар должен пройти процедуру чистки, стирки и дезинфекционных мероприятий. Однако законодательной базой России не предусмотрены документы, которые могли подтверждать данные действия. В этом случае, продавец обязан самостоятельно проводить эти процедуры.
  3. Информирование. Продавец обязан информировать потребителя о качестве товара, наличия дефектов, какие процедуры были выполнены (см. п.2), технические характеристики, назначение продукции.

Обязательно предоставлять все данные на ярлыке или ценники, если организация этого не делает, то потребитель вправе действовать согласно п.27 Общих Правил торговли в России, которые заключены в законном требовании предоставить скидку, отремонтировать и т.д.

Для продажи товарных групп – электроника, бытовая техника, вычислительная техника и т.п. следует предоставлять информацию о возможном сроке эксплуатации. Также магазин обязан предоставить гарантийный срок от 14 дней.

Кстати, есть изменения и в приобретении такой группы товаров за рубежом, гражданами России. В Республике Беларусь (РБ) правила продажи комиссионных товаров являются аналогичными. В связи с этим, гражданин РФ имеет право приобрести изделия в магазинах «Секонд Хенд» на территории РБ на таких же условиях, как и граждане РБ. При возникновении претензий к качеству, можно воспользоваться правилами комиссионной торговли в РБ.

Товары не для комиссии

Правила комиссионной торговли, как для розничной, так и оптовой, предполагают ряд группы товаров, которые нельзя принимать под комиссию. К ним относят ту продукцию, которая была изъята и товарооборота на территории России. Под запрет попадает и та продукция, которую запретили реализовывать власти РФ.

Также в Постановлении Правительства России за 2019 годе есть комментарий, относительно той продукции, которую воспрещается продавать:

  • медицинская группа товаров;
  • лекарственные препараты;
  • товары личной гигиены;
  • косметические и парфюмерные средства;
  • химия, использующаяся в быту;
  • нательное белье;
  • посуда одноразового назначения.

Нарушение правил продаж влекут за собой ответственность, как по ГК РФ, так и по УК РФ.

Как оформляется товар при приеме на комиссию?

В розничной продаже комиссионных товаров существует ряд важных нюансов, которые касаются этапа оформления товара. Так, согласно измененным в 2019 году правилам, товар помимо ценника, должен иметь ярлык, в который вносятся следующие данные:

  • цена;
  • номер документа;
  • информация об изделии;
  • обязательное указание того новый товар или б/у;
  • гарантийный срок.

Правила комиссионной торговли в России предписывают продавцам предоставлять достоверные данные о реализуемом товаре.

Согласно постановлению Правительства РФ № 569 (см. вложение) гражданин, сдающий товар в комиссионный отдел обладает правом расторгнуть договор с комиссионером в любой момент.

Однако комиссионер вправе потребовать компенсацию убытков, если таковые имели место быть. В том случае, если по расторжению договора, гражданин не забрал свой товар, продавец имеет право передать данную позицию на склад-хранение, арендую плату, которого оплачивает гражданин, сдавший товар. Также продавец в праве по истечению срока хранения, который указывается в договоре, распоряжаться товарной единицей на свое усмотрение. Скачать бланки и образцы документооборота при оформлении продукции на комиссионную продажу, можно на нашем портале.

Принцип определения цены и вознаграждения

В 2019 году Правительство России опубликовали изменения в правилах торговли комиссионными товарами. Важным момент является, как определить цену и какое вознаграждение полагается комиссионеру. При этом в правилах нет четких указаний, по какой формуле происходит расчет. Таким образом, цена и процентный размер, определяются самостоятельно. Расчет вознаграждения может прописываться в договоре, но также допускает вариант, при котором сумма не указывается. А стоимость услуг рассчитывается исходя из общепринятых в данном сегменте.

В 2019 году вступили изменения касаемо запуска товара в реализацию. Продавец обязан не позднее следующего дня после приема товара выставить его на продажу. В противном случае, комитент может требовать неустойку в размере 3% от оговоренной суммы комиссионеру.

Реализовать товар комиссионер должен на выгодных условиях для комитента. Таким образом, продавец выступает в роли посредника.

Что касается гарантийного срока продукции, проданной через комиссионный отдел, то комитент обязан приложить к изделию документы, сертификаты, технический паспорт и иные документы от производителя. В случае приобретения конечным покупателем некачественного изделия и при этом без предупреждения, действовать потребитель может согласно своим правам, т.е. потребовать возврата уплаченных денежных средств, заменить, уменьшить стоимость и т.п.

Похожие публикации