Методическая разработка (младшая группа) на тему: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Методика кормления, туалета и укладывания детей спать

Методика совершенствования культурно-гигиенических навыков

в процессе умывания во второй младшей группе

Программное содержание:

Формировать и закреплять у детей простейшие навыки умывания - правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки; насухо вытираться личным полотенцем после умывания, вешать его на место.

Дидактический материал: предметы туалетной принадлежности (мыло, полотенце), кукла, предметы туалетной принадлежности для неё, картинки с изображением алгоритма умывания, грязных рук, процессом умывания.

Словарная работа: мыло, мыльница, намыливать, смывать, полотенце, мыльная пена.

Приёмы: беседа, сюрпризный момент, художественное слово, проявление умений и творчества воспитателя, выражения положительного отношения, проявления доброты, внимания заботы, доверия.

Ход режимного момента:

1. Беседа.

Показ детям картинки с грязными руками, предложить им посмотреть на свои ладошки, поинтересоваться, может у кого-то из них такие же ручки. Выслушав высказывания детей, спросить, что же следует делать если ручки грязные, затем показать иллюстрацию с изображением рук под струёй воды. Дать детям сказать по поводу умывания, помочь им при возникновении затруднений. далее показываем детям иллюстрацию с алгоритмом умывания, рассматриваем её, обсуждаем. После чего поинтересоваться: "А что же делаем дальше, после того как помыли руки?" Выслушав ответы, задаём вопрос: "Каким полотенцем вытираем руки?" Тем самым заостряем внимание детей на том, что каждый ребёнок вытирается личным полотенцем, вспомнив по очереди с каждым ребёнком, какая же картинка изображена возле его полотенца. После чего спрашиваем: "Вытерли руки, а что же делаем дальше?" Даём возможность ответить детям, хвалим тех детей, которые считают, что полотенце вешаем обратно на место.

2. Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Удивляемся вместе с детьми: "Интересно, кто же пожаловал к нам в гости?"

Входит кукла Маринка (испачканы руки).

Я кукла - Маринка
Была, как картинка!
Теперь - это ясно
Я стала ужасна
Почему?
А что же мне делать
Одной без ребят.
Отмыться мне надо
А я не умею.
Ну, кто же поможет?
Ну, кто пожалеет?
Отмойте, пожалуйста.

Интересуюсь: "Сможем ли мы помочь кукле Марине?" Выслушав ответы детей, предлагаю показать детям как надо правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем, сначала в группе, затем, пройдя в умывальную комнату. Раздаю детям мыло (можно новое, в обёртке).Давай те возьмем его. Пощупайте, какое оно гладкое, а какой приятный запах! Детки нюхают. Что мы мылом будем делать?

Показываю сама, при этом использую художественное слово:

Кусочек мыла я возьму, и ладошки им потру.

Будет мыло пенится, грязь куда-то денется.

Теплою водою руки чисто мою.

Далее предложить детям показать кукле Марине как надо намыливать руки, при этом повторяя стишок. Затем, спросить у детей, что делаем когда намылили руки, выслушав ответы, объясняем, что кукле Марине покажем как споласкивать руки в умывальной комнате. Уточнить у детей, что делаем, когда сполоснули руки. Раздаём полотенца, показываем как правильно вытираем руки, после чего просим детей показать.

Затем, уточняем у детей, что же надо сделать тем деткам, у кого длинные рукава. выслушав ответы, уточняем - закатать.

Переходим в умывальную комнату, и покажем Маринке, где у нас умываются.

Воспитатель говорит и дети вместе с ним повторяют:

Знаем, знаем да, да, да
Где тут прячется вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!

Интересуюсь: "Где у нас вода?"

Дети отвечают: "В кране (умывальнике).

Воспитатель: Смотри, Маринка, мы тебя поучим мыть руки. Ой, что же это у нас стоит на умывальничке?

Дети: Мыльницы.

Воспитатель: Какие они разноцветные, давайте посмотрим, какого они цвета! А в них лежит мыло. Это домики для мыла.

Воспитатель: Я сейчас вам покажу, как сделать мыльные перчатки: я открываю кран, смачиваю руки, беру мыло. Ладошка с ладошкой дружит, гладит друг дружку, каждый пальчик так, чтобы руки были все в пене, как перчатки. Ни чего страшного, если мыло уронишь, его можно поднять. Намылили руки и положили мыло в домик - мыльницу. А теперь смоем перчатки! Потекли с ручек грязные ручейки. Отожмём руки, чтобы с них не капало на пол. А теперь будем вытирать. Где мое полотенце? А вот оно, я его снимаю с крючка, разворачиваю и вытираю ладошки, сначала одну, потом другую. Вот, Маринка, какие у меня руки чистые! Теперь покажите Маринке, как вы умеете мыть руки. (Дети умываются, воспитатель помогает им и напоминает весь процесс умывания; дети показывают ладошки Маринке). Какие вы молодцы!

Кукла Маринка благодарит детей, прощается с ними.

Виктория Жихарева
Статья «Особенности организации режима в группах раннего возраста»

Условия и особенности организации режима в группах раннего возраста .

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно :

1. выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста ;

2. сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов . Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы .

Основная задача группового персонала при организации режимных моментов является забота о здоровьи и физическом благополучии ребенка. Этому способствует :

Своевременность приема пищи;

Своевременность и достаточная продолжительность дневного сна;

Соответствие одежды детей микроклимату в группе и сезону на улице .

Принципы эффективного распределения обязанностей между персоналом группы :

воспитатель работает на том участке, где сложнее, ответственнее педагогические требования. Воспитатель должен выполнять основную часть работы в начальном периоде формирования навыков самостоятельности.

Помощник воспитателя обслуживает детей, которые уже частично овладели навыком.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно :

Детский сад,

Преемственность в работе всего персонала группы .

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации ;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе . Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило : поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила :

1. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

2. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей;

3. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

4. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .

5. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

6. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

7. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых; к процессу кормления и пр.

8. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

9. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

10. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление.

Специфика организации режимных процессов .

Организация проведения прогулки .

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье и закаливает организм , всесторонне развивает детей, активизирует их двигательную деятельность, познавательные возможности.

Сбор детей на прогулку (как и возвращение) представляет собой самый трудоемкий и времязатратный процесс. Ежедневно на одевание детей затрачивается около 15% рабочего времени персонала. Поэтому очень важна рациональность организации этого процесса . Самым удобным методом считается так называемый фронтальный метод одевания детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, обувь, кофты и в последнюю очередь пальто (куртки) и шапки. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

Организация процесса кормления .

Процесс кормления - это не только процесс утоления голода. Взрослый во время еды должен сообщать детям знания и расширять представления, и их словарный запас. Сообщать им названия блюд, их качество и состояние : сладкая, вкусная, горячая, соленая и др.

Во время кормления столы, за которыми дети сидят, должны быть поделены между воспитателем и помощником воспитателя для наблюдения и оказания необходимой помощи. Дети, севшие за стол первыми, должны закончить есть раньше. Иначе нарушается правило, по которому младшие и слабые дети укладываются спать в первую очередь. Взрослые должны уметь правильно докармливать детей. Не в коем случае не нависать над ребенком! Нужно взять стульчик, сесть рядом с ребенком, и докармливать его чистой ложкой (другой) .

Не забывать обращать внимание на нравственное воспитание, основываясь на подражательности. С раннего детства необходимо воспитывать правильное поведение во время еды : есть молча, не мешать другим, быть аккуратными и др.

Необходимо формировать положительное отношение к процессу еды и к еде. Детей нельзя кормить насильно.

Организация непосредственной образовательной деятельности.

Занятия в группах раннего возраста проводятся 2 раза в день (утром и вечером, длительностью 10 минут по подгруппам . Большую роль здесь играет помощник воспитателя, т. к. остальные дети находятся под ее присмотром.

Воспитатель должен применять различные приемы, чтобы поддерживать оптимальное состояние возбудимости, предохраняя детей от утомления, которое может возникнуть при постоянном пребывании детей в коллективе в том случае, если в процессе организации воспитания допущены ошибки.

Организация физиологических оправлений и умывания.

Необходимо следить за регулярностью физиологических оправлений, но помнить при этом, что одновременно в туалетной комнате должно находиться не более 3-х –4-х детей и не более 3-4 минут. Массовое высаживание проводится перед началом непосредственной образовательной деятельности, прогулки, после ее окончания, перед сном и после подъема.

При организации процесса умывания с детьми должны присутствовать воспитатель и помощник воспитателя, т. к. должно формироваться сразу два навыка : правильно мыть руки и лицо и правильно вытирать руки полотенцем.

Все мы прекрасно знаем, что руки принято мыть после улицы, туалета, перед едой и иногда после приема пищи. Но малыши не всегда могут правильно сориентироваться с гигиеническими принадлежностями, расположенными возле раковин – именно поэтому для детей составляется подробный алгоритм мытья рук в детском саду в картинках. Педагог должен постараться сделать все, чтобы информация была донесена до воспитанников в полной мере и доходчиво. Расскажем, как это сделать.

Говорим о пользе мытья рук

Чтобы дети охотнее запоминали алгоритм действий во время гигиенических процедур, им стоит рассказать о пользе этого процесса. Да и взрослым не мешало бы знать об опасности, которую может принести забывчивость в этом плане. И так, с грязными руками мы имеем:

Казалось бы, что может быть проще, чем помыть руки. Но ребенку лучше показывать каждое последовательное действие в виде картинки, чтобы оно воспринималось проще и быстрее. Важно помнить о том, что стенд с картинками о мытье рук нужно расположить на уровне детских глаз или чуть выше. Не нужно вешать алгоритм высоко (как - для родителей) или незаметно. Идеальный вариант – прямо над раковинами, предназначенными для малышей.

Картинки распечатывайте крупно или нарисуйте их самостоятельно, а потом проговорите с ребятами, что они видят. Даже можно сыграть в игру, правильно положив имеющиеся картинки в нужной последовательности. Кроме самого процесса, детям стоит усвоить сопутствующие слова: мыло, пена, вымыть, насухо, мыльница, кран, скользко, мокро, микробы и прочие. И так, к алгоритму:

Закатать рукава, чтобы их не намочить.
Открыть кран с водой.
Взять мыло.
Намылить руки.
Смыть пену с рук.
Закрыть кран с водой.
Отжать руки.
Вытереться полотенцем.
Опустить рукава обратно.

Конечно, первые пробные манипуляции у раковины стоит проводить всем вместе, даже можете предложить детям потренироваться на куклах. Еще один важный момент – пояснение, проводимое тремя способами: словесно, наглядно и практически. Их нужно презентовать постепенно, один за другим. То есть сначала рассказываете (в форме игры, шуток, кукол), потом показываете на примере, а уже после идете все вместе мыть ручки.

Дополнительные знания

Рассказав и показав, как правильно мыть руки, не забудьте упомянуть и о пояснить возникающие ситуации:

  1. Отжимать воду с рук нужно для того, чтобы не намочить пол. Иначе кто-нибудь может поскользнуться и упасть.
  2. Полотенце нужно вешать в расправленном виде, не комкать его – так оно быстрее высохнет до следующего прихода малыша. А петелька посерединке нам нужна для того, чтобы полотенце не упало на пол.
  3. Напор воды в кране нужно делать средним или слабым, чтобы не забрызгать пол и одежду.
  4. Мыло обязательно нужно класть обратно в мыльницу, а не оставлять его в раковине, иначе оно станет слишком мягким и быстро испортится.
  5. Смывать пену стоит очень тщательно, чтобы она потом случайно не попала в глазки или ротик. Мыло очень щиплет глазки.

Алгоритм мытья рук в детском саду в картинках помогает малышам ориентироваться, привыкать к чистоте и служит украшением туалетной комнаты. Детская гигиена в целом во многом важнее взрослой, поскольку у малышей только-только формируется , вырабатываются привычки все-таки не брать руки или игрушки в рот. Педагог ответственен за то, чтобы воспитанники в стенах детского сада всегда имели доступ к раковине с мылом и полотенцу.

Дата публикации: 31.05.16

Нет задачи важнее чем вырастить здорового человека. Необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействию внешней среды, чем организм взрослого. И от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте и аккуратности.

Цель: Пробуждать к выполнению элементарных гигиенических навыков. Задачи:

продолжать учить детей процессу умывания;

формировать навыки самообслуживания; выполнять движения за воспитателем;

достигать нужного результата; активизировать словарный запас.

Режимный момент «Умывание»

Правильно - умыться! Сейчас мы Вас научим!!)))) Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? Это мы! Это мы! Это мы!

Игра «Кто умеет чисто мыться? »

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой

Хорошенько моет ушки? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Умываться мы умеем

Мы мочалкой моем шею (моем шею)

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку (моем головку)

И вот так! И вот так! И вот так!

Чтобы чисто вымыть ножки,

Мы помылим их немножко. (моем ноги)

И вот так! И вот так! И вот так!

Мы помылись как большие,

Вот мы чистые какие.

Посмотри! Посмотри! Посмотри!

АЛГОРИТМ УМЫВАНИЯ :

1.закатать рукава

2.открыть кран

3.помочить руки

4.намылить руки

5.положить мыло в мыльницу

6. потереть руки

7. смыть мыло

8.вымыть лицо

9.отжать руки

10.взять свое полотенце

11.вытереть насухо лицо и руки

12.закрыть кран

Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит.

Надо открыть кран так, чтоб вода текла маленькой струей.

Где тут прячется вода! Выходи, водица, Мы пришли умыться!

Мыли мылом пальчики, мыли мылом ручки, вот какие ладушки, ладушки-ладошки.

" Мы помоем наши ручки Мылом и водою. Будут ручки чистые У нас с тобою. "

Ничего страшного, если мыло уронишь, его можно поднять.

Намылили руки и положили мыло в домик – мыльницу

Смываем водичкой мыло

Набираем в ладошки воду и умываем лицо

А теперь будем вытирать. Где же полотенце? А вот оно, снимаем с крючка.

Разворачиваем и вытираемся.

Теперь повесим полотенце в домик

Мы умылись как большие, вот мы чистые какие. Посмотри! Посмотри! Посмотри!

Необходимо выработать приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни в группе, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и помощник воспитателя должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.

Прививать детям навыки самообслуживания необходимо с учетом возрастных особенностей

Оганизация умывания . Во время умывания детей воспитатель следит одновременно за детьми в туалетной комнате и группе. Если в группе находятся два воспитателя, то один из них находится с детьми в групповой комнате, другой - в туалетной комнате. Воспитатель включает воду, проверяя ее температуру. Важно помнить, что дети тяжело переживают любой физический дискомфорт. Поэтому:

Будьте внимательны в отношении температуры воды: она должна быть теплой;

Не настаивайте на проведении таких процедур, которых дети боятся (мытье лица с мылом и т.д.);

Следите за тем, чтобы кожа ваших рук была гладкой, мягкой и сухой. Ваши прикосновения должны быть приятны ребенку. Недопустимо иметь длинные ногти, которыми можно нечаянно поранить ребенка.

В туалетную комнату дети входят из расчета по 1-2 человека к каждой раковине. У детей необходимо формировать определенные навыки умывания:

Взять мыло из мыльницы, намылить ладони, положить мыло в мыльницу;

Создав мыльную пену, распределить ее на кисти рук;

Смыть мыло водой;

Отжать руки или стряхнуть остатки воды с рук над раковиной, не допуская, чтобы капли воды попадали на пол, чем создается опасность для детей;

Взять свое полотенце, сняв его полностью с вешалки, вытереть насухо руки, повесить полотенце на место;

При необходимости (после приема пищи, после сна) дети моют лицо.

Организация питания.

Перед обедом воспитатель организует спокойные виды деятельности. Организуется дежурство детей (со средней группы), выставляются на стол индивидуальные салфетки, столовые приборы, блюдца, чашки, тарелки, хлеб в хлебницах, салфетки в салфетницах. Дежурные (два ребенка) моют руки, надевают специальные фартуки и колпаки, сервируют столы. Помощник воспитателя следит за правильностью сервировки стола, обучает детей. Требования к сервировке стола:

Сервировка стола должна быть такой, чтобы она вызывала желание быть аккуратным;

Индивидуальная салфетка в один слой или сложенная вдвое треугольником, на которую ставится глубокая тарелка (кроме 1 младшей группы), столовые приборы (справа нож (кроме 1 младшей группы), ложка, слева вилка);

Над верхним углом салфетки ставится блюдце, на него - чашка, при необходимости в блюдце справа кладется маленькая ложка (для компота с ягодами);

В центре стола ставятся хлеб или бутерброды в хлебнице (одна на 2-4 человека), салфетки в салфетнице (одна на 2-4 человека).

Дежурные первыми садятся за стол. Воспитатель организует гигиенические процедуры. Дети моют руки, очищают нос. После гигиенических процедур дети садятся за стол на свои места. Необходимо следить за осанкой детей во время приема пищи (сидеть прямо, ноги вместе на полу, кости рук на столе, локти прижаты к телу). Если воспитатель садится обедать вместе с детьми, для него необходима полная сервировка стола. При организации питания необходимо обратить внимание:

Перед ребенком должно находится только одно блюдо;

Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни слишком холодным;

Не допускать громких разговоров и звучания музыки;

Не допускать понуканий, поторапливания детей;

Не допускать насильного кормления детей;

Не осуждать ребенка за неосторожность, неопрятность, неправильное использование столовых приборов;

Не допускать неэстетичной сервировки стола, некрасивого оформления блюд, каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;

При нежелании ребенка есть, можно уменьшить порцию, отделив ложкой часть гарнира или каши, нарезать бутерброд, булку или яблоко на несколько частей;

Помните, что дети очень внимательны, они все видят, все слышат. Следите за своими репликами о пище; предупредите и родителей. О пище можно говорить только хорошо;

Не забывайте хвалить ребенка за аккуратность, неторопливость, культурные навыки;

Не фиксируйте во время еды внимание детей на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья), но запоминайте, что у кого не получается, чтобы потом в качестве опережающего задать ему правильный алгоритм действий.

У детей необходимо формировать навыки приема пищи:

Брать в рот пищу небольшими кусочками, хорошо пережевывать ее;

Не разговаривать во время еды;

Вытирать руки и рот бумажной салфеткой;

Правильно пользоваться столовыми приборами.

После того, как дети съели первое, воспитатели (в старших группах - дежурные) собирают тарелки из-под первого блюда и раздают второе блюдо.

После приема пищи дети убирают за собой посуду: младшие группы - чашку и блюдце, средний и старший возраст - всю посуду, убирая остатки пищи в кастрюлю для отходов; уносят салфетку, сложив ее за уголки и стряхнув с нее крошки в кастрюлю для отходов.Дежурные убирают со столов оставшуюся посуду: хлебницы, салфетницы.

Организация дневного сна.

Дети берут свои стулья, ставят их на ковер, раздеваются в определенном порядке:

Снимают обувь;

Носки или гольфы вешают на стул под сиденьем с обеих сторон;

Шорты помещают на сиденье стула;

Юбку, футболку, платье, рубашку вешают на спинку стула;

Колготки складывают вдвое пополам и помещают на сиденье стула;

Последней снимают майку и вешают ее на спинку стула.

Внимание! Переодевание - это не просто необходимость, а богатейшая возможность для развития детей. Необходимо подчеркнуть, что ритуалы переодевания должны быть постоянными, как по времени, так и по «технологии» их выполнения. Ребенок обувается, идет в туалет для осуществления гигиенических процедур: удовлетворяет физиологическую потребность организма, моет руки, очищает нос. Затем идет в спальню. Завершающая процедура перед сном - это освобождение волос от бантов, заколок и т.п. В спальне дети старшего дошкольного возраста сами готовят себе постель (педагог вмешивается, если видит трудности), надевают рубашку для сна, ложатся в постель, сняв обувь и поставив ее возле спинки кровати в ногах). В это время один из воспитателей находится с детьми в спальне, другой - в туалете, помощник воспитателя находится с детьми в группе, провожая их в туалетную комнату, а затем в спальне, помогая укладывать детей (1 младшая группа). Во время ритуала подготовки ко сну в группе может играть спокойная мелодия или колыбельная, настраивая детей на отдых. Воспитатель может рассказать тихим спокойным голосом знакомую малышам и любимую ими сказку. Можно напеть колыбельную. Не следует задавать детям в это время вопросы, рассказывать остросюжетные истории, называть малышей по имени. Ребенок погружается в сон - это хрупкая фаза сна, и ее надо беречь. Иначе ребенок искусственно взбодрится, и потом ему очень сложно будет уснуть. Спать ребенку лучше всего на правом боку при положении тела дугой. Это естественная, физиологически оптимальная поза. Обязательно следует наблюдать за дыханием ребенка - оно должно быть носовое. Во время сна один из воспитателей должен постоянно находится в спальне с детьми.

Когда время сна истечет, осуществляется постепенный подъем. Необходимо будить детей как бы одновременно, но и индивидуально, давая возможность детям выспаться, полежать, понежиться. В старших группах пробуждение проводится быстрее, чтобы дети не затягивали время на пассивное пробуждение (открыл глаза - улыбнулся - потянулся и размялся, но не валялся просто так в постели). Необходимо помнить, что пробуждение - серьезнейший момент для насыщения жизни ребенка движениями. Исследования физиологов доказывают, что физкультура в постели дает прекрасный оздоровительный эффект. При этом она доступна и приятна любой категории детей - и лежебокам, и подвижным. Поэтому после сна проводится бодрящая гимнастика. Сначала воспитатель предлагает детям сделать упражнения в постели. После того, как дети снимут рубашки для сна, воспитатель предлагает по дороге в туалетную комнату выполнить ряд упражнений (ходьба босиком, корригирующие упражнения, ходьба по «дорожкам здоровья», физические упражнения и т.д.). Важно добиться, чтобы проснулся именно организм, а не только открылись глаза.

Завершают переход детей от сна к активной деятельности гигиенические процедуры. Они традиционны: ребенок освобождает организм от ненужного, моет руки и лицо, тщательно вытирает их.

Затем дети старших групп помогают застилать постель: стряхивают простынь, складывают и убирают белье, застилают постель покрывалами.Выходят в группу, одеваются, ставят свой стул на место.

Требования к продолжительности режимных моментов (умывания, питания, дневного сна). На подготовку к приему пищи, гигиенические процедуры отводится от 5 до 10 минут, в зависимости от возраста детей. На завтрак - от 15 до 25 минут, на обед и ужин - от 15 до 30 минут, на прием фруктов и сока - 10 минут, в зависимости от возраста детей.

Следует обратить внимание:

Все навыки формируются постепенно;

Лучший пример для подражания - взрослый;

У ребенка есть свои вкусы и привычки;

В игре обучение проходит легче.

Следует избегать:

Необоснованного поторапливания и одергивания детей;

Публичного осуждения ребенка за неумение;

Излишнего заигрывания с детьми и развлечения их во время еды, умывания, одевания и т.п.;

Затягивания по времени процесса еды, одевания и т.д.

1 младшая группа:

Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой (намыливать до образования пены, смывать водой, отжимать руки над раковиной), насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

Обучать порядку одевания и раздевания; при небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду, обувь. Дети могут: снимать самостоятельно шапку, шарф (если он развязан), колготки, носки; надевать обувь, если она стоит правильно; подтянуть колготки, носки; просунуть руки в рукава; убирать одежду в шкаф.

Во время еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку и вилку в правой руке, аккуратно есть суп, второе блюдо, откусывать хлеб, печенье, фрукты, пить из чашки, вытирать рот салфеткой.

Учить детей полоскать рот после еды.

Учить детей относить к мойке чашку, ложку, блюдце, стряхивать крошки с салфетки, собрав ее за уголки, отнести к кастрюле и стряхнуть над ней.

2 младшая группа:

Приучать детей следить за своим внешним видом.

Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки (закатывать рукава, смачивать кисти рук водой, намыливать их до образования пены с последующим смыванием, отживать над раковиной), насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Обучать детей аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой, не забывать спускать воду из бочка для слива.

Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; есть все по порядку; не крошить хлеб; правильно брать еду с тарелок и ртом с приборов; хорошо, тихо, равномерно жевать, глотать, прилагая старания к тому, чтобы правильно сидеть за столом (ложка идет ко рту, а не голова к тарелке, локти не отведены в стороны, а находятся возле туловища); не набирать в рот много пищи, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать, не отвлекаться; спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо; ориентироваться в том, куда кладут оставшиеся косточки от ягод, фантики от конфет, использованные гигиенические салфетки, столовые приборы; полоскать рот после еды.

Формировать у детей умение, необходимые при дежурстве: помогать накрывать на стол (стелить салфетки, раскладывать столовые приборы, расставлять хлебницы, блюдца, чашки), убирать посуду со стола.

Средняя группа:

Совершенствовать ранее приобретенные навыки.

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.

Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой, полоскать рот после еды.

Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных: аккуратно стелить салфетки, расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи, чайные ложки). Собирать тарелки из-под первого блюда, убирать посуду после еды.

Старшая группа:

Необходимо совершенствовать технику уже имеющихся навыков.

Продолжать учить детей замечать неполадки в одежде, в своем внешнем виде и делать то, что могут, для их устранения, помогать друг другу.

Воспитывать привычку следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком, отворачиваться в сторону.

Учить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель.

Продолжать совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных: сервировать стол, раздавать второе блюдо, предварительно собрав тарелки из-под первого блюда и ложки, убирать посуду после еды.

Закреплять у детей осознанное отношение к выполняемым процедурам, формировать постоянство навыков, чтобы, независимо от того, где возникла необходимость в том или ином действии (дома, в детском саду, в гостях), ребенок поступал так, как нужно.

Учить детей в тех случаях, когда кому-то не хватает чего-либо для выполнения процедуры в полном объеме (нет туалетной бумаги, отсутствует мыло, забыли положить нож и т.п.), обращаться к взрослому с просьбой предоставить недостающее.

Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о непорядке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

Контролировать выполнение детьми основных правил личной гигиены. Поддерживать совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирование и закрепление у них полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни.

Похожие публикации