Десятый месяц. Десятый месяц жизни ребенка: купание, закаливание, физические упражнения

Что будет уметь ваш малыш

Стоять держась за что-либо.
Пытаться встать из сидячего положения.
Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку.
Играть в «ку-ку».
Самостоятельно садиться из положения на животе.
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
Влезать на невысокую поверхность и слезать с нее.
Ходить держась за мебель.
Понимать слово «нельзя» (но не всегда повиноваться).
Короткое время стоять без посторонней помощи.
Отчетливо произносить «папа» или «мама» (к 10-11 месяцам).
Многие десятимесячные малыши достигают последней ступени на пути к независимой ходьбе: обретают способность «курсировать».
Осторожно держа одну руку на базовой точке опоры, они вытягивают другую руку, а затем ногу и переходят к следующему предмету мебели. Обеспечьте безопасность передвижения ребенка, позаботившись о том,
чтобы он курсировал только вокруг устойчивых предметов.
Выражать свои желания иным способом, кроме плача.
Пить из чашки без посторонней помощи.
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
Хорошо стоять без посторонней помощи.
Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им языке).
Произносить еще одно слово, кроме «мама», «папа» или «дай».
Отвечать жестом на короткую просьбу (на «дай это мне» - протягивать руку).

Продолжайте взвешивать ребенка раз в 14 дней.
В третьей четверти года ребенок прибавляет в весе уже медленнее, чем было до сих пор. За 14 дней эта прибавка составит в среднем от 140до210г.
К этому времени у ребенка имеются и нижние и верхние резцы, а возможно, уже прорезались 4 верхних зуба. Конечно, может быть и запоздание, хотя это не означает нарушения развития.
Если до сих пор у вашего ребенка не прорезался ни один зуб, посоветуйтесь с врачом. Возможно, в его пище не хватает кальция и фосфора или витамина D, способствующего правильному усвоению кальция.
Если ребенок испытывает недостаток солнца и витамина D, то ему угрожает развитие рахита. Эта болезнь бывает причиной позднего прорезывания зубов. Но не только. Вредит рахит и постоянным зубам, которые уже в скрытом виде растут в челюстях и прорежутся в школьном возрасте.
Впоследствии эти зубы всю жизнь будут нести на себе следы перенесенного в детстве рахита. Рахит можно предупредить правильным питанием.

Сам бросает грудь

Ребенок чаще всего готов сам отказаться от материнской груди между 9-м и 12-м месяцем. Если привязанность вашего ребенка к груди не ослабевает даже к полутора годам (а такое случается достаточно часто), то вряд ли он когда-либо сделает это самостоятельно.
Лучше всего отнимать ребенка от груди в спокойной обстановке. Болезнь, прорезывание зубов, переезд, путешествие, ваше возвращение на работу, любые другие перемены и стрессы в жизни ребенка требуют отсрочки отнятия от груди, чтобы не заставлять его испытывать дополнительное нервное напряжение.

Если вы постоянно испытываете усталость, физическое и эмоциональное напряжение от кормления грудью, то вам, вероятно, следует обсудить с врачом возможность прекращения грудного вскармливания. Однако прежде чем это сделать, убедитесь в том, что ваши недомогания не связаны с такими легко устранимыми причинами, как, например, неполноценное питание или недостаток отдыха.
В том случае, когда количество грудного молока у вас быстро уменьшается, а ребенок плохо набирает вес, вял, раздражителен или проявляет другие признаки недоедания, подумайте о прикорме искусственной смесью, дополнительной твердой пище или о полном отнятии от груди.

Ребенок, получающий кроме груди еще и бутылочку, сравнительно легко переносит отнятие от груди. Но если ваш ребенок научился достаточно умело пользоваться чашкой, то у вас будет возможность совершить переход от груди непосредственно к чашке. С другой стороны, если ваш ребенок питается только грудным молоком, то отнятие от груди следует отложить до той поры, пока не будут освоены либо бутылочка, либо чашка.
Наливайте ребенку в чашку немного молока, и ему, несомненно, удастся напиться, не разлив. Повторяйте опыт до тех пор, пока ребенок не привыкнет пить уверенно и самостоятельно. Возможно, вы потратите на это несколько месяцев, но будьте терпеливы.

За столом

Обед за одним столом с девятимесячным ребенком - занятие и для вас, и для него. Не надейтесь, что вам тоже удастся поесть, если только вы не реагируете на то, что большая часть еды попадает не по назначению, даже когда ребенок сжимает в кулачке ложку, и в конце концов остывает. Для него это в основном игра, и немногие матери могут спокойно смотреть, как результат их труда размазывается по столу, вместо того чтобы попадать в рот. Но для малыша кормление - это не только принятие пищи. Как и во время игр в ванне или песочнице, он узнает о причинах и следствиях, о свойствах предметов, разнице температур. Когда он сжимает в своем кулачке йогурт, размазывает по столу картофельное пюре, смахивает с подноса тарелку с кашей, пускает пузыри в чашечке с соком, крошит пальцами крекер, - для вас это беспорядок, а для него - способ познания действительности.

Расход бумажных салфеток будет значительным до тех пор, пока ребенок не узнает все, что он может узнать об удивительных физических свойствах пищи, после чего займется чем-нибудь еще.
Самое разумное, что можно сделать, - это либо докармливать ребенка после его экспериментов, либо покормить его до них. В любом случае они не должны занимать много времени. Познание мира происходит не только в тот момент, когда каша размазывается по лицу, а пюре выплевывается на пол. Еда - это серьезно, и нужно, чтобы ребенок чувствовал границы дозволенного.
Но не стоит говорить о еде слишком много, да еще в том плане «ест - не ест», «любит - не любит», потому что ребенок начинает обращать на это внимание и различает, когда говорят о еде в положительном, а когда в отрицательном смысле, начинает понимать, что на еду можно смотреть по-разному.

Ребенок рано или поздно увидит, что кто-то из домашних не ест того, что подают ему, ребенку, и вообще не ест поданного, а требует другое блюдо. Наблюдение может тут же претвориться в жизнь, и не нужно обманывать себя, что ребенок еще слишком мал, чтобы подмечать такие тонкости. Подсмотрел такое поведение или додумался сам - какая, в принципе, разница? Главное, что он попытается вести себя так же. Однако до него не сразу доходит, что, отказываясь от определенной еды, он отказывается от еды вообще, а съел совсем немного и скоро его настигнет голод. Ребенок начинает кричать, а мать может неразумно дать ему то, что окажется под рукой, лакомство, еду, которая не предназначалась ребенку. Раз, два - и условный рефлекс, выработанный на стереотип кормления, нарушается, и мать теперь может ожидать больших затруднений с кормлением.
Не говорите о еде пренебрежительно и не стройте гримас при виде того или другого блюда. Тогда ребенку и в голову не придет, что он может что-нибудь любить или не любить. Много трудностей будет и в том случае, если вы предложите ребенку еду которая была не совсем хорошо приготовлена, скажем пересолена, подгорела и т. п., думая, что раз ребенок не может сформулировать свои претензии, то «один раз ничего с ним не случится».
Чем старше становится ребенок, тем больше хочется доставить ему удовольствие, а если мать сама сластена и помнит, с каким наслаждением поедала сладости в детстве, она готова поддаться искушению и приобщить к приятному и ребенка. Не делайте этого! Ребенок ничего не потеряет в своем развитии, если до первого дня рождения (а по-хорошему - и до второго) не будет знать вкуса конфет и кондитерских изделий. Кормите ребенка точно по предписанию врача, так как сейчас вы закладываете фундамент его здоровья. В питании ребенка все точно рассчитано, и пирожным-конфетам там пока нет места.

Распорядок дня

Ребенок, вероятно, уже не просыпается слишком рано но, если это и не так, все равно вы можете передвинуть утреннее кормление ребенка. Таким образом, мы постепенно переводим ребенка на 3 главных приема пищи в день - в 8, 12 и 18 часов. Но пока сохраним нынешние перерывы в еде, произведя некоторые изменения. Ночное кормление ребенок обычно уже просыпает, или же от него мы отучим ребенка несколькими ложечками воды или чая.
Приучайте детей к разнообразным салатам из свежих овощей. Например, из зеленого листового салата и из помидоров с лимоном. Очень полезны компот, кисель, мусс из взбитого белка, фруктов и сахара.

Обувь для начинающих ходить

Лучшая обувь для ребенка, недавно начавшего ходить, - это ее отсутствие, босые ноги, поскольку ступни, как и ладони, развиваются лучше, если они голые, ничем не прикрыты и не сдавлены; ходьба босиком помогает сформировать свод стопы и укрепить лодыжки. И точно так же, как ладоням вашего ребенка в теплую погоду не требуются варежки, его ступням не нужна обувь в помещении и при прогулке по безопасной поверхности на улице, за исключением тех случаев, когда на улице холодно. Даже ходьба по неровной поверхности, например по песку, полезна для его ступней, поскольку все мышцы ног должны работать.
Но разумеется, везде босиком ваш ребенок ходить не может, и вам необходимо знать, чем руководствоваться при выборе детской обуви.
Обувь должна быть мягкой, на гибкой подошве, чтобы не мешать естественным движениям стопы, Одни врачи рекомендуют тапочки, другие поддерживают традиционные пинетки для начинающих ходить: у них очень гибкая подошва, благодаря чему дети реже падают.
Не покупайте высокую обувь, которая хотя и лучше сидит, чем низкая, но слишком плотно облегает ногу и мешает движениям лодыжки.
Чтобы ступни дышали и имели возможность двигаться, детская обувь должна быть из натурального материала (кожа, плотная ткань, парусина). Не надевайте на ребенка слишком часто и надолго кроссовки с широкими резиновыми полосами по бокам или резиновые сапожки - ноги в них очень потеют.

Обувь должна быть без каблуков и не скользить. Начинающий ходить ребенок и без того испытывает достаточные трудности, когда пытается поддерживать равновесие, чтобы еще и бороться со скользкими подошвами. Подошвы из резины или композитного материала, особенно с желобками, более надежны, чем кожаные. Если во всем остальном подходящая пара ботиночек имеет, на ваш взгляд, слишком скользкую подошву, то потрите ее наждачной бумагой или приклейте несколько полосок лейкопластыря.

Задник обуви должен быть твердым и желательно вверху закруглен или обшит мягкой полоской, а задний шов не должен иметь неровностей, способных натереть пятку.
Прежде чем покупать, измерьте предварительно ступни ребенка и проверьте новые ботинки (оба), когда ребенок обут и стоит, опираясь на полную ступню всем весом. Верхняя часть ботинок не должна быть широко открыта, когда ребенок спокойно стоит (хотя при ходьбе такое вполне допустимо), и его пятки не должны скользить при каждом шаге. Для того чтобы проверить ширину, попробуйте зажать ботиночек в самой широкой части. Если вам удалось сжать между пальцами небольшой фрагмент, ширина подходит хорошо; если вы смогли сдавить большой кусок ботинка - он слишком широкий; если вам вообще не удалось этого сделать - он слишком узкий. Чтобы проверить длину, нажмите большим пальцем на носок ботинка между концом подошвы и пальцами вашего ребенка. Если там остается примерно полтора сантиметра, то длина нормальная. Должно быть свободное место и возле задника ботинка. Следует почаще проверять, удобно ли ребенку, и когда вы убедитесь, что большой палец касается носка ботинка (в положении стоя), значит, нога выросла и нужно покупать новую пару обуви.
Выбирайте обувь с широким круглым носком, чтобы пальцы могли двигаться свободно; исключение можно сделать только для такой обуви, которая носится совсем недолго (например, выходные нарядные туфельки).
Носки, так же как и обувь, должны позволять ногам дышать и должны быть сделаны из хлопка. Слишком тугие носки могут сдерживать рост ступней, слишком длинные способны сморщиваться и натирать мозоли.
Не следует оставлять ребенка, начавшего ходить,"в одних носочках: какая бы мягкая подошва ни была у пинеток, это все-таки подошва, и риск скольжения уменьшается. Вязаные башмачки, в которых ребенок мог лежать в кроватке и ползать, тоже не подходят для первых и дальнейших шагов.

Ребенок-акробат

Пробует ли ваш ребенок залезть на все, что встречается у него на пути? Не мешайте ему. Эти попытки необходимы ребенку для развития навыков ходьбы, ловкости и решительности. Надо сделать так, чтобы пол, по которому ребенок ползает, был чистым. Будьте около ребенка, когда он лезет по ступеням, но не помогайте ему. Иначе вы помешаете ему развивать смелость и самостоятельность, лишите его удовольствия от преодоления препятствий.

В манеж положите тюфячок или маленькую скамеечку, чтобы он мог на них упражняться, но не оставляйте его один на один с этими предметами, потому что стенки манежа перестают быть для него непреодолимым препятствием.
Некоторые дети уже могут самостоятельно вставать. Не принуждайте их к этому, но и не запрещайте: если,ребенку хочется вставать, вероятно, у него уже есть для этого достаточно сил, а следовательно, ничего с ним не случится.
Не запрещайте свободных движений и проявлений радости при купании, но не поощряйте «ныряния» ребенка с полным поружением лица в воду. Все время находитесь рядом, чтобы рез-ость ребенка не привела к травме. Ни на минуту не оставляйте ебенка одного! Хоть он и хорошо сидит, нельзя предвидеть всех го движений, и он легко может захлебнуться.

Приучение к горшку

Не очень сложно приучить к горшку ребенка, у которого стул регулярный (например, каждое утро после завтрака) или который предупреждает об этом (например, присаживаясь на корточки). Значительно труднее предсказать мочеиспускание, хотя порой дети начинают плакать, прежде чем намочить свои штанишки (в памперсе ребенка «поймать» еще труднее). Но «поймать» малыша таким способом - это небольшая победа, поскольку сотрудничество со стороны ребенка часто носит рефлекторный характер и он почти не понимает, что делает и почему. Но иногда подобные победы оборачиваются поражением: ребенок, уже, казалось, приученный к горшку, внезапно начинает упрямиться и даже не желает к нему приближаться либо старается сдерживаться, когда его сажают на горшок, в результате чего возникают запоры.

Приучение к горшку проходит гораздо успешнее и быстрее приносит результаты, если ребенок способен оставаться сухим в течение 2 часов и начинает понимать, что от него требуется на горшке.
Очень часто заметно со стороны, что у ребенка стул; он может прекратить заниматься тем, что делал, сесть на корточки, начать кряхтеть, тужиться, покраснеть или просто внезапно стать очень серьезным. Когда вы застанете ребенка за этим актом, скажите ему, что он делает, каждый раз используя одно и то же слово или целую фразу для того, чтобы описать его усилия и их результаты. Затем, когда будете менять грязный подгузник, используйте его как наглядное пособие.

Разумеется, практически невозможно определить, когда у вашего ребенка происходит мочеиспускание, если только он не ходит голый. Но когда есть такая возможность - если он пускает струйку в ванне или пока вы меняете ему подгузник, - объясните ему, что происходит, опять-таки каждый раз используя один и тот же термин, а когда будете менять ему подгузник, объясните, почему он мокрый.

Воспитанный ребенок

Правильно воспитанный ребенок с хорошим характером, естественно, бывает совершенно послушным. Иногда он сердится. Но в таких случаях в ваших силах спокойным и приветливым поведением исправить его непослушание, причиной которого у хорошо воспитанного ребенка является не желание досадить вам, а недостаточное психическое развитие.
Хотя ребенок должен слушаться и исполнять то, что ему велят делать, все же гораздо больше на него действует пример, так как он старается подражать старшим и бывает очень доволен и «результатом», и похвалой. С трудом, например, можно ребенка более старшего возраста научить правильно вести себя за столом, если взрослые за тем же столом будут держаться не так, как это декларируется. Не требуйте от ребенка того, чего сами не выполняете; если хотите, чтобы ваш ребенок был хорошо воспитанным, ведите себя образцово и заставьте окружающих тоже быть ему примером.
Ребенок гораздо лучше учится тому, что видит, слышит и чувствует, чем воспринимает ваши указания. Поэтому будьте ему хорошим примером.
Если ребенок проказничает и капризничает, виной тому не его дурной характер (он создается во многом воспитанием, а не формируется сам по себе). Хорошо воспитываемый ребенок бывает спокойным и веселым. Если вы будете непоследовательны в воспитании, сначала позволяя действие, а потом запрещая его, если будете раздражать ребенка или в его присутствии сердиться, спорить и нервничать, тогда и ребенок переймет вашу манеру поведения. Не пытайтесь объяснить, что вам можно кричать, а ему нельзя, постарайтесь спасти то, что можно.
Некоторые дети кричат с таким азартом, что синеют, то есть задерживают нормальное дыхание. Не приходите от этого в ужас. Ребенок не задохнется и ничего себе не повредит. Кричит он потому, что вы не пошли ему навстречу, что-то запретили - не идите у него на поводу, не разрешайте того, что запретили.
Как преодолеть этот приступ? Сохраняйте спокойствие и убедитесь, что у ребенка нет серьезных оснований для такого крика, а затем предоставьте его самому себе. Унесите его, скажем, в другое помещение, а если дело происходит летом - на воздух. Выдержите это, даже если ребенок будет кричать полчаса.
Ребенок очень хитер и, если заметит, что его крик вас раздражает, будет кричать часто. Если же он увидит, что крик не приносит ему никакой выгоды, то очень скоро перестанет пользоваться этой тактикой.

Не смейтесь над ребенком

Маленький ребенок всей семье дает повод к веселью. Особенно забавны его попытки говорить. Однако будет ошибкой смеяться над ним, повторять его исковерканные слова, рассказывать в его присутствии о том, как он смешно упал со стула. В большинстве случаев дети настолько разумны, что не обращают внимания ни на рассказ, ни на смех, но вы никогда не можете точно знать, как такое поведение взрослых повлияет на него. У ребенка может возникнуть представление, что все, что он говорит, мило и достойно внимания, и он начинает нарочно неправильно произносить слова, чтобы вызвать смех; тогда перед нами не ребенок, а маленький тщеславный артист.
Или это формирует в ребенке чувство неполноценности, потому что некоторые дети уже настолько чувствительны, что смех, даже самый добросердечный, их озадачивает и вызывает в них недоверие.

Не следует смеяться над ребенком и в том случае, когда у него приступ злости и крика. Если ребенок злится, это все равно наша вина. Отучить злиться можно только последовательным воспитанием, а не насмешкой, так мы достигнем еще большей злобы и упрямства, а возможно, и ненависти, если только можно говорить о наличии этих качеств у маленького ребенка. Во всяком случае, насмешкой и иронией вы ребенка не успокоите. Это не средство воспитания, это словесное «оружие» взрослых, которое, как и вспыльчивость при выговоре и битье ребенка, приносит больше вреда, чем пользы. К чему мы стремимся? Чтобы ребенок был послушным и хорошим. Этого можно достигнуть только твердым, бескомпромиссным воспитанием, последовательным, спокойным и ласковым. Таким воспитание должно быть с самого рождения. Чем позже вы начнете проводить его в жизнь, тем тяжелее вам будет. Ребенок привыкнет к непослушанию, упрямству и другим отрицательным проявлением характера, от которых потом трудно отвыкать.
Вместо выговора просто объясните ребенку, чего вы от него хотите и что ему нужно делать. Беспрестанно и терпеливо повторяйте это. Ребенок вас понимает, но не умеет еще во всех случаях поступить правильно. Ваше терпение победит.

Шлепанье по ручке или по попке - это еще не битье. Каждая мать хоть раз да шлепнула ребенка. Без этого не обойтись. Однако никогда не бейте ребенка всерьез и тем более не бейте по голове, как бы он вас ни разозлил! Известно немало трагических случаев смерти, глухоты или паралича после ударов по голове, и не только непосредственно после удара, но и много лет спустя.

Жестоко, неправильно и нелогично бить ребенка за те его скверные навыки, которые он получил, наблюдая за вами или другими членами семьи. «Мне можно, я взрослый» - может на самом деле значить для ребенка следующее: вот вырасту, тогда мне можно будет стать плохим, а вовсе не то, что вы пытаетесь до него донести: знай свое место. Будьте ему хорошим примером, и ваше воспитание ограничится незначительными исправлениями характера ребенка без выговоров и битья.

Будьте образцом участия и приветливости для своего ребенка. Обращайтесь к нему всегда с ласковым выражением лица, даже если у вас плохое настроение. И в минуты грусти будьте с ним ласковы. Ребенок очень хорошо это усвоит, и, когда с ним случится небольшая неприятность, например он ударится или потеряет куклу, вы можете и от него с полным правом потребовать сдержанности, приветливости или сочувствия, вместо злости и бешенства. Не проявляйте слишком большого сочувствия и интереса, когда ребенок ударится, наоборот, поощряйте его к тому, чтобы он не плакал. Так постепенно вы приучите его противостоять мелким неприятностям жизни. Если же покажете ребенку, что вас это очень тронуло, он, как хитрый человек, сейчас же постарается извлечь пользу из вашего сочувствия, а в будущем будет кричать по самому незначительному поводу.

Ребенок и теперь должен спать 15-16 часов в сутки. Днем малыш бывает очень живым, все больше и больше задает работы своей нервной системе, тратит много физических и душевных сил, так как узнает много нового. Поэтому необходимо, чтобы он основательно отдохнул, а это происходит во сне. Долгий, крепкий и спокойный сон так же необходим ребенку, как и хорошее питание.
Кроме того, ребенок должен спать 2 часа до обеда и 2 часа после обеда. Однако в этом возрасте многие дети днем спят уже только один раз. Если этого действительно достаточно (нет излишней плаксивости, нет явных признаков, что ребенок не выспался), то можно не изнурять себя укачиванием, обязательно добиваясь, чтобы ребенок заснул. Иногда укладывание длится дольше, чем собственно сон. Можно оставить ребенка спокойно лежать, но не разрешайте ему шалить, сосать палец, грызть прутья кроватки и т. д., то есть совершать те монотонные действия, которыми он согласен довольствоваться вместо сна. Совет вместе полежать на диване обычно не приветствуется матерями (особенно если мать не устала настолько, что валится с ног), так как сон ребенка они воспринимают как свое законно свободное время, хоть и посвящают его зачастую не лично себе, а хозяйственным надобностям.

Ребенок должен засыпать вечером без качания и убаюкивания и всяческих дополнительных ублажений. Если он здоров, накормлен и лежит в чистых одежках, не обращайте внимания на его крик и уйдите из комнаты. Это трудно сделать, если ребенка всегда укладывали подолгу- он попросту не понимает, что может быть по-другому. Зачастую на его крик реагирует не мать, а окружающие, начиная вслух осуждать ее: мол, ребенок кричит и кричит, а ей хоть бы хны. Попытка переложить укладывание на добрых окружающих может не увенчаться успехом: увидев, что своим криком он вызвал вовсе не мать, ребенок начинает буквально орать и расходится так, что успокоить его бывает непросто и матери.
Некоторые дети, отличающиеся большой резвостью и чувствительностью нервной системы, долго не засыпают, ночью часто просыпаются и утром встают очень рано. Не разгуливаете ли вы ребенка перед сном? Возможно, любимый отец, возвращаясь вечером домой, так играет с ребенком, как не сумеет и мать. Крик и визг слышатся все время перед купанием, после ужина ребенку снова хочется продолжать шалости, а вместо этого он должен идти спать! В результате ребенок не только протестует, но и не может с собой справиться. Не удивляйтесь этому и не вините только его. Он не автомат, чтобы включаться и выключаться по вашему желанию.
Вечером ребенок должен быть всегда спокойным. Хотя отец не видит ребенка целый день, вечером он должен играть с ним в тихие игры. Воздержитесь от соблазна вызывать у ребенка приятный вам смех и визг, если у него чувствительная нервная система. Подбрасывания, кружения, «полеты» с папой - это очень приятные вещи, но не перед сном.

Привычка кусаться

Кусание - поначалу просто игра, носящая экспериментальный характер, ведь дети не понимают, что этим они причиняют кому-то боль. Ребенок уже много раз кусал кольцо для прорезывающихся зубов, погружал зубы во многие мягкие игрушки, грыз ограждение своей кроватки. Не позволяйте ему кусаться, он должен понимать, что этим может причинить боль другому. Со временем это может стать сознательным отретом на действия, которые ребенку не нравятся. Он может укусить мать, которая его наказала или не разрешила чего-то, даже если уже и понимает, что этого делать нельзя. Что это -демонстрация беспомощности или силы? В данном случае это не столь важно. Гораздо важнее правильное поведение взрослых, которые иногда сами скатываются до уровня детей и начинают кусать ребенка в ответ, мотивируя это тем, «чтобы понял, как это больно и обидно». Когда ребенок станет постарше, это приведет к созданию подлинной каши из представлений и понятий. Он ведь знает, этого делать нельзя. И вдруг человек, который стоит на страже соблюдения жизненных понятий, сам совершает запрещенное действие по отношению к ребенку! Так, значит, все-таки можно? Возражения взрослых «он сам меня довел» ребенок не воспринимает, потому что взрослые, по его логике, первые его довели, причем он ощущает это, а вовсе не формулирует словами, потому что еще не способен это сделать.
Так что нельзя поощрять такие проявления агрессии в столь раннем возрасте своими необдуманными поступками - ни к чему хорошему это не приведет и средством воспитания не является.

Страх

Кажется, человеку свойственна прирожденная боязнь падения и неожиданных громких звуков. И совсем маленький, даже недельный, ребенок может испугаться таких звуков.
Остальные виды страха развиваются у ребенка при его соприкосновении с окружающим миром. Например, боязнь чужих людей бывает искусственно привита ребенку необдуманными замечаниями: «Отдам тебя милиционеру» или «Вон идет дядя забрать тебя». Может быть, в этот момент ребенок ничего не поймет, но со временем, когда вы уже давно забудете о своей «шутке», у него разовьется страх перед чужими людьми.
Поэтому родителям следует осторожно высказываться при детях и не говорить того, что может привить ребенку страх. Точно так же не следует говорить при детях (даже в шутку): «Я боюсь, я тебя боюсь!» - есть лучшие шутки, нужна только изобретательность, хотя именно эта незатейливая игра очень популярна.

Возможно, мать была довольна, если бы ребенок боялся предметов, которые могут причинить ему вред, скажем огня, горячих батарей отопления, ножей, кипятка и др. Однако неразумно учить ребенка бояться этих вещей, убегать от них, плакать и отворачиваться. Поэтому мы и учим ребенка осторожности, а не страху перед опасными вещами. Многие дети приучаются бояться потому, что мы на них кричим и их браним. Если ребенок, например, возьмет ножницы, мать в ужасе вскрикивает, а ребенок пугается ее крика больше, чем собственно опасности порезаться. Он начнет с испугу плакать и так расстроится, что его трудно будет успокоить. Мать должна была научить ребенка тому, что острые предметы опасны и обращаться с ними надо осторожно, а не прививать ему страх «в аварийном порядке».
Мать не должна обнаруживать своего страха перед чем-либо, если рядом ребенок, потому что это напугает его и, что хуже всего, он не будет знать, что в действительности его напугало. На ребенка никто не должен кричать и пугаться чего-либо в его присутствии (бури, темноты, людей); чтобы не приучить ребенка к страху. Сам по себе ребенок не боится темноты, и только наше отношение или осторожность научат этому.
Отучить от безосновательного страха можно только тем, что мы будем постепенно приближать ребенка к тем предметам, которых он боится. Скажем, мать возьмет ребенка за руку и медленно подведет его к предмету Если ребенок кричит и сопротивляется, не принуждайте его. Пусть мать одна подойдет к этому предмету или человеку и дотронется до них, чтобы ребенок понял, что это безопасно. Через несколько дней ребенок вместе с матерью подойдет ближе к предмету и даже сам до него дотронется. Не нужно принуждать ребенка приблизиться и взять в руку вещь, которой он боится.
Это будет иметь положительный эффект только тогда, когда ребенок сам убедится в необоснованности своего страха.

Ребенок говорит

Вероятно, ваш ребенок уже пытается говорить. Возможно, он уже понимает, что «па-па» означает отец, «ба-ба» - бабушка, «ма-ма» - мать. Однако, возможно, ваш ребенок не произнес еще ни одного слова, и пройдет еще немало времени, пока он начнет говорить. Попытайтесь выяснить, в чем причина. Достаточно ли вы с ним разговариваете? Говорите ли вы с ним просто, понятно и медленно?
Будьте заботливы и внимательны при разговоре с ребенком. Всегда говорите грамотно на родном языке и старайтесь, чтобы ребенок вас при этом видел. Он плохо воспринимает речь, если не видит говорящего. Другое дело, если он видит мать хотя бы в зеркале, если она разговаривает с ребенком, но не может оторваться от шитья, глажки и т. д.
Не уменьшаете ли вы до смешного каждое слово? Мать может, конечно, пользоваться в разговоре с ребенком уменьшительными словами, тем более что к этому прямо толкает умилительность ребенка, но делайте это со вкусом и умеренно. Теперь, когда ребенок учится говорить, он должен слышать только правильный и чистый родной язык. Можно ли что-нибудь сделать с ребенком, который до сих пор не говорит? Ничего! Только терпеливо, правильно и выразительно говорить. Попробуйте ему также напевать.
Почему не следует говорить с ребенком сюсюкая и коверкая слова, например произносить «Мася» вместо «Маша»? Потому что при этом ребенок теряет возможность слышать правильно произносимые слова. В результате он не научится правильно говорить и органы его речи не приобретут навыка правильной артикуляции. Ребенок приобретет плохой навык; позже его сюсюканье никому не будет казаться милым, а от дурного навыка ребенок будет отвыкать с трудом! Справедливо это сюсюканье называют большой ошибкой воспитания, которую допускают люди, окружающие малыша.
Подавая какой-нибудь предмет ребенку, правильно произносите его название. Например, ребенок тянется к мячу. «Хочешь мяч? - Вот тебе мяч!» Ребенок возьмет и отбросит мяч. Он хочет, чтобы ему вновь кто-нибудь подал мяч. «Что ты хочешь?» Ребенок показывает на предмет и произносит при этом разные звуки и слоги. «Что это?» - и до тех пор будем поощрять ребенка, пока он не повторит за нами правильное название предмета. После этого подадим ему мяч.
Многие матери поначалу не согласятся с такими приемами организации воспитания. Им кажется сухим и строгим обращение к ребенку без уменьшительных слов, без сюсюканья. Не бойтесь, что вы лишитесь забавной детской речи. Ведь ребенок все равно правильно не повторит выговариваемые вами слова. Он долго будет говорить «мясик» вместо «мячик» или вообще что-то отдаленно напоминающее звуковой облик слова (попробуй догадайся, что словечко «маяй» обозначает «гулять»!). У него появится целый ряд искаженных слов, которых вы ждете, потому что они забавляют вас. Только не показывайте этого в присутствии ребенка! Ребенок будет делать то, что вам нравится, стараясь угодить и вызвать ваш смех, и будет повторять искаженные слова до тех пор, пока не привыкнет к неправильному произношению и в итоге к неправильному поведению.

Игра

Главным временем для игры ребенка вплоть до школьного возраста остается время перед обедом, а вечером - перед купанием. Поместите ребенка с одной-двумя игрушками в манеж. Покажите ему, как надо обращаться с игрушкой, и предоставьте его самому себе. Ребенок, оставшись один, привыкнет спокойно играть. Неправильно, если ребенка постоянно кто-нибудь занимает. Ребенку должна быть предоставлена возможность играть самостоятельно. Если услышите, что ребенок что-то лопочет и кричит, не спешите к нему. Не собирайте его игрушек, если он разбросает их. Предоставьте ему возможность сделать это самому. Если ребенок предоставлен самому себе в определенные часы дня, он научится сосредоточиваться на определенном занятии, будет привыкать к самостоятельности.
Это те черты характера, которые нам хотелось бы видеть у нашего ребенка. Фундамент этого закладывается уже в первые месяцы жизни.

На прогулке

Ребенка уже можно приводить на детскую площадку Если даже он еще не ходит, все равно сможет получать удовольствие от детских качелей, маленьких горок и песочницы и будет радоваться, наблюдая за другими детьми. Ни на секунду его нельзя оставить одного - это попросту небезопасно, поэтому мать не должна увлекаться разговором, книгой, вязанием и быть готова всегда прийти на помощь. Лучше всего просто быть рядом, потому что ребенок еще слишком мал, чтобы развлекаться на улице самостоятельно и понимать, что нужно делать с песком и почему нельзя тянуть его в рот.
Даже ползая, ребенок способен довольно быстро удалиться от матери, если та невнимательна, и может возникнуть ситуация, когда нужна посторонняя помощь: например, ребенок каким-то образом оказался в крапивной чаще, а мать сама панически боится крапивы, или ребенок залез в лужу, а на матери лаковые туфли. Туфлями обычно все-таки жертвуют, не раздумывая, а вот собственные страхи могут послужить и препятствием к немедленному «спасению» ребенка. Лучше позаботиться, чтобы он в подобные ситуации не попадал.

Организуйте группу детей примерно одного возраста или присоединитесь к другим матерям с детьми. Но не ждите, что дети будут играть друг с другом. Довольно долго они будут видеть в соседе лишь источник каких-то игрушек и предметов, которые нужно пытаться забрать. Но первые попытки существования в коллективе в подобном сообществе можно осуществить.

Десять месяцев это очень интересный возраст. Наблюдать за малышом забавно и приятно. Он так самозабвенно погружается в игру, что почти не замечает восхищающихся им зрителей. Кажется, что десятимесячного человека больше всего занимает вопрос, нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим. Конечно, этот вопрос ребенок задает скорее действиями, чем словами. Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из предметов в инструмент. Приведем самые обычные примеры: ребенок берет ложку и старательно раскидывает горошины вокруг своего стульчика или колотит чайным ситечком по кастрюле. Мы видим, что ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый как инструмент предмет служит малышу средством, а достигнутый эффект - результатом. По мере того как ребенка начинают интересовать более сложные игры, вы заметите, что и в вашей манере играть с малышом тоже что-то изменилось. Когда ребенку не было и шести месяцев, вы разговаривали с ним и играли в игры по схеме “я - тебе, ты - мне”. Малышу нравились игры, требующие общения, он эмоционально реагировал на все ваши слова и действия, часто смеялся. В десять месяцев ребенок уже умеет, если нужно, самостоятельно добраться или дотянуться до игрушки, взять ее, и теперь, как правило, игры родителей с детьми не обходятся без игрушек. Малышу продолжают нравиться игры “с общением”, такие, как “прятки” или “идет коза рогатая”, а также “совместное пение”; такие игры вызывают у ребенка чувство близости и доверия к родителям. Однако в этом возрасте на первое место выходят уже игры с новыми, несколько другими игрушками, и ребенок с удовольствием играет, передавая кому-нибудь игрушку и тут же получая ее обратно, эта передача из рук в руки увлекает малыша. В процессе игры ребенок узнает и запоминает много нового.

Нейро-психомоторное развитие

1. Становление на ноги. Новый заметный прогресс выражается в том, что ребенок стоит на ножках. У одних детей это получается лучше, у других хуже. Ему ребенку удается зацепиться за перекладины манежа или кроватки и подняться, то он стоит на ножках ровно. Это наиболее важное завоевание в моторном развитии ребенка. И эту победу он чувствует сам: у него веселое лицо, он с гордостью смотрит вокруг себя. Едва встав на ноги, он пытается подпрыгивать, поднимать руки вверх. Радость от движения превосходит моторные возможности малыша. Его голени еще слабы и не могут выдержать тяжести тела. Ребенок, поддерживаемый подмышки, а к началу 11-го месяца только за ручки, пытается шагать. Стояние на ножках и пробы передвижения дают ребенку понятие о пространстве.

2. Схватывание. Только в этом возрасте у малыша получается схватывать предметы между большим и указательным пальцами. Благодаря этому он хватает легкие предметы легко и ловко. Ребенку доставляет удовольствие схватить предмет и бросить. Эти движения он проделывает многократно.
Этот маневр становится осознанной игрой малыша.

Память

В этом возрасте начинает развиваться память. Ребенок продолжает узнавать знакомые лица и предметы.

Практический ум

В этом возрасте можно заметить первые проявления практического мышления. Это проявляется в том, что малыш может открывать коробку, может выполнить простые указания (”Дай мне игрушку!”). Он по команде умеет открывать рот, протягивать игрушку.

Речь

Ребенок произносит цепи парных слогов: “ма-ма”, “па-па”, “та-та” без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет. Малыш имитирует звуки, которые он слышит или издает сам, модулирует свой голос: громко, тихо, пытается шептать. Играет языком, слюной, чтобы производить шум.

Социальный контакт

Ребенок начинает понимать, когда его бранят или хвалят; он выдумывает разные трюки, реагирует согласно своему характеру на малые “приказания” взрослых. К посторонним малыш относится селективно (сдержанно). Он громко смеется или улыбается, выражает удовольствие или неудовольствие, но взрослые могут отвлекать его внимание. Ребенок начинает играть со взрослыми. Он хочет играть в той комнате, где находятся взрослые. Ждет, чтобы с ним разговаривали. Если его оставляют одного, то он реагирует плачем.

Необходимо обратить внимание, если ребенок:

– к концу 10-го месяца не сбрасывает игрушки со стола;
– к концу 10-го месяца не повторяет или не имитирует движения, которые показывают ему взрослые или которые вызывают смех окружающих.

Вышеперечисленное может свидетельствовать о нарушениях темпа развития вашего малыша.

Практические советы

Десятимесячный-ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка. К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и “организованными”, поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время кормления. Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров для яиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки и мосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения наглядно продемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия. Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненном пространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли храниться все коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш сам складывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такое же, как от сооружения замков.

Сидение для малыша. Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст ему возможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместе с малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом с вами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранность скатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Эту проблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.)

Время купания. Мыльные пузыри - это хорошая забава, и ваш ребенок будет с удовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночке с чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потом дайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам.

Команды. В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. “Вымой животик!”, “Вымой ножки!” - и малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью.
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в “тучку”, нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: “Смотри, какой сильный дождь!”

Сюрпризы. Заверните в “купальную” тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку и дайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидя в своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочется устроить подобный сюрприз и для вас.

Развитие ребенка от 9 до 10 месяцев

Физическое развитие

За десятый месяц малыш наберет новые граммы массы и новые сантиметры роста. На этом этапе показатели веса детей следующие: мальчики могут весить от 8 до 11,8 кг, а девочки от 7,7 до 11,3 кг. Рост мальчиков и девочек обычно составляет 68,8 - 78,8 см и 67,7 - 77,1 см соответственно. Вы помните, каким вы забирали кроху из роддома? Прогресс очевиден. Малыш растет и развивается. Осваивает все большее число навыков и умений. Продолжают расти и прорезываться зубки. К концу десятого месяца их может быть уже шесть.

Большинство малышей в этом возрасте – неутомимые исследователи. Откуда у них столько энергии? Малыши продолжают учиться ползать и расширяют свои знания об окружающем мире. Улучшается тонус мышц, движения ребенка становятся еще более координированными. Одни малыши ползают вперед и вокруг своей оси, как тюлени, на животе. Другие начинают ползать «на четвереньках», опираясь на руки и коленки. И тот, и другой способ передвижения позволяет малышу самостоятельно, без помощи взрослого перебираться из одной комнаты в другую, преодолевать различные препятствия (порожки, предметы).

Придерживаемый за руки, ребенок хорошо стоит на ровных подошвах, принимая на ноги всю массу тела. Чувствуя опору, малыш учится поднимать ногу. Не за горами – первые шаги!

В положении сидя малыш чувствует себя очень уверенно – хорошо удерживает равновесие, даже если держит предметы в руках. Будьте очень внимательны, не оставляйте малыша без присмотра, если он сидит на диване или в кресле.

Уверенность в собственных силах толкает малыша на освоение новых движений – он учится слезать и залезать на диван, карабкаться по ступенькам. Эти двигательные умения позволяют ребенку смотреть на окружающие предметы в новом ракурсе, на разном расстоянии.

Двигательная активность детей в этом возрасте все же может иметь индивидуальные отличия. Далеко не все дети пытаются утолить свои исследовательские интересы постоянным стремлением двигаться куда-то. Некоторые дети, наоборот, могут подолгу находиться на одном месте и играть с одной игрушкой. Скорость исследования окружающего пространства не связана с развитием познавательных способностей ребенка. Флегматичные, на первый взгляд, малыши, так же, как и их неугомонные сверстники, становятся более умелыми и энергичными.

Психическое развитие

Малыши начинают ориентироваться в бытовых ситуациях, узнают некоторые звуки и соотносят их с источником звучания – поворачивают голову в сторону звонящего телефона или на звук приоткрываемой двери, ищут глазами знакомые предметы и людей, если про них говорит взрослый.

Крохе нравится исследовать содержимое шкафчиков, особенно кухонных – он с удовольствием извлекает оттуда кастрюли, сковородки, миски и разбрасывает их по полу. Эти игры с домашней утварью продолжаются длительное время, иногда до двух лет. Запреты взрослого не трогать «опасные» предметы (вилки, стеклянную посуду) ребенок не воспринимает пока всерьез. Помните об этом и постарайтесь заблаговременно сделать окружающее малыша пространство безопасным.

Игры малышей становятся продолжительней и разнообразней. Появляются «любимые» мягкие игрушки и куклы. Ребенок злится и показывает свое недовольство, если у него забирают предмет (игрушку), который нравится ему. По просьбе взрослого малыши могут дать игрушку, показать ее детали. Детям нравятся игры с предметами, которые можно доставать из небольших коробок, сумочек, прозрачных баночек.

Начинайте оставлять в разных местах квартиры небольшие картонные коробки с игрушками и предметами, которые малыш будет доставать и рассматривать. Крохе доставляют огромное удовольствие игры со взрослыми. Малыш понимает правила игры и громко смеется, если взрослый прячется под платком или за мебель. Вспоминайте традиционные русские игры-потешки: «Гули-гули», «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Эмоциональная интонация и простой ритм стишка помогают малышу запоминать и выполнять простые движения, сопровождающие чтение потешки, – он начинает хлопать ладошками, загибать пальчики, класть ручки на головку. Такие игры помогают запомнить значение слов, обозначающих предметы и действия.

В этом возрасте малыши начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные предметы. Но пока эта способность очень индивидуальна и проявляется по-разному, поэтому особенно рассчитывать на «сознательное» поведение крохи не стоит. Например, страх высоты. На этом возрастном этапе у малышей развивается страх высоты, что выразительно демонстрирует эксперимент с обрывом. Закройте поверхность стола стеклом, под него на половину стола положите яркую ткань, еще один кусок такой ткани расстелите под столом с другой стороны. Ребенка положите на ту часть стола, где лежит ткань, и он поползет вперед. Когда малыш достигает края этой части стола, его руки продолжают опираться на стекло, но глаза «говорят», что впереди пропасть, поэтому карапуз останавливается, не заползая на другую половину стола. Этот эксперимент доказывает, что малыши на этом этапе развития могут определить край и высоту и принять решение: дальше ползти нельзя. Обязательно следует предостеречь родителей, что, несмотря на описанный опыт и реакцию крохи, никогда не оставляйте ребенка играть на столе! У импульсивных детей темперамент иногда берет верх над осознанием грозящей опасности, и они вполне могут поползти вперед, «за край пропасти».

Какова степень доверия ребенка маме? Интересным вариантом эксперимента с обрывом является ситуация, когда дети смело ползут вперед через «видимую» пропасть, если на другом конце стола их дожидается мама со спокойным лицом, не выражающим опасения по отношению к этой ситуации. Если же на лице мамы страх, то ребенок замирает на месте. Резюме: матери являются для детей эмоциональными регуляторами. Ребенок получает информацию о том, как вести себя, «считывая» ее с лица матери или схватывая мамино отношение к своим сигналам. Дети читают на наших лицах абсолютно все и особенно то, что относится непосредственно к ним. Если вы постоянно пребываете в подавленном, раздраженном состоянии, то выражение, какое ребенок увидит на вашем лице, он, вероятно, перенесет на всю свою последующую жизнь. Лицо, озаренное улыбкой, которое видит ваше чадо, также запомнится ему на всю жизнь.

Когда малышу исполняется 10 месяцев – это бесспорно большой повод для радости родителей ребенка. Малыш с каждым днем становится все сообразительней, он активно познает окружающий его мир и уже показывает домочадцам свой характер. Но у большинства родителей по мере взросления их крохи появляются все новые и новые вопросы. Один из главных вопросов: нормально ли развивается кроха, не отстает ли ребенок в физическом и психическом развитии? Для того чтобы это понять, важно знать какими умениями должен обладать ребенок в возрасте 10 месяцев.

Физическое развитие в 10 месяцев

По сравнению с предыдущими месяцами жизни грудного крохи, прибавка в весе у ребенка уже не так заметна. Связано это с тем, что детишки в возрасте 10 месяцев ведут себя уже довольно активно: они много ползают, ходят вдоль стен, а некоторые даже могут ходить самостоятельно. Теперь ребенок в течение каждого месяца будет набирать в весе не более 500 гр. В среднем же за 10-й месяц жизни грудничок должен прибавить в весе от 350 до 500 гр. Прибавка в росте составляет, как правило, от 1 до 2 см. Таким образом, 10-месячный ребенок должен весить от 8 до 10 кг. При этом рост у малыша может составлять от 70 до 75 см.

В возрасте 10 месяцев у ребенка, как правило, уже есть 4 зубика – 4 центральных резца (2 нижних и 2 верхних). Следует учитывать, что все детишки развиваются индивидуально. Немалую роль играют наследственные факторы.

Несмотря на индивидуальность развития, каждый 10-месячный малыш должен обладать определенными умениями:

  • Хорошо ползать. Причем ползанье не ограничивается одной комнатой – с каждым днем малыш все увереннее покоряет новое пространство.
  • Самостоятельно подниматься на ножки и приседать.
  • Стоять на ножках без опоры, передвигаться, держась за руку взрослого или за стены и мебель.
  • Самостоятельно взять интересующий его предмет любой рукой, уверенно держать различные предметы в обеих руках. В возрасте 10 месяцев уже можно заметить, какая рука у грудничка является доминирующей – левая или правая. Если окажется, что малыш – левша, не нужно пытаться переучить ребенка, это может привести к отрицательным последствиям.
  • Повторять движения взрослых. Кроха может «хозяйничать» в кухонных и плательных шкафах: самостоятельно открывать дверцы и выдвигать ящики, выкидывать одежду и другие легкие предметы. Если ребенку такого возраста показать, как перекатывать по полу мячик, он легко повторит показанные действия.
  • Находить применение предметам. Детишки очень наблюдательны и находчивы: здоровый 10-месячный малыш способен при помощи одного предмета достать другой интересующий его предмет. Мальчики на своих игрушечных машинках катают (перевозят) мелкие предметы.

Учитывая, что ребенок обладает вышеперечисленными навыками, родители должны быть все время начеку и заботиться о том, чтобы кроха был в безопасности. Ребенок может доползти хоть куда, поэтому нельзя оставлять грудничка без присмотра.

10-месячного ребенка нужно начинать учить слезать с кровати и с дивана. Для этого нужно многократно показывать крохе, как правильно это сделать: поворачивать малыша к краю дивана попкой и аккуратно спускать ножки. Ребенок очень скоро поймет, что можно слезать, только почувствовав опору под ногами.

Что касается психологического развития крохи, то в 10 месяцев ребенок обладает следующими навыками:

  • Понимает многое из того, что ему говорят взрослые. 10-месячный кроха понимает, когда ему что-то запрещают, и начинает капризничать, чтобы добиться желаемого. В то же время малыш доволен, когда его хвалят. Ребенок также понимает, когда его просят отдать предмет, который он держит в руке, и если раньше его кулачок разжать было практически невозможно, то теперь грудничок сам легко его разжимает.
  • Просится на руки к родителям, протягивая ручки вверх. Ребенок осознанно обнимает маму, тактильные ощущения для него очень важны.
  • Понимает и радуется, когда с ним играют. Ребенок улыбается и смеется, когда родители шутят или щекочут его.
  • Может повторять за родителями некоторые простые слова.
  • Проявляет интерес к своим сверстникам, изучает их – внимательно всматривается в лицо, трогает за руки.
  • Проявляет интерес к животным. Дети очень любят животных, им интересно любое животное или любая птица: собаки, кошки, вороны, голуби. Не нужно препятствовать этому, но важно, чтобы общение ребенка с животными проходило под контролем.
  • Понимает, для чего нужны некоторые предметы. К примеру, ребенок может прикладывать к уху мобильный телефон, тянуть ложку в рот.
  • Показывает свое недовольство. Когда малыш чем-то недоволен, он начинает капризничать, разбрасывать игрушки, причем делает это осознанно.
  • Запоминает, в какое место он положил тот или иной предмет. Ребенок уже хорошо знает, где находятся его игрушки, и может сам достать интересующую его игрушку.

Как понять, что 10-месячный малыш не отстает в развитии?

Любой 10-месячный кроха должен уметь выполнять следующие действия:

  • Самостоятельно садиться и вставать, держась за опору.
  • Доползать до интересующей игрушки.
  • Понимать, когда у него чего-то просят или когда ему что-то дают.
  • Привлекать внимание родителей при помощи лепета, плача и жестов.
  • Повторять за мамой хотя бы несколько слов.

Если ребенок не обладает даже половиной из вышеперечисленных навыков, то это может стать серьезным поводом для обращения к педиатру. Кроме того, ребенок должен быть в меру эмоциональным – монотонное бормотание крохи также может стать поводом для беспокойства родителей.

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

Режим дня — сон и бодрствование

Режим дня 10-месячного крохи остается практически таким же, как и месяц назад. Ребенок спит ночью от 8 до 10 часов, при этом днем ему требуется два периода для сна – по 1,5-2 часа. Кормить малыша нужно не менее 5 раз в день. Особое внимание следует уделить прогулкам на свежем воздухе и развивающим играм. Для того чтобы не допускать переутомления грудничка и лишних капризов нужно постараться не нарушать установленный распорядок дня, тем более что результат таких сбоев отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.

От родителей напрямую зависит то, насколько полноценно будет развиваться их ребенок. Для того чтобы кроха нормально развивался родители должны со всей ответственностью отнестись к уходу за ребенком и к его воспитанию. Родители должны:

  • По-прежнему носить малыша на руках. Даже если малыш уверенно ходит, это не значит, что его нужно перестать носить на руках. Кроха по-прежнему нуждается в родительских объятиях. Таким «обнимашкам» нужно уделять хотя бы 1,5 часа в день: брать малыша на руки, ходить с ним на руках по комнате, разговаривать, петь песенки, смотреть в глаза, целовать и говорить ласковые слова.
  • Уделять много времени разговорам с крохой. В разговоре с малышом лучше употреблять короткие предложения с простыми словами. Можно показывать ребенку предметы и части тела, называя их, при этом речь должна быть внятной и спокойной.
  • Играть с ребенком. Игры должны быть не только развивающими (складывание пирамидок, собирание кубиков, рисование, лепка), но и шуточными. Хорошо, когда малыш много смеется. Для того чтобы игрушки не надоедали ребенку, их нужно периодически менять.
  • Обеспечить безопасность для малыша во всей квартире. Важно чтобы все опасные предметы (посуда, вазы, розетки) были изолированы от малыша, ведь ребенок ползком свободно перемещается по комнатам и способен достать многие интересующие его предметы. Не стоит забывать и о регулярной влажной уборке всех комнат.
  • Читать малышу короткие сказки. Лучше остановить свой выбор на самых простых русских народных сказках.

Важно не допускать переутомления ребенка, поэтому время занятий должно составлять от 15 до 20 минут.

Возраст 10 месяцев – наиболее подходящий возраст для начала общения грудного крохи с другими детишками. При этом родители должны понимать, что ребенок еще очень мал для игр в большой компании детей. Ведь ребенок быстро устает, а большое скопление людей может даже напугать малыша. Наилучший вариант – периодически приглашать в гости подругу или знакомую с ребенком. В домашней обстановке, привычной для ребенка, ему будет легче познакомиться с другим малышом. Дети хорошо обучаются в процессе игры и перенимают друг у друга увиденные навыки и умения. Если нет знакомых, у которых есть маленькие детки, то можно совершать прогулки на дворовые игровые площадки для самых маленьких детишек. Общаться с другими детьми ребенку нужно обязательно, ведь так он не только быстрее освоит все необходимые для нормального развития навыки, но и обзаведется друзьями!

Развитие ребенка в 10 месяцев (видео)

Неутомимость маленького Человека проявляется даже ночью. Однажды вы проснетесь и удивленно увидите сквозь темноту ночи, что ваш малыш спокойно стоит на ножках в кроватке и, приседая, раскачивает ее. Оказывается, она качается! Нет, минуты покоя! Да, это школа жизни, в которой для малыша нет перерыва.

Физическое развитие

Продолжаем расти! В массе малыш набирает в среднем 400-450 г, в росте - 1,5-2 см. Длина тела должна составлять 72-73 см.

Последнее десятилетие наши дети переживали процесс акселерации: рождались с большими, чем среднестатистические, массой тела, ростом. Однако сегодня научные работники утверждают о начале другого процесса - замедления физического развития, которое связано с неблагоприятной экологией.

Если же вы беспокоитесь о темпах развития вашего малыша, обязательно обсудите эту проблему с педиатром.

Двигательная активность. Игра

Положение сидя и все маневры, связанные с ним, сейчас очень легко удаются малышу, и он охотно ими пользуется. Из положения лежа ребенок без трудностей переходит в сидячее, потом возвращается к игрушке или человеку, которые больше всего интересуют.

В десятимесячном возрасте малыш любит забираться на разные окружающие предметы. Поэтому бывает, что ребенок восторженно забирается на значительную высоту (ступеньки, стол, подоконник), а потом, увидев, где он оказался, начинает плакать или, еще хуже, может упасть. Проверьте, защищены ли подоконники. Открывайте для проветривания только форточки и ни в коем случае не окно полностью.

Подготовка к первым шагам у каждого своя. Некоторые малыши ползут к мебели, поднимаются и, держась за поверхность, делают несколько шагов, а потом снова возвращаются к привычному способу передвижения - на коленях. Ни одна книга не подскажет вам, как именно должен пойти ваш малыш. Одни дети от ползания "по-пластунски" сразу переходят к ходьбе. Другие проходят полный комплекс подготовки, который включает ползание разными способами, хождение с поддержкой и, лишь со временем, самостоятельные шаги.

Если малыш ползает, то ему очень легко удерживать какой-либо предмет одной рукой, а другой ухватить и сбросить что-то интересное, например, скатерть со стола, на которой вы только что накрыли обед. Будьте предусмотрительными!

Нет более интересной комнаты в вашей квартире, чем туалет. И это понятно: трубы, туалетная бумага и еще, ко всему, громко течет вода, если нажать на определенный выступ. Именно в туалете есть замечательное место, куда можно что-нибудь бросить, поболтать руками, попробовать "на зуб". Так вот, лучше держите эту комнату закрытой или же ходите на экскурсии туда вместе с ребенком.

В один ряд с играми у вашего малыша может попасть и игра с половыми органами. Не поднимайте панику! Это не онанизм! Для малыша они являются обычной частью тела, такой как рука или нога. Не ругайте за такие игры. У малыша может сформироваться установка, что он делает что-то запрещенное. Лучше всего - не обращайте внимания и воспринимайте это как одну из многочисленных игр.

Несколько слов о формировании навыка садиться на горшок. Нет четких рекомендаций, когда именно начинать это делать, но не советую раньше 9-10 месяца. Только в этом возрасте малыш уверенно, без страха самостоятельно сидит. Если вы приблизительно знаете время, когда малыш делает «свои дела», то посадите его на горшок незадолго до этого. Горшок должен быть теплым, удобным. Можно открыть кран, чтобы потекла вода. Положение сидя, ваше поощрение звуками "а-а-а", давление горшка на ягодицы, звук воды стимулируют дефекацию. Только не отвлекайте малыша игрушками или пищей. В случае неудачи, не расстраивайтесь и не ругайте малыша. Если же у него все получилось, - здесь уже вам воля в похвалах! Дайте понять, что малыш сделал лучше всего, и вы очень его за это любите. Помните, ребенок может стать целиком опрятным, только достигнув трехлетнего возраста.

Очень хорошо, если вы можете выделить целую комнату или же ее часть малышу. После окончания игры приучайте его возвращать все игрушки в свою комнату. Пусть их будете складывать вы, но малыш должен наблюдать, что все вещи перемещаются в его комнату. Если же в семье есть еще дети, лучше всего будет, если брат или сестричка будет иметь другой, свой уголок или комнату, так как возможны конфликты, инициируемые старшим ребенком, по поводу захвата его территории.

Любимой игрой остается "Где ты?". Малыш прячет головку за край шторы или просто закрывается ладонью и с наслаждением ждет момента, когда его будут искать.

Помните, каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности развития. Ваш малыш, скажем, знает больше новых слов, по сравнению с соседским, лучше управляется с игрушками, больше имитирует взрослых, но еще не стоит самостоятельно. Успокойтесь, все идет так, как надо. Соседское дитя опередило ваше в стоянии, но не во всем другом. Через месяц-два ситуация, вероятно, изменится. Такова жизнь!

Обратите внимание, малыш начинает разговаривать, связывая действие со своим словом. Например, смотря, как разливается сок на кровать, ребенок коротко сделает заключение: "Ба!". Ребенок еще долго будет высказываться так кратко. Как правило, небольшой запас слов (всего 5-6) не пополнится и на протяжении следующих месяцев. Иногда малыш может "заговорить" лишь в два года, причем сразу простенькими предложениями.

Хотя вы еще не утомлены от массы вопросов будущего "почемучки", обратите внимание, что малыш прекрасно понимает и воспринимает ваш язык. Поэтому старайтесь разговаривать с ним абсолютно полноценно, по-взрослому, объясняя каждое свое действие, рассказывая простые рассказы. Ни в коем случае не играйте в "детство", дублируя детские слова, которые используют знакомые малыши. Иначе вы просто усложните восприятие малыша, отсрочите момент, когда ребенок начнет правильно разговаривать.

Очевидно, вы столкнетесь со стеснением у малыша, когда попросите его что-то сказать или показать незнакомым. Успешный "концерт" получится лишь в знакомом помещении со своими родными людьми.

Восприятие окружения

Лишь теперь ваш малыш начинает понимать, что вещи и все живое может существовать вне его взгляда. Он уже сознает, что если мама куда-то пойдет, то она не исчезнет навсегда, а обязательно возвратится через определенное время. Такое понимание формируется простой игрой, пользуйтесь ею: игрушка, которую помещаем в какую-нибудь коробку, исчезает и снова появляется, если заглянуть туда.

В этом возрасте формируется понимание взаимосвязи нескольких действий. Например, если мама идет на кухню, то со временем появятся приятные запахи, а немножко позже настанет обеденное время.

Для лучшего формирования понимания окружения берите малыша с собой в другие, пока неизвестные ему места. Дело в том, что в этом возрасте ребенку свойственно бояться незнакомых людей, помещений. Помочь ему вы сможете, если будете спокойно объяснять то, что видит ваш ребенок перед собой.

Проблемой малыша могут стать трудности в засыпании. В таком случае вашей задачей будет научить малыша расслабляться. Пригодится ваше кресло-качалка, где вы вместе, покачиваясь, успокаиваетесь. Или же просмотр книжки с картинками, обязательно в спокойном окружении, сопровождая это нежным рассказом. Результатом будет сонливость ребенка, которая проявится зевком. Но заснуть малыш должен в своей кроватке, а не на ваших руках!

Участковый врач

Можете посоветоваться с педиатром по поводу целесообразности и рациональности питания; уточните, как предотвратить возможные бытовые травмы малыша.

Мои достижения

Интеллектуальные

"Профессионально" имитирую действия других: "чищу" зубки зубной щеткой.
Могу повторять подряд "цепочку" простых слогов, как бы отвечая на заданный вопрос.
Понимаю и могу выполнять простые просьбы.
Могу открывать разные емкости, чтобы узнать, что внутри.
Интересуюсь складыванием чего-то вместе (пирамидки, кубики, кольца).

Социальные

Люблю играть с водой во время купания.
У меня есть самая любимая игрушка.
Имитирую услышанные звуки, мимику лица, смех кого-то из взрослых.
Боюсь незнакомых мест.
Люблю танцевать, особенно вместе с другими людьми.

Сенсорно-моторные

Могу самостоятельно подняться в положение стоя.
Хожу, если мама поддерживает за одну или обе руки.
Самостоятельно сажусь с положения стоя.
Могу создавать маме проблемы, становясь на ножки в кроватке посреди ночи.
Могу удерживать два предмета в одной руке.
В играх одна рука начинает доминировать ("правша" или "левша").

Похожие публикации