Культурно-гигиеническое воспитание ребенка. Гигиеническое воспитание дошкольника

Привычку к чистоте и аккуратности необходимо закрепить детям еще в дошкольном возрасте, иначе в дальнейшем сделать это будет намного сложнее.

Умывание и купание

Большинство детей умеют самостоятельно умываться с 2–2,5 лет. Если этот навык еще не закрепился, ребенку нужно помочь: научить закатывать рукава, хорошо намыливать и тереть руки, ополаскивая их, тщательно смывать мыло, находить свое личное полотенце (определить, где оно должно постоянно висеть) и вытираться только им. Сухую, обветренную кожу рук после мытья целесообразно смазывать .

Некоторые малыши поначалу тратят на умывание много времени, не стоит их торопить. Со временем они научаться делать это быстро и самостоятельно. Родителям останется только контролировать и напоминать. Но такой контроль должен быть на протяжении всего дошкольного периода, иначе позднее гораздо сложнее привить ребенку этот простой навык.

Купать детей дошкольного возраста следует не реже 2 раз в неделю. Большинству малышей купание приносит удовольствие, но есть дети, которых по каким-то причинам его избегают. Возможно, вместо того, чтобы плескаться в ванной, вашему малышу больше понравится принимать душ, - предлагайте ему разные варианты этой гигиенической процедуры. Сделать ее привлекательнее также помогут водные игры, однако сильно ими не увлекайте ребенка, чтобы не затянуть его отход ко сну (Рекомендуем статью ). Приучить малыша к тому, что эта процедура должна быть регулярной, могут какие-нибудь приятные ритуалы, ее сопровождающие.

Волосы следует мыть раз в неделю детским шампунем. Более регулярное применение современных шампуней и пенок способно сделать волосы малыша «зависимыми»: они быстрее будут пачкаться, словно требуя такого мытья все чаще и чаще.

Некоторые дети, бывает, отчаянно сопротивляются мытью головы, поскольку не любят, когда им льют на голову воду, и еще не очень умеют закрывать при этом глаза. Чтобы ребенок испытывал меньше неудобств, предложите ему, опять-таки, поиграть (пусть он смелее прикрывает глаза руками, как при игре в прятки); или, быть может, очки для плавания станут выходом из положения.

После мытья волосы должны высохнуть, прежде чем ребенок ляжет спать.

Уход за ногтями

Нужно следить за состоянием ногтей, регулярно стричь их. Если делать это нерегулярно, то ногти вырастают длинными и обламываются. У ребенка это вызывает неприятные ощущения, и он может их обкусывать, что со временем может породить привычку постоянно грызть ногти.

Лучше всего подстригать ногти после купания, когда они размягчаются от воды и становятся более чистыми. Старайтесь стричь ногти коротко, но не слишком срезайте их и не сильно закругляйте, чтобы края не врастали в кожу.

Стричь ногти малышу можно как детскими ножницами, так и специальными щипчиками. Главное делайте это очень осторожно и аккуратно, чтобы у ребенка не возникли негативные ассоциации в отношении этой гигиенической процедуры (если вдруг вы травмируете его пальчики), а они могут быть весьма стойкими, и давать о себе знать даже во взрослом возрасте.

При образовании заусенцев, следует аккуратно обрезать их маленькими ножницами и обработать кожу антисептиком.

Уход за зубами

Самостоятельно ухаживать за полостью рта - чистить зубы и полоскать рот после приема пищи - ребенок может быть готов на четвертом году жизни. До этого совершать данную процедуру ему помогают родители. Зубную щетку для малыша следует выбирать мягкую (и не забывайте ее регулярно менять), поскольку эмаль молочных зубов очень уязвимая. Подробнее детали ухода за зубами у детей будут изложены в отдельном материале.

Уход за волосами

Волосы детям следует расчесывать специальной мягкой щеткой или расческой, более короткие можно просто приглаживать пальцами - ведь детские волосы намного тоньше и мягче, чем у взрослых. Кстати, если у вашего ребенка тонкие жидкие волосы, не расстраивайтесь раньше времени. Годам к 7 структура волос может поменяться, и их визуально станет больше, они будут казаться более густыми.

Многие девочки уже с 4 лет носят длинные волосы, требующие специального ухода. Расчесывают такие волосы отдельными прядями от концов к корням расческой с редкими тупыми зубьями. Вымытые волосы следует высушивать естественным путем, пользоваться феном не рекомендуется. Заплетать их можно только сухими. Летом волосы пересушиваются от воздействия солнечных лучей, поэтому следует носить легкие, не тесные головные уборы.

С какого возраста следует стричь ребенка? Таким вопросом чаще озадачиваются, разумеется, родители мальчиков. Уже в 3 года, как правило, ребенок может спокойно высидеть в парикмахерском кресле и осознать те изменения, которые происходят с его внешностью. Если поход к парикмахеру сделать постоянным ритуалом, вызывающим положительные эмоции, то по мере взросления дети сами научатся определять свой стиль и «заказывать» ту или иную модель стрижки или прически. Но, так или иначе, волосы ребенка надо подстригать так, чтобы он смог сам их причесать.

Гигиена половых органов

Жизнь требует особой чистоплотности от девочек, им всегда придется соблюдать правила гигиены строже, чем мальчикам и мужчинам. И родителям девочек следует их приучать к этому с самого раннего возраста, ведь гигиена у них связана не только с их здоровьем, но и со здоровьем их будущих детей,ваших внуков. Вечерний туалет девочки должен включать ежедневное подмывание. Подмывать следует под струей текущей воды. Можно использовать душ, но струя должна быть рассеянной, чтобы не раздражать половые органы. После подмывания надо аккуратно обтереть кожу промежности и бедер специально выделенным полотенцем. Если подмывание производится регулярно, девочка к нему привыкнет, и уже не сможет обходиться без этой процедуры. Трусы девочкам надо менять ежедневно, поскольку из влагалища всегда есть какие-нибудь выделения. Эластичные колготы девочкам-дошкольницам противопоказаны!

Правило для гигиены половых органов мальчиков гласит: ни в коем случает не застуживать их, но и не перегревать. Поэтому белье нужно приобретать по размеру, в соответствии с сезоном и предпочтительнее из натуральных тканей: так вы точно будете уверены, что циркуляция воздуха между телом ребенка и одеждой осуществляется нормально. Синтетические ткани не пропускают воздух, а, следовательно, в таком наряде ребенок быстро вспотеет.

При ежедневном подмывании мальчика в раннем возрасте ни в коем случае нельзя открывать головку полового члена. Вообще, стоит забыть про нее до того момента, как крайняя плоть, по мере взросления, не станет более эластичной и головку пениса можно будет свободно выводить и проводить с ней гигиенические процедуры. Головка полностью открывается у трети мальчиков к 5-6 годам, у остальных - к 12 годам.

Пользование унитазом

После того как ваш ребенок уверенно освоит горшок (Рекомендуем статью ), следует предложить ему новую «степень свободы» и - научить пользоваться унитазом. Для этого необходимо приобрести специальный вкладыш (детское сиденье) для унитаза, а также подставку или табуретку. Последняя нужна как для того, чтобы забираться на унитаз, так и - мальчикам - чтобы стоять на ней, когда они будут привыкать писать стоя. Соответственно, выбирая подставку, исходите из соображений не только комфорта ребенка, но и безопасности: подставка не должна скользить по полу. Вкладыши для унитаза бывают как универсальными, так и предназначенными специально для мальчиков. Также на рынке есть приспособления, сочетающие в себе вспомогательную накладку на унитаз со ступенькой.

Ребенка приучают самостоятельно садиться на вкладыш, правильно пользоваться туалетной бумагой, после акта дефекации подмываться водой, мыть руки с мылом, выйдя из туалета. Тщательное соблюдение чистоты - это не только метод сохранения здоровья ребенка в настоящем, но и залог его чистоплотности в будущем.

Привычка к опрятности

К числу гигиенических навыков, которые нужно воспитывать у ребенка, относится и выработка внимания к своему внешнему виду. Белье, носки и колготы малышам следует менять ежедневно.

Дети не должны ходить в обуви с незавязанными шнурками, в испачканной одежде. Если ребенок сам не в состоянии справиться с небрежностью в своем туалете, он должен знать, что следует попросить об этом взрослого. После возвращения из детского сада дети обязательно должны переодеться в домашнюю одежду, почистить и аккуратно сложить снятые вещи.

Дошкольник должен усвоить, что при входе в помещение надо вытирать ноги, что негигиенично ходить без тапочек по комнате, забираться в обуви на диван или кровать.

Если ребенок не привыкнет в этом возрасте поддерживать порядок в своей комнате или уголке, он и дальше будет несобранным и неаккуратным.

Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации .

Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании таких навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный (сензитивный) для формирования культурно-гигиенических навыков (Т.М. Яковенко) .

Навык определяется Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной как автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык позволяет ребенку делать все ловко и быстро. Привычка побуждает выполнять действие охотно и без принуждения .

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова к культурно-гигиеническим навыкам относят навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми .

В дошкольной педагогике С.А. Козлова и Т.А. Куликова выделяют группы культурно-гигиенических навыков, которыми должен овладеть ребенок:

а) навыки еды (аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой и т. д.);

б) навыки ухода за своим телом (умывание, причесывание и т. п.);

в) навыки соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т. д.) .

Таким образом, в формировании культурно-гигиенических навыков разные авторы включают их важную составляющую - формирование навыков санитарно-гигиенического характера - умение ухаживать за кожей, зубами, волосами и т.п.

Санитарно-гигиеническое воспитание после года направлено, по словам Е.М. Белостоцкой, на приобщение ребенка к следующим навыкам:

Мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

Умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

Принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом и перед дневным сном;

Мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

Пользоваться туалетом (горшком);

Подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

Полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

Пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

Пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

Пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора -- двух лет);

Ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

Не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);

Мыть ноги перед сном .

В вариативных программах ДОУ в разделах, относящихся к физическому воспитанию, ставятся задачи формирования санитарно-гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей. Так, Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой предусматривает следующее (таблица 2) .

Таблица 2 Объём и содержание санитарно-гигиенических навыков по возрастным группам

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет).

Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время умывания. Учить полоскать рот после еды.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расчёской, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навык полоскать рот после еды.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, следить за чистотой одежды и обуви.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности .

К числу основных условий успешного формирования санитарно - гигиенических навыков С.А. Козлова и Т.А. Куликова относят:

Рационально организованная обстановка,

Четкий режим дня,

Руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры). Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). Это повышает интерес детей к умыванию. Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию санитарно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование санитарно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи .

Для успешного формирования санитарно-гигиенических навыков, считает Э. Степаненкова, необходимы следующие условия:

1. организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.);

2. разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;

3. многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;

4. индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

5. организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;

6. безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических требований .

Для успешного привития санитарно-гигиенических навыков А.Г. Хрипкова и др. рекомендуют использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей:

Прямое обучение,

Упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр,

Систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены, постепенное повышение требований к ним .

При прямом обучении Н.П. Павлова советует учитывать следующее:

Обучая детей нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой.

Очень важна последовательность в обучении. Так, ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, поддерживает его интерес к самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки .

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. и др. предлагают такие методы и приёмы привития культурно-гигиенических навыков:

Личный пример взрослых,

Непосредственно образовательная деятельность, формирующая знание, понимание санитарно- гигиенических норм,

Объяснение,

Пояснение,

Поощрение,

Упражнения в действиях,

Дидактические игры,

Потешки, стихотворения, пословицы, поговорки,

Игровые приемы,

Викторины, развлечения,

Прием повторения действий (например, попросили перед мытьем: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья посмотрели, насколько чисто и сухо вытерты руки) .

Основными способами, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, согласно С.В. Петериной, являются следующие:

Совместные действия со взрослым, направленные на игрушку (когда взрослый берет руки ребенка в свои и производит необходимые действия: кормит куклу, одевает на прогулку);

Подражание (когда взрослый показывает действие и побуждает ребенка к его повторению, при необходимости помогая ему своей рукой);

По показу (когда взрослый демонстрирует действия и ребенок затем действует самостоятельно).

Отметим, что все эти способы обучения ребенка используют в сочетании с речевой инструкцией, которая должна быть четкой, лаконичной, состоящей из трех-четырех слов. Вначале используются совместные действия руками ребенка, потом помощь в использовании этих действий через показ, указательный жест, словесную инструкцию .

Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки .

Желательно сочетать словесный и наглядный методы, используя сюжетные картинки и символы, дающие представления о последовательности выполнения действий при умывании, чистки зубов, одевании на прогулку и т.д. При этом можно использовать русские народные потешки, приговорки, пестушки (при умывании, заплетении волос девочкам, уборке помещения, перед сном, при пробуждении и т.д.) .

Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают необходимые навыки в играх специально направленного содержания, эти игры позволяют детям применить свои знания на практике, активизируют у ребят инициативу и творчество. Помогают малышам выполнять действия по самообслуживанию с интересом и желанием, оставят яркие впечатления в душе ребёнка.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, как указывает Р.С. Буре, огромную роль играет педагогическая оценка отдельных поступков и поведении ребенка. Более широко воспитатель пользуется в своей работе положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.

Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками. Положительную оценку надо давать и в том случае, если дети сами помнят, как нужно поступать. Похвала ускорит выработку необходимого навыка. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, воспитатель напоминает им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. Все указания детям должны даваться в дружелюбном, спокойном тоне, вызывающем у них положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками.

Санитарно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате .

Свои особенности имеет формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

В сложившейся практике нередко приходиться наблюдать, пишет Д.В. Зайцев, что значительная часть детей с ОВЗ оказывается неспособной к самообслуживанию и постоянно нуждается в опеке и помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что значительно затрудняет их дальнейшую адаптацию и интеграцию с социальной средой. Нарушения двигательного и/или психического развития, трудности, которые испытывают дети в повседневной практической жизни, гиперопека со стороны родителей - все это снижает мотивацию к овладению навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками .

Коррекционно-развивающая работа с такими детьми опирается на следующие положения:

Теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец), утверждающая принцип формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного опыта;

Положение о единстве основных закономерностей психического развития детей, как в норме, так и в патологии (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др.) .

Р.Д. Бабенкова, Т.Н. Головина, Н.А. Козленко констатирую факт влияния особенностей психического и физического развития на формирование навыка .Л.Н. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф отмечают, что на характер формирования навыков у этих детей оказывают влияние особенности восприятия, процессы внимания и памяти, анализа и сравнения . Дети испытывают значительные затруднения при выполнении координационных двигательных действий, а все это негативно влияет на процесс формирования навыка. В коррекционной работе с детьми следует отводить основную роль обучению. Принимая во внимание эту точку зрения, становится очевидным, что при формировании у детей умений и навыков необходимо специальное, индивидуальное обучение, в котором равноправно сочетаются обучение, воспитание и развитие. Отсюда следует, что обучение должно быть комплексным. Целесообразно, чтобы полученный навык для автоматизации закреплялся в домашних условиях. При обучении нужно учитывать сохранные стороны функции организма, чтобы, опираясь на них, строить процесс коррекции .

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков является отражением их адекватного развития и начальной социализации;

Формирование санитарно-гигиенических навыков - умения ухаживать за кожей, зубами, волосами и т.п.- неотъемлемая часть культурно-гигиенического воспитания;

К числу основных условий успешного формирования санитарно - гигиенических навыков относят: рационально организованную обстановку, четкий режим дня, руководство взрослых;

Основные методы и приёмы привития культурно-гигиенических навыков: личный пример взрослых, непосредственно образовательная деятельность, формирующая знание, понимание санитарно - гигиенических норм, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях, дидактические игры, потешки, стихотворения, пословицы, поговорки, игровые приемы, викторины, развлечения, прием повторения действий;

При формировании санитарно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо специальное, индивидуальное обучение, в котором равноправно сочетаются обучение, воспитание и развитие.

Введение

От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения, зависит не только их здоровье, но и здоровье, других детей и взрослых.

Одна из важнейших задач детского сада - привить ребятам культурно-гигиенические навыки, укрепляющие их здоровье. По приходу детей в детский сад, вначале мы приучаем к выполнению элементарных правил: мыть руки до и после еды, после пользования туалетом, игры, прогулки и.т.д. Одновременно с этим постепенно стимулируем развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локти, намыливать их до образования пены, насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой.

С самого младшего возраста детей приучаем правильно, сидеть за столом, аккуратно есть, пользоваться салфеткой. Ребенку старше двух лет прививаем привычку, полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Начиная с двухлетнего возраста детей, приучаем чистить зубы зубной щеткой с зубной пастой. Уход за полостью рта - один из элементов гигиенического воспитания, поэтому начиная с младших групп на специальных занятиях, происходит обучение правильному ухаживанию за полостью рта.

Гигиена полости рта важна не только для профилактики стоматологических заболеваний, но для эстетики она является важным показателем общей культуры человека.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Научить детей правильно ухаживать за зубами (полоскать рот, пользоваться зубной щеткой), объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства. Учить правильно, называть предметы туалета. Активизировать в речи детей слова, обозначающие действие.

Связная речь: формировать умения отвечать на вопросы. Вызывать чувство сострадания к больной кукле.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Показ, объяснения, вопросы воспитателя и ответы детей, действие воспитателя и детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ: Чтение отрывков из стихотворений К. Чуковского "Мойдодыр", "Айболит", С. Михалкова "Как у нашей Любы", рассматривание иллюстраций, беседы с детьми.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Бокалы с водой, тазик, зубная паста, зубные щетки, цветные картинки, кукла Ксюша.

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. К нам в группу пришло много гостей. Гости - это всегда праздник и радость. Давайте их поприветствуем.

Сегодня на занятии мы ребята поговорим с вами о наших зубах. У нас у всех есть зубы. А как вы думаете, для чего нам нужны зубы?

Ответы детей: (чтобы есть, пережевывать пищу, и т.д.)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Зубы нам нужны, чтобы кушать. Но зубы не только нам нужны, они нужны и бобренку, чтобы построить себе крепкий дом, и волчонку, чтобы его услышала мама, как он стучит зубами, придет и согреет его. Зубы нужны зайчонку, чтобы грызть морковку, капусту и зеленую сочную траву.

Воспитатель: - Ребятки, скажите, а вы что больше любите кушать?

Ответы детей::

Воспитатель: - А конфеты, шоколадки, торты, варенье любите кушать? Все правильно, мы все обожаем кушать сладости, но оказывается, когда много кушаешь сладости, они начинают разрушать наши зубы, на зубах появляются дырочка и зуб начинает болеть. А когда зуб болит, куда мы идем?

Ответы детей: (в больницу к врачу.)

Воспитатель: - Правильно, мы должны идти к врачу и лечить зуб. Но чтобы наши зубы не болели, лучше всего подражать зайчонку - есть больше овощей и фруктов, и конечно не пить без конца сладкий чай и компот. А вот кефир и молоко пить полезно.

(сюрпризный момент - слышится плач куклы)

Воспитатель: - Ой, ребятки, слышите, кто-то плачет? Пойду я посмотрю.

(воспитатель вносит куклу Ксюшу с перевязанной щекой, жалеем куклу и выясняем, что случилось с Ксюшей).

Оказывается, она была в гостях и там съела много сладкого, и у нее заболели зубы.

Ксюша ты как раз вовремя пришла, мы сегодня на занятии учимся, как правильно ухаживать за зубами. Садись на стульчик, мы тебя тоже научим. А мы с ребятами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Наши деточки устали,
И со стульчиков все стали,
Потянулись, потянулись,
Солнышку мы улыбнулись,
Вправо, влево наклонились
Быстро к речке мы спустились,
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться,
Зубную пасту мы берем
Крепко щеткой зубы трем
Моем шею, моем уши
Сами вытремся посуше.

Воспитатель: - Ребята, сколько у нас во рту зубов?

Ответы детей: - Много.

Воспитатель: - Правильно, много. Покажите свои зубы. Вот какие красивые зубы. Но каждый наш зубик нужно беречь и охранять. Беречь, мы уже знаем как:

1. Но есть слишком много сладостей.

2. А еще нужно, после еды полоскать рот теплой водой.

У нас у всех есть промежутки между зубами, в которых застревают кусочки пищи. Поэтому посмотри Ксюша, как надо стараться, чтобы вода прошла через эти промежутки.

(показ действий воспитателем детям)

(показ действий детьми)

Воспитатель: - Ну, теперь нам совсем стало ясно как беречь зубы. Но кто же их будет охранять? А охранять их будет зубная паста и зубная щетка.

Сейчас мы с вами будем учиться правильно, чистить зубы, но только пока без зубной пасты.

(раздача зубных щеток)

Посмотрите, как правильно нужно держать зубную щетку.

(показ воспитателем правильной чистки зубов)

Сначала чистим передние зубы: снизу - вверх, с верху - вниз, затем боковые - с левой стороны, боковые - с правой стороны.

(вся группа детей учится)

Молодцы! В следующий раз мы будем учиться правильно, чистить зубы внутри, а только потом с зубной пастой.

Воспитатель: (обращение к кукле Ксюше)

Ксюша, ты запомнила, как правильно нужно ухаживать за зубами, чтобы зубы не болели.

Кукла Ксюша: - Да. Спасибо вам ребята. Теперь я буду беречь,и охранять свои зубы.

1. Меньше буду, есть сладостей, больше овощей и фруктов.

2. После того как покушаю, обязательно буду полоскать рот.

3. И 2 раза в день утром и вечером буду чистить зубы.

Воспитатель: - Ребята, давайте Ксюше подарим зубную пасту и зубную щетку и пригласим ее на следующие занятия.

(дети приглашают куклу Ксюшу в гости)

(кукла Ксюша благодарит детей, прощается и уходит)

Воспитатель: - Наше занятие закончилось, давайте ребята, и мы попрощаемся с нашими гостями. Дружно скажем досвидания.

Заключение

На занятии мы уточнили представление детей о зубах. Для чего нам нужны зубы. Зубы нужны не только людям, но и животным. Закрепили знания детей, что лучше кушать полезные продукты, чтобы зубы сохранились. Так же дети показали свои знания не только теоретически, но и практически, со всеми задачами, поставленными, на занятии дети справились.

Воспитание КГН включает широкий круг задач, и для успешного решения мы используем целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх, специально-направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Список использованных источников:

1. "Самые маленькие в детском саду" В. Сотникова

2. "Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста" А.П. Чабовская

3. "Режим дня в детском саду" Н.Т. Терехова

Гигиена - наука предупредительная, в переводе с греческого означает здоровый. Главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Гигиеническое воспитание детей и подростков - основа Здорового образа жизни . Чтобы оно было успешным, необходимы три слагаемых: ответственность взрослых, их гигиенический пример и умение понимать и уважать детей со всеми их особенностями, потребностями.

Гигиена младенца полностью лежит на взрослых . По мере того как ребенок растет, взрослые начинают знакомить его с основными гигиеническими навыками - показывают, объясняют, побуждают, требуют. Трудности связаны не с тем, чему учить, а с тем, как научить ребенка. Соблюдение гигиенических правил должно быть для него не тягостной обязанностью, связанной с принуждением и наказаниями, а радостной игрой, сначала - под руководством взрослых и вместе с ними, потом - рядом, потом - самостоятельно. Ребенок должен иметь возможность подражать взрослым и чувствовать, что им это нравится. Требования эффективны не раньше, чем ребенок научился чему-либо. К 5-6 годам элементарные гигиенические навыки (мыть руки, придя с улицы, перед едой и после туалета, умение вымыть лицо, шею, ноги, правильно и регулярно чистить зубы, убирать за собой постель; помогать в домашней уборке, мытье посуды, уходе за одеждой) должны стать устойчивой привычкой. Лишь на ее основе возможно успешное овладение более сложными гигиеническими навыками, например, включение в вечерний туалет простенькой стирки (у мальчиков - носки, у девочек - колготки, трусики).

Даже самое успешное обучение детей гигиене не отменяет необходимости усилий взрослых. Одежда и обувь должны быть по возможности легкими и не тесными, чтобы не мешать двигаться. Слишком теплая одежда заставляет потеть и потому больше приводит к простудам, чем бережет от них. Сменная одежда (для детского сада или школы, для улицы, для дома) дает возможность следить за ней и избежать лишних конфликтов по поводу того, что на улице ребенок испачкал школьную одежду, а дома сел в кресло в уличной.

Воздух и движение необходимы ребенку, а наказание лишением прогулок не только отнимает у него это, но и вызывает отвращение к тому, за невыполнение чего он наказан, например, к уборке постели, мытью ног.

Важно, чтобы ребенок не переедал, ел в определенные часы, а между приемами пищи не подкреплялся “вкусненьким”.

В своем оборудованном уголке для игр и занятий ребенок должен быть хозяином со всеми правами и обязанностями хозяина.

Проветренное помещение, легкий ужин, в меру теплая и мягкая постель обеспечат полноценный, восстанавливающий силы отдых.

С началом полового созревания возникают новые гигиенические проблемы. Младшие подростки на какое-то время “забывают” даже то, что хорошо умеют, - их не заставишь умыться, остричь ногти и т.д. Конечно так ведут себя ни все подростки, но многие. Отчасти это связано с сопровождающим рост эмоциональным напряжением. Оно временно, и спокойные напоминания в этот период эффективнее конфликтов. Взрослым необходимо помочь в уходе за кожей, чтобы усиление секреции потовых и сальных желез не вело к “зарастанию” угрями и гнойничковым заболеваниям, уходе за волосами, чтобы они были здоровыми. Мать- девочку, отец - мальчика должны познакомить со сведениями о гигиене пола и необходимыми навыками.

По свидетельству педиатров, около трети детей, посещающих детские дошкольные учреждения, школу относятся к категории болеющих. Профилактика заболеваний должна состоять в организации нормального физического развития ребенка и закаливания. И дальнейший наш разговор пойдет о закаливании ребенка, о системе мероприятий, позволяющих, используя естественные силы природы - воздух, воду и солнце повышать сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Но надо помнить, что закаливание, только при правильном и регулярном его применении, может оказывать общеукрепляющее воздействие на организм человека.

Итак - закаливание . Процедуры, способствующие закаливанию, делятся на местные и общие. При общих процедурах воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела. При местных - скажем верхние или нижние конечности. Закаливание может дать положительный эффект лишь при строгом соблюдении следующих несложных правил:

1. Процедуры должны проводиться с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития ребенка, условий его жизни.

2. Сила закаливающего фактора (воды, воздуха и солнца) наращивается постепенно.

3. Закаливание продолжается в течение всего года, но при этом учитываются особенности сезона и погоды.

4. Процедуры проводятся на фоне положительных эмоций ребенка.

Закаливание воздухом . Существует несколько форм закаливания воздухом: сон в теплое время года при открытых окнах (в зимнее время - при полуоткрытых фрамугах или форточках), зимние виды спорта (коньки, лыжи и т.п.), воздушные ванны.

В летнее время воздушные ванны принимают на открытом воздухе.

Зимой воздушные ванны принимают в комнате, открыв фрамугу или форточку. При ощущении холода или озноба следует прекратить процедуру.

Закаливание воздухом . Во время солнечных ванн используются прямые или рассеянные лучи. Местные или общие солнечные ванны обычно сочетают с воздушными. В средней полосе лучшее время для солнечных ванн - между 11 и 13 часами, через полтора - два часа после завтрака. Первый сеанс должен быть непродолжительным 5 - 10 минут, потом можно постепенно увеличивать до 40 минут. Длительное нахождение на солнце, особенно под прямыми лучами, может привести к ожогам, перегреву и даже к солнечному удару. Голова должна быть обязательно прикрыта.

Закаливание водой - одно из наиболее сильнодействующих средств закаливания организма. На ребенка одинаково положительно действуют домашние процедуры (обтирание, обливание) и летнее купание в водоемах.

Итак, уважаемые родители, приучайте своих детей закаливать свой организм с раннего детства, чтобы у них выработалась потребность в водных, воздушных и солнечных процедурах. Это будет только полезно для роста и развития ваших детей, укрепления их здоровья и повышения работоспособности.

В конце своей лекции мне хочется предостеречь тех родителей, которые думают, что с помощью наказания или порицания сумеют привить своему ребенку определенные гигиенические навыки. Похвала для закрепления хорошей привычки имеет гораздо большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки.

Ребенок не получая своевременного одобрения в процессе деятельности, теряется, у него появляется чувство неуверенности. Поэтому своевременная поддержка в виде одобрения, похвалы взрослых способствует правильной организации жизнедеятельности ребенка, успешному выполнению им задания - будь то поручение родителей или учебное задание. Особенно важно одобрять всякое усилие ребенка в достижении поставленной задачи, всякое стремление закончить задание.

Помните, что ваш ребенок нуждается в оценке своих действий, поступков. Не забывайте похвалить, одобрить, поддержать - это будет способствовать его положительному эмоциональному состоянию, сохранению и упрочению нервно-психического здоровья.

Положительный эмоциональный настрой, спокойные доверительные взаимодействия между ребенком и взрослым представляют собой важнейшее условие успешного привития и формирования гигиенических навыков, которые, при постоянном использовании, будут служить ребенку на протяжении всей его последующей жизни, способствуя сохранению и укреплению здоровья.

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. Для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно предложить детям поиграть в игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных задач воспитания. С первых дней жизни ребенка при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания ребенка, "вхождения" его в мир взрослых.

В целях усвоения ребенком раннего возраста с психофизическими отклонениями культурно-гигиенических навыков важно учитывать его сенсорные и моторные особенности развития.

В ходе привития навыков важно формировать координацию руки и глаза, орудийные действия (пользование ложкой, вилкой, расческой и др.), а также учить его оценивать пространственное расположение предметов по отношению к своему телу. Своевременное привитие детям культурно-гигиенических навыков способствует развитию таких личностных качеств как опрятность, аккуратность, самостоятельность, организованность. Их формирование является начальным этапом становления различных видов детской деятельности. Усвоение ребенком соотносящих и орудийных действий (расческой, мылом и др.), затем отдельных действий с предметами (например, расставить тарелки, расстелить скатерть на столе) активизируют появление следующего вида детской деятельности - предметно-игровой. Предметно-развивающая среда, создаваемая взрослым в процессе занятий по привитию социально-значимых культурно-гигиенических навыков, вводит ребенка в воображаемую игровую ситуацию и закрепляет их.

Для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно предложить детям поиграть в игры. Дети с большим увлечением включаются в игры с водой.

Игра "Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку:

Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!"

Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

Игра "Вымой руки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Игра "Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  • засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
  • открыть кран;
  • сложить ладони рук "лодочкой";
  • подставить руки под струю воды;
  • закрыть кран;
  • вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

Игра "Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра "Умывалочка"

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Игра "Почистим зубки"

Цель: учить ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрит в зеркало и улыбается, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра "Фонтанчики"

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!

Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра "Делаем прическу"

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Игра "Кукла заболела"

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Игра "Носики-курносики"

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять

(убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Игра "Приведи куклу в порядок"

Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

Оборудование: кукла, кукольная одежда.

Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: "Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье". Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

Игра "Оденемся на прогулку"

Игра "Оденемся на прогулку"

Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Оборудование: одежда ребенка.

Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

Игра "Оденем кукол"

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

Игра "Обед у кукол"

Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

Игра "Убери со стола"

Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

Оборудование: посуда, щетка, совочек.

Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

Игра "Вымой посуду"

Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

Ход игры: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

Игра "Подготовь постель ко сну"

Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.

Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

Ход игры: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

Игра "Почистим туфли"

Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

Оборудование: обувь, щетка.

Ход игры: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!

Будут чистыми они - раз, два, три!

Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

Игра "У нас порядок"

Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

Ход игры: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Буратино, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.


Похожие публикации