Как снимать детские страхи. Почему страхи могут быть вредными

Страх – это естественная человеческая реакция на всё то непонятное и неизвестное, что существует в нашей жизни. Но если взрослый человек в состоянии проанализировать свой страх, понять причины его возникновения и разработать методику избавления от него, то ребенок, понимая свою незащищенность и физическую слабость, не знает, как побороть страх. Именно потому родители должны контролировать эмоциональное состояние крохи и вовремя помочь ему с преодолением страха.

Страхи детей до 2-х лет

Малыши в этом возрасте боятся всех взрослых людей — кроме мамы и тех, кто постоянно находится рядом с ними. Бабушки и дедушки, которые приезжают в гости не чаще раза в месяц, часто обижаются на своих маленьких внуков, встречающих их громким ревом и отказом идти на руки. Ничего удивительного в этом нет – малыши быстро забывают лица, а большой взрослый «чужой» вызывает у них страх.

Кроме страха лишиться мамы, они могут бояться всего неизвестного – новых резких звуков, одиночества, животных, транспорта и т.д. Родителям рекомендуется внимательно относится к крохе, не оставлять его в одиночестве или на попечении чужих людей, а также не отдавать в ясли (если в этом нет большой необходимости). Особенно если у ребенка ослабленное здоровье или повышенная возбудимость.

Помните: чем меньше ребенок, тем сильнее он боится незнакомцев!

Страхи детей 2-3 лет

В этом возрасте к уже имеющимся страхам присоединяются страх потеряться, страх боли, боязнь врачей, собак, темноты и наказания. В этот период очень важна роль отца – если отец ребенка проводит с ним много времени, вместе заходит в темную комнату или на прием к врачу, присаживается погладить собаку и приглашает малыша повторить за собой, страхи проходят очень легко и быстро, практически бесследно. Большой и сильный мужчина является гарантом спокойствия и защищенности ребенка.

Именно потому, если папа отсутствует, эту функцию вполне может выполнить дед, взрослый дядя, брат или другой близкий родственник мужского пола. Нельзя запрещать ребенку бояться! Наоборот – следует детально проговорить тему: чего или кого именно он боится, и почему? Возможно, не следует читать малышу жестокие книжки и смотреть мультфильмы, где кто-то кого-то бьет. Возможно, стоит включать возле его кровати светильник, чтобы он не боялся темноты и чудовищ под кроватью.

Можно поиграть в игру «Напугай темноту»: вы вместе с ребенком забегаете в темную комнату и кричите в темноту «Уходи!», и так несколько раз. Потом можно фонариком посветить под кровать, в шкаф, и пусть ребенок убедиться сам, что там никого нет. Чувствуя вашу поддержку, малыш будет вести себя смелее. Позволяйте ребенку высказывать все свои опасения и страхи, ведь задача родителей – помочь преодолеть их.

Страхи детей 3-5 лет

В этом возрасте дети начинают бояться новых событий или занятий — например, не хотят идти в гости в незнакомый дом, боятся съезжать сами на санках с горки и т.д. Также дети боятся проявления агрессии со стороны других детей и взрослых, поэтому не хотят ходить в садик, если в группе есть драчун или воспитатель наказывает детей. У ребенка начинает бурно развиваться фантазия и воображение, поэтому кроме реальных страхов появляются придуманные: в темноте ему видятся чудовища, в полумраке – привидения, игрушки оживают, а тени угрожают.

5 лет — время придуманных страхов: монстров, зубных фей и привидений

Многие страхи рождаются под влиянием фильмов и мультфильмов, поэтому родители должны контролировать, что ребенок смотрит, и какие книги ему читают. Постарайтесь вместе с детьми проанализировать страхи и разубедить в их реальности. Можно вместе поиграть в сюжетно-ролевую игру, в которой ребенок сначала будет положительным героем, а потом отрицательным. Став на время Драконом, Бабой Ягой или Привидением, порычав и «всех напугав», малыш уже иначе будет относиться к «чудовищу». Такие игры позволят крохе переосмыслить свой страх.

Очень помогает игра «Создай и победи страх»: пусть малыш нарисует или вылепит того, кто, по его мнению, живет под кроватью или в темноте. А может, это будет обобщенный образ страха. Потом вы вместе порвете рисунок и развеете его по ветру (или помнете и уничтожите фигурку из пластилина). После этого вы торжественно объявите, что ребенок победил свой страх и награждается мороженым или пирожным. Такой метод значительно уменьшит боязнь малыша.

Страхи детей 5-7 лет

В этом возрасте появляются уже вполне «взрослые» страхи: боязнь смерти, болезни (своей или кого-то из родственников). Страх усиливается, если в семье действительно кто-то умирает или серьезно заболевает. В таком случае с ребенком следует поговорить о том, что все на свете рождаются, живут и умирают – таков жизненный цикл всех существ, от растений до звезд. Успокойте ребенка, что он будет жить очень долго, пока не станет совсем дряхлым старичком.

В детском понятии это будет настолько нескоро, что ребенок успокоится. Но готовьтесь к тому, что тема смерти и вопросы о жизни еще долго будут присутствовать в его разговорах, рисунках и играх. Если же у ребенка появляется навязчивое чувство страха, он постоянно теребит руки, одежду и волосы, а может даже грызет ногти, вам следует обратиться к профессиональному психотерапевту – он подскажет, как и что нужно делать в таком случае.

Чтобы справиться с детскими страхами, не стыдно попросить помощи у профессионала

Что делает страхи навязчивыми?

  • Если ребенка ругают или наказывают за страх темноты, высоты, животных, или любую другую боязнь.
  • Если над страхами ребенка насмехаются и издеваются, специально пугая его. Плохо, когда это делают другие дети, но еще хуже, если так поступают взрослые люди.
  • Если у малыша слишком бурное воображение и развитая фантазия, а сам ребенок — легковозбудимый, нервный и беспокойный.
  • Если у ребенка слабая нервная система.
  • Если над ребенком установлена не просто опека, а гипер-опека, при которой ему не дают сделать шагу и постоянно повторяют: «упадешь, заболеешь, будет больно, там страшно». Лишенный самостоятельности ребенок не знает, как справляться с любой необычной для него ситуацией.
  • Если ребенок пережил серьезный стресс, шок, тяжелую болезнь или смерть родного человека.

Конечно же, специалист-психолог поможет вашему ребенку в преодолении страхов. Но ничего не поможет лучше родительской любви, внимания и заботы. Научите малыша делиться всеми страхами и сомнениями, возникающими у него по любому поводу. Вы вместе разберете и проанализируете природу боязни, а через некоторое время он сам научится ее преодолевать. Будьте внимательны и терпеливы к своим детям — и тогда они вырастут смелыми самостоятельными людьми.

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша .

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы - пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом - пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь - отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей - это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх - это не страшно», «Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи - нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Если женщина собирается реагировать на детские страхи, ее первый импульс - отнестись к детскому страху серьезно и начать с ним с этим страхом работать. Мужчины в меньшей степени склонны с детскими страхами работать, им проще и понятнее на детские страхи - реагировать: когда-то ребенка поддержать, когда-то пристыдить.

Работа с детскими страхами - в первую очередь, это серьезное отношение к страхам ребенка. Как ни странно, это оправдано не всегда. Иногда лучше всего освобождает от страха веселый взгляд взрослого, который уверенно удивляется: "Ты чего такой ерунды боишься? Пойдем, покажу, это совсем не страшно!"

Работа с детскими страхами имеет свою специфику, хотя бы потому, что сами дети очень редко формулируют запрос об освобождении от страха. Типовой запрос ребенка: "Посиди со мной, мне страшно!", при этом освобождаться от страха дети хотят не всегда.

Соответственно, или на этом нужно или настоять, или сделать увлекательно и весело.

Работа с конкретными страхами имеет свою специфику, поэтому для удобства поиска наиболее типичные детские страхи перечислим:

Основной прием в работе со страхами у детей - это снятие у ребенка страха перед страхом.

Если ребенок лег спать и ему показалось, что в темноте за шкафом кто-то спрятался, у ребенка может забиться сердце. Биение сердца - проявление основного страха. Если же ребенок начнет обращать внимание не то, что у него сильно бьется сердце, и будет переживать уже по поводу биения сердца ("вот сердце не выдержит, разорвется, и я от страха умру!"), это уже вторичный страх ребенка. Если ребенку удается объяснить, что его сердцебиение и желание побыть с мамой - это нормально и естественно, что это бывает у всех детей и мы его любим, ребенку становится спокойнее.

Детям объясняют это самыми различными образами. Формулировки: "Страх - это не страшно", "Бояться - нормально, боятся все, бояться не стыдно", "Страх нам помогает, страх заботится о нас", "Свой страх нужно принять" - все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребенка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом. Аналогичную задачу выполняют такие процессы, как рисование детьми своих страхов и отыгрывание своих страхов в играх, в тех или иных сценках. Ребенок может сам бороться со своими страхами, если вы подскажете ему, как это можно делать .

Во всех случаях успешность устранения страхов зависит от знания их

Как утверждают психологи, большинство страхов у детей обусловлено возрастными особенностями, и в старшем возрасте они проходят. Но когда ребенок чего-то сильно боится, это может отпечататься в его памяти и перейти с ним во взрослую жизнь в виде . Поэтому родители должны обращать внимание на особенности психики малыша и корректировать свои методы воспитания в соответствии с его чувствительностью и восприимчивостью. Зачастую детские страхи возникают на почве сильных переживаний, испуга от громкого звука или другой неприятной ситуации. Такую боязнь у ребенка психолог может устранить очень быстро и легко.

А вот если страх появился из-за внушений и запугиваний взрослых, он начинает подпитываться детской фантазией, и побороть такой страх очень сложно. Еще сложнее, если родители малыша сами склонны к фобиям, и навязывают ребенку боязливое восприятие мира, постоянно предостерегая его от травм, различных несчастий и угрожая наказанием.

Катализаторами детских страхов являются: чрезмерная опека взрослых, неуверенность родителей в себе, постоянные разговоры взрослых о болезнях и смерти, напряженность в семье, а также ссоры и крики родителей. Когда в семье разлад, первыми страдают дети. Они чувствуют себя отверженными и теряют ощущение безопасности, что приводит к появлению систематических страхов. Существуют и другие скрытые причины детской боязни, которые могут выявить только психологи.

Страхи у детей дошкольного возраста

По мере взросления дети испытывают различные эмоции. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть различными. Малыши до года боятся громких звуков, одиночества, наказания и боли, отдаления от мамы, новой окружающей среды и посторонних людей. К двум годам дети начинают бояться темноты. Кроме того появляются ночные страхи у детей, вызванные их бурной фантазией и спровоцированные пугающими картинками, увиденными по телевизору или на компьютере. Например, родители могут смотреть интересную передачу о красотах африканской природы, а ребенок увидит на экране вулкан или большую змею, и не будет неделю спать.

К 5 годам у детей усиливается страх темноты и появляется боязнь замкнутого пространства. Поэтому родители, которые используют в качестве оставлять его на несколько минут одного, должны выбирать для этого просторную и хорошо освещенную комнату. Ни в коем случае нельзя закрывать малыша в ванной, это может оставить негативный отпечаток в его сознании на всю жизнь.

Дети в возрасте 5-7 лет чаще всего боятся сказочных персонажей, ассоциируя их с реальными людьми. Также у малышей появляются страхи, связанные со стихией, дети боятся грома, молнии, огня, воды и т.д. Если родители постоянно кричат на ребенка или бьют его, у малыша появляется страх наказания. Кроме того, дети в этом возрасте уже боятся страшных снов, могут бояться животных (если им этот страх навязывают родители), и самый неприятный страх, который появляется у дошкольников – боязнь потерять родителей.

Страхи у детей школьного возраста приходят с раннего детства и только усиливаются. Малыши по-прежнему боятся темноты, одиночества, страшных сновидений и фантастических персонажей. Но вдобавок к этому они начинают бояться высоты, глубины, пожара и многого другого.

Преодоление детских страхов

Определить боящегося ребенка несложно, так как дети, испытывающие постоянный страх, отличаются напряженностью и беспокойством в поведении. Они знают источник угрозы и стараются его избегать. Но, тем не менее, точная диагностика детских страхов – это работа психолога. Специалисты выявляют боязни у детей во время общения с ними, используя различные приемы. Преодоление детских страхов осуществляется несколькими методами. Одним из таких действенных методов диагностики является рисование страхов, когда ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится. Также детские страхи можно проговаривать в виде ролевых игр и на примере героев сказки.

Коррекция страхов у детей начинается с их родителей. Так как зачастую дети лишь отражают тревоги и опасения взрослых, навязывающих им излишнюю мнительность и закрепляющие в них трусливое поведение. Если ребенок боится темноты и страшных снов, помочь ему можно уменьшив уровень тревожности днем. Для этого родителям нужно наладить взаимоотношения в семье, нейтрализовать все конфликты, а также исправить свои ошибки в воспитании. Положительно на детей влияют и занятия спортом, предполагающие плаванье, преодоление препятствий, а также нейтрализацию страхов перед высотой, темнотой и водой. Даже обычные игры в пятнашки или казаки-разбойники помогут ребенку бороться с некоторыми страхами, такими как боязнь нападения и страх перед наказанием.

Кроме того, работа с детскими страхами предполагает снятие у детей непосредственно боязни перед страхом. Ведь бояться это совершенно естественно и нормально. Страх помогает нам избежать опасностей. Поэтому родители обязательно должны постоянно повторять, что бояться не стыдно, свои страхи нужно принять.

И наконец, чтобы вырастить смелого и активного ребенка, родители должны запомнить несколько простых правил:

  1. Не унижайте и не оскорбляйте достоинство ребенка, а также не возносите малыша слишком высоко. Он должен быть равноправным членом семьи по своим правам и обязанностям.
  2. Не пугайте ребенка фантастическими персонажами, Бабой-Ягой, Бармалеем, а также волками и чужим дядей, который непременно должен прийти и забрать кроху в тот момент, когда он начинает плакать. Дети воспринимают все намного серьезнее, чем взрослые.
  3. Если у Вас в семье один ребенок или между Вашими детьми большая разница в возрасте, чаще приглашайте в дом друзей-сверстников, родственников или просто малышей, живущих по соседству. Дети нуждаются в общении с одногодками.
  4. Чаще рисуйте и разрешайте малышу мастерить все, что он захочет. Это поможет ему избавляться от своих переживаний, а кроме того Вы сможете анализировать психологическое состояние ребенка по его поделкам.
  5. Не останавливайте Ваше чадо во время активных игр со сверстниками, а также чаще играйте всей семьей. Просите малыша забраться выше на дерево, или нырнуть глубже в воду. В моменты, когда Вы контролируете ситуацию, это будет безопасно, но очень полезно для самооценки ребенка.
  6. Не забывайте о постоянном телесном контакте с малышом. Чаще гладьте его и целуйте. Это даст ему ощущение безопасности и защищенности.
  7. Стабильная и доброжелательная обстановка в семье поможет свести детские страхи к минимуму.

Страх - это нормальная реакция на возникающую угрозу. Часто он зарождается в детстве, когда дети познают мир. Чувство тревоги и другие признаки боязни мешают развиваться психике. Следует разобраться, как убрать страх у ребенка.

Детские боязни следует контролировать, чтобы они не нанесли вред психике

Иногда тревожность настолько сильна, что может оставить свой отпечаток на психике. Нельзя недооценивать опасность такой реакции.

Возникновение

Панический страх, который появляется у детей, связан с факторами, которые в реальности не несут опасности. Виной тому слаборазвитое логическое мышление, а также богатая фантазия, свойственной всем дошкольникам. Детская психика хрупкая и неустойчивая. В современном мире это потенциально опасно. Застенчивый и миролюбивый ребенок может стать случайным свидетелем несчастного случая (ДТП, пожар, агрессия собак, насилие взрослых и т.д.) и это станет причиной зарождения страха.

Нельзя пренебрегать боязнью детей. Родители должны быть осторожны и бдительны. Тревога, раздражительность, капризность и необычное поведение могут свидетельствовать о развитии фобии. Бездействие матери и отца грозит такими проблемами, как невротические проявления.

Причины

Дети часто страдают от боязни пережитых травмирующих ситуаций и риска их повторения. Страх перед животными зарождается из-за пережитой встречи с агрессивным животным, боязнь высоты от случайных болезненных падений. Распространенными причинами являются:

  • постоянные запреты родителей;
  • семейные конфликты;
  • просмотр фильмов и телепередач, где показаны стихийные бедствия, сцены насилия и т.д.;
  • разногласия со сверстниками;
  • проблемы в школе;
  • фантазии.

Нередко родители сами внушают страхи, которые не только влияют на формирование характера, но и могут отразиться на его психическом здоровье.

Простое предупреждение об опасности («Не нужно кувыркаться – можно травмироваться», «Не трогай собаку – она укусит!») характеризует окружающие предметы и определенные действия как опасные. Так зарождаются страхи.

Детские фантазии могут быть причиной боязни

Разновидности страхов

Дети боятся предметов, явлений, собственных фантазий и окружающих людей. Каждый случай выявления тревожности индивидуален, делать описание всех разновидностей страха проблематично. Все боязни детей можно разделить на несколько групп:

  1. Навязчивые. Боязнь высоты, толпы и т.д.
  2. Бредовые. Не поддаются логическому объяснению. Примером может послужить боязнь надеть определенную рубашку или же боязнь взять в руки какую-то игрушку.
  3. Сверхценные. Боязнь сказочных персонажей, героев мультфильмов и т.д.
  4. Реальные. Проявляются при возникающей опасности как результат действия инстинкта самосохранения.
  5. Невротические. Вызваны нарушением деятельности нервной системы.
  6. Свободные. Характеризуются ожиданием опасности, в моменты, не имеющие ничего общего с реальным окружением.

По отношению к детям также применимы и возрастные страхи, которые могут появляться и исчезать. при правильном и гармоничном воспитании ребенка, боязни могут исчезнуть самостоятельно.

Разновидности детских боязней

Возрастные особенности проявления

Самая эффективная профилактика - не допускать его проявления. Самые заботливые родители не могут обезопасить своего малыша от случайных звуков, сюжетов насилия по телевидению и т.д. Расставание с близкими может привести к серьезным проблемам.

Для ребенка это может стать причиной зарождения фобии. Некоторые боязни естественны, они присутствуют у большинства детей разного возраста.

1–3 года

Дети с 2-3 лет начинают различать людей на своих и чужих. Чужие люди могут вызывать боязнь, временная разлука с близкими также вызывает тревогу.

Самостоятельно преодолеть собственные страхи в таком возрасте ребенок еще не может. Он только начинает познавать мир, увеличивая свои знания и получая жизненный опыт. С 2-3 лет, у него также могут появиться:

  • страх боли;
  • боязнь врачей;
  • страх высоты;
  • страх темноты;
  • ночные страхи.

Большая часть зародившихся в этом возрасте боязней оставляет свой отпечаток в психике, и они могут проявиться во взрослой жизни.

3–5 лет

В этом возрасте ребенку сложно преодолеть ночные страхи, он может бояться сказочных персонажей. В возрасте 4-5 лет может появиться страх одиночества, вызванный сильной эмоциональной привязанностью к родителям. Причинами развития боязни могут служить случаи агрессии со стороны животных. Пережитая травмирующая ситуация или простой испуг создают страх перед животными, который может стать причиной серьезных нарушений психики.

5–7 лет

Происходит подготовка к школе. В возрасте 5-7 лет ребенок обретает определенную социальную роль. Его привычный круг общения сменяется новым, появляются новые друзья в школе. Страхи начинают носить социальный характер. Они связаны:

  • с боязнью учителей;
  • со страхом отдельных лиц в школе или классе;
  • с боязнью ответа у доски.

Попав в новую для себя обстановку, ребенок начинает испытывать стеснение. У него может появиться неуверенность в себе. Наиболее опасное время - это адаптационный период. Если не получится преодолеть собственные страхи в возрасте 7 лет, они будут прогрессировать.

7–11 лет

Зародившиеся в 7-8 лет страхи могут усиливаться с возрастом. У ребенка может наблюдаться боязнь ответа перед доской, боязнь отвечать на вопросы преподавателя, а также боязнь получить плохую оценку. Влияет на проявления страха и воспитание родителей.

Плохая успеваемость в школе нередко становится причиной боязни понести наказание. В этом возрасте может появиться боязнь темных помещений, а также боязнь физического насилия.

11–16 лет

У старшеклассников другие проблемы. В подростковом возрасте большая часть страхов из детства проходит, их сменяют боязнь сдачи экзаменов, поиска будущей профессии и т.д. Этот возраст совпадает с периодом полового созревания. Старшеклассники могут испытывать боязнь отношений с противоположным полом.

В возрасте 12-16 лет дети могут с тревогой относиться к собственному социальному статусу. Они стремятся везде проявлять себя с лучшей стороны и любую неудачу воспринимают со страхом. Вызвать боязнь могут неудачи в спорте, творчестве и т.д. Некоторым детям из-за неуверенности в себе сложно найти общий язык со сверстниками.

Выявление проблем

Как у дошкольников, так и у учеников начальных классов выявление тревожности может проводиться по известным методикам детских психологов. Наиболее популярным способом выявления страха является диагностическая система А.Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»:

  1. Ребенок рисует на листе бумаги два дома. Один черным карандашом, другой красным.
  2. Специалист предлагает поиграть в игру, расселив страхи по домикам. В красный необходимо поместить все нестрашные страхи, а в черный страшные.
  3. Психолог перечисляет возможные варианты страха, а ребенок зарисовывает их.

На начальной стадии такого метода диагностики психолог наблюдает за процессом рисования. Специалист оценивает количество рисунков, которые ребенок поместил в черный дом. Психолог может понять, что делать с пациентом дальше, как его вылечить и какие методы коррекции применять.

В отдельных ситуациях специалисты просят нарисовать на двери черного дома замок. Такое действие поможет пациенту понять, что он находится в безопасности, так как страхи находятся взаперти.

Психолог поможет разобраться в детских проблемах

Коррекция психики

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста отличаются специальным подходом. Важно наладить контакт с ребенком и определить причины и признаки проблем в игровой или познавательной форме. Преодолеть тревожность могут помочь родители, предварительно проконсультировавшись у психотерапевта. Как бороться с детскими страхами:

  1. Игровая терапия. Преимущество такой терапии в том, что юный пациент не понимает, что происходит. Он играет с родителями или специалистом. Задача психолога - создать во время игры условия, вызывающие у него страх. Важно показать, как справиться со сложной ситуацией.
  2. Рисование. Наиболее эффективный способ диагностики и коррекции страхов как у детей дошкольного возраста, так и у тех, кто уже учится в школе. Занятия рисованием направлены на выражение эмоций и переживаний, путем переноса их на бумагу. Бороться с проблемой будет легче, если специалист поможет пациенту выставить визуализированный страх в юмористической форме.
  3. Песочная терапия. Относится к эффективным методикам арт-терапии. Помогает не только снять напряжение, но и выявить страх и бороться с ним.
  4. Сказкотерапия и куклотерапия. Основная задача - создать сказочную ситуацию, где персонаж (кукла) преодолевает страх, опираясь на реальные способы его подавления.

Такие же меры применяются и для преодоления тревожности у младших дошкольников. Ученикам старших классов справиться с проблемой будет проще. Кроме арт-терапии могут использоваться разнообразные тренинги, а также занятия с опросниками и тестами. К детям старшего школьного возраста может применяться метод беседы при условии того, что ребенок идет на контакт со специалистом.

  1. Интерпретация. Помогает ребенку перебороть собственные страхи путем внушения рационализации его отрицательных мыслей.
  2. Отреагирование. Основная цель - создание искусственной обстановки для выражения негативных эмоций.
  3. Десенсебилизация. Упражнения такого характера позволяют проработать механизм преодоления страха при периодической встрече с ним. Занятия используются для выявления и коррекции фобий.
  4. Контейнирование. Принятие чувств и эмоций ребенка.

Выяснить основные причины боязни и убрать некоторые признаки проявления страха будет легче, если в терапии будут принимать участие и родители. Специалист по детской психологии может дать им советы и порекомендовать упражнения, которые помогут детям побороть в себе страх.

Психокоррекционная работа с ребенком будет проходить эффективнее, если родители смогут ему помочь своей поддержкой и созданием благоприятной атмосферы в семье. Психологи дают такие советы:

  1. Проводить больше времени с ребенком (особенно в возрасте до 3-5 лет). Важно, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. Помочь в этом могут совместные развлекательные и познавательные игры.
  2. Перестать запугивать детей в воспитательной форме. Вынужденная терапия с ними возникает по вине родителей, неправильного воспитания. Пересмотрев ошибки, ребенку будет легче избавиться от тревожности.
  3. Не запрещать ребенку бояться. Многие родители при замеченных признаках тревожности у своего ребенка, говорят ему, что бояться объект страха не нужно. Это неверный подход. Победить собственную тревожность он может и самостоятельно.

Психокоррекция страхов у детей отличается от той программы, которую применяют к взрослым людям. Психика школьников и дошкольников очень хрупкая. Необходимо научить ребенка преодолевать трудности. Не использовать гиперопеку и тотальный контроль, они могут стать причиной для новых фобий.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

Медикаментозная терапия позволяет избавиться от симптомов, которые мучают больного. Такое лечение является второстепенным. Основным оно становится только при неэффективности коррекции психики или же из-за перетекания фобии в невротические заболевания.

Прописанные врачом таблетки могут помочь снять напряжение, депрессию и даже проявления астении. Медики прописывают юным пациентам:

  • при астенических проявлениях витамины и препараты кальция, ноотропные средства;
  • при проявлении депрессии легкие антидепрессанты;
  • при сильной возбудимости успокоительные препараты;
  • при гипостении транквилизаторы.

Лечить юных пациентов необходимо, применяя методы комплексной терапии. Совмещается прием медикаментов, физиотерапия и индивидуальная работа психолога с ребенком. Учитывается его возраст.

У больных возрастом до восьми лет проявление тревожности чаще всего удается побороть только методами психотерапии. Лекарства применяются лишь при угрозе невротических проявлений.

Лечение медикаментами обычно сочетается с психологической коррекцией

Польза страхов

Страхи естественны для каждого. Их зарождение в детском возрасте обусловлено психоэмоциональным развитием на фоне инстинкта самосохранения. С ранних лет родители воспитывают малыша, указывают, что можно ему делать, а что нельзя. Без осознания понятий «хорошо» и «плохо» человек становится уязвимым. Боязнь - это нормальное явление. Плохо, когда ребенок ничего не боится.

По мнению медиков, страх может быть полезен и бороться с ним не всегда нужно.

Во критической ситуации организм вырабатывает адреналин. Этот гормон способствует улучшению работы головного мозга.

Специалисты советуют обращаться за помощью только в случае регулярных повторений признаков тревоги.

Заключение

Коррекция детских страхов отличается от тех методик, которые применяют к взрослым пациентам. Психика у школьников и дошкольников еще хрупкая, и они часто не в силах справляться со своими страхами, это может привести к серьезным проблемам в будущем.

Методы диагностики и коррекции могут быть разными. Выбор терапии зависит от возраста пациента, а также его уровня тревожности и наличия определенных признаков фобии. Может помочь визуализация при помощи рисования, а также специально разработанные развивающие упражнения, применяемые в игровой форме.

Похожие публикации