Фазы развития семьи. Жизненный цикл семьи: этапы и кризисы

Каждая семья проходит несколько этапов развития. Каждый из них приятен и сложен по-своему. Рассмотрим ступени развития семьи подробнее.

Что такое семья? Еще до сих пор можно найти такое определение как «ячейка общества». И оно имеет смысл. Это малая социальная группа, члены которой объединены общим бытом, кровным родством или супружескими, родственными связями. Психологи делают акцент на личные взаимоотношения, воспитание детей. Важно заметить, что члены семьи связаны не только правовыми отношениями, но и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Семья — это система. То есть изменения у одного человека ведут к изменениям у другого. Поэтому члены семьи взаимосвязаны еще и на эмоциональном и психологическом уровне.

Когда мы говорим о семье, то подразумеваем следующие признаки.

  1. Союз двух людей. И здесь обычно существуют расхождения, считается ли семьей гражданский брак, когда отношения не подтверждены нормами закона. В психологии однозначного ответа на этот вопрос не существует.
  2. Общность быта, ведение домашнего хозяйства. Поэтому встает вопрос, считается ли семьей «гостевой брак».
  3. Приобретение материальных ценностей. Здесь речь идет о приобретении вещей для совместного использования.
  4. Психологическое и моральное единство. В семье люди, чаще всего, имеют похожие представления, взгляды, убеждения. Наличие близких и интимных отношений.
  5. Рождение и воспитание детей. На сегодняшний день такой мотив вступления в брак считается самым популярным.

Каждая семья проживает определенные стадии развития. Ранее я рассказывала . Предлагаю рассмотреть классическую модель ступеней, которые проходит каждая семья.

«Конфетно-букетный» период

Зарождение семьи. Люди ухаживают, встречаются, испытывают друг к другу влюбленность. Наслаждаются временем вместе. Еще такой этап называют периодом «розовых очков». Закономерно каждый из партнеров пытается показать друг другу свои лучшие стороны. Данный период может длиться любое количество времени. Здесь позже происходит и так называемая «притирка». Когда примерно через 3-6 месяцев (зависит от интенсивности общения) партнеры начинают видеть недостатки друг друга. Именно сейчас многое зависит от взаимных чувств и химии организма. Выдержат ли мужчина и женщина недостатки друг другу? Как известно, у каждого есть сильные и слабые стороны. И, если отрицательные качества допустимы, тогда партнеры выходят на новый уровень отношений.



Рекомендация на данном этапе: оценить качества партнера. И можно двигаться дальше только лишь в том случае, если действительно отношения с мужчиной/женщиной приносят удовлетворение и радость. «Вот сейчас мы поженимся/родим ребенка и все изменится» — не жизнеспособная надежда. Важно понять, что человек может измениться только в том случае, если сам этого захочет. А может и не измениться. Поэтому все обещания стать спокойнее, бросить курить, начать больше зарабатывать ближе к свадьбе часто оказываются не жизнеспособными. Рассматривайте партнера реально, если планируете с ним совместную жизнь.

Совместная жизнь без детей

На данном этапе люди планируют жить вместе. Выбирают гостевой брак или узаконивание отношений. Если люди решают пожениться, тогда этот шаг действительно может стать серьезным. А эйфория первого года совместной жизни может смениться кризисом первого года. Отношения супругов становятся более ответственными. Необходимо разделить проблемы, быть вместе, когда этого не хочется. Жизнь меняется. Здесь тоже происходит притирка — как вести быт, что покупать, где и как питаться... Чем более похожи представления у партнеров, тем легче пройдет кризис.

Рекомендация на данном этапе: лучше заранее сесть и прописать, проговорить ваши представления о том, как вести быт, где жить, какие семейные правила установить. Безусловно, кризиса не избежать, но пережить его более легко возможно.

Семья с маленьким ребенком

Кризис в отношениях связан с тем, что партнеры теперь осваивают новые роли «мама» и «папа». В семье появляется новый человек, к которому приковано все внимание семьи. Очень важно заметить, что муж и жена могут отстраниться друг от друга. В этот период важно помнить о том, чтобы продолжать поддерживать партнерские отношения. По возможности бывать вдвоем. Помнить о том, что может быть снижение сексуальной активности в паре. Это связано с гормональным фоном женщины. Некоторые мамы могут не хотеть секса до года. Также сексуальный интерес может спадать из-за усталости, связанной с уходом за младенцем. Не всегда молодые родители могут сориентироваться в новой роли, на ее освоение необходимо время. Здесь могут появиться и новые конфликты с родителями, со свекровью и с тещей по вопросам воспитания детей. И сами супруги могут начать конфликтовать из-за взглядов на развитие ребенка.

Главная рекомендация на данном этапе: более спокойно относиться к противоречиям, учиться договариваться. И помнить, что, если вопрос не является принципиальным, иногда можно уступить. Важно выстраивать здоровые границы с родственниками, помня, кто действительно является родителем ребенка. Прислушиваться к советам смысл есть, но все же решающее слово остается за мамой и папой.

Зрелая семья

В этот период у супругов могут появиться еще дети. Меняется структура семьи, решение совместных проблем, связанных с карьерой, бытом, материальной и духовной составляющей. Важно, что в этот период происходит с партнерами. Они взрослеют психологически, поддерживают друг друга или же наоборот, склонны к обвинениям друг друга и закрытости. От того, как проходит взросление семьи и данный кризис, будет зависеть дальнейшее развитие взаимоотношений — станут они более стабильными и зрелыми либо семья закончит свое существование. Бывает, что отношения остаются формальными — ведение совместного быта есть, но нет душевной близости, интимной жизни, общих целей.

Главная рекомендация на данном этапе: лучше слышать друг друга. Вспоминать, с чего все начиналось. Проводить больше времени друг с другом наедине, постараться освежить отношения и привнести в них что-то новое. Брать паузы, прощать. Чаще всего в этот кризис пары приходят к психологу. Бывает, что помощь специалиста необходима.

Семья со взрослыми детьми

На этом этапе дети взрослеют и готовятся к уходу из семьи в самостоятельную жизнь. И здесь очень важным выступает то, насколько у партнеров сохранились отношения как у мужчины и женщины. Обычно, если муж и жена живут ради детей, такой брак держится только на совместном воспитании. Родители подсознательно заинтересованы в том, что дети не взрослели и оставались инфантильными, нуждались в родителях. Тогда можно продолжать оставаться супругами, не замечать проблемы своих собственных отношений. К слову, иногда в семьях появляются дети именно по причины сохранения брака. Это происходит не всегда очень осознанно. Бывает, что супруги заводят детей, думая, что это спасет положение. Но ребенок — это всегда лишь продолжение отношений, а не причина.

Главная рекомендация на данном этапе: в ажно честно взглянуть на свои отношения и разобраться, часто с помощью специалиста, хочется ли продолжать их дальше. Либо заканчивать что есть и начинать отношения с начала — такое тоже встречается. Чаще всего такие отношения распадаются. Но никогда не поздно менять и меняться. Поэтому, как ни странно, ради детей не стоит сохранять брак, это вредит им и их самостоятельной жизни. А вот разобраться, что действительно происходит в отношениях, будет полезным для всех.

Семья без детей

Да, снова супруги превращаются в семью без детей. Стадия «опустевшего гнезда». В этом случае у мужчины и женщины начинается новое испытание или кризис — проверка, что действительно осталось от отношений. Было ли в них что-то, кроме детей? Есть ли основания для того, чтобы оставаться вместе и далее? Если женщина была сильно сконцентрирована на детях, не занималась реализацией себя, тогда она может начать сильно грустить и переживать кризис в своей личной жизни, что также скажется на отношениях. Если, как я писала в предыдущем пункте, семья держалась только «ради детей», такой союз может распасться. Супруги живут как соседи.

Выход на пенсию

Эта стадия редко сопровождается разводами. Супругам нужно расставить все по полочкам и решить, . Люди уже прошли вместе долгий путь, есть много общего. Но часто тут супруги могут разъехаться по разным комнатам. Уменьшить количество точек соприкосновения. Отдалиться друг от друга.

Главная рекомендация на данном этапе: найти больше общих занятий. Внуки, поездки,друзья, выходы в театр или в кино. Часто отношения супругов на пенсии сильно связаны с тем, как прошли предыдущие годы. Какими личностными качествами обладают муж и жена. Насколько значимыми были события их жизни, стоит поискать и вспомнить, что сближало все эти годы, что приносило радость. Какие совместные дела делают счастливыми.

Конечно, важно понимать, что все стадии довольно условны. Первые дети могут появиться и после 10 лет совместной жизни. Поэтому сложно выделять какие-то возрастные ограничения. Важен возраст вступления в брак, срок до появления первого ребенка, количество детей. Но в любой семье встречаются переломные моменты — кризисы. Они неизбежны. Связаны они с логичными изменениями в отношениях партнеров. «Притирка», «первый ребенок», «опустевшее гнездо» — все эти изменения являются для семьи поводом для пересмотра взглядов, для сближения, проявления терпения. Любой кризис можно преодолеть самостоятельно или с помощью специалиста, если между людьми есть взаимопонимание и желание продолжать отношения.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Родительству стоит учиться!
Этой задаче служит родительское просвещение, направленное на:
- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
- разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры семьи;
- формирование и повышение экономической грамотности семьи;
- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
- формирование семейных традиций и ценностей.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей». Говоря о родитель­ском просвещении, речь идёт о формировании и развитии семейной культуры.

«Семейная культура включает в себя:
- сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
- приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность,
здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода».


Важнейшим условием качественного образования и воспитания является взаимодействие семьи и школы.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно.
Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и граж­данскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
Поддержка семейного воспитания – один из приоритетов «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) – включает:
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
- содействие популяризации в информаци­онном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения».


Семья – одно из самых значимых явлений в истории человечества. Представляем подборку мыслей великих философов, учёных и педагогов, начиная с древнейших времён до современности. Она наглядно демонстрирует нам роль и место семьи и родителей и в культурном, и в эволюционном контекстах. Отрадно, что позиции мудрости столетий сохраняются и в стратегических документах российского образования.
В позициях мудрецов прошлого очень много общего, что ещё раз подтверждает истинность их позиций. Один из главных тезисов – огромное значение родительского примера, семейной культуры в воспитании ребёнка.
Итак, дорогие родители, мудрость 40 поколений…

Если любишь, то восхищаешься, гордишься, любуешься, волнуешься, переживаешь, заботишься, благодаришь, жертвуешь, огорчаешься, понимаешь, прощаешь, и снова, восхищаешься, гордишься... (Е. В. Бачева)

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со свои­ми родителями.

Фалес

(640/624-548/545 гг. до н. э.)


К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

Сократ

(470/469-399 гг. до н. э.)


Добродетель родителей – большое приданое
Гораций

(65 г. до н.э.–8 г. н.э.)


Не одно рождение делает отцом, но хо­рошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание. Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем на­учать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это, величайшее сокровище неизреченное, не оскудевающее богатство с каждым днем приносящее все больше даров…
…Если апостол заповедует нам более печься о других, чем о себе, и если мы бы­ваем виновны, когда нерадим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны, когда это относится к самым нашим близ­ким, то есть к нашим детям?...
…Ваши дети всегда будут богаты, если получат от вас хорошее воспитание, спо­собное упорядочить их нравы и благоу­строить их поведение. Заботьтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, усмирителями своих страстей, щедрыми в добродетелях…
…Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, не только приобретает всеоб­щее уважение, но, главное, сделается милее вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это в старости вы получите от него все услуги сыновней любви: он будет вашей опорой…
Святитель Иоанн Златоуст
(347-407 гг.)


Ребёнок учится тому, что видит у себяв дому – родители пример тому!...
…Когда родители умны и добросовестно скромны, то благонравны и сыны!
Себастьян Брант
немецкий мыслитель
(XV век)

Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
французский мыслитель
(1754–1824 гг.)


Живой пример верней влияет на детей.
Пьер Карон
французский мыслитель
(1732–1799 гг.)


Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти приме­ра, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатывается глубже и тверже примера родителей.
Николай Новиков
русский мыслитель
(1744–1818 гг.)


Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями.
Генри Бичер
американский мыслитель
(1813-1887 гг.)


Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспи­тывать других мы можем только через себя…то упраздняется вопрос о воспи­тании и остается вопрос: как надо само­му жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя!
Л. Н. Толстой
великий писатель
(1828–1910 гг.)


На ребенка главным образом влияет дело, а не слово.
П. Ф. Лесгафт
великий российский учёный
(1837-1909 гг.)


Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-чело­вечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.
А. Н. Острогорский
великий учёный
(1840-1917 гг.)


Там, где в семье царит дух прямоты и искренности, там дети оказываются предрасположенными к честности и верности.
Иван Ильин
русский мыслитель
(1883–1954 гг.)


Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале ис­следовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
Карл Густав Юнг
немецкий философ
(1875–1961 гг.)

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в свих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного…
… В некоторых семьях можно наблю­дать полное безумье… просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайными, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если не известно, чего хотят достигнуть… … Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поуча­ете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
А.С. Макаренко
великий педагог
(1888-1939 гг.)

Больше всего мне нравится, как М.Таргакова интерпретирует этапы развития семьи, или еще она их называет кризисы семьи. В этой статье хочу рассказать, про эти этапы (фазы) семейных долгосрочных отношений.

Первые 3 этапа мы точно все знаем, может даже кто-то не по одному разу.

1) Первый этап называется зефирно-шоколадный. Еще его называют гормональным или конфетно-букетный. Это чувство влюбленности. На этом этапе, жизнь превращается в сказку, все кажется волшебным. Мы как-будто смотрим на жизнь через розовые очки, мы утопаем в этом состоянии, наслаждаемся. Мы с трепетом ждем встречи или звонка. Волнуемся, хотим снова и снова видеть, слышать, прикасаться. Длится это состояние от полгода до полутора лет.

2) Второй этап – это этап насыщения. Представьте, если вы сильно любите наполеон, то, сколько бы вы не съели, пятой торт вам точно не захочется. Так и в отношениях, все уже насытились. Здесь все спокойно. Мы уже можем какое-то время обходится друг без друга, нам интересно вместе, но до определённой точки.

3) Третий этап – это отвращение. Это когда вам становится невыносимо с друг другом. Нас раздражают любые мелочи, даже, например как, человек ест, спит, дышит. Это когда кажется, что нам надо найти другого мужа или жену. Что с другим будет лучше, интереснее и комфортнее.

Эти 3 стадии, что самое интересное, называются естественным развитием отношений. Что же происходит дальше. А дальше события могут разворачиваться в 3 вариантах. Один из первых – это развод. А после развода, всё тоже самое по кругу, по этим же трем этапам. Так можно и два и три раза замуж выйти, или жениться.

Женщины на этом этапе говорят, что наверно им не везет в любви, потому что у них венец безбрачия, порча и так далее. Что им срочно надо сходит к гадалке, к астрологу и так далее. Мужчины вспоминают, о том, что их предупреждала мама, что выбрал он не подходящую жену.

Другой вариант называется – итальянская семейка. Там ссорятся громко и бурно, а потом также страстно и мирятся. Еще такие отношения называют — бьет, значит любит. В этом случае семья не распадается, а живет по все тем же трем фазам.

И третий вариант развития отношений – это терпеть. Об этом в следующей фазе.

4) Этап терпения. Чаще всего до этого этапа доходят семьи с детьми. Супруги понимают, что надо терпеть, чтобы не травмировать детей разводом. Здесь уже происходит понимание, что надо менять себя. И свое отношение к супругу. Где-то уступить, где-то промолчать, где-то погасить конфликт преждевременно. Ссоры все- таки происходят, но они более управляемые, пониманием того что надо переждать и пережить. На этой фазе приходит разум и осознанность. Но бывает, что отношения заканчивают и на этой фазе, здесь говорят, что терпение лопнуло, больше терпеть не могу, и брак распадается. Это означает, что до пятого этапа отношения не доросли.

5) Из этапа терпения далее отношения переходят в этап Уважения. Еще он называется этап Долга. Здесь супруги убирают все свои претензии к друг другу и сосредотачиваются на своих обязанностях. Здесь идет уважение к интересам супруга. Здесь видят его достоинства и видят собственные недостатки. Начинается работа над собой, задумываемся, чем бы мы могли улучшить отношения и что для этого надо сделать.

Самое главное, что это та точка, на которой только начинает зарождаться Любовь.

6) Только после того, как мы способны разглядеть Личность рядом с собой, тогда возникает шестой этап – Божественная Дружба. Здесь мы можем доверится мужу, открыть свое сердце, поговорить по душам. Здесь мы уже одинаково мыслим, чувствуем. Одинаково смотрим на мир. Увеличивается Доверие в семье. Дойдя до шестой фазы развития отношений, мы становимся лучшими и близкими друзьями.

7) Последняя ступень — это Божественная Любовь.

О ней лучше рассказано в Библии.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает..

Большинство семей распадаются на 3 фазе, а любовь приходит только на пятой. По словам О.Г. Торсунова в семье появится Любовь через 5-7 лет, если над отношениями работать, учится терпеть и выполнять обязанности.

Я лично, всегда за сохранение семьи. Исключения, конечно могут быть, если это угрожает жизни женщины и детей. Но в остальных случаях, я предлагаю задуматься, если вы уже однажды выбрали себе вторую половинку, значит, вы уже изначально видели в нем хорошие качества и внутренний потенциал.

Дорогие мои — храните свои семьи, ведь за погоду в доме, как поется в известной песне, отвечает только женщина, у мужчины в семье другие задачи.

Семья - это «живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл». Семейная система - это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно и источник преобразований системы лежит внутри ее самой. Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу.

Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

1. Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек - элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей, и часто не может выработать свои правила. Self-made-man, то есть человек, сделавший себя сам, - явление редкое.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная - создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам (ср. вторую и третью стадии нуклеарной семьи). Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка - сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть «мама» и «папа». Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Тогда один член пары хочет быть мужем или женой во-первых, а сыном или дочерью во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов. Новая подсистема прежде всего нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть и в то же время его как бы и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется, без стука, «чтобы полюбоваться на этих голубков».

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок - скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку - скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллега М. Арутюнян рассказывала случай из своей практики, прекрасно иллюстрирующий это положение. Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки одиннадцати лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки - идентифицированного пациента. У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды зимой девочка заперла бабушку на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, чего мать не могла себе позволить.



4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как по ходу предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип «хорошей дочери (сына)»: это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких, достойны сожаления, так как «некому подать им стакан воды». Упрек плохим детям: «Некого попросить подать стакан воды». То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать в больницу. Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков. В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра. Эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья со взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Многие стадии жизненного цикла американской семьи присутствуют в жизненном цикле российской городской семьи, например, стадия ухаживания, заключения негласного (или отчасти гласного) брачного договора между двумя партнерами, рождения детей, этапы их психологического развития и пр. Но они присутствуют в измененном виде, в контексте большой трехпоколенной семьи. Основные особенности российской семьи заключаются в том, что:

а) семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

б) материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

в) границы семейной системы имеют некоторые особенности, как правило, они не адекватны требованиям оптимальной организации.

Часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье, где бабушка воспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своему внуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери. Он прежде всего заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина - муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она - глава семьи.

г) индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость и одновременно диалогичность - это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос о власти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку; все это делается в присутствии ребенка, и сообщение при этом такое: «Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее».

Становление личности человека

Как ты уже знаешь, социальная сущность человека, его личность формируется в процессе социализации, то есть вхождения в состав общества на правах полноправного члена. При этом у человека безусловно сохраняются его индивидуальные черты, влияющие на его личностное развитие.

Сам процесс формирования личности начинается ещё в детском возрасте и состоит из трёх основных фаз, или стадий, этапов.

Ещё в младенческом возрасте, при непосредственном общении со взрослыми, ребёнок начинает делать первые шаги в своём личностном развитии.

Постепенно он усваивает те нормы и правила, которые действуют в группе, в которой он находится. Он начинает подражать членам этой группы, овладевая формами деятельности, характерными для них. Ребёнок приспосабливается к новым для него людям, условиям и обстоятельствам. Так проходит первый этап становления личности - адаптация.

Адаптация (от позднелат. adaptatio - приспособление) - это процесс психологической включаемости индивида в систему социально-деятельностных отношений.

Индивид стремится в некоторой степени становиться таким же, как и все остальные люди.

С возрастом, постепенно осознавая свою индивидуальность, подросток пытается найти возможность проявить её в ходе взаимодействия с другими людьми. В этот период его перестаёт устраивать то, что он «как все», и он активно стремится к персонализации, то есть к выделению себя среди остальных. Для индивида в этом состоянии крайне важно, чтобы общество заметило, оценило и признало именно его индивидуальность, непохожесть на остальных. Это второй этап развития личности - индивидуализация.

Индивидуализация (от лат. individuum - неделимое) - это процесс выделения человека из общества как относительно самостоятельного субъекта.

Третий этап - самый длительный и охватывает большую часть жизни человека. Он определяет не только развитие индивида, но и развитие того общества, в котором он находится. Человек развивается и совершенствуется как личность, согласовывая свою индивидуальность с запросами общества, и проявляет её на пользу обществу. Этот этап называется интеграцией.

Интеграция (от лат. integratio - восстановление, восполнение) - процесс упрочения имеющихся и создание новых связей человека с социумом, обеспечивающий его включённость в основные сферы жизнедеятельности.

Все эти этапы или фазы становления личности человека очень важны для его успешной жизнедеятельности в обществе. К сожалению, иногда успешное и своевременное прохождение этих фаз бывает осложнено. В этом случае между человеком и обществом может возникнуть недопонимание или даже конфликт. Это называется дезинтеграцией.

Дезинтеграция (от лат. de(s) - отмена, устранение \(+\) integratio - восстановление) - нарушение единства или слаженности взаимодействия человека и общества.

В этом случае человек либо не воспринимается обществом, либо же сам старается изолироваться от людей, свести контакты с ними к минимуму. Формирование его личности приостанавливается или даже поворачивается вспять. В этом случае можно говорить о его деградации.

Деградация (от лат. degradatio - снижение) - обратное развитие личности, ослабление активности человека, его работоспособности и психической уравновешенности.

Иными словами, личность человека претерпевает весьма печальные изменения: пропадают его умения, понижается умственная работоспособность, уходят светлые, позитивные чувства.

Агенты социализации

Сам процесс социализации, о котором ты уже знаешь, невозможен без деятельности самого человека. Однако и без ответной деятельности общества он тоже не состоится. На становление личности человека влияет очень много факторов. Эти факторы называются агентами социализации.

Агенты социализации - это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении.

Похожие публикации