Семейный клуб для родителей в доу. Семейный клуб в детском саду
В последнее время в ДОУ внедрена и активно используется новая форма работы – родительский клуб.
Это очень трудоемкая, но интересная работа.
Родительский клуб - это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей.
Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. Работа родительского клуба направлена на проведение мероприятий которые ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Родительский клуб создается с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Участники работы клуба: родители, администрация ДОУ, педагоги, медицинские работники а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами, руководствуются принципами:
Добровольности,
Открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
Компетентности;
Соблюдения педагогической этики;
Взаимоуважения и взаимопонимания;
Целенаправленность педагогического проекта – Программы родительского Клуба на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка;
Вариативностьсодержания форм и методов образования родителей;
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями и специалистами как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства);.
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями;
Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.
Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:
Информационно-просветительское (обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы клуба с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.);
Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями);
Организационно-педагогическое (Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей дошкольного возраста, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность в клубе, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ).
При организации родительского клуба ставятся следующие основные задачи:
Расширять представление детей и родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности. Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
Разработать систему массовых мероприятий с родителями, осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и воспитанников.
Создавать комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
Использовать различные формы сотрудничества с родителями.
Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышения авторитета.
Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Родители – участники Клубаимеют право: на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ; получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей; давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам; участвовать в планировании работы Клуба, а так же обязаны: уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей; соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба; принимать активное участие в заседаниях Клуба.
ДОУ в свою очередь имеет право: на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания; внесение корректировки в план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
В обязанности ДОУ входит: планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста; предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба; предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям; соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
Работа Клуба обычно осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование), годовыми задачами ДОУ и рекомендациям педагога-психолога. Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы. К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители. На итоговом заседании Клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач, например:
круглый стол;
психологические тренинги;
практикумы;
решение педагогических ситуаций;
обсуждение и распространение опыта семейного воспитания;
видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;
организация совместной деятельности детей и родителей и т.п.
В рамках работы родительского клуба осуществляется административная поддержка деятельности педагогов - организаторов:
Создание материально-технических условий для деятельности Клуба: выделение помещений, необходимых канцелярских товаров, услуг ксерокопии и компьютера и др.
Поддержка и участие в организации мероприятий Клуба по необходимости с целью вынесения экспертной оценки деятельности специалистов ДОУ по работе с родителями.
Обеспечение запроса родителей на встречу со специалистами ДОУ и смежными специалистами.
Участие в итоговых заседаниях Клуба с целью вынесения экспертной оценки проделанной работы участниками Клуба в целом.
Таким образом педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.
Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.
Выводы по главе I
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей установление доверительных отношении между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Примерно с 60-х годов, в нашей стране был накоплен немалый опыт педагогического просвещения родителей «школы матерей», «университеты педагогических знании», и др. Но содержание программ нередко было идеологизировано и политизировано. Кроме того, часто педагоги для общения с родителями выбирали назидательный тон: насоветовали и предлагали, а требовали; не подсказывали, а наставляли и выступали в роли судейской, а не партнерской. Все это отталкивало родителей. А итог был один детский сад и родители занимались воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.
Такое положение дел требовало не только изменения подхода к семье, но и создания новых форм дошкольного образования.
В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте».
Исследования 70-80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителӗ и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует родительский клуб как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи.
Первая школа воспитания растущего человека - это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. По нашему мнению, одной из таких форм является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения. К такому выводу мы пришли не в одночасье. На протяжении многих лет мы проводили планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели - созданию единого образовательно - оздоровительного пространства «детский сад - семья», решая при этом приоритетные задачи :
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей.
Еще во второй младшей группе (в конце года) за круглым столом выбрали такую форму работы как семейный клуб и определили 3 основных направления работы Клуба :
- психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности),
- участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с интересными людьми»,
- совместная продуктивная деятельность в кружке «умелые руки» для детей и родителей.
Со средней группы начал свою работу семейный клуб. Это энергозатратное мероприятие, но сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. В ходе встреч за «круглым столом» мы помогаем родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказываем практическую помощь в подготовке и проведении праздников в домашних условиях, просим делиться опытом семейного воспитания.
Целью нашего семейного клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Работая в рамках семейного клуба в течение двух лет мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей - прекрасный фундамент для развития личности.
Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать.
В работе детско-родительского клуба преобладающей формой взаимодействия детей и взрослых является игра.
Рассмотрим две детско-родительские игровые встречи. «Внимание: внимание!» и Досуг с родителями и детьми: «Уроки понимания».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Семейный клуб».
Детско-родительское игровое и развивающее взаимодействие.
Зуева С.С., педагог-психолог,
МДОУ детский сад комбинированного вида № 23 «Аленушка»
Семья и дошкольное учреждение - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания - эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
Работа с семьей - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей.
Последнее время замечается, что дети играют теперь совсем не так, как мы в детстве. Специалисты бьют тревогу - игра вымирает. Причин этого явления много. Одна из них - это нарушение самого процесса передачи игровых традиций, которая раньше шла естественным образом от старших детей младшим. Однако семьи все больше теперь малодетные, из жизни городских детей исчезла дворовая игра, игра с соседскими детьми тоже теперь встречается не часто. Да и родители все реже уделяют внимание играм со своими детьми, с радостью оставляя их за компьютером или мультфильмами.
Необходимо помочь именно родителям стать той самой ниточкой, по которой произойдет передача игрового опыта, раз уж трансляция этого опыта от старших детей к младшим практически утрачена. Ведь родители обладают своим уникальным игровым опытом, который был сформирован на основе их собственных интересов, культурных, национальных и этических традиций, в которых они выросли.
Педагоги дошкольных учреждений обладают уникальной возможностью близкого общения с семьями воспитанников. Ведь родители дошкольников особенно особо значимы в жизни ребенка.
Возникают вопросы:
Каким же образом создать в детском саду такие условия, при которых формировались бы доверительные и ответственные отношения педагогов с семьями воспитанников?
Как вовлечь семью в игровую деятельность с детьми?
В этой ситуации перед педагогами открываются широчайшие возможности для актуализации темы игры в кругу родителей на консультациях, родительских собраниях, всевозможных семинарах, детско-родительских досугах и праздниках.
Создание на базе дошкольного учреждения семейного клуба - одно из форм взаимодействия педагогов и семьи. Суть работы такого клуба - в объединении педагогов, детей и их родителей, организация живого общения семей друг с другом и с педагогами. Общение может происходить в форме:
Совместного игрового и развивающего взаимодействия;
Досугов и праздников, экскурсий;
Проблемных семинаров, консультаций для взрослых членов семей;
Проектной и исследовательской деятельности.
В работе детско-родительского клуба преобладающей формой взаимодействия детей и взрослых является игра. Ведь совместное игровое взаимодействие не только укрепляет семейные ценности и способствует гармонизации детско-родительских отношений, но и помогает родителям осознать ценность игры в дошкольном возрасте, ее развивающий аспект.
Разработано много практического материала на данную тему. Рассмотрим две детско-родительские игровые встречи.
Детско-родительское игровое взаимодействие
«Внимание: внимание!»
Цель занятия: развитие у старших дошкольников основных свойств внимания; обогащение форм игрового взаимодействия родителей с детьми.
Ход проведения:
Сюрпризный момент - в гости приходит Кот-психолог. Вначале педагог-психолог приветствует детей и родителей:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые мамы (и папы)! Меня зовут Наталья Михайловна, я - психолог. А это мой помощник, Кот-психолог.
Кот здоровается с детьми и родителями.
Здравствуйте, я - Кот-психолог, а вас как зовут?
Кот-психолог приглашает в страну Лукоморье:
Вы помните, ребята, Лукоморье,
Где Кот ученый сказки говорил,
Я с тем Котом дружил, и вот недавно
Меня дружок мой в гости пригласил.
Я знаю, в сказку путь лежит неблизкий,
Но мне идти в дорогу не впервой,
А вы, мои ребята, папы, мамы,
Хотите ли отправиться со мной?
Ну что ж, вас приглашаю в Лукоморье,
В пути нас ждут, ребята, испытания,
И потому, друзья, необходимо
Нам непременно взять с собой внимание!
Игра «Проводники»
Цель: развитие сенсорного внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: оборудование для создания «дороги в сказку» (дорожки, пеньки, коврик - «речка»), платки для завязывания глаз.
Чтобы попасть нам в сказочное Лукоморье, надо пройти опасной тропой, быть внимательными в пути и доверять друг другу. Путь в сказку знают только дети. Поэтому вам, дорогие взрослые, необходимо завязать глаза. Доверьтесь вашим детям, и они проведут вас заветной тропой прямо в сказку. Я сейчас покажу вам, как пройти в Лукоморье, слушайте и смотрите внимательно:
По узенькой дорожке Пенечки обойдем,
Тихонько через речку Мы в сказку попадем!
Родители за руку и по словесным указаниям своих детей проделывают предложенный путь.
Детско-родительские пары подходят к декорации «Дуб», находят сундук Бабы-Яги, закрытый на замок, и письмо:
Ключик нужно вам найти!
Вас преграды-испытания
Ждут на сказочном пути!
Возьмите в путь с собой внимание,
Тогда пройдете испытания!
Пять преград как обойдете –
Так заветный ключ найдете!
Кот-психолог остается стеречь сундук, а мы - в путь!
Посмотрим внимательно на наше Лукоморье. Где же первое испытание? Видите цифру «1»? Вперед, к нашему первому испытанию!
Игра «Найди по слуху»
Цель: развитие слухового внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: звучащие предметы.
Послушайте внимательно, как звучат эти предметы. Подберите с мамой пару предметов, звучащих одинаково.
Родители и дети подбирают одинаково звучащие предметы по парам.
Игра «Я или не Я»
Цель: развитие слухового внимания, логического мышления, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: звучащие предметы из игры «Найди по слуху».
Я буду вам задавать вопросы в стихах, а вы должны слушать внимательно и на них ответить. Если ответ «Я» - громко кричите «Я!» и звените погремушками, а если ответ «Не я» - громко кричите «Не Я!» и прячьте погремушки за спину.
Психолог читает стихи:
Кто здесь взрослых уважает?
Кто детей не обижает?
Кто хоть раз ходил в кино?
Кто мячом разбил окно?
Кто играть умеет в прятки?
Кто стреляет из рогатки?
Кто же скромный, кто молчит?
Кто все время «я» кричит?
В конце каждой строки дети отвечают «Я», звеня погремушками; или не «Я», спрятав погремушки за спину.
Игра «У жирафа пятна» (психогимнастика по Железновым)
Цель: развитие моторно-двигательного и слухового внимания, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: запись песни «У жирафа пятна».
Слушайте и смотрите внимательно, повторяйте за мной.
Дети и родители выполняют движения под музыку со словами:
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде!
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:
У слона есть складки, складки, складки, складочки везде!
У слона есть складки, складки, складки, складочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде!
У котенка шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде!
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках!
Игра «Пицца»
Цель: развитие зрительного внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Оборудование: стол, игра «Пицца» (или любые парные картинки - пазл 2 в 1).
Посмотрите внимательно и соберите эти картинки.
Дети с помощью родителей собирают парные картинки.
Молодцы, ребята! Ой, а что это за конвертик?
(Психолог достает конверт с письмом бабы Яги, читает.)
Вот ребята - молодцы!
Мамы, папы - молодцы!
Сразу видно воспитанье!
Тренировано вниманье!
К дубу вы скорей идите, на него вы посмотрите,
Там, где желудь больше всех, там и ждет вас всех успех!
Рассматривают внимательно дуб и находят там самый большой желудь, за ним спрятан ключик.
Это же ключ от сундука с подарками! Давайте попробуем открыть. (Идут к сундуку, открывают.)
Уважаемые мамы и папы, дорогие дети! Все вы были дружными, внимательными друг к другу и внимательно выполняли задания. Как в каждой сказке, в конце пути нас ждет награда (открывается сундук, а в нем альбомы с заданиями по развитию внимания). Теперь вы знаете много игр, чтобы поиграть в них дома, вместе со своей семьей и тренировать свое внимание, а также уделять побольше внимания друг другу!
Рефлексия:
Понравилось ли вам в дороге?
Приятно ли знать, что рядом надежный близкий человек, готовый помочь?
Доверились ли вы, родители, своим детям?
Дети, чувствовали ли вы, как важна ваша помощь родителям?
Досуг с родителями и детьми: «Уроки понимания»
Цель занятия: научить родителей общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого. Сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами.
Оборудование: фотокарточки с семейного альбома, ватман, листы А4, цветные карандаши, вода, краски, кисточки.
Ход проведения:
Ведущий: - Здравствуйте, чтобы научить вас общаться с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого и сформировать у них умение управлять в критические моменты своими эмоциями и чувствами. А это вы сами знаете сложно добиться при высокой загруженности, хронической усталости. Задача моя как педагога-психолога - научить расслабляться, чтобы не переносить свое раздражение, связанное с проблемами на работе или с другими людьми, на отношения с ребенком.
1. Интерактив (игры – ледоколы, для снятия барьера)
И как всегда, мы немного разогреемся.
Игра «Поварята»
Все встают в круг, это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся, в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо - просто «объедение».
2. Основная часть
Ведущий: главным формирующим фактором в развитии эмпатии, является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром.
Вот лишь, несколько упражнений, которые помогут ребенку и вам научиться глубже понимать и чувствовать настроения окружающих.
Игра «Фотография»
Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких. Попросите рассказать, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.
Игра «Живая скульптура»
Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку, выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее.. Тот, кто, давно стоит, отходит, его место занимает следующий.
ЗАМЕЧАНИЕ: Взрослый выполняет роль скульптора в течение всего, упражнения следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.
Игра «Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая - разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
Игра «Сиамские близнецы»
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т. д. СОНЕТ: Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
Игра «Рисуем всей семьей»
Выбрав тему рисунка (сказку, случай из жизни семьи и т. д.), приготовьте большой, мокрый лист, сядьте вокруг него, разрешая подползать к любому месту и рисовать кому что хочется.
3. Релаксационный этап
Игра «На берегу моря»
Инструкция. Взрослым и детям предлагается представить, что они играют на берегу моря, плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок... Закрывают глаза от яркого солнца, раскидывают в приятной неге руки и ноги.
- «Игра с песком» (на напряжение и расслабление рук).
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержите песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить 2-3 раза.
- «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление ног).
Представьте, что на пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой потяните носки на себя, ноги напряжены, прямые (на вдохе). Оставьте носки в этом положении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки смотрят вниз в стороны, расслабьте ноги: они отдыхают. Повторить 2-3 раза.
- «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища).
Солнце зашло за тучку, стало свежо - сожмитесь в комок, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабьтесь: разморило на солнце (на выдохе).
- «В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи).
В положении лежа на спине ритмично покачайте головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.
- «Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица).
Подбородок загорает - подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (на вдохе). Петит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закройте рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, поднимите верхнюю губу кверху, рот оставьте полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка, пусть бабочка качается на качелях. Подвигайте бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабьте мышцы лица. Не открывая глаз, переползите в тень, примите удобную позу.
- «Сон на берегу моря».
Послушайте шум моря. Представьте, что вам снится сон (ведущий рассказывает его со-держание - варианты сна могут быть разные, в зависимости от того, что делали дети на занятии): вы видите во сне то, чем мы сегодня занимались... (таким образом происходит закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) По сигналу (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.) вы проснетесь. (Пауза.)
Примечание. По сигналу все энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают.
4. Рефлексия.
Задание: нарисовать свои эмоции, в последствии которого появились ваши чувства, впечатления.
А теперь построим наш большой и дружный семейный дом (выкладывание «кирпичиков» листов бумаги на ковре вместе с детьми и родителями).
В результате проведения таких мероприятий:
- родители имеют возможность обогатить свой опыт взаимодействия с ребенком, развивая его внимание в игре;
- дети имеют возможность при помощи педагога-психолога упражнять внимание, при этом чувствовать поддержку близкого взрослого (что способствует формированию у детей веры в успех);
- играя, выполняя упражнения, дети учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников и родителей;
- снижается конфликтность в работе педагогов и родителей (уменьшение количества жалоб со стороны родителей в адрес педагогов дошкольного учреждения, удовлетворенность педагогов психологическим климатом во взаимодействии с родителями воспитанников);
- более высокая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе (родительские мастер-классы, конференции, участие в организации мероприятий и другое);
Список использованной литературы.
- Ашиков В. Семейный клуб «Семицветик» // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1.
- Баринова Н.М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб. - М.: УЦ «Перспектива», 2013.
- Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с родителями на основе интеграции семейных и общественных ценностей // Психолог в детском саду. - 2006. - № 2.
- Детский сад и семья/Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1986.
- Доронова Т. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Людмила Арчегова
Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями
Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями »
(Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района)
Подготовила Арчегова Л. А., методист.
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится : Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Первая школа воспитания растущего человека-семья. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт "жить среди людей".
Детский сад-это первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовка его к жизни в обществе. В связи с этим, одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников (совместная работа в триаде «Семья - ребенок - детский сад» )
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания , такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса, а не пассивными наблюдателями.
Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями . Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Мы считаем, что Семейный клуб как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей отвечает всем требованиям ФГОС и настоящего времени.
Целью семейного клуба «Содружество» является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.
Задачи Клуба :
Оказание психолого-педагогической помощи родителям .
Повышение педагогической культуры родителей .
Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы .
Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания ) .
Создание семейного клуба очень трудоемкая работа, но интересная, которая имеет свои тонкости, как на этапе формирования клуба , так и в процессе проведения встреч.
Для организации работы клуба нам , прежде всего, нужно было найти единомышленников, как в среде воспитателей, так и в родительской среде .
Поэтому был создан совет клуба , в который вошли заведующий ДОУ, методист, педагоги, музыкальный руководитель, представитель родительского совета .
Мы обсудили необходимость создания семейного клуба , разработали правила поведения родителей на встречах . Эти правила, мы напоминаем родителям перед каждой встречей :
контролировать поведения своего ребенка без угроз и сравнений с другими детьми;
принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;
на протяжении всей встречи выступать в разных ролях : партнер, помощник;
быть естественными, открытыми, раскрепощенными.
Также определена периодичность проведения встреч : 1 раз в квартал, во второй половине дня. Этот режим удобен как для педагогов (есть возможность успешно подготовиться по заявленным родителями вопросам , так и для родителей .
подбиралось по запросам семей и в рамках темы инновационной
деятельности ДОУ, а также согласно целям и задачам, и нашло
отражение в разнообразии форм и методов работы семейного клуба .
Народные игры
Мастер- классы
Презентации и слайд-шоу
Фольклорные праздники
Совместные акции
Выставки
Творческие конкурсы
Консультации
Использование таких разнообразных форм работы дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч.
В нашем клубе родители имеют возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, а также участвовать наравне с детьми в игровой и продуктивной деятельности. Работа с родителями , направленная на максимальную результативность встреч для всех его участников, строится поэтапно, исходя из таких принципов, как :
участие в работе клуба на добровольной основе;
общение строится на взаимопонимании , взаимоуважении , на принципах симпатии, толерантности;
проявление деликатности, такта, учета мнений каждого.
Соблюдение этих принципов позволяет приобщить родителей к активной работе во всех вопросах этнокультурного воспитания детей.
Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей . Совместное участие в упражнениях, подвижных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. В эти игры потом можно играть в свободное время, на прогулке, в транспорте. Да, музыкально-спортивный зал имеет свои преимущества. Здесь можно в парных упражнениях помериться силой с папой, и перетянуть на свою сторону маму.
Массаж – прекрасный способ тактильного взаимодействия . На занятии в семейном клубе медицинский работник обучает родителей расслабляющему массажу, который в нужное время и успокаивает расшалившегося малыша и окажет поддержку ребёнку неуверенному в себе.
Подвижная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый двигательный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми. Хотя дети любят больше соревновательные игры, в семейном клубе больше приветствуются объединяющие игры. Как уверенно и радостно чувствует себя ребенок, когда его ладонь лежит в сильной руке взрослого.
Вот темы, которые звучали на встречах в семейном клубе :
Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?
Первые книжки ребенка.
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
Такие темы позволили не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей , сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Такие встречи сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей .
И темы, которые мы планируем провести :
Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.
Фотографии нашего детства.
Как научиться говорить спасибо своему ребенку?
Активная форма , используемая в работе семейного клуба - это родительский тренинг . Он проводится с теми родителями , которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Тренинг проводится, как правило, психологом. По результату тренинга психолог проводит собеседование с педагогом и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
На заседаниях клуба возникли темы некоторых проектов. А разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего детского сада. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица» , «Помоги птицам» , «Мой папа самый лучший» . Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей .
Вывод :
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутри семейная , но и меж семейная дружеская атмосфера , что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Вся деятельность нашего клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей . Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.
Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей малой Родине .
«Семья – это общество в миниатюре,
От целостности, которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»
Феликс Адлер
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Использовать нетрадиционные формы работы с родителями. Это, создания семейного клуба. Семейный клуб – это неотъемлемая часть воспитания и образования детей взрослыми. Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для их разумного удовлетворения. Работа над проектом по созданию семейных клубов формирует в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека. Семейный клуб состоит из несколько этапов.
Цель:
1 этапа - Установление доверительных отношений между родителями и воспитателем;
Для этого проводим анкетирование и индивидуальные беседы с родителями. В ходе, которых выявляем интересы и потребности родителей.
На 2 этапе составлять тематический план работы.
Основная цель семейного клуба:
1. Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого. объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
2. Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
3. Повышение педагогической компетенции родителей;
4. Обмен опытом семейного воспитания;
5. Укрепление детско-родительских отношений
Задачи семейного клуба:
1. Повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
2. Формирование позитивного опыта семейного воспитания;
3. Снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
4. Пропаганда здорового образа жизни; организация взаимодействия и сотрудничества с семейными клубами ДОУ, через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия;
5. Развитие сотрудничества с различными социальными институтами, государственными и общественными организациями.
6. Повышение педагогической культуры родителей, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
7. Создать действующую модель сотрудничества с семьями воспитанников, которая включает в себя интерактивные формы взаимодействия с семьей.
8. Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности
9. Приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
10. Установление контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению.
Семейные клубы могут быть разной направленности:
1. Культурно-досуговое:
Организация семейного досуга;
Организация конкурсов и выставок;
Посещение музеев
Исторические памятники города;
2. Образовательно-просвятительское :
Семинары;
Тренинги;
Практикумы;
Конкурсы.
Выставки;
Консультации специалистов различных направлений;
Иные занятия, направленные на повышение психолого-педагогической и медицинской грамотности семейных отношений;
Снятие затруднений детско-родительских отношений.
3. Эколого-познавательное:
Вовлечение членов клуба природно-охранные акции в месячниках экологического образования;
Организация эколого-ориентированной деятельности семьи;
Организация эколого-познавательного семейного досуга в природе.
4. Спортивно-оздоровительное:
Спортивные соревнования, эстафеты, игры;
Семейный туризм;
Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в физическом развитии детей.
Основные виды работ:
1. Подготовительный
Приказ о создании творческой группы;
Разработка положений семейных клубов, сбор информации о ресурсах семей воспитанников
2. Проектировочный: -составление планов деятельности клубов по определившимся направлениям.
3. Внедренческий:
Реализация проектов;
Открытие клубов различной направленности, с учетом промежуточных отчетов о результатах деятельности клубов на педагогическом совете. Корректировка планов с учетом предложений и результатов.
4. Аналитический:
Обратная связь с участниками, презентация деятельности клубов на муниципальном уровне
5. Средства оценки результатов реализации проекта:
Анкеты; тесты; беседы; фото; участие в выставках, фестивалях, конкурсах, мероприятиях, отзывы, буклеты.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: круглого стола, семинаров – практикумов, деловых игр, дискуссий, презентаций по организации жизни детей в ДОУ, мастер – классов, семейных театров, собрание – конкурсы, видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении, решение педагогических ситуаций, обмен опытом семейного воспитания.
Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами.
К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.
Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.
Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг ДОУ в микрорайоне.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов через создание центра «Инновационные формы взаимодействия с семьей в условиях открытости ДОУ».
Повышение педагогической компетентности родителей;
Апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;
Формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;
Осознание родителями собственного воспитательного опыта; -снятие затруднений детско-родительских отношений;
Установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;
Повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;
Совершенствование деятельности Семейных клубов образовательного учреждения;
Интеграция связи Семейного клуба ДОУ с другими клубами ДОУ;
Повышение статуса отца в семейном воспитании;