Воскресное чтение: Как физические ощущения меняют наши решения. Игры на развитие тактильных ощущений

Семинар-практикум из цикла "Мир прикосновений". Для проведения необходимы такие предметы, как ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянные палочки, песок, краски, «волшебные дощечки, перышки, кусочки ваты, камни с острыми краями, пластилин,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по теме

«Экспериментирование с предметами»

(из цикла «Мир прикосновений)

Педагог-психолог Шамонова С. А.

Первое занятие.

  1. Цели и задачи по данной теме.
  2. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

1. Цели и задачи:

  1. Улучшить осознание ребенком самого себя через тактильные ощущения, научить высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.
  2. Расширить опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения, развить умение дифференцировать осязательные ощущения.
  3. Развить у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, чувства через прикосновение.
  4. По мере накопления опыта тактильного восприятия, учить взаимодействовать, экспериментировать с различными предметами.

2. Методы и приемы руководства деятельности детей.

На первом занятии дети сначала учатся высказываться о том, что ощущают, соприкасаясь с разными материалами, затем мы даем возможность самостоятельно обследовать предметы, при этом поддерживая активность детей и подсказывая способы обследования (сжать, погладить). В беседе создаем непринужденную атмосферу, чтобы каждый ребенок мог высказаться; обращаем внимание детей на то, чтобы они слушали товарищей, обменивались мнениями.

Упражнение «Прогулка вслепую», русская народная игра «Катай каравай» помогают научиться ориентироваться в окружающем пространстве без участия зрения, и дети начинают себя чувствовать увереннее в помещении, получают новые впечатления. Это делает их более восприимчивыми.

Для обследования лучше выбрать различающиеся на ощупь объекты (не более пяти-семи и не менее трех). Если дети затрудняются описать ощущения, воспитатель начинает первым: «Я чувствую перед собой что-то твердое, гладкое, сделанное из дерева и т.п. Мне это напоминает... Этот предмет мне знаком... Мне приятно прикасаться к нему». Во время «прогулки» каждый ребенок должен описать свои ощущения, поэтому взрослый обращается с вопросами к одному ребенку, называя его имя. Опрашиваем двух-трех детей, побуждаем их сравнить свои ощущения с ощущениями других детей.

Для занятия «Праздник мягких игрушек» предложили детям принести из дома свои любимые мягкие игрушки и расположить их в разных игровых уголках. Перед занятием сообщаем детям от лица гнома о празднике мягких игрушек, обсуждаем, что понадобится для праздника и чем будем угощать гостей. Важно, чтобы дети как можно больше игрушек обследовали на ощупь.

При подготовке угощения дети имеют возможность получить разнообразные ощущения.

Каждому ребенку даем возможность пощупать травяной сбор (когда он сухой и потом, когда чай выпьют и заварка будет мокрой, разбухнет), потрогать пальцем варенье, понюхать его, сравнить запахи, дотронуться до заварного чайника, когда он холодный и когда он теплый. Можно вместе приготовить морс из варенья - разной окраски, температуры, вкуса. Позволяем детям действовать самостоятельно и получать разные сенсорные ощущения. Дети получают и зрительные ощущения: они что-то разглядывают через стеклянный чайник, смотрят, как заливается вода, как оседают разбухшие листья травы, как тянется варенье при раскладывании. Стимулируем и аудиальную модальность: побуждаем прислушаться, как льется и булькает вода при заваривании чая, как позвякивает посуда. Акцент делаем не на рассуждениях, а на чувственном опыте, который получает ребенок.

Представляя свою игрушку другим детям, ребенок учится заявлять о себе. Каждую игрушку передают из рук в руки по кругу, чтобы дети обследовали ее на ощупь

«Приготовление теста» - совместная деятельность. Каждый продукт передаем из рук в руки по кругу, и дети самостоятельно его обследуют, при этом помогаем наводящими вопросами (сухая мука или влажная? Песок гладкий или шероховатый?) Акцент делаем не на приобретении знаний о качествах и свойствах продуктов, а на обогащении чувственного опыта ребенка. При обследовании натуральных продуктов ребенок получает очень важные для него сенсорные ощущения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как меняются качества продуктов при их смешивании. Мука была сухой, а при добавлении воды стала жидкой, вязкой массой, и ощущения от прикосновения к ней меняются. Дети получают разнообразные приятные ощущения (тесто мягкое, гибкое, пластичное, вязкое, прилипает, тянется), что позволяет им расслабиться, сближает их.

Игры с водой дают хороший расслабляющий эффект, что особенно важно в работе с неуверенными детьми, которые всегда находятся в напряжении. Это своеобразный мостик между ощущениями и чувствами. Ребенок после игр с водой способен открыто выражать свои чувства.

Для игр подбираем камни и раковины разной конфигурации с характерными деталями, чтобы дети могли узнать их на ощупь.

В игре «Буря» побуждаем детей спокойно действовать как поочередно, так и всем вместе. В процессе игры стимулируем и аудиальную модальность: прислушиваемся, как булькает вода, когда дует один или дуют все. Напоминаем детям о правиле: кораблики не должны утонуть. Просим детей определить, легкие кораблики или тяжелые, сравнив их с камешками.

Игры с песком дают детям прекрасный тактильный и кинестетический опыт, помогают снять внутреннее напряжение. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах, ладонях, кистях. Когда песок сухой, он очень приятен на ощупь. Ребенок, испытывая удовольствие, открывается и может выразить свои чувства вербальным и невербальным (например, в ходе строительства) способом.

В игре «Ищем клады» обращаем внимание на то, чтобы дети соблюдали правило: прежде чем достать предмет, нужно описать, какой он на ощупь, узнать его. В этом случае происходит перевод из кинестетической модальности в аудиальную. Я даю образец описания предмета (гладкий или шероховатый, мягкий или твердый, теплый или холодный, какой формы - круглый, с ровными или с острыми краями). Помогаю детям вопросами, не заставляя давать полное описание предмета, избегая оценок. (Ну что же ты не угадал!) Одновременно могут играть двое-трое детей. Предмет в песке ребенок ищет двумя руками одновременно.

Для игры с тактильными дощечками раскладываю на столах по кругу, чтобы дети могли переходить с места на место и обследовать дощечки одну за другой. Дощечкам желательно дать название (мех, картон и т.д.).

В игре «Найди пару» использую различные варианты: я называю дощечку, дети находят пару на ощупь или показываю дощечку, а дети находят парную с закрытыми глазами.

На занятиях также используются такие материалы, как пластилин, краски. В процессе работы ребенок осознает свою индивидуальность, а также учится понимать другого человека.

3. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

Мы собрали данные о тактильном опыте детей, отмечая их отношения к материалам разной тек структуры (мягким, шероховатым).

Для изучения опыта тактильного восприятия детей мы использовали следующие ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «Найди предмет». Предлагаем ребенку вынуть из мешочка тот предмет, который назову. Также предлагаем нащупать рукой еще какой-нибудь предмет, описать свои ощущения и определить, что это за предмет, не вынимая его из мешка.

Предметы на ощупь могут быть: твердыми, мягкими, теплыми, холодными, гладкими, шероховатыми, шишковатыми, колючими, цепляющимися, острыми, пушистыми, скользкими, липкими, вязкими, клейкими, грубыми, тонкими, шелковистыми, резиновыми, деревянными, стеклянными и т.д.

  1. «Найди такой же». Необходимо рассмотреть предметы и выбрать тот, который понравился, обследовать его и найти на ощупь такой же в волшебном мешочке.

Результаты занятий по теме «Мир прикосновений»

Большее количество детей стало проявлять значительный интерес к объектам ближайшего окружения, при этом они научились высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.

Дети умеют различать предметы разной фактуры, различные поверхности, распознавать тактильные сигналы и выражать свое состояние, свои внутренние стремления прикосновениями. В результате чего снимается внутреннее напряжение, страх общения с малознакомыми объектами, боязнь тактильного контакта. У детей формируется установка на позитивное взаимодействие со сверстниками.

Второе занятие.

  1. Выставка предметов для экспериментирования.

2. Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 . Выставка предметов для экспериментирования.

На выставке представлены такие предметы, как перышко, кусочек ваты, камни с острыми краями, пластилин, кусочек веревки, ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянная палочка, песок, краски, «волшебные дощечки».

2 . Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 часть.

Участники сидят по кругу и передают предметы, обследуя их на ощупь. Ведущий рассказывает историю гнома Ладошки в сказочной стране (используется отрывок занятия).

Гном отправился в сказочную страну за волшебным перышком, которое исполняет любое желание. Летел он туда на белом облачке, вот таком... (Передают кусочек ваты.) Какое оно было? (Пушистое, мягкое, теплое.) Облако опустилось (показывают, как), посадило гнома на верхушку скалы. Карабкался долго гном по горам, по камням, и были они вот такие... (Передают камень с острыми краями.) Какие они были? (Острые, твердые, грубые, шероховатые.) Вдруг видит: сидит на камне, вот таком (показывают камень с узорами), какое-то существо и плачет. Пожалел его гном, дотронулся до него рукой, и было оно вот таким... (Кусочек пластилина.) Каким он было? (Липким, мягким, эластичным, вязким.) Существо звали Ли-пик. Он очень хотел иметь друга и мог стать таким, каким друг захочет: вылепить из него можно было все, что угодно (лепят шарик). Ли-пик показал дорогу гному к сказочной птице.

Проходя через пустыню, гном встретил змейку, которая грелась на солнышке. И была она вот такая... (Передают кусок веревки.) Какой она была на ощупь? (Плотная, шероховатая.) Она могла затаиться и стать прямой, как палочка, могла свернуться колечком, могла ползти, извиваясь (показывают). Ей очень хотелось найти такую же змейку, как она. Змейка доползла с гномом до речки и вернулась в пустыню.

На берегу гном увидел улитку, которая жила в ракушке, был у нее домик. Вот такой... (Показывают раковину.)

Какой был ее дом? (Гладкий внутри, с острыми краями снаружи, шероховатый, жесткий ломкий.)

Переплыл гном реку и пошел через поле. Там он встретил фасолинку, которая одиноко лежала на земле (всех ее сестричек собрали, а ее забыли). Была она вот такой... (Передают фасоль.) Какой? (Гладкой, жесткой.)

Проходя через пещеру, гном увидел бусинку, которая закатилась под камешек и затерялась. Была она вот такой... (Показывают бусинку.) Какой она была? (Гладкой или с узорами твердой.) Она была очень красивой (показывают), но печальной, потому что кому нужна красота, если некому на нее смотреть.

На дороге, что вела к лесу, где жила сказочная птица, гном нашел кнопочку, вот такую... (Показывают металлическую кнопку для одежды.) Какой она была? (Холодной, гладкой, с дырочками, круглой, твердой.) Кнопка искала свою вторую половинку.

В лесу гном встретил девочку, и была она вот такая... (Показывают деревянную палочку.) Какой она была? (Тонкой, гладкой.) Она была маленькой и хрупкой, заблудилась в лесу, отстала от своих братьев и сестричек. Девочка проводила гнома до волшебного луга, на котором сидела сказочная птица. Была она неприметной внешне - серенькой, с белой грудкой, но обладала большой силой. Она уже знала, зачем пришел гном в сказочную страну. Гном был ей очень симпатичен, и птица вспорхнула и полетела. А гном поднял вверх голову и увидел, что сверху летит к нему, покачиваясь, волшебное перышко. (Показываю, как летит.) Положил гном его на ладошку, и было оно вот таким... (Передают его с ладошки на ладошку, поглаживая пальчиком.) Каким оно было? (Мягким, пушистым, гладким, легким, теплым.) Только хотел гном загадать свое желание, как вспомнил про всех, кого он встретил на своем пути. И у всех жителей было одно желание - найти себе друга. Тогда пожелал гном всем им найти себе друзей, сдунул перышко с ладошки и радостный, полетел на пушистом облачке к себе домой.

2 часть.

Работа с красками.

Участникам предлагаются разведенные до консистенции жидкой сметаны краски (гуашь) четырех различных цветов. На чистые альбомные листы выливаются краски разных цветов, затем лист складывается пополам. Через несколько секунд лист разворачивается, в полученном цветовом пятне угадываются различные изображения.

3 часть.

Работа с пластилином.

Инструкция.

«Закройте глаза, пальцы станут более чувствительными к пластилину.

Разминайте его пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите немного, положив руки на пластилин. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок пластилина таким, какой он есть, «подружитесь» с ним. Ощупайте его: он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Легкий или тяжелый? Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, затем быстрее. Отщипните большие и маленькие куски, сожмите, а потом разгладьте пластилин. Ощупайте те места, которые вы разгладили. Слепите шар и проткните его сначала одной рукой, затем другой. Ударяйте по пластилину, шлепайте по нему, ощупывая гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с пластилином подошла к концу».


МЫ УЖЕ БОЛЬШИЕ…

Почему на ощупь можно определить разные свойства и состояния предмета: его хрупкость, вес, толщину, высоту? Можно определить, холодный предмет или горячий, мягкий или наоборот, твердый. Есть такое чувство, которое называется осязание. Именно оно и помогает нам получать и запоминать важную информацию всякий раз, когда мы прикасаемся к чему либо. Порой та информация, которую мы получаем посредством осязания, может вполне заменить информацию, полученную при помощи зрения. Убедиться в этом нам поможет опыт, который мы назвали «Лабиринт».

Приготовьте лист ватмана, карандаш, фломастеры, кусок ткани, скотч, толстую иглу и часы с секундомером. Сначала нарисуем на ватмане лабиринт в виде цветных, переплетающихся линий. Попросите вашего малыша определить маршрут и найти выход из лабиринта. Время пошло. Сколько секунд понадобилось? Засеките время по секундомеру. А теперь, прислоните лист ватмана к окну и на обратной стороне прочертите выход из лабиринта. Положите лист на кусок ткани и иглой наколите весь путь до выхода. Снова поверните лист на лицевую сторону и попросите ребенка найти тот же путь, но с закрытыми глазами, только лишь касаясь пальцами наколотой линии. Вновь засеките время. И вы убедитесь, что в результате эксперимента пальцы найдут выход быстрее, чем глаза. А происходит это потому, что чувствительность подушечек пальцев помогает осязанию победить по времени зрение. Пока мозг анализирует информацию, потом обрабатывает данные, чтобы найти выход, на это и уходит дополнительное время.

Если дети прикасаются к какому либо предмету, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, различать, запоминать. Каждый согласится, что глазки малыша перебегают с одного предмета на другой. Зрительный канал ребенка часто перегружен, поэтому необходимо и очень полезно для развития вашего малыша использовать и тактильный канал. Кроме обычной памяти, у нас есть еще и тактильная память, которая помогает запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Развитие тактильных ощущений напрямую связано с развитием памяти, внимания, мышления, творческого воображения, хорошей, связной речи, да и просто помогает эмоционально воспринимать детям окружающий мир.

Предлагаем вашему вниманию всевозможные способы и методы развития тактильной чувствительности у детей. Все занятия рекомендуем проводить в игровой форме, ни в коем случае не заставляя и не навязывая. Попробуйте игры с малышом направить в полезное и приятное русло. И вы увидите, как такие развивающие занятия понравятся вашим детям.

Ура! Игра начинается!

«ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ»

Для нашей игры понадобятся 10 карточек с разной поверхностью. Оптимальный размер – не менее 6-10 см, что примерно соответствует размеру детской ладошки. На картон наклеиваем различные на ощупь материалы, создающие твердую, мягкую, ворсистую, шероховатую, гладкую, ребристую поверхности. Это может быть мех, байка, наждачная бумага, крупа, пряжа, целлофан, фольга, даже расплавленный воск со свечи. Можно использовать и самые разные природные материалы. Игра проходит в два этапа.

  1. Исследование и запоминание .

Разложите карточки в ряд. Попросите ребенка закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхности. Спросите малыша: «Что это тебе напоминает?» Пофантазируй и нарисуй. Постарайся запомнить, в каком порядке лежат карточки. Затем предложите перемешать их, не открывая глаза. Только не подглядывать! А теперь попробуй на ощупь разложить карточки в прежнем порядке. Попросите ребенка найти карточку по вашему описанию.

  1. Развитие тактильной памяти и ассоциативного мышления .

Будем учиться сопоставлять поверхность карточки с определенным предметом. «Что это напоминает? На кого же похожа наша дощечка? Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную и т.д.» Спросите у малыша: «Какая карточка нравится тебе больше всех? А какая совсем не понравилась?» Попросите ребенка разложить карточки по сюжету: «По дороге (карточка) ползет змея (карточка). Цыплята (карточка) клюют зернышки (карточка)». Можно использовать другой вариант – разложить карточки от самой неприятной до самой приятной на ощупь.

А теперь поиграем в другие игры.

Найди, из чего сделано?

Дети вначале ощупывают три-пять игрушек с различной поверхностью, затем кусочки материалов, из которых они сделаны. Попросите подобрать к игрушке «свой» материал, из которого она сделана.

Пальчиковый бассейн.

В высокую коробку (7-8 см) вместе с ребенком насыпьте горох, фасоль, рис и поместите несколько предметов, разных по величине и форме. А теперь предложите малышу самому найти предметы и узнать их на ощупь.

Горячо – тепло – холодно.

Ребенок должен на ощупь сравнить степень нагрева предметов. Сначала предлагаем грелку с теплой водой, затем мягкую игрушку, затем металлическую ложку.

Для развития тактильной памяти не менее полезно пальчиковое рисование. Приготовим лист бумаги, краски для рисования пальчиками или гуашь, смешанную с зубной пастой.

Осьминожек.

Примакиваем ладошки с раздвинутыми пальчиками. У нас получается голова и ножки. Пальцем дорисуем глаза и рот. Какой смешной осьминожек получился!

Ветка рябины.

Ребро детской ладони – ветка, сама ладошка – гроздь, пальчики – ягодки, ладошки – листики.

Между биоактивными точками пальцев, центральной нервной системой и внутренними органами существует тесная связь. Воздействуя на активные точки, можно регулировать работу внутренних органов. Так, точки безымянного пальца «отвечают» за печень, среднего – за кишечник, указательного — за желудок, большого – за голову. Массаж пальчиков и ладошек благотворно влияет на оздоровление организма ребенка, помогает профилактике заболеваний. Массаж или самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони сначала на одной руке, потом на другой. Затем растираем ладошку от серединки к краям большим пальцем другой руки. Теперь можно приступать к упражнениям.

Согреем ладошки.

Сильно потираем ладони одна о другую движениями вверх-вниз.

Какие горячие они стали! Затем сжимаем пальцы в кулак и с силой разжимаем, сначала быстро, потом медленно.

Утюжок.

Одна рука лежит на столе ладошкой вверх. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. Теперь меняем руки.

Пила.

Ребром ладони имитируем пиление по всей поверхности ладошки: вверх-вниз, вверх-вниз.

Каток.

Косточками сжатых в кулачек пальчиков одной руки двигаем вверх-вниз по ладони другой, разминая ее. Затем меняем руки.

Краб.

Согнув указательный и средний пальцы пощипываем пальцы сначала на одной, потом на другой руке.

Предлагайте как можно чаще вашему малышу массировать ладошки и пальчики карандашом, грецкими орехами, семенами. Можно удерживать их между пальчиками, катать между ладошками, по столу. Не менее полезно разминать глину, тесто и пластилин. Недаром считается, что развитие мышления, памяти и речи у нас на кончиках пальцев.

Тренировка детских пальчиков поможет не только развить интеллект ребенка, но и станет отличной подготовкой к освоению письма.

Предлагаем развивающие занятия.

Бильбоке.

Бильбоке состоит из деревянной чашечки на палочку и шарика, укрепленного на шнуре и привязанного к концу палочки. Играющие дети подбрасывают шарик и ловят его чашечкой.

Узелки.

За определенное время нужно завязать как можно больше узлов на веревке, затем как можно быстрее их развязать. Другие варианты –нанизать бусины на леску, расстегнуть и застегнуть пуговицы, крючки.

Шоферы.

Дети двумя руками накручивают на палочку веревку, к которой привязана машина.

Кто быстрее.

К веревке, на которой отмечена середина, с двух концов привязаны палочки. Двое детей встают парой и накручивают веревку на палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит веревку до середины.

Колодец.

Из счетных палочек или спичек попросите ребенка построить колодец. Чем выше он получится, тем лучше.

Узоры.

Предложите ребенку выложить различные узоры из семян, геометрических фигур, ниток, проволоки.

Вышивка.

На картоне нарисуйте любой предмет. По контуру изображения через равные промежутки шилом проколите дырки. Задание для ребенка – вышить по контуру, продевая в уже готовые отверстия нитку с иголкой или проволоку.

Можно и устроить «театр в руке». Попробуйте сшить самых простых персонажей, например, гномика и его друзей. Наденьте их на пальчики и поиграйте с ними. Смейтесь, веселитесь! Можно сочинить стишок или считалку. Возьмите пальчиковые краски и нарисуйте себе и малышу на указательных пальцах забавные рожицы, дайте им имена и придумайте маленький спектакль.

Предлагаем пройти вашим детям теппинг-тест. Это упражнение поможет определить у ребенка уровень развития выносливости и быстроты мышц кисти.

Начертите по пять квадратов в два ряда. Предложите малышу поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается по 30 секунд, через каждые три секунды давайте ребенку команду переходить к следующему квадрату. Обязательное условиезанятие проводим в максимальном темпе без остановки. Затем подсчитайте количество точек в каждом квадрате и общее количество точек за тридцать секунд. Изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о работоспособности вашего малыша и его выносливости. Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение количества точек, это говорит о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или его ровный уровень – о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Если такие занятия проводить часто, то можно и нужно развить эти качества у детей .

Мы предложили вам множество увлекательных упражнений и игр для развития в ваших детях внимания, памяти, речи, воображения, и,в конечном счете, интеллекта в целом. Не забывайте в процессе занятий хвалить и поощрять малыша, отмечая его достижения и успехи.

Можно вечерами сидеть перед компьютером или телевизором, смотреть фильмы или даже мультики… А можно проявить совсем немного фантазии и терпения, и мир ребенка заиграет новыми красками. Выбор как всегда — за вами.

Добавлено: Апрель 15, 2015

РАЗДЕЛ II . Тактильно - двигательное восприятие.

ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: «Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств».

Задачи:

    обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;

    развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;

    совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;

    воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.

Материалы к занятию : для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».

Ход занятия.

Вводная часть.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Здороваемся ладошками».

Ребята, я предлагаю вам поздороваться необычным способом – ладошкой (дети по кругу прикасаются ладонью друг к другу ). Соединим ладошки с ладошками соседа и ласково скажем друг другу: Здравствуйте!

Разминка.

Самомассаж ладоней.

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.

Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Самомассаж ладоней и пальцев.

Исходное положение:

Не выпуская карандаш повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая – снизу. Карандаш находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.

Перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку. (Ладонь)

Самомассаж кончиков пальцев.

Исходное положение:

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.

Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперёд – назад слегка нажимая на неё.

Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного пальца и мизинца. По 4 – 5 движений.

Самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки.

Исходное положение:

Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть его ладонью с выпрямленными пальцами.

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальце до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки накрывающей карандаш. До 3 – 5 движений от кончика каждого пальца.

Встреча братьев.

Исходное положение:

Руки вытянуты вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук

Указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братьями» левой руки. Затем Указательный палец левой руки встречается с «братьями» правой. 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Косичка .

Исходное положение:

Взять карандаш за один конец и держать вертикольно указательным и большим пальцами одной руки

Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.

Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2 – 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

Основная часть.

Психолог : «Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Психолог кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Психолог напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Психолог говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы делаете, у вас обязательно всё будет получаться».

Игры с тактильными дощечками .

Материал: тактильные дощечки.

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие приемы:

    Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.).

    Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый , как снег, а вы как думаете?....колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);

    Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая бархатная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – плёнка. Колючая – наждачная бумага.

    Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая …(На что похоже?)

    Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.

    Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности. Нужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.

Упражнение «Из чего сделан предмет?».

Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.

    Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).

    Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).

    Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).

    Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).

    Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).

    Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).

    Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).

    Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).

    Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).

    Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).

    Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).



Упражнение «Что в мешочках?».
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель. Выше мешочков стоят закрытые баночки с крупами (с надписью названия крупы). Если ребёнок затрудняется определить наполнитель, то он поочерёдно открывает баночки и сравнивает содержимое баночки и мешочка на ощупь и так определяет названия крупы. Далее ребёнок раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, пшено, рис, гречка, горох, фасоль, макароны).

Весёлая переменка .

Упражнение-игра «Дождь в лесу » (музыкотерапия)

релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся. (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)

Дождик стучит всё сильнее и сильнее. (усиливаем движение пальцев по спине)

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. (проводим ладонями по спине стоящего впереди).

Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Упражнение «Волшебный мешочек» .

(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)

Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы.

Возможный набор предметов для детей.

Бусинка - стекло, ключ - металл, карандаш - дерево.

Клубок ниток - шерсть; пузырек - стекло, ластик - резина.

Колпачок от ручки - пластик; камешек - камень; мелок - мел и т.д.

Упражнение - игра «Угадай, что внутри» .
1.
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др., можно наполнить геометрическими фигурами из набора «Учусь считать». Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

2. В мешочек складываются различные предметы, буквы, цифры. Ребёнок запускает руку в мешочек и опознаёт предметы, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Не доставая предмет из мешочка, сравнивает его с теми, что лежат на подносе и находит такой, который нащупал в мешочке.

Упражнение «Что лишнее».

Стеклянный, деревянный, лёгкий , железный, пластмассовый.

Гладкий, шероховатый, мягкий, резиновый , колючий.

Холодный, мокрый , тёплый, прохладный, горячий.

Красный, синий, бумажный , зеленый, голубой.

Завершающая часть.

Рефлексия:

Ребята, сегодня на уроке вам было интересно?

Что на сегодняшнем уроке вам особенно удалось?

Над чем надо поработать?

Ритуал прощания. Упражнение «Ладошки». (См. занятие 1)

Уже в первые месяцы жизни кроха реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение. Например, одному малышу может нравиться, когда мама легонько похлопывает его по спинке, другой предпочитает, чтобы его поглаживали по ручкам и ножкам. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать характер прикосновений и реагировать на них.

Нежные прикосновения. Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)
Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки)
Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев)
Пришли куры – поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)
Пришли утки – пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка)
Пришел слон -- потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке)
Пришел дворник – все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине -- «сметаем»)

Это упражнение-игру можно проводить и в более позднем возрасте. С помощью такой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Учимся хватать. Для того чтобы малыш освоил навык захвата предметов, вкладывайте ему в ручку небольшие игрушки, погремушки, мячики. Пока кроха не умеет ощупывать предметы кончиками пальцев, мы можем развивать тактильную чувствительность его ладоней. Для совершенствования тактильной чувствительности эти предметы должны быть разными по форме, размеру, фактуре. Игрушки из тканей разнообразной на ощупь текстуры (бархат, вельвет, материал с гладким или ворсовым покрытием и т.д.) предоставляют ребенку новые тактильные ощущения, которые малыш учится сравнивать. Игры с фактурными предметами развивают сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Гирлянда из игрушек. Подвесьте над малышом на высоту 20--30 см гирлянду с игрушками разной фактуры. Взмахивая ручками, кроха будет случайно наталкиваться на игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать поверхность. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2-3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т.д.

3-6 месяцев

Начало активного движения ручками способствует усложнению действий с предметами: кроха пытается дотронуться до игрушки, обхватить ее пальчиками, слегка сжать.

Когда ребенок освоит хватательные движения, предлагайте ему разнообразный материал для захватывания и ощупывания. Материал, из которого изготовлены игрушки, может быть самым разным: пластик, дерево, силикон, резина, ткань.

Развивающий коврик. Способствуют развитию тактильной чувствительности игры с развивающими ковриками и мягкими подвесными панелями. Как правило, они имеют множество разнообразных по форме, цвету и фактуре деталей, выполненных из разных материалов.

Познакомьте малыша с новой игрушкой, покажите, как нужно тянуть за веревочки, нажимать на игрушку-пищалку, вынимать из кармашков предметы. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по элементам коврика, аппликациям из ткани. Знакомя малыша с разнородными материалами, проговаривайте прилагательные-ощущения: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, жесткий и т.д. -- в соответствии с осязаемой фактурой материала.

Изучаем форму предметов. Предлагайте малышу для захвата, ощупывания и манипулирования предметы разной формы. Это может быть мяч, кубик, фигурки от сортера («коробки форм»), элементы конструктора. Каждый раз, когда кроха возьмет предмет, говорите, какой он формы. Важно научить ребенка ощущать и распознавать форму предметов не только зрительно, но и с помощью осязания.

Вязаная кукла. Купите или изготовьте самостоятельно малышу вязаную или матерчатую куклу. Играя с такой куклой, ощущая фактуру вязки, кроха активизирует рецепторы кожи, развивает чувствительность пальцев и совершенствует осязание. Играть с куклой можно по-разному: покажите малышу, где у куклы глазки, носик, вместе с ним погладьте ее ладошкой. Обыграйте действия с куклой. Например, скажите ребенку: «Кукла упала и ударилась. Пожалей ее. Погладь куклу» или «Кукла скушала всю кашку. Похвалим куколку. Погладь ее». Как с любой другой мягкой игрушкой, игра с куклой способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Также эта мягкая игрушка призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения.

Что я ощущаю? Цель игры – дать крохе разнообразные ощущения от соприкосновения с разнородным материалом. Для этого нужно подготовить несколько предметов-стимулов: перышко или пуховку из пудреницы, металлическую ложку, мягкий матерчатый мяч, кусочек меха, мочалку, массажную рукавичку. В эту игру можно поиграть, например, во время переодевания. Положите малыша на спинку и по очереди проводите каждым предметом по его ручкам, ножкам, животику. Дайте ребенку ощупать каждый предмет. Соприкасаясь с разными по фактуре материалами, малыш испытывает разные тактильные ощущения. Всякий раз проговаривайте ощущения, которые ребенок должен испытывать в данный момент (например, кусочек меха – мягко; перышко – щекотно; ложка – холодно).

6-9 месяцев

В этом возрасте малыши активно включаются в процесс игры: свободно берут и манипулируют предметами, стремятся все потрогать, схватить, совершить какие-либо действия.

Водные забавы. Водные процедуры доставляют ребенку новые ощущения. Когда малыш купается, можно провести такой эксперимент. Понадобятся пульверизатор, лейка и ковшик. Наберите по очереди в каждую емкость воды и направьте струйку или брызги воды на ручки, спинку ребенка – пусть малыш испытывает разные ощущения от соприкосновения кожи с водой. Регулируйте высоту, на которой держите лейку: чем выше струя воды, тем интенсивнее ощущения. Можно проговаривать потешку:

Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора)
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи --
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Вот как дождик капает!

Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки)
Побежим мы за кусты,
Встанем под осинкой,
Накроемся корзинкой!
Посмотри, как дождь льет.

Дождик, дождик, посильней – (поливаем кроху из ковша)
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, травка, гуще.
Вот какой сильный дождь пошел.

Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
(Рус. нар.)

Игры с песком. Для развития тактильных ощущений хорошо подходят игры в песочнице. Пусть ребенок пересыпает песок из одной ладони в другую, зарывает в него свои пальчики. Сооружайте для крохи башенки из песка – наверняка у него возникнет желание разрушить постройку.

Взаимодействие с песком не только способствует совершенствованию осязания и развивает мелкую моторику, но и благотворно влияет на нервную систему малыша.

«Я леплю из пластилина…» Лепка из пластилина, соленого теста, цветной массы способствует развитию тонких движений пальчиков, осязания. Разминая в ручках пластичную массу, размазывая соленое тесто по поверхности стола, сплющивая пластилиновые шарики, кроха ощущает пластичность материала. Малыш учится регулировать силу воздействия на материал, чтобы придать ему другую форму. Это оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, возникновение тактильных ощущений и восприятия.

9-12месяцев

В этот период усложняются движения малыша. Тактильного материала, который можно предложить ребенку для исследования, становится больше, и он может быть разнообразнее.

Пальчиковые краски. Порисуйте совместно с ребенком пальчиковыми красками. Покажите ему, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите крохе создавать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге листья деревьев и т.п.

Рисуют все! Насыпьте тонким слоем на широкий поднос манку. Предложите крохе порисовать пальчиками, выводя узор из крупы.

Все эти материалы для рисования создают тактильную среду для ребенка, активизируются рецепторы кожи на кончиках пальцев – развивается их чувствительность, осязание, мелкая моторика.

На прогулке. Осмотрите участок, на котором вы гуляете с малышом, и найдите предметы с разнофактурной поверхностью. Это может быть кора дерева, травянистый участок, листья, камни.

Предложите ребенку для изучения разнородный материал: небольшие, удобные для захвата камешки, веточки, шишки, травинки, листочки с разных деревьев. Предлагая предмет, четко проговаривайте его название, цвет, фактуру. Например: «Это камешек. Он гладкий. Дай свою ручку – потрогай, какой гладкий камешек». Проведите ладошкой ребенка по разным предметам – дайте ему почувствовать поверхность материала.

Проговаривайте обозначения ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т.д. Маленький исследователь будет рад изучить такие интересные предметы. Соблюдайте элементарные правила безопасности: следите за тем, чтобы кроха не тянул предметы в рот. Держите наготове влажные салфетки, чтобы протереть ручки ребенка после игры.

Мы читаем. Разнообразьте библиотеку ребенка, купив ему книжки-игрушки с плюшевыми вставками: лапками, ушками, крылышками изображенных на обложке животных. Можно приобрести книги, имеющие мягкие пухлые страницы из ткани различной фактуры. Такая книга не только знакомит ребенка с изображением окружающих предметов, но и позволяет в полной мере задействовать его тактильную чувствительность.

Знакомим с понятиями. Познакомьте малыша с разными понятиями, обозначающими ощущения. Для этого лучше предлагать материал для сравнения.

Твердый – мягкий. Подберите предметы из твердого и мягкого материала. Например, кубик и мягкую игрушку; пластмассовый шарик и матерчатый мячик. Протяните крохе сначала один предмет. Проговорите те ощущения, которые ребенок может испытывать: «Потрогай, это кубик. Пощупай, какой он твердый. Этот кубик деревянный». Затем таким же образом протяните другой предмет, проговаривая противоположные ощущения: «Это мышка. Потрогай, какая она мягкая. Погладь мышку».

Гладкий – шершавый. Подберите предметы с гладкой и шершавой поверхностью. Например, атласный бант и банную рукавичку. Предложите ребенку каждый предмет для исследования и сравнения ощущений.

Холодный - теплый. Для демонстрации этих понятий нужны чайная металлическая ложка и пластиковая бутылочка с теплой водой, обернутая в ткань. Прикоснитесь каждым предметом к ручке ребенка, называя ощущения («холодно», «тепло»), которые он испытывает. Разнообразьте материал для сравнивания ощущений. Проговаривая понятия, предлагая материал для осязания, вы даете ребенку представление о его фактуре и свойствах.

Что в мешке? В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его – основываясь на тактильных ощущениях. С помощью тактильной чувствительности пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен. Тем не менее, на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь тактильных ощущений он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о предмете. Эта игра тренирует тактильную чувствительность. Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке.

Марина Суздалева

Значение сенсорного развития ребенка сложно переоценить. Осязание – это один из наиболее обширных способов познания окружающего мира ребенка, поскольку тактильные клетки расположены по всему телу. С помощью тактильных ощущений малыш учится распознавать форму, находить различия между предметами, познавать новые ощущения.

Дети с самого маленького возраста уже могут чувствовать материнскую грудь, пытаются пальчиками ухватить руку взрослого, дотронуться ножками, губками к какому-либо предмету. Рука, пальцы ребенка играют важную роль в его развитии. Тактильные ощущения позволяют малышу познавать и сравнивать разные поверхности, которые окружают его. К примеру, сколько бы мы не пытались объяснить ребенку разницу между двумя сортами винограда, он все равно не усвоит эту информацию, пока самостоятельно не прикоснется пальчиками и не попробует их на вкус.

Развитие осязания в будущем поможет ребенку и в школьном обучении. Ведь известно, что в первом классе сложнее адаптироваться тем детям, которые в недостаточной степени владеют точностью и гибкостью восприятия. Да и в целом, занятия на сенсорное восприятие очень полезны для малыша не только с точки зрения его развития, но и психологического сближения с родителями.

Способы развития осязания

Для развития тактильных ощущений практически не требуется каких-то особенных затрат. Обратите внимание ребенка на то, что его окружает. Можно использовать природные материалы, которые имеют различную структуру, небольшие обрезы тканей, которые обладают разной структурой. Игрушки, которые окружают ребенка, могут быть сделанными из мягких и твердых материалов:

  • пушистые
  • резиновые
  • пластмассовые
  • деревянные
  • мягкие и т.п.

Чтобы задействовать максимальное количество тактильных клеток, можно использовать разные губки во время купания, смазывать кремом после банных процедур. Это сблизит вас с ребенком и принесет пользу развитию. Можете приобрести небольшой ребристый мячик, он отлично послужит вам в качестве массажера.

Игры для развития осязания

Существует большое количество игр для развития тактильных ощущений. Практически все материалы можно найти в своем окружении, просто нужно их правильно преподнести и скомпоновать. Далее приведены лишь некоторые игры с ребенком, которые вы с легкостью сможете выполнить в домашних условиях:

1. Игра «Сенсорный мешочек» для развития осязания

Предложите ребенку назвать предметы, спрятанные в мешочек. Игрушки, должны быть различной величины, формы и фактуры.

Пример игры «Сенсорный мешочек» приведен в этом видео:

2.

Если вы обладаете хотя бы азами шитья, можете сами сделать разные развивающие игрушки: книги, разные по цвету, фактуре, размеру; валики с бусинами или кистями на концах, из веревок разной толщины и др.

3. Знакомим с материалами

Можно помочь ребенку ориентироваться в материалах, из которых изготовлен тот или иной предмет. Дайте ребенку определить на ощупь, из чего сделана:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Как вариант, можно определять какие предметы на ощупь: гладкие, шершавые, колючие, мягкие и т.д.

4. Геометрические фигуры

Разложите перед ребенком геометрические фигуры. Выберите одну и предложите из мешка наощупь достать такую же.

5. для развития осязания

Сделайте прямоугольные пластинки, оклейте их различными материалами (к примеру, бархатом, наждачной бумагой, фольгой), затем завяжите ребенку глаза и предложите найти одинаковые. Как вариант, можно наполнить разными материалами и крупами надувные шарики (используйте воронку).

6. Тактильная дорожка для развития осязания

Можно сделать , на которой будут пришиты или приклеены разные материалы. Хорошо здесь подойдут пуговицы, ткани разной текстуры, массажный коврик и др. Предложите ребенку пройтись по такому коврику, во время этой игры он будет не только развивать осязание, но и координацию движений.

Существует еще один вариант дорожки, когда просто на пол выкладываются разные предметы:

  • галька
  • солома
  • песок
  • зернышки
  • деревянные дощечки
  • ткань с выраженной текстурой

Ребенку предлагается пройтись по такой дорожке, не сходя с нее. Перед этим занятием рекомендуют ножки облить теплой водой и вытереть насухо.

Такие занятия помогают также неосознанно . Конечно, не у всех есть возможность сделать такую дорожку у себя в квартире, поэтому лучше сделать ее на улице или во дворе. А можно просто почаще давать возможность ребенку ходить босиком по траве, песку или гальке.

7. Игры для дошкольников

Для детей дошкольного возраста можно применять такие игры:

  1. собрать с закрытыми глазами разобранных матрешек
  2. разобрать разные семена по отдельным кучкам

И, конечно, не забывайте о том, что объятия, прикосновения, массаж и поглаживания ребенка, ношение его на руках тоже относятся к сенсорному развитию. Вы сможете не только развивать его тактильные ощущения, но и укреплять вашу связь с малышом.

Похожие публикации