Старинный обряд посвящения мальчиков в казаки совершили в пятигорске - терский казак.

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина – казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года – «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому — «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне – не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» — не промолчит такой казак, а обязан высказать — что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» — можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне – отметим главное — с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» — так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу – кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры – нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.

Конспект фольклорного занятия для детей старшего возраста.

Цель : Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций казаков Нижнего Поволжья.

Задачи :

Ход занятия

Средь донских степных полей,
Да и волжских ковылей,
Там, где Волга, Дон текут,
Казаки давно живут!
Гордый и лихой народ,
Заслужил себе почёт:
Храбрость, мужество, отвагу,
На своих плечах несёт.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Воспитатель : О ком сегодня пойдёт наш разговор, вы наверно уже догадались?

Дети : О казаках.

Воспитатель : Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Они умели храбро воевать и жить честно, были смелыми и бесстрашными. Семьи у них были большие, многодетные и дети с родителями жили в дружбе и любви.

Воспитатель Казачья семья .) О чём нам может поведать это фото? (О том, как жили наши предки .) Какие главные законы должны знать казаки с детства, я вам уже говорила, вспоминайте?

Дети : С уважением относится к старшим. Уважать родных. Защищать от врагов свою Родину.

Дети : К отцу и матери обращались только на «Вы».

Воспитатель : Что изображено на этой фотографии? (Дед и дети Дед рассказывает внукам о традициях казаков .) Какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети : При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.

Дети : Не разрешалось сидеть, разговаривать, прерывать разговор старших. Воспитатель: А какие ещё правила соблюдали казаки?

Дети : Старым и пожилым людям младшие должны были уступать дорогу.

Воспитатель : Уважение к старшим прививалось в казачьих семьях с ранних лет. Во время приёма гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры.

Крёстный сажает мальчика на коня .) О чем она нам может поведать, рассказать? (О традициях казаков .) Во сколько лет сажали детей на коня? (В три года .) Да. Посвящение в казаки происходило когда ребёнку исполнялось 3-4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице.

Что изображено на этой фотографии? (Казак и конь .) О чём эта фотография нам может поведать? (Конь был верным другом казака .) У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. А знаете ли вы пословицы и поговорки о лошадях?

Дети : Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наряди казачку». Ну-ка казаки выходите, да казачку нарядите.

«Наряди казачку»

(Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево, на нём висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут за бусами, преодолевая препятствия и т. д. )

Воспитатель : Что изображено на этой фотографии? (Казака провожают на войну .) О чём она нам может поведать? (Казаки должны защищать свою Родину. Их провожала и благословляла вся семья .) Да, казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. А какие пословицы вы знаете о смелости казаков?

Дети : Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Где враг, там и казак.

Воспитатель : Что изображено на этой фотографии? (Папаха и шашка .) О чём она нам может поведать? (Папаха головной убор казаков. Шашка – главное оружие казаков .) Правильно. Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. По обычаю шашка передавался по наследству от отца к сыну, дарилась или добывалась в бою.

«Папаху одеваю – на вопросы отвечаю!»

(Мальчик надевает шапку (папаху). Воспитатель задаёт вопросы, ребёнок отвечает на вопрос и передает папаху другому ребёнку .)

Как называется предводитель войск казаков? (Атаман .)
Где выбирают атамана? (На кругу. )
А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (Любо! )
Как называется место, где живут казаки? (Станица .)
Как называется казачья шапка? (Папаха .)
Как называется оружие казаков? (Шашка .)
Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень, хата .)
В каком возрасте детей сажали на коня? (В 3 года .)

Воспитатель : Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков. Так будьте их достойны.
И хорошо, чтоб в наши дни,
Традиции веков мы с вами берегли,
В чудном крае, где живём мы у Дон-реки,
Где жили здесь, когда-то наши предки-казаки!

Воспитатель : О ком мы с вами сегодня говорили?

Дети : О казаках, их обычаях и традициях.

Воспитатель : А зачем нам нужно это знать?

Дети : Чтобы знать традиции своих предков, не забывать откуда мы родом, кто мы!

Наталья Акимова, ст. воспитатель, Вера Песковацкова, воспитатель,
Вера Лисицкая, воспитатель МОУ детский сад № 290, г.Волгоград

В конце мая в поселке Пригородном впервые прошел казачий обряд Посажение на коня. Юные казаки пусть и прошли его несколько позже положенного возраста, но сделали это достойно.

В качестве организаторов выступили Межрегиональная молодежная казачья организация «Есаул» (Председатель Правления Дмитрий Гнедаш), Пригородное хуторское казачье общество (атаман Игорь Никитин) и Оренбургское городское казачье общество (атаман Сергей Слепов). Для Оренбургского регионального отделения МО МКО «Есаул» и ОГКО нынешнее проведение обряда уже второе, в первый раз это было в прошлом году на Большой поляне в Зауральной роще города Оренбурга. Но главными действующими лицами 26 мая были казаки, которые воспитываются в 5 «К» казачьем кадетском классе Пригородной СОШ №1.

Погода с самого утра жаркая, солнце высоко, а на лазурном небе ни единого облачка. Сама природа дарит всю теплоту и заботу, которая только может быть. Гнедой уже бьет копытом по прогретому песку школьной площадки. Ждет юных седоков.

Родители – волнуются, дети – в ровном строю ждут своей очереди. Мальчики один за другим седлают коня, помогает им в этом атаман. Он им за крестного отца стал. Папы и мамы казаков принимают сыновей с клятвой растить достойных казаков, настоящих воинов.

— Люб ли вам казак? – спрашивает каждый о своем сыне у других родителей и гостей.

– Люб, – отвечают они, и мальчик отправляется в строй.

Не остались без внимания и девочки – казачки. Обряд посажения, конечно, они не проходили, но на жеребце прокатились.

Как и положено, обряд получился семейным. Родители подготовили для ребят столы со вкусностями. Обед удался на славу. В большом семейном кругу юные казаки отобедали, да угостились чаем и тортами.

На этом праздничный день у казачат не закончился. Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки стали радостным событием, как для детей, так и для взрослых. Судья соревнования Павел Демидов строго следил за соблюдением правил техники безопасности. А казачата старались метко целиться и попадать «в яблочко». Показавшие лучшие результаты среди детей и среди взрослых получили грамоты.

Весь день в школе работала выставка фотографий, где можно было познакомиться с работой, которую проводили казаки МО МКО «Есаул» в течение года с момента создания. А также, посмотреть и почитать книги, которые хранятся в казачьей библиотеке молодежной организации.

День закончился всеобщим построением, где детям подарили Святое Евангелие и памятные сувениры. Классному руководителю — воспитателю Елене Никитиной (природной донской казачке) была вручена награда – «За славу и честь казачью». В поощрение за огромное дело в воспитании молодых казаков, в назидание казакам взрослым.

Казачьему роду нет переводу!

Екатерина Гнедаш

3 марта 1987 года на 95-м году жизни в Нью-Йорке скончался казак Фёдор Иванович Елисеев (1892-1987) - полковник, кубанский казак, участник Первой мировой войны, Гражданской войны. Фёдор Иванович Елисеев родился 11 ноября 1892 г. в станице Кавказской Кубанского казачьего войска в казачьей семье. В 1910 поступил на военную службу вольноопределяющимся в 1-й Екатеринодарский кошевого атамана Чепеги полк. 1910 успешно сдал вступительный экзамен в Оренбургское казачье училище. Окончил училище взводным портупей-юнкером с двумя золотыми жетонами за джигитовку и гимнастику, выпущен 1913 в чине хорунжийего в 1-й Кавказский Наместника Екатеринославского Генерал-Фельдмаршала Князя Потёмкина-Таврического полк ККВ, базирующийся в г. Мерве (Туркестанского ВО). С началом Первой мировой 25 августа 1914 выступил с полком через Баку, Елисаветполь, Тифлис, Александрополь и Персию в Турцию на Кавказский фронт. Непрерывно в строю: младший офицер сотни, полковой адъютант. В середине февраля 1917 года был командирован в Петроград для представления на службу в Собственный Его Императорского Величества Конвой. Революцию застал в Петрограде по этой причине вынужден был вернутся в свой 1-й Кавказский полк. В середине апреля 1917 года по мобилизационному плану 5-я Кавказская казачья дивизия под командованием генерала Томашевского была переброшена из-под Карса в Финляндию Западном фронте, командир сотни. Был награждён шестью боевыми орденами до ордена Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом включительно. По возвращении казачьих частей на Кубань - активный участник восстания против большевиков в Кавказском отделе Войска в марте 1918 г, командир конного отряда. Потерпев неудачу, восставшие рассеиваются. Елисеев конспиративно пробирается в Ставрополь. С освобождением города частями полковника А. Г. Шкуро 8 июля 1918 поступает к нему в отряд и начинает свою боевую работу в Белом движении. 13 сентября 1918 г. командир сотни в Корниловском конном полку ККВ; помощник командира полка Н. Г. Бабиева, с 26 декабря 1918 г. есаул, с 2 февраля 1919 г. командир того же полка, со 2 мая 1919 г. в распоряжении штаба Кубанского казачьего войска, с 18 октября 1919 г. командир 2-го Хопёрского полка, с ноября 1919 г. - Сводно-Хопёрского полка, с 6 февраля 1920 г. командир 1-го Лабинского полка, с 20 февраля и с 26 марта 1920 г. одновременно командующий 2-й Кубанской казачьей дивизией. Полковник (19 апреля 1919 г.; одновременно с чином войскового старшины). Взят в плен 25 апреля 1920 г. под Сочи, содержался в лагере в Екатеринбурге, откуда совершил побег в Олонецкую губернию. 30 августа 1921 г. переходит границу с Финляндией. Атаман Финляндско-Кубанской станицы, работа на лесопильной фабрике… В октябре 1924 г., получив визы, вместе со своими казаками он отбывает во Францию. В 1925-1926 гг. - организатор и главный участник джигитовки под руководством генерал-лейтенанта Шкуро в Париже и по странам Европы. В г. Виши полковник Елисеев назначается представителем Кубанского войскового атамана генерал-майора В. Г. Науменко, начальником армейской рабочей группы РОВС, активно помогает Русскому зарубежному союзу военных инвалидов генерала-от-кавалерии Н. Н. Баратова. В 1930-1933 гг. в Париже Обществом ревнителей Кубани под руководством Ф. И. Елисеева были выпущены три номера иллюстрированного журнала «Кубанское Казачество» (около 100 стр.) и журнал «Россия» № 7, посвящённый Кубанскому казачьему войску (свыше 50 гравюр и фотографий, 50 стр.), в котором приняли участие атаманы Краснов, Богаевский, Науменко и другие казачьи деятели. С 1933 по 1939 гг. - руководитель группы джигитов в «кругосветном турне» по Индии, на островах Ява, Борнео, Филиппинах, в Индокитае, Бирме, Сиаме, Малайе, Сингапуре и других странах. С 1937-1938 гг., жил в Шанхае, был назначен представителем Кубанского атамана на Дальнем Востоке для установления и поддержания связи с главой Дальневосточной эмиграции атаманом Г. М. Семеновым. В 1939 г. на о. Суматра Елисеева застает Вторая мировая война. Как офицер союзной армии по Первой мировой он вступает офицером во Французский Иностранный легион в Индокитае, участвует в боях с японцами. В апреле 1945 г., прикрывая отход батальона легионеров и спасая раненого товарища, сам дважды раненый, попадает в плен. После освобождения в 1946 г. возвращается во Францию. За боевые отличия в Легионе Елисеев награждался девять раз, в том числе орденом Круа де Герр (Военного Креста) 2-й ст. с золотой звездой на ленте. Генерал Сабаттье, Командующий Французскими войсками в Китае в приказе от 09.04.1945 года, награждая Военным Крестом 2-й степени с золотой звездой на ленте, Елисеева Феодора, Лейтенанта 5-го пех. полка Иностранного Легиона Французской армии, отмечал «Офицер… исключительного хладнокровия, своим спокойствием и презрением к опасности вызывал восхищение среди подчинённых во время ежедневных боев… Тяжело контуженный 2-го апреля 1945 года, он командовал взводом легионеров в арьергарде, прикрывая отход батальона под жестким и близким огнём противника. Числить без вести пропавшим». В 1947-1948 гг. работал с группой джигитов в Голландии, Швейцарии и Бельгии. Когда он слез с седла, ему было 56 лет.

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне - отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу - кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.

Похожие публикации