Канистерапия помогает развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. Золотые псы: репортаж из центра канистерапии

Собака — это часть природы и она может дать окружающим в процессе общения то, что не всегда доступно человеку.

Группа по канистерапии для детей по воскресениям в 13.00 и в 15.00ч.

Идет набор в воскресную группу по канистерапии для детей. Регулярные группы будут проходить по воскресениям с 5 марта в 13.00ч и в 15.00ч . Длительность занятия 50 минут. Занятия будут вести канистерапевт и профессиональный детский психолог. В каждой группе планируется не более 5 детей, а это означает, что каждому ребенку специалисты уделят необходимое внимание. В рамках занятия, вы сможете получить консультацию детского психолога.

Что вы получите от занятий:

  • нормализация психофизиологических процессов
  • улучшение психоэмоционального состояния
  • повышение качества и навыка коммуникации
  • улучшение зрительного и тактильного контакта с окружающими людьми
  • развитие эмоционально-волевой сферы
  • развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, интеллектуальных функций, мышления)

Дополнительные услуги при посещении группы:

Стоимость одного занятия — 1700

Стоимость абонемента на 6 занятий — 9690

На покупку абонемента первым 3 людям предоставляется дополнительная скидка на абонемент на 6 занятий 3%!!!

О пет-терапии и как проводятся занятия по пет-терапии

Пет-терапия (англ. pet therapy, pet - домашнее животное, а дословно - «любимое животное»), также, это направление известно как animal assisted therapy (от англ. анималотерапия, зоотерапия ). Пет-терапия – это метод лечения с помощью домашних животных (собак, кошек, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.). В России более известен термин канистерапия (от лат. «canis» — собака) – это метод лечения с участием конкретно собак, а именно, специально отобранных и обученных собак-терапевтов.

Канистерапия — относительно новое в России направление, тогда как в Западных странах оно более развито и эффективно применяется в практике не только психологов, но логопедов, дефектологов, медицинских работников и врачей.

Более подробную информацию об истории происхождения пет-терапии вы можете прочитать на нашем официальном сайте в разделе: история и виды пет-терапии .

Наш центр психологической поддержки и пет-терапии «Хронос» является первым и единственным психологическим центром в Москве, на базе которого работают профессиональные собаки-терапевты совместно с психологами и специалистами канистерапевтами. Занятия по пет-терапии и канистерапии проводятся с детьми и взрослыми людьми, индивидуально и в группах. Также, у нас в центре принимают специалисты психологи-канистерапевты, которые работают со взрослыми людьми и детьми с разнообразными психологическими трудностями и запросами.

На приеме у канистерапевта присутствует сам специалист канистерапевт и специально обученная собака-терапевт.

На приеме у специалиста психолога-канистерапевта присутствует психолог и собака-терапевт. При этом психолог имеет дополнительную квалификацию по курсу канистерапия.

Собаки подбираются индивидуально для каждого клиента с учетом запроса и проблемы.

Например, при депрессиях и психологической травме работает собака-терапевт Найти. А для детей с аутизмом, гиперактивностью внимания или эмоционально-личностными конфликтами подходит другая собака-терапевт по кличке Лилу.

Индивидуально, по показаниям специалиста, возможна работа с участием кошек-терапевтов, такие занятия имеют название фелинотерапия , от латинского «felis» — означает кошка. В нашем центре на занятиях фелинотерапии присутствует специалист фелинотерапевт и кошка-терапевт.

Все животные, работающие терапевтами в нашем центре, прошли специальное тестирование, подтверждающее право работы с людьми. Тестирование животных проводится экспертами: кинологом, зоопсихологом, канистерапевтом и психологом. Таким образом, животные-терапевты абсолютно ориентированы к терапевтической работе с людьми.

Положительное воздействие лечение животными оказывает при следующих заболеваниях и проблемах:

  • Повышенная тревожность.
  • Депрессия.
  • Гиперактивность внимания.
  • ДЦП, ОНР, ЗПР, СДВГ, РДА.
  • Дети с ОВЗ.
  • Нарушение речи у детей.
  • Страх собак, фобия кошек и других животных, другие страхи.
  • Для лечения детей инвалидов, детей с двигательными нарушениями.
  • Панические атаки или панический страх.
  • Проблемы в школьном обучении у детей.
  • В реабилитации после травм, инсультов, для укрепления сердечно — сосудистой системы.
  • Для укрепления иммунной и нервной систем человека.
  • При оказании паллиативной помощи неизлечимо больным (в 2011 году почти 60 % американских хосписов, использовавших комплементарную медицину, использовали для лечения животных).
  • При шоковых состояниях, ПТСР, переживании острого горя, психологической травме и других расстройств нервной системы.
  • Различные виды деменции, эпилепсия, рассеянный склероз.
  • Для пожилых людей.

Под руководством профессионального канистерапевта и психолога пет-терапия подходит не только для детей, но и для взрослых. Люди, переживающие кризис или депрессию, отмечают улучшение состояния уже после первого занятия. Очень благотворно занятия влияют на людей переживших травму или трагическое событие в жизни.

Противопоказания:

  • Аллергия на шерсть.

Когда родители приводят ребенка на занятия с серьезными психологическими проблемами или, например, с аутизмом, они растеряны и не знают, что делать в подобной ситуации, как общаться с таким ребенком и грамотно организовать его психологическое и интеллектуальное развитие. Наши специалисты всегда смогут помочь найти верный подход к вашему ребенку, составить необходимую программу реабилитации и развития индивидуально для вашего ребенка.

Разновидности групповых и индивидуальных занятий по пет-терапии в нашем центре:

Индивидуальные — могут быть эффективны при терапевтической работе, например, когда место имеет психологическая травма или депрессия, фобия или другая психологическая проблема. Также, индивидуальные занятия более эффективны, чем групповые, для детей с аутизмом или другими симптомами, органического или неорганического происхождения. В некоторых случаях полезно проводить занятия по пет-терапии совместно с психологом или с психологом-канистерапевтом.

Групповые занятия рекомендованы, когда есть сложности в обучении, например, у детей, или не сильно выраженные страхи, неуверенность в себе. На группе для ребенка может быть полезен опыт взаимодействия не только с собакой-терапевтом, но и со сверстниками. В большинстве случаев присутствие собаки на занятии помогает ребенку успешно установить контакт с другими детьми, со взрослыми и с членами своей семьи, а также побороть страх, избавиться от комплексов, стать увереннее в себе.

Разновидности групповых занятий:

«Добрые лапки»

Занятия для детей, по желанию родители могут принимать участие.

  • нервно-мышечная релаксация,
  • снятие стресса,
  • получение позитивного опыта взаимодействия со сверстникам с участием животного,
  • увлекательные игры вместе с собакой-терапевтом.

«Ушастый нянь!»

Занятия для детей, желающих улучшить интеллектуальные способности, память и внимание, преодолеть проблемы в обучении.

  • специальные упражнения на улучшение всех психических процессов (внимание, память, мышление)
  • обучение релаксации,
  • сюжетно-ролевая игра с собакой-терапевтом.

«Заботливые лапки»


Это специальная группа для детей, имеющих заболевания РДА, ДЦП, ОНР, ЗПР, СДВГ*. Как известно, занятия с собакой-терапевтом не только способствуют снижению нежелательных симптомов, но и помогают усилить все ресурсы нервной системы, помочь в социализации детям и получить позитивный опыт взаимодействия с группой и всегда принимающей и доброй собакой-терапевтом.

  • упражнения на работу с телом,
  • обучение ощущениям границ собственного «Я»,
  • учимся позитивному опыту взаимодействия,
  • индивидуальный план занятий в зависимости от индивидуальных особенностей членов группы.

*По данным официальной медицины, занятия с собаками-терапевтами признаны эффективными и полезными для детей. В некоторых случаях, когда имеет место нарушение органической сферы, эти занятия оказываются более результативными, чем фармакологическое лечение. Если ребенок занимается регулярно, то возможно избавиться от нежелательных симптомов.

«Я не боюсь»

Занятие для детей и подростков, имеющих страхи, фобии и трудности в самооценке. Обучение смелости и уверенности в себе, как побороть страх и преодолеть боязнь собак.

  • активное нервно-мышечное расслабление,
  • работа со страхами,
  • тематические сюжетно-ролевые игры.

«Учимся читать, считать и писать»

Развивающее занятие для детей и подростков, испытывающих проблемы с обучением и чтением.

  • уникальная методика повышения мотивации к чтению «Читаем вместе»,
  • учимся легко и непринужденно — игровые методики с участием собаки-терапевта.

«Питомец в вашем доме»

Тематическое занятие для семей, планирующих завести питомца, в рамках которого

детям на практике демонстрируются особенности ухода за животными.

  • развитие чувства ответственности
  • обучение правилам ухода и заботы за домашним животным.
  • укрепление самооценки

Более подробная информация об обучающей программе: . (Если вы заинтересовались программой, то ознакомьтесь с информацией по указанной ссылке о сроках, этапах, стоимости и темах обучения)

«Питомец на час»

Занятие для людей любого возраста, нацелены на живое общение с собакой/кошкой, подходит людям, у которых нет возможности завести питомца дома.

  • нервно-мышечная релаксация
  • снятие стресса и напряжения

Стоимость занятий по пет-терапии и канистерапии:

  • индивидуальное занятие у специалиста пет-терапевта (канистерапевта, фелинотерапевта) - 3000
    • абонемент на 6 занятий — 16000
    • абонемент на 10 занятий — 28000
    • абонемент на 12 занятий — 34000
  • индивидуальное занятие у специалиста психолога-канистерапевта — 3500
  • групповое занятие с участием специалиста пет-терапевта (канистерапевта, фелинотерапевта) - 1500
    • абонемент на 6 занятий — 8550
    • абонемент на 10 занятий — 13500
    • абонемент на 12 занятий — 15300
  • групповое занятие с участием специалистов пет-терапевта и профессионального психолога - 1700
    • абонемент на 6 занятий — 9690
    • абонемент на 10 занятий — 15300
    • абонемент на 12 занятий — 17340
  • индивидуальные занятия с участием пет-терапевта и профессионального психолога - 4500

Специалисты, ведущие занятия по всем видам пет-терапии:



Пет-терапевт, канистерапевт, зоопсихолог, фелинотерапевт, автор групповых и индивидуальных программ по канистерапии, преподаватель обучающей программы по пет-терапии для специалистов помогающих профессий.


детский психолог, аналитический психолог, автор групповых психологических программ для детей.

Записаться на занятия и узнать более подробную информацию вы можете по телефону.

«Большое Приключение» участвует в международном форуме канистерапевтов. Второй всероссийский конгресс «Канистерапия в современной системе реабилитации» работал 7-8 февраля в Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. Павлова. Темы лекций и докладов, представленных на десяти секциях конгресса, очень близки работе лагеря «Большое Приключение». Применение четвероногих лекарей в двигательной и неврологической реабилитации детей; канистерапия в адаптивной физкультуре и спорте, социальной и психологической реабилитации; занятия с собаками в дефектологии, развивающем и компенсирующем обучении – все это повседневная работа детского лагеря в Карелии.

Канистерапия в социально-психологической реабилитации
детей с ОВЗ и молодых-инвалидов.

Благотворительный оздоровительный фонд «Клуб «Приключение» создан в 1989 году известным путешественником Дмитрием Шпаро. В 2000 году Дмитрий Шпаро вместе с сыном Матвеем Шпаро открыли в Карелии подразделение фонда – детский спортивно-оздоровительный лагерь «Большое Приключение» для ребят от 8 до 17 лет. Методом оздоровления, воспитания и развития подростков в лагере является их участие в автономных путешествиях продолжительностью от 3 до 21 дня – пеших, водных и велосипедных. Общая продолжительность лагерных смен варьируется в зависимости от программы и времени года и составляет от 10 до 28 дней.

Начиная с первого дня работы, карельский лагерь был открыт для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Была поставлена задача в рамках детского спортивно-оздоровительного лагеря, обеспечивая доступность и безопасность путешествий, содействовать психологической реабилитации, социализации и интеграции детей с ОВЗ. Первые три года лагерь принимал детей слабослышащих и глухих. С 2003 года – детей слабовидящих. С 2004 года – детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (страдающих ДЦП). Массово приезжают в лагерь дети с задержкой психического развития и дети с умственной отсталостью. В коррекционных учреждениях Москвы и других регионов популярность лагеря с каждым годом росла.

В таблице 1 – динамика посещения лагеря детьми, в том числе детьми с ОВЗ, в первые шесть лет.

С 2006 года лагерь стал всесезонным, для зимних программ были приобретены собаки ездовых пород – хаски и чукотские ездовые. Выбор именно этой породы собак не случаен. Лагерь находится в Республике Карелия, и климат здесь достаточно суров. Характерная особенность хаски – густая шерсть, которая прекрасно защищает от морозов. Хороший природный иммунитет защищает хаски от инфекционных заболеваний. Характер животных – жизнерадостный, энергичный, уравновешенный. Собаки этой породы отличаются особым доброжелательным отношением к людям и особенно к детям.

Собаки в лагере стали надежными друзьями для детей с ОВЗ, а для сотрудников – дополнительным инструментом социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ.

Знакомство детей с собаками происходит в первые же дни жизни детей в лагере. В программу входят: обучение определенным навыкам и прогулки детей по пересеченной местности с уже выбранным питомцем. помогает детям адаптироваться, снимает стресс, который неизбежно они испытывают при попадании из городской среды в дикую природу.

Зимой организуются лыжные путешествия на 3 дня с двумя ночевками в палатках. Главной особенностью зимних походов является собачья упряжка, которая сопровождает группу на всем маршруте, помогая перевозить тяжелые грузы. Собаки воспринимаются детьми как главные помощники и фактически становятся полноправными членами команды. Каждому ребенку на протяжении всего похода поручается один из питомцев; ребенок следит за ним, играет, общается, кормит и поит.

С введением зимней программы мы стали принимать в лагере людей старше 18 лет с инвалидностью – воспитанников московских психоневрологических диспансеров (ПНИ). Администрации ПНИ – их в Москве 35 – медики и психологи социальных учреждений высоко оценивают реабилитационные программы в лагере.

В таблице 2 – посещаемость лагеря детьми с ОВЗ и молодыми инвалидами в 2011-2013 годах.

В питомнике лагеря содержится около 60 собак. Собаки разные по экстерьеру и характеру. В первые дни каждый ребенок имеет возможность общаться с несколькими собаками и выбрать себе питомца по душе.

Но до сих пор не ясен вопрос – кто кого выбирает? Собака человека или человек собаку. Так или иначе, в 90% случаев выбор оказывается удачным, и взрослые (инструкторы и педагоги, сопровождающие детей), глядя на образовавшуюся пару «ребенок-собака», постоянно замечают, что существует некая трудно объяснимая схожесть между характерами ребенка и собаки.

Лагерь работает с детьми из коррекционных школ всех видов: I и II вида (слабослышащие и глухие), III и IV вида (нарушение зрения), V вида (нарушение речи), VI вида (нарушение опорно-двигательного аппарата), VII и VIII вида (дети с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллекта). Инструкторы лагеря адаптируют поход для каждой группы детей.

Поход с собаками имеет свои особенности:

  • общение с животными.
  • Также необходимо учитывать, что работа с собаками являются лишь частью комплекса занятий и упражнений, направленных на социально-психологическую реабилитацию детей с ОВЗ и молодых инвалидов. В лагере не используются специальные технологии канистерапии, мы работаем в рамках не лечебной технологии Human Animal Intraction и ведем только учет количества получателей услуги, не фиксируя их заболевания.

    С появлением собак в лагере возник новый тип туристического похода: летом и осенью дети совершают пеший поход с собаками. Ребенок надевает на себя специальный широкий ремень, за который цепляется повод, закрепленный к шлейке собаки. Ребенок несет рюкзак, у собаки тоже есть вьюк. Первые минуты собака рвется вперед, ребенку непросто, но очень скоро вырабатывается общий ритм.

    Каждый участник летнего похода на протяжении всего периода в лагере учится ухаживать за доверенным ему животным, что воспитывает в нем ответственность за свои поступки и наблюдательность. Ребенок получает собаку, с которой на протяжении 2-х недель ему предстоит делить все тяготы пешего туризма. Собака помогает напарнику, а ребенок помогает собаке. Один из ведущих специалистов по ездовым собакам в России Елена Поцелуева утверждает, что общий настрой стаи задает вожак, и ребенок с ОВЗ принимается им, а затем и всей стаей, как Маугли. Собаки на инстинктивном уровне прощают мелкие ошибки своих временных хозяев.

    В процессе работы группы с собаками можно заметить, как собаки словно воспитывают детей: отвечают воем на резкое повышение голоса, разнимают мелкие перепалки между участниками группы. Любопытно, что спор на повышенных тонах между детьми сразу же прекращается, если вмешивается собака, ее мнение в данный момент очень авторитетно.

    Канистерапия способствует активизации познавательной сферы психики детей. При прогулке с собакой необходима постоянная концентрация внимания, потребность запоминать и планировать свои действия. При кормлении животного, уходе за ним активизируются психологические процессы. Происходит развитие слухо-моторной координации.

    Для полноценной жизни в современном обществе ребенку нужен определенный набор навыков поведения и самообеспечения, и общение с животными способствует этому. Ухаживая за четвероногим другом, ребенок приобретает чувство ответственности за другое существо, таким образом, появляется ответственность за себя самого и умение простейшего самообслуживания, а зачастую именно этих навыков не хватает детям-инвалидам для самостоятельной жизни в обществе.

    Во время ухода за собакой отрабатывается умение концентрировать внимание и контролировать свои действия, такие навыки, например, очень важны для детей, страдающих ДЦП.

    Может быть это связано с тем, что хаски пугаются незнакомых движений. Но скорее, есть и другие причины.

    На занятиях в базовом лагере ребенок знакомится с психологией собаки. Учится понимать и любить живое существо. Дополнительным плюсом в использовании собак на природе является возможность расширения опыта невербального общения. Животные не понимают человеческой речи, зато с легкостью отделяют ребенка от взрослого человека и живут в мире звуков, интонаций и движений. Участник, общаясь с собакой, начинает видеть мир другими глазами и воспринимать его невербально. Он учится улавливать настроение животного, так как животное всем своим видом – позой, движениями, взглядом это настроение показывает. Следя внимательно за животным, ребенок приобретает опыт понимания другого существа, расширяя диапазон своих эмоций. В условиях дикой природы, похода, такие наблюдения имеют практическую важность, ибо участник похода и его собака на протяжении всего путешествия становятся неразрывными партнерами. Умение понять друг друга лишь по взгляду весьма важно в экстремальной ситуации, которая в походе всегда может случиться, всегда важно вовремя понять партнера и оказать ему помощь. Эта дружба или память о ней сохраняется многие годы.

    Наш опыт уроков естественной канистерапии получил мощное продолжение в декабре минувшего года. С 15 по 25 декабря совместно с Департаментом социальной защиты и населения города Москвы была осуществлена в Москве в парке Сокольники. Из нашего питомника в Карелии были привезены 30 собак. Клички собак были заранее объявлены на сайте нашего Клуба. Московские дети имели возможность увидеть своих четвероногих друзей и пообщаться с ними. Что касается участников программы, то они приобретали навыки работы с собаками и ездили на упряжке по парку. В ежедневной 4-часовой программе приняли участие 300 учащихся коррекционных заведений и молодых инвалидов.

    В таблице 3 перечислены учреждения, чьи воспитанники приняли участие в программе «По пути с хаски».

    Состав участников программы «По пути с хаски» Кол-во человек
    Воспитанники ПНИ (психоневрологические диспансеры) 50
    Коррекционные школы II вида (слабослышащие, глухие) 50
    Школы V вида (нарушение речи) 20
    Школы VI вида (ДЦП) 10
    Школы VII вида (задержка психического развития) 10
    Школы VIII вида (задержка умственного развития) 80
    Коррекционные детские дома 40
    Коррекционные классы в колледжах и школах 40

    Канистерапия в Дмитрия и Матвея Шпаро – это лишь часть комплексной работы по реабилитации детей с ОВЗ и молодых инвалидов, но каждый год мы стараемся расширить диапазон использующихся реабилитационных методик.

    Общение с собаками определенно нами как один из самых ярких и действенных методов социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.

    В заключение хотелось бы сказать, что мы готовы и намерены подключить к нашей реабилитационной работе с помощью собак специалистов и ученых, с тем чтобы провести исследовательскую работу, зафиксировать положительные эффекты, сделать научные и прагматические выводы, направленные на совершенствование методик.

    Канис-терапия как средство реабилитации детей с нарушениями интеллектуального развития


    Формы канис-терапии
    В России только начинают разрабатываться методики канис-терапии. Это связано как с относительной новизной вопроса, так и с тем, что, в отличие от зарубежных коллег, российским канис-терапевтам приходится иметь дело с очень разными группами заболеваний, в основном требующих индивидуального подхода, что значительно затрудняет разработку общих методик. Кроме того, пока не существует единой концепции и стандарта подготовки собак для терапии, оценка подготовки которых часто субъективна и не соответствует требованиям, которые предъявляются к собакам при проведении занятий с особыми детьми. Однако уже сейчас, исходя из накопленного опыта, можно описать общие формы, принципы построения и этапы занятий.

    1.3. Терапия с собакой (собственно канис-терапия)
    Занятия строятся с учётом принципа комплексного подхода и коррекции с помощью специально подобранных игр и упражнений с собаками и предполагают индивидуальный подход с учётом состояния ребёнка, его возраста, характерологических особенностей и специфических потребностей. Занятия проводятся индивидуально или в мини- группах (3-5 чел.) Ведётся документация, динамика развития ребёнка отслеживается специалистами (лечащим врачом, реабилитологом, психологом, дефектологом), с этими же специалистами согласовывается структура занятий. Занятия канис-терапией предполагают тесный тактильный и эмоциональный контакт ребёнка с собакой на протяжении всего занятия, серьёзную психическую и физическую нагрузку на собаку, поэтому до таких занятий допускаются исключительно собаки, прошедшие отбор, тестирование, специальную подготовку и отвечающие всем требованиям, предъявляемым к собакам- терапевтам.

    Андрей В. (6 лет, РДА) в начале занятий замечал только собак, с инструкторами и тьютором в контакт не вступал, команды собакам повторял автоматически (эхолалия), но проявлял большой интерес к занятиям. К середине учебного года начал здороваться с собаками, читая их клички по биркам на ошейниках, к концу учебного года начал здороваться и прощаться не только с собаками, но и с сотрудниками, начал по собственной инициативе проявлять заботу о собаке («Олли спит, её надо укрыть!»). После того, как мама рассказала о том, что проявлявший до занятий канис-терапией эмоциональную холодность и безразличие к окружающим, Андрей в детском саду утешал плачущую девочку, подвёл к ней воспитателя и подарил ей цветы, чтобы утешить, Андрей был включен в состав смешанной группы. Через несколько занятий мальчик не только начал принимать опеку старших ребят, но и сам стал заботиться и помогать им.

    Стёпа К. (17 лет, ДЦП, птоз). В группу Стёпу включили после пожелания логопеда- дефектолога проработать с мальчиком не дававшиеся ему пространственные понятия "по, перед, над, около, через" и т.д. Во время занятия Стёпа выполнял обычные для группы упражнения, во время которых находящийся рядом с ним тьютор сначала проговаривал сам, затем просил проговаривать Стёпу все изменения его положения: "мы идём РЯДОМ с Тайной, ЗА Светой, ПЕРЕД Аней, ПО дорожке и т.д. Всё заданное мальчик легко усвоил практически за два занятия. Для усиления эффекта на втором занятии Стёпе предлагалось ходить по разнофактурным дорожкам, массажным коврикам. Во время групповых занятий также окончательно был устранён страх перед собаками: Стёпа ещё боялся собак, находящихся сзади, во время выполнения упражнений он сначала шёл в конце группы, но во время перестроений должен был оказываться то в начале, то в середине группы, но, поскольку его внимание фиксировалось на чётком выполнении сложных задач, он не замечал, что сзади него периодически оказывались собаки.

    1.2. Канис-терапия в России
    В России ещё со времён ДОСААФ были популярны так называемые "агитбригады", коллективы наиболее активных посетителей дрессировочных площадок, которые, помимо обязательного курса ОКД на добровольных началах обучали своих собак необычным трюкам и посещали с выступлениями различные детские организации: пионерлагеря, библиотеки, иногда - школы и детские дома. По принципу агитбригад и сейчас строится деятельность многих самодеятельных организаций, которые посещают со своими собаками интернаты, организации для детей-инвалидов: "Ордынцы" и "Лохматый друг" в Москве, "Золотые улыбки Орла", "Путь домой" и санаторий "Дружных" в Петербурге и другие. Как правило, посещения эти носят бессистемный, разовый характер, хотя и приносят детям много радости. Однако в связи с подобной практикой следует сразу сказать об опасности, которой подвергают детей люди, слабо представляющие себе особенности детей, с которыми им приходится сталкиваться, позволяющие себе приводить на подобные мероприятия собак, не прошедших должную подготовку и тестирование. Принцип "не навреди!" должен превалировать над импульсивным желанием сделать доброе дело. Оценка уровня подготовки собак должна быть объективной, помимо безукоризненного послушания собака должна быть инициативной, но спокойной, не пугливой, не агрессивной, не должна уклоняться даже при неприятных воздействиях человека. На данный момент некоторые организации используют принятые в Америке тесты для первоначальной оценки пригодности собак к канис-терапии со взрослыми людьми, находящимися в больницах (программа ААА), однако, для работы с детьми требования должны быть на порядок выше и жёстче. Остро стоит вопрос о сертификации животных и специалистов, занимающихся анималотерапией. Обычно скоропалительные инициативы неподготовленных людей с неподготовленными собаками, широко разрекламированные в интернете и СМИ, чаще всего кончаются или созданием очередного фонда-однодневки, или закономерным самороспуском организации. Однако инициаторов в последнюю очередь волнует, что привыкшие к собакам дети в случае внезапного прекращения занятий получают новую психотравму, что сами инициаторы играли с детьми в жестокую игру "русская рулетка", надеясь на авось, подвергая детей опасности быть травмированными. Можно понять родителей детей-инвалидов, готовых на всё, лишь бы помочь своему ребёнку, слепо идущих на зазывные публикации в интернете. Как показывает практика, чем призрачнее соломинка, тем охотнее за неё цепляются родители с наиболее тяжёлыми детьми. Недопустимо, чтобы отчаянным положением таких семей пользовались случайные люди, преследующие свои, часто небескорыстные цели. И уж тем более недопустимы публикации, использующие как незнание термина, так и то, что механизмы воздействия мало изучены и их изучение пока находится на описательной стадии, представляющие канис-терапию чуть ли не панацеей, исцеляющей рак и другие тяжёлые недуги. Говоря о небольшой пока истории канис-терапии в нашей стране, справедливым будет отдельно сказать об истинной бессеребреннице, настоящей подвижнице Наталье Фёдоровне Орбелиани, "Бабушке Наташе", как она себя называла, которая в девяностых годах работала со своими пуделям Арчи и Бэби в интернатах, на праздниках организаций детей-инвалидов детства, в Московском приемнике-распределителе несовершеннолетних ГУВД Москвы. Пожалуй, Наталья Фёдоровна была предтечей канис-терапии в нашей стране, она первая сделала попытку не только разработать методики подготовки собак, но и систематизировать и описать их, сформулировать требования к работающим с детьми собакам.
    Сохранились и её рекомендации и сценарии проведения занятий-праздников, из которых начинающие канис-терапевты могут почерпнуть много полезного. Но и в её работе с детьми-инвалидами были существенные ошибки, например, она не видела разницы между детьми с девиантным поведением и детьми-инвалидами, поэтому полноправными зрителями и участниками её представлений-праздников для инвалидов становились в основном наиболее сохранные дети с ДЦП, аутисты же и дети с более тяжёлыми нарушениями, как правило, не выдерживали предлагаемого Натальей Фёдоровной высокого темпа и быстрой смены игр и уходили в негативную реакцию. Кроме того, эти занятия также носили бессистемный характер, основной задачей их было знакомство детей с собаками и формирование позитивного отношения к животным.

    Особая роль отведена канистерапии (от латинского canis - собака), поскольку из всех животных собака легче всего поддается дрессировке.


    Капистерапию, наряду с иппотерапией и дельфинотерапией, относят к нетрадиционным методикам лечения, но результаты они приносят потрясающие. Отмечают, что особенно эффективна канистерапия в комплексе с другими видами лечения, но и сама по себе она очень действенна.

    Канистерапия - это выполнение упражнений пациентом и собакой под руководством специалиста с целью выздоровления.

    Иногда можно встретить собаку-поводыря рядом с маловидящим человеком. За границей часто можно увидеть собак в домах престарелых, когда братья наши меньшие помогают старикам избавиться от некоторых заболеваний или просто коротать старость. Но все-таки наибольшую популярность канистерапия получила в лечении детей - много лет назад за рубежом и сравнительно недавно в России.



    История возникновения

    Согласно некоторым источникам, о канистерапии знали еще три тысячелетия назад. Об этом свидетельствуют рисунки, фрагменты, найденные на раскопках, исторические документы.

    В 60-х годах прошлого века американский психолог Борис Левинсон заметил, что дети, которые посещают его сеансы и имеют определенные проблемы в общении, контактируя с его собакой, получают психологическую разгрузку, становятся более раскованными, и курс лечения длится меньше.

    Тогда он выдвинул теорию о положительном влиянии собаки на человека и его эмоциональное здоровье.


    Для становления же отечественной канистерапии очень много сделала Татьяна Любимова. К развитию этой методики в России ее побудил личный печальный опыт. У нее родился ребенок с диагнозом ДЦП. Через какое-то время, к сожалению, его не стало. А она захотела помогать детям, используя собак. И ей это удалось! В 2004 году был открыт первый в России центр канистерапии "Солнечный пес". Он функционирует и сегодня.



    Основные направления

    Канистерапию можно разделить на следующие лечебные направления:

    1. Диагностическое. Собака предугадывает приступы эпилепсии, астмы, резкое повышение сахара в крови у людей, больных диабетом и предупреждает хозяина.
    2. Лечебно-контактное. При возникновении болей собака ложится на место, которое беспокоит, и греет своим теплом. В этом направлении, как правило, используют собак люди, страдающие хроническими заболеваниями.
    3. Реабилитационное. Собака ускоряет процесс выздоровления с помощью активного взаимодействия с ней. Все выполняется под наблюдением канистерапевта.
    4. Обслуживающее. Собаки помогают людям в инвалидных колясках, слепым, слабослышащим передвигаться. Это так называемые собаки-поводыри.



    Показания

    Канистерапия используется для:

    • Подавления агрессии, гиперактивности;
    • Улучшения памяти, речи;
    • Избавления от неврозов, фобий, чувства тревоги;
    • Развития моторики, интеллектуальных и познавательных способностей;
    • Улучшения координации движений;
    • Лечения таких заболеваний, как аутизм, олигофрения, болезнь Альцгеймера, ДЦП, мышечная дистрофия.



    Противопоказания

    Если у вас есть склонность к аллергии, особенно на животных, на теле имеются повреждения, куда может попасть инфекция, если повышена температура тела или присутствуют заболевания дыхательных путей, от такого метода, как канистерапия, придется отказаться.

    Однако боязнь собак совсем не является противопоказанием. Это всего лишь вопрос времени.

    Почему достигается эффект от занятий?

    При лечении ребенок взаимодействует с собакой. Для кого-то по итогам занятия будет достижением сделать несколько шагов, а для кого-то - просто улыбнуться. Но в любом случае при общении с животным задействованы все органы чувств, что само по себе полезно и хорошо. Поэтому можно сказать, что эффект от занятий достигается всегда.

    Но если человек изначально настроен на то, что лечение не принесет результатов, его не стоит и начинать. Животные очень хорошо все чувствуют и вряд ли смогут помочь, если пациент придет на занятие с недоверием или негативом.



    Упражнения

    Для каждого конкретного случая канистерапевт разрабатывает комплекс упражнений.

    1. Лечение всегда начинается со знакомства. Некоторым детям требуется немало времени, чтобы привыкнуть или побороть страх. Но специалист всегда поможет наладить контакт. Нужно очень тщательно наблюдать за реакцией ребенка. Если он боится, собаку следует держать на расстоянии. Многим детям проще, когда животное сидит или лежит боком. Тогда отсутствует контакт глазами.
    2. После этапа знакомства можно переходить к так называемым дистанционным упражнениям. Специалист идет рядом с ребенком, ведя с другой стороны животное на поводке и не приближая его. Когда пациент привыкнет, собака может делать остановки, повороты. Потом можно поручить ребенку ее расчесать. И когда этап привыкания завершен, ребенок может самостоятельно давать команды собаке.
    3. Следующее упражнение требует от ребенка сосредоточенности и развивает определенные навыки: ориентироваться в пространстве, последовательно выполнять действия. Ребенку дается задание подвести собаку к определенному предмету или человеку, потом взять какую-нибудь игрушку и вместе с животным отнести ее в назначенное место. Если собака умеет выполнять трюки, пусть ребенок попросит ее выполнить один из них. Это очень повысит самооценку малыша.
    4. Очередное упражнение выполняется на коврике. Ребенок ложится рядом с собакой, можно на нее облокотиться. Он расчесывает ее, плетет косички, прижимается к ней или просто обнимает. При этом уменьшается чувство тревоги, улучшается моторика и даже речь. Температура тела собаки выше, чем у нас, поэтому такой тесный контакт полезен для мышц.



    Пожалуй, выше приведены наиболее используемые упражнения. Но вариантов их великое множество. Можно плести собаке косички, можно повязывать ей на голову косынку, можно даже читать ей книги - все эти занятия очень нравятся детям. Главное во всех этих упражнениях - тесный контакт с животным, который, безусловно, раскрепощает, расслабляет и делает добрее.


    Подходящие породы для канистерапии

    Далеко не любая собака подходит на роль канистерапевта. Для того чтобы помогать людям, каждое животное проходит специальную подготовку и сдает экзамен по итогам обучения.

    Главное - чтобы собака была хорошо воспитана, идеально выполняла команды, была полностью лишена чувства агрессии и любила людей. Ребенок может ненамеренно обидеть собаку - собака не имеет права ответить враждебно. Она должна хорошо относиться не только к своему хозяину, но и ко всем людям.

    Самыми популярными породами в канистерапии являются лабрадоры, золотистые ретриверы, ризеншнауцеры. Иногда используют таких больших, пушистых добряков, как сенбернары, ньюфаундленды, бобтейлы.

    Собака может научить детей с особенностями развития общаться с другими людьми, лучше ориентироваться в пространстве и управлять своим телом. Корреспондент m24.ru Анастасия Мальцева съездила в центр канистерапии «Солнечный пес» и узнала, как проходят занятия с животными.

    Занятия по канистерапии проходят в небольшом помещении недалеко от метро «Речной вокзал». В большом зале полумрак. Площадка для терапии огорожена, там расставлены оранжевые конусы, по которым дети и собаки на занятиях ориентируются в пространстве. Еще есть шарики и мягкие белые коврики.

    Первой на занятие приезжает руководитель проекта «Солнечный пес», автор первой в России программы по канистерапии Татьяна Любимова. С ней в машине на заднем сидении приехали три золотистых ретривера.

    Канистерапия – не метод лечения, а способ реабилитации ребенка с помощью специально подготовленных собак. Идею использования псов для лечения пациентов еще в 1961 году описал американский психотерапевт Борис Левинсон, который заметил, что больной чувствуют себя лучше на приеме врача, когда в кабинете находится собака.

    Канис – в переводе с латыни «собака». Канистерапия считается одним из видом анималотерапии – метода лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных.

    Конечно, лечит не собака. Терапевтом может быть только человек, у которого есть профессиональное психологическое образование и специальная квалификация. Собака в данном случае выступает как специальный инструмент, который помогает терапевту добиться определенных целей в реабилитации ребенка.

    Канистерапия помогает развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики.

    На занятия по канистерапии приходят дети с разными диагнозами: ДЦП, ранний детский аутизм, синдром Дауна, соматические заболевания. Десятки ребят приезжают сюда с родителями из Москвы и ближайшего Подмосковья. Занятия по канистерапии проходят бесплатно. Центр существует уже больше 10 лет.

    Главная задача терапии – помочь ребенку с помощью собаки и тренера развить свой потенциал. Например, научится общаться с другими людьми и лучше координировать свои движения.

    Занятия начинаются в 10 утра и заканчиваются в два часа дня. Один урок с каждым ребенком идет около 20-30 минут. На терапию строгая очередь, никто не опаздывает. Один ребенок выходит из зала, другой сразу заходит. Дети берут пса за поводок, ходят с ним по периметру зала, дают команды: «Рядом», «Вперед», «Лежать». Всю их работу курирует терапевт.

    Заключительное упражнение занятия называется «Коврик». Когда дети его выполняют, все взрослые в зале замирают от удовольствия и умиления. Упражнение выглядит так: ребенок ложится на мягкий ковер и четыре собаки окружают его со всех сторон. Получается своеобразная живая колыбель из золотистых ретриверов. Дети гладят собак, отдыхают, успокаиваются, приходят в себя после работы.

    Со стороны кажется, что занятия по канистарепии проходит легко и весело. Дети водят собак за поводки и радуются, что рядом с ними красивые, послушные животные. Но на самом деле все не так просто. Точнее совсем не просто. Для детей с особенностями развития управлять собакой, даже послушной и дрессированной, очень трудно, эти занятия стоят им больших усилий.

    «Внешне может показаться, что занятия с детьми очень похожи, – говорит Татьяна Любимова. – Но это только видимость. Занятие строится индивидуально в зависимости от возможностей и потребностей каждого ребенка. Структура урока похожа, но цели и задачи у них индивидуальные».

    Многие дети с особенностями развития не могут использовать речь для общения с другими людьми. Они могут проговаривать вслух свои мысли – это так называемая озвученная «внутренняя речь», которая обращена не к другому и не выполняет функцию коммуникации.

    В процессе канистерапии эти дети учатся управлять собакой, давать ей команды и видеть, что животное реагирует на их слова. Так они улавливают связь между собственной речью и тем, как она влияет на внешний мир, в данном случае на собаку. Это уже первый шаг. Второй – начать говорить и с другими людьми.

    В зале я познакомлюсь с мамой Викторией, которая водит дочку на занятия уже второй год. «Через год занятий дочка понемногу начала говорить уже первые слова: «мама», «няня», «дай», – рассказывает Виктория. – Мы надеемся, что со временем она сможет полноценно заговорить».

    «Если ребенок научится командовать собакой, то со временем он сможет и заговорить с людьми, – говорит Татьяна Любимова. – Помимо речи мы развиваем у детей способности по ориентировке в пространстве. Например, если ребенок постоянно хочет бегать, двигаться в хаотичном направлении и ему трудно собрать себя, то командование собакой позволяет ему сконцентрироваться».

    Занятия с ретриверами позволяют детям развить навыки самоконтроля. «Сначала мы приучаем ребенка выполнять определенные команды, чтобы он мог общаться с собакой. Со временем он может самостоятельно управлять ретривером, – продолжает Татьяна Любимова. – И затем ребенок начинает применять этот навык командования по отношению к себе. Управляя собакой, ребенок учиться управлять собой – своими желаниями, поведением, движением».

    Канистерапия – это не просто хаотичные передвижения ребенка по залу с собакой. Это специальная система занятий. Собаками-терапевтами становятся псы, которые были отобраны, протестированы, обучены специалистами центра «Собаки – помощники инвалидов» . Животные имеют не только исполнять команды, но и хорошо чувствуют других людей, умеют под них подстраиваться.

    «Собака – мощный мотиватор для развития, – говорит Татьяна Любимова. – Если у человека ДЦП, он не хочет двигаться, ему больно. Собака помогает ему забыть о дискомфорте, увлекаясь игрой, человек с ДЦП немного забывает о боли и начинает двигаться активнее».

    Незрячие дети воспринимают окружающее пространство как страшное и враждебное. С помощью собак терапевты открывают для них пространство.

    «Если мы закроем глаза, мы точно так же, как эти дети, почувствуем первобытный ужас перед этим миром. Когда мы не видим, мы в любой момент можем встретить какую-то неприятность, – отмечает тренер по канистерапии. – Собаки помогают справиться с этим ужасом. Собака ведет по залу слепого ребенка, а вокруг него ходят другие псы, которые обвешаны разными звучащими бубенцами и колокольчиками. В процессе ребенок учится на слух определять, где находится звучащая собака, подходить к ней. Внешнее пространство расширяется, оно становится для него понятным и безопасным».

    Так собака становится связующей нитью между окружающим миром и слепым ребенком.

    Похожие публикации