Самые известные бриллианты в мире. Чем бриллианты отличаются друг от друга

Бриллиантом в России называют алмаз, которому придают форму, открывающую весь блеск и красоту камня. Существуют не только прозрачные , если в примеси есть другие минералы, то камень приобретает зеленый, желтый или синий оттенки.
Учеными доказано, что алмазы образуются в мантии нашей Земли, на глубине почти 100 километров. Там они кристаллизуются под большим давлением, приобретают форму, а затем их вместе с «Кимберлитовыми» трубками прорываются на поверхность Земли. Однако ученые лишь могут предсказать, как именно происходит кристаллизация , почему она происходит, в данной теме больше вопросов, чем ответов. Например, почему алмазы содержатся лишь в 5 % таких «Кимберлитовых» трубок.

По мнению геологов, алмазы образуются из сажи и графита, которые под высоким давлением и при высочайшей температуре. По химическому составу графит, сажа и бриллиант состоят из углерода, то есть бриллиант и есть графит, только в другом состоянии. Тем не менее, у геологов возникают большие вопросы по поводу наличия графита в магме, так как многие исследования не показывали содержания даже небольшого количества минерала на глубине 100 километров. Однако в 1969 году ученый Б. Дерягин синтезировал алмаз из соединения углерода и водорода - . Оказывается, что получить алмазы из метана можно под намного меньшим давлением, нежели из графита, а температура, нужная для реакции - 1000 градусов Цельсия, что вполне реально.

Вес бриллиантов измеряется в каратах. Один карат равен 0,2 грамма.

Форма и огранка бриллиантов

Определенной формы или размера у таких камней нет, они просто поражают своим разнообразием. Часто мелкая россыпь камней срастается, образуя красивые алмазные . Один бриллиант обычно весит менее 15 карат, то есть меньше 8 грамм.
Один из самых известных и больших бриллиантов - алмаз «Реген», который был найдет еще 1701 году. Он имеет вес 140 каратов, хранится в Лувре.
Любители бриллиантов собирают целые коллекции из разных алмазов, цветные бриллианты, камни разной огранки. Коллекционеры знают и разбираются в более чем 20 огранок алмазов. В последнее время популярными становятся бриллианиты или брилианиты (каждая компания называет бренд по-своему) - алмазов, оформленные в огранке для бриллиантов. Такие камни действительно ярко блистают на солнышке, они очень похожи на бриллианты, но значительно дешевле.

Вне зависимости от вида огранки бриллианты подразделяют на три группы:

Мелкие - бриллианты массой до 0,29 карата;

Средние - бриллианты массой 0,30-0,99 карата;

Крупные - бриллианты массой свыше 1,00 карата.

ВНИМАНИЕ! Масса бриллиантов определяется взвешиванием на аналитических весах с точностью до двух знаков после запятой. Математический расчет массы бриллианта через геометрические параметры дает лишь приближенный результат! Кроме того, масса бриллианта никогда не определяется в сторону увеличения, даже если второй и третий знаки после запятой равны 9! Например, 0,999 кар = 0,99 кар.

Наверх

Цвет

В зависимости от оттенка цвета, его тональности и насыщенности бриллианты подразделяют на:

Бесцветные;

С оттенками разной насыщенности;

Окрашенные (желтые с оттенками разной насыщенности, коричневые с оттенками разной насыщенности);

Фантазийные (со значительным присутствием цвета при просмотре бриллианта через площадку или же с цветом, отличным от желтого, коричневого, серого при сравнении с бриллиантом-образцом по цвету).

Группа цвета определяется визуально путем сравнения конкретного бриллианта со специальными образцами-эталонами, каждый из которых характеризует определенную группу цвета (см. рис. 1).

ВНИМАНИЕ! Чем меньше бриллиант, тем меньше градаций групп цвета. Это следствие того, что с уменьшением объема самого исследуемого бриллианта становится сложнее определить различие между смежными группами цвета. Да и наборы образцов отличаются .

Рисунок 1. Определение цвета бриллианта приборным методом на установке Diamond Brilliance Tester, разработанной в лаборатории РФЯЦ, Саров

Цветовая палитра

Окраска кристаллов алмаза является одной из важнейших характеристик будущего бриллианта. Наиболее высоко ценятся бесцветные бриллианты, а также бриллианты со слабым оттенком голубизны. Камни редкой окраски (голубые, розовые, изумрудно-зеленые и др.) тоже котируются достаточно высоко, несмотря на некоторое ухудшение оптических свойств, обеспечивающих «игру». Такие цвета называются «фантазийными», а высокая ценность бриллиантов этих расцветок обусловлена их уникальностью. Часто встречаются кристаллы желтой окраски разной насыщенности и яркости - вплоть до коричневой; такие камни хуже «играют», вполне заурядны, поэтому и ценятся значительно дешевле.

Таким образом, именно уникальность или, наоборот, ординарность окраски кристаллов является психологической основой различия в стоимости по-разному окрашенных камней и впоследствии изготовленных из них бриллиантов.

    Желтая окраска алмазов. Из цветных наиболее часто встречаются алмазы желтого цвета, который варьируется от янтарно-золотистого до буроватых оттенков. Основной причиной появления различных оттенков желтого цвета в природных алмазах является присутствие атомов азота.

    Зеленая окраска алмазов. Кристаллы, полностью окрашенные в зеленый цвет, довольно редки. Иногда зеленый цвет проникает только на толщину «рубашки» кристалла, гораздо реже зеленоватый цвет равномерно распределяется по всему камню. Основываясь на том, что бесцветные алмазы приобретают зеленую окраску при искусственном воздействии радиации, многие исследователи приходят к выводу, что природа зеленых алмазов радиационная.

    Голубая окраска алмазов. Достаточно редко встречаемые кристаллы алмаза, их окраска вызвана наличием примеси бора.

    Коричневая и розовая окраска алмазов. Камни с такой окраской составляют значительное количество среди природных алмазов.

ФАНТАЗИЙНЫЕ ЦВЕТА

В бриллиантовой торговле существует договоренность называть фантазийными только чрезвычайно красивые и привлекательные бриллианты. На протяжении долгого времени наилучшими считались бесцветные бриллианты. Однако это мнение изменилось около 20 лет назад, когда наиболее ценными стали бриллианты необычных расцветок («фантазийные» бриллианты). И в 1983 году в HRD (Бельгийской геммологической лаборатории) начали проводить сертификацию бриллиантов фантазийных цветов.

Рисунок 2. Диаграмма координат цветности бриллианта

Бриллианты фантазийных цветов можно разделить на две группы:

1. бриллианты уникальных цветов (розовые, голубые и т. д.);

2. бриллианты желтых, коричневых цветов и их комбинаций, окраска которых темнее или насыщеннее стандартных образцов-эталонов по цвету.

Бриллианты фантазийных цветов также подразделяются на:

Фантазийный светлый;

Фантазийный;

Фантазийный интенсивный;

Фантазийный темный;

Фантазийный насыщенный;

Фантазийный яркий.

Следует помнить, что единственным подтверждением фантазийного цвета, а соответственно и стоимости бриллианта является сертификат!

Рисунок 3. Наиболее часто встречаемые фантазийные цвета бриллиантов

ВНИМАНИЕ! Серые, молочно-белые и черные бриллианты, которые встречаются достаточно редко, никогда не называют фантазийными! Вопрос определения фантазийного цвета принципиально важен, поскольку от этого будет зависеть стоимость бриллианта. Фантазийные цвета достаточно разнообразны, поэтому для них не существует наборов-эталонов (потребуется слишком большое количество эталонов). Для их оценки используют атласы цветов, наиболее подходящим из которых считается атлас Манселла. В качестве примера можно привести фотографию фантазийного бриллианта на одной из карт этого атласа (см. рис. 4).


Рисунок 4. Бриллианты фантазийных цветов и использование атласа Манселла

Наверх

Чистота

Чистота - один из основных классификационных признаков бриллиантов, характеризующийся отсутствием или степенью проявления внутренних и внешних дефектов. Чистота бриллиантов является одной из важнейших характеристик, определяющих цену камней. Группу чистоты определяют визуальным методом с применением лупы 10х увеличения при искусственном освещении с применением стандартных источников света D65 (характеристики определены Международной комиссией по освещению CIE).

Внешние и внутренние дефекты

Под характеристиками чистоты понимают как дефекты природного происхождения, возникшие в процессе формирования и добычи кристалла, так и дефекты, появившиеся во время обработки кристалла и ношения бриллиантов в ювелирных изделиях. Все характеристики чистоты можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние дефекты

Это дефекты, расположенные на поверхности бриллианта и незначительно проникающие вглубь его. Внешние дефекты могут быть следствием процесса обработки или повседневного ношения изделия. К внешним дефектам относят: раковины, сколы, царапины, линии полировки, заматованность, пористость рундиста, завальцованность, подгар граней (клиньев).

Внутренние дефекты

Это внутренние особенности камня, целиком находящиеся внутри бриллианта или частично выходящие на его поверхность, видимые невооруженным глазом или при увеличении 10Х. К внутренним дефектам относят: включения, трещины, точки, облака, пузырьки, полоски, микрошвы, грейнинг, линии роста. Некоторые из них в процессе обработки могут выходить на поверхность, но находятся они в объеме бриллианта и поэтому считаются внутренними.

Группы чистоты

Согласно ГОСТу Р 52913-2008 бриллианты в зависимости от характеристики внутренних и внешних дефектов, степени их проявления и места расположения в объеме бриллианта, а также от видов огранки и групп массы подразделяются на группы чистоты в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Определение группы чистоты бриллианта по характеристикам согласно классификации бриллиантов ГОСТ Р 52913-2008 *

Характеристики групп чистоты бриллиантов

Группа чистоты бриллианта

Центральная зона бриллианта

Средняя зона бриллианта

Периферийная зона бриллианта

Вес до 0,299 карат

Вес от 0,30 карат

Без внутренних и внешних дефектов 1 1
Один мельчайший дефект в виде светлой точки, различимый только при просмотре бриллианта со стороны павильона - - 2 2
- Не более двух мельчайших дефектов в виде светлых точек 2 2
- Один мельчайший дефект в виде полоски 2 2
Не более трех мелких дефектов в виде светлых включений - - 3 3
- 3 3
- Не более двух мелких дефектов в виде полоски 3 3
Не более двух мелких дефектов в виде темных включений - - 3 4
Не более четырех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
Не более двух незначительных дефектов в виде полосок 3 4
Не более одного незначительного дефекта в виде полоски и трех незначительных дефектов в виде светлых включений 3 4
- - 3 4
Один незначительный дефект в виде светлого облака - - 4 5
Один незначительный дефект в виде трещины - - 4 5
Не более трех незначительных дефектов в виде темных включений - - 4 5
Не более шести незначительных дефектов в виде светлых включений и полосок 4 5
- Не более трех мелких дефектов в виде трещин 4 5
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых включений, полосок, трещин, прозрачных объемных включений 5 6
До пяти незначительных дефектов в виде темных включений 5 6
Один незначительный дефект в виде объемного темного включения 5 6
Не более восьми мелких рассеянных дефектов в виде светлых и темных включений, полосок, трещин, облаков, прозрачных объемных включений 5 7
Один небольшой дефект в виде темного включения 5 7
Не более двух небольших дефектов в виде темных включений 5
Не более двух небольших дефектов в виде трещин 5
Не более одного небольшого дефекта в виде облака в сочетании с небольшим темным включением 5
Несколько мелких дефектов в виде трещин в сочетании с небольшим темным включением 5
Многочисленные небольшие дефекты в виде различных включений и трещин 6 8
Одна большая трещина 6 8
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений, трещин 6 9
Многочисленные большие дефекты в виде различных включений в сочетании с трещинами 6 9
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра не менее 60% граней павильона бриллианта 7 10
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра от 60% до 30% граней павильона бриллианта 8 11
Многочисленные очень большие дефекты различного вида и прозрачные для просмотра менее 30% граней павильона бриллианта 9 12

* Классификация бриллиантов по группам чистоты действует с 01.01.2009 года

Наверх

Огранка

По форме огранки бриллианты подразделяют на:

Круглые (название говорит само за себя, именно такие бриллианты составляют основную массу всего бриллиантового рынка);

Фантазийные (ставшие уже традиционными бриллианты прямоугольных, грушевидных и т.д. форм и даже бриллианты в виде сердца);

Нетрадиционные (в своем большинстве бриллианты, произведенные ограниченной серией или даже в единственном экземпляре; их форма существенно отличается от традиционных; зачастую такие бриллианты используются дизайнерами в авангардных украшениях).

По типам огранки (форме и взаимному положению граней) бриллианты подразделяют на:

Клиньевая, или бриллиантовая - к данному типу относятся «круглые», «груши», «маркизы», «сердца» (см. рис. 5);

Рисунок 5. Клиньевая, или бриллиантовая огранка

Ступенчатая – «принцессы», «изумруды», «квадраты» и т.д. (см. рис. 6);

Рисунок 6. Ступенчатая огранка

Смешанная (сочетающая в себе элементы первых двух типов – например, «феникс»).

Наверх

Стоимость

ВНИМАНИЕ! Если цена одного отдельного грамма золота и одного грамма в килограмме одинакова, то стоимость бриллиантов с увеличением их размера возрастает в прогрессии. Например, бриллиант весом 0,99 карата будет стоить гораздо меньше, чем бриллиант весом 1,00 карата при одинаковом цвете и чистоте.

Бриллианты независимо от вида огранки, по массе подразделяются на три группы:

Средние;

Крупные.

Кроме того, для мелких бриллиантов вводится понятие подгрупп массы (диапазон значений массы бриллиантов).

Понять принцип формирования обозначения размерно-весовых подгрупп достаточно просто - это не что иное, как количество штук бриллиантов, составляющих массу, равную одному карату.

Мелкие круглые семнадцатигранные бриллианты (Кр-17) подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 1.

Таблица 1. Характеристика размерно-весовых подгрупп бриллиантов Кр-17


Мелкие бриллианты других видов огранки подразделяются на размерно-весовые подгруппы в соответствии с табл. 2.

Таблица 2. Характеристика размерно-весовых подгрупп мелких групп бриллиантов

Средние бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 0,30 до 0,39 включ.; от 0,40 до 0,49 включ.; от 0,50 до 0,59 включ.;

от 0,60 до 0,69 включ.; от 0,70 до 0,79 включ.; от 0,80 до 0,89 включ.; от 0,90 до 0,99 включ.

Крупные бриллианты всех видов огранки подразделяются на следующие подгруппы массы (в каратах):

от 1,00 до 1,24 включ.; от 1,25 до 1,49 включ.; от 1,50 до 1,74 включ.; от 1,75 до 1,99 включ.; от 2,00 до 2,24 включ.; от 2,25 до 2,49 включ.; от 2,50 до 2,74 включ.; от 2,75 до 2,99 включ.; от 3,00 до 3,24 включ.; от 3,25 до 3,49 включ.;

от 3,50 до 3,74 включ.; от 3,75 до 3,99 включ.; от 4,00 до 4,24 включ.; от 4,25 до 4,49 включ.; от 4,50 до 4,74 включ.; от 4,75 до 4,99 включ.; от 5,00 до 5,24 включ.; от 5,25 до 5,49 включ.; от 5,50 до 5,74 включ.; от 5,75 до 5,99 включ.; от 6,00 и св.

Наверх

Наиболее актуальные вопросы в практике современных геммологических лабораторий

Пять С

Безусловно, основные характеристики бриллианта основываются на его визуальном восприятии. Однако такой подход не может быть объективным, поэтому оценка бриллиантов производится по так называемым «четырем С»:

Color (цвет);

Clarity (чистота);

Cut (огранка);

Carat weight (масса в каратах).

На сегодняшний день применение последних научно-технических разработок позволяет объективно подойти к комплексной оценке бриллианта. С этой целью ОАО «ПО «Кристалл» и ФГУП Российский Федеральный Ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики впервые в мировой практике специально ввели новый показатель, так называемую пятую «С» - коэффициент «Charm», а также разработали оборудование и методику измерений.

Коэффициентом «Charm» определяют следующие оптические характеристики блеска бриллианта:

1. Интенсивность блеска - этот параметр характеризует яркость блеска и определяется как коэффициент отражения лучей света в бриллианте. На эту характеристику влияют в первую очередь потери света из-за несовершенства огранки бриллианта.

2. Дисперсия блеска - этот параметр характеризует способность бриллианта разлагать падающий на него белый свет в цвета радуги. По-другому его можно определить как цветовую насыщенность блеска. Этот параметр наибо¬лее сильно проявляется в бриллиантах с высокой чистотой и хорошей геометрией огранки.

3. Искристость блеска - этот параметр включает в себя две оптические характеристики, на которые реагирует глаз человека:

Рельефность рисунка блеска, характеризующую среднее число искр в картине блеска, различаемых глазом человека (статическую компоненту параметра искристости);

Мерцание рисунка блеска, характеризующую изменение интенсивности блеска при наклоне и повороте бриллианта в пространстве (динамическую компоненту параметра искристости)

4. Геометрия рисунка блеска - этот параметр характеризует наличие или отсутствие в рисунке блеска больших темных пятен, различимых глазом человека, которые можно трактовать как дефекты блеска.

При сертификации измеренное значение данного коэффициента заносится в специальную графу в бланке сертификата, и человек, получающий сертифицированный бриллиант, может самостоятельно, без специальной подготовки и приборного обеспечения сделать вывод - насколько хорошо будет смотреться бриллиант.

Наверх

Природа бриллианта и воздействие на него

Наиболее актуальным и сложным остается вопрос диагностики природы бриллианта и обнаружения следов внешнего воздействия на него с целью изменения цвета и/или чистоты.

На современном рынке наиболее часто встречаются следующие группы ограненных камней:

1. Природные ограненные алмазы - бриллианты, подвергавшиеся воздействию с целью изменения цвета и/или чистоты.

Наиболее часто камни подвергаются термобарическому воздействию и/или облучению с целью изменения цвета. Причем современные технологии позволяют как обесцвечивать бриллианты, так и придавать им насыщенные фантазийные цвета. Для улучшения же чистоты, как правило, используются методы заполнения трещин веществом с показателем преломления, близким к алмазу. Если нанесение покрытия, следы заполнения трещин и высверленные лазером каналы можно обнаружить при просмотре бриллианта в лупу и микроскоп, то следы облучения и термобарического воздействия диагностировать достаточно трудно. Такая диагностика проводится только в геммологических лабораториях путем анализа спектрограмм, снятых на специальном оборудовании, а также с помощью целого ряда дополнительных косвенных признаков.

Сведения о наличии или отсутствии следов внешнего воздействия с целью изменения цвета и/или чистоты бриллианта обязательно должны вноситься в бланк сертификата!

2. Синтетические ограненные алмазы

На сегодняшний день широко известны такие имитации бриллиантов, как фианит, стекло, цирконий, муассанит и т.д. Современное оборудование с достаточной точностью позволяет отличить их от алмаза. Однако в последнее время в мире, в частности в США, России, странах СНГ, наблюдается рост объемов производства высококачественных синтетических алмазов, из которых затем изготавливаются ограненные ювелирные вставки. Если синтетический кристалл алмаза специалист еще может визуально отличить от природного (по характеру поверхности граней кристалла, его внешнему габитусу, наличию затравки), то после огранки такая возможность полностью исчезает. Именно поэтому наиболее авторитетные геммологические лаборатории мира уделяют большое внимание внедрению и развитию современного высокоточного диагностического оборудования этого профиля. Без сложных специальных дорогостоящих тестов неподготовлен-ному потребителю происхождение бриллиантов невозможно определить.

Существуют методы синтеза алмазов, которые позволяют создавать синтетические алмазы, искусственное происхождение которых невозможно диагностировать во многих геммологических лабораториях.

В отечественной геммологической практике сегодня используются последние разработки российских ученых в области диагностики бриллиантов. Так, например, Смоленский геммологический центр совместно с Научно-технологическим центром уникального приборостроения РАН проводят исследования по диагностике облагороженных бриллиантов и синтетических ограненных алмазов с использованием акустооптического спектрометра рамановского излучения. Данный прибор позволяет не только в течение 1,5-2 минут однозначно отличить бриллиант от имитации (даже в том случае, когда камень закреплен в изделии!), но и определить метод воздействия на бриллиант или синтетический ограненный алмаз. Очевидно, что именно за такими приборами будущее геммологи.

Рисунок 9. Сертификат соответствия синтетического ограненного алмаза и его блистерная упаковка

3. Имитации бриллиантов (наиболее часто встречаемые: циркон, муассанит, шпинель и т.д.).

Отличить бриллиант от имитаций для специалиста сегодня не представляет сложности. Во-первых, при визуальном осмотре у настоящего камня можно обнаружить следующие идентификационные признаки: качественную полировку граней и остроту ребер, отсутствие эффекта «раздвоения ребер», наличие включений и дефектов, характерных для природных алмазов. Во-вторых, существует ряд приборов, позволяющих специалисту даже с незначительной подготовкой отличить бриллиант от имитаций.

), что позволяет определить, насколько камень близок к совершенству.

Главное в оценке огранки камня - её качество: насколько грани геометрически точны и пропорциональны. Идеальная огранка кодируется литерой «А», далее по убыванию качества. Чистота - самый существенный показатель качества бриллиантов: выражается она в наличии или отсутствии дефектов камня или посторонних включений. Идеальный бриллиант, без изъянов, называется бриллиантом чистой воды . По цвету бриллианты подразделяются на традиционные (бесцветные и все оттенки жёлтого) и фантазийные (розовые, голубые, синие, зеленые). Масса бриллиантов измеряется в каратах (1 карат равен 0,2 грамма ).

Исторические алмазы






  1. «Дрезденский зелёный », 41 карат . Камень яблочно-изумрудного цвета. Является украшением для шляпы. Хранится в Дрездене .
  2. Алмаз Хоупа , 44,5 кар. Очень редкого глубокого сапфирового цвета. Замечательной чистоты и правильных пропорций. В 1830 году его приобрёл на аукционе банкир и собиратель драгоценных камней Хоуп, чьим именем он и назван. В 1958 году подарен Смитсоновскому институту в Вашингтоне, где находится сейчас. Считают, что этот алмаз приносит несчастье владельцам (история камня приукрашена выдумками в подтверждение такого суждения).
  3. Куллинан -I («Звезда Африки»), 530,2 кар. Прозрачный, бесцветный. До 1996 г. самый большой огранённый алмаз в мире; ныне третий по размеру. Имеет 74 грани. Каплевидной формы (панделок). Украшает скипетр английского короля Эдуарда VII . Хранится в Тауэре , Лондон .
  4. «Санси» , 55 кар. Хранится в Лувре .
  5. «Тиффани », 128,51 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Приобретён нью-йоркской ювелирной фирмой «Тиффани», огранён в Париже.
  6. Кохинур («Гора света»), 108,93 кар. Хранится в Тауэре, Лондон.
  7. Куллинан -VI, 63,6 кар. Один из 105 огранённых камней-осколков знаменитого «Куллинана», имевшего массу 3106 кар. Вставлен в корону королевы Мэри в 1911 году. В 1959 году на выставке «Вечный алмаз» в Лондоне был представлен вставленным в брошь. Хранится в Тауэре, Лондон.
  8. «Нассак », 43,88 кар. Первоначально имел массу более 90 кар и находился в храме бога Шивы недалеко от города Нассак (теперь Нашик) близ Бомбея в Индии. В 1818 году был захвачен англичанами в качестве трофея в процессе колонизаторских войн. В 1927 году переогранён в Нью-Йорке и получил изумрудную огранку. В настоящее время в частной собственности Лидса в США .
  9. «Регент» - найден в копях Голконды в 1701 году . Огранён в 1721 году до 140 карат во Франции . Во время правления Наполеона III был украшением короны императрицы Евгении . С 1807 года хранится в Лувре .
  10. «Шах» , 88,7 кар. Хранится в Алмазном фонде Российской Федерации
  11. «Флорентиец » («Австрийский жёлтый», «Тосканец»), 137,27 кар. Лимонно-жёлтого цвета. Ранняя история овеяна легендами. С 1657 года собственность семейства Медичи во Флоренции . В XVIII веке был укреплён в короне Габсбургов , затем использовался как брошь . После Второй мировой войны судьба камня неизвестна.

Также к известным камням относятся:

Огранка бриллиантов

Исторический обзор

Первые формы обработки были достаточно примитивными: стачивали одну из граней и шлифовали. В 1465 году придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые произвёл огранку в форме «розы». В течение многих веков ювелиры разрабатывали идеальную бриллиантовую огранку, такую, чтобы свет в алмазе полностью внутренне отражался. В 1961 году Арпад Неджи, 13 лет работавший в этом направлении, разработал новую огранку алмаза - профильную («принцесса»). В последние годы именно такая форма бриллиантов стала весьма популярной.

Элементы бриллианта

Во второй половине XX века были разработаны новые более сложные формы огранки бриллиантов, в основном применяющиеся для крупных бриллиантов массой более 1 карата. Среди них «Хайлайт-Кат » на 73 фацета (41 грань вверху, 32 внизу). Для ещё более крупных камней используются: «королевская» огранка в 86 фацетов (49 граней вверху, 37 внизу) и «величественная» огранка с 102 фацетами (61 грань вверху, 41 внизу).

Также во второй половине XX века появилась совершенно новая непарная огранка бриллиантов - «импариант ». Её автором считают Массимо-Эльбе . Он вместо восьмигранника применил для площадки бриллианта 9, 11, 13 или 15 граней, что позволило усилить блеск и игру света в камне, образуя более широкий и приятный для зрения цветовой спектр. Трудностью в применении данного вида огранки является необходимость в специализированном оборудовании.

Формы огранки

На нынешний момент наиболее распространенной является круглая форма бриллианта. Также применяются различные «фантазийные формы»: маркиз (М-55), груша (Г-56), принцесса (Пр-65), сердце (Се-57), овал (Ов-57), квадрат (Кв-33), багет (Бт-25 и Бп-33), изумруд (И-65), треугольник (Т-52) и др. Они не относятся к так называемой настоящей бриллиантовой огранке и производятся в зависимости от потребностей алмазообрабатывающих предприятий или формы получаемых ими исходных алмазов.

Бриллианты с клиньевой огранкой треугольной формы также называются триллиантами . Отдельно нужно отметить форму бриллианта с названием «багет », в этой ступенчатой огранке рундист имеет форму прямоугольника (квадрата в случае соотношения сторон 1:1). Багет чаще всего применяется для огранки бриллиантов малого размера, ввиду меньшего количества граней по сравнению с другими. Красота бриллианта достигается за счет выполнения операции «огранка» по расчетным (идеальным) пропорциям, принятыми в международной практике для каждой конкретной формы бриллианта . Соответственно, проверка качества огранки каждой формы бриллианта производится в направлении определения пропорций, симметрии и качества обработки поверхности бриллианта.

Способы огранки

Заменители бриллианта

Самые распространённые имитации бриллианта делаются из:

  • Природные камни - белый сапфир, белый топаз, кварц (горный хрусталь), белый берилл, белый циркон.
  • Искусственные - фианит (кубически стабилизированный диоксид циркония), карборунд (муассанит), ниобат лития , гадолиний-галлиевый гранат, шпинель , титанат стронция .

См. также

Напишите отзыв о статье "Бриллиант"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бриллиант

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.

Выглядит блекло. И только обработка позволяет сделать из него тот самый камень бриллиант, который похож на солнце, заключенное где-то между острыми гранями. Вот только бриллиантами могут стать лишь избранные из найденных алмазов: один карат бриллианта – это тонны руды и камней, которые добыли и обработали. Но и те, кому бриллиантом стать не суждено, не менее ценны, ведь это великолепный абразивный материал.

История и происхождение

Греческое слово ἀδάμας восходит к арабскому almās, то есть несокрушимый. Говорят, что первый алмаз нашли шесть тысяч лет назад в Индии. Долгое время этот камень ценился меньше, чем любые другие. Дело в том, что выглядит необработанный минерал довольно бледно: сероватый, покрытый прозрачной коркой. Оценили его только тогда, когда научились обрабатывать. Кстати, первыми это стали делать все те же индусы. После искусством этим овладели ювелиры Амстердама. Настоящая популярность к бриллиантам пришла половину тысячелетия назад, когда их полюбила любимая женщина Карла VII и просто придворная дама Агнесса Сорель. С XV века эти камни являются лучшими друзьями девушек, а ведь жила прекрасная Агнесса в Париже, который уже диктовал моду всему не такому уж большому миру того времени, то поветрие распространилось быстро и драгоценные камни эти оценили везде. Со временем и огранка их превратилась в искусство. Вот уже 500 лет о них мечтают все дамы мира, ими восхищаются и любуются, их ценила Екатерина Великая и Наполеон, а один из самых крупных бриллиантов служит украшением для британской короны.

Физические свойства и характеристики бриллиантов

На 99,8 % этот минерал состоит из углерода, в составе у него попадаются включения некоторых минералов и примеси разных химических элементов.

  • Одной из самых известных особенностей алмаза и главным его свойством является исключительная твердость. Она равна 10 по шкале Мооса и является абсолютной, а также самой высокой как среди искусственных материалов, так и среди природных.
  • Алмаз – широкозонный полупроводник.
  • Излом он имеет от раковистого до занозистого.
  • Чистый алмаз имеет плотность 3,5 г на квадратный сантиметр.
  • Сильный блеск (алмазный или жирный). Блеск обусловлен высоким показателем преломления (2,417–2,421) и сильной дисперсией (0,0574). Благодаря этим качествам граненый алмаз ярко блестит и обладает люминесценцией, а еще «играет» на свету разными цветами.
  • При нормальных условиях может существовать долго, то есть он метастабилен, в инертном газе, при высокой температуре или в вакууме превращается в графит.
  • Модуль его упругости высочайший, а коэффициент сжатия нижайший в сравнении с другими материалами.
  • Плавится при температуре 3800–4000 градусов Цельсия.
  • Энергия алмаза равняется 1 00000 джоулей на моль, а энергия связи равняется 700 джоулей.
  • Цвета могут быть разные: желтый, розовый (из него можно получить розовый бриллиант), коричневый, черный, зеленый, серый, красный, голубой (его превращают в голубой бриллиант). Также алмаз может быть бесцветным или водянистым. Окраска чаще всего имеет неравномерное распределение.
  • Любые (бесцветные, голубые, белые и розовые) бриллианты и алмазы светятся под рентгеновскими, ультрафиолетовыми и катодными лучами.
  • Алмазы прилипают к жировым смесям, поэтому на обогатительных фабриках их извлекают именно жировым способом.
  • Размеры их бывают как микроскопическими, так и очень крупными.

Месторождения

Этот минерал добывают на всех континентах, кроме Антарктиды. Лидерами по добыче являются:

  • Ангола;
  • Ботсвана;
  • Канада;
  • Россия;
  • Розовые бриллианты (точнее, алмазы) добывают в Австралии (на шахте «Аргайл», в Бразилии, Индии и Африке. Голубые бриллианты попадаются в Южной Африке, Австралии и в центральной Индии.

На севере Сибири есть метеоритные алмазы.

Особенности образования

Этот минерал, который представляет собой аллотропную кубическую форму углерода, действительно рекордсмен по твердости, поэтому применяют его и как абразив для точильных кругов и дисков, и для производства сверл, ножей и резцов. Еще его используют в ядерной промышленности, в производстве часов, в микроэлектронике и квантовых компьютерах. А вот граненый алмаз – самый популярный и дорогой драгоценный камень, это и есть бриллиант, который является точно таким же, но обработанным октаэдрическим кристаллом углерода.

Откуда произошли алмазы, специалисты все еще не могут точно рассказать. Популярна версия, что кристаллизуется он одним из первых минералов в то время, когда остывает мантийный силикатный расплав. Это происходит, когда давление равняется 5 тыс. МПа, и на глубине в пару сотен километров. Так образуется кубическая кристаллическая решетка. После ряда взрывов, которые сопровождают образование кимберлитовых трубок, они выносятся на поверхность земли. 1/5 из кимберлитовых трубок содержит алмазы.

Также этот минерал попадается в некоторых видах гранатовых гнейсов и в некоторых видах глубинных пород. Еще они встречаются в метеоритах и метеоритных кратерах, но это мелкокристаллические алмазы. Самые молодые месторождения этих камней существуют не меньше половины сотни миллионов лет.

Многие характеристики бриллиантов зависят от примесей. Количество подобных включений невелико, но зато именно кремний, азот и железо с бором влияют на то, каким будет камень. Так, на его прозрачность и способность светиться под рентгеновским излучением и другими видами света влияет количество азота. Так что чем больше азота в минерале, тем он красивее. А еще результаты некоторых исследований доказали, что кристаллизуются эти минералы под действием карбоната кальция. Голубые бриллианты получаются благодаря примесям бора, а розовые бриллианты – благодаря деформации в кристаллической решетке. Кстати, один карат бриллианта равняется одной пятой части грамма.

Лечебные свойства бриллиантов

Такой непростой минерал не может не иметь лечебных свойств. Впервые о лечебных свойствах этого минерала было упомянуто в трактате под названием «Скрижали тибетских лам», а в такой же старой китайской книге «Сан-хэй-Дин». Литотерапевты утверждают, что этот камень лечит душу, точнее, психику:

  • фобии;
  • нервные расстройства;
  • депрессии;
  • нервные срывы;
  • алкоголизм;
  • наркоманию;
  • склероз;
  • бессонницу;
  • шизофрению.

Также считается, что это неплохое жаропонижающее средство, спасает он от желудочных болей и даже нейтрализует яды. Помогает алмаз побороть воспаление легких, бронхиты, всевозможные инфекции, гепатит, болезни суставов и предстательной железы. Еще он помогает избавиться от почечных камней и недугов кожи, его тонкая и мощная энергия может подпитать и сердце, и мозг, и нервную систему. Аюрведическая медицина считает его омолаживающим камнем, а зеленые алмазы называют лекарями от женских болезней – это оберег материнства, который позволяет без проблем забеременеть, выносить и родить. И розовые бриллианты, и бесцветные бриллианты, и голубые бриллианты улучшают метаболизм и снимают усталость. Да и современные ученые его ценят, считая, что те, кто носит бриллианты, никогда не будут страдать сосудистыми заболеваниями. Кстати, его истинным цветом, то есть энергетическим излучением, является синий, и из-за этого его используют в цветотерапии.

Магические свойства бриллиантов

Его считают одновременно сильным и вредным камнем. Но вредным он может быть если с ним грубо обращаются или же если человек слишком злой: камень может «обидеться». А еще этот минерал усиливает свойства других камней. Он может символизировать самые разные качества:

  • твердость;
  • совершенство;
  • невинность;
  • храбрость;
  • власть;
  • непобедимость.

Голубые бриллианты также являются символами преданности, а розовые символизируют женственность.

Алмаз дарит обладателю твердость духа, решительность и смелость, делает более крепкими энергетические центры, спасает от сглаза, дарит удачу, делает человека контактным и более оптимистичным, раскрывает все самые сильные стороны личности. Но его дарят, а не самостоятельно приобретают. В Азии считается, что если вы купили бриллиант сами себе, то он должен ждать своего часа, то есть не надеваться целых семь лет. Если камень был украден или его предыдущий владелец был убит, то минерал не принесет счастья, а если на нем есть трещины, то и подавно. Люди средних веков алмаз носили как талисман в путешествиях и на охоту (чтобы никто не напал). Китайцы считают, что этот камень – чистый источник яньской энергии, а индусы ассоциируют его с чакрой Сахасрарой, которая связывает нас с космосом и высшими силами. Вот только вся его сила может проявиться лишь тогда, когда носит его человек, обладающий чистой душой.

Талисманы и амулеты

Южноамериканские индейцы на счастье посыпали голову новорожденного ребенка алмазной крошкой. Это был своего рода талисман. Да и знаменитый камень «Звезда Южной Африки», который весит 83 карата, выкупили у шамана, который черпал от него свою силу и применял в обрядах и заклинаниях.

Сегодня в качестве амулета этот минерал носят на левой руке (как кольцо на безымянном пальце). Можно носить их и как сережки или же кулон, чтобы камень прикасался к коже. Но для того чтобы он давал поддержку, нужно иметь чистые помыслы.

Цвет как одна из характеристик бриллианта

Цвет является одной из основных характеристик бриллианта, ведь крайне редко они бывают бесцветными – чаще всего у них есть оттенок, зависящий от того, какие примеси в нем есть: это может быть и упомянутый уже азот, и цинк, и бор, и медь, и титан, и железо, и никель, и многие другие химические элементы. Эти камни могут быть серыми, черными, коричневыми, желтыми, красными и розовыми, оранжевыми, зелеными, голубыми.

Градация цветов

  • голубовато-белый, он же ятер;
  • голубовато-белый и абсолютно прозрачный – ривер;
  • не такой прозрачный, но чисто белый (топ виссельтон);
  • виссельтон – просто белый;
  • топ кристл – едва заметный желтоватый оттенок;
  • кристл – оттенок желтого здесь более заметный;
  • верп лайт – небольшой оттенок коричневого;
  • топ кейп – немного желтоватый;
  • кейп –немного желтизны;
  • светло-желтый, он же лайт йеллоу;
  • светло-коричневый (лайт браун);
  • просто желтый (йеллоу).

Впрочем, существуют и другие характеристики бриллиантов по цвету.

О нем нужно поговорить отдельно, ведь это редчайший вид. Оттенки могут быть разные: с зеленоватым отливом (если есть примесь азота), фиолетовым, серым. Иногда голубыми могут быть искусственные бриллианты, точнее, обработанные при помощи радиации. В обычных магазинах можно встретить в основном именно такие камни.

Тоже попадается крайне редко: один из ста тысяч алмазов имеет такой цвет. Всего существует около 20 оттенков розового для этого камня. Бывают они пурпурно-розовыми (РР), просто розовыми (Р), розовые с оттенком коричневого (ВР) и оттенка розового шампанского (РС). Также существует классификация бриллиантов этого цвета по интенсивности.

Огранка

Еще одна характеристика бриллиантов, которая важна. Огранка бриллиантов – это то, что наделяет его блеском и «игрой». Она зависит от исходной формы самого кристалла, и задача огранщика – сохранить как можно больше камня при работе. Огранка бриллиантов бывает:

  • классическая круглая (здесь количество граней стандартное – 57);
  • овальная;
  • принцесса;
  • груша (с острым углом);
  • маркиза (формой напоминает глаз) и много других.

Также круглую огранку нередко делят на группы А и В. А– это идеальные пропорции и квадраты, которые пересекаются, образуя при этом площадку, то есть самую большую его грань. При огранке группы В камни могут быть растянутыми по диаметру или высоте, а также иметь плохую симметрию. Впрочем, на качество бриллиантов это может и не влиять совсем. Бывают и другие варианты обработки алмаза, зависящие от его размеров, например, упрощенная (для тех, что поменьше), королевская, high-light cut, и величественная (для тех, что покрупнее).

Как отличить подделку

Перед тем, как выбрать бриллиант, нужно вывести на чистую воду подделку. Для этого можно запросить его сертификат. Можно еще поконтактировать с оценщиком, геммологом или ювелиром. Но главный документ, который отвечает за качество бриллиантов, – это все-таки сертификат, который гарантирует, что вы купили настоящий камень, даже если сделали это в интернете. Самые известные виды сертификатов – это GIA, PGGL, AGSL и LGP. Также его может выдать независимый оценщик, работающий в организации профессионалов.

Но перед тем как выбрать бриллиант, можно проверить его даже не отходя от кассы. Способов хватает.

  1. Так, можно на него просто дыхнуть: настоящий никогда не запотеет, ведь он умеет рассеивать тепло. А вот на подделке может образоваться конденсат.
  2. Еще стоит оценить установку и оправу. Настоящую драгоценность вряд ли «упакуют» в дешевый металл, поэтому обратите внимание на то, что написано у кольца или серёжки на внутренней части. Там должно быть клеймо. Если вы прочтет на нем Plat или PT, то это платина. Хорошими знаками являются такие обозначения, как 18K, 10K и 14K, а также клеймо с пробой. Если на изделии стоит клеймо C.Z, то это .
  3. Можно рассмотреть его при помощи ювелирной лупы. Искусственные бриллианты дефектов обычно не имеют: они слишком ровные и не имеют вкраплений и даже незначительных изменений цвета.
  4. Посмотрите на то, как преломляет свет камень. Можно перевернуть его и поставить на газету верхней стороной. Получилось прочитать текст? Это подделка. Можно проверить его и при помощи точки. Её рисуют на белой бумаге и располагают над ней камушек. На точку смотрят сверху вниз. Если видите кругообразные образы, то это подделка.
  5. Можно бросить его в стакан. Настоящие алмазы довольно плотны, поэтому тонут, а вот подделка так и будет плавать посередине.

А еще не забудьте собрать максимум информации о магазине, например, мнения клиентов, которые покупали здесь драгоценности.

Искусственные бриллианты

Название это неправильное, ведь они вполне себе представляют из себя углеродную сетку. Более уместно такое название, как синтетический алмаз. В ювелирном деле они используются довольно редко. Но и название «синтетические» здесь не очень уместно, ведь созданы они в лаборатории.

Эти алмазы используют чаще всего в промышленности, а выращены они не под влиянием геологических процессов, а при помощи температуры и высокого давления, а также химического осаждения из пара. В первом случае синтетический алмаз носит имя HPHT, во втором – CVD. Также для получения возможно использование синтеза с подрывом и обработка ультразвуком графита.

Уход за изделиями с бриллиантами

Этот красивый камень – настоящее чудо природы и он уникален, поэтому уход за ним должен быть регулярным, а еще бережным. Как же не позволить ему потерять блеск или выпасть из оправы?

  • Возвращаясь домой, обязательно снимайте изделие. Это лучший способ уберечь его от контакта с косметическими средствами, водой, моющими. В противном случае украшение может покрыться жиром, который убрать непросто.
  • Не стоит надевать их в солярий или на пляж. Этот камень вечерний, днем он не будет блестеть так выразительно, да и тепло на него действует не очень хорошо: на гранях из-за этого нарастает белый налет, а убрать его реально только новой огранкой.
  • Чтобы спасти его от пыли, прячьте в шкатулку, причем лучше, если будет она из натурального камня. Если украшений много, для каждого можно завести мешочек из бархата. Это поможет предупредить царапины.
  • Грязь и пыль можно убрать мыльным раствором, который справляется с грязью даже внутри узора или закрепки. Просто смочите тряпочку помягче и вытрите украшение. Но лучше не использовать хозяйственное мыло, ведь оно может лишить камень его лучистого блеска.
  • Также эти кристаллы можно чистить спиртом: водкой или нашатырным. Просто окунаем в спирт изделие и ваткой убираем все, что на нем осело. Еще одно нужное средство – денатурат, который подарит сияние и золоту.
  • Когда чистите алмазы, надевайте перчатки из резины, ведь минерал этот притягивает жир, а на руках его обычно предостаточно.
  • Для более основательной и ультразвуковой чистки можно и ювелира наведать. Иногда она, правда, может быть опасной для алмазов.
  • Не нужно проверять бриллиант на прочность при помощи битья о твердые поверхности: алмаз хотя и камень самый твердый, но и хрупкий, поэтому может внезапно треснуть или расколоться. Такова особенность любых кристаллов.
  • Не нужно их и нагревать. По той же причине. Поэтому даже не думайте алмаз кипятить для очистки.
  • Нельзя чистить камни марганцовкой, содой, йодом, перекисью, уксусом, хлоркой, а также средствами бытовой химии.

Бриллиант и знаки зодиака

Астрологи советуют носить этот камень рожденным в апреле-марте, то есть Овнам. Сильная энергетика этого минерала не перекроет сильную энергетику Овнов. Подходит он и представителям других огненных знаков – Стрельцам и Львам. А вот не рекомендуют их Рыбам. Иногда астрологи советуют носить алмазы и Козерогам, которым необходимо направлять всю энергетику, которая у них есть, в нужное русло. Камни эти лучше покупать на пятнадцатые сути по луне, а носить можно всю жизнь.

Просто факт

Для оценки бриллиантов нередко применяется правило 4 С:

Вес (carat);

Чистота (англ.Clarity);

Огранка (англ.Cut);

Colour (цвет).

А еще – чем качество камня выше, тем он выразительнее блестит при вечернем свете. Камень это вечерний, и днем с ним не ходят.

Камень бриллиант- камень роскоши и богатства

4.3 (85%) 12 votes

Помимо идеальной формы и цвета, четкости граней и заоблачной цены, камни, попавшие в этот список, отличает история. Из-за них рушились империи и человеческие судьбы, совершались предательства и великие подвиги.

Топ самых известных бриллиантов

Желтые, как канарейка, голубые, как безоблачное небо, розовые, как только раскрывшийся бутон королевы цветов, и красные, будто пролитая кровь…Не найти двух похожих среди ограненных алмазов, ставших легендой ювелирного дела.

Куллинан

Зимой 1905 года внимание Фредерика Уэллса, управлявшего рудником Томаса Куллинана в ЮАР, привлек необычный блеск. Рабочие, поднятые по тревоге, кропотливо, как опытные археологи, раскопали стенки карьера. Совсем скоро на свет показался огромный алмаз массой почти в 3107 карат. Лучший в Европе гранильщик трудился над неожиданной находкой, являвшейся, по-видимому, лишь осколком массивной драгоценной глыбы. Но даже золотым ручкам Йозефа Аскера не удалось оставить «Куллинан» единым целым.

Из-за внутренних трещин и сколов его пришлось раздробить на два больших, семь средних и россыпь маленьких бриллиантов. Самая крупная часть камня, «Звезда Африки», приобрела грушевидную форму и стала весить 530,2 карат. Сейчас она венчает скипетр британского монарха, а ее младший брат «Куллинан-II» – корону некогда великой империи.

Виттельсбах

Легенда гласит, что темно-голубой бриллиант «Виттельсбах», найденный где-то на просторах Индии, прежде был куском алмаза Жан-Батиста Тавернье. Редкий камень, весивший 112,5 карат, стал достойным подношением Людовику XIV от самого знаменитого ювелира XVII века. Бриллиант побывал в руках испанского владыки Филиппа IV, украшал сокровищницу Габсбургов и в течение 200 лет был фамильным алмазом дома Виттельсбахов. Он умудрился побывать центром изысканной восьмиконечной звезды и короны баварских королей, оказаться в залоге и даже пропасть из виду на несколько десятилетий. Но не только аристократическим прошлым известен этот камень.


В 1998 году «Голубой Виттельсбах» был реализован с аукциона Sotheby’s за рекордную цену – 16,39 миллионов фунтов стерлингов. Сейчас он, изрядно потеряв в весе за счет огранки, находится в частной коллекции.

Золотой юбилей

Долгое время алмаз весом 755,5 карат, найденный в глубинах южноафриканского рудника «Премьер» в 1986 году, оставался незамеченным. Ведь мало того, что по цвету он напоминал кусочек грязи, так и его внутренняя поверхность была испещрена трещинами.


Лишь в 1990 году ювелир Габи Толковский, взявшийся за огранку восьмого по величине алмаза мира, сумел показать «Золотой юбилей» с другой, гораздо более привлекательной стороны. Камень, обработанный по форме кушона с элементами огненной розы, заиграл новыми гранями. Очередь из желающих увидеть желтый, как глаз тигра, самоцвет, растянулась на полтора километра. В 1995 бриллиант, благословленный Папой Римским и высшими религиозными чинами Тайланда, был преподнесен в дар к золотому юбилею правления короля Пхумипона. Сейчас он является украшением Королевского музея в Бангкоке.

Черный Орлов

Предания гласят, что мрачный, как смоль, бриллиант «Черный Орлов», прежде сиял во главе каменного Брахмы в глубинах храма Хинду. Но падкие до наживы расхитители гробниц ослепили индийского бога и навлекли проклятие и на себя, и на тех, в чьи руки попадет черный камень. Лишь истинный владелец, сумевший обуздать силу обугленного алмаза, избежит божественного гнева. Говорят, что жертвами «Черного Орлова» стали графиня Надежда Орлова, наложившая на себя руки, и княгиня Голицына-Баратынская, рано сошедшая в могилу. Да и Джей Пэрис, пытавшийся продать бриллиант в Америке, вместо встречи с выгодным клиентом прыгнул с одной из самых высоких крыш в Нью-Йорке.


Но, кажется, истинная любовь и забота все же победили проклятье. После того, как «Черный Орлов» стал частью дорогого ожерелья и оказался у Денниса Петизана, известий о новых смертях не поступало.

Тиффани

В 1877 году в алмазных копи Кимберли был обнаружен крупнейший желтый алмаз в мире. Камень, весящий 287 карат, был продан в Париже за огромные по тем временам деньги - 18 тысяч долларов. Довольный покупкой Чарльз Тиффани доверил работу над канареечным бриллиантам Георгу Фредерику Кунцу – одному из самых талантливых ювелиров Америки. Через два года упорной работы «Тиффани» стал шедевром: необычный четырехугольник с закругленными боками засиял 89 гранями.

Бриллиант, помещенный в удивительную оправу «Птица на камне» авторства Джин Шлюмберг, поселился на витрине бутика на Пятой авеню. Лишь Одри Хепберн, ставшей звездой «Завтрака у Тиффани», удалось ненадолго почувствовать его на своем теле. Хотя драгоценный камень несколько раз попадал на аукционы, он так и не был продан и до сих пор является символом главного магазина «Tiffany&Co».

Список произведений искусства, выточенных талантливой матушкой Природой, мог бы быть бесконечным. Здесь оказались бы «Алмаз Регента», ставший причиной убийства, и бриллиант «Санси», любимый кардиналом Мазарини. Конкуренцию им могли бы составить и голубоватый «Орлов», украшающий Алмазный Фонд России, и бриллиант «Надежда», спрятанный от алчных глаз в закромах Вашингтонской галереи самоцветов. Но есть среди алмазов тот, с чьей славой не сравнится ни одно сокровище на свете.


Самый известный бриллиант в мире на сегодняшний день

Если верить давним сказаниям, единственная достойная цена за «Кохинур» - это жизнь. Легенда гласит, что за несколько тысяч лет до Рождества Христова близ реки Ямуна появился маленький мальчик. Это был не простой ребенок – малыш оказался порождением Солнца-Карна. А его расшитую шапочку украшал огромный камень – бриллиант, весящий более 800 карат. Много веков хранился у королевской семьи волшебный самоцвет, пока обманом не оказался у персов.


Тогда-то драгоценность и обрела свое имя «Кохинур» - «Гора света» на фарси. Много раз гранился бесценный алмаз, пока не стал небольшим, но безупречным 105-каратным бриллиантом. Он видел немало смертей: и гибель шаха Надира от рук собственной стражи, и восстание сикхов. В 1850 году «Кохинур» наконец обрел свой дом. Засияв под руками искусников из Амстердама, будто солнце, он стал венцом Малой королевской Великобритании и был помещен под защиту мощных укреплений Тауэра.

На удивление, не все самые известные драгоценные камни являются самыми дорогими. На сайте сайт есть рейтинг самых дорогих бриллиантов .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Похожие публикации