Дикарь: или почему ребенок не общается со сверстниками. Почему ребёнок не говорит: вероятные причины

Когда наши дети взрослеют они начинают общаться все больше со своими сверстниками, у кого-то это хорошо получается, а у кого-то...

В жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив — идет в детский сад, знакомится с ребятами во дворе и т. д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.

В чем причины этого? Вам всегда казалось, что у вас милый, обаятельный малыш, общительный со взрослыми, бывающими у вас дома, прекрасно ладящий с их детьми. А тут вдруг замкнулся в себе, не хочет идти в детский сад или во двор, Потому что ему не нравится играть с другими детьми.

Дело в том, что естественное состояние ребенка — тянуться к ровесникам, к играм с ними. А если он не ищет друзей, стремится к одиночеству, значит, нарушилась гармония его отношений с окружающим миром, с самим собой. Следует как можно скорее разобраться в причинах происходящего и постараться исправить положение.

Попадая в новый коллектив, даже коммуникабельные дети порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из-за своих индивидуальных особенностей: повышенной эмоциональности, завышенной или заниженной самооценки, конфликтности, агрессивности, замкнутости, застенчивости?

Причины подобных отклонений в поведении ребенка могут быть самыми разными:

  • излишняя привязанность к кому-нибудь из членов семьи;
  • избалованность;
  • чрезмерная опека родителей;
  • ограничение общения малыша из-за боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей;
  • запрет на игры со сверстниками дома по причине болезни кого-либо из членов семьи, усталости родителей после напряженного трудового дня;
  • нежелания нарушать порядок в доме и т. д.

У ребенка, насильственно изолированного от сверстников, не удовлетворяется естественная потребность общения. Со временем малышу надоедают даже самые любимые игрушки, и он начинает испытывать эмоциональный дискомфорт. Общение с детьми заменяется многочасовым сидением перед телевизором или компьютером, что к тому же может привести к головным болям, ухудшению зрения, нарушению психики. Привыкнув к уединению, ребенок вряд ли сможет наладить контакт с другими детьми.

Когда малыш впервые начинает общаться со своими сверстниками, он сталкивается с непривычной для себя обстановкой: вокруг много новых лиц, не похожих друг на друга, у каждого ребенка свой характер... Со всеми хочется поиграть, подружиться, но что-то мешает чувствовать себя комфортно в этой, казалось бы, желанной среде.

Ничего удивительного в этом нет. Дело в том, что ребенок привык к общению в тесном семейном кругу, где он чувствует себя защищенным, окруженным заботой, где все внимание уделяется только ему, где рядом всегда мама, папа, бабушка или дедушка, которые объяснят, помогут, пожалеют... Теперь ему приходится самостоятельно решать такие сложные даже для взрослого проблемы, как подход к новым людям, выбор друга или подруги.

В последнее время ко мне часто стали обращаться растерянные родители, чьи дети своим поведением напоминают улиток или раков-отшельников, живущих в своих тесных замкнутых мирках. Любые попытки сверстников пообщаться с ними заканчиваются неудачей: они прячутся в свой «домик» и не поддаются ни на какие уговоры.

Вот рассказ одной мамы :

«Когда Машеньке было три года, я ушла с работы. Муж прилично зарабатывает, да и дочке хотелось уделить больше внимания. До этого она ходила в детский сад, и я считала, что нескольких часов вечернего общения и совместных выходных недостаточно, чтобы выстроить нормальные отношения. Теперь доченька всегда у меня на глазах, все как-то спокойнее. Что бы я ни делала — готовила, гладила белье, стирала, — она всегда рядом: то с куклой возится, то рисует. Но когда идем гулять — к детям не подходит. Говорю ей, чтобы поиграла с девочками, а она ни в какую. Через год ей в школу идти, а она от меня ни на шаг. Вожу ее в группу для дошкольников, так приходится во время занятий под дверью сидеть, потому что она меня не отпускает».

Причина подобного поведения девочки — внушение, пусть невольное, со стороны матери, что дочери может быть хорошо только рядом с нею.

Еще один пример

На приеме мама с трехлетним сыном :

"Уже целую неделю пытаюсь оставить ребенка в детском саду, но мне это не удается. Каждое утро превращается в кошмар. Как только подходим к детскому саду, он "уходит в себя", перестает отвечать на мои вопросы. Вчера я его все-таки оставила в саду, а в результате он весь день проплакал, ничего не ел, с детьми не играл...»

Я в присутствии мамы побеседовала с мальчиком и отметила, что у него открытый и доверчивый взгляд, он стремится к общению, искренне хочет, чтобы у него появились друзья.

В разговоре с мамой я выяснила, что малыш очень развит: считает до 100, знает буквы, читает наизусть много стихотворений. Дома в основном находится под присмотром бабушки, которая во внуке души не чает и ухаживает за ним, как за тепличным растением.

Мальчик в данном случае настолько привык к заботливому отношению любящей бабушки, что просто боялся остаться один в большом незнакомом коллективе. Излишняя привязанность к родным и вызванная этим застенчивость мешали ему раскованно вести себя с ровесниками. Я посоветовала маме или бабушке несколько дней побыть в детском саду вместе с мальчиком, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке. Через неделю мама пришла на прием одна и сказала, что мальчик освоился в новом коллективе, подружился с ребятишками. Присутствие родных создало ощущение защищенности, которое способствовало тому, что ребенок увидел положительные стороны общения со сверстниками и легко вписался в новую обстановку.

Причиной трудностей в общении могут быть различные травмирующие обстоятельства. Малыша могли обидеть, обозвать, дать нехорошее прозвище. После этого новичку вряд ли захочется общаться с детьми, а то и вообще находиться рядом сними.

Такой случай произошел с девочками-тройняшками четырех лет, которые отказались ходить в детский сад, когда их обозвали тремя поросятами (девочки были несколько полноваты). Только благодаря особому вниманию родителей, которые помогли девочкам воспринять свой недостаток с юмором, и чуткости воспитательницы другого детсада, сумевшей предотвратить подобный инцидент и ввести сестренок в уже сложившийся детский коллектив, девочки смогли избавиться от их страхов и найти друзей.

Первые контакты малыша с ровесниками часто заканчиваются печально

Одна из наиболее распространенных причин этого — излишняя застенчивость ребенка . Такая проблема возникает, как правило, если родители малыша очень властны и нетерпимы. Замечая в ребенке какие-либо недостатки, они стараются оказать на него давление, считая, что разговор на повышенных тонах, нажим способны их искоренить, Такой метод воспитания лишь усугубляет ситуацию, усиливая застенчивость ребенка, которая при этом может вызвать «уход в себя» или так назы ваемую "тихую агрессивность". В последнем случае малыш будет выражать протест не в открытой, а в скрытой форме: все будет делать вам наперекор.

Другая причина того, что ребенок не может установить контакт с другими детьми, — это его чрезмерный эгоизм и стремление к лидерству. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются единственные дети в семье или дети, родившиеся первыми и некоторое время воспитывавшиеся как единственные. Ребенок-эгоист — это всегда творение рук близких родственников, с которыми он живет: мамы, папы, бабушки, дедушки.

Привыкнув ко всеобщему вниманию в семье, малыш и в новом коллективе стремится занять центральное место, стать лидером. Но сверстники, как правило, не принимают таких детей в компанию, не хотят подчиняться воле новичка, им очень трудно понять и принять его капризы. А что может быть обиднее для ребенка, любая прихоть которого в семье всегда воспринималась как руководство к действию? Он не сможет сразу перестроиться и согласиться вести себя со сверстниками на равных. Поэтому он может замкнуться в себе, стать обидчивым, неразговорчивым или же, наоборот, слишком агрессивным, несговорчивым, упрямым. Так желание семьи ограничиться одним ребенком, чтобы дать ему все самое лучшее, оборачивается порой серьезной проблемой: он не может научиться нормально общаться не только с детьми, но и со взрослыми, требуя безоговорочного выполнения всех своих капризов. Нарушение гармонии взаимоотношений с окружающими может привести к тому, что не только в раннем детстве, но и в более старшем возрасте ребенку будет трудно находить друзей среди сверстников.

Как же определить, к какому из двух типов (застенчивый или эгоистичный) относится ваш ребенок? Случается, что в семье дети ведут себя совершенно иначе, чем вне ее, и порой даже очень наблюдательные родители не могут дать точного ответа на вопрос: каков мой ребенок? Попробуйте провести несложное психологическое упражнение. Предложите детям изобразить себя в полный рост на белом листе бумаги.

Детский рисунок по праву считается «королевским путем» познания мира ребенка, недаром им интересуются не только педагоги и психологи, но и историки, философы, этнографы, художники. Первая публикация о психологии детского рисунка вышла в 1887 году в Италии, и с тех пор количество психологических исследований этой темы неуклонно растет. В большинстве из них утверждается, что детское творчество отражает уровень развития малыша, так как он рисует не то, что видит, а то, что понимает.

Если малыш нарисовал себя в виде очень маленькой фигурки где-то в углу листка, это может свидетельствовать о его неуверенности в себе, застенчивости, о желании быть маленьким и незаметным. Родителям в таком случае срочно следует заняться корректировкой самооценки ребенка. Если он не научится осознавать себя нужным и полезным людям, вы рискуете потерять его как личность.

Можно предложить ребенку нарисовать себя и друзей. Обратите внимание на расположение фигур. Если малыш изобразил себя в центре, возможно, у него есть задатки лидера; если все дети держатся за руки и их фигурки примерно одинаковы по величине, ваш ребенок скорее всего легко сходится с другими детьми; если же его собственная фигурка изображена где-то в стороне и при этом мельче остальных фигур — это предупреждение о серьезных проблемах в общении со сверстниками.

Есть дети, которым удается общение только с людьми определенного круга. Одни из них не могут сойтись со сверстниками, но быстро находят общий язык с детьми значительно младше или старше себя. Другие стремятся общаться только с мальчиками или только с девочками, третьи предпочитают общество взрослых.

Ребятишки, стремящиеся к общению с детьми старше себя, очень часто обгоняют в развитии своих сверстников, игры с которыми им просто неинтересны. При этом, если ребенок любит водиться с малышами, это вовсе не говорит о том, что он отстает в развитии, просто в процессе воспитания у него сложился определенный стереотип поведения, заключающийся в постоянной потребности кого-то опекать.

Тяготение к играм только с мальчиками или только с девочками объясняется особенностями воспитания или темперамента ребенка. Поведение таких детей тоже требует коррекции. Ведь когда ребенок станет взрослым, ему придется жить в обществе, не отличающемся своей однородностью. Поэтому важно с раннего возраста ориентировать его на общение с разными людьми.

Дети, предпочитающие находиться в обществе взрослых (нередко они сидят в одной комнате со взрослыми, с интересом слушают их разговоры, пытаясь вставить свое словечко), очень сильно привязаны к родителям, поэтому трудно сходится со сверстниками.

Ребенок сторонится других детей. Придя на детскую площадку, не спешит присоединиться к играющим ребятам, все в сторонке да в сторонке, а порой и вовсе прячется за деревьями, украдкой поглядывая на сверстников. Та же ситуация и в детском саду: ребенок ни с кем не дружит, все время проводит в одиночестве, без общения. Подобное поведение всегда вызывает тревогу у родителей. Что с малышом не так, какие психологические причины лежат в основе нежелания идти на контакт с ровесниками?

Когда главный друг – семья

Как считают психологи, необщительность в 2-3 года – это нормальное и закономерное явление. В этот период для ребенка главное общение происходит в семье, здесь он получает все необходимое для личностного развития, здесь удовлетворяются все его коммуникативные потребности. Он очень тесно связан с мамой и с ухаживающими за ним другими членами семьи или приходящей няней. А все, что происходит за пределами родного дома, для него малозначимо. Поэтому и нет стремления к контактам с чужими, в том числе с детьми.

Почему он необщительный?

Но вот ребенок взрослеет, и к трем-пяти годам , как правило, начинает социализироваться. Другие мальчики и девочки вызывают у него пристальный интерес, он хочет общаться с ними. Однако некоторые дети продолжают ограничиваться семьей. Психологи называют несколько причин подобного поведения.

Застенчивость

Многие дети стесняются чужих, испытывают робость в их присутствии, замыкаются. Им стоит труда просто поздороваться, к примеру, с соседями, а если те обращаются к ним с вопросом, прячутся за маминой спиной. Медики даже считают, что эта черта характера врожденная. Означает ли это, что ее нельзя преодолеть, ведь, как известно, против природы не попрешь?

Неумение общаться

В некоторых семьях не принято много говорить, активно обмениваться мнениями. У таких молчунов и дети не особо разговорчивые получаются. Но даже если родители общаются друг с другом, на разговоры с ребенком у них может не хватать времени и сил.

Индивидуализм

Такой ребенок не хочет никому подчиняться, приспосабливаться, подстраиваться, а ведь без этого нельзя влиться в группу, найти общий язык. Между тем в любом сообществе, даже детском, всегда присутствует один или несколько лидеров. Не признавая чужой авторитет, малыш предпочитает оставаться в одиночестве, чем участвовать в играх.

Гиперопека со стороны семьи

В этом случае малыша могут ограничивать в общении со сверстниками, чтобы избежать плохого, по мнению родителей, влияния. Ему могут запрещать приглашать к себе других детей, потому что кто-то из членов семьи нездоров и требует тишины, или родители устают после рабочего дня и не хотят слушать детскую возню, или же мама особо рьяно следит за порядком в доме, а после визита маленьких гостей приходится заниматься уборкой. Причин гиперопеки множество, но главное, что такое отношение к ребенку формирует в нем отшельника, он предпочитает проводить время у экрана телевизора или за компьютером, что не самым лучшим образом отражается на здоровье и на способности социализироваться.

Последствия в будущем

На нежелании ребенка идти на контакт с детьми можно было бы не акцентировать внимания, если бы это не приводило в будущем к многим проблемам, не осложняло жизнь взрослого человека. Все комплексы, как известно, растут из детства. И милая детская робость в зрелые годы может обернуться замкнутостью, неумением строить отношения ни в семье, ни в рабочем коллективе, мизантропию, депрессивный настрой.

Как помочь ребенку?

Стеснительность, как и другие врожденные черты характера, можно корректировать. В этом поможет психолог. Почаще хвалите ребенка! За рисунок, поделку из пластилина, за хорошие поступки. Обязательно подчеркивайте, какой он умный, способный, и вообще добрый и хороший человек. Не закрывайте свой дом для гостей. Общайтесь с друзьями. Известно же, что мы своим примером воспитываем наше чадо. Приглашайте соседских ребят, детей своих знакомых. Приобщайте ребенка к семейным беседам, рассказывайте ему о каких-то своих наблюдениям. Научите малыша знакомиться: «Подойти к понравившемуся мальчику/девочке и скажи: здравствуй, меня зовут Саша, давай вместе играть».

К определенному возрасту ребенку становится скучно в тесной семейной обстановке, у него появляется необходимость расширить свой круг общения.

Почему же некоторые дети легко вливаются в новый коллектив, находят друзей и свободно общаются, в то время как другим трудно не только подружиться, но даже просто обратиться к незнакомому ребенку или взрослому?

Тянуться к сверстникам и новым , постепенно увеличивая свой круг общения, является естественным состоянием для любого развитого ребенка. В случае, когда ребенок не хочет общаться, ограничиваясь своим внутренним миром и предпочитая одиночество веселым командным играм, можно сказать, что такой ребенок находится в состоянии дисгармонии с окружающим миром.

Ребенок не хочет общаться

Выяснить причину детского одиночества трудно, но необходимо , если мы хотим вырастить гармоничную личность. Можно выделить основные причины отказа ребенка от общения:

  • болезненная привязанность к одному из родителей, бабушке или дедушке;
  • чрезмерный родительский контроль и опека;
  • эгоистичность и своеволие ребенка;
  • ограничение общения ребенка со сверстниками из-за специфических взглядов родителей (вдруг обидят или плохо повлияют);
  • загруженность родителей на работе и нехватка свободного времени для полноценного общения с собственным ребенком;
  • нежелание родителей приглашать друзей своего ребенка в гости из-за шума, беспорядка и активных игр.

Потребность ребенка в общении со сверстниками в случае насильственной изоляции не удовлетворяется, ребенок вынужден проводить свободное время наедине с игрушками или телевизором. Пассивность и малоподвижный образ жизни приводят к возникновению у ребенка головных болей и психологического дискомфорта. Если такой образ времяпровождения станет для ребенка привычным, то в будущем наладить контакты и подружиться с детьми ему будет очень трудно. Так как ребенок привыкает чувствовать себя комфортно только в среде членов своей семьи и знакомых, то в непривычной, новой для себя обстановке, ребенок вряд ли сможет преодолеть внутреннее сопротивление и безболезненно влиться в игры детей. Ведь здесь все нужно решать самостоятельно, без мамы, а поэтому он просто теряется и принимает решение вообще не участвовать в игре. Такие дети, словно улитки, живут в своем уютном мире, ревностно охраняя его от «враждебного» окружения.

Еще одним фактором возникновения трудностей в общении с детьми может стать первый негативный опыт общения с ровесниками . Возможно, ребенка при попытке первым подружиться банально обидели (ударили, обозвали, отвергли). В следующий раз малыш уже 100 раз подумает, прежде чем предложить дружбу. Если же первый, травмирующий опыт закрепился, ребенок совсем откажется от общения со сверстниками и предпочтет одиночество. , которая в дальнейшем может стать чертой характера такого ребенка, станет непреодолимым препятствием для новых знакомств. Детскую застенчивость может быть следствием того, что характер одного из родителей отличается властностью и несдержанностью.

Причиной добровольной изоляции ребенка могут стать погрешности , когда ему присущи такие черты, как эгоизм и своеволие . Такой ребенок деспотичен и стремится быть всегда и везде лидером. Проблема особенно актуальна для семей с одним ребенком или если разница между детьми в одной семье велика. Привыкнув в близком окружении быть «центром Вселенной», ребенок-эгоист старается и в детском коллективе силой укрепить свои лидерские позиции. Но дети не будут подчиняться так, как мама или бабушка, а со временем вовсе перестанут обращать внимание на тщетные попытки маленького тирана манипулировать ими. Такой малыш не способен на равных играть со сверстниками, он просто замыкается, бросаясь из крайности в крайность – то становясь агрессивным и упрямым, то тихоней.

Выяснить, к какому типу (застенчивому или эгоистичному) относится ваш ребенок, можно с помощью рисунка . Если ребенок застенчив и замкнут, он графически изобразит себя в виде нескладной фигурки где-то в одном из углов листа, но в центре – никогда. Это говорит о том, что малыш хочет быть незаметным, а его самооценка очень низкая. Если на предложение нарисовать своих друзей ребенок нарисует себя в центре, окруженным друзьями, то это говорит о его лидерских задатках. Когда все фигурки детей, в том числе и вашего ребенка, нарисованы одинакового размера, дети на схеме держатся за руки, то ребенок контактен и общителен. Но рисунок, на котором кроха нарисовал себя в стороне от других детей (значительно меньшего размера), сигнализирует о неблагополучной адаптации вашего ребенка в среде сверстников и необщительности.

Резюмируя, можно повторить, что трудности в общении с детьми свойственны двум типам детей – чрезмерно застенчивым и детям с задатками лидера . Но если потенциальные лидеры смогут со временем адаптироваться, то «скромнягам» придется гораздо труднее, а поэтому родители должны учить ребенка общению с самого маленького возраста.

Наш малыш стремительно взрослеет. Казалось, только вчера он произнес свое первое слово и сделал пару робких шагов, а уже сегодня он рассказывает целые истории и стремглав бегает по парку.

Также меняются и его вкусы, потребности, привычки. Мой трехлетний сын проявляет все больше самостоятельности, стремится высказывать свое мнение по каждому поводу, протестует, если это самое мнение не учитывается.

Я стараюсь с ним считаться, предоставлять ему возможность выбора и принятия решений, пусть не существенных, но самостоятельных. Таким образом, я стремлюсь воспитать в нем самостоятельную личность, которой будет проще идти по жизни.

Точно также я никогда не навязываю ему свое мнение в плане друзей. Я вряд ли скажу ему что-то типа: «Иди, поиграй с тем мальчиком, а с этой девочкой – не надо». Он сам вправе выбирать, с кем ему интересно общаться.

Давай дружить?

Кстати, до недавнего времени такой выбор, в принципе, перед нами не стоял. Сынок как-то мало понимал, зачем вокруг него другие дети. Они были ему как-то безразличны.

Но сейчас у него появляется желание общаться со сверстниками. Порой ему трудно наладить с ними контакт. Он может стесняться или же не знать, как к ним подойти.

Он с большей охотой будет играть во дворе, если там гуляют и другие детки. Станет смешно с ними заигрывать, вображать. Я по мере сил стараюсь помочь ему наладить контакт, учу знакомиться, заводить разговор, предлагать вместе поиграть.

Надо сказать, у многих деток таких проблем нет. Они с легкостью завязывают дружеские связи. Особенно просто тем, у кого есть старшие братья или сестры. Они привыкли к обществу детей и им легко строить с ними диалог.

У нас старших нет. Нам несколько сложнее. Однако мы идем верным путем, как мне кажется, и я надеюсь, что скоро мой сынок сам сможет налаживать контакты.

По большому счету, желание общаться со сверстниками вполне естественно для ребенка. Уже к трем годам у них налаживается какое-никакое социальное взаимодействие друг с другом. Это прекрасно можно увидеть на примере детского сада.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как играют детишки в яслях и младшей группе? Две разные вещи. В яслях каждый занят своим делом до того момента, пока воспитатель не соберет всех вокруг себя. Но уже в младшей группе все меняется. Детишки сами начинают играть друг с другом. Им так уже интереснее.

Что-то не хочется…

Но, как показывает практика, не все дети одинаковые. Бывают случаи, когда ребенок не только не нуждается в общении со сверстниками, но и противится ему. Казалось бы, пустяшная проблема, но она становится настоящим испытанием для родителей, которые в таком поведении своего ребенка видят отклонение от нормы.

Такая ситуация сложилась в семье одной моей знакомой. Ее сын не хочет дружить с детьми. Нет, он не проявляет по отношению к ним какой-то агрессии. Нет, он не стесняется налаживать контакты. Он просто не пытается этого делать. У него нет такого желания, такой потребности. Сверстники и их игры ему безразличны.

Если к нему подбегает другой малыш, спрашивает о чем-то, предлагает поиграть, ребенок молча отходит в сторону. Он покинет песочницу, если туда нагрянут другие дети. Он не станет кататься на карусели, если к нему кто-то подсядет. Он либо встанет и уйдет, либо пересядет на другие качели.

Мама мальчика в панике. Она уже прошла всех врачей. Неврологи, психологи и даже психиатр… Все в один голос уверяют, что ребенок здоров. По уровню своего развития опережает норму. Все хорошо.

Но тогда в чем причина? И как с этим бороться? Или, в принципе, не бороться? Если мальчику комфортно в одиночестве, то это его выбор.

Мама перелопатила горы литературы. Дошла до того, что всерьез увлеклась темой детей-индиго. Оказывается, это им свойственно стремление к одиночеству. Они не видят в обычных детках достойных товарищей.

Лично я даже не знаю, как бы вела себя в такой ситуации. Я предложила приятельнице не переживать раньше времени. Скоро ее сын пойдет в садик, буквально через пару недель. Кто знает, может быть, нахождение в обществе поменяет его взгляды?

Тем более что детишкам свойственно кардинально меняться. Так, отъявленные шалопаи становятся паиньками, а тихони начинают крушить все вокруг и изводить родителей своей активностью.

Мама соглашается со мной, но на детской площадке опять пытается втянуть сына в игру с другими детьми. И опять терпит фиаско. Она очень боится, что ее сын вырастет нелюдимым, замкнутым, одиночким. Ее страхи понятны.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Отсутствие общения между родными людьми – это неприятное явление, которое часто становится причиной для разрушения отношений в семье. Поэтому родители бесконечно правы, когда обращают внимание на эту проблему и хотят разобраться в том, почему ребенок не хочет общаться.

Прежде всего, в этой проблеме виновными могут быть обе стороны. При этом, решать ее нужно взрослым, обладающим большим опытом и знанием. Каковы же причины того, что ребенок не хочет общаться с родителями?

  • Отношение взрослых к взаимному общению. В том случае, если вся инициатива родителей заключается в вопросах «Ты уроки сделал?», «Что ты получил», «Что ты ел?», то им трудно рассчитывать на наличие интереса к данному способу общения. Такие темы ребенку не интересны, а если их озвучивают каждый день даже без вариантов, то повторяющиеся вопросы начинают вызывать отторжение и неприязнь.
  • В том случае, когда получив от ребенка информацию, родители используют ее для того, чтобы отругать или наказать ребенка или доносят полученные сведения посторонним лицам, то доверие ребенка разрушается и в следующий раз будет сложно ожидать правдивых ответов на вопросы
  • Если авторитет родителей подорван в глазах ребенка, т.е. он был свидетелем не совсем порядочных действий родителей, то вряд ли он выберет их в качестве поверенных своих тайн. При этом не надо забывать, что восприятие у детей имеет склонность к максимализму, т.е. вполне невинные ложь или неискренность они могут расценить как предательство.
  • Ребенок что-то осознанно скрывает от родителей и чтобы не проговориться о своем проступке или о запретном знании, он осознанно старается свести общение к минимуму.
  • У ребенка неприятности в коллективе, с друзьями, первая любовь и он не хочет посвящать в это родителей, ожидая от них нежелательной реакции.

В любом из этих случаев необходимо, прежде всего, понять причины того, почему же ребенок не хочет общаться , а затем уже выбирать оптимальную линию поведения. Пересмотрите свое отношение к интересам ребенка, задавайте те вопросы, на которые ему хочется отвечать, сами рассказывайте ему о своих проблемах, общайтесь на отвлеченные темы, интересные обеим сторонам. Если это не помогает, то вызовите ребенка на откровенность, узнайте причины его сдержанного отношения. Если виноваты, не стесняйтесь попросить прощения. И, главное, стройте отношения на равных, а не принципу «начальник-подчиненный».

Похожие публикации