Советы педагога: как выбрать игрушки для ребенка. Как выбирать детские игрушки? Инструкция для родителей

Сегодня на полках детских магазинов огромное количество товаров. И я часто вижу, как взрослые теряются при выборе игрушки, а консультанты либо просто некомпетентны, либо нацелены на продажу более дорогой игрушки. О том, как правильно выбрать игрушку ребенку, игрушку, которая поможет ему расти, развиваться, вдохновит на самостоятельную и совместную деятельность, мы поговорим в этой статье.

Выбирая полезную игрушку для детей, обратите внимание на следующие свойства:

Игрушка должна располагать к активному действию.

Стоя у прилавка, возьмите игрушку в руку и представьте, что с ней можно сделать: катить, кидать, извлекать звук, собирать, использовать вместе с другими, создать что-нибудь? Если вы не можете найти хотя бы два возможных действия – оставляйте вещь на полке. Заметьте, что у очень многих игрушек всё действие сводится к «нажать на кнопочку» — это плохой товарищ в развитии ребёнка, ведь малышу ещё нужно разобраться в реальных причинно-следственных связях, со свойствами предметов и их возможностями.

Помните «Двое из ларца, одинаковых с лица», которые за Вовку в Тридевятом царстве конфеты и пирожные доставали, а потом за него и ели? Также обстоит дело с подобными игрушками – при нажатии на кнопку они играют «сами в себя».

Многофункциональность и простота.

Если у игрушки строго ограниченный набор функций, то мы уже не можем назвать ее игрушкой для развития мышления, так как она не предоставляет ребёнку возможности для роста. Например, что можно делать с тщательно проработанным до мельчайших деталей детским утюгом? Водить его по ткани – всё! А вот если взять кирпичик из конструктора – его можно преобразовать и в тот же утюг, и в машинку, и в многоэтажный дом для миниатюрного города. Или вот, например, очень натуралистичный резиновый бутерброд – много ли они добавит в игру, если всё, что с ним можно сделать – это просто положить? Другое дело, если это у ребёнка есть набор для лепки, из которого он может сам слепить необходимые продукты, их нарезать, а потом ещё и превратить некоторые из них в посетителей кафе, которые это всё и будут кушать.

В нашем доме с появлением «Лего» вообще отпала необходимость что-либо покупать, всё ведь можно было создать самим!

Говоря о многофункциональности, хотелось бы оговориться о «шедеврах» типа слоника на колёсиках и с рулём, который одновременно является сортировщиком и телефоном. Это просто уловка для родителей, которые надеются, что ребёнку понравится хоть какая-то часть из предложенного, а на деле лишь обескуражит малыша и будет валяться в одиночестве, непонятая. Если вам нужна игрушка для развития воображения, мышления, способствующая формированию причинно-следственных связей, то стоит обратиться к существующим с незапамятных времён мячам, кубикам, конструкторам и природному материалу и другим многофункциональным игрушкам.

А вы знали, что на почётном месте в Американском Национальном музее славы игрушек стоит…пустая картонная коробка?

Связь с реальным миром.

Издревле одним из важнейших предназначений игрушки было подготовка к встрече с большим миром и взрослой жизнью. И сейчас, как и сотни лет назад, малыши предпочитают играть с маминой кухонной утварью и папиными инструментами, в то время как яркие «развивающие игрушки» остаются невостребованными. И специалисты рекомендуют поощрять такие игры – ведь это не просто забавы, а процесс познания и приобщения к семейным делам. Поэтому всегда выбирая игрушку в магазине, проверяйте: а можно ли заменить её реальным предметом? Не стоит покупать дочке пластмассовые «наборы юной хозяйки», с игрушечным веником и совочком в комплекте – зачастую они просто не удобны, и не обладают свойствами модели (например, ворс веника не гнётся). Лучше зайдите в хозяйственный магазин и там купите настоящие веник и совок размером поменьше.

Выбирая игрушку, представляющую собой модель какого-то предмета или животного, обратите внимание на то, чтобы они обладали основными чертами модели без особых искажений: машинка должна уметь катиться на колёсах, но у неё не должно быть глаз или ушей (если ваш ребенок не поклонник мультфильмов про говорящие машины); у животных должны быть все соответствующие реальным части тела и естественный цвет. Уродливые и неестественные игрушки не просто искажают представление малыша об окружающей действительности, они способны испортить только зарождающийся эстетический вкус ребёнка.

Очень важно учитывать возраст ребёнка и помнить, освоение каких действий стоит в зоне его развития. В ближайших статьях мы поговорим о том, как выбрать игрушку для детей разного возраста.

Безопасность детских игрушек.

Безопасность превыше всего, когда дело касается детей. До трёх лет – никаких мелких непрочно закреплённых предметов на игрушке, острых и необработанных краёв. Даже в дошкольном возрасте стоит отказаться от игрушек с мелкими магнитами, так как они чрезвычайно опасны при попадании в кишечник, а выглядят маленькие блестящие шарики порой ну очень привлекательно. В любом возрасте стоит внимательно относиться к материалу, из которого сделана игрушка, так как в последнее время встречается много случаев содержания очень токсичных веществ в игрушках даже для совсем малышей. Удостоверьтесь, что у игрушки нет сильного запаха, а цвет выглядит натуральным и стойким. Избегайте товаров китайского производства. Проверяйте наличие на упаковке сертификата качества.

И самое главное.

Задавая себе вопрос «Как правильно выбрать игрушку ?», всегда помните, для чего она нужна, что вы хотите донести через неё. Покупая игрушки вместе и подходя к этому обстоятельно, вы можете научить малыша быть сознательным покупателем в будущем. А создавая и переделывая игрушки своими руками, вы доносите до ребёнка идею того, что деньги – не главное, и всё богатство в наших умах и руках. Если же вы ищете игрушку, которая могла бы выразить вашу любовь (возможно, в очередной раз), не забывайте, что главное — не сам предмет, а то, насколько он поможет вам сблизиться и провести совместное время с удовольствием – возможно, всё необходимое у вас уже есть дома. Ведь как во взрослом, так и в детском мире самые лучшие на свете вещи – это вовсе не вещи.

Сегодня из-за огромного разнообразия и объема предлагаемого в продаже выбора игрушек найти нужный подарок становится все труднее. Специалисты интернет-магазина «Дочки-Сыночки» предлагают вам ознакомиться с обзором рынка игрушек, который поможетлучше ориентироваться в представленном ассортименте.В качестве основного классификационного критерия предлагается использовать возраст ребенка. В данном обзоре Вы найдете необходимую информацию, какими должны быть игрушки для детей основных возрастных групп.В качестве примеров будут использоваться товары, пользующиеся наибольшей популярностью у наших покупателей и представленные на сайте магазина.

Игрушки для новорожденных (от 0 до 6 месяцев)







К этому классу игрушек предъявляются особые требования, продиктованные соображениями безопасности. Именно они очень часто оказываются во рту несмышленышей, и потому должны быть изготовлены из не содержащих токсичных веществ материалов (включая окрашивание). Мама должна иметь возможность легко их мыть, и даже кипятить при необходимости.

Товары для этой возрастной группы должны иметь нейтральный вкус и мягкую или упругую консистенцию.Не следует покупать предметы, имеющие съемные (или легко отрываемые) мелкие детали, которые могут быть проглочены ребенком.

Игрушки не должны иметь острых или сильно выступающих твердых деталей, способных повредить малышу при неловком движении. Нежелательны завязки, исключаются затягивающиеся петли.

Игрушки для новорожденных должны иметь яркую привлекательную окраску, состоящую из входящих в спектр чистых цветов. Если игрушки издают звуки, хорошо, чтобы они были приятными и негромкими.

Современные производители все больше внимания уделяют комфорту родителей. Они создают целые игральные комплексы, заботясь об отдыхе и развитии ребенка, а также о свободном времени для его мамы.

В качестве наиболее наглядного примера можно привести люльку-баунсер (3 в 1) компании TINY LOVE, в которой ребенок может спать, автоматически укачиваться или играть, тем самым предоставить маме немного свободного времени. Очень популярен и коврик для младенцев «Солнечный денек» или «Остров поющей обезьянки» той же фирмы, представляющий собой удобно обустроенное место для бодрствующего новорожденного, оснащенное набором закрепленных в доступной близости безопасных игрушек и материалов различной фактуры для познания малышом. Очень популярным товаром и хитом продаж является мобиль «Мечты о бабочках» от Fisher Price, который крепится на кроватку или стол. Благодаря устройству, малыш может наблюдать за игрушками, следить глазками за их движениями, что очень важно для его развития. Кроме того, в данной модели предусмотрена музыка с разными мелодиями, которые успокоят кроху, и проектор (с его помощью маме будет легко ориентироваться в комнате во время ночного кормления, а приглушенный свет не будет раздражать глаза малыша). В комплект также входит пульт управления. Когда малыш вырастет, мобиль можно будет использовать в качестве ночника или светильника на столе.

От 6 до 12 месяцев




Научившись сидеть и ползать, малыш приобретает большую подвижность. Теперь его интересуют все предметы, попадающие в круг его досягаемости. Имеет смысл окружить его кубиками, пирамидками, мягкими куклами и зверушками, мячиками и так далее. Отличным решением для этого возраста может стать развивающий коврик «Тропическая саванна» или «Африка» от BRIGHT STARTS, создающие безопасные условия для малыша и комфортные – для его мамы. Набор подвешиваемых на гибкие оси комплекса игрушек может постоянно меняться, расширяя познания малыша.

Очень полезны развивающие игрушки – сортеры, представляющие собой емкость с отверстиями различных размеров и очертаний и набор деталей, имеющих соответствующие этим отверстиям форму. Играя с ними, малыш учится распознавать типы и габариты предметов.

От года до двух лет




В этом периоде активность ребенка резко возрастает, а область досягаемости расширяется. Он охотно играет с игрушками, имитирующими окружающий мир. Куклы, мягкие звери, машины — ограничений практически нет. Очень востребованы книжки с яркими реалистичными картинками, напечатанные на картонных листах, которые невозможно (по крайней мере, трудно) порвать.

Отлично подойдут первые интерактивные игрушки. Например, FURBY или Бани, которые ведут себя как живые существа. Наборы кубиков и простейшие конструкторы, традиционные наборы для игры в песочнице, выполненные в рост ребенка безопасные транспортные средства – перечень игрушек для детей этого возраста безграничен.

Свыше двух лет




С точки зрения игрушек дальнейшее взросление ребенка трудно уложить в заданные рамки. Родителям придется приобретать более сложные конструкторы, более «продвинутые» трансформеры и более «навороченные» интерактивные устройства. Полезно вводить в обиход «профессиональные» наборы, дающие возможность играть в доктора, учителя или повара.

Очень интересны комплекты, развивающие творческие способности детей, например, такие как игровой набор «Праздничный торт» или «Доктор зубастик» от PLAY-DOH, частично механизирующие процесс лепки из пластилина.

Алгоритм выбора

Выбор предлагаемых в продаже игрушек для детей дошкольного и школьного возраста бесконечен. Специалисты интернет-магазина«Дочки-Сыночки» рекомендуют при выборе подарка для ребенка пользоваться приведенным ниже перечнем параметров.

  1. Возраст ребенка.Ориентироваться в этом случае достаточно просто, практически все производители указывают на упаковке диапазон лет, в течение которого предлагаемая ими игрушка может заинтересовать пользователя. Опережать время не стоит,сложность игры должна соответствовать возрасту.
    Существуют игрушки, не имеющие срока давности и использующиеся в течение всего периода взросления. Речь идет о мягких игрушках или куклах, привязанность к которым сродни любви. Известны случаи, когда ребенок не может заснуть без старого потрепанного любимца. А иногда плюшевый медвежонок продолжает спать со своей хозяйкой вплоть до ее замужества. Родителям стоит внимательно относиться к таким «членам семьи» и оказывать им должное уважение.
  2. Пол ребенка- это, скорее, дань традиции, отдающей кукол девочкам, а транспорт и оружие — мальчикам. В действительности же дети обоих полов охотно играют в любые игры, и подавляющее большинство игрушек подойдут как для тех, так и для других.
    Тем не менее, хорошие производители нередко учитывают гендерный аспект воспитания и создают примерно равные по уровню игрушки, но ориентированные на различные интересы детей. Например, компания LEGO производит конструкторы для девочек (домик для принцессы) и для мальчиков (гоночный автомобиль или экскаватор).
  3. Характер игры. С точки зрения этого критерия игрушки подразделяют на два класса. В первом случае для их использования требуется несколько человек. То есть игроками становятся также друзья или члены семьи ребенка. Пример – игры от HASBRO GAMES «ОзорнаяЧики» или «Гол Крокодильчика».
    Во втором случае подразумевается самостоятельная игра, не требующая помощи родителей (головоломка»PerplexusOriginal», 100 барьеров от SPIN MASTER). Первые имеет смысл дарить детям, у которых есть братья или сестры.
  4. Разнообразие. Рекомендуется обеспечивать ребенку возможность заниматься разноплановыми видами деятельности. То есть покупать игрушки различной направленности. Это могут быть настольные игры (такие как «Монополия» от HASBRO GAMES) или подвижные (как «Светлячки» или «Мышеловка» от того же производителя). Невозможно переоценить значение конструкторов от Знатока, LEGO или NanoBlock.
    Современный мир игрушек дает возможность развить у ребенка любые навыки. Малышам лучше дарить наборы, изначально укомплектованные всем, что может понадобиться в игре. Например, игровой набор «Рок-концерт» или «Хрустальный замок» от MY LITTLE PONY. Дети постарше могут собирать необходимое для игры самостоятельно, получая первое представление об экономической целесообразности.
  5. И, наконец, самым важным критерием выбора игрушек, по мнению наших специалистов, следует считать качество товара. Этот параметр достаточно сложно отследить, особенно в тех случаях, когда игрушка приобретается в упаковке.
    Чтобы не ошибиться с выбором, рекомендуется отдавать предпочтение игрушкам от проверенных брендов, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке.
  6. Еще одним критерием может служить имидж магазина. Нередко добросовестные поставщики товаров для детей, дорожа своей репутацией,самостоятельно проводят отбор продукции. Онипредлагают к продаже только те товары, которые соответствуют установленным в отрасли показателям добротности и безопасности. Именно на этих принципах основывает свою работу магазин «Дочки-Сыночки».

То, без чего не обойтись

Отдельного разговора заслуживают игрушки, традиционно удерживающиеся в ТОПе продаж. Справедливо будет отнести к ним, во-первых, все те игрушки, которые неразрывно связаны с понятием «Детство». Во-вторых, к ним следует добавить новые разработки производителей, формирующие мир современных детей. Каждую из этих категорий мы посчитали нужным рассмотреть отдельно.

Опрос покупателей

Вопрос: Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать игрушки для новорожденных?

Ответ 1. Прежде всего – безопасность. Мой малыш все тянет в рот, поэтому я покупаю погремушки от Chicco. Я уверена, что их можно кусать и сосать сколько угодно без вреда для здоровья. К тому же я могу их всегда прокипятить для верности.

Ответ 2. Мы хоти купить детский развивающий коврик, вот выбираем как раз. Очень удобно, можно оставить ребенка играть и не бояться, что он упадет, простудится или сунет в рот что-нибудь опасное. Плюс перед его глазами можно вешать яркие красивые игрушки.

Ответ 3. Я полагаю, что таким маленьким детям нужны яркие пластиковые игрушки, которые привлекают внимание и сделаны из неядовитых материалов. Покупать нужно только те погремушки, которые производят известные фирмы, чтобы быть уверенным в их безопасности. Китайским я бы доверять не стал, говорят, что красители могут быть ядовитыми, а речь ведь идет о самых беззащитных малышах.

Ответ 4. Какими качествами? Должны привлекать внимание, то есть быть яркими, пищать или греметь. Ну и неопасными, если попадут ребенку в рот, то есть из хороших материалов: экологической пластмассы, дерева или очищенной резины. Ничего острого или режущего, конечно. Ну и вообще за новорожденными смотреть нужно.

Куклы




Переоценить роль куклы в воспитании дочки невозможно. Пожалуй, это одна из самых разноплановых игрушек, позволяющая приобрестиглавные человеческие навыки. Куклу кормят, лечат, учат, воспитывают, возят накурорт или пикник, причесывают и обшивают. Для нее строят дома и дачи, обставляют комнаты и спортивные залы, покупают домашних питомцев.

Поэтому кукольный мир заслуживает пристального внимания родителей. Эти игрушки должны быть качественными, то есть способными выдержать долгое интенсивное использование, не потеряв своей привлекательности.

Сопутствующие кукольные товары также весьма разнообразны. Можно приобрести все, что необходимо вашей «внучке» — от кукольной коляски до игрушечной кухни от SMOBY, оборудованной кранами с водой, «действующей» плитой и вытяжкой. При покупке мебели или сервиза для кукольного дома рекомендуется соизмерять их размеры с величиной проживающих в вашей семье кукол.

Социологи бьют тревогу: современные девочки сменили свои предпочтения. Кукла Барби перестает быть самым желанным подарком, уступая свое место более агрессивным аналогам, появившимся благодаря возросшему влиянию Сети.

Мягкие игрушки




Это второй по значимости класс любимцев. Рекомендуется «заводить» мягких зверей такого размера, который сопоставим с возрастом ребенка. Не следует дарить новорожденному огромного медведя, которого он сможет сдвинуть с места только через несколько лет.

Выбор звезд

Многие взрослые сохраняют привязанность к игрушкам. Телеведущая Анфиса недавно призналась, что не расстается с огромной розовой пантерой по имени Башкан. Певица Пелагея не чает души в своем старом плюшевом коте со странным именем Мужик. Также она сообщила журналистам, что, помимо кота, с ней постоянно проживают еще несколько плюшевых медведей.

В пылу откровенности телеведущий и резидент «Камеди клаб» Тимур Родригез рассказал о том, что в детстве всегда спал с плюшевым зайцем. А режиссер Юрий Грымов предпочитает добротные механизмы из фактурных натуральных материалов. Об этом звезды поведали в рамках проекта «Моя любимая игрушка», проводимого Московской международной выставкой-ярмаркой кукол и медведей Тедди.

Машины и механизмы




Этот класс игрушек традиционно ориентирован на мальчиков и чрезвычайно разнообразен. В его рамках можно найти технику любого уровня: вертолеты, автомобили, специальные строительные или уборочные машины и так далее. Многие модели могут с блеском выполнять положенные им функции, например, мусоровоз от «MACK» от BRUDER может собрать мусор с улицы, погрузить его в особый контейнер и спрессовать. Нельзя не вспомнить здесь и об исключительно востребованной разновидности игрушек – радиоуправляемых моделях, способных доставить море удовольствия мальчиками и, как показывает статистика, их папам.

Интерактивные игрушки

В последние годы быстро набирают популярность многофункциональные интерактивные игрушки, правдоподобно имитирующие поведение животных или людей. Они могут иметь различный уровень сложности. Например, интерактивная игрушка «За мной Бани» от OUAPS двигается за держащим пульт ребенком и говорит простые фразы, а кукла «Baby Annabell»(производитель ZAPFCREATION) ведет себя как настоящий младенец – пьет воду из бутылочки, плачет настоящими слезамии сосет пустышку.

По данным Би-Би-Си, предпочтения современных детей смещаются в сторону интерактивных игрушек высокой сложности, способных взаимодействовать со своим владельцем, интернетом и сопутствующими гаджетами. Именно их просит у Санта Клауса подавляющее большинство детей.

Товары для активного отдыха




Эта группа товаров всегда востребована. Санки, велосипеды, самокаты, электрические машины для катания, простейшие тренажеры и прочий ассортимент продукции, предназначенной для занятий спортом. Рекомендуется выбирать надежные устройства, соответствующие возрасту ребенка. Разумеется, важно соблюдать преемственность. То есть переходить от более простых устройств к более сложным (от трехколесного велосипеда к двухколесному, например).

Советовать покупающему подарок для своего ребенка – дело нелегкое, поскольку подобный выбор всегда очень индивидуален. Однако есть общее правило – игрушки должны быть качественными. Вред, который может принести плохая (ядовитая, уродливая, опасная и так далее) игрушка не может быть возмещен ничем.

Для того чтобы избежать этого, следует приобретать игрушки в проверенном месте. Лучшим решением следует считать магазины, специализирующиеся на продаже детских товаров. Вся предлагаемая детскими магазинами продукция имеет необходимые сертификаты качества и санитарной безопасности.

Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Леонович Юлия

Выводы

Основываясь на данных проведенного анализа, специалисты интернет-магазина «Дочки-Сыночки» предлагают руководствоваться основополагающими принципами: при выборе игрушек для детей младше двух лет главным принципом следует ставить безопасность (этой цели должны быть подчинены все характеристики покупки: размер, вес, качество материалов, форма, наличие опасных деталей (острых или мелких деталей, самозатягивающихся завязок)). Игрушки для дошкольников и школьников следует покупать, сообразуясь с их возрастом и интересами (предпочтение следует отдавать качественным изделиям, произведенным известными в своей области брендами). Рекомендуется заботиться о том, чтобы игрушки были разнообразными и содействовали разностороннему развитию ребенка.

Для того, чтобы игрушка проявила себя более эффективно, ребенок должен использовать весь набор предполагаемых обучающих функций, в первую очередь, игрушку надо выбирать соответственно возрасту. Игрушки отличаются друг от друга по возрасту ребенка.

Для детей первого полугодия жизни игрушки должны обладать сенсорной яркостью (зрительной, осязательной, слуховой привлекательностью). Говоря простым языком, малышу должно быть приятно трогать такие игрушки, смотреть на них, слушать. Зрение у новорожденных слабое, он способен разглядеть небольшие предметы вблизи, поэтому, не рекомендуется играть с детьми до двух месяцев низко наклоняя над ними голову. Игрушки также не должны превышать размеров головы ребенка. Также, крайне нежелательно для младенческих глаз, чтобы в поле зрения ребенка постоянно попадали предметы слишком больших размеров. Также следует выбирать игрушки ярких теплых цветов.

К 4-6 месяцам стоит приучить младенца и к другим цветам радуги, что обусловлено тем фактом, что дети начинают цвета различать последовательно. Сначала желтый, потом оранжевый и красный, синий и зеленый, холодные цвета появляются позднее, в последнюю очередь появляется фиолетовый. Для самых маленьких выбирайте игрушки с ровными гладкими краями, без выступающих острых углов и легко отделяемых мелких деталей. Напряжение в электрических игрушках не должно превышать 12 В. Окраска должна быть стойкой к слюне, поту, влажной обработке. На третьем месяце ребенок начинает следить за игрушками, которые используются взрослым. Малыш следит за "перемещениями" игрушки, слышит ее звучание. Необходимо, чтобы малыш следил за движениями игрушки влево и вправо, поворачивал головку, учился смотреть и видеть. Ориентировочное прослушивание развивает восприятие ребенка и доставляет малышку огромное удовольствие, поэтому лучше всего, если игрушка будет звучать. Например, мобиль, благодаря которому над кроваткой движутся веселые и разноцветные персонажи под спокойную мелодию.

2-3 месяца - 1 год. С помощью взрослого ребенок учится манипулировать предметами, что является ведущей деятельностью для данного возрастного периода. Прежде всего, для этого необходимо, чтобы мама и члены семьи обращались с младенцем так, будто он должен включиться в игру. Взрослые втягивают ребенка в общение с помощью игрушки, малыш, реагируя на звук, поворачивает на него головку и находит игрушку взглядом. Любимая игрушка может появиться у ребенка и в три месяца. Чтобы ребенок активно развивался, когда он бодрствует, рядом с ним всегда должна находиться игрушка. Достигнув трех месяцев, ребенок начинает смотреть на подвешенные игрушки, хватать и тянуться к ним, что формирует координацию, развлекает малыша, формирует координацию. Главное, чтобы у малыша были в этом возрасте легкие разноцветные пластмассовые звучащие погремушки, которые нужно постоянно мыть. Попробуйте предложить бумагу с мягким краем, она шуршит, меняет форму. Книжки - игрушки понравятся малышу в 4-5 месяцев, можно раскладывать и складывать, разглядывать, вместе со взрослым разглядывать рисунки, показывать пальчиком разноцветные картинки. Малыш может и попробовать книжку на вкус - в этом случае переключите его внимание на что-нибудь другое. Кроме погремушек младенцу частенько дарят мягкие и металлические игрушки, с которыми стоит подождать, ведь металлическая игрушка может нанести ребенку травму, а мягкую игрушку нужно постоянно держать в санитарном состоянии. Мягкие игрушки рекомендовано дарить к году и научить нежному с ними обращению, мягкого мишку необходимо вместе с ребенком погладить, обнять, уложить спать. Однако, на пластмассовых погремушках дело не заканчивается. Ребенку также понравятся разные резиновые пищащие игрушки, это могут быть разные звери, куклы. С такими игрушками можно устраивать простые игры, например, прятки. Взрослый спрашивает у младенца, где находится та или иная игрушка, а ребенок ищет глазами предмет, находит его, тянется или может просто смотреть. Для детей от полугода необходимо также развитие двигательного взаимодействия с игрушкой, возможность произвести действие и получить результат. В это время ему наиболее интересны так называемые развивающие центры, части которых можно покрутить, потеребить, извлекая при этом разные заманчивые звуки.

В 1,5 - 3 года ребенку необходимы новые игрушки, в это время ведущей становится предметная деятельность. Ребенок начинает осваивать соотносящие действия, то есть, придает предметам пространственное положение, например, ребенок с удовольствием будет собирать пирамидки и матрешки, строить домики из кубиков, закрывать коробки крышками, играть с игрушками, которые разбираются и собираются. В то же время, такие действие требуют от малыша еще и учитывать свойства предметов. Например, чтобы правильно построить пирамидку, ребенок должен учитывать размер колец пирамидки, а иногда и их цвет. Детям очень нравятся такие операции с предметами, но на первых этапах ваше чадо будет нуждаться в вашей помощи, ведь он еще не может сам сложить сложный предмет из его частей. Сначала ребенку необходимо показать, как собрать пирамидку, как построить из кубиков дом. Такие операции также развивают мелкую моторику, и ребенок в свою очередь может выполнять движения, требующие развитой координации движений пальцев. В этом отношении очень полезны игры с пластиковыми блоками "Лего" или с мозаикой.

Для развития малыша очень важны любые перечисленные игры, игры-вкладыши, пирамидки, кубики и конструкторы с большими деталями. Приблизительно с двух лет ребенок начинает интересоваться игрушечными животными, куклами. На этом этапе появляются любимые, значащие для ребенка, вещи, любимые игрушки, которые помогают преодолеть трудные моменты для ребенка, например, разлуку с мамой или поступление в детский сад. На этом этапе научите ребенка качать куклу, возить ее в коляске, укладывать и кормить. Все эти процесса научать ребенка покровительству, проявлению заботы, сопереживанию. Поскольку такая игрушка может стать лучшим другом для ребенка на многие годы, то просто необходимо, чтобы она была сделана из хорошего материала, была красива и прочна. В этом же возрасте ребенок осваивает орудийные предметы, такие как:

  • ложки
  • чашки
  • совочки
  • лопатки
  • карандаши.

Чтобы освоить такие действия, от ребенка требуется коренная перестройка движений рук, что имеет большое значение для психического развития. При этом не так важен результат, как усвоение принципа употребления какого-то предмета. Например, если ребенок зачерпнул совочком песок, то неважно, что в ведерко попала лишь малая часть, важно, что малыш усвоил технику употребления нового орудия. В раннем возрасте ребенок собирает и хранит различные природные материалы: шишки, семена, палочки, камешки и др. Эти материалы могут быть наделены различным значением, кроме эстетического. В таком возрасте ребенку нравится работать с разными материалами, гладкими, шершавыми, мохнатыми. Для этого используются книжки, имеющие разные на ощупь страницы. С этого же возраста дети начинают интересоваться материалом, вода, песок, крупа, снег, пластилин, фасоль, пуговицы. Ведь именно в это время ребенок осознает, что может создавать творения карандашами, мелками, красками Большое значение и широкое распространение получили так называемые, развивающие игры и игрушки: конструкторы, разные шнуровки, паззлы. Такие игрушки сделаны специально для того, чтобы развивать различные психические функции: память, внимание, восприятие, моторику. Дети любят такие игрушки, однако, обязательно необходимо предлагать свою помощь в случае возникновения трудностей, иначе ребенок потеряет интерес, сталкиваясь с одними и теми же сложностями. И такие развивающие игрушк не должны замещать куклы и машинки для сюжетных игр.

В 3-4 года малыш начинает играть в ролевые игры, в которых ему нужны будут звери и куклы, это относится и к мальчикам, и к девочкам. В качестве игрушек подойдут игры-вкладыши, когда нужно в дощечку с контурами вложить фигурки, подходящие по контурам. Понравятся детям и мячи, кольца, набрасываемые на штырек, простые конструкторы. Лучше избежать "лего" и подобных конструкторов, где детали прочно скрепляются между собой, пока ваше чадо не научилось строить из простых кубиков, сначала деревянных, а потом - пластмассоввых. Использование при строительстве деревянных кубиков требует моторных навыков и планирования, ведь в противном случае, задуманная конструкция развалится. Приступая сразу к "Лего" у ребенка не приобретет навыков соотношения частей и удержания равновесия.

В возрасте 4 - 5 лет самое время для разнообразных конструкторов, мозаик, которые предоставляют возможность для развития фантазии и творческого потенциала ребенка. Он все еще интересуется играми с зверюшками и человечками, поэтому, важно, чтобы таких игрушек было много, ребенок будет играть с ними в школу, зоопарк, город. В этом случае ребенку необходимы наборы для сюжетных игр (скотный двор, ремонтная мастерская, причем что-то можно купить, а что-то сделать своими руками из подручных материалов). Постарайтесь выбирать универсальные игрушки (сложно играть с лошадкой, застывшей в беге - такие игрушки имеют свой собственный сценарий и ограничивают возможности игры).

После 6 лет игрушки и игры становятся очень реалистичными. Ребенка интересует сходство модели и оригинала, функциональность игрушки. Очень нравятся детям сложные мелкие конструкторы, особенно с использованием батареек и электричества. Девочки стремятся точно моделировать взаимоотношения взрослых с помощью кукол и аксессуаров к ним. Выбор игрушки Выбирая куклу или мягкую игрушку, обратите внимание на материал, из которого она сделана. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции у детей, а шершавые, холодящие материалы вызывают чувство отторжения у многих. Важное значение имеет также соотношение размеров головы и тела игрушки. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза вызывают у ребенка покровительственное отношение. Желательно, чтобы кукла могла сгибаться, чтобы ее можно было раздеть, она не должна быть слишком роскошной и дорогой. Для кукол также потребуется посуда, мебель и т.д Приобретая зверушек из искусственного меха, необходимо обратить внимание на прочность его крепления к основе.

Игрушки не должны линять. Следует проверить и крепость швов - плохо, если из игрушек вылезает набивка. Надо хорошенько изучить и прощупать выбранную игрушку, чтобы в ней не оказалось никаких острых включений, которые могут поранить ребенка. Пушистым и матерчатым животным форма иногда придается за счет засыпанного в них гранулированного материала. Под внешней поверхностью игрушек, содержащих гранулы размером менее 3 миллиметров, непременно должен быть еще один слой ткани, прочно прошитый швами. Если внутри игрушки поролон, то первые полгода этот материал ведет себя дружелюбно, потом начинает разлагаться и выделять ядовитые вещества. Лучшим материалом является синтепон. Такая игрушка очень мягкая, хорошо стирается и достаточно долго держит форму. Массивные и крупные игрушки могут представлять опасность для малышей. По существующим нормативам их вес не должен превышать 400 граммов для детей до семи лет. Слишком большой и тяжелый игрушечный зверь может придавить ребенка, упав на него. И если игрушка в это время закроет лицо малыша, у него не хватить сил ее сдвинуть и он может задохнуться.

Подбирая подарок малышу, имейте в виду, что маркировка безопасной игрушки должна быть на русском языке и содержать такую информацию:

Возрастные ограничения (к примеру - от 3 до 5 лет);

Страна, организация-изготовитель;

ГОСТ 25779-90;

Предупредительные надписи;

Инструкции по уходу за игрушкой;

Значок Госстандарта, а под ним две цифры и две буквы - обозначения того, что игрушка протестирована в специальных лабораториях.

Упаковка игрушки должна быть безопасной для ребенка; яркой и интересной; должна легко открываться. Большинство современных игрушек сделано из различных видов пластмассы, резины, синтетических тканей, металла. Главное, чтобы все эти материалы были сертифицированы и соответствовали ГОСТам. Серьезную опасность для здоровья детей представляют пластмассовые изделия из поливинилхлорида (ПВХ). После того как их запретили во многих странах, подобная продукция стали попадать к нам. Маркировались игрушки из ПВХ треугольником со стрелочками и цифрой "3" внутри.

Изделия из ПВХ можно "вычислить" по белесой полосе, оставляемой при царапинах. Лучше, чтобы игрушки были снабжены возрастной маркировкой. Возрастные ограничения связаны как с безопасностью, так и с функциональностью (игрушки с резкими звуками могут напугать, длинный мех способен попасть в дыхательные пути, большую игрушку ребенок может просто не поднять и.т.д.) Следует обращать внимание и на уровень, и на вибрационные характеристики звука различных музыкальных игрушек. Предельный уровень звучания игрушек в закрытом помещении должен быть в соответствии со стандартом менее 65 децибел. Даже погремушка должна иметь звук, не пугающий маленького ребенка. Гарантией того, что все необходимые гигиенические требования, которые предъявляются к детским игрушкам, будут соблюдены, является покупка их в магазинах. Практика показывает, что зачастую на рынках у продавцов нет удостоверений о государственной гигиенической регистрации игрушек. В сертификате гигиенического соответствия продукции обязательно должно быть указано время действия документа (до какого периода) и номер партии продукции. Наибольшие претензии у специалистов по защите прав потребителей - к продукции китайского производства, которая нередко имеет грубые производственные дефекты: нестойкий краситель, царапающие края, несимметричное расположение деталей, заусеницы и трещины. Случается, что при падении или ударе пластмассовый утенок или медвежонок разбиваются, превращаясь в острые осколки.

Ученые, психологи и педагоги убеждены, что неправильно выбранная игрушка может нанести здоровью ребенка непоправимый вред. Вредными считают психологи те игрушки, которые окрашены в черный и красный цвета. Они отрицательно воздействуют на психику ребенка, особенно на психику наиболее чувствительных детей. Вопреки нынешней моде маленьким детям дарить огромные мягкие игрушки психологи тоже не советуют. Детей, а особенно маленьких надо окружать мелкими игрушками: пирамидками, машинками, куклами, фигурками животных. Пока ребенок не получит достаточное представление об окружающем его мире, ему лучше не покупать «мутантов», (фиолетовые слоны, малиновые жирафы). Иначе у ребенка разрушается стереотип нормального восприятия мира. Многие психологи советуют иметь дома игрушки, позволяющие выражать различные эмоциональные состояния (злость, обиду, страх). Это шумовые музыкальные инструменты (барабаны, бубны, дудки), молотки, мячи и кегли, пистолеты и ружья, солдатики, а также животные, ассоциирующиеся с агрессивным поведением: волк, крокодил, дракон. Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку: отравлением токсичными веществами, рецидивами аллергии, травматическими повреждениями. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

Игрушки в жизни детей имеют немаловажное значение и это знают многие. При помощи игр, ребёнок познаёт мир, учится, приобретает какие-то навыки. И не важно маленький это ребёнок, или постарше, даже подросток, ему непременно необходимы игрушки, для правильного и гармоничного развития и вот о том, как их выбирать, мы и поговорим.

Выбирать игрушки следует по нескольким критериям: возраст ребёнка, его пол и ваши цели. Вообще, изначально надо уяснить, что любые, даже маленькие мягкие игрушки привносят большое значение в воспитании и восприятии мира у детей. Кроме того, не бывает неинтересных игрушек. К любой игрушке можно у ребёнка развить интерес и также его погасить.

Кстати, ещё одним критерием при выборе игрушки, является её цена. Обычно этот критерий не связан с потребностями или желаниями, а руководиться в основном возможностями. Сразу нужно сказать, что покупая детские игрушки дешево, не означает - плохо. Цена на любой товар во многом зависит не только и не столько от качества, как от того, насколько распиарена игрушка или её производитель. Можно купить вполне качественные детские игрушки недорого и одновременно не худшего качества, чем распиаренный известный аналог.

Но надо учитывать, что покупая детские игрушки дешево, мы рискуем приобрести товар из некачественного, а порой и вредного материала. Чтобы этого не случилось не надо покупать товар с рук, в не установленных для продажи мест, например метро, у неизвестных людей, даже если они покажут сертификат качества на продаваемые ими детские игрушки. У вас нет гарантии, что этот сертификат подлинный.

Идеально покупать детские игрушки недорого, но в специальных магазинах. Конечно у изделия должен быть сертификат, что он изготовлен из невредных материалов.

Как выбрать игрушки по возрасту ребёнка

Разный возраст — это разные увлечения, помните об этом. Чтобы не попасть впросак с подарком ребенку, мы подобрали несколько вариантов подарков для отличающихся друг от друга возрастных групп.

До полугода

Детки изучают мир визуально, пальпаторно, на слух и пробуя на вкус. Сначала они любят просто бить по игрушке, весящей над ними и наблюдать за её движением, слушать её звук. Ближе к шести месяцам, ребенок пробует схватить игрушки, а потом взять в рот. Соответственно лучшими будут маленькие мягкие игрушки, погремушки и зубные колечки.

До года

В этом возрасте ребёнка больше интересуют яркие, красочные игрушки, издающие звук и, которые можно кусать. Также подойдут маленькие мягкие игрушки, погремушки, музыкальные и клавишные игрушки. Кстати, уже в этом возрасте малыш может учиться элементарным манипуляциям, например нажимать на кнопочки и слушать музыку.

До двух лет и старше

Дети в этом возрасте уже начинают учиться и вот тут им будет очень полезно покупать не просто игрушки, яркие и музыкальные, а развивающие. К таким игрушкам можно отнести любые, которые чему-то учат малыша. Это и собирание пирамидки, и конструкторы с большими деталями (чтобы не проглотил), кубики, пазлы и многие другие. Уже в этом возрасте деткам можно покупать книги с яркими картинками, читать им их и показывать рисунки. Кстати, краски, карандаши и фломастеры - тоже будут интересны детям. По мимо этого деткам можно покупать большие и маленькие мягкие игрушки и уже по гендерному признаку.

Как выбирать игрушки для старших детей

Предпочтение детей старшего возраста основывается не только на их интересах, но и на той основе воспитания, которую заложили вы раньше. Также выбор игрушки во многом зависит от характера и темперамента ребёнка. Выбирать в данном случае надо с ребёнком, обязательно направляя его интересы в правильное русло, но не заставляя, не запрещая и без давления. В любом случае крайне желательно исключить жестокие игры и игрушки.

Как выбрать игрушки по гендерному признаку

Тут всё просто: девочки - куклы, мальчики - машинки. Есть такие игрушки, которые нравятся всем. Например, конструкторы и пазлы. Не думайте, что такие игрушки бесполезны. Вовсе нет. Девочку можно заинтересовать шить одежду для кукол, купить набор для вышивания, бисероплетения и так далее. Мальчиков, можно заинтересовать не просто возить машинки без смысла, а например, собирать машинки, самолётики и так далее.

В целом, выбирать игрушки не сложно. Просто обратите внимание, чем интересуется ваш ребёнок и подумайте, какую он получит пользу от той или иной игрушки.

Источник — http://kidsrkids.ru/

Погремушки, куклы, мячики, машины… Чего только не увидишь в детском магазине: игрушки на любой вкус, цвет и возраст малышей. И это неспроста. Ведь представить детство без игрушек просто невозможно. Именно они позволяют получить детям не только массу ярких и положительных эмоций во время игры, но и съесть очередную порцию еды, отвлечься от «неприятных» процедур, познать окружающий мир, сформировать и реализовать свои творческие способности, выразить чувства.

Знакомство игрушек и детей происходит с самых первых дней их жизни. Сначала малыши лишь любуются этими яркими и совсем непонятными предметами, а затем - учатся держать их в руках, пробуют на зуб, с помощью них создают вокруг себя свой маленький мир, который так похож на взрослый… Игрушки с ними везде и всегда! Вот поэтому, родители, да и все кто их покупает детям, должны помнить о том, что выбор игрушек - это серьезное и ответственное дело, при котором просто необходимо учесть несколько нюансов.

Первое и самое главное правило, которое важно помнить всегда - игрушки должны быть БЕЗОПАСНЫМИ!

Тем более сегодня, когда в свободной продаже находится огромное количество игрушек, которые содержат различные небезопасные вещества, такие как формальдегид, толуол и фенол, вызывающие у детей всевозможные аллергические реакции, повышенную утомляемость и даже влияющие на их центральную нервную систему, а также поливинилхлорид (ПВХ), который неблагоприятно влияет на печень и почки, репродуктивную и иммунную системы. Из-за опасности для здоровья детей подобные игрушки уже запрещены во многих странах мира, однако у нас они находятся в свободной продаже. Узнать их можно по маркировке на упаковке - треугольник со стрелочками и цифрой 3 внутри (кроме маркировки, игрушки из ПВХ можно узнать по белой полоске, оставляемой при царапинах). Наиболее экологическим материалом для игрушек всегда считалось дерево, поэтому и сегодня эти игрушки пользуются большим спросом у населения. Тем более что производители не останавливаются на одном простом, изобретении, а предлагают все более новые и новые изделия: конструкторы, шнуровки, книги, лабиринты, сортеры, кубики, геометрические формы, животные и прочие объекты, которые помогают развивать речь, воображение, моторику и другие жизненно важные функции малышей. Однако, приобретая их, не стоит забывать о том, что способ обработки и дополнительное покрытие дерева может наделить его и негативными свойствам, поэтому надо быть осторожным и отдавать предпочтение именно тем игрушкам, которые изготовлены из натурального дерева, хорошо отшлифованы (не оставляют зацепок) и без покрытия.

Помимо материала, из которого сделаны игрушки, необходимо обратить внимание и на то, что любой предмет в руках ребенка должен иметь гладкие края (быть без острых углов, о которые ребёнок может легко пораниться), а все его детали просто обязаны держаться крепко. Также нужно помнить и о том, что если игрушка окрашена, то краска обязательно должна быть влагоустойчивой, а сама она не должны пахнуть (резкий запах свидетельствует о том, что она вредная для крохи). Не стоит приобретать и игрушки, окрашенные в чересчур яркие цвета, как правило, такие краски содержат ядовитые элементы - кадмий и свинец. Игрушки для детей до трех лет не должны содержать мелких деталей, которые малыш может нечаянно проглотить, а мягкие игрушки обязательно должны быть представлены в индивидуальной упаковке, чтобы на них не оседала пыль и грязь. Помимо этого у мягких игрушек должен быть прочный ворс, набивка, которая не будет лезть и хорошо пришитые глаза и нос (в идеале эти детали должны быть не пуговицами и кнопочками, а вышивкой). При выборе игрушки, которая подразумевает, что ее будут тянуть за шнурок, обязательно необходимо проверить, не скользкий ли он и хорошо ли держится. Для удобства лучше, если на конце будет находиться колечко или шарик, а веревка не будет длинной (чтобы малыш не смог в ней запутаться).

Казалось бы, такие незначительные детали, но именно они могут обезопасить жизнь вашего ребенка!

Второе правило - приобретая игрушки, выбирайте те, которые нужны именно ребенку, а не вам!

Часто папам, независимо от пола ребенка, хочется железную дорогу и крутые машинки, а мамам, чтобы в два года её малыш знал все цвета, говорил, да и вообще был маленьким гением. Покупая игрушки, взрослые зачастую руководствуются именно своими желаниями, а не потребностями своих детей: не понимая потом, почему, пирамидка, которая помогает выработать терпение и координацию движений, способная научить цветам и формам, пылится на полке, а яркая, но на первый взгляд бесполезная машинка-трансформер у соседа Коли вызывает в их малыше бурю эмоций и восторга. Надо признать, что предпочтения детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает красота игрушки, богатство деталей, или описанные в аннотации развивающие возможности. У детей несколько другие приоритеты. Просто покупая их ребенку необходимо помнить о том, что малышу гораздо больше радости и пользы принесут именно те игрушки, которые подходят именно его возрасту и способностям (то, что интересно младенцу, вряд ли заинтересует ребенка трех лет). Но и конечно не стоит забывать о любимых героях мультиков и мега популярных игрушках «эпохи» вашего малыша, даже не смотря на то, что, по вашему мнению, никакой пользы от них нет.

Третье, но не маловажное правило - при выборе игрушки для ребенка не стоит ограничиваться стереотипами и условностями.

Все игрушки делятся на три основных типа: для девочек, для мальчиков и развивающие универсальные. Игрушки для девочек, как правило, характеризуют их занятия в будущем, помогают почувствовать себя в роли заботливой мамы, в качестве полноценной хозяйки. Игрушки для мальчиков стимулируют мужественные стороны, формируют задатки хозяина, привязывают любовь и интерес к техническим предметам. Развивающие игры, как правило, универсальны для всех полов. Если ваш сын просит купить ему куклу, то это абсолютно нормально. Данное увлечение не имеет никакой связи с его последующей ориентацией, как часто думают мамы. Трудно бороться с собственными стереотипами, а еще труднее с чужими. Однако, жестко ограничивая своего малыша, вы сужаете возможности для его нормального человеческого развития. Кукла (или мягкая игрушка) - заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого малыша - не только у девочки, но и у мальчика. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Главное на что стоит обратить внимание, не склонен ли ваш ребенок в процессе игры к жестокости. Одно дело, когда малыш играет с соседями в «войну», приходит домой и нежно заботиться о плюшевом зайчике и другое, если и в играх и в жизни его интересуют в основном моменты, связанные с жестокостью и насилием.

Четвертое – эстетическая сторона игрушки.

Игрушка должна быть привлекательной для ребенка, и ни в коем случае не отпугивать его, вызывать в нем интерес и побуждать его к активной деятельности. Хорошо, когда игрушка вызывает добрые чувства, поддерживает бережное отношение к животным, растениям и, конечно же, к человеку. Недопустимо, если она пробуждает жестокость, агрессивность, безразличие к живому. Помните, что игрушка это средство воздействия, прежде всего на нравственную сторону личности ребенка, способствующее его гармоничному развитию.

Мир детства – это мир ощущений и начало познания окружающей среды, которое формируется от общения с родными и, конечно же, из игры. Поэтому, выбирая безопасные, привлекательные и разнообразные игрушки для своего малыша, вы заботитесь о его будущем.

Похожие публикации