Подростковый период. Девочка становится девушкой

Для девочки 12 лет — это сложный период. Происходят гормональные преобразования в организме. Как помочь дочке пережить этот период, сопровождающимся постоянными стрессами, эмоциями и дерзостью в сторону взрослых?

Когда девочке исполняется 11-12 лет, в ее организме происходят перемены. Щитовидная железа усиленно работает, вырабатывая, необходимые для полового созревания гормоны. Происходит непропорциональный рост тела. Девочка много времени проводит перед зеркалом, рассматривая свой внешний облик.

Родители должны быть осторожными с высказываниями в адрес внешности своей дочери в этом возрасте. Подрастающая красавица может быть обидчивой, раздражительной, дерзкой и непослушной.

Помните : У девочек в 12 лет резко повышается функция коры надпочечников. Поэтому маленькая леди может часто находиться в стрессовом состоянии.

Как помочь девочке преодолеть этот сложный период? Что нужно делать родителям, если их дочь ведет себя резко, и у нее наблюдаются постоянные перепады настроения?

Красивые девочки подростки модели в 12, 13, 14 лет: фото

Очень сложно стать привлекательной в 12 лет, если фигура еще имеет недостатки, на лице много прыщей, а голова забита комплексами. Родители должны отвлечь девочку этого сложного возраста и направить ее внимание на дополнительное образование.

Важно : Пусть ваша дочь занимается танцами или музыкой. Это поможет ей развиваться, удивляя своим талантом сверстников.

Девочке нужно объяснить, чтобы быть принцессой, она должна следить не только за внешностью, но и развивать внутреннюю красоту. Но и ничего плохого нет в том, что она будет подражать красивым знаменитостям, своей маме или просто стильным моделям ее возраста.

Красивые подростки модели в 12, 13, 14 лет:

Красивые подростки модели в 12, 13, 14 лет









Красивые подростки модели в 13, 14 лет





Красивые подростки модели в 12 — 14 лет

Совет : Найдите фото модели девочки с типажом, как у вашей дочери. Скажите ей, что эту девочку считают красивой миллионы людей, а у нее такие же глаза, нос и губы, как и у тебя.

Книги для девочек подростков 12 — 14 лет: список

Несмотря на то, что молодежь меняется, книга всегда будет в моде. Даже появление смартфонов не снизило ее популярность, а сделало только доступнее при помощи чтения в интернете.

Фантастические герои, романтические истории, приключенческие сюжеты — все эти жанры популярные среди подростков. Подростковый возраст — это время бунтарства против устоев общества. Поэтому в список фаворитов попадают книги не из школьной программы.

Так, какие книги будут интересны для подростков 12 — 14 лет? Вот список:

    1. «Гарри Поттер», Джоан Роулинг
    2. «Властелин колец», Джон Р. Р. Толкин
    3. «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкин
    4. «Хроники Нарнии», Клайв С. Льюис
    5. «Над пропастью во ржи», Джером Д. Сэлинджер
    6. «Вино из одуванчиков», Рэй Брэдбери
    7. «Голодные игры», Сьюзен Коллинз
    8. «Сумерки», Стефани Майерс
    9. «Если я останусь», Гейл Форман
    10. «Рони, дочь разбойника», Астрид Линдгрен

Понравится девочке чтение такой книги, как «Школа монстров» Лизи Харрисон и «Часодеи» Натальи Щерба.

Во всех этих книгах решаются глобальные проблемы для ребенка. Одни герои обладают особенным даром, а другие пытаются справиться со злом.

Важно : Прочтение доставит много хороших эмоций, а девочка увлекательно проведет время, что очень полезно для ее психики.

Фильмы и сериалы для девочек подростков 12 — 14 лет



Многих подростков родители не могут заставить читать. Возможно, любовь к книге придет чуть позже, а сейчас можно увлечь девочку интересным фильмом или сериалом.

Важно : Подростки любят смотреть на жизнь сверстников, как складывается судьба героев и какие возникают у них жизненные ситуации. Именно в сериалах девочки подростки ищут ответы на вопросы, которые их волнуют.

Интересные фильмы и сериалы для подростков можно найти в . Мамы и папы могут быть уверены, что если их дочь начнет смотреть такие фильмы с интересным сюжетом и стильными героями, то она уже не сможет оторваться от них, пока не досмотрит до конца.

Игры для девочек подростков 12 — 14 лет



Подростки хоть и считают себя взрослыми, на самом деле, это еще дети. Поэтому часто можно увидеть, что дочь в 12 лет еще перебирает своих кукол и заплетает им косы.

Но есть интересные игры для подростков девочек, которые способны увлечь на длительное время. Например, разрешите вашей дочери взять косметику, которая находится , и пусть она самостоятельно сделает себе макияж. Поможет ей в этом следующее видео:

Видео: Макияж для девочек подростков

Также можно предложить дочери собрать несколько команд из знакомых сверстников и друзей и вместе провести интересный квест. Конечно, в этом должны помогать взрослые, но такая игра приводит в восторг любого подростка.

Видео: «Секретные агенты — квест для подростков от SKILL MATRIX»

Видео: Квест «Ловушка» для детей от 9 до 15 лет

Если ваша дочь любила в детстве играть в онлайн игры, то и сейчас ей понравится одеть, например, Дору подростка. Для девочки это будет интересная ностальгия по прошлому.

Видео: ОДЕВАЛКА Дора — подросток! ИГРЫ для ДЕВОЧЕК онлайн БЕСПЛАТНО! МУЛЬТИК

Помогите устроить дочери вечеринку. Пусть она пригласит друзей и подруг к себе домой. Родители должны придумать конкурсы, приготовить бутерброды и сладкие напитки, а сам праздник будет проведен девочкой самостоятельно, но под присмотром взрослых.

Со своими подругами девочка может провести прикольную «пижамную вечеринку». Она приглашает их к себе домой на ночевку, а подружки берут с собой пижамы и запасаются интересными историями. Девочки рассказывают эти истории всю ночь, или играют в игры, пока их не «сломит» усталость.

Подобное времяпровождение сплачивает подруг, повышается самооценка и их дружба может продлиться даже всю жизнь.

Чем заняться летом подростку девочке 12 — 14 лет, можно ли где подрабатывать?



Чем заняться летом подростку девочке 12, 13, 14 лет, можно ли где подрабатывать?

Каждый подросток ждет летних каникул — времени, когда можно вдоволь отдыхать и развлекаться. Когда первые восторги ребенка пройдут, родители должны подумать, чем заняться летом их подростку девочке 12, 13, 14 лет.

Совет : В первую очередь, необходимо подумать об оздоровлении девочки после тяжелого учебного года. Можно купить путевку в оздоровительный лагерь, на турбазу или просто отправить дочь на загородную дачу.

Но постоянно отдыхать тоже неинтересно, поэтому у родителей часто возникает вопрос: можно ли где подрабатывать ребенку во время летних каникул?

Важно : Поощряйте желание ребенка подзаработать. Благодаря этому он узнает цену деньгам. Также занятость убережет подростка от дурной компании и других глупостей.

Найти работу подростку можно при помощи специальных сайтов, Avito , центра занятости или даже обычной газеты. Школьникам обычно предлагают работу промоутеров в крупных гипермаркетах. Ребенок может расклеивать объявление или вместе со взрослыми производить озеленение города.

Комната девочки подростка 12 — 14 лет: дизайн



Комната девочки подростка 12, 13, 14 лет: дизайн

Для каждой девочки важно, чтобы ее личное пространство было красиво оформлено. Поэтому к дизайну ее комнаты нужно подойти со всей серьезностью.

Совет : Ваша дочь с удовольствием сама выберет обои для стен, дизайн штор и мебель. Не забывайте про функциональность комнаты девочки подростка 12, 13, 14 лет.

Девочка пусть придумает дизайн, а родители и профессиональный дизайнер должны продумать все до мелочей. Обо всех тонкостях создания девичьей комнаты можно прочитать в на этом сайте.

Модная одежда девочек подростков в 12, 13, 14 лет: фото



Модная одежда девочек подростков в 12, 13, 14 лет

Девочка должна чувствовать себя на высоте. Только так она сможет быть уверенной в себе. Мама обязана помочь дочке выбрать красивую одежду, чтобы создать модный и стильный образ.

Какой будет модная одежда девочек подростков в 12, 13, 14 лет в этом году можно увидеть на сайте . Девочка должна в своей одежде чувствовать себя свободно.

Лозунг юной модницы : «Никакого однообразия и серости, только яркий и стильный образ!»

Красивые платья для девочек подростков — летние, вечерние: фото

Часто бывает так, что всей семьей нужно посетить светское мероприятие. Поэтому мама и дочка должны быть одеты в красивые вечерние платья. Если мама может выбрать для себя любой наряд, девочке нужно подобрать одеяние, которое будет нравиться ей самой.

Сейчас в моде расклешенные юбки и платья с юбкой пачкой. Если семья отправляется на торжественный вечер, тогда можно подобрать family look — платье мамы может перекликаться с платьем дочери цветом или принтом.

Купить можно красивое платье для девочки подроства можно в интернет магазине брендовых вещей Ламода и Алиэкспресс .

Какие они, красивые платья для девочек подростков? Летние и вечерние наряды:

















Красивые платья для девочек — вечерние

Купальники для девочек подростков 12 — 14 лет: фото

Девочки в 12 лет становятся очень переборчивыми. Юные красавицы требуют, чтобы при выборе одежды родители советовались с ними. Это касается абсолютно всего — платьев, костюмов, школьной формы и даже купальников.

Купальники для девочек подростков 12, 13, 14 лет должны быть яркими и соответствовать последним тенденциям моды. Главное, чтобы юная особа была довольна своим выбором. Только так она сможет на пляже чувствовать себя уверенно и свободно.

Купить купальник для девочки подростка можно на .

Важно : При выборе купальника обращайте внимание не только на его цвет и принт, но и на функциональность. Этот предмет гардероба должен быть удобным для девочки. Ведь она будет активно двигаться и принимать участие в разных играх на пляже.



Купальники для девочек подростков 12, 13, 14 лет

Купальники для подростков 12, 13, 14 лет Купальники для девочек 12, 13, 14 лет

Купальники для девочек подростков 12 — 14 лет

Стильные купальники для девочек подростков 12 — 14 лет Яркие купальники для девочек подростков 12, 13, 14 лет Красивые купальники для девочек подростков 12, 13, 14 лет Оригинальные купальники для девочек подростков 12, 13, 14 лет

Стрижки и прически девочек подростков: фото



Девочка растет, меняется ее образ, вкусы и предпочтения. Если раньше она любила носить косы и мечтала растить волосы, то сейчас ей хочется изменить имидж.

Важно : Мама должна объяснить дочке, что для изменения образа, необязательно стричь красивые длинные волосы. Существует много стильных причесок в виде современного плетения.

Но, если девочка настаивает на стрижке, тогда стоит помочь ей выбрать прическу, учитывая ее овал лица и типаж. Как сделать красивую стрижку, можно найти в .



Создание прически для девочки подростка — это важный этап. Ведь отражение в зеркале должно ей самой нравиться. Поэтому мама должна уметь , чтобы по первому требованию дочери сделать ей оригинальную прическу на любой случай жизни.

Нужна ли косметика подростку девочке в 12, 13, 14 лет?



Нужна ли косметика подростку 12 — 14 лет?

Многие мамы считают, что девочке в 12 лет пользоваться косметикой не стоит. Такое предостережение небезосновательное. Девочка не должна злоупотреблять декоративной косметикой, так как постоянное ее воздействие может навредить коже и слизистой глаз.

На вопрос, нужна ли косметика подростку 12, 13, 14 лет, можно ответить однозначно — нет. Если девочка хочет все-таки использовать декоративную косметику, тогда она должна быть высокого качества.

Важно : Девочку нужно приучать пользоваться косметикой только для ежедневного ухода. Мама должна рассказать об этом, когда ее дочери исполняется 11 лет.



Соотношение роста и веса девочек подростков 12, 13, 14 лет

У девочек от 10 до 12 лет рост происходит активнее, чем у мальчиков. На этот процесс влияет гормон роста, который начинает активно вырабатываться у девочек в этом возрасте. Мальчики взрослеют в период от 14 до 16 лет — в этот период наблюдается их активный рост.

Важно : После завершения полового созревания, еще может наблюдаться удлинение тела, но все зависит от индивидуальных особенностей человека.

Проследить соотношение роста и веса девочек подростков 12, 13, 14 лет можно в в специально подготовленной статье. В ней можно найти информацию, почему подросток растет больше нормы и как влияет питание и физическая нагрузка на рост ребенка.

Давление девочек подростков 12, 13, 14 лет



Уровень артериального давления у подростков ниже, чем у взрослых. Это объясняется хорошей работой сердечно-сосудистой системы, так как просвет сосудов у детей широкий, а капиллярная сетка является более разветвленной.

Нормальным считается давление подростков 12, 13, 14 лет, показатели которого находятся в таких пределах: систолическое — 110-120 мм. рт. ст., а диастолическое — 70-80 мм. рт. ст.

Важно : Давление подростка, показатели которого не входят в эти рамки, говорит о наличии проблем в работе сердца или сосудов.

Но не стоит расстраиваться, если наблюдается незначительное нарушение в показателях давления у ребенка.

Совет : Обратитесь к педиатру и объясните причины вашего беспокойства за здоровье ребенка.

Врач проведет обследование и объяснит, с чем связано нарушение. Часто показатели у девочек приходят в норму в 14-15 лет. Это связано с тем, что организм готовится к гормональной перестройке и сердечно-сосудистая система становится чувствительной к различным внешним факторам: перемене погоды, повышенной физической активности или усиленным интеллектуальным нагрузкам.

Месячные девочек подростков 12, 13, 14 лет



Мама обязана своей дочери как можно раньше рассказать о «менархе» — первых месячных. В настоящее время дети взрослеют быстро, благодаря общению со своими «продвинутыми» сверстниками и интернету, где много доступной информации на разные темы.

Совет : Чтобы у вашей дочери период взросления прошел легче, вы должны рассказать ей об изменениях, которые будут происходить в ее организме в ближайшее время.

Месячные девочек подростков 12, 13, 14 лет еще только устанавливаются. В этот период, в течение 1,5-2-х лет менструация может наступать нерегулярно — один раз в два или три месяца.

Важно : Если у вашей девочки в этом возрасте еще нет месячных не расстраивайтесь, так как наступление менархе у подростков происходит по-разному, в период от 12 до 16 лет. Это считается нормой.

О раннем половом развитии врачи говорят, если месячные начались в 8-9 лет, а признаком отставания в развитии считается отсутствие менструации к 17 годам. В этом случае необходимо обратиться к детскому гинекологу.

Любовь девочек подростков 12, 13, 14 лет: поцелуи, секс



Любовь подростков 12, 13, 14 лет: поцелуи, секс

В 12-14 лет половое созревание девочек идет полным ходом. Соответственно, подростки чувствуют влечение друг к другу, и начинается возраст первых поцелуев.

Сами по себе поцелуи в этом возрасте совершенно безобидные, главное, чтобы подросток не складывал в одну кучу поцелуи и секс.

Важно : Родители должны объяснить дочери, к чему приводит секс. Дружить и целоваться с мальчиком можно, с сексом лучше не торопиться — всему свое время.

Любовь подростков 12 — 14 лет — это прогулки по вечерам, невинные поцелуи, скорее из любопытства: почему не мешают носы, какие возникают ощущения и как дышать во время поцелуя.

Важно : Любовь в этом возрасте безобидная. Но, если девочка начала прогуливать уроки, не хочет учиться, пропадает до позднего вечера на улице, тогда стоит обратить внимание на ее окружение.

Возможно, у девочки появились чувства к мальчику, который не отвечает ей взаимностью, и поэтому она таким образом хочет привлечь внимание к себе. В этом случае, родителям нужно поговорить с дочерью и объяснить, что эти ранние чувства скоро пройдут, а учится нужно для того, чтобы добиться чего-то в жизни и стать человеком с большой буквы.

Совет : Проявите терпение. Чувства быстро не проходят. Помогите дочери отвлечься, например, совершите вместе путешествие в другую страну.

Смена обстановки и новые знакомства помогут девочке осознать, что на одном человеке мир не сходится клином.

Как похудеть девочке подростку 12 — 14 лет: диеты



Как похудеть подростку 12, 13, 14 лет: диеты

Диета — это лучшее средство похудения, но не для подростка. Подрастающему организму необходимы витамины, микроэлементы и питательные вещества. Диеты могут навредить и усугубить проблему с излишним весом.

Как похудеть подростку 12 — 14 лет?

Помните : Ни в коем случае нельзя использовать таблетки для похудения, голодать и сидеть на низкокалорийных диетах. Подросток — это еще ребенок, он много двигается, и для нормального развития и роста, ему нужны белки, жиры и углеводы.

Правильное творит чудеса! Если в ежедневном меню будут присутствовать несладкие каши, фрукты, овощи, цельно зерновой хлеб, супы, тогда ребенок вырастет здоровым и красивым.

Важно : Обязательно приучайте подростка к спорту. Если он не хочет ходить в спортзал или заниматься в спортивной секции, тогда вместе с ним хотя бы выполняйте обычную зарядку дома в течение получаса.

Результаты будут заметны уже через месяц.

Упражнения для девочек подростков



Если ваша дочь хочет похудеть или просто иметь красивую фигуру, тогда ей можно предложить занятия в фитнес центре с детским инструктором.

Но бывает так, что у девочки нет времени ходить на тренировки: занятия в школе, дополнительное образование и хочется еще погулять с подругами. Тогда можно выполнять упражнения дома, повторяя за девочками в видеоролике, который находится ниже.

Всего 20 минут спорта в день и правильное питание помогут девочке быть красивой и стройной. Упражнения для подростков:

Видео: Power Girl Fitness — 20 Minute TOTAL BODY Fitness Workout for Girls

В этом видео, на пятой минуте, 12-летняя девочка показывает эффективные упражнения для подростков. Сама она занимается спортом с 4-х лет и ведет здоровый образ жизни вместе со своими родителями.

Витамины для девочки подростка 12 — 14 лет



Чтобы подросток нормально развивался, ему ежедневно необходимо потреблять целый комплекс витаминов. Они помогают расти телу в длину, укрепить костную ткань, улучшить иммунитет, умственную способность и зрение.

Суточная доза витаминов для подростка 12 — 14 лет:

  • А – 2600-3000 МЕ
  • D – 400 МЕ
  • Е – 8 мг
  • С – 45 мг
  • К – 45 мкг
  • B1 – 1.1 мг
  • B2 – 1.3 мг
  • B6 – 1.4 мг

Лучшими витаминными комплексами для детей-подростков уже много лет считаются:

  • Пиковит Форте
  • Киндер биовиталь гель
  • Витрум

Однако не стоит забывать, что натуральные витамины, которые содержатся в свежих фруктах и овощах, также необходимы организму. Ребенок должен кушать 5 порций фруктов и овощей по сезону.

Помните, 12 — 14 лет для девочки — это непростой возраст. Но с любовью родителей, правильным питанием и спортивным развитием, она сможет преодолеть все трудности и гормональные преобразования своего организма. Запаситесь терпением, и у вас вырастит настоящая красавица, которая будет всегда уверенной в себе.

Подростковый период - жизненный этап, на котором происходит превращение девочки во взрослую женщину и становление ее личности. Другое название этого периода - юность. В юности происходит формирование индивидуальности и основных жизненных понятий. Юные девушки - уже не девочки, но еще и не взрослые женщины. Они представляют собой своего рода гибрид, в котором сочетаются предвкушение взрослой жизни и остатки только что закончившегося детства.

Для развивающихся подростков это сложный критический момент.

Характеристика

Во время подросткового периода девушки быстро растут и развиваются. Эти процессы начинаются обычно в возрасте 11 лет. Гормональная перестройка, лежащая в основе данных изменений, происходит на несколько лет раньше. Это может быть причиной повышенной тревожности и плохого настроения девочек. У них половое созревание начинается раньше, чем у мальчиков, поэтому, кажется, что они развиваются гораздо быстрее. Совсем юные девушки физически могут не отличаться от своих матерей и даже способны иметь собственных детей. Неудивительно, что у некоторых девочек такой ход событий вызывает озабоченность и даже подавленность, особенно если они растут и меняются не так быстро, как их подруги.

Девушки-подростки начинают по-другому думать и чувствовать. В это время у них зарождаются близкие отношения вне семейного круга, как правило, со сверстниками. Внутрисемейные отношения также трансформируются. Когда у подростков начинается своя жизнь, родительская забота отходит на второй план.

Первые разочарования также, как правило, приходятся на подростковый период. В это время у молодых людей начинает формироваться свое мировоззрение, часто совсем не такое, как у родителей. Чтобы почувствовать себя самостоятельными личностями, подростки стремятся больше времени проводить вне дома или подолгу общаются с друзьями по телефону. Подобное поведение может раздражать родителей, однако, для подростков, это важный способ формирования собственного «я» и независимости от семьи. Через такое общение с друзьями взрослеющая девушка учится понимать, как взаимодействовать с другими людьми.

В этот период одежда, мода и внешность в глазах подростка приобретают особое значение. Они используются как в качестве средства выражения своего единения с друзьями, так и демонстрации все возрастающей независимости от семьи.

Подростковый период, или юность, стадия жизненного цикла, не имеющая четких временных границ. Всемирная организация здравоохранения определяет юность как период развития, протекающий с 10 до 19 лет и включающий два этапа:

  1. раннюю юность (10-14 лет),
  2. позднюю юность (15-19 лет).

Подростковый период начинается во время полового созревания, когда происходит ряд необычайно быстрых физических и физиологических изменений организма, которые завершаются окончательным развитием половых органов и способностью вступать в сексуальные отношения и иметь детей. Однако юность не сводится лишь к этим изменениям. Для этого периода также характерны важные психологические и социальные перестройки, происходящие с девушкой.

Родители часто чувствуют себя отверженными собственными детьми, и в какой-то мере так оно и есть. Такое временное отделение от семьи необходимо юной девушке, чтобы стать взрослой, сформировавшейся личностью. Несмотря на то, что стычки и конфликты между младшим и старшим поколениями могут происходить часто, подростки, как правило, придерживаются высокого мнения о родителях. Споры и разногласия обычно не направлены конкретно против родителей. Подростки провоцируют их, скорее чтобы доказать свою независимость именно от своей семьи. Это особенно важно, если в дальнейшем они будут жить отдельно от родителей.

Помимо того что подростки стараются стать как можно более независимыми, у них появляются новые увлечения и цели. Им не всегда удается самостоятельно справиться с проблемами: часто, столкнувшись с трудностями, они готовы списать неудачу на отсутствие опыта. Это может приводить к быстрым изменениям самооценки и поведения. Потеряв уверенность в себе, молодые люди способны вести себя по-детски. Это чаще проявляется в перепадах настроения и повышенной раздражительности, чем в ссорах и разногласиях.

Несмотря на то что, поведение подростков может внушать опасения родителям, в семье должна быть атмосфера терпимости.

Сексуальное развитие девушки в юности

В юности появляется способность мгновенно и страстно влюбляться. Особенности юношеской влюбчивости объясняются деликатностью отношений между людьми этого возраста.

В ранней юности девушка может влюбиться буквально с первого взгляда. Обычно она вовсе не рассчитывает на взаимность, подчас объект страсти даже не знает о том, что он кому-то понравился. Любимым становится идеализированный образ, кинозвезда, известный спортсмен и т. д., то есть тот, кто обладает качествами человека, способного в какой-то степени заменить девушке родителей.

Во время подросткового периода сексуальные отношения с людьми противоположного пола случаются чаще, чем об этом обычно говорят, хотя, как правило, они носят характер тренировочных упражнений и исследований. Известно, что в юности сексуальное развитие обычно начинается с аутоэротизма. На этом этапе познание противоположного пола осуществляется через танцы, спорт, игры, ласки, а также через весьма распространенный среди мальчиков-подростков интерес к порнографическим журналам.

В поведении девушек иногда могут наблюдаться мужские черты, у юношей - женские. Как правило, это нормальное проявление еще не до конца сформированной сексуальности.

Девушки в это время склонны идеализировать мать. Они видят в ней положительные, яркие качества, учатся у нее женским хитростям и оценивают себя, добавляя себе позитивные черты своей мамы. Нечто похожее происходит и у мальчиков-подростков в их отношениях с отцами.

Если подросток понимает суть происходящих в его организме изменений, адекватно воспринимает появление у него типично женских или мужских признаков, у него формируется нормальная сексуальность и правильное понимание связанной с ней ответственности.

Изменения

  1. Эмоциональная нестабильность и неустойчивость представлений о самой себе. Эти изменения происходят в подростковом возрасте без видимых причин. Иногда подростки кажутся полными энергии, иногда они как будто впадают в летаргический сон.
  2. Беззащитность. Девушка-подросток находится в своем собственном мире, она уже не ребенок, но еще не чувствует себя взрослой. Несоответствие целей, которые она себе ставит, со средствами и опытом, необходимыми для их достижения, обескураживает ее. Иногда ей кажется, что она постоянно терпит поражение. Юность - период личной беззащитности. Изменения, которые происходят с девушкой в это время, ее увлечения, порой перерастающие в настоящую страсть и составляющие часть ее собственного мира, могут вызывать у нее чувство беззащитности, особенно перед будущим. Однако она хочет справиться с этим своими силами. Но несмотря ни на что, это время, когда девушка очень нуждается в искренней любви и поддержке. Ее реакции могут быть прямо противоположны друг другу, но они всегда преувеличены. Несформированная личность девушки-подростка часто действует, прикладывая количество усилий, непропорциональное возникшим перед ней трудностям. Это способно привести к тому, что она будет самоутверждаться назло родителям. Такие реакции приспособительны - как известно, нападение - лучшая защита.
  3. Отсутствие определенности. Девушке-подростку многие дела кажутся слишком трудными, и она может впасть в уныние, столкнувшись с житейскими проблемами. Она с энтузиазмом посвящает себя тому, что интересно именно ей, и прилагает огромные усилия, чтобы достичь своей цели. Как правило, подростки хотят достичь всего за очень короткое время. Их прельщает немедленное удовлетворение своих желаний, хотя начисто отсутствует терпение, чтобы закончить начатое.
  4. Сексуальность. Более половины девушек- подростков получают первый сексуальный опыт, не достигнув 16 лет. Те, кто начинает вести половую жизнь так рано, сильно рискуют столкнуться с нежелательной беременностью и проблемами со здоровьем, например, заразившись заболеваниями, передающимися половым путем. Более того, девушки-подростки могут быть не до конца уверены в своей сексуальной ориентации и испытывать сомнения, какой пол привлекает их сильнее.
  5. Склонность к нахождению в обществе. Отличительные знаки, особенный жаргон - приспособительные механизмы, дающие девушке-подростку чувство причастности к сообществу и единения со сверстниками-друзьями. Кроме того, членство в той или иной группе или группировке способствует общению с представителями противоположного пола и развитию более простых отношений с ними. Девушки ищут таких друзей, которым смогли бы рассказать все, что они чувствуют и чего хотят. Лишь очень небольшое количество людей будут удостоены этого.
  6. Время перемен. В подростковый период девушка замечает, что с ее телом, душевным состоянием и чувственностью происходят изменения, и не знает, как со всем этим разобраться. Она испытывает новые для себя инстинктивные желания, но еще не умеет осмысливать их или как-то им противостоять.

Подросткам надо показать, что на ошибках можно учиться и даже извлекать из них пользу. Вместо того чтобы устраивать допрос, который может лишь рассердить их, гораздо лучше задать, например, такие вопросы: «Как ты думаешь, почему ты ошиблась ?», «Как, по-твоему, следовало поступить? ».

Не стоит давать подросткам инструкций, как действовать в той или иной ситуации. Лучше дать им самим почувствовать ответственность за свои действия. Подходящий вопрос: «Как ты думаешь, что сейчас нужно сделать, чтобы выйти из положения? »

Избегайте заставлять подростков делать что-то именно так, как это делают родители. Вместо того чтобы убеждать, дайте им возможность подумать и сделать выбор самим - например, при покупке одежды.

Помогите подросткам проявить их лучшие качества. Убедите, что их ценят за то, какие они есть, а не за то, что на них надето или чем они владеют.

Дайте молодежи возможность извлечь собственный опыт из ситуаций, не представляющих большого риска Можно, например, выделить подростку определенную сумму денег, которой он сможет распорядиться по собственному желанию.

Убедитесь, что у вас в семье установлены четкие правила и что ваш ребенок знает их, а также то, для чего они существуют. Эти правила должны быть ясными и убедительными. Ребенок, например, должен знать, что он обязан выполнять их ради своей же безопасности.

Следите за тем, что ваш ребенок читает и смотрит. Хорошенько подумайте, прежде чем прибегнуть к наказанию. Вы можете, к примеру, сходить с ним в кино или вместе посмотреть телевизионную передачу, а затем обсудить их и дать им оценку. Это поможет подростку сформировать правильные представления.

Эмоции

В подростковом периоде у большинства девушек наблюдается склонность к меланхолии. Столкнувшись даже с небольшой проблемой, они часто ставят крест на всех своих начинаниях и доходят почти до фатализма. Причиной расстройства могут быть прыщи на лице, лишний вес, задержка в росте и т. д. Часто подросток ведет личный дневник, который представляет собой разговор с самим собой о том, что, по его мнению, он не может доверить больше никому.

Вступление в разнообразные молодежные движения и создание собственных - это выражение желания приобрести известность и стать узнаваемыми личностями, получить одобрение и понимание, столь необходимые в юности.

Что на уме?

  1. Желание обрести независимость от родителей.
  2. Формирование личности.
  3. Сексуальное поведение, развитие сексуальной индивидуальности.
  4. Тенденция к общению в группах.
  5. Важность общения с подругами и необходимость их одобрения.
  6. Отношения с приятелями приобретают все большее значение.
  7. Способность влюбляться.
  8. Возможность построения длительных дружеских отношений.

Основные факторы риска для подростка

  1. Проблемы в семье.
  2. Плохая успеваемость в школе, пропуск занятий.
  3. Нарушения питания.
  4. Прием алкогольных напитков и употребление наркотиков.
  5. Заболевания, передающиеся половым путем. Их появление связано с безответственным поведением.
  6. Нежелательная беременность.

Строение половых органов у девушек

  1. Наружные половые органы (вульва). Расположены на дне тазовой области. Ниже лобка - области, покрывающейся волосами в период полового созревания, - начинаются две пары половых губ, идущих к анальному отверстию.
  2. Большие половые губы. Окружают и защищают выходные отверстия мочевыделительной и репродуктивной систем, клитор и малые половые губы, расположенные за ними и имеющие меньший размер.
  3. Клитор. Наиболее чувствительная область женских половых органов. Напоминает небольшой бутон, длина которого колеблется от 0,5 до 2,5 см. Клитор образован двумя тонкими складками рыхлой ткани. Во время полового возбуждения они увеличиваются в размерах и становятся тверже.
  4. Мочеиспускательный канал, или уретра. Наружное мочеиспускательное отверстие, через которое моча удаляется из мочевого пузыря, расположено между клитором и входом во влагалище.
  5. Влагалище. Представляет собой очень эластичный мышечный орган длиной 10-15 см. Вход во влагалище частично прикрывает девственная плева, которая, как правило, разрывается, когда женщина начинает вести половую жизнь. Во время соития во влагалище располагается половой член мужчины. Кроме того, через влагалище ребенок появляется на свет во время родов.
  6. Матка. Расположена позади мочевого пузыря и спереди от прямой кишки. Это полый мышечный орган грушевидной формы с толстыми эластичными стенками. Его длина составляет 7-8 см. Нижний конец матки, называемый шейкой, достигает влагалища. Функция матки - сохранение и питание развивающегося эмбриона до родов. Окончательных размеров матка достигает к 15-летнему возрасту, после наступления менопаузы она уменьшается.
  7. Яйцеводы, или фаллопиевы трубы. Отходят от верхнего края матки, по одному с каждой стороны, и продолжаются до яичников. Фаллопиевы трубы представляют собой каналы около 10 см длиной. Их функция заключается в захвате вышедшей из фолликула яйцеклетки и направлении ее в матку. Внутренний слой клеток этих органов содержит микроскопические реснички, которые, вибрируя, обеспечивают продвижение яйцеклетки в полость матки. Во время этого путешествия происходит оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом.
  8. Яичники. Представляют собой женские половые железы, содержащие яйцеклетки и продуцирующие половые гормоны. Это овальные образования размером около 4 см, расположенные на конце фаллопиевых труб. В течение жизни женщины половые клетки в ее организме не образуются: к моменту ее рождения яичники уже содержат около 400 тысяч ооцитов - незрелых половых клеток, которые хранятся в фолликулах. Примерно 400 из них достигнут зрелости во время репродуктивного периода женщины, начинающегося во время полового созревания и завершающегося с наступлением менопаузы.

Заболевания, передающиеся половым путем

ЗПП или ЗППП, инфекции, передающиеся половым путем) - эти заболевания распространяются при беспорядочной половой жизни, что часто наблюдается среди подростков.

Сексуальный партнер может выглядеть абсолютно здоровым, но при этом быть носителем, инфекции, способным передавать ее при половом контакте. Опасность большинства самых распространенных и легко поддающихся лечению заболеваний заключается в том, что они могут привести к развитию воспалительных процессов з органах малого таза и спровоцировать необратимые последствия, такие как неспособность иметь детей.

Возбудители ЗППП

  1. гонококки
  2. хламидии
  3. вирус папилломы человека
  4. трихомонады

Другие, например, сифилис (поддающийся лечению), гепатит В и вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывают серьезные нарушения здоровья у их носителя, а также у плода, если речь идет о беременной женщине.

Сексуальность в подростковом возрасте

Для сексуальности подростков-девочек характерны любопытство и беспокойство по отношению к их стремительно развивающемуся и меняющемуся телу, а также к резкому увеличению уровня половых гормонов, сексуальных отпущений и возникновению полового влечения. В результате таких изменений подростки начинают прибегать к мастурбации. Таким образом, мастурбация имеет под собой чисто биологические причины.

Стоит отметить, что мастурбация - отдельная область сексуального развития подростка. Она вполне естественна. Подростки очень любознательны. Во многих случаях их любопытство приводит к раннему началу половой жизни, однако часто это становится не демонстрацией свободы, а, напротив, ее лишением

Подростковая беременность

Нежелательная беременность - одна из главных опасностей, подстерегающих подростков, которые ведут половую жизнь. Далее перечислены некоторые факторы, увеличивающие риск возникновения нежелательной беременности:

Отсутствие правильной информации. Более 70% подростков считают, что они хорошо осведомлены в области секса. Однако среди молодежи до сих пор широко распространены некоторые мифы. Это не вызывает удивления, поскольку почти половина подростков черпает знания от друзей, а также из журналов и фильмов. С другой стороны, многие подростки, желающие получить боле точную информацию по вопросам половой жизни, не знают, куда обратиться, или стесняются этого.

Недостаток социальных навыков, самоконтроля и безуспешные просьбы контролировать себя, обращенные к партнеру. Мнение, что для молодежи иметь половые отношения - это абсолютно нормально, очень широко распространено. Подростки чувствуют давление, как со стороны своих друзей, так и телевизионных программ с участием молодых сексуально активных актеров. Это называется психологическим групповым давлением и может принести к тому, что подростки начинают совершать поступки, в правильности которых они до конца не уверены, полагаясь лишь на мнение остальной части труппы. Так, они готовы следовать принципам поведения, которые выбирают другие, хотя сами не имеют четкой позиции по этому вопросу.

Неоднозначное отношение к беременности. Они воспринимается как плод прекрасной идиллической любви. К этому примешиваются страсть к риску и низкая самооценка, характерные для подростков. Все это помотает понять чувства множества девушек, результатом действий которых является нежелательная беременность.

Подростковый период. Девочка становится девушкой was last modified: Август 14th, 2017 by Мария Салецкая

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?
Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить - не разиня рот ходить»
Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков…

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.

Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным.

Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности.

Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.

Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.

Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Что умел мальчик 100 лет назад

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.

Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.

Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле

В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая.

С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.

Уход за скотиной

Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.

Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит ».

Промысловые занятия

Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем.

К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Что умела девочка 100 лет назад

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей.

Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы» (1872)

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней.

Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.

По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь ». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета.

Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить — не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Харитон Платонов «Крестьянская девочка» (1876)

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи».

Алексей Венецианов «Первые шаги» (начало 1830-х)

За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом ».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени.

Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили.

Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К 10 годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей. Любопытно читать об этом, наблюдая перед глазами современных девочек в этом возрасте.

Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной.

К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности.

Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения?

Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся.

Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения.

Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». А с другой – в среде простых людей очень сильна была христианская традиция, причем именно в той ее части, что касается сурового Ветхого Завета. Согласно ему, служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, а оскорбление родителей и непослушание приравнивалось к оскорблению высших сил.

Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем.

«Хозяйство водить - не разиня рот ходить»

Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта.

«Бабий кут»

Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению.

Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты.

Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу.

Уборка в доме

В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы.

Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство

В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием.

Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками.

Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка.

Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество

Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой.

Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании.

Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом».

Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину.

В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения.

Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью.

Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Похожие публикации