Умелые пальчики сделать за 5 минут. «Умелые пальчики»

Всероссийский конкурс методических разработок «Организация работы с родителями в детском саду»

Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Умелые пальчики»

Программные задачи:

развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук. Содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально, умение доводить начатое дело до конца.Формировать дружеские взаимоотношения и стремление помочь, оказавшимся в беде.

Материалы и оборудование : шишки по количеству детей, пластмассовые монетки, две пластиковые бутылки с прорезями в крышке, видеописьмо от мышат, "чудесный мешочек" с геометрическими телами, пластмассовые кольца с прорезью и якорь, шнурки, прищепки, различные крупы, баночки для сортировки круп, бусины, прищепки, фантики от конфет, рамка для фото, камешки и ракушки, основа для шнуровки, кнопки-гвоздики, картинка на пенопластовой основе.

Воспитатель встречает детей в группе.

Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся! Меня зовут Светлана Александровна, теперь хочу узнать как зовут каждого из вас. Приготовьте свои ладошки, я буду прикасаться к вашим ладошкам, а вы называть свое имя. Вот мы и познакомились!

Я хочу загадать вам загадку:

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут не за стеной-

День и ночь со мной:

Целый десяток

Верных ребяток (пальцы)

Правильно, пальцы. Вот о чем мы сегодня поговорим об "умелых пальчиках".

Посмотрите на свои руки и пальчики! У мальчиков они сильные, крепкие, у девочек- нежные, ласковые. И у всех вас- умелые и трудолюбивые

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Скажите мне вы дружные ребята? Тогда давайте вспомним слова, которые помогут нам не забывать об этом и помогут настроиться на работу.

Психогимнастика:

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе мы друзья.

Без друзей прожить на свете

Никому нельзя!

Всем преградам вопреки

Дружба откроет любые замки!

Вы почувствовали, что рядом с вами находятся ваши друзья? И уже ничего не страшно. Правда?

А скажите мне, ребята, что помогло почувствовать друга?

А, что еще умеют наши пальцы и руки?

Да. Все это правильно. Ребята, что мы делаем чтобы стать ловким, быстрыми и сильными (делаем зарядку и занимаемся физкультурой).Как вы думаете нужна ли зарядка для наших пальчиков? Конечно, пальцы тоже нужно тренировать. Возьмите каждый по шишке.

Упражнение:"Шишка".

Шишку в ручках мы катаем,

Пальцам делаем массаж.

Станут пальчики умелы-

Не сидится им без дела.

Вот какие молодцы! Я приготовила для вас еще одну игру.

Подвижная игра "Собери монетки"

Ребята, пока вы играли мне принесли вот этот чемодан. Интересно от кого он.

Видеописьмо.

По волнам плывет кораблик

Он плывет из далека.

На кораблике четыре

Очень смелых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты.

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

Кто же это (мыши)

Правильно! Мышки просят нас о помощи. Поможем? А когда мы все сделаем, то сложим все в этот чемодан и отправим по обратному адресу.

Ну, с чемоданом и письмом мы разобрались. А что же это за мешочек? Мне страшно опускать в него руку. Кто не побоится, пощупает и расскажет всем, что в нем (дети ощупывают содержимое мешочка).

Вот мы поиграли пора и за дело браться! Вы не забыли, кто ждет нашей помощи? Дети у которых красные геометрические фигуры, садятся за красный стол, будут заниматься оборудованием корабля, желтый стол-готовит продуктовые запасы, зеленый-сделает подарки для мышаток.

Красный стол___

1. Цепь и якорь

2. Морские узлы

3. Спасательные круги

Желтый стол:

1. Нанизать бублики- сушки на шнурок2. Рассортировать крупы по баночкам

3. Завернуть конфеты в фантики

Зеленый стол:

1. Рамка для фото из ракушек

2. Собрать бусы

3. Картинка из кнопок

Молодцы! Вы хорошо потрудились! Все что сделали, сложим в чемодан и отправим мышкам, которые ждут нашей помощи. (дети садятся на стулья)

Посмотрите, что я нашла в середине чемодана! Это мышки оставили подарки за ваш труд и помощь. Но как же открыть этот подарок? Я думаю нам помогут наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Замок"

На сундучке висит замок (быстро соединять и разъединять пальцы)

Кто его открыть бы смог

Потянули (потянуть пальцы в замке, не расцепляя их)

Покрутили (подвигать пальцами от себя и к себе)

Постучали (постучать основаниями ладоней друг о друга)

И открыли (расцепить пальцы)

А теперь посмотрим, помогло или нет.

Сундук открывается. Внутри "драгоценные" камешки и "золотые" монетки. Дети забирают подарки и уходят.

"Детский сад № 60 "Теремок" комбинированного вида города Белово"

Белово 2016

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

Умелые пальчики

Рабочая программа кружка

Белово 2016

Рабочая программа кружка «Умелые пальчики» позволяет организовать конструктивно- художественную деятельность детей, стимулирующую развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, восприятия, воображения, что является основой при подготовке ребёнка к школе.

Содержание

Пояснительная записка..........................................................................................5

Учебно - тематический план.................................................................................7

Содержание программы........................................................................................9

Список литературы...............................................................................................10

Пояснительная записка

Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому одной из задач дошкольного образования – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном.

По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.

Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности работают на решение сразу нескольких развивающих задач:

    развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия,

    развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики,

    формирование умений и навыков работы с различными материалами,

    приспособлениями и инструментами,

    знакомство с новыми техниками и технологиями,

    умение применять их на практике.

Цель кружка: развитие творческих способности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи кружка:

  1. Развивать активность и самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности.

    Сформировать у детей интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами.

    Закрепить у детей знания материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться.

Форма работы: подгрупповая

Принципы работы: систематичность, планомерность.

Методы проведения занятий :

    словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

    наглядные;

    практические (в т.ч. экспериментирование с водой, красками);

    игровые

Форма организации детей

рабочая программа кружка «Умелые пальчики» рассчитана на 1 учебный год обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Занятия проводятся 1 раз в две недели, во второй половине дня.

Продолжительность занятия: 25 мин.

Ожидаемый результат работы кружка:

    самостоятельность детей в художественно-эстетической деятельности;

    умение и желание детей передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Учебно - тематический план

Раздел/Тема

Всего

часов

В том числе

отводимых на

Теоретич.

Практич.

Изготовление игрушек

5

5

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Карнавальные маски

Кормушки для птиц

Рамки для фотографий

Весёлые зверята

Воздушные шары

Оригами

2.1.

2.2

Ёлочка

Весна

Лепка

3.1.

3.2.

3.3.

Осеннее дерево

Красивая посуда

Сердечки

Рисование

4.1.

4.2.

Пора в космос

Праздничный салют

Аппликация

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

Подсолнух

Гроздь рябины

Радужный петух

Весёлые петрушки

Парусник

Верба

Итого

18

18

Содержание программы

Раздел 1: Изготовление игрушек

    1. Карнавальные маски

Обучение элементам вырезывания по заранее предложенному контуру.

    1. Кормушка для птиц

Обучение изготовлению кормушки с использованием картонных коробок.

    1. Рамка для фотографии (с помощью трафарета)

Ознакомление с техникой работы с трафаретами, развитие аккуратности при

работе с краской.

    1. Весёлые зверята

Обучение детей изготовлению игрушек на основе конуса.

    1. Воздушные шар (изонить)

Ознакомление детей с новым видом искусства "ниткография".

Раздел 2: Оригами

2.1. Ёлочка

Обучение складыванию базовой формы, собиранию композиции из отдельных частей.

2.2. Весна (коллективная работа)

Обучение сочетанию в работе разные техники: растирание пластилина, оригами.

Раздел 3: Лепка

    1. Осеннее дерево

Обучение детей технике работы пластилином на картоне.

    1. Красивая посуда для детского кафе (модульная лепка из колец)

Ознакомление детей с новым способом лепки – из колец, возможность

моделирование формы изделия за счет изменения длины исходных деталей.

    1. Сердечк и (соленое тесто)

Закрепление умения лепить из теста предметы или их части, пользуясь

движением всей кисти.

Блок 4: Рисование

4.1. Пора в космос (оттиск, набрызг, тычкование)

Развитие воображения, творческого мышления посредством нетрадиционных техник рисования.

4.2. Праздничный салют (рисования тычком жёсткой полусухой кистью) Развитие воображения и интерес к художественному творчеству, познакомить с новой техникой рисования.

Раздел 5: Аппликация

5.1. Подсолнух (аппликация из крупы )

Формирование у детей навыка делать аппликацию из крупы.

5. 2. Гроздь рябины

Обучение детей скомкованию бумаги в виде ягод.

5.3. Радужный петух (аппликация из ниток)

Развитие навыка у детей делать аппликацию из шерстяных ниток.

5.4. Веселые Петрушки (аппликация из бумаги )

Развитие навыка у детей пользоваться шаблон, совершенствование навыка работы с ножницами.

5.5. Парусник (техника обрывной аппликации)

Закрепление нетрадиционного метода рисования – обрывание бумаги.

5.6. Верба

Ознакомление детей с техникой вытягивания ваты из комочка, изготовление веток из ниток и завязывания узелков.

Список литературы

1. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией)». – М.: Просвещение, 1985.

2. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 5 – 6 лет. Конспекты занятий». – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

3. Корчинова О.В. «Детское прикладное творчество» – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2012.

5. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду”– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

6. Новикова И.В. «Аппликация в детском саду». – Ярославль: Академия развития, 2006.

7. Перевертень. Г.И. “Искусные поделки из разных материалов” – М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области Майский детский сад

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖОК

«Умелые пальчики»

(для детей 3-5 лет)

воспитатель первой квалификационной категории

1. Пояснительная записка ……………………………………….……….стр. 2 (актуальность, цель, задачи, принципы, формы,

методы, режим занятий и ожидаемый результат)

2. Перспективно - тематический план ………………………………….стр.5

(период, тема, цель и форма подведения

итогов работы кружка)

3.Список литературы………………………………………………………..стр.11

1. Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности. План - программа кружковой деятельности «Умелые пальчики» направлен на всестороннее развитие ребенка, на развитие речи, осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму» работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Деятельность детей по интересам в кружке направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-5 лет. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Методика реализации системы занятий кружковой деятельности позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Актуальность плана - программы кружковой деятельности «Умелые пальчики» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникацию с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов и речи служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой: моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Поэтому работа по развитию мелкой моторики: должна начаться, задолго до поступления ребёнка в школу.

Отличительная особенность кружковой деятельности в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Новизна программы в том , что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь в кружке, воспитанники приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности.

Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики и движений пальцев рук, двигательных и познавательных способностей, речи детей дошкольного возраста через выполнение предметно- практических действий в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:
Программа предлагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.

Образовательные:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

Формирование практических умений и навыков;

Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

Совершенствование движений рук;

Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

Развитие речи детей.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

Воспитывать и развивать художественный вкус;

Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Содержание программы строится на следующих принципах :
- Принцип системности - от простого к сложному, от частного к общему; - Принцип доступност и - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме
- Принцип целостности - целенаправленные, преднамеренные действия в процессе воспитания и обучения детей.
- Принцип деятельности - взаимосвязь разных видов деятельности.
- Принцип преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.
- Принцип гуманности - ценностное отношение к ребенку, готовность педагога помочь ему.
Методики и режим занятий кружка.

Перспективный план работы кружка составлен с учетом методических пособий:

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 20 минут во второй половине дня. Всего 30 занятий. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае месяцах).

Форма работы – подгрупповая, не более 10 человек.

Методы, используемые в работе кружка:

Словесные (рассказы, объяснения, беседы)

Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)

Игровые (различные дидактические игры)

Для развития моторики рук на занятиях детской деятельности детей по интересам используются следующие приемы:

Самомассаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

Рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты) аппликация, оригами.

Каждое занятие состоит из трёх частей :
1.Вводная часть – беседа, в сопровождении с просмотром презентации, мультфильмов и пр. способствующая созданию эмоционального настроения, объяснение нового материала, выполнение различных вариантов пальчиковой гимнастики с использованием музыкального сопровождения.
2.Практическая часть творческая работа детей, которая включает в себя и развитие графических навыков ребенка и изготовление и оформление поделок. Развитие умения планировать свои действия, доводить начатое дело до конца.
3.Заключительная часть – рефлексия, т.е. самоанализ выполненной работы. Ребенок учится анализу собственной деятельности: что он сделал верно, что ему хотелось бы еще сделать, чему он сможет научит других детей или родственников (маму, брата, сестру).
Занятия в кружке увлекают детей своей необычностью, возможностью фантазировать, творчески общаться друг с другом, найти своё будущее увлечение, которое раскроет его творческие способности и разнообразит досуг.

Ресурсное обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимо наличие материалов и инструментов:

Резиновые игрушки;

Бусы, ленточки, бантики, пуговицы, спички, палочки. шнуровки;

Различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок); поролон, вата, ватные палочки.

Цветная бумага, альбом, фломастеры, клей, карандаши;

Фигурки пальчикого театра и др.

Картотека пальчиковых игр;

Картотека художественного слова (стихи, загадки);

Фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Ожидаемые результаты:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5. Развитие речи и коммуникативных способностей, формирование навыков работы в коллективе.

2. Перспективно -тематическое планирование

Время проведения

Тема занятия

Цель и задачи

сентябрь

Диагностика

Выявление ведущей руки

октябрь

Яблоко с червячком.

Цель: Формирование умения нанизывать бусины на проволоку.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов.

«Мишка из еловых шишек»

Цель: Формирование умения крепить чешуйки от шишек на пластилиновой основе.

Задачи:

Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура.

«Ёжики из семечек»

Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина.

Задачи: Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать иголочки из семечек ежику, добиваясь изображения.

«Цветок в технике квиллинг»

Цель : Обучение созданию цветка с помощью техники квиллинг.

Задачи: Развивать координацию движений пальцев рук. Познакомить с техникой квилинг. Учить скручивать полоски бумаги на карандаше.

ноябрь

«Подсолнух и божья коровка»

Цель: Совершенствование умений размазывать пластилин по картону, соединение лепестков с помощью пластилина к крышке.

Задачи:

Учить наносить пластилин на основу.

«Осеннее дерево»

Цель: Формирование умений и знаний к выполнению работ с помощью технике рисования песком.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри песком.

«Осенний (или зимний) лес»

Цель: Формирование умений создания «Зимнего леса» с использованием нетрадиционного приема изображения.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости.

Продолжать развивать творческое мышление.

«Снеговик из ниток и воздушных шариков»

Цель: использование ниток и воздушных шаров в создании поделок.

Задачи:

декабрь

«Ёлочные шары»

Цель: Использование ниток и тесьмы в создании елочных игрушек.

Задачи: Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Развитие ориентировки на плоскости. Учить наматывать нить на воздушный шар при помощи клея. Совершенствовать зрительную память.

«Снежинки в технике квиллинг»

Цель: Использование в техники квиллинг в создании снежинок.

Задачи: Упражнять в координации движений с речью. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Научить скручивать снежинки из полосок бумаги.

«Снежинка из спичек»

Це Цель: Использование конструирование снежинок из спичек.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев.

Учить конструировать из спичек снежинки, находить центр.

Соблюдать ритм при выкладывании фигур.

«Новогодние звёзды»

Цель: Совершенствование умения работать с картоном и парчовой фольгой.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев;

зрительно-двигательную координацию.

Закрепить умение складывать базовую форму треугольник.

январь

«Веточка с сердечками - аппликация из бумаги»

Цель: Развитие навыков работы с бумагой и клеем, нанизывание «сердечек» на веточку.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в нарезании или отрыве бумаги и в приклеивании их на плотную бумагу.

«Мимоза»

Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации с поролоном.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Совершенствовать аппликационные умения и навыки, закреплять нарезания бумаги и нанизывать бусины на проволоку.

«Цветы из пластиковой бутылки»

Це Цель: Использование бросового материала в создании цветов.

Задачи:

Февраль

«Коляска с малышом»

Цель:

Задачи: Развивать зрительно­- двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Закрепить назначение транспорта.

Продолжать учить складывать фигуры избумаги.

«Аистёнок»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании аппликации.

Задачи: Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Учить работать с бумагой.

«Мышка игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель:

Задачи: Продолжать развивать зрительно моторные функции.

Учить детей самостоятельно создавать поделки из бросового материала. Развивать творческие способности.

«Снегурочка - игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Учить работать с бросовым материалом.

Март

«Зайка - игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать создавать поделки своими руками.

«Колокольчик - игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Развивать мышление, воображение, творческие способности.

«Ягодка - игрушка из капсулы киндер-сюрприза»

Цель: Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно- моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.

«Тигрёнок»

Цель: Совершенствование умений создания аппликации из шерстяных ниток.

Задачи: Упражнять в выкладывании фигур из ниточек.

Работать над развитием зрительно моторных функций.

Продолжать учить работать с ножницами.

Апрель

Цель: Совершенствование умения крепить семечки на пластилиновой основе.

Задачи: Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой.

«Золотая рыбка»

Цель: Использование нетрадиционных способов в аппликации по созданию «рыбки».

Задачи: Упражнять в работе с трафаретами.

Продолжать учить работать с пластилином.

«Неваляшки»

Цель: Формирование умения преобразования разных по величине полос в кольца.
Задачи: Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Закреплять навыки конструирования из бумаги. Формировать умение самостоятельно круги.

Развивать зрительное внимание, память. Активизировать речь детей. Развивать творческое воображение. Воспитывать аккуратность в работе.

«Автобус для зверей»

Цель: формирование умению составление изображение автобуса из готовых частей.

Задачи: Формировать навыки складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Закреплять умение наклеивать бумажные детали (окна, двери, колеса) на опорную линию.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

«Игрушки»

Цели: Формирование умений соединение точек по клеточкам в тетради.

Задачи: Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки.

«Юные художники»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.

Задачи: Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами.

Формы подведения итогов реализации плана - программы кружка:

Анализ продуктов детской деятельности с последующим обобщением результатов, диагностика развития речи;

Проведение выставок детских работ;

Создание памятки по развитию мелкой моторики для родителей воспитанников.

3. Список литературы:

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет.

Рымчук Н. А. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.

Соколова С.В. Оригами для самых маленьких.

А. Никитина. Поделки в детском саду.

Журнал «Дошкольное воспитание».

Интернет ресурсы.

Хвостовцев А. Детки - непоседки. Пальчиковые игры для детей от 3 до 6 лет. Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2009.

Сизоненко Елена
«Умелые пальчики». Программа дополнительного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Крапивинский детский сад «Светлячок»

«Умелые пальчики »

Программа дополнительного образования

Составила : воспитатель

Сизоненко Е. А.

пгт. Крапивинский

Пояснительная записка…. 3

Характеристика программы… . 5

Структура занятия…. 7

Перспективный план работы…. 8

Работа с родителями…. 9

Диагностика…. 10

Литература….11

Приложения…. 12

Пояснительная записка.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша , тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, т. е много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями .

Мелкую моторику рук развивают :

Различные игры с пальчиками , где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых) ;

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ;

Рисование карандашом (фломастером, кистью) ;

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

Одевание и раздевание игрушек.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы , развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, стараться все упражнения дублировать : выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.

Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев , как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму.

Цель :

Развивать и совершенствовать мелкую моторику и координацию движений руки с помощью игрового массажа, упражнений и игр.

Задачи :

Учить детей владеть своими руками, развивать мелкую моторику, ловкость рук, координацию движений.

Развивать воображение , мышление, прививать способность к анализу и синтезу, тренировать логику.

Формировать общие речевые навыки детей, обогащать словарный запас.

Способствовать развитию предметной деятельности, развитию тактильной чувствительности; развивать глазомер, зрительное внимание.

Развивать художественный вкус, конструкторские навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур.

Развивать творческие способности.

Воспитывать доброту и инициативу; воспитывать усидчивость и терпение.

Характеристика программы .

В программе представлена система игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики для детей 4-5 лет.

Материал, имеет многофункциональный характер :

формирует фонетико-фонематическую базу;

развивает фразовую и связную речь, речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев ;

способствует сенсорному развитию;

активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности;

учит играть с игрушками;

формирует процесс социальной адаптации у детей.

Цель упражнений : формирование связной речи у детей, посредством развития мелкой моторики.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения , проводимые на материале различных лексических тем. Используются различные по фактуре материалы и разнообразные приемы .

Форма работы : групповая, подгрупповая (3-4 ребенка) и индивидуальная.

Работа с детьми эффективна лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастных особенностей детей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Опираясь на требования базовой образовательной программы , вся кружковая работа с детьми планируется от простого к сложному.

Для стимулирования развития речи детей организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики , начиная с 3х-летнего возраста. Осуществляется эту работа во время режимных моментов, в играх и специально организованной деятельности.

Интеграция образовательных областей .

Коммуникация

Познание

Художественное творчество

Безопасность

Основные направления работы с детьми на занятиях :

Пальчиковая гимнастика (пальчиковый театр , игры с пальцами ) .

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, «скалочки» , шишки, орехи, семена).

Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, счетные палочки, мелкие игрушки) .

Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение) .

Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров) .

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий) .

Игры в “сухом бассейне”, наполненном мелкими игрушками или цветными крышками.

Структура занятия по развитию мелкой моторики рук.

Продолжительность занятия 20 минут.

Проводится во вторую половину дня два раза в неделю.

1. Организационный момент. (Сюрпризный момент.)

2. Работа с массажёрами (валики, скалочки, шишки, мячики, орехи)

Скалочку (мячик) в руках катаю,

между пальчиков верчу .

Непременно каждый пальчик

быть послушным научу.

3. Пальчиковая гимнастика .

4. Работа с раздаточным материалом (палочки, крышки, шнурки, нитки) .

5. Итог занятия.

Оценка деятельности детей.

Требования к проведению пальчиковых игр .

Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки .

Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом , чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца .

Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Перспективный план работы.

№ Месяц Тема Кол-во занятий Часы

«Игрушки»

Диагностика 6

Тема итоговой работы

1 «Осенний калейдоскоп» I кв.

2 «Зимние узоры» II кв.

3 «Весенняя капель» III кв.

Работа с родителями.

Анкетирование.

Консультация «Игры и упражнения по мелкой моторике» .

Консультация «Развитие речи дошкольника» , «Гимнастика для язычка»

Индивидуальные работы, домашние задания.

Изготовление папки – передвижки «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить » , «Рука развивает мозг»

Письменные консультации на стенде информации : «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры ?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры » , «Самомассаж рук для детей с речевыми нарушениями» , «Упражнения по массажу рук» .

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Диагностика развития мелкой моторики руки.

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений,

«Игры с пальчиками »

1. Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.

2. Исходное положение пальцев такое же , как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки , затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.

«Езда по дорожке»

Ребенку предлагается «проехать по дорожке» , соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой» , которая огибает различные препятствия : деревья, реку, колодец и т. п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.

Инструкция : «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом) . Ты поедешь вот так (на рисунке – образце показывается , как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Оценка результатов. При достаточном уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками » обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются : «неровная» , «дрожащая» линия : очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту.

Литература.

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. (Логопед в ДОУ) .

2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ : Астрель : Профиздат, 2006. – 46, с.: ил.

3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) . – СПб.: "Паритет", 2003. – 144 с. – (Серия "Рождаюсь. Расту. Развиваюсь.)

4. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить . – М.:Издательство "Гном и Д", 2006. – 40 с.

5. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков . – М.: ООО «Издательство «Эксмо» , 2009. – 64 с.

6. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду : Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

7. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2006. – 92 с.: ил. –

8. Романов А. А. Игры с указательным пальцем для детей . Карточки с игровыми задачами : Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. – М.: "Плэйт"; 2005. – 48 л.: ил.

9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги . Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: Корона принт; М.: Бином – Пресс, 2006. – 32 с. ; ил.

10. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика . – М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003. – 127л.

11. Интернет-ресурсы.

Приложение 1

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать :

Различные виды мозаик.

Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые) .

Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры

Цветные клубочки ниток для перематывания.

Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.

Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь» ).

Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу .

Спички с обрезанными головками.

Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге) .

Семена, мелкие орешки, крупа.

Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.

Пластилин.

Бумага для плетения, складывания.

Разнообразный природный материал .

Ручки, фломастеры, карандаши.

Похожие публикации