Ваш ребенок не как все. Мой ребенок «не такой

Уважаемые родители!

Можно много и долго рассуждать о ребенке с нарушением речи, используя различные теории, термины, догадки, предположения… Но важным всегда остается одно – это прежде всего ребенок, нуждающийся в специальной, профессиональной, незамедлительной помощи. Это ребенок, который развивается, как и всякий другой, но его развитие идет своеобразно. Это беззащитное существо, которое самостоятельно справиться со своими проблемами не может, не может противостоять нападкам безразличного, а порой даже и сурового общества. Это личность, обладающая определенными чертами характера, к которой нужен индивидуальный подход. Это маленький ранимый человечек, который должен как-то выживать в этом мире. В мире, который не понимает его или относится с жалостью, безразличием, жестокостью, но не помогает ему, зарождая в нем различные комплексы, психические нарушения: агрессию, логофобию, замкнутость, негативизм, инфантильность и т.д.

Ребенок сам должен захотеть помочь себе, активно участвовать в процессе формирования правильной, выразительной, логичной речи. И это во многом зависит от родителей: от того, как вы настроите ребенка на процесс обучения, как организуете работу с ним. Потому что именно вы являетесь важными и значимыми людьми в жизни ребенка, именно вы являетесь главными помощниками в исправлении нарушений речи ребенка, именно вы оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние своего малыша.

Просто будьте рядом с ним , помогайте ему развиваться, обучаться, познавать окружающий его мир. Читайте вместе с ним книги, рассматривайте картины, побуждайте ребенка к общению с вами и следите за правильностью его речи.

Творите вместе с ним , создавайте ваши совместные шедевры с помощью кисти, карандашей, красок, мелков, занимайтесь аппликацией, оригами, лепкой из пластилина… Важно весь этот творческий процесс сопровождать речью: пусть малыш расскажет вам, что он нарисовал, как он рисовал, что использовал для создания полотна. Поощряйте его творческий потенциал, хвалите его работы. Вы даже можете создать «стену почета», на которой будут вывешены лучшие картины ребенка.

Любую работу по дому можно делать вместе с ребенком : готовить, подметать и мыть полы, вытирать пыль, поливать цветы…. Дайте малышу поручение, объясните для чего это нужно и как это надо сделать, а по окончанию выполненной работы пусть ваш ребенок расскажет вам о том, что он сделал.

И
зучайте окружающий вас мир!
Во время прогулок, походов в зоопарк, театр, кино, магазин, аптеку, библиотеку рассказывайте ребенку о явлениях в природе, о предметах, которые вас окружают, о том, как нужно вести себя и что делать и говорить в том или ином месте. Позволяйте ему самостоятельно заказывать книжку в библиотеке, покупать продукты в магазине, пусть малыш сам расскажет вам о каком-либо явлении в природе (о котором вы недавно ему рассказали).

Во время прогулок, походов в зоопарк вы можете сделать несколько снимков, по которым малыш будет учиться строить красивый, логичный, последовательный рассказ о том, что он видел, делал, узнал.

Разучивайте стихи, разгадывайте загадки, играйте в подвижные, дидактические игры, читайте и инсценируйте сказки… Словом, все в ваших руках!!!

В работе с таким ребенком должны принимать участие различные специалисты: и психолог, и логопед, и невролог… - должно оказываться комплексное, системное, коррекционное воздействие.

Вам важно найти нужных специалистов и совместно, в плотном сотрудничестве с ними вести активную работу по развитию и обучению вашего сокровища!

Вы, родители, проводник ребенка в этот мир, и то, каким он станет, кем будет, как сложится его дальнейшая жизнь, в большей степени зависти от вас!


Ваш ребенок слишком замкнут или, наоборот, чересчур активен? Он не умеет общаться со сверстниками, ему неинтересно узнавать новое, он будто живет в собственном мире? Подобные симптомы нередко свидетельствуют о том, что малыш, скорее всего, болен аутизмом.

Специалист считает, что одной из проблем может быть аутизм - патология, при которой нарушается способность человека к любым социальным контактам и навыкам.
По словам специалиста, в большинстве случаев аутичные дети рождаются в результате тяжелой беременности и родов. При рождении такие дети обычно признаются нормальными, первые признаки аутизма проявляются в возрасте от 3-4 месяцев до двух с половиной лет. У мальчиков он встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Ребенок -аутист не улыбается, не проявляет положительных эмоций в возрасте полугода и более. Не повторяет за взрослыми звуки, не лепечет в возрасте одного года. Не совершает обычных жестов - в годик не указывает пальцем, не машет ручкой на прощание. Не знает никаких слов в возрасте 16 месяцев и не произносит осмысленных фраз в возрасте двух лет. Бывает, что аутизм проявляется несколько позже, когда ребенок внезапно перестает разговаривать и реагировать на окружающих.

Такой ребенок может играть только в полном одиночестве, при этом он всегда расставляет игрушки в одном и том же порядке - например, по цвету. Внешние симптомы: у малыша неподвижное выражение лица, он не смотрит в глаза, вы не понимаете его жестов... Речь детей-аутистов, если они умеют говорить, обычно монотонна, словно они повторяют заученный текст. Часто такие дети склонны, как эхо, повторять чужие слова, не вдумываясь в их смысл. Они могут многократно повторять одно и то же действие. Одним словом, ребенок-аутист напоминает маленького робота...

При этом, говорит психолог Наталья Филь, аутисты часто обладают необыкновенными способностями и талантами: феноменальной памятью, способностями к математике, к программированию.

По теории швейцарских нейробиологов Камиллы и Генри Маркрам, аутизм развивается из-за переизбытка информации, которую ребенок не в состоянии переварить. В результате "уход в ракушку" становится своеобразной защитной реакцией. Даже характерная для детей-аутистов манера поведения - однообразие движений - может быть не чем иным, как попыткой стабилизировать окружающий мир.

Вторая разновидность "странных" детей - это так называемые "индиго" - ребятишки, якобы обладающие выдающимися способностями. Они часто ведут себя не вполне адекватно, например, не слушают педагога, постоянно конфликтуют с остальными детьми, не считаются с мнением и чувствами окружающих. И это нередко принимается за "особую одаренность" (особенно родителями).

Несмотря на широкую известность, не существует пока ни одного строго научного доказательства существования этого феномена, - утверждает психолог. - Существует, правда, перечень качеств и основных признаков, характеризующих детей-индиго. Это - высокая самооценка, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов, энергичность, порою мешающая сосредоточенности, резкие перепады настроения, чувство социальной справедливости, повышенное чувство ответственности, развитые интуиция и чувство опасности. Хотя дети-индиго полная противоположность аутистам, у них есть и некоторые общие качества. К их числу относятся: низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе, большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта, интерес к далеким друг от друга предметам и способность быстро осваивать компьютерные технологии.

Профессиональные медики и психологи полагают, что все дело тут - в минимальной мозговой дисфункции, которая приводит к синдрому "гиперактивности".

Что же делать, если вы обнаружили, что ваш ребенок - "инопланетянин", не похожий на своих сверстников?

1. Прежде всего, покажите его детскому психологу. Осмотрев малыша, специалист при необходимости порекомендует обратиться с ребенком к психиатру.

2. Если ребенок - аутист, не стоит давить на него, навязывая собственные правила, это может усилить отклонения в поведении. Если же он гиперактивный, то, напротив, ему нужен жесткий режим и физические нагрузки.

3. Обязательно хвалите ребенка за любой "нормальный" поступок.

4. Гиперактивных детей следует учить нормальному общению. Иногда необходимы индивидуальные коррекционные занятия со специалистами. Если у ребенка ярко выраженная степень аутизма, отдайте его в специальное детское учреждение, где ему помогут адаптироваться к окружающему миру.

20/10/2015

«Мой ребенок не такой, как все»,- именно так чаще всего формулируют свой запрос к психологу обеспокоенные родители. Но ведь границы нормы размыты и во многом субъективны. По наблюдениям психологов в разряд «особенных» может попасть практически любой ребенок: гиперактивный и медлительный; слишком эмоциональный и замкнутый; чрезмерно общительный и застенчивый; упрямый и чересчур покладистый; импульсивный и заторможенный; уязвимый и «бесчувственный»; вундеркинд и малыш, которому наука никак не дается. Иногда выделяют отдельные типажи «белых ворон»: это могут быть маленькие борцы за справедливость; свободно мыслящие детки; «правильные»; а также особо чувствительные и уязвимые

В поисках нормы родители нередко обращаются к собственному детству: «Когда я был маленьким…» Но нельзя забывать, что разрыв между поколениями сейчас глубже и фатальнее, чем раньше, и, соответственно, гораздо острее стоит проблема «отцов и детей». Изменение общественного строя, поиск новых идеалов и ценностей, социальное расслоение, и одновременно стремительное развитие новейших технологий. Поколение «компьютеров и мобилок» живет в другом мире и в другом ритме. Родители не всегда задумываются над тем, что собственного ребенка нужно рассматривать как представителя другой генерации.

Чаще всего вопрос о том, что ребенок «не такой», обостряется, когда малыш попадает в детский коллектив и учится выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, с которыми приходится общаться, соблюдая правила субординации. Для малыша это настоящее испытание, ведь до сих пор он был всем хорош и любим. И вдруг все пошло наперекосяк: мама грустит, папа злится, бабушка ворчит о неправильном воспитании.

Первые шаги социализации могут быть очень болезненными и для малыша, и для его родителей. Основная задача состоит в том, чтобы не впасть ни в одну из крайностей: либо все неправы, кроме моего «особенного» ребенка, либо противоположное - у всех дети как дети, а у меня…

Родителям вообще тяжело быть объективными по отношению к собственному чаду. Очень часто мы лукавим даже сами с собой, досадливо рассуждая, что ребенок растет «не такой», не додумываем мысль до конца: не такой, как удобно учителю, или не такой, как нам хочется? Практически нет родителей, которых хоть в какой-то мере не затронуло родительское тщеславие - ведь нет слаще чувства, что мой ребенок «самый-самый». Папам и мамам нередко тяжело отказаться от лелеемого в мечтах образа своего наследника. Кому-то из отцов хочется видеть своего сына энергичным, все успевающим и обожающим спорт, а его называет «папой» немного нудный болезненный меланхолик. Некоторые мамы очень надеются, что их малыш обладает незаурядными способностями, а на него нападает судорожная зевота всякий раз, как он видит книгу…

Ребенок - это не только плод вашего воспитания, его рождение - это своеобразная лотерея. В каждом маленьком существе - свой темперамент и интеллект; свой уникальный набор генов; «коктейль» из самых разнообразных способностей и наклонностей, не всегда, кстати, положительных. Лучше всего относиться к своему ребенку как к существу, с которым еще предстоит познакомиться и постараться понять и принять именно таким, каким его создал Бог или природа. И поверьте - нет занятия интереснее, чем узнавать собственное чадо: вам предстоит много открытий, приятных и не очень.

Вы будете удивляться и отчаиваться, радоваться и гневаться. Искать в своей родословной предков с такими же качествами, «вычислять» пагубные влияния со стороны. Но как бы то ни было, начинать надо с приятия ребенка таким, каким он есть. А затем предстоит долгий путь мягкой корректировки, которая, тем не менее, должна осуществляться твердой родительской рукой: поощрять и развивать положительные качества, сглаживать отрицательные. Но нередко родители и не собираются вводить в приемлемые для общества рамки свое ненаглядное чадо. Им нравится, что их ребенок не такой, как все.

Психологи и невропатологи признают, что современные дети гиперчувствительны и возбудимы, а их способности нередко очень высоки. Количество нестандартных, особенных, трудных детей настолько велико, что появился особый термин - «дети индиго», которым обозначают тех, кто обладает новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Название произошло от наблюдений Нэнси Энн Тэпп, которая утверждала, что у нестандартных детей особый цвет - темно-синий, или индиго. Теория о существовании каких-то особенных детей стала довольно популярна среди родителей, одержимых манией «особенности» своих детей.

Чаще всего это бывают мамы, которые, придя на консультацию к психологу, взахлеб рассказывают о том, насколько уникален их малыш. К примеру, особо одаренный, нежный,
чувствительный и ранимый. А вот грубое окружение неспособно понять и оценить ее «маленького принца». Или, напротив, ребенок очень активен, схватывает все налету, понимает и делает все намного быстрее других, но учителя и одноклассники «почему-то» несправедливы к нему. И в первом, и во втором случае работать нужно не столько с ребенком, сколько с мамой. К сожалению, родители очень часто сами культивируют в своих детях «манию отличия», делают из своих вполне обычных отпрысков неудобных, трудных, нелюбимых сверстниками и учителями.

У родителей есть очень серьезный повод заподозрить, что их ребенок «белая ворона», если:

  • он испытывает чувство отчуждения и отверженности по отношению к окружающим;
  • малыш стал изгоем в детском коллективе;
  • у него развился синдром жертвы, которым он провоцирует сверстников на то, чтобы его обижали;
  • он привык привлекать к себе внимание нездоровыми способами (кривляется, дразнится, задевает тех, кто сильнее себя);
  • он не имеет друзей среди сверстников;
  • всегда обо всех отзывается плохо.

У родителей нет повода для серьезного беспокойства, если ребенок:

  • доволен жизнью и не озабочен тем, что он «не такой»;
  • не угнетен и не агрессивен;
  • у него нормальные отношения со сверстниками;
  • он умеет общаться с взрослыми, подчиняться и слушаться;
  • не противопоставляет себя окружающим, не видит вокруг врагов, доброжелателен и уважителен к людям;
  • другие дети не замечают, что он «особенный»;
  • если идеи, что он в чем-то не такой, появились у него в подростковом возрасте, что совершенно нормально для этого периода.

Родители рискуют сами сделать из своего ребенка «белую ворону», если:

  • в семье принято постоянно противопоставлять себя другим людям: мы лучше, хуже, правильнее, беднее, богаче, умнее; мы - старожилы или, напротив, люди совсем новые и т.д. и т.п.;
  • семья живет замкнуто, к посторонним относятся с подозрением как к источнику возможных неприятностей и даже опасностей;
  • критика окружающих - привычный способ общения между взрослыми;
  • ребенка постоянно сравнивают со сверстниками, повторяют, что он сильнее/слабее, болезненнее, умнее/глупее;
  • ребенок привыкает, что во всех конфликтах и неурядицах обвиняются окружающие, а он «всегда прав»;
  • он воспитывается в неполной семье, где и одинокий родитель сознательно или подсознательно стремиться «замкнуть» сына или дочь на себя;
  • ребенок становится для родителей (или одного из них) средством самоутверждения;
  • малыш воспитывается мамой (бабушкой), которая сделала из этого смысл своей жизни;
  • в семье преобладают крайности в методах воспитания. В равной мере опасны как вседозволенность и попустительство, так и жесткий авторитарный стиль, постоянная критика ребенка;
  • малыш ограничен в общении со сверстниками и преимущественно довольствуется компанией взрослых;
  • в семье существуют серьезные психологические проблемы между взрослыми.

Что делать, если вас мучают сомнения, что ваш ребенок не такой, как все:

  • постарайтесь четко сформулировать, в чем именно вы видите отклонение от нормы в поведении и развитии малыша;
  • задумайтесь, что именно является для вас поводом для беспокойства: критика окружающих; плохие оценки; плохие отношения со сверстниками;
  • проанализируйте, не культивирует ли кто-либо из членов семьи идеи «особенности» ребенка;
  • постарайтесь поместить ребенка в адекватную его запросам среду: «слишком умного» в спецшколу для одаренных детей; ребенка, который «не тянет» точные науки - в гуманитарный класс; непоседу - в спортивную секцию; тихоню - в кружок вышивки крестиком. Важно, чтобы ребенок обязательно общался с подобными себе;
  • но одновременно нужно позаботиться о том, чтобы ребенок развивал те качества, которых ему не хватает (усидчивость, умение играть с другими детьми, способность считаться с интересами других и др.);
  • поинтересуйтесь у психолога или загляните в любое издание по возрастной психологии, не подпадает ли «особенное» поведения вашего ребенка под норму для его возраста;
  • проконсультируйтесь с невропатологом и психологом относительно вашего сына или дочери;
  • если у вашего ребенка сложности в общении возникают только дома, то ищите истоки проблемы во внутрисемейных отношениях, а не в ребенке.

Спрашивает Мама Наташа
Уважаемая Ольга Викторовна! Моему сыну Ярославу 8 лет. И это маленький старичок, причем очень циничный. У нас крепкая благополучная семья. Беременность прошла гладко, просто на "УРА", роды - кесарево сечение. С рождения ребенок получал заботу и ласку, практически никогда не наказывался, случаи наказания голосом можно пересчитать по пальцам. За все оплошности мы садились рядышком (или на колени) и беседовали, что такое хорошо и что такое плохо. До четырех лет это был практически "золотой ребенок". В 4 года он пошел в садик, родилась младшая сестричка, я старалась показать, как они мне все дороги, и уделять столько же внимания как и младшей, хоть и не всегда получалось. В пять лет он категорически отказался ходить в садик, обосновывая, что там ему скучно. Я была в декретном отпуске и пошла у сына на поводу, тем более, что мы много занимались. В школе у Ярослава начались проблемы. Хотя он был подготовлен, очень хорошо развита логика, он в числе отстающих, только-только успевает за программой (программа 2100) по русскому языку и математике. На уроках русского языка оказалось, что плохо развит фонетический слух, хотя говорит ребенок чисто с тех же 4 лет. В школе все не интересно. Звучит фраза "Лучше бы я умер, чем учился". Каждое утро начинается со слов: "Можно я в школу не пойду?". Разговоры, убеждения и даже ругань помогают ненадолго. Учительница у нас замечательная, сыну она нравится, мне тоже. Ярослав учительнице тоже нравится, говорит, что неординарный, очень умный мальчик, но когда закончит начальную школу, в старших классах ему будет очень трудно, там не будут искать на каждом уроке индивидуальный подход. Моему сыну не нравится процесс обучения. Проблем в учебе было бы меньше, если бы сын старался, а он все деает лишь бы как. Элементарные вещи он не знает, но при этом может не задумываясь рассказать принцип действия парового двигателя или закон инерции. Мечтает стать изобретателем. Поведение очень хорошее, ему хочется быть лучше других, он не бегает на переменах, не балуется, на все замечания мгновенно реагирует, так что учительница уже боится даже делать ему их, после каждого замечания Ярослав готов провалиться сквозь землю. Он не любит праздники (даже день рождения и Новый год), потому что все почему-то радуются, шумят. Мультики все критикует, там все неправильно, не по настоящему, хотя последнее время стал более снисходительным. Очень эмоционален, все и всех (даже неодушевленные предметы) жалеет. Мы живем в небольшом городке очень далеко от города, психолога у нас нет, иначе я давно бы уже обратилась за помощью. Я понимаю свои ошибки: была к сыну очень требовательна, поставила ему завышенные цели. Сравнительно немного ребенком занимался отец (много работает). Вот уже год я пытаюсь исправить свои ошибки, разговариваю с сыном, пытаюсь показать, что люблю его всякого, даже если он будет троечником. Взаимопонимание на мой взгляд есть. Что нам делать с учебой? Как развить положительное отношение к жизни? Да, единственное, что ему интересно, это изобретательство (а он часто изобретает в силу своего незнания велосипед) и компьютер... Я не знаю стоимость Вашего психологического сопровождения, но боюсь, что это дорого, хотелось бы узнать, сколько... И меня сущает, что мы уже школьники...

Ответ
Наташа! Судя по описанию, наряду с высоким уровнем умственного развития у сына не была сформирована мотивация к обучению, т.е. он психологически не был готов к школе. Подробнее об этом можно прочесть в статье про готовность к школе Подозреваю, что сын мало общается со сверстниками, а до школы у него и вовсе был узкий круг общения. Часто "маленькие старички" растут в окружении любящих взрослых, разрешающих смотреть взрослые фильмы, новости, но при этом вольно или невольно оберегающих от общения с другими детьми. В разговорах объясняйте необходимость знаний математики, русского языка и других наук для будущего овладения профессией изобретателя, приводите примеры. Для выяснения истинной причины проблем в школе нужно выяснить, что там мальчику интересно - если не уроки, то может быть друзья, возможность показать себя, свои знания. Попросите Ярослава нарисовать себя в школе, через несколько дней - рисунок семьи. Конечно, профессионально провести и интерпретировать рисунки может только психолог, но Вы имеете шанс увидеть эмоции ребенка, его чувства, мысли, то, как же он сам воспринимает сложившуюся ситуацию. Подробнее об этом в описании теста

Похожие публикации