Опыт работы " развитие речи детей посредством театральной деятельности". Творческий отчет на

Ирина Пельнова
Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

1слайд : Визитная карточка

Пельнова Ирина Юрьевна,воспитатель МБДОУ детского сада №16 «Жемчужинка»

Педагогический стаж :13 лет

Образование : средне-специальное, студентка второго курса Нижегородского государственного университета «им. Лобачевского»

Награды : почетная грамота МБДОУ (2014) за введение инновационных технологий в работу

Профессиональное кредо :

«Горжусь профессией своей за то,

что детство проживаю многократно»

2слайд : Тема

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности »

3 слайд :Условия формирования личного вклада в развитие образования (со слайда)

Работа по развитию речи включает в себя наличие следующих условий :

1. Научно-исследовательские условия

2. Методические условия

3. Организационно-педагогические условия

Мною были изучены теории философов, психологов, педагогов в области развивающего развития (Выготского Л. С. ,Эльконина Д. Б. ,Тихеева Е. И. ,Флёрина Е. А.) .По мнению большинства учёных развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

4 слайд :Актуальность.

Анализ РППС группы на соответствие ФГОС ДО выявил следующие проблемы :

Недостаточность обеспечения реализации образовательного потенциала пространства группы для речевого развития детей ;

Диагномтика по развитию речи показала ,что

Низкая речевая активность детей

Кроме того, существует проблема :

Неудовлетворённость взаимодействия с родителями воспитанников;

Именно театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, звукопроизношение, темп, выразительность речи . Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей . И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».

5 слайд :Теоретическое обоснование личного вклада

Это одно из самых эффективных способов воздействия на детей ,в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения :учить играя.

Кроме того,одной из требований ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Образовательна программа нашего учреждения ставит задачи развития свободного общения…

Выготский писал : «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка , но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи ».

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

6слайд. Цель и задачи

Перед собой я поставила следующую цель

Создание условий для речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредсвом театрализованной деятельности .

И такие задачи :

Развивать все компоненты устной речи ;

Воспитывать интерес и любовь к чтению;

-Развивать литературную речь ;

Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения;

-Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности ;

Удовлетворить потребности детей к самовыражению ;

Привлечение родителей к партнёрству,т. к. совместная театрально-игровая деятельность -уникальный вид сотрудничества.

7слайд. Ведущая педагогическая идея опыта работы :

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение , совершенствует речь.

8слайд :Деятельностный аспект

В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения : игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей , беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память , воображение, творческое воображение.

9слайд :Диапазон личного вклада (Совместная деятельность )

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи , использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности . По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях

10слайд :Диапазон личного вклада (совместная деятельность с логопедом )

Очень важна работа с учителем-логопедом. Совместно мы проводим различные ….

11 слайд : Диапазон личного вклада (самостоятельная деятельность )

В самостоятельной деятельности дети сами выбирают виды театра и понравившиеся им роли. Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность. В самостоятельной деятельности ребёнок учится продумывать свои действия, поступки героев, которых он проигрывает. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию организованности, самостоятельности. Через свои ролевые высказывания ребёнок усваивает смысл, экспериментирует со словом, мимикой, жестом.

12слайд : Диапазон личного вклада (работа с родителями )

Важно участие родителей в работе с театрализованной деятельностью . В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей . Много усилий родители приложили к пошиву костюмов как для детей ,так и для взрослых. Укрепляю партнерские отношений с семьей каждого воспитанника, повышаю компетентность родителей, уверенность в собственных возможностях, привлекаю к участию в различных мероприятиях.

13слайд :условия

Процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда они самостоятельно могут выбрать вид театра и роль . Большое значение имеет использование разноообразных технических средств таких как, магнитофонные записи, просмотр видео на ноутбуке и т. д.

14слайд. Условия развития детей в театрализованной деятельности

Дети развиваются и общают свой словарный запас не только во время театральной деятельности . Много дети познают в свободной деятельности . Во время сюжетно-ролевой игры они самостоятельно задумывают сюжет и развивают его замысел . Когда дети занимаются с настольными играми у них развивается воображение . Рисуя дети ….

15 слайд :Показ сказки детям раннего возраста

Своими маленькими постановками мы радуем детей раннего возраста демонстрируя им свои мини постановки.

16слайд : Знакомство с постановкой сказки

Анализируя работу с детьми я пришла к выводу, что дети могут показать открытый показ. К выбору сказки я подошла с креативностью, решив показать старую сказку «Волк и семеро козлят» ,но на новый лад. Вначале работы я прочитала детям старый вариант сказки и мы обсудили его.

17 слайд :Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

Проделав большую работу с детьми и родителямимы показали сказку детям всего детского сада.

18 слайд : Совместный показ сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает , успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей .

19 слайд :Результативность

У детей улучшилась речь . Я в своей работе , в совместной деятельности детей и воспитателя , систематически проводила театрализованную игру . Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм , у детей развилась эмоциональная сфера , расширился и обогатился опыт сотрудничества детей , как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей . Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал правильно и красиво говорить. И я в своей работе совместно с родителями приложила немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

20 слайд : ТРАНСЛИРУЕМОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Консультации педагогам «Развитие речи детей младшего возраста с помощью театрализованных игр »,февраль 2014г. МО в ДОУ

Демонстрация результатов на сайтеДОУ,педагогическая копилка :статья «Дети в садике живут»

Сетевые педагогические сообщества : публикации на сайтах сайт;сценарий сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад

21 слайд : РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Мониторинг речевого развития

детей второй младшей группы


Условия возникновения опыта Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.


Работая в сельском ДОУ 5 лет, я выявила следующие противоречия: Слабый словарный запас высокая степень активности Замкнутость агрессивность Заинтересованность отсутствие внимания. Исходя из этого поставила для себя задачи: развить устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности, обогащать словарь детей, активизировать его, побуждать детей отзываться на игры- действия со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку, способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.


Цель: Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность. Задачи:. упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества; развивать координацию движений; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию; воспитывать культуру поведения в театре; пополнять словарный запас, образный строй речи.


Теоретическая база Выдающийся советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес». Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. На занятиях по изодеятельности воспитатели с детьми создают эскизы декораций и элементы костюмов к спектаклям. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже на математических.


В данном опыте я опиралась на работу: 1. Т.С.Григорьевой «Программа маленький актер для детей 5-7 лет» 2. И.В.Сорокиной «Театр – творчество – дети» 3.Куцакова, Мерзлякова «Росинка» Москва «Владос» 2004 г 4.Э.Г.Чурилова «Арт – фантазия» Москва «Владос» 2004 г 5.


Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.


Актуальность темы В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.


Новизна Новизна данной темы заключается в том, что, развитие речи воспитанников детского сада происходит в условиях билингвизма с использованием регионального компонента, через применение инновационных технологий: «Игротерапия», «Куклотерапия», «Анималотерапия», «Музыкотерапия», «Арттерапия», и часто используемый мной метод «Сказкотерапия» - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.


Ожидаемый результат умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения; умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; умение последовательно высказывать свои мысли; знание пяти-шести артикуляционных упражнений, одной – двух пальчиковых гимнастик; умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса; выразительно читать стихотворный текст;


Технология опыта В работе для повышения уровня речи детей я использую этапы: Организационный – знакомство, чтение разных сказок; (Прил.1) Диагностический – диагностика индивидуальных социально психологических особенностей детей. (Прил 2) Практический - рисование детьми героев сказок, разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях, пересказ прочитанных сказок, их инсценирование, самостоятельное составление сказок, рассказывание сказок собственного сочинения.(Прил 3) Обобщающий - выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. Театрализация сказок.(Прил 4) Внедренческий – участие в разных конкурсах и мероприятиях села и района.(Прил 5)






Методы и приемы: упражнение моделирование дидактическая игра воображаемая ситуация появление игрушки создание игровой ситуации наблюдение демонстрация показ образца показ действия рассказ педагога чтение худ. литературы беседы объяснения вопросы к детям Словесные Наглядные Практические Игровые




Трудоемкость Работа над данной темой требует труда для создания кукол различных видов (настольных, на гапите, пальчиковых и др.), костюмов, ширм, декораций. Требуется мотивация детей на участие в инсценировках, постановках сказок, учитываются индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей. Необходимо развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка. Разыгрывание народных песенок, сказок, потешек в младшей группе и использование игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки в средней группе требует самостоятельности детей. Необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно.




Занятия строятся по схеме: приложение 1 введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.


Приложение 2 Анкета «Как привлечь ребенка к театру?» Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения? А. Да, часто. Б. Нет, изредка. В. Никогда. Побуждается ли ваш ребенок на игры – действия со звуками (живой и неживой природы)? А. Да, часто. Б. Бывает, но в крайних ситуациях. В. Не знаю о таких ситуациях. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых? А. Никак не реагирует. Б. Старается исправить ситуацию. В. Агрессивно. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам? А. Да. Б. Отчасти. В. Нет. Благодарим за сотрудничество!


Литература: Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва «Владос» 2004 гЭ.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва «Владос» 2004 г Л.П.Макарова «Театрализованные праздники в детском саду» Воронеж 2009 г.Л.П.Макарова «Театрализованные праздники в детском саду» Воронеж 2009 г. Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» Москва «АРКТИ» 2004 гН.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» Москва «АРКТИ» 2004 г Г.А.Лапшина «Праздники в детском саду» Волгоград «Учитель» 2009 гГ.А.Лапшина «Праздники в детском саду» Волгоград «Учитель» 2009 г Е.П.Климова «Художественно- эстетическое развитие дошкольников» Волгоград «Учитель» 2005 гЕ.П.Климова «Художественно- эстетическое развитие дошкольников» Волгоград «Учитель» 2005 г

Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность.

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого к более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Год от года растёт число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и другие её качества: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку, запомнить стихи. Не каждый может пересказать литературное произведение, понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Некоторые родители в первые годы жизни ребёнка не придают особого значения тому, что ребёнок не может связно изложить свою мысль или желание. Часто роль речи в развитии ребёнка недооценивается и не связывается напрямую с интеллектуальным развитием ребёнка. Мама думает: «Вот подрастёт и научится сам». В действительности развитие речи детей тесно связано с самим развитием мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни. Профессор М.М.Кольцов пишет: «Для речи «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное»

Сам процесс развития мозга, заложенный от природы, основополагающего значения не имеет – то есть человек может обладать врождёнными неплохими данными, но если не создавать условия для того, чтобы речевое развитие шло правильно, то интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка будет отставать от нормы с каждым годом всё сильнее. Навыки правильной речи и богатый словарный запас не формируется самостоятельно. Именно речь взрослого и сам взрослый является запускающим механизмом детской любознательности.

Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Воспитатель должен помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного обучения в школе (а это одна из важнейших задач, стоящая перед воспитателем), для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Также необходимо помнить и об обратной зависимости: мозг развивается, если в процессе речевого общения ребёнок тренирует свой речевой аппарат, т.е. если с ребёнком говорят, выслушивают его.

Исследования показали, что только посредством речи развиваются такие важные вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Таким образом, роль речи в развитии ребёнка огромна.

На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени – это период с рождения до 8 -9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт, поэтому развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Иными словами связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Существует два типа связной речи: монологическая и диалогическая. Диалог – это не просто композиционная форма речи, но и вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения, очень важные в личностном развитии ребёнка. Не смотря на работу, которую проводят педагоги по речевому развитию, существуют проблемы в данном разделе. Исследователи А.Шахнорович, К.Менг показали, что старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны.

С 3-5 лет развивается ситуатично – познавательная форма общения. В этот период быстро развивается воображение, фантазия – благодатная почва для коммуникативного общения. Малыши могут искренно верить в свои фантазии, делиться ими со своими сверстниками, взрослыми. Младший возраст сензитивен для возникновения общения вокруг игрушки, предмета. Начинают формироваться межличностные связи друг с другом в сюжетно- ролевой игре. Значит, развивать диалог нужно с младшего возраста. Диалог – это самая естественная, природная форма речи. Это реактивная, ситуативно– непроизвольная речь, которая часто жестко подавляется в условиях организованных занятий. Следовательно, для детей нужны способы работы, включающие игры и игровые упражнения для развития диалога.

Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в развитии монологической связной речи (Л.Леонтьев, О.Ушакова, Е.Струмина, А.Шахнорович и др.)

Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого умственного развития ребёнка.(Л.С.Выготский)

Развитие связной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально- практическим путём. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка- дошкольника виды деятельности игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, театрализованная и другие виды деятельности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня связной речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории. Вступая в мир детства – игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:

· Функция социализации(приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту)

· Креативная функция(способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление)

· Галаграфическая функция(пространственно – временное и чувственное содержание(место и время, сюжет и образ))

· Развивающая терапевтическая функция(лечебный эффект, сказкотерапия)

· Лексико – образная функция(активизирует и развивает слухо- речевую память ребёнка)

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет. Дети 5-7 лет испытывают огромный интерес и потребность к этой деятельности.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две группы:

ü Игры – драматизации (ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности)

o Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей

o Ролевые диалоги на основе текста

o Инсценировки произведений

o Постановки спектаклей

o Игры –импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки

ü Режиссерские ( «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок организует деятельность как «сценарист» и «режиссёр» управляет «артистами»)

o Настольный театр

o Плоскостной и объёмный театр

o Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности(поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Изучая психолого- педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Из опыта работы

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Чекунова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ № 61,

г. Апатиты Мурманской обл.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи»

(Лев Семенович Выготский)

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.

Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи » осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  • умении вслушиваться в текст;
  • улавливать интонации;
  • особенности речевых оборотов;
  • четко, последовательно излагать мысль;
  • самостоятельно пересказать текст;
  • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Задачами работы по театрализованной деятельности являются:

формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;

— формировать грамматический, лексический строй речи;

— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.

Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:

«Центр игры»

В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

«Центр театра»

В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

«Центр речевого развития»

В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:

  1. Работа с детьми, которая включала в себя:

— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);

— практико-ориентированную направленность в реализации задач.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
  • речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
  • упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
  • придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
  • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • показ театрализованных представлений, спектаклей.

Детское художественное творчество носит поэтапный характер

На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

  1. Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на

свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

  1. Работа с родителями

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

— «Родительские посиделки».

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

  1. Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.

В процессе работы были проведены:

— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).

— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».

— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.

— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».

Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:

— Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».

— Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.

— Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

— Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).

— Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».

— Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).

— Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.

При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.

На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.

По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

Данная проблема определила цель углубленной работы по теме: развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности . Так как театрализованная деятельность - это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности;

Формировать устойчивый интерес к слушанию сказок и их инсценировкам;

Способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;

Развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

Осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

Свою работу я начала с формирования предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде). Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Мы оформили центр речевого развития, где подобраны игры по развитию речи, различные атрибуты для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры для развития мелкой моторики рук.

Создала театральный уголок с различными видами театра: настольным, пальчиковым, плоскостным, театром «Варежка»……

Работая с детьми второй младшей группы, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывала просмотр небольших кукольных спектаклей, представленных старшими детьми, на основе содержания знакомых потешек, стихов и сказок.

Затем мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок").

Работая над постановкой сказок, на начальном этапе сама активно участвовала, озвучивала слова автора, помогала детям исполнять и озвучивать их роли.

На следующих этапах своё участие в постановке сокращала, давая детям возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым у детей развивается уверенность в себе.

В ходе регламентированной образовательной деятельности провожу большую работу по развитию монологической и диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию выразительности речи –

    произношение скороговорок, потешек с изменением темпа речи, громкости, интонации;

    музыкально-ритмические разминки на развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений;

    пантомимы, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений;

    упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение детьми средствами эмоциональной выразительности.

Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

Дети подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. Постепенно они включилась в процесс игрового общения с театральными куклами. Играя в сказку с детьми, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью кукол бибабо. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи – интонацию и речь.

Для более эффективного достижения поставленных задач я организовала кружок «Оригами». В ходе работы кружка мы изготавливаем бумажные фигуры разных животных птиц и другие атрибуты для настольного театра. Эти фигуры позволяют насыщать театрализованную деятельность творческими заданиями, проблемными ситуациями, различными словесными играми.

Благодаря системной регламентированной образовательной деятельности и театрализованной деятельности в режимных моментах у детей развилась активная речь и выработались игровые умения. Дети научились быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи).

В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда они становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Для родителей провожу консультации, даю советы и рекомендации. Подбираю интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.

За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, обогащается и активизируется словарный запас, речь становится более отчётливой, интонационно выразительной, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Дети принимают активное участие в праздниках и развлечениях.

Свою работу по выбранной теме планирую продолжать и дальше: создать теневой и платочный театры, познакомить детей с новыми видами театра, совместно с родителями провести тематические вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная», в которых родители станут активными участниками действий.

Похожие публикации