Детское рабство: жестокие игры на новый лад. Современное рабство или незаконный детский труд

Детство - замечательная пора, когда можно строить воздушные замки, мечтать, верить в эльфов и гномов, приветствовать самого Деда Мороза и получать желанные подарки. В детстве все интересно и загадочно. Вот за городом - сказочный лес, где живут невероятные существа, а за лесом — озеро, где много фантастических русалок. Детская фантазия безгранична, благодаря ей окружающий мир становится увлекательным и таинственным.

Однако многие дети на земле лишены детства и несмотря на то, что в разных странах мира «детство» охраняется законом и особым отношением к нему, миллионы детей живут в лишениях и отчаянии.

Согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной 154 странами, эксплуатация детского труда запрещена. Но несмотря на это, труд ребенка не только массово используется на фабриках и заводах, но и становится все более распространенным явлением. По оценкам Международной организации труда, в развивающихся странах трудятся около 250 миллионов детей.

153 миллиона работающих детей живет в Азии, 80 миллионов - в Африке и 17 миллионов - в Латинской Америке. «Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития», - отмечают правозащитники. Так, дети включены в такие виды деятельности, как рабство, проституция и порнография, участие в вооруженных конфликтах, а также работа в шахтах, сельском хозяйстве, строительстве.

По данным правозащитников, большинство детей, работающих по всему миру (69 процентов), заняты в сельском хозяйстве - они собирают хлопок, табак, кофе, рис, сахарный тростник и какао. При этом в списке стран, эксплуатирующих детский труд, лидирует Мьянма - чаще всего маленьких работников используют при сборе риса, сахарного тростника и каучука. Согласно отчету Министерства труда США, в шестерку государств, где обнаружено максимальное число подобных нарушений, также входят Индия, Бразилия, Бангладеш, Китай и Филиппины. Среди «лидеров» в использовании детского труда значатся и такие страны, как Сомали, Непал, Афганистан, Пакистан, Шри-Ланка и Северная Корея.

Представляем рейтинг топ-10 худших форм детского рабства.

  1. Танцующие мальчики в Афганистане

    В потрепанном войной Афганистане существует древняя традиция под названием «Бача Бази». В соответствии с ней маленьких мальчиков обучают танцам и продают богатым людям. Если перевести это название, получим «интересоваться детьми». Мальчиков из бедных семей эксплуатируют и делают сексуальными рабами. Эту традицию запретили даже Талибы, и все это по сей день является незаконным. В стране, где женщинам запрещают танцевать на публике, мальчиков одевают в женские одежды и заставляют танцевать для мужчин. После представления мальчиков обычно везут в отели, где они подвергаются сексуальному насилию.

    Основными жертвами являются бедные семьи, живущие на улице. Те, у кого нет средств к существованию, часто отдают своих старших детей на Бача Бази. Детям, большинству из которых нет и десяти, обещают лучшую жизнь. Некоторые даже зарабатывают себе на жизнь тем, что ищут подходящих мальчиков среди бедняков на улицах. Некоторых берут в качестве учеников. Это ни что иное, как педофилия. А когда мальчики взрослеют и у них начинает расти борода и они уже больше не подходят для этого действа. Но это все, что они умеют, и вскоре после этого многие из них становятся «сутенерами» для Бача Бази.

    Считается, что это явление возникло на севере Афганистана, но некоторые международные эксперты выяснили, что есть доказательство существования Бача Бази даже в Кабуле. Даже сейчас некоторые из поклонников данного действа находятся у власти и препятствуют его преследованию. Среди клиентов Бача Бази даже были замечены офицеры полиции. Это является любимым развлечением для некоторых иностранцев. Люди разрушают жизнь детей, если те не согласны на сексуальные отношения, их ждет суровое наказание, а если они решат сбежать, то вероятнее всего их настигнет смерть.

    9. Попрошайки не по своей воли

    Не все дети, которые просит милостыню на улице, на самом деле бездомные. В Сенегале 50000 детей заставляют идти на улицу просить милостыню. Родители отправляют своих детей в школы Корана под названием даарас, где их должны обучать Корану под руководством духовного учителя, известного как марабут. В некоторых школах все так, как должно быть, но есть даарас, где учеников попросту эксплуатируют. Их называют талибис, и их заставляют выходить на улицы зарабатывать деньги для марабутов.

    Талибис – это дети от 4 до 14 лет. У нах есть дневная норма денег, которую они в конце дня должны принести марабуту. Если они не заработают достаточно, их ждет наказание: их могут закрыть в чулане или жестоко избить. Все деньги отправляются в карман марабута, причем ни ребенок, ни школа ничего не получают. Талибис плохо обуты и собирают деньги в консервные банки, и чтобы собрать достаточно денег им приходится вставать очень рано. Марабуты имеют свою власть в стране, поэтому официальные власти их не замечают. Только активисты требуют от сенегальского правительства продвигать официальные даарас, где детей на самом деле учат Корану, а не эксплуатируют детский труд.

    8. Сакральное рабство в Западной Африке

    В Западной Африке существует древняя и неприемлемая современным обществом форма религиозного служения. По своеобразной традиции под названием Трокоси (что в переводе означает «раб божий») молодых девственниц забирают в храм, где они должны отмолить грехи своих семей. Девушек принуждают к сексу, их заставляют много и тяжело работать, и вся их жизнь превращается в постоянный стыд. Им не разрешено держать при себе деньги. Семьи этих девушек должны обеспечивать их едой и одеждой. Каждый их шаг контролируется главным священником храма, а эти священники в ответе только перед богом и перед хозяином храма. Обычно храмом владеет самый старший житель деревни, который помимо этого обладает политической и экономической властью.

    Сексуальное насилие здесь ни для кого не секрет: девушки должны заниматься сексом со священниками по первому их желанию. Считается, что когда девушка занимается сексом со священником, она занимается сексом с теми богами, которым служит этот священник. Часто девушек насилуют. А дети, рожденные таким образом, являются незаконнорожденными, т.к. эти девушки считаются замужем за богами.

    Если семья откажется отдать свою дочь в храм, считается, что в этой семье случится несчастье. Причем это несчастье может преследовать семью на протяжении многих поколений. Если девушка умирает во время служения, семья должна послать другую девственницу ей взамен. Даже если священник по какой-то причине ее отпустит, она обязана вернуться в храм, т.к. она до конца жизни должна быть рабой божьей. Даже несмотря на то, что в некоторых странах эта практика под запретом, ее проводят в тайне.


    7. Домашнее рабство по соседству

    Одна из наиболее распространенных форм детского рабства – домашнее. Масштабы его шокируют: 10.5 миллионов детей, 71% которых еще не достигли шестилетнего возраста, заставляют работать в доме, причем многих работают в рабских условиях. Они готовят, заботятся о младших, работают в саду, приносят воду, убирают, и делают многое другое в тех домах, где работают.

    Это есть везде, в том числе и в США. В Штатах примерно 50000 рабов, а еще 17500 мигрируют в страну каждый год. И это число гораздо больше, чем во времена официального рабства в истории Америки. Очень сложно проследить это явление, т.к. в разных культурах разные нормы, с какого возраста дети должны работать и какую именно работу могут выполнять, но к этим детям относятся не как к родным, а как к рабочей силе, и их обязанности не приравниваются к обычным обязанностям детей по дому. Их держат в изоляции, применяют физическое насилие. Домашних рабов держат взаперти, и они подчиняются своим хозяевам.

    Самое страшное то, что, может быть, подобное происходит по соседству, а вы даже об этом не знаете. Это может быть тихий ребенок, которого заманили в эту семью, где его избивают и держат отдельно от других. Это дети из других стран, и часто они не знают язык страны, где живут. Такой случай произошел с девочкой по имени Шиима, которую поработила одна богатая калифорнийская пара египетского происхождения. Девочка жила в гараже и работала на семью из пяти человек, когда её спасли, она уже несколько лет пробыла в этом рабстве, при этом она даже не умела читать.

    6. Плантации марихуаны в Шотландии

    Детей из таких мест, как Китай или Вьетнам, привозят в Великобританию и заставляют работать на плантациях марихуаны, многие из которых находятся в Шотландии. Такими фермами в основном управляют преступные группировки, они находятся внутри больших зданий с закрашенными черной краской окнами и запертыми дверями. Дети в возрасте примерно 13 лет находятся внутри этих ферм 24 часа в сутки, где они занимаются выращиванием тысяч кустов марихуаны. По некоторым данным около 300 детей ежегодно ввозят в Шотландию для работы на плантациях.

    Эти дети не видят солнечного света, они знают о смене ночи и дня только благодаря лампам, которые светят внутри только в дневное время. Также они постоянно подвергаются воздействию химикатов. Их запугивают и бьют, им говорят, что позволят уйти, только когда они отработают долг своей семьи. Иногда эти долги реальны, но дети не в состоянии их оплатить. Одной из жертв по имени Мин, сказали, что они убьют ее бабушку, если та попытается сбежать.

    В Соединенном Королевстве постепенно уничтожают такие фермы, но детей освобождают не сразу. Напротив, многим предъявляют обвинение в выращивании марихуаны и приговаривают к тюремному заключению. Мин была одной из тех детей, которых приговорили к 12 месяцам заключения. Еще одним таким ребенком был Хаи Ван Во. Он сирота из Вьетнама, которому пообещали дать работу в ресторане в Европе, но он должен был отработать свой долг за билет из Вьетнама в Великобританию. Поэтому его «благодетели» закрыли его на ферме и приказали выращивать наркотики. Когда ферму обнаружила полиция, Во приговорили к депортации по истечению 27-месячного срока заключения. Дети, которые были слишком малы для тюрьмы, отправились в приюты. Их бывшие работодатели находили их и там и угрожали, пока многие из них не возвращались обратно на фермы.

    5. Наездники верблюдов в Персидском Заливе

    Когда вы слышите о наездниках лошадей, вы, возможно, представляете не очень крупных людей, стоящих на спине лошади. В принципе, наездники верблюдов не сильно отличаются, только вот эти наездники – это дети-рабы. По некоторым данным ежегодно 30 и более двухлетних детей из Пакистана отправляют работать наездниками. Владельцы верблюдов покупают таких маленьких детей не потому, что в таком возрасте легко управлять верблюдом, просто таким образом можно следить за тем, чтобы ребенок не стал слишком крупным и не набрал лишний вес.

    Дети обычно начинают свою практику в 10-летнем возрасте, несмотря на то, что это нелегально (по закону – с 14 лет). Тех, кто не достаточно хорошо справляется, жестоко наказывают, или даже оставляют умирать. Этот бизнес приносит много денег владельцам, они предпочитают «не замечать», что некоторые не очень успешные наездники просто пропадают. Вместо этого они усиленно тренирует тех, у кого все получается лучше. Те дети, которым удалось сбежать из этого кошмара, испытывают сильную тревогу, т.к. то насилие, с которым им пришлось столкнуться в столь молодом возрасте, не может не оставить свой след, такие дети часто страдают умственными или физическими отклонениями. ЮНИСЕФ работает над прекращением этой формы рабства, склоняя фермы использовать роботов-жокеев, которые также неплохо смогут управлять верблюдом на скачках.

    4. Использование детских органов

    Приняв во внимание большой спрос на органы для трансплантации, некоторые преступные организации похищают детей с целью продажи их органов на черном рынке. Одну девочку похитили в Сомали и нелегально перевезли в Соединенное Королевство Великобритании в 2013 году. Очень популярным местом для поиска таких детей стало Гаити после землетрясение, в связи с тем, что многие дети остались сиротами. На сегодняшний день торговля детьми является очень серьезной проблемой, сотрудники организаций помощи иностранным гражданам ищут таких детей и отправляют их домой.

    Несмотря на строгие запреты на трансплантацию органов, на черном рынке торговля идет полным ходом, т.к. люди боятся, что не дождутся нужных органов легальным путем. По некоторым данным каждый год на черном рынке продают 70000 почек. Нет конкретного числа похищенных на органы людей и сколько из них детей, но эксперты опасаются, что это число намного выше, чем многие считают. Преступники выслеживают самых уязвимых и незаметных, тех, кого мало кто станет искать. Очень часто детей так и не находят после похищения.


    3. Работа в шахте

    Работа шахтера очень сложная, также она считается одной из самых опасных профессий в мире. Это долгая рабочая смена, тяжелый физический труд, закрытое пространство – все это может привести к плачевному результату. Такая работа опасна даже для хорошо подготовленного взрослого, не говоря уже о ребенке. В Африке, Латинской Америке и Азии около миллиона детей работают в нелегальных шахтах.

    С трех лет детям приходится много работать, причем зарабатывают они очень мало. Обычно смена составляет 24 часа, а девочек ко всему прочему еще склоняют к проституции. Их здоровье находится под угрозой из-за воздействия химикатов, пыли и металлов. Их скелет деформируется, потому что они вынуждены носить тяжелые грузы. Их дыхательная система страдает от пыли и химикатов, а металлы могут нанести серьезный вред нервной системе. Эти дети не ходят в школу, и никто не беспокоится об их здоровье. Обычно шахты находятся довольно далеко от населенных пунктов, поэтому в их работу не вмешивается полиция. Условия для жизни ужасные, а многие из рабочих наркоманы.

    2. Малолетние солдаты в вооруженных конфликтах

    С появлением легковесного оружия, стало возможным давать его в руки детям, которых используют как солдат, которым нечего терять. В террористических группировках, гражданских войнах и личных армиях по всему миру несовершеннолетних солдат заставляют брать оружие. Ими проще командовать, чем взрослыми. Дети еще не до конца знают свои права, они еще ждут от взрослых помощи и защиты, и они, скорее всего, не убегут с поля боя. Их могут держать в рабских условиях, потому что они еще не знают, как должно быть.

    Эти дети настолько привыкают к войне, что для них кого-то убивать – это уже рутина, такая же, как есть, пить или спать. Им уже внушили все, что было необходимо, и теперь они живут в постоянной опасности, убивая, когда им это прикажут. Обычно их берут еще маленькими детьми в разрушенных войной деревнях. В некоторых армиях их еще заставляют выполнять другие поручения, например, в перевозке или строительстве, в то время, когда они не на поле боя.

    Тех, которым удается сбежать, забирают в рабство во враждующей армии. Их заставляют убивать других детей, которые пытаются сбежать. Иногда сбежавших ловят и представляют под трибунал. В Сомали детей не освобождают от рабства, а обвиняют в военных преступлениях.

    1. Шоколадное рабство в Кот-д-Ивуаре

    Большинство детей обрадуются, если предложить им шоколад, но это не касается детей, для которых шоколад – это рабский труд. Многие из них даже не пробовали шоколад на вкус. В таких странах, как Гана и Кот-д-Ивуар, где производят 60 процентов всего шоколада, это обычное дело заставлять детей работать на плантациях. Некоторые из них дети владельцев ферм, другие – похищенные и нелегально привезенные в страну.

    Есть информация, что 500000 детей живут и работают на плантациях в рабских условиях. Это в основном сироты или бездомные. Многие из них еще настолько малы, что им сложно сделать даже самое простое задание, не поранив себя, например, косить траву.

    Никто не берет ответственность за несчастные случаи – правительство винит во всем саму какао-индустрию, в то время как последние винят правительство. Предложенный законопроект о прекращении рабского труда был отклонен под давлением гигантов индустрии. В результате одного журналистского расследования было выяснено, что даже если на плитке шоколада есть печать одобрения, никто не застрахован от того, что какао бобы для этой плитки собирались рабским детским трудом.

Что думают по поводу детского труда казахстанцы?

Дана Акимжанова: Если это занятие – работа приносит удовольствие ребенку и не мешает учебному процессу в школе, то почему бы и нет?! Моя дочь участвовала в детских показах и получала за это деньги. Позже сама же с удовольствием их тратила.

Динара Болат: Я начала зарабатывать с четвертого класса, все вырученные средства тратила на свои пирожки и компоты в школьной столовой, чуть позже на школьные принадлежности. Не то, чтобы у родителей не было возможностей, просто они хотели приучить меня к труду, за что я им искренне благодарна. Мы с супругом стараемся прививать любовь к труду и у наших детей. Старшая дочь Саида время от времени зарабатывает свои гонорары, на семейных торжествах выступая перед публикой.

Касымжан Мукатаев: В детстве продавал мороженое и газету «Инфо-Цес». Это меня закалило!

Нурлан Сарбупин: О том, с какого возраста и на каких условиях можно прибегать к использованию детского труда указано в ТК РК (Ред.: Трудовой Кодекс Республики Казахстан). Считаю, что однозначно необходимо обучать и позволять подросткам (не занятым и представленных самим себе) самостоятельно трудиться и зарабатывать. А каким именно трудом? В зависимости от того, кто к чему склонен и какими навыками обладает: от репетиторства до сельхоз работ. Себя можно реализовать где угодно, было бы желание!

Май 2017 года. 13-летняя сирота Медеж Дорлю (в центре) помогает своей хозяйке вдеть сережку в ухо. Фото: Dieu Nalio Chery / AP

Словм «реставек» (от французского rester avec - «остаться с») на Гаити называют ребенка из нищей семьи, родители которого сочли за лучшее отдать его в более состоятельную семью - в качестве бесплатной прислуги. В настоящее время численность маленьких дармовых работников (по сути, современные дети-рабы) выросла до 286 тысяч человек.

Кроме питания и крыши над головой реставеки зачастую получают побои и оскорбления, порой подвергаются ceкcуальному насилию, но отдать ребенка в рабство - по-прежнему популярное решение для бедняков, потому что других вариантов просто нет.

О буднях несовершеннолетних рабов XXI века - в фотоистории Дье Налио Шери (фр. Dieu Nalio Chery).

Остаться реставеком

Как живется самой многочисленной группе современных рабов

В 2002 году реставеков на Гаити было около 172 тысяч, но росту их числа способствовало печально известное событие 2010 года - землетрясение, которое фактически сравняло с землей столицу Порт-о-Пренс и прилегающие территории. Без домов остались около полутора миллионов человек. У многих из них были дети, и единственной возможностью не дать им умереть с голоду и обрести хоть какую-то крышу над головой стало рабство. Согласно статистике UNICEF от 2015 года, около четверти местных детей в возрасте от 5 до 17 лет живут не с родителями, хотя и не все из них находятся в услужении (некоторые - в детдомах, а кое-кого поместили в благотворительную резиденцию активисты-филантропы).

Медеж повезло: ее взяли в дом не чужие люди, а друзья ее покойной матери.

Реставеки действительно получают обещанную еду и постель, но не всегда так, как ожидали их родители. Пища выдается в крохотных количествах, спать приходится на полу, а бонусами идут оскорбления и насилие. За это несовершеннолетние работают по дому, убирают на улице - делают все, что прикажут хозяева.

Социологи говорят, что детское рабство на Гаити - сложное явление, с трудом поддающееся оценке. В первую очередь, из-за отношения самих гаитян: многие деревенские жители считают участь реставека довольно привлекательной альтернативой и отправляют ребенка в услужение с надеждами и не без гордости. Часто обещается, что в обмен за труд хозяева отправят ребенка учиться в школу. Но это происходит далеко не всегда. Есть и случаи, когда в домашнее рабство пoпaдает сирота, тогда перспективы еще более туманны (но, с другой стороны, без семьи ребенок в любом случае обречен).

Медеж должна помогать не только хозяйке дома, но и всем членам семьи (например, Стефани, которая немногим ее старше).

Медеж развешивает белье во дворе хозяйского дома в Порт-о-Пренсе. Утром она ходит в школу, а вернувшись работает по дому.

Медеж протирает зеркало в хозяйском доме. «Жить со своей семьей и в чужом доме - совсем не одно и то же», - говорит девочка.

12-летний Уотсон Сен Флер(в центре) несет на спине пакеты с водой, которыми будет торговать на улицах Петьон-Вилля, окраины Порт-о-Пренса. «Когда она бьет меня, то говорит мне: «Твоя мать умерла, а ты почему не умер?»», - рассказывает мальчик о своей хозяйке.

Уотсону 12 лет, но он никогда не ходил в школу.

Перед тем как отправиться продавать воду, Уотсон купает семилетнего хозяйского сына. Ребенок взявшей Сен Флера женщины ходит в школу.

Активисты фонда Maurice Sixto Foundation надеются забрать Уотсона в резиденцию для мальчиков, где он сможет учиться, а не работать.

Итак, существует и другая крайность: когда родители ни в чем не отказывают детям и никогда не наказывают. Это другой способ, противоположный насилию, который обучает детей отсутствию границ. Так же, как и дети, выросшие в насилии, они не различают, где их потребности, а где потребности других людей. И это значит, что они точно так же не защищены от отвержения (за нарушения чужих границ), конфликтов и неудач.
Кроме этого, родители таких детей обычно шлют двойные послания своим детям. С одной стороны они демонстрируют, что делают для ребенка все, что только могут. И в то же время, они демонстрируют то, как они жертвуют собой. Особенно ярко это начинает проявляться в подростковом возрасте, когда привыкший к обслуживанию своих потребностей ребенок сталкивается с тем, что от него (на самом деле!) тоже чего-то ждут! И в этот момент все то, что потерпели родители, жертвуя собой, они начинают предъявлять в вид счета. Мало того, что для такого ребенка это неожиданность, ведь до сих пор действия родителей он воспринимал как их желания, а не свои (границ-то нет), кроме всего прочего он начинает испытывать жесточайшее чувство вины за то, что родители пожертвовали собой ради него. Это чрезвычайно мучительное чувство вызывает у ребенка гнев и обиду и чувство собственной неценности, а вовсе не благодарность, которой ждут родители. Защищаясь от этой вины и неценности, ребенок будет дистанцироваться от родителей все больше и больше. Таким образом, родители так и не получают то, чего ждали. Дальнейшие сценарии всем известны.
Что делать родителям? Не жертвовать собой. Обучение ребенка с самых первых месяцев тому, что "это-мое, а это-твое" является профилактикой для таких ситуаций. С взрослением ребенка он начинает мочь делать для себя и для других все больше и больше. И основным здоровым правилом семьи для построения здоровых границ является следующее.
Каждый член семьи вкладывает в то, чтобы всем в ней было удобно. Сначала САМ заботится о своих потребностях, а после этого - о потребностях семьи. То есть, обучается себя обслуживать самостоятельно по мере взросления шаг за шагом, забирая эту роль у взрослых. А затем - заботится о других членах семьи в той мере, в которой это необходимо, но не сверх этого. И чем больше его вклад в себя и в семью, тем больше семья прислушивается к его мнениям и решениям.
Понятно, что если в семье изначально таких правил не было, то перестроить отношения со взрослыми детьми или подростками становится делом очень сложным, но возможным. И это может начать делать любой член семьи: и подросток, и родитель. Но, как вы уже знаете, нельзя хлопать в ладоши одной ладонью, поэтому наиболее быстрое перестроение отношений происходит только тогда, когда это делают обе стороны. Склонить вторую сторону на изменение отношений можно быстро, если указать ей, какие она терпит неприятности из-за того, что отношения устроены неграмотно. Например, гиперопекающему родителю его взрослый ребенок может сказать о том, что родитель не заботится о себе (и отказать ему в возможности заботиться о ребенке в том, что он сам в состоянии для себя сделать), Например, если ваша опекающая мама сует вам деньги - необходимо от них отказаться, сказав ей, что она должна потратить их на себя. Родитель может сказать ребенку о том, что ребенок не получает должного уважения своим потребностям только потому, что не вносит свой вклад в семью. И про это можно договариваться. Однако важно то, что одни и те же вещи, сказанные с разными чувствами будут иметь резко противоположный результат. Достаточно добавить в ваши слова уважения к другому или лишить их уважения, и результат одних и тех же слов будет другим.
Одно из правил эффективной беседы - сначала уважать другого, выслушать его и продемонстрировать ему, что вы его поняли (и возможно даже пересказать, что именно поняли, чтобы проверить и не ошибиться), и только после этого высказывать свою точку зрения.
Если вы этого не делаете, неудивительно, что и вам отвечают так же.
(Кстати, в жизни, в том числе и тут, я выбираю тот стиль общения, который задает собеседник. За исключением личных отношений, терапевтических отношений и деловых отношений. То есть со всеми теми людьми, с которыми меня ничего не связывает и от которых мне ничего не нужно.
Это объяснение к моему стилю реакций на комментарии:))

Я не буду приводить здесь примеров из практики, как это было в посте про насилие. Я предлагаю вам в комментариях привести иллюстрацию к этому посту.

30 июля отмечается Всемирный день борьбы с торговлей людьми. К сожалению, в современном мире проблемы рабства и торговли людьми, равным образом, как и принуждения к труду, по-прежнему актуальны. Несмотря на противодействие международных организаций, до конца справиться с торговлей людьми не удается. Особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где местная культурно-историческая специфика с одной стороны, и колоссальный уровень социальной поляризации - с другой стороны, создают благодатную почву для сохранения такого страшного явления как работорговля. Фактически сети работорговли так или иначе захватывают почти все страны мира, при этом последние разделяются на страны, преимущественно являющиеся экспортерами рабов, и страны, куда рабов ввозят для их использования в каких-либо сферах деятельности.

Только из России и стран Восточной Европы «исчезает» каждый год не менее 175 тысяч человек. Всего же в мире каждый год становятся жертвами работорговцев не менее 4 млн. человек, большая часть которых приходится на граждан слаборазвитых азиатских и африканских стран. Торговцы «живым товаром» получают колоссальные прибыли, составляющие многие миллиарды долларов. На нелегальном рынке «живой товар» - третий по прибыльности после наркотиков и . В развитых странах основная часть людей, попавших в рабство, представлена незаконно удерживаемыми в неволе женщинами и девушками, которых заставили или склонили к занятию проституцией. Однако определенную часть современных рабов составляют также люди, принуждаемые бесплатно трудиться на объектах сельского хозяйства и строительства, промышленных предприятиях, а также в частных домохозяйствах в качестве домашней прислуги. Значительная часть современных рабов, особенно выходцев из африканских и азиатских стран, принуждается к бесплатному труду в рамках «этнических анклавов» мигрантов, существующих во многих городах Европы. С другой стороны, куда более внушительны масштабы рабства и работорговли в странах Западной и Центральной Африки, в Индии и Бангладеш, в Йемене, Боливии и Бразилии, на островах Карибского бассейна, в Индокитае. Современное рабство - настолько масштабно и разнообразно, что имеет смысл рассказать об основных видах рабства в современном мире.


Сексуальное рабство

Наиболее массовое и, пожалуй, широко освещенное явление торговли «живым товаром» связано с поставкой женщин и девушек, а также малолетних мальчиков в сферу сексуальной индустрии. Учитывая особый интерес, который люди всегда испытывали к сфере половых отношений, сексуальное рабство достаточно широко освещено в мировой прессе. Полиция в большинстве стран мира борется с нелегальными публичными домами, периодически освобождает незаконно содержащихся там людей и привлекает к ответственности организаторов прибыльного бизнеса. В странах Европы сексуальное рабство имеет очень большой размах и связано, прежде всего, к принуждению женщин, чаще всего из нестабильных в экономическом отношении стран Восточной Европы, Азии и Африки, к занятию проституцией. Так, только в Греции нелегально работает 13 000 - 14 000 сексуальных рабынь из стран СНГ, Албании и Нигерии. В Турции численность проституток составляет около 300 тысяч женщин и девушек, а всего в мире «жриц платной любви» насчитывается не менее 2,5 млн. человек. Очень большая часть из них была обращена в проститутки насильно и принуждается к этому занятию под угрозой физической расправы. Женщин и девушек поставляют в бордели Нидерландов, Франции, Испании, Италии, других европейских государств, в США и Канаду, Израиль, в арабские страны, Турцию. Для большинства стран Европы основными источниками поступления проституток становятся республики бывшего СССР, прежде всего Украина и Молдова, Румыния, Венгрия, Албания, а также страны Западной и Центральной Африки - Нигерия, Гана, Камерун. В страны арабского мира и Турцию прибывает большое количество проституток, опять же, из бывших республик СНГ, только скорее из центральноазиатского региона - Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Женщин и девушек заманивают в европейские и арабские страны, предлагая вакансии официанток, танцовщиц, аниматорш, моделей и обещая за выполнение несложных обязанностей приличные денежные суммы. Несмотря на то, что в наш век информационных технологий уже многие девушки осведомлены о том, что за границей многих соискательниц подобных вакансий обращают в рабство, значительная часть уверена в том, что именно им удастся избежать этой участи. Есть и те, кто теоретически понимают, что их может ожидать за рубежом, но не представляют, насколько жестоким может быть обращение с ними в борделях, насколько изобретательны клиенты в унижении человеческого достоинства, садистских издевательствах. Поэтому приток женщин и девушек в Европу и страны Ближнего Востока не ослабевает.

Проститутки в борделе Бомбея

Кстати, в Российской Федерации также работает большое количество иностранных проституток. Именно проститутки из других государств, у которых отбирают паспорта и которые находятся на территории страны нелегально, чаще всего являются самым настоящим «живым товаром», поскольку гражданок страны все же тяжелее принудить к занятию проституцией. Среди основных стран - поставщиков женщин и девушек в Россию, можно назвать Украину, Молдову, с недавнего времени также республики Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Кроме того, в бордели российских городов, функционирующие нелегально, также переправляются проститутки из стран дальнего зарубежья - прежде всего, из Китая, Вьетнама, Нигерии, Камеруна - то есть, обладающие экзотической с точки зрения большинства российских мужчин внешностью и поэтому пользующиеся определенным спросом. Однако и в России, и в европейских странах положение нелегальных проституток все же значительно лучше, чем в странах «третьего мира». По крайней мере, здесь более прозрачна и эффективна работа правоохранительных органов, меньше уровень насилия. С таким явлением как торговля женщинами и девушками, стараются бороться. Гораздо хуже ситуация в странах Арабского Востока, в Африке, в Индокитае. В Африке наибольшее количество примеров сексуального рабства отмечено в Конго, Нигере, Мавритании, Сьерра-Леоне, Либерии. В отличие от европейских стран, здесь практически нет шансов освободиться из сексуального плена - за несколько лет женщины и девушки заболевают и сравнительно быстро умирают или теряют «товарный вид» и выбрасываются из борделей, пополняя ряды нищенок и попрошаек. Очень велик уровень насилия, криминальных убийств женщин - рабынь, которых все равно никто не будет искать. В Индокитае центром притяжения торговли «живым товаром» с сексуальным подтекстом становятся Таиланд и Камбоджа. Здесь, учитывая приток туристов со всего мира, широко развита индустрия развлечений, в том числе и секс-туризм. Основную часть девушек, поставляемых в индустрию сексуальных развлечений Таиланда, составляют уроженки отсталых горных районов севера и северо-востока страны, а также мигрантки из соседних Лаоса и Мьянмы, где еще более худшая экономическая ситуация.

Страны Индокитая - один из мировых центров сексуального туризма, причем здесь широко встречается не только женская, но и детская проституция. Курорты Таиланда и Камбоджи именно этим получили известность у американских и европейских гомосексуалистов. Что касается сексуального рабства в Таиланде, то чаще всего в него попадают девочки, которых в рабство продают собственные родители. Этим они ставят задачу хоть как то облегчить семейный бюджет и получить за продажу ребенка очень приличную по местным меркам сумму. Несмотря на то, что формально таиландская полиция с явлением торговли живым товаром борется, в действительности, учитывая нищету глубинных районов страны, победить это явление фактически невозможно. С другой стороны, тяжелое финансовое положение заставляет многих женщин и девушек из стран Юго-Восточной Азии и островов Карибского бассейна заниматься проституцией добровольно. В этом случае они не являются сексуальными рабынями, хотя элементы принуждения к труду проститутки могут присутствовать и в случае, если этот вид деятельности избран женщиной добровольно, по собственному желанию.

В Афганистане распространено явление, называемое «бача бази». Это позорная практика обращения мальчиков - танцовщиков в фактических проститутов, обслуживающих взрослых мужчин. Мальчиков допубертатного возраста похищают или покупают у родственников, после чего заставляют выступать в качестве танцовщиков на различных торжествах, одевая в женское платье. Такой мальчик должен использовать женскую косметику, носить женскую одежду, ублажать мужчину - хозяина или его гостей. По данным исследователей, феномен «бача бази» распространен среди жителей южных и восточных провинций Афганистана, а также среди жителей некоторых северных регионов страны, причем среди любителей «бача бази» встречаются люди самых разных национальностей Афганистана. Кстати, как бы не относиться к афганским талибам, но они относились к обычаю «бача бази» резко негативно и когда взяли под контроль большую часть территории Афганистана, немедленно запретили практику «бача бази». Но после того, как Северному альянсу удалось взять верх над талибами, во многих провинциях практика «бача бази» была возрождена - причем не без участия высокопоставленных лиц, которые сами активно пользовались услугами мальчиков - проститутов. Фактически практика «бача бази» представляет собой педофилию, которая признается и легитимизируется традицией. Но также это и сохранение рабства, так как все «бача бази» являются рабами, насильно содержащимися у своих хозяев и изгоняемыми по достижению половой зрелости. Религиозные фундаменталисты видят в практике «бача бази» богопротивный обычай, поэтому она и была запрещена во время правления «Талибана». Схожий феномен использования мальчиков для танцев и гомосексуальных развлечений существует также в Индии, но там мальчиков еще и кастрируют, превращая в евнухов, которые составляют особую презираемую касту индийского общества, сформированную из бывших рабов.

Рабство в домашнем хозяйстве

Другой вид рабства, по-прежнему широко распространенного в современном мире - принудительный бесплатный труд в домашнем хозяйстве. Чаще всего, бесплатными домашними рабами становятся жители африканских и азиатских стран. Наиболее распространено домашнее рабство в странах Западной и Восточной Африки, а также среди представителей диаспор выходцев из африканских стран, живущих в Европе и США. Как правило, большие домашние хозяйства зажиточных африканцев и азиатов не могут обойтись лишь с помощью членов семьи и требуют наличия прислуги. Но прислуга в таких хозяйствах часто, в соответствии с местными традициями, работает бесплатно, хотя получает не столь плохое содержание и рассматривается скорее в качестве младших членов семьи. Впрочем, разумеется, имеет место и множество примеров жестокого обращения с домашними рабами. Обратимся к ситуации в мавританском и малийском обществах. В среде арабо-берберских кочевников, которые проживают на территории Мавритании, сохраняется кастовое деление на четыре сословия. Это воины - «хасаны», духовенство - «марабуты», свободные общинники и рабы с вольноотпущенниками («харатинами»). Как правило, в рабство обращали жертв набегов на оседлых южных соседей - негроидные племена. Большинство рабов - потомственные, потомки плененных южан или купленные у сахарских кочевников. Они давно интегрированы в мавританское и малийское общество, занимая в нем соответствующие этажи социальной иерархии и многие из них даже не тяготятся своим положением, прекрасно понимая, что лучше жить на правах слуги статусного хозяина, чем пытаться вести самостоятельное существование городского паупера, маргинала или люмпена. В основном, домашние рабы выполняют функции помощников по хозяйству, ухаживая за верблюдами, поддерживая в чистоте дом, охраняя имущество. Что касается рабынь, то там возможно выполнение функций наложниц, но чаще - также работы по домашнему хозяйству, приготовлению пищи, уборке помещений.

Численность домашних рабов в Мавритании оценивается примерно в 500 тысяч человек. То есть, рабы составляют около 20% населения страны. Это самый большой показатель в мире, но проблематичность ситуации состоит и в том, что культурно-историческая специфика мавританского общества, как уже говорилось выше, не возбраняет такой факт социальных отношений. Рабы не стремятся покинуть своих хозяев, но с другой стороны факт наличия рабов стимулирует их владельцев к возможной покупке новых рабов, в том числе и детей из бедных семей, которые отнюдь не желают становиться наложницами или домашними уборщиками. В Мавритании действуют правозащитные организации, которые борются с рабством, но их деятельность встречает многочисленные препятствия со стороны рабовладельцев, а также полиции и спецслужб - ведь среди генералитета и старшего офицерства последних многие также пользуются трудом бесплатных домашних слуг. Правительство Мавритании отрицает факт рабства в стране и утверждает, что домашний труд традиционен для мавританского общества и основная масса домашних слуг не собирается уходить от своих хозяев. Примерно схожая ситуация наблюдается в Нигере, в Нигерии и Мали, в Чаде. Даже правоохранительная система европейских государств не может служить полноценным препятствием для домашнего рабства. Ведь мигранты из африканских стран привозят традицию домашнего рабства с собой в Европу. Зажиточные семьи мавританского, малийского, сомалийского происхождения выписывают из родных стран прислугу, которой, чаще всего, не платят денег и которая может подвергаться жестокому обращению со стороны своих хозяев. Неоднократно французская полиция освобождала из домашнего плена выходцев из Мали, Нигера, Сенегала, Конго, Мавритании, Гвинеи и других африканских стран, которые, чаще всего, попадали в домашнее рабство еще в детском возрасте - точнее, их продавали в услужение богатым соотечественникам их собственные родители, возможно, желая детям и хорошего - избежать тотальной нищеты в родных странах посредством жизни в богатых семьях за границей, пусть и в качестве бесплатной прислуги.

Домашнее рабство широко распространено и в Вест-Индии, прежде всего - на Гаити. Гаити - пожалуй, самая неблагополучная страна в Латинской Америке. Несмотря на то, что бывшая французская колония стала первой (кроме США) страной Нового света, добившейся политической самостоятельности, уровень жизни населения в этой стране остается крайне низким. Собственно говоря, именно социально-экономические причины побуждают гаитян продавать своих детей в более состоятельные семьи в качестве домашней прислуги. По данным независимых экспертов, в настоящее время не менее 200-300 тысяч гаитянских детей находятся в «домашнем рабстве», которое на острове называется словом «реставек» - «услужение». То, как будет проходить жизнь и работа «реставека» зависит, прежде всего, от благоразумия и доброжелательности его хозяев или от их отсутствия. Так, к «реставеку» могут относиться как к младшему родственнику, а могут превратить в объект издевательств и сексуальных домогательств. Разумеется, в конечном итоге большинство детей - рабов все же подвергается жестокому обращению.

Детский труд в промышленности и сельском хозяйстве

Одним из наиболее распространенных видов бесплатного рабского труда в странах «третьего мира» является детский труд на сельскохозяйственных работах, на заводах и шахтах. Всего в мире эксплуатируется не менее 250 миллионов детей, причем 153 млн. детей эксплуатируется в странах Азии, а 80 млн. - в Африке. Конечно, не всех из них можно назвать рабами в полном смысле этого слова, так как многие дети на заводах и плантациях все же получают заработную плату, пусть и нищенскую. Но нередки случаи, когда используется бесплатный детский труд, причем детей покупают у их родителей специально в качестве бесплатных работников. Так, труд детей используется на плантациях какао-бобов и арахиса в Гане и Кот-д-Ивуаре. Причем основная часть детей - рабов поступает в эти страны из соседних более бедных и проблемных государств - Мали, Нигера и Буркина-Фасо. Для многих маленьких обитателей этих стран работа на плантациях, где дают поесть - хоть какая-то возможность выжить, поскольку неизвестно, как бы сложилась их жизнь в родительских семьях с традиционно большим количеством детей. Известно, что в Нигере и Мали - один из самых высоких уровней рождаемости в мире, причем большинство детей рождается в крестьянских семьях, которые и сами еле сводят концы с концами. Засухи в зоне Сахеля, уничтожающие урожаи сельскохозяйственной продукции, способствуют обнищанию крестьянского населения региона. Поэтому крестьянские семьи вынужденно пристраивают своих детей на плантации и рудники - только чтобы «скинуть» их с семейного бюджета. В 2012 г. полиция Буркина-Фасо с помощью сотрудников Интерпола освободила детей - рабов, трудившихся в золотодобывающем руднике. Дети работали в шахтах в опасных и антисанитарных условиях, не получая за это заработной платы. Аналогичная операция была проведена в Гане, где также полиция произвела освобождение детей, работавших в сфере сексуальных услуг. Большое количество детей находится в рабстве в Судане, Сомали и Эритрее, где их труд применяют, прежде всего, в сельском хозяйстве. В использовании детского труда обвиняется компания Nestle, являющаяся одним из крупнейших производителей какао и шоколада. Большинство плантаций и предприятий, принадлежащих данной компании, находится в странах Западной Африки, которые активно применяют детский труд. Так, в Кот-д-Ивуаре, дающем 40% мирового урожая какао бобов, на плантациях какао работает не менее 109 тысяч детей. Причем условия труда на плантациях являются очень тяжелыми и признаются в данный момент наихудшими в мире среди прочих вариантов использования детского труда. Известно, что в 2001 г. около 15 тысяч детей из Мали стали жертвами работорговли и были проданы на плантации какао бобов в Кот-д-Ивуар. Более 30 000 детей из самого Кот-д-Ивуара также работают на сельскохозяйственном производстве на плантациях, а еще 600 000 детей - на маленьких семейных фермах, причем среди последних встречаются как родственники хозяев, так и приобретенные слуги. В Бенине на плантациях используется труд, по меньшей мере, 76 000 детей - рабов, среди которых есть уроженцы и этой страны, и других стран Западной Африки, в том числе Конго. Большинство бенинских детей-рабов заняты трудом на хлопководческих плантациях. В Гамбии распространено принуждение несовершеннолетних детей к попрошайничеству, причем чаще всего попрошайничать детей заставляют … учителя религиозных школ, которые видят в этом дополнительный источник своего заработка.

Очень широко применяется детский труд в Индии, Пакистане, Бангладеш и некоторых других странах Южной и Юго-Восточной Азии. Индия занимает второе место в мире по численности детей-рабочих. Свыше 100 млн. индийских детей вынуждены трудиться, чтобы добывать себе пропитание. Несмотря на то, что официально детский труд в Индии запрещен, он носит массовый характер. Дети работают на строительных объектах, в шахтах, на кирпичных заводах, на сельскохозяйственных плантациях, на предприятиях и мастерских полукустарного производства, в табачном бизнесе. В штате Мегхалая на северо-востоке Индии, в угольном бассейне Джайнтия, трудятся около двух тысяч детей. Дети от 8 до 12 лет и подростки 12-16 лет составляют ¼ от восьмитысячного контингента шахтеров, но получают в два раза меньше, чем взрослые работники. Средняя дневная зарплата ребенка на шахте - не более пяти долларов, чаще - три доллара. Разумеется, ни о каком соблюдении техники безопасности и санитарных норм не идет и речи. В последнее время индийским детям составляют конкуренцию прибывающие дети - мигранты из соседних Непала и Мьянмы, которые оценивают свой труд еще дешевле, чем в три доллара в день. В то же время, социально-экономическое положение многих миллионов семей в Индии таково, что без трудоустройства на работу детей им просто не выжить. Ведь в семье здесь может быть от пяти и выше детей - при том, что взрослые могут не иметь работы или получать очень маленькие деньги. Наконец, нельзя забывать о том, что для многих детей из бедных семей работа на предприятии - это еще и возможность получить какой-никакой кров над головой, поскольку в стране миллионы бездомных. Только в Дели сотни тысяч бездомных, которые не имеют никакого крова над головой и живут на улице. Детский труд используют и крупные транснациональные компании, которые именно по причине дешевизны рабочей силы выносят свое производство в азиатские и африканские страны. Так, в той же Индии только на плантациях печально известной компании Monsanto трудится не менее 12 тысяч детей. Это фактически тоже рабы, несмотря на то, что их работодатель - всемирно известная компания, созданная представителями «цивилизованного мира».

В других странах Южной и Юго-Восточной Азии детский труд также активно применяется на промышленных предприятиях. В частности, в Непале, несмотря на действующий с 2000 г. закон, запрещающий прием на работу детей до 14 лет, фактически дети составляют большую часть трудящихся. Причем закон подразумевает запрет детского труда только на зарегистрированных предприятиях, а основная масса детей трудится на незарегистрированных сельскохозяйственных фермах, в кустарных мастерских, помощниками по дому и т.д. Три четверти работающих юных непальцев заняты в сфере сельского хозяйства, причем в основном в сельском хозяйстве используется труд девочек. Также детский труд широко используется на кирпичных заводах, несмотря на то, что кирпичное производство является очень вредным. Также дети работают в каменоломнях, выполняют работы по сортировке мусора. Естественно, что нормы техники безопасности на подобных предприятиях также не соблюдаются. Большинство работающих непальских детей не получает ни среднего, ни даже начального образования и является неграмотным - единственный возможный для них жизненный путь - неквалифицированная тяжелая работа до конца жизни.

В Бангладеш 56% детей страны живет на уровне ниже международной черты бедности - на 1 доллар в день. Это не оставляет им иного выхода, кроме как работать на тяжелом производстве. 30% бангладешских детей в возрасте до 14 лет уже работают. Почти 50% бангладешских детей бросают учебу еще до окончания начальной школы и отправляются на работу - на кирпичные заводы, предприятия по производству воздушных шаров, сельскохозяйственные фермы и т.д. Но первое место в списке стран, наиболее активно использующих детский труд, по праву принадлежит соседней с Индией и Бангладеш Мьянме. Здесь работает каждый третий ребенок в возрасте от 7 до 16 лет. Причем дети заняты не только на промышленных предприятиях, но и в армии - в качестве армейских грузчиков, подвергающихся притеснениям и издевательствам со стороны солдат. Бывали даже случаи использования детей для «разминирования» минных полей - то есть, детей выпускали на поле, чтобы узнать, где есть мины, а где есть свободный проход. Позже под давлением мировой общественности военный режим Мьянмы пошел на существенное сокращение количества детей - солдат и военной прислуги в армии страны, однако использование рабского труда детей на предприятиях и строительных объектах, в сфере сельского хозяйства продолжается. Основная масса мьянманских детей используется для сбора каучука, на рисовых и тростниковых плантациях. Кроме того, тысячи детей из Мьянмы мигрируют в соседние Индию и Таиланд в поиске работы. Некоторые из них попадают в сексуальное рабство, другие становятся бесплатной рабочей силой на шахтах. Но тем, кого продают в домашние хозяйства или на чайные плантации, даже завидуют, поскольку условия труда там несоизмеримо легче, чем на шахтах и рудниках, а платят за пределами Мьянмы даже больше. Примечательно, что за свой труд дети не получают заработную плату - за них ее получают родители, которые сами не работают, а выполняют функции надзирателей за собственными детьми. В случае отсутствия или малолетства детей работают женщины. Свыше 40% детей в Мьянме вообще не посещают школу, а посвящают все свое время трудовой деятельности, выступая в качестве кормильцев семьи.

Рабы войны

Еще одна разновидность использования фактически рабского труда - это применение детей в вооруженных конфликтах в странах «третьего мира». Известно, что в целом ряде африканских и азиатских стран существует развитая практика покупки, а чаще похищения детей и подростков в бедных деревнях, с целью последующего использования в качестве солдат. В странах Западной и Центральной Африки не менее десяти процентов детей и подростков вынуждены нести службу в качестве солдат в формированиях местных повстанческих группировок, а то и в правительственных войсках, хотя правительства этих стран, разумеется, всячески скрывают факт наличия детей в своих вооруженных подразделениях. Известно, что детей - солдат больше всего в Конго, Сомали, Сьерра-Леоне, Либерии.

Во время Гражданской войны в Либерии в боевых действиях принимали участие не менее десяти тысяч детей и подростков, примерно такое же количество детей - военнослужащих сражалось во время вооруженного конфликта в Сьерра-Леоне. В Сомали подростки до 18 лет составляют едва ли не основную часть солдат и правительственных войск, и формирований радикальных фундаменталистских организаций. Многие из африканских и азиатских «детей - солдат» после окончания боевых действий не могут адаптироваться и заканчивают свой жизненный путь алкоголиками, наркоманами и преступниками. Широко распространена практика использования насильно захваченных в крестьянских семьях детей - солдат в Мьянме, в Колумбии, Перу, Боливии, на Филиппинах. В последние годы детей-солдат активно используют религиозно-фундаменталистские группировки, сражающиеся в Западной и Северо-Восточной Африке, на Ближнем Востоке, в Афганистане, а также международные террористические организации. Между тем, применение детей в качестве солдат запрещено международными конвенциями. По сути дела, насильственный призыв детей на военную службу мало чем отличается от обращения в рабство, только дети подвергаются еще большему риску гибели или утраты здоровья, а также подвергают опасности свою психику.

Рабский труд нелегальных мигрантов

В тех странах мира, которые относительно развиты в экономическом отношении и являются привлекательными для иностранных трудовых мигрантов, широко развита практика использования бесплатного труда нелегальных мигрантов. Как правило, попадающие в эти страны нелегальные трудовые мигранты по причине отсутствия документов, разрешающих им работу, а то и удостоверяющих личность, не могут в полной мере защищать свои права, бояться обращаться в полицию, что делает их легкой добычей для современных рабовладельцев и работорговцев. Большинство нелегальных мигрантов трудится на строительных объектах, предприятиях обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, при этом их труд может не оплачиваться или оплачиваться очень скудно и с задержками. Чаще всего рабский труд мигрантов используют их собственные соплеменники, прибывшие в принимающие страны раньше и создавшие за это время собственный бизнес. В частности, представитель МВД Таджикистана в интервью Русской службе ВВС сообщил, что большинство преступлений, связанных с использованием рабского труда выходцев из этой республики, совершается также уроженцами Таджикистана. Они выступают в роли вербовщиков, посредников и торговцев людьми и поставляют бесплатную рабочую силу из Таджикистана в Россию, тем самым обманывая собственных соотечественников. Большое количество мигрантов, обращающихся за помощью в правозащитные структуры, за годы бесплатной работы на чужбине не только не заработали денег, но и подорвали свое здоровье, вплоть до превращения в инвалидов благодаря ужасным условиям труда и быта. Некоторые из них подвергались избиениям, пыткам, издевательствам, нередки также случаи сексуального насилия и домогательств по отношению к женщинам и девушкам - мигранткам. Причем перечисленные проблемы - общие для большинства стран мира, в которых проживает и трудится значительное количество иностранных трудовых мигрантов.

В Российской Федерации используется бесплатный труд нелегальных мигрантов из республик Средней Азии, прежде всего Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а также из Молдавии, Китая, Северной Кореи, Вьетнама. Кроме того, известны факты использования рабского труда и российских граждан - как на предприятиях и в строительных фирмах, так и в частных подсобных хозяйствах. Подобные случаи пресекаются правоохранительными органами страны, однако вряд ли можно говорить о том, что похищения людей и, тем более, бесплатный труд в стране будут изжиты в обозримой временной перспективе. Согласно докладу о современном рабстве, представленному в 2013 году, в Российской Федерации насчитывается примерно около 540 тысяч человек, чье положение можно охарактеризовать как рабство или долговую кабалу. Однако из расчета на тысячу человек населения это не столь большие показатели и Россия занимает лишь 49-е место в списке стран мира. Лидирующие позиции по количеству рабов на тысячу человек занимают: 1) Мавритания, 2) Гаити, 3) Пакистан, 4) Индия, 5) Непал, 6) Молдавия, 7) Бенин, 8) Кот-д-Ивуар, 9) Гамбия, 10) Габон.

Нелегальный труд мигрантов приносит много проблем - как самим мигрантам, так и экономике страны, их принимающей. Ведь сами мигранты оказываются совершенно негарантированными работниками, которых можно обмануть, не выплатить им зарплату, поселить в ненадлежащих условиях или не обеспечить соблюдение техники безопасности на работе. При этом и государство теряет, поскольку мигранты - нелегалы не уплачивают налоги, не регистрируются, то есть - официально являются «несуществующими». Благодаря наличию нелегальных мигрантов резко возрастает уровень преступности - как за счет преступлений, совершаемых самими мигрантами в отношении коренного населения и друг друга, так и за счет преступлений, совершаемых в отношении мигрантов. Поэтому легализация мигрантов и борьба с нелегальной миграцией является и одним из ключевых залогов хотя бы частичной ликвидации бесплатного и принудительного труда в современном мире.

Можно ли искоренить работорговлю?

По данным правозащитных организаций, в современном мире десятки миллионов людей находятся в фактическом рабстве. Это и женщины, и взрослые мужчины, и подростки, и совсем маленькие дети. Естественно, что международные организации пытаются в меру своих сил и возможностей бороться с ужасным для XXI столетия фактом работорговли и рабовладения. Однако эта борьба фактически не дает реального исправления ситуации. Причина работорговли и рабовладения в современном мире лежит, в первую очередь, в социально-экономической плоскости. В тех же странах «третьего мира» большая часть детей - рабов продается собственными родителями по причине невозможности их содержания. Перенаселенность азиатских и африканских стран, массовая безработица, высокий уровень рождаемости, неграмотность значительной части населения - все эти факторы в совокупности способствуют сохранению и детского труда, и работорговли, и рабовладения. Другая сторона рассматриваемой проблемы - морально-этническое разложение общества, происходящее, прежде всего, в случае «вестернизации» без опоры на собственные традиции и ценности. Когда оно соединяется с социально-экономическими причинами - возникает очень благоприятная почва для расцвета массовой проституции. Так, многие девушки в странах, являющихся курортными, становятся проститутками по собственной инициативе. По крайней мере, для них это - единственная возможность заработать на тот уровень жизни, который они пытаются вести в тайских, камбоджийских или кубинских курортных городах. Конечно, они могли бы оставаться в родной деревне и вести образ жизни своих матерей и бабушек, занимаясь сельским хозяйством, но распространение массовой культуры, потребительских ценностей доходит даже до глухих провинциальных районов Индокитая, не говоря уже о курортных островах Центральной Америки.

Пока не будут ликвидированы социально-экономические, культурные, политические причины рабовладения и работорговли, говорить об искоренении этих явлений в мировом масштабе будет преждевременно. Если в европейских странах, в Российской Федерации ситуацию еще можно исправить посредством повышения эффективности работы правоохранительных органов, ограничения масштабов нелегальной трудовой миграции из страны и в страну, то в странах «третьего мира», разумеется, ситуация будет оставаться без изменений. Возможно - лишь усугубляться в худшую сторону, учитывая несоответствие темпов демографического и экономического роста в большинстве африканских и азиатских стран, а также высокий уровень политической нестабильности, связанный в том числе и с разгулом преступности и терроризма.

Похожие публикации