Как правильно выбрать имя. Можно ли называть ребенка именем бабушки, дедушки, отца, матери

Имя человека влияет на его характер. Оно несет сильный эмоциональный и духовный заряд, играя иногда пророческую роль в жизни. Давая имя ребенку, мы - осознанно или нет - программируем его судьбу и выбираем определенный жизненный путь. Но тысячи людей носят одинаковые имена, а обладают совершенно разными судьбами. Значит, оно оказывает разное влияние на каждого отдельного человека? Да, и ничего удивительного в этом нет. Тогда возникает совершенно логический вопрос: "Как правильно назвать ребенка?"

Секрет правильного имени заключается в том, что оно должно дополнять природные качества человека, а не ломать личность. В статье пойдет речь о том, как назвать ребенка, чтобы он был счастлив и успешен. Родители смогут узнать, какие есть способы имянаречения, можно ли называть малышей именами предков, а также откуда берется мода на имена и стоит ли ей следовать.

Способы имянаречения

В старину младенцев называли именами животных или растений, качества которых родители хотели, чтобы передались малышам. Так, самыми популярными у древних славян были имена Волк, Сокол, Лиса, Липа и так далее.

С распространением христианства из Византии пришел к нам и православный именослов. С тех пор распространился обычай называть деток по святцам. Но родители ориентировались еще и на время года, когда малыш появился на свет. Подходящее имя выбирали как самое близкое в церковном календаре к дате рождения или крещения, но с учетом природных обстоятельств рождения.

Так, если малыш родился суровой зимой, ему стремились дать мягкое, мелодичное, певучее имя. Называя ребенка, родители хотели смягчить суровые качества, данные ему природой.

Весенние детки очень деликатны и застенчивы, не способны постоять за себя. Им подбирались имена, которые должны были добавить уверенности в себе и защитить от разных превратностей судьбы.

Летние малыши активные, целеустремленные, но им не хватает терпения и выдержки. Эти качества родители хотели добавить малышу с помощью имени.

Осенние дети очень упрямы и своенравны. Им подбиралось имя, которое могло добавить мягкости в отношениях с людьми и целеустремленности.

Наши предки иногда предоставляли возможность самому младенцу подобрать себе имя. Они читали вслух различные варианты и следили за реакцией малыша. Если он реагировал возбужденно, отворачивался или плакал, то имя забраковывали и продолжали перечислять дальше. Если ребенок улыбался, это считали хорошим знаком и так его и нарекали.

Называли детей также именами первого встречного. По преданиям наших предков считается, что ребенок, которого нарекли в честь незнакомца, будет счастлив и удачлив во всем.

Современные ученые считают, что можно выбрать любой способ того, как назвать ребенка, главное - учитывать созвучность имен. То есть хотя бы одна буква имени малыша должна повторяться в именах родителей. Например, Ольга - Олеся - Олег, Татьяна - Ульяна - Назар и так далее.

Можно ли называть ребенка именем бабушки, дедушки, отца, матери

В древние времена назвать ребенка в честь родственника считалось своеобразным семейным ритуалом, несшим огромную энергетическую, смысловую и духовную нагрузку. Вместе с именем малыш получал эмоциональную составляющую в виде ожиданий родственников, каким он должен быть и кому соответствовать. Эта традиция назвать ребенка в честь матери или отца, бабушки или дедушки имеет как плюсы, так и минусы.

Недостатки:

  • Родители ориентируются на пример своего родственника, его жизненный путь, достижения, но ребенок может наследовать не самые лучшие черты.
  • Все характеристики личности, которые принесет это имя, лягут на его собственный характер, при этом усиливая или ломая его. Поэтому из ребенка не всегда вырастает тот, кого хотели бы видеть родители.
  • Влияние имени родственника - это дополнительные требования, которые предъявляет малышу его окружение. Он обязан во что бы то ни стало быть похожим на своего отца или деда. Поэтому ребенок не имеет возможности для личного развития, и в итоге, как правило, ему сложнее себя реализовать в жизни.
  • Такие имена энергетически давят на малыша, заставляя его быть таким же, как тот родственник, в честь которого его и нарекли. Такие имена не дают развиваться собственной индивидуальности и личности.

Достоинства:

  • Ребенок энергетически защищен от всех неприятностей своей родней, чувствует себя частью большого рода.
  • Такие дети растут смелыми и отважными, ответственными и порядочными.
  • С самого рождения формируется модель семьи и крепких родственных отношений, и когда ребенок вырастет, он будет создавать свою собственную семью на основе этого примера.

Православная традиция

С распространением христианства к нам пришла традиция называть младенцев по имени святого, в день которого тот родился. Считается, что небесный покровитель будет оберегать малыша и выпросит для него счастливую судьбу, будет помогать ему в добрых делах, оберегать его от злых помыслов.

Итак, как назвать ребенка по Церковному календарю? Имена по святцам:

  • Январь.

Мальчики: Василий, Иван, Нифонт, Ефим, Антон, Константин, Севастьян, Кирилл, Афанасий, Савва, Михаил, Даниил, Никита, Фаддей, Игнат, Феодосий, Сергей, Филипп, Георгий, Степан, Валентин, Петр, Максим, Артем, Климент, Тимофей, Павел, Федор, Прокоп, Никанор, Прокл, Феоктист, Наум, Семен, Егор, Илья, Марк, Емельян, Елизар, Прохор, Серафим, Яков, Трофим, Юрий, Вениамин, Адам, Григорий, Николай.

Девочки: Ирина, Мелания, Полина, Леонидия, Евгения, Нина, Мария, Татьяна, Апполинария, Домна, Клавдия, Агафья, Ульяна, Феодора, Анисия, Василиса, Аглая, Аграфена, Анастасия, Фелицата.

  • Февраль.

Мальчики: Панкрат, Алексей, Кирилл, Игнат, Роман, Юлиан, Макар, Ефим, Константин, Петр, Дмитрий, Влас, Александр, Никита, Павел, Ефрем, Герасим, Иннокентий, Геннадий, Николай, Прохор, Евгений, Юрий, Гавриил, Антон, Степан, Ипполит, Ефим, Виктор, Захар, Василий, Григорий, Иван, Федор, Лука, Арсений, Герман, Максим, Феликс, Лаврентий, Всеволод, Георгий, Давид, Климент, Феоктист, Леонтий, Филипп, Егор, Валентин, Виталий, Савва, Аким, Игнатий, Валериан, Семен, Вениамин, Тимофей, Порфирий, Никифор, Аркадий, Яков, Валерий.

Девочки: Марфа, Евдокия, Аксинья, Феодора, Вероника, Анна, Мария, Инна, Кристина, Светлана, Агафья, Зоя, Римма, Агния, Павла, Валентина, Ефросиния, Ксения, Анастасия.

  • Март.

Мальчики: Кузьма, Егор, Александр, Никандр, Макар, Григорий, Яков, Константин, Антон, Леонтий, Марк, Афанасий, Роман, Ефим, Аркадий, Кирилл, Леонид, Максим, Семен, Алексей, Трофим, Севастьян, Юрий, Федор, Лев, Степан, Валерий, Арсений, Савва, Никифор, Венедикт, Георгий, Ираклий, Вячеслав, Евгений, Юлиан, Федот, Иван, Тарас, Василий, Виктор, Тимофей, Давид, Денис, Ростислав, Филипп, Павел, Герасим, Илья, Петр, Даниил, Михаил.

Девочки: Евдокия, Марианна, Феодора, Василиса, Регина, Кира, Галина, Анастасия, Кристина, Ника, Ираида, Маргарита, Антонина, Ульяна, Марина.

  • Апрель.

Мальчики: Виктор, Тихон, Иван, Фома, Артем, Василий, Харитон, Александр, Вениамин, Марк, Леонид, Макар, Мстислав, Яков, Гавриил, Захар, Степан, Никита, Семен, Даниил, Савва, Поликарп, Нифонт, Мартин, Давид, Антип, Тит, Георгий, Антон, Аристарх, Кондрат, Андрей, Трофим, Ефим, Кирилл, Сергей, Егор, Максим, Юрий, Родион, Артемон, Ипатий, Самсон, Никон, Вадим, Софрон, Платон, Терентий, Иннокентий, Петр.

Девочки: Василиса, Клавдия, Анастасия, Марфа, Лидия, Ульяна, София, Феодосия, Алла, Феодора, Анна, Прасковья, Матрена, Александра, Мария, Ева, Ника, Акулина, Сусанна, Тамара, Галина, Ирина, Лариса, Светлана, Дарья.

Мальчики: Юрий, Савва, Фома, Никифор, Петр, Николай, Степан, Максим, Ираклий, Афанасий, Касьян, Яков, Макар, Алексей, Ефим, Марк, Георгий, Павел, Игнат, Глеб, Давид, Константин, Валентин, Гавриил, Александр, Никита, Еремей, Дмитрий, Федор, Пахом, Федот, Анатолий, Арсений, Пафнутий, Денис, Егор, Климент, Григорий, Пимен, Никодим, Модест, Семен, Кирилл, Всеволод, Андрей, Виталий, Кузьма, Леонтий, Борис, Тимофей, Лаврентий, Кондрат, Иосиф, Северин, Артем, Герман, Роман, Василий, Иван, Виктор, Антон.

Девочки: Зоя, Елизавета, Тамара, Ефросинья, Юлия, Таисия, Муза, Кристина, Евдокия, Ирина, Глафира, Пелагея, Сусанна, Фаина, Мария, Валентина, Клавдия, Гликерия, Александра.

  • Июнь.

Мальчики: Карп, Антон, Сильвестр, Роман, Игнат, Геннадий, Юлиан, Никифор, Еремей, Кирилл, Савелий, Иннокентий, Мстислав, Тихон, Григорий, Савва, Петр, Андрей, Тимофей, Ян, Василий, Ефрем, Елисей, Федот, Гавриил, Никандр, Леонид, Арсений, Игорь, Назар, Дмитрий, Павел, Харитон, Денис, Валерий, Христиан, Макар, Юрий, Егор, Георгий, Степан, Семен, Федор, Никита, Леонтий, Владимир, Михаил, Константин, Алексей, Александр, Сергей, Иван, Игнатий.

Девочки: Феодосия, Софья, Акулина, Ульяна, Валерия, Ефросинья, Мария, Фекла, Калерия, Анна, Марфа, Кира, Нелли, Алена, Кристина, Антонина, Клавдия, Феодора, Елена.

  • Июль.

Мальчики: Демид, Никодим, Софрон, Демьян, Самсон, Максим, Станислав, Евсей, Галактион, Терентий, Ипатий, Гурий, Емельян, Леонид, Федот, Федор, Ефим, Александр, Владимир, Арсений, Даниил, Степан, Иннокентий, Кирилл, Анатолий, Тихон, Кузьма, Фома, Валентин, Матвей, Филипп, Марк, Петр, Юлиан, Артем, Константин, Василий, Юлий, Герман, Михаил, Андрей, Сергей, Павел, Денис, Яков, Давид, Роман, Алексей, Святослав, Антон, Глеб, Иван, Леонтий.

Девочки: Римма, Марфа, Анна, Ирина, Жанна, Агриппина, Ефросинья, Ольга, Валентина, Алевтина, Ефимия, Ульяна, Евдокия, Сарра, Марина, Юлия, Маргарита, Елена, Мария, Юлианна, Ангелина, Инна.

  • Август.

Мальчики: Маркел, Елизар, Гурий, Евдоким, Валентин, Прохор, Ермолай, Поликарп, Афанасий, Евдоким, Савва, Никанор, Фрол, Юрий, Егор, Георгий, Филипп, Максим, Дмитрий, Павел, Аркадий, Тихон, Федор, Мирон, Яков, Юлиан, Петр, Иван, Александр, Матвей, Денис, Алексей, Леонид, Василий, Трофим, Григорий, Кузьма, Степан, Леонтий, Антон, Михаил, Константин, Николай, Наум, Климент, Герман, Серафим, Христофор, Макар, Давид, Глеб, Борис, Савва, Илья, Семен, Роман.

Девочки: Кристина, Анита, Милена, Прасковья, Серафима, Ульяна, Евдокия, Сусанна, Олимпиада, Конкордия, Валентина, Светлана, Магдалина, Анна, Нонна, Мария.

  • Сентябрь.

Мальчики: Аркадий, Лукьян, Порфирий, Архип, Николай, Георгий, Вениамин, Пимен, Андриян, Кондрат, Виктор, Степан, Леонтий, Илья, Валерий, Ефим, Никита, Федот, Сергей, Герман, Дмитрий, Климент, Харитон, Аким, Фома, Михаил, Кирилл, Захар, Давид, Глеб, Максим, Юлиан, Федор, Антон, Семен, Геннадий, Яков, Христофор, Павел, Макар, Даниил, Александр, Савва, Григорий, Иван, Никандр, Петр, Арсений, Афанасий, Фадей, Тимофей, Андрей.

Девочки: Василиса, Руфина, Марфа, Любовь, Анна, Домна, Надежда, Людмила, Анфиса, Раиса, Наталия, Васса, Вера, Софья, Феодора, Елизавета.

  • Октябрь.

Мальчики: Валериан, Демьян, Гурий, Касьян, Савва, Родион, Игнат, Аристарх, Тихон, Никандр, Иннокентий, Кондрат, Трофим, Игорь, Лука, Леонтий, Ефим, Назар, Никита, Вениамин, Мартын, Кузьма, Максим, Юлиан, Фома, Филипп, Матвей, Алексей, Павел, Ерофей, Владимир, Денис, Роман, Григорий, Харитон, Вячеслав, Александр, Марк, Игнатий, Сергей, Степан, Владислав, Макар, Иван, Антон, Петр, Дмитрий, Андрей, Олег, Михаил, Федор, Трофим, Давид, Константин.

Девочки: Ефросинья, Пелагея, Зинаида, Ариадна, Устинья, Фекла, Анна, Софья, Злата, Прасковья, Вероника, Таисия, Виринея, Евлампия, Иона, Марианна, Ирина.

  • Ноябрь.

Мальчики: Никон, Филипп, Юлиан, Родион, Евгений, Демьян, Терентий, Тарас, Нестор, Игнат, Максимилиан, Осип, Илларион, Матвей, Никифор, Виктор, Викентий, Орест, Михаил, Федот, Федор, Кирилл, Евгений, Валерий, Павел, Герман, Арсений, Григорий, Никандр, Юрий, Егор, Георгий, Кузьма, Зиновий, Степан, Максим, Марк, Андрей, Дмитрий, Афанасий, Игнатий, Константин, Денис, Ираклий, Антон, Александр, Яков, Артем, Иван.

Девочки: Елизавета, Анастасия, Нелли, Ефросинья, Феодора, Елена, Прасковья, Капитолина, Клавдия, Клеопатра, Наталья, Матрена, Неонила, Мария, Гликерия, Анна, Ульяна, Зиновия.

  • Декабрь.

Мальчики: Модест, Гурий, Филарет, Парамон, Всеволод, Климент, Архип, Митрофан Кирилл, Ярослав, Прокопий, Валериан, Адриан, Марк, Орест, Арсений, Аркадий, Захар, Фома, Даниил, Василий, Андрей, Иннокентий, Павел, Лев, Антон, Николай, Геннадий, Савва, Макар, Степан, Федор, Александр, Наум, Максим, Яков, Валерий, Иван, Георгий, Христофор, Анатолий, Петр, Афанасий, Гавриил, Всеволод, Юрий, Егор, Алексей, Михаил, Григорий, Платон, Роман.

Девочки: Цецилия, Анна, Ангелина, Ольга, Марина, Екатерина, Ульяна, Августа, Анфиса, Варвара, Зоя.

Почему некоторые люди вынуждены жить под двумя именами?

Люди с одинаковыми именами имеют общие черты характера. Например, Александры - властные и требовательные женщины, они прямолинейны, импульсивны, принципиальны. Имена формируют у людей определенные черты характера, но действуют на всех по-разному. Одно и то же имя кому-то идет на пользу, а кому-то во вред.

В интернете есть огромное количество сайтов, на которых можно прочитать о значении того или иного имени и его влиянии на судьбу человека. Но как назвать ребенка, чтобы он был счастлив и успешен? Как дать ребенку имя, которое будет соответствовать его личности?

Немалую роль в этом сложном процессе играет интуиция. Кроме того, многие родители придумывают, каким именем назвать ребенка, задолго до его рождения. Но малыш появляется на свет, а у него вообще нет ничего общего с Филиппом или Артуром, зато он вылитый Семен или Андрей. И возникает ситуация, когда в паспорте у человека одно имя, а в жизни и дома его называют другим. Например, певица Анжелика Варум по паспорту Мария; телеведущая Ника Стрижак - Вероника, певица Валерия - на самом деле Алла.

Откуда берется мода на имена?

У каждого поколения существуют свои модные имена. Зная, как зовут человека, можно примерно определить, сколько ему лет. Например, Зинаида Захаровна - наверняка пенсионерка, Людмила Александровна, скорее всего, 40-50-летняя дама, а Артем, Настя, Лиза и Максим - это представители молодого поколения.

Кроме того, зная одно только имя, мы примерно имеем представление о национальности, происхождении и вероисповедании его носителя.

В последнее время сложилась такая тенденция, как приверженность к старинным именам. Особенно трепетно относятся к проблеме, как красиво назвать ребенка, родители девочек. Им часто дают исконно русские имена: Любовь, Надежда, Вера. Стали также популярными имена древнеримского и греческого происхождения: Пелагея, Авдотья, Аксинья, Василина, Ульяна, Варвара, Арина. Как назвать ребенка мальчика, родители тоже задумываются, но выбирают в основном или старинные имена, или связанные с национальной традицией. Глеб, Захар, Тимофей, Матвей, Богдан, Лука, Аким. А в Татарстане и Башкирии, например, самыми модными являются: Амир, Артур, Тимур, Тагир.

Почему у каждого поколения складывается своя мода на имена? Это связано с ситуацией в обществе, событиями и устремлениями того или иного поколения. Например, сейчас взгляды многих молодых людей устремлены на Запад, поэтому много появилось Даниэлей, Моник, Каролин, Стефаний, Себастьянов, Кристин. Но в то же время у нас очень развито национальное самосознание, поэтому наряду с такими иностранными именами распространены и исконно славянские: Василиса, Антип и так далее.

Определенные правила

Ученые считают, что есть определенные правила, как не стоит называть ребенка.

  • Во-первых, имя должно сочетаться с отчеством и фамилией. Смешно и нелепо звучат иностранные имена с нашими исконно русскими фамилиями. Например, Семенова Каролина Ивановна.
  • Во-вторых, быть индивидуальным. В некоторых семьях считается, что назвать ребенка в честь умершего родственника - это в некоторой степени возродить память о нем. Здесь очень важно обратить внимание, какая у него была судьба, так как существует поверье, что она передается вместе с именем. В любом случае рисковать не стоит, ведь речь идет о жизни и счастье малыша. Тем более не стоит давать имена в честь трагически погибших людей.

У нас есть традиция называть сыновей в честь отца. Это тоже не самый лучший вариант. Во-первых, в сочетании с отчеством очень это звучит громоздко, а во-вторых, влияние отца и его судьбы на ребенка еще более усилится.

  • В-третьих, имя должно соответствовать нашей традиции имянаречения. Психологи считают, что двойные имена - это тоже плохой выбор. Правда, стоит отметить, что в европейских странах это очень распространенное явление. В нашей стране специалисты убеждают родителей не называть так своих деток, так как вероятность возникновения раздвоения личности, противоречивости характера у таких людей повышается в несколько раз. Кроме того, они всю жизнь сомневаются практически во всем.

Самые популярные женские имена

Как назвать ребенка, родившегося в 2018 году? Популярными являются женские экзотические имена, такие как Габриэлла, Анжелика, Стефания, Камилла. На втором месте находятся исконно славянские имена - Василиса, Нина, Божена. И совсем редкими являются Наталия, Елена, Юлия.

Кроме того, в настоящее время очень модным стал подбор имен в зависимости от времени года, когда родилась малышка.

  • Имена зимних девочек.

Эти малышки отличаются высоким уровнем интеллекта, своенравным и волевым характером. Они самостоятельны с раннего детства, решительны и свободолюбивы. Подходящие имена для детей, рожденных в этот сезон: Снежана, Зарина, Белослава, Власта, Влада, Анастасия, Милана, Мила, Евгения, Марина, Мария, Валентина, Анна, Вероника, Евдокия, Ангелина, Василиса, Ванда, Римма, Виталина, Ирина, Клавдия, Анфиса, Агния, Марина, Нонна, Инна, Зоя, Марфа, Федора, Августа, Ксения, Дарина, Нана, Каролина, Инга, Варвара, Арина, Дана.

  • Имена для весенних девочек.

Эти и упорны, они не боятся никаких трудностей, всегда идут до конца, пока не одержат победу. Но глубоко в душе они сентиментальные и ранимые натуры. Им очень важна поддержка родителей, особенно мамы. Подходящие имена: Тата, Лика, Жанна, Велина, Есения, Регина, Марианна, Лариса, Александра, Лидия, Дарья, Маргарита, Ирида, Галина, Кира, Нина, Лукерья, Кристина, Антонина, Таисия, Олеся, Алла, Тамара, Елизавета, Полина.

  • Имена для летних девочек.

Это очень активные и подвижные дамы. Важно вовремя направить эту энергию в нужное русло. Они очень любознательны, хорошо учатся в школе. Но не самыми положительными чертами этих детей является мнительность и чувствительность. Подходящие имена для этих девчонок: Яна, Ариэла, Марьяна, Зоряна, Майя, Аза, Лолита, София, Лайза, Алевтина, Вера, Алиса, Ульяна, Вера, Ирма, Элина, Рада, Неля, Беатриса, Радмила, Ева, Злата, Уленгия, Серафима, Лариса, Рулана, Юлиана, Ева, Римма, Валерия.

  • Имена для осенних детей.

Девочки, рожденные в это время года, имеют волевой характер и очень упрямы, но совершенно не обидчивые и не ранимые. Они нежные и привлекательные. Имена: Ясмина, Татьяна, Елена, Ярослава, Лея, Мирослава, Леонида, Надежда, Стефания, Лия, Дородея, Богдана, Фаина, Амалия, Маргарита, Алина, Лана, Оксана, Лада, Виктория.

Популярные мужские имена

Как назвать ребенка мужского пола? В этом году самые популярные традиционно славянские мужские имена - такие как Архип, Захар, Тимофей, на втором месте находятся имена иностранного происхождения - Марк, Герман, Адриан. И совсем редкими являются Владимир, Николай, Петр. Модными также являются библейские имена: Адам, Наум, Павел, Даниил, Михаил, Илия.

Экзотические имена

Когда рождается малыш, перед родителями встает нелегкая задача, как назвать ребенка. Достаточно распространенной является традиция давать редкие или экзотические имена. Этим взрослые стремятся подчеркнуть уникальность и индивидуальность малыша. Например, Онарада, Миллиана, Злата, Аверьян. Как можно назвать ребенка оригинально, но при этом не создать ему проблем со сверстниками? Вот несколько рекомендаций:

  • Желательно, чтобы имя образовывало сокращенные формы. Отсутствие и невозможность такого видоизменения может затруднить общение с друзьями. Например, Роберт, Марат, Спартак - у этих имен такие формы не образуются. Они очень массивные и торжественные.
  • Имя не должно быть слишком экзотическим, иначе ребенок станет «белой вороной» в обществе, будет стесняться и комплексовать.

Как бы вы ни назвали ребенка, имя не должно быть в тягость самому малышу. Неудачное, экзотическое и непривычное, оно может стать причиной насмешек сверстников, а впоследствии развить комплексы. Не стоит нарекать ребенка в честь древнегреческих или древнеримских философов. Например, имя Плутарх очень легко превратить в кличку, и сам ребенок будет себя чувствовать не в своей тарелке.

При имянаречении следует помнить, что:

  • Оно должно образовывать сокращенные формы. Например, Светлана - Светочка - Света - Лана.
  • При выборе имени для мальчика следует иметь в виду, что оно должно сочетаться с отчеством и легко его образовывать.
  • Не стоит увлекаться непривычными, неординарными именами. Ученые считают, что люди со странными именами в 4 раза больше, чем все остальные, предрасположены к психическим комплексам. Ребенок с таким именем вызывает насмешки, и он вынужден все время бороться за нормальное правильное отношение к себе.

Следует помнить, что в тот момент, когда решается вопрос о том, как назвать ребенка (мальчика или девочку), также решается и его дальнейшая судьба и направление в жизни. Имя - это первое слово, которое человек произносит при знакомстве и благодаря которому остается в памяти других людей надолго.

Наше представление о мире во многом зависит от тех слов, которые мы употребляем. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет», — говорится в старом советском мультике. Используя те или иные выражения по отношению к окружающей действительности и к окружающим нас людям, мы волей неволей моделируем вокруг себя мир. И иногда этот мир становится для наших собеседников злой мачехой, а иногда – ласковой мамой, в зависимости от слов, которые мы употребляем.

Фото vk.com

В случае с детьми, которые остались без родителей, существует целая система понятий. И некоторые из них вполне приемлемы, а другие наоборот категорически противопоказаны к употреблению.

Слова под запретом

Если вы хотите говорить о теме сиротства и говорить так, чтобы никого не обидеть и никому не сделать хуже, то стоит внимательно относиться к своему лексикону. Словом можно ранить ребенка или родителя напрямую, а еще можно создать такую картину мира, которая усложняет жизнь всем детям, которых усыновили или потенциально могут усыновить.

Под запретом оказываются слова, которые не просто называют, а указывают на отношение. И даже если это отношение жалости, а не агрессии, употреблять такие слова не стоит. Сиротка, сиротинушка — тем самым ребенку в детском доме прививается комплекс жертвы, излишней жалости к себе, которая ведет к безволию и безответственности. А жалость ребенку в детском доме не нужна, .

Не стоит также назвать детей, которые живут в государственных учреждениях, акцентируя внимание на их судьбе – брошенный, отказник, приемыш, беспризорник и даже сирота… И точно также не стоит определять их по тому месту, где проживают. Это не их выбор и они к этому выбору по большому счету не имеют никакого отношения. Детдомовец, детдомовка, приютский, интернатский, беспризорщина и детдомовщина… Все эти слова указывают говорящим и слушающим на то, что главное в человеке не он сам, а то окружение в котором он находится. И именно эта групповая идентичность, а не личные качества человека определяют отношение к нему. Слова эти вызывают к жизни все те ужасные стереотипы, которые окружают в нашем мире тему детей из детских учреждений. И актуализируют не только в окружающих, но и в самих детях.

Сомнительные слова

Однако отказаться от некоторых слов, которые кажется не совсем правильными, все же не получится. Вот то же слово «сирота». Это слово входит во многие официальные документы в сочетании «дети-сироты». Именно в этой форме и стоит его употреблять, но стараться избегать и единственного числа (сирота) и обозначения «сироты» без первого слова «дети». Ведь на самом деле они, прежде всего дети, а уж потом сироты. При этом абстрактные понятия, образованные от этого слова, также вполне приемлемы. Ведь они не относятся ни к кому персонально, да и вообще называют явление, а не человека: социально сиротство, профилактика сиротства. То же можно сказать и о слове беспризорность, которое уместно, когда речь идет о социальном явлении, а не конкретном человеке.

Таким же словом с ограничением в употреблении можно считать слово «отказник». Именно это слово легко в основу названия сайта Отказники.ру одной из первых благотворительных организаций в нашей стране, которая буквально выросла снизу и которая занималась именно детьми-сиротами. Однако само это слово тоже стоит употреблять с осторожностью. И уж точно не использовать в единственном числе по отношению к конкретному ребенку. Ведь это не главное его качество, что кто-то когда-то от него отказался. Это всего лишь факт биографии, не самый приятный, и не стоит ребенка привязывать к этому факту веским словом.

Как надо

А как же правильно говорить о детях-сиротах, вернее, о каждом конкретном ребенке. Конечно, есть официозное название – «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Но вряд ли стоит использовать это громоздкое выражение в каких-то еще текстах кроме бюрократических. Лучше всего любого ребенка называть просто по имени. Не стоит ставить его статус во главу угла. Назовите ребенка ребенком, а уж потом добавьте какую-то дополнительную особенность, которая у него есть:

  • ребенок на попечении государства,
  • ребенок лишенных прав родителей,
  • приемный ребенок,
  • ребенок с ментальными особенностями или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (слово здоровье в этой конструкции – обязательно!)

Специальные термины

Ну и, конечно, вокруг темы сиротства существует еще целый ряд специальных терминов. Которые отличаются по значению в зависимости от того, в каком контексте они употребляются. Номер один в этом ряду – термин «усыновить». Строго юридически под усыновлением понимается процедура установления родительских прав над некровными детьми, причем обоих полов.

Но в жизни этот термин зачастую используют гораздо шире – называя им и те , когда ребенок подпадает под другие формы семейного устройства: под опеку или в приемную семью.

В то же время все время происходят попытки сузить употребление слова «усыновить» по гендерному признаку и активнее ввести в оборот слово «удочерить». Однако пока что употребляют это слово только в неофициальном языке и только по отношению к конкретным девочкам, попавшим в семью, а не явлению в целом.

Есть и другие сиротские слова: приемные и кровные родители, спонсоры и волонтеры, приют, детский дом, интернат… Все эти слова относятся к одной теме, некоторые из них имеют юридический статус. Но очень хотелось бы, чтобы в нашей жизни все меньше оставалось места для таких слов, как детский дом и школа-интернат, а все больше для таких, как родитель, мама и папа.

  • Добавить в избранное 0

Застрявшие в детстве? Вы тоже сталкивались с людьми, поведение которых никак не «бьется» с их реальным возрастом и положением в обществе? Как называется, когда взрослый человек ведет себя как маленький ребенок, полностью копирует детские, необдуманные поступки и решения? Как называется человек, который не хочет взрослеть? Почему таких индивидуумов становится больше и с чем это связано?

Состояние, когда человек не хочет взрослеть и ведет себя, как ребенок, называется – инфантилизм. Человек, находящийся в этой форме - инфантил. Самая распространенная форма этого психологического нарушения – социально-психологический инфантилизм, который очень часто встречается в обычных семьях. Причем, как правило, в таких семьях на самом деле есть маленький ребенок. Почему так происходит? И кто больше подвержен обдуманному инфантилизму?

Инфантилизм – реальное расстройство или придумка

Очень часто, такой вопрос возникает среди молодых семей. Все дело в том, что инфантилизму более подвержены особи мужского пола. Так уж, устроена психология.

Инфантилизм – состояние взрослого человека, схожее с неразумным поведением маленького ребенка. Сюда можно отнести:

  • неразумные, необдуманные поступки, нежелание оценивать ситуации, оценивать их исход;
  • взбалмошное, гиперактивное поведение;
  • неумение осаждать агрессию, раздражение, возбуждение;
  • неумение вести переговоры, налаживать контакты общаться с людьми схожими по возрасту;
  • отсутствие концентрации внимания, усидчивости, ответственности.

Почему мы говорим именно о молодых людях в семьях, созданных не так давно?

Дело в том, что девушки намного раньше психологически созревают. В свою очередь, парням, требуется для этого больше времени. Многие семьи создаются «импульсно», ведь это свойственно для неподготовленных, неопытных молодых людей.

Девушка, полностью доверяет «бразды правления» и идет на поводу за «главным в доме». Лишь, спустя какое-то время понимает, что тот самый «главный в доме» страдает инфантилизмом. И все его поступки ранее – не более, чем детские, мимолетные «хочу».

Почему так происходит?

Как называется человек, который копирует детское поведение мы выяснили, а почему и, главное, зачем так происходит?

Как было написано ранее, первостепенный фактор – особенности психологического развития особей мужского пола. Выходит так, что осознание серьезности «мира взрослых» приходит гораздо позже, чем у девушек.

Помните шутливое выражение: «мужчина только первые 40 лет ведет себя, как ребенок». Нет, ни в коем случае, не стоит всех «грести под одну гребенку». Речь идет не о всей популяции, а лишь о некоторых особях.

Созданные в «шутливое время» семьи, требуют осознанности и ответственности. Молодые люди, не желающие этого давать и не готовые к такому положению дел, намеренно развивают в себе черты, характеризующие инфантилизм.

Другими словами, бытовой инфантилизм – это форма защиты и нежелания нести ответственность за свои поступки. Мужчине проще быть ребенком, копировать его поведение и быть под крылом у мамочки-жены, чем делать что-то, что может принести успех.

Зная, как называется человек, а именно, мужчина, который ведет себя, как ребенок и какие причины этому способствуют – может стоит задуматься и не поощрять подобное поведение? Ведь, «обрубив» его, есть шанс создать более крепкое и жизнерадостное будущее.

Мама учится понимать своего ребенка с самого рождения. Желания новорожденного пока вполне предсказуемы: он хочет кушать, замерз или ему пора поменять подгузник, но иногда узнать, что беспокоит кроху очень непросто.

Через две-три недели родителей ждет награда за бессонные ночи – младенец начнет улыбаться и стремиться к обществу. До первого простого слово ребенка и полноценного общения еще далеко - ни один педиатр точно не знает, в каком возрасте дети начинают говорить.

Произнесение первого слова ребенком - знаковое событие для семьи, которого родители ждут с нетерпением

Таблица развития речи

Четких сценариев речевого развития по месяцам не существует. В таблице приведены обобщенные сроки формирования словарного запаса у детей:

1-3 мес. Кроха активно агукает. Вначале он выдает протяжные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу» «буууу»
4-5 мес. Младенец повизгивает, любит смеяться, петь – издавать протяжные звуки, меняя интонацию. Кроха начинает гулить: абу, апу
6 мес. Дитя реагирует на знакомые голоса, лепечет (проговаривает звуки: «ма», «та» и подобные)
7-8 мес. Младенец понимает фразы и просьбы («возьми уточку», «дай ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Кроха пытается подражать («Как лает собачка?» «Гав-гав», «А коровка?» «Муу»»). Кроха узнает некоторые предметы, ищет их взглядом, поворачивает голову
9-11 мес. Можно услышать новые звуки. Кроха проговаривает до 10 простых односложных фраз и звукоподражаний: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1–1,5 года Любимое чадо может назвать членов семьи: папа, деда, баба. Может показать на картинке животных, части тела или лица. Играет в рифмованные стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 года Детки понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут принести игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 года Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми людьми. Говорит простыми предложениями, может объяснить просьбу. Фразы хорошо понятны, звуки произносятся правильно

В 3-4 года детки уже активно общаются между собой, их речь становится осмысленной, новые слова быстро запоминаются

Это приблизительные, но общепринятые параметры. Если вы обнаружили значительные отклонения, стоит обратиться к специалистам – логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речевого и психического развития.

Первые занятия

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В это время произносится первое слово маленького ребенка - «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 - и долгожданное «мама».

Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.

Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.

Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными - гортанные. Звуки [а], [у] по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.


Первые «разговоры» младенца - это агуканье, при помощи которого грудничок выражает свои эмоции

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи с большим нетерпением. Когда ребенок начинает говорить, гордость переполняет молодых родителей. В лепете крохи долгожданное «мама» можно различить уже после 7 месяцев. Кроха еще не осознает значения этого выражения, просто сочетания звуков младенцу легко произнести.

Осознанно звать родителей детки будут только после года или даже позднее. При этом во многих книгах развития отмечено первое простое слово малыша - «дай», оказывается, оно гораздо полезнее, чем умение звать родителей.

С помощью игры можно помочь крохе поскорее сказать «мама». Выполняя любые действия, нужно проговаривать: «Мама кормит свою крошку, убирает, варит суп». Можно поиграть в прятки. Спрятать лицо за пеленку и спросить: «Где наша мама? Я здесь!». За игрой вы и не заметите, когда ваш ребенок начинает говорить «мама».

Становление осознанной речи

Как распознать слова в лепете? Порой сложно сразу сказать, когда маленький ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или еще лепет? Что это, часто повторяемые слоги, или уже осознанные фразы? Если вы обнаружите, что ваше чадо говорит: «дай» и показывает пальчиком телефон или любимую игрушку, можно с уверенностью сказать, что это и есть первое слово вашего ребенка.


Чтобы понять, что хочет сказать ребенок, нужно обращать внимание и на его жесты, тогда взаимопонимание установится быстрее

Нельзя установить единую норму и определить с точностью, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства деток происходит поэтапно – с милого «агу» до четких многосложных предложений и фраз.

Не нужно торопить детей, некоторые к году говорят до 15 простых слов, другие – не говорят и 4. Главное, чтобы кроха понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивный разговорный словарь.

Как проверить, понимает ли вас ваше чадо? Попросите его принести мячик, а потом машинку. Если задания выполнены правильно, значит малыш развивается хорошо, не о чем беспокоиться и вы вскоре услышите первое слово своего ребенка.

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова малыша, родители задумываются: «А что же дальше? К какому возрасту заговорит мой сын?». В среднем, активный словарь годовалых детей пополняется ежемесячно на 6-8 фраз. Чаще всего после полутора лет происходит «лексический скачок», и малыш добавляет в речь по 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше говорить с детьми, читать им хорошие книги, петь песни. Спустя 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Ежедневно кроха произносит столько фраз, сколько ранее разучивал неделями.


Чтение книг - прекрасный способ обогатить активный словарный запас ребенка и стимулировать его речевое развитие

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых детей понимают обычно только близкие родственники. Кроха проговаривает только ударные слоги или окончания фраз, но именно этот период признается отправной точкой формирования активного разговорного словаря. Часто фразы звучат так: «Дай куку», что переводится «Дай куклу».

После 2 лет кроха пробует говорить предложениями - это пока еще 2 -3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваше чадо не говорит фразами до 2,5 лет, то его следует показать специалисту - дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками детки становятся в трехлетнем возрасте. Они уже хорошо согласовывают слова, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже могут философствовать, их посещают непростые мысли: куда утром пропадают звезды, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Почему ребенок молчит?

В практике врачей встречаются «молчуны» - детки, не разговаривающие до определенного возраста. В три года родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети вовсю говорят предложениями. Это скорее исключение из правил.

Если к трем годам ребенок не заговорил, то необходимо искать причины «упорного молчания» - это могут быть проблемы медицинского характера: задержка речевого развития, нарушение слуха, отставание в развитии нервной системы.

Есть и иные факторы. К ним относится недостаточно развитая мелкая моторика, настойчивое обучение, отсутствие мотивации к разговору, переизбыток эмоций.

Развитие мелкой моторики

Руки – второй по важности орган речи и от их развития напрямую зависит, как скоро кроха заговорит. С самого рождения деткам нужно делать легкий массаж, можно играть в пальчиковые игры: сорока, гуси-гуси и другие.

С полутора лет можно подключать и творческую активность: рисование, лепка из пластилина, кинетический песок, тактильные короба и другое (рекомендуем прочитать: ). Мелкую моторику прекрасно развивает нанизывание бус и шнуровка.

Отсутствие мотивации или настойчивое обучение

Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки своих родителей. Взрослые настолько научились предугадывать желания своих чад, что крохе совсем не нужно говорить, а достаточно пролепетать пару звуков и указать на желанную вещь пальчиком. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, у малыша возникает потребность в более четком изложении своих желаний, тогда в скором времени речь появляется.

Некоторые родители слишком упорно учат ребенка говорить, постоянно требуя повторить одну и ту же фразу. Если малыш не справляется, родители раздражаются, исправляют, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы для развития речи, так можно только замкнуть ребенка в себе, задержав процесс развития на долгие месяцы.


Чрезмерная опека и попытки быстро разговорить ребенка могут привести к обратному результату - малыш замкнется в себе и откажется учиться

Переизбыток эмоций или недостаток внимания

Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок говорит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, кроха снова и снова повторяет это слово, не понимая, почему родители больше не радуются. Задача родителей - проверить, соотносит ли малыш фразу с ее значением. Понимает ли кроха, что «мяч», «машина» - это игрушки, а «сок» - это любимый напиток?

Плохо говорящие малыши встречаются у очень занятых работой родителей. Недостаток внимания взрослые искупают всевозможными игрушками. Дефицит живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что кроха замолкает.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Для того чтобы ребенок заговорил вовремя, уделять внимание развитию речи нужно с самого рождения. Психологи и логопеды предлагают ряд советов:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный звуковой фон только мешает развитию речи.
  • Разговаривайте с детьми с самого рождения. Проговаривайте фразы четко и ласково.
  • Рассказывайте крохе стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение «Гуси-гуси га-га-га». Его можно разучивать с малышом уже после года.
  • Не нужно «сюсюкать» в общении с детьми. Коверкая таким образом звуки, вы лишаете малыша верного восприятия речи.
  • Разговаривайте с детками простым и понятным для них языком, без сложных и непонятных конструкций.
  • Не говорите слишком быстро. Общаясь к крохе, проговаривайте все фразы медленно и четко. Ребенок, отвечая, тоже не должен торопиться.
  • Позвольте своим деткам стать активными собеседниками. Отвечайте на гуление, поддерживайте пение, хвалите за новые слова.
  • Не упрощайте речь вашей крохи. Не называйте собаку «Гав-Гав», а курицу «Ко-ко». Услышав от ребенка фразу: «Мама, би-би!», подтвердите: «Правильно, сыночек, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечайте на все детские вопросы. Отшучиваясь и отнекиваясь от общения, вы лишаете себя интересного собеседника в будущем.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными картинками. Чтение должно занимать не менее 10 минут в день.
Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.
Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:
  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.
Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:
  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.
Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит.
Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.

Похожие публикации