Тест кольца ландольта. Корректурная проба с кольцами ландольта

В течении 1 минуты зачеркиваются кольца Ландольта с заданным направлением разрыва. Определяются оценки точности (Т) и продуктивности (П) выполненной работы по формулам:

где

С - количество просмотренных знаков;

m - число правильно зачеркнутых колец;

n - число колец, которые необходимо зачеркнуть.

Приложение 5 к Правилам

Наблюдательность определяется путем заполнения схемы тушения пожара, представленной на рис. 1 соответствующими цифровыми индексами. На запоминание заполненной схемы (рис.2) и воспроизведение дается по одной минуте. При заполнении схемы испытуемый пользуется рисунком с порядковыми номерами предметов (рис.3).

Учет правильно проставленных предметов выражается в процентах и определяется по формуле:

где

n - количество правильно проставленных предметов;

m - общее число предметов.

Рис 1. Схема тушения пожара

Рис 2. Схема тушения пожара с изображением предметов

Рис. 3. Изображения предметов с цифровыми индексами

Приложение 6 к Правилам

Исследование кратковременной вербальной (слуховой и зрительной) памяти проводится путем предъявления обследуемому 12 слов:

В первом случае обследуемый на слух запоминает, а во втором - читает сам предъявленный материал. На запоминание и воспроизведение дается по одной минуте.



Объем слуховой (V с) и зрительной (V з) памяти выражается в процентах и определяется по формуле:

где

m - число заданных слов;

n - число воспроизведенных слов.

Приложение 7 к Правилам

На таблице с числами черного и красного цвета в первом задании отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке. Во втором задании - числа красного цвета в убывающем порядке. В третьем задании попеременно отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке, красные в убывающем. При этом балльная оценка функции внимания осуществляется по интегральному критерию - скорости переключения внимания (ПВ).

где

t k - время счета красных цифр, с;

t ч - время счета черных цифр, с;

t см - время смешанного счета, с.

ТАБЛИЦА ШУЛЬТЦЕ - ПЛАТОНОВА

Приложение 8 к Правилам

ОПРОСНИК ТЕЙЛОР

Вопросы анкеты написаны на специальных карточках (40 вопросов). Обследуемому предлагается разделить весь набор карточек на две группы, соответствующие двум возможным вариантам ответов (положительных или отрицательных).

Бальная оценка осуществляется по специальному коду, учитывающему количество “неверных” ответов, т.е. характеризующих уровень тревожности: чем выше балл по шкале Тейлор, тем выше уровень тревожности.

1. Перед тем, как пойти к зубному врачу, представляю себе, что будет больно.

2. Мне неприятно оставаться одному в темноте.

3. Пугаюсь грозы и молнии.

4. Обычно легко выхожу из равновесия.

5. Никогда в жизни ничего не пугался.

6. Боюсь змей.

7. Часто снится такое. что просыпаюсь от страха.

8. Отвечая перед группой, испытываю большую неловкость.

9. Идя к врачу, волнуюсь, что он мне скажет.

10. Мне никогда не представляется, что с кем-нибудь из близких случилось несчастье.

11. Волнуюсь, когда не знаю, по какой причине вызывает меня начальник.

12. Пугаюсь, увидев мертвое животное.

13. Не люблю оставаться один на открытом месте.

14. С трудом осваиваюсь с новым местом или коллективом.

15. Никогда не беспокоюсь о будущем.

16. Допустив ошибку, долго вспоминаю об этом.

17. Когда сажусь за занятия, часто мешают тревожные мысли.

18. Часто приходит в голову мысль, что я могу заболеть или получить травму.

19. Считаю себя более нервным, чем большинство людей.

20. Меня беспокоит, что думают обо мне другие.

21. Не могу долго сосредотачиваться на одном деле.

22. Беспокоюсь о деньгах и о своей работе.

23. Часто замечаю, что у меня дрожат руки, когда я очень стараюсь что-нибудь сделать.

24. Чаще, чем другие, краснею от смущения.

25. Я никогда не видел страшных сновидений.

26. Я часто боюсь, что начинаю краснеть.

27. У меня легко появляется испарина даже в прохладные дни.

28. Смущаясь, покрываясь испариной, что мне очень неприятно.

29. У меня бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнения.

30. Мне никогда не приходит в голову мысль о неполноценности.

31. Я редко бываю в хорошем настроении.

32. Почти всегда тревожусь о ком-нибудь или о чем-нибудь.

33. Свидание с начальником меня нервирует.

34. Я чаще, чем другие, занимаюсь самоанализом.

35. Иногда я чувствую невозможность преодоления трудностей.

36. Иногда я беспокоюсь по несуществующей причине.

37. Иногда я боюсь вещей и людей, которые на самом деле не могут мне повредить.

38. Мне не хватает уверенности в себе.

39. Я не люблю сталкиваться с трудностями и принимать важные решения.

40. Иногда я чувствую себя беспомощным человеком.

Ключ к опроснику Тейлора

Каждый пункт заносится на отдельную карточку.

Испытуемому предлагают внимательно прочесть карточки и выбрать те, которые его характеризуют.

Среди 40 пунктов 6 из них являются критериями надежности (лжи) - 5, 10, 15, 20, 25, 30. Если с четырьмя и более утверждениями этих пунктов испытуемый выразит согласие (отложит карточки), то все ответы считаются ненадежными и пользоваться результатами данного испытания нельзя. Уровень тревожности считается высоким, если количество карточек с утверждениями которых согласился испытуемый, составляет 16 и больше (т.е. коэффициент надежности составляет 16 и больше). Из этого количества карточек вычитаются карточки с ненадежными ответами, если они там оказались. Чем ниже коэффициент, тем ниже уровень тревожности.

Высокий коэффициент тревожности характерен для эмоционально неустойчивых людей (для психопатов он достигает 37), которые не могут адекватно оценить ситуацию, особенно аварийную, обеспечить высокую надежность действий в таких условиях.

Людей, у которых коэффициент тревожности равен 16 и больше, не рекомендуется использовать при работе на пожаре в непригодной для дыхания среде.

Приложение 9 к Правилам

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

1. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

2. Не находите ли Вы, что Вам трудно ответить “нет”?

3. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это Вам или нет)?

4. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

5. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

6. Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?

7. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

8. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать и говорить?

9. Легко ли Вас обидеть?

10. Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

11. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

12. Часто ли Вы мечтаете?

13. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

14. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

15. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

16. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

17. Вы иногда сплетничаете?

18. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

19. Бывают ли у Вас сердцебиения?

20. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

21. Всегда ли бы Вы платили за провоз багажа на транспорте, если не опасались проверки?

22. Раздражительны ли Вы?

23. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

24. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

25. Часто ли Вам снятся кошмары?

26. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

27. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

28. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

29. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

30. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

31. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

32. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

33. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ к опроснику Айзенка

Данная методика используется для выявления уровня нейротизма.

“Нейротики” отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоционально-психологической неустойчивостью и лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, склонность к пессимизму, нерешительность.

Из 33 вопросов на карточках 24 предназначены для выявления нейротизма и 9 - для контроля достоверности ответов.

Оценивают характер, а не умственные способности.

Оценку производят следующим образом.

1. Карточки NN 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 33 с ответом “да” свидетельствуют о нейротизме, с ответом “нет” - об эмоциональной стабильности.

Если карточек с ответом “да” больше 12 - нейротизм, если карточек с ответом “да” 12 и меньше - эмоциональная стабильность.

2. Карточки NN 3, 14, 21 с ответом “да” и карточки NN 7, 10, 17, 24, 28, 31 с ответом “нет” свидетельствуют о необъективности ответов возможной устойчивости или несостоятельностью самооценки.

Если показатель оценки эмоциональной стабильности (нейротизма) равен 12 и меньше, испытуемый эмоционально устойчив, уравновешен. С учетом положительных результатов оценки других психофизиологических показателей он признается пригодным к работе на пожарах в непригодной для дыхания среде.

Приложение 10 к Правилам

Обследуемому предлагаются 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо найти правильные ответы. Фиксируется количество правильных ответов и выражается в процентах.

ТЕСТ БЕННЕТА

Задание 1.

При каком способе удержания молотка удар будет сильнее?

А-Б-Одинаково

Задание 2

Какой из проводов необходимо подсоединить к оборванному, чтобы лампочка светила?

А - Б - Оба

Задание 9

В каком направлении движется пожарный рукав, который держит пожарный?

А - Б - Назад

Задание 10

Если шестеренчатый насос подает жидкость в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращаются шестерни?

А - Б - Безразлично

Ключ к тесту Беннета

Тест для выявления технического мышления.

Обследуемому предлагают 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный ответ, который обследуемый считает правильным. Подсчитывается процент правильных ответов и оценивается по шкале, приведенной в приложении 14.

Правильные ответы:

Б
Б
В
Б
Г
А
Б
А
Б
Б

Приложение 11 к Правилам

Работоспособность – базовая психофизиологическая характеристика субъекта. Она определяется особенностями центральной нервной системы человека и сама, в свою очередь, определяет весь стиль жизнедеятельности.

Высокая работоспособность является наиболее важным и универсальным психологическим качеством, обеспечивающим успешность практически любой целенаправленной деятельности. Для оценки работоспособности часто используют корректурные тесты. Один из них - тест Э. Ландольта.

Тест Э. Ландольта позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность.

Методика незаменима при решении задач, связанных с диагностикой работоспособности, в таких областях, как:

Педагогика – оценка утомляемости, индивидуальных особенностей внимания, скорости переработки информации; оказание помощи в формировании индивидуального стиля учебной деятельности, расчет оптимальной учебной нагрузки;

Профконсультирование – помощь в выборе профессии;

Менеджмент – отбор и оценка персонала (прежде всего, менеджеров среднего и высшего звена);

Спорт – прогноз выносливости при значительных физических нагрузках, выбор вида спорта с учетом психофизиологических особенностей человека;

Вооруженные силы – отбор кандидатов, способных к четким и адекватным действиям в кризисных опасных ситуациях, в условиях дефицита времени и информации, значительного нервного и физического напряжения.

В комплекте теста Ландольта:

Методическое руководство

Бланк ответов

Бланк фиксации результатов

Ключи для ручной обработки результатов

Тест предназначен для работы с детьми начиная с младшего школьного возраста и взрослыми. Время проведения 7-10 мин. Форма проведения индивидуальная/ групповая

Возраст от 7 лет.

Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

Диапазон применения

Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

Оборудование

1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

Корректурная проба, или тест Бурдона – это группа бланковых тестов, с помощью которых вы можете оценить свой уровень внимания, утомляемости, работоспособности, устойчивости к монотонной деятельности, в которой необходимо поддерживать высокий уровень внимания. Методика была предложена Б. Бурдоном еще в 1895 году, и с тех пор широко применяется в психологии. Существуют различные модификации методики, к примеру, таблицы Иванова – Смоленского, и таблицы Бурдона – Анфимова, а также кольца Ландольта. Многие из вас, возможно, проходили или имели дело с пробой Бурдона в виде буквенного и цифрового варианта, которые, кстати, представлены в этом разделе, а также в виде таблицы корректурной пробы для детей.

С помощью методик "Корректурная проба", представленных на этом сайте, вы можете проверить два показателя своего внимания, а именно: норму объема внимания и концентрацию. Здесь вы можете пройти тест Бурдона онлайн совершенно бесплатно. Примечание: подготовка таблицы сервером, а также подсчет результата займет 2 секунды, еще около 3 секунд может занять создание таблицы в вашем браузере, это время добавляется ко времени вашего тестирования. Внимание: таблица может некорректно отображаться на устройствах с низким разрешением экрана!

Буквенный вариант пробы Бурдона:

Суть методики состоит в том, чтобы в таблице, состоящей из 40 рядов букв по 40 букв в каждом ряду вычеркивать буквы, которые стоят в ряду первыми. Допустим, первая буква в ряду - "А", тогда вам следует зачеркнуть все буквы "А" в буквенном ряду. Длительность выполнения - 5 минут, по истечению которых вы перейдете на страницу с результатами. Сама по себе методика потребует от вас полного сосредоточения на процессе.

Цифровой вариант корректурной пробы

Корректурная проба цифровой вариант так же как и буквенный вариант позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Ваша задача состоит в том, чтобы вычеркнуть из таблицы цифры проверочную цифру, которую вы найдете в условиях задачи непосредственно после перехода по ссылке. Время на выполнение 3 минуты.

Тест "Кольца Ландольта"

Вариант теста "Кольца ландольта" так же как и два предыдущих варианта теста Бурдона позволяет проверить норму объема внимания и концентрацию. Здесь вам необходимо выделить в таблице колец кольца с конкретным направлением, которое будет задано в начале теста. Время на выполнение теста "Кольца Ландольта" - 5 минут.



Корректурная проба теория:

Для проведения теста необходим специальный бланк с расположенными в нем в случайном порядке буквами, цифрами или фигурами. В случае отсутствия бланка вы можете использовать обыкновенную газету или книгу, хотя, в данном случае будет сложнее рассчитать результат. Задача испытуемого состоит в последовательном поиске и вычеркивании определенных символов в просматриваемой таблице корректурной пробы, начиная с верхнего ряда с лева на право, за отведенное время, обычно это 5 – 10 минут. Желательно, чтобы у испытуемого было хорошее зрение и достаточный уровень грамотности, хотя, и для малограмотной группы населения можно подобрать подходящую пробу Бурдона, не требующую высокого уровня интеллектуального развития. Кстати, пройти специальный тест Бурдона могут и дети, начиная со старших групп детских садов и школьников всех возрастов (чем старше ребенок, тем сложнее требуется использовать вид теста).

При проверке результатов, помимо бланков желательно иметь бланк-ключ, с выделенными буквами или цифрами, которые должен был найти человек, проходящий тест Бурдона. Это поможет не сбиться при подсчете результатов. Кроме того, для более быстрой проверки результатов теста вы можете использовать специальный шаблон с отверстиями, которые при должны совпасть с выделенными испытуемым буквы или цифры. Однако, в случае с шаблоном вы не сможете сосчитать количество ошибочно выделенных букв. Прохождение теста Бурдона онлайн поможет вам избежать необходимости подсчета результата, хотя, в настоящий момент здесь возможно прохождение ограниченного количества вариантов теста.

Кстати сказать, считается, что даже частое и регулярное прохождение теста Бурдона или корректурной пробы не требует усложнения теста для получения объективных результатов, поскольку всякий раз, проходя тест, вы будете проходить его практически на том же уровне, что и прежде. То есть, влияние упражняемости здесь минимально. Лучшие результаты вы будете показывать, только если улучшите свои навыки концентрации. Также следует учесть, что результаты испытуемых могут сильно зависеть от их эмоционального состояния, а также психического и физического здоровья.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Интерпретация результатов по диагностике работоспособности с помощью колец Ландольта Приступая к интерпретации результатов, прежде всего необходимо четко осознавать, что в данном случае мы измеряем работоспособность нервного субстрата (нервной системы), т.е. базовую, первичную работоспособность, лежащую в основе любой деятельности. Особенности этой базовой работоспособности проявляются в нашем исследовании косвенно, через деятельность, суть которой состоит в восприятии и переработке информации в соответствии c определенными правилами. На какое "волевое усилие" способна нервная система человека, как долго она может работать, не уставая, от этого будут зависеть эффективность и стиль не только профессиональной деятельности, но и всей жизнедеятельности человека в целом. Интерпретация количественных показателей работоспособности Статистические данные, необходимые для интерпретации отдельных показателей работоспособности, были получены на выборке 628 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Показатель скорости переработки информации (S) Косвенно характеризует функциональную подвижность нервной системы. Функциональная подвижность нервной системы - это скорость распространения нервных импульсов, a также их взаимного превращения (скорость смены возбуждения торможением или наоборот). Скорость движения нервного импульса имеет прямое отношение к условнорефлекторной, поведенческой деятельности. Скорость распространения процессов по нейронам м комплексам коры определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной переработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения. Рассчитанная по формуле величина S может быть переведена в стандартные баллы пo следующей шкале: Величина S Стандартные баллы < 0,57 0,57-0,63 0,64-0,73 0,74-0,83 0,84-0,91 0,92-1,04 1,05-1,19 1,20-1,34 1,35-1,36 > 1, При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом: 1

2 10 баллов - высокая скорость переработки информации (высоко подвижные); 8-9 баллов - скорость переработки информации выше среднего (подвижные); 4-7 баллов - средняя скорость переработки информации (подвижные); <4 баллов - низкая скорость переработки информации (инертные). Показатель средней продуктивности (Рт) Продуктивность - это количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени. Показатель Рт имеет тесную корреляционную связь c показателем S (0.891 при р<0.01). Поэтому при отсутствии необходимости точной оценки результатов теста по скорости переработки информации можно ориентироваться на продуктивность (Рт), оценивая ее по следующей шкале: > высокий уровень продуктивности; уровень продуктивности выше среднего; средний уровень продуктивности; < низкий уровень продуктивности. Таким образом, лица c высоким уровнем функциональной подвижности нервной системы обладают высокой скоростью протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации, что составляет основу для их высокой продуктивности, способности выполнять большое количество работы в единицу времени. Описанные особенности будут способствовать успешности деятельности этик людей в тех профессиональных сферах, где решающим является фактор скорости. Они смогут выполнять рабочие операции. в повышенном темпе, 6удут более успешны при выполнении сложных алгоритмических операций, особенно скоростных. Лица c инертной (<4 баллов) нервной системой со скоростной работой справляются плохо. Индивидуальный стиль деятельности, направленный на компенсацию недостаточной подвижности, может состоять в использовании различных подготовительных и профилактических приемов, позволяющих выполнять отдельные скоростные операции. Но в целом инертность нервной системы ограничивает возможности формирования скоростного двигательного навыка, что является прямым противопоказанием для обучения профессиям, связанным с высоким двигательным темпом (водители, машинистки, радиотелеграфисты. телефонисты, работа на конвейере). Инертность нервной системы может стать причиной неуспеваемости в школе, если данная особенность ребенка не учитывается и он вынужден работать в общем, слишком быстром для него, темпе. Таким детям необходим индивидуальный темп учебной деятельности для полного раскрытия имеющихся y них способностей. 2

3 Люди c инертной нервной системой всегда "проигрывают" в скоростных ситуациях. Проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) они могут только в спокойной обстановке: действуя в своем, соответствующем их нейрофизиологическим особенностям темпе. Коэффициент выносливости (Кр). Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности (Рт) без признаков утомления, снижающего скорость деятельности. Косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя. Коэффициент выносливости Кр оценивается по следующей шкале: < 0% - высокий уровень выносливости; 0-15% - средний уровень выносливости; > 15% - низкий уровень выносливости. Лица с высоким уровнем выносливости длительное время сохраняют выявленный уровень продуктивности, т. e. скоростные характеристики деятельности без утомления. Как правило, они проявляют большую устойчивость к помехам в деятельности, можно предположить Также их большую надежность в критических ситуациях (наличие опасности, большой поток информации и др.), но это требует дополнительной проверки. Лица c низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут работать в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности c умеренной интенсивностью поступления информации. Их индивидуальный стиль деятельности, позволяющий компенсировать низкую выносливость, может состоять в многократном кратковременном отдыхе в течение дня, до наступления сильного утомления. Кроме того, лица рабочих специальностей могут компенсировать низкую выносливость более экономным характером движений, формированием обобщенного представления о "главном звене" деятельности, т. e. ее основном схематическом рисунке, что позволяет наиболее рационально распределять кратковременные передышки во время работы для восстановления работоспособности. 3

4 Интерпретация качественных показателей работоспособности Показатель средней точности (Аt) Определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности. Косвенно характеризует дифференцированное торможение в центральной нервной системе. Показатель средней точности работы оценивается по следующей шкале: высокий уровень точности; уровень точности выше среднего; средний уровень точности; низкий уровень точности. Коэффициент точности (Та) Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня точности (Аt) без признаков утомления, снижающего безошибочность работы. Как и Кр, коэффициент точности характеризует выносливость человека, но c точки зрения поддержания безошибочности деятельности. Коэффициент точности оценивается по следующей шкале: колебания точности в пределах 5% падение точности на 5-15% падение точности более чем на 15% - не учитываются; - умеренный, допустимый уровень изменений - значительные изменения, нарастание утомления. Лица, склонные допускать в силу своих нейрофизиологических особенностей большое количество ошибок, наименее эффективны будут в деятельности, предъявляющей повышенные требования к точности работы (вождение транспорта, операторская деятельность, бухгалтер, кассир, налоговый инспектор, статистик, метролог, корректор, редактор, картограф, чертежник и другие профессии типа "Человек - Знаковая информация"). Очевидно, что индивидуальный стиль деятельности (трудовой, учебной), позволяющий скорректировать недостаточную точность, должен включать обязательную проверку выполненных частей работы. Показатель надежности Определяет вероятность поддержания заданной эффективности деятельности в течение заданного времени. Для определения надежности рекомендуется построить графики продуктивности и точности работоспособности. Анализ характера изменений продуктивности в 4

5 процессе выполнения задания и сопоставление ее c динамикой точности позволяют вынести заключение o надежности работы и наличии признаков утомления. Некоторые критерии оценки надежности: ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ незначительная амплитуда колебаний продуктивности ((Рmax - Рmin < 50 единиц) при высоком уровне точности работы (Аt 0.90); средняя амплитуда колебаний продуктивности ((Рmax - Рmin = от 50 до 100 единиц) при высокой точности (Аt 0.90) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к высокой". СРЕДНЯЯ НАДЕЖНОСТЬ низкая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmax- Рmin < 100 единиц) при среднем уровне точности работы (Аt =); высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmax - Pmiп > 100 единиц) при высоком уровне точности работы (Аt 0.90). НИЗКАЯ НАДЕЖНОСТЬ высокая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmax - Рmin > 50 единиц) или волнообразные ее изменения при низком уровне точности (Аt < 0.80); даже при незначительной амплитуде колебаний продуктивности ((Рmax - Рmin < 50 единиц) низкий уровень точности (Аt < 0.80) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к низкой"; высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmax - Рmin >100 единиц) при среднем уровне точности (Аt =). При этом во всех описанных вариантах уровень продуктивноcти работы Рt не имеет значения. Таким образом, амплитуда колебаний продуктивности оценивается следующим образом: Рmax - Рmin > 100 единиц - высокая амплитуда колебаний; Рmax - Рmin = от 50 до 100 единиц - средняя амплитуда колебаний; Рmax - Рmin < 50 единиц - незначительная амплитуда колебаний. Амплитуду колебаний точности можно оценить по следующей шкале: колебания в пределах одного диапазона оценки точности (в зависимости от показателя средней точности Аt; например, Аt = A за каждые 2 минуты работы - в диапазоне от) незначительные; 5

6 колебания в пределах двух диапазонов оценки точности колебания в пределах трех-чeтырех диапазонов оценки точности умеренные; значительные. Типовые соотношения изменений продуктивности c динамикой точности представлены вариантами 1-5. Вариант 1. После кратковременного повышения продуктивность стабилизируется, практически не изменяясь до окончания работы. Аналогично уровень точности после кратковременного снижения (или без него) остается постоянным в течение всей работы. Это свидетельствует o надежности работоспособности обследуемого при высоком или среднем уровне точности работы (Аt> 0.80). При этом уровень продуктивности Рt не играет роли. Даже в случае Рt < 150 мы будем иметь дело c надежной работой на низком уровне продуктивности. Вариант 2 После некоторого снижения уровень продуктивности постепенно повышается, достигая своего максимума на 6-8 минутах работы. K окончанию работы продуктивность несколько падает, оставаясь выше первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может быть выше среднего уровня (Рmax - Рmin < 100 единиц). Кривая точности постепенно снижается, но ее колебания не превышают умеренного уровня изменений. При этом общая точность работы должна быть средней (Аt =). Такое сочетание показателей свидетельствует o средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности к концу работы отражает появление признаков yтомления. Вариант 3 Резкое скачкообразное повышение продуктивности в начале работы быстро сменяется 6

7 постепенным или резким снижением. K окончанию работы продуктивность достигает первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может превышать средний уровень (Рmax - Рmin < 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются значительными колебаниями точности и ее снижением к концу работы ниже первоначального уровня. При среднем уровне общей точности работы (Аt =) подобное сочетание показателей свидетельствует o средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности, a также выраженные колебания обоих показателей отражают нарастание признаков yтомления. Вариант 4 После кратковременного повышения продуктивности (либо без него) начинается ее прогрессирующее падение. K концу работы продуктивность опускается ниже первоначального уровня. Амплитуда колебаний продукгивности высокая (Рmax - Рmin > 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются незначительными колебаниями уровня точности. При среднем или низком уровне общей точности работы (Аt < 0.90) такое сочетание показателей свидетельствует o низкой надежности работоспособности обследуемого. Постоянное падение продуктивности, которое начинается практически в начале работы, при среднем или низком уровне точности отражает раннее развитие признаков утомления. Вариант 5 Выраженные колебания.продуктивности и точности на протяжении всей работы позволяют сделать вывод o низкой надежности работоспособности обследуемого, независимо от того, будyт ли рассчитанные по формулам показатели общей продуктивности и точности работы высокими, средними или низкими. 7

8 Следует иметь в виду, что построенные кривые характеризуют колебания продуктивности и точности работы обследуемого непосредственно в процессе выполнения задания теста. Для более точной пролонгированной характеристики изменений продуктивности, точности и надежности можно предъявлять обследуемому тест в различные периоды рабочего дня, по крайней мере, дважды: до начала работы и после ее окончания. B этом случае изменения продуктивности и точности оцениваются следующим образом: колебание показателя Рт или Ат в пределах 5% ухудшение показателя Рт или Ат на 5-15% ухудшение показателя Рт или Ат на 16-19% ухудшение показателя Рт или Ат более чем на 19% - не учитываются - умеренные, допустимые - выраженное yтомление - переутомление. Интегральная оценка уровня работоспособности Интерпретация описанных частных показателей работоспособности характеризует ее качественное своеобразие и составляет наиболее ценную информацию для психологических выводов и заключений. Кроме того, сочетание отдельных показателей позволяет ориентировочно судить об интегральном уровне работоспособности обследуемого. Сочетания отдельных показателей, позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как высокую продуктивность В ВС В В В ВС ВС ВС В В В В ВС ВС ВС выносливость ВС В ВС В В ВС В В ВС В ВС ВС В ВС ВС точность В В В ВС В В ВС В ВС ВС В ВС ВС ВС В надежность В В В В ВС В В ВС В ВС ВС ВС ВС В ВС Сочетания отдельных показателей; позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как низкую продуктивность Н С Н Н Н С Н Н Н С С ВС В Н Н Н Н выносливость Н Н С Н Н С С Н С Н С Н Н В ВС Н Н точность Н Н Н С Н Н С С Н Н С Н Н Н Н ВС В надежность Н Н Н Н С Н Н С С С Н Н Н Н Н ВС В Обозначения: В - высокий уровень, ВС - уровень выше среднего, С - средний уровень, Н - низкий уровень. 8

9 Сочетания показателей, не вошедшие в Табл. 2 и 3, будут свидетельствовать o среднем уровне работоспособности обследуемого. Характеристика личностных и трудовых качеств обследуемого по показаниям работоспособности Формулировка предположений o личностных и трудовых качествах обследуемого требует опыта работы c методикой и применения определенной схемы для анализа личности. Одна из таких схем разработана Хосковцев. В сoответствии c ней, на основании результатов теста можно выделить четыре грyппы обследуемых: 1. C хорошими количественными (продуктивность) и качественными (точность) результатами работы. Хорошая результативность по обоим параметрам позволяет предположить y обследуемого силу воли, хорошее внимание, способность к длительному сосредоточению, хорошую саморегуляцию и умение владеть собой, внутреннюю дисциплину. 2. C хорошими качественными и слабыми количественными результатами работы. Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на безошибочность работы. В данном случае можно предположить наличие y обследуемого таких личностных особенностей как добросовестность, старательность, терпеливость, чувство ответственности и, возможно, склонность к пунктуальности. З. C хорошими количественными и слабыми качественными результатами работы. Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на высокую скорость, результативность работы. Это позволяет предположить y обследуемого такие личностные черты как импульсивность, самоуверенность, трудовой энтузиазм, a также, возможно, легкомысленность и поверхностный характер. 4. Слабые количественные и качественные результаты работы. Общую неудачу демонстрируют люди, которые, скорее всего, Не способны к волевому усилию, неаккуратны, внутренне неуравновешенны, неуверенны в себе, тревожны. Иногда это может быть связано c заниженными интеллектуальными способностями. Методика диагностики работоспособности широко применяется в психологии труда и военной психологии для профессионального отбора, распределения и психологического сопровождения (помощь в формировании индивидуального стиля деятельности) персонала. Также она может быть применима и в других областях: педагогической, клинической, консультативной психологии и др. Необходимо специально отметить, что выявленные c помощью Методики 9

10 психофизиологические параметры работоспособности необходимо интерпретировать c учетом мотивационного аспекта работоспособности. Высокая продуктивность, выносливость, точность, надежность работы, доступные обследуемому в соответствии c его психофизиологическими особенностями, могут не проявиться в реальной профессиональной или учебной деятельности, если она Не мотивирует обследуемого своим содержанием, материальным вознаграждением, т.e. не является для него мотивационно значимой. По материалам: В.Н.Сысоев. Тест Э.Ландольта. Диагностика работоспособности. СПб.,


Проведение мониторинга развития нормально развивающихся детей с помощью аппаратных методов психофизиологического тестирования (ПАКПФ-02) В ходе экспериментального исследования была использована программа

Джига Надежда Дмитриевна д-р психол. наук, профессор Степанович Елена Валерьевна студентка ЧУО «БИП Институт правоведения» г. Минск, Республика Беларусь ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТНИКОВ

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2014 г. Выпуск 1 (32). С. 43 47 УДК 613.955 ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ

Физиология труда Доктор медицинских наук, профессор Н.П. Сетко Физиология труда специальный раздел гигиены труда (физиологии), изучающий изменения функционального состояния организма человека под влиянием

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА (Продолжительность практической работы 2 часа) Цель работы Изучение характера и степени влияния условий производственной

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Османова Н.А. Дагестанский государственный университет Махачкала, Россия FEATURES OF HIGHER NERVOUS ACTIVITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности» Уровень высшего

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Безруких, М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 2004. 2. Безруких, М.М., Хрянин, A.B. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ Березина А.С. Екатеринбург, РГППУ, ГМУ-104 Руководитель: доктор. биол. наук, профессор Селиверстова Г.П. Отец русской физиологии академик

О. И. Дорогина, А. А. Печеркина. Работоспособность и профессиональное здоровье учителя 81 УДК 37.011.31-051 + 159.924.22 + 159.944 О. И. Дорогина А. А. Печеркина РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

Применение АПК тестирования и развития психофизиологических качеств водителей в учебном процессе автошкол ЗАО «НЕЙРОКОМ» Актуальность проблемы человеческого фактора на транспорте Анализ происшествий на

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Психологии 2. Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

УДК 378.042.2:796.966 Минченкова Наталья Владимировна Учебный мастер I категории Кузбасской государственной педагогической академии, [email protected] Новокузнецк Овечкина Ирина Викторовна Учебный мастер

{jathumbnail off} Наряду со статистической нормой - используется процентиль - это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результаты которой равны процентильному показателю или ниже него.

Приложение 4 Перечень аппаратурных диагностических и коррекционных методик, реализуемых на АПК «Активациометр» моделей АЦ-9К и АЦ-6К Примечание. «Активациометр» модели АЦ-9К имеет полный диалоговый режим

Методика «Таблицы Шульте» Консалтинговая компания "Территория роста" "Живые" тренинги, on-line обучение, индивидуальные консультации, полезные материалы для бизнеса и личностного роста. г. Барнаул, пр.

УДК: :613.64 ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ИНВАЛИДОВ ПО СЛУХУ, РАБОТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ А. В. Гиндюк, Л. Л. Гиндюк Белорусский

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Цели дисциплины. Целью дисциплины "Физическая культура" является формирование физической культуры личности, приобретение опыта творческого использования средств и методов

3.1. Особенности психического развития школьников Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности

Оценка надежности водителей психометрическими методами Кабанцева Анастасия Валериевна аспирант Украинской инженерно-педагогической академии (Украина, г.харьков) практический психолог, мл. научный сотрудник

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050100 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ БИОЛОГИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО

Особенности психологического состояния подростков в период подготовки и во время экзаменов. Рекомендации родителям по профилактике стрессовых состояний Геккель Валентина Николаевна, педагог-психолог БОУ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский медицинский колледж» Березина И.С. Мельникова М.А. Тихонова О.Н. ОТЧЕТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Мерлин В. С. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕМПЕРАМЕНТА Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3 18. Несмотря на то, что темперамент один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной

1 ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА КАФЕДРА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Направление

Ваться в профессиональных предпочтениях студентов и разработать мероприятия способствующие повышению в глазах студентов значимости работника как профессионала своего дела. На проявление ценностных ориентаций

200 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ТРЕВОЖНОСТИ М.С. Копылов Тюменский государственный университет, институт физической культуры, Россия, [email protected] Ключевые

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060601 «МЕДИЦИНСКАЯ БИОХИМИЯ» ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ 1 КУРС, ВЕСЕННИЙ

Кокарева М. В. Согласованность между восприятием студентами произведений современной живописи и их творческими характеристиками // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие: материалы Всероссийской

Медицинские науки МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ Балюк Валерий Геннадьевич канд. биол. наук, доцент Балюк Наталья Викторовна канд. мед. наук, доцент Институт физической культуры, спорта и здоровья ФГАОУ ВПО «Северный

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» С.Н. Купряжкина, Э.П. Галембо В.И. Лихтенштейн, В.В. Конашков ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ

БУЛАТЕЦКИЙ С.В. РязГМУ им. академика И.П. Павлова, Рязань, Россия [email protected] КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРОБЕ В ГРУППАХ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ

УДК 3.4:378.46 ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Н. Н. Подольная, канд. экон. наук, доцент кафедры статистики ГОУ ВПО «Мордовский

История метода Теоретические основы Практика применения ООО «Биоэнергетические техногии» МИП «Телебиомет» МТУСИ К методикам, направленным на тренировку психофизиологической регуляции можно отнести множество

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ПО РАЗДЕЛАМ «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ» 1. Установите соответствие имеют характеристики: А. Память 1. Функция присущая только человеку, является

Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации

УДК 159.973 Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 3 О. В. Защиринская, П. Ю. Кулага ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1 Развитие умственно отсталого ребенка

Роль квалификации водителя на безопасное движение Васильев Алексей Павлович, Негодин Игорь Петрович, мастера производственного обучения МБУ ДО «ЦТТ и ПО» г. Старый Оскол Автомобиль-источник повышенной

Темпера мент (лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обусловливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, их творческого мышления и способности к нестандартному

Сыроватко Зоя Викторовна Национальный технический университет Украины «КПИ» Значение и особенности развития ловкости у занимающихся на занятиях по волейболу в НТУУ «КПИ» 1.Характерные черты ловкости у

Психологические особенности работающих инвалидов по слуху специализированных предприятий А.В. Гиндюк, Г.Е. Косяченко ГУ «РНПЦ гигиены», Минск, Республика Беларусь Введение. Состояние инвалидности вместе

Информативность психологических тестов и методов для оценки психоэмоционального состояния различных профессиональных групп Амиров Н.Х., Илюхин Н.Е., Краснощекова В.Н., Русин М.Н. Казанский государственный

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ТОНИЗИРУЮЩИХ НАПИТКОВ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ Махова Т. М., Ларионова О. В. Институт химии, Институт физической

Влияние типа ВНД на успешность запоминания учебного материала Бондарева Т.М. Северо-Кавказский федеральный университет Ставрополь, Россия Influence of the type of GNI on the success of remembering educational

Принято Педагогическим советом МБДОУ 108 14.03.2012 Утверждаю Заведующий МБДОУ 108 О.Н. Бердникова 12.03.2012 Положение о системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной

Темперамент определение Темперамент совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения. По мнению Б.М. Теплова, темперамент

Особенности ВНД умственно отсталого ребенка Сообщение на заседание школы «Молодого педагога», 03.11.2016г. Подготовила: воспитатель Ольховик Л.А. Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых

SWorld 18-29 June 2013 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013 MODERN PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN SCIENCE, TRANSPORT,

Ведяскин Юрий Алексеевич преподаватель Кулагин Анатолий Васильевич старший преподаватель Александров Алексей Анатольевич курсант ФГБОУ ВО «Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России» г. Иваново,

Возрастные особенности высшей нервной деятельности Иван Михайлович Сеченов 1829-1905 Иван Петрович Павлов 1849 1936 Эксперимент в лаборатории И.П.Павлова Высшая нервная деятельность (ВНД) - совокупность

ЭКОНОМИКА Пушина Лариса Михайловна магистрант Афанасьев Владимир Николаевич д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» г. Оренбург, Оренбургская

Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Личность и экзамен (трудности при прохождении ГИА). Своеобразие учебной деятельности каждого обучающегося связано с целым рядом его индивидуальных

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Л. Т. Баранская, О. С. Чаликова ОСОБЕННОСТИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА С ПОМОЩЬЮ ШКАЛЫ Д. ВЕКСЛЕРА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Интеллектуальная шкала Д. Векслера до сих пор остается

ДИАГНОСТИКА ПСИХОМОТОРНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Психомоторная одаренность подразумевает наличие комплекса органически связанных компонентов психомоторных способностей. Широко известны

Название документа: Программа учебной дисциплины «Психгенетика» Разработчик д.б.н., профессор Мулик А.Б., Стр. 1 из 8 Версия 2 Копии с данного оригинала при распечатке недействительны без заверительной

Разработка психофизиологических методов оценки функционального состояния работников локомотивных бригад (РЛБ) при различных видах движения с учётом сменного графика работы А.С. Кремез, ЗАО «НЕЙРОКОМ»,

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОККЕИСТОВ: Аспекты отбора и воспитания Физкультурно-спортивная деятельность как профессиональная деятельность предъявляет основные требования к состоянию

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Дисциплина: ПСИХОЛОГИЯ 2013-2014 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ДИСЦИПЛИНА: ПСИХОЛОГИЯ ВАРИАНТ 1 Задание: Выберите один правильный ответ. 1.Высший

Письменная контрольная работа по теме 1 Задание 1. Выберите один или несколько правильных ответов. 1. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но

А.Н.КИЛИВНИК Винницкий государственный педагогический университет им. М. Коцюбинского, г. Винница, Украина ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ

Ключевых компетенций будет эффективным только в том случае, если на всех этапах учебно-воспитательного процесса будет доминировать творческая, поисковая, профессионально и социально ориентированная деятельность

Развитие выносливости фехтовальщиков и ее значение В этой статье рассматриваются аспекты интегральной подготовки спортсменов, специализирующихся в видах выносливости. Анализ литературных источников по

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЛИЦЕЕ А.Н. Рыблова, В.В. Мишле Саратовский государственный социально-экономический университет Анализ современной педагогической

Психологическая служба и психологическое сопровождение ребенка в ДОУ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Борзило Лилия Вениаминовна педагог психолог МДОУ «Д/С комбинированного

Профессия Водитель входит в тройку опаснейших профессий в России. Она предполагает значительный уровень ответственности за жизни других людей. Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать

Проверка остроты зрения - хорошо известная всем процедура. Однако ее появление стало результатом напряженной работы многих ученых. В предлагаемой вашему вниманию статье мы расскажем о том, как проверяли зрение в древности и как появились знакомые всем таблицы оптотипов.

Острота зрения сквозь призму истории

Острота зрения - способность глаз различать мелкие детали предмета с определенного расстояния. Она отражает качество зрения: свидетельствует о зоркости глаз, дает возможность оценить, насколько четко человек видит.
С давних времен люди старались определить остроту. Так, арабские врачи древности просили человека посмотреть на созвездие Большой Медведицы, имеющее форму ковша. Если испытуемый мог различить две звезды в окончании ручки ковша - это звезда 2-й величины Мицар и звезда 4-й величины Алькор, яркость которой в 7 раз слабее, то он проходил тест на остроту зрения. Имеются данные, что древние римляне и греки также применяли тест на распознавание этих двух звезд для оценки остроты зрения при наборе солдат. Говоря современным языком, если человек имеет нормальную остроту зрения, то он может разглядеть эти две звезды, которые на самом деле находятся на расстоянии более половины светового года друг от друга. Интересно, что в древней Японии утрату возможности различить эти две звезды связывали с началом возрастных изменений. Согласно традиции в ночь на японский Новый год каждый человек старался увидеть две звезды, получившие название, которое можно перевести как «40 закатов», - считалось, что после сорока лет человек утрачивает способность их различать.



У людей острота зрения меняется с возрастом, и она может быть разной для каждого глаза вследствие наследственных особенностей или приобретенных нарушений: близорукости, дальнозоркости, астигматизма, катаракты и прочего, поэтому проблема улучшения четкости зрения была актуальной во все времена. Решить эту проблему помогли очки, появление которых по многим историческим источникам относят к концу XIII века.
Росту популярности очков способствовало изобретение в середине XV века книгопечатания, и первые, пусть и несовершенные, очки реально облегчили процесс чтения и работы на близком расстоянии. Самое старое изображение очков принадлежит итальянскому художнику Томасо да Модена (Tommaso da Modena; 1325-1379) - на фреске 1352 года в церкви Сан-Николо в городе Тревизо изображен пишущий в очках кардинал Уго ди Прованс (Hugh of Provence; 1200-1263). Сохранились исторические документы, свидетельствующие, что герцоги Милана в XV-XVI веках заказывали сотни ценных очков для награды своих придворных.
Интересен тот факт, что до XVI века очками пользовались только для коррекции пресбиопии и дальнозоркости, а очки с вогнутыми линзами для коррекции близорукости появились значительно позже. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, написанный Рафаэлем примерно в 1517- 1519 годах.
Первая промышленная революция, начавшаяся в конце XVIII века, привела к развитию технологии и возникновению мануфактурного производства очков. Качество стекол и оправ, изготовленных таким способом, было невысоким, а выпускаемые линзы различали по оптической силе и сортировали по возрасту клиента, исходя из предположения, что люди одинакового возраста имеют похожие проблемы со зрением. Продавались эти очки в основном через бродячих торговцев, которые предлагали их на выбор, который основывался только лишь на собственных ощущениях человека. Индивидуального подбора очков с помощью специальных инструментов и приспособлений тогда не существовало. Первый набор пробных стекол для подборки очков был изготовлен в Англии в 1750 году, а самым древним из сохранившихся наборов с пробными линзами является набор 1778 года, выпущенный в Мюнхене.
Диоптрическая нумерация очковых линз была введена в 1873 году. Физики, занимавшиеся оптикой глаза, предложили всем известную сейчас меру ошибок рефракции - близорукости или дальнозоркости, выраженную в виде «диоптрии». Diopter - это греческое слово, означающее «видящий насквозь». Она определяет фокусное расстояние линзы, корректирующей зрение.
Сегодня остроту зрения определяют как величину, обратную минимальному значению угла, выраженного в угловых минутах, между двумя точками, которые глаз способен видеть раздельно. Этот угол называют минимальным углом разрешения глаза - (minimum angle of resolution - MAR), и углу MAR, равному одной угловой минуте (1), соответствует острота зрения, равная 1,0. На практике не измеряют минимальный угол разрешения глаза, а оценивают остроту зрения по способности пациента узнавать определенные знаки стандартных размеров - так называемые оптотипы.
Определение минимального угла зрения для нормального глаза человека в качестве меры зоркости имеет длинную историю. Еще в 1674 году английский ученый и изобретатель Роберт Гук (Robert Hooke; 1635-1703) с помощью телескопа установил, что минимальное расстояние между звездами, доступное для их раздельного восприятия невооруженным глазом, равно 1 угловой минуте. Почти через 200 лет голландский офтальмолог, профессор офтальмологии Университета Утрехта и директор нидерландской глазной больницы Герман Снеллен (Hermann Snellen; 1835-1908) использовал эту величину при построении таблиц для определения остроты зрения, приняв угол зрения 1 за физиологическую норму.

Появление первых таблиц оптотипов

Появление в 1862 году первой таблицы оптотипов Снеллена предоставило офтальмологам уникальную возможность стандартизировать остроту зрения и выразить ее значение количественно. Таблицы Снеллена состояли из 7 рядов букв, видимых под углом 5 минут на расстоянии 200, 100, 70, 50, 40, 30 и 20 футов. Позже были выпущены такие же та- блицы в метрической мере, буквы читались на расстоянии 60, 36, 24, 18, 12, 8 и 6 метров под тем же углом. Результат исследования зрения по этим таблицам был выражен дробью, в числителе которой находилось расстояние, на котором проводилось исследование; а в знаменателе - ряд, который мог читать обследуемый. Острота зрения вычислялась при этом по формуле Снеллена: V = d/D, где V - острота зрения (Visus); d - расстояние, с которого видит пациент; D - расстояние, с которого глаз с нормальной остротой зрения должен видеть знаки данного ряда таблицы.


Наибольшее распространение получили десятичные таблицы, предложенные в 1875 году французским офтальмологом Фердинандом Монуайе (Monoyer Ferdinand, 1836-1912). Эти таблицы построены по принципу арифметической прогрессии и состоит из 10 рядов букв, из которых каждый отличается от соседнего на 0,1 остроты зрения. Впоследствии были добавлены еще 2 строки для остроты зрения: 1,5 и 2,0. Десятичный способ определения остроты зрения, предложенный более 130 лет назад, применяется и в настоящее время.

В качестве оптотипов применяли буквы алфавита, различные символы, например в виде буквы «Е», фигур цифр, но в международные стандарты вошли оптотипы, предложенные швейцарским офтальмологом Эдмундом Ландольтом (Edmund Landolt; 1846-1926). В нашей стране буквы русского алфавита используются в таблицах Головина-Сивцева, которые впервые появились в 1928 году.

Оптотипы Ландольта

Эдмунд Ландольт родился в Швейцарии в 1846 году. Он учился на медицинском факультете в Университете Цюриха, где был ассистентом известного швейцарского офтальмолога Иоганна Фридриха Горнера (Horner, 1831-1886). В 1869 году Ландольт получил степень доктора и на следующий год в самый разгар франко-прусской войны отправился во Францию. В 1874 году Эдмунд Ландольт возглавил основанную им в Париже глазную клинику. Ему принадлежит ряд работ и исследований о косоглазии, о пластических операциях век, о вставлении искусственных глаз, о различных офтальмологических инструментах (офтальмоскоп, офтальмометр, офтальмотроп и др.). Среди пациентов Ландольта был известный французский импрессионист Эдгар Дега. У Ландольта была очень высокая репутация врача-офтальмолога, и впоследствии он стал профессором офтальмологии в Сорбонне, где вел обучение будущих офтальмологов. В 1888 году Ландольт предложил оптотипы, состоящие из одинаковых симоволов - колец с разрывами, напоминающие букву «С». Предложенные Ландольтом оптотипы - кольца Ландольта для проверки остроты зрения - впервые были утверждены в качестве международного стандарта в 1909 году на XI Международном конгрессе офтальмологов.

Оптотипы Ландольта по форме представляют собой черные кольца разной величины с разрывами, обращенными в разные стороны, и по распознаванию этого разрыва можно определить минимальный угол разрешения глаза. Ширина кольца Ландольта и ширина разрыва в 5 раз меньше его наружного диаметра, то есть соотношение этих параметров - 5: 1: 1. Направление разрыва кольца может иметь четыре варианта (вверху, внизу, справа и слева) или восемь (те же положения плюс четыре косых). Оптотипы Ландольта - более сложные и дают более объективную оценку остроты зрения, чем оптотипы в виде букв или цифр. При распознавании последних может срабатывать фактор узнаваемости , в то время как при использовании колец Ландольта фактор узнаваемости отсутствует, а заучить их последовательность сложнее, чем стандартную комбинацию букв или цифр.


Сегодня кольца Ландольта входят в большинство современных таблиц, применяемых для определения остроты зрения. В 1994 году Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила стандарты ISO 8596 «Оптика и оптические приборы. Проверка остроты зрения. Стандартный оптотип и его предъявление» и ISO 8597 «Оптика и оптические приборы. Проверка остроты зрения. Метод корреляции оптотипов», где в качестве основного оптотипа выбрано кольцо Ландольта. Наиболее распространенным способом демонстрации таблиц оптотипов является установка их в аппарат Рота; кроме того, применяют электронные проекторы знаков, которые проецируют оптотипы на экран.
Бланк для проведения исследования с использованием оптотипов Ландольта содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Результаты теста оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) колец, а также по времени выполнения заданного количества строк. При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию вычеркивать разные наборы знаков в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Универсальность оптотипов Ландольта обусловила их широкое применение в области клинической, профессиональной и школьной психодиагностики. Простота и надежность исследования с помощью этих оптотипов помогают оценить особенности внимания и функционального состояния, работоспособности испытуемого.

1 См.: Lens Talk. P. 2: Tale of the Landolt Ring // MR View. 2013. N 2. P. 6-7.
2 См.: Eyeglasses through the ages // antiquespectacles.com . URL: http://www.antiquespectacles.com/history/ages/through_the_ages.htm (дата обращения: 13.10.2013).
3 См.: Откуда есть пошли «гоглы»?.. или история изобретения очков // Steampunker [Сайт]. URL: http://steampunker.ru/blog/answers/6527.html (дата обращения: 13.10.2013).
4 См.: История изобретения очков (с 17 века - по наши дни // Класс!ная физика для любознательных [Сайт]. URL: http://class-fizika.narod.ru/oc3.htm (дата обращения: 13.10.2013).
5 См.: Системы и правила определения остроты зрения // Современная офтальмология [Сайт]. URL:
http://zrenue.com/stati-dlja-oftalmologov/58-opredelenija-ostroty-zrenija.html (дата обращения: 13.10.2013).
6 Острота зрения / Бочкарева А. [и др.] // Эффективная медицина (офтальмология) [Сайт]. URL: http://www.glazmed.ru/lib/diseases/diseases-0018.shtml (дата обращения13.10.2013).
7 См.: Балагута М. Г. Исследование остроты зрения по таблицам оптотипов в соответствии с международными стандартами ISO // Фирма ОЛИС [Сайт]. URL: http://www.olis.us/clauses/iso/iso.htm (дата обращения: 13.10.2013).
8 См.: Лещенко И. А. О системах и правилах определения остроты зрения // Вестник оптометрии. 2009. № 3. С. 54-58.

Ольга Щербакова, журнал «Веко», 9/2013

Похожие публикации