Физическое развитие и функциональное состояние детей дошкольного возраста. Оценка физического развития

В этой статье:

Вашему ребенку исполнилось 2 годика, значит, он вошел в период дошкольного возраста. Этот период делится на «младший» и «старший», охватывая возраст от 2 до 7 лет. Сейчас малыши активные, любят свежий воздух и подвижные групповые игры. Это нормальный этап физического развития. Сейчас мальчики и девочки немного различаются по основным показателям роста и веса . Девочки все еще миниатюрные. Данные о росте и весе детей покажет простая таблица развития, размещенная ниже.

Важно придерживаться определенного режима питания и отдыха. Не перекармливайте детей 2-7 лет. Их организм лучше знает, когда стоит остановиться . В рационе должны преобладать полезные продукты: нежирное мясо, рыба, свежие овощи и фрукты, каши. Для правильного физического развития соблюдайте режим: 4 приема пищи в день. Завтрак должен быть самым сытным, а ужин - легким.

Дошкольный возраст

Понятие «дошкольный возраст» можно разделить на два больших периода. Детей делят на две группы:

  • младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет;
  • старший дошкольный возраст – от 4 до 7 лет.

Все это время малыши активно развиваются физически. Идет хорошая прибавка в росте и весе, появляются коренные зубы. Ваш малыш с каждым
годом становится взрослее, выносливее и подвижнее. Период дошкольного возраста связан с повышенной двигательной активностью. Игры предпочитаются подвижные, групповые. Сейчас детям необходим правильный режим отдыха и питания.

Физическое развитие тесно связано с психическим, эмоциональным. Если сейчас родители будут ограничивать малыша в движениях, навязывать ему спокойные тихие игры, это плохо скажется на нервном развитии. Кроме того, мозгу нужно много кислорода, а движения и игры на свежем воздухе как раз могут его обеспечить.

Малыш растет, растут и основные показатели физического развития: рост и вес. Многие тут зависит от родителей, их стиля жизни и режима питания. Главное – обеспечить малышей в этом возрасте здоровой, сбалансированной пищей.

Показатели развития детей

Главное – помнить: развитие каждого ребенка идет по индивидуальному плану. Тут важны наследственные и приобретенные признаки:


В случае, если кроха родился недоношенным, обычная таблица развития не показательна. Такие дети медленно набирают вес и догоняют доношенных детей только ко 2-3 годам. Но и во всех остальных случаях помните: дети не развиваются идентично.

Мамы часто слушают советы соседок и подружек, которые могут критиковать рост или вес малыша. Не рискуйте с рецептами народной медицины и самолечением несуществующих болезней. С любыми опасениями - к доктору. Таблица развития детей содержит средние показатели. Небольшое отклонение – это не страшно . Предпринимать что-то нужно, только если ваш врач даст направление на лечение.

Рост

Это очень активный период для роста ребенка. Прибавка в росте детей дошкольного возраста составляет (по средним данным) от 4 до 6 сантиметров в год. Согласитесь, это хороший показатель прироста. Малыш быстро меняется, а значит, нужно покупать все больше детской одежды.

Таблица изменения роста детей от 2 до 7 лет (в см)

Как видно, по росту мальчики в это время обгоняют девочек. Такая ситуация сохранится до пубертатного периода.

Вес

В этот период развития для малыша абсолютно нормально набирать от 2 до 3 кг за год. Если прибавка значительно больше, то стоит показаться врачу. Исключение составляет конец периода, когда ребенку уже исполнилось 6-7 лет. Сейчас вес может добавляться по 5-6 кг за год . Все это время мальчики выглядят более жилистыми, чем девочки. Не стоит винить в этом питание – просто обмен веществ мальчиков дошкольного возраста гораздо быстрее и они подвижнее, чем девочки.

Таблица изменения веса детей от 2 до 7 лет (в кг)

Родителям стоит самостоятельно взвешивать детей на комнатных весах, а также проходить контроль у педиатра. Убеждение, что детей нужно «закормить, чтобы были здоровенькие», - всего лишь миф. Переедание в этом возрасте приведет к большим проблемам в будущем.

Пульс у детей

Присутствует еще один важный показатель физического развития – пульс. Это отражение физического состояния организма, работы внутренних органов. Самое главное - работы сердца и сосудов. Для мальчиков и девочек пульс примерно одинаковый в этом возрасте.

Таблица данных о пульсе детей 2 до 7 лет (ударов в минуту)

2 3 4 5 6 7
Дети 110-115 105-100 100-106 100 90-96 85-90

Детское сердечко бьется гораздо чаще, чем взрослое. Только после 16 лет сердечный ритм и пульс ребенка становится «как у взрослого». Конечно, речь идет о здоровом ребенке, без патологий развития сердца .

Замена зубов на коренные

Замена молочных зубов на коренные тоже является одним из показателей физического развития малыша. К возрасту 4 года должны появиться 20 молочных зубов. Но долго они не «задержатся». Уже через пару лет (к 5-6 годам) должна произойти их полная смена . Обычно смена зубов проходит без проблем и сильного дискомфорта для самого малыша.

Главное –
сразу же объяснить детям, что за зубами нужен ежедневный уход. Да и родителям нужно помнить, что молочные зубы тоже могут болеть. На них появляется точно такой же кариес, который будут лечить в кабинете стоматолога . Если же этого не делать, то он распространится ниже - на коренной зуб.

Зубы очень важны для физического развития. Это возможность нормально питаться, есть твердую пищу, свежие овощи и фрукты. Если наступают проблемы с зубами, малыш может терять в весе. А еще это говорит о том, что ему не хватает кальция.

Физические возможности

В период младшего дошкольного возраста физические возможности, конечно, ниже. В это время ваш малыш нормально теряет жирок, начинает наращивать мышечную ткань, крепнут его кости и суставы. Уже с 2-3 лет можно начать заниматься гимнастикой по утрам. Всего 10-15 минут после утреннего сна – самые простые упражнения. Родители могут превратить
это в игру, делая зарядку все вместе
. Сейчас важно заинтересовать малыша занятиями, а не принуждать его или пугать. Он и так очень подвижный.

Чем старше становятся дети, чем более необходима им физически нагрузка. Она влияет на правильный обмен веществ, развитие органов. В детском садике у ребенка гораздо больше возможностей для движения:

  • прогулка;
  • занятия физкультурой (20-25 минут);
  • активные игры всей группой (салочки, догонялки…).

Показатели развития часто замеряются учителем физкультуры: проводятся тесты выносливости, скорости, гибкости и прыгучести. Перед школой обязательно проводится тест в кабинете врача.
Тест с нагрузкой:

  • приседания (10-15);
  • наклоны (10-15 раз).

Норма времени для приседаний - 20 секунд. Если пульс участился на 50-70%, это нормальный показатель. Показатели должны полностью прийти в норму через 2-3 минуты . Для детей с инвалидностью такие тесты не проводятся.

Правильное питание

В 2-3 года малышу уже очень интересно, что там едят родители. Он все больше переходит на твердую пищу. Для правильного развития малышей дошкольного возраста необходимо соблюдение режима питания. Сейчас родители должны сделать выбор в пользу
полезных продуктов, здоровой пищи. Дети сейчас интересуются взрослой едой, но на деле их трудно уговорить покушать.

Родителям не рекомендуется делать из еды культ. Если малыш кушает немного меньше нормы (не доедает 1-2 ложки супа, например), подумайте: может, это и есть его норма? Если организм ребенка отказывается от лишней тефтельки, яблочка, кусочка хлеба, значит, скорее всего, он не нуждается в этом прямо сейчас . Организм ребенка знает, что нужно для физического развития больше всего, а что будет лишним.

  • Не менее 65% белков в рационе должны составлять нежирное мясо и птица (лучше всего индейка);
  • не менее 15% жиров – растительного происхождения.

Для детей от 2 до 4 лет режим питания - 4 раза в день, небольшие порции. Причем самый объемный прием пищи – это завтрак. Тогда можно дать кашу, бутерброд с сыром, какао. Это один пример, но не постоянный рацион. Нужно обязательно менять меню для малышей.

В 5-7 лет можно
продолжить давать 4-разовое питание, но теперь обед тоже должен быть объемным. Главное, чтобы пища была здоровой. Сейчас желудок, кишечник, печень и поджелудочная очень уязвимы. Лучше всего снизить до минимума:

  • жаренное в масле, фритюре;
  • жирное;
  • острое, маринованное;
  • соленое;
  • сладкое (пирожные, торты).

Для детей дошкольного возраста эти продукты совсем не нужны. Лучше всего включать в рацион:

  • рыбу;
  • нежирное мясо, птицу;
  • овощи и фрукты;
  • грибы, орехи, каши;
  • молочные продукты.

Так сохраняется нормальная весовая прибавка.

Правильный режим

Детям 2-4 лет нужно спать 2 раза днем (по 1-1,5 часов) и 10 часов ночью. Малыши обычно не хотят спать днем, но родителям нужно их уговорить, убаюкать сказкой. Отдых необходим , ведь во сне идут процессы физического и психического развития.

Дети от 5 до 7 лет уже могут спать 1 раз днем по 1-1,5 часа. Если малыш уже пошел в школу, то сон ему все еще очень нужен. Это нормальный отдых, который обеспечивает плавный переход к более серьезным нагрузкам.

Обязательно выходите на прогулку с ребенком, даже всего на 30-40 минут. Свежий воздух ему полезен. Если он не ходит в садик, то можно выводить его в парк, на детскую площадку и т.д. 2 раза в день:

  • перед обедом;
  • перед ужином.

Ребенку такие прогулки приносят большое удовольствие.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ

Известно, что физическое развитие вместе с другими показателями детей является существенным показателем состояния здоровья детей. Состояние физического развития зависит от врожден­ных особенностей, а также от условий окружающей среды, в ко­торой растет и формируется организм. К проведению обследования физического развития детей, в частности антропометрии следует допускать подготовленных медицинских работников, так как тех­ника и методы антропометрических измерений требуют определенных знаний и практических навыков.

Измерение детей первого года жизни проводится в положении лежа горизонтальным ростомером. Ребенок укладывается на спину таким образом, чтобы голова плотно прикасалась макушкой к по­перечной планке ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной вертикальной плоскости. Помощник плотно фиксирует голову ребенка. Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени ребенка. Правой рукой под­водят подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопы до прямого угла. Расстояние между неподвижной и под­вижной планкой будет соответствовать росту ребенка.

Измерение роста у детей старше года проводится в положении стоя ростомером. Ребенок становится на площадку ростомера спи­ной к вертикальной стойке, в естественном, выпрямленном положении, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межло­паточной областью и затылком, руки опущены вдоль тела, пятки вместе, носки врозь. Голова устанавливается в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха на­ходятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове без надавливания.

Определение массы тела у детей раннего возраста проводится на весах с максимально допускаемой нагрузкой до 20кг. Вначале взвешивается пеленка. Она кладется на лоток весов, так, чтобы края пеленки не свешивались с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую часть лотка ягодицами, ножками на узкую часть. По­мещать ребенка на весы и снимать с них можно только при закры­том коромысле весов, стоя не сбоку, а прямо со стороны коро­мысла весов. Показания веса отсчитывают с той стороны гири, где имеются насечки или вырезка (нижнюю гирю необходимо по­мещать только в имеющиеся на нижней, шкале насечки). После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки.

Взвешивание детей до одного года в дошкольных учреждениях проводится каждые 10 дней, от 1 до 3 лет - один раз в месяц.

Измерение окружности груди производится сантиметровой прорезиненной лентой в состоянии спокойного дыхания (паузе, а детей старших возрастов при вдохе и выдохе). Лента наклады­вается сзади - под углами лопаток, а спереди - на уровне ниж­него края сосков.

Помимо антропометрических измерений отмечается тонус мышц, тургор тканей, характер жироотложения и т. д. Определять толщину подкожножирового слоя следует не на одном каком-либо участке, а в различных местах (на груди - между соском и грудиной, на животе - на уровне пупка, на спине - под лопатками, на конечностях - на наружной поверхности бедра и плеча, на лице - в области щек). В зависимости от толщины подкожножи­рового слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира. Обращается внимание на равномерное (по всему телу) или неравномерное распределение подкожножирового слоя.

Определение тургора мягких тканей проводится путем сдавливания большим и указательным пальцами правой руки кожи и
всех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча, при этом воспринимается ощущение сопротивляемости или упру­гости, называемое тургором. Если тургор снижен, то при сдавли­вании определяется ощущение вялости или дряблости.

Тонус мышц определяется при помощи пассивного сгибания
и разгибания верхних и нижних конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, а также по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь, судят о тонусе мышц. У здоровых детей тонус и масса мышц на симмет­ричных местах должны быть одинаковыми.

Эти описательные признаки оцениваются по выраженности как «малая», «средняя», и «большая».

Индивидуальная оценка физического развития базируется на сопоставлении его антропометрических данных с регионарными нормативами, разработанными методом регрессивного анализа. Использование нормативных или дентальных таблиц позволяет дать дифференцированную характеристику физического, развития ребенка и выделить, детей, нуждающихся в постоянном контроле и консультации специалиста.

Отставание в физическом развитии может быть обусловлено рядом причин, которые необходимо выявить врачу дошкольного учреждения. Определенное значение имеет наследственно-конституциональный фактор. Чаще причиной неудовлетворительного физического развития являются хронические инфекции и интоксика­ций, в первую очередь ревматизм, тонзиллогенная кардиопатия, хронический пиелонефрит, гипотиреоидный нанизм. О нанизме можно говорить лишь в том случае, если показатель роста более чем на 10% ниже стандарта.

Детальное обследование ребенка позволяет выявить особенности его кожи, лимфатического аппарата, костной системы. У детей дошкольного возраста может быть выявлен сколиоз или воронкообразная грудная клетка. Своевременное обнаружение этой патологии предотвращает развитие инвалидности в будущем. Все дети с подозрением на патологию опорно-двигательного аппарата, должны быть направлены на консультацию к ортопеду, показана корригирующая гимнастика.

мальчики девочки пульс дыхание а/д
вес рост вес рост
1 год 11,5-13,8 82-87 11,7-13,5 80-87 120-125 35
2 год 12-14 85-92 11,8-14,0 82-90 110-115
3 год 13,8-16 92-99 13,6-16 91-99 105-100 28
4 год 15,8-18,5 98-107 14,5-17,5 95-108 100-106
5 лет 17,6-21,7 105-116 16,9-19,9 98-112 100
6 лет 19,6-24,2 111-121 18,8-23,8 111-116 90-96 26
7 лет 21,6-28,2 118-139 21,8-27,4 118-129 85-90
8 лет 80-87
9 лет 80-85
10 лет 78-75 20
12 лет 75-72
13 лет 72-82
14 лет 72-76 17

Уровень физического развития

Выше среднего средний

Ниже среднего

1 2 3 4 5 6 7
Масса тела
18,7> 18,6-17,3 17,2-14,1 14,0-12,6 12,5<
18,4-16,9 16,8-13,8 13.7-12,4 12,3<
19,1> 19,0-17,8 17,4-14,7 14,6-13,1 13,2<
18,7> 18,6-17,7 17,6-14,2 14,6-13,3 12,9<
19,6> 19,5-18,3 18,2-15,3 14,1-13,0 13,8<
18,9> 18,8-17,5 17,4-14,7 15,2-13,9 13,5<
21,1-19,7 19,6-16,0 14,6-13,6 14,3<
20,4> 20,3-18,3 18,2-15,7 15,9-14,4 14,1<
22,9> 22,8-21,0 20,9-16,8 15,6-14,2 14,8<
21,9> 21,8-20,2 20,1-16,6 16,7-14,9 14,9<
23,9> 23,8-22,1 22,0-18,1 16,5-14,9 16,1<
23,8> 23,7-21,8 21,7-17,6 18,0-16,2 15,5<
25,0> 24,9-23,2 23,1-19,5 17,5-15,6 17,5<
25,9> 25,8-23,5 23,4-18,6 19,4-17,6 16,1<
26,7> 26,6-24,7 24,6-20,3 18,5-16,2 18,2<
27,5> 27,4-24,9 24,8-19,7 19,6-17,6 17,5<

Высота тела

Окружность грудной клетки


ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

1. Методы исследования и оценки состояния здоровья детей и подростков

2. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков

3. Гигиеническая оценка организации физического воспитания в детских учреждениях

4. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях.

5. Диагностика готовности детей к обучению в школе

6. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе

По данным ВОЗ (1990) состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем во всем мире. Ее важность во многом обусловлена прогрессирующим ухудшением состояния окружающей среды. Организм ребенка, находящийся в процессе развития, в большей степени подвержен влиянию как благоприятных, так и не благоприятных факторов, более быстро и остро реагирует на изменение окружающей среды. При изучении влияния различных факторов важно определить их комплексы воздействия, а также выяснить каким образом при их комбинации модифицируется влияние каждого фактора. Интегральным результатом воздействия окружающей среды на детское население является уровень и качество здоровья детей. Врач педиатр должен уметь определить эти два показателя, определить состояние здоровья ДиП.

Здоровье является критерием --------- взаимоотношений детского организма с окружающей средой. Оно формируется под влиянием сложного комплекса биологических, экологических и социальных факторов.

Поэтому, для гигиенистов наиболее близким по духу является определение здоровья, принятое Уставом ВОЗ “Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием в нем болезней и физических дефектов”.

Здоровье, как мера жизненности, способности организма к оптимальному функционированию, характеризуется в этом случае не только отсутствием клинически выраженной симптоматики болезней, но и отсутствием начальных их проявлений, состояний предболезни, и так называемой, “малой патологии”, выявляемых часто на уровне функциональных, легко обратимых изменений, свидетельствующих о снижении общей сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Выявляемые по итогам демографических исследований показатели здоровья (заболеваемость, смертность, инвалидность и др.) - это лишь видимая вершина айсберга, подводную часть которого составляют предпатологические (донозологические) состояния, отражающие стадии движения от здоровья к болезни. Изучение этих состояний, как основы определения “уровня” здоровья здорового ребенка является предметом гигиенической диагностики (“гигиенического мониторинга”), изучающей среду, здоровье и связь между ними. Именно здоровье коллектива выступает в этом случае критерием донозологической диагностики, “маркером” отрицательного влияния среды на человека, критерием эффективности всей профилактической работы, проводимой органами санитарно-эпидемиологической службы.

Чтобы приблизить первичную профилактику к основной задаче - увеличению продолжительности жизни людей, гигиеническая диагностика, имея 3 объекта исследования (состояние здоровья, среду обитания, их взаимосвязь), призвана идентифицировать стадии шкалы здоровья

Полное здоровье

Практическое здоровье

Предболезнь

Это необходимо для предотвращения перехода состояний в различные заболевания.

Взаимодействие гигиенической диагностики и диспансеризации должно осуществляться в 4 этапа

1 этап - изучение экологической ситуации, условий жизнедеятельности, образа жизни

2 этап - медицинское обследование

3 этап - оздоровительные мероприятия

4 этап - динамическое диспансерное наблюдение

Всесторонняя оценка характера развития и состояния здоровья ребенка требует обязательного учета физического и нервно-психического развития, степени и гармоничности полноценности функционального состояния его организма.

Наличие методов диагностики предпатологических (донозологических) состояний, количественная оценка глубины и степени обратимости этих процессов, могут стать научной основой таких профилактических мер, которые будут соответствовать задачам первичной и вторичной профилактики. Исходя из этого, профилактика становится направленной не на предупреждение конкретных заболеваний, а на снижение вероятности их развития в целом. Выделяют следующие факторы влияющие на состояние здоровья детей и подростков.

Факторы, формирующие здоровье детского населения

| |Социально | |

| |экономические | |

| |условия | |

|Окружающая среда|Наследственность|физическое |

| | |воспитание |

|Питание | | |

|Условия быта |Состояние |Режим дня |

| |здоровья | |

| |детского | |

| |населения | |

| |Показатели | |

| |смертность | |

| |заболеваемость | |

| |инвалидность | |

| |физ. развитие | |

| | |Условия обучения|

| |Медико-санитарна| |

| |я помощь | |

Необходимо обратить внимание на роль таких факторов, влияющих на формирование здоровья, как биологический (возраст матери, состояние ее здоровья, длина тела, число родов, масса ребенка при рождении, наличие отклонений в акте - ---------- - и раннем постнатальном периодах и др. 0 и социальных (площадь квартиры, подушевой доход, образование родителей, общественное и семейное воспитание ребенка, режим дня в т. ч. продолжительность сна и пребывание на открытом воздухе).

2. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей.

Одной из важнейших задач врача-педиатра является контроль за формированием и динамикой состояния здоровья ДиП

Контроль за динамикой состояния здоровья регламентируется приказом МЗ РФ от 14. 03. 95 № 60 “Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов”

Контроль за состоянием здоровья в настоящее время проводится на основе массовых скрининг-тестов и представляет собой новый принцип организации углубленных осмотров детей и подростков. Он проводится в несколько этапов:

1 этап - обследование всех детей по скрининг-программе, которое проводится в основном медицинской сестрой детского учреждения; 7

2 этап - обследование детей, выполненных по скрининг-тестам, врачом детского учреждения;

3 этап - обследование узкими специалистами поликлиники детей, направленных из дошкольного учреждения (школы) на консультацию.

Данный принцип организации медосмотра обеспечивает значительное повышение роли среднего мед. персонала детского учреждения в контроле за состоянием здоровья детей, а также обеспечивает рациональное использование рабочего времени врачей и узких специалистов при дифференцированном контроле за состоянием здоровья детей.

Скрининг-программа включает в себя:

1. Анкетный тест - опрос родителей или учащихся с помощью специальной анкеты. Опрос направлен на выявление анамнестических данных и жалоб, характерных для изменений в нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной системах, а также типичных для заболеваний носоглотки и аллергических заболеваний и состояний (приложение 1).

В данной анкете в виде простых вопросов сгруппированы основные “ключевые” жалобы, возникающие у детей и подростков при наличии отклонений в состоянии здоровья по ведущим системам. При обследовании дошкольников и учащихся 1-4 классов анкету заполняют родители, с 5 класса - сами учащиеся.

Крепости телосложения также 100 % мальчиков и 100 % девочек 2-6 лет имеют очень слабое телосложение. Такие низкие значения показателей показывают на низкое развитие детей дошкольного возраста, которое может быть вызвано действием многочисленных факторов. В перспективе продолжить дальнейшее изучение антропометрических параметров у школьников 7-16 лет для установления физического статуса школы и...

Эта адаптивная норма передается из поколения в поколение. Таким образом контролируется изменчивость целого комплекса взаимно связанных признаков. Рассмотрим это на примере физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, относящихся к различным группам коренного и старожильческого населения Севера России. Согласно данным Т.В. Чирятьевой , дети хантов в возрасте 3–7 лет...

Овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, ...

Показатели физического развития

Масса тела, кг

Длина тела, см

Окружность грудной

клетки, см

Частота обследования детей определяется темпами их физи­ческого развития. Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года до 3 лет - 1 раз в 3 месяца, от 3 до 7 лет - не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских пока­заний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще.

У здорового ребенка гармоничное соотношение основных показателей физического развития: длины и массы тела, окружности грудной клетки, достаточно глубокого и ровного дыхания. Психологический статус здорового ребёнка характе­ризуется устойчивостью, доброжелательными отношениями в коллективе сверстников. Вести целенаправленно к такому состоянию каждого - главная профессиональная забота вос­питателя. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы не только не допустить ухудшения здоровья детей группы, но и усилить оздоровительный эффект. При педагогической оценке здоровья целесообразно выделить 3 качественно характерные группы детей: здоровые (не болевшие в течение года); часто длительно болеющие (4 и более раз в год – группа ЧДБ); эпизодически болеющие (1-3 раза в год – группа ЭБ) .

Сведения о здоровье ребёнка воспитатель получает от ро­дителей, старшей медицинской сестры дошкольного учреждения (по данным медицинской карты ребёнка). Наблюдая за детьми, анализи­руя их самочувствие, поведение, воспитатель дополняет эти сведения, делится информацией с родителями, врачом.

На основании полученных данных прогнозируется возможное улучшение здоровья каждого ребенка на конец года. Для одних это будет снижение продолжительности и количества заболеваний в течение года (1 ступень прогноза), для других - переход из группы ЧБ в группу ЭБ (2 ступень прогноза) или в группу здоровых (3 ступень прогноза). На основе полученных индивидуаль­ных показателей здоровья выводятся общие результаты по группе. Они определяются индексом здоровья (процентным отношением здоровых детей к списочному составу) и количеством часто болеющих детей. Показателями эффек­тивной физкультурно-оздоровительной работы являются: положительная индивидуальная динамика здоровья (сни­жение количества и продолжительности заболеваний в год с учётом прогноза), а по группе в целом - увеличение индекса здоровья и снижение количества часто болеющих детей.

Степень физического развития детей позволяет в какой-то мере судить о функциональном состоянии органов и, наоборот, нарушения функциональной способности органов влекут за собой изменения в физическом развитии.

Для оценки функционального состояния организма ребенка проводят измерения частоты пульса, артериального давления. Артериальное давление у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости, величины ударного и минутного объемов крови, сопротивления сосудов, их эластичности, количества циркулирующей крови в организме, ее вязкости и других показателей.

Характеризуя функциональ­ное состояние организма дошкольника в период воздей­ствия различных физических нагрузок, необходимо ори­ентироваться на возрастные физиометрические показа­тели детей в покое (данные республиканского диспансе­ра спортивной медицины и республиканского методичес­кого кабинета по физической культуре, таблица 2).

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от под­бора физических упражнений, их сложности и сочетания, час­тоты повторений. При нормировании физической нагрузки, которую получают дети на физкультурном занятии, ориентируются на частоту сердечных сокраще­ний.

2 Таблица 2. Динамика физиометрических показателей детей в возрасте 3-7 лет.

Частота сердечных со­кращений отражает влияние физической нагрузки на орга­низм детей и имеет прямую связь с характером энергообеспе­чения мышечной деятельности.

Формирование осанки – одна из важнейших задач физического воспитания детей.

Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности.

Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Размеры столов и стульев должны ответствовать требованиям ГОСТ «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов», «Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев» (табл. 3). Стулья должны устанавливаться в комплекте со столом одной группы и маркировки.

3 Таблица 3. Основные размеры столов и стульев.

Цвет маркировки

Рост детей, мм

Высота, мм

св. 850 до 1000

оранжевый

фиолетовый

св.1150 до 1300

Конструкция стола и стула должна обеспечивать:

во-первых, опору для туловища, рук и ног;

во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса.

Размеры мебели соответствуют росту ребенка: длина сиденья стула - длине бедер, высота его ножек – длине голеней. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для данного ребенка). Постель не должна быть слишком мягкой, подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20 – 25см, чтобы он мог свободно вытянуться.

Поза ребенка в любых видах его деятельности должна постоянно быть в центре внимания взрослых.

Необходимо контролировать рассадку детей в каждой группе, проводить анализ соответствия мебели росту и физическим особенностям детей - 2 раза в год (I полугодие – сентябрь, II полугодие – январь) (прил. 1)

Под термином "физическое развитие ребёнка" понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства. На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения.

К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность головы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку). Основные показатели и формулы, применяемые для ориентировочной оценки физического развития ребёнка, приведены в таблице.

Таблица. Основные показатели физического развития детей

Период развития

Показатели и формулы развития

Масса тела плода в 30 нед - 1300 г; на каждую последующую неделю прибавляют 200 г, на каждую недостающую отнимают 100 г Длина тела плода в 25-40 нед: срок гестации в неделях +10 см Окружность головы плода в 34 нед - 32 см; на каждую последующую неделю прибавляют 0,5 см, на каждую недостающую отнимают 1 см

Окружность грудной клетки плода в 25-40 нед: срок гестации в неделях - 7 см

Новорождённый

Масса тела 33003500 г

Длина тела 51-53 см

Окружность головы 35-36 см

Окружность грудной клетки 33-34 см

Физиологическая убыль массы тела к 3-5му дню жизни составляет

3-6%; масса тела восстанавливается к 7-10му дню жизни

Прибавка массы тела (рассчитывают от массы тела при рождении) - 600 г

Увеличение длины тела на 3-4 см Увеличение окружности головы на 1,5-2 см Увеличение окружности грудной клетки на 2 см

Среднемесячная прибавка массы тела - 700 г

Увеличение длины тела ежемесячно - 3 см

Увеличение окружности головы до 40 см (ежемесячная прибавка 1,5-2 см) и окружности грудной клетки до тех же размеров

Среднемесячная прибавка массы тела - 700 г Увеличение длины тела ежемесячно (после 3 мес) на 2,5 см Увеличение окружности головы до 43 см (ежемесячная прибавка после 3 мес - 1 см)

Среднемесячная прибавка массы тела (после 6 мес) - 400-600 г, масса тела к 1 году - 10-11 кг

Увеличение длины тела от 6 до 9 мес на 1,5-2 см в месяц; от 9 до 12 мес - на 1 см в мес. К 1 году длина тела увеличивается на 25 см и составляет 75-77 см

Увеличение окружности головы до 46-47 см (ежемесячная прибавка после 6 мес - 0,5 см)

Старше 1 года

Масса тела после 1 года увеличивается в среднем на 2-2,5 кг в год до 10-11 лет; в дальнейшем масса рассчитывается по формуле пх5-20 кг, где п - возраст ребёнка от 12 до 15 лет

К 4-5 годам жизни длина тела новорождённого удваивается, т.е. составляет 100-106 см (ежегодная прибавка рассчитывается по формуле: длина тела годовалого ребёнка + бхп, где п - возраст в годах). Затем (до 15 лет) исходят из роста 8летнего ребёнка, равного 130 см. На каждый последующий год прибавляют 5 см, на каждый недостающий отнимают 7 см

Окружность головы увеличивается за всю жизнь на 22 см (на 11 см в 1й год жизни, затем на 1 см ежегодно до 5 лет и составляет в этом возрасте 50 см; в последующем до 15 лет по 0,6 см за год)

Таким образом, наиболее активно ребёнок растёт в 1-й год жизни. Так, масса тела новорождённого ребенка к 4,5-5 мес удваивается, а к 10-11 мес утраивается. Длина тела за год увеличивается на 25 см. В течение всей жизни человека только у детей до 3месячного возраста окружность головы превышает окружность грудной клетки. У доношенных новорождённых эта разница составляет 2 см. Быстрое увеличение окружности головы косвенно свидетельствует об интенсивном развитии ЦНС в 1-й год жизни.

Центили физического развития детей

Для более точной оценки физического статуса ребенка разработаны соответствующие таблицы стандартов, в частности, центильные шкалы распределения, получившие широкое распространение во всем мире с середины 70х годов XX века. Чаще всего применяют шкалу Стюарта. В ней выделены коридоры 3, 10, 25, 75, 90, 97. Для центильных кривых на оси абсцисс откладывают возраст ребёнка в годах, на оси ординат - значение соответствующего признака. Кривые разработаны с учётом половой принадлежности. Возрастной (идеальной) нормой служит диапазон признака, свойственный 50% здоровых детей того же возраста и пола.

Нормальные показатели физического развития ребенка лежат в диапазоне 25-75 центилей. Отклонения за пределы 97го и 3го центилей считают патологическими. В тех странах, где нет своих национальных таблиц, ВОЗ рекомендует применять в качестве международного стандарта графики, полученные Национальным центром по статистике здоровья.

Увеличение массы и длины тела у детей происходит неравномерно, волнообразно. Периоды "округления", когда нарастает преимущественно масса тела, приходятся на возраст 1-4 и 8-10 лет; периоды "вытяжения", когда нарастает преимущественно длина тела, - на возраст 5-7 и 11-15 лет.

При оценке физического развития ребенка необходимо также обращать внимание на его эластичность кожи, толщину подкожной клетчатки, тургор мягких тканей, мышечный тонус, психомоторное развитие.

Оценка физического развития детей

При оценке физического статуса одновременно учитывают длину и массу тела. К вариантам нормы принято относить результаты измерений, отклоняющиеся в пределах 5-10% от среднестатистических показателей.

Раздельная оценка длины и массы тела:

  • Длина тела может быть нормальной (средней), сниженной, низкой, повышенной, высокой.
  • Масса тела может быть нормальной, сниженной (сниженное питание), низкой (недостаточное питание), повышенной (повышенное питание) и высокой (избыточное питание).

Одновременная оценка длины и массы тела:

  • Нормальное физическое развитие (среднее гармоничное) - длина тела ребёнка соответствует его возрасту (±5-10%), а масса соответствует длине.
  • Диспропорциональное (дисгармоничное) физическое развитие - соотношение длины и массы тела нарушено в любую сторону более чем на 5-10%.

Физическое развитие не соответствует возрасту при отклонении в длине или массе тела более чем на 10%. Физическое развитие при этом также может быть пропорциональным (и длина, и масса тела ребёнка снижены или повышены в сравнении с возрастной нормой более чем на 10%) и диспропорциональным (длина и масса тела не соответствуют друг другу).

Акселерация детей

В XX веке в развитых странах была отмечена акселерация, т.е. ускорение роста и развития детей во всех возрастных периодах, начиная с внутриутробного. За последние 40-50 лет длина тела новорождённых увеличилась на 1-2 см, годовалых детей - на 4-5 см. Средний рост детей в возрасте 15 лет за последние 100 лет стал больше на 20 см. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, ускорение биологического созревания, о чем свидетельствуют более ранние сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, полового созревания, в частности менструальной функции у девочек. Различают гармоничный и дисгармоничный типы акселерации.

Гармоничный тип - и антропометрические показатели, и биологическая зрелость выше средних для данной возрастной группы.

Дисгармоничный тип - усиление роста тела в длину не сопровождается ускорением полового развития, или раннее половое созревание не сопровождается усилением роста в длину.

Акселерация - результат сложного взаимодействия экзо- и эндогенных факторов (изменение генотипа из-за миграции населения и большого количества смешанных браков, изменившийся характер питания, климатических условий, научно-технический прогресс, влияющий на экологию).

Ранее процесс акселерации рассматривали только как положительное явление, но в последние годы у таких детей выявляют более частые диспропорции развития отдельных систем организма, особенно нейроэндокринной и сердечно-сосудистой. В настоящее время процесс акселерации в экономически развитых странах замедлился.

В будущем не ожидают значительного снижения возраста полового созревания или дальнейшего увеличения длины тела выше установившейся в течение тысячелетий нормы.

Факторы физического развития детей

На физическое развитие детей влияют как генетические, так и экзогенные факторы.

Влияние наследственности сказывается в основном после 2 лет жизни. Выделяют два возрастных периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима: от 2 до 9 и от 14 до 18 лет. В этом возрасте соотношение массы и длины тела может существенно отличаться от идеального из-за выраженных конституциональных особенностей телосложения.

Факторы окружающей среды (экзогенные факторы) оказывают большое воздействие на потенциал физического развития. Их подразделяют на внутриутробные и постнатальные.

Внутриутробные факторы физического развития детей

К внутриутробным факторам относят состояние здоровья родителей, их возраст, экологическую обстановку, в которой они живут, вредные привычки, профессиональные вредности, течение беременности матери и др.

Антропометрические показатели новорождённого достаточно устойчивы. Даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в состоянии новорождённого. В наиболее тяжёлых случаях, особенно когда страдает не только масса тела, но и его длина, диагностируют задержку развития плода, что нередко сочетается с различными пороками. В таком случае использование диапазона 25-75 центилей в качестве нормального показателя может привести к серьёзной недооценке состояния ребёнка.

Задержка развития плода может быть как "симметричной", т.е. с равномерным снижением массы и длины тела, что свидетельствует о более тяжёлом поражении, так и "асимметричной". При "асимметричной" задержке, т.е. при преимущественном снижении массы тела, у ребенка диагностируют внутриутробную гипотрофию. Избыток массы тела характерен для отёчного синдрома, ожирения, лимфатико-гипопластического диатеза, для детей, родившихся от матерей с сахарным диабетом.

Окружность груди у новорождённого, как правило, измеряют для сравнения с окружностью головы. Разница больше 2 см чаще всего служит признаком гидроцефалии. При измерении окружности головы и груди необходимо учитывать возможность сохранения захождения костей черепа друг на друга, возникшего в процессе родов, толщину подкожной клетчатки, отёчность в области грудной клетки. Уменьшение окружности головы в сравнении с нормой при рождении чаще всего возникает в результате изменения её конфигурации. Микроцефалию выявляют значительно реже, чем компенсированную гидроцефалию.

Постнатальные факторы физического развития детей

Постнатальные факторы физического развития детей: питание, режим дня, эмоциональное состояние ребёнка, хронические заболевания, климато-географические условия.

Умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы, но на длину тела, как правило, не влияет. Более длительное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микроэлементов и витаминов приводит уже не только к дефициту массы, но и к отставанию в росте с изменением пропорций тела.

Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, стимулирующая остеогенез и рост хряща. Однако необходимо следить за адекватностью физической подвижности возрасту ребёнка. Так, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту - торможению роста. Большое значение имеет не только правильно проведённое бодрствование, но и достаточный сон.

У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, тесно взаимосвязаны физическое и нервно-психическое развитие. Отсутствие или недостаточность положительных, избыток отрицательных эмоций влияют на физическое состояние и могут быть одной из причин нарушений роста.

Различные хронические заболевания ребёнка могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы. Так, заметно страдают росто-весовые показатели при ювенильном ревматоидном артрите (ЮРА), муковисцидозе, некоторых эндокринных заболеваниях.

Климато-географические условия относят к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Отмечено ускорение роста весной, торможение в осеннезимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить биологическое созревание детей.

Особенно быстро неблагоприятные факторы окружающей среды сказываются на физическом развитии детей раннего возраста, поэтому антропометрические показатели на первом году жизни фиксируют ежемесячно, а в возрасте от 1 года до 3 лет не реже чем 1 раз в полгода.

Нормы развития детей дошкольного возраста

Сердечно-сосудистая система растет, развивается и функционально совершенствуется практически непрерывно. Наиболее активный рост сердца наблюдается у детей дошкольного возраста, т. е. в 3-7 лет. Оно становится более выносливым и работоспособным, устойчивым к разного рода физическим нагрузкам. Мышечные волокна сердца утолщаются, начинает грубеть соединительная ткань. Поперечная исчерченность сердечной мышцы к этому возрасту отчетливо выражена. Заканчивается гистологическая дифференциация миокарда.

Изменениям подвергается также и проводящая система сердца. Ранее ее волокна имели нечеткий контур, теперь происходит их формирование. В связи с этими особенностями развития может наблюдаться ряд патологий, например нарушение сердечного ритма. Также могут наблюдаться аритмия, удлинение интервалов между сердечными сокращениями.

Рост сосудов (артерий, вен) часто не совпадает с ростом самого сердца. Сосуды обеспечивают кровью все ткани и органы детского организма. В дошкольном возрасте ширина артерий равна ширине вен.

Частота пульса ребенка также меняется с возрастом (таблица).

Таблица. Пульс ребенка в возрасте от 3 до 6 лет

Стенки артерий детского организма эластичны. Поэтому артериальное давление и скорость кровотока у детей меньше, чем у взрослого человека. Нормальные показатели давления различаются для мальчиков и девочек. Одинаковые значения отмечаются только в 5 лет. Средние величины артериального давления для мальчиков и девочек от 3 до 6 лет приведены в таблицах 8 и 9.

Таблица. Средние значения систолического артериального давления для детей от 3 до 6 лет

Пониженное

Умеренно пониженное

Нормальное

Умеренно повышенное

Повышенное

Таблица. Средние значения диастолического давления для детей от 3 до 6 лет

Пониженное

Умеренно пониженное

Нормальное

Умеренно повышенное

Повышенное

Кожа утолщается, но продолжает оставаться чувствительной к мазям и кремам, склонной к аллергическим высыпаниям. Также она еще недостаточно быстро адаптируется к изменениям температуры, из-за чего возможно перегревание или переохлаждение.

Иммунная система продолжает развиваться, благодаря чему ребенок реже болеет, а сами болезни протекают в более легкой форме.

Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним.Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

Таблица 2

Характеристика коридоров центильной шкалы

Область или «коридор»

Характеристика области

Встречаемость, тактика врача

Область «очень низких величин»

(до 3 центиля)

Не более 3 % здоровых детей, показано специальное консультирование, обследование

Область «низких величин»

(от 3 до 10 центиля)

Область «величин ниже среднего»

(от 10 до 25 центиля)

15 % здоровых детей

Область «средних величин»

(от 25 до 75 центиля)

50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерна для данной возрастно – половой группы

Область «величин выше среднего»

(от 75 до 90 центиля)

15 % здоровых детей

Область «величин высоких»

(от 90 до 97 центиля)

7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование

Область «очень высоких величин»

(от 97 центиля)

Не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологических изменений достаточно высока, показано специальное консультирование, обследование

Определение соматотипа

проводится согласно сумме коридоров (длинна тела+Окр груди+масса тела).

3 соматотипа:

  1. микросоматический — ФР ниже среднего (сумма до 10)
  2. мезосоматический — ФР среднее (сумма от 11 до 15)
  3. макросоматический — ФР выше среднего (от 16 до 21)

Определение гармоничности

  1. Гармоничное — если разность коридоров между любыми двумя из трех показателей не превышает 1.
  2. Дисгармоничное — разность 2.
  3. Резко дисгармоничное — превышает 3.

Например:

Девочка Е., 7 лет. Рост -127 см — коридор 4, Масса тела — 27 кг — 4 коридор, Окр груди — 60 см — 4 коридор, их сумма равна 12 — макросоматический соматотип. Гармоничное развитие.

Оценка массы тела

Если в 3-5 коридор — норма. 1 и 2 коридор — дефицит массы. 6 и 7 коридор — избыток массы.

Заключение по центильным таблицам разберем на нашем примере:

Девочка е., дата измерения: 01.01.2017г. Возраст 7 лет. Рост — 127см(4), Масса тела — 27 кг(4), Окр груди — 60 см(4), Окр головы- 54см(4).
Мезосоматический тип, с нормальной массой, гармоничное развитие.

Эмпирические формулы и таблицы

Масса доношенного новорожденного ребенка — 2700-4000 г, длина — 46-56 см, окружность головы — 34-36см, окружность груди — 32-34 см.

В первые 4 дня происходит физиологическая потеря массы тела, в норме не превышает 6% от массы при рождении, происходит за счет преобладания катаболических процессов, дефицита жидкости, потерь воды с дыханием, через кожу, с меконием, мочой. К 7 дню происходит восстановление потерянной массы.

Прибавка массы тела и роста у детей первого года жизни определяем по таблице Кисляковской.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей первого года жизни

Окружность головы: в 6 месяцев составляет 43 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 1,5см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Окружность груди: в 6 месяцев составляет 45 см, на каждый месяц до 6 мес вычитается по 2см, если свыше 6 мес то прибавляется по 0,5см.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей старше года

Длина тела от 1 до 10 лет:

  • Длина тела ребенка 4 лет — 100 см.
  • На каждый год до 4 лет по формуле 100 — 8(4-n)
  • Длина тела свыше 4 лет то 100 + 6(n — 4)

Длина тела от 11 до 15 лет:

  • Длина тела ребенка в 8 лет — 130 см.
  • На каждый год до 8 лет вычитается по 7 см.
  • На каждый год свыше 68 лет прибавляется по 5 см.

Масса тела от 2 до 11 лет:

  • 10,5 + 2 (n -1), где 10,5 кг средняя масса ребенка в 1 год.
  • Масса тела в 5 лет — 19 кг.
  • На каждый год до 5 лет вычитается по 2 кг.
  • На каждый год свыше 5 лет прибавляется по 3 кг.

Масса тела от 12 до 15 лет: 5n — 20

Окружность груди от 2 до 15 лет:

  • В 10 лет — 63 см.
  • До 10 лет: 63 — 1,5 (10-n)
  • Старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10)

Окружность головы от 2 до 15 лет:

  • в 5 лет — 50 см
  • на каждый год до 5 лет вычитаем по 1 см
  • на каждый год свыше 5 лет прибавляется по 0,6 см.

Оценка ФР недоношенных детей на первом году жизни

Используется таблицы сигмального и перцентильного типа.

По вертикали — показатели массы,дины, окружности головы и груди, по горизонтали — его гестационный возраст. Если точка пересечения этих линий располагается между кривыми Р25-50-75, по показатель соответствует норме, если Р10 — 25 и 75-90 — то показатели выше и ниже среднего.

Похожие публикации