​Пенсионное обеспечение военнослужащих. Виды, условия, порядок получения военной пенсии

военный пенсия контракт инвалидность

Социально-правовая сущность системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России

Социальное обеспечение - историческая категория, обусловленная общественной необходимостью. В его нынешнем виде оно возникло относительно недавно - во второй половине XIX века. Но и в более ранние времена можно найти примеры заботы о людях старшего возраста. Это происходило либо в рамках традиционных семейных или племенных отношений, либо в качестве благотворительности. Причем забота эта распространялась не только на категории людей с ограниченной способностью содержать самих себя.

В России вопросу обеспечения военнослужащих в старости, в случае их ранения или увечья уделялось внимание задолго до наших дней. Начальники, под чьим руководством служили воины, заботились не только об их пропитании, обмундировании, оснащении оружием, но и об их приюте в старости.

Вначале социальное обеспечение воинов и их семей имело преимущественно натуральную форму, затем постепенно на первое место выходит денежная, то есть назначаются денежные пенсии, при этом сохраняются и многие натуральные формы. В XVIII веке налицо сочетание различных форм денежного и натурального обеспечения уволенных воинов и их семей.

Основными формами обеспечения уволенных из армии военнослужащих и их семей являлись:

  • 1. Поместная форма обеспечения. Сам термин происходит от слова "поместье", что означало поземельное владение, которое давалось служивым людям и делало их собственниками земли. Военнослужащие получали землю еще в период несения военной службы, задолго до увольнения из армии.
  • 2. "Кормовая" форма обеспечения. Ее нередко называли кратко - "кормление". Кормовая форма обеспечения воинов и их семей могла возникнуть следующим образом:

во-первых, в период военной службы вместо жалованья некоторые офицеры, а иногда и все офицеры отдельных полков получали для своего обеспечения по несколько дворов на человека. Существовали нормы в виде "окладов в дворах": полковнику полагалось 15 дворов, подполковнику - 10, майору - 8, капитану - 5, поручику - 4, прапорщику - 3. С уходом в отставку за офицерами сохранялось право получения доходов с этих дворов, что служило средством их материального обеспечения;

во-вторых, в "кормление" офицеров передавались города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод этих мест. Жители города и провинции обязаны были их содержать путем уплаты "въезжего корма", то есть денежного налога и натуральных сборов при первичном занятии воеводой должности, а затем платили подати 3 раза в год;

в-третьих, некоторые города отдавались в "кормление" за выкуп отдельным лицам, в том числе и из военных. Этим путем правительство пыталось одновременно пополнить государственную казну и дать содержание лицам, уходящим в отставку с государственной службы.

  • 3. Содержание отставных воинов при монастырях. Устанавливались нормы натурального довольствия каждого воина и денежных выплат ему, а также определялось число воинов на каждый монастырь. Эта форма содержания бывших воинов была очень выгодна государству, так как монастыри полностью содержали отставных воинов до самой их смерти.
  • 4. Инвалидное содержание отставным офицерам и нижним чинам введено с освобождением монастырей от военного призрения. Екатерина II выделила в европейской части 31 город, куда направлялись отставные офицеры и нижние чины. В каждом из этих городов размещалось строго определенное число военнослужащих разных чинов и при условии, если младшие офицеры сами или их жены имели во владении не более 25 крестьянских душ, а старшие не более 40 душ.
  • 5. Помещение воинов в богадельни, больницы и инвалидные дома.
  • 6. Зачисление в инвалидные команды для несения определенной службы. Такие команды, как правило - роты, создавались в госпиталях, крепостях, уездных городах, центральных военных учреждениях и т.п.
  • 7. Денежные пенсии и пособия. Наравне с натуральной формой обеспечения военнослужащих и их семей постепенно расширялась практика назначения денежных пенсий и пособий. Вначале они назначались лишь отдельным лицам на основании личных распоряжений царей. Постоянными денежными выплатами можно считать инвалидное содержание офицерам, поселяемым в "инвалидных городах". Кроме того, в конце XVIII века был издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 лет и более, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам - независимо от количества прослуженных лет. Пенсии либо пособия в деньгах назначались также членам семей военнослужащих.

В первой половине XIX века в пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей более четко обозначились две заметные особенности.

Первая из них - денежные пенсии от правительства - становится преобладающим видом обеспечения, принят первый Устав о пенсиях. В 1803 году военнослужащие по их пенсионному обеспечению подразделялись на два класса. К первому классу принадлежали те, кто прослужил не менее 20 лет и уволен ввиду ранений и болезни. Им назначалась одна треть жалованья. Ко второму классу относились военнослужащие, уволенные по другим причинам. Им также назначалась одна треть жалованья, но из меньшей денежной основы исчисления пенсии. Несколько позже был принят другой принцип пенсионного обеспечения офицерского состава, размер пенсии стал в большей мере зависеть от выслуги лет. За 20-летний стаж службы пенсия назначалась в размере инвалидного содержания (оно меньше жалованья), за 30 лет - половина жалованья и за 40 лет - полное жалованье, получаемое военнослужащим перед увольнением. Если военнослужащий увольнялся по болезни, то пенсия назначалась за выслугу и менее 20 лет в размере полного жалованья. Таким образом, пенсионная система была достаточно отработана.

Второй Устав о пенсиях был утвержден в 1827 году. С этого времени пенсии - преобладающий вид попечительства и обеспечения отставных военных и их семейств.

Полная пенсия назначалась за 35 лет безупречной службы. Прослужившим от 30 до 35 лет определялось 2/3 полного оклада, от 20 до 30 лет - 1/3 полного оклада, равного жалованью по чинам, установленным по табели от 12 декабря 1816 года.

Устав о пенсиях 1827 года с незначительными изменениями действовал до конца 1852 года. Затем было принято решение об отмене пенсий за 20 и 30 лет службы. Пенсии устанавливались за воинскую службу от 25 до 35 лет в размере 50% оклада. За 35 лет службы и более устанавливался полный оклад жалованья по чину.

Основные положения второго Устава о пенсиях оставались действительными практически вплоть до 1912 года.

Таким образом, в царской России продолжительная воинская служба стимулировалась среди прочих мер высокими размерами пенсий из различных источников.

Можно сказать, что до 1917 года в России существовала достаточно разработанная и многообразная система поддержания высокого социально-экономического положения военнослужащих, социальных гарантий "служивому" человеку во время и после службы.

В результате резкого ухудшения экономического положения России после первой мировой войны и прихода к власти большевиков существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена. С учетом требований, предъявляемых к строительству Красной Армии, создавалась новая система.

До августа 1918 года пенсионное обеспечение инвалидов Красной Армии, семей погибших красноармейцев производилось в порядке и по нормам, установленным Постановлением Временного правительства от 11 октября 1917 года. 7 августа 1918 года в виде экстренной меры, временно, впредь до издания общего страхового закона, В.И. Ленин подписал принятый СНК первый декрет о пенсионном обеспечении солдат Красной Армии и членов их семей.

Во исполнение решений III Съезда Советов Постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 года было утверждено Положение о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, введенное в действие с 1 октября 1926 года. С этого времени пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального страхования и стало осуществляться на основании специальных актов. Работа по обеспечению лиц начальствующего состава и их семей была возложена на военное ведомство.

В июне 1941 года, накануне Великой Отечественной войны, правительством было установлено, что основным видом пенсий за выслугу лет командных кадров стала пенсия за 25 лет и более, а не за 20 лет, как это было раньше.

28 июня 1944 года Государственным комитетом обороны было принято Постановление N 6116, в соответствии с которым были повышены размеры пенсий генералам, адмиралам и старшим офицерам, имеющим выслугу 25 и более лет, уволенным в запас или в отставку по состоянию здоровья или возрасту. Им пенсии исчислялись из оклада денежного содержания с учетом процентной надбавки за выслугу лет: генералам и адмиралам - в размере 90%; старшим офицерам - в размере 80%, с увеличением на 3% за каждый год выслуги сверх 25 лет, но всего не более 90%.

В целом указанный порядок назначения пенсии военнослужащим с отдельными изменениями просуществовал до 1 января 1991 года. Новый порядок исчисления пенсий, надбавок и повышений был определен в Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

История Российского государства позволяет сделать вывод о том, что во все времена и при всех режимах оно проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших в запас. Развитие социального обеспечения военнослужащих и их семей неразрывно связано с возникновением и развитием Вооруженных Сил, с укреплением и развитием экономики, неуклонным ростом национального дохода и повышением материального благосостояния людей. Система социального обеспечения военнослужащих в России после Октября 1917 года непрерывно менялась, но, несмотря на это, обеспечивала военнослужащим, военным пенсионерам достойный уровень существования вплоть до развала СССР, что значительно влияло на стабильность обстановки внутри страны и на качество службы в Вооруженных Силах. Подлинной может быть забота о военнослужащих со стороны общества и государства только в том случае, если она обеспечивает реальное их равноправие: экономическое, политическое, социальное - с другими категориями населения.

По общему законодательству граждане России имеют возможность получать только один вид пенсии. При этом они вправе самостоятельно выбрать ту, которая наиболее будет выгодна для них, если они имеют несколько оснований для получения разных выплат. Одним из исключений из общего правила являются военные пенсионеры. Они получают после определенной выслуги лет пенсионное обеспечение от Министерства обороны. Однако есть обстоятельства, при которых они имеют право претендовать на получение второй пенсии.

Изначально любой военнослужащий имеет право на получение одного из двух видов пенсионного обеспечения. К ним относятся:

  1. Когда гражданин отслужил положенное количество лет. В настоящее время это 20 лет. После этого военнослужащий имеет право на получение положенных ему выплат в зависимости от звания, должности, а также размера оплаты службы по контракту.
  2. В случае получения гражданином инвалидности, напрямую связанной со службой. В этом случае военнослужащий сокращается по состоянию здоровья.

Для получения второго вида выплаты, связанного с инвалидностью, необходимо наличие обязательных дополнительных условий:

  • наличие общего трудового стажа 25 лет, из которых половину составляет военная служба;
  • возраст человека старше 45 лет.

При этом важно знать, что если служба или работа проходила на территориях Крайнего Севера, то каждый год засчитывается за 2 года.

Военнослужащим, которые получили определенную группу инвалидности в период своей службы либо в первые 3 месяцев после того, как закончился контракт, полагается установить содержание по инвалидности. В некоторых случаях данный срок может быть увеличен, но тогда причиной должны быть ранения, которые военнослужащий получил на самой службе. О них должна быть сделана специальная отметка в медицинской карте и в личном деле человека.

Все эти выплаты осуществляются из средств Министерства обороны. И никаким образом не связаны с Пенсионным фондом, откуда получают пенсионные выплаты обычные гражданские люди.

Вторая пенсия

Статистика показывает, что после окончания военной службы многие граждане продолжают свою трудовую деятельность уже на обычных гражданских профессиях. Это связано с тем, что выслуга составляет 20 лет, соответственно, многие люди, начавшие свою службу в 20 с небольшим лет, выходят на военную пенсию в 40 лет. В этом возрасте у человека еще много сил и желания зарабатывать деньги, а также заниматься любимым делом.

Поэтому многие бывшие военнослужащие трудоустраиваются на общих основаниях в различные предприятия и организации. Работодатели обязаны отчислять за них пенсионные и страховые взносы так же, как и за обычных граждан. И при соблюдении всех установленных условий такой гражданин имеет полное право на получение пенсионного обеспечения от ПФР.

Необходимые условия для получения выплат из ПФР:

  1. Быть зарегистрированным в системе ОПС, в качестве подтверждения о данной регистрации выдается зеленый полис СНИЛС. На данном регистрационном счете хранится вся информация о трудовом стаже, а также о сделанных в ПФР отчислениях.
  2. Для получения второй выплаты военнослужащий должен являться получателем первой военной выплаты по одному из двух перечисленных оснований.
  3. Назначение второй выплаты может быть осуществлено только после достижения пенсионного возраста, установленного в 55 или 60 лет, в зависимости от пола получателя выплат (женского или мужского соответственно).
  4. Наличие обязательно отработанного стажа на гражданской должности. Согласно новой пенсионной системе, в 2019 году он составляет 9 лет, но ежегодно увеличивается, пока к 2025 году не достигнет своей максимальной величины в 15 лет.
  5. Наличие достаточного количества перечисленных отчислений в ПФР, которые выражаются в балловом эквиваленте. В текущем году достаточно накопить 13,8 баллов. Они также ежегодно повышаются, пока не достигнут максимума в 30 баллов к 2025 году.

При соблюдении всех этих условий бывший военнослужащий сможет обратиться в ПФР и стать получателем страхового пенсионного обеспечения. При этом ему будет также выплачиваться обеспечение и из Министерства обороны по одному из оснований.

Порядок обращения

Узнать количество накопленных баллов и имеющегося стажа можно непосредственно в любом отделении ПФР. Однако также это можно сделать и из дома, при помощи официального сайта ПФР. Для регистрации на нем потребуется номер СНИЛС. На основании этого номера в личном кабинете будет отражаться вся информация о данном человеке, за которым закреплен этот номер.

Если основание для получения появилось, то можно подать заявление в любой удобный момент в ПФР. Оно подается в отделение по месту жительства человека. Подать документы можно несколькими способами:

  • личным визитом в отделение;
  • отправить документы по почте;
  • подать заявление через личный кабинет на сайте ПФР;
  • подать документы через представителя;
  • подать документы через МФЦ.

Важно знать, что если копии документов будут отправляться по почте, то они должны быть заверены нотариусом. Также при подаче заявления через представителя он должен иметь при себе личный паспорт, а также нотариально заверенную доверенность на право представления интересов.

Документы

Для оформления второго пенсионного обеспечения потребуются следующие бумаги:

  1. Личный паспорт гражданина, подтверждающий его регистрацию на территории России.
  2. СНИЛС, на основании которого отражаются все сведения о человеке в ПФР.
  3. Справку из организации, которая выплачивает первое пенсионное обеспечение из бюджета Министерства обороны.
  4. Документы, которые подтверждают гражданский стаж данного человека. К ним могут относиться трудовая книжка, а также различные трудовые договоры и соглашения о найме.
  5. Если человек имеет гражданский стаж до 2002 года, то им желательно представить документы, подтверждающие официальный доход за любые 5 лет, которые предшествуют этому времени.

Также могут потребоваться некоторые другие документы, исходя из различных обстоятельств. Помимо данных бумаг, гражданин должен заполнить заявление, в котором указываются все необходимые данные о нем, его стаже и о том, на какой вид выплат он претендует. Здесь же обязательно указывается желаемый способ получения выплат. Существует 3 возможных варианта:

Кроме этого, гражданин может продолжить трудиться на гражданской службе. Тогда его итоговая пенсия после окончательного выхода на заслуженный отдых будет увеличена на дополнительный коэффициент, связанный с увеличением стажа, произведенных выплат, а также индивидуального коэффициента, на который влияет более поздний выход на пенсию, чем появилось на это право.

Размер пенсии

Расчет пенсионных страховых выплат осуществляется на основании установленной формулы. Для определения выплаты необходимо умножить индивидуальный коэффициент на стоимость одного балла, которая устанавливается ежегодно. А сам индивидуальный коэффициент зависит от стажа труда на гражданском предприятии и размера его заработной платы, от которого зависят и пенсионные отчисления.

Фиксированная выплата по законодательству в виде второй пенсии не предусмотрена. Соответственно, военнослужащий должен стремиться проработать такое количество лет, которое ему будет необходимо для выхода еще и на страховую пенсию. Если гражданин достиг пенсионного возраста, но не накопил необходимое количество баллов или стажа, он имеет право работать дальше до тех пор, пока не станет соответствовать всем условиям.

Которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В связи с этим данная тема требует отдельного рассмотрения.

Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).

Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.

Которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:

  • новая формула расчета, которая предполагает ввод стандартов двойной пенсии и исчисления стажа;
  • увеличение надбавок определенным категориям сотрудников, которые проявляли активность и инициативность в работе;
  • повышение потолка пенсионного возраста;
  • наличие права получать пенсию в повышенном размере при выходе на пенсию позже установленного срока.

При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.

Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.

С учетом того, что ожидания получать более высокую пенсию в прошлом году не оправдалось, теперь все внимание нацелено на 2019 год: в начале 2018 года стало известно, что с 1 октября 2019 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 6,3%.

Виды военных пенсий

Действующий в настоящее время закон о пенсионном обеспечении военнослужащих выделяет три вида пенсий, которые полагаются военнослужащим, вышедшим в отставку, или членам их семей.

  • Во-первых, пенсия выплачивается за выслугу лет. Она полагается тем гражданам, которые имеют определенный стаж работы на военной службе, в органах внутренних дел и ряде других. На сегодняшний день нижняя граница требуемого стажа составляет двадцать лет. В том случае, если гражданин пришел в военную структуру не сразу, а установленный возраст выхода на пенсию достигнут на службе, общий трудовой стаж должен составлять не менее двадцати пяти лет. Во включенную в пенсионное обеспечение военнослужащих выслугу лет включается не только время службы, но и определенные льготные периоды (в частности, служба в так называемых «горячих точках»). Следует отметить, что пенсионный возраст существенно различается в зависимости от того, какую должность занимает военнослужащий. Если для рядового состава он составляет 50 лет, то высший командный состав должен служить до 65 лет. Что касается женщин, то они выходят на пенсию не позже 45 лет.
  • Во-вторых, пенсия может быть по инвалидности в том случае, если вред здоровью был нанесен при несении службы при условиях, которые прописаны в соответствующем законодательном акте.
  • В-третьих, если военнослужащий погиб при определенных законом обстоятельствах, члены его семьи получают право на пенсию по потере кормильца.

На сегодняшний день пенсионное обеспечение является важной частью социальной политики государства. В пенсионной системе РФ определено три типа пенсий: страховая, накопительная и пенсия по государственному обеспечению.

Если в двух первых случаях ежемесячные выплаты граждане получают, исходя из отчислений в период трудовой деятельности, то в третьем - ее выплачивают из федерального бюджета. Одними из многочисленной группы людей, которые получают государственные выплаты, являются военнослужащие. Поскольку в 2018 году в РФ могут провести пенсионную реформу, важно знать виды, условия, порядок и понятие военной пенсии, действующее сейчас, что актуально не только для представителей силовых органов, но и членов их семьи.

Несение службы в Вооруженных силах и других структурах, призванных защищать граждан страны, всегда связано с повышенными рисками, как для жизни человека, так и его здоровья. Поэтому в вопросе пенсионного обеспечения эти группы людей выделены в отдельную категорию. Они имеют право на получение пенсии военнослужащим. Такое обеспечение эта категория граждан получает не через Пенсионный Фонд, а через Министерство Обороны, Внутренних дел, а также Федеральные службы - Безопасности и Исполнения наказаний (ФСБ и ФСИН).

Категории граждан, которым положена пенсия за несение военной службы, обозначены в Законах РФ от 12.02.1993 №4468-1 (статья 1) и от 15.12.2001 N 166-ФЗ (статья 4). К таким лицам относятся:

  • граждане, которые служат по контракту в РФ, странах СНГ и других государствах;
  • граждане, призванные в армию, которым установили инвалидность в результате военной травмы, а также заболевания, полученного не из-за несения службы, но во время призыва или на протяжении 3 месяцев после увольнения.

Согласно Закону РФ № 4468-1, военное пособие получают сотрудники:

  • МВД РФ и прочих силовых ведомств;
  • государственной противопожарной службы;
  • учреждений уголовно-исправительной системы;
  • федеральной службы Национальной гвардии.
    До 1 октября 2017 года к этой категории также причислялись сотрудники органов ФСБ по контролю над оборотом наркотиков. Но сейчас их полномочия переданы под ведомство МВД.

Виды пенсии в РФ

Сотрудники правоохранительных структур так же, как и остальные граждане, могут узнать, как правильно оформить военную пенсию в соответствующих органах власти. Основанием для получения такого социального обеспечения может быть:

За выслугой лет пенсии военные пенсионеры получают при наличии определенного стажа службы в силовых структурах. На сегодняшний день военную пенсию в России имеют право получать граждане, которые прослужили 20 и более лет. При наличии такого стажа они могут уйти на заслуженный отдых, не зависимо от возраста.

Кроме того, в законодательстве РФ также определены сотрудники со смешанным статусом. Для них общий трудовой стаж должен быть не меньше 25 лет, а военный при этом снижен до 12,5 лет. По второму принципу госвыплаты получают лица, которые были уволены со службы по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или смены штатной структуры органа. На день увольнения они должны достигнуть 45-летнего возраста.

Пенсия по инвалидности I, II или III группы назначается на основании медико-социальной экспертизы. Финансовую помощь получают семьи военнослужащего в случае его гибели или смерти в период службы, если в семье есть нетрудоспособные лица.

Граждане, которым выплачивается пенсия на основании выслуги лет, будут получать ее бессрочно (то есть до смерти), в случае инвалидности - в период действия медицинского заключения, а при утере кормильца - до того времени, пока члены его семьи считаются нетрудоспособными: до 18 лет детям, если они работают или учатся на заочной форме обучения, и до 23 лет на очной, а также для членов семьи (женщин, достигших 55 лет, и мужчин 60 лет) пенсия выплачивается бессрочно.

Внимание! Если человек уволился из службы, но через некоторое время вернулся в органы, то при расчете пенсии будут учитываться суммарная выслуга и стаж службы.

Условия расчета

Размер пенсии, которую будет получать военнослужащий, состоит из нескольких частей: средневзвешенного оклада во время несения службы, определенного процента оклада за каждый год, проработанный сверх определенных 20 лет, пониженного коэффициента и индексации. В должностной оклад входят сумма оклада на воинской должности и прибавки за звание или специальный ранг.

  1. Неработающие военные пенсионеры получают ежемесячные выплаты в размере 50 % оклада плюс 3 % за каждый год службы после 20-летнего стажа, но не больше 85 % средневзвешенной зарплаты.
  2. Если военнослужащий вышел на пенсию, но продолжает работать, то он получит 50 % средневзвешенной заработной платы с учетом гражданского трудового стажа и еще 1 % за каждый год службы сверх обязательного периода.
  3. Лица, которые получают военную пенсию по инвалидности I или IIгруппы, имеют 85 % оклада, III группы - 50 %. Если инвалидность установлена из-за заболевания, пенсионные выплаты составят, соответственно, 75 % оклада для I или II группы и 30 % - для III.

Сумма, насчитанная по этим принципам, умножается на понижающий коэффициент. На протяжении нескольких последних лет этот индекс увеличивается, и по состоянию на 2017 год равен 72,23 %. Кроме того, представители силовых органов, которые работали в районах Крайнего Севера или других регионах с суровыми климатическими условиями, получают надбавку в виде районного коэффициента. Также, согласно действующему законодательству, начисления военнослужащих индексируются не менее чем на 2 % сверх определенного уровня инфляции.

Вдовы и дети имеют право на получение 30 % оклада усопшего, при этом если смерть наступила в бою, то этот размер увеличивается до 40 %. Следует отметить, что граждане могут получить доплату к военной пенсии на содержание детей: несовершеннолетних, а также совершеннолетних, которые учатся или являются нетрудоспособными. Доплаты начисляются в установленном законодательством размере.

В случае увольнения военнослужащего на пенсию военное пособие зависит от длительности службы в военных структурах. Если этот период составляет менее 20 лет, то человек получит единовременное пособие в размере двух сумм денежного содержания. При сроке более 20 лет выплаты составят семь окладов.

Важно! При начислении пенсии сотрудникам Прокуратуры, Следственного комитета и военного суда понижающий коэффициент не применяется.

Процедура оформления

Граждане, которые имеют право на получение таких выплат, должны подать письменное заявление на их получение в пенсионные органы федеральных служб или министерств, в которых они проходили службу, или территориальные органы ПФР. Также необходимо стать на учет в комиссариат по месту жительства.

Для оформления пенсии военному пенсионеру нужно представить следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ и копии всех его страниц с нотариальным заверением;
  • военный билет с отметками о регистрации на военном учёте;
  • фото размером 3х4 см;
  • справка с ПФР об отсутствии других пенсионных начислений;
  • трудовая книжка или другие документы, подтверждающие рабочий стаж;
  • прочие документы, подтверждающие право на получение таких пенсионных начислений, например, справка об инвалидности или свидетельство о смерти, если на выплаты претендуют члены семьи военнослужащего.

Следует отметить, что при оформлении пенсии (независимо от ее вида) важной является дата обращения в соответствующие органы и предоставление полного перечня документов, поскольку с этого момента будут начисляться денежные средства. Своевременно решение этих вопросов поможет избежать задержки выплат, в том числе и военной пенсии. Если были предоставлены не все документы, но в течение 90 дней гражданин предоставил недостающие бумаги, то выплата будет начисляться с первого обращения. В противном случае выплаты будут начисляться с момента подачи всех документов.

Учреждения, где бывшие военные работники могут получить пенсию, закреплены на государственном уровне с 1993 года. Сейчас монопольное положение на предоставление военных выплат в стране имеет Сбербанк РФ и ФГУП Почта России. Через Сбербанк выплаты начисляются на карту с смс-оповещением о зачислении средств, а через Почту России денежные средства получаются в одном из отделений связи или на дом.

Грядущие изменения в системе пенсионных начислений

В 2018 году в Российской Федерации планируют провести пенсионную реформу, которая предусматривает изменения и для военнослужащих. По предварительной информации, срок выслуги поднимут на пять лет, до 25 лет, за исключением сотрудников, 20-летний контракт которых скоро заканчивается.

Следует отметить, что специалисты не исключают вероятность полной отмены понятия «военная пенсия по выслуге лет», при этом останется только выходное пособие. По их словам, принятие такого решения даст возможность сэкономить сотни миллиардов рублей федерального бюджета. Тем не менее, официально правительство страны эту информацию еще не подтверждало. Но известно, что в 2018-м индексация военных выплат составит 4 %, что будет превышать уровень прогнозируемой инфляции.

Заключение

Следует отметить, что за последние три десятилетия страна выстроила достаточно прочную систему пенсионных выплат военнослужащим. Однако в условиях экономического кризиса снижение нагрузки на госбюджет путем сокращения различных социальных выплат – вполне традиционная практика.

Поэтому на сегодняшний день работающим военнослужащим и тем, кто в отставке, следует следить за изменением в законодательстве, чтобы быть готовыми к изменениям, которые могут произойти в ближайшем будущем.

Похожие публикации