Проект по экологическому воспитанию со сметой. Что Паша сделал неправильно? Как провести занятие по экологии в детском саду

    Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенную Т.В.Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов.

    Виды проектов в ДОУ:

    1. Исследовательско - познавательные - совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.

    2. Игровые - использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.

    3. Информационно - практико - ориентированные - сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т.д.)

    4.Творческие - оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.

    Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проекты, проводимые с воспитанниками старших групп.

    Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность по-могает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равно-правными партнерами.

    Однако для успешной проектной дея-тельности в воспитательно-образовательном процессе требуют-ся серьезная подготовка педагогов к организации проектирова-ния, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

    Проектирование требует от педагогов поиска инновацион-ных средств, методов и приемов.

    Что такое «экологический проект»?

    Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования.

    Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

    Проблемой экологического образования дошкольников занимаются многие педагоги (С.Н. Николаева - программа «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом - природа», Л.И. Грехова «Азбука экологии» - Ставрополье; Н.Н. Лебедева создала региональную экологическую программу для дошкольников Арктики «Северное сияние», Плешаков А.А. «Экология» и т.д.).

    И одна из них - методист информационно - методического центра Санкт-Петербурга Ольга Алексеевна Воронкевич. Результатом ее многолетней деятельности стал учебно-методический комплекс «Добро пожаловать в экологию!». Инновационная идея комплекса заключается в создании целостного интегрированного подхода к формированию у детей основ экологической культуры и ценностей здорового образа жизни.
    Учебно методический комплекс состоит из парциальной программы, рабочих экологических тетрадей, демонстрационных картин и динамических моделей, дидактического материала, дневников занимательных экспериментов, наглядной информации для родителей.

    «Детские экологические проекты» - это методическое пособие предназначено для работы по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

    По ее мнению метод проектов — это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная, исследовательская, игровая деятельность детей. В этой книге приведены варианты проектов детской экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

    1. Определение проблемы , актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям, а также соответствует материально - техническим возможностям ДОУ.

    2. Мотивация деятельности и разработка плана действий . Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.

    3. Практическая деятельность по реализации проекта . На этом этапе идет сбор и накопление материала. Организуется совместная познавательно - поисковая деятельность детей, педагогов и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.

    Важной составляющей является методическое сопровождение проектов. Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать проект: обращение к родителям, сценарии бесед, кроссворды, ребусы, пиктограммы, экологические игры, детское словесное и художественное творчество и т.д.

    О.А.Воронкевич в своей книге предлагает следующие проекты:

    1. «Живая книга леса".

    2. «Откуда берутся бабочки?»

    3. "Я садовником родился".

    4. "Этажи леса".

    5. "Кто дружит с елью?" и т.д.

    Перечень форм и методов экологического воспитания в ДОУ

    Экологические экскурсии;

    КВНы, аукционы, марафоны, викторины,

    Экологические акции;

    Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;

    Клуб исследователей природы;

    Лаборатория юного эколога;

    - «Панорама добрых дел»;

    Экологические игры (дидактические, имитационные,

    Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы.

    Этапы разработки и проведения проекта:

    1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

    2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

    3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

    4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

    6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

    7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

    8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта.

    9. Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

    10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

    11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

    12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

    В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы ) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.

    Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

    Хорошим подспорьем в этом является метод проектов , который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

    Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Просмотр содержимого документа
««Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 34» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

Детские экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания



Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является

метод проектов .

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.


  • он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

Что такое «экологический проект»?

Экологический проект способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации и самовыражении, творческой личностной и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

ПРОЕКТ - технология , обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.


  • Подготовительный - определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, разрешение которой посильно только детям.
  • Собственно исследовательский - мотивация деятельности, разработка плана действий и практическая деятельность по реализации проекта (накопление материала; совместная познавательно – поисковая деятельность детей, педагогов и родителей; интеграция образовательных областей).
  • Заключительный обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
  • С детьми младшей возрастной группы возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы» .

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники» , организуются эксперименты с огородными растениями. Например, проект «Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» - исследовательский.

Методическое сопровождение проекта

  • Обращение к родителям
  • Беседа «Волшебные семена»
  • Загадки, стихи, пиктограммы
  • Исследуем вместе с детьми
  • Совместная деятельность воспитателя и детей по выращиванию овощей
  • Экологические игры
  • Речевое творчество детей (рассказы детей, придумывание загадок, модель-план составления описательных рассказов об овощах)
  • Художественное творчество детей.

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

С детьми старшей и подготовительной группы можно организовывать больше. Так, в проекте «Хлебная плесень» дети получили некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах.


Проект «Живая книга леса»

Вид проекта: информационный

Методическое сопровождение проекта:

1.Страница лесных знаний.

2.Экспериментальная страница.

3.Страница «лесных радостей».

4. Книжная страница.

5.Жалобная страница.

6.Тайная страница леса.

7.Страница игр.

8.Творческая страница

Проекты:

  • «Строим экологический город Экоград» - информационно – творческий;
  • «Откуда берутся бабочки?»-исследовательский;
  • «Загадочный мир водоема» – информационный;
  • «Я садовником родился»;
  • «Этажи леса»;
  • «Воздух должен быть чистым»;
  • «Кто дружит с елью».


Методы и формы экологического

воспитания в ДОУ

Экологическая образовательная деятельность;

Экологические экскурсии;

Уроки доброты; уроки мышления;

Экологические кружки и конкурсы;

КВН, аукционы, марафоны, викторины,

«Поле чудес» с экологической тематикой;

Экологические акции;

Трудовой десант; «зеленый патруль»;

  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;

- «Панорама добрых дел»;

Ведение фенологических календарей природы;

Коллекционирование природных объектов;

Экологические выставки и экспозиции; музеи;

Дни (недели) экологического творчества;

Экологические праздники и фестивали;

Экологические игры;

моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

Экологические сказки; тренинги;

Инсценировки, театрализации на экологические темы.



Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Желаем творческих успехов!

ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС

Солопова Наталья Михайловна МБДОУ «Детский сад №311» г.о. Самара, e - mail mbdou 311@ gmail . com , тел (факс) 8 846 221 28 30

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Сроки выполнения: 09.01.2017 по 23.01.2017

Цель . формирование у дошкольников эмоционально-нравственного бережного отношения к окружающей среде, родному краю.

Задачи : формировать познавательный интерес детей к процессу сохранения и увеличения природного богатства; а также навыков экологически грамотного поведения; воспитывать бережное отношение к объектам живой природы, формирование чувства сопричастности к решению социально- экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды;

создавать условия для активного использования детьми полученных знаний в самостоятельной деятельности;

формировать у детей позицию сотрудничества в совместной деятельности и коммуникативные навыки;

Используемые ресурсы: иллюстративный материал, фотографии, открытки, детская художественная литература, научно- познавательная информация (научно- популярные статьи, книги, интернет), развивающая среда (выставка «Оставим елочку в лесу», макет «Здравствуй, лес»)

Актуальность проблемы : в дошкольном возрасте закладываются первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Человек как природопользователь, должен охранять природу и по мере возможности восстанавливать ее богатства.

В Самарской губернии проводится ряд мероприятий для сохранения природы в первозданном виде. Это важно донести до сознания дошкольников. Необходимо с детства приучать детей бережно относится к природе, осознавать свое значение для сохранения мира природы, формировать представления о причинах и способах ресурсосбережения, а также навыков экологической грамотности и безопасного как для окружающей среды, так и для самого ребенка поведения.

Традиция использования хвойных деревьев в новогодние праздники - богатый источник, дающий возможность активно вести работу по экологическому воспитанию дошкольников, вовлечению подрастающего поколения региона в социально- значимую проектную и исследовательскую деятельность.

Все мероприятия по проекту взаимосвязаны. При разработке этапов проекта акцентировано внимание на взаимосвязи жизненных наблюдений детей и полученных знаний о важности бережного отношения к живой природе, на активном применении их в различных видах детской деятельности: познавательно- исследовательской, конструктивной деятельности и др..

Определены следующие приоритеты в работе над проектом:

Создание в предметно- пространственной среде макета «Здравствуй, лес» - конструирование техники для помощи лесничеству;

Накопление практического опыта по уходу за хвойными растениями на участке детского сада;

Оформление аллеи выпускников: посадка елочки.

Этапы деятельности над проектом

Мероприятия

Результат

Исследовательский этап - с 09.01- 11.01.2017

Изучение педагогической и природоведческой литературы по данной теме

Определение основных направлений работы над проектом

Анкетирование родителей;

Составление перспективного плана мероприятий на тему проекта

Изучение материалов СМИ по теме «Утилизация елок в Самаре»

Мотивационная готовность всех участников образовательного процесса к осуществлению проекта

Выявление уровня информированность родителей проблеме, их отношения к ней

Подготовительный этап - с 12.03.3017- 20.01.2017

- чтение художественных произведений о природе;

- цикл познавательных занятий о природе родного края;

- мультимедийная презентация «Роль леса для планеты Земля», «Лес – наше богатство»

- изготовление из конструктора различных машин для утилизации елок, посадки, ухода за еловыми насаждениями в лесничестве;

- аукцион идей «Оставим елочку в лесу»,

- устный журнал для родителей «Средства приобщения детей к охранным мероприятиям»

- оформление тематического информационного стенда «Наша елочка»;

- акция «Вторая жизнь елки»

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды;

- развитие экологических представлений детей»;

- создавать условия для активного использования детьми полученных знаний в самостоятельной деятельности;

- вовлечение родителей в проектную деятельность.

3 этап Практический этап – конструирование макета – 21.01.2017- 24.01.2017

- оформление выставки рисунков «Чудо машина!»

- создание макета «Здравствуй, лес!»

- экспериментирование «Движущиеся механизмы для новых машин»

- создание и объединение конструкций единым сюжетом, подбор оригинальных способов решения, поставленной задачи

    этап Аналитический этап – перспективы развития - 25.01.2017

- анализ работы всех участников проекта;

проведение защиты проекта «Здравствуй, лес»

- подготовка команды - семьи Климовых для участия в районном конкурсе семейных команд ДОУ Куйбышевского района «Человек природе друг!», посвященного году экологии.

- применение детьми знаний в практической природоохранной деятельности;

- повышение компетентности родителей по теме проекта.

Использованная литература

Мало кто задумывается, куда елка отправится после новогодних праздников. Прежде, чем елка стала такой, чтобы ее можно было украсить к празднику, прошло 10- 15 лет. Елка растет очень медленно. В год на несколько сантиметров. Есть специальные хозяйства, которые занимаются посадкой елок. Семена елки, которые прячутся в шишке, сажают в питомнике. Затем подросшие саженцы пересаживают. Этим заминаются лесничества или лесхозы. Сотрудники лесхоза делается практически всю работу вручную. Посадка елок - очень важная, нужная работа, но очень трудоемкая! Мы с ребятами, решили изобрести специальную многофункциональную машину для лесничества. В нашей группе заработало конструкторское бюро!

Сначала ребята нашей группы нарисовали такие машины.

Миша с Вадимом по рисунку сделали многофункциональную машину из расходного материала. Помогал им папа Вадима.

Ребята выбрали разный конструктор и начали изобретать.

Вот какие многофункциональные машины мы сделали.

Машина Миши и Артема может быть, очень нужной в лесничестве! Она может делать лунки в земле, раскладывать саженцы, закапывать их, и еще поливать.

Мы сделали устройство для УЗИ посадок. Чтобы мы растили только здоровые посадки.

Это машина – ЕД -1. То есть елкодробилка. Мы с ребятами видели, около мусорного контейнера сложены отслужившие елки. Оказывается у елочки, есть вторая жизнь! По телевизору показывали специальные машины-дробилки, они измельчают елки, превращая их в опилки. Опилки можно использовать для подстилки животных, для удобрения почвы при посадке

Опилки нужно разбросать под молодыми елочками, они не дадут пересохнуть земле, елочка любит влажную почву, будет лучше расти. То есть опилки из елочки помогут новой маленькой елочке!

Техника пришла на помощь человеку, сделала его жизнь, гораздо легче. Чтобы она не занимала огромную площадь земли, мы изобрели многоуровневую парковку, чтобы освободившуюся территорию оставить зеленой.

Так как же быть? Праздник отмечать без елки?! Какая елка у вас?

В Инете есть информация, что уже половина жителей нашего города не использует живую срубленную елку. Ребята в нашей группе рассказали…

Здорово, что праздник может быть и без срубленной елки! А благодаря нашей технике, можно посадить много леса для птиц, животных, насекомых.

Много леса береги! Мало леса посади!

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2692 .
Все разделы | Проекты по экологии

Кормушка «Сказочный домик» Соловьевой Варвары воспитанницы подготовительной группы «Ягодка» . 6лет. МКДОУ Детский сад №42 ИГОСК с.Московское Изготовлено : бабина деревянная, шпагат натуральный (экологически чистый материал ) Оформление : скорлупа ореха грецкого, каштаны, жёлуди,...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа - наш родной дом» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему : «Природа - наш родной дом» (с использованием многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия» ) Актуальность проекта : Любить природу, относиться к ней бережно, с добротой...

Проекты по экологии - Экологический проект «Первоцветы Кавказа»

Публикация «Экологический проект «Первоцветы...»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №62 «Детский сад «Радуга» Экологический проект «Первоцветы Кавказа» Разработали и провели: воспитатель средней группы №8 Бузанова С.В. Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой Участники проекта: дети...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о...

Экологический проект «Огород на окне» для детей старшего дошкольного возраста Проект экологического воспитания детей Старшей группы Тема проекта: «Огород на окне» Вид проекта: Краткосрочный Тип проекта: Познавательный, исследовательский. Возраст: старшая группа Авторы проекта: воспитатели и дети группы Срок реализации: Февраль-апрель Проблема проекта:...

Экологический проект «Деревья - наши верные друзья» Девиз проекта. Ярче, ярче солнышко с неба нам свети. Выше, выше деревце над землей расти. Пусть услышат веточки детский голосок Пусть с любовью вырастит деревца росток. Паспорт проекта 1. Тема: «Деревья - наши верные друзья » 2. Тип проекта: проектно - исследовательский. 3....

Проекты по экологии - Экологический проект «Деревья - наши друзья»

Экологический проект- «Деревья-наши друзья» В средней группе № 7 Воспитатели: Кудрявцева И.Н. 2018-2019 год Актуальность. "Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни» Д. Радович Дошкольное детство – важный...

Похожие публикации