Игровая деятельность в соответствии с фгос до. Игра «Бумажные поделки»

Введение

Изучение Федерального государственного стандарта дошкольного образования ставит перед педагогами необходимость анализа большого объема теоретической и правовой литературы.

Для обучающих целей наиболее удачной формой методической работы с педагогическим коллективом является тренинги и деловые игры, т.к. именно в ходе такой работы, по мнению Бельчикова Я.М., «происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».

Цель: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений и принципов ФГОС ДО; создание условий, способствующих развитию креативного и творческого мышления.

Материалы: проектор, музыка с шумом моря, шумом ветра

Уважаемые коллеги! Однажды мы с вами отправились в морское путешествие. Вдруг корабль потерпел крушение – и мы оказались на необитаемом острове. Старший воспитатель успел только схватить чемодан с федеральным государственным стандартом.

Пришлось нам сидеть на острове, вокруг только песок и пальмы. Решили мы немножко размяться.

Вводный этап

1. Упражнение «Порядковый счет »

Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и т.д.

2. Упражнение «Мы с тобой похожи»

Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: “Я думаю, нас с тобой объединяет...”, и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Ведущий. «Вдруг на остров налетела буря, песок стеной – ничего не видно! (Ведущий поднимает участников, завязывает им глаза, раскручивает их.) Ходят воспитатели, сказать ничего не могут –чтобы пыль в рот не попала (вводится правило не говорить ). Плохо дело! Стали ощупью пробираться, товарища искать (таким образом, ведущий сталкивает участников и образует команды ).

И вот на нашем острове два племени образовалось – одно по одну сторону острова, второе – по другую. Вдруг откуда ни возьмись прибегают негритята, смотрят так жалобно и говорят: «Воспитатели, научите нас, воспитайте нас!» Что делать – такое уж у нас признание!

Стали обустраиваться, каждый свой детский сад налаживать.

Ведущий раздает материалы: две юнгианские песочницы, камушками, природными материалами, фигурками зверей и т.д.

Задание участникам : дать название своему племени – детскому саду, структурировать пространство на подносе и т.д. Далее команды представляют свое творчество.

Ведущий. Здание и территорию вы соорудили. Но, может быть, успели одичать на острове за это время. Теперь команды будут соревноваться в профессиональном мастерстве. За каждый правильный ответ в викторине команда получает дополнительные строительные материалы, которые понадобятся нам позже.

Игра-викторина

Необходимо выбрать правильный ответ.

1. В младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется:

  • осуществлением игровых действий (покатить машину, покормить куклу);
  • фазой сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта;
  • предметными действиями (стучать ложкой, открывать крышки).

2. Ведущая деятельность детей от 1 года до 7 лет:

  • сюжетно-ролевая игра;
  • личностное общение с взрослым;
  • учебная деятельность;
  • нет правильного ответа.

3. Родитель просит посоветовать игру для развития произвольности (воли) ребенка. Выберите правильный вариант:

  • Совместная сюжетно-ролевая игра взрослого и ребенка;
  • Индивидуальная сюжетно-ролевая игра (ребенок один с игрушками);
  • Совместная сюжетно-ролевая игра со сверстниками;
  • Игра не влияет на развитие произвольности.

4. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:

а) социально-коммуникативное развитие;

б) речевое развитие;

в) художественно-эстетическое развитие;

г) физическое развитие.

Ответ: познавательное развитие

5. На что нацелен Стандарт ДО?

а) формирование знаний, умений, навыков;

б) формирование интегративных качеств личности;

в) целевые ориентиры дошкольного образования;

6. Что такое целевые ориентиры дошкольного образования?

а) это социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования;

б) это знания и навыки, которыми должен овладеть воспитанник, такие как: навык письма, счета, чтения;

в) это достижения педагога, оцениваемые в качестве грамот, призовых мест, побед в конкурсах.

7. Исключите лишнее

Образовательная среда по ФГОС:

  1. гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  2. обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников;
  3. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  4. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  5. оценивается путем диагностики конкретных достижений воспитанников;
  6. обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

8. Согласно ФГОС ДО родитель:

  1. становится активным участником образовательного процесса;
  2. исключается из образовательного процесса;
  3. нет правильного ответа.

Ведущий. Видим, что профессиональное мастерство не растеряли. Детский сад вы построили, теперь пора организовывать предметно-пространственную развивающую среду.

Игра «Развивающая среда»

Задание: обустроить помещение детского сада таким образом, чтобы развивающая предметно-пространственной среда соответствовала Стандарту

Процедура проведения:

Ведущий раздает подручный материал (природные материалы, различный строительный материал, мелкие игрушки и т.п.).

Педагогам раздается в качестве опоры наглядный материал (см. приложение 1) , на котором представлен перечень требований к предметно-пространственной среде. Задача педагога в соответствии с требованиями структурировать и презентовать созданную среду.

Ведущий. Теперь можно не беспокоиться за образовательный процесс детей, ведь рядом с ними настоящие профессионалы! На этом, дорогие коллеги, наше необычное приключение заканчивается. Давайте встанем в круг и поделимся впечатлениями о сегодняшнем мероприятии: что Вам понравилось в групповой работе, что было сложно, что интересно.

Список литературы.

  1. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. Пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.Н. Родионова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192с. (с – 4-8, 21, 24-26, 29, 30 ,34-36, 47-51).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для вузов/ Митина Л.М., Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина. – М.: Академия, 2005.
  4. Энергия бизнес-тренинга. Путеводитель по разминкам. Пособие для практикующего бизнес-тренера / Ж.Завьялова, Е. Фарба, Е. Каденильяс-Нечаева, электронное издание.

Мзия Болотаева
Игровая деятельность в условиях ФГОС

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

1. «Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский)

2. Игра - ведущий вид деятельности , определяющий формирование личности в дошкольном возрасте

3. Ребёнок живет в игре.

И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей .

4. Большая творческая задача для воспитателя- организовать игры в детском саду так,

чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

5. Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов

6. Классификация игр

Фридриха Фребеля : немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад» .

7. Классификация игр Карла. Гросса : немецкий психолог,

8. Януша Корчака : выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель .

9. Классификация игр

С. Л. Новосёловой : советский психолог, доктор психологических наук

10. Классификация игр в детском саду Творческие Игры с правилами Народные

11. Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО

12. Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования вназывают «Стандартом условий » . Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий , необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, называются :

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности , участников совместной деятельности ;

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой , исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО .

13. Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня

14. Н О Д включает разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим 5 образовательным областям областям.

15. Стадии дидактической игры

16. Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию

досуговых,

подвижных,

театрализованных игр,

игр с правилами,

организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей .

Роль воспитателя :

воспитатель выступает как игровой партнер , носитель игровой культуры , которую передает детям в процессе совместной деятельности .

17. Свободная деятельность сопровождается

организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований)

организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Роль воспитателя :

Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности , инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности .

18. Развитие и педагогическая поддержка игры в соответствии с возрастом воспитанников

19. ОРГАНИЗАЦИЯ театрализованных игр

20. Театрализованные игры

позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

21. Младший дошкольный возраст

Активизация интереса к наблюдению театрализованной постановки взрослого

Самостоятельная игра-имитация на основе литературного или фольклорного текста

Переход от имитаций действий к передаче эмоции

22. Средний возраст

Переход ребенка от игры «для себя» к театрализованной игре, ориентированной на зрителя

Переход от передачи в игре простого образа к созданию целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроение, состояние героя.

Освоение разных видом игры – драматизации, настольного театра (мягкой игрушки, вязанный, конусный, плоскостных фигур)

К концу года – постановка коротких спектаклей

23. Старший возраст

Углубление театрально-игрового опыта

Освоение разных видов игры-драматизации и режиссерской игры

Образно-игровые этюды

Проявление детьми самостоятельности и творчества в процессе отбора текстов и оформлении

24. ОРГАНИЗАЦИЯ

сюжетно-ролевых игр

по программе «Детство»

25. Младший возраст :

Цель : Развивать игровой опыт дошкольников , помогать открывать новые возможности игрового отражения мира . Побуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками

26. Средний возраст :

Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей :

Развивать все компоненты детской игры;

Создавать содержательную основу для развития игровой деятельности ;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

27. Старший возраст

Цель : Обогащать игровой опыт дошкольников , повышая тем самым влияние игры на его развитие. Создавать условия для активной , разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности .

28. ОРГАНИЗАЦИЯ

строительно-конструктивных игр

29. Строительные игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности .

30. ОРГАНИЗАЦИЯ

подвижных игр

31. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыт.

32. Классификация

33. В младших группах детям нравятся игры сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями

В средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их.

Детей старших групп надо научить разным способам деления на партии.

34. особенности проведения

подвижных игр на улице

35. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности

36. Планирование

37. Мл. возраст Игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

38. Ср. возраст Дети уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего.

39. Старший возраст Огромное количество для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку .

Постепенно увеличивается количество правил, они

становятся сложнее.

Подвижные игры всегда организует воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.

40. Спасибо за внимание

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества

3 слайд

Описание слайда:

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

4 слайд

Описание слайда:

В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

5 слайд

Описание слайда:

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

6 слайд

Описание слайда:

Существует несколько классификаций игр Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) Игры, возникающие по инициативе взрослого Игры, идущие от исторически сложившихся традиций

7 слайд

Описание слайда:

Сюжетно-ролевая игра Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

8 слайд

Описание слайда:

Сюжетно-ролевые игры подразделяются на: игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле). игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

9 слайд

Описание слайда:

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем: - сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого; - потом - с помощью взрослого; - в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

10 слайд

Описание слайда:

Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие» (пункт.2.6 ФГОС ДО). Решение педагогом задач этой образовательной области позволит детям успешно осваивать в интеграции содержание других образовательных областей, в том числе, ОО «Социально-коммуникативное развитие»: общение и взаимодействие в сюжетно-ролевой игре, умение быть внимательным к чувствам и эмоциям других и т.п.

11 слайд

Описание слайда:

Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников: 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры(индивидуальные и малыми подгруппами) Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества

12 слайд

Описание слайда:

Требования к проведению игры Направления руководства игрой Задачи руководства игрой Обогащение содержания игры 1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов. 2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи. Формирование предметных способов решения игровых задач 3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием. 4.Своевременно формировать игровые действия с предметами - заместителями.

13 слайд

Описание слайда:

К старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает «политематизм». Игра становится самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Они самостоятельно ставят игровые задачи. 5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами. 6.Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом. 7.Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали разнообразные предметные способы Развитие самостоятельности 8.Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач. 9.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач. Побуждение к взаимодействию в игре 10.Поощрять интерес к играм сверстников. 11.Приучать играть, не мешая друг другу.

14 слайд

Описание слайда:

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно - ролевой игры - ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», п. 2.6 ФГОС ДО) Таким образом, в период формирования ролевых действий обращается внимание, как на разнообразие, так и на эмоциональную выразительность движений, жестов, мимики.

15 слайд

Описание слайда:

Задачи руководства игрой дополняются следующими: - Побуждать детей принимать разнообразные роли. - Способствовать тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные ролевые действия. - содействовать формированию умения сопровождать ролевые действия ролевыми высказываниями, обращёнными к игрушке - партнёру, воображаемому собеседнику, взрослому и сверстнику. В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью.

16 слайд

Описание слайда:

Задачи руководства игрой в старшем дошкольном возрасте Направления руководства игрой Задачи руководства игрой Обогащения содержания игры 1.Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи. 2.Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми Способы решения игровых задач 3.Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач. 4.Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли. 5.Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы

17 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие в игре 6.Побуждать ставить игровые задачи сверстникам. 7.Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия. 8.Поддерживать длительное взаимодействие в игре Самостоятельность 9.Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации. 10.Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре. 11.Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

18 слайд

Описание слайда:

Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса дидактические игры досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

19 слайд

Описание слайда:

Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности Одним из основных принципов дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта - «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), подчеркивается: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Развитие игровой деятельности в свете ФГОС.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм образовательной деятельности во всех областях образовательной программы.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

В современном детском саду игры детей происходят в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

Для физического развития детей создана зона двигательной активности: дети занимаются подвижной игровой деятельностью утром, на прогулке, после дневного сна. В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Для социально-личностного развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр , мини-музеи кукол, центры ряжения, которые позволяют изменить свой облик, и познавать себя. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры . Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему.

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки.

Для художественно-эстетического развития детей есть центры творчества, центр музыкально-театрализованной деятельности .

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость.

Для познавательно-речевого развития детей созданы центры речевого развития, центры развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Кроме этого ФГОС предъявляет высокие требования к развивающей предметно- пространственной среде, к материалам и инвентарю для игр.

Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что же это значит?

1) Насыщенность среды . Образовательное пространство должно быть достаточно оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детских игр.

4) Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.

5) Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Знатоки ФГОС»

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области.
Описание:
Моя публикация будет интересна старшим воспитателям, методистам, заместителям заведующего ДОУ, всем тем, кто занимается организацией воспитательно-методической работы
Цель: уточнение и систематизация знаний педагогов ФГОС ДО.Ведущий:
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,
Начинается игра!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!

РАЗМИНКА. «Мозговая атака»

Вопрос первый .

Для 1 команды: Как зовут министра образования РФ?
Для 2 команды: Как зовут министра образования Саратовской области?

Вопрос второй . (слайды презентации)

Кто это? (фото обеим командам)

(не забывайте о колокольчике и праве первоочередного ответа)

Задание 1 «Кроссворд ФГОСовца»
(время выполнения 5 минут)


1. Одно из требований к развивающей предметно-пространственной среде?
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
2. Один из видов детской деятельности
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
3. Что такое стандарт одним словом?
ТРЕБОВАНИЯ
4. С какого вида деятельности начинается трудовое воспитание в раннем возрасте?
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
5. Этапы детства по ФГОС (один из возрастов)?
МЛАДЕНЧЕСКИЙ
6. Кто тесно взаимодействует с педколлективом и по ФГОС является партнёрами?
РОДИТЕЛИ


РАУНД 3. «Кот в мешке»


Вы «тяните» из мешка карточку с вопросом, я – зачитываю. Если команда готова ответить – звонит в колокольчик. Жюри оценивает правильность ответа.

1. Назовите образовательные области в соответствии с ФГОС ДО.
*социально-коммуникативное развитие;
*познавательное развитие;
*речевое развитие;

*физическое развитие.
2. В какую образовательную область включены продуктивные виды деятельности?
*художественно-эстетическое развитие;
3. Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве?
*игра
4. С какого вида детской деятельности начинается развитие навыков трудовой деятельности у детей?
*самообслуживание и элементарный бытовой труд;
5. Назовите этапы дошкольного детства
*младенческий, ранний, дошкольный;
6. Какие требования определяет ФГОС ДО?
- Требования к структуре ООП ДО
- Требования к условиям реализации ООП ДО
- Требования к результатам освоения ООП ДО

7. Что такое целевые ориентиры?
*Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования;
8. Назовите виды детской деятельности в дошкольном возрасте (коммуникативная, конструирование из разного материала, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, самообслуживание и элементарный бытовой труд)
9. Какие требования (принципы) к развивающей предметно-пространственной среде необходимо учитывать при реализации Программы?
*РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной
10. Проводится ли педагогическая диагностика (мониторинг) при реализации программы? Если да, то кем и с какой целью проводится?
*Может проводиться педагогическим работником для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития и для создания индивидуальных маршрутов), а также для оптимизации работы с группой детей.

РАУНД 4. «Ты мне, я – тебе»


Команды задают друг другу вопросы. Оценивается как полнота и «заковыристось» вопроса, так и полнота и правильность ответов.

*** К какому возрасту (раннему или дошкольному) относятся следующие целевые ориентиры:
- ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
-владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых?
(Ранний)

*** Определите, к какой образовательной области относятся следующие задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
(Социально-коммуникативное развитие)

РАУНД 5. «Педагогические пазлы»


Педагогам дается задание, составить фразу, предварительно разрезанную на отдельные слова, словосочетания (фраза разрезается по одному, два, три слова). Время выполнения задания – 5 минут.

Предлагаемые высказывания :

*** Согласно СанПиН 2013 года, 3-4 часа в день должна составлять прогулка детей дошкольного возраста.
*** Что должен знать воспитатель, собирающийся с детьми на экскурсию? Точное количество детей, маршрут.

РАУНД 6. «Аукцион педагогических идей»


Командам предлагается написать за 1 минуту и потом назвать как можно больше новых слов, словосочетаний, понятий, с которыми вы столкнулись при знакомстве с документом ФГОС ДО.

(ФГОС, стандарт, целевые ориентиры, предметно-пространственная развивающая среда, среда трансформируемая и полифункциональная, поддержка детской инициативы, индивидуализация образования, оптимизация работы с группой детей.)


В течение 5 минут команды должны придумать название мероприятия - супер мероприятие в рамках ФГОС, определить его цель, разработать небольшой план его проведения.

Жюри подводят итоги

Объявляются «Знатоки ФГОС»

ПРИЛОЖЕНИЕ
Ещё несколько интересных вопросов по ФГОС ДО, которые можно ввести в игру при желании.

**Проводится ли педагогическая диагностика (мониторинг) при реализации программы? Если да, то кем и с какой целью проводится?
(Может проводиться педагогическим работником для индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития и для создания индивидуальных маршрутов), а также для оптимизации работы с группой детей).

Выписка из ФГОС:
3.2.3.Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

**При решении, каких управленческих задач целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием?
-аттестация педагогических кадров;
-оценка качества образования;
-оценка уровня развития детей;
-оценка выполнения муниципального
(государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
-распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО.

**В чем заключается специфика дошкольного детства?
Гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.

**Выделите требования к условиям реализации Программы, которые включает Стандарт?
- психолого-педагогические условия
- кадровые условия
- учебно-материальные условия
- материально-технические условия
- медико-социальные условия
- финансовые условия
- развивающая предметно-пространственная среда
- информационно-методические условия.

**Какие системные особенности дошкольного образования?
Необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат освоения Программы.

**Что такое ООП ДО? Раскройте понятие.
Основная образовательная программа дошкольного образования.
Программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

**Кем является семья в системе дошкольного образования по стандартам?
Участник образовательного процесса и партнёр.

Похожие публикации