Физическое развитие детей педиатрия. Как оценить развитие ребенка

Физическое здоровье детей в настоящее время является одной из самых актуальных проблем во всем мире, что обусловлено в первую очередь значительными ухудшениями экологической обстановки.

Здоровье матери и ребенка-2016: основные показатели

Неокрепший организм, находящийся в процессе развития наиболее подвержен влиянию негативных факторов, а потому быстро и остро реагирует на каждый из них. Конечно, нельзя говорить о том, что на физическое здоровье оказывает влияние исключительно окружающая среда, в которой находится человек. Однако экологическая обстановка в большой степени отражается на его качестве.

Стоит учесть, что физические показатели здоровья ребенка зависят от целого комплекса экологических, социальных и биологических факторов. Это и бытовые условия, и соблюдение гигиены, и сбалансированный рацион, и полноценный сон, и правильно составленный режим дня, и ежедневная достаточная двигательная активность. Соблюдение всех перечисленных факторов способствует становлению физически развитой, здоровой личности, тогда как пренебрежение хотя бы одним из них влечет за собой отклонение от нормальных показателей и ухудшение самочувствия ребенка.

Основные показатели здоровья матери и ребенка в 2016 году должны повышаться – эта задача стоит в приоритете среди основных задач государственной политики.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья

Что такое здоровье? С научной точки зрения это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.

Нормальные показатели здоровья детей и подростков позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения. Из этого следует, что от состояния здоровья подрастающего поколения зависит успешность и процветание общества и государства, а также национальная безопасность страны.

Согласно статистике, основные показатели здоровья детей за последнее десятилетие снизились в несколько раз. Так, на сегодняшний день, около 30% учащихся начальных школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Примерно 12% школьников имеют близорукость, у 17% выявлены нарушения осанки, у 40% нарушена острота зрения.

На данный момент врачи выделяют три основные составляющие здоровья: физическую, психологическую, поведенческую.

Физическая составляющая подразумевает развитие органов и систем организма, их состояние, функционирование, а также уровень роста.

Психологическая составляющая – психо-эмоциональное состояние, умственная деятельность, социальные потребности человека, адекватность поведения в социуме.

Поведенческая составляющая – проявление своего состояния, умение общаться, выражать эмоции, настроение, наличие жизненной позиции и желание приносить пользу обществу.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья также рассматривается врачами-педиатрами на каждом этапе развития ребенка. Именно поэтому в различных детских учреждениях учитываются анатомо-физиологические особенности детей, их восприимчивость к тем или иным факторам, пониженная или повышенная сопротивляемость организма в определенные возрастные периоды.

Программа исследования зависит от возраста обследуемых. Так, при обследовании детей раннего и дошкольного возраста учитывается развитие моторики речи.

Что является основными показателями физического здоровья детей и подростков

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие детей и подростков. То, насколько развит ребенок, определяется на медицинских осмотрах, периодически проводимых в медицинских учреждениях или школах. Практически с рождения у каждого ребенка измеряется рост, масса тела, окружность грудной клетки. Полученные результаты предоставляют возможность увидеть общую картину развития детского организма. Кроме того, основными показателями физического здоровья детей являются состояния: зубов, слизистых оболочек глаз, полости рта, состояние кожных покровов, соответствие степени полового созревания с возрастом обследуемого, наличие/отсутствие жировых отложений.

При обследовании важны и функциональные показатели. Для этого измеряется жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила.

На показатели оценки здоровья детей и подростков влияют следующие факторы: наличие или отсутствие резко выраженных конституционных особенностей телосложения; результаты измерения и взвешивания; биологический возраст; нервно-психическое развитие.

В соответствии с полученными результатами определяется группа здоровья: 1, 2, 3, 4, 5.

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием.

2 группа – здоровые дети, но с некоторыми функциональными отклонениями, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям.

3 группа – дети с хроническими заболеваниями, но с сохраненными функциональными возможностями организма.

4 группа – дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями организма.

5 группа – дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Те, кто относится к данной группе, не посещают детские учреждения и освобождены от массовых регулярных осмотров.

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей зависят от таких критериев, как наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний; состояние основных органов и систем (кровеносной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и т.д.); степень гармоничности физического и нервно-психического развития.

Показатели физического здоровья детей и подростков фиксируются педиатрами, участковыми врачами, либо медработниками дошкольных и школьных учреждений на плановых осмотрах. Иными словами, сейчас на осмотре врачу недостаточно выявить наличие или отсутствие у ребенка каких-либо заболеваний. Важно максимально расширить круг показателей, отвечающих за развитие биологических и социальных функций растущего организма, своевременно обнаружить начальные стадии отклонений и хронических заболеваний.

Показатели психологического здоровья ребенка и его нарушения

Физическое состояние здоровья детей и его показатели немыслимы без знаний о том, как функционирует нервная система ребенка, каково состояние зрения, слуха, развитие памяти, внимания, речи и мышления. Физическое развитие как показатель здоровья детей должно дополняться сведениями о психологическом состоянии. Раннее выявление отклонений и направление ребенка к специалистам является важной задачей педиатра.

Психологическому здоровью детей всегда уделялось внимание, начиная с раннего возраста, поскольку это необходимое условие для развития полноценной личности. Психологическое здоровье неразрывно связано с физическим.

Что такое психологическое здоровье, и каковы его показатели? Об этом пойдет речь ниже.

Психологическим здоровьем человека принято считать внутреннюю гармонию тела, чувств, мыслей с внешней гармонией – связью между самим человеком и окружающим миром, социумом.

Основные показатели психологического здоровья у детей выражаются в следующих критериях: умении понимать себя и окружающих людей; реализации своего потенциала в различных видах деятельности; способности делать осознанный и правильный выбор; в состоянии душевного комфорта; нормальном социальном поведении.

Психологическое состояние делится на три уровня:

1. Креативный. К нему относятся дети с устойчивой психикой, нормальной адаптацией к окружающей среде, способностью справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход в сложные жизненные моменты, умением и желанием творчески относиться к реальности.

2. Адаптивный. Дети, адаптированные к социальной среде, но отличающиеся повышенной тревожностью.

3. Дезадаптивный. Дети, старающиеся приспособиться к тем или иным условиям или обстоятельствам, жертвуя своими желаниями и возможностями.

На психологическое здоровье могут негативно влиять такие факторы, как неблагополучная семья или неблагоприятные условия в детском саду/школе, например, сложные отношения с учительницей, либо сверстниками.

На показатели нарушения психологического здоровья ребенка во многих случаях влияет окружающая обстановка, сложные взаимоотношения между членами семьи, не складывающиеся отношения со сверстниками, невосприятие его как личности в коллективе. Однако имеют место быть и неблагоприятные наследственные факторы, а также приобретенные психологические заболевания, появляющиеся на фоне сильных стрессов.

Только физически и психологически здоровая личность может стать полноценным, дееспособным членом общества.

Статья прочитана 21 359 раз(a).

Таблицы ВОЗ приводят по самым разнообразным параметрам. Вы можете воспользоваться таблицами ВОЗ, чтобы понять, чтобы понять, развитие вашего ребенка проходит нормально или есть какие-то отклонения от нормы.

Вы легко сможете узнать правильные ли у вашего ребенка параметры, нормально ли он набирает массу и растет. Если какие-то из параметров маловаты или отклонены от нормы, которая рекомендуется ВОЗ, то это серьезный повод отвезти кроху до года к педиатру или лечащему семейному врачу.

Родители не должны халатно относится к параметрам развития ребенка, так как, к примеру, ребенок, который набирает лишний вес, должен пройти ряд анализов, в том числе и на сахарный диабет. Если ваш малыш отстает от нормы, то не следует впадать в панику, а наоборот, поверить еще один параметр – это индекс массы тела.

Именно на это число следует опираться, чтобы понять, какую ребенок имеет массу. Формула : I= m/h2 (масса тела деленная на рост в квадрате) , где m - масса тела в килограммах, h - рост в метрах. Измеряется индекс массы тела в кг/м².

по месяцам

В 2006 году появились новые нормы по развитию мальчиков до 1 года. ВОЗ провела исследования и выдала средние параметры развития мальчиков, у которых нет никаких болезней, и которых кормят грудью. Как известно, дети на искусственных смесях набирают вес быстрее.

Год:месяц Месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. Макс. мин. Макс. мин. макс.
0:00 0 2,9 3,9 48 51,8 12,2 14,8 33,2 35,7
0:01 1 3,9 5,1 52,8 56,7 13,6 16,3 36,1 38,4
0:02 2 4,9 6,3 56,4 60,4 15 17,8 38 40,3
0:03 3 5,7 7,2 59,4 63,5 15,5 18,4 39,3 41,7
0:04 4 6,2 7,8 61,8 66 15,8 18,7 40,4 42,8
0:05 5 6,7 8,4 63,8 68 15,9 18,8 41,4 43,8
0:06 6 7,1 8,8 65,5 69,8 16 18,8 42,1 44,6
0:07 7 7,4 9,2 67 71,3 16 18,8 42,7 45,2
0:08 8 7,7 9,6 68,4 72,8 15,9 18,7 43,3 45,8
0:09 9 8 9,9 69,7 74,2 15,8 18,6 43,7 46,3
0:10 10 8,2 10,2 71 75,6 15,7 18,5 44,1 46,7
0:11 11 8,4 10,5 72,2 76,9 15,6 18,4 44,5 47
1:00 12 8,6 10,8 73,4 78,1 15,5 18,2 44,8 47,4

Родители обязательно должны помнить, что каждый ребенок развивается согласно собственной природе. Нормы, которые указаны в таблицах – это средние показатели, которые могут использоваться как отправная точка и справочный материал. Но если у вас есть хоть малейшие подозрения на то, что у вашего ребенка до одного года наблюдается отклонение от нормы, вы должны срочно показать его врачу.

Нормы для девочек

Параметры развития девочек, утвержденные ВОЗ, года указывают на то, какими должны быть средние параметры развития девочек до одного. Эти данные – некий статический и справочный материал, который является отправной точкой для диагностики развития вашего ребенка. Но если у вас есть сомнения в том, нормально ли развивается ваша девочка, то вам обязательно нужна консультация педиатра.

Год: Месяц месяц Вес, кг Рост, см Индекс массы тела Окружность головы, см
мин. макс. мин. макс. мин. макс.
мин. макс.
0:01 1 3.6 4.8 51,7 55,6 13,2 16 35,4 37,7
0:02 2 4.5 5.8 55 59,1 14,3 17,3 37 39,5
0:03 3 5.2 6.6 57,7 61,9 14,9 17,9 38,3 40,8
0:04 4 5.7 7.3 59,9 64,3 15,2 18,3 39,3 41,8
0:05 5 6.1 7.8 61,8 66,2 15,4 18,4 40,2 42,7
0:06 6 6.5 8.2 63,5 68 15,5 18,5 40,9 43,5
0:07 7 6.8 8.6 65 69,6 15,5 18,5 41,5 44,1
0:08 8 7.0 9.0 66,4 71,1 15,4 18,4 42 44,7
0:11 11 7.7 9.9 70,3 75,3 15,1 18 43,2 45,9
1:00 12 7.9 10.1 71,4 76,6 15 17,9 43,5 46,3
Месяц Прирост веса, грамм Прирост роста, см
Интервал мин макс мин макс
0-1 611 1161 6,8 9
1-2 744 1290
2-3 502 944 4,2 6,1
3-4 383 796
4-5 293 695 2,7 4,5

Таблица развития от 0 и по месяцам до 1 года

Существуют некие средние физические и эмоциональные показатели активности ребенка до одного года. Опираясь на эти параметры, папа и мама могут понять, не отстает и не опережает ли кроха в развитие своих сверстников.

Возраст (месяц) Навыки
1

Глаза ребенка могут следить за погремушкой, которая движется по вертикали. У крохи есть реакция на громкие звуки.

2 Присутствует хватательный рефлекс, малыш может двигать ножками и ручками как попеременно, так и одновременно. Глаза ребенка могут уследить за предметом, движущимся по вертикали.
3 Малыш начинает агукать. Узнает родителей. Поднимает голову, при этом лежит на животике. Ручками исследует личико.
4 В положении на животике приподнимает голову и вытягивает на ручках. Может слегка покачиваться.
5 Играет с «любимой» игрушкой, может придерживать бутылочку или грудь во время кормления. Узнает маму и папу. В этом возрасте появляются первые зубки.
6 Первые попытки ползти по-пластунски. Переворачивается хорошо. Знает свое имя. Повторяет звуки и гласные за взрослыми. Пытается сесть
7 Сидит уверенно. Делает первые попытки вставать. Знает близких людей. Произносит несколько слогов.
8 Может переложить погремушку из ручки в ручку. Поднимает игрушку, которая упала. Может сам кушать еду, держа в руках кусочек.
9 Может сидеть. Тянет и ползет к интересующим его предметам.
10 Узнает близких и может неохотно идти к чужим на руки. Уже может играть в «ку-ку» и прятки. Появляется интерес к мелким предметам.
11 Может сам сесть, хорошо ползает, может ползти назад. Выражает свое недовольство, когда что-то у него забирают
12 Малыш может произносить слоги, подражает интонации родителей.

Хорошо ползет, ходит, держась за что-то, пытается ходить самостоятельно.

Зубы у детей до года таблица

Существуют нормы, по которым у ребенка до года вырастают зубки. Существует таблица, в которой по месяцам расписано, когда и какие зубки должны вырасти у малыша.

Схема расположения зубов (номера показывают порядок появления) Зубы в порядке появления Средний срок появления (месяцы)
1. Нижние центральные резцы 6–10
2. Верхние центральные резцы 7–12
3. Верхние боковые резцы 9–12
4. Нижние боковые резцы 7–16
5. Первые моляры (верхние) 13–19
6. Первые моляры (нижние) 12–18
7. Клыки 16–23
8. Вторые моляры (нижние) 20–31
9. Вторые моляры (верхние) 25–33

Учитывая все эти данные, у ребенка все молочные челюсти формируются только к трем годам. А вот в 12 месяцам прорезаются только 6-10 зубов.

Размеры (обхват) головы у детей таблица

У малыша до одного года параметры охвата головы являются очень важным показателем. Родители должны каждый месяц следить, насколько выросла голова ребенка, так как увеличение или снижение темпов роста может быть последствием каких-либо проблем со здоровьем малыша. Существует таблица, которая по данным ВОЗ показывает средние размеры головы для мальчиков и девочек до года.

Возраст
в месяцах
Девочки Мальчики
Окружность
головы, см
Окружность
головы, см
0 33,9 34,5
1 36,5 37,3
2 38,3 39,1
3 39,5 40,5
4 40,6 41,6
5 41,5 42,6
6 42,2 43,3
7 42,8 44,0
8 43,4 44,5

Нормы для проверки зрения у детей

Малышам до года обязательно проверяют зрение, первая проверка происходит уже в роддоме. Следующая проверка должна проводиться в 3 месяца, потом в 6 и в год. Существует таблица, по которой можно посмотреть, является ли развитие зрения вашего ребенка нормальным.

1 месяц 0,008–0,03 (до 3 %)
3 месяца 0,05–0,1 (5–10 %)
6 месяцев 0,1–0,3 (10–30 %)
1 год 0,3–0,6 (30–60 %)

Согласно нормальному развитию малышей до года, существует таблица, заглянув в которую, родители могу убедиться, что их малыш нормален и уже умеет делать все, что нужно уметь.

Что должен уметь делать ребенок

Возраст ребенка (месяц) Что умеет малыш
1

Может сфокусировать глазки на лице мамы. Понимает, что с ним общается и прислушивается.

2 Может улыбнуться, агукает.
3 Агукает, реагирует на обращенное к нему внимание.

На животике немножко приподнимает головку и несколько минут удерживает ее.

4 Лежа на животике уверенно приподнимает головку. Громко смеется. Если удержать кроху вертикально, то может упирать ножки в поверхность.
5 Хорошо держит голову вертикально. Может перевернуться. Концентрирует взгляд на небольшом предмете. Может переложить погремушку из одной руки в другую. Может произнести гласные и согласные. Ищет интересующие игрушки и тянется к ним.
6 Сидит уже без поддержки. Первые попытки встать.
7 С удовольствием играет в «ку-ку». Стоит, но с поддержкой или держась за мебель. Машет ручкой,когда кто-то уходит. Может сказать «мама» и «папа». Берет что-то маленькое большим и указательным пальчиком.
8 Легко перекладывает предметы из одной ручки в другу. Ищет предметы, который упал. Ходит с опорой. Может стоять без посторонней помощи, но не долго. Понимает «нельзя».
9 Пытается дотянуться или доползти до игрушки, может катить мячик от себя. Пьет из чашки, если ее поддерживают. Говорит «мама» и «папа» очень четко. Может отвечать без слов на просьбу «Дай».
10 Уверенно стоит. Пытается вставать из положения сидя. Проявляет недовольство, когда у него забирают что-то. Лепечет и говорит на младенческом языке. Пытается идти.
11 Может сесть из положения на животике. Уже ходит хорошо. Произносит 3-5 слов.
12

Ходит, опираясь на мебель. Знает свое имя и откликается на него. Может выполнить несложную просьбу. Говорит 5-8 слов. Знает слово «нет».

Таблица роста и веса малышей

Ниже приведена таблица, которая показывает средние параметры развития малыша, установленные ВОЗ. Если вам кроха находится на грудном вскармливании, то его развитие вы можете отслеживать именно по этим параметрам ВОЗ.

Возраст, месяцев Мальчики Девочки
Рост, см Вес, кг Рост, см
0 (новорожденный) 49,9 3,3 0 (новорожденный) 49,9
1 54,7 4,5 1 54,7
2 58,4 5,6 2 58,4
3 61,4 6,4 3 61,4
4 63,9 7,0 4 63,9
5 65,9 7,5 5 65,9
6 67,6 7,9 6 67,6
7 69,2 8,3 7 69,2
8 70,6 8,6 8 70,6
9 72,0 8,9 9 72,0
10 73,3 9,2 10 73,3
11 74,5 9,4 11 74,5
Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях Александр Георгиевич Швецов

Методика оценки физического развития детей

В настоящее время наиболее распространенным способом оценки физического развития является метод взаимосвязи антропометрических признаков (по шкалам регрессии), которые обеспечивают гармоничность, пропорциональность их сочетаний, определяют понятие «физическая красота».

Наиболее важным признаком физического развития является длина тела. Вес и окружность грудной клетки рассматриваются как производные длины тела. Другими словами, не важно, какой рост у ребенка (кроме пограничных значений – низкого и очень высокого), важно, чтобы с этим ростом гармонично сочетались показатели веса и окружности грудной клетки. Именно этим будет достигнута та физическая красота, которая генетически заложена и присутствует у здорового человека.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, стандарты 80-90-? годов XX в. стали непригодными в силу изменившейся биогенной ситуации: на смену акселерации молодого поколения пришла стабилизация и даже возврат к более низким показателям физического развития современных детей; с другой стороны, разработка новых региональных возрастно-половых стандартов требует выделения абсолютно здоровых (социально благополучных) детей. На фоне переживаемых Россией экономических трудностей осуществить это весьма проблематично. В этих условиях вновь появился интерес к генетическим стандартам роста, идея которых принадлежит Е.А. Шапошникову.

Исследования, проведенные автором, позволили ему установить ряд ранее неизвестных статистических закономерностей физического развития детей и подростков. В основе их лежит закон повторяемости равных средних значений массы и средних параметров пропорций при равной средней длине тела. У детей различных национальностей, различных социальных групп, проживающих на разных территориях нашей страны и других стран, средняя масса тела и средние параметры длины туловища, ноги, руки, диаметра плеч, таза, грудной клетки и других соматометрических признаков, приведенные к одной и той же длине тела, приблизительно одинаковы и остаются практически неизменными при смене поколений.

Объективные нормы физического развития, общие для всего детского населения, существуют в виде постоянных зон. Средние пределы средних показателей массы тела (М) и окружности грудной клетки (ОГК) для каждого значения роста практически одинаковы и находятся в пределах М ± ?R (или М ± 10 %).

Точку зрения Е.А. Шапошникова разделяют многие отечественные исследователи физического развития детей, правда, с небольшими изменениями. Несмотря на различие методических подходов, все авторы едины в главном – оценку физического развития детей и подростков можно проводить на основе единого (генотипического ) стандарта. Отклонения от него свидетельствуют о нарушении взаимоотношений с окружающей средой, снижении адаптационных возможностей детского организма.

Предлагаем следующую оценку физического развития детей и подростков.

1. Комплексная оценка физического развития детей и подростков должна содержать не менее трех антропометрических признаков: рост, вес и окружность грудной клетки в паузе. Нельзя ограничиваться исследованием лишь роста и веса ребенка, это существенно снизит качество оценки его физического развития.

2. Значение роста (длины тела) ограничивается лишь выделением его крайних вариантов: «низкого» и «очень низкого» (1-й и ниже классы роста) и «очень высокого» (выше 5-го класса роста). Их определение должно проводиться на первом этапе оценки физического развития по региональным ростовым стандартам (табл. 1 ), разработка которых не представляет больших трудностей.

Таблица 1

Примеры границ классов роста детей дошкольного возраста г. Великого Новгорода

Крайние варианты роста, отражают патологические отклонения и часто связаны с эндокринными нарушениями в организме. Такие дети требуют консультации или наблюдения эндокринолога.

3. Варианты роста от «ниже среднего» до «высокого» (1-5-й классы роста) являются вариантами нормы. Определение степени физического развития связывается в этом случае с оценкой гармоничности массы тела и окружности грудной клетки и пропорциональности исследуемых признаков по единым генетическим росто-половым стандартам, разработанным Е.А. Шапошниковым. В оценочный цикл мы включили показатели окружности грудной клетки. Данные стандарты пригодны для использования на всей территории Российской Федерации (табл. 2, 3 ).

Таблица 2

Оценочная таблица физического развития мальчиков дошкольного возраста

Таблица 3

Оценочная таблица физического развития девочек дошкольного возраста

Примечание. Отставание или опережение веса обозначаются символами «-» или «+» перед цифрой степени (±II), а отставание или опережение размера окружности грудной клетки – после цифры степени (II±).

4. В соответствии с классической схемой, предложенной еще в 1959 г. А.Б. Ставицкой и Д.И. Арон, комплексную оценку физического развития принято выражать через понятия «среднее», «ниже среднего», «выше среднего», «высокое» и «низкое». Расплывчатость рассматриваемых понятий как выразителей степени физического развития связана с тем, что они не являются ни количественными, ни абстрактными критериями, отражающими отношение к стандарту. «Среднее» может быть, например, между высоким и низким, горячим и холодным, мягким и жестким и т. д., а может и усредненным значением в ряду каких-либо показателей (стандарт роста, веса, окружности грудной клетки). В приложении к оценке степени физического развития это понятие несет информацию, которая трудно поддается расшифровке. «Среднее» физическое развитие может рассматриваться здесь как занимающее среднее положение между «хорошим» и «плохим», но оно не соответствует понятию «хорошее». «Высокая» степень физического развития по выраженности роста созвучна понятию «хорошее», но это не всегда так. Если высокому росту не соответствует вес и (или) окружность грудной клетки по стандарту, физическое развитие ребенка выходит из ряда «хорошего» и может быть отнесено к «ухудшенному» или «плохому» по стандарту.

Оценка степени физического развития отражает отношение исследуемого показателя к стандарту и может быть выражена существующими в русском языке определениями: «хорошее» (I степень), «ухудшенное» (II степень) и «плохое» (III степень). Их предложил в 1965 г. Н.Г. Властовский.

Ориентируясь на оценочную схему НИИ гигиены детей и подростков МЗ СССР, рекомендуем модифицированную схему оценки физического развития (табл. 4 ). Она позволяет в упрощенной форме определить как степень отклонения антропометрических показателей от стандарта [хорошее (гармоничное), ухудшенное (дисгармоничное), плохое (резко дисгармоничное) физическое развитие], так и степень пропорциональности сравниваемых показателей между собой (пропорциональное, диспропорциональное физическое развитие).

Таблица 4

Оценочная шкала физического развития дошкольников по шкалам регрессии

В процессе оценки физического развития устанавливается выраженность роста ребенка в сравнении с региональными стандартами (см. табл. 1 ). При выявлении крайних значений роста (1-й и выше 5-го классы роста), значения степени физического развития выставляются только по данным роста (IV–V степени) в зависимости от показателей массы тела и окружности грудной клетки. Но, при необходимости, может быть определена и степень пропорциональности физического развития.

Если же значения длины тела попадают в пределы 2-5-го классов роста, то у этих детей поочередно определяются степени (I–II–III) соотношения веса с ростом и грудного периметра с ростом (табл. 2, 3 ), а затем выводится итоговая оценка степени физического развития по худшему оценочному показателю.

Учитывая, что II и III степени физического развития могут быть обусловлены либо опережением, либо отставанием веса и окружности грудной клетки по отношению к данным стандарта, при подведении итога степени физического развития (отставание или опережение веса) обозначаются знаками «-» или «+» перед цифрой степени (±II; ±III), а отставание или опережение грудного периметра – такими же знаками после цифры степени (II±; III±).

Если вес и окружность груди находятся в одинаковых по знаку и степени оценочных группах – физическое развитие оценивается как пропорциональное, если в разных по степени (один показатель опережает или отстает от стандарта больше, чем другой) – как диспропорциональное. Если же диспропорция веса и окружности груди оценивается разными по знаку степенями (один показатель отстает, другой – опережает), то физическое развитие оценивается как атипичное или резко диспропорциональное.

Примеры оценки физического развития детей

1. Иванов Саша. Дата рождения – 18 октября 1998 г., дата обследования – 28 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост 100 см, вес – 13,5 кг, окружность грудной клетки – 53 см.

Возрастная группа ребенка определяется по графику (рис. 1): 2001 – 1998 = 3 года, так как точка пересечения линий лежит в незаштрихованном поле. По табл. 1 находим, что его рост относится ко 2-5-му классам роста (исключается возможность оценки его физического развития IV и V степенью). Дальнейшее определение степени физического развития проводится по ростовому стандарту мальчиков (табл. 2), поочередным сопоставлением роста с весом и роста с окружностью груди. Степень развития – по соотношению роста с весом (– II), так как значения веса лежат между границами хорошего и ухудшенного физического развития, а по соотношению роста с окружностью грудной клетки – (I). Итоговая оценка – худший оценочный показатель, с сохранением знаков отклонения – (– II, что в расшифровке означает: «Ухудшенное (дисгармоничное ), диспропорциональное физическое развитие, с отставанием по весу».

2. Петрова Вера. Дата рождения – 26 сентября 1996 г., дата обследования – 25 марта 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 112 см, вес – 23,6 кг, окружность грудной клетки – 62 см.

Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1996 = 5 лет – 6 мес. = 4 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что ее рост относится ко 2-5-му классам роста. По табл. 3 находим степень физического развития для соотношения роста с весом – (+ III), для соотношения роста с окружностью грудной клетки – (III +). Итоговая оценка – (+ III +): «Плохое (резко дисгармоничное ), пропорциональное физическое развитие, с опережением по весу и окружности грудной клетки».

3. Сергеева Люба. Дата рождения – 2 марта 1998 г., дата обследования – 20 ноября 2001 г. Антропометрические показатели: рост – 115 см, вес – 20 кг, окружность грудной клетки – 58 см.

Характеристика физического развития. Возрастная группа ребенка: 2001 – 1998 = 3 г. + 6 мес. = 3 г. 6 мес. По табл. 1 находим, что у ребенка рост выше 5-го класса, что позволяет отнести его к V степени физического развития: «Опережение в физическом развитии», не оценивая соответствие роста с весом и окружностью груди. Ребенок нуждается в консультации эндокринолога. При этом ребенок отличается пропорциональным физическим развитием, о чем свидетельствует отнесение соотношения роста с весом и роста с окружностью груди к I степени физического развития.

Оценка роста и развития, даже по самым простым и доступным медработнику методикам важна как в физиологической педиатрии, так и при определении патологических состояний. При этом значение отдельных антропометрических признаков может быть различным.

При анализе уровня физического развития за основу принято брать величину длины тела. Эта величина является доминирующим признаком. С ее изменением связано отклонение таких показателей, как масса тела и окружность грудной клетки.

Масса тела зависит, прежде всего, от питания ребенка. Это быстро меняющийся показатель, требующий постоянного контроля.

При оценке гармоничности физического развития важное значение имеют показатели окружности грудной клетки. В них проявляются общие закономерности, свойственные другим параметрам физического развития детей.

Изменения размеров тела ребенка по мере его развития связаны с увеличением размеров и массы большинства внутренних органов.

Отставание процессов роста, если оно не связано с патологией костно-хрящевых структур, означает торможение развития и дифференцировки внутренних органов. Чем значительнее отставание в физическом развитии ребенка, тем более выражены у него неблагоприятные изменения в иммунограмме. Поэтому есть только одна возможность – постоянная защита и обеспечение условий для нормального развития ребенка, предупреждение его нарушений.

Движение какого-либо антропометрического показателя в сторону отставания или опережения уже на ранних стадиях позволяет врачу заподозрить развитие патологии: формирующуюся задержку роста (гипостатура, нанизм); опережение роста (синдромы Марфана, Клайнфельдера); развитие дистрофий различного происхождения, ожирения, узкогрудости, нередко сопровождающейся различными аномалиями развития легкого, широкогрудости, как проявления увеличения объема легких, микро– и макроцефалии, обусловленных частично гидроцефалией.

Физическое развитие ребенка в детском коллективе зависит от конкретных факторов окружающей среды и, прежде всего, условий и образа жизни.

Для оценки физического развития коллектива необходимо провести его индивидуальную оценку использующимся методом и дать итоговую оценку по удельному весу детей с хорошим физическим развитием. Физическое развитие коллектива считается удовлетворительным, если не менее 68 % детей имеют нормальное (или хорошее ) гармоничное физическое развитие (I степень ) .

Из книги Медицинская статистика автора Ольга Ивановна Жидкова

19. Методика вариационно – статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития по методу индексов Полученные при антропометрических обследованиях числовые данные отдельных признаков (рост, вес, окружность груди и пр.)

Из книги Пропедевтика детских болезней автора О. В. Осипова

22. Методика групповой оценки физического развития. Акселерация Оценка физического развития коллектива производится путем анализа возрастных изменений средних величин их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные

Из книги Общая гигиена автора Юрий Юрьевич Елисеев

8. Цент ильный метод оценки физического развития Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

49. Показатели физического развития Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма.Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.Для детей от 1

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

50. Методы оценки физического развития детей и подростков Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение) На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве

Из книги Ваш ребенок от рождения до 6 лет. Выявление отклонений в развитии и их коррекция. Книга, необходимая в каждой семье автора Леонид Ростиславович Биттерлих

ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки Показатели физического развития Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия

Из книги Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях автора Александр Георгиевич Швецов

Показатели физического развития Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.Термин «физическое

Из книги Как безопасно родить в России автора Александр Владимирович Саверский

Методы оценки физического развития детей и подростков При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)

Из книги Здоровые дети – счастливая семья автора Светлана Васильевна Баранова

5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение.

Из книги Детская оздоровительная йога автора Андрей Липень

II. Особенности физического развития 1. Резко выраженное отставание в физическом развитии, препятствующее выполнению упражнений и нормативов, предусмотренных учебными программами; резкая диспропорция между длиной конечностей и туловища.2. Все виды деформаций верхних

Из книги автора

Способы оценки правильного развития недоношенного ребенка и близнецов Вы можете использовать два нижеприведенных способа для того, чтобы проверить, отстает ли ваш недоношенный ребенок в развитии от доношенного ребенка так, как это ему положено в норме, или имеется

Из книги автора

Методика исследования физического развития детей Антропометрическое обследование и определение степени физического развития по его оценочным таблицам (стандартам) входит в обязанности среднего медицинского работника и воспитателя, а их интерпретация – в обязанности

Из книги автора

Приложение 2 Показатели физического и нервно-психического развития детей. Календарь профилактических прививок 1. Календарь профилактических прививок (из приказа Минздрава России от 18.12.1997 г. № 375) 2. Физическое развитие детей Центильные шкалы распределения детей по

Из книги автора

Приблизительные нормы физического и психомоторного развития детей первого года жизни Игнатьева Татьяна, Назирбекова Ирина Возраст: (от первого вдоха до 28 дней) – новорождённый. Физические параметры: рост 46–55 см; вес 2600–4500 г.Психомоторное развитие: флексорная поза.

Из книги автора

Приложений 1 Результаты анализа физического развития семилетних детей Красноярска В условиях глубокого демографического кризиса необходимо уделять особое внимание воспитанию подрастающего поколения. Показатели физического развития – один из основных параметров

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

Современный мир предоставляет детям и родителям множество вариантов для развлечения и обучения, но часто в гонке за новинками взрослые допускают ошибку, не уделяя достаточно внимания физическому развитию подрастающего поколения.

Гаджеты, компьютеры, разнообразные игровые панели увлекают кроху, а родителям дают возможность решать бытовые вопросы. Ведь что может быть проще, чем включить мультик и заняться своими делами? Но такое поведение родителей все чаще приводит к печальным последствиям. Отсутствие у крохи интереса к подвижным играм, гиподинамия, сниженный интерес к окружающему отрицательно сказывается на общем развитии малыша. Снижение тонуса мышц, низкая гибкость и малая подвижность суставов могут стать причиной разных заболеваний.

Одна из задач родителей, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста – обеспечение условий для привлечения внимания карапуза к активному образу жизни, увлечению спортом.

Акцент на спортивный образ жизни должен быть сделан сразу после рождения ребенка, оказывать влияние на весь период взросления.

Физическое развитие – изменения в организме, происходящие на протяжении всей жизни, указывающие на общее состояние тела и внутренних систем.

Спортивный, внешне и внутренне натренированный малыш лучше справляется с различными инфекционными заболеваниями, имеет устойчивую психику, бодр и весел.

Дети дошкольного возраста по природе своей очень активны. Бегая и прыгая, тренируя мышцы и улучшая кислородный обмен между клетками, они, таким образом, укрепляют сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы.

Понимая важность физического развития детей, родители задаются вопросами:

  • в каком возрасте начинать заниматься физическим развитием чада?
  • как помочь освоить необходимые навыки?
  • на что обратить внимание?

Чтобы ответь на эти вопросы, необходимо разобраться, каким образом происходит становление организма, какие периоды проходит карапуз от рождения до похода в школу, и какие действия помогут развить необходимые навыки.

Основные периоды развития физических способностей детей с рождения до 9 лет

Периоды физического становления детей дошкольного возраста условно подразделяют:

  • Младенческий. С рождения до 12 месяцев;
  • Ранний. С 1 года до 3 лет;
  • Средний: 3-6 лет;
  • Старший: 6-9 лет.

Каждый из этих периодов подразумевает освоение определенного комплекса навыков, стимуляцию выработки умений и совершенствование уже изученных движений.

Каждый ребенок индивидуален и переход между возрастными группами может происходить чуть раньше или позже.

Оценка возможностей должна базироваться не столько на возрастных усредненных показателях, сколько на физическом состоянии организма крохи.

Что развиваем у ребенка с рождения до года

Развитие физических способностей на первом году жизни строится на умениях, которыми обладает ребенок. Беря за основу необходимые для освоения конкретного естественного навыка упражнения, взрослые помогают ему достигать первых важных побед.

Держим голову и поднимаем ее вверх

Сразу после рождения актуальным становятся массаж и нагрузки, укрепляющие мышцы шеи, чтобы кроха научился держать голову. С обретением этого навыка внимание родителей переключается на мышцы спины, рук и ног для постепенного поднятия туловища на локотках в положении лежа на животе. Освоение этих умений заложено природой, роль родителей – помочь малышу быстрее понять, как нужно действовать.

Улыбаемся и садимся

К трем месяцам движения карапуза все еще беспорядочны и плохо скоординированы. Стимулом для тренировки является реакция на звуки, зрительное восприятие взрослого. Улыбаясь и приветствуя желаемый объект всеми возможными способами, малыш напрягает и расслабляет практически все мышцы тела, давая им нагрузку. Это укрепляет мускулатуру, организм. Для помощи ребенку в комплекс ежедневных упражнений и массажа вводят новые элементы, позволяющие тренировать мышцы спины, позвоночника, рук, ног для постепенного перехода к новому положению – сидя.

Ползем, встаем и идем

При равномерном развитии и достаточной стимуляции двигательных навыков к шести месяцам большинство детей осваивают передвижение на четвереньках и умение поднимать собственное туловище в положение сидя. Поддерживая стремления карапуза одолеть новую плоскость, стоит задуматься о дополнительных нагрузках на мышцы ног и спины – поддерживайте желание крохи получить умение вставать, держась за мебель или поручень.

Упражнения, массаж, занятия на различных гимнастических снарядах, водные процедуры способствуют самостоятельному овладению навыка хождения к 10-12 месяцам.

Условия для физического развития

Внимание родителей к развитию физических способностей на первом этапе играет большую роль, но с освоением навыков ползанья и сидения хорошо давать карапузу изучать свои возможности самостоятельно. Полностью понять свое тело, научиться координировать движения – невозможно, если все время взрослые будут придерживать или оберегать от лишних действий.

После 6 месяцев желательно создавать ребенку необходимые условия, страховать, но не мешать изучать. Постоянные окрики, попытка убрать все предметы за исключением игрушек, резкое отрицание стремления забраться повыше не помогут малышу научиться всему необходимому, а на психоэмоциональном уровне вызовут излишнюю осторожность или даже страх перед неизведанным.

Первые игры

Во второй половине года вводятся первые полноценные игры с кубиками, машинками и куклами, мячом и т. д. Обучая игровым приемам с предметами, взрослые стимулируют у ребенка:

  • развитие нервного и костно-мышечного аппарата;
  • повышение общего тонуса мышц;
  • совершенствование психических функций;
  • появление воображения и мышления;
  • зарождение памяти и внимания;
  • речь;
  • формирование характера.

Отдельно стоит отметить, что развитие речи и таких черт характера как воля, терпение, настойчивость, играют важную роль в общем физическом становлении и дальнейших спортивных успехах.

  • массаж и упражнения для стимуляции развития навыков;
  • гимнастические упражнения в воде и на фитболе;
  • первичное закаливание;
  • введение игры, как основного типа познания окружающего мира;
  • стимулирование двигательной активности через привлечение малыша яркими игрушками и интересными предметами.

Ранний период физического развития (1-3 года) – время познания возможностей своего тела. Возраст характеризуется снижением темпа роста и набора веса. В год кроха вырастает на 8-10 см, вес существенно не изменяется. Достаточно часто за 12 месяцев малыш может набрать всего 2-3 кг. Это происходит из-за увеличения движений, усиленного освоения окружающего пространства.

С года до трех происходит интенсивное формирование внутренних систем. Для полноценного снабжения кислородом организм требует больше движения. Повышенная активность стимулирует приобретение новых физических навыков, помогает успешно укреплять мышцы, производить окостенение тканей и хрящей.

Движение – жизнь.

Именно в год ребенок полноценно вступает в фазу стремительного наращивания возможностей тела для последующего освоения множества умственных и физических навыков.

Переход от ходьбы к бегу

Научившись самостоятельно ходить, кроха, чувствующий поддержку родителей, стремится понять и изучить свои скоростные возможности. На ближайшие несколько лет бег станет основным видом перемещения малыша. Новые возможности и ощущения, полученные в результате освоения этого навыка, становятся мотиватором для изучения своего тела и окружающего мира. Роль родителей на этом этапе – страховать, но не сдерживать.

Осваиваем лестницу

Уже в один год полезно помочь карапузу освоить пеший поход ввысь. Сначала за ручку, потихоньку преодолевая небольшие пролеты по одной ступеньке, постепенно увеличивая количество. Это упражнение позволяет укреплять мышцы ног, давая понимание, как можно двигаться. К двум годам дети проявляют настойчивое желание делать это упражнение самостоятельно. Не препятствуйте, но будьте очень внимательны.

Прыгаем и лазаем

Осознав, что кроме ходьбы и бега по прямой, изучать окружающий мир можно и с высоты, ребенок начнет проявлять желание забраться повыше. Некоторые дети первые попытки покорить вершины проявляют еще до года, другие приходят к ним только ближе к 1,5 годам.

В каком бы возрасте ваш кроха не захотел забраться повыше, не мешайте ему. Страхуйте его стремление узнать, как все смотрится сверху. С первых попыток настоятельно показывайте, как нужно правильно слезать. Умение осторожно перевернуться на живот и поочередно спускать ноги, чтобы почувствовать опору – путь к уменьшению травм. Если по какой-то причине малыш не хочет осваивать спортивный комплекс, покажите на собственном примере, как это делать.

Бросаем и ловим

В возрасте 1-1,5 целесообразно начинать обучать кроху простым манипуляциям с мячом. Хорошо предложить научиться бросать мячики разного размера. Знакомство с этим видом игрушек происходит еще на первом году жизни, но с появлением возможности ходить и бегать, малыш начинает тренировать координацию рук и ног.

Для первых занятий подходят легкие резиновые мячи, удобные для захвата двумя руками, несильно надутые. Слегка приспущенный мяч меньше пружинит и ребенку легче его удерживать и бросать. Покажите, как выпустить мячик из рук, придать ему нужное направление, поймать.

Детям очень нравятся такие занятия, они с удовольствием бегают за упущенным предметом, нагибаются и разгибаются, чтобы поднять. Если показать, как играть в футбол, ребенок с удовольствием будет пытаться пнуть мяч.

Выносливость

Важное качество, доступное уже в раннем дошкольном возрасте, – выносливость. Постепенно увеличивая нагрузку, предлагая крохе длительные дальние прогулки, давая возможность вволю набегаться, мотивируя изучать возможности своего тела, легко вырабатывать это важное качество. Но стоит помнить, что малыш еще не вполне готов к полноценным путешествиям – после длительной прогулки ему необходим хороший отдых.

Ловкость

Не менее важной для физического развития является ловкость — умение скоординировать действия, легко повторить новое упражнение, подстроиться под правила игры, повторять и доводить до автоматизма различные движения.

Заинтересованный игрой малыш учится владеть собственным телом, быстро принимать решение, какое движение будет необходимо выполнить для решения поставленной задачи.

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста подразумевает развитие мелкой и крупной моторики. Вводить игры с небольшими предметами необходимо уже в ранний период. Хорошо способствуют овладению этому навыку различные творческие занятия. Ловкость тела, зависящая от крупной моторики, находит свое развитие в подвижных играх. Необходимость уворачиваться, приседать или подпрыгивать – шаги в освоении собственного тела.

Координация движений

Большинство подвижных игр требуют от крохи быстроты реакции, что пока не доступно в силу возраста. Базовые навыки координации органов чувств и тела уже развиты достаточно хорошо, поэтому с 12 месяцев рекомендуется предлагать выполнять упражнения, требующие одновременных действий разными частями тела.

Начинать лучше с простого. Предложите вашему чаду обучиться кушать столовыми приборами без помощи. Не огорчайтесь из-за пролитого супа или перевернутой чашки. С каждой новой попыткой будет получаться лучше. Постепенно научите малыша самостоятельно одеваться и обуваться, выполнять несложные поручения по дому. Каждый раз, выполняя простые действия, кроха получает бесценный опыт овладения собственным телом.

Мелкая моторика

Ошибочно полагать, что физическому развитию ребенка способствует только крупная моторика, двигательные умения крупных частей тела. Умение выполнять действия при помощи пальцев рук и ног – важная составляющая правильного развития организма. Сосредоточившись на шнуровке, мозаике или пластилине, малыш незаметно для себя:

  • будет подбирать удобное для себя положение, давая нагрузку на разные группы мышц;
  • тренировать двигательно-зрительную координацию;
  • стимулировать развитие головного мозга;
  • развивать речь;
  • при помощи родителей запоминать правильное положение тела, сохраняя осанку.

Танцы

Мало кого музыка оставляет равнодушными. Умение передать внутренние ощущения при помощи движений важная составляющая физического, психического и умственного становления. Научите ребенка двигаться в такт музыке, показывать свои ощущения без слов. Такая гимнастика даст дополнительный стимул для развития эмоциональной сферы, внутренние порывы откроют новые грани физического совершенства.

К трем годам большинство детей уже достаточно хорошо владеют собственным телом. Физические нагрузки раннего периода способствуют развитию мышц. На первый план в среднем дошкольном возрасте выходит координация и умение держать равновесие. В этот период некоторые родители начинают подбирать для своих детей спортивные секции, другие усиленно обучают разнообразным видам игр с применением дополнительных средств: велосипед, самокат, лыжи и т. д.

Педиатры считают оптимальным возрастом для посещения спортивных секций 4-5 лет.

Именно к этому периоду организм ребенка готов к дополнительным нагрузкам, кости приобретают достаточную прочность, сохраняя гибкость. Но отдав кроху на обучение к специалистам, не стоит полностью перекладывать на них заботу о физическом развитии ребенка. Игры и подвижный образ жизни должны сопровождать малыша на протяжении всего периода взросления, независимо от того, ходит он в секцию или нет.

При достаточных нагрузках и внимании со стороны взрослых к 5 годам дети способны уже на многое:

  • удерживать некоторое время свое тело в заданном положении;
  • сохранять и быстро менять направление движения;
  • выполнять движение, сохраняя амплитуду и темп;
  • играя в мяч, ловить и уклоняться от него.

Скорость

В три года ребенок уже очень хорошо ходит и бегает, поэтому основным направлением развития в этот период становится увеличение скорости бега. Постепенно начинают применяться различные дополнительные движения, позволяющие на скорости манипулировать предметами, выполнять повороты и уклоны, не снижая скорости. Отдельным умением, на которое стоит обратить внимание в этом возрасте, является навык быстрой остановки во время бега. Очень важно научить кроху быстро останавливаться, чтобы избежать нежелательных столкновений, падений при неправильной группировке мышц.

Формированию навыков остановки, уклонения от предметов, быстрой смены направления способствуют простые игры – догонялки, салки, прятки. С трех лет малыш начинает интересоваться общением со сверстниками, поэтому эти игры желательно проводить в кампании детей.

Сила

Подражая взрослым, уже в конце раннего периода дети начинают проявлять интерес к разнообразным действиям, связанным с поднятием предметов, их передвижением. Позвольте вашему малышу тренировать свои навыки в бытовых вопросах. Идя из магазина, предложите ему отдельный пакетик с продуктами, дайте возможность помочь вам передвинуть или перенести стул или коробку с игрушками.

В трехлетнем возрасте хорошо ввести упражнения на удержание собственного веса:

  • подтягивания. Предложите крохе попробовать поднять собственный вес;
  • «мостик». Выгибание тела из положения лежа, удерживая вес на руках и ногах;
  • «березка». Лежа на спине поднять ноги как можно выше вверх, придерживая тело руками за спину.

Выносливость

Предлагая различные подвижные игры, длительные пешие прогулки, развлечения со спортивным инвентарем взрослые помогают тренировать выносливость. Это качество очень важно для посещения спортивных секций, активных занятий спортом, выработки и формировании игровых и физических навыков.

Ловкость

Средний дошкольный возраст предполагает усиленную работу по развитию мелкой и крупной моторики. Развитие уже имеющихся навыков и приобретение новых развивают общую ловкость ребенка, позволяя быстро, правильно, рационально находить вариант для решения поставленной задачи. Досконально изученные движения постепенно переходят в автоматический режим, позволяя ребенку совершать большое количество движений без дополнительных усилий.

Гибкость

Увеличение двигательных возможностей малыша в средний дошкольный период позволяют родителям вводить упражнения по развитию гибкости тела. Эта важная составляющая общей координации тела, позволяющая к 6-7 годам избавиться от неловких движений, привести малыша к плавным движениям, научить правильно входить в падения, предотвратить нежелательные последствия. Гибкость тела повышается через простые упражнения (наклоны, приседания) и занятия на гимнастических снарядах (фитбол, шведская стенка).

Равновесие

В 3-3,5 года хорошо начинать обучать навыку удержания равновесия. Научите кроху:

  • ходить по бревну;
  • стоять на одной ноге;
  • поворачивать голову, корпус, поднимать руки, не отрывая стопы от пола.

Велосипед, ролики, коньки, лыжи

С трех лет детям становятся доступны самые разные виды спортивного инвентаря. Хорошо, если ваш кроха освоит как можно больше в дошкольный период. Использование велосипеда, коньков, беговела, самоката:

  • дает хорошую нагрузку на мышцы;
  • развивает равновесие;
  • тренирует выносливость;
  • увеличивает ловкость;
  • приносит удовольствие и радость.

Позволяя своему ребенку осваивать множество разных видов двигательной активности, взрослые решают несколько задач дошкольного периода – формирование здорового крепкого организма, выработка иммунитета, развитие психоэмоциональной сферы ребенка.

Что должен уметь ребенок к 5-6 годам:

  • Контролировать свои движения. Уметь побежать или остановиться по команде;
  • Ловить мяч, стучать им об пол с последующим захватом;
  • Удерживать равновесие в течение 15-20 секунд, стоя на одной ноге;
  • Прыгать вверх и в стороны;
  • Передвигаться по бревну;
  • Кататься на велосипеде;
  • 3-5 раз перепрыгнуть через скакалку;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, застежки.

6-9 лет – время больших изменений. В это время большинство детей начинает посещать школу, вступают в новую фазу своего развития. Полученный в дошкольный период спортивный опыт позволяет справляться с новыми вызовами, принимать новые условия жизни. Развитие организма к этому периоду переходит в спокойную стадию. До переходного возраста наблюдается резкий спад в скорости набора веса и роста. Снижается активность, малыш может некоторое время провести, сосредоточившись на заданиях.

Движение детей 6-9 лет становятся плавными, ритмичными. Будущий школьник может преодолевать достаточно большее расстояние, выполнять полный комплекс упражнений на протяжении 30-40 минут. Тело пропорциональное, двигательные навыки доведены до автоматизма. На первый план выходит работа по поддержанию высокого тонуса мышц на протяжении дня, контроль правильной осанки, постановки стоп.

ЗОЖ

При подготовке к школе и последующем обучении в начальных классах, родителям нужно внимательно отнестись к выработке основ здорового образа жизни. Подсказать, как уравновесить учебную нагрузку и физические упражнения, контролировать осанку при занятиях за столом, тщательно подбирать диету, позволяющую насыщать тело и мозг ребенка для усиленной умственной нагрузки.

Координация

Хотя большинство навыков уже сформировано и используются автоматически, работа по дальнейшей координации движений не должна прекращаться. В этот период необходимо вводить новые виды упражнений, игр, ориентированные на детей младшего школьного возраста.

Ловкость

При достаточном внимании родителей к развитию мелкой моторики в предыдущие периоды, к 6 годам ребенок уже вполне готов обучиться письму. Но не стоит забрасывать различные упражнения для развития пальчиков. Мозаики, пазлы, творческие занятия будут играть большую роль в течение всей школьной жизни, стимулируя:

  • работу головного мозга;
  • психоэмоциональное равновесие;
  • творческую составляющую.

Сила и выносливость

К 6 годам можно устраивать с ребенком дальние выезды на велосипедах, прогулки в лес или по городу на несколько часов. Чем больше времени и сил кроха будет проводить в компании родителей, изучая окружающий мир, тем лучше будут развиваться его физические навыки, формироваться устойчивые психоэмоциональные связи.

Спортивные секции

Если ваш кроха еще не посещает спортивную секцию, то самое время задуматься над этим вопросом. При подбое ориентируйтесь на его пристрастия и возможности. Хорошо, если малыш сможет попробовать несколько вариантов и остановиться на одном.

Некоторые советы по физическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Занимаясь физическим развитием ребенка, каждому родителю стоит помнить о простых принципах:

  • От простого к сложному. Вводите новые элементы и игры в жизнь ребенка постепенно, оценивая его возможности. Не стоит одномоментно знакомить кроху с целым комплексом упражнений. Знакомство с новыми двигательными навыками должно происходить постепенно, после полного усвоения предыдущего;
  • Индивидуальность. Ваш ребенок уникален и развивается по своему собственному пути. Не стоит чрезмерно увлекаться достижением установленных ВОЗ норм и рамок. Первоочередным для вас должен быть комфорт и здоровье ребенка;
  • Достижение мастерства. Изучив упражнение, не откладывайте его в сторону. Повторяйте снова и снова, пока не заметите, что малыш пользуется им автоматически.
  • Повышение нагрузки. Для роста и развития физических данных крохи необходимо постоянно увеличивать предлагаемую нагрузку. Если сегодня малыш сам дошел до магазина, то завтра предложите ему сделать то же самое и на обратном пути, послезавтра пройдите с ним длинным путем.
  • Поддержка. Стимулируйте смелость, выдержку, настойчивость как основные двигатели развития. Достигая маленьких спортивных побед, преодолевая препятствия в дошкольном возрасте, карапуз научится бороться со сложностями в будущей жизни, идти к цели, не сбавляя темпа.

Физическое развитие ребенка – путь к здоровью и бодрости духа вашего малыша. Не пренебрегайте возможностью подарить крохе счастливое детство, полное приключений, обеспечить здоровое будущее. Помочь малышу освоить все необходимые навыки очень просто. Будьте рядом и помогайте узнать все, что заинтересует маленького исследователя.

Похожие публикации